Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Нынешнее лето уже окрестили аномальным. В июне снег выпал в Челябинской области, Мурманске, Североморске, Кировске. В Хакасии был сильный град. В Москве аномально холодно для этого времени года. А в Краснодарском крае в это время температура бьет другие рекорды, приближаясь к 40-градусной отметке. Местные жители говорят, что давно не припомнят такой жары. Погодные аномалии наблюдаются и в европейских странах. В Софии из-за необычно высоких температур (до 44 градусов) погибли пять человек, а на Берлин обрушился сильный ливень, затопивший несколько станций подземки. Почему участились погодные катаклизмы и стоит ли россиянам ожидать тропических ураганов, «Ленте.ру» рассказал старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова, автор книги «Парадоксы климата» Андрей Киселев.
«Лента.ру»: Снег в июне на Кубани, жара в Сочи, холод и ливни в Москве — пора привыкать к таким аномалиям?
Киселев: Климат принято оценивать по тридцатилетнему периоду. За это время может случиться и засуха, и холод, и дождь. Сейчас аномальная погодная ситуация с точки зрения обычного человека. Это законы психологии. Мы к этому не привыкли, а статистически этот год может быть вполне заурядным. У нас ведь часто бывают ситуации, когда одно лето не похоже на другое, и ничего экстраординарного в этом нет.
О том, что было 30 лет назад, мало кто помнит. Но сегодня всех беспокоит, что эти «заурядные» погодные явления с точки зрения обычного человека происходят все чаще. Это так?
Да. По данным Росгидромета, за последние 20 лет количество опасных гидрометеорологических явлений, нанесших ущерб хозяйству, выросло примерно в два раза. Если в прошлом веке их было 150-200 за год, то начиная с 2007 года раз в два года их количество может переваливать за 400. С зарубежной статистикой сложнее: у каждой гидрометеослужбы — свои критерии аномальности, поэтому я оперирую статистикой страховых компаний. По их данным, за последние 35 лет количество страховых случаев, связанных с погодой, увеличилось в три раза. В первую очередь страховщики фиксируют наводнения, засухи, ураганы — то есть те явления природы, ущерб от которых подлежит возмещению.
Получается, что единой статистики природных катаклизмов в мире нет? Каждая страна ведет учет по-своему?
Ученые спорят над критериями, до сих пор не могут договориться, что такое засуха, поэтому не могут посчитать, что в мире было такое-то количество засушливых дней. Для местностей с одинаковым рельефом и схожими погодными условиями все вроде бы понятно, но как вывести общую величину для засухи в горах или в континентальной части страны? Там она проходит совершенно по-разному. Точно так же не могут, допустим, однозначно сказать, что такое сильный ливень: нет общего мнения о том, когда обычный дождь переходит в стадию ливня.
С чем связан рост аномальности?
Ученые склоняются к тому, что в это существенный вклад вносит изменение климата. Официально это еще не доказано, потому что нет достаточной статистической информации. Для того чтобы цифры были репрезентативными, необходимо собрать сотни случаев. В Росгидромете, например, последний документ, регламентирующий, что можно считать опасным явлением, а что нет, вышел в 2009 году — то есть совсем недавно. А как учитывать те вещи, которые были до этого, уже непонятно. То есть существует проблема, связанная с недостатком материала. Но, думаю, в течение нескольких лет это будет преодолено.
Что меняется в нашем климате?
Многие подразумевают под этим процессом только глобальное потепление. Это действительно имеет место, но вместе с тем наблюдается целый комплекс явлений: изменение циркуляции атмосферы и океана, режима осадков. Более высокие температуры — значит, усиливается испарение и другие процессы, с этим связанные: образование облаков, осадки. Все связано, это сложная система, из которой нельзя вырывать какой-то один фактор.
Насколько стало теплее в Центральной России?
С 1880 года по 2012 год потепление составило 0,85 градуса.
Обычный человек этого даже не заметит.
Это верно. Но в глобальном смысле это много. Парижское соглашение по климату, которое подписали многие страны, обозначило, что точка невозврата для глобальной смены климата — это изменение средней температуры воздуха на два градуса относительно доиндустриального периода.
Точка невозврата… А что потом? Мы все медленно вымрем?
Классик климатологии академик Андрей Монин писал, что за всю историю Земли не было ситуации, когда климат был несовместим с жизнью. Изменения климата были, причем во все стороны: и сильно тепло, и сильно холодно — ледниковые периоды, например. Но все же в целом человечеству вымирание из-за климата не грозит. Хотя, например, подъем воды в мировом океане может привести к тому, что будут затоплены определенные территории, и местное население либо мигрирует, либо погибнет.
Некоторые ваши коллеги высказывали предположение, что человек с его скромными возможностями не способен изменить климат Земли, и куда большее влияние имеют космические процессы.
Существует теория, что климат Земли определяется по совокупности некоторых астрономических факторов, по положению планет. Но масштаб этих изменений — десятки тысяч лет, поэтому на таком коротком периоде, как человеческая жизнь, или в рамках одного века это просто не скажется. Астрономические параметры, в которых мы живем, можно считать постоянными. Если бы мы жили 50 тысяч лет — тогда действительно изменения, связанные с астрономией, были бы для нас значительными.
Если говорить о потеплении, то создается впечатление, что оно идет очень уж неравномерно. Почему?
Мы говорим о глобальном потеплении, и надо иметь в виду, что берется среднемировое значение. Это все равно что средняя температура по больнице. К примеру, в Забайкалье в последнее десятилетие наблюдается тенденция к похолоданию, а в остальных местах России и в Европе — к потеплению. На климатическую тенденцию влияют в том числе и локальные, местные факторы. Они накладываются на глобальные. Утверждать, что во всех странах климат становится более теплым, неправильно. Известно, что в России теплело в среднем быстрее, чем по земному шару. А в Арктике, например, этот процесс шел вдвое интенсивнее, чем в среднем. Это значит, что в каких-то регионах потепление идет совсем медленно либо вообще не происходит.
Некоторые считают, что нет ничего плохого в том, что везде станет немного теплее.
Это как сказать. Меняется температура, увеличивается скорость таяния льда. Две трети территории России находятся в зоне вечной мерзлоты. На этом мерзлом грунте есть инфраструктура: дома, дороги, трубопроводы. Когда почва из-за потепления начинает деградировать, происходят техногенные аварии.
К чему готовиться россиянам в обозримом будущем?
Рост средней температуры будет продолжаться. Соответственно, по математическим выкладкам получается, что погодных аномалий станет больше, они будут учащаться.
Можно ли составить прогноз для каждого российского региона по вероятным катаклизмам?
Можно руководствоваться здравым смыслом. Если, допустим, вы живете в пустыне, то было бы странно ждать наводнений. За последний месяц в московском регионе мы получили три вида катаклизмов: ураган, потоп и сильная гроза. Соответственно, количество именно этих аномалий может вырасти. Ученые сегодня связывают с изменением климата увеличение зон тепла и холода. В частности, можно вспомнить жаркие два месяца в 2010 году на территории России. Они могут повториться, но никто не сможет этого предсказать. Более-менее можно ориентироваться на прогноз длительностью трех-пяти дней.
