Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Обновленная станция «Смоленская» встретит пассажиров летом 2021 года
Станция «Смоленская» была открыта 5 апреля 1953 года и сохранилась практически в первозданном виде. Она вошла в состав участка «Киевская» — «Площадь Революции» и дублировала соседний отрезок Филевской линии, который был заложен на небольшой глубине. Станции параллельного участка Арбатско-Покровской линии были построены методом глубокого заложения, и теперь мы имеем две «Смоленских» и две «Арбатских», которые не являются пересадочными.
Станции, построенные в послевоенные 1950-е годы, являются самыми помпезными в столичном метрополитене. Это был период расцвета архитектуры и богатства декора в московском метро. И «Смоленская» здесь не исключение. Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Но помимо него в архитектурный ансамбль станции входит еще и замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо. Проход между домами также задекорирован в едином стиле.
Круглый наземный вестибюль, созданный по проекту архитекторов Олега Великорецкого и Александра Стрелкова, в основании отделан черным мрамором и украшен четырьмя медальонами с изображениями знаковых побед и указаниями дат. Это 1612 год — изгнание польских интервентов, мы отмечаем этот праздник 4 ноября, 1812 год — война с французами, 1917-й — год октябрьской революции и последний медальон — 1945 — год победы над фашистскими захватчиками.
Кассовый зал находится в прямоугольной части вестибюля и выглядит шикарно: окошки отделаны деревом, на потолках лепнина и восхитительные люстры, роскошные светильники. Над входом в эскалаторный зал цветная мозаика посвящена 1812 году, над выходом — 1945 году. Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». Из деталей — роскошные вентиляционные решетки, какие можно встретить в каких-нибудь богатых усадьбах, музеях, дворцах… и в метро. Свод купола ребристый, а за карнизом расположены подсвечивающие его снизу светильники. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Это станция глубокого заложения глубиной 50 метров.
Внизу на платформе также можно увидеть несколько артефактов, например старые деревянные двери. Архитекторы пытались скрыть массивность пилонов, и поэтому в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые также скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — черным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Еще из декоративных элементов — торец центрального зала украшает барельеф работы скульптора Мотовилова. Тема — защитники Отечества.
Во время ремонта на «Смоленской» заменят три эскалатора, установленных еще при открытии станции — в 1953 году. «Срок их эксплуатации подходил к концу, — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. — Помимо установки современных безопасных эскалаторов, здесь проведут капитальный ремонт вестибюля. Поскольку на станции только один выход, отремонтировать ее без закрытия невозможно. Поезда проезжают «Смоленскую» без остановки».
Для проезда в район временно закрытого участка пассажиры могут воспользоваться, помимо станции «Смоленская» Филевской линии, также станциями «Кропоткинская» и «Парк Культуры» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Арбатская» Филевской линии, «Киевская» Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Новые эскалаторы будут надежнее и удобнее в эксплуатации и техническом обслуживании. К тому же они и тише в работе. Прослужат новые машины как минимум 50 лет. Применение системы мониторинга их работы обеспечит более быстрый поиск и устранение неисправностей. Работы по замене машин будут проходить в несколько этапов: сначала демонтаж старых эскалаторов, затем — демонтаж их фундаментов вместе с разборкой элементов декоративной отделки свода наклонного тоннеля. Далее последуют работы в наклонном тоннеле: специалисты отремонтируют обделку тоннеля и загерметизируют элементы тюбинговой обделки. Сейчас тюбинги скрыты декоративным сводом, который будет демонтирован на время работ. Потом — монтаж нового декоративного свода и заливка фундаментов под новые эскалаторы, их монтаж и наладка.
В столичном метрополитене заверяют, что архитектурный облик станции будет сохранен полностью. В процессе работ используются архивные чертежи и документы, а также фотографии и рисунки. Именно благодаря им можно определить, каков был замысел авторов проекта станции. При этом все работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия и Московского метрополитена. Более того, в ходе работ будет восстановлена первоначальная система освещения: отреставрированы многочисленные сохранившиеся светильники и воссозданы утраченные, для светильников будут воссозданы плафоны молочного стекла по первоначальной технологии. Уникальность освещения станции состоит в том, что такие светильники изготавливались индивидуально для «Смоленской». При этом современные требования к уровням освещенности вносят свои коррективы. Поэтому проектом предусмотрена установка исторических плафонов, но со светодиодными лампами, которые ярче и долговечнее.
Также предполагается отреставрировать решетки вентиляции, восстановить полы в пассажирской зоне с повторением исторического рисунка. Мозаичные панно будут отреставрированы. Сначала предстоит обследование состояния мозаики, в ходе которого будут выявлены существующие дефекты, затем будет подготовлен план-проект реставрационных работ с соблюдением цветовой палитры, которая задумывалась изначально.
Отреставрируют и реконструируют деревянный блок телефонов-автоматов в обходном коридоре. Деревянные двери служебных помещений, дверцы пожарных кранов и пультов управления также ждет реставрация.
С заменой эскалаторов и реставрацией «Смоленской» в метрополитене управятся за 16 месяцев, и воспользоваться обновленной станцией пассажиры смогут уже летом 2021 года.
«Имеем право на купальники, пирсинг и, прости господи, секс»
Фото: Jason Reed / Reuters
Учительнице из Барнаула Татьяне Кувшинниковой пришлось уволиться после того, как она выложила в соцсеть фотографию в закрытом спортивном купальнике, что не понравилось руководству школы. В ответ российские учительницы запустили в соцсетях флешмоб — они стали выкладывать фотографии в купальниках, чтобы поддержать коллегу и заявить, что учителя имеют право на личную жизнь и свободные соцсети. Они и их высказывания под хештегом #учителятожелюди — в материале «Ленты.ру».
Фото опубликовано @widewide_river
widewide_river:
«К чему это фото, не имеющее никакой художественной ценности? Нет, я не собралась на моря и не хвастаюсь новым купальником. Я просто напоминаю всем, что #мытожелюди
То, что сейчас происходит — травля. Вечный спор о том, должен ли хороший учитель быть хорошим человеком, перешел все допустимые границы.
Мы имеем право на личную жизнь. На купальники, пирсинг и татуировки. На хобби и увлечения. На, прости господи, секс.
Помните, что мы можем играть разные социальные роли. И мы не тащим свою частную жизнь в школы. Так и вы не лезьте в нее своими грязными ручонками, моралфаги.
