Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Трудно поверить, но продукция кинокомпании Disney несет нешуточную угрозу традиционным ценностям. Российская элита исповедует ценности западные и совершенно оторвана от народа. А народ, оставшись без руководства и управления, теряет столь необходимые ему ориентиры. Это лишь малая толика того, что прозвучало 10 марта в стенах Государственной Думы, где собрались народные избранники, чиновники, а также церковные и общественные деятели. В рамках работы Парламентского клуба «Российский суверенитет» они обсудили кризис ценностей в России и пути выхода из него. «Лента.ру» не без интереса наблюдала за ходом дискуссии.
Первым слово взял ведущий Круглого стола, шеф-редактор аналитического центра «Катехон» Леонид Савин. Он сразу заявил, что обсуждая тему традиционных ценностей, нельзя ограничиваться одними только внутрироссийскими факторами и недооценивать влияние извне.
В качестве примера он привел недавний скандал, связанный с фильмом Disney «Красавица и чудовище», в который была «включена сцена с содомитским актом». Савин предположил, что ее появление в картине связано с успехом одноименного мюзикла в России. «Как выяснили эксперты, американцы очень долго думали, какой продукт предложить российскому зрителю, и, на основании архетипов и ценностей определили, что это произведение подходит наилучшим образом», — сказал Савин. Он отметил, что целью США является и в дальнейшем с помощью подобных действий разрушать традиционные ценности в России, а потом передал слово протоиерею Дмитрию Смирнову как специалисту в этом вопросе.
«А что бы вы хотели услышать? Масштаб проблемы велик. Можно говорить о любом ее секторе, а можно обрисовать всю картину в целом», — эмоционально жестикулируя начал свою речь Смирнов, опрокинув на стол стакан с водой. На помощь отцу Дмитрию пришел сидевший рядом посол Всемирного конгресса семей в ООН Алексей Комов, и протоиерей продолжил выступление.
По его словам, для того чтобы продвигать традиционные ценности, общество должно понимать, что эти ценности в себе несут. Смирнов пожаловался, что прихожане сами не понимают, зачем крестят детей и что представляет собой покаяние. «Народу надо понять, к чему возвращаться. Он увлечен халдейскими ценностями и деньгами», — посетовал отец Дмитрий.
Он призвал прежде всего поддерживать семью. «Бог создал человека как семью, а не как индивидуума, — иначе невозможно понять, откуда появилась женщина», — констатировал он, отметив плачевное положение семейных ценностей в России, где количество разводов и абортов растет.
Единственный выход из ситуации «самоуничтожения нашего народа» протоиерей увидел в грамотной пропаганде по федеральным телеканалам. «Рассказывают же народу о Крыме, и теперь он знает, что Крым — наш», сказал Смирнов, отметив, что информацию о традиционной многодетной семье молодежи черпать неоткуда. Он предложил «везде — в вузах, в школах, на сайтах, на ТВ» вести «активное изменение сознания». «Тогда обязательно начнет что-то сдвигаться», — выразил уверенность протоиерей.
Протоиерей отметил, что «несмотря на все призывы возыметь свою точку зрения и отстаивать ее, понятно, что до 30 лет молодой человек не может иметь свою точку зрения». По его словам, такой член общества мало начитан, а порой и глуп, потому принимает то мнение, которое для него красиво звучит. «Если мы, взрослые, ему предоставим правильную точку зрения, он ее выберет», — сказал Смирнов.
Следующим слово взял социолог Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени Ломоносова. Он рассказал о том, что по результатам его исследований наблюдается страшная ситуация: если в 1970-х годах люди считали необходимым рождение в семье ребенка и стигматизировали бездетных, то теперь они терпимее относятся к бездетности и все меньше хотят рожать. По его мнению, если дела будут идти так и дальше, то после 2050 года бездетность уже будет восприниматься как добродетель, а рождение ребенка — как порок.
«Только резкое изменение отношения к ценностно-мотивационному воспитанию детей поможет исправить ситуацию», — сказал Антонов, добавив, что дети уже с первых классов должны готовиться стать отцами и матерями. Социолог также раскритиковал утверждение о том, что трудовое воспитание несовершеннолетних — это насилие над ними. «Семья и рождаемость были нормальными, когда родители и дети вместе работали», — отметил он.
Алексей Комов, посол Всемирного конгресса семей в ООН, рассказал о том, что на Западе традиционные ценности постепенно отвоевывают свое место, несмотря на ожесточенное противостояние. Так, по его словам, новый президент США Дональд Трамп положительно относится к семье, как и к России, но мощное левое лобби не дает ему продвигать эту политику. К тому же, по данным Комова, миллиардер Джордж Сорос готовит «цветную революцию» против Трампа.
Каждый, кто брал слово, предлагал свое видение проблемы. Писатель и историк Анатолий Степанов винил в утрате традиционных ценностей революцию 1917 года, которая нарушила привычный уклад русской жизни. Он предлагал укреплять государство и ввести государственную идеологию. Священник Александр Ильященко возмущался тому, что женщине приходится работать и все тянуть на своих плечах, в то время как мужья зарабатывают мало. Вину за это он возложил на плечи людей, которые «покупают яхты» и грабят народ, а также заметил, что советский период в России ругают несправедливо.
Впрочем, все выступавшие сходились в том, что для возрождения России прежде всего необходим идеологический фундамент. Историк Вардан Багдасарян указывал на то, что элита исповедует западные ценности и совершенно оторвана от народа, который все больше склоняется в сторону традиции. Протоиерей Всеволод Чаплин призывал стимулировать ранние браки и более активно запрещать анонимность и безнравственность в интернете. Сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин рассказал о борьбе его организации с «похабными выставками и постановками» и предупредил о том, что на Западе действуют сотни полугосударственных структур, разрабатывающих стратегию развала России. Он призвал перенять их опыт и контратаковать западные страны. Депутат от «Единой России» Евгений Федоров, устроитель Круглого стола, говорил о западном колониализме и стремлении поработить всех вокруг.
