Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Этот малыш истекает кровью. Ему необходима срочная пересадка костного мозга
У двухлетнего Святослава Понимасова из подмосковных Химок очень редкая болезнь крови — амегакариоцитарная тромбоцитопения. Людей с таким заболеванием во всем мире считаные единицы. Из-за генетической поломки у ребенка нарушена работа костного мозга и катастрофически снижена выработка тромбоцитов. У Святика очень ломкие сосуды и низкая свертываемость крови. В любую минуту он может умереть от кровотечения. Единственный способ спасти мальчика — пересадка костного мозга.
Святик должен был умереть на второй день после рождения — так сказали его маме врачи. Родители не сразу в это поверили. Мальчик родился точно в срок, но акушерка заметила, что у него все тело в синяках. Марина, мама Святика, тогда не придала этому значения. Но позже к ней подошла заведующая роддомом и сообщила, что ребенка перевели в реанимацию и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Анализ крови показал катастрофически низкое количество тромбоцитов, которые отвечают за свертывание крови. А значит, любое кровотечение для малыша смертельно опасно. Из роддома Святика перевезли в реанимацию городской больницы. Там малыша обследовали, но причину заболевания выявить не смогли.
Чтобы сделать это, надо было заплатить за генетическую экспертизу четверть миллиона, а таких денег в семье не было.
Святика пролечили антибиотиками, сделали несколько переливаний крови. Он порозовел, синие кровоподтеки на коже стали проходить.
— Больше мы ничего сделать не можем, — развел руками врач. — Поезжайте домой, только учтите, что у ребенка очень ломкие сосуды — в любую минуту он может умереть от потери крови.
Малыш постоянно плакал и не спал ночами. Родители не спали сутками — качали, носили на руках, пели песни, читали молитвы, включали «белый шум», который успокаивает других малышей. Но не Святика.
Марина постоянно занималась с ребенком, делала с ним упражнения для развития и укрепления мышц, которые были совсем слабенькие. Благодаря ее стараниям Святик, которого врачи считали безнадежным, с опозданием, но научился держать голову, в годик перевернулся, в полтора встал на четвереньки и пополз.
Марина с сыном гостили у бабушки в Севастополе, когда у малыша подскочила температура, началась гнойная ангина, ребенка рвало кровью. Святика сразу забрали в реанимацию городской больницы, где сделали переливание крови, после чего он пошел на поправку. А уже через месяц опять попал в ту же больницу: на этот раз у Святика отнялись левые рука и нога.
МРТ показала, что у ребенка обширный инсульт головного мозга, кроме того, началось почечное кровотечение. Врачам удалось спасти Святика.
Этим летом мальчику сделали наконец генетический анализ. Оплатить его помогли благотворители. Причиной всех бед оказалась редкая болезнь крови — амегакариоцитарная тромбоцитопения. Из-за нее уменьшаются или полностью исчезают мегакариоциты, которые отвечают в организме за производство тромбоцитов. Сейчас жизнь мальчика поддерживают регулярные переливания крови, которые ему делают каждую неделю.
— После переливания он становится обычным веселым ребенком, который любит играть, общаться с другими детьми, — рассказывает Марина. — Но через неделю тромбоциты погибают, и мой малыш начинает слабеть, угасать.
Спасти Святика поможет трансплантация костного мозга. В России для него не нашлось подходящего донора. Но они есть в международном регистре, только поиск и активация донора за границей стоят очень дорого. Пересадку костного мозга российские специалисты сделают бесплатно, но после пересадки мальчику понадобятся специальные и очень дорогие препараты для защиты от осложнений. Их стоимость его родителям за всю жизнь не собрать. Семья живет на съемной квартире. Работает только папа, а мама ездит с сыном по больницам.
— Вы не поверите, но раньше я никогда столько не улыбалась, как сейчас со Святиком, — говорит Марина. — Не потому, что жизнь у меня такая веселая. А потому, что мне все время надо радовать Святика. Он у нас такой классный! Когда он смеется, мне хочется жить дальше и бороться за жизнь сына.
Для спасения Святика Понимасова не хватает 2 367 776 рублей.
Исполняющая обязанности заведующей отделением НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачевой Татьяна Быкова (Санкт-Петербург): «У мальчика крайне редкое заболевание крови. Из-за генетической поломки костный мозг не вырабатывает клетки — предшественники тромбоцитов: мегакариоциты. У ребенка есть постоянная угроза кровотечений, особенно опасны внутренние кровотечения. Святославу проводится заместительная терапия, но излечить его она не может. Спасет мальчика только трансплантация костного мозга. Потенциальные доноры найдены в международном регистре. Мы проведем ребенку трансплантацию в нашем отделении, ее оплачивает государство. После пересадки Святославу понадобятся эффективные иммунные и противогрибковые препараты, которые не покрываются госквотой на лечение».
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Святику Понимасову, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», интернет-газете «Лента.ру», эфире Первого канала, социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 12,174 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 20 тысячам детей. В 2018 году (на 18 октября) собрано 1 240 523 654 рубля, помощь получили 1665 детей. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
У депутатов Госдумы есть два месяца, чтобы подать декларацию о доходах и имуществе. Но не все любопытные факты об источниках средств умещаются в отчетность. Бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская предложила сообщать в нижнюю палату о фактах коррупции среди народных избранников. Кто будет искать нарушения и чем это грозит депутатам — в материале «Ленты.ру».