Не холодно вам там, на вершинах ваших моральных принципов?
Напоминаю, что в 2016 году в Красноярске уволили учительницу музыкальной школы Марию Шестопалову — по жалобе активиста Тимура Булатова (Исаева), который старательно собирал компромат на учителей и рассылал его по инстанциям. Основанием для увольнения стал пирсинг нижней губы. По его же жалобе была уволена (и затем переехала в другой город) магнитогорская учительница Ольга Бахаева — за перепосты постов ЛГБТ-сообществ на своей страничке во «ВКонтакте». Он пытался добиться увольнения и петербургской учительницы Екатерины Богач (тоже из-за поддержки ЛГБТ-сообщества), но за нее вступились ее бывшие ученики, подписавшие открытое письмо».
Фото опубликовано @liudmilalexandrovna
liudmilalexandrovna:
«И снова скандал с фотографиями в купальнике у учителя. Почему же эта тема вызывает такой резонанс в обществе?
Почему люди видят в этом зло? Или плохой подтекст?
На днях 38 летняя учительница из Барнаула была уволена по причине того, что выложила фото в слитном купальнике, в котором она собирается купаться в проруби. Родители учеников этой школы увидели это и настоятельно просили руководство школы уволить ее.
Ну разве это не пример для подражания? Женщина в хорошей физической форме в свои 38 лет закаляется. Какой сексуальный подтекст в этом? Какой вред это может нанести ученикам?
Опять же, повторюсь, но в телевизоре порой больше пошлости и откровений. Почему тогда родители не жалуются на это?
В общем, #учителятожелюди !!! Поддерживаю учительницу из Барнаула!»
Фото опубликовано @freya_ingvarsdottir
freya_ingvarsdottir:
Фото прошлогоднее, зато вот прямо так, в этом самом купальнике, я работала с детьми. А как еще должна выглядеть преподавательница грудничкового плавания?»
Фото опубликовано @anna_wise_anna
anna_wise_anna:
«Как бывший преподаватель, а бывших преподавателей не бывает, это в крови на всю жизнь, хочу поддержать своих коллег в акции #учителятожелюди, выступающих против маразма.
За фото в купальниках, сделанные в нерабочее время и выложенные на личных страницах в соцсетях, было уже уволено две учительницы.
Вопрос: у нас все так прекрасно в образовании, что ответственным лицам больше нечем заняться??
Ах да, преподавала я много лет в МГУТУ им. К.Г. Разумовского».
Фото опубликовано @annabaranova655
Фото опубликовано @nelin_na
nelin_na:
«Да, #УчителяТожеЛюди. В поддержку учительницы из Барнаула, уволенной из-за фотографии в соцсетях. Когда уже к учителям будут относиться как к обычным людям? Не ставить рамки, запреты? Не диктовать, что делать и как работать? По мнению социума, учителями должны быть роботы. Без души, без красоты, без хобби, без свободного времени. Наше свободное время — это наше личное дело. И только нам решать, чем заниматься в свое личное время».
Фото опубликовано @minty_february
minty_february:
Пошла вторая волна травли. Вероятно, преподаватели должны купаться в платьях до пола. Или, еще лучше, не купаться вообще, а летом вместо отдыха готовить новые методические материалы. А что делать, кстати, если ребенок увидит свою учительницу в купальнике на пляже? Или у нас, как у касты неприкасаемых, должен быть отдельный пляж?»
Фото опубликовано @alexa_evstigneeva
alexa_evstigneeva:
«Предлагаю выкладывать фото в купальниках в поддержку учительницы, которую уволили за фото с соревнований.
Я против травли и разбора личной жизни.
Я очень рада, что живу не в регионах, где до сих пор живут по нормам Средневековья, советуют людям уволиться, лезут в профили соцсетей и осуждают за нормальные человеческие качества.
Думаю, нужно проводить просвещение людей в отдаленных городах, иначе там просто «скушают» друг друга».
Фото опубликовано @ogrov
ogrov:
«Я очень редко принимаю участие в сетевых флешмобах, но мимо этого пройти не смог. Если кто пропустил, недавно из-за безобидного фото в купальнике затравили и вынудили уволиться учительницу. (Любопытным гуглить самостоятельно.) В знак солидарности с ней неравнодушные граждане запустили challenge, к коему, как бывший учитель, с удовольствием присоединюсь! #учителятожелюди с каждым годом градус неадеквата неумолимо растет. Все больше появляется всевозможных оскорбленных и ущемленных. Люди! Да сколько можно совать свои носы в чужие жизни? В своей бы сперва каждый порядок навел…»
Фото опубликовано @efrosinyakk
efrosinyakk:
«Мы имеем право выкладывать в соцсети такие фотографии, какие хотим! Мы тоже люди, мы можем курить, пить, материться, заниматься неприличными делами.
Поймите уже: мы не святые, мы такие же люди, как и все».
PS
В акции решили поучаствовать не только учительницы и учителя, но и сочувствующие.
Впервые за последние годы россияне поставили интересы отдельного человека выше интересов государства и заявили, что не готовы идти ради него на жертвы. Все потому, что граждане устали от несправедливости и разрыва между самыми бедными и самыми богатыми людьми. К таким выводам в ходе своего исследования пришла доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского института Высшей школы экономикиНаталья Тихонова. «Лента.ру» узнала у социолога, почему мировоззрение россиян так резко изменилось, какие у них претензии к нынешней социально-экономической ситуации в стране и как ее исправить.
«Проблема не в том, что кто-то получает 20 тысяч, а в том, что кто-то получает 22 миллиона»
«Лента.ру»: Президент на Валдае неожиданно заговорил о стремлении людей к переменам, а не о стабильности. Глава Конституционного суда Зорькин в своей статье пишет со ссылкой на социологов, что требования социальной справедливости выходят у людей на первый план. Что все это значит? Мы подошли к какому-то рубежу?
Наталья Тихонова: До определенного рубежа мы, конечно, дошли. Все без исключения социальные группы, выделенные по разным основаниям (пожилые или молодые, благополучные или социальные аутсайдеры и кто угодно еще), считают в массе своей, что стране необходимы перемены. В каждой группе таких больше 50 процентов. Нынешнее состояние их уже не устраивает. Хотя, конечно, от того, что мы живем в эпоху непрерывных перемен, уже устали все, и эти перемены не должны, по мнению большинства, быть радикальными. Они должны строиться более эволюционно. Основной вопрос в том, какие это должны быть перемены.
