Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Она чувствовала зло и боролась с ним всю жизнь. Умерла Людмила Алексеева
Вечером 8 декабря 2018 года стало известно о смерти старейшей российской правозащитницы Людмилы Алексеевой. «Лента.ру» вспоминает о ее непростой судьбе, лишениях и отношениях с властями.
Людмилу Михайловну Алексееву всегда в чем-то упрекали. В брежневский застой КГБ предупреждал видную участницу диссидентского движения о недопустимости «антисоветской деятельности», при Медведеве, в канун 2010 года, ее арестовывал ОМОН за участие в «несанкционированной» акции на Триумфальной площади, а полтора года назад нашлись те, кто обвинил заслуженную правозащитницу в «соглашательстве» и чуть ли не в «коллаборационизме» с властью. Поводом для этой травли стало то, что Людмилу Михайловну лично поздравил с днем рождения президент России Владимир Путин.
Вряд ли есть смысл пересказывать биографию Алексеевой — достаточно почитать хотя бы статью о ней в «Википедии». Взять, для примера, молодые годы, отравленные Большим террором 1937-1938 годов и бедствиями Великой Отечественной. Юной девушкой во время войны она работала на строительстве станции метро «Сталинская» (ныне — «Семеновская»), таскала тяжелые вагонетки в тоннелях. Кто бы тогда мог подумать, что спустя 67 лет именно в метро какой-то подонок посмел ударить ее, 82-летнюю женщину, по лицу, когда она вместе с Борисом Немцовым возлагала цветы в память о погибших при теракте на станции «Парк культуры».
Будучи принципиальным человеком, Алексеева никогда не скатывалась в доктринерство. Борьба за судьбу конкретных людей (отдельных политзаключенных или жертв «болотного дела») для нее всегда оказывалась важнее каких-либо абстрактных идей и теорий, за что в последние годы ее жизни часто травили так называемые «свои» — бессмысленные «диванные эксперты», всегда считающие нужным о чем-то заявить в соцсетях. Но Алексеева за свою долгую и тяжелую жизнь смогла найти тот предел компромисса, когда в одной ситуации можно и даже необходимо жестко оппонировать власти, а в другой — сотрудничать с ней и даже в чем-то договариваться. Этот ее опыт бесценен для русского интеллигента при любом режиме — что при советской власти, что теперь.
Как она сама признавалась в эфире «Эха Москвы», самым важным решением ее жизни стало подписание письма протеста против преследований диссидентов в 1967 году. У Алексеевой тогда была комфортная работа — она трудилась в издательстве «Наука» и редактировала указатели к факсимильному изданию герценовского «Колокола» и «Полярной звезды». По тем временам, да и по нынешним тоже, это была работа мечты: ей разрешалось появляться в издательстве раз в неделю – все остальное время она могла работать дома и заниматься детьми. Однако от всего этого Людмила Михайловна сознательно отказалась. «Я сама хотела, чтобы у моих детей была нормальная жизнь. У меня два хороших сына, они этого заслуживали. И я понимала, что, если я подпишу это письмо, может быть, конечно, арестуют, но может быть, и нет, но совершенно точно — выгонят с работы», — вспоминала Алексеева в 2012 году.
Ее, слава Богу, не арестовали, но дальше были несколько лет беспросветной нищеты даже по меркам скудного советского быта рубежа 1960-1970-х. Однако позже повзрослевшие сыновья ни разу не высказывали ей претензий по этому поводу. Наоборот, они всячески поддерживали свою мать.
В 1975 году Леонид Брежнев от имени СССР в финляндской столице Хельсинки подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как вспоминал будущий заместитель министра иностранных дел СССР и России Анатолий Адамишин, для Леонида Ильича это было важным рубежом. В разговоре с послом во Франции Юрием Червоненко Брежнев признался: «Если состоится Хельсинки, то и умирать можно». Но для советских диссидентов этот документ стал полезным инструментом для отстаивания своих позиций и принципов. В 1976 году именно Людмила Алексеева оказалась в числе основателей Московской Хельсинкской группы — старейшей на нынешний момент правозащитной организации в нашей стране.
Однако в следующем году, когда приняли так называемую «брежневскую конституцию», которую диссиденты требовали соблюдать, Алексеевой и ее семье пришлось вынужденно эмигрировать в США. Она смогла вернуться на родину лишь в 1993 году, в один из самых драматичных моментов постсоветской истории России. Дальше была долгая, изнурительная и кропотливая деятельность ради тех людей, чьими правами и свободами у нас в стране постоянно пренебрегают.
В современной России она могла как участвовать в «Стратегии-31», так и в неформальной обстановке спокойно беседовать с нынешним главой государства.
И за то, и за это ее яростно ругали со всех сторон. Что, впрочем, никогда ее не останавливало. Писал же Киплинг:
Останься прост, беседуя c царями, Будь честен, говоря c толпой; Будь прям и тверд c врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются c тобой…
С Алексеевой считались все — и фрондирующие интеллигенты из «прогрессивной общественности», и чиновники самого высокого ранга. Теперь нет больше в нашем обществе личности такого масштаба. А Людмиле Михайловне вечная память.