В прошлом году среди депутатов тогда еще шестого созыва попадались почти миллиардеры. В десятку богатейших избранников вошли несколько единороссов, многие из которых сохранили мандаты по итогам сентябрьских выборов. Среди них — зампред думского комитета по бюджету и налогам Леонид Симановский, указавший доход за 2015 год в размере 939 миллионов рублей.
По итогам декларационной кампании — 2016 он занимал лидирующие строчки в рейтингах наиболее состоятельных парламентариев. Но для него ожидаются достойные соперники — как среди опытных коллег, так и среди новичков. Так, впервые избравшегося депутата из Архангельской области Андрея Палкина осенью назвали самым богатым парламентарием созыва, оценив его доход в полтора миллиарда рублей. Внимание также привлекли более полусотни квартир, задекларированных народным избранником.
В то же время Поклонская может получить не только кипы деклараций для проверки, но гораздо более широкую фактическую базу. Напоминая коллегам о начале сезона отчетности, она призвала доносить на депутатов-коррупционеров официально, если вдруг всплывают коррупционные эпизоды. «Так как работа комиссии четко регламентирована и ее полномочия ограничены, предлагаю сообщать об известных фактах нарушений антикоррупционного законодательства депутатами не только в интернете, но и направлять официально в Госдуму», — заявила бывший прокурор Крыма.
Политическая составляющая
Обвинения в коррупции в адрес депутатов, однако, чаще служили инструментом для политической борьбы, чем способом очистить ряды. В международных махинациях не так давно пытались обвинить члена КПРФ Павла Дорохина. В разгар предвыборной кампании журналисты получили письмо якобы от бывшего помощника депутата. Тот утверждал, что Дорохин продвигал интересы южнокорейской компании, причем не бескорыстно. Однако свидетельства и источник вызывали сомнения, и до правоохранительных органов дело не дошло.
Бывший парламентарий Дмитрий Гудков несколько лет назад в ответ на лишение неприкосновенности его отца-справоросса и обвинения в свой адрес, связанные с ведением незаконной коммерческой деятельности, опубликовал пакет компромата на коллег. Он утверждал, что избранники занимаются бизнесом, чего не позволяет депутатский статус. К череде разборок позже присоединился и лидер либерал-демократов Владимир Жириновский: он требовал разобраться, откуда у Дмитрия Гудкова деньги на таунхаус.
Но ни раскритикованные Гудковым депутаты, ни сам Гудков-младший почти никак не пострадали непосредственно от этих обвинений. Многие из его оппонентов остались работать в Госдуме. Сам же оппозиционер не смог переизбраться в новый созыв, хотя о таунхаусе в эту избирательную кампанию почти не вспоминали.
Депутаты, которых пытались уличить в коррупционных действиях, обычно покидали нижнюю палату по совершенно другим причинам. Так, в адрес бывшего парламентария Романа Худякова звучали обвинения в преступном сговоре и вымогательстве — от одного из столичных рестораторов. Но в итоге либерал-демократы выгнали его не поэтому. «По поводу Худякова в ЛДПР существует фактически единое мнение: он, мягко говоря, глуповат», — заявили в партии. После конфликта с коллегами политик не переизбрался в новый созыв.
Один из немногих парламентариев, получивший официальное обвинение от правоохранителей, — бывший член фракции эсеров Илья Пономарев. Ему инкриминировали пособничество в деле о растрате в фонде «Сколково». Хотя в 2015 году отобрали мандат с другой формулировкой — за систематические прогулы пленарок и потерю связи с избирателями.
Прошли — оставайтесь
Было время, когда в депутатский корпус массово рвались люди с неоднозначной репутацией, говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, вспоминая истории почти 20-летней давности. «Однажды ЛДПР пыталась взять в кандидаты авторитетных людей, которых не зря называли авторитетами, и в результате список партии не был допущен до выборов. В итоге пришлось баллотироваться под названием «Блок Жириновского»», — рассказывает политолог.
Отсеивают и сейчас, хотя масштабы гораздо скромнее. По словам Калачева, депутаты Госдумы седьмого созыва, приступившие к работе в октябре 2016-го, перед выборами прошли многоступенчатую систему проверки. Несколько политиков не добрались до гонки. Бывший губернатор Челябинской области Михаил Юревич сначала снялся с праймериз ЕР и решил выдвигаться в списке Российской партии пенсионеров за справедливость (РППС). Однако ЦИК в итоге отказался заверять список кандидатов с Юревичем, в документах которого не хватало справок о зарубежной недвижимости супруги и детей. На этапе праймериз также отсеялся миллиардер, бывший депутат Михаил Слипенчук, к которому возникли претензии по поводу активов в офшорах.
Тех, кто уже стал депутатом, лишить полномочий за утаивание доходов и имущества сложнее. Даже на региональном уровне, где предусмотрено наказание за неполные сведения в декларациях, это может занять до трех лет. Прокуратуре Твери понадобилось три представления о нарушениях, чтобы зампред городской Думы Твери Андрей Петров добровольно сдал мандат. До этого тверской парламентарий пытался отделаться от претензий, отказавшись от зарплаты.
