Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
9 мая в России отмечается один из главных государственных праздников — День Победы: ровно 73 года назад был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии, которым завершилась Великая Отечественная война. Кому-то кажется, что торжество слишком официозно, а кто-то выходит на улицу сам. Фотографии празднования Дня Победы из социальных сетей — в подборке «Ленты.ру».
Красная ковровая дорожка, почетный караул и делегация от МИД — так накануне в аэропорту Внуково-2 встречали президента Ирана Хасана Рухани. Он привез в Москву предложение, касающееся участия российских компаний в разработке 11 иранских нефтяных и газовых месторождений. Президент России Владимир Путин назвал Иран добрым соседом. Но интересы двух государств вскоре могут разойтись, предостерегают эксперты.
В первый день визита, в понедельник вечером Хасан Рухани провел переговоры с председателем российского правительства Дмитрием Медведевым. Обсуждали в основном экономические вопросы, в том числе, как указывает пресс-служба Кабмина, перспективы формирования преференциального торгового режима между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном.
Иран — одна из немногих стран, увеличившая товарооборот с Россией: в 2016 году он вырос на 70 процентов и составил более 2,18 миллиарда долларов. В Москве этот показатель называют уникальным явлением. При этом российский экспорт (поставки машин и оборудования, продовольственных товаров и металлов) вырос на 85 процентов — до почти двух миллиардов долларов. Нетипичная для российской экономики картина объясняется просто: пока Иран находился под экономическими санкциями, поставки товаров в страну были запрещены. Санкции сняли — и экспорт увеличился в разы.
Энергетика традиционно в центре внимания. Первая на всем Ближнем Востоке атомная электростанция «Бушер» находится в Иране и была построена с помощью России. На этом сотрудничество между Москвой и Тегераном в области мирного использования атомной энергии не ограничивается: планируется возвести второй и третий энергоблок атомной станции, и тоже с помощью России .
Россия участвует в развитии и других отраслей энергетики Ирана. Выделены государственные кредиты на общую сумму 2,2 миллиарда евро под финансирование строительства теплоэлектростанции «Сирик» на берегу Персидского залива и электрификации железных дорог на севере Ирана. Кроме того, российские нефтегазовые компании намерены поучаствовать в освоении 11 месторождений в Иране. Потенциал сделок оценивается в 20 миллиардов долларов.
Во вторник в Кремле состоялись переговоры Рухани с президентом Владимиром Путиным. Говорили в том числе и о Сирии, где наши страны координируют боевые действия. Это сотрудничество тревожит другого игрока в регионе — Израиль. Во время недавнего визита в Кремль премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху с тревогой в голосе вспоминал дела давно минувших дней: как две с половиной тысячи лет назад в древней Персии пытались уничтожить еврейский народ. Наследник Персии — Иран хотел бы поступить так же, подчеркивал Нетаньяху.
Несмотря на хорошие отношения российского президента и израильского лидера, тревоги Нетаньяху никак не отразились на атмосфере встречи с президентом Ирана. Принимая Хасана Рухани, Путин подчеркивал, что Иран — добрый сосед России, давний и стабильный партнер, с которым Москва эффективно работает практически по всем направлениям.
За последние 3,5 года отношения между двумя странами шаг за шагом развивались в позитивном направлении, выйдя на новый уровень, согласился Рухани. Он также отметил хороший опыт в борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. «Наша конечная цель — укрепление мира и стабильности в регионе, и развитие наших отношений не направлено против третьих стран», — заключил он.
Заявления для прессы, с которыми выступили оба лидера после переговоров, были посвящены в основном торгово-экономическому сотрудничеству. Почти вскользь коснулись международной проблематики. «Позиции наших стран по многим вопросам мировой политики довольно близки», — отметил Путин. «Мы продолжим борьбу с терроризмом до конца террористических действий во всем регионе», — заверил Рухани, прежде чем пожать российскому коллеге руку.
Руководитель центра анализа ближневосточных конфликтов ИСК РАН Александр Шумилин считает, что в Сирии Москва и Тегеран партнеры, а не союзники — их интересы постепенно начинают расходиться. Эксперт подчеркивает, что ранее все усилия направлялись на решение военных вопросов, а теперь на первый план выходят политические перспективы.
«И, в отличие от России, Иран не предполагает покидать Сирию — в этом принципиальные различия в стратегии двух стран и подходах к переговорному процессу в Женеве», — считает Шумилин.
