День Победы — это не только парады, салюты и поздравления, прежде всего это день памяти. Очевидцев и непосредственных участников событий тех лет с каждым годом все меньше, а военная история обрастает различными трактовками и версиями. В 72-ю годовщину Победы «Лента.ру» предлагает читателям пройти тест на знание истории Великой Отечественной войны.
Вам также может понравиться
«Трудятся, пока хватает сил»
Премьер-министр России
«Лента.ру»: Противники пенсионной реформы жалуются, что даже сейчас многие не доживают до пенсии. Так ли это?
Андреев: Было несколько исследований на данную тему. Эксперты говорят, что от 40 до 60 процентов рано умерших мужчин регулярно и чрезмерно пили. В том числе и суррогаты, тот же «Боярышник».
То есть чтобы жить дольше нужно просто меньше пить?
Если взглянуть на последнюю таблицу смертности с данными за 2016 год, то до 60 лет (время сегодняшнего выхода мужчин на пенсию — прим. «Ленты.ру») доживает 71 процент мужчин. А среди женщин до 55 лет (время выхода на пенсию женщин — прим. «Ленты.ру») — 92 процента.
Разница ощутимая. И все из-за алкоголя?
Почти официальная причина — алкоголь. Это фигурировало еще в первых послевоенных исследованиях. Могу сказать, что и сегодня Россия занимает первое место по смертности по причине алкогольного отравления. И это вовсе не означает, что люди пьют суррогат. Можно и хорошим спиртным отравиться, им это сделать даже легче. Если выпить много алкоголя, то человек умирает от интоксикации этанолом. И Россия по этой причине смертности — безусловный лидер среди стран, ведущих статистику.
Ну и, чтобы не вдаваться в подробности, пьянство ведет к тому, что человек умирает раньше от болезней сердца и других сопряженных причин. Аргумент моих коллег-демографов, что раз у нас так много мужчин не доживает до пенсии, то не надо увеличивать пенсионный возраст, — на мой взгляд, сомнительный. Многие не доживают как раз потому, что пьют. А если кто из алкоголиков до пенсии все же дотянул, то в общем-то он ее и не заслужил.
Есть шанс, что что-то изменится?
У меня недавно была группа студентов 18-19 лет, первокурсников. Преподавал им основы демографии. И мы с ними обсудили, в том числе, почему нынешняя молодежь стала меньше употреблять алкоголя. Они говорят, что всему виной компьютеры и компьютерные игры. В состоянии алкогольного опьянения ни играть, ни работать на компьютере практически невозможно. Ну и за руль только совсем уж отвязный человек сядет пьяным. То есть происходит изменение среды: компьютеризация, телефонизация, глобализация общества. И это все сказывается на социальном поведении. Но все-таки это больше распространяется на молодежь. Старшее поколение продолжает пить.
Может, они пьют потому, что жизнь тяжелая, и пенсия для них — как мечта об оплачиваемом отдыхе.
По-моему, у нас такая маленькая пенсия потому, что многие рассматривают ее как добавку к зарплате. И трудятся, пока хватает сил и пока их терпит руководство.
В СССР был закон, запрещавший одновременно работать и получать пенсию. Правда, прилагался большой список профессий, где дублирование разрешалось. Например, врачам районных поликлиник и приравненных к ним медучреждений. Или педагогам — но не всем, а работающим в сельских школах. То есть в тех отраслях, где был дефицит кадров. Одним из достижений президентства
Из-за нехватки средств?
У меня немного другая ситуация. Я не представляю себя на пенсии, это скучно. Но ведь действительно — сейчас трудно рассматривать пенсию как единственный источник существования.
Поймите, что над всеми этими гуманитарными идеями довлеет проблема плательщиков и получателей этих пенсий. В более-менее долгосрочной перспективе число работающих и иждивенцев должно быть разумным. Дело в том, что на накопительную пенсионную систему, когда каждый сам себе копит на старость, мы вряд ли перейдем в обозримом будущем. Значит, останется распределительная. А в этих условиях самый главный показатель — соотношение работающих и иждивенцев. В условиях российской смертности и уровня рождаемости в ближайшие 30-40 лет оно будет таким, что страна не выживет.
О каком соотношении речь?
По расчетам
А в других странах каково соотношение между работающими и пенсионерами?
Наша лаборатория работает в тесном контакте с Институтом демографических исследований Макса Планка в Германии. Поэтому я знаю ситуацию там лучше, чем в других странах. На одного человека рабочего возраста — скажем, от 20 до 64 лет — к началу пенсионной реформы там приходилось 0,32 человека от 65 лет и старше.
Китай в скором времени ожидает очень тяжелое положение. Дело в том, что быстрый экономический рост там стал возможен благодаря уникальной ситуации: население было молодым, и нагрузка пожилыми была минимальной, а благодаря политике «одна семья — один ребенок» нагрузка детьми стала тоже очень маленькой. Теперь бывшие молодые становятся пожилыми. Пусть нагрузка по европейским меркам будет не очень большой, но для экономики очень непривычной. Хотя там проблемы немного другие, так как в Китае нет пенсионной системы.
Практически все развитые страны сейчас увеличивают пенсионный возраст из соображений соотношения плательщиков и получателей пенсий. Немцы, например, с 2006 года увеличивают выход на пенсию на месяц в год. Все налогоплательщики в Германии получили официальные письма, в которых сообщается год и месяц их выхода на пенсию.
Мне кажется, что Россия здорово опоздала в этом деле, потому что мы первые предложения по этой проблеме готовили для правительства еще в 2000-е годы. Тогда и годы в экономическом отношении для нашей страны были более сытные, чем сейчас.
В Европе в среднем люди живут лет на десять дольше — то есть вполне логично, что и работают они дольше.
