Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Официальная Москва признала выпущенные в Донбассе документы, но в Кремле отказываются обсуждать условия признания самих республик. Соцопросы показывают, что такое решение сейчас могли бы поддержать 24 процента россиян. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему Россия не спешит вмешиваться в спор о суверенитете самопровозглашенных государств и может ли она поменять свою позицию.
Каждый четвертый россиянин выступает за признание независимости самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, показали результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в феврале.
В Кремле отказались говорить об условиях, при которых Россия могла бы пойти на такой резкий внешнеполитический шаг. «В данной ситуации виртуальные рассуждения неуместны и неприменимы», — подчеркнул пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Вместе с тем, добавил он, Москва берет в расчет тот факт, что ДНР и ЛНР находятся «в жесточайшей блокаде», поэтому и был подписан указ о признании выданных в Донбассе документов на территории страны.
С четвертью российских граждан горячо согласны некоторые видные отечественные политики. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов неоднократно, в том числе с трибуны Госдумы, требовал «перестать издеваться» над ДНР и ЛНР и признать их. За приставку «самопровозглашенные» он даже ругал журналистов: «При чем тут самопровозглашенные? Они честно провели референдум».
Предложение о признании в прошлом году конкретизировал еще один коммунист, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев. По его мнению, признать независимость Донецкой и Луганской республик нужно через полгода, если украинские власти не выполнят минские соглашения. Он уверен, что такое решение поддержит даже большее количество россиян, чем показал опрос ВЦИОМ.
В 2014 году, когда начался конфликт на юго-востоке Украины, вопросом занялись в ЛДПР: либерал-демократы предложили Думе принять постановление о признании ДНР и ЛНР. Автор идеи Алексей Диденко, правда, подчеркивал, что документ не будет иметь юридических последствий. Фракции «Единой России» и справороссов сочли предложение неактуальным, а коммунисты призвали немного подождать.
В Крыму, который после референдума 2014 года перестал быть украинским, нередко открыто поддерживают стремление республик добиться признания независимости. В июне прошлого года Русская община Крыма, возглавляемая членом Совета Федерации, единороссом Сергеем Цековым, договорилась вместе с движением «Донецкая республика» отстаивать суверенность ДНР и ЛНР, а также итоги голосования, по итогам которого Крым воссоединился с Россией.
Вопрос о суверенитете республик время от времени поднимался по мере развития конфликта на юго-востоке Украины. В феврале для дискуссий по теме появился новый повод: стало известно, что по выданным в Донбассе паспортам можно воспользоваться услугами российских железных дорог и авиакомпаний.
Вскоре появился подписанный российским президентом указ, согласно которому Россия признала документы, выданные в определенных районах ДНР и ЛНР. Москва решила принимать паспорта, свидетельства о рождении и заключении брака, выданные в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, до урегулирования ситуации — реализации минских соглашений.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, которого указ застал на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что это не меняет позиции Москвы по территориальному вопросу. В указе «черным по белому написано, что руководствуемся мы исключительно гуманитарными соображениями», подчеркнул глава российского МИДа.
По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета Павла Салина, признание паспортов как раз хорошо тем, что «оно не конвертируется в признание независимости». «Россия не берет на себя практически никаких конкретных обязательств, а просто переводит в де-юре ту ситуацию, которая существовала де-факто. И так было известно, что по паспортам республик граждане могут пользоваться услугами на территории РФ», — отметил эксперт в беседе с «Лентой.ру».
В Берлине и Киеве критически откликнулись на появление указа и заподозрили Россию в нарушении минских договоренностей, однако документ соответствует тексту соглашений в буквальном смысле слова. В указе не говорится о документах ДНР и ЛНР, как поначалу написали многие СМИ. Речь идет об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» — именно в той формулировке, которая использована в минских пакетах.
Почти десять лет назад Россия признала независимость двух республик — Абхазии и Южной Осетии — после того, как в ночь на 8 августа 2008 года Грузия совершила вооруженное нападение на югоосетинскую территорию. Республики шли к этому долго: 97,5 процента жителей Абхазии проголосовали за независимость на референдуме еще в 1999-м, а в Южной Осетии он проводился дважды с перерывом в 14 лет — и оба раза за независимость высказывались 99 процентов голосовавших.
Замдиректора Института стран СНГ Игорь Шишкин отмечает, что до вооруженного конфликта, инициированного Тбилиси, Москва настаивала на интеграции республик в состав Грузии. «Но после того как бывший президент страны Михаил Саакашвили развязал кровавую войну, Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии», — поясняет он.
«Если проводить аналогии, следует обратить внимание, что Россия выдавала свои паспорта жителям Приднестровья (непризнанная Приднестровская Молдавская республика — прим. «Ленты.ру»), Абхазии и Южной Осетии. Приднестровье Москва не признала, а Абхазию и Южную Осетию — да», — говорит коллега Шишкина по Институту СНГ и член Совета по национальной стратегии Владимир Жарихин. Он напоминает, что у Абхазии и Южной Осетии конфликт с Грузией длился не одно десятилетие, однако долгое время был заморожен. И только после того, как Грузия начала агрессивное наступление, Россия пошла на признание их независимости, «считая, что у нее нет других возможностей защитить жителей республик», отмечает эксперт.
Молдавия с Приднестровьем на такое обострение не пошла, поэтому Москва, по мнению эксперта, продолжает надеяться на мирное урегулирование. «Не секрет, что Россия все-таки в определенной степени на стороне Приднестровья в конфликте с Молдовой. Но она воздерживается уже много лет от того, чтобы признать республику», — подчеркивает Жарихин.
Не последний аргумент в пользу такой сдержанности — дороговизна признания новых государств. К примеру, в прошлом году Россия направила на социально-экономическое развитие Абхазии около восьми миллиардов рублей — при общем объеме ее расходов в 13,5 миллиарда и чуть меньшем уровне доходов. Такая же сумма предназначалась Южной Осетии. В текущем году финансовая помощь республике составит 7,6 миллиарда рублей, и это почти 90 процентов всего ее годового бюджета.
В случае признания ДНР и ЛНР России фактически пришлось бы взять на себя обязательства обеспечивать их, как было с Абхазией и Южной Осетией, убежден директор Центра политологических исследований Павел Салин. «У России сейчас нет денег и не будет, чтобы содержать такие территории», — считает он. Москва до последнего, по мнению политолога, будет настаивать на исполнении положений «Минска-2», которые, среди прочего, возлагают обязанность содержать республики на Киев.
Большинство опрошенных экспертов уверены, что Москва сохраняет некоторую надежду на мирное разрешение конфликта в Донбассе и выполнение договоренностей. Если власти утратят эту надежду, вопрос о независимости республик может подняться вновь.
По мнению Игоря Шишкина, это произойдет при условии, что Украина открыто откажется выполнять минские соглашения. «В таком случае Россия, как показал указ президента, население востока Украины не бросит и окажет свою помощь», — заверил специалист. Пока, однако, все стороны конфликта настаивают на своей приверженности договоренностям, достигнутым в Минске.
