Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Зачем на ВДНХ открылся обновленный исторический парк
В 57 павильоне ВДНХ после полугодовой реконструкции открылся мультимедийный парк «Россия — моя история». Пазл собрался, проект, начатый в 2013 году выставкой «Романовы», завершен: под одной крышей собрались четыре экспозиции, которые отражают теперь всю историю страны от древних славян до сегодняшнего дня. Корреспондент «Ленты.ру» прошелся по обновленному парку и узнал у его директора, что вход для детей стал бесплатным, а экспозиции в залах 18 таких же парков по всей России можно перезагружать синхронно.
Исторические парки «Россия — моя история» строят теперь по всей стране: за 2017-й их открыли 15, в 2018-м — еще три, и на следующий год тоже есть планы — всего их будет 25. Первый такой парк заработал в 57 павильоне ВДНХ четыре года назад, в пресс-релизах его называют «флагманским».
До сих пор его экспозиция была незавершенной — начиналась с древних славян и заканчивалась 1945 годом. Теперь этот пробел заполнен: 24 декабря парк открыли после полугодовой реконструкции, обновив дизайн общественных зон и добавив залы, посвященные послевоенному периоду. Экспозиция по XX веку теперь заканчивается сегодняшним днем и цитатами Путина.
На втором этаже, посвященном дореволюционному периоду, появилось множество интерактивных залов: квест по Московскому Кремлю, мультимедийное древо Романовых и «Исторический Инстаграм», где можно ставить лайки понравившимся сюжетам, нажимая на красные кнопки-сердца. Детям нравится игровой зал «Бояре и крестьяне», где властный голос из динамиков отказывается от простецкой каши в горшке, если выставить его на боярский стол.
Главный хит обновленной экспозиции — интерактив-приключение «Ладья»: это реконструкция торгового корабля XI века, в который можно забраться, усесться на лавку и грести на веслах, чтобы через шторма и летящие с потолка брызги пройти путь из варяг в греки.
«Теперь цикл «Россия — моя история» сформирован полностью, он состоит из четырех экспозиций, — рассказывает директор парка «Россия — моя история» Иван Есин. — Последний зал хоть уже и сформирован, но будет постоянно развиваться — это зал современной России. С одной стороны, он рассказывает о тех естественных преимуществах, которыми мы обладаем, с другой — о существующих нерешенных проблемах, и с третьей — о том, где в современном мире находится наша Россия с сегодняшними показателями по промышленности, экономике и культуре. А еще у нас есть мечта сделать выставку, посвященную профессиям будущего, которые станут развиваться в России. Сейчас мы только в рамках разработки концепции, но оборудование будем использовать то же, а значит, перезагрузим новый контент в одну из наших выставок».
Огромная выставка без экспонатов, состоящая только из экранов и интерактивных витрин, сильно отличается от привычного формата исторического музея, который всегда бывает выстроен вокруг коллекции артефактов и реликвий. «Мы четко себе отдаем отчет, что мы не музейная экспозиция, потому что у нас нет предметного ряда, и не наша задача его собирать, — объясняет Иван. — Мы промежуточное звено между выставкой и музеем, задача которого — сохранение культурного наследия. А наша задача — просветительская: рассказать о процессах и явлениях в отечественной истории, чтобы с этим знанием наш посетитель, оказавшись в любом музее на территории России, уже представлял себе эпоху, которой там посвящена экспозиция».
У мультимедийного парка есть и свои преимущества: достаточно перезагрузить контент, и экспозиция меняется. «У нас для этого есть специальный сотрудник, контент-менеджер, — рассказывает Есин. — Когда мы планировали выставки «Россия — моя история», то исходили из того, что у нас появится единая технологическая платформа, на которой мы сможем показывать разный контент: сегодня это история Рюриковичей, Романовых, Советского периода, а завтра в какой-то части этих выставок будут загружены экспозиции про культуру, искусство, профессии будущего.
Мы наладили систему, она работает стабильно, и надеемся, что получится единовременно загружать новые экспозиции по всей стране, один часовой пояс за другим, от Южно-Сахалинска до Москвы и Санкт-Петербурга».
Проект уже разросся настолько, что этой осенью представители всех исторических парков «Россия — моя история» даже собирались на форум и создали собственную ассоциацию. Отработав тему отечественной истории пятью большими выставками («Романовы», «Рюриковичи», две экспозиции по XX веку и завершающая «Россия, устремленная в будущее»), авторы проекта взялись за новые направления.
«Сейчас мы еще расширяем для себя границы проекта, — говорит Иван Есин. — В этом ноябре совместно с Третьяковкой и РОСИЗО представили в Манеже выставку «Сокровища музеев России». Это тоже часть проекта «Россия — моя история», но со стороны единого культурного пространства. Поверьте, это было непросто — пообщаться с хранителями 51 музея от Владивостока до Калининграда. Впервые за многие годы подобная выставка собралась в России. Как нам кажется, выставка удалась, она тоже получила очень душевные и доброжелательные отзывы. И в будущем мы планируем развивать еще и это направление».
С первого же дня своего существования проект активно критиковали и в прессе, и в соцсетях, но организаторов это никогда не смущало. «Даже тем, кто настроен скептически, сюда прийти стоит, чтобы, как минимум, самому понять, что такое исторический парк «Россия — моя история», — комментирует ситуацию Есин. — Уверен, на месте 90 процентов ангажированных отзывов будут дезавуированы.
Что касается критики, то мы считаем, что это хорошо. Из многочисленных предложений по улучшению экспозиции деструктивная критика составляет процентов 10, из них всего лишь 1-2 процента — по делу. Приведу пример: у нас была цитата Бисмарка, подлинность которой начали обсуждать в соцсетях. Всего в экспозиции находится больше 500 цитат, одна оказалась неверной. Мы с ней в итоге разобрались, сняли, признали свою ошибку, извинились. Это нормальный рабочий момент.
Критика зачатую ангажирована и имеет целью не объективный разбор, а эмоциональный или тенденциозный характер. Но в нашем проекте она приветствуется. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А поскольку большому коллективу, в который входили редакторы и известные историки, пришлось буквально за три года освоить объем тысячелетия, то, конечно, в каких-то поправках экспозиция нуждалась».
Побывавшие в парке школьники в основном оставляют в книге отзывов комментарии типа «круто» и «супер». Можно было бы подумать, что именно они составляют большинство посетителей экспозиции, но школьники — это только 20 процентов от общего потока, основные 53 процента — люди в возрасте от 25 до 45 лет, а остальные — люди более зрелого возраста.
Иван Есин говорит, что парк нравится не только детям: «Если говорить об отзывах взрослых посетителей, то здесь два основных настроя: первый — удивление от того, что люди узнают о своей истории. Многие не любили этот предмет в школе, и большая часть представленной у нас информации для них становится открытием. И второе — у многих экспозиция вызывает чувство гордости за страну».
Изучив и проанализировав свой предыдущий опыт, администрация парка решила после реконструкции сделать его более доступным: до конца декабря «Россия — моя история» в 57 павильоне ВДНХ будет работать бесплатно. Со 2 по 9 января в парке пройдет зимний фестиваль с концертами, активностями для детей, тематическими экскурсиями и мастер-классами от реконструкторов. А начиная со 2 января 2019 года для всех детей посещение парка станет бесплатным.
