Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Российские врачи посмеялись над своими зарплатами на всю страну. И их услышали
Сотрудницы роддома в башкирском городке Салават услышали из уст директрисы, сколько они получают, рассмеялись и разразились аплодисментами. Это видео появилось в интернете, и так о проблеме медучреждения, которое отдали в частные руки (и уже пожалели об этом), узнала вся страна. Руководство позже уточнило, что имелись в виду средние цифры, но этот ответ россиян не удовлетворил. «Лента.ру» поговорила с врачом салаватского роддома Лилией Касьяновой о том, за что они борются, как к этому относятся горожане и почему некоторые врачи решили работать бесплатно.
Инцидент Уфа и РБ / ВКонтакте
«Лента.ру»: Цифры, которые вызвали смех, — их действительно нет?
Касьянова: Для того чтобы врачу получить такую зарплату, надо выработать три ставки. У нас есть несколько врачей, которые действительно столько получают. Они работают за троих по часам, то есть живут на работе, другими словами.
Директор как-то пыталась вам объяснить, почему она их озвучила?
Ей прямо там задали этот вопрос. Какая минимальная зарплата, какая максимальная зарплата и какая ее собственная зарплата. Она сказала, что это коммерческая тайна.
Правда, что сотрудников заставляли увольняться?
С этим собранием, которое было в понедельник, с правозащитником, увольнение не связано. Там речь шла о том, что все эти люди действительно уволились, но в течение года. Они все вынуждены были уйти, потому что у нас нет стажа, нет льгот. Люди ушли, потому что они хотят быть медицинскими работниками и пользоваться всеми льготами, а это возможно только в условиях другого лечебного учреждения, не этого.
Врачи ушли, медсестры ушли, уволились. И на сегодняшний момент ни один врач, ни одна медсестра не устроились на работу. Хотя СМИ пишут, что «устроено столько-то людей в АНО «Перинатальный центр»». Устроены замы, то есть люди, которые прямого отношения к лечебно-диагностическому процессу не имеют.
То есть, сейчас работников не хватает?
В настоящее время в женской консультации, если посчитать, осталось на приемах пять-шесть врачей. Поэтому люди и не могут попасть на прием, не могут в женскую консультацию записаться, потому что физически людей там нет. Некому дежурить в роддоме, в гинекологии.
На днях я общалась с нашим неонатологом, она сказала, что у нас положены десять ставок неонатологов. Это врачи, которые смотрят новорожденных детей, выхаживают их в детской реанимации. Десять ставок. У нас до недавнего времени работало четыре врача-неонатолога, еще два человека — в декрете. Два из них уволились неделю назад. А из оставшихся двух — одна в настоящее время находится на учебе, а другая — на больничном.
И сейчас — никого?
Сейчас никого. Сейчас врачи, которые уволились, чисто из жалости к детям приходят и осматривают тяжелых. Хотя у нас уже не работают. Я не знаю нюансов, но они вынуждены это делать, потому что им детей жалко, им людей жалко, понимаете? У нас неонатологической службы практически нет.
У нас картина очень неожиданная. Мы пишем с ноября месяца. Мы писали в прокуратуру Салавата и Республики, мы писали в «Человек и закон», мы писали и в «Пусть говорят», и президенту писали, и в Минтруд.
На встрече, где работники засмеялись и стали аплодировать, был же не весь коллектив роддома?
На сто процентов весь коллектив не мог быть на встрече, потому что это же рабочий день. Пациенты на прием шли. Естественно, там был не весь коллектив. Если нас, врачей, медсестер и санитаров, посчитать, то где-то около 140 человек получится. Мы физически в нашем маленьком помещении собраться бы не смогли.
Ожидали такого резонанса от этой истории?
Мы уже давно хотели поднять такой резонанс. Мы уже давно бьемся за это. Первые наши протестные заявления мы начали писать с ноября месяца.
Давайте проясним, за что конкретно вы боретесь. За то, чтобы вернуться под крыло государства, правильно?
Мы хотим вернуться в государственную структуру. Но мы хотим в автономную государственную структуру, в какой мы были до 2016 года, — в государственное автономное учреждение здравоохранения. В 2016 году была оптимизация, и нас присоединили к городской больнице.
То есть мы были сами по себе. У нас была возможность участвовать в госзакупках, покупать то, что нам надо для работы. У нас не было перебоев ни с медикаментами, ни с перчатками, ни с какими-то расходными материалами. У нас все было для работы. И зарплата, хочу сказать, у нас была выше. Вот, у меня лично зарплата в 2012 году была выше, чем сейчас, хотя доллар вырос в два раза за это время. Когда мы были в структуре городской больницы, с 2016 года по апрель 2018-го, нам очень сложно жилось, потому что городская больница для нас многие препараты и расходные материалы не закупала.
И после пребывания в составе городской больницы, вас перевели в концессию?
Да, все правильно. После этого зарплаты стали еще меньше за счет того, что нам перестали платить за вредность. У нас же вредные условия труда. Мы работаем и с инфицированными больными, работаем с гноем, кровью и так далее. Раньше у нас по закону шла [надбавка] 15 процентов за вредность. Как только мы перешли в государственно-частное партнерство, у нас не стало и этих выплат.
Перестали платить за вредность. У нас перестал идти льготный медицинский стаж. То есть врачи определенных специальностей через 30 лет работы в государственных лечебных учреждениях имеют право на выход на пенсию. Врачи хирургического профиля — акушерского, гинекологического, общехирургического стационара — могут эти 30 лет выработать за 20 лет. Год идет за полтора. И у нас несколько сотрудников летом-осенью 2018 года должны были начать получать пенсию. Но в связи с переходом в ГЧП они не ушли на пенсию, потому что прервался их медицинский стаж. Вот теперь у нас вообще специальный стаж не идет.
Сейчас кажется очевидным, что передавать роддом было ошибкой. Так как же это произошло?
Нас никто и не спросил. В средствах массовой информации писали, что собирали собрания, проводили какие-то там опросы. Эти собрания действительно проходили в администрации города, но туда [приглашали] всяких пенсионеров, партии, движения. Из персонала там никого не было. В конце марта 2018 года нас просто поставили перед фактом: вот, переходим в концессию, поэтому вы должны уволиться по собственному желанию из городской больницы, так как эти ставки будут сокращены, и должны устроиться на работу вот туда. Мы берем всех.
Насколько распространена такая практика? Честно говоря, не могу вспомнить случая, чтобы такое учреждение как роддом могло быть фактически отдано государством в частные руки.
В Башкирии, я так поняла, мы первые. Ну, роддом точно первый. В России вроде тоже. Другие лечебные учреждения переходят в ГЧП — стоматологические, еще какие-то.
Переход обратно, к государству, будет сложным?
В нашем государстве быстро ничего не делается. Придется снова получать лицензию, переписывать все документы, получать снова лицензию на работу с родовыми сертификатами. На это уходит время. Пока это все регистрируется, пока счета они разделят…
Еще и переходный период будет, наверняка, непростым. Понимаете, с чем придется сталкиваться?
Если честно, я не бухгалтер, не юрист, я врач, поэтому я сама задаюсь этим вопросом: что будет, пока [мы переживаем] этот переломный момент. Я не знаю. Я надеюсь, что правительство республики разрешит нам перейти в автономию. Мы хотим этого просить, потому что в городской больнице нам тоже будет сложно работать.
Как в городе реагируют на эту ситуацию?
Многие пациенты не знают. Они ругаются только, что не могут записаться на прием. Разное отношение. Кому-то все равно. Кто-то не понимает, что происходит, — «уволились, ну и хорошо». Кто-то говорит: «а чего не жалуетесь?» Или: «зажрались совсем». Люди разные. Кто-то видит однобоко ситуацию. Что, вот, они не могут попасть на прием, ругаются, нас обвиняют, что мы такие плохие.
Просто население Салавата, многие женщины, — не знают реальной картины. Не понимают, что сейчас, чтобы прикрыть дежурство, физически некого поставить. Роддом в городе один. Ситуация очень непростая. Мы надеемся, что правительство как-то максимально положительно для нас решит этот вопрос.
Медики нас понимают. А население… Например, рассчетку на 40 тысяч видят, и «О, как ты хорошо получаешь!» И никто не задается вопросом, что ты совмещаешь и работаешь за двоих, что ты работаешь на износ за вот эти копейки. И потом они сравнивают еще — я тоже в социальных сетях читала — «вот, водитель получает 15 тысяч и врач получает 20 тысяч! Он жирует, он шикует, он зажрался!» Вы понимаете, да? Сколько лет врачу учиться, и сколько — водителю. И степень ответственности. В других странах врачи — это самые богатые люди.
