Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Целитель Аллан Чумак умер 10 октября 2017 года. В конце 1980-х — начале 1990-х годов его телевизионные сеансы произвели настоящий фурор, хотя ничего особенного он не делал. После краткого вступления, Чумак просто сидел перед камерой и совершал пассы руками, якобы «заряжая» воду, которую зрители выставляли в стеклянных банках перед экранами телевизоров. «Лента.ру» рассказывает, как это происходило и чем покорил людей экстрасенс из телевизора.
— Добрый вечер! Я рад нашей встрече. Сядьте поудобнее. Сегодняшний сеанс, как и остальные, могут принимать все люди, без различия возраста, без различия заболеваний, но акцент в этой нашей встрече будет сделан на заболевания желудочно-кишечного тракта — это печень, поджелудочная железа, кишечник, сам желудок. То есть все органы, а также процессы и функции, связанные с пищеварением.
В сегодняшнем сеансе будет дана энергия для начала восстановительных процессов, гармонизации всех процессов в организме. Без этого вообще восстановить функции какого-то отдельного органа или тракта невозможно. Будут сняты болевые ощущения. И, конечно, вы не забыли поставить воду, кремы — все, что вам необходимо в повседневной вашей жизни, будет заряжено, и вы будете этим пользоваться.
Для того чтобы сеанс прошел успешно и вы смогли более полно почувствовать наш контакт, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Положите руки на колени ладонями вверх и закройте глаза. Не надо открывать глаза, не надо на меня смотреть, попробуйте сконцентрировать все внимание на тех ощущениях, которые будут у вас появляться. Итак, подготовились, начали!
С таких слов начинались передачи Аллана Чумака, одного из самых знаменитых целителей в истории советского и российского телевидения. Перед зрителем представал седовласый мужчина средних лет с располагающей улыбкой, в простом свитере и очках-«телевизорах». Произнеся приветствие, он замолкал и начинал делать загадочные пассы руками. Микрофон же оставался включенным и продолжал регистрировать его дыхание и причмокивания губами. Граждане, собравшиеся у телевизоров, ставили к экранам банки с водой и, послушно закрыв глаза, готовились воспринять позитивную энергию и исцелиться.
Как рассказывал впоследствии Чумак в интервью изданию «Мир новостей», дар пришел к нему неожиданно. В 1978 году он прочитал в одном журнале статью, в которой рассказывалось о людях, лечащих на расстоянии, и будущему целителю, а тогда — журналисту — первым делом захотелось их разоблачить и обвинить в шарлатанстве.
Чумак нашел тех, кто заявлял о наличии у себя такого дара, и решил провести с ними серию интервью. Однако эти люди оказались «добрыми, абсолютно порядочными, приятными». Во время одного из интервью целительница намекнула Чумаку на то, что у него самого есть «способности», после чего предложила ему закрыть глаза и провести рукой над столом. Сделав это, журналист ощутил, что «мир перевернулся» и он увидел его «тем самым внутренним зрением».
Вскоре Чумак стал слышать голос, который призывал его учиться применять обретенные способности и рассказывал, «как работает энергия, о мироздании, как вообще устроен этот мир». Продолжалось это полтора года, после чего голос сообщил ему, что на следующий день к нему домой в 11 часов утра придет женщина с больными почками и попросит об исцелении. Так, по рассказу Чумака, и произошло: женщина позвонила в дверь, он впустил ее и провел первый в своей жизни сеанс. В конце его пациентка сказала «я здорова» и ушла.
С тех пор на пороге однокомнатной квартиры целителя с завидной регулярностью стали появляться страдальцы всех мастей, и никто не оставался без помощи. Хотя люди, как говорил Чумак, несли ему деньги пачками, он даже не думал наживаться на них и раздавал полученные средства. В 1989 году он провел первый телевизионный сеанс, и в тот день о нем узнала вся страна.
Появление в конце 1980-х на телеэкране чудодеев всех мастей вызвало в стране настоящий массовый психоз. Население, которому на протяжении десятилетий внушали, что религия — опиум для народа, а колдуны и гадалки — шарлатаны, мгновенно перековалось, стоило только показать на телеэкране человека, делающего нечто загадочное (особенно если эти загадочные действия должны были излечить от всех болезней). Авторитет телевидения в те годы был непререкаемым.
Наиболее заметными фигурами того времени были Кашпировский и Чумак. Но если первый эксплуатировал образ черного мага, то второй выглядел соседским дядечкой, таким домашним, в очках, похожий на повзрослевшего Шурика из «Кавказской пленницы». Передачи с его участием, длившиеся не более десяти минут, смотрели миллионы. Сложно сказать, все ли действительно верили в то, что «заряженная» вода сможет поправить их здоровье, — скорее наученный горьким опытом советский человек старался не пропустить раздачи бесплатных услуг. А вдруг сработает!
Впрочем, передачами дело не ограничилось. Выпуск заряженной воды поставил на поток Московский экспериментальный пивной завод — случилось это в 1992 году. В год планировалось выпускать 100 тысяч бутылок. Чумак, однако, не был доволен планируемым объемом, считая его «каплей в море» даже для столицы.
Чумак активно гастролировал и выступал с сеансами по всей стране. Люди, приходившие на них, действительно чувствовали себя лучше благодаря эффекту плацебо. Интеллигентно выглядящему мужчине с тихим голосом сложно было не довериться. Насколько велика была вера в силу Чумака, хорошо иллюстрируют очереди, выстроившиеся у киосков «Союзпечати» 1 сентября 1989 года, когда газета выпустила номер, якобы заряженный положительной энергией целителя. Говорят, некоторые даже съедали газету по кусочку, надеясь усилить чудодейственную силу издания, а перекупщики продавали тот номер втридорога.
Даже когда в 1993 году Минздрав издал указ «Об урегулировании нетрадиционных методов лечения», в результате чего выступления всевозможных целителей и экстрасенсов по телевидению прекратились, Чумак и Кашпировский не потеряли популярности. Она даже выросла, и залы, где они продолжали проводить свои сеансы, по-прежнему забивались до отказа.
Интересно, что Чумак терпеть не мог Кашпировского. В интервью «Миру новостей» он рассказывал, что когда он начал выступать по телевизору, Минздрав якобы собрал две коллегии, на которых обсуждалось, что же с ним делать. На одной из них был психотерапевт Кашпировский, начавший, по словам Чумака, кричать, что он может делать то же самое.
Целитель утверждал, что по указке властей гипнотерапевта направили на борьбу с ним. Результат оказался печален: «Вся страна начала мотать головой, впала во внушенное состояние, из которого самостоятельно люди выйти не могли». Чумак рассказывал, что из-за Кашпировского граждане получали сердечные приступы и попадали в психушки.
Непримиримые конкуренты практически не знали друг друга — встречались они лишь дважды. Первую встречу Чумак описывает как мимолетную, а вторая произошла в аэропорту, когда он с женой летел в Америку. У Кашпировского был день рождения, и друг Чумака предложил накрыть имениннику стол в ресторане по прилету в Штаты.
По воспоминаниям целителя, в тот вечер психотерапевт «как петух кукарекал: я, я, я…» Чумака это вывело из себя, и он сказал Кашпировскому: «Ну, кто ты такой? Вот объясни. Гипнотизер из Винницы. То, что делаешь ты, минимум сто человек повторят сразу». Видимо, не без удовлетворения целитель отмечал, что «наехал» на своего коллегу «по полной программе». «Он не шарлатан, нет. Но то, что он делает, — это колоссальное зло», — говорил Чумак.
Несмотря на то что в последние годы о Чумаке говорили мало, он продолжал свою практику. Заряжал воду и мази для страждущих, читал лекции, проводил массовые сеансы и преподавал в собственной школе.
«Когда люди приходят ко мне в школу, то ждут, что их научат лечить и сделают экстрасенсами», — рассказывал он в интервью украинскому изданию «Сегодня». Но задача его была иной: «делать из учеников нормальных людей». По его словам, люди сами не знают, чего хотят, и в этом корень проблемы, а он помогает им осознать их истинные желания.
Можно сказать, что в этом, собственно, заключается работа обычного психотерапевта. Но Чумак смотрел на проблему шире: «Мы перестаем удивляться жизни. Мы живем уныло. Видим цветок — он не приводит в восторг. Ну, цветок и цветок — красивый и красивый. Вы посмотрите на наш мир! Это мир чудес». Что ж, возможно, если в мире не хватает чудес, в них действительно стоит поверить. Ведь жить без чуда скучно.
