Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Медведев назвал главные проблемы России и мира и объяснил, что будет дальше
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в среду, 11 сентября, принял участие в программе «Диалог», где обсудил с бизнесменами, экспертами и членами правительства главные экономические и социальные проблемы страны. Он рассказал о том, как на российскую экономику повлияют торговые войны США и Китая, «отравленной» из-за санкций атмосфере, перспективах сокращения рабочего дня и борьбе с бедностью. Главные цитаты премьера — в материале «Ленты.ру».
«В настоящий момент темпы, которые мы видим, действительно не соответствуют прогнозным, не соответствуют тому, к чему мы стремимся. Но это не означает, что ничего нельзя сделать. Для этого и «раскручиваются» все национальные проекты, для этого мы занимаемся изменением нашей экономики.
Не так давно я собирал коллег-министров, мы говорили о том, что надо было бы сделать, чтобы добавить что-то в темпы роста. В настоящий момент коллеги готовят прогноз, причем он будет включать в себя два сценария».
«Многое будет зависеть и от того, что происходит на международной арене, потому что в результате, допустим, тех же самых торговых войн и нынешнего противостояния между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки, очевидно, что мировая экономика замедляется. Падает спрос на энергоносители, для нас это чувствительно. Падает спрос на целый ряд других товаров. И поэтому мы должны будем принимать решения по корректировке темпов нашего развития».
«Я бы мог их тоже сейчас перечислять просто для того, чтобы позабавить присутствующих. Но это уже не забавно, это просто надоело. А раз это так, то у нас возникла вот эта модель, которую окрестили, назвали «регуляторной гильотиной». Что это такое в правовом плане? Это решение отсечь, перестать применять ранее изданные нормативные акты в сфере контроля, надзора и регулирования по отдельным направлениям. Но их так много, что, когда в них погрузились, оказалось, что одно их перечисление занимает тысячи страниц. Я буквально сегодня, перед тем как встретиться с вами, можно считать, почти в стенах этой студии, подписал поручение о том, что акты Союза ССР и Российской Федеративной Социалистической Республики должны прекратить действие до конца этого года, точнее с 1 января следующего года. (…) Нам нужно отменить действие актов, которые в настоящий момент вредят развитию страны и ограничивают экономику».
«Есть такой формат наш — комитет по иностранным инвестициям. Туда входят около 30 крупнейших мировых компаний. Причем на уровне исполнительных органов, на уровне CEO. И эти руководители каждый год приезжают в Россию. Так, просто чтобы было понятно, общая капитализация тех, кто участвует в этом самом комитете по иностранным инвестициям, компаний, — порядка двух триллионов долларов. То есть это действительно реально крупнейшие компании, которые инвестируют в Россию.
Могу вам сказать, что каждый раз мы с ними обсуждаем новые проекты. Каждый раз. И никто из них не ушел. Наоборот, они думают, что и как им делать. Притом что так, аккуратненько, они, конечно, сетуют на то, что атмосфера не очень хорошая. Они в основном в кулуарах жалуются на то, что в ряде случаев их правительства дают сигналы о том, что в Россию инвестировать не надо. Поскольку есть вот эти пресловутые санкции. Это отражается, естественно, на банковском исполнении тех или иных сделок».
«Общая атмосфера, если говорить об иностранных инвестициях, она в значительной степени отравлена. Отравлена вот этими [связанными с санкциями] решениями. Причем мы обсуждаем это со всеми главами правительств, главами государств, когда встречаемся. Абсолютное большинство из них говорит — ну да, мы понимаем, что это все вредно. Я им всегда говорю одну простую вещь. Знаете, вот эти все санкции — их вводили в отношении Советского Союза с десяток раз. Ни разу Советский Союз своего поведения не изменил. Это абсолютно бесполезное дело в отношении любого государства, тем более крупного, сильного государства, такого, которым является наша страна.
Но санкции всегда приводили к одному — все теряли деньги. Причем не только страна, которая подверглась санкциям, но и те, кто эти санкции вводил. И сейчас эти деньги потеряны, причем безвозвратно».
«Это очень тонкий вопрос. И даже при принятии таких решений мы должны думать не только о том, чтобы, условно, помириться с Европейским союзом по этому поводу, но и о том, чтобы не опустить наших товаропроизводителей, в том числе — наших аграриев. Будем принимать сбалансированное решение, но вестись на всякого рода разговоры и провокации не будем точно».
«Не бывает некой абстрактной ситуации [бедности]. У каждого человека есть свой набор проблем. (…) Дело в том, что если просто вот так раздать [деньги 18 миллионам россиян, получающих, по данным Росстата, меньше прожиточного минимума], то мы, скорее всего, поможем, во-первых, тем, кому особо и помогать не надо, а с другой стороны, те, кто реально нуждается в помощи, получат очень немного. Поэтому мы всегда исходим из того, чтобы помощь, поддержка людям, у которых невысокие доходы, должна быть абсолютно адресной».
«Очевидно, что нынешнее трудовое законодательство не соответствует сложившемуся уровню трудовых отношений. У нас есть классика, так сказать, трудового законодательства. Что это такое? Трудовой договор, продолжительность рабочего дня (8 часов, например, о котором вы говорите), трудовое время, дисциплинарная ответственность и целый ряд других явлений, включая место рабочее.
Но в мире все изменилось. Значительная часть людей работает просто дома. Появилась целая когорта людей, которых называют фрилансерами. И их количество с каждым годом увеличивается, растет. Причем это не люди, которые, что называется, перебиваются с хлеба на воду. Это очень часто люди, которые зарабатывают вполне приличные деньги. Но они никак не связаны правилами внутреннего распорядка, необходимостью в 9 часов утра приходить, например, а в 6 часов уходить, отлучаться с работы только с разрешения начальника и так далее. И допустим, даже та же самая дистанционная занятость нуждается в урегулировании в рамках трудового законодательства. И в будущем, очевидно, с учетом цифровизации, появления большого количества роботов, такого рода занятость будет все больше и больше распространяться.
Но при этом понятно, что не все будет дистанционным. Нельзя доводить до абсурда. Сантехники не могут работать дистанционно, мы это прекрасно понимаем, иначе это плохо закончится. Так вот, этот баланс, возможность регулировать различные трудовые отношения, а также трудовое время, гибко, с учетом современного развития экономики — это важнейшая государственная задача».
«Что касается четырехдневной рабочей недели, то это вопрос будущего. Для ряда профессий, на самом деле, она может быть хоть завтра, а некоторым видам деятельности — это далекая перспектива».