Так или иначе идею идеологической борьбы поддерживали и другие спикеры. Собравшиеся клеймили либералов, которые стараются подорвать веру россиян в победу СССР в Великой Отечественной войне, дискредитируя подвиг советского народа. Доктор экономических наук Владимир Лексин винил во всем капитализм и конкуренцию, а также предлагал запретить принимать на должности муниципальных служащих мужчин, не отслуживших в армии, у которых меньше двух детей.
Круглый стол был близок к завершению, когда слово взял Владимир Потиха, автор законопроекта о запрете абортов и вице-президент православного фестиваля «За жизнь». Ведущий попросил его сформулировать свою мысль как можно более кратко, однако Потиха разразился тирадой, в которой нашлось место чипированию населения, трансгуманизму, а также сталинским мегапроектам.
Он отметил, что соблюдение традиционных ценностей заложено и в Домострое, и в законах шариата, и даже в «Кодексе строителя коммунизма». По его словам, в 1930-е годы предвоенное положение диктовало необходимость запрета абортов и гомосексуализма, в результате чего власть пошла правильным путем — стала укреплять семью и стимулировать рождаемость. Этот опыт он обозначил как положительный.
Потиха обрисовал и пессимистический сценарий развития России — «трансгуманизм Мирового правительства». «Человечество шагает семимильными шагами по пути создания вспомогательных репродуктивных технологий, например суррогатного материнства, которые получают госфинансирование», — предостерег он. Православный активист сказал, что таким образом подавляется естественная плодность, и это ведет к внесемейному экстракорпоральному выращиванию людей. Окончательно же все полетит в тартарары, когда будет изобретена искусственная матка.
О чем же стоит мечтать? Потиха предложил обратить внимание на послевоенные мегапроекты преобразования природы. Он рассказал о том, что Лаврентий Берия мечтал о переходе страны на пятичасовой рабочий день за счет роста производительности труда. «Была бы политическая воля, можно бы было разогнать Комиссию по лженауке и переосмысливать теории единого поля, холодного ядерного синтеза и делать инфраструктурные проекты преобразования природы», — грезил Потиха. Он отметил, что благодаря таким инициативам можно было бы добиться комфортного уровня жизни на селе.
Наконец, Потиха показал на экране последний кадр своей презентации. На нем был изображен советский герб, в середине которого, на фоне Земного шара, красовался человеческий плод. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! — произнес православный активист. — Сейчас у нас забывают, что в Древнем Риме пролетариями называли свободных граждан, которые в графе собственность писали prōlēs — дети». По его словам, синтез православия и советского проекта должен стать будущим России.
Фото: Алексей Дружинин / пресс-служба президента РФ / ТАСС
В четверг, 22 июня, очередную встречу с членами правительства президент России Владимир Путин начал с проблем, о которых россияне говорили в ходе прямой линии. На некоторые обращения местные власти и официальные лица отреагировали мгновенно, что вовсе не означало незамедлительного выполнения задач. Но и правительство, как оказалось, действовать тоже не спешило, отодвигая дела за горизонт — на 2019 год, когда и сами члены кабмина могут сменить портфели и кресла. «А потом будет 20-й, 25-й», — вздыхал Путин и придавал министрам максимальное ускорение.
Перечислить пострадавшим помощь
Из всего обилия поднятых в ходе телеэфира проблем глава государства предпочел сконцентрироваться на трех. Прежде всего, Путин вспомнил жалобу жительницы села Краснокумское. Во время наводнения на Ставрополье она, как и многие, потеряла жилье, но помощи от властей не дождалась. А комиссия по оценке ущерба отказывается приезжать, пока не будут оплачены все справки. Цена вопроса — 15 тысяч рублей. И ее случай вовсе не уникален, в такой ситуации оказалось множество семей.
«Очень странно, не укладывается в голове», — отреагировал тогда Путин. И посоветовал главе региона «уже сегодня» побывать в Краснокумском, что Владимир Владимиров, конечно же, и сделал. И тут, как по мановению волшебной палочки, компенсационные выплаты начали поступать на банковские счета жителей, а в селе наконец заработала комиссия.
«Но деньги-то не дошли или не везде дошли!» — обратил внимание на встрече с министрами Путин.
Средства из Резервного фонда выделяются за 10 дней, рапортовал глава МЧС Владимир Пучков. Он сообщил, что в Ставропольском крае из 17 тысяч пострадавших 12 тысяч уже получили материальную помощь, и предложил возложить на МЧС дополнительную функцию по усилению контроля за деятельностью местных и региональных властей по подготовке документов и уточнению списка пострадавших.
«Я не против, надо только с юристами проговорить, — отреагировал Путин. — Нужно дисциплинировать это». И заметил, что на счетах в регионе деньги-то были. «И зная, что перевод обеспечен на сто процентов, могли бы начать работу своевременно», — упрекнул он местные власти.
Перечисления пострадавшим осуществляются и контролируются министерством финансов и непосредственно Федеральным казначейством, напомнил глава Минфина Антон Силуанов. «Как только определены перечни, деньги сразу перечисляются»,— заверил он. «Но незамедлительно не получается», — снова упрекнул президент и резюмировал: «Внимательно нужно отнестись».
Убрать свалку за месяц
Еще одна горячая тема, которую подняли граждане в общении с президентом, — гигантская мусорная свалка в подмосковной Балашихе. Жители попросили помочь ликвидировать полигон Кучино в черте города. Они уже не первый год пытаются достучаться до местных властей и слышали обещания решить эту проблему еще в 2014 году. Но за это время свалка только увеличивалась, а мусор втайне начали сжигать по ночам, из-за чего порой невозможно дышать.
На первый взгляд, ситуация выглядит неразрешимой: дома не перенесешь, гигантскую свалку не рекультивируешь в короткие сроки, и даже когда ее наконец закроют — ядовитые вещества будут и дальше отравлять почву. На восстановление экологической обстановки уйдут десятилетия. Кто вообще позволил строить в этом месте жилые дома, удивлялся президент.
«В принципе нарушений не было», — объяснялся в ходе заседания правительства министр экологии и природопользования Сергей Донской. Его министерство к таким решениям отношения не имеет, но Донской все же заметил, что строительство домов, которое было согласовано несколько лет назад, не нарушало норм, поскольку велось за санэпидемзоной.
«Нормы не нарушены, а жить невозможно!» — парировал Путин.
