Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
В пятницу, 28 апреля, в Кремле чествовали новых Героев труда. Среди них — знаменитый худрук не менее знаменитого театра, заслуженный государственный деятель, «хозяйка якутского леса», краснодарский врач, а также северодвинский корабел. Теперь Героев труда в новейшей истории России уже 25. О том, как вручались золотые звезды, — в материале «Ленты.ру».
Пятый год накануне 1 Мая в Кремле вручают 15-граммовую медаль в форме звезды из чистого золота. Ее носят на левой стороне груди выше других госнаград. Лауреатов всегда строго пять. Когда-то за ударный труд на благо социализма награждали сотни граждан. Вручались ценные подарки. В самые тяжелые времена это были полтора пуда муки, отрез сукна или комплект нательного белья. Сейчас к награде прилагаются выплаты и льготы. Но геройские звания раздают аккуратно, очень выборочно. Официальное объяснение — для повышения статуса.
С 2013 года, когда возродили звание Героя труда, этой чести удостоились лишь двадцать человек, поэтому в Екатерининском зале Кремля все они легко поместились. В качестве группы поддержки на церемонию пришли певец Иосиф Кобзон (награжден в 2016 году) и тренер Ирина Винер (награждена в 2015-м). На груди Кобзона красовалось сразу две звезды. Случай торжественный, поэтому надел и награду самопровозглашенной Донецкой республики, объяснил певец. В августе эту звезду ему вручал глава ДНР Александр Захарченко. В указе значилось: «За мужество и героизм, проявленные при защите Донецкой народной республики, присвоить Иосифу Давыдовичу Кобзону звание Герой ДНР».
Правда, не все лауреаты прошлых лет решились спуститься в круглое фойе, где гости обычно пьют кофе перед церемонией, а заодно их атакуют журналисты. В народ смело вышли женщина-лесничий, слесарь-монтажник и врач.
«Да что там страшного? Я и не знаю страха в лесу», — смеялась над глупыми вопросами Варвара Устинова, много лет проработавшая лесничим в Якутии. Ее расспрашивали про диких зверей и пожары в лесу. Действительно, страшное дело для горожанина. Но для Устиновой — ничего необычного. Она без малого четыре десятилетия возглавляет Хангаласское лесничество. А это территория почти в три миллиона гектаров, частично — особо охраняемая зона, где под руководством Варвары Михайловны удалось увеличить популяцию редких животных и количество краснокнижных растений.
Специально чтобы ее поздравить, в Кремль явился глава Минприроды Сергей Донской. «Ну наконец-то! Наконец-то и у нас такая награда», — говорил он, обнимая Устинову. «Настоящая хозяйка леса», — охарактеризовал ее Путин. А та не растерялась и пожелала ему здоровья крепкого, как якутский алмаз.
Самая большая и звездная группа поддержки собралась у режиссера и худрука театра «Современник» Галины Волчек. На круглых диванчиках ее ждали «театральные дети»: Чулпан Хаматова, Алена Бабенко и Марина Неелова. Марина Мстиславовна обращала на себя внимание тем, как неуловимо стала похожа на любимого худрука. Еще бы! Большая часть творческой биографии пришлась на работу в театре «Современник». Алена Бабенко просто была хороша и вертела ножкой в алой туфельке с высоким каблучком.
«Я не могу даже представить себе, что эта звезда персонифицирована и что эту высокую награду дают мне лично. Не мне! Не мне!» — открещивалась Волчек от высокой чести. В зал она въехала на инвалидной коляске: уже несколько лет Волчек прикована к ней из-за болезни. «Мне только потому, может, что я такой старожил, что я, в этом году выяснилось, 45 лет уже руковожу «Современником». Думаю, боже, как это меня вообще хватило настолько!» — признавалась она.
Вспомнила ушедших из жизни коллег: «учителя и вождя Олега Николаевича Ефремова», Игоря Квашу, Лилю Толмачеву. И приветствовала новое поколение актеров «Современника»: «Надеюсь, они всегда будут защищать русский психологический театр от всякой модной шелухи». Чулпан Хаматова растрогалась до слез. Эмоции охватили и Сергея Гармаша, в какой-то момент он потянулся за платком.
Бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев, встав у трибуны, говорил долго и с удовольствием. К слову, он — первый в новейшей истории страны политик, удостоенный звания Героя труда. «Я всегда говорил, что во власть со слабыми нервами и без любви к людям нельзя ходить, — рассуждал Шаймиев. — Когда есть попытки на нас давить, будь это санкции или иная форма, народы нашей страны по-особому начинают реагировать, становятся более сплоченными и начинают поддерживать по-особому власть, потому что это наша земля, это наша Родина и страна». Россия не может быть слабой, убеждал Шаймиев, обращаясь то ли к президенту, то ли к остальной публике.
Сам Владимир Путин, перечислив заслуги всех лауреатов, отметил, что Россия всегда была богата на таланты и преданных сыновей и дочерей. «Бескорыстных, неординарных, умеющих трудиться на общее благо, успех и процветание своей Родины», — сказал он.
Один из таких — пока еще не столь широко известный слесарь-монтажник Алексей Иванов. «Но это яркий пример того, как принципиально важны в любом деле личная ответственность и мастерство», — объяснил Путин. Ведь Иванов доводил до ума сложнейшие элементы техники для подводного флота.
Главврач краевой клинической больницы №1 Владимир Алексеевич Порханов, с энтузиазмом раздававший журналистам рецепты долголетия (от курения отказаться, не злоупотреблять алкоголем, вести активную личную жизнь), поставил высокую планку. «Я хочу, чтобы наша страна занимала первое место по продолжительности жизни, чтобы у нас люди жили по 85 лет, как в Норвегии, и по 87, как в Японии», — заявил он. А для закрепления успеха все выпили по бокалу шампанского. Врач разрешил.
