Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Опубликованы списки кандидатов в академики и члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН). На 76 вакансий академиков — 328 претендентов. В члены-корреспонденты РАН на 171 вакансию выдвинут 1501 кандидат. Голосование состоится в ноябре. В Академии наук подчеркивают, что главная задача этих выборов — сделать их максимально прозрачными.
По словам вице-президента РАН Алексея Хохлова, для повышения конкурентности выборы объявлены не на все имеющиеся вакансии, а в среднем на 75 процентов. Правда, исключение сделали для региональных отделений Академии наук. В Уральском, Дальневосточном и Сибирском отделениях планируется заполнить все свободные места. По замыслу РАН — это один из способов стимуляции развития науки на местах. Ученые могут сделать карьеру в регионах, а не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Российская Академия наук — это высшее научное учреждение страны, главный центр фундаментальных исследований. Первая Академия в России появилась по указу Петра Первого в 1724 году в Санкт-Петербурге. В 1917 году она была переименована в Российскую академию наук (РАН).
Выборы обычно проходят раз в два-три года. Звание присуждается пожизненно. Итоги прошлого набора вызвали немало дискуссий. Академию наук подозревали в клановости, необъективности и в кумовстве. В члены академии массово начали подавать заявки сотрудники ФСБ, Управделами президента, различных министерств и ведомств. Что, в свою очередь, вызвало недоумение в Кремле. В итоге после критического замечания Владимира Путина некоторые федеральные чиновники лишились своих кресел.
Также РАН обвиняли в закрытости — многие отделения не публиковали сведения о претендентах. Поэтому, как заявил президент РАН Александр Сергеев, была поведена работа над ошибками. В этот раз процесс будет публичным.
— Академия наук — это интеллектуальная элита страны, и мы несем ответственность за ее формирование, – подчеркнул президент РАН Александр Сергеев, выступая с докладом на общем собрании Академии. — Любой сбой в процессе – выбор людей, не внесших существенного вклада в науку, или, наоборот, невыбор выдающихся ученых – имеет большой резонанс. Неприятно, когда в адрес Академии наук идут нарекания, причем не единичные. Наша задача – в этом году провести выборы, результаты которых приветствовала бы не только РАН, но и все научное сообщество, и общество в целом, поскольку выборы в академию находятся под пристальным вниманием многих социальных групп и общественных институтов.
В общей сложности в Академии наук 16 направлений, по которым ученые могут баллотироваться: математика, физика, общественные дисциплин, история, филология, международные отношения, науки о Земле, энергетика, машиностроение, нано- и информационные технологии, медицина, сельское хозяйство и т.д. В каждом подразделении существует ограниченное количество мест.
Самыми популярными специальностями стали математика, физика и астрономия, химические науки. По каждому направлению в РАН войдут по три академика. Самая невостребованная — экономика. По этой дисциплине открыта только вакансия члена-корреспондента. В этом году больше всего вакансий в отделениях медицинских наук — нужно выбрать 15 академиков и 41 члена-корреспондента. Конкурс огромный — на звание члена-корреспондента РАН в медицине — в среднем 6 человек на место.
Согласно уставу, в РАН «избираются ученые, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения. Членами-корреспондентами Академии избираются ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами». Из 232 кандидатов, баллотирующихся на медицинские специальности, девять в прошлом году стали лауреатами премии Правительства РФ в области науки и техники: Сергей Емельянов и Михаил Прудков («Абдоминальная хирургия»), Дмитрий Кудлай («Медицинская биотехнология»), Виктор Царев («Медицинская микробиология»), Садулла Абакаров, Ирина Макеева, Дмитрий Трунин и Сергей Арутюнов («Стоматология и челюстно-лицевая хирургия»), Сергей Виссарионов («Травматология и ортопедия»).
Одна из тенденций выборов в РАН — появление вакансий, где есть ограничения по возрасту (27 из 171). В последние годы Академия наук взяла курс на «омоложение» — средний возраст академиков составлял почти 77 лет, а членкоров – почти 69 лет. Поэтому по ряду специальностей сознательно выставлен возрастной ценз — на момент избрания членом-корреспондентом претенденту должно быть не более 56 лет. Однако это вполне оправдано — так как в основном это касается относительно молодых направлений в науке. Некоторые специальности на стыке сразу нескольких научных дисциплин: биологии, физиологии, генетики, физики, медицины.
Больше всего подобная «многоканальность» характерна для медицинской сферы — здесь на передовой край сегодня вышли биотехнологии. Сейчас это центральное направление работы медиков и ученых всего мира. Уже сейчас биотехнологии позволяют лечить те болезни, которые раньше считались неизлечимыми. Постепенно пул «побежденных» недугов будет расширяться.
– Мы активно разрабатываем новые методы трансплантации при генетических, гематологических и онкологических заболеваниях, — поясняет главный детский гематолог Минздрава России, академик РАН Александр Румянцев. — Важнейшую роль играет индивидуальный подход к подбору препаратов в каждом конкретном случае, для каждого пациента. В связи с этим особое значение приобретает сотрудничество с современным научным и производственным биотехнологическим центром в разработке и клинических исследованиях инновационных препаратов для лечения онкологических заболеваний. Это новая идеология развития медицины XXI века.
