Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Перед длинными февральскими выходными депутатов и других работников Госдумы потчевали блинами с томленой уткой, овощами и соусом бешамель, тыквой и цукини, а также мини-блинчиками с марципаном. В будни повара тоже стараются разнообразить меню избранников, в соответствии с их пожеланиями и рекомендациями диетологов. Чем депутат может пообедать и перекусить в перерыве между голосованиями по законопроектам, какое самое популярное блюдо в Думе и причем здесь здоровый образ жизни, выясняла «Лента.ру».
Масленичная неделя в точках общепита Думы продлилась всего три дня из-за дополнительных выходных. Но депутатов успели обильно покормить. В меню столовой появился «блинчик дрожжевой» за 12 рублей. В буфетах к нему прилагались любопытные начинки — к примеру, лимонная или марципановая. Блинов с красной икрой, индейкой и запеченным перцем под соусом чили, которые тоже обещали повара, к вечеру 22 февраля отыскать уже не удалось: вероятно, шли нарасхват.
С понедельника вместо масленичного меню в Госдуме — блюда для тех, кто держит Великий пост. Депутат и защитник традиционных ценностей Виталий Милонов, впрочем, утверждал, что в думской столовой по средам и пятницам всегда можно найти постные блюда. В соответствующем разделе меню сейчас, к примеру, овощной суп-пюре с гренками за 33 рубля.
Зато в обычные дни ему не хватало вкусных сосисок и горчицы «со слезой»: «Я юным падаваном (Милонов, видимо, сопоставил статус помощника депутата с учеником джедая из киносаги «Звездные войны»), 19-летним, два года работал в Госдуме, спал на полу в гостинице “Москва”. Помню, была прекрасная горчица, они ее сами делали», — вспоминал парламентарий. Другому, правда, уже бывшему депутату Денису Вороненкову, тоже не нравился подход к соусам на думской кухне. «У меня очень крепкий желудок, но там все залито майонезом, поэтому я не перевариваю», — жаловался политик. Как рассказали в Управделами президента, к которому относится и обслуживающий Госдуму Комбинат питания номер 4, повара пожелания учитывают и всячески разнообразят меню.
«Кулинарные учреждения оперативно реагируют на новые тенденции, предлагая посетителям блюда здорового питания», — отмечают в организации. Среди новинок — яичная и гречневая лапша, салаты с фунчозой, а также с заправкой из лимонного сока и оливкового масла, «блюда с минимальным количеством майонеза или без него».
Салат с фунчозой стоит всего 59 рублей, но ни одного депутата увидеть за столом с ним не удалось. Среди недавних новинок —салат «итальянский». Вопреки названию, никакой «санкционки»: отечественные макароны-спиральки, огурцы, сыр (очень российский на вкус), ветчина, масло. Чуть подороже — 76 рублей за порцию, которой хватит на небольшой перекус.
Впрочем, вырвавшись с пленарного заседания, избранники и сотрудники аппарата предпочитают более традиционные варианты. Самое популярное блюдо в Госдуме, по данным Управделами, — винегрет.
Меню в общепите Думы, правительства и Совфеда единое, но вкусы разные. Так, в кабмине чаще всего берут сырники и запеканки, омлеты и каши, а также овощные и рыбные блюда на пару. Сенаторы и работники аппарата СФ предпочитают свежую выпечку, котлету «по-киевски» и курицу «по-столичному».
Пожелания посетителей регулярно мониторят и учитывают при составлении сезонных меню. В частности, по просьбе думских обитателей ввели вареники с картошкой и грибами и горячие бутерброды. Двести грамм вареников (украшенных луком фри и поданных со сметаной) обойдутся в 200 рублей.
Комбинаты питания прислушиваются и к рекомендациям диетологов. При их содействии в меню столовой нижней палаты теперь есть витаминный стол с овощами (например, тертая морковка и вареная свекла — 13 и 15 рублей за порцию) и почему-то соленьями — моченые яблоки (35 рублей за 50 грамм), соленые огурцы (27 рублей за ту же порцию) и помидоры (те же 27). Между тем в разделе «диетические блюда» встречаются довольно сытные — молочная гречневая каша (с сахаром и сливочным маслом, 28 рублей), запеканка с курагой из манной крупы (97 рублей). Хотя всегда можно выбрать обед по состоянию здоровья: в меню указана не только калорийность и состав каждого блюда, но и его соответствие диетическим столам — по принципу, знакомому с времен советских санаториев.
Для депутатов, их помощников, сотрудников аппарата и гостей Думы столовые разные: парламентариев обслуживают в «золотом» зале, всех остальных — в «зеленом». Точнее, принято обслуживать. На самом деле в «золотой» зал несложно проникнуть и без депутатского значка — если нет ажиотажа и много свободных мест.
Перечень блюд в столовых для избранников и других посетителей почти не различается. Цены — тоже. И хотя во всех буфетах и столовых висит табличка «Депутаты обслуживаются без очереди», вперед парламентарии обычно не лезут, даже иногда уступают место дамам. Да и буфетчицы не стараются выделять депутатов.
Сторонних посетителей легко опознать — они осторожно оглядывают прилавки и порой охают, сравнивая местные цены со столовыми в том или ином регионе.
Депутаты тоже не всегда довольны ценовой политикой. «Сырничек стоит 50 рублей, чтобы мужику поесть, нужно шесть таких сырничков. В результате в столовой можно позавтракать на 500 рублей, пообедать — где-то на 800 рублей», — жаловался депутат из Калининградской области Александр Пятикоп.
Без учета здорового депутатского аппетита, по оценке корреспондента «Ленты.ру», обед из трех блюд может обойтись в столовых Госдумы в 250-350 рублей. Но порции действительно скромные: например, вес куриной котлеты или свиной отбивной — всего 100 граммов.
В думских точках общепита в дни пленарных заседаний и других масштабных мероприятий тесновато — едва ли удастся спокойно поговорить о делах государственной важности. Особенно с тех пор, как парламентариев начали штрафовать за прогулы. «Столько депутатов никогда не обедало, даже возникли перебои с питанием. Это же целая армия депутатов!» — описывал Алексей Диденко (ЛДПР) ситуацию в столовой. В буфете тоже часто не протолкнуться. Разве что найдется свободное место в закутке чуть поодаль — там стоит прилавок с многочисленными сортами чая, а также отдел с кофе, сладостями и свежевыжатыми соками.
Побеседовать в Госдуме за напитком покрепче, если следовать правилам, в думских кафе не получится. «Алкогольная продукция в учреждениях питания на розлив не реализуется», — подчеркивают в Управделами президента.
