В западных странах роль отца в воспитании детей в год от года повышается. В скандинавских государствах неуклонно растет процент мужчин, берущих декретный отпуск. В России ситуация иная. Россияне признают, что отец может принимать активное участие в воспитании ребенка и в уходе за ним, но не считают это обязательным. «Лента.ру» разобралась в том, насколько российские мужчины вовлечены в процесс и надо ли им примерять на себя женские роли.
Согласно
Между тем, по словам директора по исследованиям ВЦИОМ Елены Михайловой, в последнее время, за счет трансформаций на рынке труда, произошли значительные изменения в распределении семейных обязанностей. «От отцов все больше ожидают не только и не столько выполнения функций по материальному обеспечению семьи, сколько активного участия в воспитании детей на всех этапах их социализации — хотя выполняемая ими роль в этой части продолжает рассматриваться как вторичная», — говорит Михайлова.
С точкой зрения специалиста ВЦИОМ не согласна доцент кафедры демографии Высшей школы экономики (ВШЭ) Ольга Исупова. По ее данным, сейчас не более 5 процентов отцов берут отпуск или больничный по уходу за ребенком. Происходит это чаще всего в тех случаях, когда мать умирает, исчезает или становится недееспособной вследствие ухудшения здоровья. Иногда мужчины делают это, если зарабатывают меньше жен.
Исупова отметила, что по сравнению с 80-ми годами количество отцов, принимающих участие в воспитании малолетних детей, не только не увеличилось, но даже сократилось. Сложившуюся ситуацию она объясняет тем, что в 2000-х годах мужчины начали получать хорошие зарплаты, и женщины добровольно приняли традиционное распределение гендерных ролей. «Это было обусловлено подъемом неолиберальных взглядов на действительность: каждый должен делать то, что у него лучше получается», — пояснила Исупова.
По ее мнению, у российских женщин с детства занижена самооценка: они боятся выходить на рынок труда, считая, что все равно будут зависеть от мужчины. Другие остаются дома, поскольку считают, что отец будет хуже вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми, так как это «не заложено в нем от природы».
Исупова заметила, что при этом женщины редко бросают работу и становятся домохозяйками. По ее словам, от них ждут и воспитания детей, и зарабатывания денег. Женщины, которых она опрашивала в ходе исследований, чаще всего были очень недовольны таким положением вещей.
Большинство респондентов ВЦИОМ (41 процент) заявили, что отцовское воспитание прежде всего формирует в ребенке уважение к женщине. По мнению демографа, такие ответы преимущественно давали женщины, и руководствовались они тем, что у них нет никакого объективного критерия заслуг и уважения. Для мужчины, например, таким критерием является его зарплата, материальный вклад в семейный бюджет. Женщине же хочется, чтобы дети воспитывались в уважении к ней, «какой бы она ни была».
Любовь Ерофеева, директор ассоциации «Народонаселение и развитие», высказывает иную точку зрения. Она считает, что такой вариант ответа популярен потому, что российскую женщину зачастую не уважает муж. Отец не считает мать равной себе, и это отношение передается ребенку. «Уважение к женщине, к матери должен внушать именно отец или тот мужчина, который есть в семье, — например, дедушка, если сын растет без папы», — рассуждает Ерофеева. Она посетовала на то, что дедушки являются представителями того поколения, которое не видит проблемы в отсутствии равенства полов в обществе и зачастую передает детям негативные стереотипы. По ее мнению, ситуацию может изменить грамотная пропаганда гендерных ролей со школьной скамьи: «Экспертное мнение врачебно-психологического сообщества заключается в том, что такого рода программы должны инициироваться еще в школе».
В целом же, считает Ерофеева, ситуация с гендерным равенством в стране остается плачевной, неслучайно в России так популярна ежегодная премия Рунета «Сексист года», которая вручается тем, кто не самым лестным образом высказывается о роли женщины в обществе. Она также отметила крайне небольшое количество представителей женского пола в руководстве страны. «У нас очень мало женщин-министров, небольшое число женщин-депутатов, — отмечает Ерофеева. — Будь их больше и не играй они на мужском поле, как это делает сенатор Мизулина, порядка бы прибавилось, и женщины чувствовали бы себя комфортнее».