Скоро исполнится три месяца, как Москва перешла на раздельный сбор отходов, но некоторые жители столицы до сих пор продолжают выбрасывать мусор как придется, безо всякой сортировки. Отделять ценное вторсырье вместо них приходится мусороперерабатывающим заводам. Сотрудник одного из таких предприятий рассказал нам, какие удивительные находки можно сделать в московском мусоре.
Владимир Васильевич Шамонский работает на мусоросортировочном предприятии ЭкоЛайн во Владыкино. Здесь отходы из двух округов столицы тщательно разбирают и сортируют, чтобы отправить на переработку или утилизацию. «Мы все сортируем, в утилизацию идут только неперерабатываемый хлам и остатки еды, а пластик, картон и бумага, тетрапак отделяются, — рассказывает Владимир Шамонский. — Бутылки, например, — это стекло, у меня контейнеры стоят, чтобы коричневое, зеленое и белое стекло собирать отдельно. На конвейерных лентах сотрудники сортируют бумагу к бумаге, пленка черная, пленка белая, металл тоже. Один раз три тонны набрали».
Впереди всех
Сортировочные комплексы работают в России уже несколько лет. Но поскольку весь мусор выбрасывался вместе, то полезное вторсырье (бумага, пластик, стекло, металл) становилось грязным, теряло свои свойства, ведь оно какое-то время лежало вместе с пищевыми отходами. И отобрать для переработки получалось не более 10 процентов отходов. Именно поэтому важно изначально не смешивать чистые сухие отходы с другим мусором.
Власти столицы планировали ввести систему сортировки мусора в 2022 году, но реализовали эту программу досрочно. С 1 января 2020 года практически во всех дворах города появились два контейнера — синий для вторсырья, серый — для всего, что нельзя переработать. Урны для раздельного сбора мусора появились и в госучреждениях, и в местах общественного пользования, и так далее. К 1 января в Москве для сортировки мусора было оборудовано 22 тысячи площадок, на которых установили 60 тысяч контейнеров. Вывоз отходов осуществляется пятью крупными компаниями и городским предприятием «Экотехпром».
Дело в том, что многие мусорные полигоны, куда десятилетиями свозится мусор, оказались заполнены. Новая программа может кардинально эту ситуацию изменить. Именно поэтому с 1 января 2019 года в России вступил в силу закон о раздельном сборе мусора. Он позволит не только улучшить экологическую ситуацию, но и качество жизни. «У мусорной проблемы есть вполне конкретное решение — сортировка и переработка отходов. Логика простая: чем тщательнее мы сортируем мусор, отделяя мокрые, органические отходы от сухих (пластика, стекла, картона), тем больше сырья можно отправить на вторичную переработку и тем меньше мусора поедет на помойку», — сказал в одном из интервью глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
Отходам дадут вторую жизнь в виде канцелярской и туалетной бумаги, также они превращаются в строительные и изоляционные материалы, полиэтиленовую тару, ящики и многое другое. По мнению экспертов, благодаря раздельному сбору может быть переработано около 50 процентов столичных отходов.
Сумки икон
В процессе сортировки попадаются и неожиданные предметы. Что-то, по всей вероятности, выбрасывают случайно, а что-то вообще непонятно как могло оказаться на мусороперерабатывающем предприятии. «На сортировке случаются разные находки, кому-то везет: даже деньги находят… Бывает, и хорошие вещи выбрасывают. Я слышал, находили у нас тут — кто дрель, кто пылесос. Включают — все нормально работает», — говорит сотрудник завода.
Впрочем, далеко не все неожиданные находки радуют сотрудников предприятия, некоторые заставляют возмущаться или в недоумении разводить руками. Так, в последнее время в мусоре начали находить православные иконы. И не одну — две, а буквально десятки. «Я человек верующий. И вот бежит ко мне один сотрудник, кричит: «Володя, нашли две сумки, а в них иконы из Софрино, с печатями, новые совсем, с мощами внутри. Их там штук 50 было», — рассказывает Владимир Шамонский. — Потом еще работаем — напарник кричит: «Чемодан! Иди скорее». Я открываю — а там опять иконы, штук 30. Я чемодан убрал, у себя положил, а коллег предупредил, говорю: «Ребята, будьте добры, откладывайте и отдавайте мне»». Однажды Владимир нашел живописную икону старой работы — «Божья Матерь Казанская». Она стояла у него на работе, уголок только был отколот, но можно отреставрировать.
По церковным законам
С точки зрения православных христиан, выбрасывать иконы на помойку — большой грех. Если священный образ по каким-то причинам был поврежден и более не годится для использования по назначению, его лучше отнести в ближайший храм. Отправлять же икону в мусоропровод или контейнер совершенно недопустимо. «У нас рядом церковь, там батюшка служит, отец Александр, — рассказывает Владимир Шамонский. — Он посоветовал найденные иконы раздать, если кому надо, а если какая не нужна никому — ему принести. Потому что выкидывать, говорит, большой грех».
По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать — на даче или на природе, а золу закапывать в землю.
Сейчас многие православные держат Великий пост, а через месяц россиян ждет светлый праздник Пасхи Христовой. Хочется пожелать всем внимательнее относиться к собственным традициям и нормам поведения. И не нужно привычно смешивать в одном контейнере остатки пищи, бумагу, пластик, металл и очень вредные для природы батарейки. Лучше разбирать мусор по сортам и выбрасывать в соответствующие контейнеры: синий — для вторсырья и серый — для окончательной утилизации.
