Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Госдума завершает осеннюю сессию — первую для нового созыва. За несколько месяцев, прошедших после сентябрьских выборов, в нижней палате резко повысилась дисциплина: депутатам пригрозили штрафами за прогулы, запретили голосовать по доверенности и обязали их лично отвечать на обращения граждан. Меры только-только приняты, но заседать на Охотном Ряду уже стали гораздо больше и активнее. «Лента.ру» попросила думских обитателей рассказать, что именно для них изменилось и чего им не хватает теперь.
Михаил Дегтярев (ЛДПР), глава комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи:
«Не хватает мне… Чего мне не хватает… Слушайте, всего хватает!
В новом созыве я стал больше ходить пешком по лестнице, потому что лифты забиты. Стал приносить обед из дома в контейнерах, потому что буфеты перегружены. Большинство встреч назначаю в стенах Госдумы, потому что перерывы короткие и мероприятий много. То есть количество внешних рабочих встреч лично у меня снизилось в 10 раз — теперь все приезжают ко мне (…).
Раньше министерства и ведомства плевать хотели на наш график. Этот документ не интересовал никого, даже самих депутатов. Теперь все ведомства держат лист с нашим распорядком на видном месте. Они перестали присылать нам приглашения на мероприятия, назначенные на дни пленарных заседаний, — все эти мероприятия стали проводиться в свободные для депутатов дни».
Сергей Миронов, лидер фракции «Справедливой России»:
«Первое, что обращает на себя внимание, — это наведение порядка и дисциплины. Действительно, я не припомню такого, чтобы на протяжении всего дня зал был полон. Всегда было так: на табло одни цифры, в зале другие. Беготню по рядам с целью нажимания кнопок за отсутствующих коллег депутаты между собой называли «игрой на рояле». Теперь каждый депутат голосует лично, и это абсолютно правильно. У нас во фракции и «старички», и новички стопроцентно присутствуют в зале и активно работают. (…)
На мой взгляд, можно установить требование для депутатов в обязательном порядке согласовывать все свои законодательные инициативы с руководством фракции. В шестом созыве у нас были случаи (но потом я просто пресек это), когда о законотворчестве некоторых депутатов я узнавал из СМИ. Предложение запретить кеды, балетки и обувь на высоких каблуках — из этой серии. Еще стоит прописать, что законопроект нельзя рассматривать одновременно в нескольких чтениях. Вы наверняка часто слышали такую фразу: принять закон сразу в трех чтениях. На самом деле это совершенно недопустимо».
Владимир Жириновский, лидер фракции ЛДПР:
«У нас стали более жесткие правила работы. Депутат обязан присутствовать на всех пленарных заседаниях, которых всего шесть в течение трех недель месяца, а за прогулы штраф — около 60 тысяч рублей за пропуск одного заседания. Если все шесть в месяц пропустить, то зарплату депутат не получит. И сразу резко повысилась дисциплина, все сидят, все слушают. Лет 10 назад во время парламентского часа вечером в зале было 2-3 человека — это позор (…).
Но остаются и некоторые старые проблемы. Парламенту нужно новое здание. Здание Госплана СССР, где расположена Госдума, совершенно не приспособлено для этого. В зале пленарных заседаний был кинотеатр, а мы здесь законы принимаем уже 23 года. Кроме того, в любой стране парламент — это самое красивое здание. Возьмите Лондон, Париж, Будапешт и так далее. Можно такое сравнение сделать: Госдума России в однокомнатной квартире, а все парламенты мира в пятикомнатных».
Валентин Шурчанов (КПРФ), депутат Госдумы II-III и V-VII созывов, первый зампред комитета по бюджету и налогам:
«Раньше депутаты были более свободны. Сейчас, как говорится, административного управления прибавилось. Руководство пытается дисциплину навести, целый день надо на пленарке сидеть. В эти месяцы комитет по бюджету нередко до полуночи заседал, в том числе в дни пленарных заседаний, которые, в свою очередь, завершались в 18-20 часов вечера.
Мы можем даже сутки сидеть в Думе, кровати там поставить, все идет к тому, что нам скоро предложат там ночевать. Мы, в принципе, не против. Но толку от этого не будет, если не сменить экономический и социальный курс страны.
Я считаю, что депутатам надо больше думать, а не просто сидеть. Размышлять над тем, правильной ли дорогой мы идем…»
Николай Панков, первый замглавы фракции «Единой России»:
«Эта Дума, конечно, сильно отличается от предыдущих. Благодаря отмене голосования по доверенности, депутаты стали почти в полном составе присутствовать на заседаниях. Никто по рядам не бегает, ни за кем бегать не надо, выяснять, убеждать прийти на заседание. Раньше тоже пытались бороться с низкой явкой, но менее успешно.
Усилилась работа внутри нашей фракции. Помимо общих заседаний фракции, регулярно проводятся заседания внутрифракционных групп. И если раньше группы собирались минут на 30, то теперь — на 1,5-2 часа. Здесь нет элемента принуждения, это нормальный режим для тех, кто понимает необходимость своей работы».
Алексей Журавлев, депутат от партии «Родина» (вне фракций):
«Теперь после 9-10 вечера можете многих моих коллег застать на работе. А раньше уже после шести в Думе царила умиротворенная обстановка, лифты были свободные, депутатов еще можно было найти, а сотрудников аппарата, помощников — сложно. То есть нагрузка на депутатов явно возросла, и это, конечно, заслуга нового руководства. Я считаю, что это правильно: перераспределение нагрузки произошло не только в высших эшелонах власти, но и на всех депутатов. (…)
С другой стороны, депутатам пока по-прежнему не хватает влияния, в том числе одномандатникам, о чем я говорил в ходе своего выступления по проекту федерального бюджета. Нужно разработать определенный механизм воздействия на исполнительную власть, на министров».
Сотрудник аппарата Госдумы:
«То, что произошло с Думой, пока можно назвать «косметическим ремонтом». Команда Володина решила подправить имидж парламента, создаваемый в общественном сознании на протяжении последних лет. Это полезные шаги для института в целом, поскольку депутаты представали в СМИ как богачи-самодуры в шубах из соболя, с мигалками на голове, которые чудят на пленарных заседаниях и поют песни на корпоративах. Для органов исполнительной власти этот образ, кстати, был очень удобен, поскольку народный гнев, вызванный теми или иными непопулярным решениями власти, легко можно было направить в сторону депутатов (…).