«И запрет абортов не работает, и какая-то такая банальная, тупая пропаганда не работает. Действовать нужно, действительно, таким образом, чтобы стимулировать мам и в конечном счете семьи, отказываться от этой процедуры [аборта] и просто рожать детей. Сейчас у нас (…) больше 800 тысяч абортов каждый год, из них больше 600 тысяч, 622 тысячи, без медицинских показаний. То есть, это прерывание беременности по социальным причинам: нет денег, не хочу детей, хочу заниматься карьерой и так далее».
«Этот комплекс проблем государство и должно рассматривать и каким-то образом пытаться на него влиять. У меня есть одна идея. (…) У нас есть целый ряд инструментов, которые уже работают. Тот же самый родовой сертификат. Мы когда-то его внедряли, когда проводили работу по первому национальному проекту. (…) Но его можно было бы, собственно, использовать и в этом назначении. То есть, например, на оказание психологической поддержки, на консультации, немножко увеличив его стоимость».
«Люди судят о состоянии здравоохранения не только, например, по каким-то очень важным, знакомым моментам, но и просто по обычным обращениям к врачу. (…) Человек приходит в поликлинику или в больницу, в ту же самую ЦРБ в сельской местности. И чего он видит? Грустное зрелище. Мы, вот, поделились впечатлениями с президентом страны, и он с людьми разговаривал, и я разговаривал с людьми тоже, приехал в деревню…
Вот на этом сейчас нужно сконцентрировать усилия и деньги. Потому что именно там начинается лечение».
«Мы занялись детскими садиками, потому что эта система была уничтожена просто. Сейчас в детские сады в возрасте от трех до семи лет очередей нет, практически все субъекты эту задачу закрыли. Сейчас занимаемся ясельными группами.
Но это ещё не всё. Нужны еще группы присмотра, небольшие, в том числе частные, детские заведения и целый ряд других возможностей».
«Тема очень резонансная, потому что очень тяжелая. И государство здесь должно себя вести максимально внимательно. Я бы даже сказал, очень тактично. И уж точно не подвергать людей, которые попали в такую ситуацию, какой-то жесткой ответственности и подозревать их невесть в чем. Ровно поэтому мною было принято решение (я подписал распоряжение) о том, чтобы эти обезболивающие, которые у нас, может, даже и выпускаются, но в других формах, – так вот те медицинские формы, которых у нас нет, просто ввезти и помочь конкретным детям. Это очень тяжёлая история, и тут не о чем даже говорить. Распоряжение подписано, деньги выделены, и дети получат эти препараты. Надеюсь, что уже в самое ближайшее время.
Задачу эту в целом нужно решать за счет деятельности наших фармацевтических компаний, мы сейчас ее развиваем и в принципе способны обеспечить себя такими препаратами. Я недавно посещал Эндокринный завод, там это всё делается и, надеюсь, будет делаться в дальнейшем –различные виды этих препаратов».
В Сочи в эти дни проходит Международный форум добровольцев, в котором принимают участие более семи тысяч волонтеров со всей России и из сотни других стран. Каждый год в нашей стране их число растет: волонтеры спасают жизни, ищут пропавших людей, помогают детям и старикам, помогают сохранять природу. Вопреки распространенному мнению, что в ряды добровольцев обычно идут школьники и студенты, которым пока не доверяют «настоящую» работу, среди волонтеров можно встретить множество состоявшихся людей. Почему они бросают свою карьеру, готовы тратить силы и деньги на то, чтобы сделать чью-то жизнь лучше, — «Лента.ру» узнала у самих волонтеров.
«Я была на грани истерики»
Виктория Кравцова, Санкт-Петербург:
Мой первый опыт волонтерства был связан с тем, что моя одноклассница попросила всех нас, весь наш класс, отдать ненужные игрушки в детдом. Когда я пришла домой и стала выбирать подходящую вещь, выяснилось, что единственная игрушка, которая не потеряла товарного вида, — мой любимый плюшевый попугай. Это правда была моя любимая, а не ненужная игрушка.
Скорее всего я бы так и не решилась ее отдать, если бы не мама. Она, как искренне верующий человек, сказала, что если уж и дарить, то только дорогую тебе вещь. Через некоторое время я увидела газету, и там была фотография пятилетнего ребенка, державшего в руках моего попугая.
Много лет спустя, в 2016 году, я вновь втянулась в волонтерскую деятельность. Моя подруга, которую я прежде не подозревала ни в чем подобном, неожиданно предложила поехать в Мгинский коррекционный детдом для слабовидящих людей в Ленинградской области. Я тогда только получила права и боялась водить, но хотела помочь — подвезти подругу, возможно, поэтому и согласилась.
Когда зашла в здание детдома, меня поразил какой-то сильный неприятный запах. Затем меня сразу же со всех сторон облепили дети, а я человек довольно брезгливый. Там я не прониклась ни жалостью, ни каким-то состраданием ко всем этим мальчикам и девочкам, но по приезде домой, сев на кровать, долго плакала. Я была на грани истерики. Затем собралась с мыслями и поняла, что впервые провела воскресенье так, как, наверное, и должен проводить его человек, считающий себя христианином. Ты по каким-то непонятным причинам принес людям праздник, хоть и не осознавал этого.
С тех пор я ездила к этим детям каждое воскресенье в течение двух лет. Постепенно я проникалась нежностью к ним, заботой о них. Заходя в магазин, я уже видела, что вот эта вещь подойдет такому-то мальчику, а вот эта — другому. У меня весь багажник был забит детскими вещами, игрушками.
Друзья спрашивали: «Что ты делаешь? Неужели тебе не жалко собственного выходного?» Я не могла им объяснить, каким это стало для меня кайфом. Ты видишь, как дети растут, как они меняются, вместе с ними отмечаешь важные события, происходящие в их жизни. К тому же ты постоянно общаешься с другими волонтерами — потрясающими людьми. У всех нас были разные политические взгляды, разные характеры, но мы чувствовали себя одним целым.
По страшному стечению обстоятельств в этом детдоме умер ребенок, который мне был очень близок. Тогда я осознала, что моя работа в журнале «Прочтение», мои статьи о литературе — это совершенно бессмысленное занятие. Я ушла работать в отдел по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии.
Помню, на лето наших детей отвозили в лагерь, находящийся в Тихвине, а это уже не 40, а 200 километров от Санкт-Петербурга. Мы все равно приезжали к ним на родительский день и закатывали такой праздник, что дети из обычных семей присоединялись к нам. Ну а для волонтеров главным праздником было, когда наших детей забирали из детдома в семью. Это чувство трудно передать.