Как остановить поток плохих новостей из интернатов для пожилых? В казенных учреждениях очень многое упирается в регламент и нормативы, зачастую противоречащие всему тому, к чему люди привыкли за предшествующую жизнь. Альтернатива есть: все больше людей хотят взять в дом одиноких бабушку или дедушку. Причем отнюдь не бесплатно. Одна из наиболее эффективных опекунских программ работает в Якутии. Полезный опыт изучил корреспондент «Ленты.ру».
«Эвены старые, к примеру, в прежние времена просили себя на нарты посадить — и в поле уезжали умирать, — говорит Никита Прокопьев из министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). — Кочевые люди, кочевые традиции: обузой не быть, особенно когда мороз и еды на всех не хватает. Сейчас такого нет, конечно…»
Якутская традиция, объясняет Никита, — оседлая, потому изначально иная: «Всегда детей раздавали тем, у кого не было — бездетным, да. Особенно когда у тебя, например, уже пятый-шестой ребенок в семье. И стариков всегда старались по родне и соседям разбирать».
Старик по договору
Оказание услуги по присмотру за человеком пожилого возраста — на основе договора гражданско-правового характера (ГПХ). Так по-бюрократически называется программа, по которой одинокие старики находят новые семьи — причем за государственный счет.
Что-то подобное так или иначе действует в трех десятках российских регионов. В Якутии, однако, особый случай, как и многое в самом большом регионе страны. Прежде всего, программа приемных семей для пожилых в республике — одна из первых, ей уже четыре года. Отсюда и охват: у новых «родных» — за пределами казенных учреждений — сейчас живут 98 стариков. Притом что в полутора десятках республиканских домов престарелых и инвалидов — 863 человека от 60 лет и старше.
Кто в домах престарелых? Как уверяют якутские чиновники — в основном приезжие. Золото Алдана, Нерюнгри — нефтегаз и БАМ, алмазы в Мирном. Здесь находятся основные точки приложения сил для тех, кто приехал в Якутию. И самые популярные адреса отправления — из квартир в богадельни: когда силы кончаются, а родные либо не могут, либо не хотят. Или их просто нет в доступной от Якутии близости. Или вообще — нет.
«Около 10 процентов в семьях. Хотим больше и будем над этим работать. По крайней мере, уже сейчас очереди на места в дома престарелых нет», — подводит промежуточный итог Анастасия Аккуратова, глава департамента социального обслуживания, опеки и попечительства в республиканском Минтрудсоцразвития. В этом году правительство Якутии выделило деньги еще на 100 семей — были бы желающие взять третью бабушку, как здесь обобщают суть программы.
Таковых, впрочем, все больше.
Бабушка с первого дня
«Может быть, не стоит писать настоящее имя бабушки?» — спрашивает Валерия Пахомова. Поясняет: «У нее же учеников много, могут расстроиться — как так вышло, что у людей живет». Потом все же решает, что можно: «Билюкина Мария Трофимовна, ей 71 год. Учила 40 лет русскому языку в школе, в нашей деревне. Меня не учила, я в другой школе была — сестер, братьев учила. Нас в семье шестеро было. Она нам родная давно, стыдиться нечего».
Семья Валерии и сестры Билюкины были соседями задолго до того, как Пахомовы взяли Марию Трофимовну в свой новый дом — в Марху, благоустроенное село в ближнем пригороде Якутска. Их общая родина — деревня Елечей, Мегино-Кангаласский улус, далеко за рекой Леной. «Деревянный дом, отапливаемая печка, — описывает Пахомова жилье Марии Билюкиной до смерти ее старшей сестры и переезда. — То есть нормально все. Просто дом все-таки ветхий, и одной в деревне жить нелегко».
О программе Мария Билюкина узнала сама — из газет. После смерти сестры два года назад рассказала Пахомовым, предложила жить вместе. Те согласились сразу и охотно; быстро собрали документы. «Выписка на дом наш, характеристика с работы, — перечисляет необходимые бумаги Валерия. — Мужа моего зовут Нюргун, он работает в школе спортивного мастерства, медик». Сама Валерия Васильевна теперь домохозяйка: «Детей двое, в школу, в детский сад надо возить». Еще нужна справка о зарплате — «чтобы понять, насколько приемная семья самодостаточна, и избежать корыстных мотивов», говорит Никита Прокопьев, и медицинские справки со всех, включая Марию Трофимовну.
Ежемесячно 18 582 рубля — столько в этом году выделяет правительство республики тем, кто берет в дом пожилых. Выходит дешевле, чем содержание одного койко-места в доме престарелых. «Для нас это выгодно», — не скрывает Аккуратова. Хотя взять домой на ПМЖ старика — выгода не только для бюджета. В сельской местности, где работа есть не всегда, 18,5 тысячи в месяц — деньги более чем приличные.
«Что-то вроде родственников родственников», — определяет Никита возможное родство Марии Билюкиной и Пахомовых. Прямая родня в программу не попадает. Максимум — «седьмая вода на киселе, но кисель-то все равно свой», говорит Прокопьев. «Дети с первого дня бабушкой Марию Трофимовну называют. И мы ее сразу как бабушку восприняли», — отмечает Валерия.
Как закрыть интернаты
План-максимум по «программе третьей бабушки» — разгрузить интернаты, в идеале до последнего жителя. Тем более что из самих казенных учреждений Якутии — как, впрочем, и по всей стране — время от времени поступают плохие новости.
Из последних: в ноябре прошлого года группа жителей дома престарелых в Якутске пожаловалась на условия содержания, питания и на порядок расчета пенсий. А в феврале случилась трагедия в буквальном смысле: в Якутске же насмерть замерз 42-летний житель пансионата для стариков и инвалидов. Отпрашивался на день рождения к другу, вернулся после девяти вечера — когда двери учреждения уже были закрыты. Охрана возвращения не заметила. В результате — ночь на морозе и смерть.
Профильное руководство — от интернатской дирекции до министра труда и соцразвития Александра Дружинина — было уволено по итогам разбора полетов в этом месяце. Вопросы, разумеется, остались.
«Ужас, конечно, и вопиющее безобразие, больше сказать нечего, — говорит о февральской трагедии Аккуратова. — И факты по ноябрю частично подтвердились. Во многом все произошло потому что плохо работали психологи: общение для тех, кто живет в домах престарелых, — такая же необходимость, как уход и питание».
Общий котел — действительно, рассадник раздражения: дают вареную рыбу, а любишь жареную. В интернатской столовой свинина и говядина — а кто-то, особенно из местных, хочет оленину и жеребятину. Дело не в том, что одно дешевле, а другое дороже — для Якутии в целом еще вопрос, где что легче раздобыть. Хотя, в принципе, любое мясо здесь не деликатес, а осознанная необходимость: вегетарианство при средней полугодовой зиме в минус 40 массово не приживается. «Просто ни олень, ни жеребенок — традиционная здесь еда — нормативами для домов престарелых не предусмотрены», — обращают внимание в якутском Минтрудсоцразвития. Санитарные нормы, диетология и прочие федеральные требования, для всей страны.
А хочется же того, к чему за жизнь привык. Значит, и по этой причине — нигде, кроме как в семье. Да и дверь там откроют вовремя.
«Что хочу, и не по звонку»
«Мы с Прасковьей Ивановной начинали вместе еще в общежитии жить, два года назад», — говорит Нюргуяна Бускарова, молодой проектировщик дорог. Если нормативы соблюдены, общежитие для попечения тоже не запрещается. История — примерно такая же, как у Пахомовых: Бускаровы и медсестра Прасковья Духова жили дом в дом в Нюрбе — центре одноименного улуса, близ Мирного. Сестринского стажа у Прасковьи Ивановны — на десятки лет, районная больница. Своей семьи, детей нет.
Разница только в том, что за Марией Билюкиной смотрит вся семья. А за 83-летней Прасковьей Ивановной — только Нюргуяна, недавно окончившая вуз. Уже в своей новой квартире в 10-м микрорайоне Якутска: «Работа здесь лучше, интереснее, чем дома».
Молодость Нюргуяны и ее занятость препятствием для опекунства не стали — тем более ее родители тоже живут в Якутске, заходят проведать бабушку постоянно. Да и дом престарелых для Прасковьи Ивановны изначально даже не рассматривался. «Табак не переношу, — говорит медсестра Духова. — Старики, мужчины пожилые очень много курят у нас. Хотя я однажды на праздник приезжала — нас, ветеранов, собирают, — так они еще и колбасу лопают. Видно, здоровье хорошее в их-то годы».