Но процедура признания — если это когда-то случится — в любом случае не будет простой и быстрой. Зампред думского комитета по международным делам Анатолий Карпов полагает, что решение о признании Донецкой и Луганской республик может быть принято только по итогам нового референдума. «Предыдущие референдумы ставятся под сомнение международными организациями и некоторыми странами. Значит, надо выработать такие правила и установить такой контроль, чтобы результаты были признаны. Я так понимаю, что руководители ЛНР и ДНР не возражают против этого», — рассуждает депутат.
Сейчас непонятно, о какой конкретно территории может идти речь и что именно нужно признавать, отмечает коммунист Казбек Тайсаев, призвавший признать республики через полгода. «Референдумы в свое время прошли на всей территории Донецкой и Луганской области, — говорит депутат. — Сегодня ДНР занимает одну треть территории бывшей Донецкой области. Большая часть находится под контролем ВСУ».
Круг потенциальных партнеров, готовых признать республики, тем временем растет и без участия России: в самопровозглашенных государствах к подобным вопросам относятся значительно проще, чем в Москве. Так было в том числе с Южной Осетией, Нагорно-Карабахской и Сахарской республиками, ДНР и ЛНР. За последние 30 лет в мире стало на пять новых непризнанных республик больше, и почти все они с готовностью признали суверенитет друг друга.
Язычник Евгений Салтыков, также известный как Сигвальд Годи, написал заявление в полицию на администратора языческого паблика «ВКонтакте» «Яблоки Идунн» Наталью Телегину. Поводом стало размещение женщиной картинки, на которой изображен викинг, заносящий молот Тора над полыхающим православным храмом. В отношении нее возбудили уголовное дело сразу по двум статьям «Оскорбление чувств верующих» и «Возбуждение ненависти и вражды». «Лента.ру» разбиралась, кому и зачем понадобилось вытеснять конфликт между язычниками в правовое поле.
Молотом по яблокам
Случай, когда язычник обвиняет свою единоверку в оскорблении религиозных чувств, стал первым подобным прецедентом в России. Сигвальд Годи возглавляет общину течения Асатру в Санкт-Петербурге. Это неоязыческая религия, восстанавливающая традиции германских и скандинавских народов. Она распространена в Северной Европе, хотя в России также есть ее последователи, говорится в блоге Paganka.
Свое решение обратиться в полицию Годи объяснил тем, что таким образом он пытается бороться с неуважением и нетерпимостью. «Я считаю недопустимым публичное распространение подобных материалов. Они выставляют мою религию (Асатру) как экстремистскую идеологию, что не соответствует действительности, и этим подвергают опасности свободу вероисповедения, мою собственную и моих близких. Кроме этого, распространение таких материалов угрожает обществу культивированием неуважения к чужим ценностям, в данном случае религиозным», — пишет он на своей странице во «ВКонтакте».
Годи подал заявление по статье 282 УК РФ о разжигании розни, но следователи, изучив материалы дела, добавили еще одну — 148 УК РФ об оскорблении чувств верующих. Следствие по делу уже завершено, а материалы были направлены в прокуратуру Алтайского края.
Телегина также относит себя к Асатру, она администратор в паблике «Яблоки Идунн», посвященном северному язычеству. Идунн — в скандинавской мифологии богиня вечной юности и хранительница молодильных яблок.
Произошедшее стало для женщины неожиданностью, она живет в Барнауле и никогда не встречалась с Салтыковым. У себя на странице она написала о подробностях возбужденного дела. «Будьте осторожны, возможно, у каждого найдется пара картинок, которые не оскорбляют самих верующих, зато очень удобны в использовании для борьбы с конкурентами, например… Позор таким «викингам»», — отметила она.
Одина мать зовет
Картинка появилась в паблике осенью 2016 года. По словам обвиняемой, изображение она нашла в поисковике. Впоследствии выяснилось, что оно создавалось для реконструкторского фестиваля в Новгороде. Она также утверждает, что не ставилось целью оскорблять ничьи чувства — картинка иллюстрирует нападение.
«Для меня это просто иллюстрация исторического факта и ничего больше. Там даже подписей никаких не было, — рассказала она, — Салтыков ее увидел, жутко оскорбился и, чтобы пооскорбляться еще, пролистал все картинки в моем профиле, потратив как минимум часа два, чтобы найти в сохраненных изображениях материалы похожего содержания». После этого мужчина решил написать заявление в полицию.
Телегина узнала об этом, когда к ней домой пришли оперативники и потребовали удалить картинки, оскорбляющие чьи-то чувства. По ее словам, спустя несколько месяцев, в июне, к ней домой приехали следователи, рассказали о возбуждении уголовного дела и изъяли компьютер. Именно тогда женщина узнала имя истца по делу и крайне удивилась тому, что он вышел из той же культуры.
«Одно дело, если бы это оскорбило христианина, но насчет мотивов Салтыкова я даже предположить ничего не могу. Обычно если что-то не устраивает — можно написать сообщение и все решить. Он же без предупреждения решил обратиться в суд. Поступок, мягко говоря, не благородный, и многие его осуждают», — отмечает Телегина. Причины произошедшего остаются загадкой для язычницы.
За Тора ответят
Языческое сообщество разделилось во мнениях. Впрочем, большинство осуждают поступок Салтыкова, но единодушны во мнении, что подобные картинки недопустимы. «Картинка, из-за которой все началось, является провокацией, и тут еще один важный вопрос, о котором стоит подумать. Есть люди, для которых символы нашей веры являются не чем иным, как элементом давно умершей культуры, и это в корне неверное восприятие», — говорится в посте сообщества московской общины Асатру «Годорд Скидбладнир».
Ее глава Андрей Соловов считает, что в данном случае языческую атрибутику использовали, не вникая в религиозные и идейные вопросы. «Есть два основных пункта: первый — это непосредственно картинка. Она была нарисована когда-то давно для конкретной ситуации — ролевой игры. Возможно, в этом конкретном контексте она была уместной. Но в группе, которая так или иначе посвящена язычеству, все это вызывает вопросы. Для нас угроза в том, как это будет восприниматься обществом. В язычестве нет и никогда не было никакой идеи разжигания розни или противостояния с христианами», — уверен он. По его мнению, подавать заявление в полицию все же было преждевременным ходом. Для начала можно было попробовать разрешить ситуацию мирным путем.
Соловов также рассказал, что острые конфликты в языческой среде — не редкое явление. Однако впервые подобное было вынесено в правовую плоскость. «В языческой среде всегда возникает много споров. У каждого есть свое мнение по той или иной позиции. По каждому поводу может возникать бурление, но чтобы язычник осознанно лез к представителям других религий, чтобы вынести свою точку зрения в публичное поле — это нонсенс», — добавляет он. Сообщество намерено вскоре опубликовать резолюцию по поводу случившегося. «Ее основной посыл в том, что язычники такие же люди, как и все остальные. Это не какая-то маргинальная тусовка, как это пытаются представить в СМИ», — резюмирует Соловов.
Тот нюанс, что ответчик по делу и истец являются представителями одного религиозного течения, делает этот случай уникальным, считает один из лидеров неоязычников Новосибирска Евгений Нечкасов. «Нельзя не учитывать и фактор личной неприязни господина Салтыкова к своим единоверцам. Он распространяет клевету в СМИ о том, что помимо членов его зарегистрированной общины все остальные асатруа являются маргиналами и экстремистами. Его конфронтация с единоверцами продолжается уже лет пять, а сейчас благодаря этому уголовному делу он мгновенно приобрел известность», — поясняет Нечкасов.