«Добровольцами правильнее становиться людям, у которых дома все хорошо»
Я после нескольких переездов по странам Европы осела в Германии. Везде я старалась поддерживать связи с соотечественниками через православные приходы. Какой-то отправной точки, после которой я бы почувствовала себя волонтером, наверное, не было. Всегда было стремление к тому, чтобы окружающим тебя людям было хорошо.
Мне хотелось, чтобы наша русскоязычная община была живой и деятельной, чтобы одни люди имели возможность помогать другим. Я копалась в сети и узнала очень много о людях, стремящихся попасть в Германию на лечение. О детях, нуждающихся в проведении жизненно необходимых операций или реабилитации, за которую брались только за границей.
Многие из этих простых российских, белорусских, украинских семей ничего не знают о том, как и что тут организовано. Они лишь руководствуются чьим-то советом «попробуй обратиться туда-то». Порой даже не могут четко сформулировать проблему. Возникла идея оказать им помощь. Так восемь лет назад родилась наша организация — диакония «Доброе дело», в рамках которой мы принимаем заявки от семей, собирающихся лечить своих детей в Европе, уточняем, что конкретно им нужно и сколько это стоит (на этом этапе нам порой удается существенно сократить предполагаемые затраты), помогаем привлечь благотворительные средства от немецких и не только фондов, добраться до места, оказываем психологическую помощь и так далее.
Все эти люди остаются нашими друзьями и после возвращения на родину. Мы поддерживаем связь годами.
Волонтеров мы находим среди молодых прихожан двух сотен православных храмов в Германии, проводим с ними встречи, рассказываем о своей работе. Моя роль — посредническая. Я помогаю стыковаться тем, кому нужна помощь, с теми, кто может ее оказать.
Здесь, в Западной Европе, волонтерство — это нечто естественное, обычное и очень распространенное. Почти каждый европеец — волонтер. Причем речь чаще всего не идет о каких-то сложных вещах. Есть люди, которые просто безвозмездно стригут газоны пожилым людям, есть те, кто приходит в школу, чтобы понаблюдать — все ли дети пообедали. Здесь над такими вещами не смеются. Более того, участие в волонтерской деятельности оценивается даже при приеме на работу.
Но все же я не могу в чем-либо осуждать россиян, у которых нет сил, средств и времени на волонтерство. Думаю, что добровольцами правильнее становиться людям, у которых дома все хорошо. Такие готовы делиться с ближним своим счастьем, своим богатством.
«Она впервые почувствовала себя привлекательной девушкой»
Гаяне Авдалян, Пенза:
Я живу в Пензе с рождения. Выросла в частном секторе. Так получилось, что вокруг было мало сверстников, мне нужно было либо тусоваться со значительно более старшими ребятами, которые курили и выпивали, либо проводить время в кругу малышни. Я выбрала второе, стала, так сказать, нянькой для десятка мальчишек и девчонок. Мне нравилось. Уже в 9 классе я определилась с тем, что стану педагогом. Одновременно возникло увлечение фотографией.
Тогда же узнала о фонде помощи детям, от которых отказываются родители. Он называется «Благовест», сейчас уже перерос в проект «Квартал Луи». Очень захотелось пойти туда волонтером, но я жутко стеснялась. Смелости набралась только спустя два года, когда училась в 11 классе.
Я поехала на праздник в детдом в качестве фотографа. Затем пришла на открытие «Арт-холла» (инклюзивного кафе, в котором работают ребята с инвалидностью) студента «Квартала Луи». Познакомилась с ребятами, стала приходить в гости, помогать, бывать у них дома в Березовом переулке, где эти молодые люди учатся жить самостоятельно, не так, как в доме инвалидов, откуда их удалось забрать. Постепенно сложилось так, что я стала фотографировать каждое мероприятие с их участием. На волонтерской основе.
Можно подумать, что ничего особенного в этой моей работе нет, но на самом деле здесь есть своя специфика. У тебя не получится интересных, хороших снимков, если ребята не будут тебе доверять, а они не открываются каждому встречному. Вот, к примеру, у Вани, Антона, Сережи — ДЦП. Со стороны может показаться, что они всегда в каком-то напряжении, всегда серьезные. На самом же деле они любят подурачиться, танцуют и поют. Мне важно запечатлеть их в этот момент, передать их позитивные эмоции.
Так прошло уже больше пяти лет. Мои соседи, другие жители города ассоциируют меня с «Кварталом Луи». В соцсетях я почти не выкладываю своих снимков, там в основном фотографии участников проекта. Я могу бесконечно рассказывать о каждом из них.
Мне кажется, что те, кто видит эти снимки в сети, постепенно узнают о людях с инвалидностью все больше и больше, перестают их чураться в обычной жизни.
Однажды мы делали особую фотосессию для одной из самых ярких выпускниц проекта Елены Трошиной. К слову, она теперь живет отдельно в своей квартире, проводит мотивационные занятия с детьми в пензенских школах. Для съемок Лена надела красивое платье в горошек с открытыми плечами и чулки. После фотосессии она мне сказала, что впервые почувствовала себя привлекательной девушкой. Увидев эти снимки во «ВКонтакте», Лене стали писать разные молодые люди. Некоторых, правда, пришлось блокировать.
При этом мы не пытались и не пытаемся спрятать на снимках ту же самую инвалидную коляску. Она присутствует в кадре, но если кадр получается удачным, то коляска эта представляется чем-то наподобие дивана, к которому модель не привязана на всю жизнь.
Сейчас мне 23 года, я окончила вуз и стала воспитателем в пензенском Вальдорфском детском саду. Переезжать в Москву я не хочу, хоть и понимаю, что там много разных возможностей. Как оставить город, в котором есть такой прекрасный проект, как «Квартал Луи»? Волонтерство здесь стало важной частью моей жизни. Я без этого уже не могу. Особенно радует, что малышня, с которой я возилась возле родного дома, подросла и тоже желает помогать в проекте, глядя на меня.
У Даши Саидовой из Ростова-на-Дону врожденный порок сердца — дефект межпредсердной перегородки. Поначалу врачи надеялись, что дефект закроется сам. Но отверстие увеличивается, из-за чего сердце и легкие малышки работают с перегрузкой. Спасти Дашу может только срочная операция. Из-за расположения дефекта в труднодоступной зоне операцию проведут на открытом сердце за счет средств ОМС. Но стоимость расходных материалов и специальной хирургической заплаты обязательная страховка не покрывает. У мамы, которая воспитывает дочь одна, нет возможности собрать нужную сумму.