У Нюргуяны чисто до блеска, от плиты аромат — как раз жеребенок, традиционная для якутской зимы еда. А на столе стоят мармеладные конфеты, их Прасковья Ивановна — в отличие от колбасы — очень любит. «Мне можно, — говорит она, выуживая очередную. — Мне в мои годы все можно. Я здесь своей жизнью живу, пенсия при мне, кушаю — что девочка хорошего, натурального принесет. Не кислое, не острое. И не по звонку».
«Попасть в хорошую семью — счастье, — говорит Мария Билюкина. — Как будто дома живешь. Интернат же — все казенное, все общее. А здесь свое». Она просит говорить помедленнее — ей трудно воспринимать: «Вот голос детей я на подсознательном уровне уже слышу, часто угадываю, что они мне могут сказать».
Мужа у пожилой учительницы русского — как и у медсестры Духовой — не было, и своих детей тоже нет. Только те, что у Пахомовых, — и неизвестно, кто кого присвоил: бабушка новых внуков или наоборот. «Нынешние совсем другие, такие времена, — говорит Мария Трофимовна. — Все у них в технике, иной мир совсем. Городские вне зависимости от того, где живут: много видят, много слушают. И все равно — мои дети, мои внуки».
«Ни о чем разговор, братан. Можно еще 20 лет тележить»
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»
Рэперы Птаха и Жиган (о нем читайте ТУТ) в компании других артистов и блогеров в четверг, 6 декабря, пришли в Госдуму. Они хотели обсудить с депутатами охоту на рэп-концерты, которая в последнее время развернулась по всей России. Через законодателей они пытались достучаться до местных властей, объясняли, что они ничего противозаконного не пропагандируют и вообще за ЗОЖ, устроили с депутатом поэтический баттл, выслушали доклад полковника полиции и очень разочаровались. Что происходило на встрече за этим странным круглым столом — в стенограмме «Ленты.ру».
ВНИМАНИЕ: Стилистика речи участников беседы сохранена
Действующие лица:
Птаха, рэпер
Жиган, рэпер
Михаил Дегтярев, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
Артем Туров, депутат Госдумы
Виталий Хмельницкий, начальник управления межведомственного взаимодействия главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, полковник полиции
Александр Солонкин, заместитель председателя Ассоциации молодых парламентариев РФ, представитель АНО «Независимая молодежь»
Мария Воропаева, председатель Молодежного парламента при Госдуме
Часть первая, в которой молодым парламентариям объясняют разницу между старой школой и фрешменами
Александр Солонкин, заместитель председателя Ассоциации молодых парламентариев РФ: В период с 1995-го по 2000-й смысловую нагрузку творчества данного жанра можно было охарактеризовать как конфликтную: повествование и констатация фактов низкого уровня жизни в связи с действующим экономическим положением в стране. Период с 2000-го по 2010 годы можно назвать ключевым с точки зрения устойчивости и стабильности представителей именно старой школы. Коллеги [обращается к соседям по круглому столу, справа от него — Птаха, слева — Жиган ], если я буду ошибаться — поправляйте меня. Справа и слева от меня сидят уже матерые артисты, которые относятся как раз-таки к старой школе. И вот в чем разница с так называемыми фрешменами, представителями новой школы. Если старая школа придерживалась больше фундаментальных принципов и говорила о самой культуре, о ее зарождении, то новая школа начала пропагандировать обратное…
Птаха (Давид Нуриев): [с некоторым сомнением смотрит на Солонкина].
Солонкин: …всячески демонстрируя слушателям, что наркотики, алкоголь и секс — это основа образа жизни успешной молодежи сегодня.
С чем мы еще столкнулись? Смотрите, ведь многие артисты — они априори аполитичны, в какой-то степени асоциальны. Они не знают о всех хитросплетениях. Тем более на политическом небосклоне. После того как рэпер Хаски был освобожден, он записал интервью, в котором поблагодарил, так скажем, определенные ресурсы…
Птаха: [дважды пытается вклиниться со словами «тех, кто ему помог»].
Солонкин: …которые у нас являются запрещенными. Поэтому сама повестка дня фактически политизировалась.
Помимо рэперов с нами присутствуют Дмитрий Ларин, это видеоблогер. Дима чуть позже как раз-таки скажет, с чем артисты сталкиваются с точки зрения интернета. Да, Дима? По поводу Ютуба, скрутки, лайков, просмотров и всяких других моментов.
Как раз входят старшие коллеги, сейчас я буду их уже представлять.
Мария Воропаева, председатель Молодежного парламента при Госдуме: Саш, если позволишь… Да, Михаил Владимирович, проходите, пожалуйста.
[Голос за кадром]: Ни один вопрос у нас такого ажиотажа в Думе не вызвал.
Воропаева: Мы уже про это говорили, что да — через неделю заседание Молодежного парламента в Государственной думе, и мы всех приглашаем, все средства массовой информации.
Солонкин: А как СМИ уже перевернули, что Давид [Птаха] уже в нем участвует?
Воропаева: Некоторые СМИ — да, уже написали.
Коллеги, мы просто хотели, чтобы в самом начале круглого стола было понимание, что мы не занимаем чью-либо сторону, с точки зрения Молодежного парламента при Государственной думе. Мы понимаем, что есть действительно те рэп-исполнители, которые перегибают палку, и я могу сказать как мама, что для меня, наверное, это в том числе и очень опасный контент для ребенка. Но нужно искать другие, наверное, методы и способы, чтобы наши дети могли самостоятельно ограничивать для себя вот такой контент. И я надеюсь, что мы сегодня поговорим об этой теме, и, может быть, какие-то конкретные решения сегодня уже будут приняты.
И первому я бы хотела предоставить слово Птахе. Птаха — это тот человек, рэп-исполнитель, который…
Птаха: Да, здравствуйте.
Воропаева: …который помог нам организовать это мероприятие, этот круглый стол. Пожалуйста.
Часть вторая, в которой рэпер Птаха говорит, что он тоже отец, и находит виновных в разложении молодежи
Птаха: У меня немного… Я бы хотел… [откашливается].
Извините, я вчера сорвал голос на концерте. Я бы хотел, чтобы все понимали, что мы сюда пришли не с точки зрения послушать и просто уйти отсюда. Нам не интересен диалог, нам интересно решение вопроса. Нас в интернете крутят со всех сторон. Рэперы про нас говорят, что мы идем к вам на поклон. Некоторые говорят, что мы вообще не должны, потому что в принципе для нас зашкварно появляться на таких мероприятиях, как у вас, потому что у нас немножко другой образ жизни и мировоззрение совершенно другое. Отличается с вашим. Оппозиционные СМИ начали копать под нас, что мы, оказывается, уже проправительственные и топим за правительство, потому что Романа [Жигана], например, награждал Владимир Владимирович [Путин] в свое время — на «Битве за респект». У меня есть песня «2.017», где я высказал полный протест против того, чтобы бегать по улицам и устраивать там всякую ерунду. Притом я не поддерживаю политику или еще что-то, это было лично мое мнение.
Я хочу сразу [сказать], зачем мы сюда пришли. Чтобы вы понимали, чтобы СМИ понимали, чтобы люди, которые это увидят, тоже понимали. [Переходит к чтению с экрана смартфона, куда будет периодически заглядывать]. Наша встреча — это попытка получить вразумительный ответ о происходящем вокруг исполнителей, о причинах абсурдности поведения властей, выходящих за рамки закона, причинах незаконных отмен концертов, давления на организаторов со стороны властей всех мастей и рангов, непонятно откуда взявшаяся цензура. А 282 — это факт, это цензура. И, как бы это ни называли, это дырка в законе. На данный момент кто-то что-то сказал — можно закрыть этого человека. Лично я имею в виду органы. Я сам был осужден по этой статье — за то, что я что-то не то сказал, что не понравилось одному человеку, который на тот момент был депутатом Государственной думы, — Дмитрию Носову. Это ваш, кстати…
Кто-то из-за кадра: Не наш…
Птаха: …бывший коллега.
Правоохранительные органы часто находят в песнях очень много того, чего там нет. Эксперты, которые не занимаются музыкой, не знают, что такое творчество, находят в песнях смысл, которого в них никогда не было, нет и не будет. Который автор даже сам не закладывал. Цензура ведь у нас действительно запрещена. Вот, пункт 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации. Пара пунктов у меня есть, я скажу сейчас.
