Ремонт стиральных машин на дому. Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.

Голоса в записи

Центризбирком надеется обеспечить видеокамерами избирательные участки, на которых в 2018 году проголосуют до 85 миллионов человек. Это вдвое больше, чем удалось охватить на прошлых парламентских выборах. Представители Совфеда уже внесли в Госдуму поправки, которые регулируют вопросы видеонаблюдения за голосованием. «Лента.ру» узнала, какая польза от слежки за избирательным процессом и во сколько она обойдется.

В единый день голосования 18 сентября 2016 года на YouTube появилось видео с камеры наблюдения, установленной на одном из избирательных участков в Ростове-на-Дону. На записи видно, как представители участкового избиркома (УИК) встают «стеночкой» и прикрывают собой урны для голосования, в то время как в урны вбрасываются бюллетени. Ни названий партий, ни имен кандидатов на записи не разглядеть, но сомнений факт нарушения не вызвал — тем более в сети оказалось сразу несколько видео с места происшествия.

В местном избиркоме пытались оправдаться, называя видеоролик постановочным. Но в конце концов по факту инцидента возбудили уголовное дело, а позже признали итоги выборов на этом участке недействительными. По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, бюллетени вбрасывала секретарь УИК с правом решающего голоса.

В прошлом году камеры удалось поставить на участках, которые посетили 40 миллионов избирателей, за ходом голосования следили в режиме онлайн 300 тысяч человек. «Самое важное — не камеры сами по себе, а та всенародная игра, когда десятки тысяч блогеров, людей из Сети смотрят эти трансляции, делают какие-то скриншоты. Возникает целый феномен массового удаленного наблюдения за ходом голосования, с обсуждением, с дискуссиями», — подчеркивает генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев. По его словам, интерес стал очевиден еще во время президентской кампании 2012 года. «Был очень неожиданный и необычный тогда эффект, что мы страну увидели: участки в Грозном, участки на Камчатке, участки на Урале. Это действительно интересно, когда ты одномоментно можешь увидеть любую точку Отечества», — говорит политолог.

На грядущих президентских выборах 2018 года охват видеонаблюдением планируется нарастить более чем вдвое и установить камеры на участках, где предположительно проголосуют 85 миллионов человек. «Практически это будет покрывать территории, где проживает не менее 85-90 процентов населения. Все остальное — по возможности», — пообещала недавно Элла Памфилова. Всего по стране — около 95 тысяч участков, на каждый требуется минимум по две камеры, то есть в общей сложности речь должна идти примерно о 170 тысяч камер. И чтобы обеспечить такой масштаб, потребуется корректировка законодательства.

До недавнего времени вопрос установки камер на законодательном уровне никак не регулировался, все определялось инструкциями ЦИК. Депутаты пытались поправить закон о выборах в конце 2011 года, но к тому моменту избирательная кампания уже стартовала и менять что-то было поздно.

На этот раз есть шансы успеть. Законопроект, регулирующий вопросы видеонаблюдения во время избирательного процесса, был внесен в Госдуму в самом начале марта, за целый год до президентских выборов. Авторами стали двое представителей Совфеда — сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков. В подготовленных ими поправках учтены многие предложения партий и Центризбиркома, отмечают эксперты.

Задачи охватить все 100-110 миллионов избирателей, которые потенциально могут прийти на выборы, пока не ставится — в силу финансовых и инфраструктурных ограничений. «Нам представляется, что можно было бы с учетом достаточно больших расходов все-таки ограничиться участками районных центров и областных», — пояснял зампредседателя ЦИК Николай Булаев. О сельском уровне пока не говорят — слишком слабая здесь оснащенность сетями связи. Сельских участков по стране много, признает Булаев, но приписанные к ним избиратели немногочисленны:на каждом голосует не более 300-500 человек.

