Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Обновленная станция «Смоленская» встретит пассажиров летом 2021 года
Станция «Смоленская» была открыта 5 апреля 1953 года и сохранилась практически в первозданном виде. Она вошла в состав участка «Киевская» — «Площадь Революции» и дублировала соседний отрезок Филевской линии, который был заложен на небольшой глубине. Станции параллельного участка Арбатско-Покровской линии были построены методом глубокого заложения, и теперь мы имеем две «Смоленских» и две «Арбатских», которые не являются пересадочными.
Станции, построенные в послевоенные 1950-е годы, являются самыми помпезными в столичном метрополитене. Это был период расцвета архитектуры и богатства декора в московском метро. И «Смоленская» здесь не исключение. Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Но помимо него в архитектурный ансамбль станции входит еще и замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо. Проход между домами также задекорирован в едином стиле.
Круглый наземный вестибюль, созданный по проекту архитекторов Олега Великорецкого и Александра Стрелкова, в основании отделан черным мрамором и украшен четырьмя медальонами с изображениями знаковых побед и указаниями дат. Это 1612 год — изгнание польских интервентов, мы отмечаем этот праздник 4 ноября, 1812 год — война с французами, 1917-й — год октябрьской революции и последний медальон — 1945 — год победы над фашистскими захватчиками.
Кассовый зал находится в прямоугольной части вестибюля и выглядит шикарно: окошки отделаны деревом, на потолках лепнина и восхитительные люстры, роскошные светильники. Над входом в эскалаторный зал цветная мозаика посвящена 1812 году, над выходом — 1945 году. Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». Из деталей — роскошные вентиляционные решетки, какие можно встретить в каких-нибудь богатых усадьбах, музеях, дворцах… и в метро. Свод купола ребристый, а за карнизом расположены подсвечивающие его снизу светильники. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Это станция глубокого заложения глубиной 50 метров.
Внизу на платформе также можно увидеть несколько артефактов, например старые деревянные двери. Архитекторы пытались скрыть массивность пилонов, и поэтому в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые также скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — черным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Еще из декоративных элементов — торец центрального зала украшает барельеф работы скульптора Мотовилова. Тема — защитники Отечества.
Во время ремонта на «Смоленской» заменят три эскалатора, установленных еще при открытии станции — в 1953 году. «Срок их эксплуатации подходил к концу, — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. — Помимо установки современных безопасных эскалаторов, здесь проведут капитальный ремонт вестибюля. Поскольку на станции только один выход, отремонтировать ее без закрытия невозможно. Поезда проезжают «Смоленскую» без остановки».
Для проезда в район временно закрытого участка пассажиры могут воспользоваться, помимо станции «Смоленская» Филевской линии, также станциями «Кропоткинская» и «Парк Культуры» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Арбатская» Филевской линии, «Киевская» Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Новые эскалаторы будут надежнее и удобнее в эксплуатации и техническом обслуживании. К тому же они и тише в работе. Прослужат новые машины как минимум 50 лет. Применение системы мониторинга их работы обеспечит более быстрый поиск и устранение неисправностей. Работы по замене машин будут проходить в несколько этапов: сначала демонтаж старых эскалаторов, затем — демонтаж их фундаментов вместе с разборкой элементов декоративной отделки свода наклонного тоннеля. Далее последуют работы в наклонном тоннеле: специалисты отремонтируют обделку тоннеля и загерметизируют элементы тюбинговой обделки. Сейчас тюбинги скрыты декоративным сводом, который будет демонтирован на время работ. Потом — монтаж нового декоративного свода и заливка фундаментов под новые эскалаторы, их монтаж и наладка.
В столичном метрополитене заверяют, что архитектурный облик станции будет сохранен полностью. В процессе работ используются архивные чертежи и документы, а также фотографии и рисунки. Именно благодаря им можно определить, каков был замысел авторов проекта станции. При этом все работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия и Московского метрополитена. Более того, в ходе работ будет восстановлена первоначальная система освещения: отреставрированы многочисленные сохранившиеся светильники и воссозданы утраченные, для светильников будут воссозданы плафоны молочного стекла по первоначальной технологии. Уникальность освещения станции состоит в том, что такие светильники изготавливались индивидуально для «Смоленской». При этом современные требования к уровням освещенности вносят свои коррективы. Поэтому проектом предусмотрена установка исторических плафонов, но со светодиодными лампами, которые ярче и долговечнее.
