На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении пакет поправок в избирательное законодательство, позволяющих, по мнению авторов законопроекта, повысить прозрачность президентских выборов. В частности, за счет либерализации системы назначения наблюдателей. Как эти и другие изменения отразятся на избирателях и оппозиционных кандидатах в ходе президентской кампании 2018 года, выясняла «Лента.ру».
Блок поправок в избирательное законодательство был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 3 марта сенаторами Андреем Клишасом и Анатолием Широковым. Если закон будет принят, схема проведения выборов главы государства изменится. В частности, у властей появится возможность перенести день голосования со второго воскресенья марта на третье, а не на первое, как предполагается действующим законодательством. Сенатор Андрей Клишас пояснял, что из-за 8 Марта выходные могут сместиться.
Помимо переноса выборов, документ предполагает ряд поправок, значительно сильнее меняющих привычную схему, — отмену открепительных удостоверений и упрощение регистрации наблюдателей, с одной стороны, и ужесточение ответственности за нарушения и введение обязательной видеотрансляции — с другой.
«У нас постоянно идет доводка избирательного законодательства, это стало доброй традицией», — говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, пока перспектива изменений вызывает больше критики, чем положительных отзывов. «Люди ищут способы оптимизации избирательной кампании, а постоянно меняющиеся правила игры сводят на нет их усилия, поэтому у них это вызывает некоторое раздражение», — поясняет эксперт.
С осторожностью законодатели, в частности, восприняли прописанную в законопроекте отмену открепительных удостоверений. Да, они становились инструментом фальсификации, признает первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов. Но чем их заменить? «Вместо них предлагается ввести явочный порядок регистрации, с упрощенным порядком записи, — рассуждает депутат. — Однако системой ГАС «Выборы» (в ней фиксируется факт голосования) оборудованы не все избирательные комиссии. Это стоит огромнейших денег, и это достаточно тяжелая техническая задача».
По словам зампреда ЦИК Николая Булаева, ведомству
Решением проблемы может стать создание универсальных комиссий для избирателей, которые по тем или иным причинам не успели заранее подать заявку на голосование по месту пребывания, заявляла председатель ЦИК Элла Памфилова. Вместе с тем она подчеркивала, что подобная схема требует введения жесткой системы идентификации. Один из вариантов — установка на каждом участке сканера паспортов.
Система открепительных удостоверений была карт-бланшем для административной мобилизации со стороны региональных элит, говорит гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Не сказал бы, что открепительные использовались для массовых фальсификаций, но, безусловно, основу для нарушений в отдельных регионах они создавали». По мнению политолога, решение от отмене открепительных назрело давно.
В предложенном сенаторами законопроекте учитываются и проблемы, которые могут возникнуть, отмечает он. Парламентарии, в частности, предлагают ввести штраф в 30 тысяч рублей за повторное голосование и почти в 10 раз увеличить штраф за незаконную выдачу бюллетеня — с 3,5 тысяч до 30 тысяч рублей. Усилением административной ответственности дело может не ограничиться: в ЦИК
Упростить жизнь избирателей призвана не только отмена открепительных, но и разукрупнение избирательных участков в ряде населенных пунктов. Как считают авторы поправок, это упростит гражданам процедуру выборов.
Вкупе заявленные в законопроекте поправки увеличат явку, уверен политолог Дмитрий Орлов. «Более того, возрастет интерес к выборам», — говорит он. В то же время депутат Госдумы Михаил Емельянов сомневается, что изменение законодательства отразится на явке. «Я мало видел людей, которые не участвовали в выборах именно потому, что была сложной процедура голосования, в частности, вне своего избирательного участка, — подчеркивает он. — Есть другие мотивы у людей, по которым они воздерживаются от голосования». Сейчас на президентские выборы готовы пойти 70 процентов россиян,
В законопроекте также есть пункт, облегчающий жизнь непосредственным участникам выборов, отмечают эксперты. Речь идет об упрощении требований к сбору подписей в поддержку кандидата: в случае принятия поправок им не придется указывать дополнительные реквизиты к адресам избирателей, поддержавших их выдвижение.
«Одновременно с такой либерализацией в ходе кампании возникает немало кандидатов, злоупотребляющих этим, — отмечает политолог Алексей Мухин. — Всегда на меру с позитивным подтекстом находятся политтехнологические ухищрения, которые если не сводят ее на нет, то помогают применять в несколько извращенном виде».
Минимизируют риски другие пункты поправок — введение обязательной видеотрансляции со всех участков, а также облегчение доступа к ним наблюдателей. Им не придется заранее отправлять списки в избирательные комиссии, кроме того, наблюдатели смогут перемещаться с участка на участок по своему усмотрению. Первый зампред думского комитета по госстроительству Михаил Емельянов уверен, что это позволит повысить прозрачность выборов. Хотя и права наблюдателей, по его мнению, остаются ограниченными. Как и представители оппозиции, они не обладают доступом к системе ГАС «Выборы», а значит, не могут выявить факт повторного голосования. Впрочем, Емельянов признает, что дать им такие права невозможно: «Это чревато вмешательством в работу системы».
Если касающиеся наблюдателей поправки будут одобрены, дело как раз за оппозиционными партиями, говорит глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Во-первых, они должны создать плотную сеть наблюдателей, во-вторых, правильно организовать их работу на участках непосредственно в день выборов. «Их мобильность — это очень серьезный фактор, который позволит повысить законность и легитимность избирательного процесса», — поясняет специалист.
По его словам, создать национальную сеть наблюдателей при нынешних правилах под силу только «Единой России» и, возможно, КПРФ. «В новой системе это возможно даже для непарламентских политических сил, если они будут действовать технологично», — резюмирует Орлов.