Мир поразила эпидемия слабоумия. По новым данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), больше 47 миллионов жителей Земли больны деменцией, и ежегодно армия слабоумных пополняется на 10 миллионов человек. К 2050 году их количество утроится. Точной информации о количестве дементоров в России нет. Говорят об 1,3-1,8 миллионах человек, но эксперты считают такую статистику заниженной. На начальных стадиях деменция у нас практически не диагностируется, а странности поведения списывают на особенности характера. Врачи и родственники спохватываются, лишь когда болезнь превращает милого дедушку в монстра, свободного от этических норм. Почему так происходит, выясняла «Лента.ру».
Крыша едет
— Так нехорошо говорить, но мне кажется, что я начинаю ненавидеть свою мать, — плачет 40-летняя Ольга Ветрова из Иркутска. — Все началось примерно три года назад, когда матери исполнилось 70. Она тогда жила в отдельной квартире. Мы — в соседнем районе. Однажды нам позвонила соседка и сказала, что мама уже два дня стоит у открытого окошка и рыдает: «Помогите, люди, меня тут закрыли, еды не дают, пить хочется. Если не поможете, я прыгаю».
Ольга очень удивилась, потому что с родственниками мать вела себя совершенно нормально. Разве что по несколько раз могла повторить одно и то же. Но все считали это милой особенностью — все же возраст уже не юный. На всякий случай пошли в поликлинику. Участковый терапевт никаких отклонений не нашел. Но порекомендовал сделать МРТ головного мозга. В результате пациентке была поставлена начальная стадия болезни Альцгеймера. Дочь забрала мать к себе. Сейчас Ольга с мужем и 8-летним сыном ютятся в гостиной. А в спальне — бабушка.
— Бывает очень трудно, мне кажется, что у меня тоже начинает ехать крыша, — продолжает Ольга. — Болезнь прогрессирует. Мать вечно всем недовольна, стала агрессивной, по дому практически ничего не делает. Может включить плиту и подогревать на ней пластиковые тарелки. А еще она постоянно все портит. Недавно разорвала на лоскутки все постельное белье, которое нашла в шкафу. Из подъезда принесла стопку газет, забив ими унитаз. В туалет она почему-то ходит в банки. А потом либо выплескивает это на пол в комнате, либо выливает в окна. Запах соответствующий, хотя мы ежедневно все протираем с хлоркой.
По словам Ольги, приглашенный психиатр на все жалобы родных отвечает, что это «возрастные изменения, нужно терпеть». На просьбу родных назначить нейролептики для стабилизации состояния и снятия галлюцинаций, доктор прочитал нотацию: «То, что вы просите, — это безнравственный поступок. Вас в будущем ждет то же самое, поэтому найдите в себе совесть, смиритесь с болезнью и живите с ней до конца. И не мучайте бабушку».
Маразм как норма
Деменция — это приобретенное слабоумие. Человек постепенно теряет все свои навыки. Чаще всего болезнь развивается у пожилых. Среди лиц старше 65 лет от нее страдают не менее 5–10 процентов, после 85 лет — примерно каждый третий. У деменции множество видов. Однако больше половины приходится на болезнь Альцгеймера. В среднем после постановки диагноза больные живут 10-15 лет.
Хотя на Западе старческую деменцию уже считают эпидемией, в России до сих пор этому придают мало значения, говорит научный сотрудник Центра психического здоровья РАМН, президент НКО «Помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям» Мария Гантман. Нет настороженности не только у родственников, но часто даже у врачей. Многие доктора — это касается и психиатров, и неврологов — убеждены, что «старческий маразм» лечить необязательно: это норма, и проблема рано или поздно решится естественным путем. Лекарств от деменции действительно пока не придумали. Однако поведение больных можно корректировать, не доводить их до крайней степени агрессии. К тому же, если поймать возрастные изменения в самом начале, с помощью специальных занятий можно попытаться затормозить деградацию. Однако большинство родственников обращается к врачам слишком поздно.
— Несколько лет назад по телевидению была социальная реклама, где говорилось, что если бабушка забывает поливать цветы, то срочно к доктору, — объясняет Гантман. — Вы не представляете сколько случаев, когда люди приходят на прием к врачу, слушают диагноз и удивляются: «А у нас это уже много лет продолжается. Мы-то думали, что бабушка просто вредная!»
Мария Гантман утверждает, что простейшему скринингу психического состояния можно научить практически всех. И прежде всего — врачей и социальных работников. Самый доступный тест: попросить нарисовать часы, показывающие определенное время. Здоровый легко справляется. Больной начинает «зеркалить» числа, на циферблате появляются 13, 14 часов и т.д.
Родной человек превращается в животное
Главное зло деменций — они губят не только больного, но и всю его семью. Родные сначала долго не могут осознать, что их любимые папа, мать превращаются в опасных монстров. Или впадают в детство, ничего не помнят и никого не узнают.
— Я уже десять лет ухаживаю за 80-летней мамой, — рассказывает Оксана из Москвы. — Все эти годы она живет с нами, в двухкомнатной квартире. У меня два разнополых ребенка подросткового возраста — 17 и 15 лет. Муж три года назад ушел, не выдержал. Мать, когда его видела, сразу злилась и начинала кричать, что он постоянно ее обворовывает: украл все сбережения со сберкнижки (хотя там ничего не было), продал ее швейную машинку (она сломалась от старости, и мать же сама ее выкинула). Причем кричит на него отборным матом, словно сапожник. В какой-то момент муж сломался. Это очень тяжело. Мы за это время в отпуск ни разу не съездили, потому что оставить ее не с кем.
По словам Оксаны, родственники тоже куда-то все исчезли и теперь лишь изредка звонят, спрашивают, не стало ли лучше. Сейчас мать Оксаны почти каждую ночь очень громко кричит. Лекарства не помогают. Соседи недовольны, стучат по батареям. Некоторые смотрят косо и не верят, что это такая болезнь. Сын и дочь, которых от безысходности и отсутствия достаточных средств на сиделку приходится привлекать к уходу, уже выговаривают, что их лишают детства.
— Меня больше всего угнетал недостаток информации, — признается Светлана Игнатьева из Екатеринбурга, ухаживавшая четыре года за отцом. — Врач просто сообщил: сенильная деменция. А что это такое, к чему нужно готовиться — никто не рассказал. Мы, конечно, поплакали. Ну, думаем, что же делать, такая судьба. Но ухаживать за дементором — не то же самое, что за обычным больным. Очень тяжело наблюдать, как родной человек постепенно превращается в животное. Отец, например, крушил мебель, регулярно мазал своими экскрементами стены, мог помыть руки в «несмытом» унитазе. Незнающие люди говорят, что старики с деменцией — как маленькие дети. Не верьте. Дети дарят надежду, радость, они учатся новому. А тут все с точностью до наоборот.
Больные практически забывают близких. Все этические ограничения у них рушатся. Очень часто фиксируется сексуальная озабоченность.
— Бабушка раздевается и требует мазать ей анус йодом, громко кричит и причитает, если отказываюсь, — рассказывает Анна из Москвы. — Пытается ущипнуть за лобок, а повернусь к ней спиной — пытается потрогать промежность. Пристает к правнукам. Может оголиться перед ними. Как их к ней пускать? Рассказывает всякие непристойности.