Федеральный закон не предполагает наказания за неполные сведения. К тому же имущество можно утаить, переписав его на жену и устроив фиктивный развод, говорил экс-депутат от КПРФ Вадим Соловьев. По его мнению, в 2013 году, когда Госдуму обязали отчитываться о доходах и расходах, около сотни депутатов развелись именно с этой целью. Коммунист предложил убрать лазейку — обязать высокопоставленных чиновников и парламентариев подавать декларации не только на себя, жен и мужей, а также несовершеннолетних детей, но и на бывших супругов. Идея не прошла — в середине января думский комитет по безопасности и противодействию коррупции, где Поклонская работает зампредом, не поддержал законопроект о включении бывших жен и мужей в депутатские декларации.
Способов уволить парламентариев «по антикоррупционной линии» на деле остается не так много. На фоне претензий к декларации добровольно ушел из Думы прошлого созыва единоросс Владимир Пехтин — после того, как появились сообщения о незадекларированной им недвижимости в Майами.
Если же избранник не проявит инициативы сам, процедура потребует времени и прямого участия правоохранителей. Так, чтобы досрочно прекратить полномочия депутата Константина Шишова в 2015 году, палате сначала пришлось лишить его депутатской неприкосновенности по запросу прокуратуры, а потом дождаться официального приговора.
«Если не станешь идейным, то свихнешься или сопьешься»
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
В России чуть ли не каждый день появляются новые сообщения об «экстремистских» уголовных делах. Они возбуждаются несмотря на намерения депутатов смягчить статью, несмотря на позицию президента, который считает, что не нужно доводить ситуацию до маразма, и несмотря на весь резонанс в прессе. Ощущение, что сейчас на скамье подсудимых оказаться проще, чем когда-либо. Почему так — «Лента.ру» спросила у бывшего сотрудника следственных органов, который согласился изнутри взглянуть на «экстремистские» дела. Имя собеседника по его просьбе не публикуется.
О палочной системе и круговой поруке
Простой ответ на вопрос «почему все так?» — потому что это работает. И работает легко.
Это «палки», чистой воды «палки». Я не верю в политический заказ сверху прессовать инакомыслящих. Конечно нет. Очень удобно все политизировать, но надо понимать, что люди, которые применяют эти нормы права, — такие же загнанные работяги, которые работают за зарплату. Видеть в этом чистую политику — смешно. У силового аппарата есть более мощные политические рычаги. Хоть перегибы, конечно, могут быть, как и в любой другой сфере.
Почему так спешат сделать палки? ***** [нагоняй] не получишь. Есть статистика по выявлению, пресечению, ее надо выполнять. Каждому следственному органу надо себя показывать. Убийства, взятки, должностные преступления — здесь велосипед изобретать было не нужно. Убийства и изнасилования — это классика криминалистики, где доказывание отработано.
А доказывание — это очень важный момент. Если после возбужденного дела нет обвинительного заключения — будет очень ***** [хреново]. Здесь начинается круговая порука. Пленум Верховного суда прямо указывает, что при оценке таких деяний (подпадающих под состав статьи 282 — прим. «Ленты.ру») необходимо учитывать контекст, форму, содержание размещаемой информации, а также комментарии, то есть выражение отношения к этой информации.
Следователь не возбудит дело, если он не будет уверен, что прокурор поддержит обвинительное заключение. Прокурор не поддержит обвинительное заключение и обвинение в суде, если не будет уверен, что судья вынесет обвинительный приговор. Как происходит оценка работы: если был оправдательный приговор, значит, плохо сработал прокурор, значит, плохо сработал следственный орган. При этом они все следят за тем, чтобы не к чему было подкопаться. За несоблюдение законности на всех этапах, начиная от доследственной проверки и до исполнения приговора, виновных будут искать во всей этой цепочке. Кара будет намного жестче, чем за невыполнение плана по «палкам».
О том, почему раньше таких уголовных дел было меньше
Почему статья раньше не работала и дела практически не возбуждались? Есть такое понятие, как «мертвый состав», то есть тот, по которому нет сложившейся практики возбуждения уголовных дел, практики предъявления обвинений и, тем более, вынесения обвинительных приговоров. Яркий пример — статья «Жестокое обращение с животными» (245 статья УК РФ — прим. «Ленты.ру»). Фактически состав преступления есть, но он тяжело доказуем, и не так много у нас обвинительных приговоров. Он практически мертвый. Другой классический мертвый состав — это «Доведение до самоубийства» (110 статья — прим. «Ленты.ру»), то есть доказательство сильного систематического психологического давления, которое явилось причиной самоубийства. Это очень тяжело доказуемо.
Таким образом, в 90-х годах все работали по явным составам, да и сейчас продолжают работать. Даже по мошенничествам только в 2000-х пошли квалифицированные составы. Например, при мошенничестве с получением установленных законом выплат. Тогда произошла квалификация каких-то деяний, которые приобрели системный характер.