При этом эксперт указывает, что Тегеран старается проводить мягкую, привлекательную для России политику, поскольку подвергается давлению со стороны Соединенных Штатов. По этой причине Рухани идет на определенные уступки, в том числе позволяет России на регулярной основе использовать иранские базы в качестве транзитных аэродромов при переброске авиации и личного состава в Сирию и обратно.
«Позиция Израиля учитывается Москвой, но не является существенным фактором до определенного момента — пока не произошло какого-то инцидента с прямым вовлечением Ирана и Израиля, — объясняет Шумилин. — В том числе и по этой причине России необходимо уйти из Сирии, чтобы не оказаться в уязвимом положении, когда эти две страны столкнутся. Иначе придется озвучивать внятную позицию. Пока же Москве удавалось этого избегать».
Следователей попросили отправить депутата Госдумы Виталия Милонова на проверку к психиатру. Поводом для этого стало высказывание петербуржского законотворца о передаче Исаакиевского собора РПЦ, которое, по мнению автора жалобы, может стоить Милонову еще и уголовного наказания. Как автор закона о запрете гей-пропаганды оказался в Госдуме, за что его пытались наказать раньше и почему решили проверить на адекватность — в материале «Ленты.ру».
В воскресенье 12 февраля Виталий Милонов заявил, что депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский и Максим Резник выступают против передачи Исаакия в пользование Русской православной церкви только ради политического пиара. Да и вообще христиане выжили несмотря на то, что их предки «варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям», добавил он. Бывший коллега Милонова по петербургскому заксу Алексей Ковалев на следующий день потребовал привлечь его к ответственности за разжигание национальной ненависти и вражды, но сначала отправить на психолого-психиатрическую экспертизу.
В ноябре 2016-го за экстремизм поплатился штрафом не сам Милонов, а чувашский активист, который сделал репост фотографии депутата в футболке с запрещенным лозунгом «Православие или смерть». Самого законодателя за его политическую карьеру привлекали к ответственности только в Twitter — блокировкой аккаунта за высказывания об американском демократическом аде.
От Красненькой речки до Госдумы
43-летний Виталий Милонов, госуправленец по образованию, начинал политическую карьеру в Северной столице в 90-е. Тогда он вступил в Свободно-демократическую партию России, в руководстве которой были политик Марина Салье и правозащитник Лев Пономарев. Спустя почти 25 лет он отзывается о них критично: «Беспринципные приспособленцы. Не хотел бы о них много говорить: они — скорее часть сурового прошлого нашей России».
После этого Милонов более пяти лет работал помощником депутата Госдумы — «юным падаваном», как сам называл себя в этом статусе политик. Сначала — у Виталия Савицкого, инициатора создания организации «Молодые христианские демократы», которую потом возглавлял Милонов, а затем у Галины Старовойтовой. О ней, в отличие от Салье и Пономарева, политик говорит с симпатией, называя ее патриотом и «в глубине души верующим человеком».
После убийства Старовойтовой Милонов стал помощником сенатора Вадима Тюльпанова, тогда — депутата петербургского заксобрания. До того как сам Милонов избрался в закс Северной столицы, он поработал депутатом муниципального образования Дачное и главой администрации округа Красненькая речка.
Несмотря на всю неоднозначность инициатив и высказываний, которыми Милонов прославился во время работы в Петербургском заксобрании, он не только получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, но и с легкостью снова оказался в Госдуме. Причем на этот раз — в роли депутата. Неутомимый законотворец и борец за чистоту нравов прошел через процедуру предварительного голосования «Единой России», после чего стал кандидатом от партии на думских выборах. В ЕР сочли естественным, что яркий партиец победил соперника Юрия Шувалова с большим опытом работы в аппарате ГД. На руку Милонову сыграла известность в городе, объяснял секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов: «Ничего удивительного в победе Милонова нет, так как в границы округа 218 входят территории, от которых Милонов избирается в заксобрание Санкт-Петербурга».
Осиный кол в ЛГБТ и никакого секса до свадьбы
Милонов в законотворческих инициативах масштабом города себя не ограничивал. В 2012 году был принят на городском уровне предложенный им закон о запрете гей-пропаганды, через год аналогичный документ появился на федеральном уровне. Представителям сексуальных меньшинств и их защитникам, в том числе мировым звездам, например Мадонне, от Милонова доставалось неоднократно. «Я слышал, что на концертах этого тура она стянула с себя рейтузы — нам этого здесь не надо», — заявлял парламентарий. Критиковал он за пропаганду ЛГБТ и певицу Леди Гагу. От выступления австрийского певца Тома Нойвирта, известного под псевдонимом Кончита Вурст, Милонов решил застраховаться заранее и отправил министру культуры Владимиру Мединскому предложение запретить его (ее) гастроли.
