В апреле 2018 года
Вам также может понравиться
Достояние республики
ВДНХ — удивительный проект утопии: советский вариант временного экспо, переживший смену эпох и ставший одним из символов Москвы. В советские годы на территории Выставки можно было наблюдать работу действующего атомного реактора, в годы перестройки территория превратилась в рынок и «всесоюзную шашлычную», а сегодня здесь женятся и находят клады. В канун 80-летия выставки,
Павильон «Мороженое»
Павильон, изображавший ледяную пещеру и напоминающий работы Гауди, помнят все, кто бывал на ВДНХ в 1970-1980-х. В те годы он работал как кафе-мороженое. Здание венчала статуя тюленя, державшего на носу три шарика мороженого в металлической вазочке.
В 1986-м уже обветшавшее кафе снесли, и теперь на его месте — только остатки фундамента. Существуют планы восстановить этот павильон, изначально называвшийся «Главхолод». Возможно, вскоре кафе «Мороженое» снова появится на прежнем месте.
Атомный реактор
В 1957 году в 62-м павильоне, который тогда назывался «Атомная энергия в мирных целях», был установлен действующий ядерный реактор, работавший на уране-235. Чтобы лучше было видно работу реактора, его собрали без защитного кожуха. Посетители могли заходить в павильон и наблюдать работу реактора сквозь толщу воды, которая служила замедлителем и отражателем нейтронов. Особое впечатление производил так называемый «эффект Черенкова» — характерное свечение, возникающее при переходе излучения в видимый свет.
В 1965 году в том же 62 павильоне и рядом с ним демонстрировались действующие модели передвижной атомной электростанции на гусеничном ходу ТЭС-3 и ядерной установки по прямому получению энергии «Ромашка». В конце 1960-х установка была демонтирована, а павильон перепрофилирован и переименован: сначала в «Строительные материалы», а еще позже — в «Охрану природы».
20-метровая статуя Сталина
На площади Механизации перед павильоном «Космос», там, где сейчас можно увидеть копию ракеты-носителя «Восток», с 1938 по 1951 год стояла гигантская статуя Сталина.
Изначально на этом месте должна была располагаться гигантская деревянная башня павильона «Механизация» высотой 50 метров. Но в 1938 году, после ареста первого руководства выставки, концепцию поменяли, башню разобрали и быстро смонтировали на ее месте статую Сталина из нескольких железобетонных блоков. Ее высота вместе с постаментом составляла более 20 метров. Второпях сделанная статуя вскоре начала разрушаться от эрозии, и в 1948 году обследовавшая ее комиссия вынесла вердикт: «Восстановление нецелесообразно». В 1951 году бетонного Сталина демонтировали.
На этом месте решено было поставить новый монумент вождю — из листовой бронзы на гранитном основании, но он так и остался в проектах. До 1967 года на этом месте был пруд, а затем в ходе подготовки новой экспозиции, посвященной 50-летию Октября, там установили копию ракеты-носителя «Восток», на которой
Главная метеостанция Москвы
В павильоне №16 «Гидрометеорология» располагается главная действующая метеостанция столицы, построенная в 1954 году. Ее данные используются для определения фактической погоды и температурных рекордов. В функции метеостанции также входит передача штормовых предупреждений в Гидрометцентр России и главное управление
Круговая кинопанорама
Круговая панорама у южного входа ВДНХ — это советский предшественник IMAX и 5D-киносистем, единственный в мире действующий кинозал с 360-градусным обзором и стереозвуком, доживший до наших дней.
Технология панорамного кино Circarama была запатентована в 1955 году в США
Изначально система позволяла проецировать фильмы на 22 экрана, расположенных по кругу. Позже ее упростили, оставив 11 экранов. Само здание круговой панорамы по личному распоряжению Хрущева было построено в рекордный срок — за полтора месяца.
По советскому проекту построили круговые кинопанорамы в Токио и Праге. Была попытка открыть круговую панораму в Лондоне на Пикадилли, но англичане на советские пропагандистские фильмы не шли, а сами снимать фильмы сразу на 11 камер не стали, — посчитали и решили, что это невыгодно.
Серебряный клад, горельеф Вучетича и полотно Герасимова
За 2014-2015 годы на территории ВДНХ были сделаны три находки, каждая из которых стала сенсацией. 19 июня 2014 года во время ремонтных работ в центральном павильоне на ВДНХ рабочие сняли с внутренних стен здания фанерные щиты, за которыми обнаружили масштабный горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!» Созданная в 1954 году композиция была закрыта в хрущевские годы, а в 2015-м, после реставрации, ее снова открыли для посетителей. Искусствоведам даже удалось распознать на горельефе изображения академика
В тот же день в подвале центрального павильона рабочие обнаружили ранее считавшуюся утраченной картину
23 июля 2015 года при прокладке электрокабеля на территории «Городской фермы» на ВДНХ, на глубине полутора метров рабочие нашли клад из 329 серебряных монет 1921-1924 годов. Так как монеты были отнюдь не редкие и не древние, эксперты-нумизматы оценили находку недорого. Монеты остались на территории ВДНХ, их передали в музей.
