Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Россияне не спешат вступать в брак, к таким выводам пришли социологи. Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), граждане теперь более осознанно и осторожно подходят к этому вопросу и регистрируют брак не раньше 29-30 лет. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров утверждает, что, прежде чем идти в ЗАГС, молодые люди предпочитают «протестировать» свои отношения, проверить, готовы ли они к совместной жизни, чтобы не совершать ошибок. Это отличается от поведения их родителей, выросших в советское время. Тогда в брак вступали в 20-25 лет, а добрачные отношения порицались. Сегодня, несмотря на активную пропаганду семейных ценностей, доля россиян, предпочитающих сожительство законному браку, достаточно велика. Как меняются взгляды молодежи на семью и брак? Какие тут тенденции? «Лента.ру» разбиралась в вопросе.
Пик популярности добрачных сожительств пришелся на конец 1990-х годов, отмечает ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, почти 10 процентов пар, проживающих совместно, не регистрировали свои отношения. В тот период на смену привычной модели семьи пришли разнообразные формы сожительства, которые воспринимаются молодыми людьми как этап, предваряющий брак. Вместе с тем сожительство перестало встречать порицание в общественном сознании, наоборот, воспринималось как «пробная форма» брака.
В сталинское время брачно-семейные отношения регулировались, разводы ограничивались. В хрущевскую эпоху процедуру расторжения брака упростили, что дало всплеск разводов. «Но это не значит, что все сразу решили развестись. Люди много лет вместе не жили, но не могли официально это оформить», — говорит Тындик.
Отношение к сожительству в массовом сознании в СССР было крайне негативным: такие союзы старались не афишировать. Сам факт совместного проживания граждан без брака квалифицировал их как «неблагонадежных». Кроме того, сказывалось отсутствие рынка арендной жилплощади: молодежи, не имеющей собственного жилья, сожительствовать было негде. А регистрация брака и рождение детей были достаточным основанием для того, чтобы встать в очередь на получение квартиры от государства. Во многом из-за советского прошлого термин «сожитель» до сих пор воспринимается с отрицательной коннотацией.
Времена изменились: сейчас половина россиян с пониманием относится к совместной жизни до брака. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного исследовательским центром РОМИР в 2015 году. Порядка 15 процентов опрошенных не считают штамп в паспорте обязательным условием счастливой семейной жизни, и только треть не признают такие отношения допустимыми. Социологи приходят к выводу, что молодые люди видят в сожительстве не только приемлемую практику, но и обязательное условие: своеобразную проверку союза на прочность. При этом положительный результат в течение нескольких лет вовсе не служит поводом к подаче заявления. Многих вполне устраивает и такое положение. От добра добра не ищут.
Растет и планка «брачного возраста»: два года назад половина россиян признавали разумным вступление в брак с 18 до 24 лет. Еще 6 процентов предпочитали воздерживаться от походов к ЗАГС до 30 лет. Среди женщин традиционно велика доля тех, кто считает, что выходить замуж нужно как можно раньше, лучше всего — до 24 лет. Мужчины склонны жениться в 26-29 лет.
Возраст вступления в брак действительно увеличился, говорит демограф Алла Тындик. «Сейчас формальное отношение к браку совсем другое. Факт регистрации привязывается к деторождению, — добавляет она. — Статистика показывает, что два этих события достаточно близки по времени. По-прежнему у нас очень много регистраций на 4-5-м месяце беременности».
В западноевропейских странах незарегистрированные союзы давно воспринимаются как норма. Еще в ХХ веке сожительство перешло из разряда девиантных форм во вполне легитимную альтернативу церковному или цивильному браку. «Пробные союзы» получили распространение преимущественно среди молодежи, нацеленной на образование и самореализацию.
По мнению демографов из НИУ ВШЭ, в России сожительство пока находится на переходном этапе: еще не стало абсолютным заменителем брака и не считается предпочтительным для совместного рождения и воспитания детей. Причем фактические союзы по длительности часто не уступают зарегистрированным и обладают многими свойствами брака, такими как общие бюджет и жилье. Согласно выводам исследователей, добрачные отношения более характерны для мегаполисов, чем сельской местности. К сожительству склонны нерелигиозные люди и те, кто получил профессиональное образование.
Есть также данные, подтверждающие, что возраст вступления в брак зависит от дохода: граждане с более высокими зарплатами и уровнем образования позже вступают в брак и заводят детей. И вообще, по словам Аллы Тындик, сейчас женитьба и замужество после окончания школы — редкость. Есть установки: получить образование, встать на ноги.
Недавние опросы показали, что в системе ценностей молодых россиян семье уготованы отнюдь не первые роли. Большинство (18 процентов) респондентов ВЦИОМ назвали приоритетным доход, 11 процентов — предпочли порядок и стабильность, еще 8 процентов считают главной ценностью возможность самореализации. Семья не вошла даже в пятерку приоритетов.
Трансформацию претерпели не только мотивация молодых людей и их ценностные ориентиры, но и отношение к самой регистрации. Социолог Тамара Ростовская в своем исследовании «Особенности матримониального поведения российской молодежи» приходит к выводу, что россияне принципиально отказываются от «штампа в паспорте» из-за отсутствия веры в прочность института брака, а также опасений за свое жилье и другое имущество, которое придется делить в случае развода (брачные контракты по-прежнему экзотика для России). В то же время главным доводом за сожительство выступает чувство свободы и независимости в отношениях. По данным последней Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, около 4,4 миллиона пар состояли в незарегистрированном браке. Причем среди граждан младше 30 лет доля сожительств превышает 35 процентов.
Тем не менее даже молодежь предпочитает жить в браке (почти две трети). По мнению социолога, на регистрации союзов чаще настаивают женщины. Связано это с тем, что брак дает им определенные гарантии на будущее. «Юридическое оформление этой процедуры предполагает повышенную ответственность мужчины за сохранение семьи и некоторую систему материальных гарантий для женщины и детей на случай развода», — указывает профессор Ростовская.
Отряд российских саперов на аэродроме «Чкаловский» перед отправкой в Сирию
Фото: Павел Герасимов / РИА Новости
Глава Пентагона счел пустым обещание России бороться с международным террором, оценив результат ее действий в Сирии как нулевой. Российские политики сочли слова министра обороны США признаком агонии уходящей администрации президента Барака Обамы и попыткой скрыть свои ошибки. О том, каковы на самом деле результаты присутствия РФ в республике и что стоит за выпадом Пентагона, «Лента.ру» побеседовала с российскими парламентариями.
