Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
У депутатов Госдумы есть два месяца, чтобы подать декларацию о доходах и имуществе. Но не все любопытные факты об источниках средств умещаются в отчетность. Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская предложила сообщать в нижнюю палату о фактах коррупции среди народных избранников. Кто будет искать нарушения и чем это грозит депутатам — в материале «Ленты.ру».
В прошлом году среди депутатов тогда еще шестого созыва попадались почти миллиардеры. В десятку богатейших избранников вошли несколько единороссов, многие из которых сохранили мандаты по итогам сентябрьских выборов. Среди них — зампред думского комитета по бюджету и налогам Леонид Симановский, указавший доход за 2015 год в размере 939 миллионов рублей.
По итогам декларационной кампании — 2016 он занимал лидирующие строчки в рейтингах наиболее состоятельных парламентариев. Но для него ожидаются достойные соперники — как среди опытных коллег, так и среди новичков. Так, впервые избравшегося депутата из Архангельской области Андрея Палкина осенью назвали самым богатым парламентарием созыва, оценив его доход в полтора миллиарда рублей. Внимание также привлекли более полусотни квартир, задекларированных народным избранником.
В то же время Поклонская может получить не только кипы деклараций для проверки, но гораздо более широкую фактическую базу. Напоминая коллегам о начале сезона отчетности, она призвала доносить на депутатов-коррупционеров официально, если вдруг всплывают коррупционные эпизоды. «Так как работа комиссии четко регламентирована и ее полномочия ограничены, предлагаю сообщать об известных фактах нарушений антикоррупционного законодательства депутатами не только в интернете, но и направлять официально в Госдуму», — заявила бывший прокурор Крыма.
Обвинения в коррупции в адрес депутатов, однако, чаще служили инструментом для политической борьбы, чем способом очистить ряды. В международных махинациях не так давно пытались обвинить члена КПРФ Павла Дорохина. В разгар предвыборной кампании журналисты получили письмо якобы от бывшего помощника депутата. Тот утверждал, что Дорохин продвигал интересы южнокорейской компании, причем не бескорыстно. Однако свидетельства и источник вызывали сомнения, и до правоохранительных органов дело не дошло.
Бывший парламентарий Дмитрий Гудков несколько лет назад в ответ на лишение неприкосновенности его отца-справоросса и обвинения в свой адрес, связанные с ведением незаконной коммерческой деятельности, опубликовал пакет компромата на коллег. Он утверждал, что избранники занимаются бизнесом, чего не позволяет депутатский статус. К череде разборок позже присоединился и лидер либерал-демократов Владимир Жириновский: он требовал разобраться, откуда у Дмитрия Гудкова деньги на таунхаус.
Но ни раскритикованные Гудковым депутаты, ни сам Гудков-младший почти никак не пострадали непосредственно от этих обвинений. Многие из его оппонентов остались работать в Госдуме. Сам же оппозиционер не смог переизбраться в новый созыв, хотя о таунхаусе в эту избирательную кампанию почти не вспоминали.
Депутаты, которых пытались уличить в коррупционных действиях, обычно покидали нижнюю палату по совершенно другим причинам. Так, в адрес бывшего парламентария Романа Худякова звучали обвинения в преступном сговоре и вымогательстве — от одного из столичных рестораторов. Но в итоге либерал-демократы выгнали его не поэтому. «По поводу Худякова в ЛДПР существует фактически единое мнение: он, мягко говоря, глуповат», — заявили в партии. После конфликта с коллегами политик не переизбрался в новый созыв.
Один из немногих парламентариев, получивший официальное обвинение от правоохранителей, — бывший член фракции эсеров Илья Пономарев. Ему инкриминировали пособничество в деле о растрате в фонде «Сколково». Хотя в 2015 году отобрали мандат с другой формулировкой — за систематические прогулы пленарок и потерю связи с избирателями.
Было время, когда в депутатский корпус массово рвались люди с неоднозначной репутацией, говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, вспоминая истории почти 20-летней давности. «Однажды ЛДПР пыталась взять в кандидаты авторитетных людей, которых не зря называли авторитетами, и в результате список партии не был допущен до выборов. В итоге пришлось баллотироваться под названием «Блок Жириновского»», — рассказывает политолог.
