Сочи готовится принять 20 тысяч гостей из 180 стран: с 14 по 22 октября на побережье Черного моря пройдет XIX фестиваль молодежи и студентов. Традиция фестиваля берет начало с середины XX века — послевоенных лет — когда стояли вопросы мира, борьбы с ядерной угрозой, укрепления отношений между крупнейшими державами СССР и США. В 1957 году 6-й по счету фестиваль приняла Москва. Подготовка к нему не прошла бесследно для города: в столице появились проспект Мира, гостиницы «Украина», «Заря», «Восток» и другие достопримечательности, ставшие впоследствии знаковыми. «Лента.ру» предлагает краткий обзор того, как проведение международного фестиваля изменило архитектурный облик города.
Вам также может понравиться
Бесоизвержение
Месяц назад патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посоветовал россиянам, страдающим от тяжелых психических заболеваний, обратиться к чину изгнания бесов, если врачи помочь уж никак не могут. «Лента.ру» решила ознакомиться с психиатрическими новациями от РПЦ и отправилась в Сергиев Посад, где легендарный архимандрит Герман (Чесноков) вот уже более 30 лет изгоняет из людей бесов, демонов и прочую нечисть. Не исключено, что его опыт в ближайшее время начнут перенимать во всех епархиях России. Ритуал производит сильное впечатление, но оставляет много вопросов.
В Сергиевом Посаде, чуть поодаль от Троицо-Сергиевой лавры, сосредоточения света и святости, стоит Петропавловский храм, куда каждую неделю, с пятницы по воскресенье, наведываются бесы. Впрочем, ненадолго — настоятель храма, архимандрит Герман с неизменным успехом изгоняет их с помощью ритуала «вычитки бесноватых». Свою битву с нечистью архимандрит ведет уже более 30 лет, а благословил его (в непростые для церкви советские годы) еще предшественник Алексия II, патриарх Пимен. Как говорят местные, за последние десятилетия скромный прежде храм буквально расцвел: его стены покрылись прекрасными фресками на библейские сюжеты, предалтарный иконостас поражает красотой и обилием икон в дорогих окладах с самоцветами. Неудивительно — каждую неделю сотни паломников со всей страны приезжают сюда в надежде на излечение свое или родственников от душевных недугов. И архимандрит устраивает им шоу, равного которому, должно быть, просто нет в православии.
Ритуал безупречно выстроен с точки зрения драматургии. За полчаса до начала вычитки небольшая церквушка уже битком забита самыми разными людьми. Никто, впрочем, не производит впечатления одержимого. Отец Герман, подобно рок-звезде за кулисами, готовится к выходу за вратами алтаря. «На разогреве» младший монах еле слышно распевает простую «Господи помилуй!». Люди, перешептываясь («когда же выйдет батюшка?»), передают друг через друга к столу перед иконостасом бумажки с именами тех, кого нужно «вычитать», а также свечи или просто купюры. Старушки, придерживая соскальзывающие платки, стремятся всеми правдами и неправдами пробиться поближе к будущей «сцене», наступая на чужие сумки. «Двинься, бес!» — бросает одна из них корреспонденту «Ленты.ру», увидев включенный диктофон, и проталкивается вглубь. Второй младший монах таскает из закрытого алтарного помещения к столу ведра святой Богоявленской воды, выстраивая их в ряд (семь или восемь). Наконец, он выносит заполненный до краев елейник и торжественно водружает его посреди стола.
Двери отворяются. В строгом черном архимандритском одеянии к столу подходит отец Герман. Сонная толпа вытягивается в стройный полукруг. Быстрым, гипнотическим голосом он начинает проповедовать: демоны, бесы, черти повсюду, они проникают в наши сердца, легкие, ступни, печень, уши, руки и куда только можно. Рецепт спасения от этого — праведная половая жизнь. «Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!» Рук поднимается много, но батюшка хмурится: «Ни в коем случае нельзя жить этими бесовскими гражданскими союзами. Вы все должны повенчаться! И оставаться верными друг другу до конца дней — никаких разводов. Если женщина развелась и нашла другого мужа — она прелюбодейка!» Через блуд прежде всего бесы пролезают в человека, продолжает он, а еще — через накрашенные ногти. «Кто ногти свои покрасит, так их когтями бесьими сделает. Если кто тут такой есть — пусть идет смывать. И у кого креста нет на шее, пусть пойдет наденет, у нас тут продается. Без него тут сейчас будет находиться недопустимо!» — заканчивает батюшка проповедь и приступает к главному.
«Сдохни, мразь!»
Осеняя огромным серебряным крестом принесенные к столу бумажки, он зачитывает написанные на них имена. «Молящего Гришу [бес] покинь, молящего Ивана покинь, молящего Сергея покинь, молящую Юлю покинь, молящего Петю покинь…» Реальность потихоньку начинает плавиться — у людей подкашиваются ноги, они оседают, плачет четырехлетний ребенок (так до конца службы и проплачет), где-то у края группа прихожан стройным хором запевает: «Спаси наши души, наши… Очистившись, мы станем верными…», справа от стола, под боковым нефом с фреской «Вход Христа в Иерусалим» раздается страшный рык, под противоположенным нефом с «Явлением Богоматери Серафиму Саровскому» — неестественно звонкий женский возглас: «НЕ ТАК!»
