Подмосковный Сергиев Посад, несмотря на статус центра российского православия, миллионы паломников и туристов, продолжает ветшать за пределами единственной центральной улицы. Чтобы это исправить, в 2018 году была разработана стратегия развития города и дизайн-проекты благоустройства ключевых общественных пространств на площади почти сто гектаров. Весь контракт на разработку этих документов обошелся примерно в 300 миллионов внебюджетных рублей.
Стратегия развития Сергиева Посада подразумевает, что до 2025 года в город вложат, по
На эти деньги планируется построить новые жилые кварталы, социальные и спортивные объекты, а также переделать транспортную систему города: вывести транспортные потоки из центра за счет строительства восточного объезда, создать транспортно-пересадочные узлы (главный — возле железнодорожного вокзала, и еще два — в разных точках города), перенести стоянки туристических автобусов подальше от главной святыни — Троице-Сергиевой лавры.
Кроме того, в Сергиевом Посаде должны появиться два городских центра: культурно-представительский — на проспекте Красной Армии (вблизи лавры) и административно-деловой — возле одного из транспортных узлов. Среди других планов — создание Сергиево-Посадского университета, Школы сестер милосердия, развитие местного колледжа, строительство конгресс-центра, хостелов, ресторанов и многого другого.
Как «Ленте.ру» рассказал бывший мэр города Сергей Персианов, планы на масштабное обновление Сергиева Посада были еще при Ельцине, но «в связи с происходившими в 90-х событиями все это закончилось». К теме снова вернулись в начале 2010-х, когда в городе началась подготовка к 700-летнему юбилею со дня рождения святого
«Главная функция этого города, если так можно сказать, в российском разделении труда — быть духовной столицей России», — считает Персианов.
Однако сейчас это «город одной улицы». «По ней очень сложно передвигаться. Над ней стоит смог, и это плохо как для жителей, так и для памятников», — рассказывает он. Поэтому, отмечает Персианов, необходимо помимо центра развивать другие территории, которые могли бы оттянуть туристов на себя, в том числе для того, чтобы на туристах могли заработать местные бизнесмены, ремесленники и артисты. «Сопоставимых с лаврой объектов, которые могли бы задерживать туристов в городе, нет, — отмечает он. — Это могли бы быть тематические парки, обустройство естественных природных парков, инфраструктуры и так далее».
По словам бывшего мэра, сейчас в городе стало намного больше туристов, в том числе иностранных. «Мы стояли, беседовали возле лавры с деловым партнером, и каждую минуту подъезжали автобусы. Такого раньше не было», — отмечает он. Все это создает еще больше транспортных проблем. «Если говорить о перспективах города не на год, не на два и не на три, а на 10-15 лет, то город, безусловно, нуждается в создании параллельных дорог», — подчеркивает бывший мэр.
Ландшафтный архитектор София Минасян соглашается, что благоустраивать туристическую часть города, оставляя за скобками жилые районы, которые заполонены парковками, нелогично. По ее словам, пока у местных жителей нет понимания, как именно будут перераспределены транспортные потоки. «Пешеходный центр — это хорошо, экологично. Но как пойдет транспорт?»
При этом эксперты отмечают, что проблемы строительства новых отелей нет, потому что «стоит очередь из инвесторов», готовых вложить в это деньги, и городские власти могли бы справиться с этой задачей без федеральных инвестиций.
По мнению генерального директора Фонда развития малых исторических городов Юрия Щеголькова, это действительно так. «Если говорить о паломниках, то вряд ли будет резкое увеличение их числа. И есть разница между паломниками и туристами. Туристы, даже религиозные, приезжают посмотреть на храм, а паломники приезжают помолиться. Для них не имеет большого значения, где они живут, и это не те, кто оставляет в городе много денег. Рассчитывать на то, что они увеличат средний чек города, неправильно».
Рассуждая о суммах, которые фигурируют в СМИ, — около 300 миллионов на разработку стратегии и от 60 до 140 миллиардов на ее реализацию, Щегольков отмечает, что такой масштабный проект действительно может столько стоить.
«Проекты реновации, ремонта и реставрации, если мы говорим об исторических поселениях, стоят дорого. Деньги, которые туда закладываются, и тот проект, который делала «Стрелка», может быть вполне адекватным. Это стоит столько — новые трассы, кварталы, переселение административной части из центра города и так далее. Конечно, город надо менять», — резюмирует Щегольков.
При этом пытаться сравнить российский проект с теми, которые реализуют в Европе, бессмысленно, отметил он. «В мире есть фонды выравнивания, которые занимаются восстановлением [исторических районов]», — пояснил собеседник «Ленты.ру». Равнозначных по масштабам проектов вспомнить не смог, а сравнивать с Ватиканом некорректно.
По мнению Анны Курбатовой, директора Института комплексного развития, большие деньги соответствуют большим целям проекта. «В советское время Сергиев Посад с точки зрения инфраструктуры развивался по стандартам районного центра, — напоминает она. — Только в последние пять-десять лет, после восстановления духовного почитания Сергия Радонежского и значения самой Троице-Сергиевой лавры, город стал менять свое назначение. Фактически из районного центра он превращается в не имеющий аналогов православный центр федерального значения. Без стратегии развития эта трансформация невозможна — речь идет не просто о смене функций, меняется сам образ жизни города. Под новый образ жизни нужны ресурсы, которыми город сегодня не располагает. Нужно понимать, какие территории осваивать, чтобы удовлетворить потребности растущего потока туристов и паломников».
«Обязательно нужно понять, как территория будет развиваться во времени, в течение отведенного стратегией срока. Важен и архитектурный аспект развития, потому что в городе охранные зоны, и высокоэтажная застройка здесь невозможна. Сейчас сложно корректно оценить, сколько потребуется средств для реализации такого масштабного проекта», — подчеркивает Курбатова.
Директор отдела стратегического консалтинга CBRE
«Там же огромные объемы различных типов недвижимости и инфраструктуры, — сказала она. — Поэтому весьма сложно оценить размеры необходимых инвестиций. По тому, что было опубликовано, можно очень приблизительно скалькулировать, что объем инвестиций на жилую компоненту мы оцениваем в 35-45 миллиардов рублей, на деловую и торговую недвижимость — 3-4 миллиарда, социальная, спортивная и культурная (не включая религиозные объекты) — 8-10 миллиардов». Земцова при этом подчеркнула, что такие цифры — экспертная оценка, которая исходит из открытых данных и средних рыночных цен.
Что же касается концепции, разработанной КБ «Срелка», стоимость такого документа «очень сильно зависит от технического задания, которое давал заказчик».
«Проект не вызван нуждами только самого города, хотя, безусловно, нам необходимо создание совершенно новой инфраструктуры, — резюмирует бывший мэр Сергиева Посада. — Это как минимум национальный, федеральный проект, как максимум — даже геополитический».