Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Почему чеченцы стреляют и дерутся на свадьбах. Объясняет чеченец
Массовая драка на недавней чеченской свадьбе произвела большое впечатление на пользователей сети. На представителей гордого кавказского народа вновь посыпались обвинения в дикости. Горцам припомнили и страсть к стрельбе в воздух. Адани Умаев — один из тех, кто активно защищает своих земляков в соцсетях. «Лента.ру» обсудила с ним, отражает ли попавший на видео инцидент традиции и культуру вайнахского народа.
«Лента.ру»: Как вы прокомментируете то, что произошло?
Умаев: Когда идет подготовка к свадьбе, родственники, даже самые бедные, одеваются достойно событию. Бывает, даже в рассрочку одежду покупают. А на видео парень, который затеял драку, был в спортивных штанах каких-то, что недопустимо вообще. Отсюда я делаю вывод, что он не родственник и не почетный гость, а залетный какой-то — сторонний человек.
Почему ему так отчаянно хотелось сохранить место за свадебным лимузином?
Старшие обычно берут ситуацию под контроль и определяют все: кто за кем и куда едет. Однако само по себе соревнование за право первым ехать за машиной невесты — старинный обычай. Он уходит корнями в те времена, когда невесту крали. Ехать следом считалось самым почетным.
Адам Оздоев / Facebook
Теперь это уже стало как спорт. Вот этот азарт уже на генном уровне сидит. Люди просто забывают, что сейчас у них не лошади, а мощные машины, создают аварийные ситуации — бывает, даже со смертельным исходом. Но это молодежь не останавливает, хотя никто из них не хочет омрачить праздник.
Мой сын, участвуя в подобных мероприятиях, еще ни разу не проиграл. Он рожден для скоростной езды. У него есть талант. Мне все говорят: почему ты не отдал его в автогонщики? Не всем дано так чувствовать машину.
Может, лучше устраивать специальные скачки или гонки в отведенном для этого месте?
Когда мне доверили везти невесту, я убил просто этих гонщиков: по трассе Ростов — Баку ехал со скоростью 80 километров в час. Не больше! Меня подгоняли слева и справа. А я еду принципиально. Зато добрались без ЧП. Даже старший брат жениха, который, казалось бы, должен дисциплину поддерживать, подгонял меня.
То, что произошло на этом видео, осуждается нами. Вот этот человек, который, видимо, вклинился в свадебный кортеж во время его следования от дома невесты к дому жениха, он и довел остальных до состояния крайнего ожесточения.
А похоже было на какой-то давний конфликт. Вендетту.
Так взрыв произошел эмоциональный. С другой стороны, они дети войны! Психика нарушенная. Я сам смерти в глаза смотрел не раз. Хоронил близких. Моя мать руками собирала мозги своей двоюродной сестры. Я сам разговариваю порой очень импульсивно, причиной тому — пережитое мною и моим народом.
И не надо думать, что на чеченских свадьбах гуляют только чеченцы. На свадьбе моего сына были наши друзья из Волгограда, Ярославля, Владимира. Наши русские друзья. Здесь тоже могли участвовать в конфликте самые разные люди.
Еще по поводу вендетты скажу: враждующие семьи вместе свадьбу не празднуют.
Почему вы решились комментировать конкретную попавшую на видео ситуацию в соцсетях?
В 60 лет я остался за старшего в семье. У меня шестеро детей, в том числе сын, которого в возрасте 23 лет я перевез в Чечню, и он принял ислам, хотя я не настаивал. Как я могу остаться в стороне?
А эти сравнения чеченцев с животными и прочие проявления ненависти, которые наводнили интернет после публикации обсуждаемого нами ролика — как вы к ним относитесь?
Есть законодательство российское, но я лично по-мужски таких наказываю. Одному из комментаторов я даже написал в личку, что за слова надо отвечать, а тем более за оскорбления в адрес моего народа. Вот этот гнида должен получить в ответ то, что следует. Я ему написал: «Назначь место встречи, город, и я по звонку пришлю туда людей. Без проблем!»
Но как человек, умудренный опытом, скажу вам — и чтобы молодые чеченцы это прочитали: лучшая месть — это презрение в утробе его ничтожества! Вот и все!
Я заметил множество неуважительных комментариев даже со стороны ингушей, а не только от русских. Почему они так реагируют?
Чеченцы с ингушами — это один народ. Ингуши — это по сути тейп, который в силу разных исторических причин живет отдельно. У нас с ними нет вражды, но есть во всем некое состязание, как бы спортивное. Мы с ними сами разберемся.
А по закону?
Закон не всегда защищает наши права и интересы. Я, находясь на приеме у Михаила Федотова, руководителя СПЧ, прямо сказал ему: «Вы являлись инициатором введения уголовной ответственности за многоженство? (Он подтвердил.) Вот у меня три жены, и я перед вами сижу. Будьте добры, восстановите мое разбитое жилье, попранные материальные и моральные права гражданина России, и я создам четвертую здоровую российскую семью. Со всей ответственностью и перед Богом, и перед обществом». Федотов тогда опешил и не нашел, что мне ответить.
Как принято разрешать подобные конфликты? Мы видим, что тут в драку была вовлечена масса людей.
Старшие собираются и разбираются в том, кто был прав, а кто нет. Их задача — примирить враждующих. Заявлений о телесных повреждениях у нас в полицию не пишут. Накажут виновника, однозначно.
А как накажут? Побьют, оштрафуют?
Пристыдят. Детей бить запрещается у нас, чтобы не делать их трусами. Слово используется содержательное. И оно способно сделать человеку больнее, чем кулак. Недаром восстановление республики началось с культуры.
Чеченские семьи в большинстве своем многодетные, и, учитывая тесные родственные связи, свадьба в семье — частое событие. Откуда берется такая эмоциональная вовлеченность, ведь спиртное, как я понимаю, у вас под запретом?
Создание семьи — это богоугодное дело. После многолетних страданий от войны люди дорожат каждым радостным моментом. Люди изголодались по хорошим событиям. И этому уделяются все силы, недаром Чечня теперь самый спокойный регион. Никаких воров в законе, никаких разбойников. Люди занимаются тем, что строят свои дома, свои семьи.
Еще одна характерная черта чеченской свадьбы — стрельба в воздух. Один чеченский прокурор даже потерял работу после подобного инцидента в Москве. А в самой Чечне какое к этому отношение, пытаются ли власти как-то наказывать таких стрелков?
Рамзан Кадыров пытается с этим бороться, да — штрафовать. Но стрельба на свадьбах у нас была всегда. И теперь остается. И будет. Ведь наш народ проводил время в постоянных войнах. Не от кровожадности — просто регион так расположен. По этой причине мы любим оружие и умеем с ним обращаться.