По ее мнению, гендерные стереотипы активно насаждают и поддерживают масс-медиа. «Посмотрите сериалы, посмотрите фильмы, не говоря о ток-шоу, делающихся на потребу мейнстриму, который не учитывает негативные стороны этих традиций, — возмутилась Ерофеева. — Это благодатная почва для их сохранения».
Ерофеева, однако, отметила и позитивную тенденцию: молодые отцы все больше интересуются процессом воспитания детей, по мере возможности — настолько, насколько у них хватает на это времени.
«Европейские специалисты выясняли, что является побудительным фактором появления еще одного ребенка в семье, — сказала она. — Возможно, это звучит непривычно для российского обывателя, но именно помощь в уходе за первым новорожденным делает женщину более уверенной в том, что у мужчины есть желание иметь второго малыша, что он хочет помогать ей заботиться о нем. В этом случае желание рожать у нее усиливается. Распределение ролей внутри семьи — это очень важный фактор, который, на мой взгляд, у нас пока недооценен».
По словам Ерофеевой, для просвещения молодых отцов уже существуют специальные школы, причем в них обучают не только уходу за новорожденным, но и помогают молодым мужчинам понять свою роль в воспитании более старшего ребенка. «Это положительный опыт — такие школы есть в Петербурге и в некоторых городах Центральной России», — рассказала она.
Свою точку зрения на то, должен ли мужчина наравне с женщиной воспитывать детей и ухаживать за ними, высказал православный активист, руководитель фестиваля «За жизнь», автор законопроекта о запрете абортов Владимир Потиха. Несмотря на сложившиеся в обществе представления о том, что сторонники традиционных ценностей предпочитают перекладывать эту заботу на матерей, он отметил необходимость участия отца в жизни ребенка с первых дней жизни. «Многие проблемы возникают как раз из-за того, что женщина остается один на один с новорожденным и начинает лезть на стену», — констатировал Потиха. Поэтому он призвал решать вопрос в том числе и институционально: давать возможность отцам брать отгулы или часть отпуска, пока мать адаптируется к новой жизненной ситуации.
«Сейчас все смазалось в плане традиционной семьи, и женщина зачастую получает зарплату наравне с мужчиной, — констатирует он. — А в некоторых семьях женщина зарабатывает больше, и более выгодно, чтобы отец занимался в декретном отпуске детьми, а мать работала». По словам Потихи, ничего страшного в этом нет, «хотя лучше, если ребенка воспитывает женщина, ведь она самой природой к этому приспособлена».
«Впрочем, нельзя сказать, чтобы раньше мужчина был только добытчиком, — продолжил Потиха. — В период раннего младенчества детьми занимались женщины, но с трех-пяти лет у мальчиков начиналась социализация. Если это было воинское сословие — отец обучал сына воинским навыкам:
был, скажем, обряд первого сажания на коня и так далее. То же самое ролевое разделение и привлечение к какому-то труду происходило в крестьянских семьях: девочек учили шить, а мальчиков — заниматься мужской работой, ремеслами, и этим занимались мужчины, а не женщины».
Более того, в традиционном обществе отец служил связующим звеном между домочадцами и Богом. «Если взять евангельские принципы, согласно которым жене глава — муж, а мужу — Христос, выстраивалась иерархия, и мужчина обеспечивал домашним связь с трансцендентным по цепочке», — пояснил православный активист
Для того чтобы в современной России отцы больше участвовали в воспитании детей, Потиха предложил организовать систему родительских клубов и вернуть в школу такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни». В ходе занятий преподаватели могли бы обучать мальчиков элементарным навыкам пеленания ребенка. Он также отметил важность государственной пропаганды вовлеченности отца в процесс воспитания детей.