Герман переходит ко второй части — берет елейник, макает в него длинную кисть и идет в толпу, помазывая елеем каждого, рисуя на головах кресты. Осененные люди оседают или же замирают, не смея двинуться. Мужские, женские возгласы, плач детей сливаются в гул, громкость и тональность которого медленно повышается. «Батюшка, сюда! Батюшка, ко мне!» — протискивается сквозь толпу женщина с распечатанной фотографией ребенка. «Фотографии не мажу. Могу тебя дважды!» — заботливо говорит экзорцист. Мать с радостью подставляет лицо еще раз. Вдруг высокий бритоголовый мужчина, в чей лоб следом направляется кисть, вопит: «СДОХНИ, МРАЗЬ!» и пытается кинуться на архимандрита. Монахи не без труда оттаскивают его, он падает на пол, сучит ногами и еле слышно, с усилием выдавливает из себя: «НЕ УЙДУ!» Рыдающий мальчик сквозь слезы тихо произносит: «Уходите, бегите отсюда все…»
Должно быть, бес внутри него почувствовал приближение решающего этапа изгнания. Герман возвращается к столу и подходит к ведрам со святой водой. Зачерпывая ее темно-зеленым кропилом, он словно отстреливается от окруживших его врагов, окропляя всех вокруг. С правого фланга бесы усиливают напор, и Герман все интенсивнее «стреляет» в сторону Христа, входящего в Иерусалим. «ДА! ДА! ДА!» — рычит бес с той стороны. «НЕТ, КЛЮВ!» — раздается все тот же неестественно звонкий женский голос с другой. Батюшка перебегает на левый фланг и прицельно кропит бесовку. «НЕ МОГУ, НЕ МОГУ, НЕТ СИЛ БОЛЬШЕ», — верещит она, и этот крик заполняет весь храм. Отец Герман не останавливается ни на секунду, в какой-то момент кажется, что крыша церкви протекает и на головы собравшихся льется дождь. Рыдающего ребенка родители тихо уносят к выходу. «УЙДУ!» — побежденно рычит в окружении толпы мокрый до нитки бритологовый мужчина. «Только святой человек способен на такое», — внезапно повернувшись и взглянув прямо в глаза, говорит корреспонденту «Ленты.ру» старушка.
Что это было?
Покидают храм люди медленно и умиротворенно, с улыбками, порой блаженными, подставляя солнцу мокрые от святой воды и липкие от елея лица. Спокойными и одухотворенными выглядят и те, кто еще недавно рычал и извивался по полу. «Молодец, как солдат все это отстоял», — говорит женщина недавнему бесу-ворчуну. «Главное, что мы все вместе это отстояли», — отвечает он совершенно нормальным голосом и направляется в сторону лавры.
Но что все-таки происходило с ним и другими «бесноватыми» с точки зрения психиатрии и как к таким ритуалам относятся в достаточно консервативной церкви? Эти вопросы «Лента.ру» задала специалистам.
Нередко люди, которые ведут себя подобным образом во время обряда вычитки, находясь в особом состоянии, не полностью себя контролируют. Некоторые могут и подыгрывать, объясняет доктор психологических и кандидат медицинских наук Марк Сандомирский.
«В международной классификации болезней (МКБ), конечно, нет такого диагноза, как “бесноватость”, — говорит он. — Психиатрия изгнанием бесов и злых духов не занимается, все это осталось в далеком прошлом средневековой медицины. Однако в МКБ-10 есть раздел диссоциативных расстройств, где находим пункт «Транс и одержимость». Конечно, врач признает подобные состояния болезнью и занимается лечением лишь в том случае, если они возникают у пациента в обстановке, не связанной с религией». Еще век назад выдающийся отечественный психоневролог Владимир Бехтерев установил, что бесоодержимость и кликушество возникают на истерической почве, напомнил психотерапевт.
Диссоциативные расстройства возможны как у взрослых, так и у детей. Но говоря о странном поведении детей во время этих обрядов, нужно учитывать, что на них сильно влияют находящиеся рядом взрослые, подчеркивает эксперт. «Ребенок оценивает происходящее, интуитивно чувствует, чего от него ожидают, и ведет себя именно таким образом. К тому же дети могут отзеркаливать, повторять то, что видят вокруг», — добавляет Сандомирский.
Диссоциативная реакция идеально соответствует проводимому обряду: дети (как и взрослые) пытаются увернуться от святой воды, смыть с себя елей, сорвать крест. Это не должно удивлять, считает эксперт. «Сознание в состоянии одержимости изменено, но человек подсознательно реагирует на внешние раздражители, и в итоге его неосознанные действия укладываются в рамки культурно обусловленных стереотипов о поведении бесноватых», — отмечает он.
И взрослые, и дети, страдающие разными формами диссоциативных расстройств, впадают в транс не только из-за внешнего воздействия (например, из-за долгого ритуала вычитки). В силу особенностей нервной системы, склонности к самовнушению они могут вводить себя в транс сами, не желая того, отмечает психотерапевт. «Необычное состояние и поведение человека во время беснования — смена голоса, нечленораздельные крики, падения, судороги — совпадают с симптомами так называемого большого истерического припадка, известного классической психиатрии», — говорит Сандомирский.
Невротические расстройства, в том числе диссоциативные, обычно проявляются в виде приступов. «Внутреннее психическое напряжение накапливается и выбрасывается наружу, после чего наступает облегчение. Но облегчение временное, ведь болезнь остается. Пройдет несколько месяцев, а порой даже недель, и все повторяется», — объясняет Сандомирский. Частота таких срывов зависит и от особенностей личности человека, и от его жизненных обстоятельств. Если вскоре после ритуала вычитки обстоятельства изменятся и жизнь пойдет спокойнее, срывы будут случаться реже.
Практическая психология и медицина, подчеркивает эксперт, не отрицают религиозных, в том числе христианских способов помощи таким больным. Речь идет лишь о разных описаниях одной реальности: психиатрия и религия смотрят на проблему под разным углом, но по сути их подходы друг другу не противоречат.
Монополия на пограничье
Религиозные практики у нас в стране держатся, с одной стороны, на вере, а с другой — на ожидании чуда, пограничья и колдовства, считает доцент Высшей школы экономики, религиовед Борис Кнорре.