Я пытался найти данные о том, многие ли россияне при достижении пенсионного возраста перестают трудиться. Но достоверных сведений не смог отыскать. В разных ведомствах — противоречивые цифры. Согласно переписи 2010 года, 38 процентов мужчин в возрасте 60-64 лет и 46 процентов женщин 55-59 лет продолжают работать. Но я не уверен в точности этого, так как число пенсионеров по переписи сильно отличается от данных Пенсионного фонда.
С точки зрения демографов, какой пенсионный возраст целесообразен в России?
Я думаю, что надо выравнять пенсионный возраст мужчин и женщин и плавно довести его до 63 лет. Самая высокая скорость прибавки пенсионного возраста может быть полгода за год, то есть за десятилетие он вырастет на пять лет. При более быстром темпе между соседними поколениями возникнет огромный разрыв. Ну, а начать было бы разумно с женщин.
Почему?
После получения статуса пенсионера в 60 лет мужчина живет в среднем 16 лет. А женщина после 55 лет — 25,8. Среди демографов ходят слухи, что пятилетнюю разницу между выходом на пенсию у мужчин и женщин придумал Бисмарк еще в XIX веке. Объяснялось это тем, что в среднем в браке возраст мужа и жены отличался на пять лет. И разрыв во времени получения пособий в пользу мужа приводил к тому, что супруги одновременно выходили на пенсию.
Недавно в
Я слышал доклад одного американского ученого, где звучала такая идея. Речь шла об общем изменении жизненного цикла. Видимо, это идет оттуда. Грубо говоря, человек начинает работать и создает семью несколько позже. Но на Западе немного другая система. Американские врачи после школы учатся еще 15 лет, наши же только пять. Это один пример. Мне кажется, для нас тема замедления жизненного цикла пока не актуальна. На эту тему очень много литературы. Но единого мнения о том, как определять периоды возрастных циклов, не существует. Каждый трактует по-своему этот вопрос.
Если официальное детство продлят, может это стать еще одним аргументом в пользу повышения пенсионного возраста?
Государство будет этих тридцатилетних детей содержать? Тогда необходимо продлить и выплату детских пособий, и выплату опекунских по потере кормильца.
Если пенсия сегодня не рассматривается как альтернатива зарплате, а лишь как дополнение к какому-то доходу, то, может, этот институт вообще устарел? В продвинутых западных странах все активнее выдвигают аргументы в пользу безусловного социального дохода — равная сумма, которая выплачивается абсолютно всем.
У меня есть небольшое неопубликованное исследование. Из него следует, что первую пенсию получатели часто пропивают. По крайней мере, статистика фиксирует скачки смертности в годы выхода на пенсию. И смертность эта плотно связана с алкоголем. Представьте: человек работал-работал, а потом ему вдруг прибавили еще 10-15 тысяч в месяц. Деньги небольшие, но как следует обмыть событие вполне можно. Так что на этот счет есть и такая точка зрения. Я плотно не знаком с концепцией абсолютного дохода, но ведь премьер-министр России уже сказал, что денег у нас нет. Реально нужно признать, что Россия — все же не Швейцария, где собирались внедрить эти пособия.
Жить стали дольше?
Начиная с 2003 года продолжительность жизни устойчиво растет. Сначала она просто вернула то, что было потеряно в ходе демографических колебаний, — то есть вернулась к уровню 1965 года. А сегодня она самая высокая в России за всю историю страны. Но если смотреть объективно на наши достижения, то от передовых стран Европы мы отстаем на 50 лет истории.
Что это значит?
Мы на тех уровнях продолжительности жизни, которые фиксировались в Европе полвека назад, то есть в 1965 году. Кстати, тогда показатели России и развитых европейских стран были практически на одном уровне. Если бы Россия с 1965 года шла средне-западным путем, а не своим национально-особенным, нас было бы сегодня на десятки миллионов человек больше. Но потенциал роста растрачен. Особенно много лишних смертей приходилось на молодые рабочие возраста. Людские потери первой половины века — коллективизация, массовые репрессии и война — вполне сравнимые величины с тем, что происходило после 1965 года. На Западе так же, как и у нас, росла смертность от несчастных случаев. Но у них этот процесс прекратился, а у нас продолжался до начала 2000-х.
Критерий ожидаемой продолжительности жизни — весьма условный и с реальностью не имеет ничего общего?
Совершенно верно. Имеется в виду, что младенец, который родился в год данного расчета, проживет столько-то лет. Но при условии, что в течение ста ближайших лет риски смерти в стране меняться не будут. Под рисками имеются в виду и здравоохранение, и преступность, и экология. Поскольку все это улучшается, то условный младенец имеет все шансы прожить намного больше расчетного времени.
«Встать за ребенка — мужской поступок»
Две дагестанские журналистки, Светлана Анохина и Аида Мирмаксумова, запустили проект «Отцы и дочки» — это
«Я жалела, что у меня нет автомата»
«Мужчины боятся измен, позора и унижения. Мы тоже. Но у нас разные степени страха. Может ли какая-нибудь женщина сказать, что выходит на улицу спокойно и уверенно и, если слышит шаги за спиной и обнаруживает мужскую фигуру, не пугается? Вряд ли. Мы боимся быть изнасилованными, избитыми, изуродованными, мы боимся, что нас убьют», — говорит жительница Махачкалы, шеф-редактор сайта о правах женщин на Кавказе Daptar.ru Светлана Анохина.
Она родилась и выросла в Дагестане, и только когда в 25 лет переехала во Львов, узнала, что есть другая реальность: «Оказалось, что когда на улице подходит мужчина, не нужно делать лицо кирпичом и отбегать подальше, а если поговорить с ним — за это никуда не поволокут». За те 14 лет, что Анохина прожила в украинском городе, она вспомнила только два эпизода уличных домогательств.
