В РЭУ имени Плеханова 15 февраля собрались министры, представители бизнеса, ректоры ведущих российских вузов, научные, культурные и общественные деятели, чтобы поздравить университет со столетием и обсудить состояние и перспективы российского высшего и профессионального образования. «Лента.ру» публикует наиболее интересные выдержки из выступлений.
Первым выступил ректор РЭУ Виктор Гришин, сказавший немало теплых слов о своем университете и его достижениях, после чего передал слово министру образования России Ольге Васильевой, которая также отметила успехи вуза и передала Гришину письмо от президента Владимира Путина.
Сразу оговорившись, что ее слова не касаются Плехановки, Васильева отметила, что сейчас наши отраслевые высшие учебные заведения «выпускают большое количество экономистов, качество которых сомнительно», а чтобы не потерять из-за этого бюджетные места, перераспределяют их в филиалы, где качество экономических образовательных программ еще снижается. «Это нас беспокоит еще и потому, что на 100 выпускников, закончивших школу в 2016 году, приходится 57 бюджетных мест — небывало высокая цифра в истории нашего высшего образования», — объяснила Васильева.
Она пообещала, впрочем, что Министерство образования постарается обеспечить конкурс при приеме в высшие учебные заведения. «По моему глубочайшему убеждению, ни один вуз не должен опускать порог оценки по ЕГЭ ниже 60 баллов», — выразила свое мнение министр.
Вслед за ней выступил министр промышленности и торговли Дмитрий Мантуров, который высказал четыре тезиса относительно успешного трудоустройства выпускников высших и профессиональных учебных заведений.
Он рассказал о необходимости создания профессиональных стандартов для адаптации студентов вузов и колледжей, чтобы они пришли на производство со знаниями, требующимися предприятию.
Мантуров высказался в поддержку дуального образования — вида обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте: «С учетом того, что только за прошлый год было введено в строй более 200 новых предприятий, выпускник должен знать новые подходы и технологии».
Министр отметил важность стажировки как для технических вузов, так и для гуманитарных и естественно-научных учреждений — по его мнению, она помогает будущему специалисту определиться, чем заниматься в дальнейшем.
Наконец, Мантуров подчеркнул необходимость практики повышения квалификации и рассказал о программе WorldSkills International, организованной его министерством совместно с Министерством образования. В прошлом году в ней приняли участие 130 предприятий.
Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех», рассказал о том, как компании сотрудничают с вузами, однако свое выступление начал с воспоминаний о советском образовании:
— К сожалению, многие годы эти отношения были далеки от идеала, считалось, что вузы дают теорию, а практика — удел предприятий. Мы помним, как нам на производстве говорили: «Забудьте то, чему вас учили, и начинайте учиться заново». К сожалению, наверное, так в тот период и было. Молодых специалистов приходилось учить азам профессии в реальном мире, а не в университетских лабораториях, — посетовал Чемезов.
Он отметил, что сегодня перед Россией стоит колоссальная задача: занять и удержать ведущие позиции в мировой экономической иерархии, быстро преодолев отставание от наиболее развитых государств. «Очевидно, что этого нельзя сделать без специалистов, обладающих современными знаниями и навыками», — констатировал глава «Ростеха».
Поэтому, считает он, так важно развивать образование. «Сегодня мы исходим из того, что первокурсник — фактически будущий специалист, которому необходимо давать прикладные знания по специальности, и он должен делать это в контакте со специалистами-практиками», — сказал Чемезов. Специально для этих целей «Ростех» открыл в Плехановке базовую кафедру.
В завершение своего выступления Чемезов рассказал, что профессиональное качество, которое он считает наиболее важным для специалиста, — обучаемость. «Если студент, поступивший в вуз, считает свою жизнь сложившейся, он глубоко ошибается: учиться надо постоянно», — пояснил он.
Пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев усомнился в необходимости высшего журналистского образования. «Журналистского образования быть не может, — категорично заявил он. — Журналистика не является фундаментальной дисциплиной».
— Я очень уважаю многих людей, имеющих журналистское образование, но это вопреки, а не благодаря. Современная журналистика плодит дилетантов, умельцев борзо писать на темы, в которых они некомпетентны. В своей нынешней функции я столкнулся с чудовищным засильем такого рода контингента, — продолжил он.