Россия обещала бороться с террористической организацией «Исламское государство» (запрещена в России) и наладить ситуацию в Сирии, но в итоге ничего не сделала, заявил глава Пентагона Эштон Картер в интервью телеканалу NBC. Более того, Москва своими действиями усложняет ситуацию в Сирийской Арабской Республике, уверен американский чиновник. Это заявление прозвучало на фоне режима прекращения огня в стране, о котором объявил российский лидер Владимир Путин в преддверии наступления 2017 года.
До инаугурации республиканца Дональда Трампа, избранного американского президента, остается чуть больше недели. Российские политики не исключают, что заявление Картера — еще не финальный аккорд антироссийской политики действующего президента Обамы, команда которого пытается оправдаться перед уходом.
Все результаты — уже налицо
Вадим Деньгин, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи:
«На борьбу против России явно были получены какие-то деньги, административные ресурсы, плоды интеллектуального труда — и все это горит прахом. Попытка сделать хоть какую-то гадость, плюнуть в сторону человека, потому что сделать уже ничего невозможно, — очередной ее формат.
Я не исключаю, что у Обамы еще будет финальный аккорд — с учетом того, сколько его администрация уже наговорила в сторону Российской Федерации, да еще в преддверии прихода нового человека к власти. Есть люди, которые отдали на борьбу с Россией несметные богатства, и администрации Обамы надо показать, что они как-то отработаны.
Уже все признали, что когда мы в Сирию привели свои вооруженные силы, результаты оказались налицо: террористы потерпели сокрушительное поражение. А со стороны американцев только и слышно, что они ошиблись: не то разбомбили, не туда попали, не туда стрельнули, не туда привезли что-то. Я вообще не понимаю, в каком формате работает их Министерство обороны, если они столько ошибались».
Уколоть Россию напоследок
Сергей Цеков, член комитета Совета Федерации по международным делам:
«Это признак слабости уходящей администрации Барака Обамы, которая не желает признавать очевидные вещи. Очевидная вещь заключается в том, что Россия сделала огромный шаг в наведении порядка на Ближнем Востоке, а конкретно в Сирии.
Что касается администрации Барака Обамы, они не только не сделали там нулевого вклада — хотя лучше, если бы сделали нулевой, — они сделали все для появления и усиления ИГИЛ (то же, что ИГ) на Ближнем Востоке. Вот это дело их рук. Вместо того чтобы бороться с ИГ, США только имитируют борьбу, а фактически вооружили террористов, дали им возможность хорошо зарабатывать на продаже нефти.
Это заявление было сделано для того, чтобы, во-первых, уколоть напоследок Россию, а во-вторых, оправдать свою бездеятельность».
Посмотрим на агонию с иронией
Алексей Чепа, зампред комитета Госдумы по международным делам:
«Наша страна более года ведет самую серьезную работу, и все эти действия зафиксированы не только нашими военными специалистами, но и международными структурами. Даже террористы признают значительные потери в Алеппо.
Последние действия США — выдворение российских дипломатов и вот такие смешные заявления о неэффективной работе наших военных — это агония существующей власти, в том числе желание снять с себя ответственность: «Вот мы не добились результатов, вы видите, что происходит». Я думаю, что на такие заявления нужно смотреть с определенной иронией».
А самим показать нечего
Александр Шерин, первый зампред комитета Госдумы по обороне:
«Если у американских генералов проблема с пропагандой, — это их проблема, а не наша. Всему миру очевидно, какую роль Россия сыграла в разгроме ИГ. Попытки умалить достоинство российского офицерства, солдат и оружия схожи с попытками забыть о той роли, которую играла Советская армия в разгроме немецко-фашистских захватчиков.
Они пусть сначала с Мосулом разберутся. Что-то они подзавязли там, наши герои-рейнджеры. А то куда бы они ни залезли — никаких результатов пока нигде не достигли».
Обижаться не надо
Ольга Ковитиди, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
«Это очередной конфуз под занавес.
О вкладе России в борьбу с терроризмом и о том, что Россия действительно является страной-миротворцем, уже говорят. Мы с вами видим, что это неоднократно признавалось ООН, об этом, кстати, говорит и избранный президент США Дональд Трамп. Самое главное, что об этом говорят в Сирии.
Не нужно обижаться на Россию за то, что у кого-то что-то не получается, что народ США доверил свой выбор другому политическому лидеру — не Обаме, а Трампу. Нам не нужно к этому относиться серьезно, просто продолжать делать то, что мы делаем».
Грехи списывают
Юрий Швыткин, зампред комитета Госдумы по обороне:
«На примере событий в Сирии у меня сложилось такое ощущение, что вклад России не просто большой, а что это единственная страна, которая реально борется с терроризмом.
Заявление со стороны США — самая настоящая агония, попытка списать все грехи на кого-либо, в частности, на Россию, дабы оправдать свою политику, результатом которой явился проигрыш ставленницы Обамы — Хиллари Клинтон.
Мы видим реальные дела России по оказанию гуманитарной помощи, по недопущению гуманитарной катастрофы, по уничтожению и изобличению террористов «Исламского государства» — в отличие от США, которые только провозглашают, декларируют, делают какие-то громогласные заявления».
Проколы стали очевидны
Франц Клинцевич, первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:
«Россия вместе со странами своей коалиции единственная ведет реальную борьбу с международным террором. Что касается США и многих стран НАТО, они не то что занимаются профанацией с точки зрения ведения борьбы, они сегодня оттачивают этот инструмент.
Американцы превратили войну в самое доходное коммерческое мероприятие. Основным реализатором этой коммерческой структуры являются спецслужбы США и их вооруженные силы. Но после выборов [американского президента] возникла проблема: стали очевидны некачественная, слишком самоуверенная работа специалистов и огромное количество проколов».
Фото: страница Приорат России Всемирного Ордена Тамплиеров во «ВКонтакте»
В современном мире продолжают существовать многочисленные рыцарские ордена, тайные общества и организации, созданные столетия назад, — от масонов и розенкрейцеров до казаков. Одни пытаются найти свое место в современности, о других широкой общественности почти ничего не известно. Ко вторым относятся тамплиеры — последователи ордена Храма, с которым связаны легенды о сказочных сокровищах и Святом Граале. В России существует несколько организаций, члены которых называют себя тамплиерами. Одни нагнетают атмосферу таинственности, верят в тамплиерские корни Дональда Трампа и объявляют облавы на Pussy Riot; другие устраивают оргии; третьи спешат разочаровать и заявляют, что за сокровищами, мистикой и политическими амбициями — это не к тамплиерам. «Лента.ру» взглянула на мир отечественных рыцарей Храма и узнала, мечтают ли они о новом крестовом походе.