Как раз хотел спросить о несчастных случаях, связанных со стрельбой.
Врать не буду, я помню один такой эпизод. Один сотрудник внутренних дел танцевал на свадьбе, достал табельный пистолет и случайно убил девушку, которую, кстати, тоже вскоре должны были выдать замуж. Уже и срок был определен. Вот такая трагедия.
Он попал в тюрьму, этот сотрудник?
Нет, вмешались серьезные влиятельные люди, и родственники девушки его простили. Он был выпившим, этот «стрелок». Но эту конкретную историю не надо возводить в ранг обычной или показательной. Жизнь женщины у нас ценится очень высоко. По обычаю кровной мести, за одну убитую женщину отнимают две мужские жизни.
Моя родственница убила своего зятя — за то, что тот убил ее дочь. Неслучайно он это сделал. Десять ножевых ранений нанес. После чего, кстати, сдался властям. Но его и на зоне разыскали. Та же моя родственница, кстати, еще будучи юной, похитила невесту для брата в одиночку. Переоделась в мужское платье и увезла. При этом еще и отстреливалась во время погони, правда, стреляла по лошадям преследователей.
Когда потом приехали родственники той невесты разбираться и узнали, что похитила ее девушка, то сказали, что для них честь связать судьбу своего потомства с такой семьей.
Кражи невест в Чечне происходят до сих пор?
Нет, бывают такие театрализованные кражи — как часть торжества. У нас в республике кражи невест строго запрещены. Раньше это было, но не так часто, как люди думают. Зачем мне красть что-то? Чем я не мужчина, чтобы прийти открыто и взять свое по праву?
В редакции «Ленты.ру» долго обсуждали вопрос о том, стоит ли публиковать этот материал. Вячеслав Степанович Лещенко, который «доедает [непечатное слово] без соли» и не любит елочку, установленную в центре Бийска, стал в начале декабря народным героем и интернет-мемом. Внезапно на него свалилось бремя славы, его осаждают журналисты — пенсионер не побоялся сказать то, что у каждого на языке. СМИ рисуют образ самоотверженного борца за справедливость, но в действительности все иначе. Именно поэтому мы и решили опубликовать этот текст. Интервью с Вячеславом Степановичем без купюр — не попытка посмеяться над ним или «словить хайп». Это очень грустный портрет немолодого россиянина из небольшого, далекого от федерального центра города. Не героя, не комического персонажа, не нового символа России — обычного пожилого человека, живущего в конце 2018 года на территории Российской Федерации. Он пережил все экономические, политические и социальные катаклизмы, случившиеся в последние полвека. Такое не могло пройти бесследно.
«Лента.ру»: Как вы думаете, почему на вас эта слава свалилась? В чем дело?
Лещенко: Я думаю, что так получилось просто потому, что проблема актуальная. Меня это задевает — ну, хорошо… Вот сегодня у меня были две команды корреспондентов из Москвы и одна бийская — это которые в первый раз меня спросили, когда я матерился. И они, опять же, спрашивают про деньги. А я разуваюсь и говорю: вон, видите, у меня носки дырявые. Две пары носок, я их зашил, а они уже расползлись. Они говорят: видим, дырявые. Я им: я не алкаш, не курю, не пью, пенсии кое-как хватает… Они: да, вы правы, уже многие так говорят.
Мне с Украины звонят, из Белгорода звонили, из Москвы звонили… Сейчас, минут десять назад, тоже был мужчина — говорил, мол, спасибо, что вы подняли эту тему… Причина вот такая: актуально это. У нас страна богатая, но совесть-то надо иметь.
А что делать-то, по вашему мнению — простого обывателя, который поднял эту проблему?
Михаил, да? Понимаете, была одна причина… Вы откуда сами, из Бийска или из Москвы?
Я из Москвы.
Так вот, была причина. В общем, я перешел дорогу ОПГ и я в «травме» потом лежал…
(Здесь и далее Вячеслав Степанович регулярно переходит с темы на тему, а еще он говорит намеками, смысл которых не всегда можно понять с первого раза. Тем не менее мы приводим нашу беседу целиком — прим. «Ленты.ру».)
…Я запомнил номера машин этой ОПГ, и там все закрутилось. Хотя вся верхушка — и города, и бизнеса (это 1995 год был)… Мне помогли в КГБ найти работу.
Какая разница! Шкура-то одна и та же. Как там один товарищ партбилет положил на полку. Кто он в натуре — коммунист или не коммунист? Я фамилию называть не буду, вы, если умный, то поймете. «У меня партбилет на столе лежит…» А кто ты, б…?! Извините, чуть не выразился. Если ты был в обкоме, а оказался шкурой? Согласны?
Абсолютно.
Я что хочу сказать — в КГБ помогли мне найти работу и все остальное. Потому что я хотел уехать на родину, поднимать восстание, расстреливать Ельцина у кремлевской стены.
Начальник милиции меня на [непечатное слово] послал, я пошел к прокурору — туда же. А к кому еще обращаться? Я инженер-монтажник, Кавказ, Крым, Украину прошел вдоль и поперек — по работе в советское время. И они там говорят: «Как при немцах было хорошо! Когда полицаи (или кто там власть была) начинали выё…»
Вот единственное, знаете, они публикуют партизанам: «Помоги-ка, а мы разберемся!» И партизаны разбирались и виновных расстреливали. А сейчас кому жаловаться?
Ельцина-то давным-давно нет, а сейчас-то как — лучше, хуже, чем при Ельцине, жить?
Знаете, у меня тут только сегодня было две команды ваших москалей. Я человек… ну, не дурак, одним словом. Два высших образования, два раза в директорах завода был — в Подмосковье и здесь. У вас на метро «Речной вокзал» я вел монтаж [объекта] для иностранных туристов в 1979 году.
Я тогда работал в Ростове-на-Дону, в монтажно-наладочном управлении. Приехал из Бердянска, привез процентовки — знаете, форма 2 — и сметы. Начальство ходило, все проверяло, я некурящий, но вышел на улицу, стою с курящими… А тут с отдела кадров выходит и говорит так ласково: «Слава, иди сюда. Слушай, мы не можем найти инженера — не поедешь в Москву? Надо монтаж срочно произвести, приказ обкома партии» — это был обкомовский объект. Я говорю: «Когда надо, я ни в чем не отказываю». Она убежала, и я слышу по громкоговорителю: «Лещенко, подойти к начальству!» Подхожу к главной инженерше, подбегает управляющий, руку жмет: «Вячеслав! Мы не могли найти инженера, быстрее, вот деньги, а бригада тебя уже в аэропорту ждет».
