В последнее время в России все чаще происходят крайне странные события — дети катаются на
Вам также может понравиться
Недетский капитал
Дети главы Чечни Рамзана Кадырова обогнали отца по доходам, заработав за прошлый год 20 миллионов рублей. Но крупные суммы чаще образуются не у отпрысков, а у жен российских политиков. Сколько денег у супруги депутата-миллиардера Андрея Скоча и их детей, а у кого за год скопилось меньше копейки — в материале «Ленты.ру».
Глава Чечни Рамзан Кадыров обнародовал декларацию о доходах и имуществе 22 мая. Согласно документу, руководитель северокавказского региона заработал за 2016-й 11,5 миллиона рублей — вдвое больше, чем годом ранее. Его двум несовершеннолетним детям удалось увеличить свои доходы в 50 раз: каждый заработал по 9,9 миллиона рублей. Ни имена отпрысков-миллионеров (а всего их у главы Чечни двенадцать, включая двух приемных), ни источники их доходов в декларации не указываются.
Не исключено, что столько заработала одна из дочерей Рамзана Кадырова Айшат, которая с прошлого года руководит основанным матерью модным домом Firdaws. В марте прошел первый показ ее модной коллекции. Манекенщицы продефилировали в созданных ею нарядах в этно-стиле сначала в Грозном, а затем и в столице — на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. В прошлом году Рамзан Кадыров похвастался на своей странице в Instagram тем, что его старшая дочь открыла в Грозном кафе во французском стиле, получившее соответствующее название — Paris. Впрочем, Айшат Кадыровой, по информации СМИ, уже исполнилось 18 лет, а значит, данные о ее доходах могли не войти в декларацию.
С юных лет занялась предпринимательством и другая дочь Рамзана Кадырова, 14-летняя Хутмат. «Являясь самым молодым фермером страны, Хутмат доказала, что сельхозфирма может быть успешной, если вложить в нее всю душу, максимум сил и времени, — с гордостью писал глава Чечни. — Начав с нескольких голов КРС и овец, она уже имеет откормочное хозяйство и дойное поголовье».
Имеется ли собственных капитал у троих сыновей Кадырова — Ахмада, Эли и Адама — неизвестно. Однако прошлой осенью они
20 рублей за карманные расходы
Дети некоторых депутатов Госдумы тоже накапливают капитал с юных лет. У избранника от Татарстана, профессора и академика Фатиха Сибагатуллина, согласно официальным данным, четыре несовершеннолетних ребенка. На каждого из них задекларирован доход на сумму от 423 тысяч до 692 тысяч рублей, на всех — более 2,3 миллиона рублей.
У главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова в декларации по итогам 2015-го имелись сведения о дочери. Доход у нее был скромный (меньше 80 тысяч рублей), зато в собственности числились жилой дом и два земельных участка в Испании. В этом году сведений о ребенке в декларации Макарова не было.
Отпрыски некоторых народных избранников воспитываются в строгости. Например, двое детей справоросса Леонида Левина, согласно декларации, обогатились всего на 20 рублей каждый. Один из самых богатых депутатов прошлого созыва Александр Богатько, отказавшийся осенью от мандата, год назад задекларировал за ребенком 1,11 рубля. У детей миллиардера Андрея Скоча, который входит в двадцатку богатейших россиян по версии Forbes, нет и рубля. В декларации указано четверо, хотя СМИ
В министерских декларациях нашлись денежные доходы только у несовершеннолетних сыновей министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского: два года подряд за каждым из них числится по пять тысяч рублей.
Нехрупкое плечо
Доходы у несовершеннолетних членов семей российских чиновников и парламентариев бывают не часто, в отличие от собственности — в подавляющем случае им принадлежит доля квартиры, жилого дома или земельного участка. Другое дело — жены, многие из которых куда успешнее супругов. Пример тому — Елена Батурина, супруга бывшего столичного мэра Юрия Лужкова, несколько лет возглавляющая список богатейших женщин России.
Действующих чиновников избранницы зачастую тоже обгоняют по доходам. Из года в год журналисты первым делом подсчитывают разницу в заработке у семьи пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова. По итогам 2016-го, например, он
Доход Гульсины Миннихановой, жены главы Татарстана, за 2016-й год — более 2,3 миллиарда рублей, в 313 раз больше, чем у мужа, задекларировавшего 7,5 миллиона. Собственности у Рустама Минниханова нет, зато у его супруги несколько земельных участков и квартир, в том числе аппартаменты в ОАЭ. По официальным данным, подавляющая часть капитала жены татарстанского руководителя образовалась после продажи доли в обществе с ограниченной ответственностью. С таким доходом Гульсина Минниханова
Супруга отстраненного от должности мэра Владивостока Игоря Пушкарева до миллиардов не дотянула, но мужа по доходам все же обогнала в 160 раз. Пока Пушкарев, подозреваемый в мошенничестве, находился под арестом в столичном СИЗО, его супруга заработала свыше 90,8 миллиона рублей. Откуда у Натальи Пушкаревой такие накопления, неизвестно. Для сравнения, самый большой доход среди жен членов кабмина — у супруги первого вице-премьера Игоря Шувалова, 61 миллион рублей.
Как и в случае с детьми, иногда чиновникам и парламентариям из-за требований закона приходится декларировать доходы супругов, которые нельзя назвать даже копеечными: в думских декларациях у жены депутата Госдумы от КПРФ Михаила Щапова указан заработок в 0,06 рубля.
Список чиновников, обязанных ежегодно декларировать свои доходы и имущество, постоянно расширяется. В этом году Госдума уже включила в него муниципальных служащих и казачьих атаманов. Депутаты неоднократно предлагали расширить и перечень лиц, за которых им самим потом придется отчитываться. Это и бывшие жены, и достигшие совершеннолетия дети, и даже братья и сестры. Впрочем, россияне, как
«Муж оставляет квартиру жене и уходит в никуда»
Ежегодно в последний понедельник марта в России отмечается День бездомного человека. Дата была учреждена благотворительной организацией «Ночлежка» и фондом «Нужна помощь» в знак солидарности с людьми, оказавшимися на улице. К трехлетию акции
«Лента.ру»: Что такое бедность и бездомность? Каковы их масштабы?
Григорий Свердлин: С глобальных вопросов начинаем…
Дарья Байбакова: Бедность — это некое экономическое, финансовое состояние человека, когда он не может позволить себе каких-то базовых жизненно важных вещей. Ему не на что есть, он не может платить за квартиру, не может содержать своих детей.
Надо понимать, что два эти понятия довольно сильно связаны. Бездомность — это предельное выражение бедности. И очень часто сегодняшние бедные — это завтрашние бездомные.