Однако в первый же год по возвращении в родную Махачкалу произошло около десяти неприятных историй: «Что-то кричали в спину, хватали за руки, доходило до драки». Однажды ей пришлось отбиваться при попытке затащить ее в машину, причем она стояла на остановке общественного транспорта — в длинном плаще, в темных джинсах, с двумя сумками. «Когда я гуляла с взрослой дочерью по городу, я жалела, что у меня нет автомата в руках», — признается Анохина.
На протяжении полугода она представляла в суде сторону потерпевшей местной жительницы в деле о групповом изнасиловании. Удручала не столько тяжесть преступления и бюрократические проволочки, сколько аргументация адвокатов четырех насильников: пострадавшую обвиняли в аморальности — в перерывах между заседаниями она выходила курить. Это было доказательством того, что изнасилованная — проститутка, которая пошла в суд потому, что не получила денег. «Я не выдержала и спросила: «Вы больные, что ли?». Обвиняемые сидели в четырех метрах от жертвы и корчили рожи, причмокивали, имитировали оральный секс. Она вцепилась в мое предплечье и не отпускала весь процесс. Настолько сильно, что я начала испытывать дикое раздражение: я не знаю, как она держалась, я бы сорвалась уже много раз. Она, видимо, отключила какие-то рецепторы и сидела полуживая», — вспоминает Анохина.
Что еще хуже — эти женщины не находят поддержки и понимания не только в обществе, но даже в своей семье. Бывают случаи, когда родители не пускают замужнюю дочь с ее проблемами на порог. «На Кавказе нет традиции доверительных разговоров между старшими и младшими, а тем более между дочерью и отцом. Девушка вынуждена скрывать все свои беды. Утаивая проблемы, она играет в пользу тех, кто ее шантажирует. Если она обратится в полицию, это тут же станет известно всем», — поясняет причины сокрытия преступлений Анохина. Так что в случае серьезной угрозы кавказская женщина оказывается отрезанной не только от общественной поддержки, от защиты государственных институтов, но и от семьи.
«Недавно в Дербенте ко мне подошла женщина и рассказала о соседской семье, где отец всегда строго отчитывал дочь. Она его страшно боялась: не того, что побьет, — он руки не поднимал, а его суровости и отчуждения, которое между ними возникало в этот момент. Как-то раз она опоздала. Стояла на улице, смотрела на окна и понимала, что лучше умрет, чем увидит ледяное лицо отца. К ней подошел сосед, ее ровесник, и спросил, почему она не идет домой. Она ответила, что боится переступить порог. Он ей предложил бежать с ним. Между ними не было никаких романтических отношений. Она согласилась. В итоге исковеркала себе жизнь. Из-за чего?» — риторически спрашивает дагестанская журналистка.
Слушай, мы ведь так и не поговорили. Не хватило времени. Не хватило всей твоей жизни. Когда я открывала рот и пыталась о чем-то серьезном, о больном для меня, ты и мама расценивали это как попытку попрекнуть вас. (…) А я ведь давно простила. Раньше, чем ты слег. Раньше, чем из коренастого, сильного, грозного мужчины ты превратился в костлявого подростка, который лупит меня кулачком по рукам, когда я меняю ему памперсы. У меня все руки были в синяках, поэтому я сняла браслеты. (Из
Страшнее всего, папа, когда ты начинаешь рассказывать нам, своим уже взрослым детям, свои семейные истории. Это придуманные дети из придуманного тобой прошлого. В нем ты заботливый отец и муж, и тебе интересны дети как самостоятельные личности. Но это же неправда. Пап, это же вранье. Правило было одно: мы должны были не отсвечивать. И нас можно было не замечать. Не замечать того, что мы разные: один любит рисовать, другая — танцевать, третья — читать и сочинять истории, четвертая — мастерить. Нас всех отдали в музыкальную школу, скопом, просто потому, что так хотел папа. Я ненавижу пианино. Я к нему тридцать лет не подхожу. (Из
«Образ карающего мужчины осточертел»
Испокон веков женщины в Дагестане были центром семьи и никогда — изнеженными домашними куклами. «Они были сильными: косили траву, носили хворост, копали глину, имели право на наследство наравне с братьями», — объясняет Анохина. Но сегодня, помимо религиозных ограничений, которые накладывает ислам, есть еще и влияние древних родовых обычаев — адатов: представлений о том, что правильно и что нет, а также кризис самоидентификации, который затрудняет верную интерпретацию норм и традиций.
«Традиционные ценности были рассчитаны на замкнутые общины, на ситуацию жесткого контроля старшего над младшим, мужчины над женщиной, — поясняет Анохина. — Но даже тогда, что бы в семье ни случилось, ни один посторонний мужчина не смел женщине ни сказать что-то, ни тронуть ее тем более. Сейчас именно эти табу в отношении женщин почему-то сняты, и в сознании людей перемешалось все: адаты, шариат, даже блатные понятия».
Негативную роль играют и крупные СМИ. Заголовки вроде «Отец задушил аморальных дочерей» подспудно допускают идею, что убийство можно оправдать, говорит Анохина. По ее словам, интервью с администраторами пабликов вроде «Карфагена» (разворачивающих травлю кавказских девушек в Сети за их якобы непристойное поведение) без комментариев богословов и духовных лидеров формируют на Кавказе новое понимание роли отца и мужчины, кодекса его поведения в семье и обществе, «которые имеют лишь внешнее сходство с традиционной патриархальностью, а по сути представляют собой полное уродство».
«Мы полагаем, что изначальная роль любого старшего в семье, а особенно на Кавказе, отношения отца и дочери — это защита, — уверена Анохина. — Нам осточертел образ мужчины, который сейчас вырисовывается. Не первозданный, не патриархальный, а заново придуманный: который карает, наказывает, отбирает права. Он якобы за тебя отвечает, но все функции его сводятся к тому, чтобы контролировать и наказывать в случае «неправильного» поведения».
