Россия из-за смертельного коронавируса временно закрывает границу с Китаем на Дальнем Востоке. Такое распоряжение
«Лента.ру»: Что вообще такое коронавирус? Откуда он взялся?
Михаил Щелканов: Коронавирусы — это представители достаточно обширного семейства сoronaviridae. Наиболее опасны среди них вирусы рода Betacoronaviruses. В их числе и вирус, вызывающий тяжелый респираторный синдром. В народе его окрестили атипичной пневмонией, но это неправильно.
Betacoronaviruses — это, как правило, природно-очаговые вирусы. Природными резервуарами для них являются рукокрылые — летучие мыши и крыланы, которые инаппаратно переносят инфекцию. То есть у самих животных нет клинических проявлений, но при этом они выделяют вирус со слюной, мочой и фекалиями. Выделяя вирус, они могут заразить непосредственно человека, но это бывает редко. Чаще всего сначала заражаются мелкие млекопитающие — енотовидные собаки, барсуки, еноты и прочие. Этих зверей активно употребляют в пищу в Восточной Азии. Именно так заражается человек. Так происходило и с тяжелым острым респираторным синдромом (атипичная пневмония — прим. «Ленты.ру») на территории Китая в 2002-2003 годах.
Китайцы подозревают, что в этот раз люди могли заразиться, съев змею.
Я бы поосторожнее к этой версии относился. В статье, которую опубликовали наши китайские коллеги, содержатся выводы, сделанные на основе молекулярно-генетического исследования. Они проанализировали молчащие мутации генов и посмотрели, у какого животного такие же молчащие мутации, как у этого вируса. Есть гипотеза, что таким образом можно найти хозяина. Для научной версии это вполне себе предположение, но оно никак не может стать основой для формирования доказательной базы. И я не сторонник этой гипотезы до тех пор, пока не будет четких экспериментальных доказательств.
А не все ли равно обывателю, кто это вирус перенес — змеи или летучие мыши?
Летучие мыши чем опасны — это млекопитающие, то есть их вирусы адаптированы для других млекопитающих и для человека. Змеи очень экзотически смотрятся в этом ряду.
Есть ли вероятность, что новый коронавирус есть в российской природе? Популяции летучих мышей между собой сообщаются?
Нет, в России природных очагов этого вируса нет. Виды летучих мышей, которые обитают в срединных районах Китая, не обитают у нас. У нас могут быть только завозные эпидемические случаи.
Можно ли вирусом заразиться через посылку с «Алиэкспресс»?
Теоретически это возможно, но эпидемического значения не имеет. Все респираторные инфекции распространяются воздушно-капельным путем.
Теоретически такая вероятность есть, некоторые посылки сейчас за считаные дни приходят. Поэтому тут каждый человек в меру своей мнительности должен поступать. Я, например, получаю посылки из Китая.
В среднем вирус гибнет в течение скольких дней?
При повышении температуры до 40-45 градусов погибает в считаные минуты. Но если вирус при комнатной температуре осел на поверхность, на которую нет попадания прямых солнечных лучей, он может продержаться сутки-двое. Все зависит от влажности и температуры. То есть огромный диапазон вариантов, и все просчитать практически невозможно. Но важно, что сам механизм есть. Однако ни одного случая, когда посылка стала бы источником заражения вирусами, не подтверждено.
Уханьский вирус может быть рукотворного происхождения?
Смысла в этом большого нет, я вас уверяю. Создавать сейчас какой-то новый вирус просто дороже, чем взять уже имеющийся природно-очаговый и адаптировать его к клеткам млекопитающих.
Каждый раз, как только в мире случается какой-то эпидемический подъем, тут же все интересуются, а не рукотворный ли это вирус. В свое время по поводу ВИЧ-инфекции на официальном уровне обсуждалось, что это диверсия американских империалистов. Что далеко ходить — возьмите тот же свиной грипп, пандемия которого была в 2009 году. И что? Тоже говорилось, что это фармкомпании скинулись и разработали спецвирус, чтобы потом на нем нажиться. Вполне официальная была точка зрения. И сейчас — все то же самое.
То есть разговоры о биологическом оружии — из разряда фантастики?
Нет, почему, это вполне реально. Но если бы данный вирус был биотерроризмом, это все уже давно стало бы известно. Не думайте, что биотеррористы существуют в каком-то космическом пространстве и, подобно инопланетянам, могут незаметно сделать свое дело и улететь на тарелке в космос. Молекулярно-генетическая структура вируса проанализирована сто раз. Это на 90 процентов природно-очаговый вирус. Он нерукотворный. Да и вообще, биотеррористам работать достаточно сложно. Нужно специальное оборудование, его надо где-то покупать. Все подобные покупки отслеживаются, это ведь не хлеба в магазине купить — нужны реактивы, нужны специалисты. Все специалисты — на виду, за их «перепроизводством» следят.