Следующим шагом должно стать усиление реальных полномочий депутатов. Возродить институт парламентского расследования, заставить госкорпорации отчитываться перед Госдумой, укоротить сроки рассмотрения ведомствами депутатских запросов. Пока у замдиректора департамента какого-нибудь министерства полномочий больше, чем у депутата».
Помощник депутата от оппозиционной фракции:
«Хотел недавно зайти в лифт в день пленарного заседания во время перерыва на обед — не пустили сотрудницы аппарата, заявив, что «лифт только для депутатов». Меня это немного шокировало: к такому обращению мы, работники со стажем, не привыкли.
Не очень приятные впечатления связаны со столовой. Депутаты, конечно, не смотрят на ценники, а от рядовых работников много жалоб поступает на удорожание блюд, представленных в меню. К традиционной печени в сметанном соусе добавят какой-нибудь огурец или ложку кедровых орешков, и сразу дороже раза в два делают. Раньше у меня получалось пообедать в общей сложности за 100 рублей, сейчас уже это невозможно, если только одну кашу взять. Ну не хочу я за 150 рублей котлетки покупать, я же не миллионер!»
Древние люди считали, что их окружают невидимые потусторонние существа, духи, влияющие на их жизнь. Они могут насылать безумие, портить молоко, скрестись по ночам в углу дома… В круговерти современной насыщенной жизни люди не замечают, что существа из потустороннего, не отраженного в обычных новостных сводках, мира, продолжают существовать параллельно с ними. Информация об их деятельности редко попадает на первые полосы СМИ, сюжеты о них можно увидеть разве что на одном очень специфическом телеканале. Тем не менее, они есть, и специальный корреспондент «Ленты.ру» Михаил Карпов уделил немало времени изучению этого тайного мира. «Лента.ру» почувствовала необходимость подвести промежуточный итог своего большого исследования и 1 апреля 2018 года публикует антологию российского безумия.
Электронный ГУЛАГ
В конце марта 2015 года у входа в здание Государственной Думы было многолюдно. В основном среди собравшихся преобладали прихожане разных приходов РПЦ, преимущественно пожилого возраста. Они стремились попасть на заседание рабочей группы при Госдуме по «законодательной защите России и ее граждан от дискриминации электронными технологиями».
Интересно было, что помимо всевозможных православных организаций, основным его устроителем со стороны Думы был депутат-коммунист Владимир Кашин. А речь на нем шла о том, как избежать введения электронного ГУЛАГа, — то бишь, введения электронных методов идентификации гражданина и переведения государства на электронный документооборот.
По мнению Кашина, вред от всего этого очевиден — данные немедленно утекают на Запад, который тут же организовывает утечку мозгов из России и шпионит за нашей родиной. Он призывал не уничтожать «героический труд предков в канун 100-летия великого Октября и 70-летия победы в Великой Отечественной войне, людей, как в свое время под номерочек в Освенциме, записывать».
Выступавшие на круглом столе — люди самого разного возраста и профессий. Тут был и казачий атаман, и преподавательница МГИМО, много говорившая про тайное мировое правительство и необходимость признания Гаагского трибунала карательным органом, и член-корреспондент Академии естественных наук, утверждавший, что, согласно плану американцев, на Земле должно остаться не более 500 миллионов человек. Другие выступавшие замечали, что собравшиеся слишком сосредоточились на национальной безопасности, когда речь идет о более серьезной проблеме — о пришествии сатаны и введении обязательной метки (666).
Центр обороны Земли
Духовное здоровье нации волнует не только православных активистов и депутатов Госдумы. Чуть раньше, в феврале 2015 года, похожие люди собрались в здании Международного славянского института (которое он делит с сектой «Церковь «Царство Божие»») на празднование пятнадцатилетия Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения.
Заседание, начавшееся под молитву батюшки и хор православных прихожанок, было посвящено широкому кругу вопросов. Президент и ректор академии Ким Смирнов провозглашал начало Третьей мировой войны, обвинял Запад в фашизме и вспоминал высокодуховный СССР. «У нас было такое самоощущение, что мы во всем были первыми!» — почти со слезами на глазах говорил он.
Другие выступающие также грезили о скорой войне со злом, вещали о кознях мирового правительства и призывали к созданию христианского государства (по аналогии с исламским). Но наиболее запоминающейся стала презентация, с которой выступил доктор биологических наук, профессор Владимир Лищук, заготовивший специально для нее огромное количество слайдов, которые были испещрены надписями, сделанными мелким шрифтом.
Лищук сразу же заявил, что США — это рак с метастазами, продемонстрировав для подтверждения своих слов красочную иллюстрацию ядерного взрыва с надписью «МЕТАСТАЗЫ США». «Посмотрите, как несется эта демократия! — эмоционально восклицал профессор, демонстрируя фотографию плененного вьетнамского солдата. — Как достойно выглядит вьетнамец и как — несущий демократию!»
Впрочем, очень скоро презентация Лищука свернула в совершенно неожиданную сторону. Рассказав о долларе, используемом США для порабощения мира, а также о боевых роботах американцев, оратор внезапно заявил, что на смену старым экономическим формациям идет новая.
К обсуждению проблем экономики профессор перешел не сразу — сначала он показал несколько слайдов о том, как, будучи молодым, сделал аппарат искусственного кровообращения, а также создавал первые советские барокамеры. Последний слайд из этой серии демонстрировал довольного Лищука на праздновании собственного дня рождения. Под ним красовалась надпись: «Мне 70».
В конце своей речи профессор сказал, что противостояние военной агрессии Обамы — это второстепенная задача, так как это оборона, а оборона «смерти подобна». Первоочередной же целью, по его мнению, является «создание общечеловеческой культуры духовного здоровья». После этого профессор пожелал всем «веселья» и показал последний слайд. Он был анимированным — на нем, на фоне стандартной городской многоэтажки, танцевали странные фигурки-фотоколлажи с огромными головами Лищука и его жены.
Новый мiровой порядок
Отдельное место в иерархии беспокоящихся за судьбы родины и славянства занимает движение под названием «Сопротивление новому мiровому порядку», регулярно собирающееся в московских конференц-залах для обсуждения этих непростых вопросов. К проблеме подходят комплексно: борются против Запада, сатанинских штрих-кодов и электронных документов, против бездуховности и мирового правительства, геев и, очень осторожно, против евреев (но в иносказательных терминах, чтобы не загреметь по «экстремистской» статье).