Алкоголь действительно не разливают, а вот в бутылках его можно приобрести в буфете и столе заказов — ностальгической торговой точке неподалеку от думской столовой. В ассортименте все, чего только душа пожелает, — от крымских вин, которых больше всего, до коллекционного коньяка 18-летней выдержки за 34 тысячи рублей. Закуски тоже на любой карман: от черной икры по 2700 рублей за 5 граммов до рядовых чипсов к пиву. Встречаются деликатесы типа риета из гусиного мяса за 353 рубля и фуа-гра, баночка весом 90 грамм за 1058 рублей. В холодильнике майонез стоит рядом с дижонской горчицей, сосиски останкинские по 345 рублей за кило — с тушенкой из косули (200 грамм по цене 343 рубля) и карпаччо из грудки гуся (85-граммовая упаковка — 476 рублей).
Очереди тем временем выстраиваются у прилавка с кулинарией, тоже входящей в стол заказов. Тут и вареная морковка, и свинина под сыром, и те же бутерброды. Под вечер полки пустые, забирать заказы впопыхах прибегают помощники депутатов. «Отложили, да?» — уточняют они, волнуясь.
Сами избранники степенно закупаются в буфете. Вареников под вечер уже нет, но бутерброды имеются. «Мне шесть с красной рыбой, заверните с собой», — просит один из депутатов и выкладывает за них чуть более 350 рублей.
Несмотря на консерватизм в еде, нельзя сказать, что парламентарии совсем избегают разнообразия и новых гастрономических впечатлений. Бурятские буузы, аналог кавказских хинкалей, разобрали подчистую, рассказывал депутат Алдар Дамдинова. «Готовила столовая Госдумы по нашим рецептам. Они, может, и далеки до совершенства, но получилось очень даже ничего», — отмечал избранник.
Ко всему прочему в распоряжении депутатов — видимо, на случай совсем уж затяжных заседаний — автомат с едой для космонавтов. В ассортименте — борщ, зеленые щи и даже свинина с овощами. Но космическое меню недешево: каждый тюбик — по 300 рублей.
У десятилетнего Ярослава из Ставрополья тяжелая врожденная деформация позвоночника: правосторонний грудной кифосколиоз третьей степени. Это означает боль, которая никогда не проходит. Когда мучительно все: ходить, сидеть, лежать. Если в самое ближайшее время не сделать операцию, в процессе которой позвоночник укрепят специальной металлоконструкцией, Ярославу грозит полная инвалидность. Но такая операция стоит огромных денег. Для многодетной семьи — сумма неподъемная.
Ярослав живет в селе Воздвиженское. Его родители держат коров, овец, свиней, кур. Без хозяйства в селе не проживешь и детей не поднимешь, а их в семье трое. Поэтому день мамы Иры начинается рано — в пять утра. Зато на столе все свое: и молоко, и творог, и мясо, и яйца. В магазине семья покупает только самое необходимое. Деньги берегутся на поездки к врачам. Каждые три месяца мама возит Ярослава в Москву.
Когда мальчику исполнилось три года, родители заметили, что он начал сутулиться. Сначала надеялись, что ребенок это перерастет, но Ярослав сутулился все сильнее, изгиб его спины все больше напоминал латинскую букву S.
В Воздвиженском детской поликлиники нет, только сельская амбулатория, поэтому мама повезла сына в райцентр. Там мальчику сделали рентген, поставили диагноз «врожденный правосторонний грудной сколиоз» и для дополнительного обследования направили в краевую детскую больницу в Ставрополь.
— Нам сразу назначили расслабляющий массаж спины, ЛФК и физиотерапию, — рассказывает Ирина. — Полгода мы выполняли все рекомендации врачей, но Ярославу становилось все хуже и хуже. И тогда мы поняли, что в Ставрополе сыну не помогут. Решили: будь что будет. И без всякого направления, наудачу, поехали в Москву. И нам повезло!
В Центральном институте травматологии и ортопедии (ЦИТО) имени Н.Н. Приорова они попали на прием к хирургу Сергею Васильевичу Колесову. После обследования доктор сказал, что у Ярослава еще и аномалия развития грудного отдела позвоночника и дополнительный (лишний) полупозвонок. Необходимо многоэтапное хирургическое лечение. И первая операция нужна срочно. Оплатить ее помогли благотворители.
— Сыну удалили лишний полупозвонок, установили металлоконструкцию. Операция прошла хорошо, — вспоминает Ирина. После операции и реабилитации Ярославу рекомендовали носить ортопедический корсет. Каждое утро, когда мама затягивала корсет, Ярослав терпел боль, сжав зубы.
Каждые полгода родители возили мальчика в ЦИТО на консультацию. В феврале 2015 года доктор Колесов отменил корсет и сказал, что пришло время второго этапа лечения: металлоконструкцию надо удалять, так как ребенок вырос и конструкция ему мала. Весной мальчику за счет бюджета провели вторую операцию. Следующий этап хирургического лечения планировался через два-три года. Но через пять месяцев обследование показало, что состояние позвоночника резко ухудшилось. — На спине вырос реберный горб, — рассказывает Ирина. — Сын стесняется своей сгорбленной спины и ходит в школу в просторных свитерах, чтобы это не так бросалось в глаза. Но самое ужасное, что болезнь прогрессирует. Ярослав возвращается из школы полумертвый от боли и сразу ложится. Он очень похудел: лопатки торчат.
После недавнего осмотра доктор Колесов заявил, что третью, завершающую операцию нужно провести незамедлительно. Искривление нужно срочно корректировать.
— Ярослав очень терпеливый. Иногда скажет: «Если бы не моя болезнь, я погонял бы в футбол с ребятами, рукопашным боем занялся бы!» Мы ничего от сына не скрываем, и он знает, что должен себя беречь. Он обожает младшую сестренку и так мечтает поднять ее на руки. Но это тоже нельзя. А недавно забылся, побежал на улицу и, конечно, упал. Испугался и в слезы. Я его спросила: «Тебе больно?» – «Нет». — «А почему ты плачешь?» — «Не знаю», — рассказывая, Ирина и сама еле сдерживает слезы.
Откладывать операцию больше нельзя. Если упустить время, Ярослав неминуемо окажется в инвалидной коляске. Мальчику только десять лет. Сегодня ему еще можно помочь.
Стоимость операции и металлоконструкции 1 361 878 рублей.
— Ярославу необходимо срочно провести операцию — установить металлическую конструкцию Expedium (DePuy Synthes), — говорит заведующий отделением патологии позвоночника ЦИТО имени Н.Н. Приорова Сергей Колесов (Москва). — Это поможет остановить дальнейшее искривление позвоночника, уменьшить нагрузку на внутренние органы, предотвратить развитие дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, устранить боли в спине и груди и улучшить качество жизни мальчика».
Для того чтобы избавить Ярослава Калашника от боли и спасти от тяжелой инвалидности, нужно собрать 1 361 878 рублей.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Ярославу Калашнику, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) — создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», в интернет-газете «Лента.ру», в эфире Первого канала, в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 174 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
За 20 лет частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 9,490 миллиарда рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 18 тысячам детей. В 2017 году (на 16 марта) собрано 419 965 848 рублей, помощь получили 445 детей, протипировано 1767 потенциальных доноров костного мозга для Национального регистра. Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, детдомам, школам-интернатам и больницам России.
Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
Фонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник», награжден памятным знаком «Милосердие» №1 Министерства труда и социального развития РФ за заслуги в развитии российской благотворительности. Руководитель Русфонда — Лев Амбиндер, член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, лауреат премии «Медиаменеджер России» 2014 года в номинации «За социальную ответственность медиабизнеса».
Советская власть всегда была одержима культурой общественного питания, стремясь заставить граждан страны отказаться от домашней еды. Но почему-то столовые, кафе и рестораны в СССР разительно отличались от западных образцов, по принципу которых они были устроены. «Лента.ру» проводит краткий экскурс в мир советского общепита.
После кукольного театра очень хотелось есть, просто до невозможности. Мама же считала, что есть надо дома, и нечего шляться по всяким злачным местам, но сегодня сменила гнев на милость. Этот эпизод мальчик запомнил на всю свою жизнь — воспоминания о советском времени у него остались достаточно разрозненные, но почему-то это было одним из самых ярких. Возможно потому, что с ним связано много вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений.
Порог пельменной, куда мама привела его, покрывала коричневая снежная каша, которую никто и не думал убирать. Алюминиевая дверь была грязной, с покореженной широкой ручкой. Коричневая каша была не только на пороге — ее и внутри методично месили мрачноватые взрослые в меховых шапках и пальто. Чуть дальше от порога жижа превращалась в грязную воду и растаскивалась на валенках и сапогах по всему полу.
Пахло кислятиной и немного бульоном — фирменный запах практически любой советской столовки.
Такая картина хорошо знакома каждому, кому довелось застать советские годы в более-менее вменяемом возрасте. Причем, воспринималось это как что-то само собой разумеющееся. В овощном обязательно пол, скрытый землей, и гнилая картошка. В образцово-показательном универсаме с самообслуживанием воняет испортившимся молоком и несвежим мясом, а у тележек отваливаются или просто не едут колеса. Это нормально, потому что иначе быть не может.
Впрочем, представители партийной номенклатуры и близкие к ней помнили это время по-другому. «Были прекрасные рестораны, — вспоминал во время интервью с «Лентой.ру» социолог Андрей Возьмитель. — Это небо и земля, то, что было при советской власти, и то, что сейчас. У меня была стипендия 35 рублей. Чтобы с девочкой пойти в ресторан, 5 рублей вполне хватало. Можно было взять по салату оливье и бутылку «Мукузани» — очень хорошего вина. Прекрасная музыкальная программа, артисты выступают, вокруг тебя приличные люди, то тебе подсаживают замминистра, то американца, то еще кого-нибудь. Еда, общение, танцы — отличные».
Память пожилого человека, прожившего всю жизнь в просторной московской квартире на Кутузовском проспекте, иногда может сыграть с ним злую шутку. Конечно, подобные рестораны были, но подобных клиентов в них особо не жаловали. Бутылка вина и оливье? В теории, это было возможно, но на практике в рестораны всегда стояли огромные очереди, а персонал не жаловал бедных студентов.
У блогера Дмитрия Румянцева совсем другие воспоминания о советских ресторанах. «Если посетитель был с дамой или садилась компания из 3-4 человек, которые заказывали не какие-то там салатики и сто граммов сухого вина, а заставляли стол цыплятами табака, отбивными, графинами с водкой и коньяком, шампанским, да еще брали икру в придачу, то таким посетителям официанты были рады, — рассказывает он. — Тем же, кто просил окрошку, официанты всем видом показывали, что нечего занимать место и пора бы проваливать. Это вообще было не очень просто — выдержать шквал холодного презрения, которым умели обдавать советские официанты невыгодных посетителей».
Возникает вполне логичный вопрос: как и почему все свелось к этому? Почему большая часть населения СССР запомнила советский общепит именно таким? Могло ли быть по-другому? Ответ может показаться достаточно странным: руководство страны, начиная с 30-х годов, всегда хотело воплотить американскую мечту в условиях планового хозяйства (впрочем, это же верно и для других сфер).
Веселая жизнь
Советский общепит родился в годы гражданской войны, «военного коммунизма», когда государство занималось жестким централизованным распределением продуктов в городах. Накормить город любой ценой, а чем — не так уж важно. Лев Троцкий вспоминал, что даже в кремлевской столовой-распределителе кормили отвратительно: квашеной капустой и непропеченым хлебом.
«Для государства было важно то, насколько еда является питательной, насколько она соответствует санитарным нормам, содействуя, согласно теории Маркса, воспроизводству рабочей силы. И уж совсем не было важно, вкусна она или нет. Этот подход сохранился и после того, как «военный коммунизм» ушел в прошлое. Порожденные им структуры общепита продолжали функционировать, многие дожили до наших дней. Точно так же остались неизменными и принципы, на которых они были основаны», — пишет в своей книге «Общепит. Микоян и советская кухня» культуролог Ирина Глущенко.
В послевоенное время, после объявления НЭПа, помимо государственных столовых появились так называемые домашние столовые, над которыми потешались Ильф и Петров в «Двенадцати стульях». Несмотря на колкости писателей, кормили в них существенно лучше, и когда в 1930-е годы власть начала закрывать частные лавочки, их сотрудники перекочевали в государственные предприятия общественного питания. Но принцип, по которому они действовали, не изменился: накормить сытно и «полезно», а удовольствие, получаемое в процессе поглощения пищи, не важно.
«Суровые годы уходят борьбы за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны», — пели члены кружка Швондера в фильме «Собачье сердце». Тем не менее, двадцатые годы сменились тридцатыми, в которые постепенно сложилась другая парадигма. «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее», — сказал Сталин 17 ноября 1935 года на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц — стахановцев.
К тому же, идея унифицированного распределения еды для граждан через одинаковые столовые с одинаковым скучным меню постепенно сошла на нет. В предприятия общепита, приписанные к определенному заводу или фабрике, стали пускать и сторонних людей, появились и другие формы заведений общественного питания: элитные рестораны «Националь» и «Метрополь», а также всевозможные кафе.
В общем, жить веселее — это как? «Веселая жизнь подразумевает не только механическое наполнение желудка жирами, белками и углеводами. Стандартизированная и промышленно производимая пища должна приобрести привлекательные вкусовые качества», — констатирует Глущенко. Именно выполнение этой задачи поставил своей целью наркомпищепром Анастас Микоян. И куда отправиться за идеями, как не в Америку, которая в те годы еще не была геополитическим противником СССР и воспринималась советским руководством как кладезь идей, которые можно реализовать в рамках плановой экономики гораздо эффективнее.
Именно Микояну Советский Союз обязан своей любовью к котлетам. В США он увидел «хорошую еду для массового потребления — так называемые «хамбургеры»», которые массово производили на комбинате. Поджарил «хамбургер» прямо на торговой тележке, положил между двух булочек — и вот идеальное питание для пролетариев, окультуривающихся в парках отдыха!
Булочки для гамбургеров, правда, так и не появились, зато недорогие котлеты, произведенные массово и продававшиеся в кулинариях прочно вошли в быт советских граждан — а ведь до революции они были достаточно дорогим и трудоемким в приготовлении блюдом.