Больше всего на свете Даша любит три вещи: готовить вместе с мамой еду, рисовать и танцевать.
— Дочка у нас непоседа, а когда слышит музыку, то уж точно на месте не усидит. Я хотела с трех лет отдать ее в балетную студию: она гибкая, артистичная — у нее бы получилось. А потом, может, еще и на гимнастику. Уже и справки навела, узнала, куда можно ходить заниматься, — рассказывает Виктория, мама Даши. — Но этим летом все наши планы рухнули: у дочки обнаружили врожденный порок сердца. Пришлось не только танцы отложить, но по рекомендации врачей и детский садик на время оставить. Сидим теперь дома, чтобы, не дай бог, не простудиться или заразиться от других детей вирусной инфекцией.
Даша родилась в срок, крупной — весила 4200 граммов. Врачи в роддоме признали малышку абсолютно здоровой.
В два месяца педиатр услышала у ребенка шумы в сердце, направила на УЗИ. У девочки оказалось открытое овальное окно, но Викторию тут же успокоили — сказали, что лечение не требуется и окно вскоре закроется само.
— С мужем у меня отношения не сложились: мы развелись, когда Даше был годик, теперь у него другая семья. Мне нужно было работать, чтобы обеспечить нас с дочкой — алименты-то небольшие. Когда Даше был год и девять месяцев, я отдала ее в садик. Тут-то и началось, — рассказывает Виктория. — Дочка стала часто, тяжело и подолгу болеть. А еще я обратила внимание, что у Даши появляется синева над верхней губой и сбивается дыхание.
Причина выяснилась этим летом: очередное УЗИ показало, что отверстие в сердце не закрылось, и девочку в срочном порядке направили на консультацию в областной кардиоцентр.
— Когда я увидела, как кардиолог изучает результаты обследования, по его реакции сразу почувствовала, что дело серьезное, — вспоминает Виктория.
Когда маме сообщили, что необходима операция на открытом сердце, она расплакалась прямо в кабинете кардиолога:
— Как только представила, что дочке разрежут грудную клетку, остановят сердце, жутко стало. Потом немного успокоилась, начала задавать вопросы. Врач подробно все объяснил и даже показал на анатомической модели сердца, где дефект и как должно быть в норме. Я поняла, что из-за порока нарушено кровообращение — внутренние органы испытывают кислородное голодание, а это сказывается на состоянии всего организма. Со временем появятся тяжелые осложнения, легочная недостаточность и аритмия.
Виктория признается, что поначалу долго не решалась рассказать дочке о предстоящей операции, объяснить, почему ей сейчас нельзя ходить вместе с другими детками в садик. Но потом ей удалось взять себя в руки и найти правильные слова:
— Я сказала, что ее сердечко сломалось, но врач сможет его починить. Нужно только немного подождать. А после операции она станет сильной и здоровой, вернется в садик и сможет пойти на танцы. Так что теперь Даша все время спрашивает: «когда же операция?», «можно ли попросить у Деда Мороза подарок — чтобы доктор скорее мне сердце вылечил?»
Ответить на эти вопросы и сделать маленькой Даше подарок — в наших силах.
Кардиохирург кардиологического центра Ростовской областной клинической больницы Анатолий Филоненко (Ростов-на-Дону): «Сердце и легкие девочки функционируют с серьезными нарушениями, ей требуется операция в самое ближайшее время. Учитывая форму и расположение дефекта, закрыть его эндоваскулярным способом невозможно. Поэтому операцию Даше мы проведем на открытом сердце: в условиях искусственного кровообращения закроем дефект специальным хирургическим имплантом (заплатой). Прогноз благоприятный».
Стоимость расходных материалов и импланта 428 491 рубль.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Даше Саидовой, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте Rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», в интернет-газете «Лента.ру», в эфире Первого канала, в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 174 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
За 21 год частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 10,582 миллиарда рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 18 тысячам детей. В 2017 году (на 23 ноября) собрано 1 511 625 801 рубль, помощь получили 2303 ребенка, протипировано 8957 потенциальных доноров костного мозга для Национального регистра.
Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
Фонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник», награжден памятным знаком «Милосердие» №1 Министерства труда и социального развития РФ за заслуги в развитии российской благотворительности. Руководитель Русфонда — Лев Амбиндер, член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, лауреат премии «Медиаменеджер России» 2014 года в номинации «За социальную ответственность медиабизнеса».
В Бабушкинском суде столицы вынесен приговор девяти участникам молодежного националистического движения «Реструкт» и его лидеру Максиму Марцинкевичу по прозвищу Тесак. Ему и еще одному фигуранту назначили наказание в виде десяти лет лишения свободы, остальные получили от трех до пяти лет. Подсудимых признали виновными в хулиганстве, разбойных нападениях, причинении тяжких телесных повреждений одному из потерпевших, а Марцинкевича — еще и в экстремизме. Молодые люди виновными себя не признают, утверждая, что боролись со злом. «Лента.ру» попробовала разобраться в истории самого массового, по словам его членов, националистического движения в России.
За кадром
В июне 2014 года в столичной больнице скончался избитый активистами «Реструкта» Заур Алышов, которого молодые люди, как они утверждают, поймали на продаже наркотических смесей — спайсов. Это была вторая за один день встреча Алышова с соратниками Марцинкевича: активистам не понравилось, что полиция отпустила схваченного ими Заура на свободу.
Не все фигуранты согласны с тем, что эти действия следует квалифицировать как причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (статья 111 часть 4). «Барыга, которого сдали полиции, потом напал на активистов. Те превысили пределы самообороны, и он погиб, — рассказал «Ленте.ру» один из подсудимых, Евдоким Князев, получивший восемь лет заключения. — Это печально, очень печально. Да, активисты, которые это совершили, раскаиваются в суде и готовы принять наказание. Но именно за превышение».
В материалах дела фигурирует восемь нападений, совершенных активистами «Реструкта». Действия молодых людей квалифицировали по нескольким уголовным статьям, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Газовый баллончик, телескопическая дубинка, наручники — активисты, по данным следствия, проявляли откровенную и ничем не оправданную жестокость, при этом изымаемые у их жертв вещества на тот момент наркотиками не считались, что подкрепляется тогдашними экспертизами.
Прокурору удалось, опираясь на свидетельские показания и другие материалы, доказать в суде, что далеко не все подвиги этих ребят зафиксированы в известных всему Рунету видеороликах о «народных борцах со злом». К примеру, в июле 2014 года у «реструктовцев» сорвалась охота на наркотоговца у станции метро «Сокол». Несколько человек после этого уехали, а другие остались и напали на мужчину азиатской внешности, так как сочли его охранником сбежавшего «барыги». Потерпевшего избили, отняли у него 10 тысяч рублей и сотовый телефон.