«Смеясь говорили, что такого у нас никогда не будет»
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В Сочи стартует финал самого масштабного конкурса среди молодых и успешных управленцев — «Лидеры России». Одной из тех, кому удалось войти в число претенденток на победу, после длительных и сложных отборочных испытаний, стала декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Юго-Западного госуниверситета Ольга Ворошилова. Она всерьез занимается проблемой социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и создает ментальную безбарьерную среду в своем вузе. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» она также рассказала о своем отношении к гендерному «стеклянному потолку» и стажировке в Лондоне.
«Лента.ру»: Говорят, что людям с инвалидностью у нас в стране стало лучше?
Ворошилова: Да, безусловно. Если сравнить то, что было раньше, и что теперь, то перемены разительные. По первой специальности я олигофренопедагог-логопед, и мы ходили на практику в эти школы, видели отношение к ученикам. Все стало намного гуманнее, благодаря работе множества общественных организаций, тысячам публикаций в СМИ.
Таких людей больше не прячут, от них не отгораживаются, но этого, конечно, мало. Нужно постоянно работать над средой, чтобы она была дружелюбной и открытой для всех. В нашем университете действует специальный центр, куда студенты с инвалидностью всегда могут обратиться за помощью. При этом учатся они со всеми вместе.
К примеру, у меня на первом курсе факультета занимается девочка. Будущая журналистка. У нее нет руки. Она там никакой не изгой. Участвует во всех мероприятиях. Ее отличает только наличие социальной стипендии.
Проводим специальные занятия со студентами, чтобы они знали, как вести себя с теми, у кого ограниченные возможности по здоровью.
И как же вести?
Во-первых, нужно понимать, что у каждого человека есть личное пространство, в которое нельзя вторгаться по своему произволению. К примеру, многие хватаются за колеса инвалидной коляски, а это воспринимается так, будто вы человека за ноги берете.
Здесь нельзя навязываться — помогать следует, только четко понимая, что человек против этой помощи не возражает.
Многие ведь обижаются, когда им не дают сделать «доброе дело», могут даже накричать.
Да, такая эмоциональная реакция возникает от непонимания, что ощущение полноценности, независимости и самодостаточности ценится людьми, адаптированными к жизни в условиях ограниченных физических возможностей, на вес золота.
Мы стараемся, чтобы они сами рассказывали об этом нашим ребятам. Такие лекции, знаете, никто не пропускает — на них царит полная тишина.
А черпать от них мотивацию или жалеть — это нормально? Может от этого и столь большой интерес?
Да, люди, преодолевающие трудности, привлекают интерес. Они лидеры по жизни, на которых ровняются. А что касается жалости, то это непростой вопрос. Когда девочка загадывает на новый год желание, чтобы ее подруга выздоровела, и это для нее важнее, чем новый гаджет? Такой случай был в жизни одноклассницы моего сына после знакомства с ребенком, живущим с диагнозом ДЦП.
Как вы полагаете, действительно ли следует отказаться от употребления самого термина «инвалид»?
Необходимо, да. Люди с инвалидностями очень мало о этом говорят. Они не хотят выделяться в какую-то отдельную группу, а инвалид — это уже не просто слово, а порой даже ругательство или собирательный образ человека, к которому можно испытывать только жалость.
Даже на своем опыте я вам скажу, что однажды мой ребенок получил серьезную травму, но мы с мужем отказались оформлять ему инвалидность, чтобы не приклеивать этот ярлык.
Почему вы решили участвовать в конкурсе «Лидеры России»?
Я не рассматриваю этот конкурс как способ трудоустройства. У меня замечательная работа. Хотелось посмотреть, как меняются подходы к отбору управленцев, сравнить с другими конкурсами, в которых довелось участвовать раньше.
Например?
«Школа молодого общественного лидера» — это проект с большим объемом очной работы на нескольких этапах отбора. Как и в «Лидерах России» велась работа в группах, которая особым образом оценивалась. По итогам состязаний я попала на стажировку в Лондон.
Что изменилось?
В «Лидерах России» более точечно и всесторонне оценивали тебя как руководителя и как личность. А еще после испытаний тебе присылают отчет о том, что у тебя «хромает», а что — получается. Даже присылают литературу, которую надо прочитать, чтобы поправить некоторые компетенции. Это своеобразное ноу-хау.
На старте второго сезона «Лидеров России» председательница ЦБЭльвира Набиуллина напомнила о проблеме гендерного «стеклянного потолка». Что вы думаете об этом, много ли вообще среди конкурсантов женщин?
Насколько я знаю, порядка 15 процентов.
Я пыталась понять, почему женщины не принимают такое же активное участие в конкурсе, как мужчины. Есть вполне банальное объяснение, что многое зависит от наличия семьи и от того, какие в ней складываются отношения. Может ли муж взять на себя домохозяйство и заботу о детях? Вот у меня — может — и я уезжаю на финальные испытания в Сочи на неделю.
У меня двое детей. Старшему сыну 12 лет, а младшей дочери — шесть. Я переживала, как смогу без них, но дочка мне так серьезно сказала: «Мама, борись до последнего!» — а значит, надо не подвести. Кроме того, меня на работе поддержали, оплатили командировку, друзья поддерживают активно.