«Человек чувствует, что им овладевают внешние силы, и начинает, с точки зрения своей веры, оценивать это как действие потусторонних злых духов, бесов», — говорит эксперт. Раньше, в дореволюционной России, «бесноватыми» чаще всего себя чувствовали женщины, которые оказывались в чужих семьях, например в семье мужа, особенно когда он уезжал на заработки. У них развивалась психическая подавленность, а окружающие (родственники) оценивали это как результат постороннего, внешнего вмешательства. В медицине это называется синдромом Кандинского-Клерамбо. Жизнь усложняется, болезней становится больше, говорит Кнорре, и сейчас за признаки одержимости могут выдавать даже симптомы вегетососудистой дистонии.
«Важно понимать, чему такое восприятие психических болезней соответствует в мировоззренческой системе внутри православия. За последние 30 лет эта система получила огромное развитие, при значительной поддержке ныне покойного митрополита Петербургского Иоанна (Снычева) (помимо прочего, известен тем, что добивался канонизации Ивана Грозного — прим. «Ленты.ру»). Это представление о том, что одержим бесами не только какой-то конкретный человек, но и внешний мир, и проходящие в нем социальные и иные процессы. Проповедники этой системы рисуют картину глобализации зла», — рассказывает Кнорре.
Экономические, политические трудности и в целом любую несправедливость создают внешние силы зла, от простых бесов до демонов и масонов. Причем действует это зло на глобальном уровне. Важен для данной доктрины и элемент тайного заговора. С его помощью глобальное зло вводит новаторство и модернизм, разрушая традиционный уклад, традиционные браки.
Подобные представления распространены в первую очередь в «прихрамовой среде», то есть среди активных прихожан. Но многие священники, и в том числе отец Герман, заигрывают с таким мировоззрением и поощряют его, отмечает эксперт.
Деятельность Германа и других экзорцистов на высшем уровне фактически одобрил патриарх Кирилл. По подсчетам религиоведа, в стране за постсоветский период возникло порядка 15 сопоставимых «центров» вычитки — не каждый священник готов взять на себя такую роль, и не каждый обладает необходимым уровнем харизмы, не каждый придает такое значение бесам и одержимости. В середине 1990-х многие священники пытались копировать отца Германа, но патриарх Алексий II осудил эту практику. Сейчас же, уверен религиовед, священноначалие настроено более прагматично.
«Церковь не хочет выпускать из зоны своего влияния этот запрос российского общества на таинственные мистические вещи, чудеса и сверхъестественное, — резюмирует Борис Кнорре. — Помните, сколько в начале нулевых было объявлений об услугах гадалок? Причем висели они на биллбордах на центральных проспектах Москвы, один такой баннер был прямо на Тверской. В условии монополизации церковью различных духовных практик это дело поприжали, но запрос у населения остался, так что ограниченное поощрение церковным руководством подобных мистических ритуалов вполне понятно».
«Для многих сексуальное принуждение — это норма»
Если задавать россиянам вопросы о равенстве полов, можно услышать множество противоречий. С одной стороны, мужчины полностью поддерживают сильных и независимых женщин, занимающих высокие должности и зарабатывающих больше своих мужей, с другой — не готовы делить с ними статус главного кормильца. В большинстве случаев и мужчины, и женщины против принуждения к сексу между супругами, но в вопросах рукоприкладства мужчины не столь гуманны.
«Лента.ру»: Почему первым из серии исследований стал опрос именно по гендерной тематике?
Елена Мезенцева: Эта тема остается актуальной потому, что в настоящее время Россия даже на постсоветском пространстве находится практически в полном одиночестве по части законов, связанных с гендерной проблематикой. У нас нет ни закона о равных правах и равных возможностях, ни закона о домашнем насилии, хотя подобные законы давно приняты во всех странах СНГ, кроме России и Узбекистана.
В чем разница между равенством и равноправием?
Когда мы говорим о гендерном равенстве, мы имеем в виду фактически равные результаты, которых достигают мужчины и женщины. А вот когда речь заходит о равноправии, мы акцентируем вопросы законодательного обеспечения равенства прав. Что касается равных возможностей, то они характеризуют фактическое состояние дел — то есть показывают, в какой степени декларируемые в законе равные права могут быть осуществлены на практике. Равноправие может относиться и к равным возможностям попасть в парламент, и к равенству возможностей получения равных зарплат. Иногда для достижения равноправия женщине или мужчине необходимо дать больше институциональных возможностей, как в вопросе общественных туалетов, например (имеется в виду, что число женских кабинок должно быть увеличено во избежание очередей — прим. «Ленты.ру»). И это не следует рассматривать как особые привилегии или дискриминацию другого пола, поскольку в итоге мы просто обеспечиваем равноправие.
Если заходит разговор о женских квотах в парламенте для женщин, речь обычно даже не идет о равном количестве мест. Как правило, обсуждается доля женщин среди депутатов. Как показывает практика развитых стран, если женщинам принадлежит примерно треть от общего числа депутатских мандатов, происходит постепенная «перенастройка» законодательных инициатив в сторону более внимательного отношения к развитию социальной сферы, образования, здравоохранения — словом, тех сфер, которые имеют прямое отношение к повседневной жизни людей. Примерно такая же доля мест в парламенте принадлежала женщинам и в советское время: 33 процента мест были фактически закреплены как женская квота. К этому можно относиться по-разному, но результаты подобного квотирования говорят сами за себя.
Актуальность квотирования усугубляется еще и тем, что женщины не слишком охотно голосуют за депутатов-женщин, потому что политика традиционно считается мужским делом. Также женщины довольно прохладно относятся к гендерной повестке дня и не особо активно ратуют за равноправие полов. Можно говорить о том, что это проявление традиционного патриархального подхода, когда считается, что пол парламентариев не имеет значения, и по всем вопросам, важным для женщин, мужчина в состоянии принять объективные решения.
