В среду, 29 марта, президент России Владимир Путин побывал в самой северной точке страны — на Земле Франца-Иосифа. Семь лет назад, посетив эти края, он надел спутниковый ошейник на белого медведя и призвал начать генеральную уборку в Арктике. На этот раз президент воздержался от общения с дикими животными, но ход очистных работ проинспектировал. Компанию ему составил премьер-министр Дмитрий Медведев. Словно подтверждая слухи о недавней болезни, одет он был теплее всех.
Тысяча километров до Архангельска и еще 2700 — до Земли Франца-Иосифа. На самый край света летают только военно-транспортные самолеты. Учитывая время дозаправки, путь займет не меньше восьми часов. Там, в Арктике, морозы минус 27, а по ощущениям все минус 40. Когда Тося из «Девчат» прибыла в уральскую зиму в тоненьких туфельках, другая героиня со словами «Здесь тебе не Симферополь» подарила ей валенки. Так и журналистов на архипелаге осмотрели с усмешкой, отвели на склад и с ног до головы экипировали в амуницию местных строителей. И тоже предложили надеть валенки.
Заодно прочитали лекцию о том, как опасны медведи. Рецептов по спасению не давали, потому что их нет: бегают медведи быстро, прыгают на высоту до семи метров, могут изловчиться и вскрыть двери и окна. Последний несчастный случай
Спецодежду — в этом случае красные именные пуховики, меховые шапки и теплые ботинки — пришлось надеть и другим гостям. Владимир Путин прилетел на остров в большой компании. С ним были и премьер-министр Дмитрий Медведев, и министр обороны Сергей Шойгу, и глава Минприроды Сергей Донской, и спецпредставитель по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов.
Чтобы продемонстрировать президенту объем проделанной работы, ему предложили подняться на вершину, где стоит самый северный пограничный столб России. Отсюда раньше открывался вид не только на суровый Ледовитый океан, но и на бескрайнее поле, уставленное бочками из-под горючего. В рамках программы по очистке Арктики уже удалось вывезти более 42 тысяч тонн мусора. Если измерять в Эйфелевых башнях — утилизировали четыре штуки, говорят на острове.
Затем, кутаясь в куртки и меховые шапки, гости отправились к ледяной пещере — провалу в леднике, позволяющему изучать вечную мерзлоту в естественных условиях. Путин остановился у ледяной глыбы высотой с трехэтажный дом. По просьбе ученых президент несколькими ударами ледоруба высек осколки льда величиной с кулак. В них виднелись маленькие пузырьки воздуха — с их помощью ученые анализируют состав атмосферы, которая была на Земле несколько сотен лет назад.
«Смотрите, не замерзните тут», — пожелал президент журналистам. Сам он согрелся за чашкой чая в компании работающих в заповеднике экологов, а после провел совещание по развитию Арктики.
Посмотреть своими глазами на результаты уборки Путину предложили в сентябре прошлого года. Глава Минприроды пригласил президента на один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа — остров Земли Александры, чтобы увидеть, «как меняется природа Арктики после уборки». «Холодно там сейчас», — заметил глава государства и решил отправиться в дальнее путешествие весной.
В конце апреля 2010 года Путин уже бывал в Арктике и пришел в ужас от увиденного. Тогда его самолет приземлился на аэродроме арктической погранзаставы «Нагурское», затем на вездеходе «Тайга» президент отправился на базу экспедиции ученых из Института проблем экологии и эволюции, занимавшихся изучением белого медведя с применением спутниковых передатчиков.
Специально к приезду Путина отловили подходящего медведя. Десять дней хищник провел в контейнере, и в нужный момент на санях был доставлен к палаткам ученых. Его положили на снег, под язык поставили датчик, который показывал пульс и давление. Надели ошейник, взвесили и наконец отпустили с миром.
А Путин отправился дальше — в бухту Северная. И ему открылось печальное зрелище: всюду, насколько хватало глаз, торчали ржавые контейнеры, брошенные с советских времен. По оценке ученых, всего на архипелаге Земля Франца-Иосифа скопилось до 250 тысяч бочек с 40-60 тысячами тонн нефтепродуктов и еще миллион пустых бочек. В одной только бухте Северная, куда причаливали корабли, осуществлявшие северный завоз для военных и гражданских нужд, общая площадь мусора составляла примерно 100 гектаров.
«Посмотрел недавно то, что делается на Севере. Был на Земле Франца-Иосифа, вы знаете, ужас просто! — делился потом впечатлениями Путин. — После крушения Советского Союза наша армия оттуда со многих площадок ушла, хозяйственная деятельность сократилась. Только на Земле Франца-Иосифа до 60 тысяч тонн брошенных горюче-смазочных материалов. Многие бочки уже подтекают, там и хлористые соединения есть. А вдоль всего Северного морского пути до миллиона тонн может быть, за горизонт уходят брошенные бочки, которые вросли в лед».
Работы по уборке начались в 2011 году. К настоящему времени собрано и спрессовано десятки тысяч стальных бочек, общая масса которых приближается к двум тысячам тонн. Удалось собрать, слить и поставить на временное хранение более полутора тысяч тонн горюче-смазочных материалов.
Уборку планируют продолжать. Общая стоимость работ в 2017 году составит 476 миллионов рублей, в следующие два года — 1,4 миллиарда рублей.
Владимир Путин признавался, что уже несколько лет мечтает побывать на плато Путорана, и даже обещал обязательно добраться туда, несмотря на нехватку времени. Казалось бы, в Год экологии это время должно найтись. От Москвы до плато Путорана — три тысячи километров. До строительства Транссибирской магистрали на дорогу уходили месяцы, затем время пути сократилось до нескольких недель, но и по сей день плато остается малодоступным местом для путешественников.
Во время одной из недавних рабочих встреч Сергей Донской предложил Путину поучаствовать в развитии отечественного туризма. Глава Минприроды назвал президентский визит «самым ярким и самым эффективным способом привлечь внимание к экологическому туризму, к нашим объектам, красотам». Наряду с Арктикой и плато Путорана, президенту предлагалось посетить Байкальский заповедник.
Путин пока выбрал Арктику, где в ближайшие годы туристам предложат новые объекты к посещению. После проведения арктической уборки
Однако если поход на Байкал или плато любителям отечественного туризма обойдется в 70-100 тысяч рублей, то путешествие на край земли — в пять раз дороже. И это препятствие преодолеть, пожалуй, посложнее, чем тысячи километров пути.