Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Сталин умер, но дело его живет. Так получилось, что после смерти вождя, развенчания культа его личности на ХХ съезде партии и осуждения репрессий, народ не забыл о нем. Более того, советский фольклор создал образ сурового, но справедливого правителя. «Лента.ру» рассказывает о том, как Сталин вышел из официального забвения и какое значение имела фигура Сталина в брежневские времена.
Съемочную площадку окружила толпа, состоявшая преимущественно из отдыхающих и сотрудников санатория, находившегося в Ливадийском дворце в Ялте. Внимание людей привлекал немолодой уже актер в кителе генералиссимуса. Во время перерыва он внезапно подошел к зрителям и спросил: «Вы любите меня?», на что толпа закричала «Да!».
Люди признавались в любви вовсе не актеру Бухути Закариадзе, который не был настолько известен, а его персонажу, Иосифу Сталину. В Ялте в 1970 году шли съемки фильма «Битва за Берлин» — одного из первых с момента смерти «вождя народов», где его образ появлялся на экране.
Народ не ограничился криками одобрения. Несмотря на то, что администрация пыталась не пустить людей на съемочную площадку. «Сталину» жали руку, рассказывали о том, когда вступили в партию, как живут, и благодарили его за то, что тот заботился о народе. Так же тепло встречали вождя и кинозрители — при каждом выходе Сталина в зале раздавался шквал аплодисментов. Генералиссимуса не забыли и, определенно, любили и в период хрущевской оттепели, когда его осуждали, и еще больше в период застоя, когда образ отца народов был практически изъят из официальной повестки.
Период, когда во главе СССР стоял Никита Хрущев, традиционно считается оттепелью — прекращением массовых репрессий, либерализации общественно-политической повестки и осуждением культа личности Сталина. Но важно понимать, что все это началось не в одночасье. Решениям ХХ съезда КПСС 1956 года, на котором новый генсек зачитал доклад, посвященный репрессиям в сталинские времена, предшествовал переходный период, длившийся три года. Все это время Сталин лежал в мавзолее рядом с Лениным, а его памятники стояли по всей стране.
Что же происходило в это время? У историков на этот счет существуют два противоположных мнения. Одни считают, что в политической жизни СССР в те годы практически ничего не менялось, другие же, наоборот, уверены, что решения ХХ съезда стали результатом последовательных решений в период с 1953 по 1956 год.
Проанализировав печатные источники, мемуары и стенограммы съездов партии, историк Антон Куропаткин в своей докторской диссертации приходит к выводу, что первые изменения начались уже в марте-июне 1953 года. В официальной повестке появилось осуждение культа личности как такового, без упоминания Сталина. Но уже с июля этого года начинается критика личности умершего вождя. Ему на смену пришло восхваление успехов партийного руководства в целом и усиление культа Ленина.
Первый этап начался 10 марта 1953 года, когда председатель Совета министров СССР Георгий Маленков заявил о прекращении практики культа личности. Упоминание конкретных представителей партийной элиты свелось к минимуму, их заменил новый вождь, которым стала сама партия. При этом сам вопрос о культе личности преподносился как возникший совершенно неожиданно, и такую практику предлагалось немедленно прекратить. При этом Ленин оставался практически богоподобной фигурой.
Второй этап, начавшийся через три месяца после смерти Сталина, обозначил изменения в агитационной парадигме Советского Союза. Новый нарратив распространялся не только с помощью СМИ и в школьных учебниках, он был введен в программу вузов в расширенном виде. Помимо этого, изменению подверглась наглядная агитация, символика и даже Государственный гимн СССР.
Реабилитация репрессированных вскоре после смерти Сталина — отдельная тема. Как это ни странно, начал ее министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия, еще недавно руководивший репрессивной машиной. Ликвидация ГУЛАГа была его идеей. По его указанию тогда был арестован бывший министр госбезопасности Семен Игнатьев.
По мнению ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН Рудольфа Пихоя, Берия начал искать виновных в репрессиях, потому что понимал, что если возглавит процесс, то получит шанс встать во главе страны и партии. Но он взял слишком резвый старт. Уже на следующий день после ареста Игнатьева, арестовали и самого Берию. «Сначала было непонятно, что с ним делать, — пишет Пихоя. — Одно из первых предложений состояло в том, чтобы подержать его в тюрьме, а потом назначить руководителем нефтяной промышленности, но в итоге решили, что проще расстрелять». Тем не менее процесс пошел, и многие осужденные по 58-й статье («Контрреволюционная деятельность») были отпущены на свободу.
Конечно, поворотным моментом в деле десталинизации страны стал ХХ съезд партии как кульминация этого процесса. Да, с 1953 по 1956 год упоминания вождя народов в публичном поле сокращались, однако реального осуждения Сталина как идеолога репрессий не было. Доклад Хрущева, прочитанный на закрытом заседании ХХ съезда, возлагал практически всю ответственность за репрессии на человека, чье тело лежало рядом с телом Ленина. По всей стране прошел «сталинопад», когда памятники бывшему вождю активно сносили и удаляли его упоминания со зданий, а в ночь с 31 на 1 ноября 1961 года тело Сталина тайно вынесли и захоронили у Кремлевской стены.
Взрывной характер и спорные методы руководства Хрущева не позволили ему удержаться в кресле генсека надолго. 12 октября 1964 года его вызвали на внеочередное заседание президиума ЦК партии, где соратники, не стесняясь, высказали свои претензии и потребовали ухода со всех постов. Член президиума Дмитрий Полянский поднял тему отношения Никиты Сергеевича к «вождю народов», сказав помимо прочего, что тот «поносит Сталина до неприличия». Некоторые присутствующие поддержали его, сказав, что личность Сталина действительно не стоило трогать. Хрущев подал в отставку и был отправлен на пенсию (а по сути — в неофициальную ссылку) на дачу, где он жил до своей смерти в 1971 году.
Вопрос о Сталине недаром всплыл на заседании. Новое руководство страны во главе с Леонидом Брежневым не особо четко представляло, как надо поступить с наследием генералиссимуса. Более того, после снятия Хрущева в народе пошли самые невероятные слухи. Поговаривали, что скоро Сталина не только реабилитируют, но и вытащат из могилы, где его тело лежит нетронутое тлением в герметичном гробу.