Вести из прошлого
Конец второго десятилетия XXI века — интересное время. Всюду возводятся стены, настоящие и нет, мир ищет отравителей и плетет интриги, в России масоны ведут Instagram, казаки нападают на оппозиционеров, а ответ за них в одиночку держит казачий блогер. Все это напоминает какое-то киберсредневековье.
Было и того удивительнее — на питерский штаб казаков напали, разграбили его и осквернили. Утверждалось, что похищены казачьи шашки, сабли, нагайки, мальтийский кинжал, а в помещении провели некий мистический ритуал: повсюду была разбросана дохлая рыба без головы, а к кресту председателя совета стариков прикололи белую перчатку. Казаки обвинили в нападении предыдущего атамана, которого ранее выгнали из-за членства в ордене тамплиеров.
Казалось бы, все это похоже на шутку. Но вскоре тамплиеры выступили с заявлением, что этого человека они уже выгнали из ордена. Выходит, в 2018 году тамплиеры в России кого-то принимают в свои ряды, а кого-то исключают. То есть существуют.
Некогда могущественный европейский рыцарский орден был создан в 1118-1119 году и сгинул вместе со своими легендарными сокровищами в 1312-м, когда расправу над рыцарями учинил французский король Филипп IV Красивый. Орден пытались вернуть к жизни не единожды. В XVIII веке он возродился как масонский орден, в XIX веке получил очередное рождение в Европе и США и продолжает действовать в XXI веке. В 2018 году орден как раз отмечает 900-летие.
Даже в западной прессе о тамплиерах вспоминают довольно редко. Издание Independent в 2017 году рассуждало о демонизации рыцарей поп-культурой, ставшей причиной того, что современных тамплиеров ассоциируют с ультраправыми и даже с нацистами. Под запрет в городе Чарнвуде попали кружки с символикой ордена, потому что эта символика якобы оскорбляла чувства мусульман. Ответственность за пропаганду негативного образа в публикации частично возложили на режиссера Ридли Скотта и его фильм «Царство небесное», в котором храмовники представлены самыми жестокими расистами среди крестоносцев.
В этом же тексте напоминают, что тамплиером-крестоносцем называл себя норвежский массовый убийца Андрес Брейвик. Он заявлял, что якобы вступил в националистическое секретное общество «рыцарей-тамплиеров». После терактов норвежские политики получали письма, подписанные «орденом Храма», в которых некие люди требовали признать действия Брейвика необходимыми для страны, а в противном случае грозили уничтожить правящую верхушку Норвегии.
Британский журнал GQ вместе с автором книги о тамплиерах Дэном Джонсом пришел к выводу, что тамплиеры пали жертвами fake news: когда гонения только набирали обороты, тамплиеров так качественно оклеветали и обвинили в самых разных грехах, что многих рыцарей в итоге сожгли на костре.
Другие упоминания связаны с жестоким мексиканским наркокартелем Los Cabelleros Templarios («Рыцари тамплиеры»).
Однако все это скорее о бренде «тамплиеры» и его эксплуатации. Информация о деятельности настоящих современных европейских тамплиеров в прессе практически не встречается. В российских новостях — тем более. У нас тамплиеры упоминаются разве что в контексте серии Asassin’s Creed, сериала «Падение Ордена» и приметы о совпадении пятницы с 13-м числом (считается, что в пятницу 13-го началась расправа над рыцарями Храма).
От заповедей Средневековья до Трампа-тамплиера
Где не помогают новостные агрегаторы, помогают соцсети и поисковики. Довольно быстро удается найти сразу несколько российских организаций, называющих себя тамплиерами.
Одна из них — общественная организация «Защитники православных христиан имени святого князя Дмитрия Донского». Возглавляет ее адвокат Андрей Трунов из фирмы «Трунов, Айвар и партнеры». Он известен участием в процессах по делам пострадавших от терактов, а из относительно свежего — защитой интересов французского музыканта Дидье Маруани, который пытался отсудить у Филиппа Киркорова 75 миллионов рублей за плагиат в песне «Жестокая любовь». Российский певец, в свою очередь, заявлял, что у него вымогают деньги. Кроме того, Трунов оказался в центре скандала, когда его пытались лишить адвокатского статуса, но статус он сохранил и сейчас регулярно высказывается в СМИ по самым разным поводам — от лишения статуса адвоката Марка Фейгина до приговора вору в законе Шакро Молодому. Также Трунов возглавляет московское отделение Российского Красного Креста.
На сайте его тамплиерского приората опубликован подробный устав, из которого видно, что организация преследует «общественно полезные цели», в основном связанные с укреплением православной культуры, исторического наследия и моральных устоев, а также с достойным нравственным воспитанием детей. Из требований к соискателям понятно, что в тамплиеры принимают совершеннолетних граждан, решение о приеме выносит собрание организации, а вступительные и периодические взносы возврату не подлежат.
Там же опубликованы 12 заповедей средневековых рыцарей-крестоносцев (например, «Обязуюсь сторониться всякого бесстыдства и не участвовать ни в каких делах плоти, кроме как в должных и с женой разрешенных»), а также заповеди современного тамплиера («Беспрерывно борись за права человека и защищай самых слабых и угнетенных», «Отдавай всегда предпочтение диалогу и обмену мнениями, а не конфронтации и войне», «Никогда не забывай, что твои права и свобода заканчиваются там, где начинаются права и свобода других» — и так далее).
В новостном разделе — как собственные новости организации, так и перепечатки статей различных информационных ресурсов. Здесь и призывы к крестоносцам реагировать на все угрозы христианам со стороны сирийских террористов, и интервью о тайнах русских тамплиеров, в котором говорится, что само слово «Москва» некоторые историки переводятся с латинского как «мужское братство (Mosqa)», и сообщение о том, что патриарх Московский и всея Руси наградил тамплиеров орденами РПЦ Святого Благоверного Князя Даниила Московского. На фото с церемонии награждения скрыто лицо некоего присутствовавшего там сотрудника правоохранительных органов с погонами полковника.
В новостях можно найти сообщение об акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012 году. «За информацию, позволяющую найти и возбудить уголовное дело в отношении организаторов и пособников преступной антихристианской акции панк-группы PUSSYRIOT, которые должны понести суровое наказание, мы объявляем награду в 300 тысяч рублей», — объявил Трунов. Там же содержится призыв сообщать о других случаях оскорбления чувств верующих: «Нами принято решение о материальном стимулировании лиц, своевременно сообщивших о совершенном или готовящемся преступлении».
Одна из относительно недавних публикаций — о Дональде Трампе. Он, оказывается, потомственный тамплиер.