Из Америки Микоян привез и многое другое: идею фастфуда, столовой с самообслуживанием и даже чуть было не пустил в СССР «Кока-колу», но в конце-концов остановился на массовом производстве кваса и лимонада.
Вот он, прообраз той самой советской столовки, в котором угадываются элементы, знакомые всем советским гражданам, в описании самого Микояна:
«Мы сняли со специального столика по легкому коричневому подносу, положили на них вилки, ложки, ножи и бумажные салфетки… Вдоль прилавка во всю его длину шли три ряда никелированных трубок, на которые было удобно класть поднос, а потом, по мере того, как он заполняется блюдами, толкать его дальше».
Просто и доступно — вот что нужно пролетарию. И, конечно же, все это должно быть вкусно! Так или иначе, большая часть этих планов так и не была реализована — началась война.
Культурнее, товарищи
После войны и смерти Сталина в 1953 году и прихода к власти Хрущева подход к еде и обслуживанию на предприятиях общепита изменился. В архитектуре постепенно отказывались от строительства помпезных и дорогих «дворцов для народа», сталинского ампира. Точно так же постепенно канула в лету концепция «социалистического изобилия», зафиксированная в знаменитой «Книге о вкусной и здоровой пище», рецепты из которой большая часть советских граждан воспроизвести не могла, лишь облизываясь на красочные иллюстрации.
Стало ли от этого лучше — судить сложно. Но, как пишет историк Наталья Лебина в своей работе «Плюс десталинизация всей еды», этот процесс был связан с исчезновением из свободной продажи целого ряда продуктов питания. С одной стороны, Хрущев призывал к социалистическому соревнованию, произнося свою знаменитую речь о необходимости догнать США по производству молока и масла. С другой, сокращение приусадебного хозяйства и частного скота, которое проходило в рамках борьбы с частнособственническими инстинктами, привело к тому, что продукцию стало просто неоткуда брать. К 1962 году власти были вынуждены сильно поднять цены на мясо, молоко, яйца и сахар.
Отразилось все это и на заведениях общепита. Так, хлеб, который раньше в столовке можно было есть сколько хочешь, теперь стал платным. Завалиться в заведение, взять стакан компота и обожраться хлебом, как это делали многие, уже было нельзя.
Если говорить о том, что нового привнесла хрущевская эпоха в советский общепит, то это, прежде всего, появление тех самых пельменных, чебуречных и пирожковых, о которых шла речь в начале. Да, качество их продукции по большей части оставляло желать лучшего, но, с другой стороны, их широкое распространение позволяло человеку быстро и недорого поесть. Они были, конечно, не на каждом углу, но, по крайней мере, долго искать их не приходилось.
Как и мировоззрение Микояна, взгляды Хрущева на общепит сформировала его поездка в США в 1956 году. «И большой продовольственный магазин, и столовая самообслуживания — все это интересовало Н. С. Хрущева», — гласит подпись под фотографиями из книги «Лицом к лицу с Америкой», описывающей визит генсека в Штаты.
Сын Хрущева, Сергей, так вспоминал этот эпизод: «Отца потряс кафетерий. В 1959 году в нашей стране еще не додумались до самообслуживания. Отец восхищался полочкой, по которой движется поднос, выставленными на всеобщее обозрение тарелками и блюдцами. Поразили его блестящие пластиковые поверхности столов. Оказались ненужными вечно грязные, в пятнах скатерти». Это была столовая компании IBM. По возвращении в СССР Хрущев немедленно распорядился внедрять в советском общепите подобный подход.
Помимо этого и всем известной кукурузы, генсек привез из США и другой известный каждому советскому человеку продукт — сосиску в тесте, которая является вольной интерпретацией американского хот-дога. Именно его Хрущев попробовал на одном из посещенных им мясокомбинатов и распорядился внедрить на родине.
Увы, все эти замечательные инициативы косили и извращали не только несовершенства плановой экономики и борьба с «частнособственническими инстинктами», но и сами советские граждане, которые в условиях нарастающего дефицита шли на всевозможные ухищрения, чтобы приблизить свою личную жизнь к идеалу общества всеобщего изобилия.
«Стремление к лучшей жизни было столь велико и так глубоко засело в умах людей, переживших войну и послевоенное лихолетье, что продавцы поражали своей изобретательностью делать деньги даже на неходовой продукции», — пишет в своей работе «Культура советской торговли эпохи Хрущева: Виртуозы обвеса, обсчета и продажи из-под полы» историк Рустэм Хазиев.
Он приводит один из примеров такого поведения:
«Отчаянно исповедовали философию «хозяев жизни» два сослуживца – заведующий Р. и главбух Ч. столовой номер 2 поселка Тирлян Белорецкого торга, пытаясь разнообразить свою трудовую деятельность бесконечными застольями. Для организации «вечных» банкетов брали водку, продукты и «левые» деньги у кладовщицы столовой П. До определенного времени сложившееся положение вещей было выгодно обеим сторонам. В обмен на обеспечение гулянок всем необходимым кладовщица тайно сбывала продукты, постоянно имея на руках неучтенные деньги. Недостача покрывалась фиктивными бестоварными накладными о передаче продуктов на кухню столовой, где, не забывая о себе, отыгрывались на клиентах, нарушая технологию приготовления пищи, а самое главное, не докладывали продукты в приготовленные блюда.
Свой интерес имел и директор тирлянского продуктового магазина С., которому по бухгалтерии была подотчетна столовая, он подписывал липовые накладные. Нарушила заведенный уклад жизни кладовщица, когда собственные интересы в деньгах и сильно возросшие аппетиты начальства не удалось уже скрыть за счет недополучения кухней продуктов. П., пытаясь отвести от себя удар, 25 марта 1955 г. написала докладную на имя директора магазина С., который только тогда дал делу ход и передал документ директору Белорецкого торга, когда проверяющие органы обнаружили в столовой крупную растрату».
К той же эпохе относится и зарождение культуры высокомерного отношения к посетителям кафе и ресторанов со стороны персонала заведений. Например, 30 марта 1958 года в газету «Советская торговля» поступила жалоба работника вагона-ресторана А. Белова, который вместе с сослуживцами решил отобедать в одном из карагандинских ресторанов, так как три столовые, в которых они попытались это сделать, были закрыты на обеденный перерыв. В ресторане официантка приняла у них заказ на четыре блюда, но потребовала, чтобы они заказали водку, так как «обеды только с водкой». В результате им пришлось приобрести аж 9 бутылок водки.
«Хочется отметить, качество обеда было низкое, куда хуже простой столовой. Холодные щи, винегрет из капусты, а на второе блюдо подали вареную печенку вместо жареной. Бесконтрольность и безответственность, принудительно вводят алкоголизм», — возмущался Белов.
Конечно, не стоит думать, что так было везде, в каждой столовой и ресторане, однако «средняя температура по больнице» была именно такой. Оно и понятно — конкуренции предприятия общепита не ощущали, а люди жаловались предельно редко, соглашаясь со сложившимся статусом-кво.