Конечно, ничего такого не планировалось, но в доклад Брежнева 1965 года, посвященный 20-летию Великой Победы, решили включить упоминание вождя. Но каким образом? В руководстве страны многие выступали за то, чтобы дать Сталину положительную характеристику, другие наоборот предлагали осудить его. Андропов предложил вовсе не упоминать генералиссимуса, учитывая, что к единому мнению прийти не удалось. Брежнев последовал его совету, однако один раз имя Сталина все же было названо. Фраза, где он упоминался, звучала так: «Был образован Государственный Комитет Обороны во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным для руководства всеми действиями по организации отпора врагу».
Как пишет историк Сергей Семанов в своей книге «Брежнев. Правитель «золотого века»», когда Брежнев произнес ее, стены Кремлевского дворца сотряс «неистовый шквал аплодисментов». Сам генсек, определенно, не ожидал такого эффекта и потому сначала ошарашенно уставился в зал, а потом очень быстро дочитал все остальные положения доклада.
Через некоторое время после этого, в том же году в газете «Правда» была опубликована статья, в которой историк Владимир Трухановский утверждал, что понятие культа личности антиисторическое само по себе. Заметка, определенно, появилась там не по инициативе редакции и знаменовала завершение борьбы со сталинским наследием.
Советский народ не остался в стороне. Брежневский доклад зародил искру энтузиазма в сердцах тех, кто считал Сталина оклеветанным и незаслуженно осужденным. Например, молодой поэт Феликс Чуев опубликовал в журнале «Молодая гвардия» стихотворение, в котором были в том числе такие строки: «Пусть, кто войдет, почувствует зависимость / От Родины, от русского всего. Там посредине — наш Генералиссимус / И маршалы великие его». Другое его произведение под названием «Зачем срубили памятники Сталину?» отказались публиковать, однако отпечатанные на пишущей машинке копии его разошлись широко. Как вспоминал сам Чуев, после этого ему приходило огромное количество корреспонденции. Одни граждане хвалили его, а другие предлагали расстрелять у Кремлевской стены.
Стоит отметить, что маршалы, упоминавшиеся в стихотворении Чуева, в то время были живы, и некоторые из них стали выпускать мемуары о событиях Великой Отечественной. И снова метаморфозы. Если во времена Хрущева неудачи советских войск в первые годы войны партийные руководители объясняли стилем руководства Сталина, то военачальники все больше говорили о силе врага, недостатках отечественной техники, и иных объективных причинах. При этом они нередко хвалили полководческие таланты Сталина, рассказывая, как тот зачастую брал командование операциями в свои руки. Кроме того, они опровергали хрущевское положение о том, что генералиссимус был склочным человеком, не терпящим возражений, в частности много об этом писал Георгий Жуков.
К концу 1960-х годов, начали выходить и киноленты, в которых Сталин изображался именно таким: грамотным стратегом, опытным руководителем. Приведенная выше зарисовка, когда актера Бухути Закариадзе, игравшего роль вождя, встречали как самого «отца народов», не была исключением из правил. То же самое происходило в Москве, на Тушинском аэродроме, где снималась сцена прибытия Сталина в Тегеран.
Много споров в руководстве страны вызвала подготовка к 90-летию Сталина. Следует ли отмечать эту дату или вообще ничего не говорить о ней? После долгих споров Политбюро и Брежнев пришли к выводу, что народ не поймет замалчивания. Было принято решение опубликовать в газете «Правда» статью в честь юбилея, в которой Сталин был бы показан как человек со своими достоинствами и недостатками.
В конце нее делался вывод: да, в последние годы своей жизни «он постепенно начал отступать от ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, переоценил собственные заслуги в успехах партии и всего советского народа, уверовал в свою непогрешимость. В результате были допущены факты неоправданного ограничения демократии и грубые нарушения социалистической законности, необоснованные репрессии против видных партийных, государственных и военных деятелей». Было в статье и осуждение культа личности, опирающееся на решениях ХХ съезда партии, но выглядело оно исключительно формально.
Тем не менее, несмотря на такой осторожный подход к личности вождя, 21 декабря 1969 года появился первый за долгие годы памятник Сталину — он был установлен на его могиле у Кремлевской стены. Впрочем, дальше развивать тему брежневское правительство не стало. Фактически фигуру Сталина старались не упоминать или, по крайней мере, ограничиваться общими словами из серии «было плохое, но было и хорошее».
Но у многих простых людей было четкое желание восстановления «доброго имени» вождя. По воспоминаниям бывшего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина, волгоградцы часто слали в Кремль письма с просьбой вернуть городу «славное имя Сталинград». Брежнев, размышляя над этим вопросом, говорил: «Есть такие письма, но не стоит, наверное. Хотя вон в Париже есть и площадь Сталинграда, и улица…» Однако старания ветеранов оценили, и в результате в Волгограде появился проспект Героев Сталинграда. Вроде бы и Сталин особо ни при чем, но с другой стороны, Сталинград есть.
Как пишет в своей книге «Сталин перед судом пигмеев» историк Юрий Емельянов, в годы позднего застоя, когда социальное расслоение в обществе становилось все более очевидным и как никогда ранее стало понятно, что «верхи» живут существенно вольготнее «низов», сталинский режим стал приобретать ореол святости. Припоминали и постоянное снижение цен, и богатый ассортимент продуктов в довоенных магазинах. А репрессии — так вождь же, прежде всего, сажал и расстреливал этих самых, которые сейчас жируют! Строгость и справедливость — вот два качества, которые народ приписывал Сталину в те годы. Иногда присовокупляя к ветшающим воспоминаниям сцены из новых кинокартин.
Генералиссимус стал героем устного фольклора, анекдотов и притч про «доброго царя», переданных из уст в уста. Хотя там были крупицы правды и некоторые были основаны на реальных событиях, Сталин со временем приобретал в них сверхъестественные мощь, остроумие и мудрость.
Изображения Сталина не продавались в магазинах, однако фотографы изготавливали отпечатки снимков с ним и продавали, поскольку те пользовались хорошим спросом. Именно эти фотокарточки увидел на лобовых стеклах советских машин американский футуролог Элвин Тоффлер и описал в своей книге «Третья волна».