Разъясните нам, пожалуйста, на каком основании позволяют себе местные власти нарушать закон, начиная давить на организаторов местных, на артистов, своими вот этими притычками, рекомендациями не проводить концертов? Это повально сейчас происходит в каждом городе. И молодые исполнители теряют публику, а организаторы теряют деньги. Сами люди, которые купили билеты на эти мероприятия, теряют настроение, а они идут на концерт, а не на митинг. И все равно им не дают этого делать.
Отношение мамочек, бабушек, дедушек, друзей, отцов, матерей… Я сам отец, Роман — тоже отец. Мы тоже родители. Но мы не считаем, что музыкант виноват в чем-то. Музыкант является творческой личностью, и он занимается творчеством, он пишет. Если музыкант начнет говорить о том, что «вот, давай-ка я подумаю… а вот здесь… вдруг меня услышит ребенок, или не поймет, и пойдет что-нибудь сделает… а вот вдруг меня услышит девочка и не поймет, что-нибудь сделает…». На этом творчество заканчивается, оно превращается в паству. И мы приходим к чему? Опять к временам 90-х годов, где музыкой является София Ротару, и мы опять будем слушать вот это. Молодежь не хочет это слушать. Она хочет слушать музыку, которую она хочет.
И у нас возникает вопрос, почему местные власти [реагируя] на отписочки каких-то материнских комитетов, позволяют себе мешать концертам? Ведь родители должны воспитывать своих детей. Все зависит от воспитания. Если ребенок воспитан правильно, он, даже если слушает что-то, он не будет это повторять. Многие музыканты попросили задать вопрос: почему вы нас обвиняете в своих дырках? В том, что вы сами ничего не смогли сделать, что у нас нет идеологии в стране, что нету правильного образования в стране, нету морального образования молодежи в школах, и благодаря этому происходит то, что мы сейчас видим. Разложение молодежи — это не наша вина как артистов, это ваша вина как руководства. Поэтому я бы хотел уточнить такой вопрос. Почему вы нас обвиняете в том, что вы сами не смогли сделать, и на каком основании вы используете против нас 282-ю статью, и кто эти ваши, как их, эксперты, которые за свою жизнь не написали ни одного стишка, и в принципе, кроме как сухая оценка слов, разбора по словам, ни на что эти люди не способны? [Они не смогут понять], что в треке написано.
Я закончил, спасибо большое.
Часть третья, в которой депутат ЛДПР признается в любви к рэпу и объясняет Птахе, что во всем виноваты коммунисты
Воропаева: Спасибо, Давид. Мы предполагали, что у нас будет обмен мнениями после каждого выступления. Поэтому, коллеги, просьба: короткие вопросы, короткие ответы, если это возможно.
Солонкин: Именно поэтому хотел бы поблагодарить Молодежный парламент, почему мы решили совместно с независимой молодежью выступать, чтобы заведомо ребят не объявляли прокремлевскими.
Хотелось бы слово предоставить и нашим старшим коллегам. Михаил Владимирович…
Михаил Дегтярев, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи: Большое спасибо. Я не понял, правда… Давид Борисович так хорошо знает конституцию и законы, и это радует.
Птаха: Я не так хорошо знаю конституцию и закон, но какие-то свои права еще знаю.
Дегтярев: Это радует. Давид Борисович, уважаемый, я хочу высказать, во-первых, как автор законопроекта об отмене статьи 282, свое мнение на этот счет. Мы во фракции ЛДПР тоже считаем, что эта статья абсолютно неправильная, по которой сегодня можно упечь за решетку. Рэперы — это маленькая песчинка от того количества людей, которых можно сегодня по этой статье осудить. Поэтому мы считаем во фракции ЛДПР, что эта статья совершенно неправильная, ее ввели коммунисты, товарищ Илюхин.
Птаха: Да без разницы.
Дегтярев: Мы не в диалоге, Давид Борисович. Я выступаю, мы вас не перебивали.
Птаха: [на лице рэпера некоторое удивление]
Дегтярев: Поэтому это правильная позиция. Это коммунисты. Они приняли в одном из первых созывов эти поправки с подачи коллеги Илюхина. Многие сегодня, как говорится, пытаются на этом словить хайп, но мы в этой позиции укрепились, и давно, с Владимиром Вольфовичем. Поэтому это важно, чтобы у нас была свобода. И за свое мнение, которое отлично от другого, никто бы не мог пострадать. Это первое и самое главное.
Я не знаю, почему вы ставите вопрос в этом зале местным властям. Если знаете несколько глав конституции, мы законодатели. Мы с большим удовольствием пришли на встречу с вами, но не для того, чтобы отвечать за местные власти. Мы будем отвечать: я — за себя, как политик, как отец троих сыновей, как любитель — а я люблю музыку рэп. А местные власти будут отвечать за себя. Так же, как и каждый из нас будет отвечать за себя и за свои поступки. И перед законом, и перед господом. Это важно.
Поэтому говорить, что у кого-то есть паства, — я б так не стал говорить, потому что она есть и у вас. Ваши поклонники — их тоже можно назвать паствой. Также есть последователи и сторонники той или иной политической партии, того или иного течения в музыке. Поэтому очень интересно было выслушать вас, понять, что у вас вопросы накопились. Но очень важно задавать вопросы и себе. Я, например, люблю рэп-музыку, с удовольствием ее слушаю и не боюсь, чтобы дети ее слушали. Это интересная часть нашей культуры. Так же Высоцкий был в свое время частью субкультуры, но он своим трудом, своим талантом, своей божьей искрой субкультуру сделал культурой. И сегодня это эталон. Его именем, может, даже назовут аэропорт. Назовут ли вашем именем когда-то аэропорт или космопорт — покажет только время. Как и то, во что превратится эта субкультура под названием «рэп» через какое-то количество десятилетий.
Я лично могу высказать свою позицию. И как кандидат, кстати, в мэры Москвы на последних выборах не раз ее высказывал. Считаю, что нужно закон соблюдать. Если организаторы что-то нарушают и неправильно выставляют возрастные ограничения или нарушают закон об ограничении несовершеннолетних от вредной информации… Этот закон действует, и верующих чувства нарушают, ущемляют, их надо тоже соблюдать. Вот и все.
Поэтому о чем диалог? Если нужны изменения в законодательстве — давайте их обсуждать. Получить здесь разъяснения, почему в том или ином регионе какие-то предпринимаются действия, мне кажется, у вас не получится, потому что каждый отвечает на своем участке работы.
Зачем вы пришли? Вы справедливо спрашиваете. Наверное, чтобы задать эти вопросы через средства массовой информации. Вас же будут цитировать, вас будут показывать, вашу речь перепечатают, будут обсуждать. И в итоге к какому-то консенсусу мы придем.
Я лично считаю, повторюсь, что запрещать, ограничивать творчество ни в коем случае нельзя, но если это самое творчество нарушает законодательство, особенно об ограничении несовершеннолетних от вредной информации… Ну, коллеги, надо соблюдать закон. Вот и все.
Часть четвертая, в которой депутат хочет рассмешить рэперов стихотворением Есенина, а Птаха с ним чуть-чуть спорит
Дегтярев: А напоследок прочитаю вам стихотворение Сергея Есенина.
[Рэперы одобрительно качают головами].
«Не тужи, дорогой, и не ахай» оно называется. Вы знаете его? Слышали?
Не тужи, дорогой, и не ахай, Жизнь держи, как коня, за узду, Посылай всех и каждого на… запикано, Чтоб тебя не послали в… запикано.
Ну талантливый человек? Талантливый. Но нам же, как говорится, закон предписывает не ругаться в стенах Государственной думы и обществе и не читать полностью, правильно? А промеж себя, дома, за столом на кухне, мы можем полностью это стихотворение с вами продекламировать с использованием всей широты лексики русского языка. Вот, в общем-то, вам иллюстрация, как можно и как — нет.
Пожалуй, у меня все. Могу долго говорить, аппарат столько всего подготовил, что можно какие-то комплексные законотворческие инициативы вносить: увеличивать штрафы некоторые эксперты советуют, привлекать исполнителей к пропаганде здорового образа жизни, и так далее. Но каждый сам решает. Я, конечно, как председатель комитета по спорту рекомендую всем заниматься здоровым образом жизни, его вести, заниматься спортом, физкультурой, ходить на рэп-концерты и с удовольствием, в общем-то, отдыхать.
