Почти 800 лет назад в ужасе от надвигающейся беды — татаро-монгольского нашествия — семья князя Московского Владимира Юрьевича спасала семейные драгоценности, закопав их недалеко от нынешних Спасских ворот в надежде вернуться. Но вернуться было уже некому. Почти 100 лет назад в ужасе от грядущей беды — уничтожения Вознесенского и Чудова монастырей — музейные работники спасали мощи святых. И нашлись те, кто за ними вернулся. История, казалось бы, навеки похороненная под землей, оживает в Кремле. И даже позволяет заглянуть в себя через «окна». «Лента.ру» продолжает серию материалов о раскопках в самом сердце Москвы. На этот раз речь пойдет об уникальном археологическом проекте и новом экскурсионном маршруте.
Осенью 2015-го в Кремле началась большая ломка — разбирали массивный 14-й корпус. Здание постигла участь снесенных ради него Чудова и Вознесенских монастырей, а также Малого Николаевского дворца. Корпус возвели в 1934 году на месте разрушенных в 1929-м древних обителей. Тогда, в начале XX века, территория Кремля выглядела совсем по-другому.
Пока на месте снесенного корпуса разбили сквер. Вскоре под ним создадут музей археологии. Рядом, на Ивановской площади, уже открыли «археологические окна», через которые можно взглянуть на остатки Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца. Все, что сейчас происходит в Кремле, можно назвать экспериментом, ведь изначально таких планов и не было.
Демонтаж 14-го корпуса открыл уникальную и неожиданную перспективу для исследований, которые
Сегодня на Ивановской площади Кремля золотые купола можно рассматривать под ногами — они отражаются в стеклах, которыми накрыты два археологических раскопа. Стекло толстое, но никто не решается наступить на него. «Смелее, оно не разобьется», — подбадривают экскурсоводы. И действительно, наступаешь, а под ногами открывается белокаменная кладка. Но спуститься вниз и потрогать руками уже невозможно. Прикоснуться к таким же древним камням можно будет чуть позже, в подклете Благовещенского собора Кремля.
Как подробно рассказывала «Лента.ру», в шурфе на месте Малого Николаевского дворца раскрыто одно из подвальных помещений и фрагмент цоколя. Во втором шурфе виден участок трапезной Чудова монастыря и Церкви Алексия Митрополита.
И это не просто часть снесенных большевиками построек. Это многовековая история, связанная с Дмитрием Донским, патриархом Гермогеном, Лжедмитрием, Наполеоном, императором Николаем и Александром Пушкиным.
Да и о простых людях тут сохранилась память. Например, прикладка к фундаменту трапезной 1680-х годов в значительной части сложена из белокаменных надгробий более раннего времени — то есть строительным материалом вступали памятные плиты ближайшего некрополя. Одно из надгробий стояло над могилой умершего в 1629 году Павла Родионовича, «слуги Чудова монастыря», занимавшегося управлением монастырским хозяйством и имуществом. Другая плита отмечала погребение схимника Серапиона. Имя еще одного погребенного относится к знатному дворянскому роду Вельяминовых. Постояли эти плиты над могилами, да и стали основой для церковного комплекса.
Два «окна», к слову, созданных по уникальной для России технике, станут частью подземного музея археологии Кремля. Все эти точки объединят в одну экскурсию. В конце января новый туристический маршрут «Археологические окна Кремля», над которым работали Институт археологии РАН, министерство культуры и музей-заповедник «Московский Кремль», уже был представлен.
«А татарове поидоша к Москве, и пришед взяша Москву, и воеводу их убиша Филипа Нянка, а великого князя Юрьева сына князя Володимера руками яша, а люди вся избиша от старость и до младенец, а иных в плен поведоша, и много имениа вземши отьидоша». Лаврентьевская летопись, 1377
За последние 200 лет в Кремле были найдены десятки кладов различных исторических эпох. В 1960-е в подвальном помещении Патриаршего дворца археологи обнаружили неглубокую ямку-тайник. В ней оказались два изумительной работы каменных креста-тельника XIII века.
А в Успенском соборе в то же время в шурфе у его юго-восточной стены был обнаружен небольшой клад, состоящий из четырех серебряных височных колец вместе с обрывком женского головного убора. Все эти находки являются прямым отголоском кровавых событий зимы 1238 года — осады и взятия Москвы монголо-татарскими войсками. Видимо, одна из женщин в последний момент заложила под плитку пола свои украшения. Надеялась вернуться.
В 1988 году в ста метрах от Спасских ворот был найден гораздо более крупный клад того же времени. Примечательно, что прикопали его неглубоко — земля была промерзлая. Но за прошедшие века культурный слой нарос, и кусочки истлевшего сундука были найдены на глубине пяти метров. Трудно представить, каким чудом клад сохранился на территории Кремля, да еще в том месте, где век за веком различные постройки из дерева и камня неоднократно сменяли друг друга.
Находка — три сотни почерневших от времени серебряных украшений (браслеты-наручи, перстни, височные кольца, застежки, круглые медальоны и бусы, золотой перстень с арабской вязью, украшения древних викингов) — относится к той же страшной зиме 1238 года. Судя по искусно сделанным украшениям, клад прятала семья московского князя. Также в напрасной надежде вернуться.
И сейчас рассмотреть украшения можно в подклете Благовещенского собора — это часть нового экскурсионного маршрута Кремля. После этой экспозиции посетителя проведут в другой собор — Архангельский, его южную пристройку.
Там находится часть ценностей, спасенных сотрудниками музея перед сносом монастырей в 1929 году. Они связаны с покровительницей Москвы благоверной княгиней Евфросинией, женой князя Московского Димитрия Ивановича (Донского). Погребения, перенесенные из усыпальницы снесенного Вознесенского монастыря, где
То есть по замыслу за один час посетитель рассмотрит остатки снесенных обителей, реликвии, спасенные из них, а также клад, найденный неподалеку. Заключительной точкой нового маршрута должен стать Археологический музей Кремля, который в соответствии с
О том, каким будет это новое музейное подземелье, — в следующих материалах «Ленты.ру».