Отсеивают и сейчас, хотя масштабы гораздо скромнее. По словам Калачева, депутаты Госдумы седьмого созыва, приступившие к работе в октябре 2016-го, перед выборами прошли многоступенчатую систему проверки. Несколько политиков не добрались до гонки. Бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич сначала снялся с праймериз ЕР и решил выдвигаться в списке Российской партии пенсионеров за справедливость (РППС). Однако ЦИК в итоге отказался заверять список кандидатов с Юревичем, в документах которого не хватало справок о зарубежной недвижимости супруги и детей. На этапе праймериз также отсеялся миллиардер, бывший депутат Михаил Слипенчук, к которому возникли претензии по поводу активов в офшорах.
Тех, кто уже стал депутатом, лишить полномочий за утаивание доходов и имущества сложнее. Даже на региональном уровне, где предусмотрено наказание за неполные сведения в декларациях, это может занять до трех лет. Прокуратуре Твери понадобилось три представления о нарушениях, чтобы зампред городской Думы Твери Андрей Петров добровольно сдал мандат. До этого тверской парламентарий пытался отделаться от претензий, отказавшись от зарплаты.
Федеральный закон не предполагает наказания за неполные сведения. К тому же имущество можно утаить, переписав его на жену и устроив фиктивный развод, говорил экс-депутат от КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, в 2013 году, когда Госдуму обязали отчитываться о доходах и расходах, около сотни депутатов развелись именно с этой целью. Коммунист предложил убрать лазейку — обязать высокопоставленных чиновников и парламентариев подавать декларации не только на себя, жен и мужей, а также несовершеннолетних детей, но и на бывших супругов. Идея не прошла — в середине января думский комитет по безопасности и противодействию коррупции, где Поклонская работает зампредом, не поддержал законопроект о включении бывших жен и мужей в депутатские декларации.
Способов уволить парламентариев «по антикоррупционной линии» на деле остается не так много. На фоне претензий к декларации добровольно ушел из Думы прошлого созыва единоросс Владимир Пехтин — после того, как появились сообщения о незадекларированной им недвижимости в Майами.
Если же избранник не проявит инициативы сам, процедура потребует времени и прямого участия правоохранителей. Так, чтобы досрочно прекратить полномочия депутата Константина Шишова в 2015 году, палате сначала пришлось лишить его депутатской неприкосновенности по запросу прокуратуры, а потом дождаться официального приговора.
Даша Гордийко живет в подмосковном городе Краснознаменске. Они с братом Андрюшей — двойняшки. Но Даша ниже брата на голову и рядом с ним выглядит дюймовочкой. Она и в садике самая маленькая в группе. У девочки тяжелая врожденная аномалия развития позвоночника, искривлена шея. Даша страдает от постоянных болей. Поможет девочке только сложная этапная операция на позвоночнике с использованием металлоконструкции, которая стоит очень дорого…
Двойняшки родились раньше срока, месяц их выхаживали в больнице.
— Когда мне разрешили на них посмотреть, я еле сдержала слезы: лежат два крошечных зелененьких лягушонка, — вспоминает Светлана, мама малышей. — Они были все в трубках и проводах.
Дома свекровь сразу спросила: «А почему у Даши голова на боку?» Мы бросились показывать дочку специалистам. Врачи в районной поликлинике поставили диагноз «кривошея», назначили физиотерапию, массаж, ЛФК. Но все это не помогало: девочка по-прежнему склоняла голову к левому плечу.
— Нас ни разу не направили на рентген или МРТ. Когда Даше был год и четыре месяца, мы записались на консультацию к московскому неврологу, — продолжает Светлана. — Доктор заподозрила патологию развития позвоночника и посоветовала пройти обследование в профильной клинике.
В Научно-практическом центре специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого у Даши впервые обнаружили ряд врожденных патологий: аномалию развития позвоночника, сколиоз 3-й степени. Родителям сказали: «Набирайтесь сил! Девочке предстоит долгое хирургическое лечение».
Со временем деформация грудной клетки у Даши усилилась, с правой стороны выпирали ребра, девочка прихрамывала на левую ногу. Начались проблемы с дыханием. Врачи приняли решение сделать срочную операцию на грудопоясничном отделе позвоночника и установить фиксирующую металлоконструкцию.
— Оплатить лечение нам помог благотворительный фонд, — вспоминает Светлана. — Операция прошла успешно. Потом врачи говорили: «У нас такой активный ребенок впервые!» Даша очень подвижная девочка, лежать не любит. Как только смогла сползти с кровати, чуть не убежала из палаты!