Шли годы, Брежнев умер, и после непродолжительных «гонок на лафетах» во главе страны оказался относительно молодой Михаил Горбачев. Но Сталин никуда не делся. Когда первый энтузиазм относительно нового курса на перестройку прошел, его вновь начали вспоминать с ностальгией, а уж когда СССР развалился, народ четко понимал, что при Сталине «такого бы не было». Культ личности вождя, похоже, прочно укоренился в сознании граждан. А если замалчивать факты массовых репрессий, говорить о том, что период его правления был «неоднозначным» — этот культ будет существовать еще очень долго. Принимая то гротескные, то пугающе опасные формы.
«Не любо женщин бить по ногам и по ляжкам нагайкой»
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
Столкновения протестующих с людьми в казачьей форме в Москве и Питере 5 мая привели к серьезному расколу в казачьем обществе. Старейшины заявляют, что нападение «ряженых» на людей привели к «тяжелой беде», родовые казаки возмущены и помогают активистам деанонимизировать мастеров нагайки. Тем временем официальные столичные казачьи организации ограничились лишь короткими официальными комментариями и отказываются от общения со СМИ на фоне сообщений о различных коммерческих интересах казаков. «Лента.ру» разбирается, кто в этой истории «ряженый», а кто нет, и чем все это закончится.
Москвичу Александру сломали нос. И он прекрасно помнит, кто это сделал.
«Мы оказались на Страстном бульваре, в районе памятника Рахманинову, мирно беседовали. Тут эти так называемые казаки, человек десять, оказались возле нас и начали в наш адрес произносить очень недружелюбные слова. Я аккуратно достал телефон и сфотографировал их. Это их полностью вывело из себя, и они напали на меня, окружили, выбили из рук мобильный», — рассказал он.
После словесной перепалки один из мужчин схватил Александра за волосы и дважды ударил его головой в нос. Ему пришлось вызывать скорую.
«Мы быстро опознали этого человека в социальных сетях и нашли массу фото и видео с ним, снятые во время акции. Это оказался Дмитрий Иванович Зайцев из Ярославской области. Я так понял, он когда-то был местным казаком», — объяснил Александр.
«Вы ублюдки, мы вас найдем и повесим»
Тем временем в Москве появился Telegram-канал, авторы которого выясняют личности казаков, участвовавших в событиях на Пушкинской площади. На момент написания материала его подписчиками стали около 15 тысяч человек. Как «Ленте.ру» рассказал один из создателей проекта Виктор Олейник, подключились информаторы — друзья, соседи и коллеги этих людей, студенты, узнавшие своих преподавателей, и даже сотрудники правоохранительных органов. Cоздатели канала сопоставляют информацию с профилями в соцсетях и сравнивают фото, после чего выкладывают в открытый доступ.
«Засветились преподаватели вузов — СПбГУ и МФТИ, — рассказал Олейник. — Самый типичный портрет того, кого мы вычислили — порядка 14 человек, — это ветеран боевых действий, который, скорее всего, принимал участие в конфликте на юго-востоке Украины, некоторые из них присутствовали в Крыму во время известных событий, подавляющее большинство состоят в российском реестре казаков».
Также, утверждает Олейник, в событиях на Пушкинской площади засветился как минимум один работник органов исполнительной власти столицы. По аккаунтам в соцсетях автор канала делает вывод, что эти люди регулярно тренируются в рукопашном бою, стрельбе и владении холодным оружием.
Собеседник заверил, что не боится, что казаки такими же методами ищут их: «Пока поступают тонны одобрительных сообщений, и с 5 мая поступило только одно сообщение через форму обратной связи в Telegram, в котором говорилось: вы ублюдки, мы вас найдем и повесим. Этот человек отказался дальше продолжать беседу».
При этом, подчеркнул Олейник, создатели Telegram-канала категорически против «охоты на ведьм» и травли, проект создан только для того, чтобы люди, пострадавшие 5 мая, смогли найти своих обидчиков и спросить с них в рамках российского законодательства. «Мы ни в коем случае не призываем творить вендетту. Более того, всячески противостоим попыткам некоторых подписчиков травить тех, чьи аккаунты в соцсетях мы публикуем», — заключил он.
«Все хотят меня убить, изнасиловать, утопить, повесить»
Василий Ящиков называет себя казаком. А еще блогером. И не скрывает, что 5 мая был на Пушкинской площади. По его словам, ему сейчас приходят сотни сообщений с угрозами и оскорблениями. «Все агрессивные, все хотят меня убить, изнасиловать, подраться со мной хотят, утопить, повесить… Чего они только не хотят со мной сделать», — рассказывает он, добавляя, что ему пришло уже около трех сотен подобных сообщений.
Василий говорит, что в Москву приехал на майские праздники, заодно решил побывать на акции оппозиции.
Он утверждает, что знает большинство казаков, которые пришли высказаться за действующую власть, и называть их ряжеными нельзя.
«Я не знаю, кто придумал это слово, оно оскорбительное. Там были люди, которые не вчера появились. Это казаки. Я родовой казак. Про меня тоже говорят, что я ряженый, — рассказал Василий Ящиков. — Да, они не в Москве родились. Они родились на Дону, на Тереке, в Астрахани, в казачьих семьях и в казачьих станицах, но по иронии судьбы приехали учиться, служить. Кто-то уехал потому, что война была в Чечне».
Сам он говорит, что его «поколотили» около 12 человек после того, как он поговорил с Алексеем Навальным. Кто это были — Ящиков сказать не может. Что же касается других драк, он считает, что их могли спровоцировать некие «третьи силы».
«Я не утверждаю, что это именно оппозиционеры, могла быть какая-то третья сила. Ребята с плакатами и речевками там были, но ситуация была не агрессивная. А потом в какой-то момент появились группы людей, физически развитых, не просто школьники и студенты, не ботаники в очках. С ними-то все и завязалось», — рассуждает казак.
«На словесные провокации никто не отвечал, но когда начались контактные провокации, когда начали толкать, кидать бутылки, шапки сбивать, в тот момент казаки, конечно же, дали отпор», — продолжает Ящиков.