Также предполагается отреставрировать решетки вентиляции, восстановить полы в пассажирской зоне с повторением исторического рисунка. Мозаичные панно будут отреставрированы. Сначала предстоит обследование состояния мозаики, в ходе которого будут выявлены существующие дефекты, затем будет подготовлен план-проект реставрационных работ с соблюдением цветовой палитры, которая задумывалась изначально.
Отреставрируют и реконструируют деревянный блок телефонов-автоматов в обходном коридоре. Деревянные двери служебных помещений, дверцы пожарных кранов и пультов управления также ждет реставрация.
С заменой эскалаторов и реставрацией «Смоленской» в метрополитене управятся за 16 месяцев, и воспользоваться обновленной станцией пассажиры смогут уже летом 2021 года.
Шахту в якутском руднике «Мир» алмазодобывающей компании «Алроса» залило грунтовыми водами днем в пятницу, 4 августа. В тот момент, под землей находился 151 человек и 142 из них были эвакуированы в первые же часы. Утром в субботу спасатели подняли на поверхность одного из девяти горняков, которым не удалось выбраться вместе со всеми. Еще восемь человек остаются внизу, и с ночи сигналов от них не поступало. Их продолжают искать. «Лента.ру» попробовала разобраться в ситуации.
Мутный поток
Алмазный рудник «Мир» с высоты похож на огромный кратер. Добыча раньше здесь велась открытым способом, а с 2009 года — в подземной шахте под карьером. С тех пор на предприятии произошло шесть аварий, унесших жизни двоих рабочих.
В компании «Алроса», владеющей рудником, уверяют, что в шахте проводились регулярные проверки оборудования, а работы никогда не выходили за рамки проектных решений. Однако нынешнее ЧП уже не первое за неделю: 29 июля в шахте от обрушения породы пострадал горняк, его засыпало в погрузочной машине в штрек-ленте.
По версии администрации предприятия, нынешнее чп произошло из-за неконтролируемого водопритока из открытого карьера. Насос залило грунтовыми водами, и он вышел из строя.
В результате в пятницу, 4 августа, примерно в 16:30 по местному времени (10:30 мск) в шахту хлынул мутный грязевой поток. Всего около 250 тысяч кубометров воды.
Шахта затоплена не полностью, сохранились участки, где могли бы укрыться люди. Электрическое освещение, разумеется, отключилось. Система вентиляции работает штатно. Однако главный риск — переохлаждение. Долгое время провести в ледяной воде человеческий организм не в состоянии.
В Мирный прибыли горноспасатели и подземные водолазы. Более 100 человек работают внизу, техники продумывают способы откачки воды.
Сигналы из глубины
Оставшимся под землей горнякам ночью удалось передать спасателям сигнал. Предполагалось, что они находятся немного выше горизонта 210 метров. Однако там их разыскать не удалось. К утру спасатели спустились ниже и получили еще один сигнал, но уже с другой глубины — с горизонта 410. Там они обнаружили 36-летнего стволового Алишера Мирзаева. Оказав первую помощь, его подняли на поверхность.
На выходе Мирзаева и его спасителей встретили аплодисментами. Шахтера госпитализировали в реанимацию с ушибом легкого. В больнице, кроме него, находятся еще двое горняков, пострадавших из-за затопления шахты. Их состояние оценивается как не тяжелое.
«У него сильное переохлаждение, но жизнь его вне опасности», — заявил глава Якутии Егор Борисов.
Ранее он рассказал, что среди остающихся в шахте — четверо подрядчиков из Белгорода. Остальные — местные жители из Мирного. Глава республики поручил установить контакт с их родственниками, оказать им необходимую помощь, в том числе с транспортировкой к месту ЧП.
По словам Егора Борисова, надежда найти людей есть.
«По информации служб, которые находятся непосредственно внутри шахты, получается довольно противоречивая картина: некоторая часть рудника подтоплена, а определенная часть пока не затоплена водой. Поэтому есть надежда, и активно ведется поиск людей. Рано опускать руки, спасательная операция продолжается», — сказал он.
Однако доклад командира якутского отряда горноспасателей Сергея Шредера о проведенных работах к утру субботы звучит не столь оптимистично. «Все выработки, которые не затоплены, мы обследовали — около 7 тысяч метров, — цитирует Шредера ТАСС. — Остальные выработки затоплены, пройти к ним невозможно. На данный момент составлен оперативный план, который включает в себя проведение дальнейших аварийно-спасательных работ с привлечением опытных работников рудников и техники».
Доследственная проверка
На шахте работают также сотрудники Следственного комитета России. Они ищут признаки уголовно наказуемого нарушения правил безопасности при проведении горных работ (статья 216 УК РФ). На место ЧП также вылетел глава Ростехнадзора Алексей Алешин.