Государство практически никак не участвует в помощи таким семьям. Обычно родственникам дементного больного приходится нанимать сиделку. В больших городах — это 30-50 тысяч в месяц. Если лишних денег нет — приносит себя в жертву кто-то из близких.
Надо понимать, что такого больного ни в коем случае нельзя оставлять надолго одного, — рассказывает Ирина Семина из Санкт-Петербурга. — А это значит, что с работы кому-то нужно уходить. Правда, пенсионный фонд выплачивает компенсацию по уходу — 1200 рублей. Еще мы оформили отцу инвалидность. И теперь можем получать бесплатно два памперса в день. Но с памперсами постоянная проблема. «Казенных» часто нет в наличии. Приходится покупать на свои деньги, а компенсируют всего 40 процентов от стоимости.
Единственное подспорье для родственников — профильные сообщества в социальных сетях. Сейчас это почти единственное средство получения нужной информации, обмена опытом.
— Если бы я сразу нашла форум по деменции, где люди советуются друг с другом, многих ошибок бы удалось избежать, — продолжает Ирина. — Когда болезнь диагностирована, ставьте родственника на учет к психиатру, не бойтесь. Нужно помнить, что именно дементоры в начальной стадии становятся жертвами разных мошенников, предлагающих за миллионы купить чудесное лекарство или воспользоваться какой-то услугой. Не пытайтесь вести с дементром конструктивные беседы, в чем-то его убеждать. Это совершенно бесполезно. Если и бывают моменты просветления, то очень ненадолго.
Сон, иностранный и музыка
Пути спасения от деменции обсуждали ученые в рамках конференции «Общество для всех возрастов». «Лента.ру» записала некоторые тезисы докладчиков
Евгений Рогаев, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ:
Я не работаю непосредственно с пациентами. Я изучаю болезнь Альцгеймера на животных с использованием генетических методов. Но с уверенностью могу сказать, что в настоящее время распространенность болезни достигла такого уровня в человеческой популяции, что можно говорить об эпидемии. В 2012 году на встрече восьмерки развитых стран был поднят этот вопрос. И была поставлена задача до 2025 года найти какое-то лекарство. В настоящее время все существующие препараты выполняют лишь поддерживающую функцию. Эффективных средств лечения не найдено.
В какой-то степени это связано с тем, что в клинические испытания, как правило, рекрутируются люди, у которых нейродегенерация и деменция зашли слишком далеко, то есть у них этот процесс уже не остановить.
Главные факторы риска болезни Альцгеймера — генетика и старение. В ходе научных исследований были открыты четыре главных гена болезни, в частности гены с мутациями, вызывающими ранние формы деменции. Если проводить генетическую диагностику, то у носителей этих генов еще до клинических проявлений можно говорить о крайне высокой вероятности развития болезни.
Кроме генетических, в научной литературе обсуждается много других косвенных признаков риска развития Альцгеймера. Наиболее достоверны несколько факторов, не имеющих отношения к генетике. Это травмы головы, длительность потери сознания в процессе жизни, в том числе при анестезии, а также — депривация (недостаток) сна. Все это доказано на животных. Остальные данные пока не подтверждены.
Илья Плужников, старший научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», клинический психолог, нейропсихолог:
Много людей, у кого доказан высокий риск болезни Альцгеймера, — генетическая предрасположенность. Однако они не достигают глубокого когнитивного дефицита. Ученые начали их изучать и нашли много факторов, замедляющих процесс развития старческого слабоумия. Среди них есть и психологические. Есть и жесткие, на которые мы влиять не можем. Например, уровень интеллекта. А также гибкие: образ жизни, физическая активность, обогащенная среда, когнитивные нагрузки, индивидуальные увлечения и досуг, уровень образования.
Известно, что риск деменции уменьшается больше чем в два раза у лиц, которые окончили больше чем 8 классов. Люди, которые занимались интеллектуальным трудом на протяжении жизни, меньше страдают деменциями позднего возраста. Нужно постоянно поддерживать мозг в тонусе. Многие рекомендуют изучать иностранный язык или брать уроки игры на каком-то музыкальном инструменте.
Огромную роль играет развитая социальная сеть: знакомые, друзья; коллективные формы досуга; посещение родственников; волонтерство. Сам по себе экономический статус на развитие заболевания влияния не оказывает.
Играют роль и психотравмы, полученные на протяжении жизни. Люди, которые испытывали сильные потрясения и не изживали их, страдают чаще. Однако те, кто подвергался множеству министрессов, то есть те, у кого была активная психическая деятельность, болеют деменциями меньше. Физически активные люди также болеют меньше, поскольку лучше работает метаболизм. А значит, не формируются атеросклеротические бляшки.
По данным правозащитного проекта «Правовая инициатива», с 2013-го по 2017 год на Северном Кавказе были убиты как минимум 39 россиянок. Они стали жертвами так называемых убийств чести, мотивом для которых являются слухи об их якобы развратном поведении, а исполнителями — близкие родственники-мужчины. После огласки результатов исследования правозащитницы сообщили о слежке и угрозах, а жители региона рассказали, что подобные преступления — часть их культуры и традиций. По просьбе «Ленты.ру» журналистка Лидия Михальченко на условиях анонимности поговорила с уроженкой одного из самых патриархальных регионов Северного Кавказа о том, как она работает с женщинами, страдающими от домашнего насилия, помогает вернуть им достоинство и веру в себя.
«Работать только с мальчиками — перспектив больше»
Мне кажется, я с детства феминистка. Когда я смотрела, как женщины обслуживают мужчин, думала: он такой же человек, как она, почему она должна его обслуживать, почему он никогда не обслуживает ее? Почему многое женщинам нельзя, а мужчинам можно? Какие между ними такие отличия? Эти вещи мне были непонятны. Так я и жила с этими мыслями, но пыталась встроиться в патриархат, потому что на меня давили мои домашние, школа, общество.
Женщинам в Чечне и Ингушетии обществом разрешено до смешного мало. Возьмем спорт: только частные женские спортзалы. В кружки и секции девушек практически не пускают родители. Я читала исследования, согласно которым в Ингушетии из-за этих запретов огромные проблемы с женским здоровьем и самый низкий коэффициент занятий спортом среди женщин: отец против, брат против, муж против… Мне кажется, они боятся потерять контроль. Опасаются, что у женщин появится свой голос, свой ресурс, который придаст им силу. Ведь если женщины станут сильнее — им придется что-то с этим делать.
Конечно, есть мизерный процент девушек, которые ценой чудовищных усилий преодолевают этот барьер. Например, восьмикратная чемпионка мира по кикбоксингу Фатима Бокова — ингушка. Но она не пользуется в народе тем авторитетом и уважением, как спортсмены-мужчины. Когда ты уже прославила свой регион, прорвавшись сквозь сопротивление семьи и общества, ты действительно можешь получить признание. Но это 50 на 50. У многих к таким девушкам отрицательное отношение.
Была известная альпинистка Лейла Албогачиева, дважды покорившая Эверест. Когда она погибла, в очередной раз взбираясь на Эльбрус, земляки говорили, что она сама виновата, осуждали ее занятие. Если бы это был мужчина — наверное, было бы больше сочувствия.
