ИнфоЛюберцы — 14 апр. «Коммунальными должниками» в Октябрьском городского округа Люберцы занимается новый отдел в Октябрьском жилищном управлении, о его работе рассказывает начальник отдела взыскания задолженностей Вадим Петрушин, сообщает корреспондент городского сайта ИнфоЛюберцы.
Откуда берутся «коммунальные паразиты»? Почему долг за квартплату у обеспеченной семьи может зашкаливать за миллион? Отчего бабушки не попадают в списки должников? Почему «должники-середняки» занимают позицию «молчунов» и «ждунов»? Что сделать, чтобы люди не копили долги? На эти и другие вопросы отвечает Вадим Петрушин, начальник отдела взысканий задолженностей МУП «Октябрьское жилищное управление».
— Вадим Владимирович, расскажите, сколько домов обслуживает Октябрьское жилищное управление? Сколько у вас должников и как вы с ними работаете?
— Наше управление обслуживает 108 многоквартирных домов. В настоящее время у нас порядка 660 должников. Последние полгода мы занялись этой проблемой вплотную. За последние полгода общая задолженность по коммунальным платежам снизилась с 70 до 60 млн рублей.
Как нам это удается? Я этой проблемой занимаюсь больше семи лет, наработки имеются. Стоит отдать должное Октябрьской администрации, сотрудники которой вызывают, беседуют, предупреждают должников о последствиях. Кстати, если собственником квартиры является администрация, она имеет право расторгнуть договор социального найма. В договоре социального найма сказано, что квартиросъемщик обязан оплачивать коммунальные услуги. Если должник не исполняет условия договора, его можно переселить на меньшую площадь, в общежитие. А квартиру передать очередникам.
— Каков самый крупный долг?
— Больше миллиона ста тридцати тысяч рублей. Несколько семей должны по 600 тысяч рублей.
— Причина?
— В основном ссылаются на то, что нет времени. Просят оформить рассрочку платежей. Мы всегда входим в положение. Крайние меры применяем, когда человек не реагирует ни на какие просьбы.
— Были ли случаи, когда ваши сотрудники подвергались опасности во время рейдов?
— Да, однажды был такой случай. Пришли в дом № 6 на улицу 60 лет Победы. Наши сотрудники хотели вручить жителю информационное письмо о том, что у него имеется задолженность. А он выпустил на лестничную площадку бойцовскую собаку и дал ей команду: «Фас!». Сам закрылся в квартире. Собака накинулась на нашего сотрудника. Ситуацию спасло то, что на лестничной клетке появились два охранника частного предприятия. Хозяин, похоже, увидел их в глазок и позвал собаку домой.
Да, случается, что некоторые должники буквально набрасываются на наших сотрудников, угрожают им.
Не все имеют представление о том, что на нас подают в суд обслуживающие организации, блокируют нам счета. Ведь если посмотреть внимательно на квитанцию, то получается, что все деньги мы отдаем. За тепло мы отдаем деньги в РИК, за воду – в Водоканал, за свет – в Мосэнерго. Само ЖЭУ получает от коммунальных сборов лишь минимальную сумму.
— Сотрудники жилищного управления ходят по квартирам с участковым?
— Если у участковых есть возможность, они с нами ходят проверять должников.
— Случались ли в вашей практике курьезные случаи, которые вас удивили?
— Многие наследники (в основном молодое поколение), которым квартиры достались от бабушек-дедушек, думают, что тепло и свет в доме это некая данность, которая должна быть всегда, и удивляются, когда видят себя в списке должников. Зачастую слышишь: «А мы не знали, что нужно платить за квартиру, мы никогда этим не занимались. Мне квартира досталась от бабушки, она этим занималась».
Как вам такая ситуация? Долг за квартплату — 600 тысяч. В квартире живут два брата. Квартира оформлена на маму. Мамы нет в живых уже лет пять, а братья до сих пор не переоформили документы. Счета приходят по-прежнему на имя мамы. А я даже не могу подать в суд, прекрасно зная, что тот, кто числится в должниках, умер. Братьям не переоформят квартиру, потому что нужно собрать документы. А для того, чтобы это сделать, нужно оплатить долг. Круг замкнулся.