В целом, считает законотворец, «осиновый кол необходимо забить в этот весь ЛГБТ-активизм». «Слишком его много стало. Они незаслуженно много обращают на себя внимания», — говорил он, комментируя идею проведения гей-парада в День ВДВ.
Запрет гей-пропаганды — лишь один из шагов к закреплению традиционных ценностей в ряду предложений Милонова, касающихся личной жизни россиян. Неоднократно его внимание привлекало реалити-шоу «Дом-2». Он вызывался даже лично преподать его участникам нравственный урок. «Я уверен, что после разговора со мной многие из них станут нормальными православными хипстерами. Спаситель наш Христос ведь тоже не к королям пришел, а к алкоголикам и проституткам», — подчеркивал Милонов. Вредным для традиционных ценностей парламентарий также счел западный культовый сериал «Игра престолов», где каждый десятый персонаж, по его убеждению, «сексуальный девиант». Правда, ни одной серии телешоу депутат не видел.
Бороться с безнравственностью Милонов пытался и в малых — инициативой ввести запрет на прогулки по Петербургу в трусах и купальниках, и в больших масштабах — предложив запретить половую связь до брака.
Став депутатом Госдумы, Милонов немного снизил градус: в преддверии Дня святого Валентина он призвал запретить всего лишь эротические СМИ. Кстати, праздник всех влюбленных, отмечаемый сегодня, как и Хеллоуин, политик тоже предлагал запретить.
Блюсти нравственные устои единоросс призывает и своих коллег. В декабре он внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, запрещающий алкоголикам и наркоманам поступать на госслужбу. На пленарных заседаниях Госдумы Милонов внимательно следит за выступлениями присутствующих и подмечает их ошибки: телеведущей Оксане Пушкиной он указал, что мужей и женихов партнерами называть не пристало. А еще Милонов припас для депутатов радикальное предложение: внести изменения в регламент, запрещающие «говорить по полдня».
Эмоциональные порывы с депутатским статусом
Резкие выпады и неожиданные инициативы Милонова не всегда остаются без ответа. Осенью 2014 года Оксана Дмитриева, тогда еще руководитель петербургской «Справедливой России», подготовила иск против своего коллеги с требованием привлечь его к гражданской и уголовной ответственности, в том числе за экстремизм и оскорбление властей. Незадолго до этого Милонов потребовал от Дмитриевой добровольно сдать мандат депутата Госдумы и вообще уйти из политики, так как глава питерских справороссов якобы является представителем «пятой колонны» и занимается «созданием истерии» вокруг темы губернаторских выборов.
Местные представители ЕР назвали обвинения голословными. О деталях рассмотрения иска отдельно не сообщалось, а Дмитриева теперь уже покинула и Государственную думу, и партию «Справедливая России».
Отраслевые организации и бизнес в конфликт с Милоновым не вступают, а лишь деликатно выражают недоумение. Как, например, в Ассоциации туроператоров России — в связи с идеей депутата разработать правила поведения для россиян за рубежом. «В случае с нашими гражданами это чрезмерный труд, и имело бы смысл заняться чем-то более полезным», — заявила директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя инициативу.
Государственные ведомства, учитывая депутатский статус заявителя, в большинстве случаев обязаны хотя бы формально изучить милоновские инициативы. Так, в 2015 году Роскомнадзору пришлось рассматривать обращение с просьбой признать французский сатирический журнал «Шарли Эбдо» экстремистским изданием. Журнал в России так и не запретили, но найти его и до вмешательства было крайне непросто.
В партии к пылу политика относятся почти спокойно, слова его объясняют частным мнением и стараются не раздувать проблемы. «Что касается эмоционального порыва Виталия Милонова, то это исключительно его личная инициатива, — заявили в ЕР после того, как он призвал бывшую эсерку Елену Мизулину присоединиться к партии думского большинства. — Если у него есть своя карманная партия, он может ее туда пригласить».
И все же посылать Милонова налаживать международные контакты партийцы на всякий случай не стали. Прошлой осенью он не попал в список кандидатов от ЕР в российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Хотя опасность была невелика: думцы все равно пока не планируют работать в ПАСЕ.