Из всех рассмотренных в суде эпизодов действительно спорным выглядит случай с мигрантом из Узбекистана, которому Марцинкевич порвал рубашку стоимостью 88 тысяч рублей, поймав на продаже спайсов. «Я из корыстных целей, вступив в сговор с группой лиц, совершил разбой в отношении Хамидилло Мухтарова, похитив у него телефон-фонарик за 1000 рублей, — пародировал обвинение в ходе судебных слушаний Тесак. — Потерпевший Мухтаров написал заявление только спустя полтора года, когда его, нелегально проживающего на территории РФ, имеющего запрет на въезд, нашли сотрудники Центра по противодействию экстремизму. Причем нашли, посмотрев ролик с его поимкой на продаже спайса, где крупным планом был показан паспорт Мухтарова».
Марцинкевич считает безумием, что обвинение сочло хулиганством — то есть грубым нарушением общественного порядка, выразившимся в презрении к обществу и морали, — борьбу гражданских активистов с наркоторговлей. По мнению прокурора, однако, фактов продажи запрещенного к обороту вещества в рассматриваемых эпизодах нет, зато налицо попытка прикрыть откровенный разбой благими намерениями.
Шоумен и нацист
32-летний Максим Марцинкевич — профессиональный строитель, то есть получил профильное образование в столичном колледже, затем учился в МИСИ, но, насколько известно, вуз так и не окончил. В армии не служил, получив «белый билет». На его странице во «ВКонтакте» сообщается, что пару лет Максим все же отработал по специальности — техником-конструктором и инженером-конструктором. В последующем постоянного места работы молодой человек не имел.
В начале 2000-х Марцинкевич был обычным скинхедом. Как он сам рассказал в интервью британскому журналисту Россу Кемпу, ненависть к приезжим у него возникла в 1999-м, после взрыва дома на улице Гурьянова, где жила его девушка. Был участником группировки Семена Токмакова «Русская цель», членом Народной националистической партии Александра Иванова-Сухаревского, со временем возглавил ее региональное отделение, но вскоре вышел из партии из-за конфликта с руководством.
Образ шоумена-нациста Тесак стал активно формировать с 2005 года. Он создал Творческую студию «Формат-18» (впоследствии ее деятельность была запрещена судом). Марцинкевич с соратниками снимали и выкладывали в сеть видеоролики о жизни скинхедов: тренировки в спортзалах, выезды на военизированные сборы и нападения на людей неславянской внешности. Последние пользовались особой популярностью у пользователей. Считается, что некоторые из этих акций были постановочными, а некоторые — вполне документальными.
Тесак стремился сделать произведения своей студии максимально привлекательными для зрителя. Внимание уделялось монтажу, музыкальному сопровождению, назидательные комментарии в неонацистском духе сдабривались изрядной долей юмора, чего в роликах других скинхедовских и нацистских группировок не было.
К 2007 году Марцинкевич благодаря своим видеороликам стал узнаваемой личностью. В том же году на канале Discovery вышел документальный фильм Росса Кемпа из четырехсезонного цикла «Банды», посвященный русским неонацистам из запрещенного в России Национал-социалистического общества (НСО). Тесак — один из главных героев этой ленты. Его «Формат-18» в ту пору сотрудничал с НСО, но уже в сентябре стал вести информационную кампанию против этой организации.
В том же 2007-м Марцинкевич с соратниками провели акцию в клубе «Билингва», где набирающий популярность блогер Алексей Навальный вел политические дебаты. Тесак попал в новостные ленты и телесюжеты, а потом и за решетку, так как Навальный написал на него заявление в прокуратуру. Максима обвинили в экстремизме (статья 282 УК): в клубе он открыто зиговал, выкрикивал нацистские лозунги и угрозы.
Во время первой отсидки Тесак получил еще один срок (по той же статье 282 УК) за набравший в сети особую популярность ролик с инсценировкой казни мигранта из Средней Азии.
В 2009-м на экраны выходит художественный фильм «Россия 88» Павла Бардина — про банду скинхедов, выкладывающих агитационные ролики в интернете. Прототипом главного героя, роль которого играет Петр Федоров, был Максим Марцинкевич.
В декабре 2010-го Тесак, ставший к тому времени самым известным в стране скинхедом, освободился, в том же месяце его «Формат-18» признали экстремистской организацией. На свободе Марцинкевич начинает зарабатывать лекциями и тренингами, в том числе посвященными тому, как воровать в магазинах, но главное — издает книгу «Реструкт»: своеобразные мемуары о жизни в заключении, во время которого произошла «реструктуризация» — то есть усложнение и систематизация мировоззрения автора. В 2014-м книгу признали экстремистской, ее распространение легло в фабулу нового обвинения Марцинкевича по 282-й статье УК.
Правый дрейф
В 2011 году у друзей Марцинкевича появилась идея создать одноименную общественную организацию «Реструкт». По словам источника «Ленты.ру», это была попытка придать националистическому движению в России принципиально новую форму, где основное внимание уделялось бы не политике и не борьбе с инородцами, а защите традиционных ценностей. Марцинкевич стал лицом этого движения и его символом.
Не исключено, что на такой поворот националисты решились на волне общего прессинга правых сил. В 2010-м была запрещена деятельность «Славянского союза», на следующий год — Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Весной 2011 года состоялось громкое судебное разбирательство по делу Боевой организации русских националистов (БОРН, также запрещенной в России). В мае 2011 года один из ее лидеров Никита Тихонов получил пожизненный срок, а его подруга Евгения Хасис — 18 лет лишения свободы за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
Первым общественно ориентированным проектом «Реструкта» стала охота на педофилов. Источник «Ленты.ру» отметил, что на это Марцинкевича со товарищи вдохновила группа молодых людей, которая через соцсети выманила на встречу с несовершеннолетним школьного учителя из Тульской области. Сюжет о них и других случаях народного самосуда показали в программе «НТВшники» в октябре 2011 года.
Действуя через левые аккаунты или через профили реальных подростков, любителям интима с несовершеннолетними назначали встречи, куда вместе с «наживкой» приходила съемочная группа Марцинкевича.
Молодые люди воспроизводили приемы, характерные для оперативной съемки МВД: «задержанных» граждан просили представиться, показать документы, устраивали допрос, требуя путем предъявления доказательств признаться в противозаконных намерениях и раскаяться. В качестве изюминки добавлялись различные способы унижения.