По его мнению, перенос дела в публичное поле можно расценивать как попытку Салтыкова легитимизировать свое течение. Благодаря этому он сможет заработать репутационные очки, а значит, претендовать на гранты. Нечкасов утверждает, что Телегина — случайный человек в этом деле. «Есть две зарегистрированные общины: Салтыкова и Соловова, а также много мелких общин. По закону им не нужна регистрация. Наталья ни в одной из них не состоит, а является рядовым администратором паблика. Учитывая разный удельный вес оппонентов в языческом сообществе, странно, что Салтыков начал борьбу с экстремистами именно с нее», — подытожил он.
На Западе ведется полномасштабная информационная война не только против современной России, но и против ее заслуг в истории. Время обороны прошло, нужно наступать, не стесняясь использовать правду как оружие, — вот основной посыл выступлений на заседании оргкомитета «Победа», который состоялся в четверг, 20 апреля, в Кремле. Распространять историческую правду предлагалось с помощью вирусных роликов и проектов в соцсетях.
Российский комитет «Победа», созданный еще в 2000 году, объединяет министров, помощников и полпредов президента, лидеров общественных движений и религиозных деятелей. Раз в год они собираются полным составом и обсуждают, как сохранить память об итогах Второй мировой войны. В прошлом году выступающие напирали на патриотизм, в позапрошлом — на святость. Звучали, в частности, инициативы зажигать в церквях лампады от Вечного огня.
Очередное заседание оргкомитета проходило в торжественной обстановке: Георгиевский зал, нарядные гости, оркестр. Хотя музыка прозвучала лишь однажды — когда вошел президент. Перед началом заседания вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин призывал «весь русский мир» влиться в шествие Бессмертного полка, а глава Минкультуры Владимир Мединский встал на защиту фильма Алексея Учителя «Матильда», назвав бурлящую вокруг киноленты дискуссию «вакханалией демократии».
Словно услышав отголоски этого спора, президент России, открывая заседание, предупредил, что история не должна разобщать народ. Оргкомитет «Победа», напомнил он, стремится по всему миру объединить людей, «которые настроены на ту же волну, что и мы, которые думают такими же категориями, как и мы». По его словам, российские власти взяли на себя нравственный долг перед поколением победителей — сохранить и защитить историческую правду о Второй мировой войне. Но правда должна быть такая, чтобы скреплять, а не раздирать общество.
«Наша позиция заключается в том, что история, какой бы трудной и противоречивой она ни была, призвана не ссорить людей, а предостерегать от ошибок, помогать укреплять добрососедские отношения», — пояснил Путин. Но не все разделяют эту позицию. Иные пытаются превратить общее прошлое в политическое или идеологическое оружие, с помощью которого формируется образ врага, продолжил глава государства.
Как и прежде, в канун праздника Победы российский президент упрекал тех, кто взял курс на «героизацию и оправдание пособников нацизма». Бороться с ревизией истории поможет всеобщий доступ к архивам. Для размещения исторических и других материалов «нужно создавать современные качественные интернет-ресурсы с интерактивными возможностями, с удобным поиском нужных сведений», рекомендовал президент. Ориентироваться при этом следует на молодежь, подчеркнул Путин, пояснив, что соответствующие продукты надо продвигать в том числе и в соцсетях.
Впрочем, основной упор выступавшие все-таки сделали на традиционных форматах: международных конференциях, круглых столах, выставках. О них упоминал и заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Он произносил ставшие уже каноническими фразы про освобождение Европы от коричневой чумы. По словам дипломата, МИД постоянно напоминает, «кто выступал на стороне добра, а кто на стороне зла».
«Святые для нашего народа вещи мы на поругание не дадим», — пообещал Карасин, добавив, что за рубежом с этой целью будут организованы тематические выставки и показы фильмов.
Министр культуры в свою очередь отчитался за историю в камне: три памятника советским солдатам появятся в 2017 году во Франции и в Австрии, заявил Мединский. «Правда — наше оружие, и не нужно стесняться его использовать», — дал рекомендацию присутствующим полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.
Как именно использовать это оружие — на заседании оргкомитета подробно и наглядно рассказала главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян: она устроила настоящую презентацию не только своих идей, но и своего канала.
Для начала Симоньян обозначила плачевную ситуацию в образовании — не в российском, а в европейском. Совместно с некими «устоявшимися компаниями» ее телеканал провел исследования о том, кого в Европе считают победителем во Второй мировой войне. 50 процентов опрошенных однозначно заявили, что войну выиграли Соединенные Штаты. 22 процента сошлись на том, что победила Великобритания. И лишь 14 процентов назвали СССР. Остальные и вовсе затруднились ответить на вопрос. Кто виноват? Синематограф и образование, объяснила Симоньян. И предложила свой способ донесения правды до всего мира: ее надо распространять как вирус.
На экранах перед участниками заседания появились фигурки человечков, военной техники и цифры. В коротком ролике рассказывалось о потерях, которые понес советский народ в Великой Отечественной. Симоньян объяснила присутствующим, что ролик вирусный. «Такие отправляются в онлайн-пространство и живут сами по себе», — сказала журналист.
«А вот и еще одна модная, стильная, современная форма донесения», — продолжила Симоньян. И на экранах появилась 3D-телестудия, в которой ведущий рассказывал о событиях войны: получалось нечто среднее между телесюжетом, документальным фильмом и компьютерной игрой.
И напоследок выступающая предложила Минобрнауки совместно создать в социальных сетях просветительский проект об истории. Она сообщила, что ранее на RT был реализован большой проект, посвященный столетию русской революции. В Twitter создали онлайн-пространство, где все участники тех событий имели собственные аккаунты. На них подписались даже журналисты The Guardian и The Wall Street Journal. «Люди, которые нас обычно ненавидят, плюют, называют кремлевской пропагандой, — но подписались», — с гордостью отметила Симоньян.
В конце заседания сумятицу в общие ряды внес председатель общественной организации «Инвалиды войны» Андрей Чепурной. В ходе выступления он неожиданно пожаловался Путину на заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича.
Сенатор, по словам Чепурного, «использует свой административный ресурс и пытается уничтожить организацию, захватить имущество и внести раскол в ветеранское движение среди инвалидов». Для описания серьезности угроз Чепурной использовал емкую фразу «закатать». Кроме этого, продолжил выступающий, Клинцевич называет имя преемника президента — им, по версии сенатора, является спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Путин, слушая это, не скрывал улыбки. «Я думаю, что афганцев не испугать заявлениями типа «закатаем»», — ответил он, но признался, что впервые слышит о конфликте в этой среде. «Постараюсь разобраться», — заверил глава государства. Соответствующее поручение он дал замглавы своей администрации Сергею Кириенко. А насчет поста президента страны напомнил, что выбирает его народ. «И никто другой», — заключил Путин.
В воскресенье, 10 сентября, в России прошел единый день голосования. Выборы и референдумы разного уровня состоялись почти во всех регионах, за исключением Ингушетии, Магаданской области и Санкт-Петербурга. Граждане 16 субъектов утвердили временно исполняющих обязанности губернаторов на их постах, избавив от приставки «врио». Выборы в городские и региональные парламенты подтвердили думский расклад сил, а вот в муниципальных органах столицы их может потеснить либеральная оппозиция. Подробнее об итогах дня голосования, успехе несуществующего кандидата и вырвавшихся в мундепы либералах — в материале «Ленты.ру».