Так же и в обычных школах: если девочка выиграла какую-то республиканскую олимпиаду и ей надо ехать на всероссийскую, родственники запрещают. Родители не заинтересованы в успехах дочерей, даже если учителя уговаривают. Одна знакомая, работающая учительницей в школе, мне жаловалась: ее ученицы дошли до всероссийского уровня, но от поездки в Москву родители отказались, как они их ни упрашивали. В итоге она решила, что будет работать только с мальчиками — перспектив больше.
«Мама была очень оскорблена»
Как-то родственница подарила мне компьютерную игру — я очень любила в них играть. Вскоре в школе прошло родительское собрание, и маме сказали: «Зачем ей компьютерная игра, пусть цветы выращивает! Ведь она женщина, ей скоро замуж, пусть учится хозяйству!» Мама пришла домой, забрала у меня игрушку и продала ее. Я три дня плакала.
С мамой у меня были очень сложные отношения. Она думала, что я буду такой же жертвой для нее, какой она была для своей мамы. Она вышла замуж против своей воли и думала, что меня так же сломает. Она приглашала парней на смотрины. Я решила, что если я им понравлюсь, на меня начнут давить. Значит, надо им не понравиться. И я вступала в споры, отстаивала в разговоре свое мнение. Женихи от меня отказывались. Мама была очень оскорблена. Она скандалила, ругала и била меня. Я терпела, говорила себе: надо это пережить и твердо дать всем понять, что не выйду замуж. Год надо переждать, и они отстанут. Это было своеобразное противостояние: кто больше выдержит. И они отстали.
Когда пришло время поступать в институт, моя семья была против того, чтобы я уезжала надолго. Первое образование я получила в местном университете, на Кавказе. Но после нескольких курсов попросилась за рубеж, где были родственники. В первый же год там я нашла работу, параллельно продолжила образование. Все получилось, хоть родственники и были против продолжения образования, потому что «надо замуж».
Я пыталась стать «правильной» и по традиционным меркам, и по мусульманским, но у меня до сих пор не получается. И я решила, что буду собой.
«Традиция и стыд закрывают им рот»
Сейчас, когда в сети доступны любые знания, и молодежь вполне себе воспроизводит европейский образ поведения — гаджеты, путешествия, модные новинки, — мы продолжаем жить в своей реальности и отказываемся видеть факты: на девушек наложены запреты позапрошлого века. Об убийствах чести на Северном Кавказе уже слышали все. Это до сих пор наша проблема.
Только в 2013 году, после конференции богословов, начали запрещать похищение невест — этот обычай противоречит нормам ислама. Однако в Ингушетии еще не так давно это было. Бывало такое: парень похищает девушку, насилует, а семья после этого ее обратно не принимает. Насильник говорит: я к ней уже прикасался — и играют свадьбу. Бывали случаи, когда крали замужних. Стоит красивая девушка на улице — недолго думая ее хватают, увозят. Потом разбираются. При этом похитители могут быть пьяными или под действием наркотиков. Жертвы этих похищений до сих пор живут в принудительных браках и молчат. Традиция и стыд закрывают им рот.
Этот обычай хорош, когда молодые хотят пожениться, а родители против. Но проблема в том, что если разрешено это, то начинают злоупотреблять. Даже уже женатые крадут себе вторую жену. Похищения стали порицать на местном уровне только после того, как четыре человека погибли в инциденте с кражей девушки. Парень ее похитил, родственники сумели забрать. Он снова украл, семья опять вернула. Потом это случилось в третий раз. Завязалась потасовка. Итог — четыре трупа. Среди них — женщина, оказавшаяся там случайно. Вопрос похищений очень остро стоял, но пока не случится убийств — ничего не предпримут.
В Ингушетии по сей день практикуется женское обрезание. Не у всех, но некоторые роды практикуют. Кроме того, во всей республике религиозное давление, расцвет фундаментализма: мода на салафизм (пуританское и ультраконсервативное исламистское течение внутри суннитского ислама — прим. «Ленты.ру»), многоженство, принуждение к хиджабам. То же самое отчасти в Чечне.
Недавно я была в исламском магазине. Туда зашел мужчина и попросил шапочки под хиджаб — на три года и на пять лет. Я остолбенела. С детского сада девочек наряжают в этот хиджаб принудительно. Я спрашиваю у знакомых женщин: почему вы хотите детей? Они отвечают: ну, чтобы все как у людей, чтобы нам в старости помогали. Мне кажется, это эгоистично: ребенок не должен отвечать за то, что подумают люди о его маме.
Это не очень заметно и удивительно, но у нас при этом всплеск феминизма. И не только в активистской среде — обычные женщины совершенно разного уровня образования, из разных слоев общества начинают говорить о своих правах. Даже те, от кого не ожидалось, женщины, которые живут в селе и всю жизнь преклонялись перед мужчинами — вдруг они заявляют, что у женщин тоже должны быть права. Вспышки феминизма возникают в разных частях Кавказа, идет процесс освобождения не только от патриархата, но и от религии. Две мои совершенно разные знакомые говорят, что разочаровались в исламе, сняли хиджаб. Они не связаны ни с какими движениями. Просто размышляли и пришли к своим выводам: решили, что религиозные нормы не совсем адекватны.
Тех дам, которые всячески стараются завоевать расположение мужчин, у нас шутливо называют «клуб любимых жен». Но и среди них встречаются феминистки. Бывает, смотришь — типичная домохозяйка, мусульманка. А при личной беседе выясняется, что она поддерживает феминистские убеждения. Просто ей страшно говорить об этом вслух. У женщин нет своего пространства, и поддержки им получить негде даже друг от друга. Допустим, нам что-то не подходит, не нравится — где это обсудить? СМИ, телевидение полностью на стороне мужчин. Единственный канал для высказываний — соцсети. Но и тут не все гладко: надо писать анонимно, но с этим связан ряд неудобств, либо открыто от своего лица, но это небезопасно. Женщинам в целом не хватает поддержки и ресурсов. Иногда таким, как я, шлют угрозы.
Общественные авторитеты на полном серьезе говорят бредовые вещи: что женщина от природы моногамна, а мужчина полигамен, что женщина предрасположена к подчиненному положению, что женщины глупее… Я не стесняюсь указывать на противоречия и ставить на место фактами. Местных мужчин бомбит, когда я с ними спорю.
«Винаметр зашкаливает»
Радикализацию я объясняю политической обстановкой: нам запрещено выражать свое мнение, критиковать власть. Молодых людей похищают силовики, происходят внесудебные расправы. Плюс безработица, ограниченные возможности для самореализации. Люди потеряли контроль над властью в своих регионах, не могут добиться ни нормальной медицины, ни образования, ни экономики. Чтобы создать себе некую другую реальность, молодые люди ударяются в религию.
Религия дает мощное ощущение самоценности, самоуважения, чувство, что ты чего-то стоишь, что ты кто-то сам по себе в этом мире и в следующем. И ты начинаешь себя ставить вровень с теми, кто хорошо зарабатывает и реализовал себя. Если носишь исламскую одежду и молишься, то в глазах Всевышнего ты молодец. Но этого мало: мужчинам где-то надо показать, что они личности, что они значимы, им нужно хоть что-то контролировать. Легче всего контролировать беззащитных — женщин и детей. И вне зависимости от религиозной направленности семьи положение женщины в ней по-прежнему незавидно.