При бывшем председателе ЦИК Владимире Чурове вопрос видеонаблюдения на выборах оказался задвинут в долгий ящик в первую очередь из-за финансовых соображений. В 2015 году не все избирательные кампании финансировались из федерального бюджета — региональные и местные выборы оплачивали субъекты и муниципалитеты. «Соответственно, особенно регионы на дотациях, предпочли использовать средства на иные нужды», — отмечал бывший глава ЦИК. На федеральном уровне ситуация была не многим лучше: Чуров подчеркивал, что средств не хватает даже на зарплату членам участковых избиркомов.

Его сменщица Элла Памфилова подсчитывала, что видеонаблюдение на парламентских выборах по всей стране обошлось бы в четыре-пять миллиардов долларов. И шансов их оперативно изыскать к выборам-2016 практически не было, потому что «проблема была упущена». «Тут никак не хочу обижать коллег предыдущего состава ЦИК, но если стояла такая задача — мы все понимаем, что это довольно дорогое удовольствие, — тогда надо было выходить с инициативой, чтобы средства из федерального бюджета были внесены в прошлом году в бюджет», — поясняла Памфилова.

Пришлось идти другим путем — некоторые регионы изыскали возможности самостоятельно оплатить установку камер. Плюс ко всему ЦИК гарантировал, что компенсирует затраты на видеонаблюдение за участками в городах-миллионниках.

После завершения кампании-2016 Центризбирком прикинул расходы на будущие президентские выборы чуть точнее. По словам зампреда комиссии Николая Булаева, видеонаблюдение в 2018 году будет стоить чуть более трех миллиардов рублей. Вдобавок к камерам представители ЦИК надеются организовать в каждом областном центре общественную площадку, где установят экраны, поочередно транслирующие картинку с избирательных участков. «Это не самое дорогое удовольствие, но мы считали бы это важным сделать», — отмечает зампредседателя ЦИК.

Нужный объем средств обязательно изыщут, уверен политолог и политтехнолог Аббас Галлямов. Он отмечает, что «стоит важная цель — сделать выборы президента абсолютно легитимными», но население страны по-прежнему не доверяет результатам голосования. «При этом у Путина объективно высокий рейтинг. Побеждать в такой ситуации с сомнительным результатом было бы в высшей степени глупо, — говорит эксперт. — Выборы действительно должны быть кристально прозрачными, поэтому на такое святое дело деньги выделяются».

В регионах за редкими исключениями идею видеонаблюдения одобряют — во всяком случае, публично. Хотя бывают и исключения. В прошлом августе, незадолго до выборов в Чечне объявили, что здесь и без видеонаблюдения голосование проходит довольно открыто и общественного контроля за выборами более чем достаточно. К следующему голосованию подход, скорее всего, изменится, и камеры все-таки установят, полагает политолог Аббас Галлямов.

Однако, по его мнению, просто поставить камеры на участках будет недостаточно. «Действительно, если камеры правильно расположить, это мешает фальсифицировать выборы. Но если власти хотят, чтобы легитимность была полной, надо не только камеры установить, надо нормативно-правовую базу регулировать», — отмечает эксперт. Он подчеркивает, что необходимо избежать случаев, когда записи есть, но организовать их просмотр для прояснения обстоятельств не удается.

Парламентская оппозиция тоже волнуется о практике применения поправок и механизме использования записей. Так, по словам зампреда ЦК КПРФ и депутата Госдумы Владимира Кашина, следует отработать инструменты быстрого реагирования на сигналы о нарушениях, зафиксированных с помощью видеонаблюдения. «Здесь должны быть рабочие группы соответствующих органов власти, которые могли бы сразу выезжать и смотреть, поправлять надо немедленно, в ходе выборов, а не потом руками разводить», — отмечал Кашин.

Группы оперативного реагирования на сообщения о нарушениях Памфилова фактически уже создала прошлой весной, договорившись с представителями силовых ведомств о сотрудничестве. Хотя на законодательном уровне вопрос, похоже, действительно остался неурегулированным.

С добавлениями или без, поправки в избирательное законодательство, внесенные на прошлой неделе, нужно быстрее провести через Госдуму, считает спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она уверена, что для внедрения новаций необязательно ждать выборов президента: их можно использовать на ближайших губернаторских кампаниях в сентябре.

Оставьте комментарий