В России еще лет десять назад биотехнологическая отрасль отсутствовала как класс. Сегодня благодаря поддержке государства — стремительно развивается. Причем, на западный манер — упор делается на провинцию. В регионах в качестве научных центров притяжения и стимулирования развития науки создаются биотехнопарки. И в отличии от многих других отраслей, здесь наука изначально тесно связано с производством. Санкт-Петербург известен производством моноклональных антител (компания «Биокад»), Кировская область – производством вакцин (компания «Нанолек»). Владимирская же стала пионером в области производства препаратов для лечения редких заболеваний и факторов свертывания крови. Уникальна она и с точки зрения первого в России производства биомедицинских клеточных продуктов (мощности компании «Генериум»). Подобные кластеры скоро должны появиться на Урале, в Тюмени, Татарстане.
Академики и члены-корреспонденты РАН избираются тайным голосованием на общем собрании соответствующей академии наук. Выборы проводятся в один тур. Победитель должен получить не менее двух третей голосов академиков РАН, принявших участие в голосовании, и не менее половины списочного состава академиков.
С начала недели стартовал прием заявок от некоммерческих организаций на получение грантов из президентского фонда. Система финансирования НКО существенно изменилась. Теперь отбирать проекты и выделять на них средства будет единый грантооператор вместо девяти. Саму процедуру подачи и отбора заявок тоже значительно упростили. «Лента.ру» разобралась, как нововведения будут выглядеть на практике.
В понедельник, 17 апреля, начался первый в этом году конкурс на получение средств из Фонда президентских грантов. Заявки будут приниматься до конца мая. Второй конкурс, как ожидается, продлится с 16 августа до 29 сентября. В прошлый раз конкурсов было четыре, но вследствие слишком коротких сроков подачи заявок многие потенциальные претенденты не смогли поучаствовать в процедуре.
Помимо дат и продолжительности этапов, в систему распределения грантов внесены и другие существенные изменения.
Один вместо девяти
Новая система распределения средств для НКО утверждена президентом в начале апреля. Главная ее черта — сокращение числа грантооператоров с девяти до одного. Теперь распределять деньги предстоит одной-единственной структуре — специально учрежденному Фонду президентских грантов. Сам фонд возглавил бывший советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Чукалин, координационным комитетом организации будет руководить первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Вместе с ним в комитет вошли около трех десятков видных общественников, в том числе детский омбудсмен Анна Кузнецова и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.
Комитет, в свою очередь, определит состав объединенного экспертного совета для оценки и отбора проектов, а затем утвердит их окончательный список. Уже известно, что в совет приглашены член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, глава Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева и руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Однако официально список не обнародован — до тех пор, пока от приглашенных не поступит согласие или отказ.
Экспертный совет получит широкие полномочия — он сможет определять правила оценки проектов, формировать пул независимых экспертов и уже после них рассматривать заявки.
Но главное, как отмечают сами представители некоммерческого сектора, с запуском этой структуры потенциальным получателям не придется больше бегать между распределителями грантов, пытаясь успеть на один из многочисленных конкурсов. «Появление единого грантооператора позволит лучше организовать работу и обеспечит прозрачность и понятность принимаемых решений, потому что в прошлые годы возникали претензии по поводу отдельных решений грантооператоров», — заявил в связи с этим ТАСС председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Процедура по пунктам
После введения новой системы подать документы на конкурс можно будет в электронном виде. Виртуальная заявка, сопровожденная выпиской из ЕГРЮЛ и копией устава, заменит 400-страничный пакет документов, который требовался от участников ранее.
Поскольку в бумажном виде предоставлять документацию не придется, поучаствовать смогут в том числе и организации из отдаленных регионов и территорий. Одновременно, как ожидают разработчики системы, снизятся издержки на участие в конкурсе.
«Со вчерашнего дня, [17 апреля], любой, у кого есть проект, который способствует позитивным изменениям в какой-то сфере жизни общества, может подать заявку на грант. Мы видим здесь прогрессивное нововведение, когда любой желающий может стать участником через интернет», — отметил глава «Всероссийского общества инвалидов» Михаил Терентьев.
Профессор департамента политической науки Высшей школы экономики Леонид Поляков пояснял журналистам, что к рассмотрению заявки привлекаются как минимум два эксперта — чтобы избежать какой-либо «вкусовщины и необъективности». «Если оценки экспертов расходятся значительно, то экспертный совет приглашает третьего специалиста, для того чтобы получить сбалансированную конечную итоговую оценку. Когда все эти процедуры выполнены, когда все грантосоискатели получили свои оценки у экспертов, решение о победителях конкурса принимает экспертный совет», — рассказывал он.