Почему же тогда на сайте Гидрометцентра публикуются прогнозы до 15 дней?
Спрос рождает предложение: все хотят знать, что будет. В январе могут спросить, каким будет лето. Метеорологи не врут: они честно считают и говорят, что получилось вот так. Но рассчитывать на то, что эти прогнозы окажутся реальными, могут только неисправимые оптимисты.
Стоит ли ждать, что с каждым годом сила природных аномалий будет нарастать? Грозят ли россиянам тропические ураганы, разрушающие дома?
Нет, существуют некие пределы, за которые природа пока не может выйти. Их определяют процессы планетарного масштаба.
Но человек с его антропогенной деятельностью может этому способствовать?
Деятельность человека, естественно, оказывает существенное влияние на климат. Ученые доказали, что до 1850 года человеческий фактор не играл существенной роли, а когда начался процесс индустриализации — эта роль стала важной. Это очень серьезная проблема, и ею надо заниматься. В России от нее как-то дистанцируются. Когда президент Америки Дональд Трамп отказался от участия в Парижских соглашениях по минимизации влияния человека на климат, европейские страны его осудили. А у нас сказали очень осторожно: будем разбираться, Трамп — человек неглупый, и у него есть основания.
Думаю, за этим решением стоят интересы крупных компаний. Если они будут ставить на своих предприятиях фильтры, препятствующие выходу парникового газа, — это влетит им в копеечку. Жить по накатанной удобнее, чем делать что-то новое. Но надо иметь в виду, что климатическая система обладает огромной инерцией. Даже если все страны сегодня полностью прекратят выбросы парниковых газов, то накопленное за годы индустриализации будет сказываться в течение столетий. С ходу ничего изменить нельзя. Но если сейчас не начать этого делать — перспективы у потомков не будет.
Существует теория управления климатом. Насколько она состоятельна?
Смотря что имеется в виду. На какие-то мелкие события человек может повлиять: например, разогнать облака в дни праздников и заставить дождь пролиться в другом месте. Но если говорить о том, чтобы регулировать процессы, происходящие в атмосфере, — например, менять направление циклонов — это абсолютно нереально. Я приводил в своей книге такой пример: пустыня Сахара получает за шесть часов столько же энергии от Солнца, сколько человек с помощью всяких электростанций вырабатывает за год. Сравните: несколько часов — и год. Вот масштаб возможностей человека. Они не очень-то велики.
С гриппом знаком каждый. Шансы заболеть в период межсезонья особенно велики. Высокая температура, общая слабость, апатия, насморк и другие неприятные симптомы надолго выбивают человека из колеи. Что делать, чтобы не заболеть? Что делать, если вы все же подхватили грипп? В любом случае специалисты советуют запастись Кагоцелом.
Кагоцел можно применять и для профилактики, и для лечения. Почему же из всего разнообразия противовирусных препаратов медики отдают предпочтение именно Кагоцелу? Мы решили выяснить это у врачей самых разных специальностей.
Дмитрий, иммунолог
Всем известно, что организм человека сам способен бороться с вирусами. Ключевую роль в этом играют интерфероны. От того, как много клеток вовлечено в их выработку, зависит, разовьется инфекционная болезнь или нет. Кагоцел стимулирует синтез интерферонов практически во всех клетках. Это и клетки иммунной системы (лимфоциты, макрофаги, нейтрофилы), и клетки, выстилающие кровеносный сосуд изнутри и контактирующие с кровью, в которой, как правило, и содержатся болезнетворные микробы, а также фибробласты, имеющиеся в любом органе. Кагоцел уникален еще и тем, что приводит к образованию позднего интерферона, отличающегося максимальной активностью в отношении вирусов. И эта активность долго сохраняется — 4–5 суток, а пик ее наблюдается уже через 48 часов после приема первой таблетки.
Таким образом, Кагоцел мобилизует практически все клетки человеческого организма на борьбу с вирусной инфекцией. Начинать лечение необходимо не позже четвертого дня с момента возникновения клинической симпотматики. Это тоже одно из преимуществ Кагоцела, поскольку многие противовирусные средства эффективны, только если их принимать со второго дня заболевания.
Ольга, терапевт
Я — терапевт, поэтому ко мне на прием приходят самые разные пациенты с гриппом. У многих есть сопутствующие проблемы. Одна из самых распространенных — хронические заболевания почек. Большинство противовирусных препаратов выводятся с мочой (фильтруются в почках), поэтому перечень средств для лечения гриппа у этой категории больных крайне ограничен. Вот почему уже несколько лет пациентам с патологией почек я рекомендую Кагоцел. Он на 95 процентов выводится кишечником — и только 5 процентов фильтруется в почках. Его можно применять как для лечения гриппа, так и для профилактики гриппозной инфекции.
Светлана, педиатр
Мне как педиатру постоянно приходится сталкиваться с так называемыми «часто болеющими детьми». Считается, что ребенка можно отнести к этой группе, если повторные заболевания верхних дыхательных путей происходят у них 6–8 раз в год. Частые и особенно тяжело протекающие ОРВИ, следующие одно за другим, оказывают на организм ребенка негативное воздействие, снижают функциональную активность иммунитета, что чревато серьезными осложнениями.
Поэтому мне очень важно, чтобы в моем арсенале был препарат, способный не только справляться с вирусной инфекцией, но и стимулировать собственный иммунитет ребенка. Отечественный индуктор интерферона, Кагоцел полностью удовлетворяет этому условию. После приема первой таблетки максимальная концентрация интерферона в кишечнике отмечается уже через 4 часа. Через несколько дней лечения Кагоцелом нормализуется температура, а проявления интоксикации уменьшаются. Однако препарат применяется в педиатрии не только для лечения, но и для профилактики ОРВИ. Профилактический прием Кагоцела в течение месяца предохраняет ребенка от заболевания гриппом и ОРВИ на 4 месяцев после окончания курса.
Сергей, пульмонолог
Известно, что грипп опасен не сам по себе, а своими осложнениями, причем чаще всего развивается бактериальная пневмония. Дело в том, что вирусы ослабляют местный иммунитет, поэтому условно патогенные бактерии из безобидных обитателей дыхательных путей превращаются в болезнетворных агентов. Развитие пневмонии — прямое показание для антибактериальной терапии. Но в сочетании с вирусной инфекцией добиться желаемого терапевтического результата непросто. На помощь приходит Кагоцел, который я всегда назначаю своим пациентам из-за его аддитивного эффекта. Этим термином в медицине называется усиление терапевтической активности, то есть Кагоцел не только убивает вирусы как первичную причину болезни, но и повышает эффективность антибиотиков, борющихся с осложнениями гриппа.
Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом
Материал подготовлен при поддержке компании «Ниармедик»
В начале декабря кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади перешел под управление предпринимателя Александра Мамута. Принадлежащей ему компании «Пионер» предстоит завершить затянувшуюся реконструкцию здания. В 2014 году кинотеатр впервые за более чем столетнюю историю закрыли на ремонт, однако вместо реставрации здание довели до грани разрушения. Интерьеры утрачены, нетронутым остался только фасад. Подрядчик не выполнил своих обязательств и был отстранен от работ. После реконструкции старейший московский кинотеатр должен вернуть свой исторический облик и стать местом для премьерных показов. «Лента.ру» выясняла, каким станет обновленный «Художественный».