Свердлин: Если я не ошибаюсь, у нас только по официальным оценкам 22 миллиона человек находится за чертой бедности. Эти официальные цифры можно смело умножать в полтора-два раза. В России очень велики масштабы бедности, и текущая экономическая ситуация к оптимизму не располагает. Количество бедных будет только увеличиваться, а значит, количество бездомных тоже вырастет.
Как люди становятся бездомными? Сколько их в России?
Байбакова: «Ночлежка» уже 29 лет занимается помощью бездомным людям, и у нас есть статистика из 15 тысяч уникальных анкет. Согласно нашим данным, есть три основные причины бездомности.
Примерно треть становятся бездомными из-за трудовой миграции. Это когда люди, часто из небольших городов или депрессивных регионов России, приезжают в поисках работы в крупные города, где у них нет знакомых и каких-то социальных связей. Кому-то везет, кому-то не везет, а кого-то обманывают, и он оказывается на улице.
Причина бездомности еще трети людей — семейные конфликты. К сожалению, некоторые люди очень тяжело разводятся: муж оставляет все жене с детьми и уходит в никуда, часто на улицу. Родители выгоняют детей, дети выгоняют родителей…
Еще примерно 15-20 процентов — это жертвы мошеннических сделок с недвижимостью. Часто это выпускники детских домов, люди недостаточно финансово грамотные или одинокие старики, которых обманывают черные риелторы. Понятно, что следственные органы и наша полиция довольно мало обращают внимания на такие преступления, мало кто ими занимается.
Свердлин: Кстати, мы недавно собрали такую статистику, что 13 процентов бездомных — это выпускники детских домов.
Байбакова: При этом сам факт жизни в интернате не является предлогом для жизни на улице, но каким-то образом они [выпускники] распределены [в статистике] по разным причинам бездомности — в силу конфликтов с дальними родственниками или финансовой и юридической безграмотности.
А дальше есть небольшие проценты: кто-то освобождается из мест лишения свободы, а у него нет жилья, потому что родственники выписали его из квартиры; у кого-то жилье сгорело, или произошло наводнение. Но эти проценты существенно меньшие.
Свердлин: Когда я с финскими коллегами разговариваю, они мне говорят: «У нас в Финляндии 647 бездомных». Ну, эта цифра условная, я сейчас не помню точно (на самом деле в 2018 году Финляндия насчитывала
Мне приходилось слышать оценки от представителей
Когда «Ночлежка» говорит, что в Петербурге, по нашей оценке, от 50 до 60 тысяч бездомных, мы ориентируемся на официальную статистику смертности, согласно которой в Петербурге ежегодно фиксируется смерть примерно тысячи бездомных. Где-то 700 из них в официальной статистике именуются «лицами БОМЖ», и где-то 300 — это неопознанные, то есть тоже бездомные, за которыми никто не пришел, никто не опознал, и документов у них при себе не было.
В Москве официально ежегодно фиксируется смерть трех тысяч бездомных. Экстраполируя эти данные, мы делаем предположение (у нас нет твердой уверенности), что в Москве в два-три раза больше бездомных, чем в Петербурге.
Москву пока меньше знаем, а в Петербурге мы еще косвенно проверяем количественную оценку тем, что ежегодно мы помогаем 9,5 тысячи человек, если взять все наши проекты. При этом понятно, что к нам приходят далеко не все бездомные, потому что кому-то не добраться, кто-то не хочет, кто-то не знает.
По Петербургу у нас есть и другая статистика — количество госпитализаций, количество обморожений, количество людей, которые обратились в здравпункт при больнице им. Боткина. Это, надо сказать, единственное в городе место, где бездомные могут получить медицинскую помощь в тех случаях, которые не грозят потерей жизни.
Байбакова: Надо сказать, что обычно переход в состояние бездомности — это череда бед, которая случается одномоментно в жизни человека. Нет каких-то статистических данных, говорящих о том, что если доход человека ниже стольких-то [рублей в месяц], то он гарантированно станет бездомным. Здесь еще довольно сильно влияет окружение и внутренние ресурсы человека. Если человек растет в неблагополучной семье, у него слабые социальные связи и здоровье, он живет не в родном городе, ему куда сложнее справиться с теми бедами, которые на него сваливаются.
Что со статистикой соотношения количества богатых и бедных в России?
Свердлин: Честно говоря, не отслеживаем (эту тему — прим. «Ленты.ру»). На это уже нас не хватает. Такие данные есть у
На самом деле масштаб проблемы очень значительный, и относиться к ней нужно, конечно, серьезно.
По-хорошему, нужна федеральная программа помощи бедным и профилактики бездомности. Необходимо то, о чем мы давно говорим: менять российскую систему регистрации, которая, по сути, от советских времен досталась нам в наследство, а советским временам досталась в наследство, как мне кажется, от крепостного права. Это полный бред, что наши права даже не к нам привязаны, а привязаны к штампу о регистрации в нашем паспорте.
Нужна большая воля федеральных чиновников, чтобы менять систему регистрации и делать ее как в большинстве стран — не разрешительной, а уведомительной. То есть в других странах гражданин соответствующие органы уведомляет: теперь, пожалуйста, вот сюда присылайте почту и штрафы. А мы должны спрашивать разрешения по такому-то адресу прописаться.
Бездомные, например, могли бы получать эту регистрацию по адресам соцучреждений в определенном районе, где они находятся, и реализовывать свои права граждан России. А 92 процента бездомных — это российские граждане, которые, на секундочку, трудоспособны. И если бы всю эту систему удалось поменять, ввести так называемую третью форму регистрации, то мы бы гораздо точнее представляли себе, о каком количестве людей мы говорим. Было бы меньше проблем с трудоустройством, получением медицинской помощи и оформлением пособий.
«Домашние люди куда опаснее бездомных»
Какие стереотипы сегодня существуют вокруг бездомных?
Свердлин: Основные стереотипы такие: люди сами выбрали, сами виноваты. По нашей статистике, лишь 1-2 процента людей признаются, что бродяжничество им нравится. Но даже в этих случаях, когда появляется доверие между соцработником и бездомным, выясняется, что на самом деле этого человека родственники выписали из квартиры. Конечно, он не готов делиться такой информацией с малознакомыми людьми, поэтому говорит, что это его личный выбор. Ну, вряд ли человек в здравом уме предпочтет пребывать на улице 24 часа в сутки. Это все-таки очень тяжелая и опасная жизнь.
Если говорить, как этот и другие стереотипы появились, мне кажется, это очень понятный механизм психологической защиты. Признать, что все мы живем в довольно агрессивном и непредсказуемом мире, признать, что все мы находимся в ситуации незащищенности, действительно страшно. Поэтому проще говорить «ну, меня-то это коснется».
Мне кажется, что тот же механизм можно переложить и на другие проблемы. Например: изнасиловали — сама виновата, не надо было короткую юбку надевать. Или: раком заболел — наверное, заразился от кого-то воздушно-капельным путем. Это все абсолютно одного поля ягоды.