Тут существуют определенные разногласия. Я могу изложить точку зрения безусловного большинства — то есть примерно четырех пятых тех, кто предъявляет запрос на перемены.
Уточните только, о ком мы говорим, когда говорим об абсолютном большинстве?
Эти люди довольно равномерно распределены по всем группам и слоям населения. И, как ни странно, те, у кого вроде бы все хорошо, практически в той же степени недовольны, что и те, у кого все плохо. Я должна сказать, что в массовые опросы в основном попадают люди, у которых доходы в пределах 100 тысяч в месяц. Те, кто получает больше, обычно живут в таких домах, что интервьюер к ним не попадет. Так что мы говорим именно о широких слоях населения.
Запрос на перемены выдвигает все общество — если не снизу доверху, то вплоть до достаточно благополучных слоев населения.
Чего же они хотят?
Они хотят жить в более разумном и более справедливом обществе. Они не против того, чтобы было глубокое неравенство, но нелегитимность, неоправданность и избыточная глубина этого неравенства вызывает уже открытый протест в обществе. То есть проблема не в том, что кто-то получает зарплату 20 тысяч, а кто-то — 220 тысяч, а в том, что непонятно, почему кто-то получает зарплату 22 миллиона. При этом ничем особо выдающимся в плане менеджмента он не выделяется, ничего такого полезного для окружающих в плане создания, например, новых рабочих мест, в общем-то, тоже не делает.
Население, конечно, возмущается и по поводу всех этих мажоров, начиная с Мары Багдасарян, которым все сходит с рук. Возмущается и по поводу того, что сколько ни работай — заработать на нормальную жизнь во многих регионах сложно. Причем это в Москве ты можешь работать и еще что-то о своих правах говорить, а по стране в целом переработки связаны с требованиями работодателя и обычно дополнительно не оплачиваются. Сверхурочные оплачиваются в основном на крупных предприятиях. А все остальные работают по 10-12 часов в день просто потому, что иначе они потеряют свою работу.
Это все вызывает сопротивление с точки зрения того, как организована экономическая жизнь, связанная с работой.
И в повседневной жизни тоже есть болевые точки. Главная из них — проблемы с медициной. Потому что бесспорно замечательные достижения, связанные с развитием высокотехнологичной медицинской помощи, в ряде случаев сопровождались абсурдными действиями по ликвидации специалистов в поликлиниках, по ликвидации фельдшерских пунктов в сельской местности и микрогородах и тому подобное. В итоге у нас получается фантастическая ситуация, когда люди в сельской местности порой умирают примерно на 10 лет раньше, чем в городах, — просто потому, что они физически лишены доступа к медицинской помощи.
И этот список можно продолжать, включая в него доступ к хорошим школам и вузам, возможность досуговой активности. И, конечно, все, что связано с детьми, очень болезненно воспринимается.
«Мы как народ всегда были готовы на достаточно большие жертвы»
В 2016 году вы давали прогноз, что еще два года все будет более или менее нормально, а потом люди начнут возмущаться, протестовать. Два года прошло. Честно говоря, не видно на улице протестующих людей.
Во-первых, прогноз сопровождался оговоркой: если не будет каких-либо улучшений. В ряде регионов, точечно, они идут. Например, они, бесспорно, есть в Москве. Столица первой выскочила из всех последствий кризиса, и достаточно благополучно.
Во-вторых, для организованных массовых выступлений нужно, чтобы была альтернатива, ради которой люди готовы выйти на улицу. Но поскольку все наши системные и несистемные оппозиционные партии не смогли сколько-нибудь внятно сформулировать альтернативу правительственной линии развития (то есть они просто критикуют правительство), связать недовольство в обществе с политическим протестом нельзя.
А если они так ничего и не сформулируют?
Все равно есть две вещи, которые очень настораживают уже сейчас и из-за которых нельзя сказать, что прогноз не оправдался.
Первая: в 2018 году впервые за весь период 30-летних наблюдений люди стали говорить о том, что права и интересы отдельно взятого человека важнее, чем интересы государства. Мы как народ всегда были готовы на достаточно большие жертвы (хоть наша топ-интеллигенция это не вполне понимала) ради того, чтобы страна успешно развивалась. И на это было готово большинство до последнего времени. Фактически только весной 2018 года мы зафиксировали перелом этой тенденции.
Это, конечно, не внезапный перелом. Раньше вообще отрицались права меньшинств, потом они допускались с оговоркой «если это не вредит интересам большинства», далее — с оговоркой «при условии, что это не создает кризисных ситуаций», потом — что в любом случае меньшинства и отдельно взятые люди имеют право бороться за свои интересы, в том числе и с помощью демонстраций, манифестаций и так далее. То есть это история с длинным хвостом. Но впервые интересы человека стали важнее интересов государства.
Что это значит?
Это значит, что на микроуровне люди будут стараться сделать все, чтобы реализовать свои цели уже на сознательном, декларированном уровне, закрыв глаза на формальные требования, предъявляемые к ним государством. Во всех отношениях — не только там, где это было особенно значимо (как с армией, например), но и в отношении, к примеру, налоговой дисциплины.
Второе настораживающее обстоятельство касается форм протестной активности. Поскольку она не носит оппозиционного политического характера, то это взрывоопасное состояние, когда речь идет уже не о социологии, а о психологии масс. Непрогнозируемо, из-за чего, где и когда рванет. Мы это видели, например, в Подмосковье этим летом — с протестами по поводу свалок. Точно так же непонятно с точки зрения рациональной логики в 2011 году вдруг вышли на демонстрации по поводу выборов в Думу. По большому счету, всем глубоко наплевать было тогда на Думу, и свалки были в Подмосковье десятилетиями. Но это были поводы, через которые выплеснулись общее раздражение и общее недовольство.
Кстати, когда в мае 2011 года я предсказывала, что у нас будут такого рода выступления, это тоже вызвало большой скепсис, как и те прогнозы, которые я делала полтора-два года назад.
Или кемеровская история, когда пожар в торговом центре привел к серии очень серьезных выступлений. Но у нас пожары с многочисленными жертвами — 12, 15 человек — не редкость, они происходят по нескольку раз в год. Так что здесь речь идет об определенном психологическом состоянии населения, когда спичку поднеси — и оно вспыхнет.