В Мирном на время спасательных работ официально введен режим чрезвычайной ситуации. Глава Мирнинского Горно-обогатительного комбината временно отстранен от должности.
Фото: Алексей Дружинин / ZUMA Press / Globallookpress.com
В среду, 10 мая, президент России Владимир Путин вышел на лед против сборной Ночной хоккейной лиги (НХЛ) и совместно с министром обороны Сергеем Шойгу устроил бомбардировку воротам соперников. Совсем не хоккейный счет 17:6 стал реабилитацией за прошлогоднее фиаско нападающего под номером 11. Тогда президент реализовал только один шанс из четырех. На этот раз он забросил шесть шайб. Нынешний гала-матч НХЛ — последний пункт финальных игр любителей хоккея, растянувшихся в Сочи на 13 дней. Игра, в которую не играют трусы, набирает все большую популярность среди политиков и бизнесменов.
«Мы все полюбили хоккей», — рассказывал несколько лет назад в интервью журналу Forbes Аркадий Ротенберг. Бизнесмен, а также генеральный директор спортивного клуба дзюдо «Явара-Нева» вспоминал, что занимался многими видами спорта, в том числе и акробатикой. Но на льду это не сильно помогло. «Если б не было клюшки, конечно, упал бы», — рассказывал Ротенберг о первых тренировках.
Популяризировать спорт среди чиновников и предпринимателей в нулевых начал олимпийский и многократный чемпион мира по хоккею Вячеслав Фетисов. Заодно подтянул на лед Сергея Шойгу, с детства игравшего в хоккей, а затем и Владимира Путина.
Поначалу дело шло со скрипом. «Какой же я утюг, не могу никак, копытами шевелю там по льду, как корова ползаю…» — сетовал Путин. Но сразу после собственной инаугурации 7 мая 2012 года он отправился на матч сборной команды победителей Российской любительской хоккейной лиги с командой звезд отечественного хоккея.
Следом на коньки начали охотно вставать и бизнесмены. В НХЛ, где играли любители старше сорока лет, потянулись богатейшие люди страны. Помимо очевидных преимуществ, игра на одном льду с президентом таила и риски. Лед скользкий, и стоит войти во вкус, чуть подтолкнуть соперника — вот и травма. Поэтому самого важного игрока лучше аккуратно объезжать стороной.
«Он же президент, можно травму нанести. Спорт у нас контактный», — простосердечно признавался Олег Смирнов, региональный представитель Ночной хоккейной лиги, не раз выходивший на лед с Путиным.
Новобранец модного движения, двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко, по всей видимости, старательно следовал примеру Смирнова. Хотя не скрывал своей горячности. Зимой, выходя на лед в качестве хоккеиста за команду «Ледяные волки», он отмечал, что игра в любительском чемпионате страны идет по-серьезному — в полный контакт: «Я стараюсь быть аккуратным, но на адреналине, когда нельзя подвести команду, об этом трудно думать».
Впрочем, в Сочи на адреналине выступил другой призер Олимпиады — Павел Буре. На первых же минутах матча «русская ракета» протаранила игрока под номером 11 из своей же команды — президента России. Путин упал, публика замерла. Но судья не растерялся и назначил буллит в ворота соперников главы государства. Несмотря на странную судейскую трактовку инцидента, реализовать штрафной бросок Путину не удалось — вратарь отбил атаку.
На адреналине выступал и Борис Ротенберг, съездивший клюшкой по носу игроку своей же команды Алексею Петрову (в списках участников он был представлен просто как «генерал»). Обошлось без крови. Но спустя полчаса Петров не поделил лед с Шойгу. Министр обороны, надо сказать, каждый гала-матч устраивает легкую потасовку на радость публике.
«У нас сегодня соревнование, но дружеское», — заранее гасил страсти Путин, открывая гала-матч. На разминке он подкатывал вплотную к голкиперу и аккуратно заводил шайбу в ворота. Вратарь ждал броска, не шелохнувшись.
Но потом президент разыгрался. Болевший за него у бортика Геннадий Тимченко радостно распахивал объятия, когда Путин после удачного броска подъезжал к нему. На протяжении всего матча Тимченко подбадривал президента, подавал полотенца и что-то активно ему объяснял в перерывах. Взяв на себя роль тренера-наставника, сам Тимченко на лед не выходил. Но и без него списки игроков были полны громких имен.