Оттоптавшись на журналистском образовании, Леонтьев перешел в область футурологии, рассказав, что в будущем не будет никакого образования, кроме высшего. Но и здесь не удержался от критики, на этот раз — западной образовательной системы.
— Современное западное высшее образование, в направлении которого мы почему-то движемся, состоит в стремлении соединить абсолютную компетенцию в узкой сфере с нечеловеческим невежеством, чего не было в образовании начала ХХ века. Представить себе выпускника тех лет, не знающего, например, географии, невозможно. А сейчас трудно представить себе другое, — возмущался он.
Впрочем, из прошлого и настоящего Леонтьев вскоре вернулся в будущее, выразив уверенность, что новая экономика будет основана на всеобщем проникновении технологий, капитала и знаний. «В ней нет ниш», — отметил вице-президент «Роснефти».
Если раньше, по словам Леонтьева, роботы делали то, чего не может человек, то в будущем человек будет делать то, что не смогут самообучающиеся роботы, производящие других роботов. «В итоге у нас будет человеческая рабочая сила только одного типа: людей, способных создавать новые знания и умения, остальные будут не нужны, — сказал он. — Китаец не нужен, огромное количество трудовой силы не нужно».
Татьяна Голикова, глава Счетной палаты, выступила с критикой слов Васильевой:
— Вы говорили о недостаточном качестве экономического образования в филиалах. Действительно, 35 процентов закончивших отделение по экономике и управлению не трудоустраиваются по специальности. Но здесь дело не только в качестве образования, но и в специализации экономики и управления по тем сферам, в которых оно необходимо.
Она призвала пересмотреть систему контрольных цифр приема в вузы, не соответствующую потребностям рынка труда. По ее словам, число безработных с высшим образованием за 2015 год выросло на 19,6 процента: «Это очень существенные показатели. Мы должны очень серьезно оценить, кого и для чего мы готовим».
Глава Счетной палаты подвергла критике и слова Васильевой о студентах-бюджетниках. «Если посмотреть на соотношение бюджетников и тех норм закона об образовании, которые сегодня есть, то они нам скажут о следующем: ежегодно за счет бюджета должно готовиться 800 студентов на каждые 10 тысяч в возрасте от 17 до 30 лет», — объяснила она, однако если посмотреть статистику, можно увидеть, что на бюджетной основе сейчас готовят 677 студентов на 10 тысяч. «Мы хотим готовить больше специалистов с учетом проблем на рынке труда или нет? Наверное, все-таки хотим», — подытожила Голикова.
Ректор МГУ Виктор Садовничий пожаловался, что в мире прикладная наука, которую лучше финансируют, побеждает фундаментальную: «Правильно это или нет?» И тут же погрузился в воспоминания:
— Я вспоминаю 60-е годы, когда Королев брал к себе в Подлипки выпускников мехмата МГУ, Бауманки и других ведущих вузов, которые не понимали, что такое ракета, но через год определили наше преимущество в космической отрасли, потому что они обладали фундаментальными знаниями.
Он также усомнился в правильности перехода на Болонскую систему — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. «По фундаментальным наукам четырех лет обучения недостаточно», — отметил он, раскритиковав западные стандарты.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау высказал несогласие с некоторыми тезисами коллег. Отвечая на высказывание Садовничего о Болонской системе, он сказал, что «можно за четыре года научить чему-то, а можно и за шесть не научить ничему», причем это зависит как от вуза, так и от студента.
Мау также сказал, что Королев отбирал выпускников упомянутых Садовничим вузов «не потому, что там давали фундаментальное образование, а потому, что он брал самых умных».
Ректор РАНХиГС отметил, что сейчас в образовании существует несколько очень важных тенденций, в которые необходимо вписаться, и одна из них — действительно фундаментальность знаний, но не «фундаментальность знаний на словах». «Фундаментальное образование — это когда люди занимаются тем, что им интересно, и они никому не обязаны объяснять, чем они занимаются», — объяснил он, заметив, что именно этим университет отличается, скажем, от НИИ.
Выступившая в завершение обсуждения региональный директор Международного рейтингового агентства QS Зоя Зайцева призвала «хвалить себя, рассказывать о своих достижениях и достоинствах, сохранять традиции и все-таки следить за веяниями времени и идти в ногу с тем, чего от нас ожидает рынок».