«Проблема серьезная», — приступил к дальнейшим разъяснениям Донской. Со всей основательностью он доложил о масштабах проблемы в целом по стране (число санкционированных свалок исчисляется тысячами, а несанкционированных полигонов — десятками тысяч), о сложностях с их рекультивацией, о малой вовлеченности регионов в это дело, об экологическом сборе, о проекте «Чистая страна», наконец.
«Это очень интересно и важно… Но я мало что понял», — признался Путин, потому что так и не получил ответа на вопрос, когда будет закрыта «свалка, которая жить не дает». Донской начал объяснять все бюрократические процедуры: к 2019 году будет изъята лицензия у владельца полигона, потом нужно создать проект рекультивации и обратиться к правительству, чтобы включить свалку в реестр ликвидации прошлого ущерба.
«А до 2019-го туда будут мусор свозить?» — уточнил президент.
«Свалка же не входила в список на ликвидацию», — развел руками министр.
«Значит, послушайте меня, — не выдержал Путин. — И чтобы [губернатор Московской области Андрей] Воробьев меня услышал. В течение месяца закрыть эту свалку! Документы должны быть подготовлены в самые короткие сроки. Через месяц спрошу, что сделано, и с вас, и с Воробьева. Запомнили, что я сказал?»
«Да-да», — заверил его Донской.
И поговорить о вечном
Третьим пунктом Путин поднял вопрос о дорогах. Министр транспорта Максим Соколов отметил, что региональные дорожные фонды получают недостаточно денег, чтобы обеспечивать их хорошее состояние: только 61 процент собранных средств от топливных акцизов поступает в региональные дорожные фонды, напомнил он. Изначально предполагалось, что они в основном будут поступать как раз в областные бюджеты, однако потом пропорция распределения средств изменилась.
А ведь эти деньги могли бы коренным образом исправить ситуацию с содержанием региональных и муниципальных дорог, считает Соколов. По его оценкам, в этом году сумма могла бы составить 110 миллиардов рублей, а в 2018 году — 160 миллиардов. При этом министр транспорта вслед за коллегами кивнул в сторону губернаторов: мол, дисциплину по расходованию данных средств у них необходимо поднимать.
В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин планирует реализовать предложения по распределению топливных акцизов в 2019 году. «Опять в 19-м? — вздохнул Путин. — А потом будет 20-й, 25-й…» И попросил премьер-министра Дмитрия Медведева заняться этим вопросом. «Поработаем, подумаем», — пообещал ему премьер-министр.
Остальная часть совещания прошла за закрытыми дверями, а министры решили отказаться от традиционных подходов к прессе по итогам общения с президентом. Зато губернаторы вновь продемонстрировали скорость реакции: решение о закрытии мусорного полигона Кучино было принято незамедлительно, в тот же день.
В субботу, 8 июля, в Гамбурге завершился саммит G20. Большой портовый город начал зализывать раны: разбитые витрины, разгромленные магазины, исписанные стены и сожженные машины. В противоположность тому, что творилось на улицах, лидеры «Большой двадцатки» без баталий приняли итоговое заявление. Не обратив внимание на беспорядки в городе, президент России Владимир Путин поделился впечатлениями от работы и знакомства с президентом США Дональдом Трампом: адекватно воспринимает собеседника, быстро анализирует и отвечает на поставленные вопросы. «Что касается личных взаимоотношений — я считаю, что они установлены», — резюмировал Путин.
Клубы дыма и хаос
Беспорядки, продолжавшиеся всю ночь, устроили стресс-тест не только полиции и коммунальным службам, но и немецким политикам. Телевидение и газеты захлестнула волна запоздалых рассуждений о правильности выбора места. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль выступил с предложением в будущем проводить подобные собрания в зданиях ООН в Нью-Йорке, но ему возразил глава партии немецких либералов Кристиан Линднер — мол, участникам саммита прятаться не пристало. Он, как и многие в эти дни в Германии, поддержал действия полиции. Бессмысленное насилие и мародерство осудила даже «Красная флора» — объединение альтернативных группировок в Гамбурге.
Хенрик Бёме, обозреватель Deutsche Welle, образно рассуждал о том, что протесты мирных демонстрантов с их вечной критикой глобализации потонули в клубах дыма от действий тех, кто нес хаос, и поэтому оказались бессмысленными. Государство должно противостоять насилию, и те, кто пускает петарды по полицейским вертолетам, должны быть наказаны, призывал он.
Тем не менее именно беспорядки сделали этот саммит поистине незабываемым. В остальном работа почетного собрания может не оставить следа в истории.
Поговорили о погоде
Одна из основных интриг саммита заключалась в том, все ли участники подтвердят приверженность Парижскому соглашению о защите климата. В роли паршивой овцы уже привычно выступал президент США, объявивший о выходе из соглашения.
Перед саммитом премьер Великобритании Тереза Мэй заявляла, что лидеры сообща будут призывать Трампа изменить решение. Чтобы никто не забыл о главном виновнике глобального потепления, активисты Greenpeace установили на Эльбе семиметровую статую президента США из папье-маше в виде младенца, разрывающего экземпляр Парижского соглашения. Капризный ребенок красовался как раз напротив филармонии, где проходил концерт для лидеров G20.
Вопреки слухам, американский президент не проигнорировал сессию, посвященную климату. Он присутствовал за столом переговоров 15 минут, а затем отправился на встречу с Путиным. Но этого времени хватило, чтобы продемонстрировать главное: продавить его не удалось. «Вопросы экологии, по мнению Трампа, второстепенны, такой политики он и намерен придерживаться», — поделился своим мнением глава Минприроды Сергей Донской, присутствовавший на сессии от российской стороны.
Но канцлер Меркель, как выразился российский президент, в столь непростой ситуации смогла достичь компромисса. «Можно точно записать ей в актив», — похвалил коллегу Путин.
Климатическая тема отразилась и на погоде в отношениях российского и французского президентов. Эммануэль Макрон заставил ждать себя почти полчаса. Появившись наконец в комнате переговоров, он извинился и объяснил сдвиг графика увлеченной дискуссией о климате. «Пообсуждали — теперь все будет хорошо», — с заметной иронией высказался Путин.