«Главтабак»
Один из самых необычных павильонов ВДНХ — №35 «Табак» — сочетает мотивы архитектуры Востока, готики и русского национального зодчества. Он практически неизвестен посетителям, потому что находится вдали от популярных маршрутов, за прудами, около фонтана «Колос».
Впервые этот павильон появился на территории ВДНХ в 1939 году, тогда он назывался «Главтабак» и находился за павильоном «Механизация». Его изображение можно увидеть на рекламе сигар «Советские», датированной тем же 1939 годом. В 1954 году «Главтабак» перенесли на нынешнее место. Как и «Главмясо» или «Главконсерв», это был торговый павильон: в нем продавались сигары, сигареты и папиросы советского производства. Шпиль раньше украшал утраченный в наши дни логотип с изображением трех табачных листьев.
Двойники ВДНХ
Собственная ВДНХ летом 1958 года была открыта в Киеве, сейчас она называется «ВДНГ». Помимо этого, республиканские выставки достижений народного хозяйства существовали в Алма-Ате, Тбилиси, Вильнюсе, Кишиневе, Риге, Фрунзе (сейчас Бишкек), Ереване, Таллине и Минске. Но, кроме как в Тбилиси, от них мало что сохранилось.
Самой невероятной репликой ВДНХ является Дом китайско-советской дружбы в Шанхае, открытый в 1955 году. По просьбе китайского правительства за счет СССР здесь за 10 месяцев был построен выставочный комплекс, призванный показать китайскому народу всю мощь достижений советской промышленности и сельского хозяйства. Центральная часть комплекса очень похожа на Главный павильон ВДНХ, ее 110-метровый шпиль до сих пор венчает красная «кремлевская» звезда.
Выставка, на которую привезли 10 тысяч экспонатов, продлилась два месяца, ежедневно ее посещали более 50 тысяч человек. Затем в Доме проходили съезды компартии Китая. В 1960-х, в период охлаждения отношений между супердержавами, комплекс был переименован в Шанхайский выставочный центр. К середине 2000-х комплекс, подобно ВВЦ, превратился в огромный, хаотично устроенный торговый центр. Но после масштабной реставрации Шанхайский выставочный центр снова стал одной из самых престижных площадок города.
Дворец бракосочетаний
На ВДНХ даже можно жениться и выйти замуж — дворец бракосочетаний открылся здесь в 2014 году в здании, стилизованном под особняк XVII века. В годы войны в нем находилась школа разведчиков, а в 1960-х, 1970-х — «Колхозный клуб». Дело в том, что в советские годы посетитель Выставки мог совершить тур по «идеальному» колхозу: по соседству располагались павильоны, изображавшие сельскую больницу и детский сад. Дворец бракосочетаний входит в систему ЗАГСов Москвы, но в нем проводятся только регистрации браков. Креативных вариантов проведения обряда бракосочетания здесь предлагают множество. В частности, на ВДНХ можно заказать «кузнечную свадьбу»: жених и невеста под руководством кузнеца выковывают фигуру из двух сердец, символизирующую их семейное счастье.
Спецодежда для рабочего и колхозницы
В 1988 году начался период заката Выставки, который вполне мог закончится дроблением, а затем и исчезновением Выставки. Тогда ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Через четыре года Президент РФ
Одно из самых ярких событий того периода истории ВДНХ произошло зимой 1998 года. Фирма, специализирующаяся на пошиве спецодежды, изготовила синий комбинезон и красный сарафан 540-го размера, которые надели на рабочего и колхозницу. Рядом поместили вывеску «Одели Рабочего, одели Колхозницу и вас оденем оптом и в розницу». Узнав об этом, бывший тогда мэром Москвы
К 2010 году 90 процентов исторических объектов находились в аварийном состоянии. К концу 2013 года треть земель и объектов были уже в частной собственности.
Возрождение ВДНХ началось после того, как в конце 2013 года президент России
Увидеть северное сияние и не умереть
Мальчику пять месяцев. У него синдром короткой кишки. За свою жизнь Максим уже перенес четыре тяжелейшие операции. У него удалена часть тонкого и толстого кишечника. В результате обычную пищу организм не усваивает, необходимо внутривенное питание. Для Максима это вопрос жизни и смерти. Питание стоит очень дорого и бюджетом не оплачивается. Нужна помощь. Примите участие в совместном благотворительном проекте
Влада, мама Максима, родилась в Западной Сибири, на полуострове Ямал. Когда она училась в старших классах, в Молдавии заболела ее бабушка. За бабушкой нужен был уход, и Влада с мамой и младшим братом переехали в Молдавию, да там и остались жить, будучи при этом гражданами России.
Родной Ямал навсегда остался в памяти Влады сказочной страной, где небосвод переливается северным сиянием — синими, зелеными, бирюзовыми всполохами.