Реконструируй это
Реконструкция «Художественного», начавшаяся в 2014 году, предполагала полную реставрацию здания, в том числе кровли, фасада, залов, лестниц и лепнины. Компания «Сианстрой», выигравшая тендер на 315 миллионов рублей, обязалась также установить систему кондиционирования и заменить в здании коммуникации. Однако подрядчик сильно отклонился от заданного графика, в итоге ко времени обещанного открытия в конце 2015 года здание находилось в полуразрушенном состоянии. В настоящий момент полы кинотеатра завалены строительным мусором, стены расчищены до кирпича, а в крыше здания зияет огромная дыра. Предыдущий подрядчик не стал церемониться с исторической лепниной и полностью сбил ее.
«Мы на свои средства наведем там порядок, — пообещал Мамут. — Постараемся в установленные сроки сделать современный кинотеатр для москвичей. Хочется воссоздать достопримечательность в изначальном виде и привести кинозрителей на хорошее кино». Предприниматель рассказал, что зрители увидят восстановленный «Художественный» таким же, каким он был в 1909 году. Планируется вернуть и его историческое название — «Электротеатр Художественный».
Предыдущий подрядчик, не справившийся с реконструкцией, прописанную в контракте сумму не получил, отмечает гендиректор ГУП «Московского кино» Василиса Орестова: «Подрядчик успел провести демонтажные работы, результат которых мы сейчас видим, а дальнейшее восстановление он выполнить не смог. Мы приняли решение о расторжении контракта, потом начались судебные разбирательства. Все деньги сохранены, подрядчик не получил ни копейки, наоборот, обязан выплатить неустойку».
Культурный вклад
Новый инвестор — компания «Пионер» — рассчитывает полностью восстановить кинотеатр за 18 месяцев. На это время арендная ставка составит около 2,98 миллиона рублей в месяц. После завершения работ начнет действовать льготная ставка — один рубль за квадратный метр в год, примерно 2600 рублей. Такая схема выбрана неслучайно, отмечает Орестова, в столице действует льготная программа аренды недвижимости для инвесторов, которые обязуются провести в здании реставрационные работы: «По закону мы обязаны делать именно так. Это делается для того, чтобы у компании был стимул в максимально короткие сроки сделать этот ремонт. Это то, что экономически будет стимулировать».
Примерная стоимость реконструкции оценивается инвестором в один миллиард рублей. По словам Александра Мамута, необходимо учесть возросшую стоимость оборудования, а также то, что здание длительное время простаивало в плохом состоянии. Инвестор признает: объект сложен для восстановления; архитектурное бюро, которое этим займется, определится в ходе конкурса.
«Возвращение барельефов на фасаде, надписи «Электротеатр Художественный» — все это в проекте существует. Надо понимать, что мы говорим о центральном месте для киноакций. Это должна быть точка, оборудованная самой современной техникой. Поставить оборудование такого качества мы самостоятельно не можем», — пояснил глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
По оценке инвестора, вложенные в реконструкцию средства окупятся лишь через 10-13 лет. По договору с мэрией предприниматель получит здание в аренду на 20 лет. «»Пионер» (кинотеатр на Кутузовском проспекте — прим. «Ленты.ру») рентабельный, но для выхода на окупаемость тоже потребовалось много времени. Просто по-другому не сделать такой продукт — получится с какими-то изъянами, несовершенствами», — добавил Мамут. Цены на билеты, по его словам, будет диктовать рынок.
Время для премьер
Нынешний проект реконструкции — первый в истории страны случай государственно-частного партнерства в сфере культуры. В мэрии учли положительный опыт реставрации кинотеатра «Пионер» и рассчитывают, что «Художественный» повторит его судьбу и станет любимым местом отдыха для горожан разных возрастов. Единственной функцией кинотеатра останется показ фильмов. По условиям тендера, в здании запрещено проведение корпоративов, карнавалов, лотерей и шоу-программ.
«Нам очень хотелось бы, чтобы «Художественный» оставался бастионом качественного кинопоказа. Изменения, которые произошли с «Пионером» в последние годы — это гарантия того, что город приобретает надежного партнера, заинтересованного в создании в этом месте центра культуры соответствующего уровня», — подчеркнул Кибовский. Исключение, по его словам, составят культурные мероприятия, организованные при участии департамента культуры Москвы. Столичные власти предложили схему совместного пользования кинотеатром: 335 дней в году получает компания «Пионер», оставшиеся 30 — департамент.
Нельзя не учитывать и то, что «Художественный» имеет историческую репертуарную специфику и отличается от сетевых кинотеатров. В советские годы здесь проходили премьеры и закрытые показы. Так, в 1926 году в кинотеатре впервые показали фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»». Мамут надеется вернуть в «Художественный» эту традицию: один из залов, рассчитанный на 800 зрителей, имеет все шансы стать площадкой для кинопремьер.
Компания рассчитывает, что в «Художественном» будут показывать как российские, так и иностранные фильмы. При этом репертуар не ограничится лентами, рассчитанными на массового зрителя — любители авторского кино тоже смогут найти фильмы на свой вкус. По словам Мамута, возможно, в одном из залов будет идти зарубежное кино на языке оригинала с субтитрами.
В этом году Минздрав запустил очередной этап реформы медицинского образования. В июне вступил в силу приказ ведомства о новом порядке приема в ординатуру, куда выпускники медвузов поступают для получения врачебной специализации. Прежде выпускники сдавали экзамены по выбранной специальности.Теперь же по всей стране будут действовать еще и единые аттестационные задания. У практикующих врачей да и у самих студентов вызвали недоумение экзаменационные тесты, составленные с ошибками. По просьбе «Ленты.ру» будущие врачи рассказали, как они сдавали экзамены по-новому.
Эксперты медицинского сообщества отмечают, что в целом количество бюджетных мест в ординатурах вдвое меньше, чем выпускников медвузов. Предполагается, что не поступившие ребята пойдут работать в поликлиники. Сами студенты окрестили нововведение «поликлиническим рабством». Встревожены и пациенты. На их форумах все чаще высказываются опасения в связи с идеей ведомства ликвидировать кадровый дефицит в первичном звене таким способом. Получается, что молодым врачам предлагают тренироваться на больных?
Кривые тесты
Владислав, Санкт-Петербург:
Изначально аккредитация (так назвали новые тестовые задания) была подготовлена для будущих терапевтов-участковых, которые выпустятся из медицинских университетов в 2017 году и заполнят поликлиники по всей России уже в сентябре этого года. Для тех же, кто планировал продолжить медицинское обучение, то есть поступать в ординатуру, этот тест являлся, как нам объясняли, факультативным — подстраховкой на случай, если нас туда не возьмут. Но мы живем в России, и очень часто правила здесь меняются по ходу игры. В начале июня, ровно за месяц до подачи документов в ординатуру, аккредитация с вопросами по общей медицине стала обязательной для всех.
