Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Как Большой театр стал не только интересным, но и доступным широкой аудитории
Думая о Большом театре, мы представляем традиционный репертуар вроде «Лебединого озера» и «Щелкунчика», очереди у касс, надоедливых спекулянтов и астрономические суммы за билеты. Однако в последнее время театр предлагает своим зрителям совершенно новый, современный репертуар, а ситуация с билетами значительно улучшилась. О том, как Большой запускает новые программы работы с молодой аудиторией, чтобы сделать театр более доступным для тех, кто еще недавно мог только мечтать своими глазами увидеть легендарные постановки, — в материале «Ленты.ру».
Можно смело сказать, что театр сейчас переживает своего рода ренессанс: залы ломятся от зрителей, ходить на премьеры топовых режиссеров стало модно. Естественно, и цены на билеты стабильно растут, однако в любой театр Москвы можно попасть и за небольшие деньги, если планировать поход заранее. И Большой театр — не исключение.
Например, сейчас на официальном сайте театра можно приобрести билеты на мартовскую премьеру одноактных балетов современных российских хореографов от 1500 рублей. Балетный спектакль «Пламя Парижа» Алексея Ратманского, который пройдет в конце апреля, обойдется в 2000 рублей, а оперу «Русалка» Тимофея Кулябина, выдвинутую в этом году на «Золотую маску», можно послушать всего за 1000 рублей. Все эти спектакли идут на Новой сцене — билеты туда традиционно дешевле, чем на Историческую, но артисты те же.
Попасть в главное здание Большого театра на такие спектакли, как «Спартак», «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», экспромтом, конечно, не получится — надо отслеживать старт продаж, но вся информация об этом есть на официальном сайте, в рубрике «Визит в театр». На старте продаж, в конце января, за 1000 рублей можно было приобрести билет даже на апрельскую «Травиату» с участием Пласидо Доминго. Правда, билеты закончились в считаные часы.
Продажи открываются за три месяца до спектакля, так что планировать бюджетный выход в Большой нужно почти как путешествие. С 2017 года все билеты продают строго по паспорту — на них напечатано ваше имя, серия и номер документа. На старте продаж, если вы все делаете онлайн, вам вообще продают не билет, а сертификат на получение билета, который надо «обналичить»: лично приехать в кассу театра, предъявив паспорт и кредитную карту, которой сертификат был оплачен.
Так ГАБТ борется с коррупцией и многочисленными интернет-сайтами, которые без лицензии театра торгуют билетами дороже номинала в пятнадцать и более раз (именно они задирают цену на декабрьского «Щелкунчика» до 120 тысяч рублей).
Генеральный директор Большого Владимир Урин считает, что с балетной мафией должны бороться правоохранительные органы, но тоже старается ей противостоять. В театре планируют продавать по низким ценам билеты на генеральные репетиции. Можно продолжать считать Большой театр недоступным, но правда в том, что сейчас попасть туда по цене билетов в МХТ имени Чехова или «Гоголь-центр» может любой желающий.
Для некоторых спектаклей Большой театр вводит особые правила продажи билетов. «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича — одна из визитных карточек Большого и такой же символ Нового года для москвичей, как Кремлевская елка. Туда мечтают прорваться все, а предложение ограничено: всего 20 спектаклей в сезон — с 27 декабря по 7 января.
Еще несколько лет назад попасть на «Щелкунчик» в новогодние праздники без спекулянтов было невозможно, но теперь и на этот спектакль действует общее правило предварительной продажи: за 90 дней до спектакля в кассе театра можно приобрести два билета по паспорту за вполне адекватную цену. Билеты в подарок купить тоже реально, но позже, во вторую волну продаж, и не только в кассах, но и на сайте, правда, все равно придется предоставить ксерокопию паспорта того, кому вы его дарите.
И, как в старые добрые времена, вам не выдадут больше двух билетов в одни руки. Они именные, возврату и обмену не подлежат, перепродать их тоже невозможно, даже если вы заболеете или измените свои планы.
Так называется специальная программа, в рамках которой молодые люди от 16 до 25 лет могут приобрести билеты на некоторые спектакли по льготной цене — 1200, 600 или 200-100 рублей за стоячее место на галерке. Она тоже появилась в театре недавно и успешно работает. По этой программе можно купить только один билет по паспорту лично для себя.
Посетить спектакли со скидкой можно несколько раз в год. Какие спектакли в текущем сезоне будут целевыми — определяет администрация. В прошлом году это были балеты «Пламя Парижа» и «Дочь фараона», а также опера «Бал-маскарад». В текущем 244-м сезоне — «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина, «Парижское веселье» Мориса Бежара и опера Дж. Пуччини «Богема». Ближайший спектакль «для молодых» — опера «Кармен» 18 марта (100-1200 рублей). Все билеты уже проданы.
Еще одна льготная программа Большого театра предназначена исключительно для студентов дневных отделений российских вузов. На каждый спектакль Исторической сцены администрация выделяет до 84 билетов, на постановки Новой сцены — до 30. По предъявлении студенческого билета их можно приобрести в кассе театра за 100 рублей. Конечно, билетов немного, поэтому перед спектаклем за ними выстраиваются очереди, формируются списки желающих.