Владе 18 лет. Внешне ее можно было бы принять за школьницу, если б не взрослый взгляд огромных глаз, то и дело закипающих слезами… Когда Влада была беременна, во время очередного УЗИ врач заметил, что кишечник у ребенка расширен. Будущую маму успокоили: все рассосется, в крайнем случае будет небольшая непроходимость, которую быстро устранят. А через две недели Максимка уже появился на свет в кишиневском Центре матери и ребенка. В первый день ребенок почти не ел, проглотил лишь несколько капель молока, после чего у него начались приступы рвоты с зеленью. Мама тут же забила тревогу, но врачи говорили ей, что малыш так адаптируется к новому питанию.
На следующее утро при осмотре педиатр заметила, что у ребенка живот как камень. Максима в тот же день забрали на операцию. Она длилась около пяти часов. Мальчику удалили почти весь тонкий кишечник. На живот вывели стому. О том, что вырезали и часть толстой кишки, молодой маме даже не сообщили. Прогнозы были самыми печальными: у ребенка почти не было шансов.
В реанимации малыш провел около трех недель. Он таял на глазах.
Питание не усваивалось, мальчика постоянно рвало, он жил на капельницах. Но врачи будто поставили крест на крошечном пациенте: не назначали ни рентгена, ни УЗИ — ничего.
— К нам уже практически не заходили. Иногда заглянут: «Рвало?» — «Да, рвало!» — и дверь закрывалась. Они словно ждали, пока мой сын умрет, — у Влады дрожит голос. — Я поняла, что потеряю ребенка, и начала искать в интернете клинику, где лечат синдром короткой кишки. У меня же российское гражданство, на родине должны помочь! Дозвонилась в московскую Филатовскую больницу и попала на профессора отделения хирургии новорожденных Ольгу Мокрушину. В тот же день мне прислали приглашение на плановую госпитализацию.
И только тогда в кишиневской больнице засуетились. Сделали Максиму рентген и УЗИ и начали отговаривать Владу от поездки в Москву. Препятствовали во всем: не дали выписку из истории болезни, отказались выдать справку для российского посольства, чтобы ускорить оформление свидетельства о рождении и загранпаспорта. Молодую маму пугали полицией: мол, ее действия угрожают жизни ребенка, так как он в тяжелом состоянии и может не перенести перелет. Дошло до того, что в день выписки Максиму отключили капельницу, и малыш несколько часов не получал физраствор.
— В посольстве России мне сделали все документы буквально за 15 минут. Когда в окошко протянули паспорт и свидетельство о рождении Максима, я разревелась. Утром мы полетели в Москву.
В Филатовской Максим сразу попал на операционный стол. Хирургам открылась страшная картина: кишечник в месте анастомоза — соединения толстого и тонкого кишечника — был перекручен, это и стало причиной непроходимости. К тому же образовалось множество спаек. Врачам пришлось выводить две стомы на живот.
— После операции сыночку сразу стало лучше, — говорит Владлена. — Прекратились приступы рвоты. Максимка теперь активный, требует внимания, улыбается, агукает, переворачивается — познает мир.
Через два месяца малышу выполнили плановую реконструкцию кишечника, убрали стомы и поставили катетер постоянного ношения для введения внутривенного питания. За два месяца в Филатовской больнице Максим уже набрал два килограмма.
— Когда сын выздоровеет, я отвезу его на Ямал, чтобы он увидел северное сияние, — мечтает Влада. — А сейчас его жизнь полностью зависит от лечебного питания, которое мы не можем оплатить. Но я верю, что Максиму помогут!
Для спасения Максима Липчана нужно собрать 1 389 150 рублей.
Педиатр Детской городской клинической больницы №13 имени Н.Ф. Филатова Елена Костомарова (Москва): «Максим поступил к нам в состоянии сильного истощения с симптомами кишечной непроходимости. Ребенку была проведена операция по экстренным показаниям, во время которой выяснилось, что у него множественная атрезия (недоразвитие) тонкой кишки. В связи с выраженным спаечным процессом в брюшной полости ребенку была выведена стома. В январе Максиму выполнили вторую реконструктивную операцию на кишечнике. В ближайшие месяцы по жизненным показаниям необходимо внутривенное питание, но со временем мальчик сможет питаться самостоятельно».
Стоимость внутривенного питания на полгода 1 389 150 рублей.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Максиму Липчану, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
За 20 лет частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 9,225 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 18 тысячам детей. В 2017 году (на 2 февраля) собрано 155 362 807 рублей, помощь получили 119 детей. Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, детдомам, школам-интернатам и больницам России.
Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
Фонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник», награжден памятным знаком «Милосердие» №1 Министерства труда и социального развития РФ за заслуги в развитии российской благотворительности. Руководитель Русфонда — Лев Амбиндер, член Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека, лауреат премии «Медиаменеджер России» 2014 года в номинации «За социальную ответственность медиабизнеса».