А что близкие?
Они, конечно, за нас переживают.
Условия жизни у вас наверняка ухудшились?
Конечно, если меньше стали платить. Самое плохое в этой ситуации то, что у нас такая вот психологически нехорошая обстановка. Неохота людям идти на работу. Под этим руководством неохота работать. К нам приходил новый мэр (у нас мэр поменялся в городе недавно), с персоналом мэр не общался, мэр общался с руководством. И у нас из персонала люди слышали, как наше руководство мэру сказало: «Они тупые, они не хотят работать».
Пытались как-то с мэром поговорить?
Он не пожелал с нами разговаривать. Смысл нам пытаться? Начнем с того, что он пришел в субботу, когда кроме дежурных врачей там никого не было. Он не пришел познакомиться с коллективом, он не пришел в рабочий день, когда на местах кто-то был. И все проверки, которые к нам приезжали, они тоже приезжали в субботу.
Еще нашим сотрудникам предложили подписать дополнение к трудовому договору, где написано, что нам запрещено общаться со средствами массовой информации. Там какие-то такие вещи, которые законом вроде как не запрещены. С нас пытались такую вот подпись взять.
Но вы подпись не поставили?
Нет, не поставили.
А как-то они запрет мотивировали?
Никак не мотивировали. Они пишут какие-то приказы немыслимые. Есть такой приказ, сейчас не помню формулировку, но они пытались как-то так вывернуть, чтобы нам было запрещено в социальных сетях вообще эту ситуацию обсуждать. На каком основании запрещено? Мы никого там нецензурной бранью не ругаем, какие-то секреты не выдаем. Думали, что мы совсем действительно тупые, сейчас возьмем все и подпишем.
За автономию будете до конца бороться?
Прямо сейчас, до вашего звонка я прочитала, что вроде как [врио главы Республики Башкортостан] Радий Хабиров [сказал], что точно мы отсоединяемся, и что они сделают все необходимое, чтобы сейчас сделать ремонт.
Не боитесь, что станет хуже?
Если нас в городскую больницу вернут, у меня есть ощущение, что нас туда со всеми долгами вернут. Потому что, как наш директор заявляла, у нас неоплаченный интернет, у нас долг за пройденный нами медосмотр в ноябре. Я не понимаю, откуда эти долги берутся. У нас долг за прачку, еще какой-то долг. Я не бухгалтер, я не знаю.Они не отчитываются перед нами, мы ничего не знаем. Они говорят: «У нас долги».
Если лучше не станет, что будете делать?
Я уволюсь.
А в коллективе что говорят?
Ну, что говорят. Все уйдут. Я не знаю, где они новый персонал наберут. Я же вам сказала, никто еще не пришел работать. Они грозились: вот, в январе придет врач, он будет УЗИ делать. Никто не пришел. И не придет. Хотя, если стаж вернется, может быть, кто-то и придет. Но сейчас вообще тяжело. Вы, наверное, знаете, что сейчас по стране ни одно лечебное учреждение [полностью] не укомплектовано. Сейчас на врачей давят, сами знаете. Следственный комитет. На любое какое-то осложнение люди пишут иски.
В Салавате найдется новая работа? Город-то небольшой.
Есть рядом другие города.
А какая в городе средняя зарплата по ощущениям?
Средняя зарплата у женщин — где-то тысяч 15, у мужчин — наверное, где-то 25 тысяч. Вот так вот по ощущениям.
Президент Владимир Путин уволил главу Удмуртии Александра Соловьева в связи с утратой доверия. Против высокопоставленного чиновника возбуждено уголовное дело, он подозревается в получении взятки в особо крупном размере. По мнению экспертов, у Соловьева не было ни хороших отношений с основными группами влияния, ни заметных хозяйственных успехов. Источники утверждают, что разработка дела ведется не первый год. Что именно довело главу региона до уголовного дела, попыталась выяснить «Лента.ру».
Ждали команды
О возбуждении уголовного дела в отношении главы Удмуртии Следственный комитет России (СКР) сообщил спустя несколько часов после того, как информация появилась в СМИ. В ведомстве отметили, что расследование ведется по части 6 статьи 290 УК РФ («Получение взятки должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, в особо крупном размере»).
По версии следствия, в период с 2014 по 2016 год Соловьев получил от представителей организаций, занимающихся строительством мостов через реки Кама и Буй, взятки, общая сумма которых составила 139 миллионов рублей. Кроме того, ему было предоставлено вознаграждение «в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 миллиона рублей». Предполагалось, что за это глава Удмуртии «должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, а также выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси».
В СКР отметили, что чиновник уже доставлен в Москву для проведения следственных действий. В ближайшее время ему будет предъявлено обвинение.
Уголовное дело в отношении Соловьева, как и операция по его задержанию, было инициировано не на региональном уровне, а из Москвы. Ее проводили следователи СКР и сотрудники ФСБ.
«Первая информация об его участии в коррупционных схемах появилась еще в 2012 году. Однако его не привлекали к уголовной ответственности, поскольку задержание Соловьева могло «раскачать» и без того непростую ситуацию в Удмуртии, а также привести к потрясениям, связанным с оружейным производством. Оперативная разработка Соловьева велась с 2012 года, однако команда на его задержание поступила лишь в конце минувшего марта», — сообщил «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией.
Успехи в долг
Сама Республика Удмуртия выглядела довольно уверенно в рейтинге социально-экономической и политической напряженности, составленном Комитетом гражданских инициатив (КГИ) в минувшем марте. Эксперты отметили, в частности, улучшение административной устойчивости в регионе.
Но общей картины это не изменило — субъект, хотя и не входит в число самых проблемных, продолжает получать дотации. В феврале в республиканский бюджет направлены дополнительные вливания, и его расходы увеличились почти на 800 миллионов рублей.
Накопившиеся хозяйственные сложности в прошлом году привели местных чиновников на допрос — следователи интересовались работой властей в рамках подготовки к отопительному сезону. Управление СКР по Удмуртии даже возбудило уголовное дело и допросило главу правительства региона Виктора Савельева и мэра Ижевска Юрия Тюрина. Правоохранители отмечали, что в 2015 году на теплосетях Ижевска произошло около 3,5 тысячи прорывов. В начале года более чем 500 многоквартирных домов лишились отопления, а массовые аварии с отключением отопления и горячей воды привели к введению режима чрезвычайной ситуации в городе.
Республика остается в списке самых закредитованных — долг региона по-прежнему превышает доходы собственного бюджета Удмуртии.
И все же территория не обделена ресурсами. В регионе несколько крупных федеральных предприятий, которые могут рассчитывать на вливания из Москвы и более или менее уверенно держатся на плаву. Так, в конце 2015 года дилеры продавали в сутки по тысяче автомобилей Lada Vesta, выпускаемых в Ижевске. А в 2016-м Воткинский завод, где производят ракеты «Булава» и «Тополь-М», наращивал выпуск продукции на десятки процентов.
Большинство республиканских и местных предприятий развиваются не так успешно, констатируют эксперты. По их мнению, плотная увязка с ресурсами федерального происхождения плохо влияет на прозрачность управленческих практик. «Большая часть федеральных средств и функций переданы регионам — управление имуществом, землей, распределение финансов по многим соцпрограммам. Поэтому потенциальная коррупциогенность региона возрастает», — отмечает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
В Удмуртии, похоже, этот потенциал был реализован успешно. В докладе Генпрокуратуры, который попал в СМИ в августе 2016-го, говорилось, что Удмуртия вместе с несколькими другими регионами побила антирекорд по числу зарегистрированных преступлений, связанных со взяточничеством. В первом полугодии их число выросло на 113 процентов.
Переходная глава
Александр Соловьев, дело которого теперь тоже может войти в нерадостную удмурсткую статистику, был выходцем из автодорожных структур, отмечает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Он действительно перешел в «Удмуртавтодор» в 1979 году, где преодолел карьерный путь от рядового специалиста до начальника управления. В начале 2003-м получил мандат в Госсовете, а через четыре года стал его председателем.
В 2012-м году, с которого, по мнению источника, ведется разработка Соловьева, он был переизбран на должность главы Госсовета. Спустя еще пару лет занял кресло главы региона в статусе временно исполняющего, но избавился от этой приставки на выборах. «Соловьев явно назначался как глава на переходный период, — говорит политолог Константин Калачев, напоминая, что чиновнику скоро исполняется 67 лет. — За любого человека, который пришел на смену [предыдущему главе региона Александру] Волкову, проголосовали бы на ура».
