Любнарком побывал на пресс-конференции, посвященной 95-летию Юрия Владимировича Никулина и презентации новой книги «Цирк на Цветном».
Разговор не мог не коснуться профессии клоуна.
— Клоун – это самая дефицитная профессия в цирке, — говорит генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин. — Это единственная профессия, которой нельзя научить. Клоуном надо родиться. Клоун – это философия. Наш цирк невозможен без клоунов. Но в последнее время появилось очень много комиков, мимов, аниматоров, которые считают себя клоунами. Но к клоунаде они никакого отношения не имеют, в цирке работать не смогут. Я помню, как ко мне обратился агент Александра Калягина и сказал, что Калягин страшно хочет выступить на арене в роли клоуна. Это его мечта. Дескать, нельзя ли сделать так, чтобы он в каких-то спектаклях выходил с репризами на арену? Калягин – великий артист, но я посоветовал агенту отговорить Калягина от этой затеи, потому что это был бы провал. Он не смог бы быть клоуном. Да, он играл бы клоуна, а клоуна играть нельзя, клоуном надо быть. Настоящий коверный – это высший пилотаж.
О взаимоотношениях цирка и власти тоже было сказано.
— «Там» к цирку сегодня нет интереса, — Максим Никулин поднимает глаза вверх. – С перестроечных времен так сложилось, что слово «цирк» для людей правящих имеет негативное значение, созвучное слову «балаган». Все знают эти фразы: «Что ты клоуна из себя строишь?» или «Что ты цирк тут устраиваешь?» А при советском режиме цирк был идеологическим инструментом, к нему было серьезное внимание государства и правящей партии. Было три экспортных кита – спорт, Большой театр и цирк, при этом цирк и Большой театр содержали весь Госконцерт, зарабатывая валюту. Все же помнят братьев Запашных, Игоря Кио, Ирину Бугримову, Маргариту Назарову – их афишами заклеивались города, их портреты были на первых полосах главных газет. А когда система завалилась, интерес к цирку у власти потерялся. Я честно скажу: иногда становится обидно. Смотрите: вся страна знает, какое место заняла наша женская сборная по керлингу. А сколько мы привозим наград каждый год! Из Монако, из Парижа, из Китая, из Будапешта. Сколько мы привозим золота и серебра! А ведь для артиста цирка отработать в Монако – это сложней, чем спортсмену выступить на Олимпийских играх. Но об этом не пишут и не говорят. КВН президенту более интересен, чем цирк, я понимаю. Вот если слон задавит 10 или 15 зрителей, то это будет то, что надо, это покажут.
А еще в цирке на Цветном есть традиция – когда в новогоднюю ночь бьют куранты, все артисты берут по бутылке шампанского и несколько пустых ведер. Шампанское дружно наливается в ведра, после чего им угощают слонов. Таким образом, слоны празднуют Новый год вместе с людьми. Слонам очень нравится шампанское, они пьют его с удовольствием.
Любнарком, 20 декабря