Лидером движения является публицист Владимир Осипов — преклонных лет бородатый мужчина, передвигающийся на инвалидной коляске. Все заседания общества обычно открывает он. В марте 2015 года он, как обычно, вещал о главной проблеме, которая стоит перед человечеством: об американском сатанизме.
Осипов пояснял, что масоны в США притесняют христиан, борясь с установкой христианской символики в учреждениях и школах, а церковь сатаны принята в национальный совет церквей страны. Публицист говорил, что в американской армии служило более сотни капелланов-сатанистов. «На этом фоне мелочью выглядит разрешение военнослужащим США на секс с животными», — констатировал он. Писатель также замечал, что в 1987 году «президент-масон Рейган публично признал важную роль сатанизма в современной американской жизни».
Впрочем, в отличие от вышеперечисленных собратьев, противодействующие «новому мiровому порядку» ненавидят СССР. На той встрече Осипов активно обличал Карла Маркса, которого назвал «главным дьяволопоклонником», и его последователей, рассказав о том, как советская власть уничтожала церкви и убивала священнослужителей. И крушение СССР, по его словам, не принесло облегчения, ведь к власти якобы пришли силы, открыто поклоняющиеся сатане и ориентирующие страну «на интеграцию в иудейско-масонскую цивилизацию».
Интересно, что сборища этого движения нередко посещают депутаты и известные деятели РПЦ. Так, на них присутствовал депутат Мосгордумы Николай Мишустин, основавший там рабочий комитет, занимающийся важной задачей: недопущением введения полностью электронного (а значит, сатанинского) паспорта.
На собрании Мишустин дал наиболее четкую характеристику того, к чему ведет введение на территории России «цифрового рабства». В конечном итоге, по его мнению, неконтролируемый сбор информации приведет к распределению населения на несколько каст: первая, креативный класс, станет ездить за границу и обучаться тому, как командовать остальными, во вторую войдут рабочие и крестьяне, в третью — слуги-рабы. По словам Мишустина, приемлемой для государства будет только научная парадигма, а сторонников традиционных ценностей начнут ссылать в концлагеря.
Потиха и аборты
Движение «За жизнь!» по сравнению с борцами против «нового мiрового порядка» узкоспециализированное, зато намного более многочисленное. Оно включает в себя тысячи православных активистов, объединенных одной целью: запретить женщинам делать аборты. В этом оно солидарно с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом — недаром в 2014 году для их мероприятия был выделен Зал соборов Храма Христа Спасителя.
Взгляды участников движения при этом достаточно сильно разнятся. Зачастую на их собраниях ведутся жаркие споры о том, нужно ли запрещать аборты вообще, или они все же допустимы для сохранения жизни беременной в сложных ситуациях. Некоторые особо радикальные антиабортники до пены во рту спорят о том, что нельзя даже проводить чистку матки в случае смерти плода — а если из-за этого умрет женщина, то это естественно. Бог дал, бог взял, нечего врачам-колдунам вмешиваться в его промысел.
Одним из самых ярких лиц движения является активист Владимир Потиха — бородатый мужчина, многодетный отец. Будучи убежденным православным, он при этом не на шутку любит Сталина и СССР. Причем настолько, что во время круглого стола, устроенного одиозным депутатом Евгением Федоровым, основателем патриотического движения НОД, продемонстрировал собравшимся свое видение герба России: советский герб, в середину которого вместо земного шара помещен эмбрион.
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь! — произнес тогда православный активист. — Сейчас у нас забывают, что в Древнем Риме пролетариями называли свободных граждан, которые в графе собственность писали prōlēs — дети». После этих слов он выразил уверенность, что синтез православия и советского проекта должен стать будущим России.
«У Сталина был большой стиль, причем во всем. А какие люди тогда были! А какие были социальные лифты мощные! — восторгался Потиха в интервью с корреспондентом «Ленты.ру». — Я Сталина, как говорит Дугин, оцениваю по модулю. Это был великий правитель, один из величайших правителей за всю мировую историю. Во многом благодаря его талантам наша страна дожила до сих пор. Мы до сих пор всем этим пользуемся — от метро до ядерного оружия».
Но далеко не всем в движении его взгляды близки. Его лидер, Сергей Чесноков, даже рассказал в интервью «Ленте.ру», что после выступления в Госдуме активисты «За жизнь!» Потиху «немного поклевали». Впрочем, помимо сталинизма и любви к СССР, этого человека мало что отличает от других участников движения.
Гей, славяне!
Пожалуй, самым крупным событием, на которое собираются все, кому небезразличны судьбы родины и ее врагов, является Всеславянский съезд, на который съезжаются славянские делегаты всего мира. Несмотря на то что событие пользуется государственной поддержкой, на нем находится место для людей совершенно разной палитры достаточно экстремальных взглядов и идей.
Выступающие обозревают широкий круг проблем: тут и новый мировой порядок, и сатанизм, и заклеймление позором западных ценностей. Например, в 2017 году белорусский философ Александр Титовец рассказывал о популярной конспирологической теории, согласно которой США собираются сократить численность населения Земли до «золотого миллиарда», а также попутно уничтожить белую расу.
С ним спорил экономист Валерий Катасонов, который отвергал идею противостояния славянского мира с Западом. А все потому, что война идет не между ними, а между «Христом и его противником». «И мы знаем, кто он», — недвусмысленно заявлял делегат. В завершение своего выступления Катасонов назвал себя глобалистом — в том смысле, «о котором говорили первые апостолы». «Русским может стать любой!» — восклицал он. Впрочем, большую часть присутствовавших он тогда не убедил и ушел с трибуны под неодобрительное гудение зала.
В 2015 году на Всеславянском съезде выступал Сергей Бабурин, президент Международной славянской академии, рассказавший собравшимся о «ереси жидовствующих», напомнив, что «жидовствующие» сами по себе евреями не были, а были предателями-славянами. Писатель Владимир Крупин возмущался тем, что в школах еще преподают дарвинизм. Сама идея эволюции человека, по его словам, является кощунственной и ведет к желанию создать сверхчеловека, лежащего в основе фашизма. Священник Олег Трофимов предрекал, что после того как Европа падет под бременем греха, все жители европейских стран потянутся в Россию — единственный оплот духовности и святости.
Стоит отметить, что зарубежные делегаты обычно произносят на съезде значительно более выдержанные речи. Выходя из зала после одного из заседаний, корреспондент подслушал разговор российского и зарубежного делегатов съезда. «Как вам понравилось последнее выступление?» — спросил первый. «Хуже всех, — ответил другой с акцентом. — Я думаю, что это полная чушь».