Дополнительную информацию о
«Движуха, которой раньше не было»
На акциях против коррупции, инициированных оппозиционером Алексеем Навальным, было много подростков-старшеклассников и студентов младших курсов. И это при том, что совсем недавно многие обвиняли нынешнее поколение молодых в инертности и аполитичности. Считалось, что самый радикальный протест, на который способны юные россияне, — упаковать чемодан и отбыть за границу. Действительно ли политика становится трендом для молодежи и к чему это может привести, «Ленте.ру» рассказали социологи и сами участники «протестной прогулки».
Достучаться до власти
Роман Шингаркин, одиннадцатиклассник
— Я пошел на митинг, потому что хотел посмотреть, насколько сильна оппозиция в стране. Мне было любопытно узнать, сколько народу на него придет. О том, что будет шествие, я узнал из блога Навального. Но вышел скорее против происходящего в стране, чем в его поддержку. В моей школе не особо интересуются политикой. Учителя и одноклассники — скорее аполитичны. А мне это интересно, и раз такое событие происходит в моем городе — я пошел.
Я гулял по Тверской и, подходя к Пушкинской, увидел, что людей становится больше. Много полицейских. Там я решил остановиться, а чтобы получше все разглядеть, залез на столб. Сначала сидел один, потом залез Паша. Когда толпу начали вытеснять с площади, полицейские попросили нас слезть. Я сначала отказался, а потом пришлось спуститься, когда полицейские пообещали применить силу. Меня задержали, посадили в автозак, отвезли в полицию. Там оформили административное дело. До этого в субботу был митинг в Минске — там всех задержали. Поэтому то, что в Москве тоже всех винтили, — вполне ожидаемо. Ходить на митинги я продолжу, когда мне исполнится 18 лет. Сейчас не хочу усложнять жизнь родителям. Они не против того, что я был там, но им пришлось меня забирать из отделения.
Думаю, митинги могут что-то изменить, но все зависит от действий власти. Пока что единственная ответная мера — задержание. Достучаться до власти не получается.
Что-то бродит
Валерия Касамара, заведующая лабораторией политических исследований Высшей школы экономики
— У меня несколько объяснений воскресной массовости молодежи. Навальный активно живет в сети. Соответственно, он зацепил молодежь, которая там также живет, пришел к ним в понятный им ареал обитания. Это не первый канал и не второй. Он заходит неформально. Совсем с другой риторикой, с другой энергетикой. Он говорит с ними на равных, не учит жизни. Он попадает в ситуации, которые вызывают жгучий интерес у молодежи. Та же самая зеленка, которой его облили в одном из городов и он сумел это превратить в свою фишку, — очень хорошо цепляет. Он предложил молодым трендовую повестку. Тема коррупции консолидирует все возраста в России. То есть посыл что в регионах, что в Москве был не антипрезидентский. И молодым, тем кому сейчас 16-19 лет, был предложен формат, которого в их жизни еще не случалось — массовый выход на улицы. Для большинства школьников, которые участвовали в этой прогулке, — это движуха, которой раньше не было.
Я бы не стала сейчас категорично утверждать, что молодежь наша обрела политическое сознание. Определенных политических взглядов, позиции у многих еще нет. Чтобы понять мотивацию этих ребят, нужно провести с ними хотя бы минимальное исследование. Но в целом для подростков это некий социальный опыт. Молодежь — это как ящик Пандоры. В их среде, конечно, что-то бродит, что-то накапливается. Особенно, когда школа пытается что-то пригладить, старается не выносить сор из избы. Но энергию-то молодым надо куда-то девать. У государства сегодня нет каналов, по которым она могла бы вырваться.
Родители замечают, что в школах идет идеологическое «усиление». Но если такая пропаганда будет продолжаться — получим новый всплеск реакции от противного. Обычно у нас каждое усиление выражается в закручивании гаек и в жестком навязывании определенной позиции. В государственных институтах плохо приживается культура плюрализма. Гораздо легче донести одну идею, используя единую версию учебника. Но нельзя думать, что если мы расскажем о том, что оппозиция — это плохо, то все будут ходить только на демонстрации в честь 4 ноября.
Власть сегодня оказалась в очень затруднительном положении. Если начать говорить на тему коррупции, то придется сказать очень много. А тут есть определенные политические ограничения. Поэтому нужно принять стратегическое решение — говорить или промолчать. Центральных телевизионных каналов на «прогулке» не было. Вроде как ничего и не произошло. Все есть в сети, но мы прекрасно знаем цикл жизни какой-то новости. Если сегодня не заметят, завтра дети повзрослеют, впишутся во взрослую жизнь. Как показывает практика, безбашенность подростков к 17-18 годам уменьшается. Студенты более прагматичны. Но за ними подрастет следующее поколение, которое тоже может пойти на улицы, если ничего не делать.