«Когда нас начали по одному дубасить — естественно, мы организовались, чтобы выйти оттуда, — объясняет он. — Там рядом полиции даже не было. Где она была? У меня тоже этот вопрос. Вот пусть они и разбираются, наказывают и тех, и других. Если бы меня самого там не было и я своими глазами не видел, какое отношение было к казакам, какие нападки и задиры, я бы тоже как казак осудил бы этих казаков», — добавил Ящиков.
При этом объяснить зачем эти казаки взяли на мирный митинг нагайки, Ящиков не смог, аккуратно отметив, что казаки «Первой сотни» и «Крымского полка» уже провели беседы со своими казаками: «И, конечно же, наказали тех, кто взял с собой нагайки». В чем именно заключалось это наказание — не уточнил.
«Устроили показательную порку, и не только людей, но и всех казаков»
В Центральной России существуют две основные казачьи организации. Первая — Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (ВКО «ЦКВ»), казаки которой входят в государственный реестр. Но ее легко спутать со второй — Межрегиональной общественной организацией «Центральное казачье войско» (МОО «ЦКВ»), которая объединяет 78 казачьих обществ и общин со всей России.
Казаки-общественники после событий в Москве и Санкт-Петербурге назвали произошедшее «большой бедой» и экстренно провели сход старейшин, чтобы решить будущее казачества в России. Об этом «Ленте.ру» рассказал лидер общественной организации — атаман Валерий Налимов.
Как ваши казаки восприняли события 5 мая?
Это действительно подстава. Кто-то сделал так ловко, чтобы подвести казаков и сказать, что таково казачество в нашем Отечестве. Конечно, это неправда. Там был ряд казаков «Центрального казачьего войска». Мне уже показали фотографии. Сейчас суд чести будет заниматься этой работой. Мы опечалены и не осознаем, как могло получиться, чтобы в разгоне или в защите конституционного строя приняли участие казаки, да еще и с нагайками.
Что больше всего вас возмущает?
Демонстрация-то была мирная. Не могло такого произойти, чтобы наш брат-казак пришел с нагайкой разгонять народ, да еще детей.
Неужели все казаки такие мирные?
Нет у нас в крови этого. Родовой казак бить народ нагайкой не пойдет. Это не в нашей традиции. Мы можем наказать своего казака и выпороть его за то, что он совершил какой-то грех или ошибку допустил. Но мы других не порем. Мы можем подраться, как граждане России, но бить нагайкой — это неправильно. У меня большая уверенность, что казаков там или не было, или практически не было.
А как же другие скандалы с казаками? Взять хотя бы Pussy Riot — их казаки били или нет?
Это были казаки. Понимаю, вопрос тяжелый, грубый, но справедливый. Как так можно умудриться — заскочить в храм Христа Спасителя и отплясывать? Это отсутствие культуры, морали. Где папа с мамой, где деды, кто воспитывал этих девок? А казаки народ непростой — к тем, кто нарушает порядок, жестко относятся. Но как мужчина говорю: не любо женщин бить по ногам и по ляжкам нагайкой. Неправильно. У казака этого тоже отсутствие культуры, а может, кто-то подсказал. И сгоряча ребята допустили эту ошибку. Как атаман и казак я должен их поддержать, но в то же время, как действительный советник госслужбы первого класса, не имею права их поддерживать в этом отношении.
По чьей подсказке тогда били людей на Пушкинской? Кто их «поддержал»?
Никто не мог дать команду казакам — ни милиция, ни Росгвардия, ни ФСБ, ни правительство Москвы: равняйсь, смирно, нагайки наголо. Естественно, казаки подчиняются только своему атаману, и только он мог дать такую команду, если это действительно были наши казаки. Говорят, там был атаман Московского окружного казачьего общества (на видео попал атаман Андрей Шустров— прим. «Ленты.ру»), он новенький у нас в казачестве, но говорят, что он там был и развод давал. Это просто неправильно.
И я думаю, что Иван Кузьмич Миронов (атаман ВКО «Центральное казачье войско») уже отработал этот вопрос на самом серьезном уровне или в ближайшее время примет меры. И Миронов опростоволосился сегодня — этого нельзя было допускать. Но и без Шустрова не могло обойтись. Но я пока в этом не уверен, я знакомых хлопцев не увидел в этом строю.
А если незнакомые хлопцы — то кто? Ряженые?
Я не исключаю, что ряженые. По тому что я увидел — папаха… Господи… Какая-то невзрачная кубаночка… Ну чего он в столицу нашей родины приехал, откуда он взялся?
Кстати, многие возмущены самим фактом существования казаков в Москве.
Всегда городовые казаки в Москве были, всегда на окраинах города Москвы жили и защищали ее. На сегодня, по переписи, в Москве девять тысяч казаков готовы быть в госреестре и в общественных организациях.
Откуда, по-вашему, берется эта агрессия в тех, кто считает себя казаками?
Еще раз говорю: может быть, это не казаки. Вот Шустров — по-моему, он не казак. А агрессия… Сложная ситуация в Отечестве сегодня — и с экономикой, и в отношении друг к другу. И власть неправильно к нам относится. Ты же видишь это все прекрасно: звонишь кому-нибудь, а секретарь у тебя «кто, зачем, почему, куда?» Порой хочется сказать: хочу выпить по стакану водки с начальником твоим да по бабам пойти. Это беда, и ожесточенность есть не только со стороны казаков, но и люди взрывные. Везде проблемы экономического развития.
А каким должен быть человек, чтобы вы сказали: да, это казак! Какие у него ценности?
Ценности — заповеди Божьи. Испокон веков для казака основой основ прежде всего была семья. Второе — защита Отечества от внешнего врага. Помощь своему соседу. Для нас нет наций, нет мусульман, буддистов и евреев. Для нас есть человек. Если он человек — он твой брат. Не предавай друга, сам погибай — товарища выручай. Казак — такой человек. Поэтому я и говорю: это не казаки были, а провокаторы.
Самое главное в нашей жизни — вера в Господа Бога и наши культурные традиции, направленные на образование, воспитание, братскую любовь друг к другу, а этого сейчас нет.
Мы думали, что будем зарабатывать деньги, получим какие-то земельные наделы, войдут аккуратненько во власть достойные казаки, которые имеют правильное образование, умеют работать с народом. Но не случилось за последние пять лет этого практически нигде. Практически никакие казачьи войска не получили финансирования — за исключением Всевеликого войска Донского, Кубанского и немного на Тереке.