Старт избирательной кампании традиционно дали на Дальнем Востоке, где сахалинцы выбирали депутатов областной думы, жители Владивостока — городской. В Якутске тем временем шла борьба за кресло мэра города. Когда в Центральной России единый день голосования был в самом разгаре, в дальневосточных регионах уже подводили предварительные итоги после обработки первых бюллетеней.
Тогда-то и выявилась тенденция, обозначившаяся потом и в других регионах: в лидерах — «Единая Россия», вторую избирательную кампанию подряд одерживающая уверенную победу. Если не сказать разгромную, как в случае выборами в Госдуму, по итогам которых ЕР получила в нижней палате парламента конституционное большинство. Впрочем, не везде единороссам удалось отстоять абсолютный результат.
В рядах оппозиции — новички
В шести регионах выбирали депутатов областных парламентов, еще в нескольких — городских представительных органов. В восточной части страны результаты воскресного голосования сюрпризов не преподнесли. Так, большинство мест в парламенте Сахалинской области вновь досталось единороссам, за них свои голоса отдали более 44 тысяч граждан.
Партия власти победила и на выборах в Думу Владивостока, однако успехи оппозиции лишили ее квалификационного большинства, которое необходимо для принятия изменений в устав и обеспечения кворума на заседаниях.
По итогам распределения мандатов единороссам достанется 22 места — на два меньше, чем в прошлом созыве. Коммунисты и либерал-демократы, напротив, улучшили свои позиции (22,19 и 11,61 процента соответственно). На четвертом месте — новый игрок, Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС). Набрав 7,78 процента, она обошла на 1 процент своего идейного собрата — «Справедливую Россию». Впрочем, на количестве мандатов такой разрыв не скажется — обе партии получат по одному месту в гордуме.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов высоко оценил уровень народной поддержки КПРФ на Дальнем Востоке и в Сибири. «Считаем, что мы серьезно укрепили свои позиции. (…) В целом наша команда отработала честно, достойно», — отметил он.
Упущенное во Владивостоке ЕР c лихвой отыграла на юго-востоке европейской части России. В частности, на выборах в Заксобрание Пензенской области единороссы набрали почти 69 процентов голосов, оставив ближайшего конкурента — коммунистов — с показателем в 13,14 процента далеко позади.
Единороссы взяли большинство и в парламенте Северной Осетии при традиционно высокой для Северного Кавказа явке. Однако в этой кампании интересно другое: второе место отвоевали себе «Патриоты России» c 16,32 процента голосов. Вслед за ними идут эсеры — 11,37. КПРФ, потратившую много сил на распри c «Коммунистами России», поддержали лишь чуть более 5 процентов избирателей.
Новые старые боссы
Прямые выборы глав регионов проходили в 16 регионах, причем в восьми из них подобные кампании не проводились более 10 лет. Для Севастополя это были первые выборы губернатора за всю история города. Лишь в пяти субъектах — Белгородской, Саратовской, Свердловской, Томской областях и Республике Мордовия — у губернаторов было за плечами несколько лет опыта руководства регионами, а значит, и больше времени на подготовку к кампании. Все они с большим отрывом обошли конкурентов, в частности, в пятый раз победу на выборах одержал белгородский губернатор Евгений Савченко (69,29 процента голосов). Уже сейчас он рекордсмен: 23 года руководит областью. Теперь ему предстоит еще один пятилетний срок.
В 11 регионах отстоять высший руководящий пост предстояло временно исполняющим обязанности губернаторов, которые были назначены президентом России Владимиром Путиным поочередно начиная с лета прошлого года.
Все они, как и их более опытные коллеги, получили большинство голосов: в частности, врио главы Карелии поддержали 61,34 процента избирателей, врио руководителя Марий Эл Александра Евстифеева — 88,27 процента, а врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова — 71,05 процента.
Для Севастополя единый день голосования стал историческим. И не только потому, что это первые для крымского города прямые выборы губернатора, но и потому, что эти выборы прошли в российском Севастополе. Горожане начали бороться за право лично выбирать градоначальника сразу после крымского референдума, одним из первых к этому призвал спикер городского заксобрания Алексей Чалый.
Нежелание вводить прямые выборы привело к конфликту местных политиков с губернатором Сергеем Меняйло, прошлым летом назначенным полномочным представителем президента в Сибирском федеральном округе. Его преемник Овсянников, занимавший пост замглавы Минпромторга России, пошел навстречу общественному мнению. Однако этого было мало для успеха на выборах: граждане требовали от кандидата в первую очередь результатов работы. И они были: в частности, по итогам прошлого года объем собственных доходов города вырос на 20 процентов.
В ту же волну кадровых перестановок попал врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов, бывший замглавы МВД. Регион достался ему в незавидном состоянии. При двух его предшественниках пошла на спад экономика, например прекратил работу один из старейших в стране нефтеперерабатывающих заводов России — НПЗ им. Менделеева. Кроме того, дестабилизировалась политическая ситуация. Конфликт элит сформировался в регионе еще при Сергее Вахрукове, руководившем в 2007-2012 годах. Доверие к институтам власти после возбуждения уголовных дел в отношении мэров Ярославля и Рыбинска — Евгения Урлашова и Юрия Ласточкина — было подорвано.
Миронов, попавший в условную «силовую волну» назначений прошлого года, оказался и в когорте так называемых молодых технократов, к которым отнесли в том числе 30-летнего врио главы Калининградской области Антона Алиханова и руководителя Пермского края Максима Решетникова (оба победили по итогам выборов 10 сентября). В регионе он сменил команду, чтобы положить конец мэжэлитным интригам.
За год бывшему замминистра внутренних дел удалось, в частности, урегулировать ряд социально острых конфликтов на предприятиях области, а также запустить программу «Бережливая поликлиника». Примечательно, что российский президент посетил регион с начала года дважды. В отличие от врио губернатора Удмуртии Александра Бречалова, например, бывший министр внутренних дел — фигура менее медийная, не особо активничает в соцсетях, однако на оценку его деятельности руководством это не повлияло.
Запуск программы «Бережливая поликлиника» в числе прочих мер по совершенствованию здравоохранения — один из результатов работы Игоря Васильева в Кировской области. Бывший глава Росреестра возглавил регион после того, как Никита Белых, руководивший регионом с 2009 года, был отрешен от должности в связи с утратой доверия. Сейчас уголовное дело в отношении него по факту получения взятки рассматривает Пресненский суд Москвы.
Опыт работы в федеральных органах власти позволил Васильеву привлечь сильных специалистов в команду правительства, а также стать крепким лоббистом интересов региона в Москве. Его статус на федеральном уровне подтвердила и выдвинутая им кандидатура на пост сенатора от региона: главнокомандующего ВКС России Виктора Бондарева, который, по данным источников, возглавит комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. На выборах он получил поддержку более 64 процентов избирателей, хотя в конкурентах у него были опытные политики. Коммунист Сергей Мамаев (его результат — 18 процентов), дважды претендовал на губернаторский пост — в Кировской области и Марий Эл.