Важна ли вообще для вас актуальная сегодня тема феминизма?
Моя позиция такая: если человек хочет себя реализовать, то он это сделает независимо от своего пола. Но если взять наш вуз, то у нас из восьми деканов, — шесть женщин. Когда ректора спрашивают о том, почему так много женщин в администрации, он говорит: «они расчетливее и надежнее».
Расскажите о своем факультете, чем он живет сегодня?
Факультет очень многоплановый: лингвистика, гостиничное дело, журналистика, вокальное искусство, конфликтология. Каждый год мы выбираем одно направление, которое развиваем наиболее интенсивно. В позапрошлом — это была журналистика: приглашали к себе работодателей, опытных профессионалов, которые делились со студентами своим опытом, и многое другое делали.
В прошлом — сделали акцент на конфликтологию. В нынешнем — на лингвистику. Набрали две группы. Обменялись студентами с китайским и итальянским вузами.
Тут интересно, что каждый твой удачный проект способен поднять университет, который пользуется не таким авторитетом, как МГУ или СПбГУ, на новый уровень.
А куда трудоустраиваются те, кто учится на конфликтологов?
Это, наверное, самое новое наше направление, рассчитанное на профессию будущего, — медиацию. Профессиональные медиаторы, как предполагается, должны забрать часть нагрузки у судов. Здесь мы идем на шаг вперед, а наши студенты получают возможность стать одними из первых специалистов в этой области. Кроме того, ребята учат по два языка и могут работать в сфере связей с общественностью, а еще — проводить тренинги по предупреждению конфликтов и личностному развитию, что сейчас тоже набирает популярность.
Что вам запомнилось от стажировки в Лондоне?
Мне запомнился английский парламент, его устройство. Очень понравилась встреча с мэром Лондона. Помню, мы были удивлены, когда он сел на стол и так запросто стал с нами общаться. Это был 2005 год, у нас официальные люди так себя еще не вели. Мне это напомнило детство в Латвии, где так же демократично себя вел один из учителей.
Многое из того, что я видела в столице Великобритании тогда, со временем дошло до нас: центры помощи бездомным, уличные камеры видеонаблюдения вместо сотрудников ГИБДД. В Лондоне мы говорили о социальной ответственности бизнеса, и российские предприниматели, которые были со мной в одной делегации, помню, смеясь говорили, что такого у нас никогда не будет… Но ошиблись.
Конкурс «Лидеры России» — это главный проект платформы «Россия — страна возможностей». Целью его создания называют развитие социальных лифтов для активных граждан. Впервые состязание проводилось в прошлом году. В марте нынешнего года определился 31 финалист второго сезона, заявку на участие в котором подавали более 227 тысяч человек. В этом году обязательным условием для допуска к финалу стало выполнение социально ориентированного проекта. Поддержку «Лидерам России» оказывает президент Владимир Путин. «Это процесс взросления государственного аппарата, работы с ним, — отметил глава государства на большой пресс-конференции в декабре 2018 года. — Мы сейчас стараемся это делать, видите, проводим различные конкурсы среди молодых, у нас проводится кадровый конкурс «Лидеры России»… Из этой когорты уже, по-моему, человек двенадцать или пятнадцать стали губернаторами, два министра федеральных, пять или шесть заместителей министров».
Школу считают самым консервативным общественным институтом. А педагогов — главными хранителями традиций, противниками всего нового. Однако в последнее время и там происходят изменения. По данным Московской высшей школы социальных и экономических наук, средний возраст российского учителя — 52 года. Но в то же время в общеобразовательную школу приходит молодежь. Сегодня в регионах 12 процентов педагогов моложе 29 лет. Представители нового поколения ведут себя более открыто. Многие завели онлайн-дневники, где делятся своими наблюдениями и размышлениями о современной школе, учениках и их родителях. «Лента.ру» изучила записи из Telegram-каналов начинающих педагогов. Многие из них — анонимные. Как-никак, корпоративные традиции сильны, и они не предполагают такой открытости.
«Когда-нибудь ученик меня достанет, и я скажу ему «ты»»
@leavethekidsalone «Незаслуженный учитель России». Ведет аноним. Учитель истории и обществознания из Москвы.
Самое неприятное в жизни рядом со школой — встречи с учениками. Да, это очень мило и патриархально, когда ты идешь по улице, а все с тобой здороваются, называют по имени-отчеству, говорят: «Ой, хороший урок был». Только такого не бывает. Обычно ты стоишь в магазине и покупаешь пиво, пену для бритья и лежалый кусок сыра. Внезапно рядом с тобой пристраивается ученик и говорит: «Здравствуйте, имя-отчество». И ученика прямо дрожь колотит, потому что на прилавок он выложил точно такое же пиво, чипсы и две пачки презервативов. И ты так смотришь на него, покровительственно улыбаешься и говоришь: «Здравствуйте, господин такой-то». Но глаза твои говорят: «Скотина, отойди от меня».
