Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Ульяна Мальцева родилась с тяжелейшей патологией развития кишечника. Девочка перенесла уже три операции, и сейчас ее жизнь целиком зависит от специального внутривенного питания, потому что грудное молоко и смеси ее организм практически не усваивает. Но внутривенное питание стоит очень дорого, для семьи Мальцевых из села Порт-Катон Ростовской области эта сумма неподъемная.
Беременность проходила тяжело — будущая мать семь раз лежала в больнице на сохранении. А на 20-й неделе ультразвуковое исследование показало, что у ребенка гастрошизис — дефект развития передней брюшной стенки, при котором из брюшной полости выпадают петли кишечника. Мама девочки не хотела в это верить, тем более что диагноз поставили под вопросом. Но повторное УЗИ все подтвердило.
— Врачи настаивали на прерывании беременности, — рассказывает мама Ульяны, — пугали, что погибнем оба — и я, и ребенок. На 30-й неделе мне предложили сделать кесарево сечение. Но я отказалась, так как понимала: дочка не выживет, если родится недоношенной. Самое страшное, что в тот момент меня никто не поддержал, даже родные.
Через час после появления на свет девочку прооперировали. Хирурги удалили омертвевшие участки кишечника, вправили петли в брюшную полость, вывели стому.
— Я спрашивала врачей, какие прогнозы, ответ был один и тот же: «Ребенок между жизнью и смертью, ждите». Ульяна целый месяц пролежала без меня в реанимации. Каждый день я ездила из Азова за 40 километров в Ростов-на-Дону, где меня пускали к дочке на пять-десять минут…
За месяц в стационаре малышка не набрала ни грамма. Через некоторое время в отделении умер четырехмесячный ребенок с таким же диагнозом. Мама не находила себе места от тревоги и начала искать информацию о врачах, которые могли бы спасти дочку.
— Мне рассказали о хирурге Ольге Геннадьевне Мокрушиной из московской Филатовской больницы, — продолжает рассказ мама, — она успешно лечит детей с синдромом короткой кишки. Я нашла телефон больницы, мне удалось связаться с врачом, которая произнесла самые важные слова: «Привозите ребенка!» В тот же день я сказала мужу: «Заказывай билет! Мы полетим в Москву». Это было спонтанное решение. Моя девочка была в очень тяжелом состоянии, врачи в Ростове твердили, что она не перенесет полет. На душе было тревожно, но я не видела другого выхода. Понимала: Ульяна умрет у меня на руках либо в больнице. Но если нам повезет, у нее будет шанс.
На реанимобиле ребенка доставили в аэропорт. Девочка была опутана трубками, с внутривенным катетером и зондом. Больница отказалась дать сопровождающего врача, и мама полетела одна с тяжелобольной дочкой на руках. В самолете Ульяна плакала. Мама поила ее водой и давала соску. А потом кроха почти перестала дышать…
В Москве их никто не встречал. Мать вышла из аэропорта с чемоданом в одной руке и ребенком в другой, села в такси и поехала в Филатовскую больницу.
Две недели врачи готовили Ульяну к операции — у маленькой пациентки обнаружили грибковую инфекцию, пришлось вначале вылечить ее. Затем девочке провели сложную операцию для восстановления функций кишечника.
Сейчас Ульяна живет на капельницах и специальных смесях. Внутривенное питание поступает в ее организм от 17 до 20 часов в сутки, плюс каждые три часа Ульяна получает по 15 миллилитров смеси. И потихоньку восстанавливается.
— Ульяна уже научилась громко смеяться, а сегодня впервые сама взяла игрушку, — радуется ее мама. — Конечно, мы отстаем от сверстников. Пока дочка не держит голову, не переворачивается. Сказался месяц в реанимации. Она очень боится врачей — когда видит меня в перчатках и с зондом в руках, сжимает губы.
Мама сама делает дочери перевязки и собирает капельницы. Малышка растет и набирает вес. Но ей по-прежнему необходимо внутривенное питание, а после выписки из больницы родителям нужно будет покупать его самим. Семья Ульяны еле сводит концы с концами, дорогое питание им не по карману. Сейчас жизнь Ульяны в наших руках — ведь у малышки есть все шансы на спасение. Ей только нужно помочь.
Стоимость внутривенного питания на полгода — 1 313 565 рублей. Эти деньги спасут жизнь ребенку.
Гастроэнтеролог Детской городской клинической больницы №13 имени Н.Ф. Филатова Елена Костомарова (Москва): «Ульяна родилась со множественными пороками развития кишечника. В ходе первой операции, проведенной сразу после рождения девочки, были удалены пораженные участки кишечника, выведена стома. В нашей клинике ребенку провели реконструктивную операцию для восстановления проходимости кишечника. У девочки сохранено 22 сантиметра тонкой кишки и 12 сантиметров толстой. В настоящее время Ульяне по жизненным показаниям необходимо внутривенное питание. Со временем его доля будет снижаться до полной отмены».
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Ульяне Мальцевой, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Русфонд (Российский фонд помощи) создан осенью 1996 года как благотворительный журналистский проект. Письма о помощи мы размещаем на сайте rusfond.ru, в газетах «Коммерсантъ», интернет-газете «Лента.ру», эфире Первого канала, социальных сетях Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в 170 печатных, телевизионных и интернет-СМИ в регионах России.
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 11,623 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 20 тысячам детей. В 2018 году (на 7 июня) собрано 688 903 375 рублей, помощь получили 1076 детей. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО – исполнителей общественно полезных услуг, получил благодарность Президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность и президентский грант на развитие Национального регистра доноров костного мозга.
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
В последнее время мнение россиян о личности Иосифа Сталина резко изменилось. Данные социологических опросов говорят о том, что, хотя преступления сталинского режима для граждан страны, похоже, канули в Лету, сам он продолжает жить в их умах. Вождь народов предстает в сознании народа как «эффективный менеджер», сильный правитель, способный решить проблемы России в одночасье. Почему это произошло — разбиралась «Лента.ру».
Гордимся, помним
Установка памятников и мемориальных досок Иосифу Сталину приобретает масштаб эпидемии, причем происходит этот процесс снизу. КПРФ, активисты всевозможных организаций, зачастую без каких бы то ни было санкций властей, устанавливают мемориалы вождю народов на улицах российских городов. Некоторые демонтирует городская администрация, некоторые так и остаются стоять.
В Липецке 6 мая 2015 года местное отделение КПРФ установило возле обкома партии бюст Сталина. Его обливали краской, требовали убрать, но он и поныне остается на своем месте. Есть памятник вождю и в поселке Шелангер Республики Марий Эл. Он установлен на территории сельскохозяйственного кооператива. На здании крымского республиканского комитета КПРФ висит памятная доска Иосифу Сталину, также подвергавшаяся нападению. Подобная доска, которую повесили в Московской государственной юридической академии (МГЮА), стала причиной отказа от должности профессора этого учебного заведения адвоката Генри Резника.