Договоренности по Украине и Сирии
Это была уже не первая за день встреча Путина и Макрона. Их утренняя программа началась с совместного завтрака на троих — к лидерам присоединилась хозяйка саммита Ангела Меркель. Комментарии с встречи поступали довольно сухие. Украинскую проблематику три лидера обсуждали в отсутствие президента страны Петра Порошенко, и делиться подробностями не хотели. «Мы провели хороший разговор, но процесс находится в развитии», — заявил после встречи президент Франции. Представитель Кремля Дмитрий Песков дополнил: «лаконично, но весьма исчерпывающе» Путин довел до собеседников позицию Москвы.
А вот договоренности Москвы и Вашингтона по Украине звучали куда яснее, чем результаты «мини-нормандского формата»: будет создан общий канал для отслеживания соблюдений минских договоренностей. Госдеп оперативно назначил спецпредставителем США по Украине Курта Волкера, работавшего ранее постпредом Соединенных Штатов при НАТО.
Владимир Путин высказался на тему Украины и на своей пресс-конференции. Он повторил, что интересы двух народов полностью совпадают, однако заметил, что единственный товар, который соседям удается производить и успешно продавать, — это русофобия.
Некоторые результаты работы были предъявлены и по Сирии. Путин и Трамп во время встречи выразили готовность объявить с полудня 9 июля перемирие на юго-западе Сирии в районах Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. По итогам встречи госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что в основном цели Трампа и Путина по Сирии совпадают: «На то, как мы к ней движемся, у нас разные взгляды, но общего гораздо больше, чем различий», — заявил Тиллерсон.
На следующий день Путин пояснил, что обсуждал ближневосточный вопрос со многими лидерами. Новые договоренности по зоне деэскалации он назвал прорывом, который состоялся в том числе благодаря совместной работе с Трампом. Позиция США по Сирии стала более прагматичной, отметил Путин, но потребуется кропотливая и даже нудная работа над деталями соглашения. Кроме того, предстоят консультации с Израилем и с Турцией — у всех свои интересы в регионе. «Причем законные», — подчеркнул российский президент.
Белый дом молчит. Рассказывает Кремль
Второй день саммита завершился итоговыми пресс-конференциями глав государств. Президент США предпочел оставить прессу без комментариев. «Белый дом молчит, ничего не рассказывает!» — возмущались американские журналисты на пресс-конференции Путина. «Мы им строго укажем!» —пообещал президент.
Возмущение американцев было понятным: Путин и Трамп подробно обсудили так называемый «вопрос о российском вмешательстве в американские выборы». Но от Белого дома не последовало никаких комментариев; подробности раскрывал Кремль. Путин рассказал, что его собеседник задавал много «наводящих вопросов, его интересовали детали». Доводы российского президента, со слов Путина, Трамп «принял к сведению».
На прямо высказанный интерес — «Скоро выборы в ФРГ, вмешиваться будем?» — Путин от души посмеялся: «Какие-то провокационные вопросы вы задаете».
******
В итоговом коммюнике страны «Большой двадцатки» высказались в поддержку свободной торговли и открытых рынков, договорились принять меры против протекционизма и выразили готовность объединить усилия в противостоянии терроризму. По словам Владимира Путина, в этом вопросе все были едины — принципиальных разногласий не возникло. Кроме того, девятнадцать из двадцати лидеров заявили, что Парижское соглашение не подлежит пересмотру. Единственная уступка, на которую в этом вопросе пошли США, — обещание сотрудничать в сфере использования более чистых энергоносителей.
Во Владивостоке за полтора месяца до официальной премьеры показали «Матильду» Алексея Учителя. Корреспондент «Ленты.ру» отправился на Дальний Восток, чтобы в числе первых зрителей увидеть фильм, который приобрел скандальную известность задолго до выхода на экраны. И, может быть, стать свидетелем очередной волны протестов и нападок со стороны православных активистов.
«Всю «Матильду» смели»
«Семьсот рублей за диваны», — говорит кассир Валерия, указывая на табло с фильмами и ценами. «А за обычное место — триста пятьдесят рублей». «Только это пустое дело», — предупреждает Александра, коллега Валерии. «Ни обычных нет, ни диванов. Всю «Матильду» еще на той неделе меньше чем за сутки смели. На все залы, полтысячи билетов».
До первого и пока единственного полноценного показа «Матильды» Алексея Учителя — меньше двух часов. В фойе кинотеатра «Иллюзион Парк», что во Владивостоке, непривычно пусто для вечернего времени. «Мы отменили сеансы перед этим фильмом, — сообщает Антон Алексеенко, генеральный директор сети кинотеатров «Иллюзион». — Провели дополнительную проверку всех пяти залов, включая осмотр взрывотехниками. «Матильда» идет в четырех. Но осмотрели везде — и залы, и вокруг. Чтобы на возможные звонки типа «в кинотеатре бомба» реагировать адекватно».
Звонков не поступило. Афиш тоже нет: премьера намечена на конец октября, а пока на билетах написано «Матильда. Спецпоказ». Впрочем, на экранах в фойе время от времени мелькают постеры фильма — наряду с теми, что уже идут в прокате. Балерина Кшесинская и цесаревич Николай соседствуют с «Бабушкой легкого поведения». Учитывая, что Матильда Феликсовна, вдова великого князя Андрея Владимировича, дожила почти до ста лет — то ли совпадение, то ли осознанный привет противникам фильма Алексея Учителя.
К появлению последних здесь явно готовы. Двое полицейских с обеда стоят внизу, у входа в пятиэтажный торговый центр «Черемушки», где расположен кинотеатр. Наверху мерит шагами фойе майор МВД. «Есть и представители федеральных служб», — уверяет Алексеенко.
Представители служб, как им и положено, в глаза не бросаются. Зато молодых людей в черной чоповской форме — полдюжины. У них тоже усиление.
Меры — более чем оправданные. В Санкт-Петербурге в конце лета студию Алексея Учителя забросали бутылками с зажигательной смесью. Неделю назад в Екатеринбурге 39-летний Денис Мурашов, недовольный перспективой проката «Матильды», въехал на горящем автомобиле с газовыми баллонами в двери кинотеатра «Космос». А в минувший понедельник, 11 сентября, неизвестные подожгли две машины возле офиса Константина Добрынина, адвоката Учителя. Рядом с авто злоумышленники разбросали листовки: «За Матильду гореть». Столичный спецпоказ, намеченный на вечер того же дня, был отменен — как уверяют руководители московского кинотеатра «Иллюзион», по техническим причинам.
