Собственный планетарий на приусадебном участке… Для пенсионера из Адыгеи в этом нет ничего удивительно. Виктор Матюшин хотел пробудить в людях веру в Бога и выбрал для этого не вполне традиционный путь. Но в чем-то старик прав. Для детей, например, посещение планетария куда интересней похода в храм. Его планетарий посетили уже около 50 тысяч человек, в том числе президент республики. А еще там ежедневно проводят занятия для школьников. «Лента.ру» выяснила, как увязать теорию большого взрыва с концепцией креационизма и в каком направлении собирается развивать свой проект пенсионер Матюшин.
В советское время планетарии служили одной из площадок для борьбы с «темным» религиозным мышлением. Виктор Иванович об этом знает и уверен, что созданный им храм астрономической науки может, напротив, служить местом примирения людей, придерживающихся самых разных взглядов.
Матюшину 86 лет. Два десятка лет назад он ― простой рабочий из Адыгеи с семиклассным образованием ― вышел на пенсию и решил искать свой путь к примирению атеистов и верующих.
«Мой труд не признан властями и верующими. Все остерегаются. Чиновники боятся, что здесь ведется религиозная пропаганда, а верующие боятся, что здесь какое-то новое еретическое учение», — рассказывает Виктор Иванович.
Но у обычных людей первый в стране частный планетарий вызывает самые теплые чувства. На 1 января 2018 года в книге посещений отмечено 49 100 человек. Матюшин провел с ними около двух тысяч занятий.
«У нас как в церкви — пожертвования. Этого хватает на оплату коммунальных услуг, ремонт и налоги», — отмечает Матюшин.
Матюшину очень дорог визит главы Республики Адыгеи, он теперь постоянно вспоминает эту встречу. От него Виктор Иванович узнал, что республика уже 20 лет собирает деньги, чтобы купить аппарат, который дает проекцию звездного неба на купол планетария, а дедушка — бывший рабочий с деревообрабатывающего предприятия ― уже давно сделал его самостоятельно.
Виктор Иванович родился в 1932 году здесь же, в Адыгее, окончил 7 классов общеобразовательной школе и всю жизнь трудился, как написано в Библии, «в поте лица».
Он исповедует христианство, но в ключе одного из протестантских направлений — баптизме. В переводе с греческого это слово означает «крещение». Одной из главных черт этой конфессии, появившейся в среде английских пуритан радикального толка, является приверженность идее, что все христиане наделены даром священства.
Отметим, что Матюшин не из тех людей, кто пришел к вере на закате жизни от страха смерти или одиночества. По всей видимости, выбор профессиональной сферы (деревообратывающее производство, строительство), которой Виктор Иванович посвятил всю жизнь, также был продиктован желанием подражать Христу, который, как известно, вырос в семье плотника и сам до выхода на проповедь занимался тем же делом.
Виктор Иванович пытался по возможности заниматься миссионерством еще в советское время, когда это было довольно опасным делом. Но люди его не слушали, и сам Матюшин смотрел на это спокойно: «не каждому дано».
Однажды на 67-м году жизни, выйдя на пенсию и вдохновившись очередной прослушанной религиозной лекцией, он почувствовал досаду, что так и не исполнил в жизни заповедь, предписывающую всем верующим распространять учение Иисуса в мире.
Тогда ему и пришла в голову мысль, что надо построить планетарий, чтобы рассказывать там об астрономии и о Боге. Матюшин был и остается уверенным в том, что красота космоса, его упорядоченность и в тоже время непостижимость — все это как ничто другое может выразить величие и премудрость Создателя.
Планетарий для этого адыгейского дедушки был и остается делом для души, каждый экспонат он сделал собственными руками, благо они у него золотые. Сыновья отцу, разумеется, помогали и помогают, но они не очень-то заинтересованы вкладываться в проект, который никакой прибыли не приносит.
Матюшин прочел сотню книг по астрономии и богословию, сформировал своеобразный взгляд на творение и строение мира.
«Вот сейчас мне прислали книгу: Библия и астрономия. Там описано около шести вариантов, как верующие отвечают на вопрос о творении мира. Я придерживаюсь теории Большого взрыва и пульсирующей Вселенной, которая то расширяется, то сжимается. Книгу написал уже одну и вторую о том, как это сочетается с религией», ― рассказывает пенсионер.
В частности, создатель Майкопского планетария считает, что шесть дней творения, прописанные в Библии, могли быть как реальными днями, так и просто шестью периодами, измеряемыми миллионами лет. Для его взгляда на мир это не принципиально.
Новаторство Виктора Ивановича ― во взгляде на четвертый день творения. «Сказано: создал и звезды. Так вот я думаю, что это «и звезды» говорится про планеты, ― рассказывает он. ― Все сразу встает на свои места. В этот день (или период) была сформирована наша Солнечная система. А сами звезды появились раньше: Вселенная же такая большая. Но люди боятся, верующие имеется в виду, такого взгляда».
Матюшин отмечает, что Моисей, как и он, был человеком простым. И Книга Бытия написана им так, чтобы было понятно его семье, его сородичам ― пастухам, которые не использовали, не воспринимали, не могли вообразить себе, что такое миллионы лет или миллионы километров.