Проект «Отцы и дочки» — это способ найти новый язык в общении с главными мужчинами в жизни девушек — отцами. «Мы хотим показать мужчинам другие модели отношений в семье и обществе. В одном из наших мультфильмов папа принимает единственно верное решение: вступается за дочь, которую односельчане насиловали полгода. Половина села ее шантажировала, и она боялась сказать. Он довел дело до суда и отстоял ее. Для дагестанского отца инициировать процесс над насильниками и выступить в защиту дочери — это большой, сильный поступок».
Спасибо за мантру «Мои девочки не будут зависеть от этих козлов». За то, что мое образование не стало всего лишь моим приданым, а развилось в какую-никакую карьеру. Спасибо за то, что позволил накричать на тебя 15 лет назад на кухне — помнишь, когда решался вопрос, куда же мне поступать. (…) Ты дал мне в безграничное пользование образ строгого кавказского отца, благодаря которому я могу отказаться делать то, чего не хочу. «Мне папа не разрешает» — волшебная фраза, которой я пользуюсь до сих пор. Если учесть то, что называют спецификой региона, ты идеальный отец для меня: пообниматься с папой, отпроситься на свидание или просто пообсуждать, куда катится этот дурацкий мир, — все это такие обычные вещи для нас с тобой. К сожалению, не все чеченские девушки могут сесть с отцом за один стол. Это даже страшно. (Из
Ты, когда выпивал, говорил, что мать меня бросила, что я никому не нужна. А мать рассказала мне, что ты обманул ее, рассказав, что разводишься с супругой. Но не развелся, а только изредка приезжал с друзьями и заставлял зарезать последнего петуха и наварить хинкала. Помню, была еще совсем маленькая, когда ты приехал к нам с матерью и за что-то очень больно меня ударил. Я тогда еще не знала, что ты мой папа, — меня просто больно ударил дядя. (…) А потом и вовсе сдал в интернат, написав отказ. В 14 я осталась одна. Сейчас мне 23, и я до сих пор одна. Ты говорил, что я любимая дочь. Любимых бросают в океан? Выжить или утонуть? (Из
«Есть более мужские поступки, чем грохнуть рыдающую дочь»
«Мало кто решается написать, выговориться — это приводит к слезам. Я советую респонденткам брать такой вектор: «Папа, спасибо тебе, что я такая», — говорит Анохина. — Туда войдет все: и уверенность в себе, и неуверенность в себе, и счастье, и одиночество — все. Если взвешенно посмотреть на свою жизнь, станет понятно, какие проблемы и какие победы — от папы. Одна девушка привыкла к мысли, что папа, в общем, на ее стороне, но разбираться с проблемами придется ей самой. И только после его смерти узнала, что он ходил и разбирался с ее бедами, но она об этом не знала. А как бы ее это поддержало тогда!»
Создательница проекта уверена: мужчина, который воспитывает дочь, формирует у нее образ внешнего мира. «Мама — мир внутренний, а отец — внешний, так сложилось в патриархальной кавказской семье. И если она ощущает, что внешний мир ею постоянно недоволен, это ее ломает», — подчеркивает журналистка. В качестве примера такого влияния отца на судьбу она приводит историю своей подруги — талантливой художницы, которая как-то пожаловалась ей, что домашние дела — в частности, готовка, даются ей легко и непринужденно, а когда речь о работе — она боится импровизировать. В беседе выяснилось, что в детстве отец насмешливо говорил ей «Не так уж и бездарно», когда она что-то рисовала, зато восторженно и искренне хвалил, когда она готовила.
Проект состоит из двух частей. Первая — это письма, которые пишут женщины преимущественно из Дагестана и Чечни. Все они разного социального положения, разного возраста: от 20 до 85. Люди пишут, повторяясь и волнуясь, редакторы практически их не правят — важна подлинность. Но на камеру с отрытым лицом читать даже чужие письма большинство дагестанок отказываются. «Опасаются, что подумают про их семьи, узнают по голосу и придут что-то предъявлять родителям. Это жутко», — поясняет Анохина.
Письма доступны на YouTube не только подписчикам, но и двум фокус-группам: мужской и женской, в каждой по десять человек. Сначала мужчины были готовы слушать истории, но потом сломались: восприняли часть откровений как «предательство отцов». Один из них обвинил автора письма в неблагодарности: может быть, у ее отца не было времени, потому что он много работал, негодовал он. «Какого времени? Ведь речь о привычке не говорить о проблемах в доме», — возражает Анохина и добавляет: это еще раз показывает, насколько сложно бывает услышать друг друга.
Но авторы проекта уверены, что их усилия не пропадут зря. Поначалу они вообще сомневались, что женщины будут писать незнакомым людям о том, о чем не решались говорить даже близким, но письма пошли. Значит, это действительно нужно. С мужчинами пока сложнее, но есть вторая, более образная часть проекта, — анимационные ролики. Их рисует Ася Джабраилова (раскадровки предоставили «Ленте.ру»). Мультфильмы будут посвящены историям, которые дагестанские журналистки давно хотели рассказать, но не находили нужной формы. Все они — о том, как отец, брат, близкий родственник публично восставал против навязанной ему роли мужчины-карателя и вопреки ожиданиям социума защищал свою родственницу.
«Наша целевая аудитория — кавказские мужчины, — резюмирует создательница проекта «Отцы и дочки». — Те, кто готов услышать, — а таких не очень много, — услышат. Те, кто не готов, — там наши усилия бессмысленны. Но они могут рассмотреть в мультиках ту роль, которую мы им ненавязчиво предлагаем. Она более мужественная: встать за своего ребенка против всего мира. Это более мужской поступок, чем отвести в безлюдное место рыдающую дочь и грохнуть».