Девочке оформили инвалидность и рекомендовали носить корсет. Жесткий пластиковый панцирь сковывал движения и причинял боль.
— Даша, как маленькая гусеница, незаметно выползала из корсета и прятала его от нас, – рассказывает Светлана. — Когда мы пришли к врачу и попросили как-то укрепить корсет, потому что ребенок из него вылезает, доктор не поверил. Тогда Даша продемонстрировала свой трюк прямо в кабинете.
Через полгода Светлана заметила, что спина у дочки вновь искривилась — деформация стала даже сильнее, чем до операции.
— Мы обратились в Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова, — говорит Светлана. — Там Дашу обследовали, сделали рентген и увидели, что болты металлоконструкции на позвоночнике сместились. Доктор сказал, что ребенка необходимо срочно оперировать.
Деньги на операцию тогда вновь помогли собрать благотворители. После операции диагноз «сколиоз» сняли, но осталась проблема с шейным отделом позвоночника. Даша так и говорит: «У меня кривая шея, как у сломанной куклы».
Но торопиться со следующей операцией, которая поможет выпрямить шею, врачи не советовали — рекомендовали подождать, пока ребенок подрастет и окрепнет. Сейчас стало очевидно: шея искривляется все сильнее, откладывать операцию больше нельзя.
— Шея болит, голова болит, спина болит, — жалуется Даша. А потом спрашивает: — Когда меня раскрутят, мне разрешат танцевать и плавать?
«Раскрутят» на ее языке означает «выпрямят шею». На недавней консультации хирург сказал, что операцию на шейном отделе позвоночника нужно делать срочно. Иначе у девочки нарушится кровоснабжение головного мозга. Это грозит ей параличом.
Даше проведут хирургическое лечение в два этапа: с помощью специального устройства шею вытянут и закрепят титановой конструкцией. Операция дорогая, из средств ОМС не покрывается. Светлане такую сумму не собрать. Она работает медсестрой, а папа двойняшек ушел из семьи.
— Я хочу стать русалкой! — говорит Даша. — Тогда у меня будет хвост, и я смогу плавать!
Девочка знает, что в воде двигаться гораздо легче — и боль не мучает…
Для спасения Даши Гордийко нужно собрать 1 863 328 рублей.
Заведующий отделением патологии позвоночника НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова Сергей Колесов (Москва): «У Даши сложная врожденная аномалия шейного и грудного отдела позвоночника — костная кривошея, грубый дефект развития. Со временем деформация позвоночника в шейно-грудном отделе будет нарастать, возможны осложнения, нарушение кровотока в сосудах шеи вплоть до угрозы паралича. Ребенку необходимо проведение двухэтапного хирургического лечения. После периода адаптации девочка сможет жить полной жизнью, забыв о своем недуге».
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Даше Гордийко, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», интернет-газете «Лента.ру», эфире Первого канала, социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 12,025 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 20 тысячам детей. В 2018 году (на 13 сентября) собрано 1 090 931 452 рубля, помощь получили 1545 детей. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность Президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
Советского Союза давно нет, но «человек советский» как социальный тип продолжает воспроизводиться. Какие его черты унаследовал современный россиянин? Принято считать, что «хомо советикус» был высокоморальным и высокодуховным, но так ли это на самом деле и каковы вообще его морально-этические установки? Этим и другим вопросам была посвящена дискуссия, состоявшаяся в Еврейском музее и Центре толерантности при поддержке Фонда Егора Гайдара. В ней приняли участие социолог Лев Гудков и искусствовед Анатолий Голубовский. В роли ведущего дискуссии выступил политолог Леонид Гозман. «Лента.ру» публикует выдержки из беседы.
Ценности
Лев Гудков:
Мы занимаемся этой проблемой 30 лет. В феврале 1989 года мы впервые запустили исследовательский проект, позволявший проверить идею о том, что «человек советский» сформировался в ранние советские годы, когда только начали формироваться тоталитарные институты.
С одной стороны, советский человек — это такой лозунг, проект. А с другой — материал, из которого строился советский тоталитарный режим. Это поколение, сформировавшееся в условиях очень жесткого репрессивного террористического режима, которое и являлось носителем этой системы. Это человек, который родился примерно в начале 20-х годов, соответственно, как мы предполагали, его [поколения] уход и был одной из причин краха этого строя.
