Вам также может понравиться
«Хватит проституток, Чехова давай!»
Сегодня модно гулять по столице в сопровождении гида. Однако такие прогулки не всем по карману. Чтобы эту несправедливость исправить, профессиональные гиды знакомят всех желающих с Москвой совершенно бесплатно. Об одном из таких общественных проектов — экскурсионном бюро «Гуляем по Москве» — «Лента.ру» рассказывает в продолжение рубрики
Москва колбасная
— Вот, взгляните на это здание. Это один из сохранившихся корпусов знаменитой некогда колбасной фабрики Николая Григорьевича Григорьева, — показывает на трехэтажное здание из красного кирпича экскурсовод Евгений Степанов. — Николай Григорьевич Григорьев слыл колбасным королем Москвы. Выходец из крестьян, в шестнадцать лет он торговал вразнос пирожками в Охотном Ряду. Затем открыл небольшой колбасный цех. В Москве тогда своих колбас готовили мало, в основном их привозили из Углича, Коломны, Серпухова. Так что дело оказалось прибыльным. Николай Григорьевич быстро поднялся, женился на дочери своего бывшего хозяина, а на приданое жены купил в 1872 году на Ордынке неработающий колбасный завод, который переоборудовал по новейшему слову техники…
Хмурое субботнее утро. Накрапывает дождь. Ветер метет по 2-му Кадашевскому переулку опавшие листья. Наша группа, пришедшая на пешеходную экскурсию по Замоскворечью, останавливается у владения №3. Сейчас здесь идет стройка. Старые фабричные корпуса уже снесены, но за строительным забором и стрелами подъемных кранов все еще сопротивляется разрушению главный корпус «Фабрики колбасно-гастрономических изделий Н.Г. Григорьева», одного из самых больших колбасных заводов дореволюционной России. Подняв повыше телефоны, экскурсанты фотографируют остатки былого великолепия: старые, в трещинах стены, галерею и арочное окно под самой крышей.
— Надо же, до Григорьева в Москве своих колбас не было, — удивляется кудрявая девушка в черной дубленке. И добавляет, обращаясь к подругам: — Я у Евгения на экскурсии уже третий раз. Он всегда рассказывает что-нибудь интересное.
Гуляем за чаевые
— Москва — удивительный город, здесь сердце может петь, а песня — плыть, — говорит вдохновитель и создатель проекта Евгений Степанов. — Между тем тысячи людей, живущих в Москве, ее совсем не видят. Они живут в спальных районах, большую часть времени проводят на работе, остальное — в дороге между работой и домом. Главная задача проекта — открыть людям этот город, помочь его полюбить.
Евгений знает, о чем говорит. Худой, подвижный, с черными лукавыми глазами, в Москву он приехал из Чебоксар. Работал тележурналистом, затем в пресс-службе музея-заповедника Коломенское. И всегда любил наш город.
— Я ходил по улицам, и мне порой казалось, что здания разговаривают со мной, рассказывают свои истории, — говорит Евгений. — И я подумал: я ведь могу рассказать эти истории людям. Окончил курсы подготовки гидов и получил аккредитацию, а с ней и право водить экскурсии по столице.
Что же касается нового для Москвы бесплатного формата этих прогулок —
Евгений подсмотрел его в Германии, где короткое время учился.
— В Берлине, как, впрочем, и во всех европейских столицах, есть так называемые free tours. Гид знакомит посетителей с историческим центром города, а в конце прогулки слушатели благодарят его чаевыми. Кто сколько даст.
Идея экскурсий чаевых Евгению очень понравилась. Правда, сначала он был не уверен, приживется ли такая практика в Москве — у нас давать на чай принято разве что в ресторанах. Однако посетители маршрутов «Гуляем по Москве» Евгения поняли. Дело пошло. Сейчас в арсенале проекта около ста экскурсий. В зависимости от сезона и дня недели гиды проводят от 10 до 15 экскурсий в день, на которые собирается по полсотни человек.
Иван Васильевич и галдарейки
— Заречье, Всполье, Загородье, Великий Луг — как только не назывался этот район в древности. Когда-то к югу от Москвы тянулись болота и заливные луга. Место было низкое, и район за Москвой-рекой считался дешевым. Здесь селились стрельцы, кузнецы, перевозчики, иноземцы. Ситуация изменилась лишь в XIX веке: в Замоскворечье хлынули богатые купцы, промышленники и фабриканты. Район сразу стал престижным, — звучит над собравшимися голос Евгения, усиленный микрофоном.