Представьте ситуацию: вы студент 4-5 курса медицинского университета, вас интересует травматология. Вы читаете литературу по своей специальности как отечественную, так и зарубежную, занимаетесь с хирургом в отделении, помогаете ему в работе в свое свободное время, присматриваетесь к месту, где хотели бы учиться дальше. Может быть, даже участвуете в конференциях и делаете первые публикации в журналах. К концу 6 курса вы уже отлично разбираетесь в травматологии и готовы сдать экзамен по своей будущей специальности. Но за месяц до поступления все вдруг меняется… Пытаясь закрыть дыры в поликлиниках, министерство рушит мечты многих выпускников о выбранной специальности.
Сами тесты составлены криво. Количество вопиющих ошибок в первоначальном варианте зашкаливало. Доходило до того, что нужно было заучивать неправильные ответы, чтобы пройти пробное тестирование. В разных разделах на один и тот же вопрос правильными считаются разные ответы. Некоторые «правильные» ответы противоречили друг другу.
После многочисленных жалоб Минздраву пришлось удалить часть вопросов. Но это не сделало тест лучше. Ошибки остались, и не только фактические, но и орфографические, грамматические, пунктуационные. Мне, например, на официальном этапе тестирования попался вопрос, правильным ответом на который была «милома» (есть заболевание миелома — прим. «Ленты.ру»). Формулировки же многих из оставшихся вопросов неоднозначны. Конечно, можно подумать, что мы придираемся, но все же этот тест является квалификационной работой для людей с высшим медицинским образованием, которых учили обращать внимание на все мелочи.
Пятерки — не показатель интеллекта
Мария, Нижний Новгород:
Основная масса вопросов в тестовых заданиях была посвящена терапии, часть — неотложной терапии, инфекционным болезням, туберкулезу, совсем немного по акушерству и гинекологии, по хирургии буквально 10-15 пунктов. Некоторые вопросы вызывали смех и недоумение. К примеру: «Какую немедикаментозную терапию можно предложить больному с диареей?» Правильный ответ: отвар из ольховых шишек. Вы это серьезно? Я правда должна это знать в 2017 году, при том что среди медикаментозных средств немало противодиарейных с минимальными побочными эффектами? Самыми сложными для запоминания мне показались вопросы по срокам больничных и частоте врачебных осмотров больных.
Думаю, если ты освоил программу за шесть лет, то написать этот тест выше порога в 70 баллов не станет проблемой. Первый этап прошел в целом безболезненно, но объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который проходил с применением манекенов и тренажеров, вызвал приступ негодования практически у всех. Нормально составили только задания по сердечно-легочной реанимации, экстренной помощи, работе с острым коронарным синдромом. А вот блок заданий по неотложной помощи выглядел странно. В инструкции «как делать уколы» (ее надо знать) — 280 параграфов. Непосредственно к введению иглы в человека мы приступаем на пункте 180. Эта операция длится пунктов 20, а все оставшиеся посвящены правильной утилизации иглы шприца.
К заданиям в ситуационном центре нас готовили долго. Но манекены — это не люди. Например, ЭКГ у них необходимо снимать в конкретной точке, дыхание искусственного «человека» больше похоже на скрип половицы или хрипы зомби. Тренироваться измерять давление нам предлагали на силиконовой руке с аппаратом Короткова — это такой, где стетоскопом надо артерию прослушивать. Их уже практически нигде не используют, даже в глубинке. Отдельные «динозавры» остались только в медицинских вузах.
Цели аккредитации мне понятны: эти знания действительно пригодятся участковому терапевту. Но какое отношение это имеет к ординатуре, остается загадкой. Балльная система, как это было с ЕГЭ, существенно усложнила жизнь многим талантливым ребятам и упростила некоторым, скажем так, не сильно успевающим. Нельзя проводить поступление в медицинскую ординатуру по принципу среднего знания. Я считаю, что претендент на ординатуру по хирургии, например, должен знать хирургию, уметь что-то делать руками, а аккредитационный тест этого не учитывает совсем.
Теперь любой студент с большим количеством баллов может претендовать на любую ординатуру: хочешь — иди в психиатрию, хочешь — в хирургию или вообще медгенетиком. И не важно, есть ли у тебя хотя бы базовые знания по этим дисциплинам. Стаж дает неплохое преимущество (50 дополнительных баллов — за стаж менее трех лет в должности медработника и 80 баллов — за стаж более трех лет). Вот только все годы учебы преподаватели говорили нам: «Что у вас в приоритете? Вы сюда учиться пришли или работать?» То есть многие откровенно не одобряли наши подработки. А теперь, оказывается, это стало чуть ли не решающим фактором для продолжения учебы.
Дополнительные 100 баллов для поступления в ординатуру начисляются за красный диплом. Однако пятерки — давно уже не показатель старания и интеллекта, скорее хитрости и связей. И если ты по невезению своему получил тройку, скажем, по философии, дополнительных заветных баллов ты лишен, даже если оценки по специальности у тебя высокие. Ах да, и дополнительные баллы за стаж получают не все, система начисления — не без странностей. Вот фасовщик товара в аптеке (для этой специальности медицинское образование не обязательно) — это медицинский работник, а ночной дежурный в аптеке — нет.
Как в детсаду
Леонид, Москва:
Второй этап аккредитации, ОСКЭ — который подразумевал практические задания — самый одиозный. Чтобы сдать его, потребуются недюжинные актерские способности. Например, навык общения проверяли по тому, как правильно поздоровался с муляжом руки. За рубежом подобные экзамены проводятся с привлечением актеров. Но их актеров тоже надо обучать. Да и мало у нас в стране профессионалов, кто мог бы дать правильную оценку общения между врачом и пациентом.
Также студент должен был притвориться, что у него в руках фонарик и он им проверяет, как зрачки человека реагируют на свет. Или нужно было картинно, как ковбой в вестерне, осмотреться на предмет потенциальной опасности в помещении, сделать вид, что моешь руки с мылом в комнате без раковины и мыла. В общем, ощущения, как в детсаду. У нас была одна тренировка с муляжами. В повторном сеансе для подготовки к экзаменам нам отказали, отослав в платный центр аккредитации.
А самое главное — из-за сдвинувшихся сроков сдачи и неизвестных сроков приема в ординатуру абсолютно не остается возможности распланировать заранее свой отпуск (прощайте, дешевые билеты в теплые страны!).
«Бородатые дядьки по утрам на стоянках улыбаются тебе»
Фото: Adrees Latif / Reuters
Россиянин Андрей Дьяченко исколесил США за рулем грузовика, хотя еще пять лет назад не знал, что покинет Москву и уедет в Америку, променяет роскошную квартиру и дом успешного бизнесмена на кабину трака. Сейчас он уже чувствует себя американцем, помогает освоиться другим эмигрантам и возвращаться не собирается. Примерно столько же времени прошло и с тех пор, как крымчанка Юлия Лазарева превратилась из владелицы конноспортивного клуба на Украине в российскую дальнобойщицу. Она уже изрядно поколесила по стране, ставшей для нее второй родиной. Андрей и Юлия поделились своими историями с корреспондентом «Ленты.ру».
