Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
В стране может появиться специальный закон, защищающий честь и достоинство гаранта Конституции. Идею разработки документа поддержал спикер Госдумы Вячеслав Володин во время общения со студентами. В Кремле предложили изучить вопрос более детально. Почему главе государства нужна особая защита, «Лента.ру» попыталась выяснить у российских политиков и общественных деятелей.
Во время посещения университета Иннополис у председателя нижней палаты парламента поинтересовались, нужно ли защитить президента от нападок специальным законом в свете «ощущаемого в прессе информационного наката» на российского лидера Владимира Путина. Спикер Госдумы идею поддержал. «Весь международный опыт говорит, что такие законы не просто необходимы, они везде есть», — отметил Володин. По его словам, в западных странах, в частности в США, за оскорбление главы государства можно получить реальный тюремный срок.
В России оскорбления любого чиновника, в том числе и президента, подпадают под статью 319 Уголовного кодекса России, предусматривающую до одного года исправительных работ. За ущемление чувства достоинства остальных граждан уголовное наказание не предусмотрено, но можно поплатиться штрафом.
В Кремле считают, что тему следует как минимум изучить, в том числе и международный опыт. «Вопрос нужно проработать», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Идея уже звучала в парламенте прошлой весной, но тогда ей не придали особого значения. Сейчас, похоже, законотворцы готовы заняться инициативой всерьез. Так, член комитета Совфеда по конституционному законодательству Людмила Нарусова считает, что за оскорбление президента нужно наказывать как за оскорбление государственного символа — например флага или гимна страны. По этой статье предусмотрено до года лишения свободы. Большинство других парламентариев относятся к проблеме сдержаннее, но сходятся во мнении, что президента на всякий случай лучше защитить.
Алексей Чепа, зампредседателя комитета Госдумы по международным делам:
«Конечно, когда некие люди, в том числе журналисты, политические деятели позволяют себе очень резкие высказывания против глав государств, причем законно избранных или конституционно назначенных, это оскорбляет народ. Допустим, за президента проголосовали 80 процентов населения страны, а некий блогер позволяет себе абсолютно оскорбительные и непроверенные высказывания. Это наносит политический вред государству. Я считаю, что все высказывания против любого руководителя должны быть проверены.
Президент — это не любой гражданин. Мы понимаем, что у нас все граждане равны, но президент ровнее всех, потому что он представляет наше государство в мире. Мы должны понимать, что любые оскорбления в адрес президента — это оскорбления нас всех. Считаю, что это правильное предложение».
Михаил Федотов, глава президентского Совета по развитию гражданского общества и по правам человека:
«Я бы поддержал предложение, но только при одном условии — что подобные дела будут делами частного обвинения, то есть они могут возбуждаться только по заявлению самого потерпевшего. Иначе будет нарушен принцип равноправия граждан, поскольку право на защиту чести и достоинства Конституция в равной степени гарантирует всем гражданам Российской Федерации». (Цитата по РИА Новости)
Сергей Пашин, судья в отставке, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека:
«Я полагаю, нет никаких оснований вводить какую-либо ответственность за критику в адрес президента или любого другого федерального должностного лица, ибо это может привести к развязыванию репрессий против инакомыслящих.
У президента есть юридические советники, в частности в ГПУ, чтобы обратиться в суд, как обращается любой чиновник и гражданин РФ. А уголовное наказание и административное взыскание здесь совершенно не уместно. Есть закон о президенте: там говорится о неприкосновенности президента, об особых средствах защиты его личных и имущественных прав, и этого вполне достаточно».
Михаил Емельянов, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:
«Острой необходимости в этом законопроекте сейчас нет, поскольку нынешний президент дополнительных механизмах защиты чести и достоинства не нуждается — настолько у него высокий авторитет и в России, и на международной арене.
Если абстрагироваться от личности и говорить о защите института на будущее, то, может быть, такой закон и стоит принять, потому что президент Российской Федерации больше, чем президент, он гарант Конституции, высшее должностное лицо, которое символизирует само государство. Поэтому оскорбление и унижение достоинства президента в значительной степени является и унижением достоинства страны».
Павел Пятницкий, член общественного совета при МВД:
«Я не скажу, что такой закон прямо так уж необходим. Президент у нас — не кисейная барышня, и он не берет в расчет нелицеприятные отзывы от людей неконструктивных. Он тихо делает свое дело, а о его работе говорят результаты.
В ряде стран такие законы существуют, потому что президент — это гарант Конституции, основной стержень государственной политики. От президента зависит практически все в стране: он выбирает направление внешней политики, направляет правительство.
У нас же есть статьи за оскорбление представителей власти, в том числе сотрудников полиции, судей. Если вы оскорбите судью во время заседания суда, вы можете на месте получить 15 суток административного ареста. А президент в этом плане у нас, получается, дополнительно не защищен».
В Единый день голосования, 10 сентября, в 82 из 85 субъектов страны прошли выборы разных уровней. Где-то избирали глав регионов, где-то — членов местных законодательных органов. В выборах принимали участие 42 партии. Кроме того, в этот день провели более 230 референдумов. Избирательные кампании и само голосование не обошлось без нарушений, несмотря на большое число наблюдателей. Поступили сотни жалоб, возбуждено более десятка уголовных дел. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
Д’Артьаньяну понравилось
На избирательных участках было много наблюдателей и экспертов, как российских, так и иностранных: из Евросоюза и США. Зарубежные эксперты прибыли по приглашению ассоциации «Национальный общественный мониторинг», и они положительно оценили организацию выборов.
«Мы не зарегистрировали ни одного (нарушения — прим. «Ленты.ру»). Система, по-видимому, устроена так, что не дает возможности для нарушений», — рассказал в интервью агентству французский герцог Амери Д’Артаньян, следивший за выборами губернатора Ярославской области.
Герцог отметил, что во Франции нет столь современных технических средств, какие он заметил на российских избирательных участках. «Использование специальных машин позволяет в полной мере реализовать принцип «один человек — один голос», — подчеркнул Д’Артаньян. — Накануне мы тестировали эти комплексы в Ростове и, признаюсь, пытались смошенничать, опустив несколько листов бумаги. Но машина не позволила нам это сделать».
Подлог, поджог и подкуп
Однако никакие технологии пока не могут гарантировать отсутствия нарушений на стадии избирательной компании.
«С начала кампании [возбуждено] 10 уголовных дел, 10 сентября — 20 административных нарушений, в основном связанных с распространением агитационных материалов», — сообщил в четверг, 14 сентября, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
Так, в Пермском крае ведется расследование по факту предоставления кандидатом в муниципальные депутаты поддельного диплома об образовании, передает ТАСС. Этого человека, конечно же, сняли с выборов, и трудно понять, на что он вообще рассчитывал, учитывая рутинность подобной проверки документов.