Нигерийские криминальные группы с нетерпением ждут чемпионата мира по футболу, чтобы перебросить в Россию рекордную партию чернокожих секс-рабынь. Вербовать, перевозить и эксплуатировать невольниц — для них прибыльный и безопасный бизнес. Ежегодно тысячи девушек привозят к нам по настоящим студенческим визам, обещая бесплатное образование и приятную жизнь в богатой северной державе. А освобождением секс-рабынь занимаются российские активисты-общественники.
Хочу быть модельером
Истории нигерийских проституток похожи одна на другую, а все вместе — на хрестоматийный сюжет из жизни: девушка приехала в столицу, чтобы учиться, но не поступила…
Синтия занималась на родине шитьем и мечтала стать модельером. Ей предложили поехать учиться в Россию — правда, не на дизайнера, а на врача. «Еще лучше», ― подумала девушка. Быть врачом престижно и прибыльно, можно помочь стареющим родителям. А там уже будет видно — где один диплом, там и другой.
Организаторы поездки потребовали пройти через ритуал вуду — ведь ехать предстоит далеко на Север, где Синтии и таким, как она, без особой защиты не обойтись. Пришлось пожертвовать прядью волос и дать клятву остерегаться чужаков, ни с кем из них не говорить о том, что происходит внутри общины на чужбине.
Самолет прилетел в Москву, девушку и ее попутчиц встретили, забрали у них документы и отвезли в квартиру на юго-западе столицы, в районе Ясенево. При этом вуз, куда она собиралась поступать, находится в Архангельске.
По приезде Синтии объяснили, что за оформление приглашения от института, покупку билета и прочие услуги ее землякам пришлось заплатить около 50 тысяч долларов США. Деньги нужно вернуть, и отрабатывать их придется, оказывая интимные услуги жителям столицы.
Попытки сопротивления были сломлены изнасилованиями, побоями и угрозами — технология подавления воли новоиспеченных рабынь отработана на сотнях девушек с наивными мечтами о будущем. Ощущение безысходности подкреплялось незнанием русского языка и отсутствием знакомых за пределами притона.
Так прошло почти три года. А затем начались серьезные проблемы со здоровьем: Синтии сделали хирургическую операцию, после которой она утратила возможность рожать детей и привлекательность для клиентов из-за огромного шрама. Девушку буквально выкинули на улицу, как отработанный материал, без денег и вещей. Это могло стать печальным концом ее истории, если бы не помощь российских волонтеров из движения «Альтернатива», занимающегося борьбой с рабством.
Синтию поселили в московской квартире и занялись ее легализацией. Она не первая девушка, вызволенная из сексуального рабства, но первая, кому волонтеры пытаются помочь поступить в столичный колледж, где она сможет учиться на дизайнера, как мечтала когда-то.
Нигерийская братва
Квартира в Ясенево, куда попала Синтия, — одно из десятков жилищ, арендованных нигерийскими преступными группами специально для чернокожих проституток, находящихся в их собственности.
В каждом притоне есть своя мадам — женщина, уже отдавшая свой долг соотечественникам и получившая взамен свою долю власти. Мадам получает деньги с клиентов, оставляет себе небольшую долю, остальное отдает начальству. Она должна заботиться о том, чтобы девушки не умерли с голоду и не потеряли товарного вида.
Притон Синтии расположен в той же части города, что и Российский университет дружбы народов, в общежитиях которого начинала три десятка лет назад боевой путь нигерийская братва. По словам сотрудников уголовного розыска, Москва первое время служила африканцам лишь одним из перевалочных пунктов в международном транзите героина и кокаина. Торговать здесь они начали после того, как после развала СССР университет перестали тщательно опекать спецслужбы.
Быстрый захват рынка произошел за счет того, что наркотики стоили у нигерийцев значительно дешевле, чем у конкурентов. К тому же эти ребята не жадничали и практиковали бесплатную раздачу товара в высших и средних учебных заведениях.
«Дерзкие черные парни действовали на стыке территорий, контролируемых чеченцами и солнцевскими. Некоторое время никому не подчинялись вообще, но в итоге стали работать под грузинской крышей. Во внутреннюю их кухню никто не лез», — вспоминает один из оперативников МУРа.
В конце 90-х наркотическому беспределу в окрестностях РУДН был положен конец. Вуз создал свой «летучий отряд», выдавивший бандитов из общежитий. Параллельно шла оперативная разработка — обыски, задержания — силами правоохранительных структур, в рядах которых появились чернокожие сотрудники. Однако победить нигерийский криминал не удалось: эти группы рассеялись по всей стране, вместо убитых и посаженных мафиози из неспокойной африканской республики прибывали свежие кадры.
В 2000-х нигерийский криминал прославился на весь мир интернет-мошенничеством. Это были знаменитые «нигерийские письма»: адресатам предлагали помочь с переводом средств людям, которым подобные операции в Нигерии запрещены. В 2006 году принц Абакалики Нигерийский вошел в десятку богатейших вымышленных персонажей по версии журнала Forbes — его состояние составило 2,8 миллиарда долларов.
Доходы от проституции кормят многие преступные группы, но именно нигерийцы научились извлекать из этой сферы максимальную прибыль, используя своих землячек в качестве рабынь, лишенных каких-либо человеческих прав и тем более процентов от прибыли.
«В разборках с другими преступными группами они не участвуют, ничего ни с кем не делят, — отмечает оперативник. — Товар — то есть женщины — у них свой. Нигерийцы имеют достаточно средств, чтобы откупаться от полиции на местах».