Ты не видел, как рос твой старший внук, а между прочим, он носит твое имя. Вы толком друг с другом не познакомились: ему только годик исполнился. Ты с трудом мог держать его на руках — болело сердце. Но ты мечтал, что он подрастет, и вы пойдете с ним за ручку по берегу моря. Помнишь, как мы там пролазили под вагонами, и я страшно боялась, что поезд сейчас тронется? Всегда пачкалась мазутом. Потом шли в порт — благодаря тебе я знаю все его закоулки. Там была столовка, мы заходили туда перекусить и покупали кильку в желтой упаковке, называемой в народе «братской могилой», вкусная такая. Мама ругалась, что едим всякую дрянь. После твоей смерти у нее пропал интерес ко всему. Мы постепенно перестали отмечать праздники и дни рождения. Через полгода после твоей смерти мы с мамой пошли к типа «святой», которая разговаривает с умершими. Святая оказалась аферисткой. Ты бы очень смеялся, если бы узнал об этом.
Я не хочу писать о своих обидах. Они вдруг стали такими мелкими и ерундовыми. Единственное, что меня огорчает, — это невозможность видеться с тобой. Когда ты умер, все стало очень плохо. В нашей жизни как будто появилась огромная дыра, и оттуда потянуло ледяным холодом. (Из
Святые стражники и разбойники
Следственный изолятор №2 города Москвы, известный как «Бутырская тюрьма», — это город в городе, живущий по своему особому укладу. Здесь есть все необходимое для жизни его невольных обитателей: пекарня, прачечная, библиотека, больница. А еще есть недавно отреставрированный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда приходят и те, кто сидит в «Бутырке», и те, кто их стережет. За церковными стенами протекает вроде бы привычная для такого места жизнь: люди молятся, причащаются и даже венчаются. И все-таки есть свои нюансы. О тюремном храме и его прихожанах — в репортаже «Ленты.ру».
За семью вратами
«Бутырка» с ее крепостными стенами скрыта от взглядов прохожих за неприметным фасадом здания следственного управления столичной полиции на Новослободской улице. Есть два входа. К одному весь день подходят женщины с «передачками», адвокаты с портфелями и следователи с папками. Другой — для сотрудников СИЗО и автозаков с арестантами.
Через зарешеченные шлюзы (небольшая комната, перекрытая с двух сторон автоматическими дверями) можно проходить только по трое. Телефон, прочие гаджеты и те вещи, в которых нет нужды на внутренней территории, — все это остается здесь, у дежурного. Дальше внутренний двор: «конвейер» перевозки подследственных и осужденных работает безостановочно. Железные ворота то и дело открываются, чтобы выпустить очередную партию этапируемых осужденных. Несколько шагов под открытым небом, и вновь камера с решетками, только на колесах.
Пройдя сквозь здание, где находится «сборка» — камеры, куда сажают перед отправкой в колонию или в суд, попадаешь в еще один внутренний двор. Он сильно отличается от первого. Это крошечный островок зелени, где будто бы сама собой выросла деревянная колоколенка (пожертвована храмом Живоначальной Троицы в Никитниках). А посреди двора большой белый корпус. Не сразу понимаешь, что это и есть тюремный храм. Размеры двора позволяют рассмотреть его только вблизи, купол с крестом с такого расстояния не увидеть. Над церковными вратами — выкованная в золоченом металле молитва: «Вечная память за веру Христову в узах пострадавших».
Между сотником и разбойником
Внутри все, как в других церквах. Смысл такого единообразия, как утверждают священнослужители, в том, чтобы любой православный христианин, откуда бы он ни приехал, чувствовал себя как дома.
Но вглядевшись в росписи, украшающие стены Бутырского храма, осознаешь и его особенности. Здесь изображены люди, которых лишили свободы и самой жизни за их веру. Все они были узниками «Бутырки» в эпоху террора 1920-1930-х годов, а затем тех, кого не расстреляли, отправили на Север, в Сибирь и в Среднюю Азию.
По краям иконостаса, там, где боковые двери в алтарь, установлены иконы: слева — благоразумного разбойника, справа — святого мученика сотника Лонгина.
«Первый был приговорен, причем справедливо, к смертной казни. А второй стерег его и участвовал в исполнении приговора, — рассказывает настоятель храма протоиерей Константин Кобелев. — Но в результате оба стали святыми».
Разбойник, распятый рядом с Христом, признал Бога в избитом оборванце и покаялся перед ним в грехах, не прося спасения. Лонгин же принял вскоре после казни святое крещение, вступил в первую церковную общину, проповедовал и доказал свою преданность Богу, приняв мученическую смерть за веру.
«Теперь мы здесь между святым разбойником и святым стражником», — резюмирует священник.
И это не метафора. Круглый зал храма под большим куполом заполняется подследственными, осужденными и сотрудниками изолятора. Сначала они стоят отдельными группами, но когда начинается исповедь, сотрудники в форме, зэки в робах и подследственные в «гражданке» перемешиваются в одной очереди.
«Советую со смирением принять кару»
К отцу Константину для исповеди подходит молодой человек — Максим Хохлов. Он уже бывал в местах лишения свободы — на руках у него тюремные татуировки. Сейчас под следствием. Молодой человек вины не признает, считает себя жертвой предвзятого отношения к «ранее осужденным».
Первый раз в колонию он попал еще несовершеннолетним, как здесь говорят, «по малолетке»: банальная драка привела к гибели человека. Отсидев девять лет, освободился в прошлом году, пробыл на свободе всего несколько месяцев и вновь угодил за решетку.
И вот он исповедуется. В чем именно молодой человек кается, никто, кроме отца Константина, не узнает. Никогда. Иначе никто сюда больше не придет.
«Когда человек уже способен исповедаться в своем грехе, то он на пути к чистосердечному раскаянию следователю, — говорит священник. — Но чаще люди признаются в том, что за давностью уже не подлежит наказанию. Таким я советую со смирением принять нынешнюю кару, нынешнее обвинение».