Властелин славян
Бороться за славянский мир можно и в одиночку. Не так давно в редакцию «Ленты.ру» пришло письмо, к которому был приложен интересный документ под названием «Воззвание к славянам». «Это — «информационная бомба», — писал некто Роман. — Документ «Воззвание к славянам» в приложенном файле. В документе — ссылка на подробности. Прошу вас максимально, в силу своих возможностей, распространить данную информацию. Время действия пришло. И в завершение, пользуясь случаем, поздравляю с затмением 15.02.2018, новолунием 16.02.2018, солнечным выбросом».
Автор воззвания рассказывал о славянах как о богоизбранной расе, о православной религии — как о самой древней, вещал о том, что русские смогут в одиночку предотвратить глобальное потепление и дать всем землянам «дармовую распределенную энергию». Этот персонаж чрезвычайно заинтересовал корреспондента «Ленты.ру», и он решил взять у Романа интервью.
Увы, в личном общении одинокий славянский воин на поверку оказался не таким эмоциональным, как казалось по воззванию. Давая противоречивые ответы на вопросы издания, он, наконец, с грустью в голосе констатировал, что недостаточно подготовлен для дальнейшего разговора.
Президент СССР
Намного большего успеха добилась секта свидетелей СССР, которая называет себя «правительством Советского Союза». Ее возглавляет «врио президента СССР» Сергей Тараскин (по совместительству — врио императора Российской империи, правителя Киевской Руси и так далее). Сочтя, что развал СССР был незаконным, а оставление Михаилом Горбачевым его должности — позорным бегством, Тараскин подхватил эстафету и восемь лет назад организовал свое правительство.
Он и его многочисленные сторонники ведут бурную деятельность как в интернете, так и в реальном мире, считая Российскую Федерацию — незаконным образованием, не имеющим своей территории, до сих пор принадлежащим Союзу ССР. Интересна и суть помешательства этой группы: в основе их активности лежит уверенность в том, что все в мире подчиняется всепроникающему «юридическому полю» (на манер эфира), вне которого ни один человек просто не может существовать. РФ существует вне юридического поля, а значит ее крах неизбежен.
Помимо кучи самых безумных конспирологических теорий (Николая II не расстреляли и он помогал Сталину, Ленин — агент Запада, Ельцин никогда не был президентом России), Тараскин верит в то, что мы неправильно исчисляем время.
— Еще один пример того, насколько мы заблуждаемся, — говорил он на одном из заседаний «правительства». — Привязки ко времени как таковому тоже не существует. Мы исчисляем время следующим способом: вращением Земли вокруг собственной оси за 24 часа. 24 часа, если их умножить на 60, получаем количество минут. В полном круге 360 градусов. Если посчитать количество минут в круге, то получится 360 умножить на 60. Первое соотношение меньше второго в 15 раз. Минута, которая идет на ваших часах, в 15 раз медленнее, чем минута по факту. Несмотря на то что время мы измеряем оборотами планеты Земля. Она совершает оборот, 360 градусов. В каждом градусе — 60 минут, 360 на 60 и делим на 24 — получается 15. Таким образом, даже время, которым мы с вами пользуемся, не соответствует действительности, не привязано к тому, что существует в действительности, не привязано к оборотам планеты Земля вокруг своей оси, вокруг Солнца.
Делается же все это, по мнению Тараскина, далеко неспроста, а для того, чтобы граждане СССР «не могли себя правильно позиционировать в пространстве и времени, не имея точной позиции в системе координат, нельзя решить ни одной задачи».
***
Перечислять представителей скрытого от россиян «тайного мира» можно бесконечно. Корреспондент «Ленты.ру» изучал людей, верящих в то, что власти просвечивают их «психотронными аппаратами», и присутствовал на собрании их организации «Московский комитет экологии жилища» (после чего ее члены обвинили журналиста в том, что тот «получил от пси-операторов за статью 100 долларов, которые немедленно пропил»). Общался с человеком, который уверял, что силой мысли может управлять погодой, и утверждал, что государство должно пользоваться его силой. Видел основателя первого космического королевства Асгардия, правителя Игоря Ашурбейли, когда тот устроил пресс-конференцию в зале гостиницы «Ритц-Карлтон»…
Как древние духи, гремящие кочергой в углу избы, скребущиеся в окно в ночи, эти личности и организации незримо присутствуют в своей параллельной вселенной, иногда пересекающейся с нашей. В день юмора и розыгрышей редакция «Ленты.ру» желает своим читателям следить за душевным здоровьем и не присоединяться к ним. Впрочем, в такие сложные и тревожные времена быть президентом СССР или королем космической державы зачастую легче и приятнее, чем разнорабочим из Воронежа.
В этом году ВДНХ отмечает 80-летие. Фотограф и преподаватель Британской высшей школы дизайна Михаил Розанов несколько раз делал большие съемки ВДНХ и благодаря спецдопускам побывал на крышах, шпилях и в закрытых павильонах. «Лента.ру» расспросила Михаила, что интересного скрыто от глаз посетителей Выставки и почему она нравится ему больше Версаля.
«Лента.ру» Как вы воспринимаете ВДНХ?
Розанов: Как несбывшуюся мечту. Для меня это олицетворение мечты людей и народа-победителя. Такая ясность цели — то, как должно было быть, если бы все сложилось правильно.
Это была именно мечта, ставшая реальностью. Людям показывали: еще немного усилий — и все будут жить так.
Вы несколько раз делали архитектурные съемки Выставки. Расскажите, пожалуйста, о выставке 2015 года и альбоме, вышедшем недавно.
В 2015-м году мы делали в музее Москвы выставку, которая как раз и называлась «Ясность цели». Это цитата из фильма «Строгий юноша» — про моральные качества комсомольца, там это один из постулатов. Для того проекта я снимал и ВДНХ, и военную академию, и МИД, и скульптуры, которые находятся на Библиотеке имени Ленина. Но главный акцент сделал на ВДНХ.
Почему?
Я снимал в конце лета 2014 года, тогда только закончилась реставрация.
К 75-летию?
Да, и все было в идеальном состоянии: белое, сияло все. И второй проект — по заказу ВДНХ я делал книгу, которая называлась «Реконструкция ВДНХ». А сейчас выступаю как куратор: 30 июля открывается юбилейная выставка ВДНХ по фотографии. И мы с Линой Краснянской вместе работали в архиве Выставки.