Экскурсия, на которую я попала, называется «Сорок сороков купеческого Замоскворечья». Она начинается на улице Бахрушина, а заканчивается в Лаврушинском переулке. За два с небольшим часа мы обходим все главные достопримечательности этих мест: храм Св. Николы в Толмачах; огромные городские владения купца Василия Варгина, главного поставщика сукна в русскую армию в 1812 году; изящный и строгий, построенный архитектором Шехтелем доходный дом меховщика Ильи Гальперина, в нижнем этаже которого и по сей день работает меховой салон; приют для вдов и сирот русских художников, который был выстроен в 1912 году в Лаврушинском переулке по завещанию купца и мецената Павла Третьякова.
Двухэтажная Москва, дворики и переулки. Золотые купола церквей, первыми подхватывавшие звон Кремлевских храмов. Именитые купеческие семьи Демидовых, Бахрушиных, Морозовых, Долговых и Григорьевых. Неспешное течение повседневной патриархальной жизни.
— Своей красотой Москва обязана старине. Отнимите у Москвы старину — и она сделается одним из самых безобразных русских городов, — цитирует во время одной из остановок Евгений слова архитектора Алексея Щусева.
Впрочем, одними рассказами о купцах и меценатах Евгений не ограничивается. Сорок сороков — эта вся пестрота и эклектика Замоскворечья. На Новокузнецкой, например, мы останавливаемся у «пьяного» дома постройки 1970-х годов. Именно с его балкона в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Иван Грозный глядел на Москву и радовался: «Лепота!» И видел при этом Новый Арбат.
На месте бывшего трактира на Пятницкой Евгений рассказывает о правилах русского винопития: в кабаке можно было заказать целое ведро водки, а вот в трактирах наливали только чарками и только с закуской.
В одном из соседних двориков мы рассматриваем дом с «галдарейками» — так называли москвичи галереи на вторых этажах зданий, в которых сдавались квартиры в наем. Отдельного входа на «галдарейки» не было. Жильцы лазили в комнаты с улицы по приставным лестницам. Это было неудобно, зато очень выручало в периоды эпидемий: первый этаж было легко изолировать от второго.
Адреса государя
— А этот красивый усадебный дом — бывшие палаты Ржевского. Но не героя анекдотов, а современника Петра I, капитана лейб-гвардии Преображенского полка Василия Тимофеевича Ржевского, — Евгений подводит нас к зданию в Черниговском переулке, где сейчас располагается Международный фонд славянской письменности и культуры. И рассказывает, что в русской армии солдат набирали в разные рода войск по внешнему виду. — В гусары, например, брали кудрявых брюнетов, в Павловский полк — курносых. А в кавалергарды, личную охрану государя, блондинов двухметрового роста. Из-за этого однажды вышел курьез. Уже в начале XX века Николай II решил переодеть своих кавалергардов в форму допетровской Руси — кафтаны рынд. И лично их поблагодарить. И вот он пошел по строю, пожимая каждому руку и спрашивая имя. А в ответ услышал: Клопп, Блок, Фохт… Русские рынды сплошь оказались шведами и немцами…
«Сорок сороков купеческого Замоскворечья» — это классическая обзорная экскурсия. Главная же гордость проекта «Гуляем по Москве» — тематические прогулки по городу. В проекте сейчас работает тринадцать гидов, и у каждого есть своя тема и свой уникальный маршрут. Например, Сергей Рахманинов показывает экскурсантам «акунинскую» Москву, проходя по следам детектива Эраста Фандорина. Белла Воронова специализируется на Серебряном веке, рассказывая своим посетителям о Москве Есенина, Цветаевой, Маяковского, Шаляпина и Мейерхольда. А искусствовед Анастасия Чернышева погружает своих гостей на самое московское дно — в лабиринты злачной Хитровки, где обитали «раки», «утюги», «странники» и «волки сухого оврага».
Евгений тоже проводит несколько тематических экскурсий. Одна из них — «Последняя любовь империи», посвященная Николаю II. Последний царь из династии Романовых мало бывал в старой столице, однако в Москве сохранилось несколько адресов, которые не просто помнят государя, но которые стали роковыми и для самого Николая, и для всей российской империи.
Маршрут «Непокоренная Москва», посвященный столице в годы Великой Отечественной, Евгений проводит от Белорусского вокзала до Пушкинской площади, рассказывая о том, где в Москве рвались фашистские бомбы, какая паника началась в городе, когда 16 октября 1941 года закрылось метро, какие песни рождались под вой сирены воздушной тревоги и как уходили на фронт выпускники образцовой школы №25 в Старопименовском переулке — Василий Сталин, Серго Берия, Владимир Микоян…
Москва для взрослых
Но самая популярная экскурсия Евгения Степанова — маршрут для взрослых «Блеск и нищета московских куртизанок», в ходе которого гости посещают такие места старой Москвы, названия которых на рубеже XIX-XX веков даже произносить было неприлично.
