Ежегодно простудными заболеваниями, по данным
«Лента.ру» Почему сезон простуд начинается именно в холодное время года?
Ольга Зайцева: Перепад температур, нехватка витаминов и прочее, в результате чего иммунитет ослаблен. Ну и в холодное время года еще и потому, вероятно, что наблюдается большая скученность людей в закрытых помещениях. Дети после каникул идут в школы, детсады. Под простудой мы, как правило, имеем в виду грипп и острые респираторные вирусные инфекции — ОРВИ. Люди болеют в любом возрасте. Однако дети от года до 14 лет — чаще. У детей самые частые заболевания в амбулаторной практике — это респираторные. Они составляют до 90 процентов всех инфекционных патологий.
ОРВИ — это одна патология или несколько?
По сути, ОРВИ — группа разных болезней, которые вызываются огромным числом возбудителей. С учетом отдельных серотипов их насчитывается около 300 видов. Это вирусы, грибки, бактерии, при этом возможны вирусно-бактериальные союзы.
Клинически респираторные болезни протекают схоже, поэтому их и объединили в одну группу. Точный диагноз, какой именно вирус сразил пациента, достаточно сложно поставить. Есть тест-полоски для определения гриппа. Но они имеются далеко не в каждой больнице, особенно в разгар эпидемии. Но, в общем-то, и не всегда нужно в обычной жизни определять этиологию вирусных инфекций.
Почему?
По рекомендациям
А что значит — при подозрении на грипп? Ведь ОРВИ могут с разными симптомами протекать. В каких случаях подозревать грипп?
Речь идет о тяжелом старте болезни: высокая температура, интоксикация. К гриппу нужно относиться серьезно, это жизнеугрожающее состояние. От него умирают. В группе риска люди старше 65 лет, беременные, хроники и маленькие дети. Другое дело, что он [грипп] встречается не так часто. В прошлом году, например, среди ОРВИ было до семи процентов гриппа.
Но если простуда вызвана бактериями, а не вирусами, то она должна лечиться по-другому?
На фоне вирусов могут появляться бактерии — не такая уж частая ситуация, как правило, это касается пациентов с отягощенным анамнезом, то есть с уже имеющимися хроническими болезнями. В этом случае назначаются антибиотики, но обычно это касается не более 10 процентов ОРВИ. То, что в аптеках без рецептов продают антибиотики и их покупают все кому не лень — это плохо, это очень серьезная проблема.
Вы говорите, что при ОРВИ обязательно нужно действовать. А как же пословица, что простуда, если не лечить, пройдет за семь дней, а если лечить — за неделю?
Тут нужно смотреть индивидуально. Как модно сейчас говорить, важен персонализированный подход к каждому пациенту. Если человек, несмотря на температуру, бегает и скачет, в таких случаях я советую просто поить его чаем с лимоном, с малиной. Большой объем жидкости при ОРВИ — это полезно. При этом мы рассчитываем на иммунный ответ организма, который сможет справиться с проблемой самостоятельно.
Но если простуда переносится тяжело, нужно внимательно отнестись. На первом месте в мире у нас идет смертность от сердечно-сосудистых патологий, на втором — онкология, а на третьем — как раз респираторные заболевания. Смерть от террористических актов, ДТП — где-то там, позади. Поэтому и ОРВИ — тоже страшная проблема у определенных групп населения. Вирус снижает иммунитет. И бактерии, которые в обычное время мирно живут в нашем организме, взбадриваются и атакуют. Те пациенты, у которых имеются хронические патологии, знают, что во время простуды возможно обострение заболеваний. В группе риска также пожилые, дети раннего возраста, аллергики.
Вы сказали, что дети болеют чаще взрослых. А есть ли какие-то «нормативы» по количеству простуд? Сколько раз в год болеть нормально и когда родителям нужно паниковать?
Когда я слышу, что педиатры говорят — шесть раз в год болеть нормально, а больше уже плохо, — недоумеваю. Важно не сколько раз болеть, а как. Если ребенок три раза в год болел, но дело заканчивалось пневмонией, синуситом, тяжелым бронхитом — это уже плохо. То есть тут все определяется не количеством болезней, а их качеством. Когда ребенок идет в сад и встречается там с большим количеством возбудителей, он должен тренировать свой иммунный ответ. Но если он изначально здоров и дает только легкую респираторно-вирусную инфекцию, прекрасно ее переносит, ничего с этим делать не надо. Но, к огромному сожалению, таких детей мало.