Еще при разговоре о нигерийском криминале нельзя не упомянуть о «культах» — это тайные общества, появившиеся в нигерийских вузах много лет назад, как братства, в которых возрождались традиционные языческие африканские обычаи.
Как отмечено в статье сотрудника Института Африки РАН Олега Кавыкина, с 80-х годов прошлого века деятельность братств стала принимать откровенно насильственный, преступный характер, с сохранением особой секретности в отношениях их членов. «Среди видов деятельности культистов: кражи, вымогательство, торговля наркотиками и оружием. Женские «культы» начали выступать в роли банд сутенеров и проституток», ― пишет ученый.
Нигерийцы боятся культистов как огня не столько из-за сконцентрированной в их руках власти и влияния, распространяющегося далеко за пределами родины, а из-за превращения расправы над врагами в жертвоприношение. Однако на территории России эти неоязычники, похоже, подобными вещами не занимались, а вуду используют для заработка на доверчивых гражданах, верящих в силу колдовства.
Дань учебе
Почти все нигерийские проститутки попали в Россию по приглашениям вузов. Чаще прочих в официальных документах фигурирует Юго-Западный государственный университет, базирующийся в Курске.
Учреждение действует согласно утвержденному положению о порядке оформления и выдачи таких приглашений. Там все довольно просто и открыто: желающий поступить в вуз должен прислать необходимые документы, в том числе об образовании, заключить договор и заплатить за учебу деньги.
Никаких особенных знакомств и коррупционных связей не нужно. Неужели в канцелярии учебного заведения не обратили внимание на огромное количество абитуриентов, так и не добравшихся до университета? Впрочем, некоторые нигерийские девушки в университет все же попадают, минуя чудовищный отсев.
Хроника ЮЗГУ свидетельствует о повышенном внимании к нему со стороны посольства Нигерии. Летом 2012 года в вуз приезжал его представитель Маурис Околи с целью заключить контракт на основе межправительственного соглашения. «Я познакомился с университетом. Сделал много фотографий, чтобы показать их ребятам, которые приедут учиться в Курск, — говорил он. — Мы хотим, чтобы наши граждане обучались на инженерных специальностях. ЮЗГУ нам посоветовали иностранные студенты из других стран. Нам нравится, что лекции студентам читают на английском языке».
В 2012 году в университет поступили 30 нигерийцев, а в 2013-м — уже около сотни. На 50-летие учебного заведения, в 2014 году, преподавателей и студентов приехал поздравить консул по миграционным вопросам и образованию Мухаммад Салису Барде.
Циничные сотрудники уголовного розыска считают, что у криминальных и официальных структур Нигерии налажено взаимовыгодное сотрудничество в России. «Это похоже на жребий: одни девушки доезжают до вуза, для них землячество — опора и поддержка, а другим суждено стать проститутками, и соотечественники для них — рабовладельцы», — говорит собеседник «Ленты.ру».
«Вузы должны нести ответственность за тех, кого они пригласили. В случае с Нигерией необходимо более тщательно работать с кандидатами на получение визы. Это уже вопрос к сотрудникам российского консульства в этой африканской республике», — уверена Вера Грачева, консультант ОБСЕ (с 2004-го по 2013 года — советник Бюро спецпредставителя ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми).
Молчание негритят
Чтобы привлечь человека к ответственности за незаконный оборот наркотиков, достаточно обнаружить запрещенное вещество в его кармане. В случае с торговлей людьми, использованием рабского труда и принуждением к занятию проституцией все намного сложнее.
Прокуратура, по словам оперативников, требует, чтобы пострадавшие девушки давали показания на своих хозяев, убедительно объяснили, почему не могли сбежать от них, и предъявили доказательства того, что их принуждали к проституции силой. Иначе как отделить реальное злодеяние от оговора? Ведь в общей массе проституток больше тех, кто выбрал такой способ заработка добровольно.
Однако люди, попадающие в рабство, как уже писала «Лента.ру», не отличаются волевыми качествами. Они просто не способны взять на себя риск и восстать против вчерашних мучителей, тем более что никаких специальных мер защиты для них в госструктурах не предусмотрено: рабов посадят в спецприемник для нарушителей миграционного законодательства и будут тягать на изнурительные допросы.
Отметим, что такое преступление, как рабовладение и принуждение человека к рабскому труду, отнесено к делам публичного обвинения, то есть в качестве повода для их расследования заявления от потерпевшего не требуется. Достаточно путем оперативной разработки доказать, что условия пребывания девушек в борделе и характер отношений с хозяевами является рабскими.
Впрочем, в некоторых случаях действия нигерийских рабовладельцев квалифицируют по другим статьям — так, видимо, проще. К примеру, летом 2014 года Приморский суд Санкт-Петербурга осудил четверых граждан этой африканской республики за похищение человека и вымогательство. Они получили от 10 до 12 лет лишения свободы.
«Указанные лица незаконно привезли на территорию России гражданку Нигерии для оказания услуг интимного характера, однако женщина отказалась этим заниматься, — сообщили в городской прокуратуре. — В ноябре 2012 года злоумышленники похитили потерпевшую и, применяя к ней физическое насилие, потребовали заплатить более одного миллиона рублей, якобы затраченных на ее доставку в Санкт-Петербург».
В отсутствие государственной воли одним из немногих средств спасения для секс-рабынь стал некий Кени, номер телефона которого девушки передают друг другу тайком. Этот человек считается у них супергероем — он помог уже более чем 250 соотечественницам обрести свободу, но наказанием их хозяев принципиально не занимается.
