Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
По официальным данным, сегодня 22 миллиона из 146 миллионов россиян считаются бедными. Один из главных рисков нищеты — это дети: чем их больше, тем больше шансов у семьи оказаться за чертой бедности. Избранный на новый срок президент Владимир Путин объявил главной задачей правительства борьбу с бедностью. В чем уникальность российской бедности и почему в первую очередь надо ликвидировать детскую нищету, «Ленте.ру» рассказала заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГСЕлена Гришина.
«Лента.ру»: Количество бедных растет?
Гришина: По данным Росстата, у нас сейчас около 20 миллионов бедных. Бедность в России снижалась с 2000-го по 2012 год, затем начала постепенно расти. В 2016-м уровень бедности вырос с 10,8 до 13,4 процента по сравнению с 2013 годом. Это обусловлено сокращением реальных доходов населения. Но самое печальное, что этот рост особенно выражен среди несовершеннолетних. Как показывает статистика, в 2016 году доля бедных детей составляла 22 процента — то есть среди детей бедных в полтора раза больше, чем среди основного населения.
Если ребенок бедный — значит, и вся его семья испытывает лишения?
Чем больше детей в семье, тем выше риск лишений. Семьи с детьми — самая массовая группа бедных. Они составляют более половины от общего количества семей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Например, среди семей, которые не могут оплатить непредвиденные расходы, ничего не продавая и не занимая, доля имеющих на иждивении одного-двоих детей составляет 66 процентов. Но если детей трое и больше, этот риск увеличивается до 78 процентов. По нашим данным за 2017 год, половина всех многодетных семей в России — бедные. При этом среди обычных семей с детьми за чертой бедности — 25 процентов, то есть в два раза меньше.
Резкий рост курса доллара и инфляция, которые мы наблюдаем в последнее время, могут привести к увеличению доли бедных?
Цифры говорят о том, что в 2017 году, по сравнению с 2013-м, реальные денежные доходы населения снизились на 11 процентов. В феврале этого года они начали расти. Как ситуация будет дальше развиваться в связи с международной политикой — не берусь предсказывать. Но хочется оптимистично смотреть на жизнь.
Какими доходами располагают бедные семьи?
Стандартное определение бедности по Росстату — это доход ниже прожиточного минимума. В разных регионах он свой. Сумма зависит еще и от категории населения: работающие, пенсионеры, дети. В третьем квартале 2017 года прожиточный минимум в среднем составлял 10 328 рублей на человека. Грубо говоря, складываем все имеющиеся доходы и делим на количество членов семьи. Если полученный результат меньше — семья за чертой.
Можно ли назвать самые бедные регионы в России?
Традиционно это Республика Тыва: там доходы почти половины населения ниже регионального прожиточного минимума. Также к бедным территориям можно отнести Алтай, некоторые регионы Кавказа.
Бедность бывает разная. Кому-то не хватает денег на продукты, а кто-то в кино не может пойти. О каком уровне бедности идет речь?
В прошлом году мы проводили исследование характеристик депривационной бедности, то есть бедности по лишениям. Более половины домохозяйств с детьми из-за недостатка средств не могут поменять старую мебель на новую; около трети имели в течение года задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг; примерно 20 процентов не могут позволить себе хотя бы через день есть блюда из мяса, птицы, рыбы.
То есть голодают?
Особенность российской ситуации в том, что у нас большая группа семей балансирует на грани. Они либо над чертой бедности, либо чуть-чуть под ней. Сейчас примерно 20 процентов семей с детьми имеют доход чуть ниже полутора прожиточных минимумов на человека. Это значит, что при малейших экономических сложностях — потеря работы кормильцами, болезнь — эти семьи сразу же попадут в категорию бедных. При этом помочь «балансирующим» выбраться из ямы гораздо легче, чем тем, кто в ней сидит давно.
Потому что у них еще не сформировалась привычка к бедности?
Да, речь тут скорее идет о малодоходности. Но если государство такие семьи не будет поддерживать, то постепенно может сформироваться социальное дно. Зарубежные исследования показывают, что дети, выросшие в бедности, с большей вероятностью так и остаются бедными. Потому что у них отсутствовали стартовые условия, чтобы занять в жизни лучшую позицию. У детей из бедных семей не создан человеческий капитал: у них хуже образование, так как их семьи не могут оплачивать им репетиторов, водить на платные кружки. У них часто хуже здоровье, так как у родителей нет возможностей водить их к платным врачам и покупать дорогостоящие лекарства. То есть у детей из бедных семей не заложен фундамент для жизни.
Чтобы помочь таким семьям, мы предлагаем государству применять другие подходы для социальной поддержки. Сейчас в основном используется монетарный принцип, то есть статистика бедности учитывает лишь доходы. Но это не дает государству сформировать представление о факторах бедности, что именно требуется таким семьям. Поэтому для определения бедности правильнее будет использовать многокритериальный принцип.
Какие критерии вы предлагаете учитывать для характеристики бедности?
Мы рассматривали семь направлений депривации: имущество, питание, финансовое положение, здоровье, социальная интеграция, образование и развитие детей, жилищные условия. Как показало исследование, низкие риски депривации наблюдаются в семьях, где родители имеют высшее или неполное высшее образование, семьях с работающими отцами, а также у тех, кто проживает в городах-миллионниках.
Высокие — у неполных и многодетных семей, а также у тех, где родители имеют образование ниже начального профессионального или старше 50 лет. Анализ показал, что 26 процентов семей с высокими депривационными рисками переживают социальную исключенность из общества. У многих нет родственников и знакомых, которые могут помочь деньгами или услугами при возникновении проблем.
Почему? У них маргинальное окружение, которое не хочет им помогать?
Тут ситуация проще, мне кажется. Это раньше домохозяйство состояло из нескольких поколений. И бабушки, и прабабушки, и дедушки — все жили в одном доме, все друг другу помогали. Но сейчас уже не так. В больших городах самостоятельные семьи испытывают сложности с помощью.