«Мало кто знает что «простой парень» из Бруклина Трамп — потомок одного из основателей древнего Ордена тамплиеров — командора Гуго Сальма, — сообщают читателям. — А нынешнее противостояние в мире, да и в Америке — не что иное, как вековое противостояние двух орденов — тамплиеров и госпитальеров. Впервые за несколько столетий в Америке пришел к власти тамплиер».
У приората есть свои сообщества во «ВКонтакте» и в Facebook. Среди участников, кстати, встречаются люди в казачьей форме на аватарках и те, кто предпочел символику масонов. У одного из поклонников масонства много фотографий с собраний и ассамблей лож. На них часто встречается Трунов.
«Лента.ру» пыталась связаться с Андреем Труновым. Сначала он был не против интервью и даже назначил время, но в последний момент отказался говорить на тему тамплиеров и не объяснил почему.
Орден импортом из Болгарии
Пролить свет на то, чем занимаются тамплиеры в России, согласился лидер другой рыцарской организации — Великий Генеральный Приор Генерального Великого Приората России Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского Алексей Андреев. Как вскоре выяснится, он не считает легитимной «французскую ветку», к которой, вероятно, относится организация Трунова, а в жизни тамплиеров все намного прозаичнее: нет в ней ни охоты на врагов христианства, ни политических амбиций, ни даже особенной социальной значимости.
На сайте его приората практически нет свежих новостей, нет и ссылок на группы в соцсетях. Там можно найти лишь патенты на преемственность, подписанные Великим Магистром ордена, молитвы, список требований к кандидатам и указание на то, что организация не связана с масонами, не является эзотерической, оккультной, секретной или тайной. Есть еще список рекомендуемой к прочтению литературы, в основном на английском языке, и раздел с трудами братьев-тамплиеров, среди которых и тексты на русском. Стихи, например.
«Страна ушедшего величья, Страна героев и богов, Печально мне твое обличье Державы жуликов-воров.
Поля, леса твои родные Залиты кровью и трудом, Но Православные святыни Хранят еще родной наш дом.
Стоят кресты над куполами, Как щит, как знамени полог. И Дева Чистая над нами — Мы русские, и с нами Бог!
Мы возродим былую славу! Мы отстоим Любовь в сердцах! И сатанинскую отраву Мы изведем. И сгинет страх!»
«Лента.ру»: Как к вам следует обращаться? Ваше Превосходительство?
Алексей Андреев: Внутри ордена — да. Он феодальный, и существует табель о рангах. Так я и обращаюсь к другим приорам и магистру. Он — сиятельство, остальные — согласно рангам. Это дань традициям, это не означает, что один член ордена лучше другого. Называйте меня Алексей.
Алексей, как вообще возникли организации тамплиеров в России? Существует версия, что члены ордена побывали здесь достаточно давно, но достоверность этих событий, так скажем…
Эта версия правдива и исторически подтверждена. Известно, что на западе России и в Белоруссии есть несколько разрушенных тамплиерских командорств времен Андрея Боголюбского (сын Юрия Долгорукого, живший в XII веке — прим. «Ленты.ру»). Кроме того, есть старые летописи, в которых говорится, как галеры с рыцарями плыли на север, бежали от «собаки» французского короля и привезли в Россию сокровища, на которые, вполне вероятно, строилась Москва. Правда, не написано, что это были именно тамплиеры, но так как по времени эти события более или менее совпадают, я склонен думать, что так оно и было.
А в современной России?
Все произошло достаточно просто. В свое время, будучи делегатом Всемирного конгресса айкидо в Японии, я увидел у болгарской делегации какие-то интересные значки. Мы познакомились, но что точно значат эти значки — мне тогда не сказали. Зато пригласили приехать в Болгарию и пообщаться на эту тему. Я приехал, посмотрел, и оказалось, что речь шла об ордене Храма, тамплиерах. Я был поражен тем, что в современной стране, да еще и некатолической, существует подразделение ордена, которого, как я думал, уже давно нет.
Тогда собралось порядка 50 человек в белых плащах, они ритуально вошли в храм, помолились, при этом присутствовал православный священник. Главное, что меня поразило, — что люди относились друг к другу исключительно дружелюбно и открыто, по-настоящему по-братски. Я смотрел на них — и мне захотелось, чтобы и у нас в России тоже было так.
То есть вы православные тамплиеры?
Я бывал на собраниях тамплиеров в разных странах и в храмах разных конфессий. В Болгарии — в православных. В Великобритании они в англиканских храмах служат. В католических храмах видел только в Португалии.
После знакомства с орденом примерно год мы ездили учиться этикету, ритуалу, порядкам. Потом в Болгарии состоялось большое посвящение с участием приоров из разных стран и рыцарей из Румынии, Греции, Франции и Германии. Тогда приняли в рыцари 28 россиян, после чего мы получили право работать самостоятельно. Это было около десяти лет назад.
Вы не видите противоречия в том, что в православие пришел изначально католический орден?
Противоречия никакого нет. Во-первых, сейчас внутри ордена разрешены любые конфессии — разумеется, только христианские. Во-вторых, прежде чем начать эту деятельность, я попросил знакомых историков составить краткую справку об ордене, из которой мне стало известно, что орден был образован тогда, когда еще не было разделения на католическую и православную церкви.
Кроме того, считается, что первые рыцари получили посвящение между дланей православного патриарха Константинопольского. И только через семь лет они прибыли во Францию, после чего Папа Римский что-то узнал о них и стал одаривать орден Храма милостями и привилегиями. В ордене всегда были свои священники, которые не подчинялись местным епархиям.
«Ходят туда-сюда со свечками и мечами»
Орден — это рыцари. Рыцарь должен чему-то или кому-то служить. Кому или каким целям служат современные тамплиеры?
Последний устав написан в Португалии, где до последнего времени жил Великий Магистр Ордена, Его Высочество Дон Фернандо Кампелло Пинто Перейра де Соуза Фонтес. К сожалению, он скончался 18 мая сего года, ему было около 90 лет. В уставе были закреплены очень простые цели, декларировалась приверженность христианству и христианской европейской культуре, защите церкви и веры, но при этом устав не требует целибата и отказа от собственности.
Цели, в принципе, едины для всего ордена. Но должен сказать честно, что больших финансов у ордена нет, и в основном члены ордена выбирают себе конкретные задачи по своим силам: где-то храм восстановят, кое-кто проводит исторические изыскания и публикует их в интернете. Большой социальной активности нет, да и цели такой не стоит.