***
Надежда на то, что депутат станет степенным законотворцем, однако, есть. После того как петербургский парламентарий Ковалев потребовал проверить Милонова у психиатра, борец за нравственность пообещал внимательнее выбирать выражения. «Наверное, благодаря этому я смогу еще более аккуратно выражаться, хотя куда уж более аккуратно», — заявил Милонов «Ленте.ру».
Если он и выполнит обещание, перешедшему в Госдуму политику найдется достойная замена. Пока Ковалев и Милонов пререкались на страницах СМИ, петербургский депутат Владимир Петров предложил легализовать колдунов и магов, а заодно пообещал коллегам настоящие звезды с неба — за качественное законотворчество.
Руководство музея Ростовского кремля недавно заявило, что картины художников-авангардистов Ильи Машкова, Александры Экстер и Жоржа Брака, подаренные музею почти год назад британским меценатом, князем Никитой Лобановым-Ростовским, оказались поддельными. Еще два года назад директор лично вручала всемирно известному коллекционеру символические ключи от будущей экспозиции, а теперь публично обвиняет его в подлоге. Впрочем ознакомить общественность с результатами экспертизы, которая могла бы подтвердить эти обвинения, в администрации музея не сочли нужным. Вместо этого музейщики обвинили Лобанова-Ростовского в попытке устроить в историческом особняке собственные апартаменты. Кому выгодна шумиха вокруг подлинности дареных авангардистов и чем объяснить интерес князя к Ростову — разбиралась «Лента.ру».
Неподдельный интерес
Меценат Никита Лобанов-Ростовский предложил передать часть своей коллекции в дар музею еще в ноябре 2011 года. Предложение приняли не сразу, но в марте 2013 года в Ростов Великий начали доставлять многочисленные экспонаты, в том числе предметы мебели. Всего в музей поступило около тысячи предметов — в частности, картины (акварели и рисунки художников-эмигрантов), книжные издания, а также старинные карты России и Европы. Были и произведения декоративно-прикладного искусства из камня, дерева, металла, керамики, ткани и фарфора.
Выставку предметов искусства из коллекции Лобанова-Ростовского открыли в мае 2013 года. Церемония проходила в парадном зале Красной палаты кремля. На открытии коллекционер подарил музею первые два эскиза художницы-авангардистки Александры Экстер. С этого времени меценат регулярно дарил музею части своей обширной коллекции: примерно дважды в месяц в Ростов привозили по два чемодана ценностей. В итоге коллекция музея пополнилась 15 тысячами экспонатов.
Картин и ценностей стало так много, что в 2014 году директор музея Наталия Каровская рассказала о намерении создать в Ростовском кремле филиал музея Лобановых-Ростовских. Разместить коллекцию предполагалось за пределами кремля, в купеческом особняке Шляковых, который нуждался в серьезной реставрации. Князь, в свою очередь, получил символический «золотой ключ» от музея и начал специально закупать картины для будущей выставки. Среди прочего, он собрал в дар музею девять работ русского художника Немухина.
Спустя полгода появился проект реставрации особняка, затем руководство музея получило 34 миллиона рублей на проведение ремонтно-восстановительных работ. Информация о выделении средств есть на сайте госзакупок. По плану реставрация должна завершиться в 2017 году, однако бурной деятельности на объекте не наблюдается. Сам Лобанов-Ростовский за все это время никакой информации о ходе работ от руководства музея не получил.
«Здание должно быть сдано в октябре, этим летом, по предварительным планам, мы должны были встретиться с директором и решить, как наполнять комнаты. Все, кроме одной — там планировался мемориал бывшего хозяина, купца Шлякова», — рассказал «Ленте.ру» Лобанов-Ростовский. Директор учреждения, в свою очередь, заверяет, что работы идут медленно потому, что музей «не может бросить все и заниматься только коллекцией Лобанова-Ростовского».
«У князя эмоциональное отношение к коллекции, у нас — профессиональное. Предоставленные нам дары не представляют собой цельной коллекции», — говорила Каровская в беседе с «Известиями» год назад.
Несмотря на неопределенность со сроками открытия экспозиции, в 2016 году коллекционер презентовал музею еще три картины: авангардистов Ильи Машкова, Александры Экстер и Жоржа Брака. Стоимость каждой оценивается в сотни тысяч долларов. Именно они были объявлены подделками. В музее подчеркнули, что работы получили негативные отзывы экспертов, впрочем, не указав, кем именно и когда проводилась экспертиза. Администрация уверяет, что были проведены также дополнительные исследования, отрицающие подлинность полотен. Но на официальном сайте музея говорится, что отчеты экспертов до сих пор не получены.