В «Иллюзионе» Владивостока все прошло без происшествий. «Здесь их и быть не могло, — говорит приморский медиаменеджер Руслан Вакулик, убежденный противник «Матильды». — У нас город либеральный, цивилизованный. Что-то не нравится — скажи вслух. А в криминал-то бросаться зачем?»
«Не промолчим!»
Показать «Матильду» в отдельно взятом городе за полтора месяца до премьеры режиссер, продюсеры и прокатчики решили на минувшей неделе. «Мы хотели познакомиться с фильмом, чтобы сформировать свое собственное мнение по предмету, — говорит Антон Алексеенко. — Есть ли вообще предмет для обсуждения, нет ли…»
Алексей Учитель привез на кинофестиваль «Меридианы Тихого» получасовой фрагмент «Матильды». У режиссера и продюсеров поинтересовались, не желают ли они показать картину целиком — вне фестиваля. Те согласились. В воскресенье для гостей показали фрагмент. В понедельник — для тех, кто успел купить билеты, — всю «Матильду».
Обычная предпремьерная история. Если не учитывать всего того, что происходило вокруг «Матильды», — в том числе и во Владивостоке.
Еще в конце августа, когда стало известно о показе фрагмента, появилось обращение митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина. Правящий архиерей призвал «в день оскорбления наших святынь совершить молебные пения Царю-Страстотерпцу». Как указал владыка, «мы не промолчим перед кощунниками и покажем хулителям наших святынь свою православную веру и любовь к святым Страстотерпцам (…), горячей молитвой отвратим от Русской земли всякую нечисть и Божие наказание».
Молебны и проповеди прошли, соответственно, в минувшее воскресенье. «Матильду» впрямую старались не называть — выбирая конструкции вроде «экранизация некоего фильма». Впрочем, во Владивостоке религиозный протест так и не вышел за ограду храма. А светские противники фильма предпочитают голосовать рублем — как в случае с предпоказом, так и после, когда «Матильда» пойдет в прокат.
«На кино, где порнографический немец играет мученика и страстотерпца, — ни ногой, — формулирует Руслан Вакулик. — Слово давно дал. Сдержу. Хоть и любопытно, конечно».
«Это не в духе Владивостока»
Конечно, признает гендиректор сети «Иллюзион», финансовый успех первого сеанса «Матильды» — во многом заслуга его противников из числа православных активистов. Причем во всероссийском масштабе. «Одни уважаемые люди в уважаемых СМИ говорят одно, — описывает дискуссию Алексеенко. — Другие — диаметрально противоположное. А кино при этом никто не видел».
По его мнению, посмотрев «Матильду», зрители сами решат, насколько эта картина представляет для них ценность, художественную, историческую. «Пусть решат, как авторы обошлись с тем, что всем нам дорого, что для нас всех свято».
«Хочется посмотреть то, что все так не любят», — говорит жительница Владивостока Вера Исакова. Это, пожалуй, самое распространенное мнение первых зрителей «Матильды». Второе по популярности: «Посрать на мракобесов, спасибо, что нам первым кино привезли», — высказался Сергей, недавний выпускник политеха. «Еще нам тут кто-то указывать будет, что смотреть, что не смотреть!»
«В первую очередь это искусство, это художество. Мы не собираемся кого-то необоснованно клеймить или поддерживать, — отвечает Антон Алексеенко на вопрос о возможной прокатной судьбе «Матильды». — Рассмотрим разные точки зрения и составим собственное мнение. Мы работаем для людей. А люди имеют право знать. Послушаем, что они скажут, — и примем окончательное решение насчет проката в нашей сети».
Сетью владеет Эдуард Корин, председатель совета директоров «Иллюзиона». Корин слывет человеком глубоко верующим — тяготея при этом к одной из протестантских деноминаций. «Толерантность, уважение к позиции православной церкви, нежелание обострять ситуацию», — описывает Антон Алексеенко причины, по которым Эдуард Корин отказывается комментировать событие. «Мы точно против того, чтобы разжигать неприятие и нагнетать истерию, — говорит он. — Это вообще не в духе Владивостока. Особенно в таком вопросе, как искусство, где каждый может иметь свое мнение».
«Много споров с не совсем адекватными»
«Мы решили поговорить с каждым сегодняшним зрителем», — сказал режиссер Алексей Учитель, появившись в одном из залов. Прежде всего, предупреждает он, фильм не вполне закончен: «Доделываются некоторые сложные кадры, еще не все титры стоят».
Тем не менее показ картины за полтора месяца до премьеры режиссер считает необходимым. «Происходит много споров с людьми, как мне кажется, не совсем адекватными, — констатирует Учитель. — Они прикрываются словами «народ», «протесты», «оскорблены»… Все то, что вам говорят про «Матильду» те, кто не видел само кино, — вранье и ложь. В этом вы убедитесь сами, посмотрев картину. Ваша поддержка важна не только для нас, но и для всей страны, для всех здравомыслящих людей».
В отличие от обычных зрителей, корреспондент «Ленты.ру» перед просмотром подписал специальную бумагу о неразглашении любой информации о фильме, включая данные о сюжете. Поэтому ограничимся тем, что Алексей Учитель снял прекрасный фильм. О не самой талантливой балерине Мариинского театра. И наследнике престола — не очень-то понимающем, что и как ему делать после коронации. Трогательная история о людях, которым было бы гораздо лучше друг с другом, чем на сцене и на троне.
Штрихкоды, ИНН и прочие новые технологии ведут человечество к «принятию цифры», за чем последует приход Антихриста. Раньше об этом говорили лишь некоторые яркие и безумные одиночки-отшельники, вооружившись пророчествами христианских святых. Теперь же в России сформировалось целое движение сопротивления «цифрофашизму». К борьбе с едиными идентификаторами и иными признаками нового мирового порядка подключилась известная по силовой поддержке строительства храмов в Москве организация «Сорок сороков». «Лента.ру» побеседовала об этом с ее лидером Андреем Кормухиным.
