Большая пресс-конференцию президента Владимира Путина пройдет в пятницу, 23 декабря, — мероприятие пришлось отложить на один день из-за похорон убитого в Турции российского посла. Встреча станет двенадцатой по счету. На мероприятие аккредитовались более 1400 журналистов. В списках участников наряду с французской Liberation, немецкой Deutsche Welle и американской The Wall Street Journal числится «Томский пенсионер», «Вестник Чернушки» и «Магаданская правда». Предыдущая пресс-конференция продолжалась 3 часа 10 минут, за это время глава государства ответил на 47 вопросов преимущественно от российской прессы. За 15-летнюю историю у этого формата сложились свои традиции, а у журналистов — способы привлечения внимания президента.
«Чтобы задать вопрос президенту, нужно, во-первых, занять видное место — желательно ближе к сцене. А значит, прорваться в зал как можно раньше», — делятся опытом бывалые. Сначала туда запускают фотографов и операторов и лишь затем пишущую прессу. Юркий корреспондент проскочит сразу, уломает охранника или в крайнем случае попросит знакомого оператора занять местечко.
Но это только половина дела. Нужно еще привлечь внимание в ходе самой пресс-конференции. У одной журналистки есть верный способ — алый павловопосадский платок. Девушка и сама приходит в ярком платье и платком размахивает так, чтобы уж точно заметили. И каждый раз срабатывает: она добивается микрофона.
Но везет далеко не всем. В прошлом году журналисту, махавшему шарфом футбольного клуба с надписью «Польша», равно как и корреспонденту, принесшему с собой глобус (очевидно, с намеком на глобальность своего вопроса), слово так и не дали. Микрофон не донесли и до милой девушки в дальних рядах, прижимавшей к груди плюшевое сердце. «Песков нас не замечает!» — гласил один из плакатов. И действительно, его автора пресс-секретарь президента так и не заметил.
Звездой прошлогоднего мероприятия стал гость из Ханты-Мансийска, пришедший в национальном костюме охотников на оленей. Он раздавал интервью коллегам и с энтузиазмом стучал в шаманский бубен.
Интересно, что каждый год при входе в зал охрана требует оставить плакаты, флаги и прочие поделки. Но их все равно умудряются пронести. Когда одну девушку попросили снять с головы шлем танкиста, она разрыдалась так, что сжалившиеся охранники даже усадили ее на видное место — прямо в шлеме.
Формат большой пресс-конференции зародился на заре нулевых. Несколько сотен журналистов задавали пару десятков вопросов — ни размаха нынешнего, ни зрелищности. В 2006 году на пресс-конференцию аккредитовались уже более тысячи участников, и продлилась она три с половиной часа. Прозвучало 63 вопроса.
Самой долгой стала «прощальная» пресс-конференция в 2008 году. За 4 часа 40 минут Путин ответил на 80 вопросов. Именно тогда он произнес: «Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах». И назвал два президентских срока длительной командировкой, вырвавшей его из нормальной человеческой жизни.
Впрочем, в последующие четыре года он тоже не отдыхал — работал на посту председателя правительства. И после возвращения в Кремль вернулся и к привычному формату общения с прессой. В 2012 году беседа длилась 4 часа 33 минуты. Под занавес президент заметил, что «пресс-конференцию, как ремонт, нельзя завершить, ее можно только прекратить». В последние годы он прекращает общение на рубеже трех часов.
Пресс-конференция традиционно начинается в полдень по московскому времени. Звучит приветственная мелодия, на подиуме появляется Владимир Путин, садится за длинный стол, просит зеленый чай и начинает отвечать на вопросы журналистов.
За долгие годы существования формата президент отвечал не только на вопросы внутренней и внешней политики России (каждый год звучат примерно одни те же), но и раскрывался как личность.