*** Из интересного — заметил моду на редкие (ну, для меня) имена среди детей. Есть немного странно звучащие вроде Влады; среди парней есть Прохоры, Еремы, в экзаменационных списках видел Демида. В классе у меня есть Василиса, а в следующем году будет Забава. Но лучшее имя, конечно, видел вчера на доске почета учеников в школе, где был на экзамене — Платон Глинка. Человек с таким именем не может вырасти в бездаря.
*** Кстати, знаете, какое самое лучшее чувство на свете? Ради чего можно ходить на экзамены, вставать рано утром, бриться каждый день и терпеть подростковые выходки?
Представьте: вы рассказываете на уроке про народ тольтеков и их страшные ритуалы. И вот вы увлеченно описываете, как тольтеки пускали друг другу кровь и как по весне приносили в жертву богам юношу и девушку, разбивая им головы ритуальной булавой. И тут на первой парте ойкает девчонка и испуганно прикрывает рот рукой. Именно в этот момент ты понимаешь, зачем все это рассказываешь. Потому что теперь, выслушав эту страшную сказку про кровавые обряды индейцев, девочка на всю жизнь запомнит, что жил на свете такой народ — тольтеки. И через 20 лет она расскажет это кому-то еще.
*** Мне очень нравится в нынешней школе — искренние попытки учителей обращаться к ученикам на «вы». Конечно, не во всех школах, и, конечно, не все учителя так делают. К классным руководителям претензий нет — человек практически живет со своими учениками, в курсе всех их проблем (ну, по крайней мере, должен быть), знает их родителей, звонит практически каждую неделю; они имеют право говорить ученикам «ты».
Но вот остальные учителя стараются быть вежливыми. Особенно это заметно на экзаменах. Я сидел на регистрации с двумя коллегами и наблюдал за ними — ученики подходили, отмечались в списке, а учителя желали им удачи, называя при этом по имени-отчеству. Да, думаю, кому-то эта деталь кажется излишней, но я довольно консервативен, и для меня важны все эти знаки уважения.
На самом деле, по словам учеников (уже после конца учебного года), я выглядел немного забавно, так как называл детей «господами». «Господин такой-то, ответьте…» «Госпожа такая-то, встаньте». Но очень быстро они привыкли и стали находить в этом удовольствие. Именно это мне и надо было — они должны были меня уважать, зная, что я уважаю их в ответ. И, надо вам сказать, это работает. Можно повышать голос, добавлять в него железа, но при этом быть вежливым. Стоило мне раздраженно сказать классу: «Господа мои…», и они замолкали. Да, думаю, это еще связано с тем, что я довольно внушительных размеров мужчина, и моя вежливость обезоруживает — особенно если дети к ней не очень привычны.
Но есть и еще одна причина моей вежливости. Когда-нибудь ученик меня достанет, я не выдержу и скажу ему «ты». И, думаю, он тогда дернется, словно от пощечины.
*** Как оказалось, дети полностью потеряли страх. Например, наш физрук регулярно находил валяющиеся в раздевалке сигаретные пачки. Я неоднократно слышал, как в школе он жаловался охраннику, что дети обнаглели и даже не прячут сигареты. Охранник сочувственно кивал и пенял на развращение телевидением и поп-культурой. Я поддакивал и спрашивал, много ли сигарет забывают. Физрук сетовал, что да, очень много.
Я не очень-то верил, что дети так наглы. Но однажды я шел по коридору и увидел пачку сигарет, лежащую на лавочке у школьной раздевалки. Мое сердце дрогнуло. «Неужели все это правда?» — подумал я. Я вертел в руках пачку «Парламента» и думал, как изменился мир.
Пачку я забрал с собой и скурил за воротами школы.
«То ли дети бесстыжие, то ли я стала ханжой»
@zero_edu «Нулевая образовательная ценность». Ведет учитель английского языка из Липецка Екатерина. В школу пришла в прошлом году после вуза.
*** Иногда, и в последнее время все чаще, мне кажется, что на профессии учителя лежит некое клеймо, что это даже не профессия вообще, а так, временное пристанище и какой-то признак неудачника. Часто такое прослеживается в разговорах с близкими, когда у собеседника спрашиваешь, как дела, и в ответ тебе — рассказ об отчетах, коллегах, сплетни про начальника и секретаршу на корпоративе, и ты уже приготовился отвечать на тот же вопрос, адресованный к тебе. Ведь столько историй накопилось! И Сидоров сегодня забавно ответил, и гости в школу пришли, и экскурсия на носу, и Иванов с Петровым из-за девочки подрались… а тебя просто не спрашивают. Ты ж училка, что у тебя может быть интересного?
И вообще, факт того, что кто-то целенаправленно пошел в учителя, почему-то окружающих печалит. Так, например, сегодня после городского педсовета подошла поздороваться с директрисой и завучами школы, в которой я училась, и хотя мы поговорили тепло, в их мимике и интонациях чувствовалось разочарование. Да, конечно, медалистка, обладательница красного аттестата, победительница олимпиад по предметам осталась в родном болоте и не переехала в большой город. А ведь ее не столь блистательные одноклассницы, кто в Москве, кто в Канаде, степень магистра получает или счастлива замужем в Швейцарии. А тут — училка. Бесполезная трата высокопотенциального человеческого ресурса.