Какую форму может приобрести протест?
Протест этот может принять характер национального конфликта, например. Не потому, что на каких-то территориях живут сплошные националисты, а потому, что этот конфликт всего лишь примет форму национального, а на самом деле будет порожден именно недовольством граждан.
В таком состоянии общества мы не знаем — и это самое опасное, на мой взгляд, — где в следующий момент полыхнет и по какому поводу.
Из разряда острых проблем, которые, как я ожидаю, дадут нам очень серьезные последствия, — достижение пенсионного возраста людьми, которые не имеют права на пенсию. Пока эти случаи исчисляются сотнями, но скоро счет пойдет на десятки тысяч. И когда это будет достаточно концентрированно и территориально локализовано, мы можем ожидать выступлений, потому что пожилое население относится к социально активным группам.
Ситуация будет связана с недобором пенсионных баллов — из-за того, что у вас маленькая зарплата или в какой-то период она официально не выплачивалась. Причем человек может искренне верить, что отчисления в Пенсионный фонд работодатель за него делал.
Почему число людей с недобором баллов резко вырастет?
Потому что все больше будет тех, чей трудовой стаж приходится на постсоветский период. Недобор баллов будет связан с тем, что в 90-е годы была колоссальная теневая занятость, в 2000-е — меньше, но все еще большая, а сейчас она опять подросла после последнего кризиса.
Вторая проблема — это то, о чем еще несколько лет назад Ольга Голодец (вице-премьер по социальным вопросам — прим. «Ленты.ру») говорила: мы не знаем, чем у нас занимается 30 миллионов человек. И действительно, у нас статистическая отчетность сдается только крупными и средними предприятиями, и мы более или менее представляем, что происходит с занятыми только на этих предприятиях.
Всех, за кого работодатели не перечисляют никаких взносов, почему-то записали в самозанятых. По крайней мере 20 миллионов из них. Мы о них не знаем, где они работают и кем. А вы видите, какой сейчас колоссальный шум по поводу различных режимов налогообложения для самозанятых. По нашим же расчетам, реально самозанятых 2,5-3 миллиона человек. Это немало, но не более пяти процентов занятого населения, скорее меньше. Соответственно, остальные — это те, кто работает по найму, но не попадает ни в какую отчетность, потому что за них не перечисляют никаких взносов. Хотя эти люди часто искренне считают, что они официально трудоустроены. Такая ситуация не у всех, а где-то у 10-15 миллионов человек. Они работают на работодателя, но их почему-то посчитали самозанятыми. И вместо того чтобы бороться с работодателями, чтобы они осуществляли перечисления в фонды, что гораздо проще, чем гоняться за гражданами, мы подняли этот шум.
Если сейчас лишать людей выплат, пособий по безработице, медицинской помощи (а ведь активно идут разговоры о том, что если за тебя не проводятся отчисления в фонд медицинского страхования, то ты лишаешься этого права), это, конечно, вызовет колоссальный всплеск раздражения.
А кто те люди, которых путают с самозанятыми?
Это чаще всего низко- и среднеквалифицированные работники в так называемой малой России, то есть в населенных пунктах с населением менее 100 тысяч человек. Они работают в частном секторе — продавцы сельских киосков, водители маршруток в райцентрах, строители на промобъектах местного значения. Это люди, которым на самом деле деваться некуда. Какие условия предложил работодатель — на те они и вынуждены согласиться. Это в основном очень депрессивные рынки труда.
Даже в госсекторе у нас 20 процентов не в полном объеме получают больничные и отпускные, а это возможно только в том случае, если их зарплата не полностью проводится как белая. Они просто не знают, что часть их денег идет по черной бухгалтерии. А что творится в частном секторе — это вообще темный лес. Именно последние четыре года в этом плане дали очень большой всплеск.
Поэтому население находится в жестком прессинге. С одной стороны — работодатели, которых, конечно, тоже можно понять, потому что на них пытаются нажать налоговой дисциплиной, и взятки при этом никто не отменял — то есть у них двойная нагрузка. А с другой стороны, на людей давит государство, которое лишает их привычных социальных благ.
Таких примеров болевых точек можно привести много, но нельзя предсказать, какие из них и в какой точке страны будут давать всплески.
«Эмоциональный конфликт из-за денег переживается легче, чем из-за несправедливости»
Все, о чем мы говорили, так или иначе связано с деньгами. Социальное напряжение имеет чисто экономическую подоплеку?
Нет, оно имеет, безусловно, и ценностную подоплеку. Потому что бывало и хуже, но напряжения такого не возникало. Довольно долгий период — примерно до кризиса 2008 года или чуть раньше, до периода монетизации льгот, который начался в 2003-2004 годах, был так называемый негласный общественный договор.
Наши экономические элиты вообще вне европейской культуры. В европейской культуре есть тема общественного договора и идея ответственности элит. У нас с этим плохо. То есть ответственности перед народом элиты не ощущают, и довольно долгий период негласный общественный договор строился на принципе невмешательства. Мы вас не трогаем — вы нас не трогаете. Вы зарабатываете, а нам даете жить так, как мы считаем нужным, и выживать так, как мы считаем возможным.
Сейчас же та основа общественного договора, на которой все держалось, разрушается. Об одной из этих опор я уже сказала: вы нас не трогаете — мы вас не трогаем. Теперь начали трогать.
А вторая опора — социальные лифты. Все-таки раньше, в 1990-2000-е годы, они работали. Кто хотел выбиться — тот мог выбиться, потому что создавались новые высокооплачиваемые места в частном секторе экономики, худо-бедно развивался бизнес. Социально активная часть населения могла самореализоваться, и остальные понимали, что если их дети захотят куда-то пробиться, то они смогут пробиться. А сейчас этот канал работает хуже. Потому что если раньше среди факторов карьерного роста решающую роль играло качество человеческого капитала, то теперь — так называемый ресурс сетей. То есть имеешь ты знакомых, которые помогут устроиться в хорошее место, или нет. У большинства их все-таки нет. И население это осознает и в массе своей говорит, что успех в жизни зависит сейчас в России от связей и везения, а не от усилий и способностей самого человека.