Еще, конечно, распространенный миф, что все бездомные — алкоголики, что они на самом деле пропили свое жилье. Это тоже совершенно не так. Да, среди людей, которые долго, месяцами и годами, живут на улице, много тех, кто обзавелся алкогольной зависимостью. Но алкогольная зависимость — это именно следствие бездомности, а не его причина.
Байбакова: Если человек живет на улице, в холоде продолжительное время, то, во-первых, алкоголь — это простой способ согреться. Во-вторых, это простой способ забыться и проще переносить тяготы такой жизни.
Свердлин: Есть еще стереотип, что бездомные — это какая-то опасность. На самом деле домашние люди куда опаснее. Если мы пороемся в памяти, то вспомним массу жутких историй, когда бездомного облили бензином и подожгли, или битами забили, а еще в Москве банда чистильщиков — 20 человек — зарезала сразу нескольких бродяг. Ни одной истории про то, как бездомные кого-то облили бензином и подожгли, я думаю, мы не вспомним.
Надо понимать, что бездомные — это люди, на которых более агрессивная часть общества вымещает какие-то свои страхи, неуверенность, неспособность распоряжаться собственной жизнью. «Зато я распоряжусь чужой жизнью».
При этом бездомные — люди как люди. Среди них есть добрые и злые, агрессивные и неагрессивные. Но это в первую очередь люди, которые заняты выживанием, которые стараются не попадаться лишний раз на глаза никому, включая полицию, которая за счет бездомных часто повышает раскрываемость.
В метро можно заразиться туберкулезом независимо от того, есть там бездомные люди или нет. Мы все, когда трогаем поручни в метро, скорее всего, с этой туберкулезной бациллой контактируем. Мир — довольно опасное место. Наличие в нем бездомных совершенно эту опасность не увеличивает.
Ну, скажем, у нас многие волонтеры годами контактируют с бездомными. Ни разу не было случаев заражений туберкулезом или каким-то другим заболеванием. И понятно, что ни один волонтер бездомными не был съеден.
Байбакова: Бездомные — это одна из самых стигматизированных категорий людей в России наряду с подопечными психоневрологических интернатов, ВИЧ-положительными и заключенными. Помогать бездомным сложно и по этой причине в том числе.
Спросите обывателя, среднего жителя России, какими он представляет бездомных людей, и он вам опишет какую-то темную однородную массу. С одной стороны, есть категория бездомных с большим стажем, которых мы видим у вокзалов и в метро. Это люди, от которых плохо пахнет; они ходят в грязной одежде, часто — в состоянии алкогольного опьянения. Но важно знать, что это просто вершина айсберга, которая заметнее всего.
Но огромное количество бездомных никто не отличит от обычных людей. Они выглядят как такие уставшие работяги, которые приехали из области на работу в Москву, к примеру. Бездомный человек не обязательно каждый день ночует на улице. Сегодня он разгрузил вагон, получил какие-то деньги и снял койку в общежитии. А завтра он помыл полы где-нибудь и снял на эти деньги комнату в хостеле. А послезавтра его друзья пустили к себе на диване или на кухне переночевать. А еще через неделю, так сложилось, что у него нет денег, и он ночевал на вокзале.
Как выживать и выбираться человеку с улицы?
Байбакова: Универсального рецепта нет. По нашей статистике, средний стаж бездомности в России — 7 лет и 7 месяцев. Понятно, что если человек совсем недавно оказался на улице и провел там меньше полугода, например, у него довольно много внутренних ресурсов на то, чтобы бороться. Он очень часто еще не считает себя бездомным. Зачастую им нужно помочь с восстановлением документов и трудоустройством, и дальше эти люди справляются самостоятельно.
А если человек живет на улице продолжительное время, то внутренних сил становится все меньше и меньше. Он тратит их на то, чтобы переночевать в безопасности, чтобы его не избили, чтобы найти место, где можно поесть. Ему довольно сложно самостоятельно с улицы выбраться. Но это не значит, что такому человеку нельзя помочь. Любому человеку можно помочь! Просто для помощи потребуется больше времени — работа психолога, долгосрочное сопровождение. По совокупности всех действий он возвращается в обычную жизнь. По нашей статистике, 60 процентов людей, которые проходят через реабилитационный приют «Ночлежки» в Санкт-Петербурге, выбираются с улицы и уже не возвращаются туда.
В ближайшем будущем такой приют появится и в Москве.
Свердлин: Собственно, у нас на первом этаже приюта [в Санкт-Петербурге] — консультационная служба. Параллельно ведут прием два специалиста по социальной работе и один юрист. Каждый день на прием приходит от 40 до 70 человек. Часть людей мы просто консультируем — хватает разовой консультации. Часть людей мы берем на так называемое юридическое и социальное сопровождение, когда идет долгосрочный процесс написания запросов, жалоб, получения ответов, иногда походов в суд по отмене мошеннических сделок с недвижимостью, например. Параллельно каждый из наших соцработников и юристов — у нас их 10 человек — ведет 30 кейсов.
Часть людей, которых мы берем на сопровождение, заселяем в приют — тогда просто больше шансов, что человеку получится помочь. У нас все-таки основная задача — это помочь людям выбраться с улицы. В приют селим каждый год где-то 150-200 человек. Селили бы больше, но всего 52 места в приюте.
Помимо приюта у нас много других проектов, которые входят в одну общую систему комплексной помощи. Приходя к «Ночному автобусу», люди узнают про консультационную службу. Приходя в консультационную службу, они узнают о пунктах обогрева, где можно переночевать, если в приюте мест нет, и о «Культурной прачечной», где можно постирать вещи. Все это вместе и работает на то самое возвращение к обычной жизни.
«Ахмед считал ее низшим существом»
Впервые в истории Геленджика (Краснодарский край) состоится суд присяжных: рассматривается дело 27-летней Кристины Шидуковой, которая нанесла смертельный удар ножом избивавшему ее мужу. Обвинение настаивает на том, что убийство было умышленным, несмотря на то, что, по данным судмедэкспертизы, женщина подверглась жестоким побоям и была вынуждена обороняться. По словам ее родных, она скрывала конфликты с мужем до последнего, но неожиданно найденная переписка с его сестрой многое расставила по местам. История вызвала широкий резонанс: в защиту жительницы Геленджика петицию
Дело для лучшего прокурора
«Кристина прибежала вся в крови — она текла ручьем из носа. Это очень страшно: когда твоя дочь в крови, а ты ничего сделать не можешь. Было ощущение, будто я в тумане, меня нет», — вспоминает Ирина утро 16 августа 2018 года.
Ее разбудил крик дочери: «Скорую! Скорую!» Больше Кристина ничего не могла сказать. Она прибежала в истерике, с растрепанными волосами, разбитым носом и синяками на плечах к матери и отчиму из дома напротив, где жила со своим мужем Ахмедом Шидуковым и полугодовалым сыном.