— На создание хорошего тематического маршрута иногда уходит до полугода. Порой мне кажется, что я пишу научную работу! — говорит Евгений. — Жизнь Москве военных лет я, например, восстанавливал по письмам и дневникам горожан. А чтобы все узнать о московских кварталах красных фонарей, читал газеты столетней давности. В них можно найти объявления о знакомствах, которые давали бульварные феи, заметки о ночных сторожах…
Не обходится и без курьезов. Однажды, ведя группу по Сретенке и Цветному бульвару и рассказывая о некогда работавших здесь девушках легкого поведения, Евгений остановился у дома в Сергиевском переулке, который некогда посещали юнкера. Вдруг в доме открылось окно, в него высунулась местная жительница и прокричала: «Да хватит уже рассказывать про проституток, мы устали! Рассказывайте нам про Чехова и Перова!»
— Я так и сделал, — смеется Евгений. — Стал рассказывать, что по соседству, в Пушкаревом переулке, некогда располагался дом терпимости «Мерц», и именно сюда спускаются с Мясницкой «за развлечениями» студент-медик и студент-зодчий — герои рассказа Чехова «Припадок». А одна из здешних проституток послужила моделью художнику Василию Перову для картины «Утопленница».
Из Черниговского переулка мы попадаем в Кадаши. Останавливаемся напротив бывшей фабрики Николая Григорьевича Григорьева. Затем осматриваем храм Воскресения, благодаря белокаменной резьбе похожий на корабль, несущийся на всех парусах на восток. Дождь усиливается. Над нашей группой раскрываются зонтики. Но никто не уходит — напротив, люди только присоединяются.
Если человек устал от Москвы — значит, он устал от жизни
— Я москвичка, но Москву до недавнего времени не знала, — рассказывает девушка в рыжей шляпе и ярком шарфе, представившаяся Екатериной. — Сейчас по работе я много езжу по городу. С осени стала ходить на экскурсии. Мне нравится. Особенно я влюблена в рассказы Медеи Странадко — она жемчужина этого проекта.
— Мы любим ходить на экскурсии, причем в любую погоду! Столько нового узнаем о городе, что потом долго находимся под впечатлением, как от хорошей книги или фильма. Одна беда — Евгений так быстро ходит, что мы едва за ним успеваем, — делится впечатлениями пожилая пара.
Евгений вспоминает другую пару, которая, встретившись летом на одном из его маршрутов, вскоре поженилась. А еще молодого человека, который, придя на экскурсию по Мясницкой, вдруг признался, что он потомок купца и чаеторговца Сергея Васильевича Перлова, по заказу которого был построен знаменитый магазин чая «Китайская шкатулка». В подтверждение молодой человек показал паспорт, где действительно было написано: «Сергей Перлов».
— Знаете, почему мне нравится водить экскурсии на общественных началах? — спрашивает Евгений. — На платном маршруте экскурсовод может и схалтурить: бегло рассказать о достопримечательности, провести 1,5 часа вместо двух… Деньги он уже взял. А когда гид работает только за чаевые, его гонорар напрямую зависит от того, насколько он выложился на прогулке, насколько людям понравился его рассказ.
Я свидетель: на экскурсии «Сорок сороков купеческого Замоскворечья» Евгений Степанов отработал отлично. Наша прогулка по Замоскворечью завершилась на перекрестке Лаврушинского и Большого Толмачевского переулка, у чугунной решетки особняка Аммоса Демидова и Дома писателей — того самого, окна которого била в романе Булгакова разъяренная Маргарита. Гости дружно поблагодарили Евгения аплодисментами. Многие дали на чай: кто 100 рублей, кто 200. Чуть позже Евгений рассказал, что на его экскурсии часто ходит один молодой человек, который каждый раз оставляет на чай ровно 16 рублей.
Как бы то ни было, деньги для проекта «Гуляем по Москве» совсем не лишние. На них организаторы поддерживают сайт, оплачивают работу администратора, продвигают проект в соцсетях, арендуют транспорт для автобусных экскурсий. К тому же проект постоянно развивается. Летом, например, специально к чемпионату мира по футболу-2018 Евгений хочет запустить серию экскурсий на английском языке. В планах также разработать автобусные маршруты по Золотому кольцу — Сергиев-Посад, Ярославль, Кострома, Суздаль…
— Когда я только приехал в Москву — думал, что город не примет меня, и я вернусь обратно в Чебоксары, — говорит Евгений, снимая микрофон и разглядывая промокшие ботинки. — А прошлым летом, возвращаясь пешком поздним вечером от храма Христа Спасителя домой в Замоскворечье, я вдруг почувствовал, что столица ответила мне взаимностью. Поэтому сейчас, когда я слышу от приятельниц «Я устала от Москвы!», спрашиваю: что значит — устала? В этом городе столько интересного — история, архитектура, театры, клубы, выставки, рестораны, учеба, работа, развлечения, друзья… Если человек устал от Москвы — значит, он устал от жизни. Потому что Москва — это и есть жизнь.