Сфера политики — традиционно самая неженская сфера, это такой последний мужской бастион. Достаточно посмотреть на результаты опросов о возможных перспективах женщины-президента России. До сих пор очень небольшая доля российских женщин считает, что такое вообще возможно.
Получается, россияне не готовы к популяризации гендерной проблематики? Это в принципе нормально или говорит о недостаточном сексуальном развитии?
Если обратиться к результатам исследований, то можно увидеть, что российская аудитория не слишком позитивно воспринимает рекламу, в которой акцентируется проблема гендерных различий и противоречий во взаимоотношениях полов. Так, в исследовании агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика» 68 процентов респондентов отметили, что реклама, в которой представлена острая межгендерная проблематика, вовсе не нужна. В российском обществе широко распространена точка зрения, что у нас нет нерешенных гендерных проблем, а если и есть, то не большой остроты. В основном все думают, что мы уже реализовали идею гендерного равенства.
И все-таки нельзя сказать, что россияне не готовы говорить на гендерные темы. Несмотря на то, что лишь 24 процента опрошенных заявили, что проблемы неравенства полов носят массовый характер, общество пока не научилось серьезно обсуждать эту тему в публичном дискурсе. При этом женщины заявляют об этой проблеме чаще (27 процентов), но они видят эту проблематику только потому, что сами страдают от дискриминации. При этом от публичной политики, как я уже говорила, женщины остаются далеки.
По данным исследователей, почти половина представителей современного общества считает, что мужчины и женщины имеют равные условия для карьерного роста (48 процентов). Кто, по вашему мнению, составляет те 52 процента людей, которые не видят проблемы дискриминации женщин в вопросах труда?
Это исследование отражает общественное мнение, а не реальную ситуацию. Конечно, меня это несколько удивляет. Причем такая точка зрения сейчас продвигается в довольно серьезных изданиях. Так, например, каждый год в России
Эти вопросы специально замалчивают?
Надо отметить, что поменялась команда, которая пишет эти доклады — теперь за них отвечает аналитический центр при
Как вам кажется, патриархальные установки в современной России диктуются сверху вниз или транслируются снизу наверх?
И так, и так. Однако результаты исследования, о котором мы сегодня говорим, показывают, что в российском сознании превалирует даже не неопатриархат, а самая настоящая эклектика (этап познания, свойственный периодам коренной перестройки мировоззрения, соединение внутренне не связанных взглядов, идей, концепций — прим. «Ленты.ру»). В эклектике намешано много всего, присутствует слияние совершенно разнородных концептуальных схем. Например, респонденты говорят, что хотели бы видеть больше женщин-руководителей (34 процента). Более того, люди не поддерживают работодателей, которые отказывают молодым женщинам в приеме на работу по причине их возможного ухода в декрет — всего четыре процента респондентов за это высказались. И то, и другое — это никак не патриархальный взгляд на место и роль женщины, это позиция людей, разделяющих принципы гендерного равенства.
С другой стороны, в исследовании полно скрытых патриархальных установок. Мягкая патриархальная позиция респондентов выражается, например, во мнении, что женщине необходимо думать о своей сексуальной привлекательности. Так, россияне допускают использование рекламы, в которой женщин призывают быть красивыми и физически привлекательными (одобряют 68 процентов). Однако от женщин ждут, чтобы они соответствовали сразу нескольким идеалам, причем нередко противоречащим друг другу: женщины должны быть, с одной стороны, привлекательными, женственными, на каблуках ходить, а с другой стороны — быть более сильными и смелыми (42 процента женщин одобрили рекламу с таким подтекстом). И поскольку сейчас есть запрос на фитнес и спорт, то спортивная фигура тоже приветствуется.
Вообще говоря, социальный запрос на здоровый образ жизни актуален для всего общества, как для женщин, так и для мужчин. А вот запрос на физическую привлекательность, связанный с ведением здорового образа жизни, характерен больше женщинам. На самом деле, в скрытой форме такой запрос, адресованный мужчинам, тоже существует — недаром такое явление, как метросексуалы, пришло в нашу жизнь.
«Если насилие не закончилось уголовкой — его воспринимают как вариант нормы»
В качестве еще одного проявления патриархальной позиции можно выделить мнение о том, что проблема домашнего насилия не должна выноситься за пределы конкретной семьи. Большая часть опрошенных придерживается мнения, что не стоит эту проблему решать на уровне государства или выносить на всеобщее обсуждение (47 процентов). Очень типично для патриархата и такое популярное оправдание домашнего насилия, как «сама довела».
Можно ли, опираясь на цифры, назвать домашнее насилие распространенной практикой в половине российских семей?
Я думаю, можно. Хоть наши респонденты и не отвечали на вопросы о собственном опыте, но, исходя из того, что физическое насилие в семье допускают в целом 39 процентов россиян, среди которых в первую очередь мужчины (48 процентов), можно сделать такой вывод. Таково общественное мнение. При этом с детьми дела обстоят не лучше, чем с женщинами, потому что даже если в семье насилие не применяется напрямую к ребенку, а только к матери, он все равно получает сильнейшую психологическую травму.
Кроме того, многие респонденты сами воспитывались в семьях, где практиковалось домашнее насилие. Они это видели в детстве и не считают проблемой. Если дело не закончилось уголовкой, часто агрессивное и грубое поведение в семье не считается насилием и воспринимается как вариант нормы. У многих исследователей домашнего насилия вызывает удивление тот факт, что применение побоев в семье относительно слабо зависит от образования или финансового положения. К сожалению, приходится констатировать, что насилие имеет место как в высокостатусных семьях, так и в низкостатусных. На факт насилия в семье влияет в первую очередь воспитание.