Довольно интересным нововведением хрущевской эпохи стали молодежные кафе, где, как предполагалось, молодые люди будут проводить культурный досуг, слушая современную музыку и выступления поэтов и литераторов. Посиделки за чашкой чая уходили в прошлое, юноши и девушки предпочитали кофе, закостенелые формы общепита не привлекали их. Подобные заведения стали множиться в городах и весях Советского Союза, однако уже к 70-м годам руководство страны приняло решение от них избавиться. Слишком уж неблагонадежной показалась идея пространства, в котором молодежь слушает джаз (а то и что-нибудь совершенно неприемлемое). В этом смысле старая гвардия советского общепита, ярко показанная в комедии «Дайте жалобную книгу», одержала сокрушительную победу — ведь если вспомнить сюжет этого фильма, то речь там идет именно о переоборудовании старого ресторана в молодежное кафе.
Наконец, последним самым важным нововведением в сфере общественного питания стали автоматы с газировкой, которые позволяли за 1 или 3 копейки отведать шипучки (за 3 — с сиропом) из общего стакана, который можно вымыть в фонтанчике, встроенном в агрегат.
Более того, во время «оттепели» автоматы с газировкой не были единственными — автоматизирована была и продажа бутербродов, пирожков и сосисок. «И когда ты, опустив жетон, после долгого грохота и звона, мог взять из открывшейся железной коробки засохший бутерброд, казалось, что прогресс наступает и когда-нибудь непременно наступит», — писал ленинградский прозаик Валерий Попов. Увы (а может оно и к лучшему), бутербродные агрегаты не дожили до 80-х годов, и сейчас о них редко кто вспоминает.
Олимпиада и «автопоилки»
Застой не принес в парадигму советского общепита практически ничего нового, закрепив внедренные в 60-е годы формы и усугубив недостатки. Задачи были прежними: увеличивать мощности, производственную базу, отучить население от домашнего питания.
Но дефицит только нарастал, а воровали все больше. Войну с хищениями пытался начать в 1982 году Юрий Андропов, но она была развернута в отношении розничной торговли и общепит благополучно обошла. Были попытки закреплять за каждой столовой и буфетом группы общественного контроля, управляемые местными парторганизациями, но никаких реальных плодов это не принесло.
Впрочем, одно важное событие, сильно изменившее московский общепит, произошло: Олимпиада 1980 года. Благодаря ей были открыты десятки образцовых кафе, предназначенных для приема иностранцев. В конце концов, не вести же зарубежных гостей в пельменные! Персонал этих заведений проходил специальную подготовку, был выдержан и учтив. Меню изобиловало кулинарными изысками — гостям предлагались деликатесы как русской, так и зарубежных кухонь.
Увы, советскому гражданину с этими изысками познакомиться по большей части не удавалось. Попасть в ресторан или кафе было все так же сложно, персонал относился к посетителям по-прежнему высокомерно. Поэтому пролетариат и работники умственного труда после работы шли в единственное доступное место — пивную, к тому же не в обычную, где тоже место не всегда можно найти, а в автоматическую.
Вообще, пивные автоматы, прозванные в народе «автопоилками», были очень распространены, по крайней мере, в Москве. Приезжала цистерна, заливала емкость агрегатов пенным напитком — и вперед. Кстати, отпускаемая доза постоянно менялась. Если в 1973 году наливали 440 граммов за 20 копеек, то уже к 80-м за 15 копеек можно было получить только 200 граммов.
Кружек вечно не хватало, поэтому правилом хорошего тона было принести с собой пол-литровую банку (или баночку из-под майонеза объемом 0,33 литра). Конечно, работники торговли и тут нашли возможность облапошить потребителя. Пиво разбавляли, и ни для кого это не было секретом, а чтобы напиток давал густую пену, добавляли туда немного стирального порошка «Новость». Причем, именно этого, так как другие были менее эффективны. Граждане тоже не были дураками и добавляли в полученное разбавленное пойло водку для градуса.
По идее, конфигурация таких заведений должна была ограничить время, проводимое в них, — стулья отсутствовали, столы стоячие. Однако советских граждан это ничуть не пугало, и многие из них могли провести так несколько часов, употребляя ерш. Образ такого товарища часто можно встретить на агитационных плакатах против пьянства: он стоя спит на таком столике, сжав в руке кружку с пивом. У ножки стола стоит его портфель. Из портфеля торчит хвост воблы и горлышко водочной бутылки.
С приходом к власти Михаила Горбачева и началом антиалкогольной кампании положение предприятий общепита только ухудшилось. Они стали глубоко убыточными — недаром в упомянутом выше эпизоде официантка требовала у работников вагона-ресторана заказать водку. А дефицит самых необходимых продуктов питания во второй половине 80-х годов еще больше усугубил кризис в системе общепита, да и народ потерял всякую охоту тратить деньги на подобные излишества.
Но мечта Микояна о «хамбургерах» в СССР все же воплотилась в жизнь. 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве собралось огромное количество народа, выстроившись в гигантскую извивающуюся очередь. Над небольшим советским флагом красовалась большая желтая буква «М» — фирменный знак «Макдоналдса». Попавшие внутрь давились котлетами в булочках, которые так и не научились производить в СССР. Так история завершила круг, и американский фастфуд пришел в Страну Советов. Первый ресторан «Макдоналдс» появился на месте кафе «Лира» так же, как новая Россия уже прорастала сквозь остывающий труп СССР.
Они борются за права женщин на Северном Кавказе. За это их преследуют и угрожают убийством
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
В конце прошлого года исследовательницы проекта «Правовая инициатива» об «убийствах чести» на Северном Кавказе сообщили о слежке и угрозах. Одна из них, Саида Сиражудинова, обнаружила, что за ней следит неизвестный молодой мужчина в черной куртке, другие получали на телефон «приветы мужу» и угрозы расправиться с семьей. Такой была цена за то, что женщины подняли вопрос об убийствах «по мотивам чести» и рассказали, что жертвами таких преступлений в Дагестане, Ингушетии и Чечне с 2013-го по 2017 год стали как минимум 39 россиянок. Борьбу за права кавказских женщин в сети ведут также администраторки паблика «Подслушано. Феминизм. Кавказ». О том, в каких условиях им приходится поднимать вопросы о базовых человеческих правах женщин, Сиражудинова и создательницы паблика рассказали «Ленте.ру».
*По соображениям безопасности, имена героинь не называются.
«Если не мыслишь, как в семье, поведут изгонять джиннов»
Чечня и Ингушетия — две самые страшные и опасные республики для женщин. Самое главное притеснение — это полное игнорирование женщины как личности: нас не считают за право- и дееспособных людей. Все вплоть до бытовых мелочей решает за кавказскую женщину семья (сначала родители, потом муж и свекры). Она может учиться — если ей позволят. Она может работать — если ей позволят. Она носит то, что ей позволят, ест, когда и что позволят.