Однако заложенные в Библии идеи, связанные с творением мира, далеко не столь примитивны, как порой думают атеисты. «Один такой приехал с тремя высшими образованиями. Я с ним поделился мнением о том, что астрономия и идея творения мира не противоречат друг другу, — вспоминает Виктор Иванович. — Тот напомнил, что у меня нет высшего образования и заявил на полном серьезе, мол, в Библии написано, что Земля держится на слонах, а они на черепахах…»
Большинство жителей Адыгеи, по словам Матюшина, никогда не были в планетарии и не знают, что это такое вообще. Поэтому уже не залезая в мировоззренческие дебри, Виктор Иванович стремится показать как можно большему числу земляков, в особенности детям, самые простые вещи: расположение созвездий, планет в Солнечной системе, вращение земли и так далее.
В этом отношении его планетарий мало отличается от тех, в которых он побывал. А Матюшин, несмотря на свой преклонный возраст, посетил многие подобные учреждения не только в относительной близости от дома: Пятигорске, Волгограде и Новороссийске, но и в Америке.
Виктор Иванович ходит по школам и зазывает ребят к себе, пытается наладить контакт с региональным Минобразом, приезжал на прием в администрацию.
«Министр меня выслушала, сказала, что знает о планетарии и о том, что это нужное дело, но сказала: «Мы не можем этим проектом заняться, потому что у нас нет полномочий, нет программы астрономии в школе». Это было год назад, — вспоминает Матюшин. — А в сентябре Путин издал указ, астрономия возвращается в школу, и теперь мне, видимо, нужно снова идти в Белый дом. Может чего добьюсь».
Главным отличием своего планетария от прочих Матюшин считает нацеленность на просвещение. Другим же планетариям приходится бороться за прибыльность, посещаемость, и они превращаются в своеобразные развлекательные центры. «Если видят, что детям не очень интересно, то включают эффект. А ребята только похлопают-покричат, и никаких знаний они от этого не получают», ― сетует Виктор Иванович.
Да, оборудование планетария не назовешь современным и совершенным. Когда приезжают настоящие астрономы, то без замечаний не обходится.
«Они говорят: Виктор Иванович, вот эту звездочку в Большой медведице, третью, опусти немножко ниже», — подчеркивает Матюшин.
Но ведь стоит учесть, что для создания прибора, проецирующего звездное небо на уникальный округлый деревянный купол, использовались две алюминиевые кастрюли, которые Виктор Иванович отчеканил сам, чтобы получилось два полушария.
«Конечно, в сравнении с настоящими этот аппарат, как первый автомобиль и современная иномарка. Но главное, что созвездия он фиксирует, и я все так же показываю и рассказываю, как и в других планетариях», ― отметил Матюшин.
Главная цель занятий с детьми в Майкопском планетарии, по словам Виктора Ивановича, помочь им сформировать образное представление об устройстве мира. «У меня есть крокодил, который находится в зоне экватора, и белый медведь на Северном полюсе. И ребятки понимают, что такое вращение Земли, когда видят, что крокодил двигается, а медведь только крутится на месте», ― говорит создатель планетария.
Мужчине хочется, чтобы его детище получило законный статус музея. К тому есть формальные препятствия. Планетарий был построен на месте другого здания, и Матюшин не предупредил власти о том, что он его сломал.
«И что мне теперь делать? Говорят: иди по судам. Но куда мне судиться? В 86 лет. Я бросил это дело, поняв, что чиновники не заинтересованы в развитии планетария», — посетовал Виктор Иванович.
Виктор Иванович запомнил, как во время визита президент Адыгеи спросил его о дальнейших планах. «Я по своей простоте говорю, что в каждом бы ауле построить планетарий и адыгейскую нацию поднять. Президент вряд ли принял это всерьез. А ведь бедные наши люди, они не видят белого света».
Матюшин нашел другой выход: приезжать к людям с мобильным планетарием. «Как бы хотелось эту идею донести до людей, чтобы они втянулись в этот проект, помогли его развить, ― говорит Виктор Иванович. ― Ведь сейчас даже не надо покупать специальную аппаратуру. Звездное небо уже можно в интернете скачать и через проектор показывать».
О Матюшине уже знают далеко за пределами родной республики. Друзья из Америки подарили ему два телескопа, один из них электронный.
«Ведь многие не знают, что такое планетарий. Приходят и спрашивают, а где тут у тебя открывается крыша, где телескоп, чтобы на звезды смотреть? ― вспоминает Виктор Иванович. ― Объяснял таким сперва, что планетарий ― это консерватория, а не обсерватория. А потом вот оборудовал площадку, откуда удобно с телескопа смотреть, смастерил что-то из старых зеркал и стекол. Потом добрые люди настоящие подарили».
Не обошлось в жизни майкопского астронома-самоучки и без серьезных искушений. В особенности в самом начале, когда была лишь идея. Он отказывался от нее несколько раз, ведь Виктор Иванович не праздный мечтатель, а человек, который точно знает, что ничего из ничего не бывает.