И что вам запомнилось из рабочих моментов?
Когда я снимал книгу, мне давали такие допуски, такие точки, где ни один фотограф не бывал и не будет.
О каких допусках вы говорите?
Высотные — на шпили, на крыши. Скульптуры были в лесах, и мы могли подняться на уровень их голов. Поднимались на купола павильонов, на самый верх, куда попасть можно только во время реставрационных работ.
Почему вы говорите во множественном числе?
Я говорю «мы», потому что у нас группа — я работаю с помощником Михаилом Замковским, мы с ним отсняли всю эту историю. Например, мы поднимались к скульптурной группе на главном входе — сейчас просто невозможно там оказаться. А тогда все было в лесах, и мы для альбома снимали панорамы через скульптурные группы.
Вы снимаете много архитектурных объектов по всему миру. Я видел ваши съемки Версаля. Расскажите об аналогиях этих съемок с ВДНХ.
Это совсем другое. В Версале была договоренность, и мы снимали в выходные дни, когда там нет никого, поэтому в кадре нет людей. Для нас выключали фонтаны.
А что касается ВДНХ — это совершенно другая история, фонтаны там ради нас выключить не могли.
Версальский парк с анфиладой фонтанов — один из прообразов территории ВДНХ.
Ну да, на ВДНХ была создана центральная ось. И когда мы работали, создавая альбом, мы отсняли центральную ось, которая ведет от центральной арки до павильона «Космос». В Версале все другое: там парки, баскеты, а здесь люди ходят, и никаких тебе баскетов.
Мне очень нравится снимать ВДНХ, прямо очень! Но это совсем другая история. Потому что ВДНХ я всегда снимаю в первую очередь как идеологическую картинку, Выставка мне этим и нравится. Повторюсь: победа, ясность цели. А Версаль я расцениваю просто как очень красивое место, полностью выдержанное в духе классицизма. Наследие большой империи — но это было-то когда? Уже все.
Вы помните шашлычно-рыночный период ВДНХ в 1990-х?
Да, там было ужасно. Эти телевизоры жуткие — кошмар!
Я к чему: раз вы то время помните, то, наверное, и у вас есть ощущение, что вот оно — зеркало нашей страны. И какой бы период ни случился — все в нем отражается.
Отчасти вы правы. Да.
У вас есть ответ, что это за мир такой, созданный ведущими архитекторами страны по заказу власти под угрозой расстрела?
Да, это делали академики архитектуры. А с чего вы взяли, что кому-то грозил расстрел?
Первый главный архитектор Олтаржевский был в 1938 году осужден и отправился в Воркуту.
Да, первый состав уехал, потому что были технические ошибки, они не успевали к заявленным срокам. Но представляете, что бы в наши дни было с командой при срыве сроков такого крупного госпроекта, к тому же идеологического? Я думаю, тоже по голове бы не погладили.
И последующие архитекторы и администраторы знали: не справишься — Воркута или расстрел. Вот я о чем.
Вокруг строительства павильонов и их переименований было множество странных историй. Есть замечательные книги, где все это описано. Но у меня есть четкая позиция по поводу Выставки: это дико интересный объект, который я снимаю и буду снимать дальше. И для себя, и по заказу — неважно. Это визуализация мечты. Просто все пошло не так, и эта мечта не получилась. Которая была бы очень парадная и для всех, такая вот великая победа. Но все пошло иначе.
Ну, до нашего времени комплекс ВДНХ дожил, и я, например, там часто бываю — и на велосипеде, и пешком. Как бы то ни было, ВДНХ до нас дошла как прекрасный парк.
Все же много торговой истории там стало. Изначально-то все было по-другому. В период расцвета Выставки, в 60-е, на ней мало что можно было купить. Главное — там можно было посмотреть на передовую технику, на достижения, к которым пришла страна, — вот это было главное. То есть люди смотрели и гордились страной — я про это, про тему гордости и победы. А не про пойти купить телевизор, или, как раньше рекламировали, — помните? — «меха на ВДНХ». И я очень рад, что все это оттуда уходит. Пусть там будет культурная программа, главное — чтобы не было этих ларечников.
Согласен, это снижало образ. А ведь в 1950-1960-е для советского человека, особенно если он приезжал из глубинки, опыт посещения ВДНХ был сродни опыту паломничества в Мекку для мусульманина.
Не меньше, конечно.
За время съемок на Выставке вы, может, прикипели к какому-то объекту? Любимчики завелись архитектурные?
В первую очередь я очень люблю центральный павильон, который еще иногда называют первым или главным. Он у меня в топе: настолько парадный, настолько красивый, просто как будто идеальный. Еще я обожаю «Космос».
А если брать скульптуру — какие у вас фавориты?
Опять же на первом павильоне я был недели две назад, на уровне скульптур, и снимал панораму Москвы через скульптуры, когда уже убрали все леса. И, знаете, они очень интересные и классные. Сделаны очень хорошо, прекрасно выглядят после реставрации. Не знаю, правда, из чего они — из меди, из бронзы?
А когда я снимал интерьеры первого павильона, я там задержался дня на два. И еще, кстати, очень классный павильон мясной промышленности. Но он сейчас законсервирован под реставрацию, его никто не видит. Это за «Космосом», знаете такой?
Да, сверху на нем скульптура «Боец с быком».
Да. Вот там очень красивые интерьеры. Но когда мы снимали, они были, честно говоря, подубитые: где-то кафель сбит, где-то другие следы времени. Думаю, после реставрации все там нормально будет.
Вы снимаете архитектурные объекты во многих городах мира, у вас глаз-алмаз. Если оставить в стороне то, что вы просто любите Выставку, можете рассказать о плюсах и минусах ВДНХ с позиции профессионального архитектурного фотографа?
Во-первых, мне очень нравится масштаб: огромный комплекс, полностью подчиненный единому замыслу. Это, я считаю, огромный плюс и огромное достоинство ВДНХ. Масштабом берет. Центральная ось, единое стилистическое высказывание — все на месте. Что мне не нравится — там все-таки очень много людей. Я больше люблю гулять по пустым пространствам. Хотя для Выставки это большой плюс — что популярность столько лет не уменьшается.
И еще здорово, что Выставка живая, она все время менялась: переделывались фасады, названия павильонов. И, по-моему, замечательно и хорошо, что все это живет до сих пор. При том что задумывалась ВДНХ как выставка достижений всего советского народа — не русского, а именно советского. И мне очень нравится, что там до сих пор есть павильоны республик, которые содержатся на деньги этих государств, теперь уже независимых.