А мне все равно на самом деле. Мне нравится моя работа, нравится атмосфера, и трудности не пугают. К тому же в работе учителя намного больше простора для креатива и саморазвития, чем во многих других сферах. Бывшим одноклассницам я не завидую совсем, я рада, что у них все хорошо, но и мне жаловаться не на что. Ну а тем, кто вот так легко сметает всех учителей в низшую касту, хочется напомнить, что во многом благодаря учителям вы получились такими, какие вы есть. И возможно, вы и ваши дети потом не раз скажете спасибо тому, кому вы сейчас сочувствуете.
*** Что делать, если выглядишь младше своих учеников? Так только кажется. Уже через пару недель прекрасно отличаешь молодого учителя от школьников. Я считаю, что в плане внешности учитель имеет право на что угодно, лишь бы это соответствовало его социальной роли в школе. То есть креативную стрижку сделать можно, а вот синий цвет волос — только на каникулах. То же и с одеждой — без мини-юбок и головокружительных каблуков. Соблюдать правило «белый верх — черный низ» и избегать макияжа тоже нет необходимости, ведь нельзя прятать свою молодость под надуманный стереотип «синего чулка». В разговорах с учениками и с родителями, однако, нужно пресекать любой намек на возраст, и фразы типа: «Ну понимаете, у меня друзья старше вас», или «Вы мне почти в дочки годитесь», нужно парировать тем, что, несмотря на возраст, вы — профессионал своего дела и взрослый человек, а уж кому и во что вы годитесь, вас не интересует. Главное — уверенность в себе.
*** Лично я считаю подростковую влюбленность крайне милой. Первые робкие симпатии, стеснительные взгляды, полуулыбки, гуляние по школе за ручку, скрывающее желание более тесного физического контакта — все это навевает некоторую ностальгию… Ну, разве что, кроме некоторых случаев, когда любовь цветет особенно пышно.
Есть у нас в школе парочка одна, которую, если переодеть и поместить в другое место, вполне можно снимать в каких-нибудь взрослых фильмах. Тесные объятия, покусывания шеи и мочек ушей, страстные поцелуи взасос на глазах учителей и других учеников — это для них норма. Сколько раз им делали замечания, все без толку. Сейчас доходит до того, что парочка эта предпочитает сидеть друг у друга на коленях вместо уроков, а школьники более младших классов иной раз стесняются выйти в туалет, потому что им придется идти мимо этих двух влюбленных.
И на фоне этого я вспоминаю свою школьную влюбленность. Я в девятом классе, он в одиннадцатом, встречает меня у школы, и мы под ручку идем пешком почти до моего дома. На одной из остановок мы прощаемся, ведь ему надо к репетитору, он обнимает меня, притягивает к себе и впервые целует в губы… А уже через двадцать минут на мобильнике высвечивается номер моей классной руководительницы, которая начинает распекать меня за неприличное поведение в общественных местах и наказывает впредь на улице с мальчиками не целоваться. Вот и думай, то ли дети бесстыжие пошли, то ли я с возрастом стала ханжой. Почему-то все-таки склоняюсь к первому.
«Коллеги, вы там совсем уже?»
@kseniia_andreevna. «Идеальная училка» Ведет учитель английского Ксения из Владивостока
*** Провела первый урок (в качестве репетитора) с подростком, тот рассказал мне, что в их школе есть экзамены для перехода из одного класса в другой. «Экзамены не очень сложные, но стресса достаточно. Учителя говорят, что мы все тупые, ничего не сдадим, и в 9 класс нас не возьмут». Во-первых, если в школе есть переходные экзамены, значит, это не простая школа. Во-вторых, коллеги, вы там совсем, что ли уже? Кто такое детям говорит вообще? Я все понимаю, в каждом классе достаточно оболтусов, которые ничего не делают и не учатся, но даже им такое говорить ни в коем случае нельзя!
Верьте в своих учеников. Не говорите и не делайте ничего такого, из чего впоследствии рождаются истории про «училку, которая нас всех гнобила». Будьте лучше, прошу вас.
— Жду всех на линейке, ребята! Будете как-то праздновать?
Смешок. Пятница же, последние выходные.
— Ксения Андреевна, а вы что будете делать после линейки 1 сентября?
— А я на рейв поеду на все выходные. На необитаемый остров.
— Рейд?
— Да не. Рейв.
*** Примерно четыре раза в год классному руководителю нужно проводить родительские собрания. Я их терпеть не могу. Ты готовишься, придумываешь важную общую тему встречи, делаешь интерактивы, взываешь к диалогу, но все без толку. Видимо, все настолько уже привыкли к тому, что родительское собрание — это мероприятие, где тебе рассказывают, как твой отпрыск облажался, что мне тяжело перенастроить людей на конструктивную работу. Но я пытаюсь.
*** В зоопарке Новосибирска: «Ты чо, даже на медведя не посмотришь в зоопарке? Ты чо сюда ехала вообще? В «Макдоналдс» свой?»
Отличная мотивация ребенка и прекрасный способ вызвать интерес к животным. Так держать, мастера коммуникации!