«Лента.ру»: Что вам сделал прогресс, что вы называете его новым фашизмом?
Кормухин: Для нашего народа, пережившего Великую Отечественную войну, понятие фашизма ассоциируется с чем-то тоталитарным, где маячит фигура Гитлера, который строил общество, где была привилегированная каста, а все остальные должны были ей служить. Аналогия с сегодняшним днем прослеживается легко. Если мы послушаем адептов «цифрофашизма» в России, того же Германа Грефа…
А он тут при чем?
Он уже не стесняясь говорит о том, что народ правду знать не должен. Никогда, мол, народ правды не знал, и если узнает, то не получится им управлять. Такие вещи он говорил в 2015 году на Петербургском экономическом форуме.
Вот это незнание народом процессов, которые происходят, и целеполагания этих процессов, которые идут сейчас с огромной скоростью, незнание того, кто стоит в конце этой цепочки, кто ею управляет, — вот это именно то, что многие понимающие люди сравнивают с тем, что происходило с немецким народом в 30-х годах прошлого века.
Что же происходило?
Миллионы людей выходили на митинги в поддержку Гитлера. Он был для них национальным лидером. Его теория национального превосходства над всеми остальными была для них превыше всего. А теперь годы спустя многие, в том числе мальчик Коля в бундестаге, говорят нам, что немцы в массе своей просто не знали, за кем и куда идут, и потому они не виноваты.
Сейчас мы тоже не понимаем, за кем и куда идем?
В определенный момент «господа Грефы» и иже с ними построят свой «цифрофашизм», а народ не поймет или не сразу поймет, что страной управляет некий привилегированный класс людей, у которых есть право называть кого-то достойным жизни, а кого-то — недостойным. Или кого-то достойным социализации в обществе, а кого-то — нет.
«Цифрофашизм» наступает, и только слепой этого не замечает.
Получается, я тоже слепой.
Слепых сейчас много. Есть большое информационное пространство, и в этом огромном потоке информации очень трудно уловить вот эти проколы, которые господа, строящие «цифрофашизм», иногда себе позволяют.
А самое это понятие «цифрофашизм» кем было сформулировано и введено в оборот?
Сложно сказать, кем именно. Мы, в принципе, его не заимствовали. Так получилось, что мы его сформулировали сами, создав одноименную группу во «ВКонтакте».
Аналогия прослеживается еще в том, что задача нового мирового порядка — в том, чтобы подготовить людей к тем зверским, с точки зрения человечности, парадигмам, когда так называемое цифровое общество будет превалировать над обществом людей — христианской цивилизацией, сформулированной на евангельских принципах, заповедях, ценностях, которые человечеству принес Иисус Христос.
Гитлер тоже был представителем нового порядка?
В немецких концентрационных лагерях людям вместо имени, которое человек получает при крещении, присваивали номера. Это было отражено в итоговом документе Нюрнбергского трибунала, осуждающего фашизм.
А у нас вскоре, когда вы придете за документом в какой-либо орган, вам скажут: «Представьтесь». Вы назовете свое имя, а вам ответят: «Нет-нет, меня это не интересует, вы скажите номер ваш».
По сути это та самая фашистская система нумерации, а если мы возьмем верующих — то принятие цифры в той же самой кабалистике является антагонистической парадигмой христианства.
Противодействие «цифрофашизму» — это теперь одно из направлений работы организации «Сорок сороков»?
Да. «Сорок сороков» работает по многим направлениям, связанным с вызовами антихристианского мироустройства, который многие его адепты называют постхристианским. Они говорят: «христианский проект умер», «библейский проект умер». Но если мы посмотрим на все важнейшие сферы нашей жизни и исключим из них христианские принципы, то наше государство перестанет быть социальным.
Приведите пример подготовки почвы к новому мировому порядку.
Был недавно опубликован опрос «Левада-Центра», по результатам которого выяснилось, что против единого идентификатора, как это красиво называется, а на самом деле это присвоение цифрового имени, основная часть людей возмущаться не будет. Против будут только православные или какие-то там еще радикалы — точно не помню формулировки. То есть вместо того, чтобы сесть с противниками таких нововведений за стол переговоров, их сразу маргинализируют.
О чем же говорить с «цифрофашистами»?
Пускай объяснят, каково целеполагание, кто стоит за этим идентификатором, кто будет управлять этой информационной системой, кто будет контролировать защищенность личных данных и так далее.
Мы не против новых технологий, не возражаем против того, чтобы наше государство развивалось, но, опять же, если мы социальное государство, в котором элиты не манипулируют людьми, а придерживаются конституции, в которой говорится, что единственным источником власти является народ…
Так они вам все и расскажут, как же! Но это похоже на манию преследования. Как доказать безумцу, что за ним никто не следит?
Возможности сверхчеловека, возможности евгеники, желание создать что-то сверхчеловеческое всегда привлекали молодежь, но она не задумывается о том, к чему это в итоге может привести. Сейчас мы тоже видим молодых талантливых людей в IT-сфере, и я не хочу их всех обидеть, но вот недавно «Яндекс» проводил форум, и, когда там речь шла о возможностях новых цифровых технологий, у всех загорались глаза, и шло объяснение, как это круто, как удобно, если человек еще не понимает, чего хочет, а ему уже Алиса или Беатриса будет предлагать варианты действий. А когда человек встал с вопросом о том, что в этом случае будет с безопасностью, возник ступор. Точнее, началось нечленораздельное мычание, потому что мы не договорились об этом, о самом главном.
Я хочу быть услышанным. Нам важно понять, кто является носителем и транслятором ценностей, ради которых эта новая цифровая экономика и цифровая парадигма строится.
Мы же знаем, как работают соцсети и информационные ресурсы. Мы знаем скандальную историю с Дональдом Трампом, когда «Кембридж Аналитикс» на основе данных 50 миллионов американцев, украденных из Facebook, формировала мнения избирателей и влияла на принятие ими решения на президентских выборах в США. Тогда вроде бы по всем признакам должна была победить Хиллари Клинтон, но новая избирательная технология победила старую и дала ощутимый результат.
