В то время, когда повсеместно закрываются кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские,
Работа городского пассажирского транспорта является необходимым условием жизнедеятельности мегаполиса. Однако пандемия коронавируса оказывает влияние на режим работы и пассажиропоток всех транспортных сетей. Особенно возрастают требования к безопасности пассажиров. В связи с этим беспрецедентные меры по противодействию коронавирусу принимаются во всех автобусных, электробусных и троллейбусных парках, в трамвайных депо и в столичном метрополитене, регулярно дезинфицируют автомобили такси и каршеринга. Не обошли вниманием и «Администратора Московского парковочного пространства», а также Центр организации дорожного движения.
В Московском метрополитене огромная инфраструктура, и вся она тщательно обрабатывается и дезинфицируется. Ежедневно в этом задействованы свыше двух тысяч сотрудников, которые проводят уборку в пассажирской зоне станций. Особое внимание при дезинфекции уделяют ручкам входных дверей, терминалам для оплаты банковскими картами, турникетам и поручням эскалаторов. Автоматы по продаже билетов, к примеру, дезинфицируют каждый час. Для сравнения: в Сингапуре поверхности, с которыми соприкасаются пассажиры, обрабатываются через один-два часа, в Тайбэе — каждые четыре часа, а в Нью-Йорке — только дважды в день.
Из депо на линии выходят только тщательно обработанные составы. Ежедневно они проходят тщательную уборку и мойку, в том числе с дезинфицирующими средствами, убивающими максимальное количество бактерий. Обработка поверхностей вагонов такими средствами не менее эффективна, чем кварцевание. При влажной уборке особое внимание уделяется элементам вагона, с которыми пассажиры контактируют чаще всего — поручни, дверные стекла и другое. Дезинфицирующими средствами обрабатываются даже сиденья в вагонах.
Воздушные фильтры, предотвращающие попадание пыли в вагоны, регулярно меняются. При этом в типах поездов серии «Ока» и «Москва» (более 2,7 тысячи вагонов) имеются встроенные источники ультрафиолетового излучения, которые позволяют очищать воздух в вагоне прямо во время движения поезда с пассажирами. Источники УФ-излучения встроены в системы кондиционирования таким образом, что для пассажиров это абсолютно безопасно.
По ночам, когда нет движения пассажирских поездов, на всех станциях метрополитена проводится генеральная уборка. Дезинфицируется не только пассажирская зона, но и служебные помещения и тоннели. В тоннелях специальные машины обрабатывают перегоны между станциями дезинфицирующим раствором. Раньше они использовались для промывки тоннелей, а теперь в их цистерны добавляют дезинфицирующее средство. Движутся эти машины со скоростью не более пяти километров в час, чтобы обработка поверхностей была качественной. Каждую ночь в тоннелях метро распыляют более 90 тонн обеззараживающего состава.
Для дезинфекции применяются средства с нейтральным pH, рекомендованные
Так же строго метрополитен следит за качеством воздуха, которое контролирует специальная лаборатория микроклимата. Ее сотрудники постоянно замеряют такие параметры, как температура и влажность, скоростные потоки, а также содержание углекислого газа и пыли. В метро регулярно проводится обслуживание вентиляционного комплекса, а в условиях противодействия коронавирусу частота сервисных работ увеличилась. Генераторами горячего воздуха, используя дезинфицирующее средство, обрабатывают шахты тоннельной вентиляции. Режим работы вентагрегатов системы тоннельной вентиляции сейчас усилен, увеличен и воздухообмен. Все установки регулярно промываются. Проводится внеплановая промывка и замена фильтров в системе местной вентиляции, которая обеспечивает воздухом служебные помещения станций.
Особый контроль осуществляется и за сотрудниками метрополитена. Все работники по прибытии на рабочее место измеряют температуру. При малейших признаках недомогания человека оперативно отстраняют, а для обеспечения слаженной работы сотрудников метро в таких условиях предусмотрен дополнительный штат подменных работников. Для сотрудников метро, чья работа непосредственно связана с пассажирами, метрополитен закупил почти 800 тысяч медицинских перчаток, всем выдали дезинфицирующие средства для рук.
Важно отметить, что бесконтактные способы оплаты проезда помогут пассажирам снизить вероятность заражения вирусом. На каждой станции метро проезд можно оплатить «Тройкой», как минимум на двух турникетах в каждом вестибюле — бесконтактной банковской картой или смартфоном с модулем NFC. Пополнить «Тройку» можно удаленно, в том числе через приложение «Метро Москвы».
На текущий момент пассажиропоток Московского метрополитена снизился на 77 процентов. В первую очередь это произошло благодаря сознательности граждан и тому, что они перешли на дистанционный режим работы. Кроме того, в соответствии с указом мэра Москвы с 26 марта по 14 апреля в целях предотвращения распространения вируса в столице временно приостановлен льготный проезд в общественном транспорте для ряда категорий граждан, среди которых школьники, студенты и москвичи старше 65 лет.