Длина очереди зависит от популярности спектакля и исполнителей. «Лебединое озеро» со Светланой Захаровой студенты готовы караулить с семи утра, а на оперу «Иоланта» можно попасть буквально за полчаса до спектакля. Так в Большой театр попадают учащиеся профильных вузов — консерватории, ГИТИСа, Московской Академии хореографии. Билеты на вечерние спектакли начинают выдавать в кассе с 16 часов. К тому времени уже может быть сформирован список из 100-200 желающих. Чтобы попасть в главный театр страны по цене чашки кофе, придется приложить усилие, но оно того стоит.
Репертуар Большого театра за последние годы тоже изменился — стал интереснее и разнообразнее. Руководитель балета Большого театра Махар Вазиев тщательно следит за тем, чтобы баланс между классикой и современными постановками не нарушался, уровень труппы рос, а у молодых хореографов и исполнителей был шанс. Так, в марте в Большом состоится мировая премьера «тройчатки» — трех одноактных балетов современных российских хореографов: «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова и «Времена года» солиста труппы Артемия Белякова (это будет его дебют на сцене Большого театра в качестве хореографа).
Шаг в сторону молодых отечественных балетмейстеров особенно значим, потому что балетные пристрастия Махара Вазиева известны: бережные реконструкции классики и лучшие западные хореографы ХХ века — Джордж Баланчин, Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Морис Бежар, Кристофер Уилдон. До недавнего времени из современных отечественных хореографов Вазиев признавал только Алексея Ратманского — бывший худрук балета Большого сейчас ставит по всему миру, и его график расписан на семь лет вперед.
В 2017 году Ратманский перенес на сцену Большого из Канады свой спектакль «Ромео и Джульетта» — лаконично оформленный, лишенный бытовых деталей, но от этого не менее драматичный, а в конце 2019-го уже специально для труппы Большого поставил «Жизель», с восторгом принятую публикой и критикой.
Модные западные хореографы в афише тоже появились: зрители, уставшие от классики, могут посмотреть на Светлану Захарову в роли Анны Карениной (постановка Джона Ноймайера) или «Зимнюю сказку» Кристофера Уилдона, полнометражный балет о короле-ревнивце, его беременной жене и потерянных детях. Артисты Большого с удовольствием окунулись и в лучистую неоклассику Баланчина и Ландера («Симфония до мажор», «Этюды»), и в суперскоростную хореографическую головоломку Форсайта («Артефакт-сюита»), и в психоделические фрейдистские фантазии Бежара («Парижское веселье»).
Репертуар сейчас настолько разнообразен и обширен, что каждый может найти для себя что-то любопытное. Махар Вазиев с удовольствием приглашает новых постановщиков, высматривает таланты по всему миру, но при этом старается не отходить от русской темы: например, под занавес текущего 244-го сезона словенский хореограф Эдвард Клюг поставит в Большом театре «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова — благодатное и непаханое поле для балетмейстерских экспериментов. Так что Большой театр в последние годы стал не только ближе, но и интереснее.
Историческая мелодрама «Матильда» Алексея Учителя о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской выйдет только осенью, но РПЦ усердно борется с этим фильмом уже более года: фильм требуют запретить в прокате, кинотеатры, которые таки пустят его на экран, грозятся взрывать, а самого режиссера Учителя хотят отлучить от церкви. А еще 1 августа при поддержке церкви по всей стране прошли молитвенные стояния против «Матильды». «Лента.ру» побывала на московском и посмотрела на то, как молитва справляется там, где все остальные методы уже провалились.
Предстояние
«Братья и сестры! Фильм «Матильда» не пройдет!» — раздался голос откуда-то свыше, пока двор небольшого храма Воскресения Христова в Кадашах в тихом переулке у Ордынки заполнялся людьми. «Православные люди станут против него во всех городах России великой и не только, — продолжал греметь голос. — Все православные народы и все православные страны до конца будут стоять против него. И не только православные! Уже и из Австрии против «Матильды» присылают письма. Будем стоять за Господа Бога нашего Иисуса Христа, за святую Богородицу! Против этой страшной сатанинской пародии!»
Где-то пониже мерным басом проповедовал отец Всеволод Чаплин, фронтмен православного консерватизма. Его обступала толпа целующих ему руки мужчин и женщин.
— Мы должны действовать законно, спокойно, но достаточно твердо, — сказал он «Ленте.ру». — То, что пытается сделать господин Учитель, — это символическое новое цареубийство. Это не игрушки, это плевок в душу народа, попытка отучить народ от чувства священного, от неприкосновенного. Николай II как страстотерпец, как образец государственного лидера — лицо неприкосновенное. И это должно быть всем сегодня понятно. Я очень рад, что все сегодня пришли, спокойно, радостно и мирно говорим об этой проблеме. Я надеюсь, что так будет всегда, пока мы не остановим это кощунство.