Есть такие урбанистические теории, в соответствии с которыми город и его здания физически должны принадлежать людям. И как сейчас есть коворкинги и коливинги, в будущем общественные пространства и здания будут совместно использоваться горожанами. Если бы вам дали возможность распределить пространства ВДНХ, вы в каких павильонах что бы организовали?
Я бы оставил их музеями и храмами культуры, а любое другое использование запретил. Чтобы приходили, поражались и уходили. Потому что оно того стоит.
Российский президент Владимир Путин вновь выступил на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». В 2018 году именно на этой площадке прозвучали слова про «мы попадем в рай, а они просто сдохнут». В этот раз снова было много сказано о войне: Путин допустил конец мирового порядка, рассказал об успехах в Сирии, похвалил Трампа, предложил свой вариант урегулирования кризиса в Персидском заливе, а также вспомнил о 90-х в России. Главные цитаты президента — в материале «Ленты.ру».
О мировом порядке
«Мы вступаем в эпоху, когда мирового порядка вовсе не будет. (…) Да, действительно, такой сценарий возможен. Но он таит в себе, безусловно, много угроз. Мы все это понимаем. Хочется надеяться, что как бы сложно ни выстраивались отношения между государствами, сколь опасными ни были правовые лакуны, например, в области ядерных ракетных вооружений, мировой порядок, основанный на ключевой роли международного права, будет трансформироваться, но сохранится».
«Другой путь, безусловно, чреват глобальными катастрофами практически для всего человечества».
Про попытки помешать сирийской операции
«Скажу прямо, далеко не все, в том числе и эксперты, находившиеся тогда в зале [Валдайского клуба в 2015 году], верили в то, что это может закончиться как-то позитивно. Наоборот, весьма скептически относились к этому, а многие задавали вопросы: «Зачем это нужно?» «Есть ли у нас понимание, — спрашивали они, — в какое осиное гнездо полезли?» А некоторые зарубежные партнеры… (…) Еще, честно говоря, и пытались мешать, противодействовать».
О террористическом квазигосударстве
«Мы нанесли поражение уже практически побеждавшему на территории Сирии международному террористическому интернационалу и предотвратили возвращение, инфильтрацию в нашу страну и в соседние государства, — с которыми у нас, кстати, нет визового режима, у нас прозрачные с ними границы, — сотен, а, может быть, в дальнейшем и тысяч вооруженных головорезов. За несколько лет большая часть сирийской территории освобождена от террористов, уровень насилия кардинально снизился».
«На наш взгляд, сирийское урегулирование может стать своего рода моделью разрешения региональных кризисов».
«В Сирии мы столкнулись с попыткой создания целого террористического квазигосударства с настоящей, — я говорю это без всякого преувеличения, — с настоящей террористической армией».
Об успехах Трампа
«Как только Соединенные Штаты решились на прямой разговор с Корейской Народно-Демократической Республикой, причем без предварительных формальностей и условностей, отказавшись от привычной, порой весьма грубой, вплоть до оскорблений, риторики, сразу появилась и надежда на мирное урегулирование».
«Движение в правильном направлении есть. Тут нужно отдать должное, конечно, и смелости, способности к неординарным шагам президента Трампа, ведь многие десятилетия американские президенты игнорировали КНДР, воспринимали не иначе как изгоя. Господин Трамп смог сделать исторический шаг, преодолеть демаркационную линию непонимания и отчуждения, встретиться с Ким Чен Ыном и начать переговорный процесс».
О ситуации в Персидском заливе
«Мы предлагаем отложить в сторону накопившиеся предубеждения, взаимные претензии, и практически с чистого листа попытаться создать в этом регионе организацию по безопасности и сотрудничеству, в которую помимо стран залива на правах наблюдателей могли бы войти Россия, Китай, Соединенные Штаты, ЕС [Европейский Союз], Индия и другие заинтересованные государства».
О России 90-х
«Россия действительно пережила в 90-е годы XX века — один из самых трудных периодов истории. Наряду с острейшими внутриполитическими, экономическими, социальными кризисами, мы еще и подверглись агрессии со стороны международного терроризма. Россия подошла тогда к очень опасной черте, за которой могло произойти самое худшее для любого народа, для любой нации и страны — развал и распад государства. Угроза эта висела в воздухе, и в большинстве своем люди ее чувствовали. Мы тогда могли, это было реально, погрузиться в бездну крупномасштабной гражданской войны, утратить государственное единство и суверенитет и оказаться на периферии мировой политики. И только благодаря исключительному патриотизму, мужеству, редкому терпению и трудолюбию русского народа и других народов России, наша страна была отодвинута от этой опасной черты».
О том, что делать дальше в Сирии
«Военными действиями, какой бы результат [с помощью них] не был достигнут, все равно окончательного решения достичь невозможно, поэтому сейчас нужно заниматься вопросами политического регулирования, что мы настойчиво и делаем. Во всяком случае, создаем условия».
«Мы очень многое сделали для формирования конституционного комитета, идея которого родилась, кстати, здесь, в Сочи. (…) Сами сирийцы договорились тогда о создании конституционного комитета для возможного принятия новой конституции либо внесения изменений в действующую конституцию. Потом был довольно большой период формирования этого комитета (…), и сейчас мы ожидаем начала этого конституционного процесса, работы этого комитета в Женеве под эгидой ООН».
О попытках сдержать Китай
«Я думаю, что это по определению невозможно. И если кто-то будет предпринимать такие попытки, он поймет, что это невозможно, и в ходе этих попыток, безусловно, будет наносить себе ущерб и урон».
О помощи Китаю
«Большой тайны, наверное, не открою, все равно это станет ясно. Мы сейчас помогаем нашим китайским партнерам создать систему СПРН, систему предупреждения о ракетном нападении. Это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность Китайской Народной Республики. Потому что сейчас такую систему имеют только США и Россия».
О том, стала ли Россия ближе к раю после фразы «мы попадем в рай, а они просто сдохнут»
«Мы все всегда одинаково близки к Господу. И он определит, где нам находиться после окончания нашего земного пути».
О ядерной угрозе
«Ситуация лучше не стала, конечно. Она ухудшилась в связи с выходом Соединенных Штатов из договора о ракетах средней и меньшей дальности. Это очевидно для всех. Теперь мы ждем следующего решения. Больше того, я думаю, тот факт, что очень быстро после объявления о выходе Соединенные Штаты испытали ракету средней дальности наземного базирования, говорит о том, что они уже давно над этим работали. За пару месяцев такие задачи технологически не решаются. Это значит, работали уже минимум несколько лет».