По его словам, политическую карьеру задержанный сделал не без помощи Волкова. «А став главой республики, подверг наследство своего предшественника ревизии», — добавляет Калачев.
Тем временем в регионе прогнозируют, что группы влияния, связанные с Волковым, могут усилиться. Звучат даже отдельные версии, что «этот мост придумали» выходцы из окружения предыдущего руководителя. Эксперты приводят многочисленные свидетельства внутриэлитных конфликтов. К примеру, в Ижевске местная дума две недели не могла провести заседание, чтобы избрать главу города. В то же время, по данным Калачева, предложенная Соловьевым кандидатура на пост главы Ижевская «не нашла понимания» в Москве.
Бесконечный запрос
Влияние удмуртского руководителя в столице вообще было невелико, полагают источники. К тому же политические позиции Соловьева ослабил отказ от должности секретаря регионального отделения «Единой России». Он добровольно сложил с себя эти полномочия в конце 2015-го, но подчеркнул, что никуда не уходит, и пообещал работать с партийцами «в одной упряжке».
Хороших же отношений у Соловьева не было практически ни с кем, подмечают близкие к его окружению эксперты. И что именно поспособствовало появлению уголовного дела, почти никто не берется судить.
Но многие указывают, что с Удмуртией хорошо знаком новый первый замглавы АП Сергей Кириенко, под руководством которого разрабатывали новую систему оценки губернаторов. В этой системе конфликт интересов был «отсекающим фактором», который неизбежно должен привести к утрате доверия. И именно с такой формулировкой Соловьева отправил в отставку президент.
«Информация [по коррупционным эпизодам в Удмуртии] поступала, и она типична для региона, где губернаторы выстраивают аффилированный с ними бизнес», — говорит Кирилл Кабанов из антикоррупционного комитета.
Он полагает, что начало дела Соловьева — «это ориентировочно 2015-2016 годы». Тем более что в январе 2015 года президент развернул в стране яркую антикоррупционную кампанию, которая стартовала с «последнего предупреждения» для губернаторов.
После митингов, прошедших по России в конце марта, многие эксперты шутили, что задержания чиновников могли бы стать ответом на требования протестующих пресечь коррупцию. Но вряд ли дело достали «из рукава» после протестов, полагает политолог Глеб Кузнецов. «Запрос на антикоррупционную борьбу никуда не исчезал ни на секундочку, — говорит он. — Да и к тому же это процесс бесконечный, у нас губернаторов достаточно регулярно задерживают за коррупцию».
Цель всероссийской премии «Headliner года» — найти и поддержать идейных лидеров из разных областей культуры, науки, спорта, бизнеса и общественной жизни. В 2019 году в жюри конкурса вошли журналист Алена Долецкая, нейролингвист Татьяна Черниговская, арт-продюсер Софья Троценко, писатель Александр Цыпкин, бизнес-тренеры Михаил Воронин и Владимир Герасичев и председатель ассоциации социально ориентированных НКО «Благотворительное собрание »Все вместе»» Татьяна Тульчинская. «Лента.ру» спросила некоторых членов жюри, кого они сегодня готовы назвать хедлайнером и всегда ли известность — синоним успеха.
Татьяна Тульчинская, председатель ассоциации социально ориентированных НКО «Благотворительное собрание «Все вместе»»:
«Лента.ру»: Кто такой «хедлайнер» сегодня?
Татьяна Тульчинская: Во-первых, это лидер мнений. В каком-то смысле хедлайнерами можно назвать людей, которые являются авторитетами, к которым прислушиваются. Это важно, потому что в наше время таких людей мало. Впрочем, их всегда мало, но когда-то так было потому, что в информационное пространство могли попасть единицы, а сейчас их мало, потому что в информационном пространстве слишком много мусора, и трудно прозвучать таким образом, чтобы значимое большинство тебя услышало и к тебе прислушалось.
Во-вторых, хедлайнеры — это люди, которые формируют тренды. Они предлагают что-то новое, то, чего еще не было до них, и преуспевают в реализации этого нового.
В ХХ веке нередко можно было услышать про кого-нибудь известного: «подлец, конечно, но абсолютный гений». В последнее время тема этики и этичности поведения публичного человека занимает в общественных дискуссиях одно из главных мест. Насколько для вас важно, чтобы условный «хедлайнер» был условным «хорошим человеком»?
Для меня этический облик человека важен всегда, независимо от того, хедлайнер он или нет. Другое дело, что личные этические нормы, в соответствии с которыми человек живет, либо влияют на его профессиональную деятельность, либо не влияют. Если спортсмен хорошо бегает стометровку, но при этом последний подлец, бегать он от этого хуже не станет. Но если мы говорим о социальной сфере, этический аспект не может не приниматься во внимание.
Другое дело, что я против оценочных категорий вроде «хороший человек», «плохой человек» — это все довольно условно. Есть этические нормы профессиональных сообществ. Если человек работает в определенной области, он должен соответствовать этическим нормам, принятым в данной области. Это важно.
Есть ли с вашей точки зрения какие-то общественные нагрузки, которые накладывает на человека известность? Скажем, довольно много публичных людей занимаются благотворительностью. Как вам кажется, это всегда строго веление души или еще и отклик на общественные ожидания?
Я не считаю, что участие в благотворительности является обязательным для каждого. Каждый человек сам для себя решает, хочет он это делать или нет, и по каким причинам. Кроме того, заниматься или не заниматься благотворительностью — это решение, которое человек принимает не раз и навсегда, а каждый раз — в конкретный момент. Когда я веду семинары, в том числе по работе с волонтерами, я всегда говорю, что человек имеет право прекратить свою деятельность в любой момент. Никто никому ничем не обязан. Если человек использует свою публичность для продвижения благотворительных инициатив — он молодец. Если он так не делает — он тоже имеет на это полное право.
Если благотворительность нужна ему только для пиара — жаль, и показуха всегда видна и считывается. При этом я не считаю благотворительность обязательной историей. Если человек известен, но не отдал свои три рубля на сирот, это не значит, что он непременно плохой человек. Но здорово, что тех, кто помогает совершенно искренне, так много.
Что для вас важно в номинантах премии «Хедлайнер»?
Это возвращает нас к началу нашего разговора — по этим критериям я и буду смотреть. Мне интересно, как, в каком качестве эти люди способны выступать в роли лидеров мнений. У нас кризис моральных авторитетов в социальной и благотворительной сфере. А еще хочется, чтобы представленный проект был оригинальным, интересным, необычным, прорывным.
Я стараюсь быть ответственной в своих оценках и очень бы не хотела, чтобы эти оценки были субъективными. Потому что критерий «нравится/не нравится» в данном случае не работает. Я могу посмотреть шорт-лист и подумать, что вот этот человек мне интуитивно симпатичен, но было бы безответственно с моей стороны руководствоваться только самоощущением.
Я была экспертом большого количества разных конкурсов и выступаю за максимальную формализацию. Должны быть четкие критерии, баллы, коэффициенты. Простор для субъективного мнения всегда должен оставаться, но лишь в соседстве с внятными критериями.
Какой вы хедлайнер?
Я не настолько публична, чтобы это могло быть предметом рефлексии. Моя публичность скромна и больше напоминает широкую известность в узких кругах. Ну да, количество людей, которые знают меня, давно превысило количество людей, которых знаю я. Бывает, что меня узнают, что забавно. Но это ровным счетом ничего не значит. Иногда мне это немножко помогает чисто технически. Скажем, когда люди, с которыми я хочу выстроить отношения, говорят: «Мы про вас слышали». Это упрощает коммуникацию на первом этапе, но это сугубо рабочий момент. Я же не Филипп Киркоров, чтобы всерьез говорить о моей публичности (смеется).
Александр Цыпкин, писатель, сценарист, попечитель фонда «Дети БЭЛА» и Фонда профилактики рака:
Мы живем в мире маркетинга и пиара, поэтому часто хедлайнер — это не только человек, который что-то важное сделал и тем прославился, но и тот, кто сумел себя грамотно преподнести заинтересованной аудитории. Тебе, как профессиональному маркетологу, какие-то скрытые механизмы хедлайнерства видны?