Таким образом, проблема не только в деньгах и не столько в деньгах. Проблема — в несправедливости их перераспределения по разным полюсам и в том, что сокращается число хорошо оплачиваемых рабочих мест. Точнее, их не становится больше, а снизу подпирает все больше желающих эти места занять. В 90-х было на самом деле не так много людей, готовых и способных работать в современных условиях, а теперь в этих условиях выросло несколько поколений. Поэтому сейчас нужно быть не просто высококвалифицированным специалистом, а специалистом экстра-класса, к чему идут десятилетиями, а не пять-семь лет, как раньше. Все не только в экономику упирается, к сожалению. И это все усложняет.
Почему «к сожалению»? Желание справедливости — хорошее желание, разве нет? Для кого это все усложняет?
Для всех. Для людей — потому что эмоциональный конфликт из-за денег переживается легче, чем эмоциональный конфликт из-за того, что мир несправедливо устроен. И для власти — потому что решить проблему справедливости намного труднее, чем просто подкинуть денег тем группам, которые наиболее протестно настроены. Проиграют же в итоге все, потому что нестабильность в обществе вредна для всех. Еще никто в этом случае не выигрывал.
«Нас ждут очень сложные годы»
Эти противоречия способны изменить наше общество? К чему могут привести такие изменения в сознании?
Это приведет к тому, что нынешняя модель управления через несколько лет рискует перестать работать. Она уже сейчас пробуксовывает не только в экономике, но и в социальных вопросах. Но через несколько лет новая молодежь подрастет. Если говорить о пропорциях, то доля сторонников приоритета прав личности над интересами государства имеет возрастную привязку, то есть чем моложе группа, тем больше в ней таких людей.
Так что это будет нарастающий тренд. Он будет более характерен для выходцев из семей с высшим образованием, живущих в городах и мегаполисах. Москву, конечно, деньгами заливают, но не думаю, что через пять-семь лет это будет по-прежнему эффективной мерой.
А классовая система изменится?
Что касается классов, то сейчас пока у нас есть только группы так называемых классовых позиций, а потом будут, как Маркс их называл, «классы для себя».
Я думаю, что в ближайшие пять-семь лет у нас еще не сформируются классы в полном смысле этого слова, то есть классы, готовые бороться за свои интересы. Но у нас идет процесс понимания того, что есть противоречие между интересами работника и работодателя, а не только власти и народа. Поэтому можно говорить, что в среднесрочной перспективе 10-15 лет классы у нас сформируются, и этот процесс завершится.
Ярче всего выражено это противоречие среди работников частных предприятий, и это новая тенденция, что они об этом заговорили. Пошел хоть медленный, но рост классовых идентичностей, и этот тренд будет набирать силу.
Означает ли это, что общество становится современнее?
Не знаю. Вообще, при попытке удержать власть, которая постепенно делегитимизируется (говорю об этом не в порядке критики нынешней власти), имеет место большой соблазн закрутить гайки. Обычно в такой ситуации, с точки зрения идеологической составляющей, идет попытка фундаментализации. Это начинается даже с такого уровня, например, как гендерные роли в семье, со стимулирования рождаемости вместо заботы о семье. То есть не облегчить женщине жизнь, а добиться от нее того, чтобы она рожала больше детей. Это фундаменталистский, строго говоря, лозунг, хотя я горячо выступаю за поддержку семей.
Это также касается того, что нам пытаются навязывать позицию РПЦ при каждом удобном и неудобном поводе. Сейчас уже даже как-то неприлично стало говорить, что ты атеист.
Мы видим признаки попыток фундаментализации сознания, отката назад, в патриархальную традиционную Русь. И я думаю, что нас ждут очень сложные годы, потому что будут сталкиваться разные тенденции развития. К 2025 году, вероятно, уже определится, какая из них победит. Я надеюсь, что это будет установка на модернизацию, причем модернизацию, которую мы будем проходить своим собственным путем — в значительной степени из-за внешнеполитического положения. Нам нужно эффективное экономическое развитие, и из этого будет многое вытекать.
*** Редакция «Ленты.ру» ищет героев, которые могут рассказать о трудностях жизни, связанных с бедностью. Если у вас или ваших знакомых не хватает денег на базовые потребности (минимальный набор продуктов, одежду и так далее), и вы вынуждены искать способы выживания в этих условиях, поделитесь своими историями с нами. Пишите по адресу: russia@lenta-co.ru
Сенатор Елена Мизулина, выступая на Форуме безопасного интернета, в очередной раз шокировала неискушенную публику, заявив, что увлечение порнофильмами в подростковом возрасте чревато бесплодием в зрелости. В медицинских кругах заявления сенатора вызвали благодушные усмешки и воспоминания о детских страшилках насчет того, что мастурбация вызывает слепоту и провоцирует рост волос на ладонях. Тем не менее активный просмотр порно в юном возрасте, как оказалось, все же может повлиять на сексуальное поведение человека в будущем.
После окончательной победы традиционных ценностей над половым воспитанием порнография стала для подростков едва ли не единственным источником знаний о сексе. Сегодня, несмотря на возрастные и иные ограничения, молодые люди без труда могут найти в сети видеопродукцию для взрослых. И зачастую знакомство с таким контентом происходит еще до первого поцелуя. При этом если взрослый воспринимает такое видео именно как развлекательную продукцию, то неискушенное сознание подростка может расценить его как естественную модель сексуального поведения. Кто-то вполне может подумать, что прищепки на сосках, хлысты, секс втроем и т.п. — нормальные, общепринятые формы половых отношений. О том, как юношеское увлечение порно может повлиять на будущую сексуальность и отношение к противоположному полу, «Ленте.ру» рассказали врачи-сексологи.
Лев Щеглов, доктор медицинских наук, профессор, врач-сексопатолог:
Для детей-подростков просмотр порно, безусловно, вредоносен и негативен. Но естественно не из-за перспективы бесплодия — это просто фантазии неадекватного человека. Речь идет об эмоциональном и психологическом воздействии: у детей и подростков еще не сложилось полной картины взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Суть формирования подростковой психики, в частности, состоит, и в том, что будущий взрослый начинает осознавать связь телесных потребностей и эмоциональных. Понимать суть таких понятий, как влюбленность, ответственность за свои действия, доверие. В порнографии все сводится к механике процесса. Для подростка и ребенка это может стать фактором, искажающим становление его личности. Более того, когда подросток мастурбирует при просмотре порно, у него может возникнуть зависимость.