Самый молодой, теперь уже полноправный глава Калининградской области оправдал свой негласный статус «губернатора надежд», набрав более 80 процентов голосов избирателей при явке более чем в 37 процентов. Западный регион дважды поменял руководителя за прошлый год: Николая Цуканова, назначенного полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе, сменил Евгений Зиничев. Экс-глава регионального управления ФСБ руководил Калининградской областью всего два месяца. После чего туда был делегирован Алиханов. Несмотря на молодость (или благодаря ей), за год во вверенном ему субъекте, в частности, завершилось строительство первой очереди аэропорта и активизировалось строительство дорог. К решению проблем ЖКХ Алиханов подходил по-свойски — например, устраивая в одиночку инспекции в районах региона.
Как отмечали политологи, 30-летний Алиханов вполне соответствует запросу жителей окруженного европейскими странами региона. С одной стороны, близость к ЕС дает определенные преимущества калининградцам, а с другой — совсем рядом проводит свои учения НАТО, что требует от губернатора вовлечения не только во внутреннюю, но и внешнеполитическую повестку.
Кандидат против всех
Действующий мэр Якутска, единоросс Айсен Николаев смог беспрепятственно переизбраться на второй срок — за него отдали голоса 43,5 тысячи горожан (более 68 процентов избирателей). Впрочем, не обошлось без курьезов: после подсчета протоколов выяснилось, что основным конкурентом градоначальника стал кандидат «против всех», с результатом в 10,9 процента. Из этого следует вывод — каждого десятого жителя столицы региона попросту не устроили претенденты, выдвинувшиеся на кресло мэра. Так, помимо Николаева, были забракованы директор якутского речного порта Радий Васильев, преподаватель нескольких вузов города Денис Васильев, а также лидер регионального отделения ЛДПР Гаврил Парахин.
Местные СМИ заранее прогнозировали низкую явку на избирательные участки Якутска. Главной причиной этому назывались предрешенность результатов выборов и, как следствие, скучная кампания.
Видимо, чтобы подогреть у якутян интерес к волеизъявлению, местная газета «Якутск вечерний» накануне дня выборов анонсировала конкурс-тотализатор, предложив вознаграждение в 30 тысяч рублей тем, кто угадает победителя голосования. Соответствующее объявление появилось в печатной версии и на сайте издания 8 сентября. Однако прокуратура республики не оценила рвения журналистов и возбудила в отношении издания и его владельца производство по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.49 КоАП РФ: газета нарушила запрет на проведение в период избирательной кампании лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.
А вот жители Тагила традиционно недолго думали, кого определить в градоначальники, и в едином порыве проголосовали за действующего мэра Сергея Носова, кандидата от «Единой России». По предварительным итогам, чиновник получил более 90 процентов голосов избирателей (при явке в 48,25 процента), оставив далеко позади своих соперников, ближайший из которых, коммунист Владислав Потанин, набрал лишь около 4 процентов. Суммарно оппоненты Носова не смогли взять и 5 тысяч голосов, хотя активность избирателей в Нижнем Тагиле оказалась выше средней по области. Окончательные результаты мэрской кампании озвучат позже, поэтому еще не вполне понятно, сможет ли Носов побить личный рекорд 2012 года — 92,35 процента.
Столичный провал коммунистов
В субботу Москва с размахом отпраздновала День города, а в воскресенье в столице прошла не менее масштабная кампания по выбору депутатов в 125 муниципалитетах. В преддверии кампании в СМИ разразились споры о недостаточной информированности горожан о предстоящем голосовании. По предварительным данным, явка составила 14,8 процента.
«Из уст уважаемых политиков звучала фраза, что у нас очень низкая явка. Надо сказать, что если рассматривать и те кампании по муниципальным выборам, которые совпадали с выборами депутатов Госдумы, президента, то она самая высокая за историю муниципальных выборов в Москве», — заявил председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. Под «уважаемым политиком» он имел в виду лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который обвинил его в проведении выборов «без людей» и предложил уволить. На обвинения Горбунов ответил предложением расстаться с депутатским креслом в Госдуме. Такой же ответ получил лидер московских коммунистов Валерий Рашкин, заявлявший о непризнании итогов выборов еще до дня голосования.
И либерал-демократы, и коммунисты показали откровенно слабые результаты на столичных муниципальных выборах: КПРФ потеряла 169 мандатов, а ЛДПР получила меньше мест, чем справороссы. Обогнать однопартийцев Жириновского по числу мандатов может Партия роста. Такому результату парламентских партий удивился секретарь генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Единороссы получили абсолютное большинство — 1154 мандата из 1502, но сюрприз не в этом. Второй показатель, 176 мандатов, у кандидатов от «Яблока», еще более сотни мест получили самовыдвиженцы. В частности, столичные муниципальные органы власти теперь будут представлять журналисты Люся Штейн и Илья Азар, которые растиражировали свою предвыборную кампанию в соцсетях. По предварительным данным, их коллегой может стать и лидер «Солидарности» Илья Яшин, чьи соратники, по его словам, оставили единороссов без мандатов.
Подавляющее число россиян исповедуют православие. При этом отношения православных и представителей другой религии не предполагаются — в РПЦ неизменно подчеркивают, что брак между представителями разных религиозных традиций не может быть удачным, умалчивая, что религию можно и поменять: по разным оценкам, от семи до десяти тысяч русских совершили переход из православия в ислам. Почему они стали мусульманами и как складывается их жизнь после обращения, «Ленте.ру» рассказали мастер ногтевого сервиса, бывший кассир супермаркета и предпринимательница, которую на почве принятия ислама лишили родительских прав.
«Муж долго отучал меня от коротких юбок»
Анастасия, 28 лет, мастер маникюра, Москва
Моя мама — русская, папа — татарин. Я выросла в семье, где царил матриархат: папа во всем слушал маму, под ее влиянием оставил свою веру в прошлом и даже не смог мне привить свой родной язык. Любые разговоры о татарских корнях у нас были под запретом.
До 18 лет я была атеисткой. Потом вышла замуж за мусульманина. Я любила его и видела, как для него это важно. Мне кажется, жена во всем должна следовать за мужем, и единая вера в семье — это правильно. Я приняла ислам, хотя он меня не заставлял — это был мой сознательный выбор.
Так как я выросла в православной семье, привычки к закрытой одежде у меня не выработалось. Я очень радуюсь, когда вижу в Москве девушек в хиджабах, очень уважаю их, хотя сама хиджаб не ношу — и потому, что мой иман (вера в истинность ислама — прим. «Ленты.ру») недостаточно силен, и потому, что это большая ответственность: если ты надела хиджаб, снимать его — очень большой грех. Муж долго отучал меня от коротких юбок, и со временем до меня дошло, что нужно больше закрываться, ведь я уже замужем, и мне неприятны взоры чужих мужчин. Осенью вместо шапки надеваю платок и длинную юбку, и люди на улице смотрят на меня совершенно по-другому.
Когда я стала мусульманкой, поделилась этой новостью с бабушкой, потому что она татарка и тоже исповедует ислам. Она была рада. Но когда об этом узнала мама, она позвонила мне и кричала, что я больше не ее дочь, что я предала ее, потому что в детстве меня крестили.