Александр Цыпкин: Совершенно верно, сегодня уже действия не так важны как правильное их представление в сети. Иногда и действия-то не происходят, лишь слова о них, а эффект колоссальный. Как помнишь, с миллиардом мелочью от «Самсунга» — «Эпплу». Никто не знает, был ли сам миллиард, но необходимые реакции в головах уже произошли. Сейчас время иллюзий, время эмоций, а значит, время пиара и пиарщиков, время звезд. Сеть дала шанс абсолютно любому человеку стать звездой за счет своего таланта и трудолюбия, и постепенно мы пришли к тому, что успешный человек сегодня практически обязан быть публичным, ярким. Идет ли речь о главе компании или о враче. Согласитесь, врач с именем, с известностью, с какой-то публичностью выигрывает у равно талантливого, но не публичного коллеги. Аналогично во всех отраслях. Взять хотя бы политику. Ведь победа Трампа — это победа селебрити и хедлайнера, а не победа политика. В каком-то смысле «пиарщик» сегодня — это такой же встроенный навык у успешного человека, как у айтишника (в смысле умения применять новые технологии) и лингвиста.
По каким критериям ты будешь отбирать номинантов? Что для тебя важно в человеке?
Как человек старорежимный, аналоговый я все-таки уделю внимание содержанию того, чем занимаются номинанты, но при прочих равных отдам свой голос тому, кто правильнее представляет результаты своего труда, тому, кто может повести других за собой. Ведь по сути хедлайнер это тот, кто идет в первых рядах. Остальные идут за ним.
Какой ты сам хедлайнер?
Наверное нужно спросить об этом других. Но я точно родился вовремя. Мне необходимо всему миру рассказать о том, чем я занимаюсь, и без соцсетей меня, наверное, разорвало бы это стремление. Другой вопрос, достойный ли у меня повод. Надеюсь да, но я с не меньшим удовольствием рассказываю об успехах других, это хоть как-то меня оправдывает. С точки зрения прикладного применения навыков хедлайнерства я отдаю себе отчет в том, что значительную роль в успехе моих творческих проектов сыграли мой опыт пиара и маркетинга.
Еще важный момент. Если ты уже известен, ты можешь позволить себе бОльшую свободу. Потому что если ты попал на позицию хедлайнера, то тебе простительно чуть больше. То есть я могу написать один-два не очень высокого уровня текста, и они какое-то время продержатся в рейтинге, их прочтут. Если это будет третий, четвертый или шестой небрежные тексты, то читать уже не станут и скажут, что он исписался. Но если три года назад каждый мой текст обязан был быть безупречным, то сегодня мне позволено чуть больше.
И последнее. Человек высокого уровня развития должен отдавать себе отчет, что, получив что-то от общества, он должен что-то обществу возвратить. Это может быть благотворительность или что-то другое. Я пока еще на самом нижнем этапе, пытаюсь что-то давать обществу, но пока меньше, чем это делают другие люди. Знаю, что есть гораздо более осознанные хедлайнеры, чем я.
Михаил Воронин, старший партнер Atlanty Group, создатель первого российского бизнес-форума «Атланты»:
Стоит предположить, что вы взяли название для бизнес-форума «Атланты» не без оглядки на Айн Рэнд. Кто такие «атланты» сегодня, с вашей точки зрения?
Михаил Воронин: Для меня «атланты» — это люди, которые что-то созидают, а не сидят на попе ровно. При этом не только предприниматели, у которых свой бизнес и зарегистрированные ООО. Это может быть врач, учитель, художник, бизнесмен, который ищет какие-то необычные комбинации, способные стать ценностью для общества и для отдельных людей.
А хедлайнер, по вашему мнению, это кто?
Смотря в какой сфере. Для кого-то Филипп Кирокоров хедлайнер. Для кого-то Илон Маск. Наша большая идея и то, зачем мы делаем «Атлантов», в том, чтобы популяризировать предпринимательство в России за счет создания ролевых моделей и продвижения их в обществе.
Мы ездили недавно в Казань, такое небольшое роуд-шоу, встречались там с разными группами предпринимателей и спрашивали их, кого они знают из известных бизнесменов. Люди называют Игоря Манна или Радислава Гандапаса, например, но не знают, кто такой Александр Тынкован, Владимир Седов, Марк Курцер, Андрей Трубников и так далее.
Я с большим уважением отношусь и к Манну, и к Гандапасу, они делают важную вещь для популяризации бизнеса, но при этом предприниматели не знают других героев, которые построили бизнес с нуля. Тынкован создал «М.Видео». Курцер — клинику «Мать и дитя». Трубников — Natura Siberica и так далее. Для меня они являются хедлайнерами. Я очень хочу, чтобы не только предприниматели, но и широкая аудитория знала людей, которые являются двигателями развития общества.
И, проводя параллели с Айн Рэнд, не хочу, чтобы все эти люди, убедившись, что их недооценивают, уехали и создали свой отдельный город.
Насколько человеку, который занят своим важным делом, увлечен им, и все у него получается, необходима известность?
Это каждый определят для себя сам. Есть люди, которые готовы делиться своими знаниями, опытом, историями, ошибками. Есть те, кто видит в этом бизнес-цели, продвигает свой личный бренд, увеличивает финансовые показатели. Кто-то ищет новые проекты, новых людей. Кому-то это не нужно. Роман Абрамович не дает интервью, не выступает — это его выбор, ему так комфортней.
Когда самый успешный предприниматель будет известней Ольги Бузовой, тогда я скажу, что достиг своей цели. Хотя Ольга Бузова — крутой предприниматель, на мой взгляд.
Читая ваши интервью, я обратила внимание, что вы регулярно высказываетесь о тайм-менеджменте сотрудников, часто говорите о работе в выходные. Как, с вашей точки зрения, должен выглядеть выходной успешного человека?
Мне нравится работать, общаться и жить со свободолюбивыми людьми, у которых есть свое мнение. Которые кайфуют от своей работы, а не тянут лямку. Если эти критерии соблюдаются, то каждый определяет свой выходной для себя сам.
Я, например, с большим удовольствием могу засесть на всю субботу за разработку нового продукта. Облазать кучу сайтов, посмотреть часы разных видео, чтобы сформировать идею и концепцию. Вечером погулять с женой, в воскресенье приготовить завтрак и поехать куда-то. При этом во вторник могу почувствовать, что устал и пойти в кино или остаться дома и смотреть сериалы.
Есть те, кто четко для себя разграничивает эти вещи. Тоже круто.
Как вы будете выбирать среди номинантов вашего хедлайнера?
Мне нравятся люди, у которых есть мечта и которые, несмотря ни на что, к ней идут.
А вы какой хедлайнер?
Такой, у которого есть мечта.
Владимир Герасичев, бизнес-тренер и основатель международной компании Business Relations:
«Хедлайнер» — синоним «успешного человека» или все сложнее?
Владимир Герасичев: Хедлайнер — хедлайнеру рознь. Можно стать хедлайнером, но при этом не быть успешным. Да и понятие успеха у каждого свое. Участие в проекте «Дом-2» — тоже своего рода успех. Ведь огромное количество людей смотрят его, и для них его герои — тоже хедлайнеры. Хотя для меня, например, это не так, и те ценности, которые они транслируют, уводят меня от чего-то по-настоящему важного. Поэтому мне слово «хедлайнер» не говорит ничего, если за ним не стоит какой-то серьезной работы. Ведь хедлайнером можно назвать и простого выскочку. Если ты хедлайнер ради того, чтобы набрать какое-то количество лайков в соцсетях, — это одна история. А если ты хедлайнер для тех, кому ты полезен, для кого ты создал что-то важное, — это другая история.
То есть я бы посмотрел на хедлайнерство как на некую обратную связь, полученную от той пользы, которую ты принес своей работой.
Успех — синоним счастья?
Они часто связаны. Если человек добивается того успеха, к которому он шел, то он испытывает радость, удовлетворение. А иначе зачем мы все это делаем? С другой стороны, можно и не добиться успеха в какой-то области, но при этом быть счастливым.
В одном интервью вы сказали, что за успех люди часто принимают его иллюзию, внешнюю составляющую деятельности. Как соотносятся успех внешний и реальный?
Сегодняшние технологии позволяют каждому быть и радиоточкой, и телевизионным каналом. Все знают, что то, что мы видим в Инстаграме процентов на 80 — удачный кадр с наложенным фильтром. Редко кто выкладывает в социальных сетях то, что реально с ним происходит.
Я работаю с большим числом компаний. У каждой есть фасад, а есть внутренняя кухня, которую люди стараются не показывать. Причем это может быть компания номер один в какой-то сфере. Но когда начинаешь копаться глубже, может выяснится, что она убыточная. Радости от своей работы люди не получают и устали много лет нести этот фасад успешности. Так что фасад и внешний успех — это не то же самое, что наполненность, удовлетворенность и самореализация. Настоящее счастье — это, конечно, совпадение внешнего и внутреннего.
В своих выступлениях вы подчеркиваете, что не учите людей жить и работать, а учите слушать себя и менять себя, потому что привычки — это судьба. Оценивая номинантов премии «Хедлайнер», на что вы в первую очередь будете обращать внимание?