У родителей существует большой запрос на поддерживающие услуги от государства. Например, сопровождение детей на кружки, прогулка с детьми, пока мама что-то делает по хозяйству, доставка детей в поликлинику. Это все очень востребовано. Если это социально уязвимые семьи, то у них нет ресурсов, чтобы найти для этих целей няню.
Уровень образования вы указываете в числе главных рисков бедности. Но у нас в последнее время складывается стереотип, что от диплома мало что зависит.
Наличие диплома — практически базовое требование сегодня при устройстве на работу. Когда у людей действительно очень низкий уровень образования, они могут быть заняты, как правило, только неквалифицированным трудом либо попадают в сферу неформальной занятости и сразу же лишаются защиты Трудового кодекса. К тому же у людей с серыми доходами — двойной риск. В некоторых регионах сейчас стали отказывать в социальной помощи гражданам, которые не могут официально подтвердить свою занятость. Там приняты программы, в соответствии с которыми гражданин трудоспособного возраста лишается права на получение детских социальных выплат, если он не может принести формальную справку с работы или с биржи труда.
Такие чиновничьи установки можно расценивать как людоедские.
Их можно понять. Случаи, когда люди занимаются бизнесом, получают существенный, но недекларируемый доход и претендуют на социальную помощь государства, не так уж редки. Официальные справки о занятости могли бы стимулировать людей выбираться из тени. Но это может сработать только при условии возможностей для перехода работника в формальный сектор экономики. Если у человека недостаток образования — кто его на работу возьмет? Или, допустим, мать не имеет возможности выйти на официальную работу, так как не с кем оставить детей, а в детсадах мест нет. Значит, государству необходимо больше работать над созданием программ адресной социальной помощи.
Адресная социальная помощь у нас в последние годы активно пропагандируется. Разве не все регионы успели на нее перейти?
Сейчас под воздействием бюджетных ограничений регионы переходят на адресную поддержку достаточно активно. Давно реализуемые программы — это региональные пособия на детей до 16 лет из малоимущих семей и жилищные субсидии. Эти пособия, как правило, предоставляются с учетом нуждаемости.
С учетом сегодняшней экономической ситуации регионы заинтересованы вводить как можно больше критериев нуждаемости. Но беда в том, что эти критерии применяются в основном к семьям с детьми. Для остальных получателей социальной помощи это редко используется.
Почему?
Допустим, взять чернобыльцев или ветеранов. Если будут выплачивать соцпомощь не всем, сразу возникнут вопросы: ограничивают компенсацию за причиненный ущерб здоровью или меньше оценивают заслуги? То есть у чиновников просто не хватает отваги ввести критерии нуждаемости для заслуженных категорий. Получается, что семьи с детьми — одна из немногих категорий, которые регионы могут трогать.
Предполагалось, что адресность даст возможность больше помогать нуждающимся. А на деле государство, наоборот, уменьшает количество получателей бюджетной поддержки. Но при этом размер соцпособий тоже не растет, а с учетом инфляции фактически снижается.
Такая проблема есть, но она существует не отдельно в каких-то регионах, она общая, и связана в основном с дефицитом бюджетных средств и с несовершенством законодательства. Действительно, критерии нуждаемости задумывались для того, чтобы повысить размер помощи тем, кому она необходима. Сейчас те же региональные пособия на детей до 16 лет в среднем менее 500 рублей. Это практически ничего. Вряд ли эта сумма поможет преодолеть семье финансовый кризис.
Нужно перестраивать систему. Не завязываться лишь на материальных выплатах, а развивать социальные услуги и предоставлять целевые сертификаты с учетом нужд семьи. Допустим, сломалась у многодетной семьи стиральная машина… Регионы могли бы сделать какие-то целевые сертификаты на приобретение товаров длительного пользования для семей.
Чем отличается структура бедности в России от других стран?
Одно из отличий — у нас много работающих бедных, то есть людей, которые работают, но у них маленькие зарплаты. В других странах обычно риск оказаться в бедности выше у тех, кто не находится на рынке труда. То есть работа там — значимое преимущество, шанс выбраться из ямы.
Есть ли в других странах нестандартные практики помощи малообеспеченным семьям с детьми?
Кроме пособий, на Западе очень распространены программы социального контракта: это когда государство оказывает нуждающимся помощь на каких-то определенных условиях. В России в некоторых регионах это также практикуют, но пока широко такой способ помощи не распространен. Например, в сельской местности дают средства на организацию подсобного хозяйства. Семья покупает корову, растит ее, продает молоко. Или выделяются средства на покупку швейной машины, чтобы они могли шить и продавать свою продукцию.
Такая помощь более эффективна?
Считается, что да. Такие программы дают стимул к преодолению трудной жизненной ситуации. То есть мы даем нуждающемуся не рыбу, а удочку.
Чемпионат мира по футболу, впервые принимаемый Россией, стал для жителей страны самым ярким событием этого лета. Однако россияне обсуждают не только исторический выход национальной сборной в четвертьфинал, но и поведение болельщиков. Вернее — болельщиц. Началось все с обращения депутата ГосдумыТамары Плетневой к россиянкам с просьбой не заниматься сексом с гостями мундиаля. Ее месседж подхватили тысячи пользователей, взяв на себя миссию определять «отклоняющееся поведение» женщин и наказывать их за это: они стали выискивать девушек, попавших в один кадр с иностранными фанатами, травить их в соцсетях и призывать к физической расправе над ними. Своеобразным манифестом этого движения стала статья в «Московском комсомольце» под заголовком «Время шлюх» ранее малоизвестного колумниста Платона Беседина, в которой он назвал россиянок «потасканными девками с заниженной социальной ответственностью». «Лента.ру» разыскала идейного вдохновителя интернет-кампании по борьбе за «чистоту генофонда», узнала, чем он и его единомышленники руководствуются в акции массовой травли, поговорила с пострадавшими от их действий россиянками и выяснила у социолога, как эта охота на ведьм характеризует наше общество.