— Вы сказали радостно, но ведь многие здесь хотят проклясть Алексея Учителя и отлучить его от церкви…
— Есть такая общественная инициатива, и я, кстати, один из членов того совета православной патриотической общественности, который поставил этот вопрос. Каноническое правило совершенно ясно говорит о том, что люди, производящие подобные зрелища или приемлющие подобные зрелища, не могут быть православными христианами, это невозможно. Можно оттягивать вопрос о применении анафемы, но есть законы прямого действия, канонические правила церкви, которые говорят о том, что ложные повести о святых и изображения, которые симулируют нечистые чувства, — абсолютно несовместимая с христианством вещь.
— Но ведь столько фильмов снималось на библейские темы. Что, Мартина Скорсезе тоже стоит отлучить от церкви?
— Да, конечно. Но Скорсезе не православный человек, а Учитель себя таковым считает. Да, нам нужно сейчас вновь явно прямо сказать, что ложная интерпретация библейской истории, жизни Господа и святых — вещь несовместимая с христианством. Христиане молчали, но молчать нужно прекращать. Нужно брать культурное пространство в руки народа из рук некоей культурной тусовки, которая благодаря своим лоббистским возможностям пытается утвердить свои штампы как безальтернативные. Но все это чушь: мат в культурном пространстве ненормален, голые тела в культурном пространстве ненормальны, изображение половых актов в культурном пространстве ненормально. Нужно вновь сделать нравственность культурной нормой.
— И вы собираетесь достичь этого запретами?
— Запреты действуют. Вы знаете, сколько явлений псевдокультуры было запрещено за последнее время во многих странах, и это действует. На некоторых, многократно игнорирующих мнение большого количества людей, действуют только запреты. На тех, кому много раз объяснили, что так поступать нельзя, а они поступают неправильно, безнравственно, — на них действуют только запреты. И власть должна наконец выбрать, с кем она, — с этой узкой культурной тусовкой или с народом, в том числе который здесь собран.
Где-то рядом готовился давать интервью телеканалу «Царьград» лидер движения «Сорок Сороков» (которое называют силовым крылом РПЦ) Андрей Кормухин. В разговоре с «Лентой.ру» он не стал столь категорично выступать за отлучение Учителя от церкви: «Я не богослов и не священник. Я просто руковожу организацией, куда входят православные христиане. Не мне отлучать кого-либо от церкви. Мне хотелось бы, чтобы больше людей приходило в церкви. А фильм Учителя как раз многих людей от церкви отлучит, он разрушает души людей. Я надеюсь, что его не придется отлучать, что он поймет, что идет против моря людского, против народа. А не против каких-то маргиналов и мракобесов».
Ход
Двор заполнялся все больше, у ворот возникла небольшая давка. «Братья и сестры, давайте, двигаемся все по стенке, туда, прямо, сейчас сюда еще большая масса встанет. Она уже сюда идет!» — дирижировал потоками православный активист в черных очках. Сверху, откуда еще недавно говорили о страшном сатанизме, заиграла запись молитвы. Толпа, тихо подпевая, двинулась импровизированным крестным ходом к заднему двору церкви, месту проведения акафиста за царя Николая. Корреспондента «Ленты» завертело в нее.
«Тут собрались и просто православные, и люди, участвующие в различных православных движениях», — объяснил шедший рядом активист-пролайфер Дмитрий в ярко-зеленой жилетке с надписью «За Жизнь!». Действительно, помимо благообразных старушек и девушек в косынках, энергичных молодых людей и одухотворенных пожилых интеллигентов, толпа пестрила всем цветом православного активизма и православной миссии: красными майками членов уже упомянутых «Сорока Сороков», зелеными жилетками коллег Дмитрия, черными куртками и белыми бородами православных хоругвеносцев и казачьими папахами. Кто-то сунул в карман корреспонденту «Ленты.ру» благословение собравшимся от митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, по понятным причинам не попавшего на описываемое действо. «На самом деле повод радостный, все будет замечательно, любое зло Бог обращает в добро. И тема этого фильма [«Матильды»] тут совершенно ни при чем!» — бодро рапортовал православный миссионер Андрей.
Впереди колонны несли большую икону, на которой Николай II и его убиенная семья изображены в стиле допетровских монархов Руси, и дюжину флагов, плакатов и икон поменьше: Николай в терновом венце, Троица, Иисус Христос, Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Пестрый крестный ход подошел к цели, храмовой пристройке, у которой планировалось провести акафист, над которой к строительным лесам был приделан огромный плакат с царем и подписью: «За веру, за отечество, за народ, за царя!» Подул сильный ветер, один из транспарантов с Николаем и царевичем Алексеем перевернулся «рубашкой» вперед. «Кругом измена, трусость и обман!» — гласила изнанка.