В этом году против любителей хоккея выходили не «Звезды», а «Легенды». Так переименовали команду, за которую играл глава государства. В красной форме, например, выступали Сергей Шойгу, Вячеслав Фетисов, Павел Буре. Их ворота защищал губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Команда белых пестрела именами крупных бизнесменов: Аркадий, Борис и Роман Ротенберги, Владимир Потанин. Компанию им составили саксофонист Игорь Бутман и фигурист Евгений Плющенко, а также губернатор Московской области Андрей Воробьев и другие.
Остротой, по понятным причинам, игра не отличалась. А разгромный счет вполне справедливо оставить на совести вратаря сборной НХЛ. Шойгу забил три шайбы, Путин — шесть. Буре с голевой передачи Путина (который, впрочем, однажды прямо у ворот потерял клюшку) также заколотил несколько шайб сборной НХЛ. Ворота Дюмина успешно атаковали Потанин и Бутман.
В прошлом году матч для Путина сложился не самым удачным образом. Президент вышел на лед уже после начала игры — задержался на других мероприятиях. Когда он переоделся, счет был 3:0 в пользу команды «Звезды Ночной хоккейной лиги», за которую играл президент. Путин предпринял четыре попытки атаковать ворота соперника, но лишь одна из них увенчалась успехом. Товарищи по команде объяснили его слабую игру загруженностью. «Видимо, какая-то серьезная государственная работа у него была», — предположил Тимченко.
Самым полезным игроком матча нападающий под номером 11 был признан два года назад. Он открыл счет на первых же секундах и спустя минуту удвоил преимущество своей команды. Однако настоящим триумфом для главы государства стал 2015 год: Путин забросил восемь шайб, а в свой день рождения в том же году сделал сам себе подарок, забив в ворота сборной НХЛ семь голов.
На протяжении последних нескольких лет регулярно появляются новости о том, что россияне не могут позволить себе покупать мясо. Одновременно с этим Росстатом зафиксирован стабильный рост производства отечественной мясной промышленности. «Лента.ру» и «Мираторг» разбирались, что могут в этой ситуации сделать производители и как правильно экономить на жизненно важном продукте.
Сытые времена заканчиваются — мясо из ежедневного продукта питания превращается в дорогостоящий товар. С 2014 года реальные доходы россиян упали почти на 11 процентов. Каждый десятый россиянин не в состоянии питаться мясом хотя бы раз в два дня. В сегодняшних реалиях обычное мясо становится деликатесом. Вместе с тем прилавки магазинов заставлены продуктами, которые вынуждены оказаться выброшенными.
По данным Национального союза свиноводов, потребление говядины снижается: если в 2005-м оно составляло в среднем около 17,1 килограмма на человека в год, то в 2017-м было на уровне 13,5 килограмма. В том числе за прошедшие пять лет потребление уменьшилось на 2,9 килограмма на человека. В качестве сравнения: в 1990 году на говядину приходилось примерно 45 процентов потребления мяса в целом — около 34 килограммов. Такая динамика связана с тем, что говядина остается самым дорогим видом мяса. В связи с этим россиянам приходится переходить на свинину и курицу.
Высокую стоимость говядины объясняет долгий производственный цикл. В отличие от курицы и свиньи, которых можно вырастить за 35 и 200 дней соответственно, рост и откорм бычка на мясо занимают минимум полтора года. Именно поэтому сроки окупаемости проектов с участием крупного рогатого скота являются самыми длинными в сельскохозяйственной отрасли. Особенности климата, суровые зимы и необходимость дополнительных расходов делает российское мясо чуть более дорогим, чем поставляемое из стран Латинской Америки. Если средняя цена килограмма импортной говядины на апрель 2019 года составляла 318 рублей, то отечественная говядина в среднем стоила всего лишь на 18 рублей дороже — 336 рублей за килограмм. Однако даже такая небольшая разница в цене компенсируется качеством и свежестью российского продукта, а также, что важно, — усиленным контролем за производством.
В наши дни, когда у клиентов есть широкий выбор, производителю просто невыгодно поставлять мясо сомнительного качества. Именно поэтому отечественные производители, например «Мираторг», на своих фермах специально выращивают элитных черных абердин-ангусов, породу, признанную лучшей на мировом рынке. За свою жизнь абердин-ангусы трижды меняют свой рацион. Первые полгода телята проводят с матерями на молочном вскармливании, а после плавно переходят на питание свежей травой на пастбищах. Когда бычки в возрасте года достигают веса в 350 килограммов, их переводят на специальную площадку для откорма, где зерно становится основой их диеты. Этот постепенный переход с травы на зерновые культуры позволяет животным набирать до полутора килограммов мяса в день. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку зерна, «Мираторг» начал самостоятельно на своих землях изготавливать корма. Это позволяет производителю быть уверенным в том, что бычки питаются натуральными продуктами без добавления ГМО.