Почему?
Сейчас просто сверху идет команда не обращать внимание на казачьи общественные организации и работать с реестровыми. И никто не может из федеральных органов власти — ни МВД ни Росгвардия, ни МЧС — заключить с нами нормальные договора, чтобы мы охраняли природу и общественный порядок — естественно, не нагайками, а по-человечески. В корне нужно все менять, садиться за стол, общаться с опытными и авторитетными атаманами, определяться, как жить дальше.
Это очень нетактично с моей стороны, но Дмитрий Анатольевич (Медведев) был президентом — тишь да гладь более или менее, была концепция государственной политики о казачестве. Президент Владимир Путин пришел в 2012 году, утвердил стратегию государственной политики РФ до 2020 года — и ничего не выполняется, не происходит объединения. И получилось, что Медведев хорошо с казаками работал, а Путин упустил казачество. Вот такая ситуация. Я считаю, что и там была провокация 5 мая, и здесь провокация в течение пяти лет шла. Видно, записочки писали президенту: «Все хорошо, разбираемся» — ан нет, не получилось.
Должен быть закон «О казачестве». Не надо о «Государственной службе» (сейчас деятельность казаков регулируется 154 ФЗ «О государственной службе российского казачества» — прим. «Ленты.ру»). Без казачества России никуда: граница создала казака, казак создал государство. Надо объединять казачество, и тогда будет польза, и тогда нечистая сила или шайтан, как говорит Рамзан Кадыров, не поднимет руку на наше Отечество. Оно и так непобедимо, но и без казаков мы не обойдемся. Вы же знаете, сколько сегодня предателей в нашем Отечестве?
Сколько?
Они сплошь и рядом: полковник КГБ, который уехал в Лондон, те, кто повернулись к западной культуре, продают технологии, ценное имущество. Потом — завистники, которые стремятся к власти, сами ничего не могут сделать, и начинают продавать свое Отечество, соседей и традиции. Это те, кто из-за денег предают друг друга. Вы же видите, сколько сейчас развелось мошенников, не только в денежном и имущественном отношении. Они и государство могут продать, и человека.
«Казаки высказали свою гражданскую позицию»
Реестровые казаки из ВКО «Центральное казачье войско» о событиях 5 мая предпочитают не говорить. «Лента.ру» попыталась связаться с казачьим полковником Андреем Шустровым, чтобы уточнить, действительно ли он был на Пушкинской площади. Атаман отрицать этого не стал, однако от дальнейшего общения отказался, опасаясь, что его слова могут переврать, и лишь повторил официальное сообщение, которое было размещено на сайте организации.
В нем присутствие «нескольких казаков Центрального казачьего войска» на Пушкинской площади связывается с концертом «Московская весна», где было запланировано выступление коллектива «с казачьим репертуаром».
«Рядом проходил неразрешенный митинг, на котором казаки высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти, призывов к осуществлению экстремистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды. Казаки традиционно являются защитниками Отечества. В каких-либо противоправных действиях казаки Центрального казачьего войска не участвовали», — говорится в сообщении.
На просьбу что-нибудь рассказать о деятельности московских казаков Шустров также ответил отказом, отправив корреспондента через пресс-секретаря к атаману Ивану Миронову.
Сам Шустров уже попадал в поле зрения СМИ в 2017 году, когда в него выстрелил из травматического пистолета другой казак Олег Пестов. Тогда появилась версия, что оба участника конфликта находились в состоянии алкогольного опьянения, однако Московское окружное казачье общество выпустило сообщение, в котором говорилось, что пьян был только Пестов, а что Шустров «на рубеже своего шестидесятилетия обладает отменным здоровьем, великолепной физической подготовкой, всегда подтянут, опрятен, ведет здоровый образ жизни».
Моральная порка
Произошедшим в Москве недовольны казаки и за пределами столицы. Донской казак Михаил Попов рассказал «Ленте.ру», что видит в этом политическую подоплеку: некие силы против зарождающегося самосознания родовых казаков. Эти люди настаивают на том, что казаки являются отдельным этносом, представители которого живут сейчас на территории так называемого «казачьего присуда» — на Дону, Кубани, Тереке, в Оренбуржье, на Урале, в Астрахани и на других территориях.
Попов подчеркивает, что считает действовавших на Пушкинской площади людей ряжеными.
«Ряженый — это человек, который не является представителем казачьего этноса. Возможно, он имеет каких-то предков, но он не имеет своего национального сознания, часто себя называет русским, но, вероятно, из-за нехватки в России национальных идей, надевает на себя казачью атрибутику», — объясняет он.
Сейчас, по мнению Попова, многие этнические казаки выступают за то, чтобы их считали народом и чтобы юридически этот статус был закреплен, «что власти, в принципе, не нужно», и именно поэтому неких псевдоказаков привели на Пушкинскую площадь.
«Провокация, которая была 5 мая, — это симметричный ответ власти на зарождающееся движение. Власть сейчас пытается настроить многих и оппозиционно настроенных людей, и обычных русских людей на то, что казаки — это «нагаечники», это холуи, которые будут избивать Навальных или Pussy Riot», — уверен он.
При этом Попов не представляет, в какой ситуации он и его соратники вышли бы против протестующих на стороне полиции и власти: «Я пока не вижу возможности выйти на стороне власти, потому что власть нас, как видите, порочит, пытается нас задушить всеми средствами, и власти мы в принципе не нужны. Даже до сих пор не отменен так называемый закон «О казачестве», который является самым антиказачьим. Этот закон как раз и позволил создать все эти казачьи общества и туда пускать повально народ».
По словам казака, на него и его знакомых сейчас обрушился шквал сообщений в соцсетях: люди без разбора пишут всем, у кого есть фотографии в папахе или тематический контент на странице.
«Эти люди (ряженые казаки — прим. «Ленты.ру») устроили показательную порку, и не только людей, но и моральную порку всех казаков. Сейчас на казаков повесили ярлык. У многих казаков подавленное настроение, люди предлагают уже отказаться от наименования этноса «казаки» и перейти на «черкасы», как это было в Средневековье».
При этом собеседник «Ленты.ру» не отрицает, что среди агрессивных людей на Пушкинской площади все же были замечены и родовые казаки.