Наша гипотеза состояла в том, что с уходом этого поколения система начала распадаться, перестала воспроизводиться, и в начале 90-х годов это стало эмпирически подтверждаться. Идея состояла в том, что система будет меняться по мере появления людей, которые ничего не знали о том, что представляет собой советская жизнь с ее серостью и безнадежностью, идеологическим принуждением. Мы считали, что молодое поколение вырастет другим, более толерантным, ориентированным на свободу, права человека и рынок.
Мы собирались периодически замерять происходящие изменения. Через каждые четыре-пять лет мы повторяем опрос по одной и той же анкете. В 1994-м и тем более в 1999-м оказалось, что гипотеза об уходе советского человека не подтверждалась, и он продолжает воспроизводиться.
Тогда мы начали задумываться: а что, собственно, удерживает его? Если отвечать развернуто, то история этой футуристической идеи связана с началом ХХ века. Она гласила, что наступает новый век, приходит новый человек, рациональный, с совершенно новым отношением к жизни. Ее подхватили большевики и стали реализовывать при помощи систем образования, идеологического воспитания, организации партии и государства, общественных институтов, которые и формировали этого индивидуума.
Попытка впервые описать, что из этого получилось, предпринималась, конечно, уже позднее. Она принадлежит немецкому публицисту Клаусу Менерту — человеку, родившемуся в России, внуку владельца кондитерской фабрики «Эйнем» (в советское время — «Красный Октябрь»). Он много раз бывал в СССР и попытался описать то, что увидел. В 1957 году вышла его книга «Советский человек», в которой он попытался представить себе этот сложившийся феномен. После этого появились еще работы, но они были либо идеологические, как у Георгия Смирнова, либо пародийные, как у [Андрея] Синявского, [Петра Вайля и Александра] Гениса. Но что они пародировали? Не этого человека, а лозунг, идеологический проект. Эмпирических работ не было.
Те данные, которые получили мы в этих исследованиях, говорят о довольно интересной конструкции человека, адаптировавшегося к репрессивному государству, научившегося жить с ним, и это чрезвычайно важно. Это человек, идентифицирующий себя с государством, империей, но в то же время понимающий, что государство его всегда обманет, будет эксплуатировать. Он понимает, что это система насилия, и поэтому всегда старается выйти из-под ее контроля.
Это человек лукавый, двоемысленный, чрезвычайно настороженный, потому что эта система сопровождает его всю жизнь, прошедший через невероятную ломку и мясорубку. Поэтому он достаточно циничный, доверяющий только самым близким, находящимся на очень короткой дистанции, недоверчивый, боящийся всего нового и в то же время внутренне агрессивный. Астеничный, неспособный прилагать усилия в течение длительного времени, но склонный к импульсивным действиям, рывку. Идеологическая проекция этого феномена «рывка» представлена в массе фильмов позднего советского времени (например, «Коммунист»).
Но по сути своей «человек советский» ориентирован исключительно на физическое выживание — и его собственное, и близких. Поэтому, если говорить о морали — как она понимается в современной европейской культуре, как некое продолжение христианской традиции (контроля над собственным поведением, исходя из факта конечности жизни), — ее как таковой у него нет.
Духовность
Анатолий Голубовский:
Я бы не стал отрицать того, что духовность существует, но и определение ей давать бы не торопился. Духовность — это глубоко индивидуальная история, которая связана с некоторым духовным миром и с попыткой самоопределения в пространстве определенных ценностей.
Насколько мы духовны? Буквально недавно горел собор Парижской Богоматери в Париже. Когда тысячи людей встают на колени и молятся неподалеку, это производит впечатление людей, причастных к неким духовным ценностям. Фейсбучный же народ, пытающийся возложить ответственность за то, что случилось на мусульман и президента Макрона, скорее всего, еще не определился в пространстве.
Также не определились в нем люди равнодушные и циничные, которых много у нас. Те самые люди, о которых говорил Лев Дмитриевич, озабоченные прежде всего, по понятным историческим причинам, проблемами выживания себя и своей семьи. Наше общество, объявлявшееся идеалом коллективизма, на самом деле было предельно атомизировано, для него главной ценностью и моральным императивом был [императив] лагерный — «ты умри сегодня, а я завтра», когда можно идти на любые компромиссы ради выживания.