В Свердловской и Сахалинской областях завели дела о взломе и похищении агитационных материалов. Там же, на Сахалине, «Коммунистов России» лишили важного инструмента политической борьбы — пяти тысяч карманных календарей с символикой партии.
Уголовное дело о клевете возбудили в Пскове, где распространяли листовки, порочащие честь и достоинства кандидата в депутаты гордумы Ивана Цецерского.
Тот же Цецерский, по словам источника «Ленты.ру», подал жалобу на конкурентов из «Справедливой России» и КПРФ, обещавших, по его словам, вознаградить своих избирателей. По данному факту заведено уголовное дело о воспрепятствовании свободному волеизъявлению граждан путем подкупа, совершенном группой лиц.
В Ленинградской области правоохранители также выявили, по жалобе главы администрации поселка Кузьмилово Вячеслава Сурмина, попытку подкупа избирателей на муниципальных выборах: неизвестные предлагали от одной до трех с половиной тысяч рублей за галку в нужной строчке бюллетеня.
Среди необычных эпизодов: задержание главы участкового избиркома столичного Филевского парка за организацию наркопритона (!) и запуск световой ракеты во двор доверенного лица кандидата в депутаты Госсовета Крыма, квалифицированный как хулиганство (статья 213 УК).
В Удмуртии оперативники кандидата в республиканский парламент, возглавляющего одно из местных госпредприятий, поймали на взятке.
Не обошлось и без поджога — горел офис представителя «Единой России» в Красноярском крае .
Мордовский волк
Впрочем, как подчеркивают эксперты, большинство нарушений все же носило «локальный характер на уровне действий конкретных кандидатов». «Системных нарушений на выборах на уровне регионов стало на порядок меньше, — отметил член Общественной палаты России, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.
Центризбирком России также не выявил в ходе Единого дня голосования существенных нарушений, которые могли бы повлиять на итоги выборов. «Каких-то серьезных жалоб со сложными правовыми конструкциями практически не поступало, — рассказала пресс-секретарь ЦИК РФ Майя Гришина. — В основном все вопросы решались избирательными комиссиями в субъектах на местах».
Так, в Мордовии в день голосование неизвестные граждане поставили отметки в пользу одного из кандидатов в 68 бюллетенях и передали их для вброса в урны, но нарушение удалось пресечь.
Источник «Ленты.ру» уточнил, что к этому могли быть причастны председатель избирательного участка и двое членов избиркомиссии. А отметки на бюллетенях проставили напротив фамилии кандидата на пост губернатора от «Единой России» Владимира Волкова, одержавшего более чем уверенную победу.
«Этот факт позволил усомниться в объективности голосования на данном участке. Решением ЦИК РМ выборы здесь были отменены (и еще на одном участке — прим. «Ленты.ру»). Однако это не повлияло на общий результат выборов в Мордовии. В регионе проголосовало более 510 тысяч человек. Выборы состоялись и были честными», — прокомментировал изданию «Известия Мордовии» этот эпизод председатель республиканском ЦИК Александр Косов.
В свою очередь, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил журналистам об отсутствии смысла признавать выборы в Мордовии, передает ТАСС. По его мнению, необходимо «сформировать комиссию и расследовать все преступления, которые вершатся в этой республике».
«Мне думается, наступила пора пригласить [в Госдуму] руководителя Мордовии и спросить с него по всей строгости закона, почему эти выборы там превращаются в произвол и мордобой», — подчеркнул Зюганов.
В настоящий момент члены ЦИК находятся в Мордовии и на месте проверяют все детали. Впрочем, выехали они не только в Мордовию, но на Кубань и в Северную Осетию.
«С 13 по 15 сентября члены ЦИК России совместно с представителями парламентских партий проводят проверку соблюдения избирательного законодательства на выборах 10 сентября в трех субъектах Российской Федерации. Валерий Крюков — в Краснодарском крае, Сергей Сироткин — в Республике Мордовия, Евгений Шевченко — в Республике Северная Осетия — Алания»», — говорится в сообщении пресс-службы Центризбиркома.
Столица подкупа
Наблюдавшие за выборами общественные организации «Голос» и «Россия выбирает» сошлись во мнении о двух из трех регионов-лидеров по количеству нарушений: Краснодарский край и Саратовская область.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что его партия не признает итоги выборов в Краснодарском крае, обусловленные «явным административным давлением».
В качестве обоснования этого решения он указал на существенное отличие результатов на участках, где были КОИБы (автоматические комплексы обработки бюллетеней) и где их не было.
Направили в ЦИК свои претензии по выборам на Кубани и представители КПРФ.
Ассоциация «Национальный общественный мониторинг» получила информацию о 460 нарушениях. Причем 350 из них были либо быстро исправлены на месте либо не подтвердились вовсе.
По мнению руководителя движения «Россия выбирает» Елены Бабченковой, особенностью этого голосования стала незаконная агитация в интернете, с которой наблюдатели столкнулись впервые. «В день тишины и в день голосования мы зафиксировали агитационные материалы в Instagram, пабликах, у блогеров, в Telegram-каналах и проплаченный хештег в топе Twitter с пометкой «реклама», при переходе по которому появлялись материалы, призывающие голосовать за определенного кандидата», — рассказала она.
Эту претензию Бабченкова адресовала представителям ЛДПР и «некоторым независимым кандидатам в Москве». Соответствующая жалоба направлена в федеральный ЦИК.
«По-прежнему основная проблема — незаконная агитация, но меньше стало жалоб на применение административного ресурса, давления на избирателей», — прокомментировал тему нарушений на выборах сопредседатель ассоциации российских НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод.
Хватило пальцев
Лидеры партий ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» заметили позитивный сдвиг в работе избирательной системы в стране по результатам выборов 10 сентября.
«Представители ЦИК очень оперативно и жестко реагируют на попытки нарушений, — сказал лидеров эсеров Сергей Миронов. — Есть четкая установка администрации президента на прозрачность и честность выборов. И у большинства руководителей в регионах также появляется понимание, что легитимность выборов важнее конкретных процентов».
Миронов подчеркнул, что раньше, по результатам выборов формировался длинный список субъектов страны, где допускались грубейшие нарушения. «Пальцев не хватало их пересчитать. В этом году число таких горячих точек на избирательной карте минимально», — заключил он.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заметил, что «впервые судебные инстанции встали на сторону участников процесса (избирательного — прим. «Ленты.ру»), прокуроры впервые сказали, что нет оснований снимать с выборов».