Стояние
В ожидании молитвы верующие плотно забились в небольшой задний двор церкви. Народу было столько, что людям пришлось взбираться на зеленые насаждения и скашивать сорняки, которыми они поросли. «Братья и сестры! Сегодняшнее богослужение для меня и моей церкви имеет особенное значение… Мы понимаем, как важно почитание царственных страстотерпцев, последней монаршей семьи, которая была символом самого народа», — начал проповедь настоятель Храма в Кадашах протоиерей Александр Салтыков. Попытка уничтожить этот символ фильмом «Матильда», по мнению батюшки, — событие не только всероссийского, но и всемирового масштаба, поскольку в этом кино принижается достоинство «единственной в мире православной монархии».
«Это было их [страстотерпцев] задачей — насаждать веру в народе и народах. И сейчас они, уже пребывая на небесах со Христом, направляют наш русский народ на обретение веры, на укрепление во нравственности, в истинной духовной жизни. Об этом мы и будем молить царских страстотерпцев — обретении исторических духовных корней», — пояснил отец Александр. Упомянув вскользь злые силы, не хотящие возрождения в России старого благочестивого уклада, он указал на икону, нанесенную на кирпич из дома Ипатьевых, места, где царская семья встретила последние минуты своей жизни: именно вокруг него будет проведена будущая молитва. «Наша сила — в стоянии! Против этих сил зла!» — воскликнул батюшка, приступив к исполнению акафиста.
Час люди усердно молились за царских мучеников. «Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение», — дружно напевали верующие. Многие из них опускались на колени и преклоняли головы до земли. Мешал им только зудящий где-то сверху квадрокоптер, в определенный момент скрывшийся за обагренными закатным солнцем куполами храма, а еще, словно по наущению тех самых злых сил, то и дело выключавшийся динамик. Но стройное, красивое пение хора это не нарушило — противники «Матильды» невозмутимо подсматривали текст акафиста со своих смартфонов. Отдельно колонка выключилась на упоминании патриарха Кирилла. Вышло неловко, и батюшке пришлось повторить добрые слова в его адрес еще дважды.
«Прославляя наших страстотерпцев, мы не должны допускать поругания наших святых и должны помнить, что люди, которые допускают в их отношении такие ругательные действия [как выпуск фильма «Матильда»], поступают хуже, чем библейский Хам. Они подвергнутся непременному наказанию от Бога. И это их выбор… Аминь!» — завершил акафист батюшка под аплодисменты. Расходясь, верующие запели «Боже, царя храни». Зазвенели колокола. Стояние завершилось. Потоки царебожников медленно хлынули на тихую вечернюю Ордынку.
У шестилетнего Саши Боева из Воронежа тяжелая форма рака — опухоль ствола головного мозга. Из-за сложного расположения опухоли удалить ее хирургически невозможно. Единственный шанс спасти ребенка — срочно провести локальную лучевую терапию. Но федеральные центры, где такое лечение проводят бесплатно, Саше в госпитализации отказали: нет свободных мест. Мальчику согласились помочь в протонном центре Медицинского института имени Березина Сергея (МИБС) в Санкт-Петербурге, но там лечение платное.
Еще в роддоме у Саши обнаружили порок сердца — утолщение стенки желудочка сердечной мышцы. Три года мальчик находился под наблюдением воронежских кардиологов, но избежать операции на сердце не удалось. Длилась она без малого пять часов. Врачи сделали все как надо, но после операции у Саши началось серьезное осложнение: сердце стало постоянно сбиваться с ритма. Пришлось ставить кардиостимулятор. Вернувшись после операции домой, Саша быстро восстановил силы, стал играть наравне с другими ребятами, кататься на велосипеде. Врачи глазам не поверили, когда он, окрепший, приехал к ним на очередной осмотр. Сердце «на батарейке» работало как часы.
Но в конце июня этого года Саша перестал высыпаться. Во всяком случае, так решила его мама Рита. Мальчик ходил с полуопущенными веками, да к тому же пошатываясь. И сколько бы Саша ни спал, глаза все равно полностью не открывались.
Рита с сыном пошли к терапевту, а тот направил их в нейрохирургическое отделение детской больницы, где и выяснилось страшное: у Саши опухоль головного мозга.
Мальчик срочно был переведен в онкогематологическое отделение Воронежской областной детской клинической больницы №1. На консилиуме врачи отказались от хирургического вмешательства — опухоль располагается в стволе головного мозга, и удалить ее невозможно. Поэтому решено было проводить лучевую терапию. Однако и здесь возникли проблемы — сердце ребенка работало на кардиостимуляторе, который не давал возможности провести самую щадящую и эффективную на сегодняшний день протонную терапию.
Врачи пришли к заключению, что спасти жизнь Саше сможет локальная лучевая терапия с использованием фотонов. Но в федеральных центрах, где проводят такое лечение бесплатно, Саше в госпитализации отказали — с формулировкой «в связи с отсутствием мест». Но ждать, пока места освободятся, нет времени!
Сашиной маме рекомендовали обратиться в Центр протонной терапии МИБС в Санкт-Петербурге, но лечение там платное.
Сейчас Саша прошел уже три процедуры лучевой терапии, а всего их надо сделать в десять раз больше. Но денег в семье уже нет. Вся надежда на вашу помощь.
Для спасения Саши Боева не хватает 180 732 рублей.