Это лишь несколько примеров — попытки увековечить память бывшего руководителя СССР предпринимаются и в других российских городах. При этом, судя по социологическому опросу, проведенного в июле ВЦИОМ, большинство граждан не только не против установки памятников Сталину, но и напрямую высказываются за это. Так, 62 процента опрошенных согласились с тем, что памятные доски, цитаты, бюсты и картины, прославляющие его государственные успехи, нужно размещать в публичных местах. Тех, кто не хочет видеть знаки, сообщающие о неудачах и преступлениях вождя народов, еще больше — 65 процентов. Большая часть респондентов объяснили желание видеть мемориалы в честь Сталина тем, что «это часть нашей истории и наши дети должны о ней знать». Достаточно безобидная формулировка, но можно ли сейчас вообще ничего не знать о вожде народов, когда его фигура обсуждается практически каждый день в СМИ и обществе?
Сургутский бюст
Пожалуй, самый скандальный инцидент, связанный с установкой памятника Сталину, произошел в 2016 году в Сургуте. Активисты-общественники из организации «Русский дух» решили установить бюст вождя на городском Мемориале славы у Вечного огня.
«Деньги мы собирали в интернете с помощью краудфандинга — это проще, чем ходить по спонсорам с протянутой рукой. На удивление быстро мы набрали нужную сумму — 270 тысяч рублей», — рассказал «Ленте.ру» председатель «Русского духа» в ХМАО Денис Ханьжин. Бюст изготовили в Северной Осетии.
Вскоре в организацию начали писать и звонить активисты со всей России, желая перенять опыт. «Мы даже инструкцию разработали и им скидывали, как это эффективно и быстро можно сделать», — не без гордости отметил Ханьжин. Когда бюст привезли, члены «Русского духа» сделали постамент буквально за месяц, после чего установили на него памятник.
Переговоры с городскими властями относительно места его установки были инициированы еще в начале сбора денег, но договориться не получилось. «Они игнорировали нас, и потому мы решили поставить бюст, а потом посмотреть, что из этого получится», — сказал Ханьжин. В итоге представители городской администрации связались с активистами и сказали, что не против монумента, но против того места, где его установили.
СМИ передавали, что бюст Сталина был установлен неподалеку от памятника жертвам репрессий. Ханьжин опровергает это:
— Памятника жертвам политических репрессий там не было, — говорит он. — Мы выбрали место на набережной потому, что оттуда люди уходили на фронт во времена Великой Отечественной войны, воевать за Родину, за Сталина. К тому же оттуда в те годы эвакуировали Сургутский рыбокомбинат — главное производство нашего города. И на этой набережной несколько лет стояла табличка с надписью: «Здесь будет установлен памятник жертвам политических репрессий», где-то в стороне, ее особо никто и не замечал. Мы не знали о ней.
«И тут они поднимают вопль — мы-то в СМИ не звонили, просто поставили бюст, и все», — продолжает Ханьжин. Кто же эти «они»? Председатель «Русского духа» в ХМАО утверждает, что это «либералы, которые против Сталина», и их много, потому что Сургут — «либеральный город». Такие люди, по словам Ханьжина, звонили в администрацию города и давили на чиновников, обливали монумент краской. В итоге бюст убрали, несмотря на то, что, как говорит активист, согласно проведенному «Русским духом» опросу, установку памятника поддержали 70 процентов населения Сургута.
Сейчас организация ведет «вялотекущие» переговоры с администрацией, и мнения разделились: одни представители властей не возражают против установки бюста, а другие, в том числе заместитель мэра города по фамилии Пелевин, резко против. Судьбу памятника решит общественный совет, созванный специально для решения этой проблемы.
Зачем же вообще нужен этот мемориал? По мнению Ханьжина, люди обычно не интересуются историей, «а тут думают, мол, кто это, для чего поставили памятник, начинают гуглить в интернете». «Папа идет с ребенком и говорит «вот, это Сталин», рассказывать начинает», — поясняет активист.
Неоднозначность личности вождя не пугает Ханьжина. По его словам, он верит рассказам «бабушек и дедушек», живших в то время, которые положительно отзываются о нем. Он признает, что Сталин совершал ошибки, но говорит, что если бы у власти тогда был не он, а «какой-нибудь Николай II или Горбачев, тряпки, то нас бы раздавили и во Второй мировой войне, и после нее».
— Вторую мировую выиграли, надо было восстановить СССР в кратчайшие сроки, ведь были новые угрозы, США уже хотели нападать, страна слабая, бери голыми руками, — развивает мысль Ханьжин. — Плюс — у них было ядерное оружие. Вождь поручил Берии разработать ядерную бомбу, и все было сделано в кратчайшие сроки. Никто не напал, мы сейчас живы только благодаря Сталину.
Всех заслуг не перечислить
В самом деле, за что же современные россияне любят Сталина? Для этого «Лента.ру» решила обратиться к завсегдатаям пабликов «ВКонтакте», посвященных его личности.
Для Юрия Амелина Сталин — это мощная, независимая экономика, рост зарплат, снижение цен, тайна выборов, стабильный рубль, более 140 тысяч коллективно-частных предприятий в стране, солнечный период в искусстве, мощная наука, рост населения, работающий закон, при котором воры сидели в тюрьме, профессиональная дипломатия, «до которой нам сегодня, как раком до Луны».
Андрей Ковалец уверен, что Сталин нужен России. Перед смертью своего прадеда, награжденного орденом Славы и получившего пять ранений на войне, Ковалец спросил у него: «Сталин тиран?» Тот ответил, что вождь был достоин звания генералиссимуса. «Уж своему-то герою-прадеду и патриоту России я поверю на все 100 процентов!» — говорит Ковалец.
Андрей Назаренко рисует портрет гения, называя Сталина «уникальной личностью». «Он много читал, у него была хорошая память, вел аскетичный образ жизни, был хорошим оратором, управленцем и стратегом, наладил экономику СССР», — утверждает он. Вновь звучит фраза: «Да всех заслуг и не перечислишь!» Да, он признает, что при Сталине были расстреляны невинные люди, но отмечает, что «вешать всех собак на одного человека» нельзя — ведь на местах лютовал НКВД, и все просчеты вождя «с лихвой перекрываются его достижениями».
«Я оцениваю положительно личность Сталина, когда сам задумываюсь, почему он совершал такие поступки, в какой ситуации, что этим поступкам предшествовало. Образно говоря, я сам ставлю себя на его место и спрашиваю: а как поступил бы я?» — размышляет Александр Филимоненко. Противоречивость фигуры Сталина, по его мнению, существует лишь в головах тех, кто «его не знает». Филимоненко считает, что в этом виноваты «другие люди», якобы вложившие эту информацию в головы россиян.