Выхода нет
Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН
— Для социологов также стало неожиданностью массовое участие юных граждан. Принято считать, что молодежь у нас аполитична. Мне кажется, этот всплеск произошел потому, что сейчас для молодых нет реального выхода — ни в политику, ни в бизнес, никуда. Возникло ощущение социального торможения. И это продолжается уже долгое время. Политическая повестка в государстве сформирована людьми старшего возраста. Многие из них выросли в советское время. Они просто воспроизводят охранительно-оборонительную матрицу, популярную в СССР: наступление на интернет, на свободу творчества, на другие важные для юных вещи. Теперь представьте, социальная жизнь отсутствует. А тут еще последнее забирают.
Патриотизм, на который сейчас делается упор, — нужен. Это естественное чувство многих. Однако опять же, в какую обертку все это завернуть. Когда начинают давить и перекармливать этим, особенно молодежь, получается обратный эффект. И мы, социологи, по недавним исследованиям видим, что у молодежи падает интерес к тому, чем ее призывают гордиться. Например, к той же Великой Отечественной войне.
Сегодняшнее молодое поколение воспитано немного в других условиях. Я говорю о тех, кому нет и 20. Молодежь за 30 в большинстве своем для политики потеряна, так как в свое время они воспитывались на другом, на духе потребительства. А современные юноши и девушки чувствуют себя более свободными благодаря интернету. У них нет такого чувства страха и зависимости от власти, которые были у прошлого поколения. Ясно, что в обществе накопилось недовольство. И мне кажется, что именно это новое поколение родит новых политических лидеров. Это чрезвычайно важно.
Нужна альтернатива
Валерия, студентка, Москва
— Это мой первый митинг, но я была на шествии Бессмертного полка в 2016-м. Если я разделяю ценности участников мероприятия, я туда иду. В этот раз я решила пойти, потому что коррупция — это зло, которое касается каждого из нас. Гораздо в большей степени, чем мы думаем. Об этом нельзя молчать, иначе будет только хуже. Именно повальное взяточничество разваливает систему образования и здравоохранения в стране. А без этого качество жизни не улучшится в перспективе, и я не хочу с этим мириться.
Если бы организатором митинга был не Навальный, я бы все равно пошла на шествие против коррупции. Моя задача — призвать к ответу одного конкретного человека и дать понять остальным, что такие вещи больше не должны оставаться безнаказанными. Личность организатора тут не важна. Главное, чтобы ему можно было доверять. Более того, я никогда не голосовала за Навального и его партию, он не симпатичен мне как личность. Особенно после серии дебатов с Познером и Лебедевым.
Я закончила школу четыре года назад, но не ощутила на себе влияния патриотического воспитания ни в школе, ни в вузе. Не слышала от своего окружения, чтобы государственные образовательные учреждения навязывали бы определенную точку зрения. Всем думающим людям достаточно очевидно, что в стране происходит, и красивые истории в День народного единства рассказывать, наверное, бессмысленно. Впрочем, допускаю, что в регионах ситуация может быть другой. В любом случае, я против навязывания детям одной точки зрения — нужна и альтернатива.
Политическая социализация
Александр Бикбов, замдиректора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ, социолог и научный координатор исследовательского коллектива «НИИ митингов»
— Для исследователя картина выглядит иной, чем пишут сейчас журналисты. Когда мы с коллегами из «НИИ митингов» берем интервью у участников протестов, то мы обычно находимся не в самом эпицентре событий, где идут задержания. А на «окраинах». Это нужно, чтобы довести разговор с людьми до конца. И как раз с этих «задворок» нам было хорошо видно, что школьники и подростки составляли абсолютное меньшинство участников. Их было меньше, даже чем 10 декабря 2011 года на Болотной площади. Тогда в Москве ребята целыми классами сбегали с уроков. Причем совершенно из разных школ, в том числе и с окраин. И тогда их по количеству было куда больше.
Сыграло роль то, что на Пушкинской площади в Москве практически все время находилась большая часть журналистов и стрингеров с хорошей аудиторией на YouTube. В их поле зрения было много лицеистов, подростков, с которыми шло взаимодействие. В этот момент произошло превращение одного из участников протеста в символ всего происходящего. Наверное, это случилось еще и потому, что именно с декабря 2011 года на улицах практически не было школьников.
Вспомните, как описывали декабрь 2011 года в СМИ: «Революция среднего класса». А на каком основании? Просто появился на улицах типаж, которого раньше на массовых акциях не было. И 26 марта имеет место тот же самый эффект. Подростков заметили. Родилась красивая легенда. Все остальное на этом фоне померкло. Но если бы вы наблюдали за происходящим с позиции ученых-исследователей, увидели бы, что большинство «гуляющих» — молодые люди около 30 лет, а не школьники. Для многих из них после 2011-2012 года это был второй опыт участия в таких уличных мероприятиях.
Я взял несколько интервью с подростками. Но оказалось, что это были дети, которые просто приехали в центр города в воскресный день. Они всегда это делали. Утверждали, что в акции не собирались участвовать, но знали, что она проходит. Сказался эффект видеоканалов и социальных сетей. Я специально спрашивал у детей, обсуждают ли они с друзьями политические события. Те, с кем говорил, сказали, что нет.