В дальнейшем усердный просмотр роликов для взрослых может перекрыть у подростка желание кому-то нравиться и устанавливать отношения. В реальной жизни все это требует времени и определенных усилий, а порно предлагает простое решение в два клика. В этом плане для детей и подростков порнография недопустима, в то время как для взрослых она не несет ни позитивного, ни негативного смысла. Во всем мире с трудом можно найти взрослого человека ни разу не смотревшего порно, мир от этого с ума не сошел.
Однако не стоит путать нормальное подростковое любопытство, из-за которого едва ли стоит беспокоиться, и привычку, которая может иметь печальные последствия. Во-первых, такая форма самоудовлетворения может стать предпочтительным методом сброса сексуального возбуждения. А во-вторых, если подросток регулярно смотрит определенные жанры порнографии, то в будущем это создаст у него негативный стереотип сексуальных отношений в целом.
Можно попытаться оградить от всего этого детей, поставив мощнейший блок на все. А можно заниматься просвещением и воспитанием. Делать это должны специалисты, а не чиновники с православными активистами. В таком случае можно гарантировать, что поколение будет расти свободным, адекватным, счастливым и в то же время правильно понимающим как устроена сексуальная жизнь. Сейчас половое воспитание полностью лежит на родителях, которые эти вопросы зачастую игнорируют. Поэтому ответы ребенок ищет в той среде, в которой он растет, у своих сверстников. И до тех пор пока мы будем слышать только крики перевозбужденных активистов, а депутаты за наши деньги будут заниматься клоунадой, выдумывая экзотические законопроекты, дети будут искать ответы в порно.
Ирина Панюкова, кандидат медицинских наук, сексолог, психиатр:
Важным моментом, влияющим на развитие ребенка, является то, что в порнографии секс оторван от любви и отношений. Из-за этого у детей и подростков формируется искаженная картина близости. На экране сексуальная активность обезличена, то есть взаимодействуют не люди, а гениталии, а человек воспринимается как их носитель. Соответственно, это приводит к неправильному восприятию как самих отношений, так и других людей.
Доступность и легко достижимый результат приводят к тому, что у подростка может сформироваться зависимость от порно. Особенно это касается ребят, у которых есть трудности в общении со сверстниками противоположного пола и неуверенность в себе. Вместо того чтобы постепенно развивать умение строить отношения от стадии к стадии, они концентрируются на более доступном способе снятия сексуального напряжения — использовании порнопродукции.
В силу возрастных особенностей психики подростки практически не делают различия между видео и реальностью. В результате они пытаются перенести увиденное на экране в реальную жизнь, ожидают от себя и партнера тех же реакций, что и в порносюжетах. Как правило, такого не происходит, поэтому из-за несовпадения ожиданий и реальности подростку кажется, что жизнь проигрывает порно по качеству впечатлений. Оно и неудивительно, ведь порносюжеты концентрированы, они как фастфуд с большим количеством усилителей вкуса. Не в пользу реальной близости говорит еще и то, что для ее достижения нужно приложить гораздо больше усилий, чем для просмотра порно.
Из-за отсутствия критического мышления подросток, просматривающий всю порнопродукцию без разбора, может усвоить девиантные, аномальные формы сексуального поведения как норму. При естественном развитии у подростка формируется сначала платоническое, затем эротическое и только потом сексуальное либидо. Но когда дети и подростки получают доступ к порно, развитие грубо искажается, так как происходит мощная сексуальная стимуляция при несформированном платоническом и эротическом этапах.
О формировании зависимости от порно можно говорить, когда это становится приоритетным или единственным способом удовлетворения сексуальных импульсов. Когда ключевая роль принадлежит не отношениям, влюбленности, ухаживанию, флирту, постепенному переходу к ласкам, а исключительно просмотру порнографии. Но доступный и не связанный с эмоциональным восприятием контент быстро приедается, появляется необходимость усилить стимул: сменить картинку, сюжет и партнера, выбрать более «жесткое» изображение. Это тоже искажает психосексуальное развитие. У подростка нарушается способность гармонично выстраивать отношения, появляется представление, что лучший способ решать проблемы в отношениях — это смена партнера.
Проблема в том, что у многих подростков нет противовеса порно в виде гармоничного полового воспитания в семье. Это происходит из-за незнания родителей, как и о чем с ним говорить, а также отсутствия системы полового воспитания и сексуальной безопасности, в том числе навыков безопасности в отношении порнографического контента.
Михаил Лабковский, психолог:
Минус заключается в том, что порно искажает восприятие подростка о сексе, об отношениях. Надо иметь в виду, что порнография очень разнообразна: она делится на категории, многие из которых являются извращением. Старых добрых немецких фильмов там уже нет. Вторая проблема в том, что порно может возбуждать интерес к сексу не по возрасту.
Но есть и плюсы. В первую очередь в том, что, занимаясь мастурбацией, подростки реализуют имеющуюся у них потребность в снятии сексуального напряжения. В том числе снижается и подростковая агрессия. Есть другой нюанс: без порнографии резко увеличивается количество изнасилований.
Деструктивным поведением можно считать, когда мастурбация и порно заменяют человеку любые отношения. Но это не касается подростков. По статистике, средний возраст начала половой жизни в России — 15 лет. В городах попозже, в сельской местности — пораньше. Но это нормально, что в течение какого-то времени подросток не может реализовать свои сексуальные потребности. Поэтому он смотрит порно и занимается онанизмом.
Какую роль играла коммунистическая идеология в эпоху «развитого социализма»? Многие эксперты сходятся во мнении, что практически никакой. Почему же крах СССР некоторые считают величайшей трагедией ХХ века? «Лента.ру» рассказывает, как государственная идеология Советского Союза превратилась в набор социально одобряемых практик, над смыслом которых было не принято задумываться.
5 марта 1953 года закончилась эпоха — умер Иосиф Сталин. Важность этого события сложно переоценить, ведь вместе с ним умерла и советская идеология в том виде, в котором она сложилась к тому моменту. Пройдет три года, и на закрытом заседании ХХ съезда партии руководитель страны Никита Хрущев выступит с докладом, осуждающим культ личности предыдущего вождя и массовые репрессии, в которых целиком и полностью обвинит Сталина.
В поздние хрущевские времена к власти приходит новая партийная номенклатура, постепенно выстроившая советскую идеологию в том виде, в каком она запомнилась тем, чья молодость пришлась на 70-е — 80-е годы. Впрочем, как указывает доктор исторических наук Светлана Никонова, главное не изменилось: все стороны жизни общества по-прежнему были тотально идеологизированы, честного и открытого анализа ситуации не было.