Исследование проблем насилия очень затрудняется тем, что на эту тему практически нет сколько-нибудь достоверной статистики. В 2008 году
Причем когда женщины обращаются в полицию, им говорят: «Сами разбирайтесь. Когда убьют — тогда и приходите». И нет такой статистики, которая бы описывала, как часто многочисленные обращения женщин в полицию по поводу домашнего насилия заканчиваются летальным исходом. Однако случаи такие отмечаются регулярно.
А почему бы не сделать такую статистику? Что мешает?
В 2017 году госпожа Мизулина выступила с заявлением о том, что в России сохраняются семейные ценности и они не предполагают уголовной ответственности за легкие шлепки или подзатыльники. После этого семейные побои перевели из уголовного кодекса в административный, если только это не рецидив и нет серьезного вреда здоровью. Таким образом была решена задача улучшить статистику в этой области, ибо в 2019 году России предстоит отчитаться в Организации Объединенных наций о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А отчитаться общими словами нельзя. Для этого отчета сформулирован длинный перечень конкретных вопросов, на каждый из которых нужно дать развернутый ответ со статистикой. Так, в 2012 году МВД
При всем при этом общественное мнение таково: 92 процента респондентов признает домашнее насилие проблемой. Видимо, не просто неразрешенной, а нерешаемой.
Какое именно насилие считают физическим? Есть же шлепки, а есть побои ногами…
Говоря о возможном применении силы, большинство подразумевали под физическим насилием наказание детей в воспитательных целях (28 процентов россиян), реже — непреднамеренное насилие, «сгоряча» (семь процентов). Какого рода побои — не уточняется, особенно в вопросах насилия над женщинами.
«Формулировка «сама довела» используется как отмазка»
В исследовании отмечается, что в семейной жизни принуждение к сексу между супругами недопустимо — так считает большинство россиян (83 процента). Однако остается еще 17 процентов респондентов, которые не считают принуждение в браке недопустимым. Отчасти это может быть связано с тем, что в России проживают разные этнические группы. Для многих из них сексуальное принуждение — это норма, к сожалению.
Интересно, что почти две трети опрошенных отметили, что женщины сами провоцируют применение к ним насилия — своим внешним видом, одеждой или поведением (63 процента).
Как понять — сами провоцируют? Где эта грань, которую пересекать опасно?
А этого вам никто не скажет, потому что на самом деле формулировка «сама довела» используется как отмазка. Причем она очень популярна не только среди тех, кто так оправдывает насилие, но и среди представителей МВД. Когда они не хотят рассматривать дело, то используют именно ее. Мне даже попадались некоторые тексты из недр МВД, где прямым текстом говорилось, что молодые женщины сами провоцируют изнасилование, как в случае с Дианой Шурыгиной.
Если вы посмотрите фотографии, которые появляются каждый год на 9 Мая, то вы увидите, что в общей массе граждан присутствуют группы девушек не старше 18 лет, одетых в кители, пилотки и невероятно короткие юбки. По ним видно, что они уже несколько перебрали с алкоголем и спокойно при этом гуляют по улицам города. Конечно, как бы они ни выглядели и сколько бы они ни выпили, это не может считаться оправданием изнасилования, потому что люди — не животные. И это тем более ужасно звучит, когда об этом говорят официальные чины из МВД. Причем интересно, что среди них есть отцы взрослых дочерей, которые не могут ручаться за то, что их дочь не выйдет на улицу в короткой юбке и не будет изнасилована. Но в эклектичном общественном сознании дело обстоит именно так: эта ситуация не применяется к себе. Люди думают: «С нами такого не случится». Вот, кстати, еще одно проявление патриархальных установок.
А в чем, по данным исследователей, патриархальные установки наоборот — игнорируются?
Например, в вопросах работы. Посмотрите, какие наши респонденты здесь продвинутые: они совершенно спокойно воспринимают идею, что женщина будет зарабатывать. Так, у россиян вызывают одобрение женщины, зарабатывающие больше своего мужа (70 процентов) или работающие в традиционно мужских профессиях (56 процентов). А ведь еще совсем недавно, в середине 90-х, для мужчины более высокий заработок супруги становился реальной психологической травмой.
Да, но при этом у нас сохраняется список из 456 запрещенных профессий, которые недоступны для женщин…
Этот список составлен
Но, кроме шуток, в этом списке есть ограничения как осмысленные, так и бессмысленные. Если вы посмотрите статистику труда, посвященную проблематике травматизма на рабочем месте, то вы увидите, что в этом плане женская и мужская занятость несопоставимы. Мужская занятость гораздо более травматична и опасна. На мой взгляд, это те виды работ, которые вообще надо выводить из экономики.
Есть и такие виды работ, запрещение которых для женщин носит искусственный характер. Если мы хотим запретить женщинам работать машинистами в метро, то давайте и мужчинам запретим, потому что на мужское репродуктивное здоровье подобного рода профессии тоже влияют. Но об этом говорить почему-то не принято.
Тот факт, что в российском сознании постепенно, step-by-step, укрепляется положительное отношение к тому, что женщина больше зарабатывает или выбирает неженскую профессию, является, безусловно, плюсом. Именно благодаря таким постепенным изменениям женщины становятся более уверенными в себе, обретают больше самостоятельности и в перспективе будут иметь лучшие шансы выйти из ситуации семейного насилия, если вдруг им придется в ней оказаться. Потому что из нее чаще всего не могут выйти те женщины, у которых плохо обстоят дела с образованием, с работой, с деньгами и так далее.
«Меньше времени на дом тратят только вдовы и никогда не состоявшие в браке»
Но при этом «вторая смена» сохраняется — ведь работа по дому пока остается чисто женской обязанностью (мнение 79 процентов респондентов). То есть мужчины хотят, чтобы днем женщина работала, а вечером убирала, стирала и готовила? Удобно.