По словам Жириновского, главные недостатки избирательной кампании происходят от губернаторов, мэров и территориальных избиркомов. «В этом смысле нужно выстраивать вертикаль, чтобы не было попыток исказить результаты выборов», — подчеркнул он.
Геннадий Зюганов счел нужным похвалить федеральный ЦИК и Кремль. «Все-таки в этот раз реакция со стороны Центризбиркома и администрации президента была более оперативной. Впервые суды восстановили, чего никогда не было, наш список в [Северной] Осетии и городской Кировский», — заявил журналистам политик.
Сергей Неверов на заседании Генсовета «Единой России» (к слову, партия вторую избирательную кампанию подряд одерживает уверенную победу) рассказал, что в администрации президента России состоялась встреча руководителей партий, в ходе которой обсуждались претензии по выборам в отдельных регионах. И было решено выехать и разобраться со всем на месте. «Нам важна чистота процесса», — подчеркнул Неверов.
Скандинавская ходьба, кремоварение, украшение фасадов зданий бутылочными стеклышками и даже собственные рок-группы… Чем только не занимаются пожилые люди. При этом у многих из них есть силы и желание не только занять свой досуг, но и принести пользу окружающим. Год назад для активных пенсионеров появился социальный проект — «Язык поколений». Его участники общаются по интернету с иностранными студентами, помогают им учить русский язык, знакомят с русской историей и культурой. И сами узнают много нового о жизни за рубежом. О новой программе — в продолжении спецпроекта «Ленты.ру» «Страна добрых дел».
— Моего студента зовут Луц Франц, он из Малайзии, преподает английскую литературу в университете города Куала-Лумпур. При этом он так увлечен Россией, что стал изучать русский язык. Всю зиму мы занимались с ним по Skype. А весной он написал тотальный диктант для иностранцев. И получил за него 90 процентов! — рассказывает пенсионерка Рауза Илдусовна Валиева.
Раузе Илдусовне — 65, она москвичка, всю жизнь работала строителем, а выйдя на пенсию, стала подрабатывать, подтягивая школьников по русскому и чтению. Прошлой осенью в дополнение к этим занятиям она решила принять участие в социальной программе «Язык поколений», в ходе которой пенсионеры общаются в сети с иностранцами, помогая им освоить русский язык и больше узнать о русской истории и культуре.
О проекте «Язык поколений»
Уроки русского языка по интернету — вещь не новая. Правда, до недавнего времени их в основном давали те, кто профессионально владеет как русским, так и иностранным языком: лингвисты, переводчики, преподаватели вузов. Но вот год назад трем студентам магистратуры Высшей школы экономики Кириллу Голубеву, Ольге Павшинцевой и Андрею Лисице пришла идея привлечь к преподаванию обычных пенсионеров, для которых русский — язык повседневного общения.
— Несколько лет назад в Бразилии была программа CAN Speaking Exchange. Школьники из Сан-Паулу общались по Skype с обитателями дома престарелых в Чикаго, — рассказывает Светлана Павшинцева. — Мы подумали, многие наши пенсионеры тоже живут очень одиноко и тяготятся этим. Между тем они носители уникальных знаний, свидетели многих исторических событий, происходивших в нашей стране в советские и постсоветские годы. Почему бы им не начать общаться с молодыми людьми из других стран, изучающими русский, не рассказать о своей жизни? Тогда студенты смогут практиковаться в разговорном языке, а пожилые люди найдут себе собеседников…
Так появился проект «Язык поколений». Прошлым летом Светлана, Кирилл и Андрей приняли участие в летней школе социальных проектов благотворительного фонда Владимира Потанина. И выиграли грант в размере 300 тысяч рублей. На эти деньги они разработали сайт, а также при поддержке башкирского регионального координационно-ресурсного центра «Мои года — мое богатство» открыли в городе Туймазы компьютерный класс для пожилых людей.
— Поначалу мы не знали, насколько люди старшего поколения владеют компьютерными технологиями, и боялись, что не наберем и 30 пар учителей и студентов, — говорит Светлана. — Поэтому первыми преподавателями стали наши родители. Моя мама, например, начала общаться с молодой девушкой из Италии, Сарой Аллегрой. Оказалось, что Сара интересуется не только русской, но и татарской культурой. А моя мама — татарка. Она с удовольствием рассказывает ей о национальных праздниках, обычаях и даже научила готовить эчпочмаки — треугольные пирожки с мясом…
Сейчас в проекте «Язык поколений» участвуют 120 пар, и еще 3 тысячи человек, как пенсионеры, так и студенты, хотели бы начать занятия. Стать участником программы просто. Для этого на сайте проекта надо подать заявку, в которой рассказать о себе: имя, возраст, круг интересов, контакты… Света, Кирилл и Андрей втроем обрабатывают заявки и подбирают пары. Затем пенсионеры и студенты созваниваются и проводят пробный урок. Что важно, все звонки, даже заграницу, абсолютно бесплатны — связь осуществляется по Skype.
— Как правило, мы подбираем студентов, у которых уже есть базовое знание русского языка, — рассказывает Светлана. — Что же касается пенсионеров, то от них мы не требуем ни владения иностранным языком, ни глубокого знания правил русского. Чтобы стать участником программы, пенсионерам нужны лишь желание и устойчивый выход в интернет.
— Моей первой студенткой стала англичанка Стефания. На первом занятии мы с ней просто познакомились, а на втором уже сравнивали, как живут пожилые люди в Англии и у нас: как они могут подработать, как отдохнуть, — рассказывает пенсионерка Ольга Александровна Иванова.
Ольге Александровне — 68, она из Волгограда. Большую часть жизни она трудилась экономистом-товароведом, на пенсии же стала подрабатывать в российско-германской социальной программе, помогающей бывшим узникам концлагерей. Прошлой зимой Ольга Александровна увидела по телевизору сюжет о проекте «Язык поколений» и решила попробовать.
Всю зиму и весну Ольга Александровна занималась сразу с тремя студентами: немкой Аникой, англичанкой Розией и французом Марком.
— Я очарована этими ребятами, — говорит она. — Розия интересуется советской историей. Мы с ней говорим о Великой Отечественной войне, я рассказываю ей, как в Советском Союзе люди жили до войны, как после. Аника — из Берлина, ее мама выросла в ГДР. Мы часто беседуем о ее родных, она присылает мне старые фотографии. А Марк недавно женился на русской девушке и учит язык, чтобы произвести на нее впечатление. Он постоянно расспрашивает меня о русских семьях и очень удивляется, что у нас родители помогают детям, даже если те уже взрослые: сидят с внуками, ведут хозяйство, выручают деньгами…
Самое трудное в этих уроках — научить иностранных студентов правильно ставить ударение в русских словах. В остальном русский язык дается им легко, считают пенсионеры. Тем не менее у каждого из пожилых учителей есть свои маленькие хитрости, как сделать занятия эффективнее и интереснее.