Существует несколько неотамплиерских орденов. Я убежден в легитимности португальской ветви ордена. Вообще, это отдельный вопрос, который достаточно хорошо изучен, но изложение его заняло бы много времени. После ареста Жака де Моле командорства ордена остались по всей Европе. Часть из них образовали ордена, часть — влились в орден госпитальеров. Уже в современности есть примеры отколовшихся частей. Например, существует американская часть, которая откололась в 1980 году. Им пришлось отказаться от исторической преемственности, но они выиграли все суды в Штатах, и им отошли американское имущество и несколько крупных благотворительных фондов.
Какие у вас отношения с РПЦ?
Мы пытались наладить отношения с Русской Православной Церковью, но пока без особых результатов. Как мне сказали, если вы делаете то же самое, что делаем мы, то это недопустимо; а если что-то другое — то неинтересно. Кроме того, существует укоренившееся мнение, что орден Храма — католический. Но я знаю несколько православных священников, которые вполне нормально относятся к тамплиерам.
Если бы нас церковь признала и руководила бы духовно нами, мы были бы счастливы. Наверное, когда-нибудь это произойдет. Сейчас мы занимаемся, например, благотворительностью, стараемся помогать детским домам, ходим на субботники.
Сколько членов ордена в России?
Посвящение прошли 200 с лишним человек из разных городов и регионов. Мы встречаемся несколько раз в году на Капитулах Ордена. Как пишут недоброжелатели в Facebook, «ходят туда-сюда со свечками и мечами». Чаще всего это происходит в каких-то конференц-залах.
Кто стремится вступить в орден? Зачем им это и кого вы принимаете?
Стучатся совершенно разные люди. Кто-то хочет приобрести древние знания, которые, впрочем, доступны в тамплиерских храмах в Европе. Есть просто романтики, кто-то с детства мечтал стать рыцарем, кто-то считает, что такое посвящение введет его в личное дворянство, хотя у нас в стране вообще нет дворянского сословия. Есть и те, кто стремится стать членом огромного количества организаций — стучится и к нам, и к розенкрейцерам, и к масонам. Видимо, пытаются получить как можно больше благодати. Мы довольно жестко отсеиваем кандидатов, поскольку перед нами не стоит задача численного роста.
Среди нас есть историки, писатели, журналисты, бизнесмены. Принадлежащих к так называемой элите общества у нас нет.
Как происходит обряд посвящения?
Обряд совершенно традиционный. Как и в Средневековье, человек накануне проводит бдение над оружием, смотрит на меч и на Библию и думает, зачем ему вообще идти в орден. До этого с соискателями, разумеется, проводятся многочисленные собеседования, которые должны дать ответ на вопрос, подходят ли нам просящие приема и что они ищут.
Рыцарские обеты — те же, что были в Средневековье. Мы клянемся защищать веру, христианскую культуру, помогать нуждающимся, защищать слабых.
Строгие запреты есть?
Есть обязательства и долг. Все запреты изложены в Библии, нам нет нужды их повторять. Были случаи, когда из ордена исключали. Это неприятно.
Насколько дорого быть тамплиером?
Недорого. Это зависит от того, что и как планируется делать. У нас есть небольшой вступительный взнос — и все. Дальше каждый приорат в своей стране определяет, сколько и на что нужно собирать. На аренду залов, инвентарь, канцтовары, свечи и так далее.
Белорусские оргии и настоящие сокровища тамплиеров
Вы встречались лично с покойным магистром де Соуза Фонтесом?
Да, мы встречались. Говорили о структуре ордена, о его организации и, самое важное, о том, как объединить людей, чтобы были общие социальные программы, чтобы мы были полезны, а не просто внутри себя варились. Он был очень интересным человеком. По-английски он понимал, но говорить на нем не хотел, и мы общались через переводчика на французском и португальском.
Он создавал впечатление могущественного человека?
Он и был таким. Другое дело, что он не злоупотреблял своей властью и не выставлял напоказ достаток. Иногда был жестким, но всегда спокойным и уверенным. Сильный был человек.
В России тамплиеры живут душа в душу? Здесь же действует не одна организация тамплиеров…
В России их или три, или четыре. Есть орден восточных тамплиеров, который к тамплиерам вообще не имеет никакого отношения. Это некая мистическая организация, которая родилась где-то в Белоруссии и, по слухам, у них там какие-то оргии творятся. Есть организация «Приорат России» — это «американцы», которые как раз и откололись от нашей ветки в 1980 году.
Есть организация, которая является подразделением приората Франции, но расположена почему-то в России. Это какое-то недоразумение, поскольку орденские приораты не имеют права работать и учреждать что-либо вне своей страны. Это исключительное право Великого Магистра. Но, видимо, случаются ошибки.
А масоны, с которыми часто связывают тамплиеров? Вы с ними контактируете?
Иногда контактирую. Я считаю, что масоны произошли от ордена Храма. Другое дело, что они все переделали, поставили на коммерческую основу и сняли много требований, но тем не менее основные способы организации они взяли у нас, и поэтому, наверное, они сейчас жизнеспособнее, чем мы, и их миллионы, а нас — в лучшем случае тысячи. У меня к масонам предубеждения нет. Но мы — точно не они.
Имеют ли масоны реальную власть?
Я могу высказать только свое личное мнение: никакой власти они в мире не имеют. А в России уж точно нет.
А тамплиеры?
Нет. И не думаю, что это когда-нибудь изменится. Хотя бы потому, что такой цели нет.
Что случилось с легендарными сокровищами тамплиеров? Вы верите, что они существовали?
Сокровища действительно были. Где они сейчас — неизвестно, и есть масса по этому поводу мнений. Я придерживаюсь версии, у которой могут быть только косвенные доказательства: мне хочется думать, что именно на эти сокровища Москва строилась, о чем я уже говорил.
Существуют и другие сокровища — архивы ордена. Это документы, которые действительно могут оказывать влияние на европейскую историю, а косвенно — и на современный мир. Охрана архива — одна из задач и причин существования ордена.
Вы видели эти документы своими глазами?
Видеть их недостаточно, их надо читать и изучать, что для меня проблематично, поскольку они написаны в основном на латыни, а я, к сожалению, знаю только современные языки.
А что крестовые походы? Если новый магистр призовет идти войной на ИГИЛ? Не с мечами, конечно, но с помощью экономики или пропаганды. Вы пойдете?
Я бы присоединился к ордену во всем, что не противоречит моей морали и законам моей страны. Мне кажется, что с ИГИЛ лучше всего справляется наш президент. Если он нас призовет, мы пойдем и как российские офицеры, и как рыцари.
Рыцари мечтают о крестовом походе?