Для кого деньги
Предполагается, что средства из Фонда президентских грантов будут доступны для проектов по 12 направлениям деятельности. Речь идет о социально значимых сферах — соцподдержка семьи и детства, охрана здоровья, развитие культуры и искусства, сохранение исторической памяти, защита прав человека, окружающей среды и животных.
Заранее неизвестно, сколько средств пойдет на то или иное направление, поэтому эксперты смогут более гибко подходить к распределению денег. Тем более общая сумма финансирования может вскоре вырасти. По словам главы фонда Ильи Чукалина, сейчас на гранты предусмотрено чуть более 4,3 миллиарда рублей, но сумма может быть увеличена до 7 миллиардов.
Заявку на часть этих средств вправе подать почти любые некоммерческие неправительственные организации, кроме кооперативов, политических партий и некоторых других объединений. Если раньше проекты конкурировали между собой вне зависимости от масштаба, то теперь подход дифференцировали. Планируется отдельно оценивать инициативы в трех категориях — стоимостью менее 500 тысяч рублей, от 500 тысяч до 3 миллионов, а также свыше 3 миллионов рублей. По мнению большинства экспертов, это обеспечит более честные условия конкурса, в котором небольшие проекты не потеряются среди масштабных начинаний.
Одной из гарантий полезности отобранных проектов становится публичность всей процедуры, подчеркивает Михаил Терентьев из Всероссийского общества инвалидов. «Проект обязательно должен быть представлен в интернете. Поэтому мы сможем видеть, какие проекты выигрывают, какую именно пользу они несут для общества при реализации», — заключает он.
В ближайшее время городские поезда нового поколения «Иволга» станут неотъемлемой частью столичной транспортной системы — они будут курсировать по первым маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД) — «Одинцово-Лобня» и «Нахабино-Подольск», которые готовятся к запуску уже в конце 2019-начале 2020 года.
«Иволги» — российская разработка. Производитель поезда («Тверской вагоностроительный завод», входящий в «Трансмашхолдинг») использовал в конструкции поезда более 90 процентов отечественных комплектующих. При этом по технологическому уровню «Иволга» соответствует мировым аналогам, отмечает производитель, и обещает пассажирам новый для столичного транспорта уровень комфорта.
«Потребности пассажиров растут. Многие из них ощущают себя комфортно в привычной среде — дома, в личных автомобилях, в офисах. Желание того, чтобы привычная им среда была перенесена и в общественный транспорт, справедливо. Это один из моментов, который заставляет нас и наших поставщиков компонентов активно развиваться», — отмечает коммерческий директор по развитию пассажирского транспорта «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов.
В салонах «Иволги» расположены широкие эргономичные сидения, предусмотрены системы климат-контроля и обеззараживания воздуха, USB-розетки, Wi-Fi модули, множество поручней, в том числе, с теплым покрытием, установлены крепления для велосипедов и вместительные багажные полки. В «Иволгах» также есть просторные туалетные комплексы, оборудованные электронными сушилками для рук, сенсорными кранами и пеленальными столиками.
Немаловажно, что поезд адаптирован для проезда маломобильных пассажиров: в головных вагонах установлены пандусы, увеличена площадь туалетных комнат, надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.
Как показали исследования психологов, комфорт во время поездки обеспечивает и продуманный дизайн поезда. Так, внешний облик «Иволги» спроектирован при участии ведущего европейского дизайн-бюро, а в интерьере использованы элементы так называемого бионического дизайна: изгибы линий и деталей обстановки, цвета и материалы позаимствованы у природы.
Другое важное преимущество этого поезда — организация внутреннего пространства. План поезда «Иволга» продуман до мелочей. В частности, широкие двери (140 сантиметров) позволяют пассажирам быстро входить в вагон и выходить из него, а отсутствие тамбуров и межвагонных дверей — свободно перемещаться. Внутри поезд «Иволга» просторный и светлый, благодаря большим окнам и правильной организации пространства.
Одновременно это и главное требование к городскому электропоезду, который рассчитан на обслуживание большого пассажиропотока, а также функционирование в тактовом режиме, то есть ездить на небольшие расстояния, с частными остановками, через равные промежутки времени, отмечают эксперты в области транспорта.
«В «Иволге» не будет традиционных для электричек тамбуров, поскольку поезда на МЦД будут совершать частые остановки и должны обеспечивать высокую проходимость пассажиропотока», — отмечает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.
Так, Московские центральные диаметры, по сути, представляют собой наземное метро, которое соединит противоположные города Подмосковья через центр столицы и будет обслуживать, по оценке департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, до 330 миллионов человек в год.
«Этот поезд вмещает значительное количество людей, и выбор “Иволги” для МЦД максимально соответствует задаче этого проекта — сделать все возможное, чтобы пассажиры комфортно доехали до конечной точки, при этом сводили к минимуму пользование личным автомобильным транспортом, метро или любым другим видом общественного транспорта», — комментирует председатель «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов.