— Учить иностранцев — все равно, что заниматься с маленькими детьми, — говорит Рауза Валиева. — Обычно я начинаю с моими учениками со сказок. Студенты находят в интернете ту или иную сказку, читают мне ее вслух, и мы разбираем все, что им не понятно.
Вслед за сказками наступает черед стихотворений и песен. Как раз сейчас вместе с Луцем Францем Рауза Илдусовна проходит творчество Сергея Есенина:
— Сначала мы с ним читали стихи, потом слушали романсы в исполнении Сергея Безрукова. А на днях я отправила Францу песни Владимира Высоцкого. Высоцкий его поразил — он никогда не слышал подобного голоса…
Ольге Александровне приходится сложнее. Ее новый ученик — вьетнамец Бач Ку Тронг. Он учится в Московском энергетическом институте. Вместе с Ольгой Александровной они читают и разбирают техническую литературу — в данный момент о ротационных вытяжках.
— Но обычные слова мы тоже учим, — говорит Ольга Александровна. — Он сбрасывает мне картинки растений, животных, еды, а я объясняю ему, как это будет по-русски. На днях, например, прислал картинки крабов. Я ему рассказала, что у нас крабы водятся на Дальнем Востоке, они огромные и очень вкусные…
Неудивительно, что при таком отношении к урокам иностранцам очень нравится заниматься с российскими пенсионерами.
— Мою преподавательницу зовут Мунира, — рассказывает студентка Грейс Леви. — Она замечательная женщина. С ней очень легко разговаривать, потому что она терпелива и добра. Она произносит слова медленно и четко. Я стала увереннее говорить по-русски, потому что она помогает мне, когда я ошибаюсь.
Грейс из Канады, живет в Торонто, работает журналистом. Еще студенткой она увлеклась русской историей и литературой, окончила университет по специальности European and Russian Affairs и даже некоторое время училась в Санкт-Петербурге в Смольном институте. Сейчас она берет уроки русского дистанционно. Вот уже полгода, как она занимается с Мунирой Суфияновной Ахметьяновой, пенсионеркой из Башкирии. Они беседуют обо всем: сравнивают жизнь в России и Канаде, Мунира Суфияновна рассказывает Грейс о своих детях и внуках и о том, как она проводит с ними каникулы, а Грейс, в свою очередь, расспрашивает о повседневной жизни в Башкирии, потому что никогда раньше даже не слышала о таком регионе.
— Сейчас Мунира в отпуске, но осенью мы продолжим занятия, — говорит Грейс. — Это так полезно — общаться с носителем языка. У меня много друзей в Канаде, которые тоже бы хотели принять участие в программе «Язык поколений».
Как правило, каждый урок в программе «Язык поколений» длится полтора часа, большинство студентов занимаются два раза в неделю, многие пенсионеры дают уроки двум-трем студентам. Работы много, при этом занятия совершенно бесплатны, и никакого дохода пожилые люди с них не получают. Однако пенсионеры считают, что они все равно остаются в плюсе.
— Благодаря урокам я освежила массу старых знаний, — говорит Ольга Александровна. — Например, когда я занималась со Стефанией, я заново прочла всю историю Англии. Мы с ней очень любили поговорить про политику, про Кромвеля…
— А я, разбирая с Францем поэзию Сергея Есенина, заодно изучила и биографию поэта, — поддерживает Рауза Валиева. — А не было бы этих занятий, стала бы я сама для себя ее читать?..
Студенты, со своей стороны, тоже рассказывают нашим пенсионерам много всего интересного. Тот же Франц научил Раузу Илдусовну готовить наси лемак — жирный рис.
— В Малайзии жирный рис — это фастфуд, его можно купить на каждом углу, — со знанием дела говорит Рауза Илдусовна. — Рис варят на кокосовом молоке, добавляют в него огурцы, пасту из креветок, сушеные анчоусы, жареный арахис и заворачивают все это в банановый лист. Получается вкусно и сытно.
— С момента запуска проекта «Язык поколений» прошел почти год, — говорит Светлана Павшинцева. — За это время мы убедились, что российские пенсионеры — люди активные, любознательные и открытые миру и всему новому в нем. У нас в программе, например, есть пожилая женщина, Людмила Борисовна, ей 82 года, так она выходит в сеть по Viber, со смартфона. Skype по ее мнению, — это вчерашний день…
Света, Кирилл и Андрей хотят развивать проект и дальше. Их главная забота сейчас — создать такой сайт, на котором преподаватели и студенты могли бы находить друг друга и созваниваться напрямую, это очень бы ускорило процесс подбора учебных пар.
А еще в прошлом году, кроме конкурса социальных проектов благотворительного фонда Владимира Потанина, ребята выиграли travel-грант в конкурсе инноваций в образовании, который проводит ВШЭ, и теперь могут поехать в любую страну мира, чтобы набраться там знаний для продолжения проекта.
— Сначала мы хотели поехать в Бразилию, чтобы лучше познакомиться с CAN Speaking Txchange, программой, ставшей прототипом нашего проекта, но она, оказывается, заглохла, — говорит Светлана. — Теперь мы думаем отправиться в США в Кремниевую долину, где проходит много конференций, посвященных компьютерным технологиям, или посетить крупный образовательный форум в Европе, где «Язык поколений» мог бы получить менторскую поддержку.
Что же касается людей старшего поколения, то они мечтают о другом: — Я бы очень хотела, чтобы наши пенсионеры не только могли бы давать уроки русского иностранцам, но и сами учили бы языки и общались с людьми из других стран, — говорит Ольга Александровна Иванова. — Работая в соцслужбе, я вижу, как одиноки бывают пожилые люди. А тут нажмешь на компьютере две кнопки — и тебе открывается целый мир!
Четырнадцатилетняя москвичка Ульяна Дерюгина — высокая и тоненькая до прозрачности. Еще недавно она была веселой и общительной, а в последнее время сникла, замкнулась в себе. Во всем виновата болезнь — грудопоясничный сколиоз 4-й степени. Из-за сильного искривления позвоночника страдают сердце и легкие. Девочке трудно сидеть и больно ходить. Врачи настаивают на срочной операции. Ее сделают по госквоте, но дорогую металлоконструкцию, которой укрепят позвоночник, придется оплатить самим. Для многодетной семьи — у Дерюгиных трое детей — сумма непосильная.