Наиболее высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями отмечается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые посещают организованные коллективы. Высокая частота инфекций дыхательной системы у детей обусловлена физиологическими особенностями созревания иммунной системы ребенка.
Что делать с часто болеющими детьми?
Полностью предотвратить заболевание детей острыми респираторными заболеваниями, к сожалению, невозможно, но снизить их частоту и длительность в наших силах. Самым лучшим барьером для вирусов и бактерий является наш собственный иммунитет.
К примеру, ко мне на прием приводят часто болеющего ребенка. Начинаю его смотреть — кариозные зубы во рту, по носоглотке стекает слизь. То есть пациента нужно обязательно показать лору. Нужно всегда начинать с того, чтобы ликвидировать в организме очаги инфекции. А затем уже работать над иммунитетом. Советы банальные, но, как правило, простые вещи труднее всего выполнять.
Наши пациенты хотят какую-нибудь чудесную таблетку, которую выпил — и все прошло, ребенок перестал болеть. Но это из области фантастики. Необходимо начинать с режима. Ребенок должен больше гулять на свежем воздухе, не сидеть по 10 часов перед телевизором или компьютером. Нужно обеспечить ему адекватную, по возрасту, диету. Правильная диета помогает формированию пищевых форм толерантности и правильному формированию желудочно-кишечного тракта. У маленьких детей, особенно у детей первого года жизни, один из главных иммунных органов — это кишечник, там концентрируется до 70 процентов иммунных клеток. И от того, как правильно мы кормим ребенка с первых дней, с первых часов, зависит, как он будет или не будет болеть. Оптимальный состав микробиоты кишечника определяет наш иммунный ответ.
Помогут ли спасти от гриппа марлевая повязка, оксолиновая мазь, чеснок?
Маска защищает от вируса не того человека, кто ее надел, а того, кто рядом с ним находится. Что касается чеснока, то в народной медицине действительно считается, что он уничтожает вирус. Но никаких исследований по этому поводу не проводилось.
Оксолиновую мазь я бы тоже не советовала. Основная защита от вируса — это хороший дренаж. Из носа и горла все должно уходить. Если организм очищается, то и не заболевает. Слизистые носоглотки можно орошать слабыми растворами морской воды. Ну и чаще мыть руки.
Многие говорят, что зимой вирусы погибают, ничего в них страшного нет. На самом деле вирусы и микроорганизмы зимой прекрасно себя чувствуют. В холодную погоду вирус гриппа может сохранять свою активность порой больше суток. Вы должны понимать, что если вы взялись рукой за какую-то ручку, которую до этого потрогал человек с вирусом, то вирус может благополучно инфицировать ваши верхние дыхательные пути. Поэтому, повторюсь, один из действенных способов профилактики, кроме вакцинации, — чаще мыть руки.
Врачи доказали, что между уровнем тревожности человека и его иммунитетом имеется связь. Во время
— Важно не объяснять все происходящее с человеком законами психологии. Банан — это просто банан, ОРВИ — это просто ОРВИ. Имеет смысл начинать разбираться с болезнями с медицинской части, а не выискивать психологические аспекты. Но однако есть ситуации, и с этим часто сталкиваются семейные и детские врачи, постоянно наблюдающие ребенка, что он болеет даже в тех случаях, когда нет для этого физиологических причин, и все медицинские методы пройдены.
Иногда действительно имеет смысл подумать, а нет ли у частых хронических недомоганий ребенка психосоматического компонента? То есть не только физиология есть в болезнях, но и соображения более тонкого порядка, которые подталкивают к этому состоянию.
Возьмите ребенка, который по какой-то причине не хочет ходить в школу. У него плохие отношения с одноклассниками или с учительницей. Или же ему очень сложно в этой школе, но родители хотят, чтобы он именно там учился. У ребенка может быть опыт, когда он понял, что просто так сказать о своих сложностях — не очень эффективно. Например, он пытался сказать родителям о конфликтах со сверстниками, а ему сказали — «разбирайся сам», «ты сам все неправильно делаешь». Он пытался сказать, что учительница к нему несправедлива, а ему сказали, что он сам не прав. Или наоборот: родители очень сильно разнервничались, распереживались. И у ребенка опыт сформировался: расскажешь о своих проблемах, обретешь еще раза в три больше проблем. Ребенок оказывается перед неприятным выбором. Ходить в школу ему сложно и тяжело, добиваться внимания родителей — тоже сложно.