А если не конкретно про уханьский вирус говорить, а вообще про теоретическую возможность создания вируса-убийцы?
Вы мне задали скользкий вопрос, а потом появится заголовок броский: «Вирусолог объявил тотальную мобилизацию…» Поосторожнее с этим. Теоретически подобное возможно.
Подтвержденной официальной информации о том, что вирусы использует кто-то сознательно, нет. Но непреднамеренных случаев — огромное количество.
Например, сейчас на Филиппинах бушуют заболевания кокосовых пальм каданг-каданг и тинангаджа. Обе болезни вызывают гибель растений. За последние 50 лет из-за этого уничтожены десятки миллионов кокосовых пальм на Филиппинах и островах Океании. Вирусологи установили, что инфекция распространяется режущей кромкой мачете, при помощи которого срезают плоды с пальмы. Владельцы плантаций, естественно, предпочитали нанимать рабочих, говорящих на одном с ними языке, и бикольцы (жители филиппинского полуострова Биколь — прим. «Ленты.ру») занесли вирусы соплеменникам на соседние острова.
Китайский коронавирус — смертельный?
Вирус, конечно, опасен, но не более, чем другие. Например при ТОРСе (тяжелый острый респираторный синдром, или атипичная пневмония — прим. «Ленты.ру») летальность в Китае была около 10 процентов, по миру — 11 процентов. А здесь, как бы цинично это ни звучало, всего два-три процента. Это в разы меньше. Контагиозность (способность заражать — прим. «Ленты.ру») этого вируса намного ниже, чем у гриппа, к которому мы все привыкли. Поэтому, честно говоря, я не вижу повода для паники.
Почему тогда такой страх?
У нас по любому поводу всегда раздуваются панические настроения. Мне кажется, что это элемент тестирования управляемости социума. Объективных показаний ко всеобщей панике нет. Если вы посмотрите долю даже не всего населения Китая, а провинций, которые заболели, то вы увидите ноль целых, потом длинная цепочка нолей, и там где-то вдалеке стоит значащая цифра процента.
При том что грипп управляем, в том плане, что против него есть вакцина. На мой взгляд, паника с новым вирусом огромна и несоразмерная происходящему. Вопрос, почему так нагнетается ситуация, прежде всего — к социальным психологам.
Допустим, Китай на публике тестирует какую-то свою социальную программу, но ведь другие страны, получается, тоже панике поддались. В том числе и в России.
У меня есть, конечно, своя фантастическая версия. Но если я ее озвучу, то боюсь выглядеть дилетантом, как и многие люди, которые сегодня пытаются комментировать эпидемиологические процессы. Все же это вопрос к психологам.
В последнее время именно Китай становится поставщиком новых вирусов. Почему?
Высочайшая плотность населения, высочайшая плотность сельскохозяйственных животных, один из крупнейших ареалов зимующих птиц (там проходят сразу несколько интенсивных миграционных путей). То есть идет колоссальное по интенсивности взаимодействие организмов. Масса возможностей для формирования опасных ситуаций. Неслучайно я свое время, закончив докторантуру в Москве, переехал во Владивосток, на родину формирования природной очаговости инфекций. Это мой осмысленный профессиональный выбор.
Можно ли сказать, сколько всего вирусов в мире сегодня известно?
В 1892 году наш великий соотечественник Дмитрий Ивановский открыл первый вирус. Это был вирус табачной мозаики, фитовирус. То есть в XIX веке был известен всего один вирус, а уже в 1930-е годы их насчитывались десятки. До недавнего времени раз в пять лет международный комитет по таксономии вирусов выпускал их перечень в печатном издании. Этот том уже содержит полторы тысячи страниц. Недавно принято решение отказаться от его выпуска в бумажном виде и перейти только на электронную версию.
Вирусы в природных экосистемах существовали всегда. Человек периодически их открывает для себя. Часто такие открытия — воля случая. Что такое природно-очаговое заболевание? Возбудитель — часть природной системы — может циркулировать без участия человека. Но когда люди вторгаются на территорию этих экосистем, нарушается экологический баланс, вирус может проникнуть в популяцию человека. Что, собственно, и произошло на рынке в китайском Ухане. Так было и с вирусом Эболы, который открыли в 1976 году. Так было и в 1937 году с очаговым энцефалитом на территории Приморского края. Но вирусы там и до наших открытий существовали.