Значит, «цифрофашисты» и вас могут завербовать, раз вы пользуетесь соцсетями?
У меня уже сформировано мировоззрение, у меня есть скелет, ценностный и духовной остов, который позволяет мне отделять зерна от плевел. А если молодого человека, который проводит в соцсетях по шесть часов в день и не имеет представления об окружающем мире, начнут программировать? Как нам узнать, кто стоит за этим и чего он добивается?
А если никто ничего не скрывает, просто развитие идет на ощупь, задачи формулируются по ходу действия?
Тот же самый Греф зачем-то привез на экономический форум колдуна из Индии, у которого какой-то храм, где молятся гранитному фаллическому символу. И говорит он, что нужно стереть все границы между государствами и религиями, что нужно формировать нового, непонятно какого человека. Если господин Греф — бенефициар этих процессов, то я не хочу, чтобы он влиял на ценностные парадигмы моих детей.
Противники «цифрофашизма» обсуждают в соцсетях вступление с 1 июля в силу какого-то закона, обозначающего переход к новому порядку и, видимо, скорый конец света. Расскажите, что это за закон.
О регистрации биометрических данных клиентов банков. У человека должен быть выбор, и ему нужно это право выбора разъяснить: либо ты даешь согласие на сбор твоих данных — и при этом получаешь возможность пользоваться новыми технологиями, либо нет — и тогда спокойно живешь по-старому.
И все-таки что конкретно дурного в новых технологиях, если речь не идет о микрочипах, превращающих людей в зомби?
Ну вот ты просыпаешься, и перед тобой на столе появляется не чай, который ты любишь пить по утрам, а кофе с молоком, который тебе условно прописали врачи, изучившие твои жизненные показатели. Тебе в постель заглянут, будут знать, с кем ты спишь, и так далее. Есть люди, которым это по душе, но многим, я уверен, нет.
Вернемся к закону. Там предполагается обязаловка?
Честно говоря, не знаю. У меня есть юридическое образование, но я никогда по специальности не работал в силу разных жизненных причин, поэтому я не читал этот закон и не скажу обо всех его нюансах. Будут ли это сейчас вводить обязательно или сделают это потом…
Хотели в 2015 году ввести универсальную электронную карту (УЭК), на которой будет заведен весь документооборот. Но тогда общественность выступила против этого, и проект УЭК сошел на нет. Теперь двигают тему единого идентификационного номера, говорят, что в 2019 году всего его получат. Что значит все получат? Если я этого не хочу — то я все равно должен получать?
Вы упомянули общественность, а кто вообще в нашей стране находится в сопротивлении, насколько оно массовое?
При условии того разговора, который у нас с вами происходит, люди узнают об обратной стороне цифрового прогресса и с удовольствием включатся в это сопротивление…
Как в «Звездных войнах»?
Я серьезно. Практика нашего общения с людьми показывает, что они начинают просыпаться и осознавать, что это такое.
Еще скажу, что у нас даже в стратегии национальной безопасности за подписью Владимира Путина написано, что основной приоритет государственной политики в долгосрочной перспективе — традиционные духовно-нравственные ценности. А что в России является таковыми ценностями, как не православие?
Вы говорите о свободе выбора для каждой личности, но разве такая ценность традиционная для России? Кого и где у нас раньше спрашивали? Все действовали в приказном порядке. Крестьяне вообще находились на рабском положении, были чем-то наподобие вещи. Было ли связано само крещение Руси со свободным выбором для всех?
Но ведь Новгород был?
А что с ним сделали наши православные правители?
Романовых же демократическим образом призвали на престол.
Все, о чем вы говорите, скорее исключение из правил.
Ваши представления основаны на ошибочных данных.
В общем, здесь у нас разные взгляды. Хорошо. А какова позиция Русской православной церкви по вопросу новых технологий?
У нас об этом патриарх говорит открыто. В нашем паблике закреплено его недавнее высказывание. В январе 2018 года, выступая в Совете Федерации на традиционных парламентских рождественских чтениях, он сказал, что мы стоим на пороге тотального электронного контроля… Сейчас ведь к чему ведут эти «цифрофашисты»? Чтобы отменить наличные деньги, чтобы человеком вообще можно было управлять. Пускай человек, даже неверующий, заглянет в Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, где четко написано, как все будет происходить.
То есть радикальная позиция вашего движения «Сорок сороков» полностью соотносится с официальной позицией церкви?
У нас нет понятия радикального, у нас общественная организация, которая действует в рамках законодательства. Никогда мы ничего радикального не осуществляли. Нас пытаются затащить в эту радикальность — уж больно мы неудобны для многих, потому что мы большая общественная сила, которая говорит о «второй стороне»…
А церковь, являясь институтом, единым для всего общества, — она об этих вещах говорит более дипломатическим языком, то есть она где-то совсем острые углы старается закруглить.
Вы этим делом занялись по просьбе церковного руководства?
Наверное, последним толчком явилась наша поездка на Афон в дни нынешней Пасхи. По возвращении мы подумали и сформировали эту группу. Афонские старцы со ссылкой на святого Паисия Святогорца, книги которого читают сейчас многие, говорят, что нужно сопротивляться.
Каким образом?
Мы не собираемся брать оружие, уходить в леса, как многие о нас думают. У нас правовое государство, и мы в рамках закона будем доводить до людей правду, снимать ролики, проводить круглые столы.
А кто, кроме Грефа, у нас в рядах «цифрофашистов»?
Господа банкиры, хозяева мировых денег. Весь финансовый-экономический блок нашего правительства фактически находится под адептами этого нового мирового порядка.
Но есть и чисто российские задумки, которые создаются по государственной воле и специально для защиты интересов наших граждан. К примеру, карта «Мир». В соцсетях распространяются целые инструкции о том, как от них отказаться пенсионерам и разным бюджетникам. Зачем это делают «сопротивленцы»?
«Сорок сороков» к этому отношения не имеет. Мы против того, чтобы людям навязывали какие-то карточки. Человеку следует оставить право получать деньги наличными или на сберкнижку.
А, предположим, проведут всеобщее голосование, и 86 процентов выскажутся «за». Тогда что? После этого уже никого спрашивать не будут — будут штрафовать.