В 2002 году, находясь у власти два года, президент признался, что хорошо знает, «чем живет рядовой российский гражданин», так как «почти 30 лет прожил в коммунальной квартире в Ленинграде». В 2007 году рассказал о друзьях: «Адреса и явки хотите получить? У меня, конечно, есть друзья личные. Это, как правило, люди из моего студенческого времени, из детства, мои коллеги по прошлым видам деятельности: и в органах безопасности, и в мэрии Петербурга».
В 2014-м рассказал, как некий «приятель из Европы, большой начальник» за рюмкой водки спросил у российского лидера: «Ты любишь кого-нибудь? А тебя кто-нибудь любит?» И услышав два положительных ответа, выдохнул с облегчением. «Он, наверное, решил, что я озверел совсем», — предположил Путин. Тем не менее имени своей новой любви президент не раскрыл, а про бывшую жену — Людмилу Александровну Путину — сказал, что сохраняет с ней хорошие отношения.
В прошлом году Путин рассказал немного и о своих дочерях: они живут в России, учатся и работают, бизнесом и политикой не занимаются и звездными детьми никогда не были. «Я ими горжусь. Мои дочери говорят на трех европейских языках, на восточных. Не просто говорят, а пользуются ими в работе. Они делают первые шаги в карьере, но успешно», — сказал он, снова отказавшись раскрыть подробности — «по вопросам безопасности».
Россия большая, изданий много, и каждое хочет привлечь внимание к важной для конкретного региона проблеме. Поэтому региональная тематика может превалировать над федеральной и международной. И все же не стоит сомневаться, что украинский и сирийский вопросы, прочно вошедшие в российскую повестку дня, вновь будут затронуты на пресс-конференции.
В прошлом году журналист, интересовавшийся возможностью обмена украинской летчицы Надежды Савченко на задержанных российских военнослужащих Александра Александрова и Евгения Ерофеева, прямого ответа не получил. Однако в мае такой обмен состоялся. Вопрос о ходе выполнения минских договоренностей (точнее, их пробуксовки), видимо, придется задать еще раз.
Повторных разъяснений потребует и позиция России по Сирии: есть ли у Москвы четкий план действий и свои собственные интересы на этой территории. После убийства российского посла Андрея Карлова в Анкаре, безусловно, будет продолжена и тема борьбы с терроризмом.
«Все, поезд ушел с турками? То есть президент Эрдоган уже ничего не сможет сделать, чтобы развернуть ситуацию?» — спрашивали у Путина в прошлом году. Но обстоятельства, из-за которых так переживали журналисты из Татарстана, сменились с негативных на позитивные.
К слову, в прошлом году они просили оставить за Рустамом Миннихановым титул президента Татарстана (по закону в РФ может быть только один президент, остальные — главы или руководители республик). «Хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили», — дал добро Путин. И Минниханов действительно
С новой силой разгорится обсуждение допинга в российском спорте. Но если в прошлом году разговор шел о дисквалификации одной лишь легкоатлетической федерации, то в этом году бед прибавилось: недопуск нашей сборной к Паралимпийским играм, усеченный состав на Олимпиаде, обвинения Всемирного антидопингового агентства в том, что допинг в России поощрялся на государственном уровне.
Год назад во время пресс-конференции Владимир Путин комплиментарно отзывался о Дональде Трампе. Теперь кандидат от республиканцев — избранный президент, с которым Путину работать как минимум год. Вопрос об ожиданиях в связи с этим, вероятно, тоже прозвучит на пресс-конференции.
Традиционно найдут отражение и насущные вопросы: рост тарифов ЖКХ, повышение стоимости проезда в транспорте, дороговизна продуктов в магазинах, маленькие пенсии, платные парковки в городах, новые налоги. И каждый из этих вопросов требует разъяснения от президента.
Очередная большая пресс-конференция будет транслироваться в прямом эфире телеканалами «Россия 1», «Россия 24» и Первый канал. Онлайн-трансляцию будет вести и «Лента.ру».