И в этой ситуации частые ОРВИ вполне могут быть каким-то выходом. Заболел — недельку или две сидишь, все хорошо, ни у кого претензий нет. Таким образом постепенно формируется избегающее поведение. Как только что-то становится сложным, можно заболеть, и это решит проблему. Есть немало взрослых людей, которые также придерживаются этой стратегии.
Что тут может сделать психолог? Например, помочь ребенку — сказать, а родителям — услышать о проблемах. В этом случае семья может совместно выработать варианты решения, причина уйдет.
Иногда ребенок может следовать вовсе не своим интересам, а через свое состояние здоровья делать что-то для семьи. Семья — система, в которой все связаны, интересы и чувства всех переплетены. Для того, чтобы семья функционировала, каждый вносит свой вклад. И дети, как члены этой системы, наиболее зависимы от нее. Взрослый, если семья разваливается, более устойчив. Ребенок больше взрослых заинтересован в том, чтобы с семьей все было хорошо. Поэтому дети часто вносят большой вклад в это. И если ребенок наблюдает, что у родителей плохие отношения, между ними большая дистанция, они почти не общаются друг с другом, это вызывает у него тревогу. Когда он заболевает, у него высокая температура, в этот момент мама и папа забывают про супружеское охлаждение, вместе бегают вокруг него. Раз-другой такое повторится — и ребенок не то чтобы осознанно, но запомнит это как стратегию объединения родителей. В ситуации, когда отношения родителей никак не меняются, вполне вероятно, что ребенок будет прибегать к такому способу. Причем неосознанно. Стресс ослабляет иммунитет, а ребенок испытывает сильный стресс, когда чувствует напряжение между родителями. Соответственно, какой-то вирус, который в другой ситуации пролетел бы мимо, в этой — бьет в цель.
Если семейный психолог видит такой расклад, то что он может сделать? Посоветовать родителям поработать над своими отношениями. Либо их улучшить, чтобы над домом постоянно не висел дамоклов меч. Либо развестись и перестать морочить голову себе и ребенку, зафиксировать, что они больше не пара.
Бывают ситуации, когда дети обслуживают интересы других членов семьи. Вспоминаю пример из собственной практики. Девочка-подросток. Непонятое состояние, которое врачи называют вегето-сосудистой дистонией: у ребенка нет сил. По дороге в школу девочке может стать плохо, она теряет сознание. Поэтому мама должна постоянно провожать ее в школу. Должна быть постоянно на связи, на телефоне. Дочери может стать нехорошо во время урока, и надо будет быстро ее забрать.
В беседах выясняется, что мама ушла с работы, когда девочка была маленькой. Девочка подросла, пошла в школу, но мама на работу не вышла. Непонятно, куда было выходить. На хорошую должность уже не брали, на плохую не хотелось. У мамы с папой супружеских отношений почти нет. Папа живет в другом месте, то есть мама даже не занимается бытом для этого папы. Но папа содержит семью. У него бизнес, и он по делам этого бизнеса ездит по разным городам. Получается, что болезнь ребенка в данном случае — способ для мамы продолжать жить, как она живет: не работать, иметь хорошее финансовое положение на основании того, что ребенок болен и она занимается ребенком. Если ребенок выздоровеет, возникнут вопросы, почему папа, с которым она не живет как с мужем, должен обеспечивать ей хороший образ жизни. Хотя она сама — здоровая женщина, но ничего не делает. В этой ситуации ребенок лоялен маме, ему не хочется выяснения отношений, которые неизбежны. Девочка чувствует, что мама напрягается от этого всего. И, собственно говоря, вегето-сосудистая дистония — святое дело.
Но важно подчеркнуть, что когда мы говорим о психосоматическом компоненте, то все же имеем в виду легкие болезни, часто — повторяющиеся. Не надо тут рассматривать патологии, в которых есть органическая и физиологическая подоплека. Дети не заболевают тяжело от того, что родители имеют плохой секс или плохо с ними общаются.
Нет гарантии, что если семья поработает с психологом, то ребенок станет здоровым. Но если имеется психосоматический компонент, имеет смысл с ним разобраться, чтобы он не ухудшал ситуацию. Также возможно, что у ребенка есть органически обусловленное хроническое заболевание. Но количество обострений также может зависеть от стресса. А стресс ребенка сильно зависит от стресса в семье. Снижая стресс в семье, мы всегда улучшаем состояние ребенка. В этом смысле психологическая составляющая очень важна.