*** Мои коллеги часто жалуются на учеников: от телефонов не оторвать! Совсем учиться не хотят! Один разврат и деградация! А общаются они как? Что это за язык вообще?!
А я в восторге от нынешних подростков. Бодрость, рвение, у некоторых — злость с желанием срочно менять мир. Это не те миллениалы, к которым мы привыкли (по крайней мере, я), но еще не следующее поколение. Они где-то посередине, и вы только посмотрите, что вытворяют!
Само собой, за каждым таким проектом стоит взрослый, но этот взрослый увидел огромный потенциал детей и понял, как развить его, учитывая все особенности поколения. Ты уже не научишь этих детей так, как учили твоих родителей или тебя. Ну а темы, которые они поднимают… Они не каждому-то взрослому по зубам.
Москве предложили взять Крым в аренду на несколько десятилетий, чтобы потом определиться, чей же полуостров на самом деле. Идея уже добралась до Вашингтона — ее якобы направили в офис одного из помощников американского президента. Можно ли взять в аренду уже принадлежащий стране полуостров и зачем Киеву понадобился очередной нереализуемый план, «Лента.ру» узнала у российских политиков, работа которых связана с Крымом и международными отношениями.
В понедельник, 20 февраля, украинский депутат Андрей Артеменко сообщил, что подготовил план снятия санкций с России для президента США Дональда Трампа. Документ предполагает проведение сразу двух референдумов. Сначала, по мнению парламентария, следует на всенародном голосовании спросить украинцев, готовы ли они передать Крым в аренду России. А еще через 30-50 лет — провести второй референдум, уже в Крыму, и на нем определить окончательную принадлежность полуострова.
По данным газеты The New York Times (NYT), предложения по снятию санкций были переданы в офис Майкла Флинна в начале февраля — незадолго до того, как он покинул пост помощника Трампа по вопросам нацбезопасности. Успели ли предложения Артеменко попасть в Белый дом, доподлинно неизвестно. Юрист американского лидера Майкл Коэн заявил, что никаких предложений украинского депутата в администрацию не передавал. Но все же подтвердил, что встреча с Артеменко была и на ней обсуждалось урегулирование украинского кризиса. В NYT настаивают, что не искажали информацию, и располагают данными о передаче предложений по аренде Крыма в Белый дом.
На идею предложить полуостров России в аренду, судя по всему, депутата вдохновил пример Гонконга. Часть территорий была арендована Великобританией у Китая на 99 лет в конце XIX века, а в 1997 году КНР вновь приобрела суверенитет над территорией.
Москва ранее арендовала у киевских властей порт Севастополь, но, похоже, не настроена повторять этот опыт. В Кремле идею по поводу сдачи полуострова сочли абсурдной, а в Верховной Раде поспешили откреститься от предложений Артеменко. И все же Россия едва не оказалась втянутой в очередную дискуссию о статусе полуострова, вопрос о котором в Москве давно считают закрытым. Так что же на самом деле стоит за инициативой украинского депутата?
Попытка спрятать неспособность
Сергей Лавров, глава МИД России:
«Подобные планы отдают, с одной стороны, маниловщиной, а с другой — показывают, что будут продолжаться попытки переписать правила игры. Все это вольно или невольно лишь отвлекает внимание в полной мере, в полном объеме и в той последовательности, которая была согласована, выполнить комплекс мер, заключенный в Минске в феврале 2015 года. (…)
Наверное, есть немало желающих отвлечь внимание от полной неспособности администрации Порошенко выполнить свои обязательства по минским договоренностям, заодно — отвлечь внимание от неспособности наших германских и французских коллег хоть каким-то образом повлиять на Порошенко и заставить его сдержать свое слово».
Жалоба заокеанскому «арбитру»
Виктор Водолацкий, зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками:
«Граждане Украины, которые хоть как-то облечены властью, включая Петра Порошенко, всегда находят за океаном как-то арбитра своих бед. Написали бы сразу Господу Богу. Если бы дошло туда, может быть, Господь Бог как-то уразумел этих граждан, которые сегодня убивают собственный народ. Я мог бы предложить вариант: сдать в аренду России на 50 лет Киев, всю киевскую Русь и земли бывшего войска Донского (которые находятся сегодня на территории ДНР и ЛНР). То же самое предлагает этот товарищ (Артеменко — прим. «Ленты.ру»), только тут разница в одном — территории Луганских и Донецких областей до 1922 года были территориями области войска Донского, как и Крым. (…)
На сегодняшний день есть единственный выход из ситуации — западным политикам, а также президенту США необходимо четко следовать международному праву, которое гласит: волеизъявление народа является превалирующем в решении численных вопросов. Сегодня Крым является российским».
Примирение с обстоятельствами
Сергей Шаргунов, член комитета Госдумы по международным делам:
«Понятно, что многие среди украинского политикума понимают, что свыше 90 процентов крымчан всегда хотели вернуться в Россию и неизменны в этом своем решении. Они понимают, что Крым теперь навсегда в России и пытаются так или иначе примириться с этим обстоятельством, отсюда и всевозможные заявления. При этом нужно понимать, что Россия не может и не должна торговать своими людьми и своими территориями».