В целом, запуск «Иволги» — это очень важный шаг для формирования позитивного отношения пассажиров к общественному транспорту, отмечают эксперты. «”Иволга” — другое поколение поездов: здесь учитывают потребности всех пассажиров», — комментирует доцент кафедры управления транспортно-экспедиционным обслуживанием Государственного университета управления Татьяна Гайноченко. «Для молодых людей будет привлекательно, что в поезде большое количество USB-розеток и есть Wi-Fi, а для всех пассажиров ― комфортные сидения, климат-контроль, широкие проходы между рядами, возможность сквозного прохода через поезд, бесшумность, современный внешний облик и внутреннее оформление, наличие санитарных комнат», — говорит она.
Кроме того, современный подвижной состав вносит вклад в социальную стабильность общества, так как у людей улучшается настроение и появляется больше сил для того, чтобы он занимался досугом или производительным трудом, замечает Татьяна Гайноченко. «Транспорт — это такая сфера, где формируется потеря здоровья человека, утомляемость, транспортная усталость. Чем эргономичнее транспортное средство, тем меньше эта усталость», — поясняет эксперт.
С «Иволгой» в базовой модификации москвичи знакомы уже полтора года — с апреля 2017 года состав курсировал от Киевского вокзала до Ново-Переделкина, а с октября 2018 года ездит по маршруту Белорусский вокзал-Усово. За это время поезд успел завоевать любовь как пассажиров, так и сотрудников эксплуатирующих организаций — разработчики получили множество положительных отзывов о поезде «Иволга» и благодарности за создание такого комфортного и удобного в обслуживании состава.
Так что у усовершенствованной для МЦД «Иволги» шансы понравиться пассажирам высоки. Пока же до запуска «Иволги» по МЦД остается около года, редакция «Ленты.ру» подготовила подробную инфографику с описанием всех характеристик и преимуществ этого городского поезда для пассажиров.
Актеров-инвалидов, с успехом работающих в мировом кино, сегодня немало: Сильвестр Сталлоне, Том Круз, Майкл Джей Фокс, Питер Динклэйдж и другие. Режиссеров, сценаристов, операторов и художников по костюму с ограниченными возможностями здоровья на съемочных площадках гораздо меньше. И уж точно в мире никогда не было киношколы, в которой люди с инвалидностью могли бы изучить азы профессии. Положение дел неожиданно изменили российские кинематографисты. Год назад с Москве открылась первая киношкола для инвалидов «Без Границ». О новом социальном проекте «Лента.ру» рассказывает в продолжение рубрики «Страна добрых дел».
— Ангелина! Ангелина! Кто у нас?! — Девочка! Андрей, слышишь?! Де-воч-ка!! — Как?! Не мальчик?! Ангелина!!!
Поздний вечер. Актовый зал реабилитационного центра «Преодоление». Занятие по режиссуре в киношколе для инвалидов. Два студента, молодая девушка Ангелина Газина и бородатый Андрей Андрейченко, оба глухие, разыгрывают этюд, в котором герои зовут друг друга. Они бурно жестикулируют и громко кричат — для большей убедительности.
— Могла такая ситуация быть в реальности? Могла! — хвалит их педагог Владимир Нос. — В кино главное — правда жизни. Если она есть, все остальное фигня. Вам остается только смонтировать кадры.
Не дать им затухать бесславно
Киношкола «Без Границ» — уникальный проект, единственное в стране учебное заведение, где люди с ограниченными физическими возможностями могут не только изучить искусство кинематографии, но и получить диплом, вполне котирующийся в современной киноиндустрии.
— Среди инвалидов много ярких самобытных личностей, увлеченных кино, — говорит директор школы, кинопродюсер Олег Любаев. — Они что-то для себя пишут, снимают. Но делают это на любительском уровне. Мы же хотим дать им хорошее профессиональное образование. Мы стремимся к тому, чтобы талантливые люди с инвалидностью не затухали бесславно, но, напротив, могли реализовать свои способности в любимом деле.
Старт проекта не обошелся без курьеза. Незадолго до открытия, организаторы школы (кроме Олега, это двое его коллег: Петр Алтунин и Екатерина Ананьева) решили сделать мастер-класс по режиссуре для людей с ограниченными возможностями здоровья. Было лето. Занятие проходило на открытой площадке в Перовском парке. Вел его режиссер Владимир Хотиненко. Послушать мастера собралось человек 30-40 инвалидов. Вдруг хлынул ливень. Знаменитый режиссер и его слушатели спрятались на веранде. Но не разошлись. Еще два часа они общались, задавали друг другу вопросы, слушали истории о кино…
«Дождь — к добру», — решил Олег. В декабре прошлого года он провел вступительные экзамены и набрал первый курс. С января 2017-го в киношколе начались регулярные занятия. Они бесплатные и проходят на базе реабилитационного центра «Преодоление», здание которого оснащено пандусами, широкими дверными проемами и просторными лифтами и как нельзя лучше приспособлено для нужд маломобильных людей.