С моей точки зрения, есть три компонента, которые делают любого человека успешным: профессиональные знания, профессиональные навыки и отношения (к компании, бренду, к хедлайнерству). Последний пункт очень важен.
Поэтому я буду смотреть на внутренние отношения, контекст. Для меня важно, чтобы человек был скромным, не был эгоистичным. Важно, как он относится к другим людям. Такие вот базовые простые человеческие вещи, как искренность, открытость, естественность, заботливость, внимательность. То, что я называю словом «Контекст».
Какой вы хедлайнер?
Мне неловко об этом даже думать. У меня нет потребности рваться быть на виду. Это немного странно звучит и противоречит профессии, которую я выбрал, но когда я работаю тренером — это одна энергия, а когда я не в зале — я другой.
Хедлайнер — это ведь еще и лидер. Для меня лидер — это тот, кто позволяет другим людям добиваться большего. То есть он лидер не за счет других, а для других. И это для меня, наверное, самое важное.
С 1 января 2017 года в Москве и Санкт-Петербурге опробуют новые методы организации транспортной и пешеходной инфраструктуры, позаимствованные в Европе. Соответствующее поручение дал первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. «Лента.ру» разобралась в нововведениях.
Грядущие перемены в некотором смысле можно считать развитием проекта переформатирования столичного пространства под нужды пешеходов и общественного транспорта. Для его реализации столичные власти пошли на разработку Сводного стандарта благоустройства улиц Москвы, проработав около 200 отечественных и зарубежных нормативных документов, устанавливающих требования к элементам инфраструктуры. В результате этой работы родилось полсотни решений по изменению уличного пространства.
Однако на стандарты и нормативы, установленные федеральными властями, городские власти покуситься не могли. Теперь же распоряжение Игоря Шувалова дает столице зеленый свет. И похоже, движение в этом направлении пойдет быстрее обычного.
На пятничном заседании в ответ на вопрос Шувалова о том, сколько времени потребуется на изменение федеральных стандартов, глава Росстандарта Алексей Абрамов сказал, что на эту работу может уйти год.
«Вы представляете, сколько за год денег может быть потрачено, пока мы с вами стандартизацию будем разрабатывать? — цитируют Шувалова «Известия». — В Москве очень активно применяют мировой опыт, и им надо дать правовую основу для внедрения евронорм. Надо с 1 января подписать весь пакет документов, а не постоянно заслушивать доклады, пусть работают по пилотному проекту те, кто может его реализовать».
Сузить, приподнять и осветить
Первое изменение связано с размером дорожных знаков, частотой их установки и материалом, из которых они изготавливаются.
«Водители путаются из-за знаков. Знаки часто дублируются. Можно и нужно уменьшить те из них, которые не влияют непосредственно на движение. Мы считаем, что на этом удастся сэкономить до одного миллиона рублей на километре дороги», — говорит глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Схожую позицию озвучивал и руководитель столичного дептранса Максим Ликсутов.
Сократится, к примеру, количество знаков, регулирующих парковку и стоянку транспорта. Сейчас знак парковки ставится в начале каждого парковочного кармана, даже если они разделены одним деревом. Чтобы знаки не стояли «забором», предлагается не устанавливать их перед каждым карманом, если между ними меньше пяти метров.
Шувалов также поручил изучить вопрос изготовления дорожных знаков и автомобильных номеров из дешевых композитных материалов, а не из алюминия.
Второе предложение касается сужения полос движения. Эта инициатива уже давно обсуждается на разных уровнях. В настоящее время ширина ряда для трасс с разрешенной скоростью до 80 километров в час составляет 3,75 метров. А для дорог с лимитом в 60 километров в час — 3,5 метра. С января в двух российских столицах эти параметры могут снизить до 3,25 и 3 метров соответственно.
Необходимость сужения ширины полосы для приведения к евростандартам подчеркивают Александр Шумский и директор проектов КБ «Стрелка» Дарья Парамонова.
КБ «Стрелка» также предлагает сузить расплодившиеся в столице велодорожки, отнимающие слишком много пространства у пешеходов.
Третье и четвертое предложения посвящены обустройству остановочных пунктов. Предлагается убрать участки для разгона и торможения в специально предусмотренных карманах. Нововведение направлено на сокращение случаев перехода проезжей части в неустановленных местах.
Для борьбы с теми, кто продолжает парковаться в 15-метровой зоне остановок и вынуждает водителей автобусов высаживать пассажиров прямо на проезжую часть, вводятся «антикарманы» — где тротуар в зоне остановки выступает в сторону проезжей части.
Создание таких же выступов в районе пешеходных переходов должно ликвидировать мертвые зоны, возникающие по вине паркующихся возле «зебры» водителей.
Для большей безопасности пешеходов предусмотрены дополнительные зоны освещения на тротуарах возле пешеходных переходов, чтобы водители видели людей еще до того, как они выйдут на проезжую часть.
Рекомендуется также приподнятые пешеходные переходы — на уровень тротуара. Это облегчит передвижение людей с ограниченными возможностями и мам с колясками.
К международным стандартам предлагают привести и размеры парковочных мест. Сейчас это 2,5 на 6,5 метров для параллельной парковки и 2,5 на 5,3 метра для перпендикулярной. А будет 2,25 на 5,5 метров и 2,5 на 5 метров соответственно.
Ширина выделенной полосы общественного транспорта и такси в соответствии с регламентами должна быть 8-12 метров. Предлагается уменьшить ее до 4 метров и отделить от других полос барьером высотой до 15 сантиметров.
Дарья Парамонова из КБ «Стрелка» также заявила о необходимости привести все столичные трамвайные остановки к «пражскому стандарту», то есть продолжить практику строительства приподнятых платформ, позволяющих удобнее проходить в салон людям с ограниченными возможностями.
Трудности перевозки
Глава ГИБДД России Виктор Нилов отметил позитивную тенденцию снижения количества гибнущих на дорогах людей (на 12,5 процентов). Однако сводки из регионов по-прежнему похожи на «фронтовые»: за 11 месяцев аварии унесли жизни 18 490 человек.
Отдельным пунктом на правительственном заседании рассматривалась ситуация в Ханты-Мансийском округе, где произошло трагическое ДТП с автобусом, перевозившим детскую команду по акробатике из столицы региона в Нефтеюганск. Жертвами аварии стали 12 человек (из них 10 детей) и более 20 пострадали.
Большие группы детей в ХМАО на большие расстояния перевозят часто и теперь этим будет заниматься специализированный центр, для которого закупят новые автобусы.
Вице-премьер предложил задуматься над тем, нужны ли специальные кресла для перевозки детей до 11 лет. «Вы видели современных 11-летних? Мы такими в 16 лет были. Как они в кресло влезут?» — отметил Шувалов. На что глава ГИБДД ответил, что уже сегодня предусмотрены варианты: кресло или ремень безопасности для рослых подростков.
Кроме того, Шувалов дал деликатное поручение ответственным службам и ведомствам проработать вопросы, связанные с лицензированием услуг по перевозке людей, для обеспечения максимального уровня безопасности. Но так, чтобы не возводить избыточные административные барьеры бизнесу.
По данным статистики, каждый второй ребенок, погибший на дороге, был пассажиром. Главной же причиной травматизма у детей-пешеходов является пересечение проезжей части на пути между школой и домом (каждый 11-й ребенок погиб на пешеходном переходе).
Ругаться матом в России считается неприличным, но представить человека, который совершенно не использует матерные слова в повседневной жизни, довольно сложно. Однако мало кто интересуется, почему некоторые слова однажды стали запретными и что, собственно, в них плохого. «Лента.ру» записала лекцию кандидата филологических наук, научного сотрудника филфака МГУ Ирины Качинской, в которой она объясняет, как эротика проникала в русский язык, почему матерщина особенно неприличной считается в исполнении женщин и какая загадка кроется во фразе «[**] твою мать».
«Форменный страм»
В народной культуре все, что связано с телесным низом, может получать прямые названия, но может подвергаться переносам и так называемой эвфемизации. Эвфемизм — это слово-заместитель, оно используется вместо какого-то другого слова, которое почему-либо неудобно произносить, иногда по политическим, иногда по этическим соображениям.
Скажем, много лет я даже не понимала, о чем речь, когда на севере, где я в основном и работаю, говорили «на себе пришло» или «рубаху на себе носить». Оказалось, что это о менструации. Есть местные анекдоты, когда женщины друг с другом разговаривают, и одна другой говорит: «Ну ты что, рубаху еще носишь?» Другая ей отвечает: «Нет, не ношу уже лет пять». А муж говорит: «Ну как же не носишь, ведь ты даже спишь в рубахе».