В коридоре маленькой квартиры на четвертом этаже дома по улице Свердлова врачи обнаружили тело Шидукова с ножевой раной в области сердца. Кристину в окровавленной одежде увезли на допрос в следственный отдел. Дома остался маленький Дамир — его забрала бабушка, живущая на другом конце города.
Представлять сторону обвинения в уголовном процессе в маленьком городе-курорте отправили лучшего прокурора Краснодарского края 2018 года —
«Мама, я буду не как ты»
«Когда все это случилось, она хотела повеситься на лифчике в камере — все остальное у нее забрали. Но вовремя пришла надзирательница», — говорит родственник Кристины Александр (по его просьбе имя изменено: у него начались проблемы на работе из-за критики работы следователей и прокуроров).
С Ахмедом у нее были первые серьезные отношения, и она была уверена, что они будут вместе до конца жизни, вспоминает Ирина. Кристина отучилась на менеджера гостиничного бизнеса и работала на режимном объекте. Родители — продавщица хлеба и таксист — разошлись после нескольких лет брака, и ей приходилось жить то с матерью, то с отцом, то с бабушкой, поэтому она мечтала о крепкой семье. «Она мне говорила: «Мам, я не как ты, я один раз выйду замуж и навсегда». Я ей отвечала: «Конечно, хотелось бы мечтать об этом, дай бог»», — говорит она.
Они познакомились примерно в 2014 году, и долгое время она скрывала свои отношения. Родом из маленького города Кабардино-Балкарии, он не имел образования и постоянной работы — занимался раз в год пару месяцев мелкими строительными работами, как говорят в Геленджике — шабашками.
Другая религия и патриархальная культура также смущали ее родных, но они видели, как Кристина к нему относится, и не стали ее отговаривать. По словам Александра, она гордилась тем, что создает свою семью, и «вилась» вокруг Ахмеда, «буквально висла на нем»: все время спрашивала «что тебе принести, что унести».
К тому же Ахмед объяснял родным Кристины, что не рос в строгих религиозных обычаях — на семейных застольях он ел харамную свинину и пил алкоголь.
«Со стороны так смотришь, ничего плохого вроде бы сказать нельзя. Но он обычно так говорил по-русски, не особо понятно. И мы с ним особо не общались. Просто видела, что Кристише он нравится, что она влюблена. Почему-то думали, что все будет хорошо», — признается Ирина.
Брачная атмосфера
Ахмед вошел в семью Кристины в 2016 году и смог подружиться с ее отцом, который мирил их, когда возникали недомолвки. О том, что они связаны с физическим насилием, знала только ее бабушка — она первая увидела внучку с синяком после очередного свидания с Ахмедом. Но он объяснил это тем, что Кристина сама довела, а он погорячился, и пара продолжила встречаться.
«Ну, работы не было постоянной, но это с любым бывает. Единственное, что он более патриархальный был, очень много времени проводил с друзьями-мужчинами. Ну, парень-мусульманин, у них вроде как это норма — мужской круг общения в приоритете. На семейных застольях говорил: ладно, посидели, пора домой. А потом я узнаю на следующий день, что он не дома был, а ему захотелось продолжить торжество. Выпив, он становился другим человеком. Есть люди, которые, когда выпьют, очень сильно меняются. У кого-то голову сносит», — говорит Александр.
Именно он и оплатил им свадьбу летом 2017 года, когда Кристина оказалась беременна: она очень хотела торжества до рождения ребенка. «Накрывал на стол, банкет — вплоть до салютов. Обошлось в двести тысяч. Ахмед предложил забор покрасить, потому что деньгами вернуть не мог. Даже на кольца и на костюм попросил денег», — перечисляет он. Квартиру молодоженам выделила мама Кристины.
Родственники Ахмеда не участвовали в делах молодых, но приехали на свадьбу с его друзьями на минивэне из соседнего региона — всего около 15 человек. О том, как прошла первая брачная ночь, родные Кристины узнали не сразу, — ей было стыдно об этом говорить.
«Некоторые друзья остались после свадьбы на квартире. Они пили водку, а ее закрыли в комнате. Ахмед говорил, что у них не принято, чтобы женщина была в одной комнате с мужчинами. Закрыл ее снаружи на два дня — брачную такую атмосферу устроил, — возмущается Александр. — Она даже в туалет не могла выйти какое-то время. Ей оставалось четыре месяца до родов».
«Клялся, что больше не будет ее трогать»
В январе от остановки сердца умер отец Кристины, и это стало для нее ударом. Но 23 января родился Дамир, и она с головой ушла в заботу о нем. «Я не ожидала, что Кристина будет такой хорошей матерью. Но все расписано: что ребенок кушает, когда он гуляет, когда он спит, когда купается, когда массажик. Он очень похож на Кристишку. Она только им и занимается. У нее после родов ни минуты свободного времени не было», — говорит Ирина. По ее словам, за полтора года с ребенком Кристина лишь однажды отлучилась из дома — на день рождения единственной близкой подруги. В это время с Дамиром сидела сестра Ахмеда Амина, приехавшая к племяннику в первый и последний раз. Семью обеспечивала Ирина — у Ахмеда не было ни денег, ни работы.
Рано утром 26 июня Александра разбудила жена. Им позвонила Кристина и в слезах попросила к ней приехать. «Она была сильно избита. Не смертельно, но ссадины были по всему телу. На лице пара штук. Приличные ссадины на голове, где волосы. На лопатке был кровоподтек», — вспоминает он.
Ахмед признался, что бил ее ногами по голове. «Мы вышли на балкон. Я говорю: «Ты что творишь?! Это женщина! Ты на нее руку поднимаешь, еще и ногу!» Он говорит: «Я все понимаю. Ты меня прости. Но я не могу по-другому». Я: «Что значит не могу по-другому?» Он: «Ты просто не понимаешь. Я ее не могу успокоить по-другому»», — пересказывает разговор Александр.
Муж Кристины обвинял ее в том, что она закатила истерику. Причина была, по его мнению, незначительной: они собирались отметить полгода сыну, договорились о семейном празднике, Кристина приготовила ужин, а он пропал и не брал трубку. Она нашла его в гараже у друзей, где были неизвестные девушки, сказала, что ждет его дома. «А ты семью променял, сидишь с какими-то телками», — возмутилась она. Тогда Ахмед сказал: «Заткнись!» и ударил ее по лицу, чтобы она не повышала голос при его друзьях. Дома конфликт продолжился. Он скрутил ее, сел на шею и коленом ударил в голову.
Ирине об этом не сказали, чтобы не огорчать. Но в середине июля она увидела другие следы насилия — фингал дочери. «Она сказала, что они поругались — и Ахмед ее избил. Я сказала ему, что Кристину бить нельзя вообще, что бы ни происходило. Он молча слушал, опустив голову, а потом сказал: «Вы же знаете, что я другой нации — меня это мало волнует». Тогда я сказала, что если еще раз такое повторится, то придется им расходиться. Он поклялся, что больше не будет ее трогать», — говорит она.