Второй момент. Когда пошел вал уголовных дел за экстремизм в соцсетях? 2011-2012 годы, по разным оценкам. 2011-й — это год, когда произошла следственная реформа, и Следственный комитет выделили в отдельный следственный орган. Когда он оформился в отдельный орган — это все равно во многом была калька со следственного комитета при прокуратуре. У нас вообще много следственных органов: следователи полиции, следственный отдел ФСБ, транспортные следственные отделы, следственные отделы при военной прокуратуре. У всех них есть своя подследственность, то есть своя категория дел, которые их следователи уполномочены вести.
Бессменный глава СК Александр Бастрыкин на протяжении всего этого времени ведет если не войну, то дележку составов, пытаясь больше забрать под свою юрисдикцию. Самый яркий пример, это то, что все преступления, которые совершили несовершеннолетние, давно перешли в следственный комитет. Раньше такого не было.
Если говорить о 282-й… В моем понимании все выглядит так. Есть какой-то подследственный состав, наверху спрашивают — сколько дел возбуждено? Им отвечают, например, десять. А у нас что, нет таких преступлений? Значит, вы не выявляете. Плохо работаете.
Люди стали придумывать, как сделать состав рабочим.
Суды клепают если не зеркальные, то по своей структуре и содержанию очень схожие решения или приговоры. Одно, второе «экстремистское» дело дошло до обвинительного приговора, и состав статьи «ожил».
О «механике» дел по 282 статье
Надо понимать, что оперативно-разыскной деятельностью, то есть выявлением, у нас уполномочены заниматься полиция, ФСБ.
Сейчас уголовные дела возбуждаются за публикации в интернете, то есть за не особенно опасные и публичные действия. Но начиналось все, понятно, не с них. В конце 90-х — начале 2000-х годов было очень много ультраправых организаций: те же РНЕ. Даже в регионах все столбы были в наклейках «Я русский» и так далее. У правоохранительных органов не было рычага давления. Чем они нарушают? Зарегистрированы, налоги платят, погромов не устраивают. Вот и придумали.
Как это происходит. Посмотрим на примере сайтов националистов-экстремистов, да можно и на примере мемов, впрочем. Заходишь в кабинет, включаешь компьютер, вводишь название сайта, видишь, что там написано, условно, «черные — плохо, белые — хорошо». Зовешь понятых, спрашиваешь: легко доступно? Они говорят: да, легко доступно. И все! Тебе подтвердили, что эти материалы предназначены для неограниченного круга лиц.
Потом назначается лингвистическая экспертиза. Эксперт должен сказать, является ли информация призывом к возбуждению ненависти либо вражды. Он пишет, что «черный» в данном контексте имеет негативную окраску, применяется в оскорбительном смысле к лицам, например, кавказской национальности.
Кто такие понятые? По уголовно-процессуальному кодексу, понятыми могут быть любые граждане, если они не состоят в родстве с участником уголовного судопроизводства. Если следователь берет понятыми практикантов — это нормально, и так делается.
Ну и есть, конечно, дежурные понятые. Фактически они являются помощниками следователя, но де-юре не оформлены. Это обычно те, кто имеют планы потом устроиться работать следователем. Понятно, что с такими проблем не возникает.
О том, кто возбуждает «экстремистские» дела
Истории про то, как кого-то закрывают за что-либо подброшенное, со своими понятыми, — это байки из 90-х. Так сейчас не работают. Например, палочная система по наркотической статье 228 вообще потеряла свою актуальность. Потому что, если ты раскрыл преступление с хранением, тебе на учет ставят одно нераскрытое по сбыту. Плюс надо учитывать, что во многих следственных действиях законом обязательно предусмотрена видеофиксация. Сейчас работники органов все чаще и чаще снимают все на телефон и для собственной защиты.
Но по «экстремистским» делам сейчас, конечно, дошло вообще до абсурда, когда запись с юмористической составляющей, опубликованная в открытом доступе, является составообразующим деянием. Это, естественно, неправильно. Надо отдать должное, что наш законодатель на это уже среагировал, и поговаривают о декриминализации.
И теперь о том, кто эти люди, которые возбуждают «экстремистские» дела. В рядах следственных органов много «идейных» следаков. Многие из них — это люди с глубокой профдеформацией, которые действительно верят, что делают хорошее дело, защищают закон. Они не представляют для себя другой жизни. Как бывают врачи, которые настолько отдаются работе, что гробят свое собственное здоровье. Такая деформация может быть в любой профессии, и как в любой профессии, — нельзя всех стричь под одну гребенку. Но в следственных органах спустя несколько лет, если ты не станешь идейным следаком, ты либо ****** [свихнешься], либо сопьешься. При этом как люди они совершенно нормальные.
Власти пытаются приравнять все устройства для потребления никотина, включая те, в которых нет табака, к обычным сигаретам. В то время как европейское законодательство четко разделяет никотиновые продукты на три группы: сигареты, системы нагревания табака (стики) и электронные сигареты без табака (вейпы), а российский премьер-министр признает, что регулирование этой сферы — «тема сложная», Минздрав призывает запретить все сразу, максимально усложнив жизнь тем, кто пытается бросить курить или предпочитает нетабачные альтернативы. «Лента.ру» рассказывает, почему проблему курения не решить банальными запретами.