Птаха: Те вопросы, которые я озвучил здесь… Почему мы их задаем здесь, а не на местах, не в каких-то городах? Потому что это здание — оно само по себе полно законотворчества и законов, и здесь работают те люди, которые должны контролировать местные власти. Если центральная власть, которая находится в Москве, не способна контролировать на местах власть… Вы говорите, «каждый должен отвечать сам за себя». Нет. Это здание должно отвечать за всех. Это здание и Белый дом должны отвечать за всех, кто ниже вас находится, по иерархии, так сказать.
Мы не пришли сюда ругаться или что-то…
Воропаева: Все правильно.
Птаха: Мы высказываем свое мнение в той форме, в которой мы можем это делать.
Дегтярев: Коллега совершенно справедливо сказал, что у нас есть законодательство, мы его принимаем, и его все должны неукоснительно соблюдать. И если сегодня статья 282 действует, то она может быть применена и к вам, и ко мне. То же самое — и закон об ограничении несовершеннолетних от вредной информации.
Поэтому местные власти, особенно правоохранители, неукоснительно исполняют. За что мы им благодарны.
Птаха: Ну, я бы не сказал.
Часть пятая, в которой Жиган рассказывает про зону, называет вещи своими именами и читает заранее приготовленное стихотворение
Жиган (Роман Чумаков): Здравствуйте все. Послушал, очень интересно, стихотворение классное, тоже слышал его. И сразу вспомнились некоторые работы, в том числе и Григория Лепса, автора песни Евгения Григорьева «Рюмка водки на столе». Но не помню ни одной отмены концертов этого замечательного исполнителя. Хотя пропаганда налицо алкоголизма и всего остального. Ну ладно. Оставим эту тему. Я хотел о другом поговорить на самом деле.
Я как человек, находившийся в местах не столь отдаленных несколько раз — три раза, могу рассказать про отмену статьи 228 (Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — прим. «Ленты.ру»).
Статья очень нехорошая. Что б вы понимали, не *употребляю*, 15 лет не *употребляю* ни сигареты, ничего. К алкоголю отношусь тоже скверно и, в общем-то, веду здоровый образ жизни. Но о чем хотелось бы поговорить и сказать, если это имеет место быть на этом заседании.
Молодых ребят, по 18 лет, а то и по малолетке, сажают за [складывает большой и указательный пальцы, показывая маленький размер] вес амфетамина на четыре года. К нам в лагерь заехал мальчишка, 18 лет, тощенький такой, маленький, ему бы учиться в институте, заниматься спортом. Но попал он немножко не в ту субкультурную среду, и это не рэп, чтобы вы понимали, где попробовал *употребить* порошок. Ему дали четыре года. Что стало после — не знаю, уместно говорить или нет… Он проиграл в карты. А что стало после с этим мальчишкой — уже сами додумайте. Я думаю, не стоит это говорить на камеры.
Так вот. Я говорил об этом с Железняком Сергеем Владимировичем (депутат Госдумы — прим. «Ленты.ру») и эту историю рассказывал, и вообще я готов с любым человеком об этом сесть поговорить.
Это такая острая, горячая тема. Сажать молодежь, реально детей, на срок в четыре года… Хотя, чтобы вы понимали, я очень люблю своих детей и очень скверно отношусь к наркотикам, и в общем-то я никогда никакие наркотики и не пробовал, кроме растущих… Ну, не столь важно, это было очень давно, это было 15 лет назад.
Очень бы хотелось, чтобы обратили внимание вот на это. И я своим рэпом не пропагандирую это. И я в принципе не за то, чтобы это пропагандировали музыканты, ни в коем случае. Как и водку, которая стоит — «Рюмка водки на столе». Хотя песня очень хорошая. Она играет отовсюду, из каждого утюга. И никто ж слова не сказал про это. А тут молодые ребята, рэперы, собирают солд-аут, 30 тысяч человек, «Олимпийский», 25 тысяч человек, «Олимпийский». И тут — опачки! А они там что-то сказали про водку, они там что-то сказали про это, про то… То есть вы обращайте внимание на такие вещи, но я не конкретно к кому-то из вас обращаюсь, я в общем говорю.
[Теперь про] запреты концертов. Я не помню у рэп-исполнителя Хаски пропаганды наркоты, суицида или еще чего-то. Как бы я реально не относился к его творчеству — мне его творчество не нравится, я об этом открыто заявил в соцсетях, я сказал, что я не понимаю его музыку, манеру исполнения, реально не понимаю, акционизма не понимаю, — но закрывать человека на 12 суток по непонятным на то причинам, типа якобы хулиганство, — ну какая-то глупость и ересь. И слава богу, что вмешались люди выше и сказали: отпустите пацана. Что он не совершил ничего такого, за что надо посадить в тюрьму.
Просто люди, попадающие иногда в тюрьму, они становятся… Тюрьма — это не хорошее место исправления, а школа новых преступлений. Не зря так говорится. Пацан, который попадает в 18 лет в тюрьму, который мог бы, не знаю, нормально отучиться, высшее образование, пойти работать, сидит в тюрьме и учится тому, как обмануть закон так, чтобы больше не посадили. И тут, мне кажется, нужно подумать в первую очередь об этом. Большие срока — и это очень печально — за глупость! Реально за глупость! Как сказал один очень умный и здравый человек, «пусть кинет в меня камень тот, кто не без греха» (очевидно, Жиган просто оговорился, но его фраза звучала именно так — прим. «Ленты.ру»). Все мы могли по молодости немножечко, не знаю, начудить, еще что-то. Я буду своим языком выражаться, я не люблю вот этот… Хотя стараюсь, как мы говорили, фильтровать базар.
Мне кажется, проблема не в нас, в рэперах. Не в нас. Проблема в общем уже. Проблема… Я прочитаю в конце выступления свое стихотворение. Я очень с уважением отношусь к Есенину, я знаю его стихи, я очень люблю поэзию. Я прочитаю свое стихотворение, и там будет сказано о проблемах в этой стране — немножечко.
Чтобы узнать ближе рэп и вообще рэперов, рэп-культуру, откуда она взялась, как она здесь появилась, в этой стране, как прижилась, как дошла до того, что сегодня собирается по 35 тысяч человек на концерте одного человека… Одного. Я не думаю, что кто-то из этой петушиной кодлы сейчас готов собрать 35 тысячи человек в «Олимпийском», какой-нибудь там Киркоров, Моисеев… [Жигана одергивают коллеги]. А… Вот… Я не думаю… Ну, а что? Матов нету, я не матерюсь, не ругаюсь, я называю вещи своими именами, своим языком.
Я предлагаю вам всем 24 января посмотреть мой фильм, документальный фильм, блокбастер о хип-хопе. Называется «Beef».
Это, конечно же, в целях рекламы. Здесь много телекамер. Всем привет.
И закончить выступление я бы хотел своим стихотворением. Я думаю, что вы прислушаетесь.
Здесь миллионы стариков без хлеба и крова. Кто в этом виноват? Скажите, кто вы? Кто у них забрал их счастливую старость? Забрали все. А что же им осталось? Эх, Бориска. Натворил делов в стране. Но не мне тебя судить, спору нет. Глянь, люди сполна хапнули горя. В каждой второй семье — мужик алкоголик. Не сыпьте соль на рану нам. Больно. Но кто в этом виноват? Мы, что ли? Конечно, мы. Всю дорогу что-то ждали. Вместо того, чтоб заработать, водку жрали. Просрали страну, отдали задаром Все то, что создано было годами. И вот теперь мы опомнились. Кого винить? Зачем винить кого-то? Нужно дальше жить.
Речь не в нас. Речь не в рэперах. Мы не опасны. Мы можем писать хорошую музыку, и не надо нам заклеивать рот в надежде, что мы не будем говорить. Заклеивая нам рот пластырем, вы сделаете эту музыку культовой. И когда она будет под запретом, как в свое время была группа «Кино», она станет по-настоящему культовой, и тогда это может стать по-настоящему опасным прецедентом для каких-то действий. Поэтому лучше идите на компромиссы какие-то и давайте поддержку молодым исполнителям. Лучшая поддержка — не вставлять палки в колеса и, собственно, не мешать им делать то, что делают. Спасибо.
Дегтярев: Роман Васильевич, великолепное выступление, респект.
Часть шестая, в которой депутат соглашается по поводу «петушиной кодлы» и внезапно появляется полковник-наркополицейский
Дегтярев: Я полностью с вами солидарен по поводу всех «Голубых огоньков». [Рэперы оживляются]. Я сколько в сознательном возрасте включаю телевизор под Новый год — одни и те же лица. Это страшно. Полное разложение отечественной поп-культуры.