«Один точно был, но с ним уже переговорили, он понял свою ошибку. Мы знаем представителей общин, которых приглашали на Пушкинскую, но они не согласились, потому что они пока вне политики», — объяснил Попов.
Он также отметил, что вызывает вопросы то, как бренд казачества используется «Центральным казачьим войском» в коммерческих интересах: «Все народы занимаются бизнесом. Но вопрос здесь — занимаются ли этнические казаки бизнесом или же русские под видом казаков используют этот бренд. А казак — это все же исторический бренд, и нам это, конечно, не нравится».
Шапки, деньги, две нагайки
Казаки действительно всерьез занимаются бизнесом. К примеру, про казачьего полковника Андрея Шустрова из ВКО «Центральное казачье войско» известно, что помимо руководства московскими казаками он, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», является гендиректором ООО «Суперплацента», его предприятие занимается производством косметики из плаценты животных.
Руководит же организацией уже упомянутый Иван Миронов, который был утвержден в этой должности президентом Владимиром Путиным. Согласно официальной информации на сайте войска, он генерал-лейтенант запаса ФСБ России, занимал должность вице-президента и директора по безопасности ООО «Группа АВТОВАЗ» и был зампредом по безопасности в правительстве Самарской области.
У его войскового казачьего общества также есть частное охранное предприятие ЧОП «Казачья стража». В презентации ЧОП сообщается, что общество получило право учредить войсковую охранную организацию в 2013 году, а работать охранники-казаки стали в 2014-м. Под их защитой 62 объекта в Москве, в том числе 35 районных судов, а также объекты в Калуге.
«Сотрудники предприятия несут службу в традиционной казачьей форме Центрального казачьего войска. Личный состав предприятия комплектуется из числа реестровых казаков, прошедших подготовку в учебных центрах», — сообщается на сайте.
Получало ВКО «Центральное казачье войско» субсидии и от Министерства культуры. По некоторым данным, их объем в 2016-м и 2017 годах составил по 3 миллиона рублей. На эти деньги проводился «цикл проектов казачьей культуры» — различные мастер-классы, один из которых, согласно положению, проводил президент федерации казачьих боевых искусств Виктор Павлюченков.
Реестровые казаки Москвы также получали финансирование от столичной мэрии. С 2016 года мэрия заключила с «Центральным казачьим войском» 11 контрактов на общую сумму 37,6 миллиона рублей, в том числе три контракта на обучение казаков «необходимым знаниям и прикладным навыкам» по обеспечению безопасности массовых мероприятий в столице. Информация об обучении сотни казаков-дружинников в марте 2018 года есть и на официальном сайте мэра Москвы. Там сообщается, что они действительно «познавали специфику работы по охране общественного порядка и обеспечению безопасности при проведении публичных и массовых мероприятий» и «тренировались с удовольствием и старанием». На фотоиллюстрации — московский атаман Шустров.
Впрочем, в мэрии заявляют, что 5 мая к охране порядка никакие казаки не привлекались. «В расчете сил и средств по обеспечению безопасности никаких казаков, естественно, не было. Они не привлекались ни властью, ни полицией для обеспечения общественного порядка», — сказал глава департамента региональной безопасности столицы Владимир Черников.
«Гомосексуалисты размножаются с помощью пропаганды»
Фото: Paul Hackett / Reuters
Что делать, если геи озверели, а мировая либеральная элита хочет дегуманизировать человечество? Неужели фармакологические компании распространяют в бедных странах презервативы, чтобы снизить рождаемость? Нужны ли социальные пособия бедным и неимущим, когда их ждет царство Божие? Этими и другими вопросами задавались делегаты XII Международного конгресса семей, прошедшего в Кишиневе (республика Молдова). Специальный корреспондент «Ленты.ру»Михаил Карпов побывал на мероприятии и делится своими неоднозначными впечатлениями с читателями.
«У батюшки сразу видно, что он VIP»
В Москве дыхание осени чувствуется в каждом дуновении ветра, а в Кишиневе можно еще спокойно ходить в футболке и нежиться в лучах летнего солнца. Впрочем, если в плане погоды время лишь немного отстает от московского, по общему духу столица Молдовы словно застряла в конце 90-х: на улочках бабушки вовсю торгуют товарами народного потребления, нищие просят милостыню, распластавшись посередине тротуара, и, похоже, молдавские ученые до сих пор работают над таким полезным изобретением, как урна. Урн и мусорных ведер нет, причем не только на улице, но и в гостинице. Сознательным гражданам приходится раскладывать бычки и бумажки по карманам. Несознательным — поступать сообразно ситуации.
Но, конечно, возле величественного Дворца Республики все в порядке. Есть и урны, и даже гигантская ковровая дорожка, спускающаяся от входа в здание и стелющаяся до самой проезжей части. Суетятся подъезжающие гости мероприятия, и только президентские гвардейцы стоят недвижимо и серьезно, запакованные в старомодные мундиры и сжимающие в руках винтовки с острыми штыками. Здесь скоро начнется торжественное открытие XII Всемирного конгресса семей — собрания консервативно настроенной публики со всего земного шара, готовящейся обсудить насущные проблемы. Среди них: главенство церкви, запрет абортов, сексуальных меньшинств, переход со школьного образования на домашнее и реставрация монархий.
В холле прибывшие общаются, знакомятся и зачастую сразу переходят к разговору о повестке дня. Вот стоят несколько американцев. «Я из Юты, но я не мормон, я евангелист», — объясняет один из них другим. Объяснение действительно требуется — штат Юта является настоящим гнездом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которая верит, что после своего воскресения Спаситель направился в Америку. Хотя и мормоны тут тоже есть.
Очень много женщин среднего и пожилого возраста. Пока одни обсуждают погоду, другие в деталях рассказывают друг другу рецепты домашнего ароматизированного мыла.
Под ручку с прихожанкой чинно вышагивает протоиерей Дмитрий Смирнов. Изначально планировалось, что мероприятие посетит сам патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, однако, вероятно, у него сейчас и так забот полно, поэтому его визит в Молдову перенесли, а отца Дмитрия отправили в качестве его официального представителя.