Радиолог МИБС Алексей Михайлов (Санкт-Петербург): «У ребенка опухоль головного мозга, которая не может быть удалена хирургически. С помощью лучевой терапии, проводимой на современном оборудовании, мы сможем остановить рост опухоли, стабилизировать состояние мальчика. Саше назначено 30 сеансов облучения».
Стоимость полного курса терапии — 947 314 рублей.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», интернет-газете «Лента.ру», эфире Первого канала, социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 12,087 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 20 тысячам детей. В 2018 году (на 27 сентября) собрано 1 153 500 757 рублей, помощь получили 1594 ребенка. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО – исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность Президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
«Я числюсь в списке террористов. Все понимают — это абсурд»
Фото: Илья Климентьев / «Коммерсантъ»
Барнаульская студентка Мария Мотузная в суде отказалась признать себя виновной в экстремизме и оскорблении чувств верующих. Девушка, которой грозит срок за несколько картинок во «ВКонтакте», решила отстаивать свою невиновность до конца, несмотря на риск получить более суровое наказание. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» она объяснила, почему это делает, поделилась переживаниями за маму и планами на будущее.
Как повлияло на вашу жизнь уголовное дело о картинках во «ВКонтакте», когда оно получило огласку?
Мария Мотузная: Во-первых, меня поддержали многие люди, убежденные в том, что я не сделала ничего плохого. С другой стороны, это очень выматывает. Люди пишут мне нон-стоп, не осталось свободного времени. Не хватает времени даже на то, чтобы поспать. Пришлось уйти с работы. Я понимаю, что от этого никуда не деться, пока история не закончится. Но положительных моментов больше.
А где вы работали?
В отеле администратором. Нашла эту работу как раз к суду, потому что мне адвокат государственный посоветовал срочно устроиться на работу. Иначе, как он говорил, суд не назначил бы мне штраф, а приговорил бы к чему-то более неприятному.
Полиция пришла к вам с обыском в мае. С этого начались ваши страдания. Тогда вы работали в другом месте?
Да, в банке.
Уволили из-за преследования?
Нет, просто попала под сокращение. Вообще я планировала уехать в Китай работать и как раз собралась нести документы на визу, когда ко мне пришли с обыском. С тех пор я уже ходила под подпиской о невыезде.
А кем вы собирались работать в Китае?
Планировала устроиться там учителем английского на том уровне, который я знаю. В садике. Получать неплохую зарплату, жить в другой стране, культуре.
Сохранилось ли желание уехать?
Сперва планировала, что если суд завершится штрафом или условным сроком, можно продолжить изучение английского и, как только откроется такая возможность, уехать.
А теперь, после того, как дело приняло новый оборот и будет теперь рассматриваться в общем порядке, при значительном внимании со стороны СМИ и общества, в голове все смешалось. Думаю, может быть, удастся и в России устроиться благодаря незапланированной популярности. Громких заявлений пока делать не буду.
А почему учителем английского? Работа в России тоже может быть связана с преподаванием?
Потому что преподаватель английского языка — в Китае профессия востребованная, хорошо оплачиваемая. А в России… Какой-то конкретики в голове нет пока. Возможно, в сфере общественной жизни поработаю.
Вы родились и живете в маленьком городке. От вас, официального экстремиста, не стали отворачиваться земляки? Может быть, соседки детей от вас прячут или что-то подобное?
Какого-то негатива я не ощущаю. Бывает, просто спрашивают, как дела или как суд прошел. Такого, чтобы пальцем тыкали, нет. Да, я числюсь в списке экстремистов-террористов, но все люди, которые меня знают или хотя бы раз видели вживую, понимают — это абсурдно. Я совсем не похожа на опасного человека. Да и речи мои далеки от какого-то радикализма.
Представитель РПЦ на днях заявил, что нужно амнистировать раскаявшихся интернет-экстремистов. Что вы по этому поводу думаете?
Это все хорошо. Христианская религия, насколько я помню, говорит о всепрощении. Но здесь получается, что люди сначала пишут заявление в полицию, а потом начинают человека принуждать к раскаянию. Как-то не по-христиански.
Вы, в принципе, пошли по пути «раскаяния», когда признали свою вину и согласились на рассмотрение дела в особом порядке. Скажите, почему вы передумали и забрали свои слова обратно?
Все началось с того, что меня ввели в заблуждение — сказали, мол, судимости не будет, выпишут штраф десять тысяч рублей и отпустят. Меня это обрадовало. Но потом дело набрало обороты, получило известность. Одновременно появилась поддержка и надежда на оправдание. Адвокаты сказали, что можно побороться, если перевести производство в общий порядок.
Во многом решающим был тот момент, когда я узнала, что штраф будет не 10 тысяч рублей, а от 300 тысяч. Я поняла, что такие деньги мне не под силу будет выплатить, и решила побороться.
Ваши карточки банковские заблокированы, с работы вы уволились. На что вы живете?
У меня еще остались деньги, которые мне заплатили при увольнении с работы. Не знаю, что дальше делать. Может, мне кто-то предложит работу из тех, кто поддерживает. Поеду пока к матери в санаторий. Отключу там телефон и попробую отдохнуть, чтобы набраться сил.