Конечно, нет. Мы граждане нашей страны, православные патриоты. Как мы можем мечтать воевать в Израиле? Мы призваны хранить и защищать нашу веру и церковь.
Конечно, нас волнует то, что происходит в мире, — войны, терроризм, кризисы, нестабильность и так далее. Больше всего волнует размывание основ морали — в мире вообще и в России в частности. Эти вопросы весьма сильно переплетаются с вопросами веры. И это то, на что можно и нужно влиять, это сейчас много важнее архивов и крестовых походов.
Электронный поводырь вместо белой трости и очков… Сайт «Опиши мне», на котором волонтеры описывают незрячим людям все, что они попросят, — от произведений мирового искусства до любимой одежды или брелока для ключей… Не так давно список социальных проектов, посвященных слепым и слабовидящим людям, пополнился еще одним начинанием. В Ботаническом саду МГУ имени Ломоносова «Аптекарский огород» открылась одна из самых больших в столице тактильных площадок — «Сенсорный сад пяти чувств». «Лента.ру» рассказывает о нем в продолжение проекта «Страна добрых дел».
— О, какой запах! По-моему, я ноготков никогда и не нюхала! — восклицает Галина.
— А ты посмотри, какие они красивые! Лепестки оранжевые, а серединки белые. Только без меня не хватайся, на них пчелы… — описывает цветы ее спутница Татьяна.
12 сентября, первый день бабьего лета. Пользуясь хорошей погодой, Галина вышла на прогулку в «Сенсорный сад пяти чувств», который открылся недавно в «Аптекарском огороде» www.hortus.ru. Она слепа, ее сопровождает Татьяна, социальный работник. В этом необычном саду они вдвоем изучают растения на ощупь, нюхают их и даже попробуют на вкус.
Впечатления Галины от Сада пяти чувств
Тактильные сады — новое и очень модное сейчас увлечение. Первый такой сад открылся в Падуе, в Италии. Вслед за ним сенсорные экспозиции растений появились в ботанических садах Англии, Чехии, ЮАР. А один из самых известных тактильных садов находится в Венгрии, в Будапеште. Растения, высаженные в нем, обладают очень сильным ароматом, а таблички с их названиями написаны специальным шрифтом для слепых — шрифтом Брайля.
В Москве первый и пока что единственный сад для людей с ограниченными возможностями появился в августе 2017 года. Это совместный проект фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» so-edinenie.org и Ботанического сада МГУ им. Ломоносова.
— Сенсорный сад — это красивая, познавательная и очень важная с гуманистической точки зрения экспозиция, — говорит директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» и ведущий программы «Органика» на «Радио России» Алексей Ретеюм. — Благодаря такому саду люди с ограниченными возможностями могут не только лучше узнать те или иные растения, но пообщаться с ними, снять стресс, улучшить настроение. Погулять по тактильному саду — это как с дельфинами поплавать.
Площадка с растениями, которые в «Аптекарском огороде» разрешается трогать, пока что невелика. Восемь грядок, расположенных в глубине сада, по соседству с выставочной оранжереей, бассейном с черепахами и концертной сценой. Все грядки — высокие, к ним легко наклониться или подъехать на инвалидной коляске, чтобы рассмотреть посадки. На заднем плане — чучело в дамской шляпке, пиджаке, с кокетливым шарфиком вокруг шеи.
— Мята, душица, тимьян, базилик, розмарин… В основном, в нашем саду высажены пряно-ароматические растения, — рассказывает Алексей. — Но есть и чисто декоративные виды, такие как физалис или капуста с гофрированными листьями и цветными розетками. У каждого из растений есть свои особенности. Физалис, например, интересно ощупывать — его цветы похожи на китайские бумажные фонарики. А майоран нюхать и пробовать — он обладает горьковато-острым вкусом и сладким запахом, напоминающим камфару.
Есть в тактильном саду и цветы, например календула или бархатцы, но не те с резким запахом, что растут в подмосковных садах, а редкие виды, отличающиеся тонким апельсиновым ароматом. По наблюдениям Алексея Ретеюма, в погожий выходной день «Сад пяти чувств» посещает около тысячи человек, причем не только людей с ограниченными возможностями, но и пенсионеров, женщин с детьми, да и просто людей, которым интересно пообщаться с растениями.
Экскурсия по саду. Ведет Артем Паршин ландшафтный дизайнер Аптекарского огорода
— Закладывая сад, мы заранее были готовы к тому, что, поскольку он тактильный, посадки придется часто обновлять, — говорит Алексей. — Но оказалось, что посетители очень деликатно относятся к травам. И растения чувствуют себя хорошо, даже сейчас, в сентябре, грядки выглядят свежими и зелеными.
Нюанс в другом. Сад из пряных трав — вещь сезонная. Большинство его экспонатов не переносят зимних морозов и в наших краях выращиваются как однолетники. «Сад пяти чувств» работает с апреля по октябрь. С наступлением холодов растения уберут и высадят заново уже весной. Хотя у создателей сада есть идея сделать уголок с тактильным садом в большой оранжерее, после того как в ней закончится реконструкция.
Но пока в саду тепло и тихо. Утро буднего дня, посетителей мало. Галина, которая была уже в саду на открытии, обходит грядки, как старых знакомых.
— Как все выросло! — радуется она.
На вид Галине около сорока. Слабое зрение у нее было от рождения. В детстве она могла разглядеть очертания предметов или лицо собеседника, могла передвигаться по городу без чужой помощи. В восемнадцать лет ей сделали операцию по коррекции зрения. Но неудачно. Галина ослепла полностью. Сейчас она живет в Москве, вместе с мужем Сергеем, тоже незрячим. Они оба любят растения. Однако своего сада или огорода у них нет — слепым людям трудно ухаживать за грядками. Зато Галина и Сергей любят готовить и часто используют пряные травы дома, на кухне: к мясу, птице, во всевозможных соусах и салатах. А недавно они увлеклись выпечкой хлеба и часто делают фокаччу с итальянскими травами.
— Посмотри, какая капуста интересная, курчавая, — Татьяна берет Галину за руку и дает потрогать кочан. — Внешние листья у нее зеленые, а розетка внутри бордовая, яркая, как огонек… А вот бессмертник итальянский. У него пушистые листья, с белым налетом. Как будто вата налипла…
— Это не пыль? Пушок? — Галина ощупывает узкие листья бессмертника. — Наверное, порода такая. Но вкуса у него нет…
Для Галины как для настоящего кулинара главная ценность тактильного сада — в возможности все понюхать и попробовать на вкус.
— О, базилик, его бы сейчас с белым сыром да помидорами… А это кинза? Точно, клопами пахнет! — отщипывает по листочку Галина. — Сейчас наемся и дома обедать не стану.