Такого рода переносов и эвфемизмов очень много, но иногда, конечно, какие-то специальные слова, выражающие реальную наготу, как и само стремление к обнажению тела, у деревенского населения и у старшего поколения не вызывают никакого почтения. Они резко осуждаются.
«Весь голый человек идет, груди-то прижаты маленько, задница закрыта, я говорю: снели бы все да и ходили бы так, наголец. Страм, форменный страм!»; «По телевизору страм показывают — аж тошнит! Пошли кино смотреть: все наги, а молодые, кто смотрели, усиживать не могли на месте».
В то же время эротика в рамках культурной традиции (в фольклоре и не только) воспринимается как нечто смешное и забавное. Например, деревенские женщины видят нагие портреты в картинной галерее. Они рассказывают о том, как они ездили в Ленинград и как в музей водили: «Нас еще по всем портретам провели в Ленинграде: женки голые, титочки торчат — мы хохотали». То есть с точки зрения народной культуры обнажение — это неприлично, но смешно. Непристойные предложения, которые мужчина делает женщине (или парень девушке), в форме частушки выглядят как одобряемое озорство, но в жизни рассматриваются как грубое нарушение этики.
«Мы пришли на медосмотр, он [то есть врач] мне сказал: «Ты подождешь». Что такое? Я отошла в сторонку. «А пойдем, мне надо половые чувства!» Я шарики раскрыла [в смысле глаза], изумилась вся. Я молода совсем была: двадцать-то годов было мне. Я говорю: «Ак чего это! Вот беда-то, вот беда-то!»»
То есть ни на какие «половые чувства» категорически никто не собирался отвечать, но в эротическом фольклоре отражена та же смеховая культура, как и, скажем, во времена Ренессанса. Здесь переплетается возможное и невозможное: дети матерятся и взрослые тоже, все заняты желанием сношаться (в том числе старики и старухи), постоянно возникают нелепые пары (девушка связывает себя со стариком, со старухой — парень). Очень силен антиклерикальный мотив: название половых органов распространяется на предметы, животных, людей; половые органы персонифицируются, живут собственной жизнью; переплетается высокое и низкое, ругательства и божба, заговорные традиции, пародия на заговоры, религиозные обряды, пародия на них — и так далее.
Откуда пошел мат и само слово «мат»
Теперь представим латынь, русские непристойные аналоги и русские пристойные слова. Русских пристойных, конечно, гораздо больше. «Гениталии»: непристойного нет; пристойное — «половые органы». «Пенис», «фаллос»: русское непристойное — [***], хер, елда, елдак; русское пристойное — член. «Тестикулы» (яички): русское непристойное — муди, муды, муде; пристойные — яйца, яички.
Так выглядит сейчас язык телесного низа. Выделено (в квадратных скобках, — прим. «Ленты.ру») запрещенное слово. Остальное, в общем-то, тоже может относиться к мату.
То же самое с женским половым органом. «Вагина»: русское непристойное — [*****]; пристойного нет. «Клитор»: русское непристойное — секель (сикель); пристойного нет. «Бедра и тазовая часть тела сзади»: русское непристойное — жопа; русское пристойное — зад (попа, попка).
Но ведь не везде есть соответствие, скажем так, анатомии и народной традиции. Возникает вопрос: что такое мат?
Мат, а по-научному — обсценная лексика (от латыни «обсценный» — «непристойный», «безнравственный») — это табуированные, запрещенные слова. Выделяют от четырех до восьми матерных слов или корней. В первую очередь это слова, обозначающие телесный низ: половые органы — женские ([*****] и «манда») и мужской ([***] и примыкающий к нему «хер»), мужские семенники, яички («мУди» или «мудИ»), а также глагол, обозначающий совокупление. Сюда же причисляют название распутной женщины [*****], хотя первоначально это слово к обсценной лексике вовсе не относилось. Для распутных женщин в народной культуре существует огромное количество слов — несколько десятков, наверное.
Так как все матерные слова относятся к телесному низу, запрещенными они стали тогда, когда вся тема телесного низа оказалась запрещена.
Многие люди считают матерными некоторые другие, особенно обидные слова, употребляемые в брани. Например, «пидорас» (именно в таком варианте, отличном от «педераста»). По некоторым опросам, многие считают матерным и его, но Роскомнадзором запрещены всего четыре слова (половые органы мужчины и женщины, процесс совокупления и распутная женщина — прим. «Ленты.ру»).
Почему-то именно относительно этих четырех Роскомнадзор решил, что их произносить нехорошо, и поэтому я буду использовать вместо них эвфемизмы: вместо мужского полового органа буду говорить «хрен» или «член», вместо женского буду говорить «звезда». «Распутную женщину» вообще упоминать не нужно, потому что она к эротике не имеет прямого отношения.
Происхождение (по-научному — этимология) самого слова «мат» не вполне ясно, но носители русского языка, безусловно, связывают матерную брань с материнством: «отцовской матерью ругаться научились», «материнством выведешь меня», «я и матушку загну», «ну пиши, бог простит меня про все матушки написанные, про батюшки написанные».
Происхождение этих слов — одна из самых сложных загадок. Тут надо быть очень осторожными, знать много близкородственных и связанных между собой языков, знать сложные фонетические переходы и соответствия, которые менялись в разные эпохи. Кроме того, рядом постоянно живут или когда-то жили люди, принадлежащие к различным нациям, говорящим на разных языках, и по-соседски они вполне могли заимствовать друг у друга какие-то слова.
Но точно доказано, что все матерные слова, безусловно, принадлежат к славянской, русской лексике. Еще, скажем, в XIX веке почему-то считалось, что это татарские заимствования, но все-таки мат относится к общеславянской лексике.
Однако у многих из этих слов неясная, «темная» этимология. То есть она не доказана, существует много противоречащих друг другу гипотез. К примеру, до сих пор не установлено происхождение обоих названий женских половых органов. Название мужского полового органа и слово «хвоя» восходят к одному корню в значениях «ветка», «побег», «кол». Глагол [*****] во всем славянском мире давно используется именно в значении «совокупляться», но первоначально, по-видимому, значил «бить», «ударять», «толкать». Как и многие другие эвфемизмы, которые вдруг оказались запрещенными, слово [*****] (распутная женщина) матом не считалось. Его запретили, видимо, из-за частотности. Кстати, слово «блин», которое одно время было чрезвычайно распространенным, — эвфемизм именно этого слова, но этимологически оно восходит к значению «обман», «пустяк».
Реальное происхождение того или иного слова бывает сложно установить, и носители языка часто занимаются так называемой народной этимологией, или наивной этимологией. То есть они на свой вкус сближают похожие, как им кажется, слова.
Такое сближение слов по звучанию — один из принципов языка поэзии, например, но только к настоящей науке этот принцип не имеет отношения. Так, этимологи не уверены, что происхождение слова «мат» связано с матерью. Зато народ уверен.
«Ондрей, держы [***] бодрей!»
В народной культуре существует целый фольклорный пласт, связанный с эротикой: частушки, свадебные песни, сказки (которые Александр Афанасьев назвал «заветными»), заговоры, загадки, пословицы и поговорки. Так, например, в «Русских заветных сказках» Афанасьева, изданных первоначально в Германии, используются разные фольклорные формы обсценной лексики в заговорах.
Например:
«Осы вы, осы, каленые носы, сидите в гнезде, как [***] в [*****]».
«Клюй, рыпка, клюй, на собачей [***]. Клевать не будешь — тебе [***] не видать. Вот такийи наговоры. И помогат другой рас».
«Змею хер круцю, змею хер круцю, не оддаш потери — круце заверцю».
Но встретились и пародии на заговор:
«Болели зубы год, болели зубы два; стало зубам легче — стану за член держаться крепче».
«Святой Нестор, сведи ее вместе, сустав на сустав поставь, для члена место оставь».
«Лес сваливали, упала да расшиблась, а тут парень говорит: «Повторяй девка: шла по перелазу, валилася, звезда оголилася, кровь остановилася».
Среди жанров, включающих эротику, встречаются предложения, высказывания, содержащие акростих (текст, в котором первые буквы слов или строчек образуют какое-либо слово или фразу — прим. «Ленты.ру»):
«Пелагея Ивановна забыла дома азбуку».
Еще есть такие загадки, которые воспринимаются как крайне непристойные, хотя вроде бы все хорошо. Очень много примеров, когда провоцируется неприличное слово, но отгадка, конечно, невинная.