«Мир станет чище»
Владислав Поздняков, создатель группы «Мужское государство» во «ВКонтакте»
Русская женщина — это женщина, которая вышла замуж девственной, которая верна своему мужу и живет в патриархальных условиях. Все остальное — это «натащи», поэтому между «натащами» и русскими не стоит ставить знак равенства. «Натаща» — это больше состояние души, а не национальность. На чемпионате Европы по футболу в 2012 году, который проходил на Украине, было то же самое, что и сейчас в России. Среди немок и австриек своих «натащ» очень мало, девушки очень скромные и ведут себя намного приличнее. Я даже больше скажу: еще не видел ни одну немку с турком или сирийцем, а вот во Франции был не так давно — так среди француженок своих «натащ» хватает.
Внешний вид очень сильно выдает «натащ» за границей — говорю как человек, изрядно поколесивший по миру. Русскую «натащу» я точно отличу в Европе от представительниц любых других наций! Мне даже не надо слышать русскую речь: как правило, это макияж, вульгарный вид, каблуки, вычурность, излишний пафос, длинные крашеные ногти, кольца на пальцах. Наши девушки одеваются и выглядят так, как будто у них идет война за внимание мужчин. Если вы носите каблуки, вы хотите изо всех сил скрыть свои недостатки в виде низкого роста, вы пытаетесь взять мужчину фальшивой красотой. Вы одеваетесь, краситесь, чтоб понравиться окружающим мужчинам. Для русских девушек почему-то это очень важно даже при наличии у них молодого человека, что говорит об их генетически заложенной «шлюховости».
Лично я за естественную красоту. Мне нравятся немки: отсутствие макияжа, каблуков, вульгарности, вычурности, никаких колец, ногтей. Все, что они делают, — это бреют писю, подмышки, моются и занимаются спортом. И меня подкупает их естественная красота, а не фальшивая, присущая большинству наших женщин. Только в России девушка может час краситься для того, чтобы выйти в соседний магазин. С «натащами» я встречаюсь регулярно, в основном ради плотских утех.
Но в Европе патриархата нигде нет. При патриархальном обществе и государстве семьи в подавляющем большинстве случаев крепкие, всегда растет демография страны. Кто сомневается, может взять статистику разводов в России и сравнить ее со статистикой разводов любой мусульманской страны. Даже не обязательно брать исламистов. Можно взять Южную Корею, где в семьях патриархат, или Японию. В России один из самых высоких процентов разводов, если не ошибаюсь. Также Россия занимает лидирующее место по абортам, что уже как бы намекает.
То, что происходит сейчас, во время ЧМ, — это не отношения, а просто тотальное *** [промискуитет] со стороны наших соотечественниц, не более чем мимолетные романы на одну-две ночи. Тема доступности наших «натащ» — одна из главных тем в социальных сетях забугорных стран. По крайней мере, эта информация от моих русскоязычных подписчиков, проживающих за границей. Речь не о нескольких конкретных девушках, речь реально о тысячах женщин, сорвавшихся с цепи.
Почему они это делают? Тут сразу несколько причин. Первая — околонаучная, это сугубо мое мнение, основанное на теории о евгенике (учение о селекции применительно к человеку, запрещенное в Евросоюзе, — прим. «Ленты.ру»). На русских издревле с завидной регулярностью нападали и совершали набеги, это происходило всю нашу долгую историю. На захваченных территориях женщинам ничего не оставалась делать, как раздвигать ноги перед победителями, это в принципе естественно по законам природы, когда самка отдается более сильному самцу.
И вот на протяжении многих столетий вывелась порода женщин, которые уже на подсознательном уровне раздвигают ноги перед инородцами. Причем если раньше они это делали потому, что не было выбора, сейчас они это делают уже просто на инстинктивном уровне. И необязательно брать в пример именно этот чемпионат мира. То же самое было и на Олимпиаде-80, и с так называемыми «детьми фестиваля» 1957 года.
Вторая причина более реальная — очень низкий уровень жизни в нашей стране. Это факт, который отрицать будет только упоротый ура-патриот. В иностранных болельщиках наши «наташи» видят богатых и обеспеченных самцов. Они понимают: чтобы приехать, например, с Аргентины в Россию, нужно как минимум очень хорошо зарабатывать. Это подкупает наших «наташ», привыкших жить в нищете.
Третья причина: из русских мужчин сделали «вагинопочитателей» и «баборабов» — бесхребетных, женственных, слабохарактерных, живущих в стране равенства полов, а скорей всего — даже матриархата. Можете ли вы себе представить, чтобы подобное поведение девушек было в Чечне или Дагестане? Конечно же нет, потому что там женщинам ограничили свободу, там устоялся патриархат. Женщина при матриархате или даже равенстве полов — это всегда безнравственная женщина, меркантильная женщина.
То, что я выкладываю, — это лишь малая часть. Если я сейчас буду выкладывать все, что мне присылают, то интервал между постами нужно делать около двух минут, и тогда, может быть, через год кончатся все мои публикации. Но это лишь то, что попало в поле зрения моих подписчиков, — ничтожный процент. Сколько случаев прошли мимо объективов камер! Я не выкладываю публикации, где просто наша «натаща» сфоткалась с болельщиком, я выкладываю те фото, где она, например, дает себя целовать или, например, оставила подпись «мама, ищи меня в Колумбии». А спали они или не спали — для меня, как и для большинства русских мужчин, уже никакого значения не играет: если она позволяет себе подобного рода подписи и фото, то, скорей всего, она не против с ним уединиться. Выкладывается это с одной конкретной целью: для осуждения подобного рода поведения и для перевоспитания! В следующий раз «натаща» хорошенько подумает, прежде чем раздвигать свои ноги на лавочке в центре Москвы для делегации из Польши.