«Получится музей под открытым небом»
До конца августа в подмосковном Одинцово будет проходить фестиваль «Культурный код». Известные уличные художники из двух десятков стран распишут фасады 36 домов в микрорайоне Новая Трехгорка. Концепцию даже согласовали с местными жителями. В результате на небольшой территории появится первый в России музей монументального искусства под открытым небом.
«Лучше такие стены, чем серый мир»
Весод Бреро (Vesod Brero), Италия
Зачем нужны граффити в городе, это вопрос, конечно. Но они точно делают публичное пространство более органичным. При этом, я думаю, паблик-арт в целом важен для всех, потому что дает вдохновение, чтобы мы могли лучше понять окружающий нас мир.
Недавно было 20 лет, как я занимаюсь граффити. Я начал рисовать, когда мне было 17 лет. Сейчас мне 38. А вот работами на больших стенах, такими, как здесь в Одинцово, я занимаюсь последние шесть лет.
Repost @bobauno
Vesod “Fragile” — Restart 2017 — Imola BO — Italy #vesod #restarturbanfestival @restarturbanfestivalФото опубликовано @vesod
Это мой первый визит в Москву. Сейчас уже прошло три часа, как я здесь. Я не был здесь раньше, чтобы составить полное впечатление. Пока я могу сказать разве что о людях, занятых организацией фестиваля — все они очень классные. Я приехал из Италии, и для меня Москва — это по-настоящему большой город. Я бы хотел на днях побывать в центре, чтобы лучше понять, что еще эта поездка мне даст.
Возможно, люди здесь, с которыми общались мои коллеги, способны лучше понять, как граффити могут положительно влиять на их город, потому что обычно, когда я куда-то отправляюсь работать, то сравниваю свои впечатления с тем, что видел в других городах по всему миру. Но я думаю, как уже говорил, паблик-арт нужен, чтобы показать всем, что в жизни есть разные пути. Это как разница между прошлым и тем, что появится на больших стенах этих больших зданий. И да, я думаю, что это так же, как начать рисовать с чистого листа.
Сейчас я собираюсь посмотреть вживую стену, где буду рисовать. Я еще не выбрал тему работы, потому что размер стен не всегда одинаков. И когда мне назовут размер стены, тогда я смогу сосредоточиться на том, какой будет моя работа.
Мнение противников граффити меня не волнует, потому что это моя работа. Я просто люблю рисовать. Я не хочу думать о противниках. Это их мнение. Я не политик, и не должен терпеть в своем мире тех, кто мне неприятен. Я думаю, что разрисованные стены лучше, чем серый мир.
Обычно я работаю с полной отдачей, и когда заканчиваю, испытываю облегчение. Для меня каждая художественная работа — это способ что-то сказать, что неплохо получается в том числе из-за размера, поскольку у меня есть возможность рисовать на больших стенах. И когда я завершаю очередную работу, ощущения всегда хорошие. Надеюсь, что окружающие, которые видят мои картины, испытывают то же, что и я. Так что, для меня творчество — это способ поделиться своими чувствами.
«Надо найти тех, кто действительно умеет рисовать»
Чесмер Стюард Джеймс (Chasmer Stuard James), коллектив The London Police, Великобритания
Граффити дает городу шанс стать прекраснее. Это происходит, когда город становится чище, или создаются произведения паблик-арта, или, например, появляются детские площадки, картины. Какое место в мире ни возьми, это позитивная вещь. И, знаете, прямо сейчас, когда мы прогуливаемся по городу Одинцово, я не могу не отметить, что это сообщество высотных форм архитектуры. Я полагаю, они имеют отличные колоритные поверхности по бокам, которые могут облагораживать окружающее пространство. Мне кажется, они должны в большей мере служить источником вдохновения для молодых людей, как, впрочем, и для пожилых. Это создает хорошие декорации для окружающего пространства. Почему бы не сделать так, чтобы все было красиво? Почему не раскрасить свой дом? Почему не сделать яркими его стены? Почему бы не сменить цвет, чтобы все выглядело хорошо?