«Нам все время говорили, что такие системы «Иджис» не могут быть использованы для пусков ракет средней дальности наземного базирования. «Иджисы», которые стоят уже в Европе, в Румынии, и скоро в Польше будут стоять. Нам говорили — нет, это нельзя использовать. А потом — бум, и сами объявили (…) Ну хоть бы паузу сделали побольше. Ясно, что нас надували или пытались надуть. Потом сами в этом признались».
Об освещении событий на Украине российским ТВ
«Мы не должны выставлять нашего ближайшего соседа, братский народ, без всякого преувеличения, в каком-то невыгодном свете. Речь может идти о политике действующих властей, но никак не о стране, никак не о народе. Если вы так это трактуете, значит, чего-то не хватает в наших программах».
О Донбассе
«Теперь по поводу усилий нового руководства страны в связи с урегулированием конфликта на юго-востоке Украины. Я не знаю, насколько сильны на сегодняшний день те, кто против урегулирования, особенно на основе минских договоренностей. Запрос у общества на урегулирование очевидный. Я думаю, что прежде всего на основе этого запроса господин Зеленский так убедительно выиграл выборы. Люди ждут решения этого вопроса. И если у него хватит политического мужества, силы, я думаю, что он утвердится как честный политик».
Решение петербургских властей о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ послужило для церкви стимулом продолжить передел собственности. Вскоре о намерении вернуть себе объекты на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» заявила Симферопольская и Крымская епархия. Заговорили о возвращении церкви храма Спаса на Крови в Петербурге. Всегда ли оправданы эти притязания? Чего добивается церковь, отвоевывая все новые объекты? «Лента.ру» разбиралась, какую недвижимость РПЦ уже забрала, к чему присматривается, а на что и смотреть не хочет.
Церковный Петербург
О передаче Исаакиевского собора РПЦ всерьез заговорили после обращения Петербургской епархии к городским властям летом 2015 года. Идея вызвала бурю протестов в культурной среде, против выступил и глава музейного комплекса Николай Буров. Год назад епархии официально отказали: у властей появились опасения, что при переходе РПЦ городу придется взять собор на баланс, что создаст дополнительные нагрузки на бюджет. Городская администрация признала, что в текущих экономических условиях подобные решения нецелесообразны. Но церковь не отступала и заверила, что все расходы на содержание собора возьмет на себя. При этом РПЦ получит храм в долгосрочную аренду, а его собственником останется город. Вход станет бесплатным, музейные функции памятника культуры федерального значения сохранятся.
Из-за передачи собора церкви казна недосчитается от 50 до 70 миллионов рублей, ежегодно поступавших в виде налогов. Вызывает сомнения и то, что музейные функции сохранятся в существующем виде. В РПЦ пообещали сохранить доступ представителям всех религиозных конфессий, но даже в Минкульте сомневаются, что это возможно. В 2016 году музей посетили почти 3,9 миллиона туристов, российских и иностранных. Стоимость входного билета начинается от 250 рублей. Таким образом, за счет посетителей Исаакиевскому собору удавалось самостоятельно покрывать все затраты на содержание, в том числе на реставрацию. До 2020 года на эти цели планировалось потратить около 750 миллионов рублей.
Именно поэтому директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал повременить с передачей собора и сохранить статус-кво. Если вход в собор станет бесплатным, внутри будет больше людей, реставрация может затянуться. Председатель Союза музеев обратился к патриарху Кириллу с просьбой отозвать ходатайство на время, чтобы «остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение». В епархии посоветовали Пиотровскому не лезть не в свое дело и заниматься «проблемами собственного музея».
Реставрационные работы запланированы и в храме Спаса на Крови, входящего музейный комплекс «Исаакиевский собор». После того как в Смольном огласили решение по Исаакию, Санкт-Петербургская епархия напомнила, что имеет основания получить в долгосрочное пользование и этот культурный объект. Личное обращение Дмитрию Медведеву написал митрополит Варсонофий. Свои притязания на здание XIX века в церкви объяснили тем, что в храме необходимо возобновить полноценные богослужения, а из-за светского характера приходская деятельность ограничена. По мнению сотрудников музея, после истории с Исаакииевским собором передача РПЦ Спаса на Крови — вопрос времени.
К слову, еще два собора — Смольный и Сампсониевский, также входившие в музейный комплекс Исаакия, перешли под управление РПЦ по договору с властями Санкт-Петербурга еще в феврале 2016 года. Оба храма остались в городской собственности, а церковь получила в нагрузку технические расходы на их содержание. Примечательно, что решение о передаче двух этих объектов не встретило сопротивления общественности.
Вышеперечисленные храмы объединяет и то, что решение о передаче их в собственность Петербурга было принято в октябре 2012 года правительством России, то есть кабинет министров поставил точку в вопросе деления собственности между питерскими и федеральными властями, решение которого тянулось с 2008 года. Обосновывался этот шаг тем, что все объекты «являются визитной карточкой Санкт-Петербурга, общепризнанными всероссийскими центрами культуры». Документ прописывал механизмы взаимодействия между епархией и комитетом по управлению городским имуществом. За год до его подписания глава комитета Александр Макаров намекнул, что в перспективе эти архитектурные объекты могут отойти церкви.
Освободите помещения
Впрочем, РПЦ не всегда удавалось отвоевывать территорию без боя. Здание в центре Москвы, в котором располагался Историко-архивный институт РГГУ, стало предметом длительного спора между вузом и церковью. В 2004 году Арбитражный суд Москвы закрепил право собственности за РПЦ. Администрация РГГУ не оспаривала решение, но отказалась покидать помещения до тех пор, пока вузу не предоставят равноценный по площади объект в центре Москвы.
РГГУ занимает несколько строений на Никольской улице, в непосредственной близости от Кремля: до революции в этих зданиях находились первое высшее учебное заведение России — Славяно-греко-латинская академия, Заиконоспасский и Никольский монастыри, а также Синодальный печатный двор.
Занятия на Никольской прервались в 2008 году: к одному из зданий РГГУ пришли судебные приставы и попытались опечатать две аудитории. Их сопровождали около 20 человек в казачьей форме, требовавшие, чтобы студенты и преподаватели покинули помещения в несколько часов. Казаки ссылались на судебное решение, по которому помещения отошли в пользу Заиконоспасского монастыря четыре года назад.