Кристина долго думала, прощать ли супруга, и ночевала у матери, но потом вернулась к нему, позвонила ей и сказала, что они помирились.
«Он ее считал за низшее существо»
В день рождения Кристины, 6 августа, ей подарили деньги, чтобы она смогла отметить праздник с Ахмедом. Она позвонила в три часа ночи бабушке и попросила вызвать такси: «Я на другом конце города, он меня избил, забрал все карточки и наличность». «Хотела в полицию заявлять, Кристинка не дала. Стыдно ей было», —
Девушка, раньше открытая и веселая, стала молчаливой и замкнутой. «Когда начались ссоры, она изменилась в характере. На разговор тяжело было с ней пойти. Видимо, боялась говорить. Может быть, Ахмед говорил, что все проблемы должны оставаться в семье — не знаю, как у них там принято», — гадает Ирина.
«Он ее считал за низшее существо, как я понимаю. К сожалению, я не могу спросить его об этом прямо, хотя хотелось бы, чтобы все было иначе. Но у него мужчина был мужчина, а она должна была где-то бегать, принеси-унеси по щелчку пальцев — это из того, что я видел, — говорит Александр. — Я сказал ей, чтобы она больше не возвращалась: «Если ты вернешься и все простишь, можешь в следующий раз мне не звонить». Я настаивал, что на такие вещи нельзя закрывать глаза. Она молчала. Просто молчала. Ей было банально стыдно поднимать этот вопрос, она хотела, чтобы ею гордились: у нее есть ребенок и муж, все складывается».
Однако, как и большинство людей, ни следователи, ни прокуроры не задаются вопросом о том, что мешает жертвам домашнего насилия уйти от агрессора. Они склонны обвинять женщин в том, что те «терпели» подобное обращение и сами довели ситуацию до трагической развязки, поскольку «насилие носило для них системный характер» и они должны были к нему привыкнуть (это частые заключения госэкспертиз). Хотя, согласно Уголовному-процессуальному кодексу, следствие обязано устанавливать причины и условия, способствующие совершению преступления, такое понятие, как цикл насилия,
У домашнего насилия есть повторяющиеся этапы: напряжение нарастает, выливается в насильственный инцидент, но потом идет стадия примирения, стадия «медового месяца», когда агрессор кается в содеянном и ведет себя безупречно, а потом все опять повторяется. Таким образом, у жертвы меняется психика, возникает ощущение дезориентации и неуверенности, ей становится сложно понять, что происходит: агрессор то жестокий, то ласковый, то бьет, то извиняется и носит на руках. Насилие эскалируется: стадия насильственного инцидента имеет более тяжелые последствия, стадия примирения и «медового месяца», напротив, сокращается — до тех пор, когда эскалация достигает высшей точки, и насильственный инцидент несет угрозу жизни.
Единственным человеком, знавшим о системных побоях Кристины, была сестра Ахмеда Амина. За полгода до трагедии Кристина писала ей, что хочет от уйти от Ахмеда, поскольку он бьет ее до полусмерти и где-то пропадает в то время, когда ребенку и ей нужна помощь. Амина отвечала, что не стоит бросать Ахмеда: сама она жалеет, что развелась, но у нее была причина — наркомания супруга. А Ахмед — хороший человек, его стоит опасаться, только когда он выпьет. Даже его мать боится с ним встречаться в такие моменты (переписка имеется в распоряжении редакции «Ленты.ру»). «Потерпи», — писала она снохе.
Однако об этом семье Кристины стало известно слишком поздно. «Не видя картины, я ее сам чуть не придушил за такое. Я был готов от нее отречься, сказал сначала, что она больше для меня никто. Я не понимал, как это произошло. Но когда я глубже узнал всю ситуацию, то понял, что она была под большим давлением», — признается Александр. В отсутствие поддержки родных и законов о домашнем насилии, Кристина осталась с агрессором один на один.
«Мать не может бросить ребенка и убежать»
С полуночи до пяти часов утра 16 августа 2018 года выпивший Ахмед вновь избивал жену. Он таскал ее за волосы по всей квартире, пока в соседней комнате спал ребенок. Согласно протоколу осмотра места происшествия, все вещи в квартире были разбросаны, на кухне были перевернутые стулья — ссора была крупной. На стенах и в ванной остались пятна крови Кристины, говорит адвокат
«Она не могла выйти из квартиры, потому что мать не может бросить ребенка и убежать. Да и он не пустил бы ее: Ахмед, как баскетболист, очень высокий — под два метра, физически развитый человек», — продолжает он.
На столе лежал кухонный нож. Кристина схватила его и закричала, чтобы Ахмед к ней не подходил. «Он начал на нее кидаться и напоролся», — рассказывает Александр, знакомый с заключениями экспертизы, свою версию. По его словам, удар получился снизу: лезвие ножа вошло в сердце.
У Кристины сняли побои. Согласно заключению экспертизы, травмы были по всему телу. Ее одежда была в ее крови. Но в материалах дела это не фигурирует. Дело ушло по части 1 статьи 105 УК, несмотря на то что женщина защищалась, подчеркивает адвокат.
Потерпевшей по делу была признана Амина. Она заявила на суде, что посчитала признания Кристины в переписке шуткой.
«Мощный мотив что-то квалифицировать как убийство»
«Речь идет о необходимой обороне: жертвой выступала именно Кристина Шидукова — она являлась жертвой семейного насилия. Муж избивал ее неоднократно, потому что выпивал, даже принимал лекарства, связанные, возможно, с наркотическим эффектом. Установили, что там были таблетки: он принимал их совместно со спиртными напитками, что усиливало эффект. Он вел себя совершенно неадекватно: избивал ее и руками, и ногами, в том числе по голове, самым жестоким образом», — поясняет Иванов.
Однако несмотря на то что экспертное заключение, проведенное стороной защиты, признало состояние аффекта обвиняемой, следствие тут же назначило другую экспертизу, которая полностью опровергла первоначальное заключение. Российские обвинители работают на статистику, и раскрываемость по статье 105 УК, то есть количество возбужденных дел, доведенных до суда, является главным показателем их работы. «Раскрываемость по району должна быть не ниже средней субъектовой. Если областная раскрываемость — 85 процентов, а в районе 10 убийств, из которых два — «глухари», то раскрываемость — 80 процентов. Появляется мощный мотив что-то квалифицировать как убийство», — говорит бывший следователь и прокурор
К пограничным ситуациям относятся случаи самообороны. Виновное лицо установлено: женщины, как правило, сразу признают свою вину. Следователи исходят из того, что суд может разобраться сам и переквалифицировать статью на 108 УК («Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны»), но квалификация судей редко позволяет это сделать: до 70 процентов из них — из секретарей, они не работали следователями, прокурорами и адвокатами. «Поскольку их жизнь проходит в зале суда, у них и кругозор соответствующий, и они воспринимают то, что написала сторона обвинения, как истину в последней инстанции», — резюмирует Потапов.