Сидя в аудитории режиссером не станешь
На данный момент в киношколе два факультета — сценарный и режиссерский. Ведут занятия педагоги ВГИКа. Сценарное мастерство преподает Тимур Газиев, режиссуру — Владимир Нос. Кроме того, у всех студентов есть лекции по истории кино, которые читает Наталья Смагина, а будущие режиссеры дополнительно посещают курс операторского мастерства, его ведет Мария Соколова.
Но, главное, студенты проходят практику на съемочных площадках известных проектов. Весной, например, учащиеся побывали на студии StarMedia, где режиссер Олег Фомин сейчас снимает фильм «Операция «Мухаббат» об Афганистане. Летом присутствовали на съемках картины Джаника Файзиева «Вратарь галактики» на «Мосфильме». В начале ноября посетили съемочную площадку фильма «Училка 2. Испытание» Алексея Петрухина. А только что они вернулись со съемочной площадки сериала «Провокатор» режиссера Дмитрия Тюрина.
— Кино — это практика, практика и еще раз практика, — уверен Олег. — Сидя в аудитории ни сценаристом, ни режиссером не стать.
Сейчас в киношколе учится 20 человек. Все они очень разные. Один из учащихся — Николай Лобжанидзе, инвалид по зрению, чтобы поступить в киношколу, он специально переехал из Ростова в Москву. Другая девушка, Татьяна Белоусова, инвалид-колясочник. Она из Туркмении. До травмы работала на швейной фабрике, училась на детского психолога и много занималась спортом. Оказавшись же в инвалидном кресле, исполнила давние свои мечты: занялась рукоделием, танцами со светом и огнем и драматургией кино.
А еще один студент киношколы, Игорь Феофанович Храплюк-Познанский, — пенсионер. Ему 88 лет. Большую часть жизни он проработал кинооператором на Свердловской и Ростовской киностудиях и, когда вышел на пенсию, очень скучал по кино. Узнав, что открыта киношкола для инвалидов, немедленно записался на сценарный факультет. Говорят, Игорь Феофанович часто, подсев к кому-нибудь из студентов, делится секретами мастерства. «Я научу тебя снимать дождь, — обещал он недавно хорошенькой Ангелине. — Вот окно, через форточку твой помощник поливает стекло из лейки, капли стекают, камера видит струйки, появляется образ дождя. А героиня, она будто на скамейке под дождем сидит — вот такое перспективное совмещение». И рисовал в блокноте раскадровку будущей сцены…
Стиральная машина, дрель и терка
Обычно занятия в киношколе проходят по вечерам, два-три раза в неделю и длятся по четыре академических часа. На том уроке режиссуры, на который я попала, студенты проходили сразу две новые темы: превращение предмета и речь в игровом кино. Владимир Мосс начал занятие с того, что показал учащимся несколько короткометражек, снятых ребятами из ВГИКа. В этих коротких, по полторы-две минуты, фильмах гудели, взлетая, самолеты, щелкали затворы собираемых автоматов, мерцали изрытые кратерами поверхности далеких планет. А потом оказывалось, что это всего навсего стиральная машина, дрель или терка для овощей.
— К следующей нашей встрече вам тоже надо будет выбрать какой-то предмет, подумать, что он напоминает, и снять пять-шесть кадров о его превращении, — говорит преподаватель. — И помните, кадры должны быть в развитии…
Во второй части урока будущие режиссеры учились воздействовать на сознание зрителя через слово. Оказалось, что почти год до того студенты снимали только немое кино и лишь с этого занятия они станут работать со звуком.
— Как вы знаете, сознание человека состоит из шести областей. Актеры и режиссеры называют их «адресами», — объясняет педагог. — Это внимание, чувства…
— Каждому из адресов соответствует два словесных действия — «ноты», оперируя которыми можно добиться от партнера или зрителя желаемого эффекта, — продолжает Владимир. — Сегодня мы разберем с вами самый первый адрес — внимание, и самую простую ноту — «звать».
Педагог дает учащимся задание: придумать сценку, герои которой в буквальном смысле зовут друг друга. Студенты расходятся по залу, о чем-то шепчутся. А потом раздается отчаянный крик Андрея: «Ангелина!!!»
Про любовь и измену…
В перерыве между занятиями я подхожу к одной из студенток — Маше Кашириной. Маша — жизнерадостная девушка, вся в розовом, с взъерошенной стрижкой. Она сидит посреди зала, небрежно бросив костыли под стул.
— Трудно было играть этюд? — спрашиваю я.
— Да, трудно, — кивает она. — Мы же не актеры. Странно ни с того ни с сего кричать на весь зал, да еще стучать при этом костылем или бросаться в товарища бумажкой. Но режиссер должен это уметь, чтобы верно ставить перед актером задачу.
У Маши — ДЦП, но врожденный недуг, кажется, не мешает ей жить и получать удовольствие от жизни. По профессии Маша литературный редактор, работает в театре «Кураж», отвечая за все публикации о спектаклях на сайте и в соцсетях.
— Слов я в своей жизни написала много, теперь мне хочется попробовать что-то новое, более сложное и захватывающе, — объясняет Маша выбор специальности режиссера.