Поэтому у меня родилось предложение как у председателя комитета: напишу письма Константину Эрнсту, Добродееву, во все крупные телерадиокомпании с предложением во всех так называемых, не будем цвет называть, огоньках, дать время талантливым рэп-исполнителям. Показать стране ваше творчество. Но вот видите? Зашквар. И вы не пойдете.
Птаха: А мы и не пойдем. Потому что…
Жиган: Я очень извиняюсь! Михаил Владимирович, а мне кажется, нужно туда заглянуть.
Дегтярев: Надо идти, обязательно. На контрастах будем работать. Роман Васильевич, я вас поймал на слове.
Птаха: Не-не-не, без меня.
Солонкин: Коллеги, да, действительно, раньше была золотая эпоха русского рока, а сейчас — золотая эпоха русского рэпа, не побоюсь этого слова. Артем Викторович Туров, вам слово.
Артем Туров, депутат Госдумы: У меня буквально пара тезисов.
Дегтярев: Ты любишь рэп?
Туров: Конечно. Пара тезисов. Во-первых, спасибо большое, что пришли. Действительно, многие хотят хайпануть на этой теме, на самом деле проблема есть, и все ее прекрасно понимают.
Те вопросы, которые поднимаются [в песнях рэперов], — понятно, что эти проблемы есть, в городе или в регионе, или в какой-то семье, поэтому здесь на самом деле надо спасибо сказать тем людям, которые поднимают их.
Давид, вы сказали про местные власти. Ну давайте, у нас тут присутствуют депутаты Государственной думы, мы можем по каждой истории сделать депутатский запрос. Если это необходимо.
Птаха: Нет, мы же не говорим на данный момент о том, что уже произошло. Мы говорим о том, как сделать так, чтобы этого не происходило.
Туров: Правильно. Но для того, чтобы нам понять всю хронологию с точки зрения ее дальнейшего неповторения, здесь, мне кажется, тоже очень важно разобраться. Поэтому спасибо, что пришли.
Солонкин: Как говорится, словом можно ранить, словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести. И действительно, ребята, если воспринимать их не просто через призму рэперов, они являются все-таки лидерами общественного мнения, за ними большой охват целевой аудитории. И сейчас хотелось бы слово предоставить Хмельницкому Виталию Владимировичу, это начальник управления межведомственного взаимодействия главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, полковник полиции. Ваше слово. Спасибо.
Часть последняя, в которой полицейский разочаровывает рэперов, и все потихоньку начинают расходиться
Хмельницкий: Еще раз добрый день. .
За последние два года по данной статье кодекса об административных правонарушениях [пропаганда наркотиков] привлечено органами внутренних дел к административной ответственности более 300 лиц, причастных к пропаганде употребления наркотиков в сети интернет. К сожалению, установленная законом ответственность не останавливает нерадивых музыкантов от продвижения на российской эстраде своего творчества, пропагандирующего низменные поступки человечества, связанные с наркопотреблением. К тому же еще и приукрашенные отборным матом, как это можно слышать в песнях «Газгольдера» (рэп-лейбл Gazgolder — прим. «Ленты.ру»).
Бесспорно, среди рэп-персон имеются талантливые ребята, и для нас не стоит вопрос в том, чтобы выступить за запрет рэп-культуры, как это делается в Китае, например. Необходимо развивать новые и востребованные молодежью творчества, в том числе и использовать его в профилактике наркомании. Интересно бы получилось. Мы могли бы повзаимодействовать.
[Солонкин активно кивает, Птаха кивает чуть-чуть].
Еще будучи начальником управления ФСКН России по Ярославской области, я сам столкнулся с таким вопросом и пытался запретить выступление группы «Кровосток». Тогда по обращению в прокуратуру в июле 2015 года судом на время был заблокирован сайт с творчеством группы. Целью было обратить внимание общественности на проблему и оградить молодежь от влияния такой культуры.
И здесь не идет речь о цензуре, а скорее о сохранении в нашей стране нравственных и духовных устоев воспитания молодежи. На наш взгляд, необходимо ужесточение ответственности для лиц, неоднократно нарушающих российское законодательство, например — установление запрета на ведение публичной творческой деятельности на длительный срок позволит повлиять на сложившуюся ситуацию. В этой связи предлагается в обязательном порядке принимать меры к отслеживанию предлагаемого для общественной аудитории музыкального творчества рэп-исполнителей, в том числе в сети интернет. При необходимости проводить лингвистические экспертизы и ставить вопрос о целесообразности проведения их концертов и популяризации дальнейших. Благодарю вас за внимание.
Воропаева: Мне кажется, сейчас будет бурная реакция.
Птаха: Я правильно понял, что вы считаете, что запрещать в сети интернет-сайт артиста, какое-либо творчество, вы считаете, что вы этим сможете сохранить нравственность в нашей стране? Мне просто интересно, я не понял. Вы реально считаете, что запретив Элджея, вы сделаете его более нравственным?
Хмельницкий: Я бы не хотел сейчас вступать в эту словесную перепалку. Если вы хотите понять — я вас приглашаю на личную встречу.
Птаха: Но мы же пришли сюда выяснить ситуацию.
Хмельницкий: Мы ее вот так вот не выясним. Я высказал свое мнение.
Птаха: Я же вам ничего и не говорю.
.
Жиган: Птах, я очень сильно извиняюсь, речь зашла уже ни о чем, люди уходят — один ушел, другой не пришел. Еще раз скажу. 24 января фильм «Beef» во всех кинотеатрах страны. Спасибо, я пошел. Мне уже не о чем разговаривать. Всего доброго. Спасибо. [Проходя мимо Птахи] Ни о чем разговор, братан. Можно еще 20 лет тележить, обсуждать… Ни о чем.
На молодежном форуме «Таврида» в Крыму открылся фестиваль «Таврида — АРТ», который уже прозвали российским аналогом Burning man. Даже пейзажи окрестностей Судака чем-то напоминают пустыню Невада. Здесь развернулось настоящее состязание по «культуре без правил» со своей особой философией — сделать организаторов и участников соавторами, чтобы они вместе создали свою среду для жизни и среду для творчества (это 70 процентов всей площади фестиваля: арт-площадки здесь считают целыми кварталами). Зрителями «российского Burning man» стали уже тысячи людей. «Лента.ру» заглянула в Instagram, чтобы пережить их эмоции.
Фото опубликовано @yanochkamad
yanochkamad:«Ооооо-ла-ла! @tavrida_art Вчера состоялось официальное открытие абсолютно нового и самого творческого фестиваля «Таврида» 🎉. Тысячи творцов приехали со всей страны чтобы подготовить площадку для настоящего праздника»
Фото опубликовано @socialnaya_set_
Фото опубликовано @astrlkv7
astrlkv7:«Здесь не только актеры, но и танцоры, певцы, музыканты, КВНщики, спортсмены и люди которые все всегда готовы помочь. Нереальная перезагрузка перед началом учебного года и уникальный опыт, этого достаточно, чтобы полюбить это место»
Фото опубликовано @korry_music
Фото опубликовано @korry_music
Фото опубликовано @elza_is
elza_is:Как бы я не грустила из-за болезни, я рада, что попала сюда. Русский бернингмен, еп
Фото опубликовано @omnamedja
Фото опубликовано @galakubik
galakubik:«Знаете, бывает такое в путешествии: смотришь и понимаешь, что вот он — лучший момент. И не так важно, что будет дальше. Сегодня на Тавриде для меня было так. Спасибо актеру и режиссеру Владимиру Машкову за разговор о творчестве, ролях, таланте и воображении. Догадаетесь, о чем я его спросила?»
Фото опубликовано @denischudaev
Фото опубликовано @nyasha_burnyasha
Фото опубликовано @feleshtinskaya
Фото опубликовано @ana7ph
Фото опубликовано @ana7ph
Фото опубликовано @janyshmayr
Фото опубликовано @nadezhda_alexseevna_k
Фото опубликовано @dasha.shelekhova
dasha.shelekhova:«Я танцую целый день, общаюсь с невероятными людьми, опять танцую! в столовой, за кулисами, в палатке (да да, живу Я в палатке под открытым небом.. то ещё испытание, но честно, оно того стоит!))»
Фото опубликовано @apingvin31
Фото опубликовано @yulyaka.sarycheva
yulyaka.sarycheva:«Чудесное тёплое крымское море сделало этот день. Ну а вечером, жара сменилась грозой,дождём и нереально сильным ветром! Но, несмотря на это, мы безумно счастливы быть здесь!»