У вас есть мама, отец, братья и сестры, молодой человек? Они вас поддерживают?
Из близких у меня только мама. Она очень воцерковленный, верующий человек, работник культуры. Поддерживает, звонит часто, переживает. Она против того, что меня преследуют за оскорбление чувств верующих. Странно, но кому-то непонятно, что я не собиралась оскорблять религиозные чувства любимой матери.
Со всеми этими разбирательствами я больше переживаю за маму, чем за себя, потому что это очень плохо сказывается на ее здоровье.
А на маму вашу из-за вас не давили на работе?
Она в отпуске, а что будет дальше — не знаю. Ее имя пока не фигурировало нигде и, надеюсь, не будет, несмотря на старания назойливых журналистов докопаться до всего.
В отсутствие родственников меня очень сильно поддерживают друзья. В первый же день приехали человек пятнадцать, в том числе школьные, с которыми давно не виделись. Многие друзья мои пытались попасть в зал заседания, но им не хватило мест. Пришло много каких-то незнакомых людей. Надеюсь, в следующий раз будет иначе.
Да, о решении суда мы знаем — дело отправлено для рассмотрения в общем порядке. Но что осталось за кадром? Что вы чувствовали и как отнеслись к вашему отказу от показаний представители Фемиды, которые, вероятно, и приговор уже распечатали и собрались дело в архив отправлять?
Было тяжело. Еще тяжелее, когда оборачиваешься и не видишь лиц друзей в зале.
Вы слышали прежде о подобных уголовных делах и, вероятно, не представляли, что подобное ждет вас. Почему мы все уверены в том, что такая беда не придет к нам в дом из-за давно забытого, случайного перепоста, как думаете?
Я следила за делом Руслана Соколовского, и меня оно поразило. Конечно, не представляла себе, что его адвокат всего через год будет защищать меня. Мыслей таких не было, картинки я давно все удалила и ничего нового не добавляла.
А убежденность эта сохраняется даже тогда, когда к тебе в двери уже постучали, даже когда начинается обыск. И дело тут не в тотальной глупости, а в том, что люди не испытывают никаких мук совести и банально не понимают, что преступного в картинке, содержащей некую сатиру?
Не возникало желания удалить все аккаунты, выбросить компьютер и смартфон?
Нет. Ведь и помощь, поддержка пришли ко мне из интернета, но лайкать и репостить я перестала, да. Соцсети использую только для общения.
Теперь ближе к обвинению. Спрошу как следователь: вы испытываете неприязнь к представителям негроидной расы, считаете их людьми второго сорта?
Вы смеетесь? Когда у меня включается какой-нибудь трек музыкальный, то друзья откровенно начинают смеяться. Я слушаю и люблю многих темнокожих рэперов. Конечно, я не испытываю к представителям этой расы какой-то неприязни. Если прилюдное размещение глупых картинок в сети — это выражение неприязни, то почему прилюдное же прослушивание песен не рассматривать как выражение уважения? Почему не оценивать взгляды человека в комплексе?
Вы это говорили на следствии?
Да, пыталась. Но их это не интересовало, либо эти доводы выворачивали по-своему.
Теперь о второй части обвинения: как вы относитесь к религии, чувствуете ли себя воинствующей атеисткой?
До 15 лет я была верующим человеком, но это было не осознанное отношение. Меня просто мама с детства водила в церковь, а потом настал момент, когда я выросла и поняла, что уже могу туда не ходить. Сейчас я придерживаюсь атеистических взглядов.
Но к религии и к верующим людям я никогда плохих чувств не испытывала. Меня судят за картинки, которые, по сути, являются сатирой, то есть попыткой изобразить в иронической форме пороки представителей церковной организации.
Меня поражает диссонанс между тем, что эти люди позволяют себе, и тем, чего они требуют от прихожан. Я не враждую с самой верой и религией, с ценностями, которые защищает закон.
Что вы можете сказать об угрозах с вашей стороны тем девушкам, которые написали на вас заявления? Эта история обрела какую-то юридическую форму обвинения?
Никаких угроз от меня не было. Я узнала о том, что есть какие-то претензии, случайно. Возможно, потом эта история получит продолжение, но пока меня никто об этом не допрашивал, никаких документов я не видела.
Ваш случай отличается тем, что под самый занавес судебного разбирательства вы приняли решение отказаться от своих показаний. Не заметили ли вы негативной реакции со стороны силовиков и сотрудников суда? Ведь вы их могли разозлить.
Со стороны следствия и оперативников я пока ничего такого не заметила. А в суд я ходила сегодня, чтобы написать заявление о выезде из города в санаторий, и там меня встретили подчеркнуто холодно и с негативом: «Сами с адвокатом решайте… Ждите… Проходите… Уйдите…» До этого там все мне улыбались и обращались со мной мягче. Даже приставы на входе общались по-доброму.
У вас на Алтае гремит уже четвертое по счету дело о репостах и лайках. Что у вас за рассадник экстремистов? Общаетесь ли вы друг с другом?