Длинный производственный цикл и огромное вложение труда тысяч людей делают говядину не самым дешевым продуктом. Но это именно тот случай, когда за высокой ценой стоит достойное качество.
Как привлечь к своему продукту внимание в условиях жесткого контроля качества
Одним из лучших способов привлечь производителей мяса к своему продукту, является сокращение всех затрат, не связанных с понижением качества, то есть автоматизация производства, поиск эффективных логистических решений, отказ от работы с посредниками в пользу создания и поддержания производственной цепочки «от поля до прилавка». Ретейлерам придется идти к созданию собственных цехов по производству как охлажденных мясных полуфабрикатов, так и готовой мясной и деликатесной продукции.
Повышение качества выпускаемой продукции и стремление к достижению ее максимальной натуральности представляется приоритетным направлением в мясной промышленности и для других добросовестных производителей. Это позволит не только привлечь клиентов на внутреннем рынке, но и завоевать доверие иностранных партнеров, нуждающихся в российском мясе.
Как обеспечить себя мясом, не потеряв половину зарплаты
В сложившейся ситуации перед многими российскими домохозяйствами встает вопрос — как обеспечить себя мясом исходя из скромного бюджета?
Есть несколько простых способов экономии:
Попробуйте альтернативные стейки, которые в 2-3 раза дешевле, нужно лишь правильно их приготовить. Альтернативные стейки вырезаются из совершенно разных частей туши, таких как лопатка (топ-блейд), пашина (стейк фланк и скерт), кострец (пиканья, рамп), поясничная часть (сирлоин стейк) и других.
Обратите внимание на субпродукты — печень и сердце. При правильном приготовлении они могут стать основой для многих вкусных и полезных блюд.
Готовьте один раз на несколько дней вперед. Это сэкономит не только ваши силы и время, но и позволит покупать меньше продуктов. Например, можно покупать говядину в вакуумной упаковке, у которой длительный срок хранения — ее хватит на несколько блюд.
Помочь россиянам в правильном питании при умеренных затратах могут и сами производители. Например, на сайте «Мираторга» можно ознакомиться с рецептами разных блюд из мяса — в том числе бюджетных.
Одним из секретов приготовления полезных блюд из говядины является правильное использование различных частей туши. И если домохозяйство не может позволить себе каждый день готовить стейки, то это не повод отказываться от говядины в целом. Например, из говяжьей голяшки на кости можно приготовить бюджетное и изысканное итальянское блюдо для всей семьи — оссобуко в томатном соусе.
Современный покупатель старается избегать поисков ответов на вопрос «Как приготовить это?» — ему нужно готовое решение. В условиях нынешнего многообразия выбора продукции потребитель будет выбирать только того производителя, который знает своего покупателя и даст ему то, что нужно.
Медведев назвал главные проблемы России и мира и объяснил, что будет дальше
Как сотрудник Кремля работал на США и торговал секретами
Двадцать лет назад в Москве взорвали дома. Так страшно россиянам было впервые
Поселок Урдома в Архангельской области — чуть больше четырех тысяч жителей. Однако местная сельская школа — едва ли не единственное образовательное учреждение в России, разработавшее собственную систему оценок: прогрессивную шкалу, обозначающую уровень знаний. За замену пятерок и двоек латинскими буквами урдомских педагогов атаковали активисты «Родительского сопротивления», усмотревшие в новшестве подрыв детской психики. Зачем нужны инновации в деревне и как качество образования в сельской школе может конкурировать с городской, «Ленте.ру» рассказал директор Урдомской средней школы Владимир Додонов.
«Лента.ру»: Вас многие ненавидят. Родители в вашем поселке прогрессивного замысла не поняли и начали протестовать.
Додонов: Все идет с подачи одной мамы. Я у нее бывал на страничке «ВКонтакте», пока она меня не заблокировала.
Принципиальная женщина…
Да, она поклонница сайтов таких общественных движений, как «Родительское всероссийское сопротивление», «Ассоциация родительских комитетов и сообществ», где много говорят о принудительной чипизации населения, о том, что иностранцы решили нас поработить, уничтожая наше советское образование, что государство стремится отбирать детей у родителей без всяких видимых причин… Год назад было открытое письмо в Министерство образования Архангельской области, которое подписали 160 родителей. В этом письме говорилось, что новая система оценок травмирует детскую психику, убивает учебный процесс.