В конце февраля премьер-министр Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой к 1 апреля подготовить решение правительства «по единому государственному регулированию оборота и потребления никотиносодержащей продукции и устройств для потребления никотина любыми способами». Минздрав воспринял это поручение как сигнал распространить на электронные сигареты все антитабачные ограничения: запрет на их выкладку в магазинах, использование в кафе и ресторанах, рекламу и розничную продажу рядом с образовательными учреждениями. Запреты могут коснуться электронных сигарет, в которых вместо табака используется специальная жидкость с никотином или даже без него, следует из сообщения ведомства.
Легкий способ
Между тем, согласно данным самого Минздрава, число курящих россиян за последние пять лет сократилось на 21 процент. Как раз в этот период на рынке появились нетабачные вейпы, которые, как показало исследование Национальной службы здравоохранения Великобритании, помогают бросить курить в два раза эффективнее по сравнению с пластырями и жвачкой.
В ходе исследования ученые отобрали 886 британцев, которые хотели бросить курить и разделили их на две группы: в одной пользовались исключительно никотинсодержащими продуктами (пластыри, спреи, жвачки), а во второй — электронными сигаретами. Отбор прошли участники, которые до этого не пользовались ни одним из этих средств и были беспристрастны.
Специалисты обследовали каждого из испытуемых: выяснили состояние слизистой оболочки горла и рта, стаж курения, наличие одышки, хрипов, кашля и мокроты. В первой группе участники могли самостоятельно выбрать между пластырем, спреем или никотиновой жвачкой или же их комбинацию. Тем, кто попал во вторую группу, выдали электронную сигарету с инструкцией и 30 миллилитров жидкости с концентрацией никотина и ароматизаторами на выбор.
Через год в первой группе лишь 9,9 процента участников смогли бросить курить, а во второй группе количество полностью отказавшихся от сигарет, составило 18 процентов. Таким образом, в вопросах борьбы с курением и попытке курильщика найти замену сигаретам вейпы оказываются почти вдвое эффективнее других средств.
Ученые повторно обследовали участников по итогам эксперимента, которые смогли год продержаться без сигарет. У всех участников в одинаковой степени пропали кашель, хрипы, одышка и мокрота. Участники второй группы в период с первой по четвертую неделю отказа от сигарет изъявляли гораздо меньшее желание курить, чем пользователи спреев, жвачки и пластырей, и чаще участников из первой группы отмечали уменьшение раздражительности и беспокойства.
На 95 процентов безопаснее?
Научное сообщество с каждым годом приводит все больше доводов в пользу электронных сигарет по сравнению с обычными. Британский аналог российского Минздрава (Public Health England) недавно заявила, что вейпинг «как минимум на 95 процентов менее вреден, чем курение». Однако считать электронные сигареты полностью безвредной альтернативой табаку неправильно. Это в первую очередь способ бросить курить, а не развлечение для подростков.
Главный объект недоверия для экспертов в области здравоохранения — жидкости для электронных сигарет, которые состоят преимущественно из глицерина, пропиленгликоля, воды, никотина и ароматизаторов. Да, они не содержат канцерогенов и смол, провоцирующих развитие рака, однако в долгосрочной перспективе могут наносить вред организму; для выяснения этого необходимы многолетние исследования.
Часть компонентов в жидкостях при нагревании могут вызывать раздражение слизистых и дыхательных путей. Используемые в никотиновой жидкости ароматизаторы в большинстве своем безопасны для употребления с пищей, однако пока неизвестно, как меняются их свойства при нагреве. В 2015 году вейперов пугали «попкорновой болезнью», которая развивается из-за содержащегося в некоторых ароматизаторах диацетила. Это вещество служит заменителем аромата масла в продуктах питания и считается безвредным, однако при вдыхании с паром может вызывать сужение бронхиолов. Правда, позже выяснилось, что его концентрация в паре настолько низка, что риск развития этого заболевания у вейперов практически отсутствует.
Путь к здоровью нации
Ученые Австралии и Новой Зеландии пришли к выводу, что увеличение количества вейперов в целом увеличит продолжительность жизни населения этих стран. Группа исследователей смоделировала, как повышение доступности электронных сигарет отразится на будущем страны.
Из-за снижения числа курильщиков страны могли бы сэкономить от 252 миллионов до 4,8 миллиарда долларов США просто за счет того, что меньше граждан страдали бы заболеваниями, вызванными курением сигарет. Это с учетом того, что электронные сигареты не являются безвредными и рассматриваются лишь как менее опасная альтернатива табачным продуктам.
«Политика в отношении электронных сигарет является сложной темой, — отмечает один из авторов исследования Тони Блейкли (Tony Blakely). — Тем не менее наше исследование указывает на то, что осторожное повышение доступности вейпов является лучшим путем вперед. Эта политика не должна осуществляться изолированно, а должна сопровождаться другими мерами по повышению укрепления здоровья».
Против всех
Российские эксперты-медики отмечают, что нельзя приравнивать электронные сигареты к обычным. Руководитель отдела эпидемиологии и профилактики опухолей НМИЦ онкологии имени Блохина, член-корреспондент РАН Давид Заридзе заявил, что подход к регулированию альтернативных продуктов должен быть взвешенным.
«Никто не говорит, что они безвредные. Но они гораздо менее вредные, чем сигареты. По данным исследований, электронные сигареты эффективны в плане отказа от курения. Более эффективны, чем фармакологические способы доставки никотина в организм», — сказал ученый в ходе недавней пресс-конференции.