«Этот храм. Это такое особое место, где возникает чувство, что тебя любят. Только это порой дает силу и смысл жить дальше, бороться с унынием, — рассказывает Максим. — Много среди нас тех, кто вместе со свободой потерял все: доброе имя, имущество, работу, семью, здоровье. Эти люди видят лишь ненависть или безразличие в глазах окружающих».
Община
В тюремном храме не бывает туристов и тех, кто зашел на службу «по случаю», но часто оказываются те, кто не заглядывал в церковь с момента крещения в детстве. Внешне они похожи на обычных пациентов городской больницы: та же помятая одежда, немытая голова. Только в здешних «палатах» живет по два десятка «пациентов», и не всем хватает коек.
Осужденные в черных робах держатся в храме куда увереннее подследственных: пишут записки с именами для молитв за близких, зажигают свечи. Спокойным и отстраненным выражением лиц они чем-то напоминают монахов. Вот, двое из них поднялись на звонницу к колоколам, еще один — Виктор — облачился в богослужебную одежду. Он алтарник — помощник священника во всем, что происходит в храме, включая исполнение таинств.
«У тебя есть кто-то, кто умело обращается с инструментом? Нужен мастер с дрелью. Сейчас!» — говорит Виктор кому-то по телефону перед литургией. И нужный человек с чемоданчиком на плече тут же появляется.
Окончание реставрационных работ в Бутырском храме пришлось на главный христианский праздник — Пасху. А началось все тоже на Пасху, только 25 лет назад — в 1992 году.
В то время в помещениях храма размещалась тюремная больница. На первом этаже — кабинеты врачей, большой круглый зал под куполом также был разделен на этажи. В комнатке на самом верху священники тогда натянули белое полотно и прикрепили к нему несколько бумажных иконок — импровизированный иконостас.
Сегодня в подсобных помещениях Покровского храма можно увидеть немало предметов, говорящих об истории и повседневной жизни необычной церковной общины. К примеру, скромный, сбитый из старых дверей иконостас, оформленный, однако, весьма изящно. Разбирать его священникам не хочется. Или вот большой, покрытый железом крест: раньше он венчал крышу храма, пока не установили купол.
Кругом на стеллажах и в коробках — духовная литература, пожертвованная московскими приходами. Книжки раздают осужденным, и они увозят их с собой в колонии.
Две стены небольшой комнаты завешены иконами с ликами святых, незнакомых пока большинству православных. Видно, что сначала это был небольшой уголок с образами новомучеников.
Выделяется необычный образ почитаемого не только в России, но и в странах бывшего СССР святого Луки Войно-Ясенецкого — епископа, а также выдающегося хирурга и ученого (он, в частности, разработал методику местной анестезии, написал основополагающий труд по гнойной хирургии). Тоже был узником Бутырской тюрьмы, и на иконе отражен именно этот период жизни святого.
Монахиня Тавифа рассказала нам о трех десятках насельниц закрытого советской властью Иоанно-Предтеченского монастыря на Китай-городе. В 1930-х годах они сидели в «Бутырке», ожидая этапа в Среднюю Азию, куда в те годы отправляли многих священников.
«Прославить Иоанно-Предтеченских монахинь в чине святых мучеников за веру пока нельзя, так как нам неизвестна их дальнейшая судьба. И так со многими, очень многими», — посетовала Тавифа.
Любовь зла
Многие знают, что в тюрьмах иногда заключают официальные браки, но в «Бутырке» еще и венчают. Анна Глушкова — супруга арестанта Максима Хохлова — согласилась пройти через таинство в стенах «Бутырки», но лишь при одном условии: никакой скромности в наряде!
В условленный час она приехала к служебному входу в подвенечном платье и с цветами. Дежурный, похоже, счел, что это какой-то перформанс или розыгрыш со скрытой камерой: в таком туалете сюда еще никто не приходил. На всякий случай он отправил девушку и ее сопровождающих в бюро пропусков.
«Это платье я сшила сама, сидя ночами после работы», — говорит невеста, поправляя наряд. На лавочке в бюро пропусков, среди скучающих адвокатов, приехавших к своим клиентам, она выглядит несколько странно.
Со своим суженным Анна познакомилась по переписке, когда Максим еще отбывал срок в мордовской колонии. Молодой человек был тюремным библиотекарем, активным членом местной православной общины и стремился жить по христианским заповедям, строил большие планы на будущее.
Анна уверена, что сейчас Максим сидит в СИЗО совершенно безвинно, и надеется, что суд его оправдает.
«После выхода на свободу он жил со мной, устроился помощником риелтора, учился этому ремеслу. Все было хорошо. Пока не произошел этот случай в метро», — вздыхает она.
В январе Хохлова в компании мигранта из Средней Азии по фамилии Муминов задержали в метро «за нетрезвый вид». Поездка в отдел должна была закончиться для собутыльников административным протоколом, но вместо этого открыли уголовное дело.
Муминов обвинил Хохлова в краже у него мобильного телефона стоимостью пять тысяч рублей. И сотовый в отделе изъяли из кармана у Максима, но тот кражу отрицает: «Хотел сделать доброе дело: дотащить перебравшего Муминова до дома, — говорит он. — Разряженный телефон тот отдал сам, чтобы не разбить или не потерять».
Анна верит Максиму, как верит и отец Константин, взявший на себя организацию их венчания. Священник пытается привлечь к делу Хохлова внимание правозащитников и СМИ.
«Парня взяли за тюремные наколки на руках, — говорит настоятель Бутырского храма. — Повесили на него дело, чтобы выполнить план раскрытия преступлений. И никаких доказательств, кроме показаний Муминова, по сути, нет. Да и он просил на днях в суде, чтобы парня не сажали. Очень печальное дело».