160 подписавшихся — это много или мало?
Меньше трети от количества учащихся, которые обучаются с использованием нашей системы оценивания. Когда мы получили это обращение, пригласили для разговора родителей, подписавших его. Побеседовать удалось с половиной протестантов, из них около 20 человек сказали, что не знают, как оказались под письмом их подписи.
В самом начале, когда новая оценочная система только запустилась, было много замечаний, недовольства со стороны родителей. К новому ведь всегда с трудом привыкают. Зато сегодня, «распробовав», большинство родителей и детей говорят: не вздумайте к старому возвращаться.
А зачем вам понадобилась новая система оценивания, чем старая не угодила?
Наша школа была одной из площадок в Архангельской области для пилотного ввода новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По всей стране запуск новых стандартов основного образования состоялся в 2015 году, а у нас они начали внедряться с 2012 года. Новые школьные стандарты очень сильно изменяют систему образования.
В чем конкретно это выражается?
Умение добывать знания, анализировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Например, сделать из текста таблицу, из таблицы — диаграмму, составить план доклада и т.д. То есть ученик должен не только знать математические формулы, но и уметь работать с текстом. На уроке математики — с математическим материалом, на биологии — с биологическим, на истории —`с историческим. Мы ФГОС приняли близко к сердцу и занимаемся их внедрением не для отписки. И столкнулись с тем, что существующая пятибалльная шкала оценки никак не подходит к новым целям и задачам современного образования. Ее самая большая слабость — в отсутствии четких критериев.
Почему?
Я в школе работаю с 1990 года. Как мы выставляем оценки? Пятерка — когда все точно, ни единой ошибки нет. Одна-две ошибки — четыре. Если ошибки существенные, которые искажают суть ответа, — тройка, двойка. Но, допустим, в письменном ответе еще можно по количеству предметных ошибок попробовать определить балл, а как быть с устным ответом? Поэтому мы предложили свой метод оценивания.
То есть взяли и сами разработали новую систему оценок?
Да, разработали сами, хотя принципиально нового по сути ничего не изобрели. Это во всем мире пропагандируется и кое-где практикуется. И у нас в стране еще в 1930-1960-е годы советские педагоги-новаторы предлагали подобный подход. Они говорили, что любое задание, любую работу учащегося нужно разбить на критерии. Собственно, это мы и воплотили.
У нас есть оценочные листы с четкими критериями для контрольных и для работ текущего характера. И оценки за четверть у нас выставляются не так, как сегодня предлагается в электронном дневнике — суммировать все, что есть, и выводить среднее арифметическое. У нас четко прописано: оценка за четверть и за год выставляется по итогам работ контрольного характера.
Что за оценочные листы, кто составляет критерии?
Оценочный лист и критерии к нему составляет сам учитель. В зависимости от объема темы критериев может быть от 5 до 20. Это и знание теории, и применение ее на практике, и способы решения задачи, и оформление, и умение работать в команде, умение составить план текста или план ответа и т.д. Учитель обязан заранее, за несколько дней сообщить ребенку о предстоящей контрольной и выдать оценочный лист. Там подробно написано, сколько баллов можно заработать за каждый критерий. Ну и дальше смотрим максимальное количество баллов, которое можно набрать за контрольную. Половину набрал — уже справился, хоть и слабенько. И, соответственно, ввели буквенное обозначение: высокий уровень — А, повышенный — В, базовый — С, пониженный — D, низкий — F.
Получается, у вас та же самая пятибалльная шкала, только вместо цифр — буквы?
Не совсем. Самое главное отличие — мы расписываем оценку, делаем ее более прозрачной. Приносит ребенок домой заполненный учителем после проверки работы оценочный лист. И там все понятно. Допустим, за знание формул стоит 10 баллов, а максимально можно получить 12 баллов — по одному за каждую формулу. И видно, какие именно формулы ребенок не знает. Или за умение решать задачи такого типа — три балла из трех возможных. А вот за то, что ответ получен неправильный, — один из двух возможных. То есть ребенок все делал верно, шел по нужному алгоритму, но допустил арифметическую ошибку. Ученик тему понимает, но, возможно, был невнимателен. И сам школьник, и родители видят, где какие пробелы в знаниях и умениях.
Законно ли то, что школа внедряет собственную систему оценок?
Единственное, что утверждено государством, — это стобалльная шкала ЕГЭ. Сегодня нужно понимать, что пятибалльной государственной системы оценок нет. Пятибалльная отметка просто по инерции применяется в большинстве образовательных учреждений страны, но далеко не везде. К слову, пятибалльную шкалу Россия заимствовала в давние времена из немецкой системы образования.