Игра слов проявляется и в производстве рифм. Неприличное слово может сопровождать имя, то есть являться дразнилкой при имени. Она встречается в рифмованном присловье.
«Ондрей, держы [***] бодрей!»; «Олеша-Олеша, хероф ноша»; «Лизавета — хер тибе за это»; «Зафтра субота, хер не робота»; «Укроп, петрушка, фсякая херушка» и т.д.
Очень часто обсценное слово становится словом-эхом, парным сочетанием с помощью финала — суффикса и окончания, подстраиваясь под основное слово. Очень часто слово-эхо появляется в диалоге. Это, конечно, связано с неограниченными словообразовательными возможностями обсценной лексики. «К херу! — Ф стару веру!»
Но чаще всего мат используются в частушках «с картинками». «Картинки» — это хулиганские или непристойные слова. Чаще это масленичные частушки. Я думаю, что эвфемизм «с картинками» вместо мата связан с игральными картами, где очень часто на рубашке изображались непристойности. То же самое — песни «с картинками».
Хер в словарях
В 90-е годы вышло много эротических и фольклорных сборников. Был переиздан сборник Афанасьева «Заветные сказки». Он состоит из эротических сказок, как, например, сказка про посев членов.
В то время выходили еще такие сборники, как «Ладомир» и «Русский эротический фольклор» от XVII до XX века. В последнем дан текст двух масленичных песен. Он вполне эротический. А в конце книги даже дается список эвфемизмов для мужских гениталий, например: баран, батарея, белое перо, боровок, булавочка и так далее.
Здесь уже достаточно много эвфемизмов, которые появляются в подобных текстах. Но надо сказать, что это далеко не все они.
В 90-е вышло также большое количество словарей, связанных с матом. Самый большой словарь мата составил Алексей Плуцер-Сарно. В нем два тома: том первый — мужской половой орган, том второй — женский. В этом словаре целый том посвящен фразеологии. Эта фразеология, конечно, имеет отношение далеко не только к эротике, но и к брани, например.
Первоначальные значения слов, обозначающих половые органы, выходят далеко за пределы. Все знают основное значение этих слов, но обычно они используются в совершенно других значениях, обладают очень высокой экспрессией. Бывают слова нейтральные, а бывают яркие, выразительные. То есть обсценная лексика — это лексика очень эмоциональная, экспрессивная. Она обладает невероятным словообразовательным потенциалом. При этом корни слов теряют связь со своим первоначальным, основным смыслом, становятся пустыми, а значение слова получают за счет служебных частичек — морфем, суффиксов, приставок.
Один из первых словарей, который вышел в 90-е годы, носит очень удачное название — «За пределами русских словарей». Алек Флегон (британский публицист — прим. «Ленты.ру») не лингвист, и поэтому у него в этом словаре такая сборная солянка: там не только мат и эротика, но и какие-то совсем непонятные слова. Причем очень часто он эти слова неправильно атрибутирует. Например, он приводит строку из Галича: «Я гулял с этой падлою». В качестве начальной формы он дает слово «падла» как прилагательное, хотя понятно, что это существительное.
В общем, лингвисты совершенно справедливо ругают этот словарь, тем не менее Флегон был тем, кто дал толчок к появлению таких словарей.
Еще один — «Словарь бранных слов и выражений в русской литературе» — составлен по литературным текстам, от Баркова и Пушкина до наших дней. В нем приводятся примеры из литературы. Здесь используются, конечно, не только матерные слова, но и просто бранные.
«Русская заветная идиоматика», написанная Анатолием Барановым под псевдонимом Василий Буй. Буй — это, соответственно, тоже эвфемизм. Этот словарь — лингвистический, сделанный специалистом, но, мне кажется, в нем учтены далеко не все значения.
Близкий к этим словарям — очень небольшой, недавно появившийся в Петербурге «Ругайтесь правильно». В нем даются объяснения различным конструкциям с примерами из литературы.
Размер имеет значение
Сферы использования мата и причины его употребления многообразны. Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи: повышение ее эмоциональности, разрядка психологического напряжения, оскорбление, унижение адресата речи, демонстрация раскованности, независимости говорящего, демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрация принадлежности говорящего к «своим» — и так далее.
«Я как разъярюсь, расстроюсь и матом скажу — тоже грех. Иногда матькаюсь — когда в досаду. Не скажу, что мы не матькались. Лошадь не идет — матькаемся. Я сама обрижалась (ухаживала за скотом), я сама так матюкалась. А как без матюков? А этот мат у нас безобидный. Он, как говорится, для связки слов: для смеху вворачивали матюга. Я не люблю матерятся. Если к делу только вытерню».
Обширная фразеология связана с матерной бранью. Ругаются большим, великим матом, посылают на большие матюги, выпускают большую мать. Что конкретно имеется в виду под «большими матюгами» — не всегда очевидно. Большими, круглыми, грубыми матюками, матюшками, самым большим матом чаще всего являются посылы, но в нашем случае это формула «послать на [***]». Именно большие матюги в первую очередь подвергаются заменам. Ну, например, «на хер» — это маленький матюг, а «на [***]» — уже большой.
Большими матюгами может считаться использование любого обсценного корня, в том числе стандартные трехчленные или двухчленные ругательства.
«Раньше как ругались? Холера да сатана. Теперь все больше большим матом, самым большим: на три буквы».
«Дрыгай пол, дрыгай пол, дрыгай потолочина. Так ведь там матюшки. Уходи, такая мать, пока не поколочена».
Иногда, впрочем, ни большое, ни тем более малое ругательство не предполагает наличие обсценной лексики, что не уменьшает экспрессивность высказывания. Малое ругательство — чирий тебе в горло, а большое — сто чирьев в горло. Мы видим, что проклятья могут быть и без мата.
Женщины бранятся, хотя именно на них накладывается особый запрет материться. Существует и запрет материться при женщинах.
Твою мать. Но кто?
Сейчас мы разберемся, что означает фразеологизм «[**] твою мать», что в переводе означает «имел твою мать».
Возникает большой вопрос, как понимать первое слово — то есть «имел». Кто имел эту самую мать? Я, ты или он? В прошедшем времени отсутствует категория лица, и три лица смешиваются. Самая известная версия объяснения смысла этого фразеологизма принадлежит Борису Андреевичу Успенскому. Рассмотрев обширный материал древних рукописей и современных полевых записей, он связал это выражение с культурой земли-матери, с культом Богородицы и родной матери.
Субъектом действия, не зафиксированным в русском варианте, но сохранившимся в некоторых славянских языках, он считает пса. То есть Успенский предполагает, что субъект действия здесь — некий «он» (например, пес), и «он» имел твою мать.
В архангельских говорах, как и в рукописях, отсутствуют примеры четырехчленного варианта фразеологизма. Но если принять во внимание подобную гипотезу, утерянным первым членом мог быть не только пес, но и черт. Это уже мои предположения.
Может быть, существовала вариативность: пес, черт, бес, дьявол, леший и прочие. Тогда смысл выражения «[**] твою мать» заключается в оскорблении собеседника. Кто-то — пес, черт, леший — был с твоей матерью. Следовательно, ты — незаконнорожденный. Отсюда выражения «чертов сын», «чертовы дети», «собачьи дети», «песьев сын».
Исследователь Ковалев приводит ссылку на Зеленина. Он писал: «Так называемая матерная русская брань равносильна, собственно, бранным выражениям: молокосос, щенок и т.д., подчеркивающим юность и неопытность объекта брани».
Ругающийся выставляет здесь себя как бы отцом того, кого он бранит, неприличная формула матерной ругани означает, собственно, «я твой отец», точнее — «я мог быть твоим отцом!». Получается как у Киплинга: «Мы с тобой одной крови — ты и я».
Но Ковалев полагает, что субъектом действия в этом трехчлене является первое лицо. Это выражение можно отнести к концу эры матриархата и складыванию патриархата. Значение его уже в ту пору было отнюдь не похабным, а скорее имущественным.
Обладающий матерью рода становился хозяином рода, поэтому древнее значение выражения необходимо было понимать как «я теперь ваш отец» или «я теперь хозяин всего, что вам принадлежало». Но переосмысление субъекта действия с первого лица на третье считается более поздним. Скорее всего, первичным было выражение с «Я». Я склонна считать так же, потому что тогда объясняется, почему особый запрет материться и произносить эту формулу накладывался именно на женщин. Если женщина произносит эту фразу, то она вообще теряет смысл, причем даже с грамматической точки зрения.