По аналогии с акцией оппозиции «Оккупай Абай», проходившей в мае 2012 года на Чистых прудах, проект получил название «Оккупай-педофиляй». Выкладываемые в интернете ролики имели огромную популярность. В регионах появились молодые люди, которые стали копировать методику выявления педофилов и даже внешний вид лидера, вплоть до прически.
Затем появился проект «Оккупай-наркофиляй», целью которого стала борьба с торговцами спайсами. Здесь все было еще проще: молодые люди звонили по расклеенным всюду объявлениям и назначали встречи. Но именно этот проект в итоге привел активистов на скамью подсудимых. Возникли также «Оккупай-выселяй» — против незаконной миграции и «Оккупай-алкофиляй» — против продажи спиртного подросткам.
По словам источника «Ленты.ру», в период расцвета «Реструкта», к началу 2014 года, отделения и группы соратников движения появились более чем в 40 регионах страны, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Молдавии.
Руководство стремилось держать эти ячейки под контролем, чтобы активисты на местах не калечили людей под брендом «Реструкта» и тем самым не свели к нулю все старания организаторов по развитию его как легальной общественной структуры.
Организация понемногу набирала силу, но одним из препятствий дальнейшего развития «Реструкта» некоторые считали дурную славу Марцинкевича, на первых порах игравшую на руку движению. Максима в то время приглашали на российское телевидение как эксперта и, одетый в пиджак с галстуком, он все меньше напоминал прежнего безбашенного скинхеда Тесака.
В роликах «Реструкта» все чаще фигурировали новые лица: улыбчивые молодые люди без криминального прошлого и нацистских наколок. Однако это не мешало Марцинкевичу зарабатывать на своем авторитете среди националистов: рекламировать в своих роликах спортивное питание и продавать товары через региональные отделения. Максим даже создал целую финансовую пирамиду Tesakmoney.com.
Измайловский разгон
В ноябре 2013 года, когда начались активные действия на киевском Майдане, к Тесаку пришли с обыском в связи с уголовным делом об экстремизме, где он проходил свидетелем. Марцинкевич счел это попыткой отправить его за решетку, организованной наркоторговцами и уличенными им в педофилии чиновниками. Тесак уехал на Украину, а затем на Кубу.
Между тем претензии силовиков касались опубликованных в сети рецензий Марцинкевича на фильмы «Сталинград» и «Околофутбол», а также ролика, призывающего к выдворению инородцев. Все эти произведения к «Реструкту» отношения не имели, зато содержали высказывания, признанные экстремистскими.
В январе 2014-го Тесака депортировали с Кубы на родину и посадили в СИЗО. С тех пор Марцинкевич на свободу больше не выходил. На этом, к слову, строится линия защиты: Тесака обвиняют в распространении книги «Реструкт», признанной экстремистской уже после того, как он лишился свободы, а значит, формально он не имел возможности что-либо распространять.
К разгону движения, которое источник «Ленты.ру» назвал самым массовым не только среди националистических, но и среди прочих молодежных неформальных организаций, приступили летом 2014 года.
В июне в концертном зале «Измайлово» должен был состояться первый съезд участников движения «Реструкт», прибывших со всей страны и из-за границы. Они собирались принять устав организации и, вероятно, выбрать новое руководство. Но съезд был сорван. Вместо клипа, подготовленного организаторами, на экране концертного зала показали другой — как писали СМИ, снятый силовиками.
«»Реструкт» и Тесак занимаются коммерческой деятельностью: торгуют протеином, создают финансовые пирамиды, продают книги, брендовую одежду и другую атрибутику, — заявил с экрана один из членов движения Евдоким Князев. — Мой проект занимался тем, что вылавливал людей, продающих спайсы, красил их краской, унижал, бил, удерживал, тем самым нарушал законодательство Российской Федерации. Вовлекал в это несовершеннолетних. С другой стороны, руководящий состав делал на этом деньги, в том числе на рейдерстве, где они заработали около 600 тысяч».
Бурю возмущения в зале прервали сотрудники ОМОНа, положившие всех делегатов на пол. Задержаны были четверо «реструктовцев»; остальных, переписав данные, отпустили по домам.
«Ленте.ру» Князев пояснил, что тогда были показаны кадры его допроса: «Я не сказал ничего страшного: организация занималась бизнесом, легальным бизнесом. Максим продавал протеин, существовали паблики по продаже оружия — ножей и газовых баллончиков. Кто-то занимался пирамидами, именно законными».
А в августе 2014 года был вынесен приговор Марцинкевичу по делу о неуместных рецензиях. Он получил пять лет лишения свободы, но позже срок скостили, и в 2016-м у него был шанс покинуть зону. Однако он уже стал фигурантом нового дела, судебное разбирательство по которому завершилось приговором 27 июня.
Малоизвестной осталась история довольно обширной благотворительной и воспитательной деятельности «Реструкта». По словам источника, члены движения успели сблизиться по этому направлению со многими образовательными организациями и учреждениями культуры. «Со всеми бывшими партнерами правоохранительные органы провели беседы и кое-кого даже уволили», — отметил он.
«Мы распустили движение в 2014 году. Долго не было согласия по этому вопросу, — рассказала «Ленте.ру» 19-летняя студентка юрфака Елизавета Симонова — одна из соратниц Марцинкевича, приговоренная Бабушкинским судом к трем годам лишения свободы. — С болью в сердце пришли к выводу, что надо, ибо и дальше будут сажать «реструктовцев» и в Москве, и в регионах, чего нам не хотелось. Пережили. Радует то, что мы добились определенных целей: принятия закона в отношении педофилов и спайса».
По одной из версий, повышенное внимание к «Реструкту» со стороны силовиков в 2014 году связано с тем, что под крышей этой организации до поры до времени обитали будущие бойцы украинских националистических батальонов — к примеру, Роман Железнов по прозвищу Зухель, который обвиняется на родине в наемничестве за членство в печально известном батальоне «Азов» (запрещенная на территории России организация).
Правда, Зухеля лидеры «Реструкта» считают предателем и даже провокатором. Из движения его исключили, а Марцинкевич даже порывался отправиться на Украину, чтобы там его уничтожить.
В том же «Азове» на должности командира полковой разведки служит друг Тесака — Сергей Коротких по прозвищу Малюта. Его боевые заслуги в конфликте на юго-востоке Украины были отмечены президентом Петром Порошенко. Впрочем, Малюта в рядах «Реструкта» не состоял.