Как сговорившись, все сталинисты, с которыми побеседовала «Лента.ру», говорят, что, проходя мимо памятника Сталину в своем городе (если его поставят), будут испытывать чувство гордости, вдохновляться на новые свершения и просто радоваться. Немало оказалось среди них и тех, кто ратует за переименование Волгограда в Сталинград.
Враг врагов народа
Помочь разобраться в результатах опроса ВЦИОМ и в том, почему россияне в последние годы настолько полюбили Сталина, «Лента.ру» попросила Вячеслава Тарасова, врача-психиатра, специализирующегося на проблемах массового сознания:
Все это — реакция населения на безволие местных властей. Если вы внимательно смотрели прямую линию с президентом и следили за событиями, происходившими после, то видели, что местные власти крайне инертны и безвольны, а по большому счету еще вороваты и бессовестны. Это вызывает огромный социальный протест. На одной из предыдущих прямых линий президент сказал, что у России есть одно очень важное качество: обостренное чувство справедливости у людей. Отсутствие ее — социальной, имущественной, психоэмоциональной — вызывает у народа желание сильной властной руки, которая этот бардак уберет и приведет все в порядок.
Поскольку в истории был человек, с именем которого все это связывают, россияне обращают свои взоры к нему. Очень мало кто задумывается, насколько этот киношно-лубочный портрет Сталина соответствует действительности. Мы верим не в человека, а в его образ, созданный искусственно. Поэтому мы видим такой огромный процент людей, желающих установить на улицах своих городов памятники вождю. Это очень тревожный сигнал, и тут есть над чем задуматься всем. Здесь прежде всего виден запрос на сильную власть, сильную руку. Как далеко это нас заведет — покажет время.
65 процентов опрошенных также не хотят видеть никаких памятных знаков, рассказывающих об ошибках и преступлениях сталинского режима. Желание сделать человека более чистым и светлым закономерно. Сильному и волевому лидеру готовы простить все, что угодно. Здесь работает принцип «цель оправдывает средства», во времена Сталина преобразовавшийся во фразу «лес рубят — щепки летят». В этой ситуации мы можем дожить до момента, когда придет человек и скажет: «Я освобождаю вас от химеры совести, делайте все во благо нации». Все это уже было в истории, и к каким последствиям приводило — прекрасно известно.
Хотя большинство отозвавшихся положительно об установке памятников Сталину сказали, что нужно это, поскольку «он является частью нашей истории и об этом должны знать дети», истинные мотивы люди часто маскируют благообразными. Не может же человек сказать: «вот, мне все так опостылело, что я хочу сильную власть, которая повесит и расстреляет всех казнокрадов, из-за чего буду восхвалять одну известную персону, после чего наступит счастье». Он начинает говорить о каких-то заслугах этой фигуры, важных исторических моментах и прочем.
К такой ситуации мы подходили плавно. Около пяти лет назад в опросах стала активно появляться фигура Леонида Брежнева, причем в позитивном ключе. В одном из них россияне некоторое время назад признали его лучшим руководителем Советского государства за весь период его существования. Сейчас происходит плавное перетекание взглядов. В Брежневе народ оценил стабильность, сравнительно сытую и спокойную жизнь без терактов и социальных потрясений, но сейчас этого мало. На фоне длительного экономического кризиса, испорченных отношений с другими странами, прежняя модель ушла на второй план, освободив место модели товарища Сталина.
Согласно результатам опроса, больше всего хочет установки памятника вождю народов молодежь, и это тоже закономерно. Сталин был радикалом, говорившим простые и доступные вещи, мастером лозунга. Фраза Маркса «Кадры решают все» (или в период модернизации «Техника решает все»). «Все для фронта, все для победы», «Ни шагу назад!» — он умел формулировать такие лозунги. Его незаконченное духовное образование позволяло ему находить слоганы, вызывавшие отклик у большей части населения.
Молодежь же всегда радикальна, ей всегда нужны лозунги, очень простые ответы на самые сложные вопросы. Понимание того, что простых ответов на сложные вопросы нет, приходит с годами. Когда молодые люди видят историческую личность, якобы дававшую их, то, разумеется, она вызывает у них симпатию. Этим пользовался Гитлер: «Почему в Германии плохо? — Потому что нет жизненного пространства, зато есть Версальский договор, коммунисты и евреи». У Сталина было примерно то же самое: «Кто виноват? — Троцкистско-зиновьевский блок, враги народа».
Что же касается памятников, то памятник — это символ. Почему многие коренные москвичи ходят на Красную площадь? Что, они там никогда не были? Красная площадь — это символ нашего государства. Рубиновые звезды — символ его мощи. Мы ходим на них смотреть, чтобы еще раз почувствовать себя сопричастными к этой стране. Как сказал один мой знакомый, «в Александровском саду воздух другой, там ощущается запах власти, могущества России». Это метафора, но она недалека от истины.
Россия хочет великих дел, у населения есть на них запрос. Памятник Сталину делает человека сопричастным и к победе в Великой Отечественной войне, и к сталинским стройкам, и ко многим другим достижениям. А о том, что это сопровождалось репрессиями, вряд ли кто-то задумается. О жертвах вообще никогда не думают. В хорошем фильме «Телефонная будка» есть великая фраза: «Никто никогда не помнит о жертвах, все всегда помнят убийц».
В середине февраля родители первоклассника из подмосковной школы обратились в полицию с заявлением о том, что их ребенок стал жертвой домогательств братьев-близнецов из четвертого класса. Старшие ребята силой затащили мальчика в туалет, раздели его и пытались склонить к действиям сексуального характера. Ребенку удалось отбиться, но братья окунули его головой в унитаз. Случаи, когда один или несколько отморозков систематически терроризируют класс, вполне рядовое явление для российских школ. Деяния, попадающие под статью УК, остаются безнаказанными из-за того, что юные преступники еще не достигли возраста уголовной ответственности. «Лента.ру» вспомнила наиболее громкие инциденты и выяснила, почему на агрессивных детей не получается найти управу.
Ужасы нашего городка
На протяжении нескольких лет близнецы из подмосковного поселка Лесной городок держали в страхе младшеклассников своей школы. По словам местных жителей, впервые о них заговорили после того, как они надругались над ребенком и избили его. Тогда скандал замяли, а пострадавшего мальчика родители увезли в другой город. Ощутив безнаказанность, братья стали носить ножи, чтобы запугивать школьников. Все происходящее малолетние хулиганы снимали на камеру, а затем выкладывали в интернет.