— Ты спрашивала, что такое бадан, — говорит Татьяна. — Вот он. Посмотри, какие большие, пружинистые мясистые у него листья. Но он не съедобен.
— Еще как съедобен! — вступает в разговор зашедшая на экспозицию пожилая женщина с детской коляской. — Сухие листья бадана заваривают в чай. Он очень хорошо снижает повышенное давление. Еще я очень люблю котовник. Вот, видите, эти синие цветы. Его можно класть в салаты, в чай — куда фантазия пожелает. Я что делаю? Соберу летом с грядок что там есть — базилик, мяту, котовник, даже сныть. Разотру с чесноком. И на хлеб — с творогом, со сметаной!
Галина запускает руку в разросшийся куст котовника, осторожно отрывает несколько стебельков и убирает в пакет. Туда же отправляется пара-тройка засохших на корню листьев бадана.
— На открытии сада говорили, что отрывать можно, если по чуть-чуть, — поясняет она. — Принесу мужу, пусть тоже увидит.
Впрочем, осматривать «Сад пяти чувств» можно не только самостоятельно, но и с экскурсией. Кроме того, специально для людей с ограниченными возможностями фонд «Со-единение» проводит различные мастер-классы. Одно из первых занятий прошло месяц назад, и было посвящено китайской живописи У-Син.
Со своей стороны «Аптекарский огород» планирует расширять сенсорную экспозицию, чтобы она стала еще более разнообразной с ботанической точки зрения.
— Сейчас в нашем тактильном саду нет растений-экзотов, — говорит Алексей Ретеюм. — Между тем мы могли бы на лето здесь выставлять кактусы с мягкими колючками из нашей суккулентной экспозиции, которые можно трогать.
Кроме того, следующей весной все растения в саду будут снабжены табличками с описаниями, выполненными шрифтом Брайля. А на деревянном подиуме, на котором сейчас расположены грядки, возможно, появятся сенсорные зоны. Зайдя в сад, посетители смогут снять обувь и пройтись босиком по песку, гальке, шишкам, щепкам…
Что же касается Галины, то она прогулкой очень довольна.
— У меня не всегда достает сил и здоровья выйти куда-то в город. Но сегодня в саду, на воздухе я прекрасно провела время.
К «Саду пяти чувств» у нее только два пожелания. Ей очень бы хотелось познакомиться с ароматическими растениями, которые используют в парфюмерии или для ароматизации дома. И она мечтает увидеть фенхель.
— Мы одно время очень увлекались им и часто добавляли в разные блюда. Но в магазине он всегда обрезанный, поэтому я хорошо знакома только с луковицей. А вот самого укропчика никогда не видела. Любопытно было бы узнать, как он растет.
На акциях против коррупции, инициированных оппозиционером Алексеем Навальным, было много подростков-старшеклассников и студентов младших курсов. И это при том, что совсем недавно многие обвиняли нынешнее поколение молодых в инертности и аполитичности. Считалось, что самый радикальный протест, на который способны юные россияне, — упаковать чемодан и отбыть за границу. Действительно ли политика становится трендом для молодежи и к чему это может привести, «Ленте.ру» рассказали социологи и сами участники «протестной прогулки».
Достучаться до власти
Роман Шингаркин, одиннадцатиклассник
— Я пошел на митинг, потому что хотел посмотреть, насколько сильна оппозиция в стране. Мне было любопытно узнать, сколько народу на него придет. О том, что будет шествие, я узнал из блога Навального. Но вышел скорее против происходящего в стране, чем в его поддержку. В моей школе не особо интересуются политикой. Учителя и одноклассники — скорее аполитичны. А мне это интересно, и раз такое событие происходит в моем городе — я пошел.
Я гулял по Тверской и, подходя к Пушкинской, увидел, что людей становится больше. Много полицейских. Там я решил остановиться, а чтобы получше все разглядеть, залез на столб. Сначала сидел один, потом залез Паша. Когда толпу начали вытеснять с площади, полицейские попросили нас слезть. Я сначала отказался, а потом пришлось спуститься, когда полицейские пообещали применить силу. Меня задержали, посадили в автозак, отвезли в полицию. Там оформили административное дело. До этого в субботу был митинг в Минске — там всех задержали. Поэтому то, что в Москве тоже всех винтили, — вполне ожидаемо. Ходить на митинги я продолжу, когда мне исполнится 18 лет. Сейчас не хочу усложнять жизнь родителям. Они не против того, что я был там, но им пришлось меня забирать из отделения.
Думаю, митинги могут что-то изменить, но все зависит от действий власти. Пока что единственная ответная мера — задержание. Достучаться до власти не получается.
Что-то бродит
Валерия Касамара, заведующая лабораторией политических исследований Высшей школы экономики
— У меня несколько объяснений воскресной массовости молодежи. Навальный активно живет в сети. Соответственно, он зацепил молодежь, которая там также живет, пришел к ним в понятный им ареал обитания. Это не первый канал и не второй. Он заходит неформально. Совсем с другой риторикой, с другой энергетикой. Он говорит с ними на равных, не учит жизни. Он попадает в ситуации, которые вызывают жгучий интерес у молодежи. Та же самая зеленка, которой его облили в одном из городов и он сумел это превратить в свою фишку, — очень хорошо цепляет. Он предложил молодым трендовую повестку. Тема коррупции консолидирует все возраста в России. То есть посыл что в регионах, что в Москве был не антипрезидентский. И молодым, тем кому сейчас 16-19 лет, был предложен формат, которого в их жизни еще не случалось — массовый выход на улицы. Для большинства школьников, которые участвовали в этой прогулке, — это движуха, которой раньше не было.
Я бы не стала сейчас категорично утверждать, что молодежь наша обрела политическое сознание. Определенных политических взглядов, позиции у многих еще нет. Чтобы понять мотивацию этих ребят, нужно провести с ними хотя бы минимальное исследование. Но в целом для подростков это некий социальный опыт. Молодежь — это как ящик Пандоры. В их среде, конечно, что-то бродит, что-то накапливается. Особенно, когда школа пытается что-то пригладить, старается не выносить сор из избы. Но энергию-то молодым надо куда-то девать. У государства сегодня нет каналов, по которым она могла бы вырваться.
Родители замечают, что в школах идет идеологическое «усиление». Но если такая пропаганда будет продолжаться — получим новый всплеск реакции от противного. Обычно у нас каждое усиление выражается в закручивании гаек и в жестком навязывании определенной позиции. В государственных институтах плохо приживается культура плюрализма. Гораздо легче донести одну идею, используя единую версию учебника. Но нельзя думать, что если мы расскажем о том, что оппозиция — это плохо, то все будут ходить только на демонстрации в честь 4 ноября.