С точки зрения законодательства я ничего не нарушаю. Все видео мои подписчики снимают исключительно в общественных местах на улице! Мы не посягаем на частную жизнь! Мы не снимаем тайно в номерах отелей или еще где-то. Нарушают тут законодательство только такие девушки с низкой социальной ответственностью, которые дают трогать себя под юбкой двум аргентинцам недалеко от фанзоны Москвы. Я вам напомню: за подобные случаи Настя Рыбка и ее недалекая подруга за «любовь» в общественном месте отправились на неделю жрать с баланды. Все фото также делаются в общественном месте, либо мы берем их со страниц самих болельщиц, чьи фото доступны абсолютно каждому, и я никогда не оставляю призыв травить! Я могу что-то ироничное написать, но без призыва к радикальным действиям. Это то же самое, если я вас спрошу: вы постоянно выкладываете новости, как у нас все плохо в России, не думали вы, что это может кого-то подтолкнуть к суициду? Если кто-то покончит с собой, мне будет плевать, это будет на совести этого объекта, меня это абсолютно никак не волнует. Какое мне дело до суицида какой-то падшей шлюхи? Наоборот, этот мир станет чище.
Заметьте, у нас почти нет фото русских девушек с европейцами, так как их порой бывает сложно отличить от Иванов и Николаев. Поэтому, чтобы у зевак не возникали вопросы по поводу достоверности информации, мы берем только случаи с представителями другой расы. Если и берем с европейцами, то только когда понятно, что он действительно европеец, по наличию, например, флага или еще какой-то атрибутики. Я против расового смешения. В мультикультурализме нет ничего хорошего: он уничтожает нации, уничтожает их культуры, превращает мир в один сплошной компот. Когда есть японцы, есть русские, англичане, когда мир поделен на нации, у каждой из которых своя культура, религия, обычаи, свой разрез глаз, цвет кожи — вот что по-настоящему прекрасно, вот что делает этот мир красочным! Также я против межэтнических контактов из-за большой разницы культур и других аспектов, существенно снижающих шансы потенциальной пары на счастливый брак. Уверен, что через девять месяцев количество матерей-одиночек в России значительно возрастет. Нацизм — это плохо в любом случае, но если кто-то против того, чтобы девушки сношались с представителями других рас, культур, — это не нацизм. Между этим не может быть знака равенства.
Запрещать девушкам свободно распоряжаться своей вагиной — для большинства уже фактически расценивается как сексизм. Сексизм — это понятие, которое сейчас используют, чтобы оправдать свою распущенность и *** [промискуитет]. Это не есть хорошо. Сексизм должен быть естественным, умеренным, без перегиба палки. Я вот выступаю за патриархат. Патриархат — это по факту сексизм, так как при патриархате мужчина заведомо в иерархии стоит выше женщины. Как вы знаете, сексизм проявляется в дискриминации по половому признаку.
В нашем случае девушек гнобят за связь с иностранцами, парней — нет, так и связей наших «вань» с иностранными девушками нет, в том-то и дело! Я всего один единичный случай видел во время этого ЧМ. Наши мужчины ведут себя прилично, в отличие от представительниц слабого пола. 90 процентов, если не более, болельщиков — это мужчины, девушек к нам приехало значительно меньше, им не так интересен футбол. А те, что приехали, как правило, находятся в паре. Но если вы считаете иначе, попробуйте сделать подобную «зеркалку» на мужчин. Если хотя бы два-три случая найдете, можете считать это успехом. Лично я видел только один случай, где наш мужчина был в компании иностранной болельщицы. А вот случаев, где наоборот, — тысячи.
Феминистки и прочие обиженные про дискриминацию вспоминают, только когда им выгодно. А вот когда мужчина идет принудительно служить в армию, никто не спешит подписывать петиции о дискриминации. Такое понятие, как «хранить очаг», нужно уже давно искоренить. Раньше хранили очаг, да. Это были наши бабушки и прабабушки, которые жили в деревнях, стирали вручную, рожали по пять-десять детей, готовили в печи, во дворе ухаживали за скотиной. Современная баба живет в тепличных условиях — в квартире: стирает машинка, готовит плита… Рожает современная баба от нуля до двух детей. И о каком хранении очага может вообще идти речь? «Хозяйка очага» означает «ничего не делать».
Случай с бразильцами (на родине на них завели уголовное дело за похабное видео с россиянкой — прим. «Ленты.ру») — это единичный случай, который сейчас пытаются пихать везде защитники «натащ». Бразильцы были неправы, так как они просто воспользовались незнанием языка нашей «натащи» и заставили ее скандировать Buceta rosa, но я что-то не слышал, чтоб бразильцев или еще кого наказывали, например, за флирт, секс, обнимашки и поцелуи с «натащами». И в «МК» (речь о статье Платона Беседина «Время шлюх» — прим. «Ленты.ру»), конечно, они жестко написали. Я прям аж удивился, такое даже я не всегда себе позволял. Но, опять же, нацизма нет. Россиянки — это не нация, есть нация русские. «МК», как и я, выступаем за традиционные моральные ценности, с каких это пор в нашей стране это стало плохим?
«Общество у нас не очень здоровое»
Жанна Чернова, доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге
«Лента.ру»: В Госдуме россиянок просят отказаться от права на распоряжение своим телом ради Родины; на страницах газет тех, кто отказался последовать призыву, называют поколением шлюх; в сети тысячи мужчин объединяются ради настоящей травли девушек, которые попали в один кадр с иностранными болельщиками. Некоторым угрожают физической расправой. О чем говорит такая реакция на общение россиянок с иностранцами?