По словам Маши, ей нравится сам творческий процесс создания фильма: от работы над сценарием и подбора актеров до монтажа последних титров. Поэтому неудивительно, что она первой из студентов выполнила летнее задание и сняла собственную картину — короткометражку под названием «Кофе».
— Это был мой первый опыт, было непросто, — рассказывает Маша. — Сюжет мы придумали совместно со студентами сценарного факультета. Изначально это была история о двух подругах, которые встретились в кафе после долгой разлуки. Но в ходе съемок все поменялось. Я хотела, чтобы действие происходило в крупном универмаге. Но договориться с магазином не удалось. Тогда я перенесла историю в фойе театра, в котором работаю. И добавила еще одного персонажа — молодого человека. В результате фильм получился про любовь и измену…
Зачем идти на Эверест
Курс обучения в киношколе «Без Границ» длится два года. Организаторы проекта уверены, что ее выпускники легко найдут работу в российском кино.
— Некоторые наши учащиеся уже сейчас подрабатывают на киностудиях, — говорит он. — Кроме того, у нас есть два полноценно выполненных заказа. Это фильм, посвященный 10-летнему юбилею реабилитационного центра «Преодоление», и рекламный ролик для благотворительного фонда «О!живи мечту», сценарий для которого написала студентка-инвалид Наташа Мазунина.
На будущее у создателей киношколы большие планы. В январе 2018 года на базе Российского государственного социального университета открывается новый факультет — «Режиссура монтажа». В дальнейшем в школе будут преподавать все базовые кинематографические специальности: компьютерную графику, анимацию, грим, актерское мастерство и звукорежиссуру. Самая же большая мечта организаторов проекта — создать на базе школы полноценную киностудию, в которой смогут творить люди с ограниченными возможностями.
Как написала одна из студенток киношколы «Без Границ» на своей странице во «ВКонтакте»: «При мысли о школе вспоминаются слова альпиниста Джона Мэллори. «Почему вы идете на Эверест? Потому что он есть». Вот и мы так же!»
P. S. Киношколе «Без Границ» нужна помощь. Информация о том, как можно помочь проекту, есть на сайте.
В России набирает моду теневое образование. Разочаровавшись в государственных и частных школах, родители объединяются в небольшие группы, вскладчину нанимают репетиторов, самостоятельно формируют программу обучения и выбирают методики. При этом официально дети числятся в учебных заведениях как получающие домашнее образование. Раз в полгода большинство из них сдают государственные экзамены и получают документ о переводе из класса в класс. Домашнее обучение практиковалось и в СССР. Но тогда им пользовались преимущественно инвалиды и маргиналы. Сегодня от государственного всеобуча начали отказываться обычные граждане — родители нормальных здоровых детей. «Лента.ру» пыталась разобраться в причинах, недостатках и преимуществах теневого образования.
Школа уходит в тень
В семье Владимира и Маргариты Разумовых (фамилия изменена) из московского района Измайлово двое мальчиков. Проблемы возникли, когда три года назад в первый класс пошел младший сын. Как сказали позже нейропсихологи, у ребенка больше развито правое полушарие головного мозга. Кроме того, он «переученный» левша.
— Это самый трудный тип, — объясняет Владимир Разумов. — Когда возникала сложная ситуация, он впадал в ступор. Я сейчас рассказываю не про какие-то идеи Рериха, биоэнергетику. Это физиология. Если со старшим все было нормально, для младшего школа обернулась жутким стрессом. Он реально мог лечь на улице и ползти с портфелем. Учитель стал его гнобить: «Ты медленный. Ты ничего не соображаешь». Другие дети за педагогом все это повторяли. Мы перевели его в другую школу. Но там происходило то же самое.
Владимир и Маргарита были в шоке. Побежали по врачам. Провели курс коррекционных занятий с социальным психологом. Стало лучше. Но проблемы не решились.
— Сын был морально подавлен, учительница его просто размазывала, — продолжает Владимир. — Когда он учился уже в третьем классе, она ни разу не поставила ему ни одной четверки за домашние задания, которые я с ним ежедневно делал. Всегда находила к чему придраться и ставила тройку. У ребенка вообще пропала мотивация. И мы поняли, что его надо спасать.
Сначала Разумовы искали школу, где младший мог бы справиться с программой и при этом его бы не травили. Но отказали даже в православной гимназии. Случайно услышали, что в их районе группа родителей объединилась и на базе местного развивающего центра устроила мини-школу. Там занимались 15 человек. Всех их распределили по группам: 3, 5 и 7 классы. Ребята прикреплены к своим старым школам, но официально находятся на домашнем обучении. Раз в полгода проходят аттестацию по всем предметам.
— Мы обоих сыновей в этом учебном году устроили в такую «теневую» школу и счастливы, — продолжает Владимир. — В казенном учреждении учителя просто отрабатывают свои часы, а дети там находятся как в камере хранения. Я помню, как меня однажды учитель английского вызвала: «Ваш ребенок встает на уроке и кричит». А что кричит, спрашиваю. «Не кидайтесь учебниками». А почему они кидаются учебниками? «Им скучно слушать диск с английской речью. Я включаю его на уроке и иногда выхожу из класса». Тут совсем другая атмосфера. Наши дети сейчас бегут на занятия. А в обычную школу как на каторгу шли.