Мы не разговаривали около года. До сих пор не в лучших отношениях: как я ни просила, мама продолжает поздравлять меня с православными праздниками и не понимает моего отказа от алкоголя за общим столом. Она не в состоянии понять, что я не пью не потому, что мой муж где-то рядом, а потому, что мой бог запрещает мне это делать.
На работе тоже никто не понимает моей религии. Мне очень нравится работать маникюрщицей, потому что я имею дело только с женщинами, и муж ценит это, но мне пришлось сменить несколько очень хороших салонов красоты из-за коллектива: я никогда не осуждаю людей, которые пьют, но меня осуждали за то, что я не пью на корпоративах. Всех моих коллег всегда интересовало, почему я отличаюсь от них. Они постоянно шутили, что я живу в гареме, а муж держит меня в рабстве и запрещает веселиться. Это такой бред!
Доходило до того, что когда все скидывались на алкоголь перед праздниками, а я — на сок, начинали возмущаться: «Ты что, нас не уважаешь?» Ну то есть «если ты не с нами — ты против нас». Пришлось уйти работать на дому. Но некоторые клиентки ведут себя так же, как бывшие коллеги: подкалывают, задают неприятные вопросы, навязывают свою позицию. Я не понимаю, почему людей вообще волнует то, что ты делаешь, во что веришь и кем являешься.
Я часто слышу, что все мусульмане — террористы, но это не так. Не мусульманская вера убивает людей. Терроризм не имеет отношения к религии, это чисто политические игры на жертвах людей. Далеко не все мусульмане радикальны. Мы с мужем вообще далеки от политики, стараемся туда не лезть. Сейчас у меня растет дочка. Девочка при замужестве должна пойти за мужем. Я рада, что в исламе детей насильно никто не крестит: если ребенок рождается в семье мусульман, то он без всяких обрядов автоматически становится мусульманином. Какую бы религию она ни выбрала, я отреагирую положительно: главное — чтобы была счастлива. Во всех религиях учат одному и тому же — добру.
«Начали ходить люди из ФСБ. Я понимал, что могут посадить ни за что»
Владислав, 30 лет, бывший кассир, Смоленск
В пятом классе я начал курить и панковать: мы играли во дворе на гитарах и выпивали. Бывало, что я пил и один, потому что меня мало прельщала компания быдловатых ребят, и меня часто останавливали менты. Как-то после ссоры кореш обещал мне ноги поломать. Он был уже не подростком, но его все еще ломало как личность. Однажды он якобы в шутку рассказал, что убил бомжа, но я своими глазами видел, как он избивал людей, и после новой волны агрессии с его стороны решил уехать. Это было в 2009 году.
Деньги на билет дала сестра. Я решил уехать в Москву, чтобы начать новую жизнь: мне надоел бесконечный панк-рок и анархия, я хотел почувствовать себя действительно свободным. Поселился у подруги сестры и начал работать кассиром в магазине «Пятерочка». Однако в столице моя жизнь не изменилась. Демоны, которые меня мучали, жили во мне самом, надо было меняться изнутри.
На работе я познакомился с таджиком. Я взял себе две банки пива и хотел угостить нового знакомого. Он отказался и сказал, что его бог запрещает ему пить. Ему было 15 лет, он работал по поддельным документам. Как-то раз он грузил мясо на витрину — все, кроме свинины. Администраторша сказала: «Эй, почему свинину не грузишь?» Он ответил: «Это харам (запрещенные действия в исламе — прим. «Ленты.ру»), я не буду». Я уважал его за то, что он соблюдает шариат (комплекс предписаний в исламе — прим. «Ленты.ру»). В бога я в принципе всегда верил, но мне была интересна другая культура. Он рассказал мне больше, и меня зацепило, что в исламе есть те же ангелы и пророки, что и в христианстве, почти те же заповеди. Он подарил мне книгу про ислам, потом предложил молиться вместе прямо в магазине. Перед этим он всегда снимал иконки со стен. Это бесило одну из администраторш, как-то раз она не выдержала: сама их сняла и заявила, будто он их украл. Началась травля, его уволили. Я ушел сам.
В воскресенье 18 октября 2009 года я пошел в мечеть на проспекте Мира. Я не планировал принимать ислам. Но когда ты видишь, что вот — истина, ты либо принимаешь ее, либо нет. «Выпиваешь» ее — и она меняет твою жизнь, подобно дистиллированной воде. Я произнес шахаду при свидетелях. Мне предложили взять имя Абуллах, я согласился. Один брат мне подарил диск с нашидами, другой — коврик для молитвы и духи. Я опасался, что они прикалываются, а после этого мероприятия вообще убьют меня. Но это были мысли от Сатаны. Из мечети я вышел очищенным, я спасся. Вкус алкоголя и сигарет мне стал противен.
О том, что я принял ислам, семье (моя родня — это мама и две старшие сестры) сказал не сразу, хотел подготовить. Мама спросила, не собираюсь ли я что-то взрывать, но в то же время обрадовалась, что я бросил пить и курить. Одна сестра испугалась, другая обозвала дураком и не восприняла мое решение всерьез, мы с ней больше не общаемся. Обе назвали меня предателем родины и Христа. Бабушка, когда увидела, что я делаю азан (призыв к обязательной молитве — прим. «Ленты.ру»), вообще сказала: «Так, все, на мои похороны не приходи».
Когда я приезжал в Смоленск, старые знакомые спрашивали: «Ты теперь будешь славян ненавидеть?» Местные там злые, они цеплялись ко мне на улице из-за бороды и афганской шапки. Однажды меня не пустили в православную церковь рядом с автовокзалом за литературой. Тетки стали стеной и не давали пройти. В другой раз я пришел туда помолиться, потому что на улице была зима — темно, холодно, страшно. Впустили всех, кроме меня. Пришлось молиться в сугробе.
В 2013 году я начал вести паблик «Ислам в Смоленске» во «ВКонтакте», посвященный русским мусульманам. Я искал подписчиков сам, среди них были кавказцы и индусы, которые учились в местной медицинской академии. Всего человек 60. Я сам спасся и хотел помочь другим: сначала просто писал, где можно провести намаз; потом написал про необходимость возведения мечети, скинул ссылку на сайт, где татарский имам (в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью — прим. «Ленты.ру») рассказывал, как пытался построить мечеть в Смоленске, предлагал восемь мест и каждый раз получал отказ. Это могло быть связано с тем, что патриарх Кирилл раньше был митрополитом Смоленским и Калининградским, и ему приписывают такие слова, что якобы на земле патриарха никогда не будет ни буддистской молельни, ни католического храма. Я суфий (течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии — прим. «Ленты.ру»), и мне просто хотелось, чтобы отношение к исламской вере в Смоленске стало спокойнее, чем было на тот момент. Но оказалось, что если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой.
Один мой знакомый, юрист по образованию, отправил мне в личные сообщения картинку, на которой была изображена голова свиньи, а в ее пасти лежал Коран. Я поругался с ним. Он пожаловался своим знакомым из органов, после этого ко мне домой начали ходить люди из ФСБ. Летом, когда я был у мамы, на джипе серебристого цвета с правым рулем приехал сотрудник органов, представился каким-то там полковником — сейчас уже не помню, и предложил поговорить либо дома, либо в отделе. Я выбрал второй вариант, чтобы не пугать маму. Он был чрезмерно вежливым и учтивым, старался казаться доброжелательным и просил понять, что «рано или поздно все равно должны были прийти, раз ты принял ислам», но я все равно чувствовал страх. В конце беседы он попросил не говорить лишнего и пообещал, что мы еще встретимся, а мечеть они «сами построят, если потребуется». Я со страху сразу удалил тот паблик.