С 2016-го по 2018 год по части 1 статьи 105 УК («Убийство») были осуждены около двух с половиной тысяч россиянок. По подсчетам правозащитников, восемь из 10 осужденных за убийство женщин подвергались насилию и защищали свою жизнь.
Процесс
После трагедии Кристина похудела на 10 килограммов. «Мне кажется, у нее с головой что-то случилось. Я подхожу, задаю вопросы, она молчит, рта не может раскрыть. За месяц человек истощился. Сейчас ее держит ребенок, она мечтает, что сможет все это пережить и дать ему шанс на счастливое будущее. Но по 105-й статье у нее шансов нет», — говорит Александр. Ей грозит до 15 лет тюрьмы.
Однако в конце 2017 года женщинам в России вернули право на суд присяжных, а с лета 2018 года такие суды начали рассматривать и дела об убийствах без отягчающих обстоятельств. И хотя переквалификация дела невозможна, у Кристины все равно появился шанс: в прошлом году с участием присяжных
В Геленджике такой процесс первый. Именно поэтому в дело вступила лучший прокурор края Барсукова. Если суды присяжных будут регулярными, резкий рост оправдательных приговоров продемонстрирует уровень коррумпированности судебно-процессуальных органов, а также может поднять волну инициирования жалоб в порядке надзора. К тому же состязательный процесс усиливает роль адвоката, и
Но о состязательности процесса пока речи не идет. «Прокурор позволяет себе переходить на личности и оказывать давление не только на участников процесса, но и на сотрудников суда как в судебных заседаниях, так и за его пределами, а судья в жесткой форме, при присяжных обвиняет Кристину в том, что она «ломает комедию», когда она плачет, — говорит Иванов. — Но для Кристины потерпевший имел большое значение. Она любила его. Очень сильно любила и прощала ему многое».
Более того, защите отказали в первоначальном допросе Кристины, в приобщении важных доказательств насилия и в приглашении главного свидетеля систематических побоев — ее бабушки. «Председательствующий демонстрирует чрезмерную и неприкрытую симпатию стороне обвинения: удовлетворение ходатайств обвинения близко к абсолютному, защита же довольствуется систематическим отказом», — говорится в возражении Иванова на имя судьи Геленджикского городского суда Бориса Садова.
По словам Ирины, присяжные «сами не верят, что могут на что-то повлиять». «Они как кролики сидят. Что им скажут — то они и сделают. Это все простые люди. Они просто сидели на суде и молча слушали — не записывали, не задавали вопросы. Глаза были возмущенные, конечно, но было видно, что они ничего не понимают», — предполагает она. Несмотря на то что она и ее муж были свидетелями той ночью, их попросили выйти из зала суда, когда они пришли давать показания — опрашивали только родственников Ахмеда.
***
Александр, как и все родные Кристины, винит себя в том, что произошло. По его словам, отчасти этому способствовала декриминализация домашних побоев, которая вывела это преступление в разряд административных. «Сейчас можно административкой отделаться, избивая жену. Более того, никакой поддержки женщинам, оказавшимся в такой ситуации, нет. Центров кризисной помощи в Геленджике нет. Есть только в Краснодаре — там женщины могут скрыться от тирана и переночевать две-три ночи. По факту можно беззаконно бить женщину и не отвечать за это должным образом, и эти ситуации по спирали развиваются. Они могут вылиться в ответную атаку, неважно, что это — аффект или самооборона. Как говорится, сколько веревочке ни виться, конец у нее должен быть, — говорит он. — Надо было активно вмешиваться, их развести, любыми способами, чтобы она пожила с мамой, взять какой-то тайм-аут… Что-то надо было делать. Но, к сожалению, серьезности никто не понимал. Я считал, что накипело, крышу сорвало, и это можно устаканить, это их семья, и они должны сами это решать. Если бы мы знали каждый случай, конечно же, я бы просто вырвал ее оттуда. Любой нормальный человек должен был так поступить».
«Москва построена на наши сокровища»
В современном мире продолжают существовать многочисленные рыцарские ордена, тайные общества и организации, созданные столетия назад, — от масонов и розенкрейцеров до казаков. Одни пытаются найти свое место в современности, о других широкой общественности почти ничего не известно. Ко вторым относятся тамплиеры — последователи ордена Храма, с которым связаны легенды о сказочных сокровищах и Святом Граале. В России существует несколько организаций, члены которых называют себя тамплиерами. Одни нагнетают атмосферу таинственности, верят в тамплиерские корни
Вести из прошлого
Конец второго десятилетия XXI века — интересное время. Всюду возводятся стены, настоящие и нет, мир ищет отравителей и плетет интриги, в России масоны
Было и того удивительнее — на питерский штаб казаков
Казалось бы, все это похоже на шутку. Но вскоре тамплиеры
Некогда могущественный европейский рыцарский орден был создан в 1118-1119 году и сгинул вместе со своими легендарными сокровищами в 1312-м, когда расправу над рыцарями учинил французский король Филипп IV Красивый. Орден пытались вернуть к жизни не единожды. В XVIII веке он возродился как масонский орден, в XIX веке получил очередное рождение в Европе и США и продолжает действовать в XXI веке. В 2018 году орден как раз отмечает 900-летие.
Даже в западной прессе о тамплиерах вспоминают довольно редко. Издание
В этом же тексте напоминают, что тамплиером-крестоносцем называл себя норвежский массовый убийца Андрес Брейвик. Он заявлял, что якобы вступил в националистическое секретное общество «рыцарей-тамплиеров». После терактов норвежские политики
Британский журнал GQ вместе с автором книги о тамплиерах
Другие упоминания связаны с жестоким мексиканским наркокартелем
Однако все это скорее о бренде «тамплиеры» и его эксплуатации. Информация о деятельности настоящих современных европейских тамплиеров в прессе практически не встречается. В российских новостях — тем более. У нас тамплиеры упоминаются разве что в контексте серии Asassin’s Creed, сериала «Падение Ордена» и приметы о совпадении пятницы с 13-м числом (считается, что в пятницу 13-го началась расправа над рыцарями Храма).
От заповедей Средневековья до Трампа-тамплиера
Где не помогают новостные агрегаторы, помогают соцсети и поисковики. Довольно быстро удается найти сразу несколько российских организаций, называющих себя тамплиерами.