Женщинам особо не дают возможности принимать участие в решении экономических вопросов на государственном уровне, но они работают намного больше мужчин, и в деревнях это особенно проявляется. У женщины нет права даже на мнение и убеждения. Если она мыслит не так, как принято и положено в семье, то ее в лучшем случае сочтут сумасшедшей или поведут изгонять джиннов. В худшем случае будут избивать и лишат свободы. Просто запрут дома. Мы, конечно же, не говорим про все семьи, а про основную часть. И это не зависит от религии — почти на любую кавказскую женщину влияют традиции и устои семьи.
Про большую часть преступлений, так называемых убийств чести, которые происходят в Чечне, Ингушетии и Дагестане, никто не знает и не узнает, убийцу покрывают все. Если же о подобном становится известно, то преступнику дадут небольшой срок, а общественность так вообще оправдает. Ранние браки распространены по всему Кавказу, и обычно девушек выдают замуж в 15 лет: в исламских республиках браки не всегда регистрируются в ЗАГСе, что дает возможность родителям обходить закон. С такими браками сталкивались многие наши знакомые.
Женщины на Кавказе заинтересованы в справедливости, но они боятся сказать об этом вслух, а слово «феминизм» их пугает, и они не совсем понимают его значение. Отчасти они не верят, что справедливость наступит, потому что такой образ жизни вели их мамы, бабушки, прабабушки и так далее, поэтому для них намного безопаснее притворяться, что их все устраивает.
Фем-движения есть в закавказских республиках — в Грузии и Армении точно. Там нас больше всего. Потом идет Северная Осетия и Кабардино-Балкария. Точного числа вам никто не скажет, но, как оказалось, нас даже больше, чем мы могли себе представить. Развиваются правозащита и различные частные организации, оказывающие помощь женщинам в трудной жизненной ситуации. В частности, «Женщины за развитие» в Чеченской Республике и «Даптар» в Дагестане.
Часть из нас (администраторов паблика — прим. «Ленты.ру») живет не на Кавказе и от людей с ультраконсервативными или религиозными заскоками старается держаться подальше. Но есть администраторки, которые живут в различных республиках Кавказа, и у них всех свои трагичные истории.
Чаще всего к нам обращаются молодые девушки, которые страдают от родительского или мужского абьюза (домашнее насилие, невозможность работать или получать образование, невозможность выбрать, что надеть, куда пойти). Иногда нам пишут уже состоявшиеся феминистки или те, кто только начал открывать глаза или разбираться в феминизме. В любом случае это те женщины, которые нуждаются в поддержке.
Многие благодаря группе нашли поддержку, кому-то помогли мы или другие активистки, кто-то нашел себе подруг, а нескольким удалось сбежать и зажить счастливой жизнью. Одна наша подписчица подвергалась преследованиям со стороны родителей и знакомых за свою сексуальную ориентацию, пришлось оказывать ей срочную помощь — сейчас она живет в другом регионе. Но это не повод для гордости, мы к этому относимся как к любимой, но не оплачиваемой работе. Однажды какая-то девушка попросила помощи, сказала, что сбежала из другого города, ее встретили, поселили на пару дней, купили билеты до другого города, нашли там активистов, готовых помочь с жильем и работой, а она прогуляла все деньги и через день улетела обратно. Было мерзко и противно. Особенно когда поняли, что человеку и его жизни ничего не угрожает.
Нас часто обещают выследить, убить всю семью, вырезать глотку, изнасиловать, зашить то самое место, откуда появляются люди. Забавно, что эти же джигиты кричат о чести и о кавказских традициях. Каждый день пишут, что найдут и убьют, если не закроем паблик, — боятся, что все большее число людей будет знать правду. Никто, к счастью, не знает нас в лицо, поэтому мы более-менее находимся в безопасности.
Также часто нас подозревают во вранье, крича, что администраторки сплошь одни русские девушки, которые пытаются заставить кавказских девушек плюнуть на традиции и обычаи и «поддаться разврату». В ответ на такие заявления мы посылаем далеко и надолго на восьми языках.
У нас множество наций, мы все разные, мы не хотим терять себя и свою историю, но и не желаем жить так, как когда-то жили наши предки. История должна учить исправлять ошибки и брать только лучшее из прежнего опыта. А пока наши женщины не имеют права выбора и голоса, мы так и будем жить в нищих республиках и завывать о прошлом.
«Не могли выехать без разрешения мужей»
Cаида Сиражудинова, глава Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие»
«Лента.ру»: Как в целом сейчас обстоят дела с гендерным равенством на Северном Кавказе?
Сиражудинова: Все зависит от конкретной области. В экономике женщины более влиятельны, так как мужчины считают эту сферу достаточно непрестижной для себя. В политике дела обстоят несколько хуже, хотя сейчас появилось уже множество женщин — муниципальных депутатов или же руководителей. Тут очень большую роль играет поддержка семьи: если родственники не позволяют женщине выезжать на конференции или в целом ее не поддерживают, то ей будет очень трудно добиться каких-либо успехов в политической сфере. У меня есть случаи среди коллег, когда они не могли выехать на защиту научной работы без разрешения мужей и в целом испытывали неудобства по этому вопросу.
Можно сказать, что во всех республиках Северного Кавказа наблюдается одинаковое число женщин в политике (помогло и квотирование в прошлом, которое дало возможность хотя бы отчасти развенчать стереотипы о роли женщин), но его все равно недостаточно. Многие местные допускают участие женщин, но категорически выступают против женщины-президента.
Вы сказали, что в экономической сфере у женщин больше возможностей преуспеть. Почему так происходит?
Мужчины считают, что экономические вопросы не для них и уступают женщине первенство. На Кавказе вообще женщины более смелые во всяких земельных вопросах, а мужчины, как правило, не лезут в эти дела. У меня даже ребенок замечал, когда приезжал в село, что женщина всегда работает не покладая рук, а мужчины только сидят на лавочках и прохлаждаются. Так происходит еще и потому, что у мужчины нет цели добыть как можно больше: сколько заработал, столько и потратил, а женщина всегда пытается накормить еще и себя, и семью, и родственников. Хотя иногда встречаются исключения, когда некоторые мужчины начинают завидовать, если женщина зарабатывает больше.
А что касается образования — насколько оно доступно?
Очень многое зависит от района: если это село, то женщине будет сложнее получить хорошее образование из-за традиционных ценностей или недостатка средств. В крупных городах, таких как Грозный или Нальчик, у женщин больше возможностей. Но вообще большинство людей на Кавказе считают, что женщине нужно дать только базовое образование, а большего ей и не надо. У нас даже был спор с магистром на лекции: я его спросила, как он поступит, если у него будут сыновья и дочери, на что он ответил, что дочерям даст среднее образование и хватит с них, а сыновей заставит продвигаться дальше по карьерной лестнице и обязательно обеспечит их высшим образованием. В семьях присутствует неравное отношение к мальчикам и девочкам, но там, где нет сыновей, а есть лишь только дочери, больше вероятность того, что их попытаются обеспечить хорошим образованием.