Возвращаясь к вопросу о том, почему мы вдруг так озаботились традиционными ценностями, — тут есть очень много разных объяснений. Первое связано с тем, что в начале 2000-х годов появилась необходимость показать преемственность нынешней власти к той, которая была раньше.
Но эта мысль должна была на что-то опираться, и тогда возникла концепция, закрепленная в моем любимом документе «Основы государства и культурной политики», заключающаяся в том, что здесь, в России, своя особая цивилизация. Не иудео-христианская, не какая-то другая, а именно такая, и в которой есть, в силу ее особенности, какие-то особые российские ценности. Все это нужно было для того, чтобы мобилизовать народ. И культура впервые со сталинских времен стала главным мобилизационным инструментом.
Когда готовился этот документ — совершенно непонятного статуса; не закон, не указ, не какая-то программа, — начались попытки сформулировать список этих традиционных российских ценностей. И тут нашла коса на камень. Был и один, и другой вариант… Чиновники, бюрократы — не искусствоведы, не культурологи, не социологи — пытались составить этот список, и у них ничего не получалось, выходили какие-то общечеловеческие ценности. Потом в одном из списков попалась ценность «целомудрие». У нас есть такие традиционные ценности, как уважение к государству, семейные ценности и целомудрие… Что за ценность такая? Вопрос спорный.
Тогда они решили не заморачиваться с перечнем этих традиционных российских ценностей, а просто говорить, что они есть. И когда нам что-то не понравится (например, опера «Тангейзер»), мы просто объявим, что оно не соответствует этому документу. В чем? Не соответствует, вот и все.
Таким образом, совершенно не заботясь о том, чтобы действительно дать обществу какие-то новые ценности (и это действительно не было сделано в начале 90-х годов, когда мы все разрушили), они решили использовать этот концепт в целом.
«Светлое прошлое»
Лев Гудков:
Демократия — это общество, развернутое в будущее через конкуренцию партий, выдвижение целей, которые можно достичь, постановку программ национального развития. Соответственно, это идея о представительстве разных групп общества через выборы, легитимности и достоинства отдельного человека. Наш нынешний режим развернут в прошлое, он пытается легитимизировать свое состояние через апелляцию к мифическому, никогда не существовавшему прошлому.
Тысячелетней России никогда не было — не в плане территории, а в культурном, языковом, социальном планах. Вы бы не смогли понять, что говорит человек не только XVI, но и XVII века. Существовал очень сложный меняющийся социальный механизм, и говорить о некоем единстве тут очень трудно. И здесь можно только постулировать, что у нас было великое прошлое.
Главная ценность, которая постулируется сейчас, — это единство власти и народа, приоритет государственных интересов. Соответственно, это постановка власти в положение, когда она не отвечает перед населением, не представляет его интересы, она заботится о величии державы. Следствием этого является девальвация индивидуальной жизни. Отсюда возникает идея самопожертвования, аскетизма, преданности, особой духовности. А духовность тут необходима для того, чтобы оправдать свое самопожертвование ради государства или каких-то фиктивных ценностей.
Поэтому апелляция к «светлому прошлому» является необходимым условием для легитимации вертикали власти и существования подконтрольного общества, защищающее себя от всякой критики, анализа и прочего. Поэтому любое утверждение самоценности отдельного человека, его субъективной жизни, вызывает раздражение и сомнение в лояльности власти. Отсюда идея традиционной семьи и прочего подобного.
Анатолий Голубовский:
Государство оказывается абсолютной ценностью. Более того, именно оно и его институты оказываются источниками и духовности, и морали. Но они складываются не органично, а значит, должны быть где-то кодифицированы — скажем, в «основах государственной культурной политики».
Постоянное обращение к прошлому является и обращением к тем его свидетельствам, документам, в которых вроде бы были какие-то ценности. Например, к «Моральному кодексу строителя коммунизма». «Это же прямо Нагорная проповедь Христа, увидите эти два текста и не найдете отличий». Но если вы возьмете эти два текста, то поймете, что у них нет вообще ничего общего. Федор Бурлацкий написал этот «моральный кодекс» за пару часов, после большой пьянки, когда поступило соответствующее указание от Никиты Сергеевича Хрущева в 1951 году. Там были действительно прекрасные вещи, которые все знают прекрасно. «Один за всех, и все за одного!» — но откуда это? Это точно не Христос и не Моисей. Unus pro omnibus, omnes pro uno — был неофициальным лозунгом Швейцарской конфедерации.