Фото опубликовано @fedorluc
Фото опубликовано @art_fest_taibola
art_fest_taibola:Покрасить небо? Отправить в невесомость обитателей морских глубин? Заглянуть в гигантского воздушного змея? Прятаться от невидимого дождя? Чего только не сделаешь, чтобы сдать новый арт-проект вовремя!
Фото опубликовано @varvara_hlustina
varvara_hlustinaА тут все равно хорошо… Пусть мы не понять как едим, душ нам снится, но мы вообще не спим) здесь все равно круто. Я думаю, у каждого есть этот предел, когда ты не готов терпеть что-то уже, даже ради чего-то. У меня видимо этот предел оооочень далеко, когда дело доходит до танцев. И с каждым днём этот предел становится все дальше и дальше.
В России сменился министр здравоохранения — вместо Вероники Скворцовой руководить российской медициной будет Михаил Мурашко, бывший глава Росздравнадзора. Смена главы министерства произошла на фоне многочисленных скандалов в сфере: врачи в 2019 году проводили многочисленные публичные акции, «итальянские забастовки» и даже увольнялись, чтобы противостоять несправедливым (на их взгляд) порядкам в здравоохранении. Почему нравы медиков, которые раньше считались самым лояльным власти классом, вдруг изменились? Отчего усиливается конфликт между врачами и пациентами и к чему это все может привести? Об этом «Ленте.ру» рассказала профессор социологии и член экспертного совета Всемирной организации здравоохранения Анна Темкина.
«Лента.ру»: У врачей всегда была стратегия — не выносить из избы сор. Сейчас многие начали открыто говорить о недостатках. Что изменилось?
Анна Темкина: У врачей, как и у многих других медицинских работников, существует сильная ориентация на профессию, гордость и достоинство, на то, что они могут справиться с очень серьезными проблемами в соответствии со своими знаниями и навыками. Для них это очень важно. При этом они все больше и больше осознают, что не могут реализовываться как профессионалы. И это основное, что их толкает и на протесты, и на то, чтобы менять работу или пытаться что-то изменить на своем рабочем месте. Они видят и осознают большие противоречия между новыми высокими технологиями и расширяющимися клиническими возможностями, достижениями фармацевтических индустрий и тем, что наблюдают и могут сделать в реальной практике.
Медицина уверенно шагает в ХХII век, а на местах вместо прогресса врачи ощущают регресс, функции и возможности часто сводятся к чему-то среднему. Многие говорят, что они нечто среднее между функциями технического работника и сестринского звена, а функции квалифицированных медсестер — ближе к обслуживающему персоналу.
Что стало последней каплей? Низкие зарплаты?
Скорее повлиял разрыв потенциальных возможностей с реальностью, который постоянно растет. Это одна из центральных причин недовольства. В одном из наших исследований мы обнаружили, что врачи довольно остро ощущают несправедливость очень во многих измерениях. Усиливается контроль, при этом одна инстанция предъявляет к ним одни требования, другая — прямо противоположные.
Обычно врачи были склонны относиться к этому диссонансу как к сильному дождю, который идет, и сделать с этим ничего нельзя. Но дождь может превратиться в шторм или наводнение, когда нужно что-то предпринимать для спасения. Свою зарплату врачи, конечно, тоже воспринимают как несправедливую. Но не думаю, что это главная причина — скорее, это понятный символ несправедливости и способ донести до общества свои проблемы.
Еще одна особенность последнего времени — в различных социальных сетях все больше и больше врачей организуются в профессиональные группы. Многие из этих сообществ относительно открыты. Часто в них обсуждаются вопросы, о которых еще недавно говорили только за закрытыми дверями.
Какие?
Профессионалы инициативно обсуждают стандарты лечения, говорят о невозможности реализовывать свои задачи и обсуждают просто клинические случаи. И очень часто это одновременно и разговор о социальной несправедливости. Недовольство все более осознается как системное — не где-то плохой врач, конкретная ужасная больница, а повторяющиеся, то есть системные закономерности.
В феминизме есть лозунг «Личное — это политическое». Это значит, что если «личные» проблемы есть у многих (например, насилие или дискриминация), то к ним приводят действие или бездействие определенных социальных структур, системное неравенство и несправедливость. Это политика в широком смысле слова. Я бы сказала, что сейчас ситуация в России может быть охарактеризована аналогичным лозунгом: «Профессиональное — это политическое». Когда журналистам могут указывать темы работы — это профессиональное, а не личное. Когда все или многие врачи или учителя не могут эффективно работать — это тоже политический вопрос.
Среди медиков появилось расслоение: главврачи, приближенные к ним и все остальные. Разница в зарплатах между этими классами может достигать десятков раз. В связи с этим в медицинской среде популярна теория заговора — государство специально внедряет принцип «разделяй и властвуй». Есть основания так считать?
Для социолога не существует «практической» теории заговора — все процессы имеют социальные причины и последствия. Однако, согласно мему «хотелось как лучше, а получилось как всегда», заговор и все его последствия спланировать невозможно, как и в любой реформе нельзя учесть все заранее, — в социологии это называется непреднамеренными последствиями. Однако дискурс заговора существует, и он выгоден — ясно, на кого направлять раздражение, где искать псевдоисточник несправедливости.
У меня нет данных по социальному расслоению врачей. Я бы сказала, что этот тезис скорее медийный продукт. В медучреждениях, с которыми мы сотрудничаем, нет жесткого неравенства в оплате. Мы проводим исследования в организациях практического здравоохранения, видим много врачей на административных должностях, которые первыми приходят на работу и уходят последними. И зарплата у них хотя и выше, но не в разы, и за каждого сотрудника они болеют, и за все несут ответственность. И это обычные государственные учреждения.
В медицинском сообществе есть еще и другая популярная теория заговора. Врачи — буфер между населением и чиновниками. И, мол, чтобы народ мог куда-то выпустить пар, то мальчиками для битья назначили докторов. Эти подозрения — тоже медийный продукт?
Я такое мнение тоже встречаю довольно часто. Но из данных правоохранительных органов, которые получают и анализируют коллеги, видно, что легально, через суды, врачей наказывают довольно мало. О наказаниях много говорят, но реально медики страдают меньше, чем даже сами работники правоохранительных органов.
Медийно врачи у нас действительно представлены как «убийцы в белых халатах», но юридически это не совсем так. Если пар и выпускается, то выпускается он в гораздо большей степени на публику, не имея значительных правовых последствий. Однако врачи чувствуют себя в ситуации постоянного контроля и угроз, о которых им часто приходится думать больше, чем о потребностях пациентов.
Врачи обижаются на пациентов за потребительский экстремизм. Те в ответ предъявляют претензии, что сегодня доктор не на стороне больного. Пациентов, дескать, лечат не тем, чем нужно, а единственное, что осталось в наличии, — йод.
А что врач может сделать, если ничего нет?
Хотя бы записать в карту, что в больнице нет препаратов, жизненно необходимых пациенту.
На следующий день этот врач будет уволен или строго наказан, а у него (с большой вероятностью, у нее) — трое детей. Много среди ваших коллег-журналистов тех, кто готов написать что-то, из-за чего завтра он может лишиться работы? Конечно же нет. А почему среди врачей должны быть исключительно герои? Врачи такие же, как и все общество. Я не спорю: индивид способен на многое и на своем рабочем месте, но он очень рискует, если делает это индивидуально. А вот коллективное действие иногда срабатывает. Заступились журналисты за Ивана Голунова — был реальный эффект.
Да, врач сегодня не на стороне пациента. Врач — на стороне государства. Но это — 70 лет советской и 25 лет постсоветской власти, контроля и множественной подотчетности, сейчас еще и экономической. Иного не сформировалось. Не было ни моральных, ни материальных условий, чтобы врач системно вставал на сторону пациента. Врач был и остается зависимым от государства, его профессиональная автономия ограничена. И тем не менее доктора встают на сторону пациента. Мы это видим в наших социологических исследованиях. Профессиональная честь заставляет врачей рисковать. Простой пример: не так уж редки ситуации, когда врачи за счет собственных средств покупают отсутствующее лекарство в больнице. Но часто пациент об этом даже не подозревает.
Почему?
Врачи этим самым нарушают закон и все мыслимые и немыслимые ведомственные инструкции. В больницах могут использоваться только те препараты, расходные материалы, которые куплены по тендеру. А необходимого препарата, например, нет, и появится он только через несколько недель — а ребенок болен сегодня.