Но заявление в полицию на братьев впервые написали лишь в этом году. Бабушка еще одного мальчика, пострадавшего от насилия, написала заявление, после чего в школе начались проверки. Директор всеми силами пыталась сохранить случившееся в тайне и грозила увольнением преподавателям, нарушившим молчание. Несмотря на это история получила огласку, а директора на время проверки отстранили от занимаемой должности. В том случае, если факты издевательств над детьми подтвердятся, ей придется покинуть свой пост. Специально созданная комиссия обещает принять меры и в отношении учителей. Единственные, кто не понесет наказания, — сами близнецы. Им еще нет 14 лет, и уголовная ответственность на них не распространяется. Худшее, что им грозит, — перевод на домашнее обучение. Но родители хулиганов вправе отказаться, и тогда уйти из школы, скорее всего, придется пострадавшему мальчику.
Мама мальчиков воспитывает их одна и постоянно уезжает из города, а отец недавно освободился из мест лишения свободы, рассказали родители одноклассников. Дети якобы предоставлены сами себе, семья считается неблагополучной.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова уверена, что дети не смогли бы сами дойти до такой жестокости, а причина агрессии близнецов кроется в воспитании. Впрочем, чиновники не пояснили, почему в таком случае судьба близнецов не интересует органы опеки.
Потому что мы банда
В мае прошлого года во Владивостоке группа подростков попалась на избиении сверстников и вымогательстве денег. Подростки объединились в банду и терроризировали всю округу: закидывали детей камнями, били стекла в подъездах, отнимали велосипеды. Малолетние хулиганы держали в страхе окрестности несколько месяцев, но на них обратили внимание лишь после того, как они жестоко избили 15-летнего школьника. Узнав о произошедшем, родители других детей, которых хулиганы пытались «поставить на деньги», обратились в полицию.
Все участники группировки были несовершеннолетними, за исключением 22-летнего главаря. После задержания идейного вдохновителя выяснилось, что о существовании банды малолеток знал весь район Снеговой Пади, включая педагогов школы, в которой они учились, однако никто не решался заявить об этом в правоохранительные органы.
Вину попытались возложить на учителей, которые недосмотрели, на семьи, которые не воспитали, но только не на самих малолетних отморозков. В итоге уголовное дело закончилось привлечением к административной ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей, участников группировки поставили на учет в полиции, а версию о существовании «банды» признали несостоятельной.
Убийственный список
Неконтролируемая детская агрессия может привести к куда более печальным последствиям. В начале февраля в поселке Елецкий республики Коми двое пятиклассников сознались в убийстве сверстника. На протяжении долгого времени они досаждали однокласснику, портили его одежду и обувь. Конфликт обостряло то, что пострадавший не хотел терпеть издевательства и пытался дать своим обидчикам отпор. Из-за постоянных стычек двух мальчиков (одного из обидчиков и жертву) поставили на внутришкольный учет. Обычно драки происходили во дворе за школой. Там и был обнаружен труп 12-летнего ребенка со следам удушения и тремя ножевыми ранами. Дети закопали мальчика в сугробе, а когда его начали искать всем поселком — присоединились к поисковой операции.
Малолетние убийцы сознались в содеянном лишь когда тело обнаружили. Во время допроса выяснилось, что дети в течение года планировали преступление. «В начале февраля один из них начал носить с собой нож и давить на приятеля, предлагая убить мальчика. Они разработали план. После школьных занятий между двумя подростками в очередной раз завязалась драка, и в этот момент третий набросился на жертву с ножом», — рассказал руководитель Воркутинского следственного отдела Максим Фирсов. Во время обыска у одного из пятиклассников нашли список с именами ребят, с которыми они с приятелем хотели расправиться. В нем было шестеро, в том числе убитый мальчик.
Со школьниками провели следственные действия, но уголовное дело в отношении них возбуждать не стали, так как обоим еще не исполнилось 14 лет. Жители поселка начали сбор подписей за перевод детей в спецшколу. В итоге дело возбудили, но в отношении учителей. Правоохранительные органы намерены выяснить, пытались ли педагоги предотвратить случившееся. Мать погибшего мальчика утверждает, что школьная администрация была в курсе происходящего, но все конфликты списывали на «детские шалости». В ходе расследования будет проверена работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Воспитание или клиника
Работу по коррекции поведения должны вести специалисты, которых в российских школах сейчас катастрофически не хватает, поясняет доктор психологических наук, профессор МГУ Ольга Карабанова. Однако полагаться только на психологов, по ее словам, нельзя. «В Скандинавии, например, развернута работа по профилактике школьной агрессии. Ее основной принцип — создание нетерпимости к травле у всех детей, — объясняет профессор. — Ведь очень часто такое поведение сопровождается если не поддержкой, то молчаливым невмешательством. А это провоцирует агрессоров на новые «подвиги». И дети, и учителя должны противостоять этому: остановить, схватить за руку, отвести в сторону. Если этого не происходит — ребенок чувствует безнаказанность и начинает терроризировать весь класс».
Карабанова уверена, что изоляция агрессивных детей, помещение их в закрытые коррекционные учреждения не спасет ситуацию. «Если коррекционный класс представляет из себя отстойник для таких детей, эти негативные черты там только усилятся. Ребенок рано или поздно выйдет оттуда в большую жизнь, так что спецшкола — не панацея. Для детей с трудностями поведения нужны программы, которые не изолируют их от общества, а научили бы их жить в этом обществе», — резюмирует психолог.
Врач-психиатр, кандидат медицинских наук Петр Каменченко, напротив, считает, что далеко не любое поведение поддается коррекции. По его словам, зачастую речь идет о психологических особенностях личности, а именно врожденной патологии, на которую невозможно воздействовать воспитательными методами.
«Коррекции поддаются только дефекты воспитания, но есть и врожденная патология характера. Раньше работа с такими детьми велась в закрытых спецучреждениях. Довольно часто, если поведение ребенка не удавалось скорректировать, его отправляли в психиатрическую больницу, формально — для обследования», — рассказывает Каменченко. Чаще всего, по его словам, причины поведения, о котором мы говорим, состоят именно в патологии характера. «Например, патологическая жестокость, расстройства сексуального поведения, тяга к воровству и неустойчивая акцентуация личности, когда дети легко поддаются любому влиянию и становятся беспринципными. Но наличие психопатии не освобождает человека от ответственности, в том числе и уголовной, если он при этом вменяем», — добавляет психиатр.
Пока не убил
Коррекционная школа все же считается наиболее радикальной мерой воздействия. Применяют ее в тех случаях, когда воспитательные беседы и работа психологов уже не дают результатов. Чтобы попасть в закрытое учреждение, ребенок должен совершить преступление, которое будет процессуально зафиксировано, поясняет заместитель начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по городу Москве Татьяна Орешкина.
«Сначала выносится постановление об отмене возбуждения уголовного дела в связи с тем, что виновный не достиг 14-летнего возраста, — поясняет она. — Материалы направляют в региональную комиссию по делам несовершеннолетних, которая определяет, кто и как будет работать с этим ребенком и его семьей. Если решается вопрос об отправке его в спецучреждение закрытого типа, в обязательном порядке проводится обследование, в том числе и психиатрическая экспертиза. Если у ребенка обнаружат психическое расстройство — его отправят в больницу, если нет — в специнтернат».