В каких республиках дела обстоят хуже всего с гендерным неравенством?
Какое-то время дела обстояли хуже всего в Ингушетии. Там была следующая ситуация: вдова не могла повторно выйти замуж. Стоит отметить, что такого ограничения на тот момент не было уже ни в Чечне, ни в Дагестане. Второй фактор, который лишь усугублял ситуацию: тяжелая доля невестки, которой приходилось обслуживать всю семью мужа и выполнять вдвое больше работы. Подобное сохранилось в некоторых селах в Чеченской Республике. Но сегодня вдовы и разведенные женщины могут повторно выйти замуж в Ингушетии. Также начинают стираться этнические границы, потому что раньше женщина там имела право выйти замуж только за представителя своей нации.
При этом в городах в принципе более прогрессивное население, там женщины хотя бы могут учиться и чего-то добиваться. В селах все еще существуют закостенелые традиции, из которых выбраться почти невозможно, и женщины даже не допускают мыслей о свободе и сами для себя не хотят никаких прав, даже помыслить не могут, что они в принципе имеют право выйти без сопровождения мужчины или получить степень бакалавра в университете, живя они в хорошо развитом гражданском обществе.
Ну и в целом, если говорить о главенствующей религии — исламе — она очень ущемляет права женщин по многим причинам: это и многоженство, и оскорбительные высказывания в адрес женщин по поводу одежды, и невозможность строить карьеру.
Вспоминаются такие паблики, как «Карфаген», которые создавались для того, чтобы обличить мусульманских женщин в неподобающем поведении, высмеять и затравить их внешний вид или публикацию фото в соцсетях. По-вашему, это отдельная инициатива группы людей или же эта практика отражает общие настроения на Кавказе в целом?
Сами группы были созданы отдельной кучкой людей, которые представляют реальную угрозу обществу и безопасности женщин. Дело даже не в том, что они ущемляют их права, но и в том, что они угрожали женщинам физической расправой, а это уже, согласитесь, серьезные намерения. Проблема еще и в том, что гражданское общество на Северном Кавказе не сформировано, оно нестабильно, а потому им легко манипулировать. В целом оно поддается настроениям, связанным с тем, что женщина якобы утратила свои традиционные «функции», что теперь она может самостоятельно распоряжаться своей жизнью и работать. Общество и власти боятся изменений, им совсем невыгодно, чтобы вдруг появлялись новые сильные лица и лидеры в лице женщин. Больше всего они именно страшатся, что положение женщины в обществе кардинально изменится, и потому у них даже чуть приоткрытые головы вызывают ужас.
То есть республики не пытаются ни в какой степени копировать опыт Москвы и Петербурга в вопросе прав женщин?
Нет, общество склонно хвататься за традиции и беречь их, но масс-медиа и глобализация проникают в республики и хоть косвенно, но меняют ситуацию. Нельзя однозначно сказать, что это общество либо традиционное, либо религиозное, либо светско-российское. Оно скорее смешанное. Что касается позиций местных властей, то они не очень сильно отличаются от центральных. Посмотрите, ведь в Москве и Петербурге мы тоже часто слышим от политиков о сохранении традиционного общества, о роли женщины как домохозяйки и матери, а не уникальной личности. Поэтому что уж тут говорить: проблема, кажется, распространена по всей России, а не только на Кавказе.
Вы упомянули многоженство как одну из проблем ислама. Насколько распространена эта практика на Северном Кавказе?
Удивительно, но этой практики ранее не существовало, и лишь в последнее время она стала внедряться в общество. Это одна из болезненных тем для женщин, потому что доставляет им много неудобств, травмирует их и нависает над ними. Имам говорит мужчинам: «Есть жена, берите вторую!», но он не вдается в аспекты и условия многоженства. К примеру, во время военных событий многоженство иногда допустимо, потому что мужчины погибают в большом количестве, а женщин наоборот много. Сейчас же превалирования женщин над мужчинами нет, если мы только не берем совсем пожилых людей от 60 лет. Там да, есть большой перевес в сторону женщин, потому что мужская смертность наступает намного раньше. Но ведь нынешние сторонники многоженства не женятся на стареньких женщинах.
Проблема браков активно решается чиновниками? Вспоминается инициатива главы Чечни Рамзана Кадырова сводить разведенные семьи «обратно». Только почему-то к этому не привлекают психологов.
Да, такая практика была. Для Чеченской Республики долгое время проблема разводов была довольно острой, потому что послевоенное молодое поколение женщин стало более социализированным и свободным. У них были свои взгляды на жизнь и формирование общества. Они не хотели терпеть насилие и уходили от своих мужей, пытались как-то поменять свою жизнь, поэтому возникла проблема большого количества разводов. Кадыровская инициатива была довольно жесткой: женщин заставляли обратно сходиться с мужьями, психологов в данном случае действительно почти не привлекали. Да что уж греха таить, психологов вообще на Кавказе не хватает. Те, что есть, либо не пытаются решить проблему, либо банально некомпетентны в вопросах, это даже видно обычному человеку.
Но вообще ситуации с разводами были довольно разные. Я лично знаю примеры, когда проблемы в семье были действительно жесткими, муж избивал жену, и они расходились, а потом их заставляли сходиться обратно. А знаю ситуацию, когда жена развелась с мужем из-за того, что он не купил ей шубу.
Что касается практики женского обрезания, пытаются ли с ней бороться на законодательном уровне?
Со стороны властей нет никакой реакции. На международной конференции люди впервые услышали о том, что такое происходит в республиках Северного Кавказа, но потом местные власти просто попытались заткнуть рот правозащитницам. Это было очень некультурно и низко, потому что ученых не должны лишать свободы слова. И о каких тогда тут изменениях может идти речь, если проблема просто замалчивается.
Мы пытались достучаться до религиозных деятелей, поговорить с ними, но они не идут навстречу, никто миф про обрезание не развенчивает. Если бы религиозные деятели не навязывали обычным людям точку зрения о том, что обрезание девочкам делать нужно, иначе ты не станешь настоящей мусульманкой, то подобные практики сошли бы на нет. Половина мусульманского мира существует без обрезаний, и от этого женщины там не перестают быть истинно верующими. Да к тому же ни в Коране, ни в Сунне прямым текстом не сказано, что каждая мусульманка должна подвергнуться обрезанию.
Практики обрезания есть и в Дагестане, и в Ингушетии, но там такая опасная общность, что ее даже не хочется расписывать подробно.
Получается, что в кавказском обществе нет различий между традиционализмом и религией?
Нет. Традиционализм и религия слиты воедино, большинство людей не различают традицию и религию, для них это все одинаково. Новое течение фундаменталистов зато очень хорошо различает: они ведь пытаются полностью выкинуть традиции. Но среднестатистический житель республики, как правило, не поймет, где заканчивается традиция, а где начинается религия. Не исключены еще и собственные интерпретации религиозных доктрин.
Были ли вообще когда-нибудь исторические предпосылки для установления гендерного равенства на Северном Кавказе?