Эта чеканная формулировка возникла где-то в середине XIX века, когда сложились официальные документы, описывающие то, как все должно быть в этом государственном образовании. А потом эту фразу прославил в романе «Три мушкетера» Александр Дюма, и никаких более серьезных источников у нее нет. Я пытался найти, готовился, думал, может чего-то упустил? Нет, не упустил. В 1986 году на XXVI съезде КПСС «Моральный кодекс строителя коммунизма» изъяли из программы партии, остались только тезисы о «моральном развитии».
И вот нам говорят: давайте-ка вернемся к этому самому кодексу — и частично так и происходит. А ведь если брать суть христианства (по крайней мере, такую, которая описана в Нагорной проповеди), то это непротивление злу насилием. «Блаженны нищие духом» — это совсем не «Моральный кодекс строителя коммунизма».
Народ страдальцев
Лев Гудков:
Как люди в наших опросниках описывают себя? Мы спрашиваем их: какими словами вы описали бы себя, россияне? Отвечают: мы простые, терпеливые, гостеприимные, миролюбивые, добрые. Здесь очень важны два слова: простые и терпеливые. Простые — это значит прозрачные. Но для кого? Терпеливые — к чему? Что за сила заставляет нас терпеть и страдать? Это становится главной характеристикой нас как общности. Мы — народ страдальцев.
Это важнейшие характеристики, приукрашивающие себя, компенсирующие свое чувство зависимости и неполноценности. Неполноценности не в смысле недостатка чего-то, а в смысле недооцененности, униженности, уязвимости перед властью.
У нас есть целый набор таких самоописаний. Немцы, скажем, описывают себя совершенно по-другому: дисциплинированные, трудолюбивые, держащие свое слово, чистоплотные, спортивные, энергичные, воспитанные и прочее. У нас список совершенно другой.
Хочу одно заметить: советский человек — это не этническая характеристика. Точно такие же характеристики, которые мы получали на опросах по всему бывшему СССР, воспроизводятся в исследованиях других социологов. Скажем, в работах польского социолога Ежи Мачкова описываются точно такие же характеристики в Восточной Германии, Польше и Чехии.
Но все же некоторые отличия есть, как мне кажется. Потому что даже в некоторых частях Западной Украины, которые не были под властью Российской империи, все устроено несколько по-другому, да и в Прибалтике тоже. Россия пережила беспрецедентный в истории цивилизации уровень насилия по отношению к личности, в особенности в первой половине ХХ века, и это насилие продолжалось даже во времена оттепели. Короче говоря, это очень сильно отразилось на характеристиках «хомо советикус». Абсолютно ненормативные вещи воспринимаются обществом как норма. Общество очень быстро все забывает — уровень советского гипернасилия приучил его к тому, что никто не распоряжается своей судьбой.
Мы «простые, добрые, гостеприимные», но на вопрос, проходящий через целый ряд международных исследований, о том, можно ли доверять большинству людей, 80 процентов утверждают, что нет. Мисс Марпл говорила, мол, я, когда вижу человека, отношусь к нему плохо и обычно не ошибаюсь.
Скажем, в скандинавских странах картина абсолютно иная. Там люди — от 70 до 80 процентов — говорят, что людям и институтам можно доверять, так как они сами включены в эти отношения, эти институты подконтрольны им. У нас ситуация резко отличается. Мы находимся в нижней, крайне неблагополучной, трети списка стран: Доминиканская Республика, Чили, Филиппины… В общем, стран, прошедших через этнические или конфессиональные социальные конфликты, поэтому тут с доверием очень сложно. Кстати говоря, там степень включенности в общественные организации на порядок выше, несопоставимо с нашей.
Наше общество фрагментировано. Оно состоит из ячеек, в которых существуют «зоны повышенного доверия», и к этому приплюсовывается полное нежелание участвовать в общественных делах.
Соборность
Анатолий Голубовский:
У меня есть на этот счет квазисоциологическая теория, связанная с дефицитами, которые существуют в современном обществе и были изъяты из сознания в советские времена таким гипернасильственным методом, и которые одновременно являются главным достижением иудео-христианской цивилизации. Это дефицит рефлексии, дефицит эмпатии и дефицит солидарности.