Принимая решение об изоляции ребенка, полицейские учитывают не только тяжесть совершенного преступления, но и факты других правонарушений и характеристику с места учебы.
«Если мама говорит, что не справляется с ребенком, это дает очки в пользу решения о помещении его в интернат, — добавила Орешкина, — В том случае, если ребенок не совершил преступление, но ведет себя на грани — то есть никого не убил, но не ходит в школу, грубит, дерется, — такого нельзя направить в спецучреждение. В этом случае работают институты медиации — это психологи, которые по запросам школ помогают разрешить спорные моменты», — подытожила она.
Другими словами, пока малолетний бандит не совершит чего-то, что может потянуть на уголовную статью, его нельзя принудительно поместить за высокий забор или отправить на экспертизу, даже если он будет терроризировать всех вокруг. Общественного возмущения и подозрений в психических отклонениях недостаточно, необходимо согласие родителей, как в случае с переводом в другую школу или на домашнее обучение.
Но, как показывает практика, родители крайне редко соглашаются на такие меры. Многие не заметили, как школа превратилась в поставщика образовательных услуг, и по-прежнему уверены, что воспитание их детей — забота учителя. «Мы вам ребенка отвели — воспитывайте. Это ваша работа, вам за это деньги платят», — часто заявляют такие родители, если педагоги указывают им на явные отклонения в поведении ребенка. Поэтому все, что можно сделать сегодня, чтобы оградить детей от неадекватных сверстников, — это не позволять замалчивать такие случаи и всякий раз писать заявления в органы опеки и в полицию. Не факт, что по каждому обращению будут приняты меры, но когда малолетний хулиган совершит серьезное преступление, такое «портфолио» станет весомым аргументом в пользу его изоляции.
Прогресс в любой сфере человеческой деятельности неизбежно оборачивается его регламентацией. То, что еще недавно воспринималось как безобидная игрушка, порой при развитии обнаруживает опасные свойства. Электрокикбайк — по сути модифицированный самокат — легко может разогнаться до 80-90 километров в час, что существенно отличается от первоначального замысла изобретателей электросамокатов. Вторая проблема: современная законодательная база не располагает многими понятиями, которые привнес прогресс. Как законодательно регламентируют использование новейших транспортных средств — в материале «Ленты.ру».
Предыстория проблемы
Поздно вечером в конце мая Маргарита О. возвращалась домой на автомобиле. Ее машина проезжала перекресток на зеленый сигнал светофора, когда на «зебре» внезапно появился человек на электросамокате. Столкновение произошло на скорости около 60 километров в час — мужчину протащило на капоте и отбросило на асфальт. Скорая приехала через три минуты, но было поздно — пострадавший умер.
В начале августа этого года в Новой Москве произошло ДТП — ребенок на электросамокате пересекал дорогу в неположенном месте и врезался в автомобиль. С места аварии его эвакуировали вертолетом Московского авиационного центра. Таких историй становиться все больше.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России за 2018 год, в стране произошло 39 аварий с участием портативного электротранспорта. Вроде бы немного, но в любом анализе важны не абсолютные цифры, а динамика. И если общее количество ДТП в стране неуклонно падает, то инцидентов с портативным электротранспортом становиться больше год от года. В 2019 году только за период с января по июнь случилось 40 таких ДТП; в результате которых было ранено 39 человек, двое погибли.
Главная особенность этой статистики заключается в том, что каждый пятый подобный инцидент произошел в столице. Вот почему в Москве давно ведутся разговоры о регламентировании использования электросамокатов, сегвеев и гироскутеров. Это необходимо для того, чтобы обезопасить как водителей таких средств, так и пешеходов, считают парламентарии.
Электротранспортный бум
Тем временем в России наблюдается бум продаж портативного транспорта. Только в апреле 2019 года продажи электросамокатов в магазинах сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» выросли в 15 раз в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом, говорится в опросе РИА Новости. В сети «Связной-Евросеть» апрельские продажи этого транспорта увеличились почти в восемь раз. На Ozon в апреле люди купили в три раза больше самокатов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На рост популярности электротранспорта оказывает влияние стремительное падение его стоимости. Только за последний год портативный электротранспорт подешевел на 35 процентов. Сейчас средняя цена такого устройства составляет 15-20 тысяч рублей. Из дорогой игрушки оно превращается в обычный вид транспорта. Ретейлеры прогнозируют, что продажи двухколесных гаджетов будут расти и дальше. Так что скоро в крупных городах электротранспорт станет повседневной вещью и, судя по всему, не только в теплое время года.
Законодательная коллизия
Электромеханические средства передвижения нельзя отнести к транспортным средствам, ведь у них нет двигателя внутреннего сгорания, сообщает МВД. Поэтому все, кто использует такие устройства, де-юре являются пешеходами, говорится в официальном ответе ведомства. В случае аварии на электросамокате управлявший им человек несет административную ответственность — штраф составляет от 500 до 1500 рублей.
Очевидно, что наше законодательство в этой сфере устарело, необходимо срочно принять поправки к правилам дорожного движения и Кодексу об административных правонарушениях, в которых будут детально описаны эти вопросы. Даже безобидные электросамокаты способны развивать такую скорость, при которой создают реальную угрозу тем, кто оказывается на их пути, отмечает председатель МосгордумыАлексей Шапошников.
Законодательные предложения
Что предлагают московские парламентарии для решения проблемы? В первую очередь — официально признать такие устройства транспортными средствами и внести изменения в законодательство о безопасности дорожного движения, рассказывает Алексей Шапошников. Портативный транспорт, в зависимости от мощности двигателя, можно отнести к разным категориям. Самую легкую можно приравнять к категории «пешеход», средней мощности — «велосипед», а наиболее серьезные устройства занести в категорию «мопед».
Для отдельных видов транспорта можно ввести требования использования шлема и световозвращающих элементов, считают в московском парламенте. А для категории «мопед» стоит подумать об обязательном обучении в специализированной автошколе и получении прав, говорят законодатели.
Кроме этого, в Мосгордуме намерены разработать обязательные правила использования портативного транспорта на электротяге в парках. «Для этого обратимся в столичный департамент культуры или “Мосгорпарк”, которые координируют деятельность городских парков», — рассказывает Алексей Шапошников.
Сейчас все предложения находятся в стадии проработки. Довести их до конца предстоит уже новому составу Мосгордумы, который будет избран 8 сентября.