Тем временем невесту и ее спутников все-таки пустили в тюрьму и сопроводили в храм, где уже дожидался Максим — в белой рубашке и отглаженных брюках, как и положено жениху. Зажгли свечи…
«Когда мне нужно, погода становится хорошей»
Давно уже разговоры о погоде не были так актуальны для жителей Центральной России, как в последнее время. На смену затяжной зиме пришло холодное лето с ураганами, проливными дождями и прочими стихийными бедствиями. Гадая о причинах погодных аномалий, граждане все меньше доверяют доводам ученых о том, что все дело в глобальном потеплении и капризы погоды следует принимать как данность. Снова появились предположения об использовании климатического оружия и иных технологий управления погодой. Климатологи скептически относятся к этим гипотезам, однако есть люди, готовые доказать, что управлять погодой можно и нужно. Рассудив, что в борьбе за сухое и теплое лето все средства хороши, «Лента.ру» обратилась за советом к живущему в городе Владимире экстрасенсу Владимиру Попову, который утверждает, что может программировать погоду.
«Лента.ру»: Что вы имеете в виду, когда говорите об управлении погодой?
Попов: Это какая-то энергетика. Смотрите: люди пользуются пультом дистанционного управления. Спросите их — они понимают, как пульт работает? Да, они знают, что если нажать на одну кнопку — это произведет один эффект, если на другую — другой. А объяснить, как все это происходит, мало кто сможет.
Здесь примерно то же самое. Я знаю, как воздействовать на метеорологические процессы, но никто не понимает, как. Это можно сравнить с феноменом человека-рентгена. Существуют две девушки, которые в Ивановской академии медицины не просто ставят диагнозы, но еще и говорят, как лечить заболевания.
В свое время в прессе было много материалов, в которых ученые из Российской академии наук доказывали, что у человека нет рентгена в мозге. Но если даже предположить, что человек видит болезнь, то объяснить, как он получает информацию о том, как лечить ее, объяснить вообще никто не может, кроме как информационным полем и информацией свыше. В общем, это дар, которым я пользуюсь еще с техникума, с 1987 года.
Как этот дар проявился у вас впервые?
Трудно сказать, но я еще в школе заметил, что когда мне нужно — во время праздников или каких-нибудь других мероприятий (молодежь же часто гуляет) — погода становится хорошей, без дождей, без осадков. В техникуме я решил попробовать использовать этот дар целенаправленно — все получилось, и с тех пор он работает.
У меня на ноутбуке сохранены письма за несколько лет, в которых я делаю свои прогнозы. Если их посмотреть и сравнить с тем, что же было на самом деле, то можно понять, что они работают.
Что вы испытываете, когда программируете погоду?
Да ничего. Просто удовлетворение, когда получается сделать ту погоду, которая необходима.
Вы просто думаете о том, какой погода должна быть, и так получается?
Не только. Иногда приходится делать пасы руками, как это было показано в сюжете РТР-Москва, когда я первый раз для них делал информацию. Они привезли меня к какому-то столичному водохранилищу и сказали: разгоняй тучи. На это у меня ушло 20 минут. Там я совершал пасы руками: мне пришлось разгонять грозовой фронт, обложную облачность. Наблюдалась большая плотность облаков, большая высота и большая скорость перемещения.
Но в этом репортаже показаны действия в конкретном случае. Составляя прогнозы, я говорю о длительном воздействии на погоду. Это другая технология, когда приходится создавать циклоны за несколько тысяч километров и приводить их в нужное место и в нужное время, размещая их нужным боком.
У циклонов и антициклонов есть бок, в котором направление ветра южное, и есть бок, в котором северное. Зимой, чтобы получить температуру выше нормы, приходится приводить атлантические циклоны и ставить их южным боком.
У вас есть метеорологическое образование, или вы самоучка?
Нет, это просто специализация дара. Тем же «девушкам с рентгеном» хочешь не хочешь, а пришлось учить медицину, заканчивать Ивановскую академию. Сейчас они работают при этом заведении.
Я встречался в Российской академии психологии с женщиной, у которой более пяти тысяч новорожденных у тех пар, у которых детей вообще вроде бы не может быть. Ей организовали встречу с Дмитрием Медведевым и после этого дали квартиру в Иваново. Спросите ее, как она это делает, и она тоже не сможет сказать. Идет энергетика.
Вы сотрудничаете с другими специалистами схожего с вами профиля?
Сначала я вышел на Центр Михаила Виноградова на Кузнецком Мосту — это человек, руководивший такими программами в КГБ. Не зря именно ему доверили создание передачи «Битва экстрасенсов». Насколько я понимаю, из ее финалистов собирались сделать Лигу экстрасенсов. «Битва экстрасенсов» была создана под покровительством ФСБ, чтобы навести порядок в этой области, выявить наиболее сильных и начать их использовать. Я не участвовал в этой передаче, но моя страничка на сайте Лиги экстрасенсов была. Выше прыгать по идее уже некуда. Центр Михаила Виноградова — это РАН среди экстрасенсов. К сожалению, Виноградов не решился использовать мои способности.
Почему?
Этот вопрос не ко мне. Эксперименты для Виноградова были проведены весной, а моя страничка появилась только в сентябре. Видимо, шли долгие переговоры где-то с кем-то (где и с кем — могу только догадываться, но стоит учитывать, что приемная ФСБ напротив дверей Центра находится).
Я сотрудничал с Российской академией психологии. Это еще одна очень сильная команда, работающая в Москве на самом высоком уровне. Но и они уперлись и не рискуют меня использовать. Почему — честно говоря, не понимаю. Поэтому я уже на все плюнул и ищу выходы на Запад. Доказывать здесь кому-то что-то просто сил уже нет.
С Запада приходят какие-то положительные отзывы о вашей деятельности?
Пока нет, но, если помните, недавно было громкое заявление одного американского ученого о том, что на его коллектив вышли цэрэушники и стали расспрашивать о возможности управления погодой. Это одна из реакций на мои сообщения.