Я холостой был — побежал, деньги получил, полтора часа — и я в Москве. Пришел в министерство тяжелого коммунального машиностроения. Замминистра… фамилию не помню. Ну и все. Так я оказался у вас.
И как вам Москва в 1979 году, понравилась?
Понравилась. Когда я у замминистра отметился, когда к себе уезжать надо было, он говорил мне: «Оставайся! Я позвоню в Ростов-на-Дону с приказом, тебя к нам переведут». Я подумал: полгода гарантии я должен по квартирам, а оклад такой же, который был у меня в Ростове, — 145. Холостяк, бездетный — мне было-то 28 лет. Ну я и говорю: «Ладно, попозже», а потом закрутился…
А как же вас судьба в Бийск занесла? Насколько я знаю, вы родились в Комсомольске-на-Амуре?
Правильно. Там климат не очень, на Дальнем Востоке. Родителям говорил врач: «Хотите, чтобы у вас ребенок остался живым? Уезжайте отсюда». Они доехали до Новосибирска, так я кричал все сутки, не затыкался. А в Новосибирске отец вышел покурить на перрон — и вдруг понимает, что ребенок замолчал. Забегает: «Нюсь, он что, умер что ли?» Маму мою Анна звали — Нюся. «Как это? Он спит». А им люди более взрослые, пожилые потом говорят: «Оставайтесь здесь, езжайте на Алтай». Ну вот так он и попал на Алтай.
Вы очень тепло о тех временах отзываетесь. В Советском Союзе было лучше, чем сейчас? Каким вам СССР запомнился?
Я не то чтобы боялся, нет…
(Вячеслав Степанович снова переводит разговор на другую тему — прим. «Ленты.ру».)
К слову, у меня несколько дипломов. По одному диплому я инженер-педагог, у меня 10 лет стажа. Так вот, когда я преподаю, я смотрю в глаза и вижу, что надо аудитории от меня. Я психолог, я ж педагог. Я бы с вами сел, только глянул бы вам в глаза — и сразу бы знал, как себя вести и как вести беседу.
Просто интересно — с вашей точки зрения, сейчас жить не очень хорошо, а как тогда-то было?
Все зависит от того, под каким углом ты войдешь в среду. Представьте, вы стоите на трамплине и прыгаете в воду. Можете так прыгнуть, что переломите спину. А под хорошим углом — отлично. Если бы, допустим, я начал рассказывать с глазу на глаз… Я прошел огонь и воду и медные трубы. А дальше почему говорить не хочу — я боюсь. Вот там микрофон, и сидят люди в штатском с удостоверением на три буквы. Поняли? Я это все прошел — и КГБ, и МВД, и все.
Ох, понятно. Ладно, вы говорили, что были директором двух заводов — что это за заводы и где?
Недалеко от Москвы — главный инженер колхоза, главный инженер сельхозтехники, управляющий сельхозтехникой — то есть директор. А потом я уехал на Кавказ, в Ростов-на-Дону конкретно, там работал в монтажно-наладочном управлении. Начал мотаться в Бердянск — через Керченский пролив там катер проходил, там я полгода монтаж вел, «Дормаш» завод называется. Потом с Бердянска к вам в Москву попал на Олимпиаду в 1979 году.
Вы на Олимпиаде были?
Ну да, в 1979-м я монтаж вел на «Речном вокзале». А оттуда приезжаю, и меня в Лисичанск Ворошиловградской области отправляют — не знаю, как она сейчас называется, но раньше Ворошиловградской называлась (сейчас — Луганская область на Украине — прим. «Ленты.ру»). Там за девять месяцев закончил монтаж, перевели в Донецк. Зона под пулеметами, зэки… Мне дали солдата с пистолетом — телохранителя, я лазил. Я же монтажник, и подвалы должен был пройти, и все… Месяца два там провел.
Потом меня вызвали и бросили открывать объект в Одессе, в Николаеве — Южно-Украинская АЭС. Там я какие-то бумаги составил, чтобы открыть новый объект. А дальше там было уже все для блатных, для сыночков, а я же там залетный был, без связей… Меня бросили в Крым месяца на полтора, под Симферополь, емкости разворачивал. Оттуда — в Ставрополь на полтора года, а дальше — в Чечено-Ингушетию, в Назрань.
Помотало вас по стране…
Прошел резню, огонь, воду и медные трубы.
Что за резня?
Там идешь по улице, а тебе: «О! Русский вонючий!» Это был 1981 год. Когда монтаж закончили, там оставалось по мелочи. До этого мне диаспора крымских татар дала телохранителей. По определенным причинам — потому что у меня часть крови татарская, но я не узкоглазый, чернявый был.
У меня два имени — татарское и русское. Ко мне прибегают и кричат: «Искандер! Бегом!» Ну, я прибегаю, все в панике — мол, сказали, что сейчас придут нас резать. Выходим, а там толпа, и все рванули кто куда. Я кричу: «Куда побежали! Давайте в кучу! Умрем — так мужиками!» Ножи за пояс — и вперед, за мной толпа рабочих. Те расступились. Они поняли, что я как капитан тонущего корабля, завязан, все. Одним словом я — раз! — и вывел всех через них. И это дело потом у меня в КГБ было отражено, я там как положительный герой проходил.
А жениться я не мог. Никто не идет замуж за нищего. Вы украинский язык понимаете?
В принципе да.
Мне в Бердянске девушка понравилась, они там мулатки все, черненькие, красивые… Говорю: «Машенька, выходи замуж!» А она: «Що в тебе є? Хати у тебе немає, грошей у тебе немає». «Ты ж — вот», — похлопала она меня по одному месту и обозвала меня всякими матами. Я нищий. Одела трусики и ушла.
Потом меня в Ставрополь перевели — я ж рассказывал, как по стране мотался. И все говорят: ты нищий, а мне уже за 30, что делать-то? И я поехал домой, на Алтай. Приехал, преподавал в училище, потом знакомый зовет: пошли к нам на завод. Пошел технологом металлообработки, потом… О «Катюше» слышали?
О песне?
Машина, стреляет по небу.
А, конечно.