Были. Советское прошлое очень сильно повлияло на становление сознания. Раскрепощение женщины-горянки сыграло огромную роль в повышении статуса женщины как человека, политика, а не просто как матери или домохозяйки. Тогда появилось больше женщин в политике, и мужчины просто не могли им не подчиняться, потому что они были выше их по положению, сильнее и умнее. Ну и вообще, если упоминать тех же самых современных имамов, то они согласны с тем, что женщина может принимать активное участие в политике, главное, чтобы президентшей не становилась.
Также до ислама существовали общности, где женщина играла очень важную роль, была часто даже главнее мужчины. При матриархате женщины были в почете, пока они доминировали, потом пришли охотники и построили патриархальное общество, взяли власть в свои руки, в том числе распространили полигамию и многоженство, которые очень сильно принижают женщин.
Осведомлены местные жители о великих уроженках Северного Кавказа, таких как Раиса Ахматова (чеченская советская поэтесса), Сафият Аскарова (первая киноактриса Дагестана, звезда немого кино), Алла Джалилова (первая дагестанская балерина)?
Очень плохо. О знаменитых уроженках местные почти ничего не знают, потому что о них, как правило, мало информации, никто ведь не будет рыться в архивах. Роль их в развитии искусства, литературы, политики тоже замалчивается, и все забывают, что когда-то из их республики вышла знаменитая балерина или поэтесса.
Каковы дальнейшие перспективы прав женщин на Северном Кавказе?
Если все останется так же, как и сейчас, то трудно говорить о положительных изменениях глобального характера. Те женщины, которые чего-то добились, как правило, стремятся в Москву, Европу и иногда даже Африку, чтобы помогать женщинам там, а в республиках оставаться не хотят. А вот они бы могли помочь в борьбе с гендерным неравенством на Кавказе. В итоге здесь остаются те, кто выступают против этого, но ничего сделать не хотят или не могут.
В среду, 6 сентября, во Владивостоке стартовал третий Восточный экономический форум (ВЭФ). В его работе уже традиционно принимает участие президент России Владимир Путин. Главными зарубежными гостями форума, как и в прошлом году, стали лидеры Южной Кореи и Японии. Правда, за последние месяцы власть в Сеуле сменилась, и новый президент Мун Чжэ Ин только знакомился с Путиным. Тема президиума Госсовета, собравшегося на этот раз на острове Русский, тоже была вполне традиционной: чиновники обсуждали, почему в развитии Дальнего Востока так много проблем. В итоге глава государства раскритиковал правительство за формальный подход к региону и пригрозил принять меры.
Первый день форума начался с благотворительного забега в защиту амурского тигра и дальневосточного леопарда. Ранним утром на спортивный подвиг (а по-другому желание просыпаться и бежать в полночь по московскому времени назвать нельзя) собрались около 600 человек. И немало среди них было столичных чиновников и бизнесменов. Правда, в отличие от прошлого года высокопоставленные гости себя поберегли и на трассу не вышли. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и глава Минприроды Сергей Донской, пробежавшие в прошлом году всю дистанцию, на этот раз отсутствовали, поэтому за всех чиновников отрабатывал самый спортивный — министр спорта Павел Колобков. И даже ему пришлось непросто. «Зато бежал с комфортной скоростью», — сказал он на финише журналистам.
Рабочий день президента России начался в два часа, то есть в семь утра по московскому времени. Он встречал первого зарубежного гостя — президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина. И кореец чуть не с порога заявил, что чувствует себя очень близким Путину человеком. «Мы с вами почти ровесники, у нас в жизни очень много общего», — сказал Мун Чжэ Ин. Впрочем, если судить по официальным данным, общее у них только образование — юридическое — и занимаемая должность. Но президент Кореи нашел и еще одно сходство: он убежден, что политика Путина по развитию Дальневосточного региона и проводимая им «Новая северная политика» имеют много общего. «Мы с вами стремимся к одной мечте», — отметил Мун Чжэ Ин и добавил, что именно Корея — самый подходящий партнер в развитии Дальнего Востока.
Путин несколько сузил охват, заметив, что Южная Корея является «одним из» ключевых партнеров нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Товарооборот в первой половине года вырос почти на 50 процентов и составил 10 миллиардов долларов. На отечественном рынке работает более 600 компаний из Южной Кореи, а корейские капиталовложения в российскую экономику превышают 2 миллиарда долларов. В дальнейшем страны намерены активизировать деятельность совместных инвестиционно-финансовых платформ с объемом капитала в 1 миллиард долларов.
И Россия по-прежнему готова к реализации трехсторонних проектов с участием КНДР, заверил своего визави Путин. Речь могла бы идти о поставках в Корею российского трубного газа, интеграции электросетей, железнодорожных систем России, Республики Корея и Северной Кореи. Мун Чжэ Ин подтвердил, что они договорились укрепить базу для общих с КНДР проектов. Но в данный момент было не до них: южнокорейского лидера волновала позиция России по ядерным испытаниям соседей.
Владимир Путин заверил: Москва не признает ядерный статус Пхеньяна, и это ее принципиальная позиция. Но решение проблемы, предлагаемое Россией, отличается от вашингтонского, например. «Не стоит поддаваться эмоциям и загонять Северную Корею в угол», — заявил президент и повторил неоднократно сказанное: использовать следует только политико-дипломатический инструментарий.
После кратких заявлений для прессы (которую лишили возможности задать лидерам уточняющие вопросы) Путин и Мун Чжэ Ин осмотрели «Улицу Дальнего Востока» — выставку региональных достижений на набережной острова Русский. Они остановились понаблюдать за показательными выступлениями юношеской команды дзюдоистов Сахалинской области. «Как бросают, Владимир Владимирович, нормально?» — обратился за экспертной оценкой губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Президент одобрительно кивнул, а через полчаса устроил разнос всем чиновникам, собравшимся на президиум Госсовета по развитию Дальнего Востока.
«По ряду направлений картина — не хочется говорить удручающая, но, мягко говоря, скромная», — говорил он с возмущением. Если в министерствах и ведомствах не понимают важность региона, то стоит найти других исполнителей, которые понимают приоритеты страны. «Я посмотрю на это самым серьезным образом», — предупредил Путин.
Самой чувствительной проблемой на Дальнем Востоке, ссылаясь на оценки инвесторов, президент назвал избыточный надзор и проверки. Программа «Дальневосточный гектар» тоже страдает от бюрократических проволочек. Кроме того, возникли проблемы с доступностью субсидированных авиабилетов и обеспечением пассажирского сообщения с материком дальневосточных островов, констатировал Путин.
Сразу после заседания первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правительство после критики президента в ближайшие недели доработает меры по развитию Дальнего Востока. И все же, заметил он, «в последние годы здесь и так темпы более высокие, чем в среднем по России».
Второй день форума для Владимира Путина будет связан с внешней политикой России. Помимо участия в пленарном заседании, он проведет переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, а также с президентом Монголии Халтмаагийном Баттулга.