Чернова: Если судить по медиарепрезентации, можно сказать, что общество у нас не очень здоровое. Оно постоянно находится в ситуации войны то с определенными странами, то с определенной частью света. Такая негативная реакция как в сети, так и на страницах газет в первую очередь связана с консервативной, традиционалистской и во многом архаической гендерной политикой. К сожалению, государство исходит из представлений о том, что оно может формировать и регулировать поведение своих граждан в частной жизни, которые в данном случае в большой степени отдают мизогинией (женоненавистничество, предубеждение по отношению к женщинам — прим. «Ленты.ру»), а не просто сексизмом. Интересно, что автор статьи (речь о статье «Время шлюх» в «Московском комсомольце» — прим. «Ленты.ру») — мужчина, который формулирует определенные нормы поведения для женщин, он их осуждает и пытается контролировать путем негативной оценки: в таких традиционных построениях гендерной культуры общества женщины и женское тело рассматриваются как очень важный ресурс, который подлежит надзору мужчины.
Насколько это серьезная проблема и с чем она может быть связана?
Мы никогда не сможем узнать точное число девушек, пострадавших в этой истории, и если мы посмотрим на те актуальные события, которые происходят в стране сейчас, — например, на повышение пенсионного возраста, — эта проблема может показаться искусственно созданной. Но она вписывается в ту вереницу действий, которые производились государством и церковью в связи с семейными и гендерными вопросами. Они пытаются воссоздать традиционную гендерную картину мира, хотя она очень далека от того, что происходит в повседневной жизни: последние социологические исследования молодежи показывают, что поколение Z не так заинтересовано в раннем сексуальном дебюте. Секс не является для них первоочередной темой, как для предыдущего поколения. На повестке дня у них стоит вопрос самореализации, поисков своего места в обществе, качества жизни, довольства жизнью.
Иногда пишут, что девушки, которые знакомятся с иностранцами, пытаются самореализоваться (уехать, например), а мужчины им завидуют, потому что у них такой возможности нет.
Нет, не думаю. Во-первых, не любые сексуальные отношения ведут к браку, который может повысить социальную позицию девушки в обществе. Во-вторых, люди могут заниматься сексом по разным причинам, не только ради вертикальной мобильности.
Но можно ли согласиться с тем, что то поведение россиянок, которое документируют поборники нравственности, характеризует национальный облик России не с лучшей стороны?
Какое поведение? Это очень консервативная позиция — когда женское тело и сексуальность рассматриваются в качестве ресурса, которым обладает государство и страна. Облик страны создается другими вещами, начиная с позиции во внешней политике и заканчивая тем, как устроена городская среда.
Российские женщины давно привыкли к экономической автономии, они составляют почти половину работающего населения. К началу 80-х увеличилось время, которое мужчины посвящают воспитанию собственных детей, однако и сейчас женщина несет большую часть ответственности за рождение ребенка. И поскольку каждый второй брак заканчивается разводом, женщина хорошо знает цену этой ответственности. В России много матерей-одиночек, но мужчины, вместо того чтобы решать уже существующие проблемы, занимаются прогнозированием «детей мундиаля».
Да, в качестве одного из аргументов в пользу контроля за женщинами участники групп Buseta rosa и «Мужское государство» приводят то, что после ЧМ в России будет повторение беби-бума 1958-го и 1981 годов, после Всемирного фестиваля молодежи и студентов и после Олимпиады-80. Насколько это может соответствовать реальности?
Мне никогда не попадалось статистических данных, которые бы показывали, что именно эти два события принципиальным образом увеличили количество матерей-одиночек в стране. Конечно, «дети фестиваля» и «дети Олимпиады» были, но массового явления, связанного с рождением таких детей, я ни в одном исследовании не встречала. Поэтому ни о каком беби-буме не может быть и речи. С проявлениями нетерпимости к метисам в России можно и нужно бороться, но, к сожалению, мы не можем рассчитывать на участие государства в этом вопросе.
О чем говорит популярность жаргонизмов «натащи» и «чернильницы» при обсуждении контактов женщин с иностранными фанатами и чего в них больше — проявления мизогинии или национализма?
Уровень ксенофобии и нетерпимости к представителям других групп, конечно, сильно зашкаливает. Представители других этнических групп вписываются в идеологию войны, согласно которой мы должны сидеть в этой осажденной крепости и контролировать наших женщин, чтобы сохранить свою позицию. Вместо того чтобы радоваться большому событию, тому, что множество российских городов стали открытыми и доступными, в этом видят то, что говорит о невысокой социальной удовлетворенности собственной жизнью.
Кроме того, мы видим архаичные представления о том, что мужчина является обладателем символической власти над женским телом, особенно в вопросах женской сексуальности. Мужчины пытаются таким образом закрепить свою доминирующую позицию в обществе. Скорее всего, дело в стереотипах, которые поддерживаются не очень образованной частью мужского населения, у которой нет большого социального и экономического капитала, они могут зарабатывать меньше женщин и быть менее успешными в целом. Чему угрожают иностранцы? Если мужчины боятся кровосмешения, мы можем посмотреть статистику и увидеть, что Россия занимает одну из лидирующих позиций по разводам и уклонению от уплаты алиментов. Это делают те самые российские мужчины, которые так боятся, что женщины будут вступать в отношения с другими. Хотелось бы задать им вопрос: чувствуют ли они себя ответственными за российских женщин, если они претендуют на регламентацию их поведения? Почему они не выполняют свои обязательства в качестве мужей и отцов? Почему после развода забывают о том, что у них есть дети? Почему не выполняют свои обязанности и отказываются от уплаты алиментов? Если мужчина женат, ему не нужно думать, сколько стоит няня для его ребенка, сколько стоит выполнение домашней работы, сколько стоит приготовление пищи — и так далее. И поэтому те мужчины, которые оценивают сексуальное поведение женщин, пытаются отыграть патриархатные дивиденды — закрепить свою привилегированную позицию в обществе. И негативное отношение к «чужим» мужчинам, а также попытка построения гендерных духовных скреп является проявлением опасения, что их доминирующая позиция может быть выбита у них из-под ног.
Представление о том, что связь с «чужаком» — это угроза, присуще только россиянам?