Но если до этого дня подростки, которые принимали участие в протестных акциях, были меньшинством, то, как эти события освещались в сети, несомненно возбудит у детей гораздо больший интерес к происходящему. И может сыграть роль политической социализации нынешнего поколения молодых. Как показывают интервью, господствующее настроение у участников политических акций — мирный протест. Но от того, какие приговоры вынесут задержанным, зависят дальнейшие протестные настроения. Чем более жесткими будут действия властей, тем больше людей будет выходить на улицы. А протест будет радикализироваться. Это классика.
«Встать за ребенка — мужской поступок»
Две дагестанские журналистки, Светлана Анохина и Аида Мирмаксумова, запустили проект «Отцы и дочки» — это
«Я жалела, что у меня нет автомата»
«Мужчины боятся измен, позора и унижения. Мы тоже. Но у нас разные степени страха. Может ли какая-нибудь женщина сказать, что выходит на улицу спокойно и уверенно и, если слышит шаги за спиной и обнаруживает мужскую фигуру, не пугается? Вряд ли. Мы боимся быть изнасилованными, избитыми, изуродованными, мы боимся, что нас убьют», — говорит жительница Махачкалы, шеф-редактор сайта о правах женщин на Кавказе Daptar.ru Светлана Анохина.
Она родилась и выросла в Дагестане, и только когда в 25 лет переехала во Львов, узнала, что есть другая реальность: «Оказалось, что когда на улице подходит мужчина, не нужно делать лицо кирпичом и отбегать подальше, а если поговорить с ним — за это никуда не поволокут». За те 14 лет, что Анохина прожила в украинском городе, она вспомнила только два эпизода уличных домогательств.
Однако в первый же год по возвращении в родную Махачкалу произошло около десяти неприятных историй: «Что-то кричали в спину, хватали за руки, доходило до драки». Однажды ей пришлось отбиваться при попытке затащить ее в машину, причем она стояла на остановке общественного транспорта — в длинном плаще, в темных джинсах, с двумя сумками. «Когда я гуляла с взрослой дочерью по городу, я жалела, что у меня нет автомата в руках», — признается Анохина.
На протяжении полугода она представляла в суде сторону потерпевшей местной жительницы в деле о групповом изнасиловании. Удручала не столько тяжесть преступления и бюрократические проволочки, сколько аргументация адвокатов четырех насильников: пострадавшую обвиняли в аморальности — в перерывах между заседаниями она выходила курить. Это было доказательством того, что изнасилованная — проститутка, которая пошла в суд потому, что не получила денег. «Я не выдержала и спросила: «Вы больные, что ли?». Обвиняемые сидели в четырех метрах от жертвы и корчили рожи, причмокивали, имитировали оральный секс. Она вцепилась в мое предплечье и не отпускала весь процесс. Настолько сильно, что я начала испытывать дикое раздражение: я не знаю, как она держалась, я бы сорвалась уже много раз. Она, видимо, отключила какие-то рецепторы и сидела полуживая», — вспоминает Анохина.
Что еще хуже — эти женщины не находят поддержки и понимания не только в обществе, но даже в своей семье. Бывают случаи, когда родители не пускают замужнюю дочь с ее проблемами на порог. «На Кавказе нет традиции доверительных разговоров между старшими и младшими, а тем более между дочерью и отцом. Девушка вынуждена скрывать все свои беды. Утаивая проблемы, она играет в пользу тех, кто ее шантажирует. Если она обратится в полицию, это тут же станет известно всем», — поясняет причины сокрытия преступлений Анохина. Так что в случае серьезной угрозы кавказская женщина оказывается отрезанной не только от общественной поддержки, от защиты государственных институтов, но и от семьи.
«Недавно в Дербенте ко мне подошла женщина и рассказала о соседской семье, где отец всегда строго отчитывал дочь. Она его страшно боялась: не того, что побьет, — он руки не поднимал, а его суровости и отчуждения, которое между ними возникало в этот момент. Как-то раз она опоздала. Стояла на улице, смотрела на окна и понимала, что лучше умрет, чем увидит ледяное лицо отца. К ней подошел сосед, ее ровесник, и спросил, почему она не идет домой. Она ответила, что боится переступить порог. Он ей предложил бежать с ним. Между ними не было никаких романтических отношений. Она согласилась. В итоге исковеркала себе жизнь. Из-за чего?» — риторически спрашивает дагестанская журналистка.