Продолжение истории
Георгий Мурадов, вице-премьер правительства Республики Крым:
«Немало было в истории различного рода смешных предложений, в том числе описанных в литературе и зафиксированных как исторические факты. Одни пытались сдать в аренду или продать имущество своего соседа, другие собирали деньги на ремонт провала. Можно с таким же успехом предлагать сдать в аренду Луну кому-нибудь. Это все бесполезные и несостоятельные предложения». (Цитата по РИА Новости)
Надежда втянуть в спор
Владимир Джабаров, зампред комитета Совета Федерации по международным делам:
«Какое отношение имеют депутаты Рады к территории Российской Федерации, на которой проживают два миллиона россиян, которые два годы назад приняли решение войти в состав России? Почему вообще Крым стал предметов переговоров. Это попытка втянуть нас в очередные споры, в которых мы участвовать категорически не будем. Тема Крыма была закрыта в марте 2014 года раз и навсегда».
Отсталость или неуравновешенность
Руслан Бальбек, депутат Госдумы от Республики Крым:
«Россию не интересуют щедрые предложения депутата Артеменко и других политиков из Верховной Рады. Аренда полуострова, передача его во временное пользование и другие бессмысленные, а зачастую, популистские заявления не интересуют ни крымчан, ни федеральное правительство. (…) Принадлежность Крыма определена в 2014 году, и предложить России взять в аренду свою землю — это заявление или психически неуравновешенного, или умственно отсталого человека».
Грамотный пиар
Сергей Цеков, член комитета Совета Федерации по международным делам:
«Крым уже находится в составе России. Нам, крымчанам, никаких референдумов на Украине по этому поводу ожидать не следует, они нам ни к чему. Мы свой референдум уже провели. Мы делали все в рамках международного права, у нас все законно.
Почему он сделал это заявление? Во-первых, никто этого депутата не знал, а теперь узнают, потому что он привлек к себе внимание. Во-вторых, возможно, им движет какое-то правильное понимание нынешнего положения Украины, которое связано с неправильной политикой нынешнего руководства. Он, возможно, понял, что у Украины никакой перспективы без России нет, что любым путем надо улучшить отношения с Россией, тогда Украина состоится как независимое государство».
Театр абсурда
Ольга Ковитиди, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представляет в верхней палате парламента Республику Крым:
«Это предложение равнозначно ситуации, в которой к администрации США обратился бы тот же депутат с предложением пересмотреть вопрос присоединения Техаса и Южной Калифорнии к Соединенным Штатам. Давать оценку и в целом рассматривать вопрос о присоединении Крыма к России на основании всенародного референдума также некорректно, как рассматривать вопрос о правомерности присоединения Техаса к США.
Это вмешательство во внутренние дела государства, и его можно рассматривать исключительно как театр абсурда».
Диагноз без последствий
Константин Бахарев, депутат Госдумы, бывший вице-спикер Госсовета Республики Крым:
«Подобные заявления наших украинских коллег должны комментировать не официальные лица, а медицинские специалисты узкого профиля. Серьезно относиться к ним, на мой взгляд, невозможно. Они делаются исключительно ради самопиара и никаких последствий иметь не будут. Уверен, что и американские коллеги к этому так отнесутся.
Последние три года суть украинской политики — это неадекватность заявлений, действий и неадекватность людей. А обычных граждан Украины гораздо больше крымского вопроса волнует вопрос тотального их обнищания, падения уровня жизни и политики разрушения экономической системы».
В Москве по инициативе российских предпринимателей Года Нисанова и Зараха Илиева открылся Общинный центр Объединения горских евреев. Теперь диаспора имеет возможность чувствовать себя еще более сплоченной и чаще собираться для общения и совместных молитв. О том, как появление центра будет способствовать сохранению уникальных культурно-исторических традиций горских евреев, забота о которых является одним из основных направлений благотворительной деятельности Года Нисанова и Зараха Илиева, — в материале «Ленты.ру».
Духовное родство
Традиции горских евреев очень древние и чрезвычайно богатые. Ранее местом сосредоточения горско-еврейских общин были в основном территории современных Азербайджана и Дагестана. Владельцы группы компаний «Киевская площадь», одного из крупнейших девелоперов России, Год Нисанов и Зарах Илиев — выходцы из Азербайджана. Они родились и выросли в уникальном месте под названием Красная Слобода, которая примерно с середины XVIII века является одним из центров ортодоксального иудаизма в Азербайджане.
Первые евреи-переселенцы, которые впоследствии получили название «горские», появились здесь примерно две тысячи лет назад, но до сих пор жители Красной Слободы чтут и хранят традиции еврейского народа. Практически в каждом квартале были построены синагоги, в которых люди собирались для чтения Торы и молитв. И сегодня потомки сельчан вспоминают рассказы предков, передававшиеся из поколения в поколение, о том, как дружно жили евреи в Красной Слободе в стародавние времена. И хотя за последние четверть века численность общины сильно сократилась, слобода по сей день является одним из крупнейших поселений горских евреев, а также центром притяжения для выходцев из этих мест, чьи семьи давно живут в других странах.