Дети «Реструкта»
Елизавета Симонова — один из сотен подростков, прошедших через «Реструкт». «В августе 2013-го я познакомилась с Сашей Шанкиным (приговорен к шести годам заключения в воспитательной колонии — прим. «Ленты.ру»), он позвал меня на рейд «Оккупай-наркофиляй». Мне понравилось, я по возможности всегда посещала мероприятия», — вспоминает она.
В 2014-м Симонова уже стала одним из лидеров движения. «В кавычках — потому что иерархии в движении не было, — добавляет девушка. — Например, стала организовывать проекты «Оккупай-алкофиляй»».
Сегодня, спустя три года, Симонова говорит, что не жалеет о том, что было. «Все было сделано из лучших помыслов. Более того, я ничего ни у кого не украла, ни к кому не применяла насилия — мне нечего стыдиться», — говорит Лиза.
По словам девушки, ее вклад состоит в том, что около 30 магазинов, которые продавали несовершеннолетним алкоголь или сигареты, были привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 10-20 тысяч рублей, а некоторые — на 300 тысяч. «В этих торговых точках больше уже такого не делали, мы проводили там повторные акции», — поясняет активистка.
Родители Лизу всегда поддерживали, а сама она говорит, что «с детства была восприимчива к чистоте нации и справедливости во всем». Девушка считает, что одним из факторов, повлиявших на разгон «Реструкта», стали события, произошедшие «в ближнем зарубежье». Другой причиной, по ее мнению, было то, что «государству, так сказать, стыдно идти на поводу у активных граждан, которые указывают на острые пробелы».
Такой вариант как устроиться на службу в органы внутренних дел Симонова не рассматривала. «Чтобы хоть как-то бороться со злом, необходимо занимать высшие должности в госструктурах. Пока человек обычный рядовой — он никто (не хочу никого оскорбить) и слово его — ничто», — говорит она.
Перед поездкой в суд, где ее взяли под стражу, девушка сдала досрочно экзамены (до суда она находилась под подпиской о невыезде). В будущее пока не заглядывает, старается жить сегодняшним днем.
«Почему вы нам привели такого ненормального мальчика?»
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Скандалы в школах, связанные с агрессивным поведением учеников, — дело уже привычное. В мае родители второклассников московской школы №1239 объявили «забастовку»: пригрозили перевести своих детей на домашнее обучение, если не решится проблема с хулиганом, который постоянно бьет одноклассников. Администрация школы пригласила для мальчика тьютора (персонального педагога-воспитателя), но драки не прекратились. Похожая ситуация в Туле. Ученики четвертого класса одной из школ района Заречье бойкотировали уроки из-за десятилетнего мальчика, терроризировавшего окружающих. Один из пострадавших оказался в больнице со сломанным носом.
Эксперты считают, что подобные случаи — последствия перегибов при массовом внедрении инклюзии. Модель всеобщего равного права при обучении активно насаждается сверху, однако все делается формально: даже если школа заявляет об инклюзивном компоненте, на практике ничего не меняется. Нет ни методик, ни подготовленных кадров, а инклюзивная среда обычно состоит из кривого пандуса перед входом в школу. «Лента.ру» попросила родителей и экспертов образовательной отрасли рассказать о том, что такое грамотная инклюзия и во что превращают ее «перегибы на местах».
Должно быть взаимное принятие
Татьяна Юдина:
Мы с сыном поменяли штук пять детских садов, а потом еще столько же начальных школ. Везде был один сценарий. Я приводила ребенка. Рассказывала администрации, что у него особенности развития. Но Гоша — мальчик разговорчивый, открытый. И на первых встречах проблем с ним обычно не возникает. Он прекрасно отвечал на все вопросы. И учителя обычно очаровывались голубоглазым светловолосым мальчиком. А на маму, то есть на меня, смотрели косо, подозревали в неадекватности. Но через неделю действительно убеждались, что ребенок устает, очень быстро истощается. Из-за этого Гоша мог начать раскачиваться на уроке, издавать всякие звуки. В первом классе пытался залезть под стол. И тогда начиналось. «Почему вы нам привели такого ненормального мальчика, мы же не знали, что он такой сложный?» — говорили мне. То есть мама снова оказывалась виноватой — неправильно предупредила.
Нам тогда все учителя в голос твердили: «Вам надо заниматься индивидуально». И это было бы удобно: ребенок хорошо берет программу. Учеба — это важно, но ведь необходима еще и социализация! Ребенок должен учиться жить в коллективе, реагировать на окружающих, взаимодействовать. И это невозможно организовать на индивидуальном обучении. Когда Гоша закончил начальную школу, мы поняли, что нас больше не хотят брать в пятый класс нигде, даже в частных школах. Это было очень тяжело. Тогда семьи с такими же пробелами, как у нас, объединились и решили организовать собственный класс. Заручились поддержкой Департамента образования Москвы, нашли школу, которая согласилась нас принять, договорились с научными институтами, чтобы их специалисты проводили курсы для наших педагогов. Первое время учителя, конечно, были напряжены. Но потом привыкли, даже полюбили наших детей. И вот мы уже заканчиваем девятый класс.
Я понимаю родителей, которые побаиваются особых детей «поблизости» с их ребенком. Сейчас я вижу ситуацию с разных сторон. Кроме сына с аутизмом, у меня есть и «нейротипичный» ребенок. В детсад к нам ходил «особый» мальчик. Возникали напряженные моменты. Например, звонит у воспитательницы телефон. Для ребенка звук слишком резкий, он вскакивает. В это время у него падает стул. Ребенок начинает размахивать руками, раскачиваться, задевает соседа. Тот падает и сильно ударяется о косяк. Наступает «конец света». Все из-за чего? Воспитательница в группе без всякой поддержки. Как вести себя с нестандартными детьми не знает. Да и в группе у нее 26 человек. К каждому индивидуально «не подойдешь». Администрация учреждения рекомендовала маме проконсультироваться у специалиста. Но та оборонялась: «У моего сына нет проблем». Неадекватная позиция родителя (непонимание проблем своего ребенка) не менее деструктивна, чем некомпетентность учителя или тьютора, или неготовность администрации создавать условия для инклюзии.
Сегодня никому уже не надо доказывать, что инклюзия нужна. Но появилась другая проблема — нужно дискутировать о том, как включение особого ребенка в «обычный» класс должно быть организовано. Что должен уметь педагог? Какова должна быть роль тьютора (какой квалификацией, например, он должен обладать, чтобы предотвращать проявления ребенком агрессии)? И что зависит от родителей? Многие думают, что если особого ребенка просто посадить в обычный класс — этого достаточно. Но так не бывает. Инклюзия — это взаимное изменение, взаимная интеграция.