Рамочная директива Евросоюза о табачных изделиях содержит раздельные законодательные нормы для сигарет, нагреваемого табака и нетабачных электронных сигарет, которые в ЕС разрешено продавать через интернет при условии контроля возраста покупателей, а также демонстрировать на полках магазинов и рекламировать в специализированных СМИ. Однако опыт европейских коллег не влияет на позицию российского Минздрава, который настаивает уравнивании вейпов, нагреваемого табака и обычных сигарет. В таком виде это выглядит как война не с курением, а с курильщиками, которых заведомо пытаются отгородить от эффективного средства в борьбе с табаком.
Поселок Урдома в Архангельской области — чуть больше четырех тысяч жителей. Однако местная сельская школа — едва ли не единственное образовательное учреждение в России, разработавшее собственную систему оценок: прогрессивную шкалу, обозначающую уровень знаний. За замену пятерок и двоек латинскими буквами урдомских педагогов атаковали активисты «Родительского сопротивления», усмотревшие в новшестве подрыв детской психики. Зачем нужны инновации в деревне и как качество образования в сельской школе может конкурировать с городской, «Ленте.ру» рассказал директор Урдомской средней школы Владимир Додонов.
«Лента.ру»: Вас многие ненавидят. Родители в вашем поселке прогрессивного замысла не поняли и начали протестовать.
Додонов: Все идет с подачи одной мамы. Я у нее бывал на страничке «ВКонтакте», пока она меня не заблокировала.
Принципиальная женщина…
Да, она поклонница сайтов таких общественных движений, как «Родительское всероссийское сопротивление», «Ассоциация родительских комитетов и сообществ», где много говорят о принудительной чипизации населения, о том, что иностранцы решили нас поработить, уничтожая наше советское образование, что государство стремится отбирать детей у родителей без всяких видимых причин… Год назад было открытое письмо в Министерство образования Архангельской области, которое подписали 160 родителей. В этом письме говорилось, что новая система оценок травмирует детскую психику, убивает учебный процесс.
160 подписавшихся — это много или мало?
Меньше трети от количества учащихся, которые обучаются с использованием нашей системы оценивания. Когда мы получили это обращение, пригласили для разговора родителей, подписавших его. Побеседовать удалось с половиной протестантов, из них около 20 человек сказали, что не знают, как оказались под письмом их подписи.
В самом начале, когда новая оценочная система только запустилась, было много замечаний, недовольства со стороны родителей. К новому ведь всегда с трудом привыкают. Зато сегодня, «распробовав», большинство родителей и детей говорят: не вздумайте к старому возвращаться.
А зачем вам понадобилась новая система оценивания, чем старая не угодила?
Наша школа была одной из площадок в Архангельской области для пилотного ввода новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По всей стране запуск новых стандартов основного образования состоялся в 2015 году, а у нас они начали внедряться с 2012 года. Новые школьные стандарты очень сильно изменяют систему образования.
В чем конкретно это выражается?
Умение добывать знания, анализировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Например, сделать из текста таблицу, из таблицы — диаграмму, составить план доклада и т.д. То есть ученик должен не только знать математические формулы, но и уметь работать с текстом. На уроке математики — с математическим материалом, на биологии — с биологическим, на истории —`с историческим. Мы ФГОС приняли близко к сердцу и занимаемся их внедрением не для отписки. И столкнулись с тем, что существующая пятибалльная шкала оценки никак не подходит к новым целям и задачам современного образования. Ее самая большая слабость — в отсутствии четких критериев.
Почему?
Я в школе работаю с 1990 года. Как мы выставляем оценки? Пятерка — когда все точно, ни единой ошибки нет. Одна-две ошибки — четыре. Если ошибки существенные, которые искажают суть ответа, — тройка, двойка. Но, допустим, в письменном ответе еще можно по количеству предметных ошибок попробовать определить балл, а как быть с устным ответом? Поэтому мы предложили свой метод оценивания.
То есть взяли и сами разработали новую систему оценок?
Да, разработали сами, хотя принципиально нового по сути ничего не изобрели. Это во всем мире пропагандируется и кое-где практикуется. И у нас в стране еще в 1930-1960-е годы советские педагоги-новаторы предлагали подобный подход. Они говорили, что любое задание, любую работу учащегося нужно разбить на критерии. Собственно, это мы и воплотили.
У нас есть оценочные листы с четкими критериями для контрольных и для работ текущего характера. И оценки за четверть у нас выставляются не так, как сегодня предлагается в электронном дневнике — суммировать все, что есть, и выводить среднее арифметическое. У нас четко прописано: оценка за четверть и за год выставляется по итогам работ контрольного характера.
Что за оценочные листы, кто составляет критерии?
Оценочный лист и критерии к нему составляет сам учитель. В зависимости от объема темы критериев может быть от 5 до 20. Это и знание теории, и применение ее на практике, и способы решения задачи, и оформление, и умение работать в команде, умение составить план текста или план ответа и т.д. Учитель обязан заранее, за несколько дней сообщить ребенку о предстоящей контрольной и выдать оценочный лист. Там подробно написано, сколько баллов можно заработать за каждый критерий. Ну и дальше смотрим максимальное количество баллов, которое можно набрать за контрольную. Половину набрал — уже справился, хоть и слабенько. И, соответственно, ввели буквенное обозначение: высокий уровень — А, повышенный — В, базовый — С, пониженный — D, низкий — F.