Кадр: фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Для пожилой женщины в российском обществе приготовлена одна роль — бабушки, воспитывающей внуков. Сама мысль о том, что человек в возрасте может иметь желание заводить новые отношения и заниматься сексом, выглядит для большинства чуть ли не кощунственно. В это же время пенсионеры в странах Запада ведут социально одобряемую половую жизнь. О том, почему российское общество лишает стариков права на секс и как решать эту проблему, «Лента.ру» поговорила с кандидатом социологических наук, доцентом кафедры сравнительных политических исследований Северо-западного института управления РАНХиГС Юлией Зеликовой, автором исследования «Конструирование старения: секс и интимность в пожилом возрасте».
«Лента.ру»: Одна из респонденток в вашем исследовании говорит о том, что чувствует себя сексуально привлекательной женщиной только когда приезжает к родным в США. В России она — исключительно бабушка. В чем корень проблемы? Почему она решается на Западе, но не решается у нас?
Зеликова: На Западе для пожилых людей существует развитая структура развлечений. Вообще, в общественном мнении нет проблем с тем, что пожилые люди ходят развлекаться в рестораны и клубы. Есть специальные заведения для людей старшего возраста.
В России, прежде всего, нет такой инфраструктуры. Если вы придете в бар, то никогда не увидите в нем пожилых людей, а если кто и зайдет — на него посмотрят косо, это будет выглядеть странно, и этот человек будет чувствовать себя неуютно. К тому же в западной культуре одобряются связи пожилых мужчин с женщинами своего возраста. Поэтому такие женщины востребованы как партнеры. У нас же мужчины в возрасте больше ориентированы на отношения с женщинами гораздо моложе их. СМИ рассказывают нам истории известных людей, которые в очень пожилом возрасте женятся на совсем юных девушках, и это подается как большое достижение.
Поэтому на Западе пожилые женщины чувствуют себя такими же привлекательными, как и в молодости, ими интересуются мужчины. Они приходят в бар, с ними флиртуют, а в России ничего этого нет. Вообще, у нас для них есть только одна социальная роль, приготовленная им обществом: роль бабушки, которая не предполагает какой-то сексуальности. Поэтому когда такая женщина позволяет себе что-то такое, окружающие начинают говорить, вот, мол, лучше бы внуками занималась.
Именно это и имела в виду моя респондентка. Хотя Америка в чем-то даже более пуританская страна, чем Россия, но тем не менее для людей пожилого возраста там существует гораздо больше возможностей. Там считается совершенно нормальным, когда овдовевшие люди находят себе новых партнеров, это кажется совершенно естественным. У нас, когда они пытаются создать новую семью, находят новых партнеров, в этом всегда начинают искать какую-то корысть. Родственники начинают думать, что за этим что-то стоит: квартира, наследство, еще что-то… Никому в голову не приходит, что у пожилого человека есть потребность в отношениях.
Если взглянуть на ситуацию с исторической точки зрения — на Западе так было всегда, или они прошли некий путь от эйджизма к принятию такой роли пожилых людей?
Конечно, так было не всегда. Прежде всего, не всегда люди так долго жили, а значит и не всегда была причина об этом говорить. На Западе продолжительность жизни стала сильно увеличиваться после 1960-х годов. Возможно, вам известно, что до того времени она была примерно одинаковой в США, Европе и СССР. Если мы сейчас посмотрим на графики средней продолжительности жизни, то они будут очень показательными — тогда она составляла и для мужчин, и для женщин чуть больше 60 лет (плюс-минус несколько лет) во всех развитых западных странах. Но в России она примерно такой и осталась, хотя прошло 50 лет, а и Америка, и Западная Европа сделали очень большой скачок. Там продолжительность жизни уже составляет около и даже больше 80 лет.
Соответственно, на Западе раньше появилась эта многочисленная группа пожилых людей, живущих дольше. Они стали видимыми. Не думаю, что они сами себе задают такой вопрос, но мы, как исследователи, должны подумать: а для чего человеку дается старость? Потому функции детства, молодости, зрелого возраста очень хорошо прописаны, нормированы, общество про них все знает, придумало им ориентиры, создало институты. Нам известно, что и к какому возрасту человек должен достичь и научиться делать. Но для пожилых таких норм не существует вообще. Непонятно, что должен такой человек делать.
В западном мире об этом начали как-то понемногу задумываться. Раньше там был популярен термин «успешное старение», потом — «здоровое старение», «активное старение»…
Но как это произошло? Может быть, сексуальная революция повлияла? Или что-то еще?
И это тоже. Стало стареть, выходить на пенсию поколение, прошедшее сексуальную революцию на Западе. Россия именно такую сексуальную революцию не переживала. К тому же на Западе у людей есть большой опыт борьбы за свои права: феминистское движение, другие движения… И поэтому люди, которые стареют, понимают, что у них, как у группы — есть своя идентичность, свои слова, требования к обществу, и они их предъявляют социуму, который их потихоньку выполняет, изменяя свои взгляды на то, кем являются пожилые люди, что им надо и что — не надо.
В России, скорее, потребности пожилых людей сводятся к медицине. Есть исследование моего коллеги, в котором он опрашивал долгожителей. По его наблюдениям, родственникам людей, которым за 90 лет, в голову не приходит, что им, кроме еды и лекарств, вообще что-то нужно. Что такому человеку нужно выйти на улицу и увидеть первый снег или молодую листву. И это тоже очень важно.
Произошли в современном российском обществе какие-то изменения во взглядах на сексуальность пожилых людей по сравнению с советскими временами? Или все осталось так же, как и было?
Я думаю, что принципиальных изменений не произошло. Группа пожилых людей у нас стала увеличиваться не так давно, проблема старения появилась недавно. По большому счету, человек, выходя на пенсию, в социальном плане умирал. Что у него оставалось в советское время? Внуки и садоводство, и все. Сейчас же люди пытаются показывать какие-то другие модели поведения — и общество к этому чуть более толерантно относится, чем тогда. Я помню советские фильмы, где как раз всячески обсуждался вопрос о вступлении пожилых людей даже не в сексуальные, а в какие-то романтические отношения, и какие проблемы в связи с этим они испытывали от окружающих.
Непривлекательность стареющего тела — это действительно социальный конструкт? Ведь несмотря на присутствие общественных стандартов красоты, морщины, дряблая кожа и возрастные изменения считываются человеком как несексуальные признаки на подсознательном уровне.
Вы как достаточно молодой человек может быть и считываете так…
Но как сами пожилые люди это воспринимают?
Пожилые люди воспринимают свои проблемы со здоровьем и с телом как некую норму. Не бывает в 70 лет абсолютно здоровых людей, людей без морщин. Что в этом такого? Они абсолютно не готовы объяснять изменения в своей жизни проблемами со здоровьем. Понятно, что у всех есть и морщины, и седина, но это никак не связано с привлекательностью. Просто именно так выглядят люди в этом возрасте — и в этом есть своя красота. И проблема-то состоит в том, что если вы посмотрите на рекламу и телепередачи, нас бесконечно пытаются убедить в том, что старение — это поражение, а успех человека — когда он не стареет, выглядит молодым, у него нет морщин, нет седых волос, у него не испортилась фигура. Он ведет такой же активный образ жизни. Все эти лозунги — «в 50 как в 35», и так далее… Все время говорят о том, что возраст — это плохо, это ненормально, его надо скрывать.