Ульяна родилась недоношенной, с целым букетом патологий: подвывихом правого тазобедренного сустава, поражением центральной нервной системы и ретинопатией (нарушением развития сетчатки глаз). На вторые сутки педиатр услышал шумы в сердце малышки, ее обследовал кардиолог и поставил диагноз: врожденный порок сердца — дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток.
Девочка почти не двигалась и никогда не улыбалась. Она уставала во время еды, задыхалась, часто плакала, и тогда на ее лице проступал бледно-синий треугольник. В четыре месяца Ульяне сделали операцию на открытом сердце. И девочка пошла на поправку. На память осталась только белая нитка шрама через всю грудь.
Но на этом испытания не кончились. На диспансеризации перед поступлением в первый класс врачи в районной поликлинике в Москве обнаружили у Ульяны нарушение осанки. Назначили ЛФК, физиотерапию, массаж, рекомендовали плавать в бассейне. В медицинской карте девочки появился диагноз: сколиоз 1-й степени. Ульяна добросовестно выполняла все предписания врачей. Но как-то мама заметила, что у дочери левое плечо выше правого. Девочка стала жаловаться, что ей тяжело сидеть за партой.
К 12 годам Ульяна резко подросла, но еще стремительнее прогрессировал сколиоз. Очередной диагноз звучал пугающе: комбинированный сколиоз 3-й степени, кифоз, поясничный лордоз. Врачи рекомендовали постоянно носить жесткий корсет.
Ульяна долго не могла решиться ходить в этом корсете в школу, а его надо было носить по 20 часов в сутки. Мама купила ей толстовку с большим капюшоном, чтобы скрыть выступающую планку корсета.
— Мне казалось, что все на меня смотрят. И учительница сразу обратила внимание. Мой друг, Егор, обнял меня за плечи и отпрянул: «Что это?» Я застеснялась и не смогла ответить, — признается Ульяна. — Но потом пересилила себя и теперь ношу этот корсет, почти не снимая. Даже сплю в нем. Сначала показалось, что спина стала ровнее. Я воспрянула духом. Но ненадолго…
На недавнем обследовании выяснилось, что сколиоз за несколько месяцев достиг самой тяжелой, 4-й степени. На консультации в Детской больнице святого Владимира ортопед объяснил, что у Ульяны мышечный корсет развит слабо, не держит позвоночник, сколиоз быстро прогрессирует, происходит грубая деформация грудной клетки, из-за чего страдают внутренние органы и развивается дыхательная недостаточность. Консервативное лечение уже не поможет — нужна операция.
От врача Ульяна вышла в слезах.
К ее мучениям добавились приступы жестокой мигрени, во время которых у девочки немеет половина тела, начиная с кончиков пальцев.
— Самое страшное, что это может случиться в любой момент, — переживает Ольга, мама Ульяны.
Для того чтобы быть всегда рядом с дочкой, она оставила любимую профессию и теперь работает страховым агентом — ради свободного графика. Ольга встречает дочку из школы и несет ее тяжелый портфель с учебниками: Ульяне это уже не под силу. Дома девочка сразу ложится, даже уроки делает лежа. Раньше она ходила в кружок по химии, с увлечением рисовала, а теперь все эти занятия Ульяне пришлось оставить.
В последнее время состояние девочки сильно ухудшилось. От малейших физических усилий она задыхается. Сдавленным легким не хватает воздуха. Искривленная спина болит все сильнее. В такие минуты Ульяне хочется отгородиться от всего мира и стать невидимкой.
Травматолог-ортопед Детской городской клинической больницы святого Владимира Степан Кудряков (Москва): «У Ульяны идиопатический грудопоясничный правосторонний сколиоз. Деформация позвоночника стремительно прогрессирует и достигла 4-й степени, уже искривлена грудная клетка. Консервативное лечение не поможет — девочке требуется операция на позвоночнике с установкой фиксирующей металлоконструкции. Операцию следует провести в ближайшее время, это позволит устранить болевой синдром, нормализовать функцию и положение внутренних органов, исправить деформацию позвоночника, значительно улучшить качество жизни девочки».
Стоимость операции 766 532 рубля.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Ульяне Дерюгиной, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», в интернет-газете «Лента.ру», в эфире Первого канала, в социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 11 499 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 20 тысячам детей. В 2018 году (на 10 мая) собрано 564 749 967 рублей, помощь получили 909 детей. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО — исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
«Ты можешь себя трогать, ты можешь получать удовольствие»
Фото: Григорий Василенко / РИА Новости
В последние годы в России все активнее разгорается борьба православных активистов за запрет секс-просвета. В мае в Новосибирске подверглась критике действующая уже 15 лет программа профилактики ВИЧ среди подростков: якобы подобные лекции растлевают несовершеннолетних и «под видом профилактики инфекций, передающихся половым путем», продвигают информацию, «провоцирующую ранние половые связи». Однако консервативное воспитание еще более опасно. О том, почему это так, в рамках научно-популярного лектория о сексе, состоявшегося при поддержке инициативной группы «Думай» в казанском центре современной культуры «Смена» рассказала врач-сексолог, психотерапевт, клинический психолог Амина Назаралиева. «Лента.ру» записала ее выступление.
О психосексуальном развитии
Я доктор и сразу скажу, что не хочу оскорбить чьи-либо чувства и не призываю вас действовать вопреки вашим ценностям. Все, что я буду транслировать, — это исследования того, в чем более-менее согласны сексологи.
Итак, что мы знаем про детскую сексуальность? На самом деле очень мало — о норме, больше о патологии: хорошо исследованы такие темы, как насилие — абьюз, как оно влияет на психическое здоровье детей. Но очень мало исследований о норме у детей, и они достаточно старые.
Самые ранние исследования проводились с детьми от шести месяцев: [несмотря на то что] они плохо управляют своими руками, им сложнее трогать свои половые органы, но, тем не менее, когда они случайно задевали какой-нибудь орган, они обнаруживали, что это приятно. К концу первого года жизни обычно они умеют намеренно прикасаться к половым органам, и это нормально.
С 15 до 19 месяцев дети начинают сжимать бедра, тереться о какие-то предметы интимными органами, можно заметить у них на лице признаки удовольствия в этот момент: они улыбаются, краснеют, быстро дышат. Также они интересуется гениталиями своих родителей: прикасаются, называют их, смотрят на них.
С двух до пяти лет дети любят прикасаться к материнской груди и грудям других женщин, с любопытством наблюдают за людьми, когда те обнажены. Дошкольники еще пока не знают, что секс — это плохо, стыдно, что это табу, поэтому их еще можно застать за тем, что они трогают гениталии на публике, чего не происходит с детьми более старшего возраста. Может возникать впечатление, что дальше у детей сексуальность пропадает, но она есть, и она начинает расти последовательно.