Предпринимавшиеся Хрущевым попытки преобразований в духовной сфере и экономические реформы провалились — частично из-за неумелого внедрения, частично из-за приверженности власти догмам, на которых был основано советское государство. То же самое можно сказать и об идеологии — если Хрущев еще заявлял о построении коммунизма «через 20 лет», то в брежневские времена погоню за «белым кроликом» заменила концепция строительства «развитого социализма». Как пишет Никонова, хронологические рамки этого этапа развития советского общества не были определены, а значит, и достижение поставленной цели государственная пропаганда могла трактовать вольно.
«Идеократическое государство существовало эти десятилетия во многом благодаря нормам, традиционным для нескольких поколений советских людей. Несоответствие идеологических установок и реалий жизни в исследуемый период формировали в сознании и психологии людей конформизм, инертность и отчуждение от политики», — поясняет она. Тем не менее советский человек времен «развитого социализма» существовал и находил свое место в системе, принимая идеологические постулаты, спускаемые сверху, но трактуя их по-своему.
Обряды и обычаи
С самого начала советская власть в своем стремлении создать «нового человека» стремилась уничтожить старые обряды и обычаи, заменив их новыми. И, кто бы что ни говорил, в этом вполне преуспела. Религиозные и полуязыческие практики наполнялись новым содержанием, которое заставляло граждан гордиться своей страной, закрепив на инстинктивном уровне простые и абсолютные истины.
Книга кандидата исторических наук Владимира Руднева «Советские обычаи и обряды», вышедшая в 1974 году, рассказывает, как правильно следует встречать только появившегося на свет гражданина СССР, как поощрять его успехи в учебе и работе, что произносить на свадьбе и, наконец, как проводить человека в последний путь. Разумеется, каждый такой ритуал начинается с упоминания социалистических идеалов, успехов советского народа и страны в целом, неминуемого светлого будущего и роли во всем этом Великой Октябрьской социалистической революции — отправной точки всего.
Вот, например, описание церемонии похорон в книге «Социалистическая обрядность», выпущенной киевским Политиздатом: «Современный обряд «Похороны» сложился на основе торжественно-траурных обрядов, которые возникли в нашем обществе после победы Великой Октябрьской социалистической революции, и многовековых народных традиций». Далее предлагается следующее:
«Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом. Он говорит, что покойный всю свою сознательную жизнь работал на благо Родины и советского народа.
Хор или оркестр исполняет отрывок из траурной песни или мелодии. Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на Земле. Снова включается хор или оркестр.
Председатель похоронной комиссии провозглашает: В знак глубокого уважения, в скорби и трауре по гражданину Союза Советских Социалистических Республик склоняем Государственный флаг!»
В подобных книгах содержались доскональные инструкции и для развлекательных мероприятий: праздника урожая, «русской березки», чествования ударника социалистического труда и другие. Все они максимально идеологизированы, но в то же время лишены глубокого смысла и основаны на утверждениях, которые не подлежат сомнению.
За стабильность
Конечно, мало кто соблюдал церемониал досконально, и, по большей части, он существовал лишь на бумаге. Однако в целом догматы, внушаемые советскому человеку со школы, народ не отвергал. Просто во времена «развитого социализма» идеология окончательно перестала выполнять функцию «сияющего маяка будущего» и превратилась в закостенелую традицию, часть повседневности. Странно вести дискуссию о том, стоит ли мыться или стирать одежду. Так же странно для среднестатистического гражданина было обсуждать идеологию советского государства, хотя он мог недовольно ворчать и осуждать отдельные практики.
В своей книге «Это было навсегда, пока не кончилось» антрополог Алексей Юрчак показывает смысл этого феномена на примере комсомольских собраний 1970-1980-х годов. Комсомольцы, принимавшие в них участие, не особо вникали в курс происходящего и часто занимались своими делами. Но, как говорит один из очевидцев, «как только дело доходило до голосования, все просыпались. Когда ты слышал вопрос “кто за”, у тебя в голове срабатывал какой-то датчик, и ты автоматически поднимал руку».
«Посредством таких актов участники воспроизводили себя как «нормальных» советских субъектов, вписанных в существующую систему норм с ее ограничениями и возможностями — включая, например, возможность после собраний и голосований заниматься вещами, смысл которых не совпадал со смыслом того, за что субъект голосовал, а подчас и противоречил ему», — поясняет автор исследования.
Нельзя рассматривать это голосование ни как акт искренней поддержки предложения, ни как акт выполнения опостылевшей практики, с которой субъект не согласен. Он голосовал за неизменность своего образа жизни, за установленный порядок вещей, зачастую противоречивший официальной политике государства, но отлично укладывавшийся в негласную норму.
Медленное угасание
Восприятие советской идеологии в обществе не всегда было одинаковым. Идеи борьбы за счастье мирового пролетариата действительно воодушевляли массы в 1920-х и даже в начале 1960-х годов. Скорее всего, немалую роль в этом играли настроения в самой власти, передаваемые обществу.
Но «пламенные двадцатые» сменились десятилетиями сталинского режима. Здесь интересно, что Сталин окончательно утвердил свою власть как руководитель, обещавший стабильность и прекращение борьбы за мировую революцию, переход к построению социализма в одной стране, что полностью девальвировало раннюю революционную идеологию большевиков. Чем это все закончилось, известно — фактически, «красной» монархией и массовыми репрессиями.
Однако, как писал в своей книге «Идеология партии будущего» социальный философ Александр Зиновьев, во времена хрущевской оттепели и в первые брежневские годы всесторонняя критика сталинизма во всех слоях общества не только не помогла советской идеологии воспрянуть, но и окончательно убила ее. Ведь если Сталин «вульгаризировал» идеологию, то зачем она нужна вообще? В результате даже в кругах самих идеологов ссылаться на нее стало моветоном.
Дневник костромского писателя Игоря Дедкова, который он вел с 1953 по 1994 год, позволяет взглянуть на переход официальной идеологии из дискуссионной сферы в категорию традиции, практик повседневности. Если в конце 1950-х — начале 1960-х годов он постоянно пытается спорить с государственным идеологическим дискурсом, цитируя Ленина и Маркса и указывая на несоответствие реальности и партийных установок, то к концу 1970-х в дневнике остаются исключительно скупые депрессивные описания позднесоветской действительности: беспросветность существования, дефицит и вечная погоня за материальными благами, составляющая в конечном итоге смысл жизни человека в СССР.