Священник степенно подходит к лестнице и пытается подняться на второй этаж, в зал, где будет проходить церемония открытия. Это у него получается не сразу — на шее отца Дмитрия нет бейджика, и его останавливает охрана. «Наденьте, батюшка», — передает ему удостоверение спутница. Тот показывает охране на свой немалых размеров крест, машет рукой и произносит: «Да зачем это все…», но бейджик все же надевает. «И вы наденьте! — обращается к прихожанке представитель службы безопасности. — У батюшки-то сразу видно, что он VIP!»
На втором этаже неплохо кормят и поят. Наконец, отворяются двери в зал, и делегаты начинают заходить внутрь под музыку небольшого симфонического оркестра, расположившегося прямо у входа. Оркестр, как это ни странно, играет песню американской рок-группы Coldplay «Viva la Vida», не очень подходящую по духу собрания. В ней в том числе есть и такие слова: «По какой-то причине, которую я не могу объяснить, я знаю, что святой Петр не назовет моего имени. Так было, когда я правил миром».
Наконец все расселись. Звучат первые торжественные и мрачные аккорды некоего музыкального произведения, и на сцену, медленно шагая, выходят юноши и девушки в белых нарядах. Помимо музыки, их выход сопровождает зычный голос, объявляющий: «Мы обязаны жизнью семье. Мы должны верить в правду во всем том, что связано с правдой. Мы должны делать это на протяжении жизни».
На экране позади демонстрируются сцены счастливой семейной жизни. «Вечность может реализовываться только посредством веры, посредством любви к стране, к своему народу, детям и родителям. Мы должны быть единым целым!» — монотонно читает голос, постепенно вводя аудиторию в состояние, близкое к трансу.
На сцену выносят девочку, которой нет и года, и начинают размахивать ею в разные стороны. Ребенок при этом сохраняет поразительное спокойствие. «Суть человека — семья, — продолжает декламировать голос. — Жизнь — это миг!» Ребенка сажают в садок, увитый искусственными растениями. «Все только начинается!» — объявляет чтец. Торжественную музыку внезапно сменяет вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». «Свет порождает свет. Заполните свои души светом! Свят наш дом, потому что порог его каменный, потому что там горит семейный огонь. Он словно колыбель нашей семьи! В доме растут наши сыновья и дочери. Суть человека — семья, — повторяет мантру голос. — Радуйтесь друзьям, сестрам, братьям, имени, которое вы носите, жизни!»
«Нас боятся!»
Юноши и девушки в белых одеждах уносят ребенка в манеже, и в зале воцаряется тишина, которую вскоре прорезает торжественный марш. «Президент республики Молдова Игорь Додон!» — объявляет конферансье. Додон быстрым шагом поднимается на трибуну и обводит глазами зал.
Быстро поприветствовав собравшихся и организаторов, он сразу отмечает важность семьи, которая, по его словам, представляет собой «малую церковь». «Семья в современном мире подвержена эрозии», — тревожным голосом сообщает он. И сразу же поясняет суть проблемы: хотя существуют такие явления, как миграция, депопуляция и социальная незащищенность, главная из них — это «антисемейная идеология».
Он рисует пугающую картину: мужчины-молдаване уезжают на заработки, и дети не видят их годами. Женщины прерывают беременность. В первый класс идет все меньше и меньше детей. По прогнозам социологов, к 2050 (а, может, и к 2020) году население Молдовы сократится на миллион — то есть, на треть.
Что же делать? Конечно, прежде всего, противостоять той самой «антисемейной идеологии» и внедрять традиционные ценности. Четко понимать, что ребенок должен быть в семье, которая может состоять только из мужчины и женщины, а также ходить в церковь. Небольшая часть речи Додона также посвящена социальным проблемам, но в них, по его мнению, виноват либеральный парламент, который, например, не позволяет ввести в стране выплаты материнского капитала. Но скоро выборы, и следующий парламент «будет умнее» — если, конечно, большую часть мест получит партия Додона.
Президент Молдовы завершает свое выступление на высокой ноте — объявляет, что в молдавском обществе «нет места» фестивалям ЛГБТ, которые необходимо объявить вне закона. «Да поможет нам Бог!» — восклицает он, и зал встречает это заявление бурными аплодисментами.
После небольшого видеоролика, в котором вновь читается семейная «мантра», перемежаемая рассказами о красоте Молдовы, место за трибуной занимает президент Всемирного конгресса семей Дэн Брайан, благодарящий бога за такого замечательного президента, приветствующий собравшихся и призывающий бороться за естественную семью в ее первоначальном виде. «Когда мы вернемся домой, у нас будет много проблем, нас будут критиковать! Не показывайте страх, наше дело правое. Нам нужны лидеры, готовые рисковать ради правды!» — патетично восклицает он.
Митрополит Владимир зачитывает послание епископа Иоанна, а протоиерей Дмитрий Смирнов — патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Спонсор Конгресса, грузинский бизнесмен Леван Васадзе, рассказывает о том, что размножаться в «бетонных клетках» человек не может, а значит семья может быть только, если он живет в сельской местности. И вообще, подавляющее большинство конституций стран мира — либеральные, основанные на правах личности. Но это неправильно, и кто-то должен изобрести нелиберальную конституцию, в которой будут зафиксированы не права человека, а права семьи и обязанности человека в семье.
Принц Луи де Бурбон, глава дома Бурбонов, достаточно быстро с темы семьи и традиционных ценностей съехал в горькую ностальгию по временам правления своей династии, впрочем, обернув свои мысли в «семейную» обертку. Раньше, говорил он, Франция была замечательной, и все из-за стабильности передачи власти, которую получали одни поколения мужчин Бурбонов от предыдущих. И это все давало смысл жизни для людей, создавало «естественные иерархии». Король же, разумеется, символизировал единство общества. И вот против этого сейчас борются «зеленые тоталитаристы», которые пришли на смену «красным и коричневым».
Валерий Алексеев, президент Фонда единства православия, прочитал достаточно нудную лекцию об ужасах глобализма, смятении мировых элит, противоестественности однополых браков и конце света. Видно было, что примерно такие доклады он читал в советские времена на кафедре научного коммунизма, заменяя слово «господь» на «Владимир Ильич Ленин».