Декриминализация домашних побоев никак не повлияла на ситуацию на Кавказе: наши женщины и так не заявляли в полицию на домашних тиранов. Одну из моих теток избивал муж, она ни разу не написала заявление. Ей даже в полиции говорили: напиши. Она — ни в какую. Хотела развестись и жить в своей квартире, работать, водить машину. Ее брат, однако, заявил: на квартире ты жить не будешь, машины у тебя своей не будет. Брат, который не пошевелил пальцем, чтобы своей сестре помочь, когда ее избивали. Кстати, она же материально поддерживала брата. Он сидел дома — говорил, работы нет. И он же запретил ей жить отдельно, когда она развелась! По традициям, если разведенная живет одна, это сразу наводит на мысли, что она гуляет.
По сути это запрет на женскую автономность. Ты можешь быть только под мужской опекой. Карьеру за пределами республики можно сразу не рассматривать. Единственное, как ты можешь «вырасти», — это пробиться в правительство, но это если ты идешь на их условия.
Проблема в том, что «винаметр», если можно так сказать, у женщин просто зашкаливает. Внутренняя мизогиния для наших женщин — это большая проблема. Пострадавшие считают себя ответственными и за дом, и за мужа, и за то, что муж пьет, и за то, что бьет. У нас такой шквал насилия, что даже сложно рассказывать об отдельных случаях.
Одну из обратившихся ко мне за помощью, по ее словам, свекор ставит в угол, кроет матом, а она должна молча выслушивать. Свекровь тоже может ударить, ущипнуть. Муж пьет, бьет, изменяет, детей не обеспечивает, они болеют. Однажды из-за скандала, когда брат этой женщины повздорил с ее мужем, муж оскорбился и бросил ее. А она говорит: «Может, мне надо было еще что-то сделать, чтобы этого не произошло?» То есть у нее настолько грандиозное чувство вины, что она даже не видит себя пострадавшей.
Другая ситуация: талантливая прогрессивная девушка, профессионалка в своей сфере, но отец и брат внезапно заперли ее дома. Нельзя ни учиться, ни работать — по сути, карьера невозможна. Но она все равно находит способ работать удаленно, потому что не может иначе.
Помимо известных есть и негласные запреты для женщин. Например, запрет на экстракорпоральное оплодотворение, даже если ты в браке, или запрет на удовольствие. И речь не только о сексуальном удовольствии! Когда видят женщину, которая улыбается, смеется, излучает позитив, ей хорошо, это не клеится с представлениями о том, какой должна быть женщина: ей предписано быть скромной, длинное платье или юбка, глаза в пол — она не должна высовываться. Нельзя быть самостоятельной. Женщина может ходить на работу и даже вести семейный бизнес, но он всегда оформляется на мужа, и его лицом выступает тоже мужчина.
В нас всадили патриархальные чипы с малолетства, и нам нужно избавляться от них, но не у всех хватает ресурса. Работает включенное с детства унижение женщины, это заставляет ее идти на многие жертвы, в том числе влюбляться в тех мужчин, кто ее не достоин, жить в отношениях, которые ей не подходят. И это не зависит от уровня образования или достижений.
«Не по адатам»
На практике я веду просветительскую работу с женщинами. Напоминаю им, кто они есть. Недавно мы разговаривали с одной женщиной. Она говорит: по адатам (обычаям, древним законам Северного Кавказа — прим. «Ленты.ру») и по религии нельзя перечить мужчине, высказывать свое мнение, идти на открытое противостояние. Я объясняю: понимаешь, когда человек рождается, ему нужны витамины, чтобы он рос и развивался, чувствовал себя хорошо, психике — то же самое. Что бы тебе ни говорили адаты или религия, если к тебе нет нормального, адекватного отношения, если тебя не принимают как личность, заслуживающую уважения, ты начинаешь болеть. Как и твой организм, не получающий питания. Кажется, она задумалась.
Многих женщин я просто хвалю, поддерживаю. Была у меня знакомая, которая без памяти влюбилась. Видно было, что парень ей не подходит. Она очень умная, красивая, перспективная. А он… Я даже не знаю, что ей понравилось. Я говорила о ее достоинствах, талантах. На следующей встрече она сказала, что вообще не понимает, что в нем нашла.
Наша культура отчасти разрушительна. Сейчас мы готовимся к свадьбе подруги. До сих пор идет спор, где проводить торжество — дома или в ресторане. Мужчины не хотят идти в ресторан, мотивируя тем, что это не по адатам, это не в нашей культуре. А в принципе тратятся те же деньги. В чем же разница? Поддержания этих адатов мужчины хотят за счет бесплатного труда женщин. Дома — ясное дело, кто будет готовить пиршество, подносить и убирать-перемывать. Не мужчины!
Многие девушки проявляют изобретательность, чтобы не выйти замуж. Одна моя знакомая на смотринах сказала жениху, что болеет раком, и ее просто хотят поскорее выдать замуж, чтоб не возиться. Жених дал заднюю. Они-то рассчитывают, что женщина будет их обслуживать, — значит, нужна здоровая. Будет угождать, рожать детей…
Мне пишут сообщения, иногда анонимно, порицают меня, говорят, что я индивидуалистка, эгоистка. Пытаются сбить меня с пути, грозят, что я «закончу на эшафоте», «меня сожгут» — и все в этом духе. Кто-то не угрожает от себя, но пишет, что был бы рад, если бы кто-то меня убил или причинил мне вред. И это пишут далеко не самые глупые люди.
Я понимаю, почему другим женщинам трудно просто взять и уехать. Наша культура во многом обособленная. Это не Европа, где нормально выходить замуж за людей других наций. У нас запрет на это, хотя он и противоречит религии. Мы стараемся максимально обособиться от других культур. Видимо, это создает препятствия для иной жизни.
Одна моя землячка купила квартиру, отделилась от родителей, но в итоге это стало для нее так невыносимо, что она пытается продать эту квартиру и вернуться. Уезжать — страшно и больно, потому что ты привязан к своей земле, работе и близким.
С юридической точки зрения, нужно однозначно криминализировать домашнее насилие. Каким бы ни был мужчина в нашем обществе образованным, на тему прав женщин его взгляды, скорее всего, остаются пещерными. Если человек вырос в семье, где насилие было нормой, это вплетено в его подсознание. Это применимо. «Иногда нужно совершить насилие» — большинство в этом убеждены, поскольку это подкреплено эмоциями, ведь их самих в детстве били. Люди говорят: «Меня били — и ничего страшного». Они говорят от лица своей боли, эта боль затвердела, и они так себя защищают. Отстаивают, что насилие — это правильно. Сказать «мне больно», «это было неправильно» — это огромная работа. Эту боль нужно вскрывать, потом с этим работать.
Но у нас пошла хорошая тенденция — обращаться в правоохранительные органы. Например, в прошлом году парень подал заявление в полицию и прокуратуру по факту похищения сестры. Правда, общество не одобрило: все говорили, что он слабак и не мужчина.