Слушай, мы ведь так и не поговорили. Не хватило времени. Не хватило всей твоей жизни. Когда я открывала рот и пыталась о чем-то серьезном, о больном для меня, ты и мама расценивали это как попытку попрекнуть вас. (…) А я ведь давно простила. Раньше, чем ты слег. Раньше, чем из коренастого, сильного, грозного мужчины ты превратился в костлявого подростка, который лупит меня кулачком по рукам, когда я меняю ему памперсы. У меня все руки были в синяках, поэтому я сняла браслеты. (Из
Страшнее всего, папа, когда ты начинаешь рассказывать нам, своим уже взрослым детям, свои семейные истории. Это придуманные дети из придуманного тобой прошлого. В нем ты заботливый отец и муж, и тебе интересны дети как самостоятельные личности. Но это же неправда. Пап, это же вранье. Правило было одно: мы должны были не отсвечивать. И нас можно было не замечать. Не замечать того, что мы разные: один любит рисовать, другая — танцевать, третья — читать и сочинять истории, четвертая — мастерить. Нас всех отдали в музыкальную школу, скопом, просто потому, что так хотел папа. Я ненавижу пианино. Я к нему тридцать лет не подхожу. (Из
«Образ карающего мужчины осточертел»
Испокон веков женщины в Дагестане были центром семьи и никогда — изнеженными домашними куклами. «Они были сильными: косили траву, носили хворост, копали глину, имели право на наследство наравне с братьями», — объясняет Анохина. Но сегодня, помимо религиозных ограничений, которые накладывает ислам, есть еще и влияние древних родовых обычаев — адатов: представлений о том, что правильно и что нет, а также кризис самоидентификации, который затрудняет верную интерпретацию норм и традиций.
«Традиционные ценности были рассчитаны на замкнутые общины, на ситуацию жесткого контроля старшего над младшим, мужчины над женщиной, — поясняет Анохина. — Но даже тогда, что бы в семье ни случилось, ни один посторонний мужчина не смел женщине ни сказать что-то, ни тронуть ее тем более. Сейчас именно эти табу в отношении женщин почему-то сняты, и в сознании людей перемешалось все: адаты, шариат, даже блатные понятия».
Негативную роль играют и крупные СМИ. Заголовки вроде «Отец задушил аморальных дочерей» подспудно допускают идею, что убийство можно оправдать, говорит Анохина. По ее словам, интервью с администраторами пабликов вроде «Карфагена» (разворачивающих травлю кавказских девушек в Сети за их якобы непристойное поведение) без комментариев богословов и духовных лидеров формируют на Кавказе новое понимание роли отца и мужчины, кодекса его поведения в семье и обществе, «которые имеют лишь внешнее сходство с традиционной патриархальностью, а по сути представляют собой полное уродство».
«Мы полагаем, что изначальная роль любого старшего в семье, а особенно на Кавказе, отношения отца и дочери — это защита, — уверена Анохина. — Нам осточертел образ мужчины, который сейчас вырисовывается. Не первозданный, не патриархальный, а заново придуманный: который карает, наказывает, отбирает права. Он якобы за тебя отвечает, но все функции его сводятся к тому, чтобы контролировать и наказывать в случае «неправильного» поведения».
Проект «Отцы и дочки» — это способ найти новый язык в общении с главными мужчинами в жизни девушек — отцами. «Мы хотим показать мужчинам другие модели отношений в семье и обществе. В одном из наших мультфильмов папа принимает единственно верное решение: вступается за дочь, которую односельчане насиловали полгода. Половина села ее шантажировала, и она боялась сказать. Он довел дело до суда и отстоял ее. Для дагестанского отца инициировать процесс над насильниками и выступить в защиту дочери — это большой, сильный поступок».
Спасибо за мантру «Мои девочки не будут зависеть от этих козлов». За то, что мое образование не стало всего лишь моим приданым, а развилось в какую-никакую карьеру. Спасибо за то, что позволил накричать на тебя 15 лет назад на кухне — помнишь, когда решался вопрос, куда же мне поступать. (…) Ты дал мне в безграничное пользование образ строгого кавказского отца, благодаря которому я могу отказаться делать то, чего не хочу. «Мне папа не разрешает» — волшебная фраза, которой я пользуюсь до сих пор. Если учесть то, что называют спецификой региона, ты идеальный отец для меня: пообниматься с папой, отпроситься на свидание или просто пообсуждать, куда катится этот дурацкий мир, — все это такие обычные вещи для нас с тобой. К сожалению, не все чеченские девушки могут сесть с отцом за один стол. Это даже страшно. (Из
Ты, когда выпивал, говорил, что мать меня бросила, что я никому не нужна. А мать рассказала мне, что ты обманул ее, рассказав, что разводишься с супругой. Но не развелся, а только изредка приезжал с друзьями и заставлял зарезать последнего петуха и наварить хинкала. Помню, была еще совсем маленькая, когда ты приехал к нам с матерью и за что-то очень больно меня ударил. Я тогда еще не знала, что ты мой папа, — меня просто больно ударил дядя. (…) А потом и вовсе сдал в интернат, написав отказ. В 14 я осталась одна. Сейчас мне 23, и я до сих пор одна. Ты говорил, что я любимая дочь. Любимых бросают в океан? Выжить или утонуть? (Из
«Есть более мужские поступки, чем грохнуть рыдающую дочь»
«Мало кто решается написать, выговориться — это приводит к слезам. Я советую респонденткам брать такой вектор: «Папа, спасибо тебе, что я такая», — говорит Анохина. — Туда войдет все: и уверенность в себе, и неуверенность в себе, и счастье, и одиночество — все. Если взвешенно посмотреть на свою жизнь, станет понятно, какие проблемы и какие победы — от папы. Одна девушка привыкла к мысли, что папа, в общем, на ее стороне, но разбираться с проблемами придется ей самой. И только после его смерти узнала, что он ходил и разбирался с ее бедами, но она об этом не знала. А как бы ее это поддержало тогда!»