В правовом плане мы будем сопротивляться. Жаловаться в Конституционный суд, проводить митинги и так далее.
Объясните, почему люди, которые болеют за сохранение в мире христианских ценностей, не идут впереди планеты всей, впереди прогресса, направляя его в нужное русло? А сейчас выглядит так, что один что-то изобретает, а другой и сам ничего не делает, и другому не дает. Или же это выглядит как попытка встать на пути движущегося локомотива.
Как человек православный и понимающий многие процессы вокруг нас я отвечу на этот вопрос так: задача дьявола на протяжении последних двух тысяч лет — в том, чтобы выдавить Христа из нашей повседневной жизни и заставить человека поверить, что без Бога он живет в реальной жизни. Вот эта новая цифровая реальность — это подготовленная многими веками ситуация, в которой человека подводят к выводу, что он живет в реальном мире.
А какой мир реален?
Мы живем в мире, который вы и я создали себе для удобства. Реальный мир гораздо сложнее, богаче и требовательнее к человеку. Он не трехмерный. Христос людям говорил: «Проснитесь, реальный мир другой. Я пришел к вам, чтобы рассказать о нем, чтобы дать вам возможность быть связанным с реальным миром». И человек может легко понять, что такое реальность, когда вместо престижной работы, красивой девушки и возможности отдыхать на тропических островах отправляется в тюрьму, случайно сбив человека насмерть. Увидеть реальность можно и путем упражнения в молитве, приближения к святым. Таким людям никакие новые технологии не нужны.
Я, честно говоря, не помню, чтобы в Евангелии были такие слова, какие вы приводите. Иисус часто обращался к каждому лично и применительно к конкретной ситуации, из-за чего в его словах можно найти противоречия.
А кого Христос выгнал из храма? Банкиров и ростовщиков.
А в другом месте говорил: отдайте кесарю кесарево…
Кесари — это Богом данная история, а банкиры и ростовщики — греховная история.
Но выгнал он их только с территории храма. А еще была притча о талантах, когда Христос приводил в качестве позитивного примера заработки на процентах…
Не было такого. Он имел в виду инвестиции — то есть ты деньги вкладываешь в какое-то дело и получаешь в бизнесе какую-то долю. Ты деньги даешь — и совместно рискуешь. Разве он упоминает ростовщичество, говорит про то, чтобы отдать деньги в рост? Найди притчу о талантах. И вообще, трактовать Библию могут святые отцы, а не мы с тобой.
Я просто не нахожу в Новом Завете указаний на сопротивление тем вещам, о которых мы разговариваем. Напротив, учение Христа стало первым максимально успешным транснациональным и глобальным проектом, не предполагавшим возвращение к неким национальным и традиционным для того времени ценностям. Это обращение в будущее.
Сейчас я прочитаю. «Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин, я знаю тебя, что ты — человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Вот я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое». Господин сказал же ему в ответ: «Лукавый, ленивый раб! Твоими же устами будут судить тебя (…), поэтому ты должен был отдать серебро мое торгующим, и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью…» Это все равно не ростовщичество, сто процентов.
Не согласен. Тогда вопрос про тотальную слежку. Чего бояться добропорядочным христианам — даже в контексте возможных преследований. Вот копты, живущие бок о бок с мусульманами и постоянно рискующие жизнью, даже на кисть руки себе крест набивают, чтобы все видели, кто они по вере.
Помимо индивидуального спасения, есть общественное пространство. В нем живут твои дети. И ты знаешь историю, понимаешь, в каком ценностном коде мы жили, какие духовные парадигмы были. Тогда ты начинаешь выступать не как православный христианин, который занимается собственным спасением, а ты еще занимаешь позицию ответственного гражданина и отца, главы своей семьи. Тогда тебе уже не все равно, чему твоего ребенка учат и как на него влияют. Ведь князь Владимир не выбирал путь лишь своего спасения…
А когда «цифрофашизм» наберет силу, то не исключено, что меня из семьи изымут, детей отдадут в педерастические семьи и будут их воспитывать какие-нибудь трансгендеры.
Тогда посмотрим с другой стороны. Есть сопротивление «цифрофашизму», а есть сопротивление строительству храмов в Москве. И там, и там речь идет о некой небольшой группе людей, с которыми не договоришься. Они будут бесконечно устраивать протесты. Ведь в «Сорок сороков» об этом знают не понаслышке? Разве каждое строительство храма в столице не превращается в «караул»?
Уже нет. Уже никто не хочет связываться с нами (смеется).
Значит, можно не договариваться и с теми, кто против единого идентификатора? Ведь у государства нет возможности для каждого человека отдельный документооборот вести — это как канализационная труба: она одна для всех. Если не нравится — то ходи на горшок.
Перед строительством храма проводятся публичные слушания, туда приходят жители. Были случаи, когда большинство жителей высказывались против, и строительство там не велось. Но в большинстве случаев это использовалось как технология. Были люди, которые потом были найдены. У них конверты были с деньгами. Они получали деньги за протесты. Конечно, того же Грефа, вероятно, раздражает, что в Москве строятся храмы. Он хочет жить не Третьем Риме, а в Новом Вавилоне.
После возникновения движения «Сорок сороков» это сопротивление резко сошло на нет. Мы ни одного человека при этом не тронули, что бы там ни говорили.
Но все равно ваши действия, скажем, «мягкой силы» вполне схожи с навязчивыми действиями «цифрофашистов».
Нет. Уже привели пример с канализационной трубой. Ее провели и навязывают мне, а я говорю, что это нарушает мои права. Я сам решу, что для меня лучше.
Но ведь ИНН у вас есть?
Как-то раз я приехал в налоговую за одним документом, и мне говорят: «У вас есть ИНН?». Я отвечаю: «Нет». — «А мы вам без ИНН выдать документ не можем». — «Что значит не можете? Я гражданин России». — «Вам все равно ИНН присвоят». — «Что вы там сделаете — это ваши проблемы, но заявлений писать никаких я не буду».
Если государство будет меня загонять в лес, мне придется туда уйти. Придется стать Морфеусом, хотя Морфеем я быть не хочу. Но таблетку красную я уже давно принял.