Как ваша школа сдает ЕГЭ?
Многие годы у нас результаты выше среднего по Архангельской области. Дети неплохо поступают, в том числе на бюджетные места, в вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Только надо понимать, что у нас еще не было ЕГЭ у ребят, которые учатся по новым стандартам. Но когда девятиклассники из пилотного проекта сдавали госэкзамены в прошлом году, их результаты по сравнению с предыдущими годами были очень хорошими. У нас было два класса, учившихся по новым ФГОС, и один класс, причем достаточно сильный, — по старой системе. В процентном соотношении количество хорошистов и троечников примерно одинаково. Однако процент соответствия оценок у «буквенных» классов выше.
Что значит процент соответствия оценок?
Когда, например, за год ученику ставят одну оценку, а на экзамене он результат не подтверждает, получает более низкую оценку либо более высокую. В классах с новой системой оценивания расхождения были на порядок меньше — то есть «диагноз» учебным достижениям школьника мы поставили более верный. Значит, наша система оценивания в целом объективнее прежней.
А если дети переходят в другую школу, как там разбираются?
Буквенные отметки переводятся в традиционную систему при переводе ребенка в другое учебное заведение и когда выдается итоговый аттестат об образовании.
Кроме странной системы оценок, родители вас обвиняли еще и в пропаганде наркотиков…
Это все та же неутомимая мама. У нас по ее жалобе на систему оценок было восемь прокурорских и министерских проверок. Существенных нарушений не нашли, мы продолжаем работать по этой системе. Тогда родительница, посетовав на то, что все кругом куплено, написала новую жалобу и обвинила школу в пропаганде наркомании. В школе был курс федеральной программы «Полезные навыки». Это 11 уроков в год с пятого по седьмой класс. Занятия посвящены в основном тому, чтобы помочь детям в общении со сверстниками, с родителями. Как правильно сказать «нет» в ситуации, когда тебе предлагают попробовать наркотики. Тема наркотиков рассматривалась на четырех уроках за три года.
Что конкретно вызвало недовольство?
Нас пытались обвинить, что мы названия наркотиков используем на уроке, а этого, по мнению некоторых родителей, делать нельзя, это, как они считают, может спровоцировать, подстегнуть ненужное любопытство. Ну и выдумали историю, как будто мы учим, как надо употреблять наркотики. Мы вынуждены были отстаивать честное имя школы в суде. Подали иск о защите деловой репутации и выиграли.
Наша история, я думаю, еще не закончена. Детям этой мамы еще далеко до выпускного. Она, например, нафантазировала, что у нас в школе ведется «секспросвет». Тоже через суд пришлось доказывать, что это сведения, не соответствующие действительности. Она и другие школы своим вниманием не обходит. Написала жалобу на учреждение, расположенное более чем в 40 километрах от нас, о том, что там иностранцы ходят. Туда тоже проверка приезжала. Думаю, это просто такой типаж у человека — за что-то бороться постоянно.
Охота вам в таких нервных условиях инновации внедрять? Да еще в сельской школе, от которой, как правило, никаких чудес не ждут…
А мы и не стремимся делать чудеса. Мы стараемся качественно выполнять свою работу. Наша школа считается одной из передовых в Архангельской области. В 2006 году мы единственные в районе получили президентский грант на реализацию инновационных технологий. Вообще-то еще с советских времен за Урдомской средней школой закрепилась репутация образовательного учреждения, которое внедряет интересные инновации.
А какие в советские годы были инновации?
Когда в 1960-х годах, при генсеке Никите Хрущеве, началась политехнизация школ, деревенским школам было предписано учить сельским специальностям: на трактористов и доярок. Но Урдома — поселок рабочий, сельское хозяйство тут не очень было развито. Поэтому школа категорически отказалась. Начали готовить водителей категории «В» и «С» — это легковые и грузовые машины, а девочек учили на швей. Мы одни из первых в стране с 1994 года внедрили профильное обучение в старшей школе. За эти годы в школе были классы естественнонаучного, химико-биологического, информационного, физико-математического, технического, гуманитарного, социально-экономического профилей. В городе не каждая школа этим может похвастаться. Сейчас старшеклассники у нас обучаются не в профильных классах, а в смешанных группах по индивидуальным образовательным траекториям.
Деньги на это откуда?