Конечно, удобно. Но это не только в России происходит. Американцы в свое время
Часто даже в условиях равной оплаты труда «вторая смена» сохраняется. Вообще ситуация, когда женщина зарабатывает больше, традиционно всегда рассматривалась как травматичная для мужчины. Был целый ряд исследований, где пытались выяснить, к каким последствиям это приводит. И везде это приводило примерно к одному и тому же: если мужчина по каким-то причинам теряет работу либо остается на своей, в то время как его жена или подруга получает новую, более высокооплачиваемую, он на это реагирует сокращением своего участия в домашнем труде. Это его способ поддержать свою мужскую идентичность. Потому что тот факт, что женщина зарабатывает больше, — это уже удар по его мужской идентичности. Ведь в соответствии с патриархальным каноном именно мужчина является кормильцем семьи. А найти более выгодную «кормушку» он не всегда может. Причем если женщина теряет работу, то она, наоборот, более усиленно включается в домашний труд, пытаясь компенсировать то, что она теперь недовносит в семейный бюджет. Мужчина поступает с точностью до наоборот.
Американская исследовательница Джулия Брайнс писала об этом. Будучи экономистом, она подходила к вопросу «второй смены» с точки зрения рациональности и пыталась ответить на вопрос, почему в ситуации потери работы женщины ведут себя экономически рационально (то есть, переключаются на домашние дела и таким образом повышают свой вклад в семейное благополучие), в то время как мужчины в аналогичной ситуации поступают с точностью до наоборот — перестают выполнять даже те домашние дела, которые выполняли раньше. Дело тут в том, что помимо логики рациональности есть логика, связанная с поддержанием гендерной идентичности. И в этой логике для мужчины смерти подобно, если он не может быть кормильцем в полном объеме, да еще и дополнительно подвергать угрозе свою идентичность, впрягаясь в домашний труд.
Закладывается это поведение социальными нормами. Грубо говоря, женщины, становясь матерями, закладывают подобный образ мышления в головы своим сыновьям и сами себе вредят тем самым. И это очень хорошо видно по статистике, из которой следует, что женщины в среднем, независимо от семейного статуса, тратят на домашние дела в полтора раза больше времени, чем мужчины. И разведенные, и замужние. Меньше времени на дом тратят только вдовы и никогда не состоявшие в браке женщины.
«Мужчины все еще позволяют себе распоряжаться половой неприкосновенностью женщин»
Согласно результатам исследования, 30 процентов женщин против своего права на секс до брака. Почему?
Это еще немного… Снова обращаю ваше внимание на то, что в данном случае речь идет об исследовании общественного мнения — то есть мы не изучаем конкретный опыт респондентов, а выясняем, что они думают по тому или иному вопросу.
Интересно, что мужчины все еще позволяют себе распоряжаться половой неприкосновенностью женщин, причем не только своих, но и чужих (47 процентов мужчин против того, чтобы женщины в принципе вступали в добрачные отношения).
И каковы мои шансы выйти замуж, если у меня уже был секс? Потенциальный жених действительно может сказать, что мой поезд ушел?
Легко! За этим стоит колоссальная культурная традиция — это здесь главное. Девственность традиционно окутана мистическим ореолом. Считалось, что девственница обладает некими сверхъестественными способностями, и отчасти такое представление сохраняется. Разумеется, это представление крайне средневековое.
В этом исследовании женщины в подавляющем большинстве поддерживают свое право на добрачные отношения (70 процентов), и мужчины их практически поддерживают (57 процентов). Это уже хороший результат.
И кстати, для всех поколений, вплоть до последних двух десятилетий, когда стало возможным определение отцовства по анализу ДНК, вопрос девственности был достаточно актуальным. То есть мужчине для того, чтобы быть уверенным в том, что он передает свое имущество, свой титул, свои социальные связи и прочее своим детям, нужно знать, что именно он является отцом ребенка. Из этих соображений имело смысл интересоваться девственностью матери своих детей. Сейчас это уже не так актуально из практических соображений, но все равно желательно. Это, конечно, элемент патриархального сознания, но он довольно быстро меняется.
«Давайте я вас просто расцелую»
С началом президентской кампании график главного кандидата Владимира Путина почти не изменился: основные публичные мероприятия по-прежнему приходятся на середину недели. И по-прежнему действующий глава государства не говорит ни слова о предстоящих выборах — поездки по российским регионам подчеркнуто рабочие. Вот только охват стал шире: если раньше Путин ограничился бы осмотром завода и совещанием с министрами, то теперь обязательно общается с рабочими и молодежью. Поездка в Башкирию и Татарстан, состоявшаяся в конце января, выделялась еще и религиозной составляющей. Об отличительных чертах нынешней президентской кампании главного кандидата — в репортаже «Ленты.ру».
Владимир Путин много раз бывал в столице Башкирии. В Уфе до сих пор с благодарностью вспоминают его слова 17-летней давности о том, что в этой республике «как в капле воды отражается вся наша Россия». Однако нынешняя поездка запомнится другой фразой. «Давайте я вас просто расцелую!» — как-то вдруг эмоционально предложил Путин рабочему на Уфимском моторостроительном заводе. Видимо, сухо отказать в просьбе ему было неудобно: рабочий хотел вернуть традицию поощрять предприятия за ударный труд госнаградами, но Путин идею не одобрил («Несмотря на ордена и медали, производительность труда не увеличивалась»). Правда, и целовать рабочего не стал, только обнял.
Спустя сутки, уже в Казани, рабочие авиазавода имени Горбунова расспрашивали его о секретах физической формы. Путин, в очередной раз повторив слова про спорт, великодушно отметил, что «заряжается от таких людей», как его собеседники. А наблюдавшие за этим журналисты испытывали легкое дежавю: эти две заводские встречи были похожи не только друг на друга, но и на московскую встречу президента с техперсоналом депо «Киевская».