Получается, у вас та же самая пятибалльная шкала, только вместо цифр — буквы?
Не совсем. Самое главное отличие — мы расписываем оценку, делаем ее более прозрачной. Приносит ребенок домой заполненный учителем после проверки работы оценочный лист. И там все понятно. Допустим, за знание формул стоит 10 баллов, а максимально можно получить 12 баллов — по одному за каждую формулу. И видно, какие именно формулы ребенок не знает. Или за умение решать задачи такого типа — три балла из трех возможных. А вот за то, что ответ получен неправильный, — один из двух возможных. То есть ребенок все делал верно, шел по нужному алгоритму, но допустил арифметическую ошибку. Ученик тему понимает, но, возможно, был невнимателен. И сам школьник, и родители видят, где какие пробелы в знаниях и умениях.
Законно ли то, что школа внедряет собственную систему оценок?
Единственное, что утверждено государством, — это стобалльная шкала ЕГЭ. Сегодня нужно понимать, что пятибалльной государственной системы оценок нет. Пятибалльная отметка просто по инерции применяется в большинстве образовательных учреждений страны, но далеко не везде. К слову, пятибалльную шкалу Россия заимствовала в давние времена из немецкой системы образования.
Как ваша школа сдает ЕГЭ?
Многие годы у нас результаты выше среднего по Архангельской области. Дети неплохо поступают, в том числе на бюджетные места, в вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Только надо понимать, что у нас еще не было ЕГЭ у ребят, которые учатся по новым стандартам. Но когда девятиклассники из пилотного проекта сдавали госэкзамены в прошлом году, их результаты по сравнению с предыдущими годами были очень хорошими. У нас было два класса, учившихся по новым ФГОС, и один класс, причем достаточно сильный, — по старой системе. В процентном соотношении количество хорошистов и троечников примерно одинаково. Однако процент соответствия оценок у «буквенных» классов выше.
Что значит процент соответствия оценок?
Когда, например, за год ученику ставят одну оценку, а на экзамене он результат не подтверждает, получает более низкую оценку либо более высокую. В классах с новой системой оценивания расхождения были на порядок меньше — то есть «диагноз» учебным достижениям школьника мы поставили более верный. Значит, наша система оценивания в целом объективнее прежней.
А если дети переходят в другую школу, как там разбираются?
Буквенные отметки переводятся в традиционную систему при переводе ребенка в другое учебное заведение и когда выдается итоговый аттестат об образовании.
Кроме странной системы оценок, родители вас обвиняли еще и в пропаганде наркотиков…
Это все та же неутомимая мама. У нас по ее жалобе на систему оценок было восемь прокурорских и министерских проверок. Существенных нарушений не нашли, мы продолжаем работать по этой системе. Тогда родительница, посетовав на то, что все кругом куплено, написала новую жалобу и обвинила школу в пропаганде наркомании. В школе был курс федеральной программы «Полезные навыки». Это 11 уроков в год с пятого по седьмой класс. Занятия посвящены в основном тому, чтобы помочь детям в общении со сверстниками, с родителями. Как правильно сказать «нет» в ситуации, когда тебе предлагают попробовать наркотики. Тема наркотиков рассматривалась на четырех уроках за три года.
Что конкретно вызвало недовольство?
Нас пытались обвинить, что мы названия наркотиков используем на уроке, а этого, по мнению некоторых родителей, делать нельзя, это, как они считают, может спровоцировать, подстегнуть ненужное любопытство. Ну и выдумали историю, как будто мы учим, как надо употреблять наркотики. Мы вынуждены были отстаивать честное имя школы в суде. Подали иск о защите деловой репутации и выиграли.
Наша история, я думаю, еще не закончена. Детям этой мамы еще далеко до выпускного. Она, например, нафантазировала, что у нас в школе ведется «секспросвет». Тоже через суд пришлось доказывать, что это сведения, не соответствующие действительности. Она и другие школы своим вниманием не обходит. Написала жалобу на учреждение, расположенное более чем в 40 километрах от нас, о том, что там иностранцы ходят. Туда тоже проверка приезжала. Думаю, это просто такой типаж у человека — за что-то бороться постоянно.
Охота вам в таких нервных условиях инновации внедрять? Да еще в сельской школе, от которой, как правило, никаких чудес не ждут…
А мы и не стремимся делать чудеса. Мы стараемся качественно выполнять свою работу. Наша школа считается одной из передовых в Архангельской области. В 2006 году мы единственные в районе получили президентский грант на реализацию инновационных технологий. Вообще-то еще с советских времен за Урдомской средней школой закрепилась репутация образовательного учреждения, которое внедряет интересные инновации.
А какие в советские годы были инновации?