Неблагодарное дело
Никита Лобанов-Ростовский — прямой потомок Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Однако детей у князя нет. Единственное его детище — эта коллекция. На Ростов Великий, по словам Лобанова-Ростовского, выбор пал по родственным мотивам: предки мецената княжили в этом городе.
«Лента.ру» обратилась к князю за комментарием по поводу случившегося, в ответ Лобанов-Ростовский прислал копии экспертиз, проведенных ведущими российскими специалистами, докторами искусствоведения Георгием Коваленко и Глебом Поспеловым. Среди документов, поступивших в распоряжение редакции, также оказались результаты химических и графологических анализов, проведенных во Франции и Германии. По словам коллекционера, указанные компании несут юридическую и финансовую ответственность за проведенную экспертизу подлинности — они аккредитованы при суде.
«За последние 50 лет наше собрание побывало в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в 50 музеях США и Канады, в ведущих музеях Японии и Европы, дважды — в ГМИИ имени Пушкина. Только невежда может предположить, что показ моих даров в провинциальном музее Ростовского кремля может улучшить мое имя в мире искусства или повысить стоимость имеющихся у меня произведений», — отмечает Лобанов-Ростовский. По его словам, в конце июня он получил письмо от директора музея, в котором утверждается, что в планах учреждения никогда не значилось создание музея Лобановых-Ростовских, а сам Никита Дмитриевич «вводит в заблуждение государственные органы и общественность».
«Мне кажется, что дирекция сознательно ищет способы меня дискредитировать, чтобы не создавать музей, — недоумевает меценат. — Диалога с директором у меня не было последние семь месяцев, она не отвечает на письма. Это само по себе странно, потому что все это время в Домодедово приезжал их водитель, который забирал мои посылки из Лондона и давал расписку о получении. Теперь они пытаются все выставить так, как будто я их заваливаю мусором».
Сомнения в ценностях
На сайте музея Ростовского кремля также появился комментарий сложившейся ситуации. В нем мецената обвиняют чуть ли не в самозахвате части музея (создание которого, по словам директора, в планах не значилось). По версии представителей Ростовского кремля, коллекционер «попытался построить собственный мемориальный музей с апартаментами для проживания».
Лобанов-Ростовский подобными обвинениями обескуражен: «Как мог даритель что-то строить в государственном музее? Утверждения о том, что я хотел там построить личные апартаменты, не выдерживают никакой критики. Для меня мука лишний час быть в Ростове, я стараюсь возвращаться поездом в тот же день, когда приезжаю. Я никогда не останавливался в имеющейся в музее гостинице, не пользовался никакими льготами со стороны администрации Ростовского музея».
В администрации музея отказались прокомментировать ситуацию, заявив, что вся информация представлена на сайте. По словам заместителя директора по научной работе Сергея Сазонова, результаты экспертиз будут опубликованы позже: «Он подарил нам работы год назад. Сомнения в подлинности возникли сразу. Экспертизы — дело небыстрое, об их результатах вы скоро узнаете».
«В течение последних четырех лет Ростовский кремль с удовольствием принимал дары, которые к ним возили чемоданами. Писали льстивые благодарственные письма, — поясняет публицист Андрей Новиков-Ланской. — Вызывает недоумение, что годами все были довольны, и вдруг такой скандал. Вероятно, это нужно для того, чтобы отвлечь внимание от ситуации с затянувшейся реконструкцией здания. Конечно, обидно, когда известного коллекционера шельмуют на девятом десятке лет».
Когда экспонат поступает в музей, по правилам, его проверяют на подлинность в кратчайший срок, потому что по пути картину могли подменить или испортить, объясняет доктор культурологии, преподаватель МГУ Екатерина Федорова. Ей кажется странным, что картины не отправили на экспертизу год назад, сразу после получения, тем более если их подлинность якобы изначально вызвала сомнения.
«Я уверена, что цель этой грязной возни вокруг пожилого человека — намеренно и прагматично вышибить его из седла. Чтобы он оставил все как есть. Это страшное оскорбление для мецената, который сам возит ценности чемоданами. Изумляет логика музея: раз три картины не подлинные, то выставки не будет. А как быть с остальными 15 тысячами экспонатов?» — возмущается Федорова.