— Можно ли подать иск в суд, чтобы он принял решение по сложившейся ситуации?
— Можно подать и на солидарную ответственность, но сбор документов происходит на ответственного квартиросъемщика.
— Какие меры вы применяете к должникам в обычной, ежедневной практике?
— Во-первых, новое руководство создало отдел взысканий задолженностей. Ему чуть больше полугода. Раньше на этом «фронте» трудились только юристы, которые помимо своих основных обязанностей, занимались и должниками. А теперь наш отдел целенаправленно работает с должниками — информирует жителей об имеющихся задолженностях, ведет работу по взысканию долгов и так далее. Есть постановление Правительства № 354 РФ, на котором основывается работа ЖЭКа, где сказано, что для того, чтобы ограничить человека в поставке услуг (отключение электроэнергии, подачи горячей воды, канализации), его нужно предупредить письмами сначала за месяц, потом за три дня.
— С какого момента вы применяете наказание в виде ограничения поставки услуг и можете подать в суд?
— Когда долг свыше трех месяцев.
— Самая действенная мера – это когда начали действовать ограничения в поставке услуг: отключили свет, воду?
— Да. Это ограничение в подаче воды. В последнее время мы стали чаще подавать судебные иски. Сумма задолженности в среднем у наших жителей порядка 50 тысяч рублей. Совсем не сложно провести судебный процесс. Блокируются счета на банковских картах, запрещается выезд за границу, арестовывается имущество.
— Наверняка у вас в списке должников нет ни одной бабушки…
— Ни одной! Пенсионеры платят всегда вовремя.
— Парадокс нашего времени – должники зачастую самые обеспеченные люди. Почему же они тогда не платят? Как вы можете это объяснить?
— Издержки воспитания и культуры… Будь я в Госдуме, я бы ввел за долги по квартплате уголовную ответственность. По сути дела, это можно приравнять к хищению или краже. Никто же не приходит в магазин со словами: «Когда будут деньги, я вам тогда их занесу». А почему человек живет в теплой светлой квартире, с горячей водой и ни за что не платит?
— Были ситуации, когда выселяли должников?
— Да, на улице Дорожной – мать и сын имели задолженность более 200 тысяч рублей. Провели судебное решение, выселили их из двухкомнатной квартиры с евроремонтом на улицу Фабричную на меньшую площадь — в комнату в коммунальной квартире. Женщина быстро нашла деньги, погасила задолженность, мы отозвали иск. Но в качестве профилактики эта мера себя оправдала. Теперь эта семья платит идеально. В тот месяц, когда мы провели выселение, был резкий подъем платежей по всему поселку.
— Каковы ближайшие планы по работе с должниками?
— Мы начали активно проводить рейды. Десять наших сотрудников в выходные дни информируют жителей о необходимости оплаты и о возможных негативных последствиях. Придется больше исков подавать в суд. Уже на 18 задолжников поданы судебные иски.
— Что бы вы могли сказать тем, у кого возникает сложная ситуация с оплатой?
— Искать встречи с сотрудником, который занимается долгами, приходить, объяснять возникшую ситуацию и находить консенсус.
— Можете ли вы сказать, что вы не подадите в суд на человека, который пришел «с повинной» и сказал, что у него в жизни возникла сложная финансовая ситуация?
— Вот у меня списки должников, вот графа, где написано: «расписка», это слово выделено зеленым маркером. Эти люди пришли к нам и сказали: «Ребята, у меня нет возможности сейчас заплатить. Можно я заплачу в следующем месяце? Или составим график оплаты».
— Получается, что вы за диалог. Первыми могут пострадать «молчуны» и «ждуны»?
— Мы идем навстречу. Доверяем. Но и проверяем. Если человек обещал заплатить и не заплатил, в следующий раз мы ему не поверим.
— Если я правильно поняла, главная задача вашего отдела – не репрессии по отношению к должникам, а налаживание с ними диалога?
— Конечно, мы за диалог.
Беседовала Елена ВОЛКОВА