Приметы времени
Общение с рабочими, несмотря на отсутствие вопросов о выборах, — примета кампании. И происходит по общему сценарию: люди труда задают президенту несколько вопросов (как правило, об ипотеке, пенсионном возрасте и медицине), а затем просят его с ними сфотографироваться. Яркие фразы на таких встречах позволяет себе только Путин. Рабочие не шутят, не импровизируют и не удивляют. На общем фоне выделялись, пожалуй, только вахтовики в Сабетте, тоскующие долгой полярной ночью.
Вторая примета кампании — присутствие иностранных СМИ. В том, что поездки президента не просто «рабочие», заставляет убедиться пестрая команда журналистов, начавшая с января освещать работу Путина в регионах. Например, для того, чтобы увидеть новые модели пассажирских вагонов в Твери, на автобусе по разбитым дорогам почти четыре часа тряслись корреспонденты газет Financial Times, Washington Post, New York Times, агентств Синьхуа и Киодо. Они полчаса мерзли на проходной возле «Татнефть Арены», чтобы увидеть выступление Путина перед местными студентами, и долгими часами тосковали в ожидании президента на заводе «Туполев». Подобное в президентском пуле нечасто увидишь.
И, наконец, третья примета времени — неизменный акцент на молодежь, хотя уделять ей повышенное внимание Путин начал задолго до объявления о решении идти на четвертый срок. В июле вся страна могла в прямом эфире наблюдать «Недетский разговор» президента с воспитанниками центра для талантливой молодежи «Сириус», в сентябре он провел в Ярославле всероссийский открытый урок для школьников, в октябре трижды посетил Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Сочи, а в декабре почти объявил о своем выдвижении на Всероссийском форуме добровольцев в Москве. Да и сопредседателем предвыборного штаба Путин назначил руководителя центра «Сириус» Елену Шмелеву.
Вот и в Казани Путин посетил студенческий форум «Вместе вперед!». Пока ждали президента, ведущий предлагал зрителям поднять «не только руки, но и что-нибудь еще — хоть ноги». А сам, развлекая публику значительно дольше запланированного, стягивал с себя пиджак и, если бы Путин наконец не приехал на «Татнефть Арену», пошел бы значительно дальше. Президент, кстати, пожелал присутствующим быть дерзкими и смелыми. В своем небольшом выступлении он особо отметил, что молодое поколение россиян имеет преимущества по сравнению со старшим, и возможностей у них побольше, чем у тех, кто вырос в предыдущие годы.
С нами Бог
Посещая рождественские службы, окунаясь в крещенскую купель и рассуждая о влиянии Валаама на становление национального российского государства, Путин не забывает подчеркивать, что страна у нас многоконфессиональная и уважительно относится ко всем религиям. И, приехав в мусульманские республики, уделил много внимания исламу как «части российского кода».
Завершая поездку в Уфу, Путин встретился с верховным муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином. А через несколько часов — уже в Казани — пообщался с представителями мусульманских религиозных организаций и руководителями Болгарской исламской академии.
Уважительно подчеркивал: «Без всяких сомнений, традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма — без всякого сомнения, важная часть российского многонационального народа». Демонстрировал знание истории: «До революции 1917 года российские мусульманские богословы были признаны во всем мире в качестве очень уважаемых людей, их мнение высоко ценилось». Призывал набирать потерянное в советские годы влияние, отметив важность развития отечественной исламской богословской школы, и хвалил международную деятельность российских мусульман: «Это очень интересное направление, очень правильное».
Политике в этой поездке места не уделили, хотя специфика Татарстана как раз предполагала такие вопросы. Прошлым летом, например, истек срок действия договора о разграничении полномочий между центром и республикой, новый при этом заключен не был. Власти Татарстана пытались сохранить особый статус региона, но Кремль не пошел им навстречу. Затем разгорелся скандал, связанный с обязательным преподаванием в местных школах татарского языка, против чего начали выступать живущие в республике русские семьи.
Однако вопросы о «президентстве» главы Татарстана и о языке публично в Казани не поднимались. В предвыборный период острые углы старательно обходят. И к первому президенту республики Минтимеру Шаймиеву Путин заехал в больницу, как к доброму товарищу.
«Друзья сделали вид, что не знают меня»
Матвею Агееву 16 лет, он живет в Магнитогорске. У него тяжелое генетическое заболевание — атаксия Фридрейха, которая разрушает нервную систему и поражает внутренние органы. В 9 лет у Матвея случился тяжелый сердечный приступ, через год отказали ноги, а еще через год — началась деформация позвоночника, сколиоз уже достиг 4-й, самой тяжелой степени. Мальчик страдает от мучительной боли в спине, ему трудно дышать. Облегчить страдания Матвея поможет установка на позвоночник специальной металлоконструкции. Родители мальчика воспитывают двух детей-инвалидов, оплатить дорогую операцию они не могут.
Семь лет назад у Матвея случился сердечный приступ. Девятилетний мальчик трое суток пролежал в реанимации, а когда к нему пришел врач и сказал: «Вставай!», Матвей опустил ноги, поднялся и… упал.
— Силы куда-то ушли, — испугался Мотя.
— Ну, ничего, после операции такое бывает, — утешил врач. — Шутка ли, с того света тебя вытащили. А ноги потренируешь — и будешь еще марафоны бегать.
Но ни бегать, ни ходить, ни даже стоять Матвей уже не смог. Вместо новенького велосипеда с переключателями скоростей папа купил ему инвалидную коляску.
— Я не хочу быть инвалидом! Почему мои ноги не ходят? — спрашивал Мотя, стараясь не плакать.
Но ответа на этот вопрос не знали даже врачи.
Матвей родился в срок, с нормальным весом и ростом. Первый год рос и развивался по возрасту. А потом вдруг ослабел, стал часто болеть, мало двигался.