Об истории мужчины, появившейся в СМИ последней, я знала уже давно. Он со мной связывался сам, но я не стала в эту историю лезть. У этого человека уже ранее были проблемы с законом и я решила не дразнить тех же журналистов, которые потом с удовольствием будут смаковать наше знакомство.
В Барнауле у нас действительно очаг экстремизма. Почему? Буквально вчера разговаривала с девушкой, которая на юрфаке училась, и им давали такое задание: по картинкам найти людей, которые их размещали. То есть они выявляли экстремистов в соцсетях.
Но в целом вы заметили какое-то сходство, взаимосвязь между людьми, которые стали фигурантами дел о репостах? Есть ли некий собирательный образ?
Сначала я думала, что это все сплошь молодые люди, которых не устраивает ситуация в стране, которые участвуют в протестах так или иначе. Но потом появился Андрей, которому 38 лет. Потом Андрей, у которого по-другому все. Это люди нерелигиозные, со своеобразным чувством юмора, критически настроенные к духовенству и РПЦ, к государственным деятелям.
Не видно среди обвиняемых каких-то «царебожников», которые репостят картинки антисемитского толка и так далее.
Да. Есть ощущение, что в стране существует особо защищенная или даже неприкосновенная группа, условно говоря, верующих. Условно — потому что искренне верующие люди объектом для сатиры никогда не становятся.
*** Обратная связь с отделом «Общество»: Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: russia@lenta-co.ru
В Севастополе 28 июня было заведено уголовное дело в отношении местной жительницы, которая придушила двухлетнего сына брючным ремнем и выбросила его из окна второго этажа. Ребенок остался жив, но находится в тяжелом состоянии. От рук собственных матерей дети гибнут в России с пугающей регулярностью. Довольно часто (более ста случаев в год) жертвами детоубийц становятся новорожденные, едва появившиеся на свет. «Лента.ру» разбиралась, что толкает молодых матерей на такой шаг и можно ли предотвратить эти трагедии.
Матери-убийцы
Случаи, подобные тому, что произошел в Севастополе, все чаще становятся достоянием общественности. 20 июня в Вологде 25-летнюю женщину, признанную виновной в убийстве своего новорожденного ребенка, приговорили к трем годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима. По версии следствия, весной 2016 года женщина родила ребенка в квартире на улице Ярославской, за медицинской помощью не обращалась. Мать перерезала пуповину ножницами, после чего задушила младенца, положила труп в полиэтиленовый пакет и выбросила.
Во Владивостоке 15 мая 26-летняя женщина выбросила из окна своего новорожденного ребенка. По предварительным данным, она не становилась на учет по беременности, не наблюдалась у врача и никому не сообщала о своем состоянии. Женщина заявила, что родила в своей комнате мертвого младенца и выкинула его в окно. Однако судебно-медицинская экспертиза установила, что ребенок родился живым, а причиной смерти стало падение с высоты.
Еще раньше, 10 марта в Подмосковье полиция задержала мать, до смерти забившую семимесячного ребенка. В феврале этого года 36-летняя женщина у себя в квартире в Подольске нанесла не менее четырех ударов по голове своему сыну бутылочкой для кормления и колонкой от компьютера. Ребенок с травмами был госпитализирован и вскоре скончался от полученных травм.
Все эти случаи выглядят жутко и, казалось бы, лишены всякого смысла. Женщины не могли толком объяснить мотивы своих поступков. Матери предстают здесь в образе чудовищ, потерявших человеческий облик. Но что толкнуло их на этот шаг?
Причины и последствия
Как говорит Борис Белкин, психиатр, генеральный директор Клиники постстрессовых состояний, причины подобного состояния можно разделить на несколько категорий: психические заболевания, влияние психоактивных веществ и послеродовую депрессию.
Если говорить о болезнях, то, как правило, это шизофрения, в результате которой у человека возникают галлюцинации, он слышит голоса у себя в голове, которые могут приказать ему совершить подобное действие. Белкин отметил, что, хотя это всего лишь одна из причин, она, увы, является одной из наиболее частых.
«Еще это может быть серьезное осложнение послеродовой депрессии, тяжелая депрессия, нечто в рамках биполярного психоза, — продолжил он. — Но надо понимать, что состояние матери в этом случае надо исследовать, потому что нельзя исключить — у психиатров есть такое понятие — злокачественных процессов. Ведь нарушается базовый биологический принцип — мать не защищает своего ребенка».
Причины убийства матерью новорожденного в первые часы и дни после родов — другие. Это может быть заранее спланированной историей — женщина не собирается делать аборт, но знает, что ребенка в живых не оставит. При этом, по словам Белкина, разбирая такие случаи, нужно выяснять, находилась она в состоянии аффекта или нет, отдавала отчет своим действиям или не отдавала. «Здесь вступает в действие судебная психиатрия, которая проводит экспертизу», — подчеркнул психиатр.