Пациенты даже не подозревают, что врач ради них рискует. Наоборот — пациенты скорее подозревают, что врач не в их команде. И они во многом превентивно правы. Потому что если доктор действительно будет на стороне государства и жесточайших правил и санкций, то потом будет «поздно пить боржоми». Поэтому лучше заранее иметь несколько врачебных мнений, разные мнения из интернета, и с этим идти к врачу.
Докторов такая «осведомленность», конечно, сильно раздражает. Потому что это они семь и более лет клинически учились, а тут человек с улицы заранее сомневается в их знаниях и решениях. Но на самом деле в этом конфликте есть системная политическая составляющая. Потому что здесь речь не о плохом враче и агрессивном пациенте, а о заложенной системе, когда и сверху, и снизу врача подозревают в дурном. И действительно, ему приходится постоянно маневрировать, чтобы соблюсти все законы, нормативы и в условиях ограничений и нехваток все-таки вылечить человека. Система препятствует нормальному взаимодействию врача и пациента в интересах последнего.
А это нормальное взаимодействие когда-то было?
С советских времен в медицине сохраняется патерналистская модель поведения: доктор (представитель государственной системы) знает лучше. Пациент не спорил, а подчинялся — и многих проблем не существовало, то есть они не были видимыми и осознанными. Такая модель современных пациентов уже не устраивает. У пациентов, особенно у тех, у кого есть деньги, — есть и выбор. Он или она может обратиться в частную клинику, может прочитать гайдлайн (руководство по лечению — прим. «Ленты.ру») даже на английском языке и прочее.
Конфликт между доктором и пациентом, который всегда существовал латентно в условиях жесткого контроля и отсутствия профессиональной автономии, сегодня становится более открытым и осознанным. Ибо у пациента появился и доступ к информации, и голос, и свое мнение. И это все очень обостряет и без того непростую ситуацию среди профессионалов.
Тактика жалоб от пациентов, добивающихся справедливости, до сих пор эффективна?
Если со мной грубо будут разговаривать в медицинском учреждении — я могу написать жалобу. И напишу. Но при этом как исследователь я прекрасно понимаю бессмысленность такого действия. Допустим, уйдет моя бумага в Минздрав или Росздравнадзор. Оттуда придет проверка, которая испортит на месяц-два жизнь всей организации. А врач, который мне нахамил, в худшем случае отделается легким выговором. То есть накажут не конкретного доктора, а всю организацию.
Или, напротив, жалоба будет использована для решения внутренних проблем, к грубости отношения не имеющим. Понимая это, я, может быть, и воздержусь от жалобы. Хотя именно благодаря давлению снизу грубости стало в медицине гораздо меньше, никому не хочется получать выволочки от начмеда и заведующих.
Хамство — это меньшая из бед. А если лекарств нет в больнице, не то назначили, не проводят исследований — тоже бессмысленно жаловаться?
Маловероятно, что пациент узнает о том, что чего-то нужного в больнице нет или его лечат не тем, чем необходимо по международным стандартам. Конечно, если он возьмется штудировать медицинские стандарты — тогда, может быть, и узнает. Или он сам врач. Но, скорее всего, врача (коллегу) будут лечить как надо. А простому пациенту объяснят, что есть местный, региональный протокол, закон номер такой-то и прочее.
Одна коллега, занимающаяся социальными исследованиями в сфере репродуктивного здоровья, рассказывала московскую историю. Женщина ходила на роды не с доулой (помощница при беременности — прим. «Ленты.ру»), не с мужем, не с матерью, а с юристом — поскольку ее интересовало соблюдение всех прав и всех правил. Но это редкий случай. В целом пациент не знает, каковы его реальные права, что и как конкретно ему должны делать, какими лекарствами его должны лечить, он не знает, например, дженерики это или оригинальные препараты. И откуда ему знать, если сами врачи не всегда успевают отслеживать новые правила, нормативы, изменения правил в закупках, в экономических стандартах и прочее? Исключение — хронические больные, которые 10-20 лет живут со своей болезнью и уже знают ее лучше, чем врач. Тогда — да, такой пациент уже может потребовать: «Раньше мне давали такое-то лекарство, куда оно у вас делось?» И тогда действительно могут быть серьезные разбирательства. Но таких «профессиональных пациентов» все-таки меньшинство.
Недовольные пациенты часто не очень понимают, на что жаловаться, что зависит от врача и организации, а что — нет. Жалуются в результате на все подряд. Плохое питание, отсутствие оборудования, очереди, логистические проблемы — это очевидные проблемы. Но в каком состоянии здоровья вы выйдете из больницы, вряд ли существенно зависит от этого.
В прошлом году медицинскую отрасль сотрясали скандалы: увольняли врачей из ведущих медицинских федеральных центров. Причем не рядовых сотрудников, а профессионалов с регалиями. В этих историях чего больше — битв за кресла или за дело?
Все же это московские истории, поэтому я в них не компетентна, ничего не могу сказать. В столице много денег и других ресурсов, много власти, много престижных мест и конкуренции. В Питере их в разы меньше, поэтому такие события случаются гораздо реже. В Москве это происходит и будет происходить еще чаще. Изменения заключаются в том, что раньше, когда сильные увольняли слабых, последние молчали. Сейчас — заговорили.
Возможно, такие вещи происходят потому, что у нас не ценят профессионалов?
Кто не ценит?
Работодатель, государство. Если нужно освободить место для чьего-то сына или племянника, то потеснят любого профессионала, каким бы уникальным он ни был.
Вообще-то, государство — это мы все вместе. Но у нас понятие «государства» окружено каким-то мистическим ореолом невидимой непрозрачной силы. Это — Кремль, это — чиновники? Это — министерство, Росздравнадзор? В принципе, для врачей высшим органом контроля должно быть их собственное профессиональное сообщество. Более строгого контролера не придумаешь, если врачи отвечают за свою работу перед пациентом и собой, а не перед мистической высшей силой.
А что касается «потеснят хорошего профессионала» — это известное упрощение. Вряд ли к операционному столу допустят чьего-то сына или племянника, который не умеет оперировать: последствия будут на первой же операции. А вот к управлению допустить могут — и это большая проблема. Или действительно потеснят, если два врача имеют равную квалификацию, но один «со связями». Победить в конкуренции с равным поможет властный ресурс.
Проблема не в обесценивании профессионализма. Часто отсутствует, например, хорошо налаженный уход за человеком, его должны обеспечивать родственники или нанятая сиделка. Постоянно не хватает работников сестринского звена, которых вообще не замечают как профессионалов, и это сказывается на их зарплате, престиже и мотивации. А именно они могли бы во многом высвободить руки врача — знаний и навыков у них вполне достаточно. Но и им нужна автономия в сестринском деле, разговоры о которой все еще выглядят в наших условиях ересью.
То есть больница в лучшем случае обеспечит квалифицированными врачами и лекарствами. А вот дальше — крутись как хочешь. И это — Санкт-Петербург, в котором ресурсы есть. Что же происходит на периферии?
Я бы сказала, что у нас не ценят не то что профессионализм, главное — не ценят вообще человека. Если пациенту не помогать 24 часа в сутки справляться с последствиями даже не самой тяжелой операции — он просто не выживет. Вернее, у молодых шансы есть. А с пожилыми людьми — беда. И это действительно мало волнует тех, от кого это зависит.
Врачей тоже не волнует?
Они ничего сделать не могут. Врачи почти круглосуточно в операционной, судно выносить за больным и его кормить они не могут. Сиделки-санитарки ухаживают за огромным количеством пациентов и не справляются. Кроме того, исполняя майские указы, многих вывели за пределы медицинского штата, что позволяет не повышать им зарплату. Многие из них очень обиделись на это, посчитали несправедливым, мотивация понизилась еще больше.
В то же время официальная позиция Минздрава: у нас есть отдельные недостатки, но в целом российская система здравоохранения эталонная. Почему?
Я не могу в нескольких словах ответить на этот вопрос. Целый курс надо читать о том, как устроены наше общество и разные социальные институты, в том числе медицина и система здравоохранения. Но, вообще-то, это неготовность брать на себя ответственность. Мало кто может сказать: «Да, я ошибся, давайте сделаем по-другому».
Можете спрогнозировать, что ждет отрасль здравоохранения в 2020 году?
Единственное, что я могла бы ожидать как социолог, — это то, что профессиональные группы будут укреплять свою коллективность и солидарность. Их голос будет звучать громче, они будут ярче и четче формулировать свое недовольство, заявлять о своих требованиях. Если профессионалы будут обретать социальный и политический голос — можно надеяться на позитивные перемены.