Однако визиты по моему домашнему адресу продолжились, хотя я по большей части жил в Москве. Приезжали то в форме, то в штатском и гнули свою линию. Однажды заглянули гаишники со словами: «Тут неподалеку машину угнали, не дадите ваш паспорт посмотреть? А кто с вами еще живет?» Посмотрели документы, уехали. Я понимал, что могут посадить буквально ни за что, как Айдара Хабибуллина (директор издательской группы «Сад», задержанный по подозрению в экстремизме — прим. «Ленты.ру»), просто подкинув в сумку гранату или патроны.
В Москве прежние знакомые тоже отвернулись от меня. Подруга сестры испугалась, когда я принял ислам, и мне пришлось искать другой ночлег. Я снимал квартиру с таджиками, с которыми проводил много времени, ночевал на стройках. Но мне хотелось общаться и с русскими, перестать быть чужим для всех, потому что русский мусульманин становится чужим и для других русских, и для этнических мусульман. Начал искать русских мусульман в интернете.
Через паблик «Русь правоверная» я познакомился с ребятами из НОРМ (Национальная организация русских мусульман — прим. «Ленты.ру»), которые занимались просвещением новообращенных, а не вербовкой, и пытались минимизировать риски, чтобы неофиты не попадали в радикальные группировки. Этот паблик потух, когда организация распалась: в преддверии Олимпиады в Сочи их начали активно прессовать. Я тоже стал получать угрозы в соцсетях. В ноябре 2013 года мне принесли повестку в суд, где было указано, что я прохожу свидетелем по делу одного моего знакомого об экстремизме. Мне ее принес какой-то очень злобный мент, буквально кинул мне ее в лицо и сказал: «На, распишись». Знакомые сказали, что в таких мутных случаях ты сначала свидетель, потом подозреваемый, потом — обвиняемый.
На суд я не пошел — уехал в Египет. Через несколько месяцев, уже в 2014 году, ко мне приехала жена. Она тоже русская, приняла ислам в 2012 году. Мы не были расписаны официально и жили по шариату, тем не менее как-то раз ее допрашивали на границе, где ее муж и не собирается ли он что-то взрывать. Хорошо, что мы тогда покинули Россию, потому что в то время начали сажать членов НОРМ. Угрозы в соцсетях продолжились. В эмиграции я начал вести паблик «Русские мусульмане поймут», создал его на Рамадан (месяц обязательного для мусульман поста — прим. «Ленты.ру»), потому что НОРМ распалась, и ее члены уже не могли заниматься публичным просвещением. Он оказался достаточно успешным, многие именно через него приняли ислам и укрепились в этой вере, за что неоднократно меня благодарили. Но сейчас я его не веду и вообще прекратил всякую деятельность в интернете. Страшно.
Сейчас я живу в Турции. Тут много русских мусульман. Ехать больше некуда: в странах СНГ могут выдать по запросу, в Грузии работы нет… А тут я продаю духи у мечети и путешествую автостопом. Я выучил язык и объездил половину турецких городов. Турки добрые и отзывчивые, всегда помогают мне. Но все-таки мне одиноко: мы с женой разошлись, я живу один. Ко всему прочему, у меня нет турецкого паспорта и проблемы с визой. Скучаю по России, но вернуться уже не смогу.
«Мать считала, что мы с братом не удались: я — мусульманка, он — инвалид»
Светлана, 34 года, Москва, предпринимательница
С 15 лет я жила самостоятельной жизнью. Пила, курила, гуляла, употребляла наркотики — легкие и тяжелые. Сначала появилась наркотическая зависимость, потом алкогольная. У меня была депрессия из-за того, что мама меня бросила, я даже пыталась покончить с собой. Она сказала, что выходит замуж, и ушла. Звонила раз в месяц. Мы с братом остались одни, он жил на пенсию по инвалидности. С первым мужем мне приходилось воровать магнитолы из машин и продавать их на рынке, чтобы были деньги на еду. Мы поженились, когда мне было 16, а ему 19, потому что я забеременела. После родов развелись, а в 2010 году он разбился на мотоцикле.
Когда я была ребенком, я верила в бога, в то, что он управляет нашей жизнью. Но когда я приходила в православную церковь, не могла понять, почему там столько икон, и почему все молятся кому угодно, кроме него. Я стояла со свечкой и хотела молиться богу, а мне говорили, к какой иконе подходить и чего просить. Это меня сильно смущало. В 18 лет я узнала от знакомых об исламе. Мне рассказали, что там поклоняются одному богу, а пророк Мухаммед — его раб и посланник. Я поняла, что это и есть истина: ислам — это религия от всевышнего, и все его законы универсальны для всех времен, хоть эта вера и воспринимается обществом как нечто дикое.
Обряд проходил в мечети. Это был очень серьезный шаг, к которому я готовилась несколько месяцев, много читала и об исламе, и о христианстве: для меня принять какие-либо законы и ограничения было не так просто. По натуре я была бунтаркой, и если бы ислам оказался ошибкой, это было бы фиаско. В день принятия ислама я увидела полностью покрытую женщину: она была в платке и в длинном платье. Я уже много знала об исламе, но почему-то обязательное ношение хиджаба для женщин прошло мимо меня. Я посмотрела на эту женщину, и она мне показалась самой красивой на свете. Я такой красоты не видела никогда в жизни! Мне казалось, что от нее исходил какой-то божественный свет. Сама я надела хиджаб в тот же день. У меня ничего подходящего не было, я еле-еле нашла какую-то водолазку и платок в своих вещах. Было лето, температура около 35 градусов, но, приняв ислам, я приняла его весь.
Ко мне на улице привязалась какая-то бабулька со словами: «Что ты так оделась? Детей пугаешь! Такая страшная!» Сама она была очень сильно накрашена. Я упорно игнорировала ее высказывания, и она отстала. Потом в очереди в метро ко мне подошел пьяный мужчина и, глядя мне в глаза, говорил: «Что ты закуталась? У тебя же глаза голубые!»
Из-за этого могут и напасть. Одну мою знакомую, этническую мусульманку, несколько лет назад очень сильно избили. Это сделали скины в метро: один держал, другие били кастетом и ногами по лицу и телу. Ее одежду разорвали и бросили на рельсы, а ее оставили в таком состоянии. Никто из прохожих не вступился. Она пролежала в коме четыре дня и долго восстанавливалась. До сих пор она страдает от головных болей и не может скрыть шрамы на лице.
Через полгода после того, как я стала мусульманкой, знакомые свели меня с будущим мужем, он оказался выходцем из Таджикистана. Я искала русского, потому что однажды таксист-таджик рассказал мне всякие гадости про то, что их мужчины пьют водку и развлекаются с девушками, и мне не хотелось принимать чужие обычаи. Но за него я была согласна выйти замуж в первый же день. На свидание он приехал в какой-то нелепой кепке и кроссовках, и я сначала подумала, что это вообще абориген какой-то, но потом оказалось, что он очень начитанный и интересный: учился в Москве, окончил здесь Финансовую академию. До свадьбы мы виделись три раза. С ним у меня родился второй ребенок.