Нет, конечно. Это касается любой социальной группы, которая хочет определенным образом сформировать представление о себе через некую границу и противопоставление: «я — не такой, как кто-то». И те люди, которые не являются членами нашей социальной группы, рассматриваются в первую очередь как угроза. Очень много исследований на эту тему делали антропологи, когда изучали традиционные сообщества. Такая позиция, такое мировоззрение, такая система ценностей характерны для тех обществ, которые находятся в начальной стадии модернизации.
Изменилось ли что-то в восприятии «чужих» как угрозы со времен падения железного занавеса?
Сексуальная революция все-таки произошла: отношения между мужчиной и женщиной сейчас очень отличаются от тех, что имели место в советский период. В первую очередь это касается знаний о контрацепции и ее доступности. Демографы говорят, что в советском обществе преобладала абортивная контрацепция (аборт как способ регулирования рождаемости), была большая вероятность того, что сексуальные отношения закончатся беременностью. Сейчас молодое поколение как минимум знает о средствах контрацепции, и женщины имеют возможность регулировать сексуальную жизнь.
В Бразилии наказали болельщиков, оскорбивших русскую девушку. У нас, наоборот, нападки на женщин только усиливаются. Парадоксально, но иностранцы пытаются выступить в защиту российских женщин от российских же мужчин. О чем это говорит?
Поскольку в России на уровне государственной политики и публичного дискурса сексизм и патриархатное отношение к женщине является доминирующим, то, как и в случае со Слуцким (депутат Леонид Слуцкий был обвинен в многочисленных эпизодах домогательств по отношению к журналисткам — прим. «Ленты.ру»), никаких решений не принимается. Более того, все это рассматривается как норма. За проявление сексизма, гомофобии и прочих вещей, которые относятся к модернизированному в сфере гендерных отношений обществу, у нас нет ни законных, юридических наказаний, ни даже идеологических порицаний, которые бы показывали, что это недопустимо. Поэтому Россия, при каких бы то ни было различиях с Бразилией по другим аспектам, в результате государственной политики и действий церкви откатывается на позиции традиционалистского, патриархатного, не очень развитого общества. Насилие остается существенной конструкцией, на которой стоит наше государство.
Бийский городской суд 4 августа снял с предстоящих выборов в городскую Думу Евгения Якубу — фаворита предвыборной гонки. Многие были уверены, что депутатский мандат у него уже в кармане. После избрания, как предполагала местная пресса с оглядкой на планы самого кандидата, бывший глава Бийского района должен был занять кресло председателя Бийской гордумы. Но произошел неприятный сюрприз. В причинах, по которым Евгений Якуба лишился статуса кандидата, разбиралась «Лента.ру».
Битва за Бийск
До недавнего времени Евгений Якуба был главой Бийского района, известного Чуйским трактом и тем, что здесь родился известный писатель Василий Шукшин. Но весной он неожиданно уходит в отставку. По мнению местных экспертов, данное решение — часть хорошо продуманной стратегии: дистанцироваться от ряда проблем, накопившихся на вверенной ему территории и возглавить городскую Думу Бийска, самого крупного наукограда России.
При этом, как говорил в момент своей отставки сам Евгений Якуба, его решение «согласовано на самом верху». Как посчитали эксперты, под «самым верхом» бывший глава района подразумевал губернатора Алтайского края Александра Карлина. Хорошие отношения Якубы и губернатора подтверждает хотя бы тот факт, что на Шукшинских праздниках двумя неделями ранее глава региона появился в сопровождении Евгения Александровича, хотя тот еще весной уволился с должности главы администрации района. Не мешает дружественному общению политиков даже несистемное решение бывшего районного чиновника баллотироваться в гордуму Бийска самостоятельно, без партийной поддержки, несмотря на членство в партии «Единая Россиия». Закон это позволяет. Хотя обычно партия такие решения не приветствует. Как правило, перед выборами всегда проводится внутрипартийное предварительное голосование, и вся конкуренция заканчивается здесь — так как его победитель становится кандидатом от партии. Но Якуба участия в этом партийном мероприятии не принимал.
В этой связи также надо отметить, что в случае претензий на место председателя городской Бийской думы, кроме поддержки сверху, необходимо заручиться поддержкой других депутатов городского парламента, где этот вопрос решается голосованием.
Амбициозный экс-глава района, сейчас работающий заместителем генерального директора по транспорту на песчано-гравийном карьере, как стало известно местной прессе, собирал группу поддержки в будущей городской Думе. Кроме того, одновременно с ним в разных округах Бийска самостоятельно выдвинулись семь его соратников. Таким образом, победа на выборах позволяла Евгению Якубе получить значительное влияние и на депутатский корпус городской Думы, и на главу администрации Бийска.
Якуба — самовыдвиженец с большим опытом: будучи членом партии «Единая Россия», он неоднократно побеждал на выборах и знает, что на этапе подачи документов отсеиваются многие смельчаки, так как требования к документам очень высоки. Пройти сквозь этот фильтр легко, если только в этом заинтересован кто-то из влиятельных чиновников.
Бывший глава Бийского района, как положено, собрал необходимое количество подписей горожан в свою поддержку, подал заявление и уже 7 июля был зарегистрирован кандидатом и даже успел выпустить агитационные материалы. По странному стечению обстоятельств по тому же избирательному округу №2 было зарегистрировано 12 самовыдвеженцев. Это рекорд — округ становится чуть ли не самым конкурентным на выборах в Бийскую городскую Думу. В числе конкурентов Якубы оказалась Кристина Чуй — член «Справедливой России», также решившая баллотироваться не по партийным спискам, а самостоятельно.
«Право на самовыдвижение — безусловно, законное и конституционное, — говорит политолог Игорь Рябов. — Но когда члены партий, тем более ведущих, начинают самовыдвигаться, на мой взгляд, это говорит о внутрипартийных противоречиях. В выборный период это демонстрировать нежелательно. Противоречия могут и должны быть. В выборный период партия должна быть монолитной. И решать конфликты надо внутри себя, без вынесения в публичное поле».