Дефицит рефлексии — это когда ты не задумываешься и не рефлексируешь по поводу чего-либо, как это происходит в традиции иудео-христианской цивилизации. Дефицит эмпатии, сочувствия, понимания страданий близких… В общем, понятно, какие у этих явлений цивилизационно-религиозные истоки.
Здесь же — какая там эмпатия? Четыре миллиона доносов — очень преувеличенная цифра, как об этом свидетельствуют, например, последние исследования «Мемориала», но тем не менее. Действительно, кризис доверия, а за ним и эмпатии — об этом сейчас только и говорят.
Наконец, дефицит солидарности. Пресловутая российская соборность — это ведь не совсем солидарность. Солидарность — это когда люди объединяются для какой-то общей цели или для противостояния чему-то. И, конечно же, существует дефицит самоорганизации — это самое страшное и в культуре, и где угодно.
Лев Гудков:
По отношению к репрессиям у нас существует такая вот коллизия: нельзя не признать, что Сталин самолично виновен в гибели миллионов людей. Но с другой стороны, из этого должно следовать признание его государственным преступником, убийцей, а это полностью противоречит идентичности себя как советского человека и признанию сакральности государства! Поэтому возникает интеллектуальная прострация, ступор и неспособность к моральной оценке прошлого, рационализации, осмыслению его.
Большинство людей говорит: «Хватит об этом, давайте перестанем разбираться в прошлом, кто прав, кто виноват, — пострадали все». Или же работает другой очень важный механизм — преуменьшение масштабов репрессий.
Декоммунизация
Лев Гудков:
Крах одной институциональной системы не значит, что все остальные системы рухнули. Система образования, суд, полиция, армия — практически не изменились, и это придало устойчивости и обеспечило некую преемственность и воспроизводство идеологических стереотипов, репрессивных и правовых практик. Говорить, что в какой-то момент все переменилось, — интеллектуальная ошибка.
Дело не в том, какие возникают романтические представления, либеральные ценности, прозападные установки, стремление к демократии. Важно то, что делают с ними имеющиеся институты, как они ломают людей, заставляют приспосабливаться. Этот эффект описан в русской литературе в романе «Обыкновенная история» и очень хорошо разобран Салтыковым-Щедриным. Здесь, конечно, несколько другие сюжеты, но ломка человека с точки зрения блокирования процессов дифференциации, социального многообразия, закрепления его, чрезвычайно важны.
Именно поэтому я бы говорил о том, что мы имеем дело с явлением вторичного или возвратного тоталитаризма в определенных чертах. Конечно, это не похоже на сталинский режим, но институциональная система в каких-то отношениях воспроизводит его, и это надо понимать.
Анатолий Голубовский:
Очень важным фактором воспроизводства «хомо советикус» является та символическая политика, которая никак не велась в 90-е годы и активнейшим образом ведется в 2000-е годы: возврат советского гимна, Ленин на главной улице каждого города… Это чрезвычайно важная идеологическая среда, в которой живет человек, каждый день по ней ходит и не сознает ее. Но она при этом воспроизводит в нем «хомо советикус». Это не всегда можно измерить, но это происходит.
Лет пять назад было возвращено звание «Герой Труда», которое было в 1931 году принято в СССР («Герой Социалистического Труда»). Нет ничего более странного, чем это звание. Какая связь между трудом и героизмом? Никакой. Стаханов — который, кстати, не получил это звание при жизни, только посмертно, — известно, как совершил свой «подвиг». Герой Труда — это абсолютный нонсенс. И возврат этого звания, безусловно, на символическом уровне — очень мощный возврат к «хомо советикус».
Я считаю, что в стране должна произойти реальная декоммунизация, хотя бы на символическом уровне. Во-первых, это признание по суду советского режима преступным, во-вторых — работа со всеми этими памятниками и прочей ерундой (это не обязательно их снос — возможно, перенос в музеи, куда угодно). Им действительно абсолютно не место на главных улицах городов. Памятники людям, которые повергли страну в чудовищную цивилизационную катастрофу, не могут тут стоять. Это чудовищный тормоз для выхода из состояния «хомо советикус», циничного, двуличного, апатичного.
Реновация, реконструкция улиц, открытие парковых зон, появление каршеринга и велопроката… За последние годы в российской столице произошло так много изменений, что всех их и не вспомнить. Или все же можно? «Лента.ру» предлагает читателям пройти непростой тест на знание столицы.