Одна из них — общественная организация «Защитники православных христиан имени святого князя Дмитрия Донского». Возглавляет ее адвокат Андрей Трунов из фирмы «Трунов, Айвар и партнеры». Он известен участием в процессах по делам пострадавших от терактов, а из относительно свежего — защитой интересов французского музыканта Дидье Маруани, который пытался отсудить у
На
Там же опубликованы 12 заповедей средневековых рыцарей-крестоносцев (например, «Обязуюсь сторониться всякого бесстыдства и не участвовать ни в каких делах плоти, кроме как в должных и с женой разрешенных»), а также заповеди современного тамплиера («Беспрерывно борись за права человека и защищай самых слабых и угнетенных», «Отдавай всегда предпочтение диалогу и обмену мнениями, а не конфронтации и войне», «Никогда не забывай, что твои права и свобода заканчиваются там, где начинаются права и свобода других» — и так далее).
В новостном разделе — как собственные новости организации, так и перепечатки статей различных информационных ресурсов. Здесь и призывы к крестоносцам реагировать на все угрозы христианам со стороны сирийских террористов, и интервью о тайнах русских тамплиеров, в котором говорится, что само слово «Москва» некоторые историки переводятся с латинского как «мужское братство (Mosqa)», и сообщение о том, что патриарх Московский и всея Руси
В новостях можно найти сообщение об акции Pussy Riot в храме
Одна из относительно недавних публикаций — о Дональде Трампе. Он, оказывается, потомственный тамплиер.
«Мало кто знает что «простой парень» из Бруклина Трамп — потомок одного из основателей древнего Ордена тамплиеров — командора Гуго Сальма, — сообщают читателям. — А нынешнее противостояние в мире, да и в Америке — не что иное, как вековое противостояние двух орденов — тамплиеров и госпитальеров. Впервые за несколько столетий в Америке пришел к власти тамплиер».
У приората есть свои сообщества во «ВКонтакте» и в Facebook. Среди участников, кстати, встречаются люди в казачьей форме на аватарках и те, кто предпочел символику масонов. У одного из поклонников масонства много фотографий с собраний и ассамблей лож. На них часто встречается Трунов.
«Лента.ру» пыталась связаться с Андреем Труновым. Сначала он был не против интервью и даже назначил время, но в последний момент отказался говорить на тему тамплиеров и не объяснил почему.
Орден импортом из Болгарии
Пролить свет на то, чем занимаются тамплиеры в России, согласился лидер другой рыцарской организации — Великий Генеральный Приор Генерального Великого Приората России Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского
На
«Страна ушедшего величья,
Страна героев и богов,
Печально мне твое обличье
Державы жуликов-воров.
Поля, леса твои родные
Залиты кровью и трудом,
Но Православные святыни
Хранят еще родной наш дом.
Стоят кресты над куполами,
Как щит, как знамени полог.
И Дева Чистая над нами —
Мы русские, и с нами Бог!
Мы возродим былую славу!
Мы отстоим Любовь в сердцах!
И сатанинскую отраву
Мы изведем. И сгинет страх!»
«Лента.ру»: Как к вам следует обращаться? Ваше Превосходительство?
Алексей Андреев: Внутри ордена — да. Он феодальный, и существует табель о рангах. Так я и обращаюсь к другим приорам и магистру. Он — сиятельство, остальные — согласно рангам. Это дань традициям, это не означает, что один член ордена лучше другого. Называйте меня Алексей.
Алексей, как вообще возникли организации тамплиеров в России? Существует версия, что члены ордена побывали здесь достаточно давно, но достоверность этих событий, так скажем…
Эта версия правдива и исторически подтверждена. Известно, что на западе России и в Белоруссии есть несколько разрушенных тамплиерских командорств времен
А в современной России?
Все произошло достаточно просто. В свое время, будучи делегатом Всемирного конгресса айкидо в Японии, я увидел у болгарской делегации какие-то интересные значки. Мы познакомились, но что точно значат эти значки — мне тогда не сказали. Зато пригласили приехать в Болгарию и пообщаться на эту тему. Я приехал, посмотрел, и оказалось, что речь шла об ордене Храма, тамплиерах. Я был поражен тем, что в современной стране, да еще и некатолической, существует подразделение ордена, которого, как я думал, уже давно нет.
Тогда собралось порядка 50 человек в белых плащах, они ритуально вошли в храм, помолились, при этом присутствовал православный священник. Главное, что меня поразило, — что люди относились друг к другу исключительно дружелюбно и открыто, по-настоящему по-братски. Я смотрел на них — и мне захотелось, чтобы и у нас в России тоже было так.
То есть вы православные тамплиеры?
Я бывал на собраниях тамплиеров в разных странах и в храмах разных конфессий. В Болгарии — в православных. В Великобритании они в англиканских храмах служат. В католических храмах видел только в Португалии.
После знакомства с орденом примерно год мы ездили учиться этикету, ритуалу, порядкам. Потом в Болгарии состоялось большое посвящение с участием приоров из разных стран и рыцарей из Румынии, Греции, Франции и Германии. Тогда приняли в рыцари 28 россиян, после чего мы получили право работать самостоятельно. Это было около десяти лет назад.
Вы не видите противоречия в том, что в православие пришел изначально католический орден?
Противоречия никакого нет. Во-первых, сейчас внутри ордена разрешены любые конфессии — разумеется, только христианские. Во-вторых, прежде чем начать эту деятельность, я попросил знакомых историков составить краткую справку об ордене, из которой мне стало известно, что орден был образован тогда, когда еще не было разделения на католическую и православную церкви.
Кроме того, считается, что первые рыцари получили посвящение между дланей православного патриарха Константинопольского. И только через семь лет они прибыли во Францию, после чего Папа Римский что-то узнал о них и стал одаривать орден Храма милостями и привилегиями. В ордене всегда были свои священники, которые не подчинялись местным епархиям.
«Ходят туда-сюда со свечками и мечами»
Орден — это рыцари. Рыцарь должен чему-то или кому-то служить. Кому или каким целям служат современные тамплиеры?
Последний устав написан в Португалии, где до последнего времени жил Великий Магистр Ордена, Его Высочество Дон Фернандо Кампелло Пинто Перейра де Соуза Фонтес. К сожалению, он скончался 18 мая сего года, ему было около 90 лет. В уставе были закреплены очень простые цели, декларировалась приверженность христианству и христианской европейской культуре, защите церкви и веры, но при этом устав не требует целибата и отказа от собственности.
Цели, в принципе, едины для всего ордена. Но должен сказать честно, что больших финансов у ордена нет, и в основном члены ордена выбирают себе конкретные задачи по своим силам: где-то храм восстановят, кое-кто проводит исторические изыскания и публикует их в интернете. Большой социальной активности нет, да и цели такой не стоит.