Кого в России называют левыми, а кого правыми? Зачастую в нашей стране эти политические термины наполняются особыми смыслами, которые сильно отличаются от тех, что приняты в западной классификации. Например, можно ли считать кандидата в президенты от КПРФ современным левым политиком? Если не коммунистом, то хотя бы социалистом. В особенностях российской политической таксономии разбиралась «Лента.ру».
Правые и правые
В июле 2014 года писатель и публицист Виктор Шендерович в программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» говорил о политическом активисте Алексее Гаскарове как о человеке «совершенно системных, западных, правых убеждений». Что, конечно же, не соответствовало действительности, поскольку Гаскаров — левый общественный деятель, антифашист.
Каким образом Шендеровичу вообще это пришло в голову? Дело в том, что до этого он упоминал Сергея Удальцова. Для писателя все было предельно ясно: вот Удальцов топит за «славное прошлое», заводы — рабочим, землю — крестьянам, когда-то был ярым сталинистом. Конечно он левый. А Гаскаров? Приличный молодой человек, «вернуть все взад» не требует, да еще и в институте социологии РАН работал, исследования проводил. И тут все понятно: он наш. А наш — значит правый, часть тех сил, которые когда-то, еще в СССР, называли «демократами», не особо задумываясь, что формально Советский Союз был как раз «самым демократическим государством» (ключевое слово — «формально»).
Впрочем, революционеры, создававшие Советскую Россию, а потом и СССР, видели государство совсем не таким, каким оно было в свои последние годы. Первое на планете социалистическое государство должно было стать передовым во всех смыслах: как в плане социальной политики, так и в плане соблюдения прав человека. В то время когда в Америке была жесткая расовая сегрегация, Советы пропагандировали дружбу народов. Когда в большинстве западных стран гомосексуальность считалась заболеванием или даже уголовным преступлением, в законодательстве СССР не было статьи за мужеложство — вплоть до 1934 года, когда сталинское правительство окончательно взяло курс на то, что сейчас называют «традиционными ценностями».
В результате этого поворота идеология Советского Союза к закату его существования представляла собой неудобоваримую кашу из ура-патриотизма и идей Маркса образца середины XIX века (практически без всякой поправки на современность), в которые, по-хорошему, практически никто не верил. Это, собственно, и есть та самая «левая идея», которую до сих пор так ненавидят условные старые «демократы», зачастую несколько наивно относящие себя к правому идеологическому спектру.
Тут можно задать логичный вопрос: а что же тогда представляет собой та же КПРФ? Увы, для Коммунистической партии Российской Федерации (а точнее ее пенсионеров-функционеров) идеи Маркса, Энгельса и даже Ленина уже давно играют исключительно роль мягкой обложки, под которой прячется далеко не «Капитал».
Лозунг «Религия — опиум для народа» давно забыт, а Зюганов сотоварищи давно являются завсегдатаями всевозможных церковных мероприятий. Ну а идеологию современной «коммунистической» партии не так давно, в 2016 году, озвучил сам главный «коммунист» на фотовыставке «Афон: Святая гора», приуроченной к тысячелетию присутствия русского монашества на Афоне.
По его словам, «наша тысячелетняя держава» стоит на нескольких «главных опорах». Во-первых, это сильная государственность с «умной и образованной властью», то бишь элитой. Во-вторых, духовность, которой «окормлены все наши дела и походы» и в которой «лежат чувства патриотизма и любви к нашей тысячелетней державе». И только третьей в списке стоит справедливость — да и упоминается она, опять же, в связи с противостоянием «нашествиям» вездесущих захватчиков.
Какая там мировая революция, построение общества с горизонтальными связями, материалистический подход… Эти принципы вполне могли бы лечь в основу любого авторитарного государства и являются махрово-консервативными. Вот так и получается, что в России нет ни одной крупной партии, представляющей хоть мало-мальски левую идею.
Крепкий хозяйственник
Годы идут, и электорат КПРФ не молодеет. На Сталине, попах, ностальгии далеко не уедешь, а молодой крови мало, что сказывается на рейтинге партии и ее результатах на выборах. Тем не менее незадолго до очередного съезда КПРФ, на котором должны были выдвинуть кандидата на президентские выборы, в Москве появились старые знакомцы — стикеры, призывавшие голосовать за Зюганова. В том, что именно он будет в очередной раз исполнять эту роль, мало кто сомневался.
И тут такой сюрприз — съезд выдвинул беспартийного директора подмосковного предприятия «Совхоз имени Ленина», производящего клубнику, Павла Грудинина, который, по его словам, представляет «широкий блок народно-патриотических сил». Всю жизнь проработал на земле, а теперь устроил почти социалистический рай в отдельно взятом совхозе: и зарплаты там высокие, и квартиру каждый работник получил, и соцобеспечение. Да и сам живет в одном доме со своими сотрудниками.
«Вы были в Швеции? Финляндии? Норвегии? Я считаю, что те социалистические принципы, которые провозгласил в том числе и Ленин, именем которого назван наш совхоз, они там реализовали», — говорил он в интервью РБК. Так и хочется сказать — наконец-то появился достойный кандидат от настоящих левых сил. И неважно, что до 2010 года он состоял в «Единой России», а на выборах 2000 года был доверенным лицом Путина — человеку свойственно меняться.
Неважно даже то, что его состояние составляет около 150 миллионов рублей — в конце концов, они заработаны честным трудом, и не такая уж это большая сумма для руководителя крупного предприятия. Что касается скандалов, связанных с якобы незакрытыми незадекларированными счетами на Западе, — можно с определенной долей уверенности говорить о том, что, если копнуть поглубже, что-то подобное удастся отыскать у каждого кандидата на этих выборах. Ну, или почти у каждого… Да и на подобные обвинения он приводит вполне убедительные контраргументы. Что там еще, неразбериха с недвижимостью? Ерунда. Нет, дело не в этом.
Сталин и шовинизм
Дело в том, что, несмотря на множество вполне здравых, хотя и наивных высказываний о том, каким должно быть государство всеобщего благосостояния, в его портфолио есть множество таких, которые совершенно не сочетаются с образом разумного евросоциалиста и вообще современного человека левых взглядов. Куда пойдет Россия под руководством Грудинина?
Неизвестно, действительно ли он так считает или просто пытается апеллировать сталинистскому ядру КПРФ, но директор совхоза вполне четко определил свой ориентир. И этот ориентир — Сталин, которого Грудинин назвал лучшим лидером страны за последние 100 лет. «Ну а какой еще? Если не считать Ленина — а он был больше теоретиком, ему не удалось претворить многие свои идеи в жизнь, ему не хватило жизненного пути», — говорит он. И роста ВВП на уровне 15 процентов Сталин добился, и медицина советская при нем была создана, причем «поразившая англичан и американцев».
Должна ли быть в прогрессивном современном социалистическом государстве свобода слова? Ответ на этот вопрос Грудинин дает тут же, говоря, что относится к цензуре «крайне отрицательно», но отъем прокатного удостоверения у кинокомедии «Смерть Сталина» считает соблюдением «правил приличия», так как ее создатели «издеваются над нашей историей». Хотелось бы задать вопрос: это единственный пункт «правил приличия» Павла Грудинина или список будет продолжен? И следовало бы немецким властям запретить многочисленные комедии, показывающие Гитлера в неприглядном свете? Ведь налицо форменное издевательство над историей.