К тому же по тем ощущениям, которые есть у меня (а они, как вы понимаете, основаны не на пустом месте), американцы пытаются использовать свои наработки в сфере метеорологического оружия, в том числе в России. Этим и были вызваны их последние прогнозы по поводу жаркого лета 2016 года, холодной зимы и жаркого лета 2017 года.
Вы считаете, что США используют технологический путь воздействия на погоду?
Да, но эти технологии могут только создавать поля высокого давления. Высокое давление — это минимум осадков, жара летом и холод зимой.
Каким образом это происходит?
Судя по всему, как у меня: воздействие определенных видов энергии.
Технологическое?
Трудно сказать, но скорее всего — да.
Есть ли еще люди со способностями, подобными вашим?
Было только два документально подтвержденных подобных случая. Я понимаю, что у нас страна не совсем нормальная, не все мы о ней знаем, но это Владимир Красно Солнышко. Почему он Красно Солнышко? Да потому, что там, где он появлялся, выглядывало солнце. Князь, так же, как и я, умел разгонять облака.
Существуют ли документальные свидетельства этого?
Если найдем библиотеку Ивана Грозного, то, думаю, они там будут. Но одно прозвище Красно Солнышко говорит о многом. Предки говорили то, что видели.
А второй случай?
Это один-два характерника — казачьих экстрасенса, которые были в ватаге у Ермака. В битве с Кучумом они, судя по всему, смогли вызвать локальные дожди, о которых не знали воины противника, за счет чего и попали в западню в низине, где была уничтожена вся его конница. Если бы дожди были везде, в войске Кучума знали бы, что туда соваться нельзя. Это наиболее известный факт, на который мало обращают внимания, не понимая, о чем идет речь.
Что вы думаете о глобальном потеплении? Оно существует?
Земля — живое развивающееся существо. Галактика — живое развивающееся существо. Космос — живое развивающееся существо. Что значит глобальное потепление и глобальное похолодание? Может быть, идет какое-то потепление или похолодание, но Земля, как любое живое существо, рождается, живет и умирает. Есть периоды, когда температура высокая, есть когда нормальная…
А человеческое влияние? Выброс парниковых газов?
Помните проблему антифриза? Потом выяснилось, что один средний вулкан выбрасывает антифриза на несколько порядков больше, чем вся промышленность за все время своего существования. То же самое происходило с «проблемой 2000» в компьютерной сфере. Платите денежки! Но в результате те, кто не заплатил, оказались в том же положении, что и те, кто заплатил. Влияние человечества на изменение климата — выдумки, способ заработать деньги. Лиса Алиса и Кот Базилио под звездно-полосатым флагом. Трамп же не зря вышел из Парижского соглашения относительно климата — сами замутили воду, а потом вышли.
Как, на ваш взгляд, можно бороться с климатическим оружием Запада?
Самое лучшее средство — применение тех же самых методов. В прошлом году они же обещали, но не сделали.
Что именно?
Жаркое лето и холодную зиму в центре России.
Это метеорологи обещали?
Да. Если поднять все материалы, все прогнозы, понять, как ситуация развивалась… Вот, к примеру эксперимент, который я проводил в дни дополнительных вступительных экзаменов в МГУ. Если вы посмотрите архивные данные прогноза погоды, то увидите, что метеорологи обещали в то воскресенье грандиозный ливень на весь день. И он шел до 21 часа. Когда мы с дочкой приехали в Москву, дождя уже не было. Так обмануться невозможно. Идет фронт, известна его ширина и скорость. Подобные вещи показывают, что идет воздействие.
Вы работаете на какие-либо организации? Помогаете устанавливать благоприятную погоду?
Пока никакой коммерческой деятельности я не осуществлял. Два года я работал со Школой олимпийского резерва по лыжным гонкам, но денег с детей не брал. Так что пока все осуществлялось на безвозмездной основе. И, как я уже говорил, в России меня не ценят, у меня нет экономических условий работы здесь.
Вы могли бы предотвратить последние погодные аномалии в Москве?
Если посмотреть мой прогноз, они будут продолжаться до октября. Я бы мог это сделать, но зачем и кому это нужно?
В рамках общественного блага.
Я потрачу свое время и энергию — для чего? В этой стране благо то, за что платят. Я еще понимаю прикрыть от дождя детский праздник, что я недавно и делал бесплатно.
То есть вы в основном локально работаете?
Я просто не вижу смысла заниматься более масштабными проектами. Вот если государство или какие-нибудь организации создадут лабораторию, обеспечат меня зарплатой — не хочу использовать свой дар в целях наживы, но я не могу же жить и работать без денег, — тогда я пойму, что это надо.
Пока же гражданам вбили в голову фразу «у природы нет плохой погоды». На деле ни чиновникам, ни президенту, ни бизнесу, несущему убытки во всех областях, это не нужно. Я уже предупреждал ФСБ Владимирской области, СМИ, ГУ ЧС: такая погода будет до октября. У меня был разговор с управлением Росгидрометцентра по Владимирской области. Руководитель Владимирского управления Росгидрометцентра очень удивилась, когда я сказал ей, что средняя температура мая 2017 года отстает от нормы на два градуса. «Откуда вы это взяли и на каких сайтах прочитали?» — спросила она.
У метеорологов только два параметра: средняя температура месяца и количество осадков. Что мне может сказать руководитель или его подчиненный, когда они не знают один из двух этих показателей (я уж не стал трогать количество осадков)? Вот уровень их компетенции.
Все это приведет к большим проблемам в экономике страны, которые выльются в социальные. Не надо быть Нострадамусом или экстрасенсом, чтобы понять, что подобные управленцы рано или поздно развалят страну. Отсутствие контроля погоды в современной экономике приводит к плачевным последствиям.