Белкин затруднился сказать, были ли подобные случаи менее распространены в прошлом, однако отметил влияние на разум людей новой парадигмы обмена информацией. «Многие вещи в Советском Союзе не выпускались наружу, что, с одной стороны, правильно, ведь существует понятие индукции, когда человек получил информацию и захотел сделать так же. Собственно, так сейчас начинаются все массовые истерии», — сказал он.
Послеродовая депрессия
«Если малышу два года, то, что мать пыталась задушить его и выбросить из окна, может быть следствием послеродовой депрессии, а также морального и психического истощения», — предположила психолог Екатерина Рау. В итоге все напряжение вылилось на единственный объект, который доступен матери — ребенка. По мнению Рау, в такой ситуации мать обычно не осознает, что она делает.
При этом сама женщина может предчувствовать то, что в какой-то момент она может не выдержать:
— Мы понимаем, как тяжело, когда устали, не выспались, голодны. А многим мамам даже помыться и поесть некогда, не говоря уже о сне. Но когда у них нет поддержки, помощи, то получается, будто нет и выхода из этой ситуации. В этом случае молодой маме нужна помощь — это и бабушки, и няни, и, конечно же, участие мужа, подруги. Помощь нужно принимать любую, — отметила психолог.
Зачастую все это является следствием того, что отец ребенка не принимает участия в его воспитании и домашних делах, считая единственной своей задачей зарабатывание денег. Исправить ситуацию можно проводя длительную работу по выстраиванию психологических границ, чтобы и мама тоже научилась говорить с отцом, что он не только добытчик, но еще и родитель. «Но это длительная работа, подразумевающая перестройку ценностей и приоритетов в жизни и выстраивание уважения в первую очередь женщины к самой себе», — подчеркнула Рау.
Причина, по которой женщина зачастую в одиночку преодолевает этот сложный период, заключается в том, что в менталитете российских мужчин заложено недоверие по отношению к психиатрической и психологической помощи. «Хотелось бы и с мужчинами работать, но они не воспринимают всерьез психологию, много работают, часто отсутствуют дома и считают, что вопросы помощи жене и воспитания детей их не касаются», — посетовала психолог.
Идите к психиатру
«Люди боятся психических проблем, их замалчивают, о них неудобно говорить, и это тоже большая проблема, так как люди не считают необходимым обращаться к специалисту, и мы видим последствия этого», — согласился с психологом Белкин. Однако он посоветовал обращаться в случае возникновения таких трудностей не к психологу, а к психиатру, так как среди первых сейчас очень мало высококвалифицированных специалистов в этой сфере.
«Как правило, пациент «клюет» на тех, кто ему лично нравится, но это совершенно не говорит о квалификации специалиста», — сказал психиатр. По его словам, среднестатистический психолог не заточен под распознавание патопсихологии. «Психолог — это для здоровых людей», — отметил Белкин.
В качестве одного из примеров неправильного поведения пациентов с психопатологией, он привел случай жены «одного известного российского режиссера», которая в результате покончила с собой. «Ее долгое время таскали к психологам, — рассказал психиатр. — Я не хочу сказать, что именно они виноваты, но если бы родственники этой женщины обратились к психиатрам, то они смогли бы распознать то, что обычный человек, даже психолог, не увидит».
Где выход?
Если же речь идет о предотвращении тяжелых последствий послеродовой депрессии, то, как считает Екатерина Рау, на первый план тут выходит информирование населения о том, что происходит с женщиной после родов и переосмысление роли отца в обществе. Нужно изначально предполагать, что женщина в первые три года после рождения ребенка не защищена, что совершенно точно у нее будет недостаток сна, недостаток питания и смена обстановки. «Хотя бы раз в неделю нужно давать маме выходить куда-то без ребенка, хотя бы на пару часов, чтобы дать ей переключиться», — сказала психолог.
Самая сложная категория матерей — мать-одиночка. Для решения проблем таких женщин Рау сочла необходимым создание специальной службы социальной помощи, такой же, как для пенсионеров и инвалидов. Пока же она порекомендовала таким матерям не стесняться обращаться к подругам или родственникам или просто написать призыв о помощи в социальных сетях.
Борис Белкин признает, что поддержка близких важна, но в определенных случаях послеродовую депрессию приходится лечить медикаментозно. Это может быть широкий спектр препаратов: антидепрессанты, нейролептики, нормотимики и так далее. «Однако недостаточно просто дать препарат — надо постоянно наблюдать женщину, надо понять, в каком состоянии она сейчас находится. При определенных метаболических изменениях в организме кормящей матери не всегда правильно действуют те или иные лекарства», — отметил психиатр.
И Рау, и Белкин сочли необходимым информирование населения о том, в каком состоянии находятся женщины в первые годы после рождения ребенка — через СМИ, соцсети и государственные программы. По мнению психолога, необходим общественный дискурс о том, что происходящее в это время с женщинами нормально, они настолько истощаются, что их начинают посещать мысли, что этот ребенок родился зря. «В этот момент нужно просто просить о помощи и говорить о том, что ресурсы человеческого организма ограничены, что нужно отдохнуть и тогда все наладится», — заключила она.