Россиянок обвиняют в «шлюховатости». Их преследуют и унижают толпы мужчин
Она растит инвалида. Полицейские хотят посадить ее из-за запрещенного лекарства
Россиян перестал интересовать секс. Но мы не вымрем
Взрыв в питерском метро в очередной раз продемонстрировал нашу уязвимость перед такой угрозой, как терроризм. Но вместе с тем эти события проявили поразительную способность людей к самоорганизации и эмпатии на фоне трагедии. Петербуржцы сообща справлялись с транспортным коллапсом, искали доноров крови и волонтеров для обхода общественных мест в поисках взрывных устройств. В разных городах неравнодушные люди организовывали акции поддержки.
Главная тема дня — трагедия в Санкт-Петербурге — вызвала в обществе не только шквал конспирологии и досужей аналитики, но и показала пример успешной самоорганизации граждан, оказавшихся в критической ситуации. Простые горожане, государственные и частные компании безвозмездно помогали тем, кто оказался в трудной ситуации.
Человечность на дорогах
Вскоре после прогремевшего в 14:40 взрыва город буквально встал — власти приняли решение закрыть все станции метро, что практически мгновенно парализовало наземное движение в городе. Часть таксистов, по некоторым сообщениям, решила заработать на возникшем хаосе, взвинтив цены в 5 и даже в 10 раз. Но очень скоро они стали никому не нужны — быстро нашлись сотни желающих подвезти попутчиков из центра, и еще сотни тех, кто специально выехал в город на личных автомобилях, чтобы подвезти незнакомых людей, попавших в сложную ситуацию. Чуть позже к ним присоединились и такси-сервисы Gett, Яндекс.Такси, Uber, а также популярный в городе «Таксовичкоф» — в тот день их водители работали по «нулевому» тарифу. Часть питерских заправок бесплатно разливала им бензин, а некоторые заведения общепита безвозмездно раздавали еду волонтерам. Вдобавок к этому дирекция платной трассы Западный скоростной диаметр подняла шлагбаумы на пунктах оплаты, обеспечив проезд в свободном режиме.
A post shared by ЭТО ПИТЕР ДЕТКАМ (@etopiterdetkam) on Apr 3, 2017 at 11:51am PDT
Отдельно в СМИ и социальных сетях отметили работу пресс-службы петербургского метрополитена, оперативно оповещавшую граждан о всех изменениях маршрутов и их закрытии, а также мобильных операторов. МТС, «Мегафон», «Вымпелком» (принадлежит «Билайну») и Tele2 — обнулили для абонентов в Санкт-Петербурге стоимость звонков на справочные телефоны экстренных служб и рассылали им необходимые в такие минуты номера.
Кровь и бдительность
Теракт унес жизни 14 человек, еще 49 получили ранения и находятся в больницах. В таких ситуациях медицинские учреждения всегда рискуют столкнуться с нехваткой донорской крови. Очень быстро в соцсетях организовались волонтерские группы доноров крови. Их принимали больницы и донорские центры по всему городу.
Волонтеры объединялись не только для сдачи крови, но и для проверки улиц, остановок наземного транспорта, общественных мест и станций метрополитена в поисках бесхозных вещей и подозрительных предметов.
Молитва за Санкт-Петербург
Помимо волонтерской помощи, в момент трагедии для города и его жителей не менее важна и моральная поддержка. В день теракта на Сенатской площади прошла массовая акция в поддержку семей погибших. Аналогичные мероприятия состоялись в Москве, где сотни людей возложили цветы к звезде города-героя Ленинграда в Александровском саду, в Минске и даже в Тель-Авиве. В социальных сетях был запущен международный хештег #prayforsaintpetersburg («молитва за Санкт-Петербург»).
Трагедия коснулась и проходивших в тот день мероприятий большого спорта. Так, фанаты московского «Спартака» вывесили на трибунах баннер в память о жертвах взрыва перед матчем 21-го тура чемпионата России по футболу с «Оренбургом». Первые пять минут матча трибуна поддержки «Спартака» провела в полном молчании.
Ближе к концу дня стало известно, что к награде представят 51-летнего машиниста поезда метро, в котором произошел взрыв. «Взрыв произошел на перегоне между станциями, но машинист принял правильное решение не останавливать поезд, доехав до станции, что позволило незамедлительно приступить к эвакуации и помощи потерпевшим», — отметили в Следственном комитете России. В социальных сетях опубликовали фото героя.