Учителя решили, что нужно «давить»
Алина Фаркаш:
В Москве в первом классе сын Саша учился в сильной районной языковой школе по месту жительства. Я предупреждала учителей, что у ребенка расстройство аутистического спектра (РАС), есть особенности характера. Но педагоги видели перед собой умного, сильного в учебе мальчика. И просто мне не верили. Саша, кроме того, что умный, выглядел и вел себя по-взрослому. В семь лет многие дети такие нежные цветочки. А бывают почти подростки: наглые, самостоятельные. Саша как раз из этой категории. На голову выше всех одноклассников, очень взрослый. Меня почти каждый день вызывали в школу. Учителям казалось, что Саша им хамит. Был случай, когда учительница его за что-то при всем классе ругала. Он посреди ее речи встал, вышел. И как сказала учительница, громко хлопнул дверью. Потом я спросила сына, почему он так поступил. Он сказал: «Я почувствовал, что сейчас заплачу. Не хотел, чтобы это случилось при всем классе, поэтому быстро ушел».
Мы просили педагогов индивидуально подойти к нему. Предупреждали, что у Саши гипертревожность, пониженная самооценка, он переживает по любому поводу и очень волнуется. Но они все делали наоборот, почему-то решили, что его наоборот нужно «давить», постоянно стыдить, наказывать за малейшие промахи. Учителям казалось, что иначе ребенок вообще ничего не будет делать. Сын перестал спать. У него начался тик. Однажды учительница при всех разорвала его тетрадку всего лишь за две помарки. И он заплакал. Поскольку он этого не делал даже в младенчестве, на меня это произвело настолько сильное впечатление, что я ему сразу сказала, что мы уходим из той школы. И в феврале мы перешли на домашнее обучение.
Летом перед поступлением во второй класс мы нашли для сына школу с еврейским этнокультурным компонентом. Мне кажется, что учителя там специализируется на том, что со всей Москвы собирают умных, но странненьких детей. Устраивают им счастливую жизнь, учат побеждать на Олимпиадах, показывать результаты. Там были самые разные дети: с синдромом дефицита внимания, был мальчик, который первые полгода под столом сидел, но отвечал оттуда на пятерки. Кто-то бегал по классу. Но педагоги как-то организовали процесс так, чтобы во время бега ребенок не сильно мешал остальным. Когда Саша там учился, он был счастлив. Тем более его классная руководительница до этого работала в школе, где занимались дети-аутисты. И она знала, как себя вести. Эта школа и эта учительница были единственным о чем мы жалели, эмигрируя в Израиль.
Они — не обуза
Дина Чиркова, куратор ресурсных классов из Воронежского института развития образования (ВИРО):
Если инклюзия организована формально — просто назначили неподготовленного человека тьютором к ребенку с особенностями в поведении, — неприятные ситуации непременно будут случаться. Грамотная инклюзия начинается с продуманной организации. В администрации школы должен быть человек, отвечающий за все вопросы по инклюзии: и за работу с педагогами, и с родителями, и с учениками. В правильно организованном процессе дети ни в коем случае не мешают учиться друг другу. Дети с особенностями поведения участвуют в общих занятиях, когда они могут социально приемлемым способом попросить переменку или разрешение выйти в туалет. Когда они могут спокойно заниматься в классе, по своей программе, если нужно, но, не мешая остальным ученикам.
Тьютор должен иметь профессиональные компетенции в сопровождении таких детей, нужно правильно реагировать на поведение, уметь изменить среду подходящим образом. Однако не всегда даже подготовленный специалист способен предотвратить эпизоды нежелательного поведения, потому что иногда это впервые случается именно в школе. И предугадать такое невозможно. Но если один раз случилось, дальше такое поведение берется на контроль, исследуются причины происшествия и ребенка учат поступать по-другому. Грамотная работа не позволит, чтобы единичный эпизод стал регулярным.
В результате большой подготовительной работы нейротипичные одноклассники доброжелательно принимают одноклассников с особенностями развития. Они не обуза для школы. Наоборот — в лице тьюторов образовательное учреждение получает дополнительных специалистов. Они, например, могут организовать общие игры для детей на перемене, могут помочь педагогам школы в работе с трудными случаями, помогают с подбором развивающих занятий.
Кроме того, у педагогов после знакомства с нашими учениками может измениться подход и к другим детям. Один из главных принципов работы с РАС — найти мотивацию и поддержать ребенка в успехе. Когда в тетрадке не подчеркивают ошибки красной ручкой, а пишут зеленой: «Посмотри, как хорошо ты вот здесь сделал. Если попробуешь так же, будет замечательно!» И с обычными ребятами опора на их сильные стороны и мотивация могут сотворить чудо.
Каждому — по развитию
Мария Божович, фонд «Выход»:
Имеет ли право родитель настаивать на обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами поведения, в среде сверстников? Да, имеет. Закон об образовании это ему гарантирует. Существуют методы и технологии, позволяющие обеспечить обучение детей с проблемным поведением в той школе, которую выбрали его родители. В частности, это позволяет делать модель «Ресурсный класс». Она предполагает, что у каждого особенного ребенка есть тьютор, владеющий основами прикладного анализа поведения, и индивидуальный план коррекции поведения, который исполняется не только всеми участниками образовательного процесса, но и родителями в семье.
Ресурсный класс — это, как правило, отдельное помещение, по соседству с основным классом, в который зачислены дети со сложным поведением. И как только у ребенка смягчаются самые тяжелые поведенческие проявления, как только он овладевает базовыми академическими навыками (слушает учителя, выполняет задания), он начинает выходить вместе со всеми в регулярный класс. Это и есть грамотная инклюзия. Но «бросать» ребенка в общий класс без учета его особенностей и потребностей, без учета интересов других детей — некорректно, это не идет на пользу никому.
Фонд «Выход» поддерживает работу 25 ресурсных классов в школах, куда пришли дети с очень сложным поведением, вызванным расстройствами аутистического спектра. Эти дети имеют возможность учиться в среде сверстников благодаря тому, что их педагоги и тьюторы владеют прикладным анализом поведения, способны исследовать сложное поведение и найти способы работать с ним. Мы не знаем, что за трудности у того ребенка из московской школы №1239, но нам известно, что методы на основе прикладного анализа работают в принципе с любым поведением, даже если оно не обусловлено аутизмом. В этой грустной истории очевидно, что у школы дефицит специалистов, которые могли бы помочь ребенку, его родителям и одноклассникам.