Установка «Град» называется. Я был ведущим технологом изготовления этих ракет. А оттуда пригласили на завод директором. Нечаянно попал в когорту евреев — у меня одноклассник еврей. Он сказал им — мол, вот мой друг. А там одни евреи сидели, все в начальстве, конечно, не грузчики. Один говорит (с горкома, что ли — что-то там такое): «Нам директор нужен, как ты на это смотришь?» Я: «Ну, а что? Согласен!» Я ж кочевник. На следующий день поехал, глянул на завод из-за забора, там все шалтай-болтай…
А я же трудоголик. Во мне пять кровей, я очень жесткий, но целенаправленный и справедливый. У меня бабушка одна татарка, а другая немка, при императоре переселились. В Советском Союзе были три колонии немцев (колония — это в переводе с латыни «поселение»): Поволжья, Ставрополья и Северного Крыма. А дед у меня воевал две войны, а потом его переодели в форму СС и доставили за бугор. Гриф секретности — даже начальник КГБ не имеет права вскрыть конверт.
У вас дед разведчиком был?
Я не буду болтать. Поняли?
Понял.
И когда у меня были проблемы с ОПГ…
А что за ОПГ? Расскажите подробнее, пожалуйста, а то не очень понятно.
Я был в ЧОПе… Ну, не в ЧОПе — охрана просто, и не пустил в подворотню сауны несколько машин. А там сидел сын директора завода. Он вышел — бугай под два метра. Он меня избил, запинал так, что я попал в травму. А номера машин я запомнил. Все закрутилось, они купили киллеров за 15 миллионов — и все… Дальше я обошел прокуроров, полковника милиции, и все меня посылали на три буквы: «Ты мразь, быдло, кто ты такой?»
Я хотел заявиться к вам в гости, в Москву — Ельцина за яйца на Кремле повесить. Это записано в документах КГБ. И все. А мои друзья в Назрани — первые замы у Дудаева… Ну и все потом поняли, что я не просто хулиган, а за семью встал грудью, как у них за русских рабочих в Чечне. Они позвонили и говорят: «Он герой, своей жизнью рисковал, так и так» — в КГБ. Пошли туда — надо выручать…
А остальное — меня, конечно, отовсюду выгнали. И потом я не мог найти работу, а кагэбэшники меня видели, говорили: «Как дела?» — «Как? Не могу найти работу!» А они: «Иди, тебя ждут!» Стал замом начальника вневедомственной охраны по коммерции и маркетингу. Майорская должность. Четыре года отработал — я же еще сельхозинженер, а Ельцин тут: «Фермеры, фермеры…» Ну, я уволился, приехал, и вот — на пенсии я.
А вы к Ельцину всегда так относились, и в советское время тоже?
Нет, я ничего не боюсь…
Но говорить не хотите, понятно.
Нет, неправильно вы меня поняли. Дело в том, что тут люди посторонние стоят, я много не могу говорить. Как бы правильно сказать… Бабушку Янгель… Или как она там? В Болгарии…
Баба Ванга?
Ванга, да. Дело в том, что я ее копия. Вы меня поняли? У меня есть ответ на все. Я знаю все на тридцать лет вперед.
Но мне, наверное, не расскажете?
Не, это как был бы у меня миллион в кармане, а я бы его на три копейки обменял. Равносильно. Зачем? В первую очередь, мной заинтересуются не только вы, но и всякие ОПГ. Если вы понимаете глубину моих знаний, вы поймете меня правильно.
Я понимаю, о чем вы говорите. Давайте сменим тему. Почему только вы тогда, на площади, сказали правду, а остальные расхваливали елочку, как будто у них других проблем нет? Как вы думаете?
Вот Солженицын… Я им в советское время увлекался, а сейчас открыл интернет, а там говорят: да он сволочью был, стукачом для НКВД. На фронте гарантия была, что он погибнет, он написал письмо — мол, Сталин такой-сякой. Его — раз! — и убрали с фронта в тюрьму, а в тюрьме кормили лучше, чем на фронте. Мне многие правду рассказывали, как там на фронте было. Офицеры жрали копченую колбасу с тушенкой, а солдаты — два сухаря. Рот разинул — 106-й приказ.
Это что за приказ?
Приказ Сталина: командир на вверенной ему территории — любой, от роты до подразделения… Прокурор, трибунал — и все-все… Например, солдат слово сказал, а он: «Эй, вы, разоружить! Расстрелять». И он неподсуден. Что ни вытворяй — неподсуден. 106-й приказ.
Понятно. Знаете, в СМИ пожелания россиянам под Новый год обычно говорят звезды, представители власти. А вы как простой человек, что всем нам пожелали бы в новом году?
Так, к примеру, если я сейчас дворник, то должен мыслить масштабами дворника. Капельку начну чего — меня выгонят с работы. Я даже советское время возьму: к примеру, я как инженер умный и все такое, а подсидеть меня могут в любую минуту. Вот она, замена мне. Вызывают меня и говорят: пиши увольнение. Я: в чем дело? Вот предлагали мне умного зама, а я брал и уходил. Поняли?
Вот Примакова помните?
Конечно.
Только он пришел, назначили его премьер-министром, он сразу навел порядок в сельском хозяйстве и на заводах. И все — молодец. Вот, допустим, мне сказали: в отпуск ушел товарищ, побудь здесь за него. А потом я издал свои приказы, а потом сказал, что если я не справился, то можете меня расстрелять. Так сказал. Я очень резкий, потому что я темпераментный южанин.
А сами вы от нового года чего-нибудь ждете? Плохого, хорошего в вашей жизни?
Я работу не могу найти, как бы ни хотел. Никто не берет. Тридцатилетним нет работы, а мне 67. Я очень нежадный. Стал бы руководителем филиала фирмы какой-нибудь. И вам бы польза, и мне хорошо. Вот если найдете — я первый зам ваш. Я уже говорил про свою веру. Я хоть и разговорчивый, но никогда лишнего не болтаю.
Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
подписаться
10:57, 2 марта 2020
Как Большой театр стал не только интересным, но и доступным широкой аудитории
Думая о Большом театре, мы представляем традиционный репертуар вроде «Лебединого озера» и «Щелкунчика», очереди у касс, надоедливых спекулянтов и астрономические суммы за билеты. Однако в последнее время театр предлагает своим зрителям совершенно новый, современный репертуар, а ситуация с билетами значительно улучшилась. О том, как Большой запускает новые программы работы с молодой аудиторией, чтобы сделать театр более доступным для тех, кто еще недавно мог только мечтать своими глазами увидеть легендарные постановки, — в материале «Ленты.ру».
Планируем заранее
Можно смело сказать, что театр сейчас переживает своего рода ренессанс: залы ломятся от зрителей, ходить на премьеры топовых режиссеров стало модно. Естественно, и цены на билеты стабильно растут, однако в любой театр Москвы можно попасть и за небольшие деньги, если планировать поход заранее. И Большой театр — не исключение.