— В два с половиной года сынок начал спотыкаться и падать на ровном месте, — вспоминает Елена. — А еще у него без причины случались приступы рвоты.
Обеспокоенная мама отвезла ребенка на обследование в детскую городскую больницу. Там у Моти обнаружили миотонический синдром — проще говоря, слабость мышц, назначили ЛФК, массаж и лекарства. Но и после лечения ребенок не мог подняться по лестнице без поддержки и постоянно жаловался на боль в ногах.
Вскоре Матвей снова очутился в этой больнице, но уже с пневмонией. В ходе лечения выяснилось, что у него серьезные проблемы с сердцем — «оно огромное», по словам кардиолога.
Матвея направили на обследование в Челябинскую детскую больницу. Оказалось, у мальчика кардиомиопатия — утолщение мышечных стенок желудочков сердца. И еще прогрессирующая мышечная дистрофия. Лечение не помогало, состояние ухудшилось — появилась одышка и учащенное сердцебиение. Родителям рекомендовали обратиться за консультацией в Москву.
Результат генетического анализа позволил наконец поставить диагноз: атаксия Фридрейха.
— Это хромосомное заболевание, — объяснил врач. — Оно поражает нервную систему, сердце, позвоночник и приводит к нарушению функций спинного мозга. Надо наблюдаться у специалистов и решать проблемы по мере поступления.
В ноябре 2011 года у Матвея случился злосчастный сердечный приступ, после которого отказали почки. Мотя тогда оказался в реанимации Детской больницы №3 в Магнитогорске. Родителей предупредили сразу: «Состояние ребенка крайне тяжелое, шансов, что он выживет, практически нет».
— Я одна верила, что Мотя будет жить, — вспоминает Елена, — сидела возле кровати и повторяла одну фразу: «Сыночек, не сдавайся!» Матвей выжил. Но ходить уже не мог.
Мальчика перевели на домашнее обучение. А через год мама заметила, что у сына началось искривление позвоночника. Массаж и лечебная физкультура не помогали, искривление усиливалось, органы грудной клетки сдавливались, мальчику не хватало воздуха, он жаловался на удушье.
— Это не самое страшное, — говорит Матвей, — гораздо хуже, когда твои друзья забывают поздравить тебя с днем рождения. Как будто тебя нет вообще.
Два года назад Матвей, который не выходил из дома несколько лет, решил сам проведать старых друзей. Мама нагладила сыну белую рубашку, а папа на руках вынес сына и посадил в коляску, потому что в их доме нет ни грузового лифта, ни пандуса.
— Я мечтал встретиться с ребятами из класса, — рассказывает Матвей, — а когда подъехал к ним на коляске, они сделали вид, что не знают меня. Им было стыдно стоять со мной рядом. Больше я из дома не выходил.
За последние полтора года Матвей заметно вырос. Позвоночник искривился еще сильнее, грудная клетка деформировалась, появился горб.
Недавнее обследование показало, что у мальчика S-образный сколиоз самой тяжелой степени с углом искривления 82 градуса, а также клиновидная деформация позвонков.
— Если хотите спасти сына, срочно делайте операцию на позвоночнике в Москве, — заявил ортопед в Магнитогорске. — Матвею необходима дорогая металлоконструкция и хорошая кардиологическая реанимация. У нас он не выживет.
Мама отправила документы и видеозапись в столичный Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) травматологии и ортопедии.
Ответ профессора Колесова последовал сразу: заболевание у Матвея тяжелое и неизлечимое. Но ему можно помочь, если укрепить позвоночник специальной металлоконструкцией Ackermann с применением аллотрансплантатов, которые замещают костную ткань. Спина у Матвея выпрямится, дышать станет легче, и внутренние органы встанут на место. Операция предстоит очень дорогая, из средств госбюджета она не оплачивается.
В семье Агеевых два ребенка-инвалида: у Ани, младшей сестры Матвея, эпилепсия. Все средства уходят на лечение. Операцию оплатить они не могут.
Матвей уже несколько лет помогает детскому фонду «Отзовись». За год мальчик нарисовал и отправил 200 открыток детям, которые больны раком. «Когда пишешь пожелания от всего сердца, они обязательно сбываются», — считает Матвей.
— А у тебя скоро день рождения? — спрашивает меня мальчик. — Хочешь, я тебе тоже открытку пришлю? Я же знаю, как больно, когда никто не поздравляет с днем рождения.
Заведующий отделением патологии позвоночника НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова
Стоимость операции 1 577 408 рублей.
Дорогие друзья! Если вы решите помочь Матвею Агееву, пусть вас не смущает цена спасения. Любое ваше пожертвование будет с благодарностью принято.
Для тех, кто впервые знакомится с деятельностью Русфонда
Всего частные лица и компании пожертвовали в Русфонд свыше 13,026 миллиардов рублей, на эти деньги возвращено здоровье более чем 23 тысячам детей. В 2019 году (на 4 апреля) собрано 401 325 053 рубля, помощь получил 441 ребенок. В 2017 году Русфонд вошел в реестр НКО – исполнителей общественно полезных услуг и получил благодарность Президента РФ за большой вклад в благотворительную деятельность. В ноябре 2018 года Русфонд выиграл президентский грант на издание интернет-журнала для потенциальных доноров костного мозга «Кровь5». Президент Русфонда
Серьезная поддержка оказана сотням многодетных и приемных семей, взрослым инвалидам, а также детдомам, школам-интернатам и больницам России. Фонд организует акции помощи в дни национальных катастроф. Русфонд помог 118 семьям моряков АПЛ «Курск», 153 семьям пострадавших от взрывов в Москве и Волгодонске, 52 семьям погибших заложников «Норд-Оста», 100 семьям пострадавших в Беслане.
Фонд — лауреат национальной премии «Серебряный лучник», награжден памятным знаком «Милосердие» №1
Дополнительная информация о