Я создаю граффити уже 21 год. Я начинал в Англии, рисовал на улицах Амстердама. Моя миссия — это не вандализм, а то, что делает людей счастливыми. Создавая нечто прекрасное, ты можешь дать людям что-то, что их осчастливит. Такое вот распространение позитива.
Yes it’s a throwback Thursday on a Wednesday!! Our piece from Dortmund Germany 2017. Heads up @44309gallery for bringing us in 🙏🏻
Фото опубликовано @thelondonpolice
Это мой второй приезд в Москву. Я уже приезжал сюда в 2016 году на биеннале на Красной площади. Я очень люблю путешествовать, люблю находить в разных местах что-то, что мне нравится, но предпочитаю не делать каких-то суждений, а просто люблю смотреть. И когда я в первый раз был в России, мне очень понравились люди, кухня, культура, достопримечательности. Я стараюсь получать позитивные впечатления, куда бы я ни поехал. Здесь очень интересно, красиво, и я рад, что приехал снова.
Мы бы поработали и в других соседних городах. Мы любим рисовать, делать людей счастливыми. Это же прекрасно!
По поводу тех, кому не нравится граффити, я полагаю, что, когда смотришь на мир с негативом, прежде всего думаешь о том, что люди делают что-то без разрешения. Не уверен, что они говорят о художественной ценности граффити, скорее, о том, что это было нарисовано без разрешения или это что-то нелегальное. Именно это, как мне кажется, иногда расстраивает людей. Мол, если вы рисуете картины у меня на стене, чего вам никто не разрешал, то у вас могут быть проблемы.
Когда вы создаете граффити, вы можете передать своей аудитории огромное количество разных вещей. Для некоторых рисовать на стене — это способ оставлять какие-либо политические послания. Кто-то разрисовывает электрички и поезда метро. Для кого-то это нужно, чтобы написать: «Я люблю свою жену». Граффити можно рассматривать с множества сторон. В данном случае, здесь, в Одинцово, — это способ украсить здания благодаря множеству художников со всего мира, которые принесут сюда свою культуру и свой стиль. Так что это очень серьезный вопрос. Говоря о противниках граффити… ну, я не знаю, вы должны, во-первых, найти тех, кто действительно умеет граффити создавать. И еще, даже если многие недовольны, все равно есть немало тех, кого уличное искусство делает счастливыми.
«Получится музей под открытым небом»
Дмитрий Левочкин, руководитель проекта
Эта идея рождалась у нас четыре года. Мы долго изучали этот район, с такой вот проблемной инфраструктурой. То есть он вроде как молодой, вроде как новый относительно, но такой холодный — из-за высотной застройки. На карте города Одинцово это такое пятно, о котором подчас отзываются негативно. И мы подумали, что нужно попытаться превратить его в достопримечательность, создав из него один из самых крупных в мире музеев под открытым небом.
Так появилась идея пригласить наших друзей, знакомых — художников со всего мира, из 26 стран, которые, в общем-то, поборются со своим страхом и создадут самые большие свои работы. Дело в том, что многие художники таких работ раньше не делали — у нас эти фасады, все-таки, 57 метров в высоту. И их у нас 36. Все это в одной локации, которая занимает площадь примерно полтора на полтора километра.
Cool pic from my Edmonton building @rustmagic +++ Pic by @aristahaasphotography
Фото опубликовано @okudart
Это получится музей под открытым небом. Здесь одна дорога кольцевая, район с такой проблемной инфраструктурой. Это первый подобный проект в России, который похож на польский город Лодзь, даже, наверное, будет его превосходить, потому что общая площадь фасадов у нас получится более 38 тысяч квадратных метров.
К нам уже приехали первые художники, коллектив The London Police. Сейчас они проживают в Амстердаме, хотя сами британцы. И также здесь сейчас итальянский художник из Турина Весод Бреро, который сделает первый фасад. Он работает в стиле коллажа с элементами реализма и абстракции. Это такой очень сложный стиль, который гармонично будет смотреться с инфраструктурой. Мне кажется, будет очень круто, очень здорово.
Другие художники будут в течение нескольких недель приезжать и выполнять свои работы. У нас не стоит задача всех торопить, потому что здесь все-таки работа опасная — у всех есть допуски, страховки, специальное оборудование.
Нам помог президентский грант плюс поддержка администрации. Это первый прецедент, когда представители власти идут в одной команде, в одной связке в ходе организации такого большого мероприятия. И плюс — постоянная коммуникация с жителями: идут переговоры, подготавливается инфраструктура.