Андрей: «Я плакал, падал на колени»
Я эмигрировал в Штаты четыре года назад. Мне было 49 лет, я жил с семьей в Москве.
Все началось с того, что моя жена забеременела. Я увидел в интернете рекламу «роды в Америке». Заинтересовался, стал обсуждать эту тему с супругой. Она сначала посмотрела на меня как на идиота, но потом я ее убедил.
У нас не было никаких родственников, друзей и знакомых в Штатах. Мы там никогда не были даже как туристы. И вот приехали туда на пять месяцев, потратив за это время сто тысяч долларов.
При этом оставался бизнес в России, и я мотался туда-сюда: две недели в Майами, две недели в Москве.
Вернувшись с ребенком на родину, мы еще не думали об эмиграции. У нашего сына уже было два гражданства, и это, по нашему мнению, существенно расширяло его возможности в будущем. Вот и все.
Но затем, в конце 2013-го — начале 2014-го, в России начались известные политические и экономические проблемы, связанные с украинским Майданом. Пострадал и мой бизнес.
Были наезды со стороны налоговой, БЭП и прочих структур. У меня накопились претензии к этому государству, но не эти проблемы сыграли решающую роль. В конце концов, я многое повидал, и меня уже ничем особо не напугаешь. В 88-м я, к примеру, был добровольным спасателем в Спитаке.
Мы с женой сели и подумали о том, что дальше у нас будет в жизни. Мы с голоду не умираем. Спокойная жизнь обыкновенных мещан нам вполне обеспечена. А дальше что? Жить от понедельника до пятницы, выходные — на дачу — это все?
Решили попробовать. Мы ничего не продавали, не сжигали мосты. Что касается материальных благ, то у меня есть шикарная квартира в Москве, хороший дом на Новой Риге с причалом и лодочками. Разве что машины продали.
Я приехал в Америку первый, на три месяца — на разведку. Интересно, что в воскресенье я прилетел, а в понедельник уже вышел на работу. Времени на акклиматизацию я себе не дал.
Пошел работать в moving простым грузчиком и за первый месяц похудел на 16 килограммов. Я плакал, падал на колени, был в полуобморочном состоянии от усталости. Жена звонила и спрашивала: «Ну как ты?» Я отвечал: «Обалденно. Очень нравится».
Потом работал на стройке: подметал, клал ламинат. Мне было интересно попробовать себя в реальном деле. И мне нравилось себя испытывать.
Теперь я живу в траке (кабине грузовика), а моя семья — в Майами, на берегу океана. У меня двое сыновей, старшему 21 год, младшему шесть. Они учатся, а жена следит за этим сообществом.
Хотя если бы еще лет пять назад мне сказали, что я стану дальнобойщиком, это вызвало бы у меня искреннее удивление.
Хочу добавить, что не могу работать, не получая удовольствия, и я его получаю. Объездил уже всю Америку, континентальную ее часть. Кроме того, эта работа позволяет мне кормить семью и оплатить колледж детям.
Юлия: «Будут воровать, какую зарплату ты им ни плати»
Никакая семейная жизнь мне не нужна. Мне это неинтересно, и я об этом даже слышать не хочу. Для меня это смешно.
Конный спорт — это не увлечение, а дело всей моей жизни. С детства я работала в конюшне, причем работала на себя. Это не была какая-то одна конюшня — лошадей содержала в разных местах. После того как поняла, что все люди — твари, все будут воровать, какую зарплату ты им ни плати, решила, что ничего «своего» у меня в жизни больше никогда не будет.
Теперь вот я занимаюсь тем, что кручу руль на фуре. В отличие от бизнеса, где если ты споткнешься, тебя каждый постарается добить лопатой по голове, здесь принято друг друга поддерживать, помогать, подсказывать. У водителей нет агрессии к коллегам, нет нужды конкурировать.
Для меня это было очень удивительно сначала, так как я привыкла быть одна против всех. Но «старики» орут, что вот сейчас уже не то, что настоящее братство было раньше. Может, так и есть.
Я у одного такого спросила: вот ты говоришь, что раньше достаточно было просто встать на трассе — и тут же каждый бы останавливался и спрашивал, что случилось. А представляешь, что было бы, если бы так было сегодня, когда за пять минут по трассе двести фур проезжает? Всем останавливаться? Если тебе нужна помощь, ты по рации сообщи или выйди из фуры и подними руку. Тебе помогут.
Никакой романтики я не чувствовала. Для меня это был просто отдых после тяжелой работы. Меня никто не трогал, никто не звонил.
Андрей: «За такие выкрутасы очень легко угодить в тюрьму»
Я работал грузчиком и рабочим, пока у меня не появился Social Security Number и Work Authorization. Потом я подготовился и сдал экзамены, которые являются американским аналогом ГАИ, и получил разрешение на работу тракдрайвером (водителем грузовика).
Экзамены ты сдаешь на английском языке — это полтысячи билетов.
Побочным бизнесом для меня, кстати, стала помощь русскоговорящим ребятам, желающим сдать на права. У меня есть специальная договоренность с автошколой. Я их туда привожу, даю какие-то вводные, помогаю подготовиться.
Сразу отмечу, что коррупционным путем права в Штатах получить не удастся. Есть персонажи, которые пытаются надуть тех, кто только приезжает. Так вот — за такие выкрутасы очень легко угодить в тюрьму.
Человек, которого поймают на экзамене с каким-нибудь электронным устройством, получит criminal record (судимость) и никогда уже не станет тракдрайвером.
Еще могу сказать, что очень отличаются друг от друга люди, которые «через тернии к звездам» едут в Америку, и те, кто выигрывает гринкарту в лотерею. Я вообще противник последнего способа отбора людей.
Буквально на днях жена повела одного студента в автошколу. Великовозрастный дядя 58 лет от роду. Наверное, по воссоединению семьи приехал. Он вроде бы совершенно адекватный человек, но вместо того чтобы просто готовиться к экзаменам, ходит и собирает негатив, задается бессмысленными вопросами: кто не сдал экзамены, почему нет индивидуальных занятий на русском языке, почему нужно стоять в одной очереди с мексиканцами.
Юлия: «Заплатила человеку семь тысяч долларов — и он меня учил»
Как сдают на права в России — я не знаю, в Украине в 2013 году это было легко и просто. У меня уже была категория B, сдавая на которую, нужно было определенные вещи знать и уметь. Категория С и E — это не надо делать вообще ничего. Тебе дают ЗИЛ с прицепом. Он стопорится, и ты задом, из угла 90 градусов, сначала с левой стороны назад сдаешь, а потом — с правой. При сдаче в ГАИ из трех раз ты должен попасть два раза.
Просто нужно четко траекторию поймать. Я сдала с первого раза. Хотя из группы в 15 человек меньше трети людей сдали с первого раза. Город мы не сдавали, теорию тоже.