Слухи о поддельности русского искусства, и авангарда в частности, сильно преувеличены, считает специалист по русскому авангарду, искусствовед Светлана Джафарова: «Из-за этой точки зрения мы рискуем потерять огромный музей. Вся эта шумиха раздувается ради выгоды торговцев искусством. Им необходимо, чтобы таких полотен было мало, а спрос и цена на них повышались».
По ее словам, никто из экспертов, давших ранее положительное заключение о подаренных полотнах, не может быть заинтересован в том, чтобы выдать фальшивку за оригинал. «Нам все время приходится подлинные вещи защищать. Провести отрицательную экспертизу гораздо проще, чем защитить произведение от нападок. Но, увы, русский авангард ценен тогда, когда его мало», — резюмирует Джафарова.
Стараниями космонавта Виктора Савиных и его соратников, при финансовой поддержке федерального Минкульта, край, слава которого сегодня связана главным образом с квасом, станет новым центром подготовки будущих российских конструкторов и пилотов орбитальных и межпланетных кораблей. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на месте событий и убедился, что Илона Маска там не ругают, а детей учат стыковаться с МКС на полноценной модели «Союза».
Киров — Кассиопея
Из-за фасадов старинных двухэтажных зданий на Преображенской улице в Кирове выглядывает космическая тарелка — слегка, чтобы не ломать архитектурный портрет старинного губернского города. Торчащий из новостройки диск — на первый взгляд неуместная деталь, отсылающая к аляповатым зданиям казино, банков и магазинов 90-х. Это впечатление усиливает тонированное стекло фасада, спрятавшегося за купеческой усадьбой Шуравиных — музеем Циолковского.
Однако при близком рассмотрении это сооружение уже не пугает: никаких огромных вывесок и электронных табло с движущимися справа налево объявлениями, все очень опрятно и даже упомянутая тарелка не грубо воткнута в стену, как после ДТП, а аккуратно пристыкована к фасаду.
Небольшой внутренний дворик, образовавшийся между старым зданием музея Циолковского и новостройкой, на днях заполнился людьми. Среди них выделялись группы в зеленом — армейский оркестр и в голубом — юнармейцы. У самого входа — микрофоны, рядом — двое ребят, ведущих церемонию открытия… областного детского космического центра (ДКЦ). Вопрос об уместности архитектурных особенностей новостройки был снят окончательно.
«Открывается центр космический — событие феерическое», — звенят голоса ведущих, создавая атмосферу традиционного детского утренника. А умиленные взрослые простили ребятам нарушение субординации: они сначала предоставили слово губернатору Игорю Васильеву, а не главе федерального Минкульта Владимиру Мединскому. Но потом исправились.
«Хотелось бы, чтобы из ребят, которые будут здесь заниматься и посещать Кировский детский космический центр, вышло как можно больше космонавтов», — кратко выступил министр.
«А самое главное — конструкторы», — добавил Виктор Савиных. Именно этому летчику-космонавту, ученому и педагогу принадлежит идея создания центра, которой он поделился с Мединским несколько лет назад.
Внутри центр оказался просторнее, чем снаружи. Фойе, раздевалка — все как в обычном современном культурном учреждении: музее или театре. Тут же, на первом этаже, «Клуб юных космонавтов»: просторный зал с компьютерами — аналог Центра управления полетами (ЦУП) и полноразмерным макетом-тренажером космического корабля «Союз-ТМА».
Здесь парни и девушки, похожие на героев фильма «Москва — Кассиопея», только вместо космической — зеленая кадетская форма с аксельбантами, но косички и белые банты — точь-в-точь.
Затесались и две девчонки в гражданском.
«А вам не досталось или надеть забыли?» — уточняет журналист.
«Нет, мы не из кадетского класса», — улыбаются одиннадцатиклассницы. По их словам, все ребята, пришедшие на первые занятия в центре, — ученики кировской гимназии № 10 имени Циолковского, в которой есть три кадетских класса. Отсюда и столько молодежи в форме.
«Нас сюда пригласили потому, что мы заняли второе место на Циолковских чтениях, — девчонки, как оказалось, уже имеют некоторые теоретические представления о прикладных сторонах освоения космоса. — А здесь, в клубе, обучаешься три месяца и получаешь свидетельство о том, что изучал устройство МКС. Это потом можно использовать для поступления в технические вузы».