Такой прецедент может стать отправной точкой, которая позволит показать представителям власти в других регионах, что необходимо сотрудничать с художниками уличной волны, потому что их очень много. Это и граффити, и стрит-арт, и 3D-граффити. Это все очень интересно и развивается. Поэтому, мне кажется, этот фестиваль хорош еще и тем, что художники будут общаться: российские художники с иностранными будут обмениваться опытом. И мне кажется, что это какой-то новый виток в истории развития уличного искусства в России.
«Зачем прессовать подростков?»
Массовые несанкционированные выступления против коррупции в Москве и других городах для многих стали неожиданностью. После «болотных шествий» волна уличной активности практически сошла на нет. Дискуссии продолжались большей частью в узком семейном кругу и соцсетях. Даже разрешенные акции оппозиции не собирали сколько-нибудь заметное число участников. Но «прогулка» по Тверской оказалась неожиданным исключением. Только в столице на нее
«Лента.ру»: Школьники и студенты, которые стали символом недавних протестов, — это молодежь или все-таки еще дети?
Омельченко: Насколько я понимаю, речь идет о 16-22-летних участниках несанкционированных митингов. Социологи называют эту категорию «старшие (или взрослые) подростки». С точки зрения психологии подросток — это человек, который находится в состоянии формирования и отсутствия определенной социальной позиции или социального статуса. Только в период поздней подростковости появляется какой-то личностный стержень.
Однако у «взрослых подростков», похоже, есть свои ценности. Что они считают правильным, против чего восстают?
Ключевые каналы потребления информации — интернет, социальные сети, видеосервисы. Предыдущие поколения, которые заходили в интернет в начале 2000-х годов, предпочитали анонимизировать себя, закрывались. Эти же, наоборот, очень публичны, демонстративны. Их мироощущение предполагает открытую, искреннюю коммуникацию. Для них это важно. Поэтому рождается обостренное чувство справедливости: слышат тебя или нет, реагируют на твое появление или нет? Самоуважение, достоинство — значимые понятия для них. И это усиливается обстоятельствами повседневной жизни, которые они наблюдают. Поэтому они просто отказываются публично говорить то, чего от них ждут, «играть» в неправду, двоемыслить. И в то же время они индивидуалисты.
Раз индивидуалисты, то значит, им не свойственны субкультуры? Панки, хиппи, готы — окончательно ушли в прошлое?
Сегодня мы уже говорим не о субкультурах, а о различных молодежных группах — солидарностях. Есть молодежь, которая относит себя к «устоявшимся» субкультурам. Но у них внутри нет однородности, как было раньше. Все очень дробное, все размывается, идет постоянный поиск эксклюзивности. Например, анархисты. Внутри них есть стрейтержи, которые придерживаются патриархата, жестких принципов отказа от сексуального разнообразия. И есть анархофеминисты, которые продвигают идею мужского и женского равенства полов. То есть солидарности формируются на основе каких-то ценностей. Это, как и прежде, помогает отделять «своих» от «чужих». Кроме гендера, для молодых значима тема «Восток — Запад». Кто-то транслирует идеи милитаризованного патриотизма, кто-то космополит. Актуальна религия — споры между атеистами и радикальными фундаменталистами. Но на переднем фланге оказался вопрос справедливости и доступа к ней. Можно сказать, что все солидарности находятся как бы между двух векторов: безоговорочная лояльность власти и конформизм или негативизм.
По итогам мартовских событий можно ли сделать вывод, что в данный момент побеждает вектор негативизма, оппозиционности?
Противостояние между векторами условно. Эти группы очень подвижны, они переформатируются в зависимости от политической обстановки. Сразу после присоединения Крыма можно было говорить об однозначном патриотическом всплеске среди молодых, многие из них были «крымнаш». Сейчас это уходит, становится уже не таким заметным. А еще мы постоянно фиксируем то, как меняется представление о текущих «врагах России».
Это уже не американцы?
Нет. В этой роли уже побывала Украина. Политический дискурс на детей, конечно, оказывает влияние. Молодежь очень зависима от семьи, от государства. Но это не значит, что власть может бесконечно пользоваться одними и теми же рычагами воздействия на молодежь, мобилизовывать ее под одни и те же знамена. Дети способны к саморазвитию. Они читают, смотрят, думают.
Есть мнение, что по-настоящему идейных подростков среди участников «антикоррупционной» прогулки было крайне мало. Для многих несанкционированная акция стала развлечением, «движухой».
«Попутчики», конечно, были. Но, опять же, что понимать под этим. Допустим, я иду мимо и вижу движущуюся толпу. И у меня всегда есть выбор — отсидеться в кафе, зайти в какой-то двор. Или влиться.