Я не знаю, кто там платит, кто покупает. Мне не нужно было задумываться об этом, потому что это было очень легко. До этого я несколько месяцев ездила в Украине на фуре, заплатила человеку семь тысяч долларов — и он меня учил. Плюс я ездила на своей легковой машине с двухосным прицепом, а схема парковки там точно такая же.
Андрей: «Лишь выбирать приемлемые для себя условия»
Здесь, в Штатах, на январь 2018 года потребность в водителях тракдрайверов была около миллиона человек. По этой причине представители этой профессии — в массе своей избалованные, капризные люди. В таких условиях им остается лишь выбирать приемлемые для себя условия.
Есть три основные разновидности тракдрайверов: компанидрайвер (человек, который работает на машине компании и получает зарплату в зависимости от пройденных миль), оуноператоры (ездишь на своей машине и сам себе ищешь грузы либо поручаешь это фирме за процент) и нечто среднее между ними (работаешь в компании, но машину взял в лизинг).
Я работаю по второй схеме — купил себе абсолютно новую машину. Благо это вообще здесь не проблема.
Юлия: «Текучка кадров сумасшедшая»
Я слышала, что в США и Канаде не хватает водителей, у нас их вроде бы достаточно. Есть крупные фирмы, которым порой нужно прямо сейчас триста-четыреста человек, но в то же время они не сильно парятся, чтобы этих водителей на работе удержать. Они понимают, что сегодня 20 человек у них уволится, а завтра столько же или больше придет устраиваться. Текучка кадров сумасшедшая.
Про маленькие фирмы не говорю, там, наверное, какие-то другие отношения к водителям. Я сама в маленькой фирме работаю. Тут принято за каждого человека держаться.
В общем, если по статистике у нас имеется какая-то нехватка дальнобойщиков, то уверена: она будет меньше процентов на 90, чем в Америке.
В 2011 году я свой грузовик купила, пыталась на нем заработать. Но это не было необходимостью, просто меня так перло. Разнообразия какого-то хотела, интересно было. Сейчас я уже в этой стране не хочу себе ничего такого большого и ценного покупать. Нет смысла.
Я много общаюсь с теми, у кого сейчас свой грузовик или раньше был. Однозначный вывод: не меньше, а часто больше зарабатывают те, кто работает на фирму и на ее же машине. А уж забот у них точно никаких нет.
Андрей: «Эмигранты зарабатывают значительно больше американцев»
Тракдрайверы зарабатывают, по-американским меркам, чуть выше среднего. Вернее, могут зарабатывать.
Есть огромные компании типа Swift, J.B.Hunt , у которых десятки тысяч траков. Там работают американцы, там действуют профсоюзы. Зарабатывают они немного, но имеют большие премии и медстраховки.
Русскоязычных водителей там не встретишь, потому что для нас важно заработать деньги здесь и сейчас. Мы работаем больше на износ. И создаем свои компании либо находим свое место в других маленьких компаниях, которых сейчас на американском рынке очень много.
Здесь уже никаких профсоюзов. Работаем очень много, но и прибыли больше. Эмигранты зарабатывают значительно больше американцев в этом бизнесе.
Если обозначить самую нижнюю планку, то у обычного компанидрайвера минимальная зарплата будет две — две с половиной тысячи долларов в неделю (до вычета налогов). Но налоговая здесь позволяет тракдрайверам по 50 долларов в день списывать, и в целом к дальнобойщикам эта служба относится очень и очень лояльно.
Да, год назад было сложно: подорожал дизель, и платили меньше. За последний месяц дизель вновь сильно подорожал, но здесь топливо не только дорожать умеет, но и дешеветь, как только рынок это позволяет. И я такое наблюдал не раз.
Юлия: «На грузоперевозках навариваются всякие перепродаваны»
По деньгам у меня, к сожалению, в прошлом месяце получилось заработать всего двадцать тысяч рублей. Это вообще катастрофа, при том что я три недели была в рейсе. А так у нас зарплата, как и в Америке, зависит от километража.
Если месяц ты будешь ездить постоянно по 16-18 часов в сутки, если у тебя быстрые загрузки и выгрузки, то получается сто тысяч рублей. У нас воруют многие, о чем мерзко говорить, но так и есть. Но я беру в пример честную работу.
Если же работаешь две недели, а потом две недели отдыхаешь, то тысяч 50-60 получается.
У меня где-то один рейс в неделю, потом стою. Могу неделю простоять, могу две. И получается в месяц, дай бог ,40 тысяч выходит, и то редко.
Я знаю, что в России и в Европе женщины часто зарабатывают примерно на 30 процентов меньше мужчин на тех же работах. Меня это не касается. Я зарабатываю наравне с коллегами.
Многие мне рассказывали, что в 90-е и начале 2000-х все было прекрасно. Всем хватало грузов. Спрос и предложение соответствовали друг другу. Водители стали неплохо зарабатывать и покупать собственные грузовики. В итоге машин стало очень много, а грузов больше почему-то не становилось, или их стало труднее раздобыть. Не знаю почему.
У нас на грузоперевозках навариваются всякие непонятные перепродаваны. Вот появляется заявка: доставить что-то из Москвы куда-то за 100 тысяч рублей. Эти умники перекупают заказ друг у друга, пока какой-нибудь Петя на старой развалюхе не везет его за 60 тысяч.
Андрей: «Три недели ездишь — неделю дома»
Наиболее распространенный график работы — три недели ездишь, неделю дома. В дороге проводишь 11 часов в день. Из-за хорошего качества хайвеев, которые в подавляющем большинстве покрыты бетоном, а не асфальтом, средняя скорость движения здесь большая — около 70 миль в час (112 километров в час).
Вайоминг, Оклахома, Небраска — в этих штатах разрешенная скорость для траков 80 миль в час (около 130 километров в час).
Основное место сосредоточения тракового бизнеса — Чикаго. Там находится большинство американских транспортных компаний. Это город с крупнейшим транспортным хабом. Оттуда я иногда приезжаю домой на машине, но Майами находится в таком аппендиксе, куда быстро и дешево не доедешь, поэтому, как правило, лечу на самолете.
Юлия: «Ты работаешь постоянно»
Насколько я знаю, все пути ведут в Москву и Подмосковье. Огромное количество грузовиков съезжается сюда за три копейки, чтобы увезти груз оттуда уже по нормальной ставке — неважно куда.
Я работаю на частника. У него одна машина и один водитель. Если вдруг я захочу куда-нибудь поехать отдыхать, то машина будет простаивать, а это убытки. Так что работаешь постоянно, в зависимости от загрузки. То же самое с теми, кто работает на себя или на небольшие компании, у которых 30-50 машин.
Когда начальство понимающее, оно может периодически дать возможность передохнуть, посидеть дома. А если начальству плевать, как у меня было на предыдущей фирме, то два-три месяца ездишь без конца по России. Потом на два дня домой — и опять несколько месяцев катаешься. Это ужасно.
А так, если в фирме, к примеру, тысяча машин, ты две недели работаешь — две недели дома проводишь. Или по месяцу. Там два человека на одну машину приходится, и она не простаивает.
Андрей: «Отличает некий налет интеллигентности»
Средний возраст тракдрайвера в Штатах — 50 лет, так что я не чувствую себя белой вороной.