Создательница проекта уверена: мужчина, который воспитывает дочь, формирует у нее образ внешнего мира. «Мама — мир внутренний, а отец — внешний, так сложилось в патриархальной кавказской семье. И если она ощущает, что внешний мир ею постоянно недоволен, это ее ломает», — подчеркивает журналистка. В качестве примера такого влияния отца на судьбу она приводит историю своей подруги — талантливой художницы, которая как-то пожаловалась ей, что домашние дела — в частности, готовка, даются ей легко и непринужденно, а когда речь о работе — она боится импровизировать. В беседе выяснилось, что в детстве отец насмешливо говорил ей «Не так уж и бездарно», когда она что-то рисовала, зато восторженно и искренне хвалил, когда она готовила.
Проект состоит из двух частей. Первая — это письма, которые пишут женщины преимущественно из Дагестана и Чечни. Все они разного социального положения, разного возраста: от 20 до 85. Люди пишут, повторяясь и волнуясь, редакторы практически их не правят — важна подлинность. Но на камеру с отрытым лицом читать даже чужие письма большинство дагестанок отказываются. «Опасаются, что подумают про их семьи, узнают по голосу и придут что-то предъявлять родителям. Это жутко», — поясняет Анохина.
Письма доступны на YouTube не только подписчикам, но и двум фокус-группам: мужской и женской, в каждой по десять человек. Сначала мужчины были готовы слушать истории, но потом сломались: восприняли часть откровений как «предательство отцов». Один из них обвинил автора письма в неблагодарности: может быть, у ее отца не было времени, потому что он много работал, негодовал он. «Какого времени? Ведь речь о привычке не говорить о проблемах в доме», — возражает Анохина и добавляет: это еще раз показывает, насколько сложно бывает услышать друг друга.
Но авторы проекта уверены, что их усилия не пропадут зря. Поначалу они вообще сомневались, что женщины будут писать незнакомым людям о том, о чем не решались говорить даже близким, но письма пошли. Значит, это действительно нужно. С мужчинами пока сложнее, но есть вторая, более образная часть проекта, — анимационные ролики. Их рисует Ася Джабраилова (раскадровки предоставили «Ленте.ру»). Мультфильмы будут посвящены историям, которые дагестанские журналистки давно хотели рассказать, но не находили нужной формы. Все они — о том, как отец, брат, близкий родственник публично восставал против навязанной ему роли мужчины-карателя и вопреки ожиданиям социума защищал свою родственницу.
«Наша целевая аудитория — кавказские мужчины, — резюмирует создательница проекта «Отцы и дочки». — Те, кто готов услышать, — а таких не очень много, — услышат. Те, кто не готов, — там наши усилия бессмысленны. Но они могут рассмотреть в мультиках ту роль, которую мы им ненавязчиво предлагаем. Она более мужественная: встать за своего ребенка против всего мира. Это более мужской поступок, чем отвести в безлюдное место рыдающую дочь и грохнуть».
Ты не видел, как рос твой старший внук, а между прочим, он носит твое имя. Вы толком друг с другом не познакомились: ему только годик исполнился. Ты с трудом мог держать его на руках — болело сердце. Но ты мечтал, что он подрастет, и вы пойдете с ним за ручку по берегу моря. Помнишь, как мы там пролазили под вагонами, и я страшно боялась, что поезд сейчас тронется? Всегда пачкалась мазутом. Потом шли в порт — благодаря тебе я знаю все его закоулки. Там была столовка, мы заходили туда перекусить и покупали кильку в желтой упаковке, называемой в народе «братской могилой», вкусная такая. Мама ругалась, что едим всякую дрянь. После твоей смерти у нее пропал интерес ко всему. Мы постепенно перестали отмечать праздники и дни рождения. Через полгода после твоей смерти мы с мамой пошли к типа «святой», которая разговаривает с умершими. Святая оказалась аферисткой. Ты бы очень смеялся, если бы узнал об этом.
Я не хочу писать о своих обидах. Они вдруг стали такими мелкими и ерундовыми. Единственное, что меня огорчает, — это невозможность видеться с тобой. Когда ты умер, все стало очень плохо. В нашей жизни как будто появилась огромная дыра, и оттуда потянуло ледяным холодом. (Из