Недавно Разумовы сдавали свою первую аттестацию. Пятеркам старшего сына-пятиклассника никто не удивился. Зато четверки младшего на фоне прошлых двоек произвели впечатление.
— Ежемесячно платим по 10 тысяч за каждого ребенка, — говорит Владимир. — Это гораздо меньше, чем в частных школах, которые бы мы не потянули для двоих. К тому же до этого мы были вынуждены оплачивать детям няню-тьюттора, которая помогала им делать уроки. Выходило больше 30 тысяч. Сейчас они целый день в этом центре. Назад приезжают на школьном автобусе. И нам с женой теперь не нужно ежедневно «учиться» с детьми до самой ночи.
По оценкам экспертов образовательной отрасли, в последние два-три года наблюдается бум «теневых» школ. Их так называют, поскольку, в отличие от частных, у них нет государственной лицензии на образовательную деятельность. Официально они либо вовсе никак не оформляются, либо один из лидеров родительского сообщества получает сертификат индивидуального предпринимателя (ИП).
— По моим наблюдениям, меньше половины уходят на домашнюю форму «по идейным соображениям», то есть хотят дать детям более качественное образование нежели то, которое предлагает государство, — комментирует соавтор некоммерческого проекта «Альтернативное образование», объединяющего семейные школы, Светлана Марзеева. — Остальные учатся дома по самым разным причинам, не связанным напрямую с качеством образования.
Кто-то не вписался в обычную школу, кто-то вынужден был уйти по состоянию здоровья, кто-то не успевает совмещать учебные нагрузки со спортом или музыкой, кого-то родители забрали в силу религиозных или иных убеждений. Также в последнее время, по словам Марзеевой, все чаще родители забирают детей из школ из-за поведения педагогов, позволяющих себе унижать детей. Хотя в последнем случае достаточно перевести ребенка на заочную форму обучения по тому предмету, с преподавателем которого не сложились отношения.
Как отмечает наш собеседник, семьи, ушедшие из традиционной образовательной системы, делятся на три группы. Те, кто самостоятельно и успешно учит детей дома. Те, кто учит самостоятельно, но лучше бы этого не делали. И те, кто вскладчину нанимают хороших преподавателей. В последнее время все популярнее индивидуальные планы обучения, очно-заочные формы. Ребенок, например, посещает уроки в школе выборочно. Либо учится сразу в нескольких образовательных учреждениях. Математика — в одном. История искусств — в другом. Российский закон «Об образовании» такие варианты допускает, хотя школы этого не поощряют. Для педагогов вольный ученик означает одно — дополнительная работа. Которая, как правило, не оплачивается.
Ксения Фридрих создала Центр семейного образования «Страна чудес» в подмосковном Домодедово. Ее сын тогда ходил в третий класс. Семье на четыре месяца пришлось уехать в другую страну. Ребенок учился дома.
— Мы оценили преимущество семейного обучения, — поясняет Ксения. — Вернувшись, сын наотрез отказался от обычной школы. Частных в Домодедово нет. Хотя я думала о них. В итоге, посетив некоторые в Москве, поняла, что их программа по сути ничем не отличается от обычных, государственных. Разве что сервиса больше. Но практически никто не предлагает индивидуального подхода и авторских методик. Частные школы также находятся под строгим прессингом госорганов. Творчество губится. А если нет, то ценник там огромный.
Ксения стала искать таких же «разочаровавшихся» в школьной системе. Собрался коллектив из восьми семей. Совместно сняли квартиру. Все родители по очереди преподавали своему «классу» предметы из программы начальной школы.
— Но эта система рассыпалась, так как не было одного ответственного за весь процесс, — продолжает Фридрих. — У родителей-учителей через какое-то время начались уважительные причины для пропуска занятий — то заболел, то уехал. В итоге вышло, что с этого учебного года я взяла на себя организацию всего учебного процесса. Сейчас у нас в группе 14 человек с 1 по 6 класс. Два раза в год все аттестуются в школах.
Нелегко было найти учителей-репетиторов. По словам Фридрих, она старается брать тех, кто по минимуму работали в обычной школе — еще не сломанных системой.
— Мне нужны люди, не от звонка до звонка занимающиеся с детьми по книжке, а креативные. Например, на литературе мы показываем театральные сценки, на математике разгадываем математические квесты, на русском путешествуем по правилам правописания.
Вчера строитель — сегодня учитель
Идею создать собственную школу реализовал и строитель Иван Поветкин из города Пушкино Московской области.
— У меня трое детей, — объясняет он. — В прошлом учебном году двое мальчиков-близнецов пошли в обычный первый класс. Они туда прямо рвались. Первое сентября. Приходят домой в слезах: «Больше туда не пойдем». У них там что-то с педагогом случилось. Уговорили директора перевести их в другой класс. Полгода продержались. Но потом мы с женой решили их все-таки совсем забрать из школы. Очень низкая интеллектуальная нагрузка. Им было скучно там и они начинали безобразничать.