Духовное единение горско-еврейской общины сохраняется, чему во многом способствует тот факт, что местные жители смогли сохранить древний язык джуури. Важно и то, что сельчане искренно гордятся многими своими земляками, добившимися успехов в разных сферах деятельности. Так, Год Нисанов, например, в 2014 году был избран вице-президентом Всемирного еврейского конгресса, объединяющего общины 115 стран мира. Примечательно, что он стал первым горским евреем, вошедшим в состав руководства конгресса за всю историю этой организации.
Ради связи поколений
Если на территории относительно небольшой Красной Слободы общине естественным образом удается сохранять свою культурную идентичность, то в таком крупном мегаполисе, как Москва, сделать это гораздо сложнее. Собственно, на поддержку единства диаспоры, сохранение языка, а также на передачу уникальных традиций горско-еврейской общины подрастающему поколению и нацелены многие благотворительные проекты Года Нисанова и Зараха Илиева в России.
В Москве, например, важным направлением в деятельности меценатов является поддержка традиционного еврейского образования — открываются новые школы для детей и взрослых, в которых слушатели проходят обучение, приобщаются к традициям и чтению Торы. Так, в 2015 году в здании Еврейского образовательного центра в торжественной обстановке, с произнесением благословения и прикреплением на входной двери традиционного обозначения еврейского дома Мезузы, Год Нисанов и Зарах Илиев открыли школу «Хедер Менахем».
По сути, образовательная организация является начальной школой для детей из верующих семей. Долгое время система хедеров являлась основой классического еврейского образования. В определенный исторический период она была почти утеряна, однако в XXI веке возрождается во многих странах.
Московская «Хедер Менахем» рассчитана на 250 детей, которые будут учиться в классах малой наполняемости. Оснащение школы — самое современное, а особой ее гордостью являются малая и большая синагоги, а также обширная библиотека. Принявший участие в церемонии открытия школы главный раввин России Берл Лазар напомнил, что заповеди еврейского народа требуют от человека постоянно стремиться радовать других. «Как вы видите, наши спонсоры полностью исполняют то, что написано в Талмуде», — подчеркнул он. К слову, в том же году, когда была открыта школа, Год Нисанов и Зарах Илиев получили престижную награду от еврейских общин России за поддержку образовательных проектов.
Новая жизнь исторических объектов
При этом нельзя сказать, что благотворительная деятельность известных предпринимателей ограничивается только поддержкой московской диаспоры горских евреев. Очень многое они делают и для своей исторической родины — Азербайджана. В частности, Год Нисанов инвестировал средства в реконструкцию консервного завода в Губинском районе. Предприятие практически выстроили заново и оснастили современным оборудованием. В результате модернизации создано более 200 новых рабочих мест. Кроме того, по инициативе и при поддержке Года Нисанова и Зараха Илиева в Хачмазском районе, недалеко от границы с Россией, строится крупный логистический комплекс по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. Окончание строительства намечено на лето следующего года. После открытия хаба экспортеры смогут оптимизировать логистику поставок своей продукции в Россию.
В приоритете у бизнесменов и развитие проектов, направленных на повышение туристической привлекательности Азербайджана. В частности, этому будет способствовать открытие в Красной Слободе первого в мире музея горских евреев, которое должно состояться в недалеком будущем. Проект стартовал в 2017 году по инициативе Года Нисанова, Зараха Илиева и благотворительного фонда СТМЭГИ. Музей займет отреставрированное здание одной из синагог поселения, а коллекция, которая будет в нем представлена, станет единственным крупным собранием предметов быта и культурного наследия горских евреев.
Так или иначе нацеленными на сохранение культурного и исторического наследия можно назвать и многие проекты, реализуемые Годом Нисановым и Зарахом Илиевым в последние годы в России. Так, во время реконструкции одной из московских гостиниц они отреставрировали уникальную коллекцию картин мастеров эпохи соцреализма. В марте 2019 года предприниматели открыли в российской столице на территории Миусского трамвайного депо, старейшего в городе и признанного объектом культурного наследия, современный гастрономический квартал «Депо». Все строения архитектурного ансамбля конца XIX века отреставрированы и сохранены в первозданном виде. При этом территория депо обрела вторую жизнь в новом формате. В настоящее время Нисанов и Илиев реализуют сложный проект по строительству гостиницы, находящейся в непосредственной близости к парку «Зарядье». Здание будет возведено по исходным чертежам доходных домов позапрошлого века.
Проекты, реализуемые бизнесменами, позволяют придать памятникам культуры новое функциональное наполнение. При этом сохраняется их значение в качестве объектов трансляции традиций подрастающему поколению. Так же и новый общинный центр горских евреев призван стать местом единения, где каждый член диаспоры сможет ощутить себя частью и носителем древней культуры своего народа и его духовных ценностей.
Неслучайно его открытие совпало с месяцем Элул, в течение которого читаются покаянные молитвы слихоты. В Красной Слободе, на исторической родине Года Нисанова и Зараха Илиева, этой традиции придают особое значение. Даже после того как в поселке появилось электричество, люди не перестали приносить с собой в синагоги фонарики — символы просветления через покаяние. Теперь эти фонарики появились и в общинном центре в Москве.