Промашка вышла
Именно Кристина Чуй пристально изучает документы Евгения Александровича, одобренные избирательной комиссией. Она находит в них столько нарушений, что это становится поводом обратиться в суд с иском о незаконности оформления представленных соперником документов, и требует отменить решение о регистрации Якубы.
Суд устанавливает, что «кандидатом в депутаты Якубой Е.А. в Избирательную комиссию муниципального образования были предоставлены документы, оформленные с нарушением Федерального закона №67 («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») и Избирательного кодекса, а также все представленные подписи в поддержку кандидата являются недействительными».
Решение суда можно назвать сенсационным: «исковое заявление Кристины Константиновны Чуй к избирательной комиссии удовлетворить и признать незаконным решение избирательной комиссии». И соответственно решение избиркома «о регистрации кандидата в депутаты Е.А. Якубы по одномандатному избирательному округу №2 незаконным и подлежащим отмене».
Что интересно, самого Евгения Якубы на процессе не было, не было и его официального представителя. Никто заявлений и ходатайств не представлял. Лишь некое «заинтересованное лицо» требовало отменить решение суда. Главный вопрос, который напрашивается в этой ситуации: как местный избирком не заметил всех этих нарушений? Местный активист Александр Зонов для ответа на этот вопрос советует «искать женщину». «По моей информации, это все дело рук Лидии Громогласовой, которая провернула просто блестящую многоходовку», — думает он.
Лидия Афанасьевна Громогласова возглавляет Бийскую городскую Думу, и именно она заинтересована в устранении всех серьезных конкурентов в борьбе за этот пост. «Смотрите, уже всем давно известно, что бийский избирком сосновой веткой прогнулся под Лидию Афанасьевну, и ни одно серьезное решение не проходит без ее «одобрям-с», — рассуждает Александр Зонов. — Лидия знала, что оппозиция обязательно будет держать на контроле сбор и подачу подписей других кандидатов и доведет это дело до суда. А суд сразу увидит нарушение и признает решение ИКМО незаконным, что автоматически приведет к отстранению кандидата от выборов. Так и произошло».
«История со снятием судом кандидата в депутаты гордумы Евгения Якубы демонстрирует, что бийские элиты и, заметьте, не партии, в которых они состоят формально или нет, тем самым посылают губернатору Алтайского края четкий сигнал: они не хотят видеть его протеже на посту мэра города. Вообще-то, это серьезное предупреждение, свидетельствующее как именно Александр Карлин контролирует ситуацию во вверенном ему регионе. А со стороны партийного строительства эта история свидетельствует, что на местах товарищи не хотят действовать в рамках своих партий и занимаются самодеятельностью», — делает вывод Игорь Рябов.
«Что я могу сказать, в очередной раз суд показал, что такое настоящая судейская честь и принятие решений по букве закона, а не в угоду политическим игрищам. Без сарказма, судья Бабушкин достоин высокого звания судьи, — отметил в этой связи местному изданию asfera.info секретарь бюро совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Владислав Вакаев. — Но на самом деле, здесь дело в другом, а за всей этой ситуацией стоит нечто большее. На мой взгляд, фиаско Якубы — это сигнал определенных бийских элит к краевой власти».
Новый год россияне по-традиции активно обсуждали в социальных сетях. Еще утром 31 декабря начали появляться фотоотчеты о приготовлениях к празднику. С каждым часом постов становилось все больше. Как и где граждане страны встретили 2017 год? Что ждут от него? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, «Лента.ру» изучила социальные сети.
Согласно последнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, более четверти россиян считают профессию врача одной из самых престижных. Впрочем, к врачам всегда относились с особым почтением. Их уважали и, как следствие, благодарили. В советское время несли конфеты, потом конверты. Но как сейчас благодарить врачей? Почему они обижаются на конфеты? И почему чиновники столичного депздрава всерьез озаботились формой этих благодарностей? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент «Ленты.ру».
В 2015 году один из пациентов столичной больницы опубликовал пост в соцсетях, в котором рассказал — как излечился от тяжелой болезни. Тот текст он отметил хештегом #спасибодоктор. Увидев эту публикацию, другие пользователи стали благодарить врачей за оказанную им помощь под тем же хештегом.
Добрые слова за спасенные жизни и оказанную помощь говорили и известные люди: режиссеры и актеры, музыканты и спортсмены.
Почти сразу флешмоб получил поддержку московских властей. Для размещения отзывов создали специальный сайт.
Некоторые истории простых москвичей говорят уже даже не о благодарности, а о влюбленности в своих врачей.
«Мой ревматолог — специалист от Бога. Когда видишь, как 7-сантиметровая игла шприца до конца входит в сустав — и это совсем не больно, то немеешь от изумления, — пишет один такой пациент. — Когда чувствуешь, что боль в коленке, которая не давала подниматься по лестнице, исчезает уже после первого укола, то проникаешься благодарностью как к мирозданию в целом, так и к врачу в частности».
Мужчина был впечатлен тем, что врач обычной районной поликлиники следит за всеми новинками в медицине и ездила на учебу в Португалию.
«Однажды она при мне занималась целым кланом башкир, непонятно как оказавшихся в нашей поликлинике… И было видно, что она точно так же вкладывается в этих башкир, как в приписанных к поликлинике коренных москвичей», — продолжает автор.
Пациент отметил, что хорошего специалиста отличает «некая отточенность, определенность».
«Я любуюсь ею, даже когда она идет по коридору. Она не идет, а летит. Она великолепна», — так он завершил свое благодарственное письмо.
В рамках акции «Спасибо, доктор!» фотографии сотрудников столичных медучреждений, отмеченных пациентами или победивших в конкурсе профмастерства и в голосовании на «Активном гражданине», разместили на более чем 400 билбордах и остановках.