Маме не нравилось, что я стала мусульманкой. От своего мужа, бывшего чиновника, она переняла националистические воззрения и веру в то, что есть люди вышей и низшей расы. Моего мужа она считала представителем низшей. Бабушкой она была никакой: ограничивалась только критикой воспитания наших детей, хотя знала, что они живут в достатке, хорошо питаются, ходят в школу, развиваются наравне со всеми. До того момента, как младшему сыну исполнилось два года, она не могла выучить, как его зовут: Имран или Имрам. Но старшего иногда брала на дачу и хотела воспитать его сама, потому что мы с братом «не удались»: я — мусульманка, он — инвалид. Она решила воспитать себе нового ребенка. Лишение меня родительских прав стало ее идеей фикс.
Она воспользовалась тем фактом, что я приняла ислам. Сначала настроила против меня старшего брата, у которого есть проблемы с психикой. Хотя мы с мужем его кормили, поскольку на одну пенсию по инвалидности он прожить бы не смог, маме удалось убедить его в том, что я якобы мучаю ее. Потом она написала на меня жалобу в органы опеки: что мои дети якобы ходят голодные, не развиваются, не гуляют, сутками сидят дома с приезжими нянями, не ходят в школу, а все развлечения им запрещены. Это был ужас, потому что с 18 лет я только и делала, что зарабатывала деньги (у меня бизнес по продаже сумок), лишь бы они не испытывали нужды, и с утра до вечера бегала с ними по развивающим центрам. Потом мама написала заявление в ФСБ, что я якобы состою в экстремистских группировках. Вскоре мне позвонили из психдиспансера и пригласили на освидетельствование. Но муж моей мамы был очень влиятельным чиновником, ему было под силу фальсифицировать медицинское заключение, и я отказалась идти туда. Мы с мужем пошли на консультацию к юристу, он сказал, что шансов никаких.
Единственный выход я увидела в том, чтобы уехать с детьми в другую страну — Египет. Там у меня начался токсикоз — оказалось, что я беременна двойней. Я была в полнейшей растерянности. В мое отсутствие мама добилась того, что меня лишили родительских прав и обязали выплачивать алименты в размере 50 процентов от моих доходов. На суде она говорила, что я религиозная фанатичка и экстремистка, что я заставляю детей молиться и поститься; против меня выступил врач, который приглашал меня пройти освидетельствование, и якобы на основании телефонного звонка смог заключить, что я психически нездорова; выступила и моя нянечка, этническая мусульманка. Я думаю, что ей заплатили, потому что после суда выяснилось, что у нее диагностировали рак груди, а моя мама обеспечила ей полное лечение. В итоге семь лет мы прожили за границей, находясь в международном и федеральном розыске. Все это время мы искали адвокатов.
Год назад я вернулась с детьми в Россию. К этому времени мы нашли адвоката, который согласился за адекватные деньги взяться за дело. Мы хотели обжаловать решение суда в связи с ложными показаниями, но срок обжалования истек. Тогда мы подали заявление о восстановлении в родительских правах. Органы опеки были на нашей стороне: провели проверки в квартире, пообщались с детьми, написали положительное заключение и выступили в качестве ответчика — этого оказалось достаточно. Заседание длилось около трех минут.
Мама так и не признала свою неправоту. Если бы она сама была мусульманкой, то не стала бы так мучить меня, потому что эта религия воспитывает в человеке положительные качества. В своем кругу ее очень уважают и считают святым человеком — она прекрасный гинеколог, очень хороший врач. Но никто не знает, на что она способна в отношении своих близких.
«Обращение в религию считают вмешательством высших сил»
Социолог Анастасия Погонцева, автор научной работы «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам»
Американский психолог Ли Киркпатрик считает, что на религиозный выбор человека влияют отношения с матерью в раннем школьном возрасте. Он опросил несколько сотен людей разных конфессий и выяснил: те, кто в детстве был любимчиком матери, не склонны к смене вероисповедания. Те же, чьи отношения с матерью были прохладными, обращались в другую религию в 44 процентах случаев.
Я провела больше десятка глубинных интервью с новообращенными россиянами, перешедшими в ислам из христианства. Гипотеза состояла в том, что религиозное обращение — это длительный процесс трансформации личности с изменением системы ценностей и самоидентификации. Этот тезис подтвердился: новообращенные мусульмане действительно начали осознавать себя как часть коллективной идеи. Вера и соблюдение обрядов у них вышли на первое место по значимости.
Любопытно, что все они заявили: до вступления в исламскую общину они воспринимали себя как верующих, и особую роль в их обращении сыграло христианское видение мира. Оно сформировало начальное религиозное сознание и стало основанием для восприятия себя через призму религии. Они начинали сравнивать христианство и ислам, таким образом запуская психологическую модель «кризис-поиск» и принимая на себя новую систему верований. Эмоциональный фон, который сопровождал их в переходе от одной религии к другой, можно описать как тревожность, неопределенность, сомнение в себе и страх. В исламе их привлекли рационализм, единобожие, неизменность и традиционность, универсальность и то, какая роль отводится женщине.
Есть и интеллектуальный аспект перехода в другую религию: участники исследования признались, что увлеклись исламской литературой, а после принятия ислама их интерес к специальным религиозным и философским текстам увеличивается в несколько раз. Как правило, респонденты склонны считать случившийся с ними религиозный поворот вмешательством высших сил. Нередко от неофитов можно услышать такие объяснения, как «озарение», «осенило», «почувствовала желание», «услышала голос». После того как новообращенный мусульманин произнес обет приверженности новой вере, он стремится активнее вовлечься в жизнь исламского сообщества, одновременно ослабив связи с бывшими товарищами, немусульманами. Как правило, друзья и знакомые относятся к выбору неофита более терпимо, чем родители и родственники.
В российском обществе зачастую формируется отрицательный образ ислама. Негативную окраску «мусульманскому вопросу» придают постоянные упоминания о международном исламском терроризме, взрывах домов и в московском метро, другие трагические случаи, а также использование характерных фраз: «Станет ли Россия мусульманской страной?», «Русские девушки в планах ваххабитов» и так далее. Чтобы понять, почему в мусульманской среде появляются экстремистские настроения и откуда растут ноги у радикального ислама, важно в деталях изучить, как окружение помогает ответить верующему на вопрос «кто я?».
В жизни мусульманина огромную роль играет умма — религиозная община, к которой он принадлежит. Верующий правоверный мусульманин всегда знает, как ему вести хозяйство, общаться с людьми, вести себя в той или иной ситуации. Религиозная жизнь мусульманина строится на соблюдении «пяти столпов ислама», а повседневность зависит от предписаний, которые содержатся в Сунне (мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для каждого верующего — прим. «Ленты.ру»). Религиозная система как бы дает неофиту новый язык, с помощью которого он может осмыслить значимость своих поступков. Переход в другую веру помогает человеку дистанцироваться от того культурного контекста, в котором расцветает его личный кризис.
Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите нам: russia@lenta-co.ru