От Гитлера можно плавно перейти к размышлениям относительно расового вопроса. Непредвзятое отношение к людям других национальностей, являющееся краеугольным камнем левой идеологии, точно не является сильным качеством Грудинина.
«Я говорю инвесторам, которые строят квартиры: смотрите на национальность, — заявляет кандидат в президенты от КПРФ в интервью «Русскому репортеру» 2011 года. — И если вы начнете продавать квартиры не тем людям, я с вами работать не буду. Есть такое понятие — «фейсконтроль», когда инвестор перед продажей квартиры лично общается с каждым. Фамилия Иванов — хорошо. Загорулько — хорошо. Лукашенко — ладно. Арутюнян — подумайте». Достижение! Даже великорусские шовинисты в основном достаточно лояльно относятся к армянам и не считают их чужеродными элементами российского общества. Но не директор «Совхоза имени Ленина».
Впрочем, не только расовый вопрос волнует Грудинина. ЛГБТ-браки он не считает даже темой для обсуждения. Да и вообще, по его мнению, «все без исключения в стране считают однополые отношения как минимум недопустимыми». Так и хочется спросить, а какая программа-максимум? То, что в сознании Грудинина представители сексуальных меньшинств обесчеловечены, понятно, осталось выяснить, не предполагается ли каких реальных действий и насколько решительными они будут.
Тираннозавр расправил плечи
Впрочем, ладно. Можно сказать, что человек наговорил лишнего, не подумал, да и взглядам его, как можно видеть выше, свойственно меняться. Тут важно пояснить, что последнее качество — вовсе не отрицательное, и оно чрезвычайно важно для любого мыслящего и умного человека, тем более для политика: изменять свои установки в зависимости от полученного нового опыта. Но вот программа развития страны, которую предлагает Грудинин, важна здесь и сейчас, в том варианте, в котором он ее предлагает. После ее чтения возникает первый вопрос: а Грудинина ли это программа? Потому что практически то же самое предлагал Геннадий Зюганов на выборах 2012 года.
Первым делом кандидат от КПРФ предлагает провести национализацию стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков. Особенно отмечается необходимость вернуть государству монополию на производство этилового спирта.
Великолепное предложение, только возникает вопрос: а сейчас, ну если начистоту, эти отрасли разве не находятся в руках монополистов, подконтрольных государству? Чем эта концепция отличается от того, что есть? Вообще, каким образом будет проходить «национализация»? На предприятия заявятся революционные матросы и поставят на каждом по мини-Грудинину, честному и бескорыстному? Ведь можно же было предложить разумный выход: разбить монополии на несколько конкурирующих крупных компаний, что позволит понизить цены их услуг. А по сути предлагается то же самое, только под другим соусом. Ну, хорошо, монополии национализированы, первый пункт программы выполнен. Но в пятом Грудинин обещает «ограничить аппетиты естественных монополий». Так их же вроде больше нет? Это теперь уже аппетиты государства!
Еще Грудинин обещает довести «долю обрабатывающей промышленности с нынешних 15-20 процентов до 70-80 процентов, как в передовых странах мира». Дымят трубы заводов! Просыпаются по гудку рабочие и идут вкалывать на благо социалистической Родины! Проблема только в том, что в «передовых странах мира», многие из которых действительно приблизились к идеалу государства всеобщего благосостояния, давно никто не говорит об обрабатывающей промышленности. Это прошлый век передовых стран. Тут было бы уместно прочитать лекцию о постиндустриальной экономике, но результат не стоит трудов.
Поехали дальше. «Обеспечение продовольственной безопасности России, преодоление ситуации, когда значительная часть продовольствия ввозится из-за рубежа». Здесь даже комментировать ничего не хочется. Заморских гусей и так давим, чтобы свои лучше родились. А свой лосось и камамбер, хоть и втридорога, но тоже имеется. Вопрос, казалось бы, закрыт.
Следующий пункт. «Мы защитим духовное здоровье нации. Возродим отечественную культуру. Окажем всестороннюю поддержку музеям, театрам, библиотекам». Так наш Минкульт этим уже озабочен сверх всякой меры, постоянно рапортует о своих успехах. Что там еще? Гарантируем обороноспособность страны благодаря повышению боеготовности армии и развитию оборонной промышленности? А сейчас-то что?
И так до самого конца программы, состоящей из кучи разрозненных пунктов, половина из которых не изменилась со времен последнего выдвижения Зюганова, а вторая половина противоречит первой. Помимо вышеуказанных обещаний, «20 шагов Грудинина» содержат гору социальных обещаний: повышение минимальной заработной платы в несколько раз, восстановление системы народовластия, «обуздание жадности ростовщиков» (вроде бы в последний раз о ростовщиках в таком ключе говорили в Третьем рейхе) и так далее. И при этом отменить подоходный налог для малоимущих и вбухать еще больше денег в оборонку. Мы будем мыть сапоги в Индийском океане и при этом закусывать черную икру красной.
Среди всего этого абсурда можно выделить несколько «пунктов Грудинина»: сам Грудинин это не писал и не читал; те, кто писал и читал, надеются, что, кроме них, это никто читать не будет; никакой современной левой идеей тут и не пахнет. И, наконец, большая часть программы описывает не будущее России, а ее настоящее. Так зачем, спрашивается, избирать Грудинина, когда проще оставить Путина?
«Больших ксенофобов, чем русские мамы, в районе не встречал»
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
В столичном районе Метрогородок открылась выставка «Москва мигрантская», посвященная быту гастарбайтеров из стран Средней Азии. Ее создатели — социологи Центра исследования миграции и этничности — в течение двух лет изучали, как живут мигранты и как интегрируются в российское общество. В России антииммигрантские настроения достаточно сильны: 78 процентов граждан выступают за ограничение притока иностранцев в страну. Еще 40 процентов поддерживают идею сегрегации приезжих из азиатских стран — образование зон компактного проживания. Адаптацией мигрантов озабочены на самом высоком уровне. В начале уходящей недели, 5 декабря, президент поручил правительству детально проработать этот вопрос и подготовить законопроект к сентябрю будущего года. Кто и зачем едет в Россию? Довольны ли они условиями своей жизни? Стоит ли их остерегаться? Об этом «Ленте.ру» рассказал директор центра Евгений Варшавер.
Как вы пришли к идее такой выставки?
Евгений Варшавер: Мы работаем в Академии народного хозяйства (РАНХиГС) и в течение четырех лет занимаемся изучением этой темы. Мы не чисто научная группа, у нас много направлений, в том числе публичная социология. Когда появилась возможность сделать выставку, мы решили, что это один из способов рассказать миру о том, как устроен быт и жизнь мигранта, найти способы мирного сосуществования разных народов в неспокойных районах.
Экспонаты, похоже, достали из старой кладовки. По какому принципу вы их отбирали?