«Эти девушки могут довериться только своим. Страх перед чужими подкреплен колдовскими заклинаниями вуду, нарушение которых грозит смертью. Нам приходилось даже разыгрывать перед ними специальные сцены расколдования», — отмечает руководитель общественного проекта «Альтернатива» Олег Мельников.
Активисты этого движения за несколько лет его существования освободили более 500 человек от различных видов рабства — это были и бесправные трудяги с кирпичных заводов Дагестана и нищие-инвалиды с улиц больших городов. Борьба с нигерийским криминалом, наживающимся на секс-рабынях, для них — самое сложное дело, заниматься которым по-настоящему невозможно без помощи добровольцев из африканской диаспоры.
Все флаги в гости к нам
Во время Олимпиады 2014 года в Сочи, по данным источника «Ленты.ру», из 50 приглашений, выделенных Нигерии, по 30 въехали будущие жрицы любви. Это обстоятельство служит яркой демонстрацией связи криминала с официальными структурами нигерийского правительства.
«В Россию из Нигерии по студенческим визам приезжает около пяти тысяч девушек в год. И предложение чернокожих проституток ограничено не рынком — просто больше ввезти пока не удается, — отмечает активистка и пресс-секретарь «Альтернативы» Юлия Силуянова. — Чернокожие пользуются большим спросом у россиян, подаются как экзотический товар и приносят минимум от трех до пяти тысяч рублей с каждого клиента. Если не принять никаких мер, то в качестве болельщиц на чемпионат мира по футболу 2018 года приедет небывалое число обманутых девушек, которые затем на годы затеряются в притонах. А ведь мы еще не затронули тему ВИЧ-инфекции, с которой в Нигерии известная беда».
Кени необыкновенный
Ему много раз угрожали убийством, но Кени не унимается.
«Как-то подрезал на машине кавказец, сказал, чтобы я занимался своими делами и не лез в чужой бизнес. Меня не трогают пока. Они думают, что я работаю на ФСБ», — этот улыбчивый мужчина среднего возраста и средних же лет с лицом христианского пастыря неплохо говорит по-русски и просит его не фотографировать, но в беседе максимально откровенен.
«Нет никакого отбора. Одних девушек везут в Россию учиться, а других — в притоны, изначально и целенаправленно. Об этом знают и в вузах, и, видимо, в российском консульстве в Нигерии», — рассказывает Кени.
По его словам, настоящих абитуриентов представители учебных заведений встречают в аэропорту, они никуда не исчезают, криминал их не трогает. А тех несчастных, которым заранее определили роли секс-рабынь, перед выдачей визы даже не интервьюируют в российском консульстве.
В Нигерии столицей вербовки наложниц стал город Бенин-Сити в штате Эдо. Они со своими будущими владельцами соплеменники — представители народа бену, но отношения между ними далеко не родственные. «Девушек меняют на наркотики или еще что-то, как вещи», — объясняет нигериец.
На их родине уже более десяти лет назад появились билборды с предупреждениями об опасности угодить в рабство, но пропаганда не работает. Только в прошлом году, по словам Кени, новый губернатор Эдо объявил войну торговцам людьми. А в нынешнем — представители специального нигерийского агентства по противодействию торговле людьми NAPTIP планируют встретиться с руководством российского МВД. Есть надежда, что эта встреча принесет плоды.
«Когда спокойное отношение к сексу кого угодно с кем угодно»
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
С августа 2018 года в российских школах начнут преподавать новый курс для учеников и родителей, рассказывающий о семейном укладе, причем его темами дополнят существующие уроки, а не будут создавать отдельный предмет. Курс был разработан общественной организацией «Национальная родительская ассоциация» (НРА), выигравшей государственный тендер на его создание. В рамках курса старшеклассников станут готовить к «будущему родительству», преподавать им «основы мужской и женской культуры», семейного права, а также проводить уроки «семейной любви». «Лента.ру» попыталась выяснить у секретаря координационного совета НРА Алексея Гусева, что будет представлять собой этот курс и зачем он вообще понадобился.
«Лента.ру»: Так ли нужно все это объяснять?
Гусев: Нужно. Потому что тема семьи — находится на стыке разных предметов. А в нашем школьном курсе предметы, как бы это сказать, сегрегированы друг от друга. И как раз такой предмет, связанный с семьей, должен вмещать в себя знания из разных областей и транслироваться на разных этапах — и на уроках, и во внеурочной, и в каникулярной работе.
Есть ли вообще проблема с пониманием семейных ценностей у школьников? Даже в советское время, вроде бы, не было такого предмета — может, в церковно-приходских школах только было нечто подобное.
Как раз все наоборот. В церковно-приходских школах никогда не было такого предмета, потому что сам закон божий и вообще все, что с ним связано, базируется на книге Бытия, основным событием которой является сотворение человека и то, что произошло потом с Адамом и Евой. Поэтому там-то как раз это не выделяли, а вот в советское время — выделяли!
В 60-е годы появился курс «Гигиена и психология семейной жизни». Там речь шла… Ну, понятно, о чем — о гигиене и психологии. В 1983 году был введен общесоветский курс «Этика и психология семейной жизни». Это как раз потеря начала 2000-х и 90-х годов, когда много что развалилось. В том числе мы и на это перестали обращать внимание. В советское время даже был специальный Совет по вопросам семьи, который функционировал не при Академии педагогических наук, а при большой академии. В него входили представители МВД, Министерства обороны, крупнейших наших советских педагогических НИИ. То есть, статус вопроса «продвижение семейных ценностей» был очень серьезным.
Если взять телепрограмму… Я тут недавно супруге купил газету, выпущенную в день ее рождения, — 8 марта 1979 года. В ней программа всего на два телеканала. Был очень короткий набор телепередач. Но по одной программе в этот день шла «Мамина школа», а по другой — «Родителям о детях».