На Западе реклама такая же? Там ведь тоже ее обвиняют в подобном подходе.
В разных странах — по-разному. Если мы говорим об Америке, то там — да, успех заключается даже не в том, как вы выглядите, а в том, что можете позволить себе такой же стиль жизни, как и в молодости, будучи пожилым человеком. Любите рок, ходите в клубы, на концерты…
Но в Северной Европе это не так. Там вы можете себе позволить быть как активным, так и не активным, вам поможет общество, если вам нужна помощь, вы можете реализовать любые модели поведения. И при этом вам не надо притворяться молодым и пытаться жить соответствующей жизнью.
А в чем причина таких различий между Европой и США?
Мне кажется, что в США сейчас стареет поколение беби-бумеров, очень многочисленное, которое взрослело и жило в условиях бурного экономического роста, они все достаточно обеспеченные люди, и они привыкли быть активными. Они сильно конкурировали за рабочие места между собой. Они занимали достаточно высокие позиции — те, кто смог чего-то добиться (если вы посмотрите на американское общество внимательно, то увидите, что все ведущие позиции в нем занимают именно представители поколения беби-бумеров). Они привыкли быть такими и продолжают вести этот образ жизни. В Северной Европе все шло по-другому.
Те ваши респонденты, которые ведут половую жизнь, говорят о том, что секс для них является подтверждением близости, любви. Они не говорят, что секс для них важен как таковой — как акт получения удовольствия. Это влияние общественных установок или действительно статус-кво пожилого человека?
По моему мнению, это особенности возраста. Меня удивляло, что когда я беседовала с пожилыми людьми и говорила «давайте побеседуем о сексе», то они всегда начинали разговор о любви. Это всегда разговор про любовь, про какие-то отношения. Почему? Мне кажется, секс проще любви, о сексе, наверное, они уже все поняли за свою жизнь, а с любовью до конца еще не разобрались. Это гораздо интереснее и важнее.
А может дело в том, что это поколение просто не привыкло говорить о сексе в отрыве от любви?
Есть люди разного жизненного опыта. И, конечно, среди моих респондентов были те, кто вели, скажем так, достаточно пуританский образ жизни, имели очень ограниченное количество сексуальных партнеров. Но при этом были и те, которые и в молодом, и в среднем возрасте вели активную сексуальную жизнь. Они как раз и любят говорить о сексе, как о подтверждении любви, поскольку близость для пожилого человека требует определенных усилий. Это не так легко. Поэтому, если люди идут на это, то хотят сделать что-то очень хорошее для другого человека, и у них должно быть для этого желание.
В сексе в пожилом возрасте гораздо меньше эгоизма, чем в молодом, когда мы чаще думаем о своем удовольствии, а не об удовольствии партнера. Для того чтобы получился особенно проникающий секс, необходимо доверие, понимание между людьми. И это может возникнуть только тогда, когда между ними есть близкие длительные отношения.
Почему это доверие не так важно для молодых?
Потому что у молодых секс получается сам собой, без особых усилий со стороны партнера.
То есть, вопрос в усилиях, состоянии здоровья партнера?..
И это, конечно. Чтобы сам процесс произошел — нужно совместное желание обоих партнеров.
Вы говорили, что в нашем обществе одобряется связь пожилого мужчины с молодой женщиной, и при этом не одобряется, как следует из вашей работы, связь пожилой женщины с молодым мужчиной. Можно ли это связать с тем, что за женщиной прочно закреплена роль благодетельной бабушки, а от мужчины общество не ждет, что он будет безупречным дедушкой?
Да. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, у пожилых женщин есть хоть какая-то роль в этом возрасте, уважаемая в социуме. С другой стороны, для пожилых мужчин общество вообще не придумало никакой роли. После того как они перестают работать, и у них пропадает социальная жизнь — они перестают понимать — что им делать. Конечно, они могут заняться внуками, если им дадут такую возможность, что бывает не всегда.
Но мужчины очень тяжело переживают этот момент, потому что они не очень понимают, как надо стареть, что делать. Отчасти, связь с более молодыми женщинами — это для них показатель того, что они еще совсем не старые.
Условно, они это делают в поисках смысла жизни?
Да, отчасти. «Пусть все будет так, как было раньше».
Эти связи действительно приносят им счастье?
Вопрос не в счастье. Это люди, которые постоянно пытаются делать то, что им на самом деле не нужно и при этом не очень получается. Они отказываются от отношений с женщинами более пожилого возраста, готовыми вступить с ними в отношения. С более молодыми у них складываются сложные взаимоотношения, ведь у молодой женщины свои запросы и представления о мужчинах. Начинается поиск новой женщины. Получается, что есть какой-то кратковременный период, когда кажется, что отношения завязываются, налаживаются, этот мужчина чувствует себя на подъеме, а потом испытывает некоторое разочарование, в котором винит не себя, а женщину — как «эгоистичное существо».
Здесь, вероятно, можно заключить, что такое поведение обусловлено именно общественными установками?
Мы, социологи, вообще все любим объяснять влиянием общественных установок, институтов и так далее, так что я тут, скорее, с вами соглашусь. Человеком это воспринимается как подвиг — роман с более молодой женщиной. Как орден на груди.
В вашем исследовании отмечается, что некоторые респондентки говорили вам, что мысль о том, что их муж ведет (в молодости) активную половую жизнь, сильно волновала их и отрицательно влияла на отношения. Когда он состарился и перестал быть сексуально активным — ревность ушла. Здесь они говорят о боязни измены или, скорее, боязни потери близкого человека из-за того, что его уведет другая? И почему у мужчин не было такого же страха?
Я бы поставила вопрос по-другому: в более молодом возрасте женщины постоянно чувствуют конкуренцию со стороны других женщин, и это заставляет их беспокоиться. Когда же мужчина активен и склонен к тому, чтобы разнообразить свою половую жизнь, то это становится проблемой. В пожилом возрасте эти проблемы пропадают или сводятся практически к нулю.
Женщина перестает воспринимать секс как подтверждение своей привлекательности со стороны мужчины. Мы уже говорили о том, что означает секс — мужчина очень ценит, что женщина понимает все его проблемы и вступает с ним в сексуальные отношения (я имею в виду жену). Взаимоотношения становятся гораздо спокойнее и в чем-то гармоничнее. Если в молодости секс доставлял, кроме позитивных, некоторые негативные эмоции, связанные с ревностью, с тем, что они непривлекательны для своих мужей, то в пожилом возрасте эти проблемы пропадают.
