ИнфоЛюберцы – 04 мар. Жительнице пос. Октябрьский Нине Кузьминичне Хлыстовой исполнилось 100 лет со дня рождения, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы.
«Она не изменила мечте, а поменяла мечту. Когда узнаешь о судьбе этой женщины, возникает ощущение, что смотришь кино – «Подкидыш», «Небесный тихоход», «Офицеры». Судите сами – её жизнь началась с того, что в полугодовалом возрасте она стала подкидышем. Но при этом попала в хорошую семью, где стала единственной любимой дочерью. Наша героиня мечтала летать, но стране нужны были медсестры. В санитарный поезд, где она сопровождала раненых, не должны были стрелять, но она получила тяжелые травмы. Не случилось завести свой очаг, но она всю жизнь помогала многим семьям», — вспоминает председатель общественной организации «Дети войны» Надежда Лымарь.
На ее военном кителе – два ордена Великой Отечественной войны I и II степени, орден за Победу в Великой Отечественной войне, множество медалей и наград. Последняя награда была совсем неожиданной – ее премировали автомобилем.
С детства – хорошая спортсменка
Итак, Нина Кузьминична с полугодовалого возраста жила в семье приемных родителей, потомственных текстильщиков Хлыстовых. Отец – Кузьма Трофимович – был шлихтовальщиком, мать – Дарья Елисеевна – работала ткачихой. В Шуе, где сначала жила семья, начались революционные волнения, с работой стало плохо. Хлыстовы перебралась в Ивановскую область, а потом переехали в поселок Балятино. Фабрика имени Октябьской революции тогда остро нуждалась в специалистах.
Нина пошла в школу, построенную еще фабрикантом П.П. Шорыгиным. Школа была замечательная. Просторные светлые классы, хорошая библиотека, живой уголок с птицами и лесными зверюшками. Шорыгин был большой любитель охоты и для школы в качестве экспонатов заказывал чучела зверей. Нина Кузьминична рассказывала, что в её классе стояло чучело огромного медведя. Она с удовольствием вспоминала школьные годы, друзей, свое увлечение спортом. На первенстве по бегу на лыжах в Раменском районе Нина неизменно занимала первые места.
Научилась летать
В 1939 году по призыву Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Марины Расковой: «Девушки-комсомолки, на самолет!» Нина поступила в Раменский аэроклуб. Скажу больше, она была знакома с самой Валентиной Гризодубовой! Нине удалось самостоятельно полетать на У-2. Но вот незадача – после окончания учебы парней сразу направляли в военно-летное училище, а девушек туда не брали. Но война перечеркнула все планы – стране нужны были медсестры.
Нина Хлыстова вместе с подругами обучалась медицинских курсах Российского общества Красного Креста. Девушки рвались на фронт.
В начале декабря 1941 года пришел запрос из Раменского райвоенкомата, и всю группу медиков направили на фронт. Нужно было лечить раненых и обмороженных солдат. Зима подходила к концу, когда её перевели медсестрой в военно-фронтовой санитарный поезд. Раненых забирали с передовой и отправляли в тыл. Работа шла круглосуточно, раненых было очень много. За заслуги фронтовой медицинской сестре Нине Кузьминичне Хлыстовой досрочно было присвоено звание «старшина медицинской службы».
Раненая птица
В июне 1942-го ее санитарный поезд попал под бомбежку – фашисты, нарушая конвенцию, продолжали бомбить санитарные поезда. Помните сцену из фильма «Офицеры», когда Люба Трофимова командует грузить в поезд тяжелораненых? Находясь в поезде с эмблемой «Красного креста», Нина Кузьминична получила тяжелейшие травмы. Контузия, потеря слуха, оторвало кисть левой руки, левостороннее осколочное ранение туловища. С места бомбежки её отправили в Лефортовский госпиталь в Москву, там удалили осколки, ампутировали кисть и отправили в глубокий тыл на лечение. Семь дней без перевязки ехали раненые по Сибири. Омск и Томск не приняли. Женских военных госпиталей не было. Наконец, в Новосибирске Нину Хлыстову определили в мужской госпиталь, отгородив ширмой койку в коридоре.
Вскоре ее списали по ранению, дали третью группу инвалидности, направили в пансионат для раненых. Но Нина настойчиво добивалась возвращения в Москву, куда вернуться было трудно. На Ярославский вокзал поезд из Новосибирска прибыл в полночь. Едва успела на последнюю пригородную электричку с Казанского вокзала, доехала до Томилина. Ориентир был – светящийся купол Жилинской церкви, на него и шла. Ночь темная, ни души, но фронтовичка не боялась. Подъехала подвода, мужской знакомый голос соседа ее окликнул: «Служивый, садись, подвезу».
Помогала семьям
Поступила в институт связи, взяли её сразу на 2-й курс, но не смогла сидеть на студенческой скамье вместе с молодежью. И тем не менее вся её жизнь была связана с комсомолом. В Раменском райисполкоме предложили работу в отделе оказания помощи семьям, пострадавшим на войне.
Потом была работа в военно-учетном столе. Это была уже номенклатура военкомата. В поселковом Совете она проработала 25 лет. Долгое время была секретарем партийной организации. Старая коммунистка вспоминает: «В те годы все жили просто, не было зависти, люди старались жить по совести, не знали такого понятия, как алчность». Нина Кузьминична много внимания уделяла общественной работе.
Позже на общественных началах она вместе с Марией Трофимовной Киселевой – детским врачом, Ниной Степановной Савельевой – бухгалтером, Клавдией Михайловной Кравцовой – директором клуба им. Ленина во главе с медиком Зоей Алексеевной Комаровой основали «Клуб ветеранов». Организовывали экскурсии, старались охватить вниманием всех ветеранов и инвалидов, помогали чем могли – добрым словом и гостинцами. Для этой цели собирали взносы по 50 копеек. Всем на все хватало.
Нина Кузьминична в почтенном возрасте не оскудела душой, прекрасно все помнила, охотно делилась воспоминаниями. Она прожила больше 90 лет. Подтянутая, энергичная, в ней навсегда сохранилась военная выправка. В быту была аскетична, довольствовалась малым, дома старенький телевизор да проигрыватель. На вопрос, как ей живется, отвечала: «Хорошо, всем довольна».
Бог дал Нине Кузьминичне долгую и насыщенную событиями жизнь – она всегда жила для других. После 50 лет Нина Кузьминична увлеклась фотографией. В ее фотоальбомах отражена вся поселковая жизнь того времени. Эти бесценные свидетели времени сегодня о многом могут рассказать. Кстати, в этом номере мы впервые публикуем фотографии из архива Нины Кузьминичны.
Она точно знала, что может испытывать раненая птица – ты рождена летать, умеешь летать, мечтаешь летать. Но у судьбы на тебя другие виды.
И тогда ты не изменяешь мечте, ты просто меняешь мечту.
На фото: Н.К. Хлыстова сидит в среднем ряду крайняя справа