Еще нас, русскоговорящих тракдрайверов, отличает некий налет интеллигентности: почти у всех высшее образование. Местные же водители — ребята попроще, хотя это и не совсем уж реднеки (крестьяне с красными от солнца шеями). Ну, а что? Это тяжелый физический труд, не предполагающий большой умственной активности.
А еще здесь нет особой конкуренции между тракдрайверами, так что и мафиозных групп не образуется. Грузов хватает на всех с избытком. Практически на каждом втором трейлере висит объявление: «Ищем водителей».
Кто не знает, вся американская логистика завязана на автомобильных грузоперевозках, в России же более развит железнодорожный транспорт. Не хочу рассуждать, почему так сложилось. Это отдельная история.
В США на линии, то есть в работе, находится около девяти миллионов траков. Это все сплошь современные машины, и весь дорожный сервис — рестерии, тракстопы и так далее — им под стать.
Юлия: «Всю жизнь крутят руль и гордятся этим»
Не знаю точно насчет распределения грузов между железнодорожным и автотранспортом в России, но своими глазами вижу, что каждый год фур становится все больше и больше. И они ездят из одного пункта в другой с одним и тем же грузом, по пять-пятнадцать машин в день.
Парк грузовиков у нас очень старый. Много машин 80-х, 90-х годов выпуска. Новые фуры — у крупных компаний. А частники скупают весь хлам на лысой резине и добивают его.
Российские дальнобойщики — люди самые разные. И в возрасте люди встречаются, которые много десятков лет эти занимаются. И молодежь, которая только-только пришла. Контингент здесь очень подозрительный. Я их не могу понять, так как я сама пришла из другой области. Я не понимаю людей, которые всю жизнь крутят руль и гордятся этим, которые не понимают, как можно в этой жизни к чему-то стремиться.
Максимальное стремление многих моих коллег — порулить сегодня на час больше или проехать на сто километров сегодня больше, а завтра устроиться на фирму, где машина получше и зарплата побольше. Предел мечтаний для таких людей — купить свою фуру или несколько фур. У них мозг в другую сторону даже не работает.
Может быть, это от родителей идет. Из поколения в поколение передается.
Но ни дворники, ни продавцы, занятые таким же монотонным физическим трудом, не гордятся своим делом так, как дальнобойщики. Наши водители гордятся собой так, будто они работают в 70-е, когда рулить грузовиком действительно было физически напряжно.
Я понимаю, общаясь с коллегами, что многие из них — выходцы из какого-то глухого села, где нет никакой работы, и вот они идут крутить руль, чтобы им не приходилось вставать каждый день в пять утра и ехать на службу в город. Мне кажется, что и весь сервис придорожный у нас рассчитан на таких людей.
А ведь есть и другие, кому нравится быть в дороге, кто по другим причинам пришел в эту профессию. И таким людям — да, хочется вылезти из кабины и чувствовать себя человеком… Поэтому чаще всего стоянки не асфальтированные, и когда выходишь из душа летом — то пока дойдешь 50 метров до машины, эта пыль, стоящая столбом, облепит тебя снова. Это катастрофа. А весной, осенью и зимой там болото и грязь. Чтобы вылезти, нужно надеть высоченные ботинки или сапоги. И ходишь там по этой жиже. В общем, отношение — как к скотам.
Хотя многое зависит от трассы. Я сейчас чаще всего езжу по М4, и она рассчитана на тех, кто едет отдыхать летом. Есть стоянки для фур, рядом гостиницы — похуже или получше, туалеты женские и мужские. Короче, я стараюсь такие комплексы выбирать, где все по-нормальному и по-человечески, где нормальные душевые.
Есть такие комплексы, где женские душевые отдельно. Стараюсь туда попадать, но не всегда по времени совпадает.
На этой трассе есть и кафе нормальные, а не для бомжей. Знаете, многие владельцы придорожных заведений считают дальнобойщиков бомжами.
В гостиницах, конечно, водители стараются не останавливаться, только если сильно устали. Я опять же на М4 знаю гостиницы нормальные. А есть и на быдло рассчитанные — страшные и непонятные.
Андрей: «Cначала будут стрелять, а потом уже разбираться»
Предлагать какие-то деньги американскому полицейскому чревато серьезными проблемами. Во многих штатах, если вы себя неадекватно ведете, они сначала будут стрелять, а потом уже разбираться.
Я советую всем: когда тебя останавливают — будь максимально лояльным. Обращайся к полицейскому «сэр» и «офисер».
Хочу добавить, что на тракдрайверов тут не распространяются некоторые послабления, доступные водителю обычной легковушки, — например, сесть за руль с 0,8 промилле в Техасе.
Впрочем, в Майами полицейских больше беспокоит наркотическое, чем алкогольное опьянение. Такая вот специфика.
Юлия: «Я плачу за платные дороги, а другие — нет»
В России гаишникам платят те, кто нарушает правила. Я не нарушаю и не плачу.
А вообще у российского народа это в менталитете, видимо, — искать любую возможность за что-нибудь не платить. Постоянно вводятся какие-то вещи, направленные на то, чтобы деньги собрать, и почти тут же придумываются способы их не давать.
Вот ввели платные дороги, но люди все равно не платят. На той же М4 сначала проезжали друг за другом, а теперь и это лень делать. Медленно подъезжают к шлагбауму, толкают его, и он сначала чуть в сторону отходит, а потом вверх поднимается сам.
И машину не калечишь, и шлагбаум не портишь. Так и проезжают.
Ввели «Платон», но и его не платят почти все. Это я знаю точно. Вернее, люди сначала не платили, потом платили, а затем снова перестали платить. Накупили бортовых устройств, а потом просто выключили их.
Транспортный налог не заплатить никак нельзя. Тут да. А за «Платон» платят только крупные компании, да и там не все гладко.
Мне это кажется дикой несправедливостью: я плачу за платные дороги, а другие — нет.
Андрей: «Не люблю диванных эмигрантов»
Мне говорили, и я сам думал раньше, что американская вежливость, улыбка — липа. Но теперь я здесь работаю и вижу, как эти мохнатые, хмурые, бородатые дядьки по утрам на стоянках улыбаются тебе, желают доброго дня или хотя бы просто приподнимают кепку в знак приветствия.
Вообще, все эти взгляды из-за океана не дают увидеть реальную картину. Я не люблю диванных эмигрантов, которые, сидя дома и ничего не делая, только страдают, публикуя посты в Facebook. Если тебе так плохо в стране живется, если ты государство ненавидишь, то собирай манатки и уезжай. Да, надо будет напрячься. И тут же находится 358 обстоятельств, препятствий.
Причем среди этих диванных эмигрантов есть люди с развитым интеллектом. Но им нужно, видимо, о чем-то грезить. О том, чтобы жить на берегу океана. А я реально живу на берегу океана, и сейчас у нас так называемый «красный прилив» — водоросли, от которых гибнут дельфины и киты. И жена у меня что-то закашляла. По телевизору сказали, что из-за этого прилива как раз. Вот она — реальность.