После этого за университет вступилось Росимущество: в агентстве признали неправомерным выселение РГГУ с Никольской. Здание было передано вузу по распоряжению Минимущества в 2001 году, и тогда решение никто не оспорил. Вуз занимал 400 метров в здании общей площадью 1200 метров по арендному договору с департаментом имущества Москвы. Подворье бывших монастырей занимает оставшуюся площадь.
Спор разрешился в 2011 году: Федеральный арбитражный суд Московского округа признал здание на Никольской федеральной собственностью. За объектом был закреплен статус памятника историко-культурного наследия общероссийского значения, что лишило юридической силы требования мэрии передать его РПЦ.
Но казус РГГУ — скорее исключение. В Перми, например, имущественный спор с вузом, наоборот, завершился победой церкви. Трехэтажное здание бывшего собора, в котором располагался главный корпус фармацевтической академии, вернули епархии в 2009 году. Студенты и преподаватели переехали: город согласился предоставить взамен помещение большей площади. В освободившемся строении провели реконструкцию по сохранившимся фотографиям: обновили внутреннюю отделку, реставрировали фасад, возвели 55-метровую колокольню и повесили колокола.
Что нам стоит храм построить
В некоторых случаях интересы РПЦ выходили за пределы территорий, где исторически располагались православные святыни. Так, в 2010 году церковь получила в собственность лютеранские кирхи в Калининграде, которые едва ли могут представлять ценность для ее прихожан. Местные депутаты перевели под крыло РПЦ почти два десятка строений, в том числе Театр кукол (бывшая Луизенкирха), Калининградскую областную филармонию (кирха Святого Семейства) и замок Инстербург.
Столь скоропалительное решение властей в городе встретили с недоумением. Однако в РПЦ признали спешку в этом вопросе необходимой: в правительстве готовился закон (принятый вскоре после передачи калининградских кирх и замков), по которому религиозные объекты можно передавать только по конфессиональному принципу. То есть православная церковь теперь не может претендовать на лютеранскую кирху, синагогу или мечеть. В итоге здания перешли к РПЦ «ради соблюдения интересов православных верующих, которых в регионе больше, чем католиков и протестантов вместе взятых».
Наиболее заметные, такие как кирха Святого Семейства, в какой-то мере сохранили прежние функции: в зале бывшей филармонии по-прежнему дают органные концерты. Судьба менее заметных построек сложилась иначе: лютеранскую кирху Гумбиннена в городе Гусеве (бывший Гумбиннен) переделали в православный храм. Спустя два года после перехода в собственность РПЦ в довоенном здании начался ремонт — к нему пристроили колокольню, появились золотые купола, стены перекрасили в яркие цвета. Сменилось и название — теперь кирха называется храмом Успения Божией Матери.
В сфере имущественных интересов Калининградской епархии оказались не только религиозные объекты, но и культурные памятники. Тем же постановлением РПЦ отошли семь строений на территории Восточной Пруссии, в том числе средневековые рыцарские замки, которые достались церкви не в лучшем состоянии. Уже в 2010 году унаследованные руины в епархии признали «тяжким бременем» и заявили, что готовы предоставлять их в безвозмездное пользование или за символическую плату. От арендатора требовалось провести полную реставрацию за свой счет. «Это наследие церковь воспринимает скорее как крест, который нужно понести, и понести ответственно», — отмечал глава имущественного отдела Калининградской епархии Виктор Васильев. К сожалению, инвесторов, пожелавших вложиться в исторические развалины, так и не нашлось. Тогда в 2014 году по инициативе церкви началась реставрация одного из тевтонских замков — Брандербурга. На эти цели из федерального бюджета планировалось выделить не менее 29 миллионов рублей, однако кампанию по реконструкции вскоре свернули, развалины огородили забором, а за вход за забор начали взимать плату.
Пример Калининградской области с ее древними руинами не уникален: в стране сотни заброшенных церквей, причем среди них много связанных с историческими событиями. К ним церковноначалие не проявляет особого интереса: более того, в ряде случаев противится восстановлению силами общественников и энтузиастов. «Так происходит из-за формального подхода: если нет прихода, который бы приносил деньги, то и восстанавливать памятник неинтересно. Если он стоит, например, посреди вымершего села, — объясняет председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов. — О том, чтобы приложить усилия и не дать ему превратиться в груду кирпича, речи не идет. Местному священнику в небогатом приходе не по силам самостоятельно собирать крупные суммы на восстановление. Деньги в РПЦ распределены неравномерно: все уходит наверх, а в качестве помощи таким объектам ничего не возвращается. Вот и получается, что где-то купола недостаточно блестят, а где-то здание не сегодня-завтра упадет».
Вернуть Богу богово
Не исключено, что по схожему сценарию будет развиваться ситуация вокруг «Херсонеса Таврического». Передача музея-заповедника под управление епархии ставит под угрозу как археологические раскопки на его территории, так и сам факт его существования. Церковь вместе с культовым зданием получает прилегающие постройки, а значит, и право передать их в аренду бизнес-структурам, поясняет специалист по религии и праву, профессор Анатолий Пчелинцев: «Причем необязательно околоцерковным. Хоть банку, хоть нефтяной компании — любой коммерческой организации. Все церковное имущество освобождается от уплаты налогов — таким образом, это выгодно вдвойне».
Законы не запрещают церкви заниматься бизнесом, но есть условие: доходы от коммерческой деятельности должны идти на уставные цели — совершение религиозных обрядов, просветительскую деятельность. В реальности проконтролировать, на что пошли деньги, невозможно, добавляет ученый. «Там 24 объекта недвижимости, которые впоследствии можно сдавать в аренду и получать с этого хорошие деньги. При этом само культовое здание можно использовать по назначению: проводить службы. Но и сегодня никто им этого не запрещает — там и так ведутся богослужения. Поэтому цель очевидна: стать собственником дорогих объектов недвижимости. Неважно где — в Крыму или в другом регионе», — резюмирует профессор.
Не смотря на протесты научной общественности, деятелей культуры и местных активистов, инициатор передачи Херсонеса под управление РПЦ протоиерей Сергей Халюта решительно настроен вернуть «Богу — богово». Пока в епархии генерируют идею, каким мог бы стать заповедник, в Минкульте вопрос называют дискуссионным. По итогам обсуждения станет ясно, сможет ли продолжить свою работу крупнейший научный центр полуострова, или на месте заповедника из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО восстановят монастырь.