Например, сейчас на официальном сайте театра можно приобрести билеты на мартовскую премьеру одноактных балетов современных российских хореографов от 1500 рублей. Балетный спектакль «Пламя Парижа» Алексея Ратманского, который пройдет в конце апреля, обойдется в 2000 рублей, а оперу «Русалка» Тимофея Кулябина, выдвинутую в этом году на «Золотую маску», можно послушать всего за 1000 рублей. Все эти спектакли идут на Новой сцене — билеты туда традиционно дешевле, чем на Историческую, но артисты те же.
Попасть в главное здание Большого театра на такие спектакли, как «Спартак», «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», экспромтом, конечно, не получится — надо отслеживать старт продаж, но вся информация об этом есть на официальном сайте, в рубрике «Визит в театр». На старте продаж, в конце января, за 1000 рублей можно было приобрести билет даже на апрельскую «Травиату» с участием Пласидо Доминго. Правда, билеты закончились в считаные часы.
Продажи открываются за три месяца до спектакля, так что планировать бюджетный выход в Большой нужно почти как путешествие. С 2017 года все билеты продают строго по паспорту — на них напечатано ваше имя, серия и номер документа. На старте продаж, если вы все делаете онлайн, вам вообще продают не билет, а сертификат на получение билета, который надо «обналичить»: лично приехать в кассу театра, предъявив паспорт и кредитную карту, которой сертификат был оплачен.
Так ГАБТ борется с коррупцией и многочисленными интернет-сайтами, которые без лицензии театра торгуют билетами дороже номинала в пятнадцать и более раз (именно они задирают цену на декабрьского «Щелкунчика» до 120 тысяч рублей).
Генеральный директор Большого Владимир Урин считает, что с балетной мафией должны бороться правоохранительные органы, но тоже старается ей противостоять. В театре планируют продавать по низким ценам билеты на генеральные репетиции. Можно продолжать считать Большой театр недоступным, но правда в том, что сейчас попасть туда по цене билетов в МХТ имени Чехова или «Гоголь-центр» может любой желающий.
Самое недоступное
Для некоторых спектаклей Большой театр вводит особые правила продажи билетов. «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича — одна из визитных карточек Большого и такой же символ Нового года для москвичей, как Кремлевская елка. Туда мечтают прорваться все, а предложение ограничено: всего 20 спектаклей в сезон — с 27 декабря по 7 января.
Еще несколько лет назад попасть на «Щелкунчик» в новогодние праздники без спекулянтов было невозможно, но теперь и на этот спектакль действует общее правило предварительной продажи: за 90 дней до спектакля в кассе театра можно приобрести два билета по паспорту за вполне адекватную цену. Билеты в подарок купить тоже реально, но позже, во вторую волну продаж, и не только в кассах, но и на сайте, правда, все равно придется предоставить ксерокопию паспорта того, кому вы его дарите.
И, как в старые добрые времена, вам не выдадут больше двух билетов в одни руки. Они именные, возврату и обмену не подлежат, перепродать их тоже невозможно, даже если вы заболеете или измените свои планы.
Большой — молодым
Так называется специальная программа, в рамках которой молодые люди от 16 до 25 лет могут приобрести билеты на некоторые спектакли по льготной цене — 1200, 600 или 200-100 рублей за стоячее место на галерке. Она тоже появилась в театре недавно и успешно работает. По этой программе можно купить только один билет по паспорту лично для себя.
Посетить спектакли со скидкой можно несколько раз в год. Какие спектакли в текущем сезоне будут целевыми — определяет администрация. В прошлом году это были балеты «Пламя Парижа» и «Дочь фараона», а также опера «Бал-маскарад». В текущем 244-м сезоне — «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина, «Парижское веселье» Мориса Бежара и опера Дж. Пуччини «Богема». Ближайший спектакль «для молодых» — опера «Кармен» 18 марта (100-1200 рублей). Все билеты уже проданы.
Еще одна льготная программа Большого театра предназначена исключительно для студентов дневных отделений российских вузов. На каждый спектакль Исторической сцены администрация выделяет до 84 билетов, на постановки Новой сцены — до 30. По предъявлении студенческого билета их можно приобрести в кассе театра за 100 рублей. Конечно, билетов немного, поэтому перед спектаклем за ними выстраиваются очереди, формируются списки желающих.
Длина очереди зависит от популярности спектакля и исполнителей. «Лебединое озеро» со Светланой Захаровой студенты готовы караулить с семи утра, а на оперу «Иоланта» можно попасть буквально за полчаса до спектакля. Так в Большой театр попадают учащиеся профильных вузов — консерватории, ГИТИСа, Московской Академии хореографии. Билеты на вечерние спектакли начинают выдавать в кассе с 16 часов. К тому времени уже может быть сформирован список из 100-200 желающих. Чтобы попасть в главный театр страны по цене чашки кофе, придется приложить усилие, но оно того стоит.
Новая жизнь классического балета
Репертуар Большого театра за последние годы тоже изменился — стал интереснее и разнообразнее. Руководитель балета Большого театра Махар Вазиев тщательно следит за тем, чтобы баланс между классикой и современными постановками не нарушался, уровень труппы рос, а у молодых хореографов и исполнителей был шанс. Так, в марте в Большом состоится мировая премьера «тройчатки» — трех одноактных балетов современных российских хореографов: «Танцемания» Вячеслава Самодурова, «Сделано в Большом» Антона Пимонова и «Времена года» солиста труппы Артемия Белякова (это будет его дебют на сцене Большого театра в качестве хореографа).
Шаг в сторону молодых отечественных балетмейстеров особенно значим, потому что балетные пристрастия Махара Вазиева известны: бережные реконструкции классики и лучшие западные хореографы ХХ века — Джордж Баланчин, Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Морис Бежар, Кристофер Уилдон. До недавнего времени из современных отечественных хореографов Вазиев признавал только Алексея Ратманского — бывший худрук балета Большого сейчас ставит по всему миру, и его график расписан на семь лет вперед.
В 2017 году Ратманский перенес на сцену Большого из Канады свой спектакль «Ромео и Джульетта» — лаконично оформленный, лишенный бытовых деталей, но от этого не менее драматичный, а в конце 2019-го уже специально для труппы Большого поставил «Жизель», с восторгом принятую публикой и критикой.
Модные западные хореографы в афише тоже появились: зрители, уставшие от классики, могут посмотреть на Светлану Захарову в роли Анны Карениной (постановка Джона Ноймайера) или «Зимнюю сказку» Кристофера Уилдона, полнометражный балет о короле-ревнивце, его беременной жене и потерянных детях. Артисты Большого с удовольствием окунулись и в лучистую неоклассику Баланчина и Ландера («Симфония до мажор», «Этюды»), и в суперскоростную хореографическую головоломку Форсайта («Артефакт-сюита»), и в психоделические фрейдистские фантазии Бежара («Парижское веселье»).