Не скажу, что у нас с материальной точки зрения все шикарно, но как-то находим ресурсы, привлекаем спонсоров, ищем дополнительные внебюджетные доходы. Мы до сих пор бесплатно учим наших ребят управлять автомобилем, они могут получить по окончании школы водительское удостоверение. Разве плохо? К школе три года назад присоединили детский дом творчества. Все кружки и спортивные секции там бесплатные. Из 671 учащегося в нашей школе более 460 посещают занятия дополнительного образования.
Коммунизм. А народ жалуется, что количество и качество бесплатного катастрофически уменьшается, особенно в селах…
Пока наш регион неплохо финансирует дополнительное образование. Да у нас тут и ментальность другая, не как в городе. Мы не стремимся зарабатывать на образовании. Детское образование, в том числе и дополнительное, должно быть, по-моему, бесплатным. У нас есть школьные автобусы, которые бесплатно привозят детей в школу и увозят после занятий. Поселок Урдома состоит из нескольких частей, окраины на три-пять километров удалены от школы. А еще у нас есть несколько деревень в 15-22 километрах. В такой деревне сейчас живет только одна одиннадцатиклассница, и мы ее ежедневно доставляем на легковом автомобиле в школу.
Ради одной девочки ездите?
По-моему, для государства это гораздо дешевле, нежели содержать интернат. И девочке хорошо — каждый день дома.
Школам сейчас сложнее взаимодействовать с родителями?
В советские времена родитель практически все отдавал на откуп школе, считая, что там работают специалисты, именно они и должны заниматься обучением и воспитанием. Возможно, это было не очень хорошо. Но ведь сегодня часто бывает, что родители не пытаются вникнуть в специфику разных педагогических вопросов, а заранее знают, как надо делать правильно. Я двумя руками за, когда родители активно вмешиваются в такие проблемы, чем и как кормят ребенка в школьной столовой, пятидневка в школе или шестидневка, тепло ли и светло ли в классах. В вопросах, касающихся условий обучения и здоровья ребенка, у семьи должно быть право решающего голоса, тут с нашей стороны даже вопросов возникать не должно.
Но иногда ведь до смешного доходит. Приходит родитель с претензией: «Почему сыну эту тему объясняли вот так? Когда я учился, нам по-другому рассказывали». Ну вы уж совсем, ребята! Разные есть методики, подходы, технологии. Время движется вперед. И решать эти вопросы предоставьте нам, специалистам. Да и вообще важен эффект, результат, а не методы, если они, конечно, не противоречат законам и морали.
А если нет эффекта? Сейчас ребенок приходит домой, и родители ему вынуждены объяснять то, что в учебниках написано. То есть дома как бы вторая школа открывается.
Есть такая беда. Иногда перебарщивают коллеги, и не только по новым стандартам. Я спорю со своими учителями в первом-втором классе: «У вас по окружающему миру во втором классе дано 28 проектов. Вы в своем уме, когда предлагаете детям все их выполнить? Вы уверены, что второклассник может на компьютере хорошо подготовить мультимедийную презентацию в PowerPoint? А вы ребенка научили делать презентацию? И если нет, чего же вы от него хотите? Иначе все эти проекты превращаются в фикцию, как часто в России и бывает. А ребенок ведь всю эту специфику государственного обустройства с детства улавливает!
Но вы у себя следите за этим?
Да, конечно, и не только следим, но и стараемся избавляться от явных перехлестов. Компетентный педагог этого и не допустит, но компетенция у педагогов разная, и разное желание у каждого педагога эту компетенцию повышать. Что можем — мы у себя в школе делаем, чтобы решать эту проблему, но не все нам подвластно. И очередь из педагогов, желающих работать в школе, не стоит за воротами.
Потому что зарплата маленькая?
Средний заработок у нас — 41 тысяча 120 рублей. Это полторы ставки, со всякой дополнительной нагрузкой и с северным коэффициентом. Но давайте честно скажем: реальная зарплата снижается. Учитель у меня и год назад столько же получал. Техничка тогда у меня зарабатывала 10 тысяч с северными коэффициентами, а сейчас 16 тысяч получает. Я не говорю, что это много. На Севере выплачивать зарплату меньше 16 тысяч — издевательство. Только разница между квалифицированным и неквалифицированным трудом сокращается, и хорошо зарабатывают педагоги со стажем. Молодой учитель, если придет, будет получать 21 тысячу. Но все же дело не только в деньгах, хоть они и важны.
А в чем?
Снижается значимость профессии. В обществе чувствуется негативный настрой. Раньше учитель хотя бы чувствовал социальную оценку своего труда, а сейчас каждый плюнуть норовит. В городах-то нехватка учителей, а в сельскую местность кто поедет?