«Мы не ожидали. Не политики, не деятели шоу-бизнеса, а мои коллеги. Неожиданно и приятно», — так оценил этот проект знакомый заведующий отделением одной из столичных клиник.
«Проект «Спасибо, доктор!» стартовал три года назад в социальных сетях и за это время вышел далеко за первоначальные рамки, — резюмирует руководитель депздрава Москвы Алексей Хрипун. — Более 12 тысяч благодарных отзывов и теплых пожеланий в адрес столичных врачей и медсестер поступило только на сайт проекта. Всего же сообщений, размещенных в социальных сетях с хештэгом #спасибодоктор, насчитывается сотни тысяч. За многими из этих сообщений, какими бы краткими они порой ни были, стоит история спасения жизни наших пациентов, признание огромного вклада медицинских работников в сохранение здоровья москвичей».
Получив поддержку властей, проект «Спасибо, доктор!», похоже, приобрел недостающий обычному сайту отзывов элемент: отмеченных пациентами врачей стали премировать и выделять на работе. О них стали писать СМИ.
«Такие социальные программы — это мостик, благодаря которому выстраиваются правильные взаимоотношения между врачом и пациентом, — рассказал «Ленте.ру» главный специалист по анестезиологии-реаниматологии Москвы Денис Проценко. — Я уверен, что это очень важный стимул для развития специалиста».
Денис уверен — нет ничего плохого в благодарности. Однако, по его словам, врачам не хватает не букетов цветов и сладостей, а простой улыбки и слов: «Спасибо, доктор!»
«Это не просто позитивная эмоция. Ты чуть-чуть себя другому отдаешь. А мы транслируем это на следующего пациента. Получается такой круг добра».
Участие в проекте, как отмечает врач, не изменило его жизнь, но он понял, что приложенные старания, бессонные ночи — все это оценено городом и его жителями.
А еще подобные проекты, по мнению Проценко, могут быть одним из инструментов для привлечения молодежи во врачебную профессию.
О проблеме «круга эмоций» в медицинской среде уже давно знают психологи, даже те, кто напрямую не работают с врачами.
«Спасатели, врачи, полицейские — это люди, которые работают с особой мотивацией. Они, конечно, не мечтатели, но культивируемый ими в неофициальном общении цинизм преимущественно напускной. На самом деле представители таких профессий очень зависимы от оценки их работы обществом, так как чувствуют себя проводниками некоей сверхмиссии, — говорит психолог Виктор Воротынцев. — Ведь трудно же назвать «услугой» спасение жизни?»
Отсутствие этой эмоциональной отдачи, может, по его словам, привести к выгоранию, мешающему работать и развиваться дальше в полную меру. «Последнее особенно актуально для врачей, которым нужно учиться всю жизнь, чтобы не выпадать из профессии», — отмечает Воротынцев.
По словам психолога, достоинством проекта «Спасибо, доктор!» является выделение не только заслуженных сотрудников ведущих институтов и медцентров, но также врачей и медсестер из обычных районных поликлиник, о которых бы никто и никогда не услышал. А еще то, что героями становятся не любимчики руководства, а именно те, за кого говорят простые люди.
«Проект очень нужный. Хорошо, что есть обратная связь, — и люди могут выразить свое мнение относительно нашей работы, — рассказал «Ленте.ру» Василий Фролов, врач общей практики из московской поликлиники № 8. — Пациент выздоравливает, уходит и уже не возвращается, что, конечно, правильно, но понять — как он оценивает лечение и качество оказанной помощи — трудно. А положительные отзывы, на мой взгляд, стимулируют специалиста, показывают, что он на верном пути и надо стараться дальше».
Фролов, хоть и попал в число любимчиков москвичей, героем себя не считает. «Работали в обычном режиме. Ничего экстраординарного. Ко всем пациентам у нас внимательное отношение, а как может быть иначе? Но кто-то вот решил написать несколько добрых слов. Это очень приятно», — добавил он.
Затронул проект и другую проблему, связанную дефицитом позитивных отзывов о чем-либо вообще, а не только о врачах. Об этом говорят не только психологи, но и специалисты в области рекламы.
«Русская литература всегда была литературой борьбы. У нас драматургия — это всегда преодоление препятствий. Возможно по этой причине у нас так редко говорят «спасибо» или говорят, когда человек уже умер», — рассуждает гуру российской рекламной индустрии Владимир Евстафьев.
В 2016 году столичный проект «Спасибо, доктор!» занял первое место в двух номинациях на федеральном конкурсе социальной рекламы «Импульс».
«Единогласно присудили гран-при, — отметил председательствовавший в том жюри Евстафьев. — При том, что были очень сильные работы представлены. Была фантастическая по своему исполнению реклама ГАИ, про Гагарина была замечательная реклама — к юбилею его полета. Еще была акция Олимпийского комитета: они установили в Москве специальные такие будочки. Любой желающий мог зайти и покрутить педали. Такая же будочка стояла в Норильске — и люди могли зайти в нее и погреться, увидев лицо человека, который передал им это тепло, приложив свои усилия».
Однако экспертов от рекламы зацепила особая простота, глубина и искренность московского проекта. «А еще необычность, ведь социалка, как правило, ругает, предъявляет претензии, пугает», — говорит эксперт.
В советские годы была традиция нематериального поощрения лучших ударников труда, в том числе через размещение на досках почета. По словам Евстафьева, многие из этих наработок взяли на вооружение западные страны и россиянам не стоит их «стыдиться».
Сотни билбордов с портретами врачей, как отметил эксперт, — вещь не только не демонстративная, но и вполне эффективная. «Если ставить перед собой цель научить людей правильно благодарить врачей и вообще справедливо относится к их труду, то без таких комплексных проектов никак не обойтись. И «Спасибо, доктор!» — та история, от которой можно отталкиваться, на которой можно учиться».