Живет человек в своей Малой Родине и знать не знает, что такое театр. Клуб есть, народные промыслы есть, ларек с водкой есть, лужа есть, а театра нету. Да и сам клуб-то, честно говоря, того… Лет сто не ремонтировался. Какой театр? Какая «Чайка»? Какой нахрен Константин Богомолов? Короче, полный дядя Ваня…
Но тут звучат фанфары, на сцену старого сельского клуба выходит «Единая Россия» и говорит: «Любите ли вы театр, как любит его наша партия? Любите? Тогда будет вам театр. Починим клубы, построим театры, заплатим артистам. И кстати, не замахнуться ли нам на Чехова нашего Антона?»
Так в стране появляется проект «Культура малой родины», целью которого является обеспечение повышения культуры для жителей. А говоря на языке официальном, «проект направлен на поддержку и повышение качества работы учреждений культуры. Проект призван обеспечить доступ всех граждан к участию в культурной жизни страны, разнообразить культурный досуг и расширить возможности для дополнительного образования, осуществляя поддержку юных дарований».
В Московской области тоже действует «Культура малой родины». Так в 2018 году в федеральном проекте «Культура малой родины» от Московской области участвовало 18 профессиональных театров, от Москвы – три государственных театра. 13 подмосковных театров осуществили 166 выездов в 50 муниципальных образований в регион и за его пределы, собрав 63100 зрителей. Три государственных театра осуществили 118 выездов, собрав 144730 зрителей. Много цифр, потому что театр – это прежде всего учет и контроль.
О своем участии в проекте рассказала заслуженная артистка РФ, художественный руководитель Московского областного государственного театра юного зрителя, председатель регионального Общественного совета проекта «Культура малой Родины» Нонна Гришаева:
— То, что мы ездим в область, это очень хорошо, нельзя на этом останавливаться, нужно этот проект обязательно продолжать. То, что мы несем этими выездами людям, которые не могут себе позволить приехать в Москву в силу своей удаленности и своих маленьких зарплат, это очень хорошо, это очень важно.
Но «Культура малой родины» — это не только выезды театров в города и села. Участие в проекте – это еще и деньги на новые постановки.
— Просмотрев список постановок, которые были поставлены в театрах Подмосковья и показаны в подмосковных домах культуры, хочется отметить, что меня лично как худрука детского театра радует то, что в этом списке большое количество детских спектаклей и русской классики, — говорит Нонна Гришаева. — И Пушкин, и «Горе от ума» – огромное количество именно классических спектаклей. Нашим детям это совершенно необходимо, потому что очень много классики наши дети проходят в школе. В прошлом году в нашем театре состоялась премьера «Чайки» со мной в роли Аркадиной. Все отмечают, что «Чаек» в Москве много, но не на каждую можно привести школьников. Потому что в основном «Чайки» – это какие-то режиссерские извращения, и я лично наблюдала в одном из главных театров страны, куда учительница привела класс, а потом закрывала детям глаза, потому что то, что происходило на сцене, детям смотреть нельзя.
Режиссерские извращения не хотят и не могут участвовать в проекте «Культура малой родины». «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». А «Чайка» на сцене Московского областного государственного театра юного зрителя (худ.рук. Н. Гришаева) – образец русской театральной традиции. На такую «Чайку» приводить школьников, пожалуй, можно.