Разве новые вирусы не возникают — хотя бы в процессе взаимодействия старых между собой?
Процесс взаимодействия — это отдельная тема. Но необходимо понимать, что вирусы не существуют в единственном виде. Это всегда облако вариантов, из которого при тех или иных внешних условиях начинают селектироваться наиболее адаптированные. То есть вирус всегда изменяется, всегда мутирует, это его образ жизни. Если он перестанет мутировать быстрее, чем иммунная система его потенциальных хозяев, он не выживет.
Ученые могут предсказать появление опасного для человека вируса?
Ученые могут предсказать, что это будет происходить постоянно. Очень важно в этом плане мониторить природные очаги инфекционных заболеваний. К сожалению, сегодня в науке большой крен в пользу биотехнологий. Их можно продать. А результаты мониторинга продать невозможно.
Я принадлежу к тому немногочисленному отряду ученых, которые занимаются мониторингом природных очагов инфекционных заболеваний. И могу сказать, что у наших проектов сложная судьба. В этом году мы подавали на грант в РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) проект по мониторингу вирусов летучих мышей на территории Приморского края. Казалось бы, актуальнейшая тема в свете открытия нового коронавируса! У отечественных летучих мышей тоже может оказаться столько сюрпризов, что мало не покажется. Три рецензента нам написали: хороший проект, но неактуальный.
В чем суть проекта? Наблюдая за дикой природой, вы сможете предсказать вспышку заразы?
Под мониторингом мы имеем в виду знания о том, как циркулируют те или иные вирусы в ключевых точках Северной Евразии. Мы собираем потенциальных хозяев и смотрим, насколько интенсивна циркуляция тех или иных вирусов. Сравнивая ситуацию с предыдущими годами, можем делать прогнозы: вот здесь идет активация, нарастание, в ближайшие годы возможен эпидемический подъем. Достаточно много примеров, когда наши прогнозы сбывались. В свое время мы предупреждали о высокой вероятности появления высокопатогенного птичьего гриппа на территории Северной Евразии. У нас есть соответствующие публикации на эту тему.
Но это не помогло предотвратить эпидемию птичьего гриппа.
В набат мы тогда ударили. Но все отреагировали, когда ситуация уже развилась.
На ближайшее время по данным мониторинга у вас есть прогнозы?
На фоне разогретого общественного мнения считаю, что сейчас говорить о потенциальных угрозах было бы неправильно. Просто надо понимать, что природно-очаговые инфекции — это опасно. Если на примере этого коронавируса такая мысль наконец западет в голову чиновникам и властям, будет хоть какой-то конструктив среди этого моря достаточно пустой паники. Планета принадлежит микроорганизмам, многие из которых в отношении к человеку не очень дружелюбны.
На фоне смертельной эпидемии коронавируса уже идут разговоры, что и грипп изменяется. Новая версия вирусов переносится тяжелее обычного?
Сейчас говорят про новый штамм птичьего гриппа Н5N8. Он действительно возник, но существует пока в популяции птиц, в человека не проник. Поэтому сказать, тяжелее он или нет, нельзя. Мониторинг мы ведем. Все будет нормально, не переживайте. Появление новых штаммов, как я уже говорил, — совершенно рутинная ситуация. Страшна не мутация вирусов, а когда это остается вне контроля специалистов. Но у нас почему-то никто паническую волну не гонит по поводу прекращения мониторинговых исследований природных очагов инфекций.
Приморский край — практически на передовой разразившейся войны с вирусами. Поскольку вы — ближайшие соседи Китая, наверняка предпринимаете особые меры безопасности?
Во Владивостоке большой поток туристов из Китая. У нас в ДВФУ учатся где-то 1,5 тысячи студентов из КНР. Я, как руководитель международного научно-образовательного центра биологической безопасности Роспотребнадзора на базе ДВФО, участвовал в совещаниях по противостоянию возможным случаям заражения. Мы активно работаем с диаспорой, санитарные обработки выведены на новый уровень, естественно, термометрия и прочее. Пока для карантина для китайских студентов нет повода, но случись что — тут же организуем карантинные мероприятия и выяснение контактов.
Убежден, и это не хвастовство, что в России лучшая в мире система обеспечения биологической безопасности еще со времен бывшего СССР. Одно перечисление ее элементов займет около получаса. Отмечу, что в нее входит система Роспотребнадзора,