Кстати, одна из важных проблем здесь — почему сексуальное образование должно начинаться рано: например, для того, чтобы детям рассказать о том, что трогать себя на людях не надо. Ты можешь себя трогать, ты можешь получать удовольствие, но ты должен это делать наедине с самим собой.
На этом этапе ребенку нужно рассказывать, что у него есть интимные зоны, у других людей — тоже, но ты можешь трогать свои интимные зоны, а другие люди не могут тебя трогать, даже если это воспитатели, доктора и так далее. Есть места абсолютного табу, где ребенок может трогать себя только сам, — это очень важно для профилактики сексуального насилия над детьми. В это же время дети обнаруживают разницу между мальчиками и девочками, определяют, какие у них части тела, но пока у них достаточно размытое представление о беременности, родах, репродукции и сексуальном поведении.
Начиная с шести лет все дети играют в доктора, задают вопросы про секс, разглядывают изображения с обнаженными людьми, рисуют органы, связанные с репродукцией, говорят о сексе и достаточно живо интересуются этой темой. У них могут появиться знания о беременности, родах, репродукции, они начинают понимать, что секс приводит к появлению детей, но пока еще не о том, что секс приносит удовольствие. Тогда же они впервые начинают влюбляться.
Далее достаточно интересный период с 10 до 12 лет: дети уже понимают, что секс нужен не только для репродукции, но и для удовольствия. Точнее, согласно исследованиям, мальчики лучше знают про удовольствие, а девочки — про любовь. Они уже начинают думать и говорить о сексе, видеть сексуальные сны, смотреть материалы сексуального характера. Хотя я уже как сексолог вижу родителей, которые приходят и говорят, что их шестилетние дети увидели порно, так что сейчас гораздо раньше дети сталкиваются с порно, чем мы думали. Многие начинают мастурбировать и даже испытывать оргазм — еще до того, как они достигли пубертата, но вообще они делятся на три группы: есть совершенно не заинтересованные в сексе — им даже не нравится говорить об этом, другие заинтересованы, но смущаются и хихикают, и третьи считают, что секс — это ненормально.
Надо отметить, что предмет большого беспокойства у многих родителей — это детская мастурбация, еще с первого года жизни. Есть данные о том, что она связана с эмоциональной депривацией (лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви — прим. «Ленты.ру»), которая приводит к самостимуляции, — то есть это дети заброшенные, за которыми не следят и о которых не заботятся родители. Также есть данные о том, что мастурбация может быть ассоциирована с абьюзом (плохим отношением — прим. «Ленты.ру»), сексуальным насилием. Отмечаются какие-то связи с тем, насколько рано мы прерываем грудное вскармливание. С другой стороны, порой сложно определить, что это именно мастурбация, а не эпилепсия или что-то еще, и часто такие дети проходят достаточно много исследований, прежде чем наконец попадут к нужному специалисту.
Мы с вами дошли до подростков. Мальчики, когда подходят к этому этапу, в позитивном ключе относятся к изменению своего тела, чего не скажешь о девочках, потому что у них появляются какие-то противоречивые чувства: вероятно, потому, что они получают противоречивые сообщения о своей сексуальности, девственности, фертильности и о том, что такое быть женщиной. Если у женщины много сексуальных партнеров, или она лишилась девственности раньше обычного, до брака, ее назовут плохим словом. Если та же история происходит с мужчиной — то он молодец, мачо и герой.
Подростковая сексуальность всегда беспокоила взрослых — в течение всей истории человечества, по понятным причинам. Но сегодня у нас, к счастью, больше инструментов помочь подросткам избежать рискованных ситуаций. Когда мы обучаем подростков тому, что такое сексуальность и как с ней обходиться, в последнее время фокус начал смещаться от риска (почему секс — это страшно, как можно заболеть и незапланированно забеременеть) к понятию благополучия (о любви, о том, что это здорово и хорошо), от точечных мер (распространение презервативов или рассказы о заболеваниях) к полноценному сексуальному образованию на многих уровнях, от укрепления знаний и укреплению навыков.
Одна из проблем, с которой мы столкнулись, когда мы обучили подростков, казалось, уже всему — то есть что такое презервативы, зачем их использовать и где их взять, — в том, что возникало смущение: «такой важный романтический момент, а я начну поднимать эту не очень удобную тему, и всю романтику разрушу». Это связано с навыками: как быть ассертивным (независимым от оценок), говорить «нет», настаивать на применении презервативов. В США есть интересные проекты, где индивидуально обучают людей, как с этим обращаться.
О сексуальной ориентации
Сексуальная ориентация — это знание, какой гендер является привлекательным. Сексуальная идентичность — это то, что я о себе думаю. Это очень интересно, потому что, похоже, сексуальность — это такой многослойный пирог: можно, например, спать с людьми своего пола и считать себя гетеросексуальным. Гетеросексуалы могут иметь партнеров своего гендера, а гомосексуалы — противоположного, и обе группы могут воздерживаться от сексуальной активности вообще.
Последние исследования показывают, что сексуальная идентичность изменчива. Людям, особенно подросткам, нужно время, чтобы понять, какие они. Чем младше подросток, тем выше его неопределенность относительно сексуальной ориентации. Около 10 процентов девушек и 2-6 процентов юношей участвовали в сексуальной активности с людьми своего пола.
Сильно на ответы влияет то, насколько безопасно в конкретном обществе говорить, что ты гей или лесбиянка. Когда врачи общаются с подростками на тему их сексуальной жизни, важно спрашивать не «какая у вас ориентация?», а «какое у вас сексуальное поведение?» — это то, с кем в конечном итоге мы оказываемся в постели. Сексуальное поведение не предсказывает и не отражает вашу сексуальную ориентацию. То есть это может быть просто отражением сексуального экспериментирования, может быть разовым опытом — это еще ни о чем не говорит. Кто-то очень рано понимает, что ему нравятся люди своего пола. Кому-то нужно вырасти, и это происходит в более позднем возрасте. Нередко каминг-аут совершается мужчиной в возрасте 60-70 лет, после смерти жены он рассказывает своим детям и внукам о том, что он на самом деле гей, а всю жизнь жил в браке, потому что общество такое. И может показаться, что он понял позже, но на самом деле знал всегда, но скрывал.
Недавно я столкнулась с дикой гомофобией среди коллег, включая урологов и гинекологов. Среди психотерапевтов, к сожалению, тоже много гомофобов, есть люди, которые пытаются это лечить. Но гомосексуальность не является психическим расстройством: уже много лет она исключена из международной классификации болезней. Гей — это нормально. Ученые не нашли связи между сексуальной ориентацией и психопатологией. Если есть стигма, есть насилие по отношению к меньшинствам, тогда мы, конечно, видим больше суицидов, самоповреждений и депрессий, но, похоже, это связано именно с насилием по отношению к людям с той или иной сексуальной ориентацией.