Многих поразила активность регионов. Всегда считалось, что провинциальная молодежь по степени активности уступает столичной. Что-то изменилось?
В развитии менталитета мы движемся к Европе. Там практически не видна разница между молодыми в городе и на селе. Интернет, соцсети позволяют преодолевать географические пространства и присоединяться к солидарным группам опосредованно, не напрямую. Идеи равенства, неприятия гомофобии, отказа от сексизма — глобальны и характерны не только для России. Россияне стали больше ездить. С помощью реальных и виртуальных путешествий они включаются во все эти тренды. Мы сейчас проводим исследование студентов-младшекурсников в четырех российских городах: Питере, Ульяновске, Махачкале и Казани. Интересный феномен заключается в том, что продвинутая городская молодежь по своим взглядам, мыслям, настроениям похожа друг на друга. Сельская молодежь пока остается исключенной из этих процессов. Но, думаю, что это всего лишь вопрос времени, развития технологий.
А как с ними разговаривать? Организаторам прогулки удалось найти общий язык с молодыми. Почему у других не получается?
Другие даже и не пытаются. У нас в контексте политики молодежь видится общей массой. И прямым текстом везде в официальных документах прописано, что это — ресурс. Экономический, политический, демографический. С ресурсом и обращаются обезличенно, как с объектом, который требует контроля и управления. А им бы хотелось, чтобы с ними считались, чтобы их слышали.
Вроде бы в каждой губернии есть департаменты по делам молодежи. Где-то даже молодежные парламенты созданы. То есть нельзя сказать, что с молодежью не считаются. Что не так?
В последние годы воспитательный дискурс отчетливо ориентирован на патриархатные ценности, на патриотизм проимперского милитаристского толка, на уникальность, особость российского пути, настраивание на то, что ценности «гейропы» нам чужды во всех проявлениях. То есть власть демонстрирует свою солидаризацию с лояльным крылом этих молодежных групп. А других старается не замечать.
Их много? Других.
Тут дело не в том, кого больше или меньше. Лояльных и конформистов, конечно, больше. Но мы знаем, что любые изменения и новации в обществе движутся меньшинством. Нужно понимать, что разнообразие — необходимо. Методы общего плана не срабатывают. Нужны более тонкие политики, учитывающие всю палитру мнений. А сейчас с «разностью» государство старается бороться. В конце нулевых годов, например, помню, были программы вроде бы по работе с субкультурами. Но фактически они были ориентированы на борьбу с этими группами. Чтобы детей, состоящих там, выявлять, беседовать с родителями, ставить их чуть ли не на учет в полицию. Это все походило на борьбу со стилягами в советское время.
Считалось, что некоторые субкультуры, особенно эмо и готы, — чуть ли не прямой путь к саморазрушению и суициду. Чиновники просто спасали детей.
Мне как-то уже задавали вопрос по суицидам среди эмо или готов. Я очень сомневаюсь, что раньше в молодежной среде было сильно меньше суицидов. Просто тогда люди с суицидальными наклонностями не назывались эмо. Но с этим даже не разбирались. Просто решили все выровнять и сделать общую массу. С ней удобней работать.
Инаковость искореняют и законы, принятые в отношении ЛГБТ-подростков. Такие дети существуют, но школы делают вид, что нет такой проблемы. Социологам эту тему также запрещено обсуждать с подростками, пока им не исполнится 18 лет. То есть они оказываются в изоляции и полном одиночестве. Во всем этом еще множество сюжетов. Если не будет признания права на различия, то не возникнет и инициативы, в том числе экономический. Когда человек не чувствует себя субъектом, понимающим, что обладает правами самореализации, он превращается в пассивного, диванного гражданина.
Но что делать сейчас?
Виды и формы возможных решений разнообразны. Конечно, нужно искать общий язык с молодежью. Я была потрясена высказыванием сенатора Мизулиной о том, что борьба с коррупцией — это не патриотизм и детям нельзя об этом рассказывать. Разве человек, который отказывается мириться с нарушением прав и несправедливостью, — не патриот? Как может государственный деятель, представитель власти так говорить?
Судя по такого рода заявлениям, разговаривать никто не собирается. По крайней мере с молодежью. К чему это может привести?
Брожения могут продолжаться. Но вполне вероятно, что найдутся желающие воспользоваться ситуацией, чтобы возглавить процесс. Приближается время выборов. В истории так часто происходило. Возможно, интерес молодежи переключится на какую-то иную повестку. Или начнут формироваться новые неформальные объединения. Хуже, если это недовольство уйдет в подполье. Я не понимаю, чего так испугались взрослые, зачем прессовать подростков? Ведь история-то позитивная. Замечательные юные граждане, активно хотят участвовать в политической жизни государства, мечтают сделать нашу страну лучше, чище. Что в этом плохого? Власть именно это должна в первую очередь увидеть и отреагировать. Это ведь не движение против миграции, это не экстремизм, который мог бы вызвать панику и смущение. Это хорошие дети.