Могу ответить на примере одного из ключевых экспонатов — старого советского велосипеда. Он характеризует социальную группу — иностранных мигрантов — которая сложилась в Москве в последние 20 лет. Велосипед здесь не случайно, россияне богатеют и выбрасывают старое. Что-то из этого подбирают дворники-мигранты. Они бы могли купить себе велосипед получше, у них есть деньги, но необходимости в этом не испытывают. Они здесь временно, а значит, вкладываться в такую покупку бессмысленно. Кроме того, дворнику нужно перемещаться по району быстро и без дополнительных затрат. В результате, на пересечении всего этого, и получилось, что такой велосипед становится атрибутом этой социальной группы, хотя важно отметить, что мигранты занимаются множеством других вещей, в том числе и высококвалифицированной работой.
Район, где проходит выставка, выбран с умыслом?
Конечно. Окраины востока Москвы — не самое благополучное место. В других странах это бы сильно сказалось на ценах недвижимости. Там бы селились люди с меньшим уровнем достатка и формировалось подобие гетто. У нас такого не происходит, потому что рынок жилья устроен иначе. Исходя из имиджа районов, мы решили начать исследование с наиболее показательного — с Капотни на востоке. А для контраста выбрали еще Кунцево — на западе. Мы изучали, какие люди живут в районе, как взаимодействуют, перемещаются. По результатам исследований мы создали карту, показывающую, какие связи есть в районе и как люди общаются между собой. Ну а по ходу набрался и материал для выставки.
Выглядит несколько хаотично.
Это рабочий инструмент. С его помощью мы выявляли коммуникативные проблемы: есть район, в нем живут люди, которые могли бы общаться, но не делают этого по каким-то причинам, чаще всего связанным с предубеждениями. Например, мы исследуем детскую площадку как зону, где проводят время мамы разных национальностей. Русская мама, приехавшая из другого региона страны, быстро вливается в сообщество. Мамы же все знают, все читают, очень плотно интегрированы в районную коммуникацию.
А вот домохозяйки-мигранты в значительной степени выключены из районной жизни. Они могли бы общаться с русскими домохозяйками, но между ними стена. И лучше всего это видно на детской площадке. Если поговорить с теми и другими, истории, которые они рассказывают друг про друга, довольно печальные. Больших ксенофобов, чем русские мамы, я в районе не встречал. Они рассказывают исследователям истории, что мигрантки науськивают детей не любить русских. Если в песочнице мигрантский ребенок ударит местного лопаткой по голове, то это он специально, потому что его дома учат не любить русских, уверены они.
Считаете, с подобными предубеждениями можно бороться?
Можно и нужно. Мы пробовали несколько практик, чтобы менять сложившиеся стереотипы. Одна из них — кулинарные мастер-классы, где русские и нерусские мамы готовят вместе с детьми блюда национальной кухни. Там они знакомились, устанавливали контакты. Но мы в первую очередь ученые, а не активисты. Наша задача — придумать метод и замерить его эффект, а не интегрировать мигрантов района Капотня. Наша цель — разработать инструмент, который позволил бы на районном уровне осуществлять интеграцию. Заниматься этим должны другие: общественные организации, например.
И каков эффект?
Мы снимали весь процесс на видео, а потом анализировали каждое взаимодействие между мигрантами и местными. Например, когда Дильдора просит Марину передать ей соль — это как раз такое взаимодействие. На четвертом мастер-классе таких взаимодействий стало больше в два раза.
Все-таки это разовая практика. Сами по себе женщины не соберутся на мастер-классы. Чего уж говорить про мужчин.
Для мужчин мы придумали другую практику — футбол. Приходили игроки, и мы распределяли их по этнически смешанным командам. То есть в одной команде играли русский, узбек, киргиз и азербайджанец. Важно здесь именно то, что люди разных национальностей были в одной команде. Потому что футбол — сублимация войны, и чтобы происходила интеграция, тебе нужно оказаться в одной команде с тем, кого считаешь «не своим». По итогам выяснилось, что на вопрос: «Чувствуете ли вы себя своим в этом районе?», чаще стали отвечать положительно. Кроме того, улучшилось отношение к категориям «москвич» и «русский» среди мигрантов-участников матча.
Многие предубеждения в отношении мигрантов основаны на том, что приезжие могут в какой-то момент сплотиться против местных. Люди придерживаются такой модели поведения — дружить против «чужих».
Наш мозг устроен так, что вне зависимости от наших желаний, он делит людей на «своих» и «чужих». Мы механически оцениваем человека на предмет его этнической принадлежности, равно как пола и возраста. Причем дифференцировать их мы не можем: отличить узбека от киргиза мало кто способен. Мигранты — не являются единой группой. А уж говорить о массовой ненависти, желании захватить Россию и даже желании переселиться — это трансляция мифов, не имеющих отношения к реальности. Типичный рабочий мигрант хочет заработать денег и построить дом у себя на родине.
Но у мигрантов тоже есть свои предубеждения в отношении местных.
Единственное типичное в отношении мигрантов к местным: мнение, что москвичи зазнаются и задирают нос. Тут есть некоторые обиды. Но совместный досуг работает на обе стороны: мигранты видят, что москвичи — нормальные люди и с ними можно вместе проводить время.
Один из факторов, мешающий местным и мигрантам нормально общаться, — языковой барьер. Улучшилась ли ситуация с введением обязательного теста по русскому языку?
Сертификат по русскому — это очень простой экзамен, его сдают 80-90 процентов мигрантов. Он никого не отсекает. Те, у кого нет нужного уровня владения языком, готовятся к тесту методом натаскивания. Их языковые навыки от этого, конечно, не особо улучшаются. Если человек работает нелегально — это связано не с тем, что он не может сдать экзамен. Экзамен — это дополнительный налог, повышающий стоимость въезда. Увы, это просто попытка снизить число мигрантов и еще один способ получить с них деньги.
У гастарбайтеров, приезжающих в Россию из Средней Азии, наверняка есть свои мечты и чаяния. Та жизнь, которую они здесь ведут, их устраивает?
Зачастую в момент, когда человек решает ехать сюда, его мотивация и цели полностью связаны со страной происхождения. Едет он, чтобы решить некоторые свои биографические задачи. Например, нужно жениться, а для этого надо заработать на калым. Более того, неплохо бы иметь дом, чтобы туда привести жену. Для этого в миграцию поедет либо он сам, либо его отец, либо вместе. Здесь они будут есть хлеб с бульоном, скапливая неплохие деньги. Бывает и так, что сперва посылают женщин. Невестка же, по сути, чужая в семье, поэтому ее отправляют в Россию как бы на разведку. Если все нормально, приезжает муж. Это не самый распространенный вариант, но случающийся.
А потом переезжает вся семья, рожают много детей, закрепляются.
Есть еще одна страшилка: что матка мигрантки — главное оружие захвата России. Также не имеет ничего общего с действительностью. Рождаемость снижается. А вот дети мигрантов, родившиеся уже в России, несут в себе колоссальный интеграционный потенциал. То есть способны стать частью нашего общества, а не противостоять ему. То же касается и совсем молодых людей.
Порой, приезжая в Москву, хороший мальчик из среднеазиатской республики, устраивается не на стройку, где мигранты живут в замкнутом сообществе, а скажем, в японский ресторан. Он перемещается по городу в свободном режиме, смотрит на посетителей и видит, что жить можно по-другому. После нескольких лет в Москве у него меняются установки: ему уже не хочется поскорее жениться и жить у себя в селе.