Существует идея о том, что «я не гомофоб, но пусть только они парадов своих не устраивают, не демонстрируют свою сексуальность». Но исследования показывают, что если ты живешь и постоянно притворяешься, каким бы ты ни был — гетеросексуальным, гомосексуальным, это влияет негативно на психоэмоциональное состояние. Если лесбиянки и геи чувствуют, что они должны скрывать свою сексуальную ориентацию, у них чаще обнаруживаются психические расстройства и физические проблемы.
Есть предубеждение, что дети с гомосексуальностью страдают, что у них есть проблемы с социальными отношениями. Ничего подобного — мы не нашли таких доказательств. Также исследования особенностей личности не показали ничего отличного от гетеросексуальных детей. Другой миф — о том, что если ребенка с гомосексуальностью отправить к психиатру или на воспитательные работы или, может быть, дать религиозное воспитание, то можно его ориентацию как-то направить в другое русло. Но ни одно исследование не показало, что терапия, направленная на снижение сексуальной ориентации, эффективна. Вы не найдете ни одного уважаемого сообщества в мире, которое бы не осуждало попытки лечить этих людей. Сегодня мы смотрим на такое лечение как на пытки.
Еще один интересный миф — что люди гомосексуальной ориентации не вступают в романтические отношения, что они все сплошь и рядом занимаются промискуитетом. На самом деле до 60 процентов геев и до 80 процентов лесбиянок находятся в близких моногамных отношениях. Более того, каждая девятая пара среди тех, кто не заключил брак официально (около пяти миллионов опрошенных), — это те, где оба партнера — одного пола: 300 тысяч мужчин и 290 тысяч женщин. Достаточно большое число (до 28 процентов) опрошенных геев и лесбиянок обнаружили, что они живут вместе уже десять и более лет. Это разрушает миф о том, что они не способны на стабильные отношения, любовь, семью. В остальном гомосексуальные пары такие же, как и гетеросексуальные пары.
В нашей стране распространен миф, что пропаганда каким-то образом может влиять или не влиять на сексуальную ориентацию. Но нет доказательств влияния социального окружения после рождения на гендерную идентичность или сексуальную ориентацию. В одном из американских исследований, проведенном в 2010 году, выяснилось, что около 40 процентов подростков с сексуальными партнерами своего или обоих полов идентифицировали себя как гетеросексуалы. В Американской психологической ассоциации пришли к выводу, что сексуальная ориентация проявляется где-то в период между средним детским возрастом и ранним подростковым периодом. Эти паттерны эмоционально-романтической сексуальной привлекательности могут возникать как при наличии сексуального опыта, так и без него. Большинство гомосексуальных людей на вопрос о том, как они стали геем или лесбиянкой, отвечают, что они не выбирали, а родились такими. Поэтому переделывать их, ломать — неэффективно и негуманно.
Есть еще асексуалы, их в мире около одного процента: у них вообще нет никаких проблем с тем, что они не занимаются сексом, и ни здоровье, ни психика от этого не страдает.
Детским врачам рекомендуют активно включаться в процесс сексуального образования, быть при этом безоценочными и дружелюбными. Если мы достаточно спокойно относимся к сексу, то дети и подростки гораздо увереннее начинают задавать вопросы, рассказывать о том, что их беспокоит и что происходит. Важно, чтобы дети имели возможность прийти и обследоваться, если вдруг что-то случилось или пошло не так (например, они подозревают, что заболели чем-то или беременны).
О насилии
Почти половина (40 процентов) учеников старшей школы утверждает, что уже имели половые контакты, и каждый третий утверждает, что является сексуально активным, при этом каждый десятый идентифицирует себя как гомо- или бисексуал. Ближе к 17 годам неопределенность уменьшается, и люди могут точнее сказать, какая у них сексуальная ориентация.
Подростки, вступающие в сексуальный контакт с людьми обоих полов, чаще занимаются незащищенным сексом. Именно поэтому важно обсуждать вопросы гендера и сексуальной ориентации. Мы не можем просто закрыть на них глаза и пройти мимо — это все равно будет приводить к последствиям, которых мы не хотим. Чаще всего именно эти дети подвергаются сексуальному насилию.
Среди всех сексуально активных подростков очень важно проводить скрининг на насилие. Каждый десятый человек до 20 лет, даже чуть больше, был участником полового акта против воли. Если подросток занимался сексом до 14 лет, резко возрастает вероятность того, что это был недобровольный секс. Это не всегда маньяк с ножом: сексуальное насилие гораздо шире, чем его понимали раньше: насилие во время свиданий, нападения незнакомцев, абьюз внутри семьи и инцест. По статистике, чаще всего абьюз совершает кто-то, кто вхож в дом, кому ребенок доверяет.
Один из аргументов абьюзеров, когда они пытаются убедить ребенка никому не говорить об этом, — «тебе никто не поверит, тебя накажут». Дети действительно в это верят и молчат. Если это значимая фигура, ребенок боится, что этот человек будет наказан. Иногда ребенок думает, что состоит в добровольных отношениях, например, с преподавателем. Но это насилие, потому что есть большая разница во власти. Насильник — это тот, у кого больше власти.
Каждая третья женщина в мире сталкивалась или с физическим, или с сексуальным насилием. И чаще всего речь шла об интимных партнерах — то есть это мужчины, с которыми ты живешь под одной крышей, с которыми спишь, рожаешь детей. Это очень важно, потому что дискриминирующий закон о декриминализации домашних побоев хорошо отражает миф, в котором насилие от интимного партнера приравнивается к насилию от обычного человека на улице. Нет, это не так: чаще всего женщины умирают от рук интимных партнеров.
Есть стереотип о том, что сексуальное насилие касается только девочек, но это не так. Возможно, не все решаются сказать, но это страшные цифры: каждая пятая женщина и по меньшей мере каждый двадцатый мужчина сталкивались с сексуальным насилием, когда были детьми. И очень часто, к сожалению, многие мамы, если они узнали об этом, обвиняют детей в том, что их совратили, что они сами спровоцировали, это часть виктимблейминга, который распространен в обществе.
Детям очень важно знать о телесных границах, о том, как говорить «нет», что при совращении или попытке насилия надо бежать и рассказывать об этом первому взрослому, и если он не поверил — рассказывать второму. Исследования показывают, что полноценное сексуальное образование помогает детям лучше узнать о насилии и снизить количество таких случаев.