Существует несколько неотамплиерских орденов. Я убежден в легитимности португальской ветви ордена. Вообще, это отдельный вопрос, который достаточно хорошо изучен, но изложение его заняло бы много времени. После ареста Жака де Моле командорства ордена остались по всей Европе. Часть из них образовали ордена, часть — влились в орден госпитальеров. Уже в современности есть примеры отколовшихся частей. Например, существует американская часть, которая откололась в 1980 году. Им пришлось отказаться от исторической преемственности, но они выиграли все суды в Штатах, и им отошли американское имущество и несколько крупных благотворительных фондов.
Какие у вас отношения с РПЦ?
Мы пытались наладить отношения с Русской Православной Церковью, но пока без особых результатов. Как мне сказали, если вы делаете то же самое, что делаем мы, то это недопустимо; а если что-то другое — то неинтересно. Кроме того, существует укоренившееся мнение, что орден Храма — католический. Но я знаю несколько православных священников, которые вполне нормально относятся к тамплиерам.
Если бы нас церковь признала и руководила бы духовно нами, мы были бы счастливы. Наверное, когда-нибудь это произойдет. Сейчас мы занимаемся, например, благотворительностью, стараемся помогать детским домам, ходим на субботники.
Сколько членов ордена в России?
Посвящение прошли 200 с лишним человек из разных городов и регионов. Мы встречаемся несколько раз в году на Капитулах Ордена. Как пишут недоброжелатели в Facebook, «ходят туда-сюда со свечками и мечами». Чаще всего это происходит в каких-то конференц-залах.
Кто стремится вступить в орден? Зачем им это и кого вы принимаете?
Стучатся совершенно разные люди. Кто-то хочет приобрести древние знания, которые, впрочем, доступны в тамплиерских храмах в Европе. Есть просто романтики, кто-то с детства мечтал стать рыцарем, кто-то считает, что такое посвящение введет его в личное дворянство, хотя у нас в стране вообще нет дворянского сословия. Есть и те, кто стремится стать членом огромного количества организаций — стучится и к нам, и к розенкрейцерам, и к масонам. Видимо, пытаются получить как можно больше благодати. Мы довольно жестко отсеиваем кандидатов, поскольку перед нами не стоит задача численного роста.
Среди нас есть историки, писатели, журналисты, бизнесмены. Принадлежащих к так называемой элите общества у нас нет.
Как происходит обряд посвящения?
Обряд совершенно традиционный. Как и в Средневековье, человек накануне проводит бдение над оружием, смотрит на меч и на Библию и думает, зачем ему вообще идти в орден. До этого с соискателями, разумеется, проводятся многочисленные собеседования, которые должны дать ответ на вопрос, подходят ли нам просящие приема и что они ищут.
Рыцарские обеты — те же, что были в Средневековье. Мы клянемся защищать веру, христианскую культуру, помогать нуждающимся, защищать слабых.
Строгие запреты есть?
Есть обязательства и долг. Все запреты изложены в Библии, нам нет нужды их повторять. Были случаи, когда из ордена исключали. Это неприятно.
Насколько дорого быть тамплиером?
Недорого. Это зависит от того, что и как планируется делать. У нас есть небольшой вступительный взнос — и все. Дальше каждый приорат в своей стране определяет, сколько и на что нужно собирать. На аренду залов, инвентарь, канцтовары, свечи и так далее.
Белорусские оргии и настоящие сокровища тамплиеров
Вы встречались лично с покойным магистром де Соуза Фонтесом?
Да, мы встречались. Говорили о структуре ордена, о его организации и, самое важное, о том, как объединить людей, чтобы были общие социальные программы, чтобы мы были полезны, а не просто внутри себя варились. Он был очень интересным человеком. По-английски он понимал, но говорить на нем не хотел, и мы общались через переводчика на французском и португальском.
Он создавал впечатление могущественного человека?
Он и был таким. Другое дело, что он не злоупотреблял своей властью и не выставлял напоказ достаток. Иногда был жестким, но всегда спокойным и уверенным. Сильный был человек.
В России тамплиеры живут душа в душу? Здесь же действует не одна организация тамплиеров…
В России их или три, или четыре. Есть орден восточных тамплиеров, который к тамплиерам вообще не имеет никакого отношения. Это некая мистическая организация, которая родилась где-то в Белоруссии и, по слухам, у них там какие-то оргии творятся. Есть организация «Приорат России» — это «американцы», которые как раз и откололись от нашей ветки в 1980 году.
Есть организация, которая является подразделением приората Франции, но расположена почему-то в России. Это какое-то недоразумение, поскольку орденские приораты не имеют права работать и учреждать что-либо вне своей страны. Это исключительное право Великого Магистра. Но, видимо, случаются ошибки.
А масоны, с которыми часто связывают тамплиеров? Вы с ними контактируете?
Иногда контактирую. Я считаю, что масоны произошли от ордена Храма. Другое дело, что они все переделали, поставили на коммерческую основу и сняли много требований, но тем не менее основные способы организации они взяли у нас, и поэтому, наверное, они сейчас жизнеспособнее, чем мы, и их миллионы, а нас — в лучшем случае тысячи. У меня к масонам предубеждения нет. Но мы — точно не они.
Имеют ли масоны реальную власть?
Я могу высказать только свое личное мнение: никакой власти они в мире не имеют. А в России уж точно нет.
А тамплиеры?
Нет. И не думаю, что это когда-нибудь изменится. Хотя бы потому, что такой цели нет.
Что случилось с легендарными сокровищами тамплиеров? Вы верите, что они существовали?
Сокровища действительно были. Где они сейчас — неизвестно, и есть масса по этому поводу мнений. Я придерживаюсь версии, у которой могут быть только косвенные доказательства: мне хочется думать, что именно на эти сокровища Москва строилась, о чем я уже говорил.
Существуют и другие сокровища — архивы ордена. Это документы, которые действительно могут оказывать влияние на европейскую историю, а косвенно — и на современный мир. Охрана архива — одна из задач и причин существования ордена.
Вы видели эти документы своими глазами?
Видеть их недостаточно, их надо читать и изучать, что для меня проблематично, поскольку они написаны в основном на латыни, а я, к сожалению, знаю только современные языки.
А что крестовые походы? Если новый магистр призовет идти войной на
Я бы присоединился к ордену во всем, что не противоречит моей морали и законам моей страны. Мне кажется, что с ИГИЛ лучше всего справляется наш президент. Если он нас призовет, мы пойдем и как российские офицеры, и как рыцари.
Рыцари мечтают о крестовом походе?
Конечно, нет. Мы граждане нашей страны, православные патриоты. Как мы можем мечтать воевать в Израиле? Мы призваны хранить и защищать нашу веру и церковь.
Конечно, нас волнует то, что происходит в мире, — войны, терроризм, кризисы, нестабильность и так далее. Больше всего волнует размывание основ морали — в мире вообще и в России в частности. Эти вопросы весьма сильно переплетаются с вопросами веры. И это то, на что можно и нужно влиять, это сейчас много важнее архивов и крестовых походов.