Но мы-то про школьников сейчас говорим. В рамках вашего курса предполагается обсуждать «основы мужской и женской культуры» и проводить уроки «семейной любви». Разве в советской школе что-то подобное было? Это, вообще-то, достаточно абстрактные темы.
Во-первых, абсолютно не абстрактные, а очень даже конкретные. Перед нами же не стоит задача повторить советский опыт.
Главный принцип для педагога, который начинает говорить про семью, это хорошее знание семейной ситуации в детском коллективе. Иначе могут быть проблемы, иначе мы будем на уроке говорить совсем не то, что дети видят дома. Второе: мы, скорее, должны говорить о некоем моделировании будущей семьи, моделировании ориентиров для детей. Потому что мы знаем, что сейчас в семьях происходит разное… Много разведенных… У нас в стране 600 тысяч отцов-одиночек! Пять миллионов матерей-одиночек и 600 тысяч отцов-одиночек!
Матерей-то на порядок больше.
Ну да, но то, что одинокие отцы есть, — тоже определенный сигнал. Поэтому мы говорим: давайте играть в форсайт-игру, построим семью будущего, сориентируем ребенка на некие ценностные ориентиры… Вот. Это ни в коем случае не будет отдельный предмет. Некоторые говорят: давайте введем обязательное семьеведение. Мы категорически говорим — «нет»! Это должно быть в разных формах, в разном возрасте и совершенно в разных предметах. Главное — тему держать в поле зрения.
То есть, эта программа будет по кусочкам врезана в каждый уже имеющийся предмет?
Абсолютно.
Что, и в математику?
В математику? А почему нет. Посчитайте, например, количество предков, родственников в геометрической, арифметической прогрессии. А если вы это посчитаете, опять же, без основ знания генеалогии как исторической дисциплины, то получится, что у вас в восьмом или десятом поколении такое количество предков, что их на Земле в свое время столько не жило! Это свидетельствует уже о другом аспекте семейной тематики — биологическом, а именно генетике и всем, что с этим связано.
Так, и как встраивать семейные ценности в биологию?
Встраивать… Повторю, курсы элективные, по выбору, и это рекомендации регионам. Может и не будут в биологию встраивать. Но я бы встраивал в биологию. Прежде всего, она связана с генетикой и ее законами. Передача, в том числе в семье, внешности, характера, поведения и так далее. Вот эти законы применимы… Понимаете, очень важно историю, обществознание, литературу и биологию преломить на предмет самого себя, своей семьи. Как в нашей семье сработали законы генетики.
Очень интересно, продолжайте.
А есть же еще разные табуированные моменты, которые мы сейчас при всей нашей всевольности иногда забываем.
Например?
Например, браки между близкими родственниками.
Вы считаете, что об этом надо тоже говорить? Какую пользу это несет для общего нарратива?
Польза простая — близкородственные браки дают генетические мутации, которые приводят к появлению людей с врожденными пороками развития.
Вы думаете, подростки этого не знают и потом без этого будут стремиться заключить такой брачный союз? Они такой информации не имеют?
Я не говорю, что мы этим курсом собираемся вообще наполнить всю жизнь людей смыслами и информацией. Конечно, имеют, но, опять же, у меня старший ребенок, дочь, только закончила школу, а средний только идет в первый класс. Я ни в том, ни в другом варианте не видел… Вот смотрите, какой стык юридической тематики (почему в Семейном кодексе запрещены браки между близкими родственниками), исторической (кто такие близкие родственники) и биологической (какие могут быть биологические мутации, ведь они связаны с подобного рода браками).
Дальше идет самое главное: то, что сейчас требует повышенного внимания (да и всегда), — морально-нравственные вещи. Если у нас спокойное отношение к сексу кого угодно с кем угодно — и с чем угодно, — тогда возникает вопрос всех этих моментов…
Вы думаете, у нас в обществе спокойное отношение к сексу кого угодно с кем угодно?
Слава богу, не у всего общества, но тоже имеет место быть такое, знаете ли… Вот мы что наблюдаем? По исследованию, которое мы проводили, молодежь выступает категорически против каких-либо сексуальных измен в браке. Мы стали копаться глубже, узнавать — почему, и выяснили ключевой пример: банальность (то есть, десакрализация) и доступность секса, и этот принцип «мы уже нагулялись до брака, зачем портить что-то в браке»… Вот оно, понимаете, из некоего такого сакрального, подсознательного и тайного, таинственного, перешло в стадию банально-повседневных категорий. Поэтому все эти моменты так или иначе связаны с семьей.
Кстати, а что вы собираетесь говорить ученикам о возможности секса до брака?
Мы как-то в этих рекомендациях пошли не в сторону практико-ориентированного подхода, а в сторону ценностно-нравственного момента, содержательного… Мы вообще тему сексуальности и секса не внесли туда никак.
Но она же имеет огромное значение в вопросе семьи, брака. Если даже говорить о моральном воспитании — должны же как раз быть какие-то ориентиры в плане сексуальности для молодых людей?
Ну да, но нельзя же объять необъятное. И эти моменты требуют пока дальнейшей работы и очень правильного, грамотного и взвешенного изложения. Ведь в нашем обществе если нет темы — то ее и нет. А сейчас покажи какой-то момент, обозначь, и сразу оказывается, что все все знают, все все видели, все во всем видят подвох, некую попытку ограничить свободу и установить диктатуру. Но семья — деликатная, тонкая тема. Как только что-то начинаешь в ней делать, надо очень детально взвешивать, что ты явишь миру. Поэтому не все сразу.