Репертуар сейчас настолько разнообразен и обширен, что каждый может найти для себя что-то любопытное. Махар Вазиев с удовольствием приглашает новых постановщиков, высматривает таланты по всему миру, но при этом старается не отходить от русской темы: например, под занавес текущего 244-го сезона словенский хореограф Эдвард Клюг поставит в Большом театре «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова — благодатное и непаханое поле для балетмейстерских экспериментов. Так что Большой театр в последние годы стал не только ближе, но и интереснее.
В этих российских селах не боятся смерти и знают, как общаться с мертвыми
На кладбище принято приносить цветы, а на поминках наливать умершему рюмку водки и занавешивать зеркала. Впрочем, совершая эти и другие ритуалы не все россияне отдают себе отчет в том, что они означают. Чтобы разобраться в вопросе, фотографы Александр Сорин, Федор Телков и антрополог Наталья Конрадова побывали почти во всех марийских деревнях Свердловской области и Пермского края, стараясь зафиксировать живые еще обряды, ритуалы и поверья, связанные с умершими. Полтора года экспедиций превратились в проект «Урал мари. Смерти нет», созданный при поддержке Фонда «Хамовники». Эти записи и фотографии — попытка городских людей понять традиционные деревенские отношения со смертью.
Мы, горожане, стараемся не думать о плохом. Вся наша культура обслуживает желание забыть о смерти, поэтому смерть для нас всегда внезапна и вероломна. Для жителей марийской деревни граница между мирами гораздо более демократичная. С их точки зрения, человек после смерти продолжает вести активную загробную жизнь.
Похороны — обряд, благодаря которому покойник должен благополучно добраться до того света, найти там свое место и хорошо устроиться. После смерти он не должен беспокоить живых своими жалобами или просьбами, а тем более приносить им неприятности. Так покойному и говорят на поминках: «Иди и не беспокой нас больше».
На похороны и поминки приходят всей деревней — в том числе, чтобы вспомнить и покормить своих собственных умерших родных.
После похорон в некоторых марийских деревнях, например, в Нижнем Бардыме, на кладбище проводят специальные ритуалы, перекрывающие покойникам дорогу обратно в деревню: сжигают одежду умершего и проходят через дым от нее, кормят на прощание владыку и сторожа (духов) кладбища, чтобы они хорошо выполняли свои функции.
Марийское кладбище обычно находится недалеко от деревни, и в те дни, когда нет похорон, туда стараются не ходить, чтобы не тревожить покойников. В деревне Юва нам удалось услышать довольно подробное объяснение ритуалов, защищающих от неприятностей. Покойники могут принести эти неприятности, сами того не желая: «Когда покойник вот умер, мы оставляем веник, ложим на полати, воду ставим и как бы говорим: “Мойтесь в бане, но нам не помогайте, нам не помогайте!” Или “Замуж за тебя не выйду! — если муж умирает у жены. — Ты там женись, меня не жди!” “Скотину смотреть не помогайте, сами смотрим!” Потому что они помогают уже по-своему, получается. Наоборот помогают».
Cтаршие марийцы готовят все необходимое заранее.
Аняй Семенова из деревни Курки уже давно подготовилась к собственным похоронам и даже жалуется, что за ней не приходят. В сундуке у Аняй лежат платки, платье, одеяло, бутылка водки, которую она собирается передать умершей маме, а также три белых нитки — «чтобы качаться там на качелях». Свой ялан (кафтан) Аняй тоже приготовила на похороны — в нем она сможет перенести деньги на тот свет. В кармане праздничного ялана Аняй держит мешочек с монетками. По ее словам, на том свете нужно иметь с собой не бумажные купюры, а монетки, чтобы они звенели. Аняй обещает присниться дочери после своей смерти и рассказать, что она увидела на том свете.
***
Ольга Вапаева, деревня Андрейково, Свердловская область:
«Ту одежду, в которой человек умер, полностью тоже кладут. Получается три вида: в чем он лежит, чистая одежда и одежда, в которой он умер. У меня брат умер, так тоже так сделали. Он умер летом. Зимние туфли рядышком положили. У марийцев — неважно, лето или зима, — когда хоронят человека, обязательно надевают варежки или перчатки.
В новых вещах нельзя хоронить, а если все-таки, например, у человека старых нет, мы режем. Купили мы ему, например, брюки и ножницами порезали. Или делают дырки, чтобы он в новой одежде не умер. Почему так говорят? Если человека хороним в новой одежде, он не может носить эту одежду, эта одежда до него не доходит. У нас разговор такой. Нельзя человека хоронить у нас, у марийцев, в новой одежде. Сколько во сне снится: «Галоши не мои, я босиком хожу»».
***
Сейчас в марийской одежде хоронят только людей старшего поколения — тех, кто ходит в костюме при жизни и специально откладывает его на похороны. Другие вещи покойного, не надетые на тело и не положенные в гроб, подвешивают на три года — в доме или на дерево у могилы.
***
Аня Максимова, деревня Усть-Маш, Свердловская область:
«В гроб что кладут — подушку делают из веников, из листьев веника березового, потом одевают, что есть, да положат. Если женщина (мужчине все равно), на нее кладут специальный ниже колена и до подбородка материал и нитки трех цветов — черные, оранжевые и зеленые, чтобы качаться на качелях, у нас говорят. Потом сверху укрывают покрывалом или чем — и все. Еще одежду взамен, переодеваться-то.
Носки, варежки. Деньги кладут в мешочки — под пазуху туда. На левую пазуху кладут блинчики, специально пекут, а на правую пазуху — деньги. Чтобы деньги были, взаймы не просили ни у кого, без денег-то куда? Три палки кладут для того, чтобы пугать собаку, змею и когда в гору подниматься. Вот, для этого… Окошко делают. Молодежь-то ведь не знает сейчас — заставляем делать».
***
После похорон с умершими регулярно поддерживается связь. Для этого есть, во-первых, специальные праздники, когда они приходят погостить в деревню и возвращаются обратно, а во-вторых — сны. Главный марийский праздник — Кугече, или марийская Пасха. Кугече приходится на весну и справляется несколько дней, которые строго расписаны: в некоторые дни нельзя работать и топить печь, в другие нужно ходить в баню и готовить еду. Апогей Кугече — четверг, время перед самым рассветом, когда покойники посещают родные дома, где их нужно угощать любимой едой, а также яйцами, лепешками и самогоном.