В 1957 году он пишет о развенчании культа личности Сталина и рассуждает о том, что должен собой представлять настоящий социализм:
«Что ж, последние события в верхах можно только приветствовать. Но сколько горечи и сомнений поднимается в душе даже сегодня. Борьба за власть — десятилетия жестокой эгоистической борьбы, тысячи расстрелянных и замученных, тысячи опустошенных и отравленных душ — и все это под прикрытием самых святых, самых человеколюбивых идей. И это социализм! Без гласности, без доверия к народу. Произвол, держащийся на насилии в разных формах. Где же выход, где же эта проклятая истина? Или же все существующее разумно?».
Крушение надежд Дедкова на лучшее будущее, на возможность позитивного развития страны происходит, как и у многих советских интеллигентов, в 1968 году, когда в Прагу вошли советские танки. Власть в СССР «закручивает гайки» и начинает активное подавление инакомыслящих:
«Печальные дни. Мы возвращаемся к сталинским временам. То, что произошло в Чехословакии, отбрасывает нас к тридцать девятому году. Эти дни указывают всему (в том числе искусству) истинную цену. И она ничтожна.
Чехословацкий эксперимент подходит к концу. Развеяна еще одна иллюзия. И никаких надежд. Гиппопотамы торжествуют. Носороги».
С годами таких записей все меньше, а к началу 1980-х практически любые размышления об идеологических практиках перемешаны с повседневностью, в которой партийный съезд соседствует с ливерной колбасой.
«На улицах вывешены красные флаги — к съезду. В редакции сегодня объявлено, что на дни съезда будет «удвоена охрана», то есть будут дежурить два вахтера. В магазинах продают ливерную (шестьдесят копеек) и кровяную колбасу; берут, но без очередей. Зато большие очереди за маслом. Бывает ближе к вечеру — дают по двести граммов. На бюро Костромского райкома партии призывали к бдительности: где-то сожгли грузовик, где-то отравили несколько коров… Шпанченко, со слов своей приятельницы, члена бюро, рассказывал об этом как актах «вредительства»».
Еще более показателен дневник Брежнева, который тот вел до самой смерти. До второй половины 1970-х он активно размышляет о делах страны, международных отношениях, строит какие-то планы. Однако потом видно, как генсека постепенно перестает волновать что-либо, кроме юбилеев его коллег, охоты, трансляции спортивных состязаний по телевизору и употребления пищи. «10 апреля, был дома на даче — обедал. Борщ из свежей капусты, кешанка. Отдых. Был на дворе. Дочитывал материалы. Смотрел хоккей: сборная СССР — Швеция. Итог 4:2 в пользу СССР. Смотрел «Программу времени». Ужин. Сон», — так выглядит одна из записей за 1977 год. В начале восьмидесятых большая их часть посвящена бесконечной череде вручений и получений государственных наград.
Кто за что, а мы за мир
Нельзя сказать, что советское руководство не пыталось корректировать отдельные идеологические установки, сохраняя неизменным основной принцип — борьбу, которая предполагает наличие цели и противника. На роль последнего, вместо изрядно потертого «мирового империализма», идеально подошел капиталистический Запад. Коммунизм и «светлое будущее» в качестве цели также нуждались в замене на что-то более актуальное. Так возникла «борьба за мир» — противовес гонке вооружений и агрессивной политике США, которая чревата развязыванием ядерной войны.
Эта борьба фигурировала не только на международной арене, но и во внутреннем политико-идеологическом дискурсе. Пропаганда велась с помощью СМИ и наглядной агитации: журнал «Крокодил» публиковал карикатуры на «поджигателей войны», видные советские деятели писали письма в западные организации, выпускалась соответствующая литература.
В исследовании социолога Галины Орловой отмечается, что именно борьба за мир — одна из тех положительных практик советской власти, которую люди помнят до сих пор. Она прочно вошла в идеологию СССР — как писала «Пионерская правда» в 1970-е годы, «отдавая свои голоса за советскую власть, мы знаем, что голосуем за мир на земле». Таким образом, само желание отказаться от социалистического пути развития страны трактовалось как голос в пользу войны.
При этом советские люди, не отвергая саму идею борьбы за мир, обесценивали ее суть, превращали в очередной ритуал — общепринятый, но лишенный всякой дискуссии и реального смысла. И, конечно же, как и любая традиция, вошедшая в повседневность, она оборачивалась рутиной.
Об этом свидетельствуют признания информантов Орловой. Один говорит, что на конкурсе плакатов в пионерском лагере на протяжении восьми лет постоянно «рисовал один и тот же сюжет, потому что он у меня был уже отработанный». Другой признается, что, как и во время упомянутого выше комсомольского собрания, участвовал в другой социально одобряемой практике: «Я помню, что вырезали какие-то бланки из «Пионерки», а потом ходили и собирали подписи у своих знакомых. С таким серьезным видом. А «за» или «против» чего мы подписи собирали — понятия не имели, но все взрослые подписывались!»
Еще один информант рассказывает о том, как письма заграничных борцов за мир помогали людям немного подработать: «У нас была замечательная такая учительница немецкого языка. Это был 5-й класс. Немецкий она преподавала не очень хорошо, но зато торговала на уроках марками, очень интенсивно… А брала она эти марки, очевидно, из тех писем, что нам оттуда приходили».
Все подытоживает человек, заявивший, что уже с конца 1970-х все вокруг «стебались» над всем — в том числе и над борьбой за мир: «Благодаря этой эпохе стеба, быть может, все произошло так, как произошло, когда стебались все и над всем, когда, грубо говоря, уже никто и ни во что не верил».
Этот пример наглядно показывает, что советская идеология исчерпала свой потенциал задолго до краха Советского Союза. Изначальные установки о достижении коммунизма, базировавшиеся на работах Маркса и Ленина, давно никого не вдохновляли, но и отказаться от них было совершенно невозможно, поскольку именно на них было построено государство. Разваливающуюся конструкцию поддерживали лишь «подпорки», идущие от противного: не будет социализма, значит, будет капитализм, не будет мира, значит, будет война, в которой погибнет человечество. Официальная идеология заката СССР — идеология простого выбора: «Жить так или никак».