Давайте тогда разберемся в частностях. «Основы женской и мужской культуры» — какую женскую и мужскую культуру будут прививать детям?
Отмечу, что, прежде всего, это мужская и женская культура, связанная с семьей. Роль матери. Что такое «глава семьи» исторически и что собой это понятие представляет сегодня. По сути, если говорить научным языком, речь идет об этике семейных отношений, ценностях. «Я признаю свою супругу значимой для меня». Почему и — что очень интересно — в чем это выражается? Культура писем, записок, неких домашних семейных традиций, ритуалов. В конце концов, признание в любви.
Вот, к примеру, жена говорит мужу: «Я благодарю тебе за то, что ты взял меня в жены». Это изначально может показаться смешным (это высказывание — к урокам семейной любви как раз). А если начинаешь раскручивать эту ситуацию… Что значит жена, что значит «спутница жизни», супруга? Вот о каких элементах идет речь.
Может ли женщина быть главой семьи?
Может.
Вы будете об этом рассказывать?
Понимаете, не столько рассказывать, сколько обсуждать…
Но вы будете инициировать такую дискуссию?
Конечно. Сейчас де факто в очень многих семьях женщина все роли на себя берет. Как раз вот эта дифференциация ролей настолько перепутана, не определена и непонятна, что ничего хорошего в этом нет. Вот эта сила женщины, вот это «я все могу сама». У нас такое движение есть — мы говорили о матерях одиночках, а есть же среди них такие, у которых не судьба так сложилась, а женщина просто доказывает собственную состоятельность и с помощью экстракорпорального оплодотворения или просто каких-то фрагментарных отношений с мужчиной. Рожают якобы «для себя»!
Это, по-вашему, плохо?
А вот этот вопрос как раз дальше и выносится на обсуждение. Если это хорошо, то тогда где роль отца в этой истории — духовная, нравственная и психологическая. Во всей этой истории — где этот папа? Или папа заведомо является антигероем неким? Почему мама меня родила для себя?
А есть, на ваш взгляд, чисто женские и чисто мужские обязанности? Или это тоже предмет для обсуждения?
На мой взгляд, таких обязанностей нет, но формулировки самих обязанностей, что они собой представляют и как их распределять, требуют обсуждения.
Семейные ценности — очень широкое определение. Если мы почитаем труд Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», то увидим картину того, как они меняются по прошествии лет и столетий. На каких семейных ценностях — у нас же многонациональная, многоконфессиональная страна — строится ваш курс?
Начнем с того, что традиционные базовые ценности — такие, как любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружба, искренность, стремление к взаимопониманию и саморазвитию человека — не меняются. И они не меняются в зависимости от религии, национальности и времени.
Тогда чем семейные ценности отличаются от общечеловеческих, которые и должны прививаться в школе?
Семейные ценности являются частью наших базовых, национальных, общечеловеческих ценностей. Мы их не планировали выпячивать и тем более ставить в альтернативу чему бы то ни было. Почему мы в принципе говорим о роли любви в семье? О дружбе? Мы говорим, что дружба является базовой ценностью, укрепляющей семью. Мы говорим о взаимной ответственности, о том, что она является фундаментом детско-родительских отношений.
Не думаете ли вы, что введение этого курса только усугубит ситуацию — дети зачастую все делают наоборот из чувства противоречия, не так, как говорят им взрослые?
Именно для этого мы сделали рекомендации, дабы не допустить формальных, грустных и никому не интересных лекционно-нравоучительных занятий. Если почитать их, то мы как раз советуем самые разные формы: квесты, форсайт-игры, различные там кроссворды, сканворды. В общем, какие угодно. Мы как раз пытаемся увести эту тему от тупой нравоучительности. Мы пытаемся ее адаптировать к современному детскому восприятию.
Мы начали разговор с советского периода и, наверное, должны к нему красиво вернуться. В чем было фиаско курса «Этика и психология семейной жизни»?
В чем?
В том, что он был единым, во всем СССР введенным, и его стали преподавать бабушки, которым не хватало нагрузки по родному предмету, которые дискредитировали саму эту идею. Для меня одним из лозунгов, которым я руководствовался в работе над этими материалами, является «если хочешь убить идею — формализуй ее», сделай ее обязательной.
Сережа родился в июне в городе Ишиме Тюменской области. Через месяц у малыша неожиданно началась рвота, вздулся живот. Врачи обнаружили врожденную патологию кишечника. Экстренно сделали операцию — удалили почти весь тонкий кишечник, который уже начал разлагаться. Сейчас Сережа не может питаться обычной пищей, ему необходимо специальное дорогое внутривенное (парентеральное) питание. Необходимых для его покупки средств у родителей мальчика нет.
Папу Сергея Сухинина тоже зовут Сергей. У папы день рождения 29 июня, у сына — 28 июня.
— Похожи как две капли воды! — радовался Сергей-старший, впервые увидев сына. — Я на Сережку смотрю как в зеркало.
Во время беременности все анализы и результаты УЗИ у Кристины, мамы мальчика, были на пятерку. Малыш рос как по книжкам, день в день. Роды прошли без осложнений. На четвертые сутки Сергей-старший с огромным букетом роз (весь аванс потратил, как он потом признался) встретил жену с долгожданным первенцем и отвез домой, где уже все было приготовлено — и кроватка, и синяя коляска, и игрушки, и целая гора памперсов.
— На год хватит! — гордо объявил Сергей жене.
Родители маленького Сережи, как и все родители в мире, были счастливы и придумывали своему малышу разные будущие достижения.