Следующее важное событие в потусторонней жизни покойного происходит на сороковой день. В некоторых деревнях — на тридцать девятый, и это для марийцев является важным отличием от русской традиции. Этот день до сих пор называют «свадьбой» — моментом окончательного перехода на тот свет, где покойники должны начать новую жизнь, не связанную с земной, снова жениться или выйти замуж. Поэтому умерших хоронят не по семьям, а по родам — то есть рядом с родителями, а не с супругами. На тридцать девятый или сороковой день родственники снова едут на кладбище, где сначала кормят покойного, после чего «везут» его домой погостить. Чтобы покормить, нужно не только положить еду, но и сказать «шужо» («это тебе», «пусть до тебя дойдет») и назвать имя. «Говорят, что если имя не назвать, то угощение может не дойти — тот, кто на том свете их распределяет, не будет знать, кому его отдать», — сказали нам в деревне Верхний Потам.
В деревне Андрейково нам рассказали, что на сороковой день у изголовья могилы оставляют еду для мертвых. Ее кладут на маленькие трехногие столики, рядом с которыми ставят маленькие стулья. Это специальная мебель для мертвых, которая не должна быть похожа на обычную, поэтому у столов и стульев по три ножки. Там же, на могилах, оставляют ведра с пробитым дном, «чтобы на том свете легче было воду носить».
***
Наталья Шуматова, деревня Артимейкова, Свердловская область:
«Муж умер… И вот 40 дней тело живет. Мы это тело кормим каждый день, каждое утро. Горячей пищей. Только уже за порогом. Вот у нас главная штакетина — основатель, матка дома, на которой лежат доски, потолок держится и за нее гостям можно, живым. А дальше — это уже другой силе, которая уже ушла, мертвецам, по крайней мере. И вот мы ставим сюда полотенчико, свечку зажигаем, горячий чай, горячий суп, кашу, что угодно, но только горячее. Сигаретку зажигаем, и рюмочку водки ставим. Все это кормим какое-то время и выкидываем на улицу скотине. На улицу, или как получится, желательно на улицу. Вот 40 дней это идет у нас».
***
В начале лета, перед православной Троицей, после нескольких недель, проведенных покойниками в деревне, их провожают обратно на кладбище и празднуют Семик — родительский день. Этот обряд знаком многим горожанам, потому что сохранился лучше всего: рюмка водки с куском хлеба на могиле — это и есть следы Семика, который раньше праздновали не только финно-угры, но и славяне. Сегодняшние деревенские марийцы празднуют его гораздо более интенсивно: крошат на могилу еду, льют самогон, а если покойный курил, то кладут зажженную сигарету.
«Свекор ветераном войны был, много пил, — рассказала нам Наталья Шуматова из деревни Артимейкова. — И как-то дочь его говорит: “Вот умрешь, буду приходить к тебе на 9 Мая и выливать целую бутылку водки на могилу!” Так и вышло. Ходит теперь каждый год».
Общение с покойным продолжается до тех пор, пока о человеке помнят — то есть в пределах двух-трех поколений.
Первые три года покойника кормят в день смерти, а старых покойников — то есть тех, кто умер давно, — на Семик и Кугече, а также по специальному требованию, если они доносят его во снах. На то, что родственники не приходят на кладбище во время праздников, а также не участвуют в других деревенских поминках, покойные могут обидеться. О мести мы ни разу не слышали, но нам часто рассказывали, что умершие снятся, жалуются на голод и требуют покормить их.
Сны — канал связи с умершими не такой стабильный, как праздники, но более интимный. Они приходят, чтобы пожаловаться на забвение, просят покормить или убрать на могиле, иногда предупреждают о беде или, наоборот, зовут к себе.
За время экспедиций мы собрали коллекцию таких снов. Один покойник регулярно просит вдову принести ему еды — семь лепешек, грибов, капусты. Другая жаловалась детям на проволоку, которая ее окутала, — нужно было убрать искусственные цветы, воткнутые в могилу. Третий сообщал родным, что лежит в воде, — значит, им нужно меньше плакать, вспоминая его. Четвертая приснилась своей племяннице в бигуди и с расческой, и это сообщение было понято как просьба принести эти вещи на могилу, чтобы передать ей.
Покойников нужно помнить и уважать их желания, но нельзя допускать слишком близко, потому что, перейдя границу жизни и смерти, они меняют свойства, перестают быть людьми и становятся частью иного мира. Поэтому покойники во снах часто зовут своих родственников к себе или приносят им угощения. Принимать их еду или идти на их зов очень опасно — можно заболеть, попасть в аварию, умереть раньше положенного срока.
Нестандартное поведение при похоронах ведет за собой и проблемное поведение умерших. В деревне Сызганка Пермского края нам рассказывали о похоронах гармониста во время Великой Отечественной войны, с телом которого водили хороводы перед тем, как положить его в могилу. После похорон он снился вдове с жалобами на беспокойство. В 1990-е годы в Верхнем Потаме Свердловской области один деревенский житель, о родовом месте которого не было известно, был похоронен рядом с родом жены. Он снился родственникам с сообщением о том, что не может найти свое место на том свете. Однако марийцы никогда не перезахоранивают покойников, поэтому жалоба не могла быть удовлетворена.
Похоронные ритуалы, кормление покойников по праздникам и по требованию, сны — неотъемлемая часть деревенской жизни современных уральских марийцев. За пределами деревни, где тоже живут марийцы, такой интенсивной связи с предками нет. Покойные не путешествуют по планете и не становятся безымянными привидениями, как в кино или в комиксах. Они лежат на деревенском кладбище и приходят гостить в свои дома, но не выходят за магическую территорию деревни.
Авторы проекта: Александр Сорин, Федор Телков и антрополог Наталья Конрадова
Жизнь многое могла отнять у Ольги Царевской из Казани. Ее семнадцатилетний сын Саша заболел раком крови — острый лимфобластный лейкоз. Когда он попал в реанимацию, Ольга ясно осознала, что очень скоро потеряет сына. Навсегда. Выбор у нее был не большой. Смириться или вынести вместе со своим мальчиком все горести, тяготы и страхи его судьбы. Она была рядом, когда врачи сообщили о крушении прежней жизни, когда казалось, что проще умереть от химии, когда сына рвало, отказывали ноги, руки и терпение, когда пришлось искать смысл всего происходящего, силы для борьбы, и деньги, в конце концов. Рубрику «Жизнь. Продолжение следует» ведет Сергей Мостовщиков.