Власть сегодня оказалась в очень затруднительном положении. Если начать говорить на тему коррупции, то придется сказать очень много. А тут есть определенные политические ограничения. Поэтому нужно принять стратегическое решение — говорить или промолчать. Центральных телевизионных каналов на «прогулке» не было. Вроде как ничего и не произошло. Все есть в сети, но мы прекрасно знаем цикл жизни какой-то новости. Если сегодня не заметят, завтра дети повзрослеют, впишутся во взрослую жизнь. Как показывает практика, безбашенность подростков к 17-18 годам уменьшается. Студенты более прагматичны. Но за ними подрастет следующее поколение, которое тоже может пойти на улицы, если ничего не делать.
Выхода нет
Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН
— Для социологов также стало неожиданностью массовое участие юных граждан. Принято считать, что молодежь у нас аполитична. Мне кажется, этот всплеск произошел потому, что сейчас для молодых нет реального выхода — ни в политику, ни в бизнес, никуда. Возникло ощущение социального торможения. И это продолжается уже долгое время. Политическая повестка в государстве сформирована людьми старшего возраста. Многие из них выросли в советское время. Они просто воспроизводят охранительно-оборонительную матрицу, популярную в СССР: наступление на интернет, на свободу творчества, на другие важные для юных вещи. Теперь представьте, социальная жизнь отсутствует. А тут еще последнее забирают.
Патриотизм, на который сейчас делается упор, — нужен. Это естественное чувство многих. Однако опять же, в какую обертку все это завернуть. Когда начинают давить и перекармливать этим, особенно молодежь, получается обратный эффект. И мы, социологи, по недавним исследованиям видим, что у молодежи падает интерес к тому, чем ее призывают гордиться. Например, к той же Великой Отечественной войне.
Сегодняшнее молодое поколение воспитано немного в других условиях. Я говорю о тех, кому нет и 20. Молодежь за 30 в большинстве своем для политики потеряна, так как в свое время они воспитывались на другом, на духе потребительства. А современные юноши и девушки чувствуют себя более свободными благодаря интернету. У них нет такого чувства страха и зависимости от власти, которые были у прошлого поколения. Ясно, что в обществе накопилось недовольство. И мне кажется, что именно это новое поколение родит новых политических лидеров. Это чрезвычайно важно.
Нужна альтернатива
Валерия, студентка, Москва
— Это мой первый митинг, но я была на шествии Бессмертного полка в 2016-м. Если я разделяю ценности участников мероприятия, я туда иду. В этот раз я решила пойти, потому что коррупция — это зло, которое касается каждого из нас. Гораздо в большей степени, чем мы думаем. Об этом нельзя молчать, иначе будет только хуже. Именно повальное взяточничество разваливает систему образования и здравоохранения в стране. А без этого качество жизни не улучшится в перспективе, и я не хочу с этим мириться.
Если бы организатором митинга был не Навальный, я бы все равно пошла на шествие против коррупции. Моя задача — призвать к ответу одного конкретного человека и дать понять остальным, что такие вещи больше не должны оставаться безнаказанными. Личность организатора тут не важна. Главное, чтобы ему можно было доверять. Более того, я никогда не голосовала за Навального и его партию, он не симпатичен мне как личность. Особенно после серии дебатов с Познером и Лебедевым.
Я закончила школу четыре года назад, но не ощутила на себе влияния патриотического воспитания ни в школе, ни в вузе. Не слышала от своего окружения, чтобы государственные образовательные учреждения навязывали бы определенную точку зрения. Всем думающим людям достаточно очевидно, что в стране происходит, и красивые истории в День народного единства рассказывать, наверное, бессмысленно. Впрочем, допускаю, что в регионах ситуация может быть другой. В любом случае, я против навязывания детям одной точки зрения — нужна и альтернатива.
Политическая социализация
Александр Бикбов, замдиректора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ, социолог и научный координатор исследовательского коллектива «НИИ митингов»
— Для исследователя картина выглядит иной, чем пишут сейчас журналисты. Когда мы с коллегами из «НИИ митингов» берем интервью у участников протестов, то мы обычно находимся не в самом эпицентре событий, где идут задержания. А на «окраинах». Это нужно, чтобы довести разговор с людьми до конца. И как раз с этих «задворок» нам было хорошо видно, что школьники и подростки составляли абсолютное меньшинство участников. Их было меньше, даже чем 10 декабря 2011 года на Болотной площади. Тогда в Москве ребята целыми классами сбегали с уроков. Причем совершенно из разных школ, в том числе и с окраин. И тогда их по количеству было куда больше.
Сыграло роль то, что на Пушкинской площади в Москве практически все время находилась большая часть журналистов и стрингеров с хорошей аудиторией на YouTube. В их поле зрения было много лицеистов, подростков, с которыми шло взаимодействие. В этот момент произошло превращение одного из участников протеста в символ всего происходящего. Наверное, это случилось еще и потому, что именно с декабря 2011 года на улицах практически не было школьников.
Вспомните, как описывали декабрь 2011 года в СМИ: «Революция среднего класса». А на каком основании? Просто появился на улицах типаж, которого раньше на массовых акциях не было. И 26 марта имеет место тот же самый эффект. Подростков заметили. Родилась красивая легенда. Все остальное на этом фоне померкло. Но если бы вы наблюдали за происходящим с позиции ученых-исследователей, увидели бы, что большинство «гуляющих» — молодые люди около 30 лет, а не школьники. Для многих из них после 2011-2012 года это был второй опыт участия в таких уличных мероприятиях.
Я взял несколько интервью с подростками. Но оказалось, что это были дети, которые просто приехали в центр города в воскресный день. Они всегда это делали. Утверждали, что в акции не собирались участвовать, но знали, что она проходит. Сказался эффект видеоканалов и социальных сетей. Я специально спрашивал у детей, обсуждают ли они с друзьями политические события. Те, с кем говорил, сказали, что нет.
Но если до этого дня подростки, которые принимали участие в протестных акциях, были меньшинством, то, как эти события освещались в сети, несомненно возбудит у детей гораздо больший интерес к происходящему. И может сыграть роль политической социализации нынешнего поколения молодых. Как показывают интервью, господствующее настроение у участников политических акций — мирный протест. Но от того, какие приговоры вынесут задержанным, зависят дальнейшие протестные настроения. Чем более жесткими будут действия властей, тем больше людей будет выходить на улицы. А протест будет радикализироваться. Это классика.