— Хочу, чтобы Сережа стал футболистом, —– качая малыша, смеялась Кристина.
— Нет, пусть лучше будет боксером. Смотри, какой у него носик! — отвечал ей Сергей-старший.
А Сереже-маленькому оставалось лишь расти и радовать папу с мамой. Что он и делал: наедал щечки, болтал ручками-ножками, жадно пил молочную смесь из бутылочки. Мама не успевала менять памперсы. — Не ребенок — машина, — радовался отец. — Работает как часы!
«Часы» сломались через три недели после родов. Вся еда, которую мама дала накануне, фонтаном вышла у Сережи через рот. Кристина схватила малыша и помчалась в поликлинику, к педиатру.
— Живот мягкий, — успокоил врач. — Надо меньше кормить, а от рвоты давайте ребенку мотилиум.
Кристина стала в два раза меньше наливать смеси в бутылочку, приступы рвоты прекратились, Сережа снова ожил и повеселел. Но через десять дней все повторилось. Только уже с обильной желто-зеленой пеной. Врачи скорой помощи забрали ребенка в областную больницу. Там сделали противорвотный укол и уже хотели отправить обратно домой. Но рвота не прекращалась. Плюс ко всему вздулся живот. Сереже сделали еще укол и положили вместе с мамой в палату — ждать улучшения.
— Мы оказались в больнице в выходные, врачей не было, — вспоминает Кристина. — Сережа не спал всю ночь. Только прикроет глаза, как начинается рвота. Я проверила памперс и чуть не закричала: он весь был в крови и черных сгустках. Медсестра сказала, что надо потерпеть до утра, когда придет заведующая…
К утру Сережа посинел, дыхание еле прослушивалось. Медсестра попробовала взять кровь из пальца, но она не шла.
Заведующая перевела ребенка в реанимацию, под капельницы. А вечером на реанимобиле его отправили в ишимскую больницу. Туда же из Тюмени вызвали лучшего хирурга.
— У него не работает кишечник, — сказал врач, осмотрев ребенка, — готовьте к операции.
Она длилась семь часов. С полуночи до семи утра.
Во время операции врачи обнаружили некроз тонкого кишечника и разлитой перитонит. Сереже-младшему удалили практически весь тонкий кишечник, оставив только два сантиметра, и вывели стому. Из-за перитонита начались осложнения: острая почечная недостаточность, сердечно-сосудистая недостаточность, заражение крови. Счет пошел на часы.
На вертолете Сережу повезли в Тюмень, в областную клиническую больницу №1. В полете за ним неотступно наблюдали реаниматолог и анестезиолог. Родители в это время мчались в Тюмень на машине.
В областной больнице малышу сразу же сделали переливание крови, начали активную антибактериальную терапию. Родителей в реанимацию не пустили, сказали, что состояние крайне тяжелое. Сережа сам не ел, не дышал и не писал — моча выводилась через катетер. Малыша подключили к парентеральному кормлению — начали по капле вводить питание через вену. И с тревогой ждали реакции организма.
— Жить будет! — наконец объявил доктор. — Питание благополучно усвоилось.
— На четвертый день нам разрешили зайти к сыну на десять минут. Он спал и улыбался во сне, — рассказывает Кристина. — Ему кололи обезболивающие препараты, поэтому он не чувствовал боли.
В реанимации Сережа провел целый месяц.
Все это время Кристина с мужем искали по интернету больницы, где выхаживают малышей с подобными проблемами. И нашли Детскую больницу №13 имени Н.Ф. Филатова в Москве. Лечащий врач связался с московскими специалистами, и они пригласили Сережу-младшего на госпитализацию.
3 сентября Кристина с сыном в сопровождении анестезиолога и реаниматолога прилетели в Москву. В стационаре ребенка тщательно обследовали, после чего было принято решение провести реконструктивную операцию на кишечнике: закрыть стому и установить венозный катетер — бровиак, через который Сереже будут вводить парентеральное питание. 18 сентября операция была успешно проведена.
— Сережа-старший прислал нам в больницу целую коробку детских смесей и фруктовых пюре — с бананом, яблоком, грушей, — говорит Кристина. — Только врач сказал, что нашему мальчику они не годятся. После операции ему необходимо особое питание: раствор, содержащий глюкозу, белки, витамины и микроэлементы, который вводят через вену. А без него наш сын не сможет жить.
Но вне стен больницы такое питание за счет госбюджета не предоставляется. Необходимых для его покупки средств у семьи мальчика нет. Без вашей помощи им не справиться.
Гастроэнтеролог Детской городской клинической больницы №13 имени Н.Ф. Филатова Елена Костомарова (Москва): «У мальчика синдром короткой кишки в результате синдрома Ледда — порока развития брыжейки тонкой кишки, когда петли кишки, перетянутые спайками, лишаются кровоснабжения и погибают. У Сережи сохранено всего два сантиметра тонкой кишки. Мы планируем реконструктивную операцию на кишечнике, однако еще некоторое время мальчик не сможет усваивать обычную пищу и будет нуждаться во внутривенном питании».
Стоимость парентерального питания на полгода — 1 206 100 рублей.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Сереже Сухинину, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», интернет-газете «Лента.ру», эфире Первого канала, социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 172 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 13,648 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 23 тысячам детей. В 2019 году (на 26 сентября) собрано 1 023 659 790 рублей, помощь получили 1 379 детей. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг — и получил благодарность президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность. В ноябре 2018 года Русфонд выиграл президентский грант на издание интернет-журнала для потенциальных доноров костного мозга «Кровь5». Президент Русфонда Лев Амбиндер — лауреат Государственной премии РФ.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.