Усиленные меры безопасности, направленные на профилактику распространения инфекции, принимают все транспортные предприятия Москвы. Указом президента РФ объявлена нерабочая неделя с 30 марта по 5 апреля для того, чтобы снизить скорость распространения коронавируса. В настоящее время для всех транспортных предприятий столицы настольной книгой являются рекомендации Роспотребнадзора и постановления правительства Москвы. Впрочем, специальные правила работы в условиях повышенной эпидемиологической опасности для транспортников подготовили еще в феврале.
Главное первое правило — это проверка всех сотрудников, предрейсовые осмотры водителей, машинистов и контролеров. Предприятия столичного пассажирского транспорта выполняют все предписанные и рекомендованные меры для обеспечения безопасности пассажиров и зачастую делают даже больше. Каждый из 10 тысяч водителей и почти 600 диспетчеров Мосгортранса до и после смены проходит медицинский осмотр с обязательным измерением температуры. На наземном транспорте отменена продажа билетов у водителей, оплата проезда поизводится с помощью карты «Тройка», банковских карт и мобильных устройств с функцией бесконтактной оплаты. Кассиры, контролеры, локомотивные бригады, дежурные по вагону и работники депо ЦППК, МЦД и Мосгортранса обеспечены антисептическими средствами, медицинскими масками и резиновыми перчатками.
Главное второе правило — дезинфекция. Более 8 тысяч автобусов, электробусов, троллейбусов и трамваев проходят дезинфекцию при каждом возвращении в парк или в депо. Дополнительно салоны дезинфицируют во время работы на линии — на конечных станциях маршрутов. В салоне специальными дезинфицирующими средствами обрабатывают все поверхности, с которыми контактируют пассажиры: поручни, стекла, сиденья и валидаторы. Для мойки и дезинфекции используются средства на щелочной основе и с хлором, которые рекомендованы к применению Роспотребнадзором.
Каждый день санитарную обработку остановочных павильонов МЦД проводят около 200 человек. В электропоездах ЦППК ежедневно работают 2,7 тысячи систем обеззараживания воздуха. Не менее трех раз в день проводится дезинфекция турникетных павильонов, а валидаторы, турникеты, аппараты по продаже билетов на станциях дезинфицируются каждые два часа. Более 1000 литров антисептика установили в помещениях касс на станциях. Дозаторы с антисептиком размещены и в туалетных комплексах в поездах. Круглосуточно проводится дезинфекция поездов МЦД «Иволга» в депо Аэроэкспресс и Нахабино.
Те же самые меры приняты и в Московско-Тверской пригородной пассажирской компании (МТППК), в «Аэроэкспрессе» и на столичных автовокзалах. Раз в два часа в каждой кассе проводится влажная уборка и проветривание, билетные автоматы и турникеты протирают дезинфицирующим средством каждые два часа, на конечных станциях в вагонах пригородных поездов протирают поручни, а во время длительных стоянок и при заходе составов в депо проводят полную влажную уборку и обработку салона. Помещения автовокзалов регулярно обрабатывают дезинфицирующим раствором. Внутри установлены ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха.
Не остались в стороне и столичные такси и службы каршеринга. Ежедневно там проводится тщательная антисептическая обработка автомобиля: панелей, руля, ручек дверей, рычага КПП. Увеличена в 1,5 раза частота моек, каждый автомобиль дополнительно проветривается, а все водители такси обеспечены масками и антисептиками.
Усилены меры безопасности и в «Администраторе Московского парковочного пространства» (АМПП) и ГКУ ЦОДД. Ежедневно проходят санитарную обработку дезинфицирующими средствами эвакуаторы, автомобили ЦОДД, паркоматы, а также терминалы и въездные стойки на парковках со шлагбаумами. Обработке подвергаются контактные поверхности внутри и снаружи автомобиля. На спецстоянках АМПП ежедневно проводится влажная уборка помещений, моются банкоматы и терминалы, для техников и водителей службы эвакуации закуплены костюмы индивидуальной защиты.
Все защитные меры, принимаемые работниками транспортного комплекса столицы, будут еще эффективнее, если пассажиры и сами позаботятся о своем здоровье. В сложившейся ситуации крайне важны ответственность и самодисциплина. Находясь в общественных местах, не трогайте лицо. Сначала обработайте руки дезинфицирующим средством. Чихая или кашляя, закрывайте рот салфеткой. Носите маску в общественных местах. Если вам вдруг стало плохо — звоните 112 или обращайтесь к работникам пассажирского транспорта, вам незамедлительно вызовут медика. И главное: если вы чувствуете недомогание — откажитесь от поездки. Не подвергайте опасности находящихся рядом людей. Оставаться дома — это лучший способ профилактики коронавируса.