По словам Ивана, он хотел найти детям частного педагога. Но не получалось. Частные школы не устраивали ни по реализуемой программе, ни по ценнику. За троих (следом за братьями-близнецами в школу готовилась пойти их младшая сестра) — 75 тысяч.
— Я в то время уже познакомился с людьми, открывшими семейные классы в разных городах, поэтому решил сделать так же, — продолжает Иван. — Прошлым летом получил второе высшее образование по специальности «педагог-методист начальной школы». Нашел на интернет-форумах единомышленников. И к сентябрю у нас собрался класс в 20 первоклассников. Снял помещение в офисном центре. Подобрал программу. Получился микс из разных методик, оптимальный именно для наших детей. И сейчас самостоятельно учу ребят. Могу сказать, что успехи есть. И сарафанное радио работает. К нам в середине года пришли еще несколько первоклассников, которые не смогли учиться в обычной школе.
Школа Поветкина называется «Казуар-класс». Казуары — это крупные нелетающие птицы. Их птенцы становятся самостоятельными уже через несколько часов после рождения. Как утверждает новоиспеченный педагог, о существовании альтернативного класса власти Пушкино знают и относятся терпимо.
— У меня ощущение, что чиновники стали спокойнее смотреть на переход к домашнему образованию, — подводит итог Иван. — Коллеги рассказывают, что раньше школы неохотно отпускали детей. Для них ведь нужно готовить индивидуальные тесты, зачеты. А никому лишней работы не хочется. Но время сейчас другое. Когда мои сыновья пошли в школу в прошлом году, там было четыре первых класса по 29-30 человек. А в этом году — уже шесть классов по 35 человек. Я недавно общался с педагогами из соседнего города Щелкова, у них в классах уже по 40-45 человек. Началки перегружены. Система отпускает детей с радостью.
Хорошо забытое старое
Алексей Любжиндоктор филологических наук, автор труда «История русской школы императорской эпохи».
Домашнее образование пришло к нам из времен очаковских и покоренья Крыма. Любжин утверждает, что и раньше к семейной форме обучения власть относилась прохладно. Главная претензия — потеря идеологического контроля над подрастающим поколением. Ученый рассказал «Ленте.ру» о том, почему домашнее образование постепенно утратило свою актуальность в дореволюционной России и приобретает ее сейчас.
— Домашнее образование возникло в России еще в XVII веке. Но расцвет пришелся на елизаветинскую и екатерининскую эпохи. Именно Екатерина пыталась домашнее образование жестко контролировать и подгонять его под шаблоны, существовавшие для госшкол. На втором этапе ее царствования, когда создавалась система народных училищ, домашним наставникам было предписано не выступать за рамки казенных программ и учить строго по учебникам.
Елизавета также не жаловала домашних учителей. Один из мотивов создания Московского университета, прописанный в царском указе — это то, что дворян хотят вырвать из рук невежественных учителей, которые «лакеями и кучерами свой век препровождали», а теперь прибыли в Россию и берут деньги непонятно за что с невежественных родителей-дворян.
При Елизавете от всех частных учителей требовалось, чтобы они сдавали экзамены на право преподавания в Петербургской академии наук, либо в Московском университете. Тех, кто нанимал учителей без документов, могли оштрафовать на 100 рублей. По тем временам это была очень значительная сумма. Но правила эти почти не соблюдались, что видно по академическим и университетским документам.
В России было много форм домашнего образования. В мемуарах Сергея Николаевича Глинки описывается богатый помещик Храповицкий, который пригласил к себе лучших учителей, чтобы помочь бедным соседям, не располагавшим достаточными средствами для образования детей.
Существовали полудомашние и частные пансионы. Родители могли скооперироваться и пригласить учителя. Но и учитель мог объявить преподавание. Хотя в XVIII веке именно домашнее образование было основной формой получения знаний, власти достаточно враждебно к нему относились. Отсутствие качества — лишь один мотив, причем не самый главный. Уже тогда власть хотела посредством образования формировать у подданных идеологические установки.
Домашнее образование теряет актуальность при Николае I. Он организовал гимназии, которые в конкурентной борьбе обошли домашних учителей. Они давали знания не хуже, чем домашние воспитатели, но были дешевле. К 1917 году в социологическом плане домашнее образование стало практически незаметным.
Думаю, домашнее образование снова может оказаться перспективным направлением в России. Из современной российской школы тщательно вытравлены все питательные элементы. Я смотрел учебники истории и русского языка. И мне трудно понять, чем человек, который их изучил, более образован, чем тот, кто не видел их в глаза. Особенно много претензий у меня к книгам по русскому языку. По-моему они просто мешают формированию грамотности и восприятию русской литературы. Государственную школу можно сегодня воспринимать как помеху нормальному образованию. А в домашних условиях, возможно, людям мешать будут меньше.