Очень важно говорить о согласии, поскольку до сих пор в мире много вредных практик — таких, например, как насильственный брак. К сожалению, мы это видим в Африке и Индии, где девятилетнюю девочку выдают замуж за тридцатилетнего или сорокалетнего мужчину, и есть масса случаев, когда она просто умирает от кровотечения, от разрывов, потому что он ее насиловал. Именно поэтому есть тенденция повышать возраст согласия, и никакие традиции, никакие отсылки к религии, что это практиковалось кем-то, не должны позволить этому происходить.
К таким же насильственным практикам относится и женское обрезание: 200 миллионов женщин по меньшей мере на сегодняшний день обрезаны, причем это практикуется даже в США и Великобритании, то есть в странах, где, казалось бы, этого не ждешь совершенно.
Ранняя беременность и ранние роды — это очень большая проблема, это вторая причина смерти у девочек-подростков. Много ранних и незапланированных беременностей — это результат сексуальной связи с учителем.
Я знаю массу людей, которые говорили: «Это со мной происходило, но я не решусь рассказать. Мне стыдно, я до сих пор чувствую себя виноватой, что я сама спровоцировала, я сама согласилась. Он ухаживал, я была влюблена, я думала — а как его жена, а как его дети…» Очень важно говорить и про беременность, и про средства контрацепции, потому что стигма, которая окружает подростковую беременность, приводит к тому, что девочки слишком поздно узнают о том, что они беременны. Они могут бояться обратиться к нормальному врачу и идут бабке на подпольный аборт, от которого могут умереть.
Естественно, они не оканчивают школу, не получают полноценного образования, если они начинают рожать в 14 лет. Это репродуктивный успех, но это социальный провал. Поэтому доступ детям к современной контрацепции, которая защищает и от беременности, и от различных заболеваний, очень важен. Детям важно знать о том, что это такое, что работает и не работает. Есть масса мифов, что прерванный половой акт работает, что если во время менструации заниматься сексом, то ты не забеременеешь, анальный секс не приводит ни к каким проблемам — и так далее.
О пропаганде воздержания
Каким должно быть домашнее сексуальное образование? Опросы показывают, что папы не очень любят эти разговоры и предпочитают свалить их на мам. Но если родитель взял указку и начал рассказывать в доминирующем тоне, то дети не получают знаний. Это должен быть комфортный разговор, где ребенок говорит больше, чем родитель, где он чувствует безопасность, где ему не стыдно и где он понят. Есть исследования, согласно которым, сексуальный дебют ребенка откладывается, если мы говорим с детьми о сексе. Они чаще применяют контрацепцию. Это разрушает миф о том, что если мы говорим о сексе, мы детей тем самым развращаем. Но число родителей, которые решаются поговорить с детьми о сексе, ежегодно снижается.
Соединенные Штаты потратили почти 200 миллионов долларов на программы по пропаганде воздержания до брака, и это не сработало. Все американские серьезные организации, включая медицинские, говорят о том, что программы, которые учат только воздерживаться, не работают. Учебники нравственности семейных ценностей и так далее — это не работает. Мы получим плохой результат, и вот почему: они не касаются важных вопросов, связанных с контрацепцией, навыков и остальных важных вопросов.
На практике это выглядит так: действительно многие дети и подростки берут на себя обет остаться девственниками до брака. Как вы думаете, сколько процентов справляется и выдерживает это обещание? Где-то 10 процентов справляется. То есть 90 процентов, хотя искренне хотели и собирались оставаться девственниками, не преуспели. Эти чистые, невинные дети, которые искренне готовы были оставаться таковыми до первой брачной ночи, оказываются в очень неприятной ситуации, когда занимаются сексом и понятия не имеют, зачем предохраняться, как пользоваться презервативами и прочим. Как вы думаете, через сколько лет по количеству беременности и различных инфекций они сравниваются с теми детьми, которые не собирались быть девственниками?
Через шесть лет они получают и хламидии, и гонорею, и трихомонады, и вирус папилломы человека. Но эти дети, которые хотели быть девственниками, реже применяют контрацепцию, реже идут к врачам. То есть они могут не заметить симптомов каких-то плохих болячек, которые у них есть. Это тоже снова про мифыо том, что если мы будем ребенка изолировать от информации — то мы вырастим такое нежное существо, которое сразу пойдет в моногамный брак и будет здоровым и счастливым. Нет, к сожалению, это не так. И если мы и говорим о пропаганде воздержания до брака, очень важно, чтобы мы о ней упоминали как о неэффективной.
Нам могут сказать, что американцы — враги, у них неправильные ценности, и мы пойдем другим путем. Давайте посмотрим, что говорит ЮНЕСКО, более чем уважаемая организация. ЮНЕСКО говорит то же самое, но делает гораздо больший акцент на права человека. То есть если американцы еще высказываются очень аккуратно, пытаются говорить про религию и про ценности, потому что так устроены американские штаты — там большой процент консерваторов, то ЮНЕСКО говорит совершенно открыто и откровенно: «Секс — это в том числе и права человека, образование — это права человека». И очень важно давать полноценное образование, очень важно говорить и о менструации, и о репродукции, и о современной контрацепции, беременности и заболеваниях, передающихся половым путем, о ВИЧ и СПИДе, о здоровой, полной уважения семье, о межличностных отношениях, о ценностях и культуре, социальных нормах, гендерном равенстве, недискриминации, о сексуальном поведении и насилии, связанном с гендером.
Каждый год в мире происходит 330 миллионов новых случаев заражений излечимыми болезнями, передающимися половым путем. Чаще всего это происходит в возрасте 20-24 лет, на втором месте — 15-19-летние, те самые, которые не попали бы в эту группу, если бы у них было полноценное сексуальное образование. Что касается неизлечимых — то везде по миру падает заражаемость ВИЧ, кроме Восточной Европы и Центральной Азии. По некоторым данным, в России каждый сотый ВИЧ-положителен, и каждые шесть минут один человек заражается ВИЧ. Я видела случаи, когда вирус получали жены, которые никогда не изменяли своим мужьям, но их мужья получали ВИЧ от любовниц или каким-то еще путем и приносили его домой.
Эпидемия увеличивается в основном за счет незащищенных гетеросексуальных контактов, и многие молодые люди, когда мы с ними общаемся и спрашиваем: «А почему ты не достал презерватив?» — говорят, что им казалось, что это будет неловко в такой ситуации, и что они «знали», что она здорова: «У нее чистая кожа, пропорциональные, симметричные черты лица, она добрая, она порядочная, как она может быть носительницей ВИЧ-инфекции?». Эта эпидемия говорит о необходимости полного сексуального образования.