Детские Циолковские чтения, о которых они упомянули, проходят уже давно и не впустую. «Многие их участники уже выросли и стали известными людьми, а один прошел отбор в отряд космонавтов», — поясняет Виктор Савиных.
На больших экранах «детского» ЦУП — виртуальная модель Международной космической станции, воспроизведенная до деталей. С ней можно не только знакомиться, но и взаимодействовать, в том числе коллективно: даже устроить виртуальный пожар и потом его потушить.
Макет-тренажер космического корабля воспроизводит не только внешность и убранство капсулы: экраны и приборы внутри, как оказалось, совсем не бутафорские. Комплекс изготовлен в штучном экземпляре. На похожем обучаются настоящие космонавты. Можно запросто отработать процесс стыковки с МКС на орбите или возвращения на планету.
«Ну что, ребята, удалось состыковаться?» — вопрос губернатора, адресованный сидящим в «Союзе» девушкам, был не совсем подходящим, но чувствовалось искреннее желание большого начальства установить контакт с юными космонавтами.
Ответа не последовало: люк космического корабля узковат, да и позы у пилотов, по сути не сидящих, а лежащих на спине, не позволили им сразу заметить важного собеседника. Терпеливому руководству все же удалось докричаться до тех, кто «в танке», и оттуда даже что-то крикнули в ответ: для первого контакта достаточно.
Как отметил Савиных, уникальность нового центра — в том, что это первое доступное для детей и молодежи место, где удалось собрать весь спектр современных компьютерных тренажеров, необходимых для подготовки космонавтов. Однако это далеко не основная ценность нового учреждения в Кирове.
Космическая «Стрелка»
Новый космический центр стал единственным в городе планетарием: шесть мощных проекторов воспроизводят 3D-видеоизображение наилучшего качества и без использования очков. В залах центра есть настоящий спускаемый аппарат, макеты спутников связи, ракет, элементы солнечных батарей, скафандры и прочие космические экспонаты. Есть и зал для демонстрации законов астрофизики с интерактивными экспонатами, позволяющий наглядно увидеть отличие пропеллерного двигателя от реактивного, процесс генерации облаков, лунных кратеров, черных дыр и так далее.
Однако его создатели не хотят, чтобы центр воспринимался как продвинутый парк аттракционов.
«Вот как в Москве — есть «Стрелка», ставшая местом притяжения для представителей креативного класса, так и космический центр должен стать местом такого притяжения — для знакомства и общения людей, занятых в космических программах, смежной научной деятельности, с детьми и подростками, проявляющими интерес к этой сфере», — объяснял Владимир Мединский.
Напрашивается вопрос: почему в Кирове и кто туда поедет открывать новые космические горизонты? Да, детский образовательный центр вырос не на пустом месте, а возле музея Циолковского. В этом городе главный русский космический философ провел свое отрочество, но сколько воды утекло с той поры…
Ответ — в личности космонавта и ученого Виктора Савиных, которому каким-то образом удалось преодолеть гравитацию прежних заслуг и двигаться к новому, экспериментировать. Он не похож на типичного старца — подвижен и малоразговорчив.
Савиных налетал более 240 суток на космических кораблях в качестве бортинженера, написал докторскую диссертацию, в течении 20 лет был ректором, а с 2007 года — президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Его опыта, связей и авторитета вполне достаточно, чтобы организовать в родном Кирове хоть целый космический университет — при должном финансировании. Богатый же ассортимент дорогостоящей техники говорит о том, что оно есть — средства поступили в рамках федеральной госпрограммы «Развитие культуры и туризма».
«Он наш вятский Маск!» — говорит с улыбкой Елена, мама одного из юных кировских космонавтов, кивая в сторону памятника Виктору Савиных, установленного рядом со зданием космического центра. Грядущие полеты сына пока представляются ей чем-то нереальным.
«Для нашего поколения космос — что-то про героическое прошлое: Гагарин, Леонов, Савиных… Какие-то обгорелые космические капсулы за стеклом представляются, борщ в тюбиках. Но… Дети наши видят иначе, они говорят о наноспутниках, рассуждают о том, как ужиться с одноклассниками в полете на Марс. И я рада, что центр построен с нуля, что в его коридорах нет запаха какой-то старины. Все по-новому, энергия какая-то чувствуется», — рассуждает Елена.
«Космос от Москвы и от Кирова на одном расстоянии находится», — добавляет ее подруга.
«Да, да, 100 километров вверх», — поддерживает столичный журналист.