Покажут кузькину рать
К российско-американскому обмену колкостями неожиданно
Явно раздражает
Американский сенатор-республиканец Маккейн, сопредседатель комитета по вооруженным силам — одного из самых влиятельных комитетов в Конгрессе США — большой раздражитель для российской политической элиты. В Госдуме, например, у него как-то
В Кремле действия администрации США комментируют активно, но в меру. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков может
Сам Путин, всегда с иронией произносящий фразу «наши американские партнеры», сторонится дискуссии и часто повторяет, что «США — великая держава». На итоговой сессии экспертного клуба «Валдай» он
Глава российского правительства Дмитрий Медведев, тоже не склонный к резким внешнеполитическим репликам, в конце прошлого года на своей странице в Twitter
На этом фоне громко звучат высказывания официального представителя МИД России Марии Захаровой. «Мне кажется, «русские хакеры» если что-то и взломали в Америке, то это две вещи: мозг Обаме и, конечно, сам доклад о «русских хакерах»», —
В Белом доме сидит, по ее
Антизападная риторика помогает консолидировать общественное мнение, считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. Исследование «Левада-центра» в июне прошлого года показало, что большинство россиян плохо относятся к США — таких среди опрошенных было примерно 70 процентов. Примерно столько же респондентов уверены, что США враждебно настроены к России. По заключению большинства социологов, россияне вообще склонны винить во многом внешние факторы.
«Макдоналдс» закрыть, землю вернуть
Такое редкое единодушие среди избирателей сказывается и на высказываниях российских парламентариев: депутаты Госдумы и члены Совета Федерации регулярно делают выпады в адрес американской администрации. Особенно доставалось теперь уже почти бывшему президенту США Бараку Обаме. Так, депутат от ЕР Владимир Бурматов в начале года
Среди самых отчаянных противников всего американского — нынешний глава комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев. На полу перед дверью кабинета в Госдуме он положил коврик с портретом Обамы и внес несколько неожиданных антиамериканских законопроектов. Несколько лет назад он подготовил проект, запрещающий хранение и оборот долларов США в России, но позже свою инициативу отозвал, не поясняя причин,
Несколько лет назад Дегтярев
Пререкания политиков и привычка ругать все американское напоминает советскую традицию, отмечает политолог Леонид Поляков. И если раньше ругали по идеологическим причинам, то сегодня «идеология здесь ни при чем», говорит эксперт, «но американцы постоянно оказываются в поле нашего внимания, и в основном в негативном плане».
Вместе с американцами ругают отечественные парламентарии и весь Североатлантический альянс. В ноябре первый зампред комитета СФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич
В Кремле в связи с этим
Новый герой
Два ярких негативных эпизода вместе с волнами взаимной критики пришлись на конец президентства Барака Обамы. После объявления санкций и высылки российских дипломатов не сдержался даже обычно осторожный в выражениях Константин Косачев, парламентарий со стажем и глава международного комитета Совфеда. Решение Обамы о высылке дипломатов он
Эксперты обеспокоены таким градусом дискуссии. Полемика с обеих сторон порой выходит за рамки не только дипломатических, но даже этических норм, отмечает руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН Владимир Петухов. «Вообще сама возможность столкновения России с Западом становится растабуированной, — предостерегает эксперт. — Об этом стали много говорить. За этими словесными перепалками скрывается реальная возможность трансформации этой перепалки в прообраз холодной войны. Конечно, это вызывает беспокойство и опасения».
Однако, отвечая на санкции и высылку дипработников, многие российские политики называли действия уходящей администрации агонией и выражали надежду на то, что с приходом к власти республиканца Дональда Трампа отношения между Москвой и Вашингтоном потеплеют. «Есть все основания надеяться, что новая администрация поменяет свой курс в отношении России», — говорит политолог Леонид Поляков.
Тем временем в парламенте, где обычно ругают США, перспективы оценивают осторожно. «Даже если возобладает линия снижения напряженности с РФ, Трамп все равно останется президентом своей страны. Он не обещал урезать военный бюджет, он будет отстаивать интересы своего государства, — считает первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. — Если ему удастся какой-то модернизационный проект, благодаря которому Америка станет сильнее, то спустя некоторое время Россия столкнется с еще более опасным противником».
Накануне, 11 января, The Washington Post