Когда в 1960-х годах, при генсеке Никите Хрущеве, началась политехнизация школ, деревенским школам было предписано учить сельским специальностям: на трактористов и доярок. Но Урдома — поселок рабочий, сельское хозяйство тут не очень было развито. Поэтому школа категорически отказалась. Начали готовить водителей категории «В» и «С» — это легковые и грузовые машины, а девочек учили на швей. Мы одни из первых в стране с 1994 года внедрили профильное обучение в старшей школе. За эти годы в школе были классы естественнонаучного, химико-биологического, информационного, физико-математического, технического, гуманитарного, социально-экономического профилей. В городе не каждая школа этим может похвастаться. Сейчас старшеклассники у нас обучаются не в профильных классах, а в смешанных группах по индивидуальным образовательным траекториям.
Деньги на это откуда?
Не скажу, что у нас с материальной точки зрения все шикарно, но как-то находим ресурсы, привлекаем спонсоров, ищем дополнительные внебюджетные доходы. Мы до сих пор бесплатно учим наших ребят управлять автомобилем, они могут получить по окончании школы водительское удостоверение. Разве плохо? К школе три года назад присоединили детский дом творчества. Все кружки и спортивные секции там бесплатные. Из 671 учащегося в нашей школе более 460 посещают занятия дополнительного образования.
Коммунизм. А народ жалуется, что количество и качество бесплатного катастрофически уменьшается, особенно в селах…
Пока наш регион неплохо финансирует дополнительное образование. Да у нас тут и ментальность другая, не как в городе. Мы не стремимся зарабатывать на образовании. Детское образование, в том числе и дополнительное, должно быть, по-моему, бесплатным. У нас есть школьные автобусы, которые бесплатно привозят детей в школу и увозят после занятий. Поселок Урдома состоит из нескольких частей, окраины на три-пять километров удалены от школы. А еще у нас есть несколько деревень в 15-22 километрах. В такой деревне сейчас живет только одна одиннадцатиклассница, и мы ее ежедневно доставляем на легковом автомобиле в школу.
Ради одной девочки ездите?
По-моему, для государства это гораздо дешевле, нежели содержать интернат. И девочке хорошо — каждый день дома.
Школам сейчас сложнее взаимодействовать с родителями?
В советские времена родитель практически все отдавал на откуп школе, считая, что там работают специалисты, именно они и должны заниматься обучением и воспитанием. Возможно, это было не очень хорошо. Но ведь сегодня часто бывает, что родители не пытаются вникнуть в специфику разных педагогических вопросов, а заранее знают, как надо делать правильно. Я двумя руками за, когда родители активно вмешиваются в такие проблемы, чем и как кормят ребенка в школьной столовой, пятидневка в школе или шестидневка, тепло ли и светло ли в классах. В вопросах, касающихся условий обучения и здоровья ребенка, у семьи должно быть право решающего голоса, тут с нашей стороны даже вопросов возникать не должно.
Но иногда ведь до смешного доходит. Приходит родитель с претензией: «Почему сыну эту тему объясняли вот так? Когда я учился, нам по-другому рассказывали». Ну вы уж совсем, ребята! Разные есть методики, подходы, технологии. Время движется вперед. И решать эти вопросы предоставьте нам, специалистам. Да и вообще важен эффект, результат, а не методы, если они, конечно, не противоречат законам и морали.
А если нет эффекта? Сейчас ребенок приходит домой, и родители ему вынуждены объяснять то, что в учебниках написано. То есть дома как бы вторая школа открывается.
Есть такая беда. Иногда перебарщивают коллеги, и не только по новым стандартам. Я спорю со своими учителями в первом-втором классе: «У вас по окружающему миру во втором классе дано 28 проектов. Вы в своем уме, когда предлагаете детям все их выполнить? Вы уверены, что второклассник может на компьютере хорошо подготовить мультимедийную презентацию в PowerPoint? А вы ребенка научили делать презентацию? И если нет, чего же вы от него хотите? Иначе все эти проекты превращаются в фикцию, как часто в России и бывает. А ребенок ведь всю эту специфику государственного обустройства с детства улавливает!
Но вы у себя следите за этим?
Да, конечно, и не только следим, но и стараемся избавляться от явных перехлестов. Компетентный педагог этого и не допустит, но компетенция у педагогов разная, и разное желание у каждого педагога эту компетенцию повышать. Что можем — мы у себя в школе делаем, чтобы решать эту проблему, но не все нам подвластно. И очередь из педагогов, желающих работать в школе, не стоит за воротами.
Потому что зарплата маленькая?
Средний заработок у нас — 41 тысяча 120 рублей. Это полторы ставки, со всякой дополнительной нагрузкой и с северным коэффициентом. Но давайте честно скажем: реальная зарплата снижается. Учитель у меня и год назад столько же получал. Техничка тогда у меня зарабатывала 10 тысяч с северными коэффициентами, а сейчас 16 тысяч получает. Я не говорю, что это много. На Севере выплачивать зарплату меньше 16 тысяч — издевательство. Только разница между квалифицированным и неквалифицированным трудом сокращается, и хорошо зарабатывают педагоги со стажем. Молодой учитель, если придет, будет получать 21 тысячу. Но все же дело не только в деньгах, хоть они и важны.
А в чем?
Снижается значимость профессии. В обществе чувствуется негативный настрой. Раньше учитель хотя бы чувствовал социальную оценку своего труда, а сейчас каждый плюнуть норовит. В городах-то нехватка учителей, а в сельскую местность кто поедет?