«Нет, я о том, что до Байконура и Восточного почти одинаково далеко. От Кирова даже ближе», — улыбается подруга.
Местные охотно пересказывают историю, как к памятнику Савиных припала какая-то девушка — на его глазах. Герой пошутил, что пока горевать не стоит: он жив и здоров.
На открытии космического центра в зале, где расположилась временная выставка, посвященная Виктору Савиных, кто-то из журналистов задел одетый в комбинезон манекен и тот рухнул с таким мощным звуком, будто рухнула несущая конструкция. Приводить экспонат в порядок пришлось лично министру культуры: пластмассовый мужчина никак не хотел принимать стоячее положение. А в гардеробе за суетой потеряли пальто вятского Маска. «Ничего. Дождусь, когда все уйдут и останется оно одно», — улыбнулся Савиных без тени досады.
«Кувалды не было»
Всплеск популярности Виктора Савиных среди детей и подростков случился после выхода фильма «Салют-7», сюжет которого основан на событиях его второго полета в космос (летом 1985 года) — самого технически сложного в истории отечественной, а может и мировой космонавтики.
Тогда советская орбитальная станция «Салют-7» полностью потеряла управляемость. Задачей экипажа Владимира Джанибекова и Виктора Савиных было сделать все возможное, чтобы вернуть ее в строй, и она была выполнена. Савиных написал о той экспедиции книгу «Записки с мертвой станции», которая и вдохновила создателей нового российского блокбастера.
Фильм Савиных не понравился. «Кувалды не было, — говорит он. — Но это еще ладно, а вот когда они спускаемый аппарат сожгли — вот это уже совсем…»
Впрочем, критикует кинокартину он без какого-либо раздражения. Глядя на внешность, мимику и артикуляцию Савиных, понимаешь, насколько точно был подобран актер Павел Деревянко на роль бортинженера Виктора Алехина, прототипом которого был сам Савиных.
Две вязаные шапки, в которых герои космонавты спасались от переохлаждения на космической станции, сохранились до сих пор. Одна из них теперь в экспозиции Кировского космического центра.
В фильме Алехин улетел в космос, оставив жену, которая должна была вскоре родить. А в жизни Савиных буквально за день до вылета на Байконур защитил кандидатскую диссертацию по теме «Вопросы ориентации космических аппаратов на околоземной орбите». А еще, пока Виктор Петрович спасал советскую орбитальную станцию, у него сгорела дача.
В общем, легкой жизни у космонавта не было ни в небе, ни на земле. Но сегодня дважды Героя СССР Савиных окружает большая и дружная семья: совсем еще юная внучка как опытный помощник стряхивает с деда пылинки и не отстает от него ни на шаг.
Don’t panic
Cавиных, конечно, не миллиардер-изобретатель, и своей космической компании у него нет, но, как и Маск, инженер, а вернее — Инженер, с большой буквы «И». А еще опытный педагог и организатор, который стремится придать новой импульс российской космической программе, болеет за отечественную конструкторскую школу.
Он искренне радуется успехам Илона Маска, считает, что запуск в космос автомобиля — это своего рода хулиганство, но подобные акции вносят позитивный вклад в общее для всех фанатов космических исследований дело. У молодежи, следивший за трансляцией через интернет по всему миру, появился и крепнет интерес к теме. И этой ситуацией нужно пользоваться у нас дома.
А еще Савиных нравится фраза на панели той самой Tesla: Don’t panic. Она, на взгляд прославленного космонавта, служит ответом на болезненный вопрос о том, что делать с российской научной космической программой, переживающей тяжелые времена.
«Светлым пятном, пожалуй, можно назвать разве что космический телескоп Радиоастрон. Это крупнейший отечественный проект, сопоставимый с зарубежными, а в чем-то их даже превосходящий. Неслучайно к исследованиям присоединились почти 50 научных лабораторий мира. Но добавить что-либо подобное к этому проекту пока, увы, нельзя», — трезво пишет Виктор Савиных в колонке главного редактора журнала «Российский космос».
Надежды на выход из ситуации ученый связывает и с развитием нового детского космического центра в Кирове.
К слову, подобным образом действует и знаменитый музей Циолковского в Калуге. По словам Мединского, в апреле там откроется уже третий корпус — соответственно, расширится площадка для новых экспериментов в культурно-просветительской деятельности учреждения. Но никакой централизации и укрепления вертикали в организации работы таких прогрессивных центров принципиально не предполагается.