Если ты не проявляешь интереса к жизни, активности у себя на родине, то и в Штатах тебя ничего хорошего не ждет. У тебя, как говорится, либо горячие яйца, либо холодные.
Юлия: «Это создание даже мужиком не может называться»
Нытье и дальнобойщик — это неразделимые вещи. Еще раз скажу, что водители грузовиков, работавшие в советские годы, — это герои настоящие. На каких они машинах работали! По каким дорогам ездили! Какой инфраструктурой пользовались!
А в 2018 году — где здесь тяжелая работа, я не пойму. Пять лет кручу руль и не понимаю. Вот он сядет — малолетка 20-летний — в новую фуру, а сейчас им уже сразу их дают, и начинает ныть, что ему тяжело. А я думаю: вернись в свое село и поработай там грузчиком каким-нибудь, попаши лет пять, и когда ты вернешься в свой дальнобой, то будешь с утра до ночи сидеть и кайфовать от того, что твоя жопа сидит на одном месте и ты ничего не делаешь. У тебя мизерные обязанности, которые даже мартышке можно поручить: из пункта А в пункт Б доехать, загрузиться, выгрузиться — и все.
Феминистки ко мне не обращаются. Женщины в основном мне пишут — наверное, дочери и жены дальнобойщиков — о том, как их мужья и отцы устают от этой работы, а я вот всем рассказываю, что это безделье. А я думаю: кем же это надо быть, чтобы после месяца ничегонеделания за рулем приезжать домой и рассказывать жене, которая вкалывала на хозяйстве, как ты устал. Это создание даже мужиком не может называться.
Андрей: «Проститутки в Штатах не стучатся в кабины грузовиков»
У многих американских тракдрайверов оружие на руках, поэтому к ним обычно на дорогах никто не пристает, так как чрезмерная наглость может быть чревата последствиями.
Возможно, по этой же причине и проститутки в Штатах не стучатся в кабины грузовиков на стоянках. Здесь так не принято. Интимные услуги здесь, конечно, есть. Это выглядит следующим образом: перед тобой останавливается машина и подает знак фарами.
В целом же подобный «сервис» здесь распространен не так широко, как представляется многим, и вдоль трассы девочки не стоят.
Юлия: «Мне хотелось всех убивать»
Проститутки на стоянках часто встречаются, но с каждым годом их все меньше и меньше. Даже самая замухрыжная проститутка из какого-нибудь села, видимо, находит клиентов через интернет.
Раньше домогательства со стороны коллег-дальнобойщиков были действительно проблемой. Мне тогда хотелось всех убивать, а сейчас попроще. Меня многие узнают из-за канала на YouTube — примерно восемь человек из десяти.
Сейчас пристает разве что какой-нибудь дебил из каменного века, который меня не знает.
Андрей: «У парня из Луганска произошел конфликт с украинцами»
На эмиграцию способен далеко не каждый. Это очень большой стресс, скажу больше: вряд ли я смог бы пройти этот путь еще раз. Каждый здесь съедает свою ложку дерьма.
У меня есть несколько знакомых ребят 30-летних из Донецка. Они бежали от войны. Лишились бизнеса, возможности спокойно существовать там. У них теперь ничего за спиной нет, от этого они злее и нахрапистее.
Но, видимо, у тех, кого так или иначе насильно оторвали от родины, остается вот эта тяга хотя бы к внешнему проявлению своей национальной принадлежности. После 2014 года здесь, в Штатах, возникают проблемы во взаимоотношениях между украинцами и русскими. Год назад у парня из Луганска произошел конфликт с украинцами, которые считали его предателем. Я знаю некоторых хлопцев украинских, у которых весь трак в трезубцах и флагах жевто-блакитных. Мы даже как-то с одним зацепились языками.
«Я горжусь, что я украинец», — говорит мне он.
«Очень приятно, что ты гордишься, но, может, нужно гордиться достижениями? Тебе что, перед родами предложили варианты? Место рождения — это ведь данность, от тебя не зависящая», — ответил я ему.
Такие же и русские бывают: наклеивают на траки наклейки в стиле «можем повторить» и так далее.
Юлия: «Лучше вам, крымчанам, стало жить?»
Остались знакомые с Украины, но я с ними уже почти не общаюсь. Рада, что политические проблемы моих отношений с людьми оттуда не затронули, и они меня не просят ругать Кремль.
А вот россияне любят спрашивать: лучше вам, крымчанам, стало жить? Я уже отвечаю: хуже, потому что устала говорить на эту тему, как попугай. И все ждут, что я буду описывать, какая Россия распрекрасная.
Да, инфраструктура в России намного более развитая. В Украине меньше социальных благ, но там и меньше с людей требуют налогов, меньше поборов.
Андрей: «Крыса, бегущая с корабля»
Когда была острая фаза конфликта в 2014-2015-м, я перестал общаться со многими друзьями и знакомыми из России. Позвонишь, бывало, чтобы справиться о здоровье, о делах, а тебе с обидой говорят: вот ты в Штаты уехал, как крыса, бегущая с корабля.
Но и с теми, с кем тогда не поругался, теперь, спустя годы, тоже говорить трудно, потому что не осталось общности интересов. На воспоминаниях о школьных годах или совместном производственном опыте долго не протянешь.
До сих пор периодически накатывает желание позвонить в Россию, хотя каждый раз потом понимаешь, что больше этого делать не стоит. Тебе рассказывают о том, как все плохо, а ты в ответ: «А я вот машину купил» — вроде как выпендриваешься.
Я безмерно счастлив, что здесь живу, и грущу лишь от того, что господь не сподвиг меня переехать хотя бы на десять лет раньше.
Юлия: «Выкинули в другую страну»
Я не знаю, кто там всегда был русским в Крыму. Да, по национальности я русская, но паспорт у меня украинский. Я 1988 года рождения и не помню никакого Советского Союза. Помню одну страну — Украину.
Тяжело, неприятно. Я обычно за себя сама все решала с детства, а здесь так получилось, что меня взяли и выкинули в другую страну, причем никто меня даже ни о чем не спрашивал. С годами у меня это чувство если не усилилось, то осталось на том же уровне.
Мне говорят: а чего ты жалуешься? Могла бы свалить на Западную Украину. А я отвечаю: куда это я должна сваливать, почему я должна уезжать из родного дома, продавать конюшню в один миг, лошадей? Это не то, что можно сделать за считаные дни или недели.
Перестраиваться неприятно, неудобно и отвратительно. Страна другая, законы другие. Когда человек переезжает в другую страну, то он знает, на что идет, а я ни на что не хотела идти. Мыслей об эмиграции у меня никогда не было.
Менталитет же и мозги вообще у украинцев и русских одинаковые. По ту и эту сторону границы люди рождаются уже с желанием своровать.
В России я увидела и отвратительные, и плохие, и хорошие дороги. Хороших все больше, и новые постоянно строятся, но страна огромная, и есть такие ямы, куда полколеса грузовика проваливается.
Но тем, кто жалуется, я рекомендую покататься по Украине. Я ее объездила всю, вдоль и поперек, так что знаю, о чем говорю.