Некоторые ваши респондентки отмечали, что пытались объяснить своим мужьям о том, что секс может быть не только проникающим, о том, что существуют другие практики, но при этом мужчины либо не понимали этого, либо демонстрировали резкий отказ. Это установки, полученные в молодости?
Да, это такая сексуальная культура — мачизм, мужской шовинизм. Мужчине же и в советское время приписывалась такая роль — настоящий мужик зарабатывает деньги и всегда готов к сексу. Если не готов — то он не настоящий мужчина. И эти установки очень крепко сидят в их головах.
И при этом секс может быть только однотипным, проникающим?
Именно. В выигрыше оказываются те люди, которые понимают, что секс приятен, если вы ставите во главу угла не только свое удовольствие, но и удовольствие партнера. И тогда у вас шире ассортимент возможных действий, а значит — больше шансов на успех, и в результате может получиться и тот секс, на который ориентированы мужчины.
Мы говорили о том, что взрослые дети пожилых людей отказывают родителям в сексуальной жизни, считая, что если пожилой мужчина встречается с женщиной, то она обязательно хочет его обобрать до нитки. Но это же нельзя объяснить просто таким поверхностным беспокойством. За этим же стоят какие-то эмоции. Это ревность к чужому человеку, который может украсть родителя, воспитателя внуков?
В тех ситуациях, от которых я отталкивалась, и внуки-то все выросли, и речь о воспитании не идет. Нет, там речь шла о том, что собственность достанется чужой женщине. И вопрос этот можно было бы решить достаточно просто, обсудив все с людьми, проведя какие-то совещания, оформив всю собственность при жизни родителя… Это и проще, чем запрещать пожилому человеку жить своей жизнью.
Но дети просто воспринимают это поведение как ненормальное. Моя статья, о которой вы говорите, — это часть большого проекта, который направлен на изучение того, откуда в обществе берется эйджизм, связанный с тем, что претензии пожилых людей воспринимаются как патология. Родственники относятся к ним стандартно: вот, человек уже выжил из ума и делает что-то невозможное.
Кто же эту норму установил?
Кто устанавливает все нормы? Разные социальные институты. Нормы, согласно которым с возрастом снижаются все способности, и ментальные — в том числе. Дети вообще очень сильно ограничивают свободы своих пожилых родителей, контролируют, к каким врачам они ходят, где отдыхают…
То есть, это гиперопека?
Я бы сказала, что это насилие.
Гиперопека — это и есть насилие.
Да, безусловно.
У детей этих людей, которым сейчас 40-50 лет, тоже не принято обсуждать вопросы, связанные с сексом, сексуальностью? Они подходят к этой сфере так же, как их родители? Или ситуация как-то изменилась?
Молодость этих людей пришлась на конец 80-х годов, может быть, чуть позже. Это было время достаточно свободных сексуальных отношений.
Да, но о них все же не было принято говорить, проговаривать их… Это было, скорее, время «сексуального героизма».
Не знаю, мне кажется, что если с незнакомыми людьми мало кто делился этим, то в близком кругу это обсуждалось. У нас в России вообще принято (не знаю, как среди мужчин, но среди женщин — точно) обсуждать свою сексуальную жизнь в подробностях. Моя американская коллега была очень удивлена, что здесь подруги говорят друг другу о супружеских изменах. По ее словам, в Америке это абсолютное табу. Супружеская измена — это плохо, этим нельзя делиться ни с кем, это нужно скрывать, потому что не дай бог кто еще узнает… Она говорила, что у них люди это не обсуждают никогда.
Так что, если говорить об этом поколении… Опять-таки, несколько лет назад мы делали совместное российско-финское исследование, связанное с изучением сексуальных биографий женщин разных возрастов из России и Финляндии. И этот перелом был очень виден среди женщин, прошедших и не прошедших через сексуальную революцию. Первые совершенно по-другому воспринимали секс, у них был другой сексуальный дебют. В России сексуальной революции не было, и можно было встретить и молодую женщину, которая занимается сексом вообще непонятно зачем, и поскольку он у нее связан со страданиями, обидами — она не может о нем говорить и так далее, так же, как и пожилая женщина.
На Западе есть целые кварталы для состоятельных одиноких пожилых людей. Там они ведут достаточно свободный образ жизни, проводя время в праздности и вступая в случайные половые связи, из-за чего в таких сообществах очень быстро передаются венерические заболевания. Можно ли этот опыт считать положительным? Это инклюзивная практика или, скорее, создание неких гетто, огораживающих пожилых людей от общества?
Насколько я понимаю, такой образ жизни принимают на Западе люди, которые в молодости были хиппи. Они состарились и продолжают его исповедовать. Но мне кажется, что любое искусственное отделение социальной группы — это всегда плохо. Что касается венерических заболеваний — по-моему, все бы уже должны были научиться пользоваться средствами предохранения…
Знаете, почему они не пользуются контрацепцией? Менопауза, нежелательная беременность исключена, ну а ЗППП — так мы же старики, ничего такого у нас быть не может, мы все прошли!
Это не очень типичное поведение для западных пожилых людей. Есть, конечно, такие коммуны…
Возможно ли что-то сделать с ситуацией в России? Это должны быть какие-то государственные образовательные программы или частные инициативы?
Прежде всего, общество должно признать, что пожилые люди испытывают все те же чувства и желают тех же отношений, что и молодые, просто они получают другое выражение. Нельзя интимность, секс и романтические отношения рассматривать как что-то постоянное. Меняется восприятие, отношение к этим вещам. У пожилых людей оно тоже свое, и мы должны признать, что они имеют на это право.
Начинается это признание с некоего пространства, инфраструктуры, где они проводят свое время. Где бы эти люди ни находились — в больницах, в домах престарелых, в санаториях — все должны понимать, что у них тоже есть потребность в интимных и сексуальных отношениях, и для этого у них должно быть пространство.
Наконец, надо постепенно менять в обществе отношение, согласно которому молодость — это норма, а старость — нет.
Но как это делать? Само собой оно не поменяется.
Оно и само по себе меняется — когда становится больше пожилых людей, которые показывают нам какие-то другие модели поведения в пожилом возрасте, чем просто «бабушка». Возможно, вы слышали, что у Владимира Яковлева есть такой интернет-проект «Возраст счастья» — и все больше людей поднимает эту тему, просто потому что пожилых становится больше.
С одной стороны, это социальная проблема. Ведь у нас пока не так много пожилых людей, как в западных странах, но у нас общество стареет сейчас гораздо быстрее, чем на Западе (притом что на Западе оно старело на фоне экономического подъема, и люди смогли сделать определенные накопления). А в России этот процесс попадает на период трансформаций, когда нет особых средств, чтобы решать эту проблему. Но количество пожилых людей увеличивается, и они как-то о себе заявляют. И я думаю, мы рано или поздно придем к решению этой проблемы, как это произошло на Западе.