Сейчас, когда Сашу удалось спасти, мать рассказывает о пережитом не столько со страхом, сколько с чувством гордости. Она считает, что случившееся сблизило ее с собственным ребенком. Мать и сын понимают и любят друг друга больше, чем когда-либо. Через что ради этого пришлось пройти — рассказывает Ольга Царевская.
— Моя история такая. Я поздний ребенок. Меня родители родили в 43 года, когда у них было уже пятеро сыновей. То есть у меня еще пять родных братьев. Старшему вот будет 60 лет. Так что в семье больше привыкли воспитывать мужчин, ну и во мне, видимо, много оказалось мужского. Наверно поэтому, когда сын так страшно заболел, нашлись во мне силы, чтобы победить эту болезнь. А ведь были сложные моменты.
Саша у меня сын от первого брака. У нас очень хорошие отношения до сих пор с его отцом. Но просто получилось так — мы расстались. В жизни все меняется. В какой-то момент решили идти разными путями. А потом я познакомилась с Костей, со вторым своим мужем. У нас был служебный роман. Ничего легкомысленного. Сначала глубокая взаимная симпатия, а потом стали вместе жить. У нас появился сын Егор, сейчас ему семь лет.
Как это все с Сашей произошло? Это было в прошлом году, в мае. У Егора в детском саду предвыпускные дни. Суета. Я еще была председателем родительского комитета, занималась всеми вопросами, плюс работа. И смотрю — Саша какой-то вялый. Прихожу — он спит, никогда такого не было. Ну, думаю, устает, конец учебного года. А мы ему еще купили велосипед такой молодежный, так он после этого велосипеда вообще лежал ничком. У меня прям озабоченность: Саш, ты чего такой? Посмотрела на него. Вижу, на ногах какие-то пятнышки красные, мелкие-мелкие, с кровоподтеками. У меня шок. Спрашиваю: Саша, это откуда у тебя? Он говорит: мам, да это я был в спортивных брюках, в джоггерах, катался на велосипеде, и у меня волосы выдернуло. Думаю: нет, это что-то не то. И мысль — надо его завтра на анализы. А завтра он вообще лежит, у него температура под 38. Синяки какие-то везде.
Вызвали «скорую». Сначала повезли в инфекционную больницу нас, потом в обычную детскую. Сдали там анализ крови, ждем. И вдруг лаборантка говорит: вас, наверное, домой не отпустят. Что такое? Нужна консультация гематолога, у вас подозрение на ОЛЛ.
Это я потом только узнала, что это острый лимфобластный лейкоз. А сначала-то у меня ничего этого не было в голове. Что такое ОЛЛ? Мне говорят: системное заболевание крови. Я в интернет. А там сплошные системные заболевания крови и все разные. Какое у нас? Думать об этом — только себя загонять. А гематолога нет на месте, он в командировке.
Саше все хуже. Он не может уже даже встать, говорит: болят ноги, как будто переломанные. И главное — пятница, впереди выходные. Мы на свой страх и риск написали отказ и сами поехали в детскую республиканскую больницу. Здесь нам повезло. Нас приняли, сделали пункцию, положили Сашу под капельницу. Стали мы ждать результаты. Сначала пришел ответ, что это смешанный лейкоз — очень серьезный диагноз, шансов с ним мало. Я тогда говорю: давайте проверим еще раз. Отправили на этот раз анализы в Москву. Оттуда пришел ответ, что у нас острый лимфобластный лейкоз. Как сказала наш лечащий врач, мы вытащили счастливый билетик, шансы хорошие, надо начинать лечение.
Мне кажется, нам действительно повезло. В том смысле, что протоколы химиотерапии именно для детского онкологического лечения отличаются от взрослых: они направлены на то, чтобы вылечить ребенка, а не на то, чтобы просто, например, продлить человеку жизнь.
Первый курс Саша перенес более или менее нормально. Выходил на улицу, гулял с друзьями. Но во второй раз было очень тяжело. Бесконечная рвота. Выпали волосы. Руки и ноги стали тонкими. Он терял сознание, падал. С третьим курсом вообще было непонятно, что делать. С ноября до середины января, а в декабре Саше исполнялось 18, и нас должны были перевести во взрослую систему, чтобы лечить уже по другим протоколам. Но врачи решили, что лучший вариант — заканчивать лечение по той схеме, по которой начинали. Так что нам рекомендовали остаться в детской клинике, но уже на платной основе. А денег взять неоткуда. Пришлось обратиться в Русфонд.
Мы и сами раньше помогали людям, отправляли деньги по SMS. Но никогда даже не могли себе представить, что это коснется нашей семьи, что придется просить о помощи самим. И вот это случилось, люди помогли купить для Саши медикаменты.
Третий курс был самым тяжелым. Я в больнице практически не отходила от ребенка. Нам обоим было тяжело. Я к вечеру выматывалась, а он только приходил в себя и садился за компьютер. Я даже — не поверите — обошла все магазины, чтобы найти беззвучную мышку, чтобы она не щелкала. Потому что я только собираюсь поспать, а тут этот звук — цык-цык-цык, цык-цык-цык. И знаете — оказалось, что нет таких бесшумных мышек.
Сейчас мы приходим в себя. После лечения Саша принимает поддерживающую химию, это займет еще какое-то время. Потом он будет восстанавливаться. Через два-два с половиной года можно будет с уверенностью сказать, что мы вышли в ремиссию. А пока мы просто бережем себя, стараемся лишний раз не болеть.
Наверное, все это история не только борьбы, какого-то испытания, но и история любви, доверия друг другу. Когда все это началось, я даже не могла об этом говорить. На работе о болезни знал только ограниченный круг лиц. И самое главное — я не могла сказать об этом Саше. Не знала, как это сделать. Думала, пусть лучше врач. А она сказала сухо, жестко, как бы с математическими выкладками в руках. Он никогда до этого не плакал. А в этот день…
Но потом, знаете, вдруг я поняла, что у меня сильный сын. Он помогает не только себе, но и мне. Мы ведь с Сашей до этой болезни очень сильно отдалились друг от друга. У него подростковый возраст, началась своя жизнь. А болезнь нас очень сблизила. Не потому, что находились вместе 24 часа в сутки, а потому, что стали друг другу интересны. Вдруг выяснилось, что в наше время, когда все находят себя только в гаджетах, можно найти себя в ком-то другом. Можно общаться. Разговаривать. Рассуждать. И радоваться друг другу. И чувствовать, что именно это и делает тебя здоровым человеком. Тебя, всех вокруг. Может быть, болезнь показывает нам, какими мы могли бы стать, если бы потеряли друг друга. И чтобы победить ее, надо просто понять, какие мы на самом деле сейчас.