Хотя на самом деле в этом трехчлене может заменяться каждое слово. Свои грамматические и эвфемистические варианты имеет глагол «ети» (так он произносился в древности). Притяжательные местоимения могут быть не только «твою», но и «вашу», а также «его», «ее», «их». Подвергается разнообразному варьированию конечный вариант: вместо слова «мать» может быть очень много всяких других вариантов. Эвфемизация классического варианта этого выражения, возможно, вытекает из необходимости сохранить общую экспрессию при уменьшении грубости выражения без использования собственно обсценных слов.
Я считаю, что для того, чтобы эвфемизм был узнаваем, нужны особые маркеры: фонетические, грамматические и синтаксические. Самым частотным является фонетический маркер, то есть эвфемизм начинается со звука «йот», после которого идет гласная «о» или «э»: ерш, ех, еж, елки, еклмн, едри, едрить, екуть, япона мать, японский городовой и прочее. «Оставили, ерш твою мать, сумочку»; «Едрить твою мать». Существует также грамматический маркер. Это, например, слова «грёб» или «грёбаный»: «грёб твою мать»; «мать твою за ногу»; «мать твою душу»; «едрить твою налево».
Заменить любой мат и сделать матом любое слово
Как приличные слова превращаются в неприличные? С одной стороны, эвфемизмы не считаются нецензурными. Они существуют для того, чтобы грубое слово заменить негрубым. С другой стороны, можно наблюдать, как частотный эвфемизм принимает на себя все функции обсценного слова, и уже новое слово становится запретным.
Такова судьба, например, слова «хер». Первоначально это название буквы «Х» в кириллическом алфавите. Это слово использовалось в качестве эвфемизма. Например, у одного из классиков XVIII века было: «Херы с покоями сплетались по стенам». На самом деле это описание картин непристойного содержания, которые висели на стенах. Постепенно слово «хер» оказалось полным аналогом основного слова, включая все переносные значения, всю фразеологию, и сейчас это слово многими считается столь же неприличным.
Или, например, слово «дрочить» тоже первоначально имело два значения: первое — тереть, трением очищать («до того весь день дрочишь эту потолоку, да поту шеркаешь»), второе — потакать кому-то, потворствовать капризам, баловать, нежить («дрочат, потворят родители, маленького тешат», «бабушка его дрочит», «корову дрочишь», «лошадь дрочишь»). Всем известен также глагол «трахаться», первоначальное значение которого — ударять, бить. Сейчас оно стало основным заместителем глагола, обозначающего соитие.
Слово «давать» основывается на многозначности: «Я, бывало, всем давала, сидя на скамеечке, не подумайте плохого — из кармана семечки».
Но первоначально слово «дать» или «давать» выступало как вспомогательный глагол при инфинитиве или существительном, и значение словосочетания зависело от них:
«Я бы этому начальнику дала бы поити, кабы дал такую справку на работу не идти».
«Загорелись наши бани, загорелись вьюшки — наши девушки скупые не дают звездушки».
«Выделывала, выкомаривала, старику звезды дала — не разговаривала».
Произошла компрессия, такое сжатие, когда дополнение стало необязательным, и глагол «дать» или «давать» получил самостоятельное значение — позволять, совершать половой акт, вступать в интимные отношения:
«Она сама его лезет — сама дает».
«Загуляла я пятнадцать, задавала я семнадцать, замуж вышла девятнадцать».
«Помню — был, помню — просил, не помню — дала или нет».
Эвфемизмы могут быть устойчивыми, а могут оказаться окказиональными. Вот анекдот, основанный на игре слов:
«Мужик говорит: «У меня мягкой да сыр». Она говорит: «О, давай!» А у него мягкой да сырой от».
Мягкой — небольшой круглый хлеб, субстантивированное существительное. То есть девушка льстится на подарки и надеется, что ей предлагают еду, а на самом деле ей предлагают коитус, совокупление, и дается описание мягкого и сырого пениса.
Слово «секс» в сегодняшнем распространенном значении, связанном с коитусом, в англоязычных странах появилось лишь в 1929 году, а слово «сексуальный» — в 1959 году. По данным Национального корпуса русского языка, употребление слова «секс» резко возрастает с 60-х годов XX века, а пик приходится на начало XXI века. Оно встретилось, скажем, в 1000 документов из 115 000, было употреблено чуть больше 4000 раз среди 283 500 000 слов. То есть нам кажется, что все только о сексе и говорят и что это такое распространенное слово, а оказывается, что не все, не всегда и не очень часто.
Те синонимы, которые были до слова «секс» (совокупление, интимная жизнь, половой акт, сношение, связь), выражают то же самое, но они до сих пор в употреблении. Это нужно всегда иметь в виду, потому что некоторые словосочетания оказываются невозможными из-за этого вторичного значения. Например, нельзя сказать «помещик находится в связи со своими крестьянами», потому что «находиться в связи» значит иметь половые связи. Также к подобным словам можно отнести «гулять», «блудить», «давать», «жить», «спать», «грешить», «проникать», «драть» и так далее.
«Девки окуня ловили, все емалися за хвост. Не могли дождаться Пасхи — нагрешили в Великий пост».
«Меня сегодня кликали и вчера все кликали — дура я, не пошла, не то бы да натыкали».
«Была молода, да можно пощупать, да можно покопать».
«Ваше дело — не рожать: сунул, плюнул и бежать».
Иногда в качестве эвфемизма используется глагол, грамматически схожий с обсценным:
«Ой, тошно мне, нелюбимый на мне, меня горюшко берет, не любой меня скребет».
Могут также использоваться идиомы:
«Через тын, через забор ходил к сударушке во двор, на тисовую кровать ходил полозья загибать».
Нам может быть даже непонятно, что это эвфемизмы. Иногда вместо слова может возникать пауза или междометия, сопровождаемые жестом: «У Романа два кармана, у Романихи — мешок. Он Романихе… до самых до кишок». Отгадка — «засунул до самых до кишок».
Существуют и многочисленные загадки с невинной отгадкой. «И в стоячку, и в лежаку промеж ног толкал горячку». Это просто веник в бане. «Хай да махай, да селедку пихай, тычи да мочи, на край волочи». Это о подъеме ведра из колодца.
«Гораздо интереснее, чем называть вещи своими именами»
Эротическая литература известна с глубоких времен. В русской литературе мат — значительный культурный пласт. И хотя он подспудный, потаенный, непроизносимый, каждый культурный человек обязан быть с ним хорошо знаком. Эротика и мат не всегда пересекаются, однако в поэзии метафоры бывают даже куда более изощренными, чем в народной культуре.
Матерная поэзия была особенно популярна в XVIII-XIX веках. В первую очередь это так называемая барковщина — непристойные сочинения, приписываемые Ивану Баркову. Больше всего известны сборники нецензурной поэзии «Девичья игрушка» и «Девичьи шалости». Туда вошли «Гаврилиада», «Тень Баркова» Пушкина и юнкерские поэмы Лермонтова. Эротические стихи имеются практически у всех крупных поэтов. Грань пристойности и непристойности бывает разной у Есенина и Маяковского, у Кибирова и Пелевина, у Лишковского и Сорокина, даже у Шнура. Хотя его поэзия меня не привлекает, потому что когда у него девушка явно с консерваторским образованием поет, пардон, [*****] (женский орган), происходит игра в народ, и меня это смущает.
В языке эротики происходит некая глобализация, упрощение, усреднение. Мы все чаще используем слова латинского происхождения, что скоро будет характерно и для деревенской культуры. Было время, когда молодежь очень много материлась на улицах. Из-за такого частого употребления матерные слова могут стать общеупотребительными, потеряв свою экспрессию. Но я думаю, этого не произойдет.
Требуется ли новый язык для того, чтобы говорить с детьми о сексе? Пока нам хватает двух направлений: использования терминов из языка медицины и эвфемизации. Последняя во многом связана с игрой слов, которая, как мне кажется, продолжается до сих пор в любой культуре. Но каждая пара может придумывать свой язык любви. И это будет гораздо интереснее, чем называть вещи своими именами.
Топонимов и фамилий, которые произошли от эвфемизмов, тоже много. У меня, например, был знакомый по фамилии Дураков. Когда он женился, то взял фамилию жены. Хотя плеяда артистов Дуровых даже не думала менять свою фамилию. То же самое с матерными фамилиями. Иногда они даже не воспринимаются как непристойные. Например, фамилия Удин произошла от слова «удить». Это могло быть эвфемизмом, а могло и не быть.
Нейтральный язык все-таки существует, поэтому на русском мы можем говорить о сексе не только медицинскими терминами или матом. Но двусмысленность возникает именно при использовании слов с многозначностью, поэтому с ними нужно быть очень осторожными.