Особенно запомнилось выступление сенатора Елены Мизулиной, которая, зачитав формальное послание спикера Совета ФедерацииВалентины Матвиенко, перешла к собственной речи. По ее словам, в 90-х годах прошлого века началось «нашествие антисемейных античеловеческих ценностей, основанных на человеконенавистничестве». Она жестко осудила аборты и экстракорпоральное оплодотворение, для которого нужно «сдавать биоматериал». «Чудо рождения всегда неожиданное, как его ни планируй, — отметила она. — Потом именно такие люди становятся патриотами!»
Если же говорить о зачатии плода в пробирке — это искушение, тут нет чуда и эмоций. У таких людей не горят глаза. А свобода личности — симулякр, поскольку она может быть только в рамках естественной семьи. И вообще, что творится! Повсюду идет пропаганда гомосексуальных браков, детей для которых будут поставлять естественные семьи.
Мизулина отметила, что после того, как в России были введены выплаты материнского капитала, а также другие законы, поддерживающие рождение детей, рождаемость в стране выросла «в разы». «Если вы хотите видеть возрождение Молдовы, используйте наш опыт! — призвала она. — Нас боятся, навешивают ярлыки! Не обращайте внимания! И дрогнут крепости этих нетрадиционщиков!»
Затмить такое яркое выступление было сложно, однако африканка Тереза Окафор, директор Фонда африканского культурного наследия, явно старалась. Так, она поведала о том, что Африка является «подарком миру», «оазисом крепости семьи и веры», а также «духовными легкими человечества». Она осудила использование презервативов (так как его якобы навязывают фармкомпании, чтобы снижать рождаемость в странах третьего мира) и отметила, что в ее родной Намибии гомосексуальность запрещена законом, снискав продолжительные аплодисменты зала.
Мир согласно Левану Васадзе
Речь Левана Васадзе заинтересовала корреспондента «Ленты.ру», и он поговорил с грузинским бизнесменом об урбанистике, монархизме, а также о том, как надо жить. Разговор получился длинным, поэтому ниже приводится краткая выжимка из него.
После краха СССР все поехали в города, а сельская местность вымерла. Эта вторая и даже третья волна урбанизма превратила городскую жизнь в ад. О какой свободе личности можно говорить в виртуально-бетонной «матрице», в которой мы сейчас существуем? Более того, в сельской местности функции мужчины и женщины очевидны, а в квартире мужчина теряет не то что пол, а весь смысл существования. Потому что в квартирной парадигме функция заключается в том, чтобы в тапках дошлепать до холодильника, достать что-то и дошлепать до нужника. Соответственно, происходит эрозия того, что делает нас теми, кто мы есть.
Нет, конечно, никто не говорит, что городов не должно быть. Но что такое город? Вот вы в последний раз когда в театр или музей ходили? Мы вообще такие люмпены, шлепающие между квартирой и рестораном и чмокающие эту еду. А нам на это банки дают кредиты, и мы ими обрастаем. Все катится в тартарары.
Или вот, например, поговорим о таком благе, как физическая усталость. В Библии Бог сказал Адаму добывать хлеб в поте лица своего. А у нас какой пот? Создаем себе его симулякр, бегая как белка в колесе в фитнес-клубе. Для чего? Чтобы потом какой-то рельефностью мышцы, которая дряблеет за неделю, покрасоваться перед какой-то феминой, которая тебя потом кастрирует, если ты ей недостаточно понравишься.
Все должно быть наоборот. Должен быть патриархат, когда мужчине начхать на все эти инверсии, которые возникают в матриархальной структуре. Вот ходишь перед этой женщиной на цыпочках, стараешься ей понравится… А она чем больше от нас освобождается, тем больше толстеет, ее функция — кормить, и она начинает кормить себя. Чем больше она толстеет, тем больше селфи снимает и показывает своим подругам: я в тренде!
Стимулировать переселение из городов в деревни не надо. Мы люди восточные — что русские, что грузины. Нам наоборот надо запрещать на уровне государства: мол, сиди у компьютера, не рыпайся! И ты тогда скажешь: э, ты кто такой? И сделаешь все наоборот.
Что касается конституции, в которой будут записаны права семьи, а не человека, то вот, посмотрите. 300 лет назад стали умирать традиционные общества, началась эпоха модерна, антропоцентризма, в которой человек — центр мироздания. Не будем спорить, кто в этом виноват — Декарт или Джон Локк, но индивид встал во главу угла, и он царь, и вокруг него весь мир.
Но против этого выступили немецко-еврейские мыслители, прежде всего Карл Маркс. Он провозгласил революцию против индивидуализма, но уже без бога. Потом начался фашизм и нацизм. Потом и его не стало, а скоро не станет и либерализма, который отделяет человека не только от религиозной, национальной и половой идентичности, но и — последний писк моды — человеческой. Вот этот трансгуманизм и все, что с ним связано.
Династическая монархия — это хорошо, и в ней нет ничего архаичного. Это намного выгоднее, чем каждые четыре года устраивать выборы президента. Вот, посмотрите, в Испании, Голландии или Британии есть монарх и парламент с премьер-министром. И все хорошо.
Но до монархии надо еще дожить. Главное, что вот эта система, когда все едут в город, а там им дают кредиты, чтобы они на них покупали стеклянные бусы, заканчивается. Вот мы вышли из СССР и пресытились наркотиками, сексом и пустотой, следующее поколение все это отвергнет. И вообще, хочешь гедонизма — будь верен супруге, имей детей. Большего кайфа нет. И уезжай в деревню, подальше от бетонных клеток.
Молодым, конечно, это не объяснишь, им надо перебеситься. Главное, не пересекать черту — не начинать тяжелые наркотики употреблять или не переходить к крайним формам сексуального разврата. Вот посмотрите, чем более пустой человек, тем больше у него татуировок. Чем больше он гоняется за свободой… Короче, хотите настоящей свободы — кончайте гоняться за своими «хочу», потому что хочется все больше и больше, и наступает депрессия. 40 миллионов американцев сидят на «Прозаке», благодаря которому у них наступает временная эйфория, а потом — облом. В общем, чем меньше я хочу, тем лучше мне, братцы, а чем больше — тем хуже.
«Ты доволен, Лешенька?»
После церемонии открытия одухотворенные делегаты, предварительно отобедав, разбрелись по всевозможным секциям, проходившим параллельно друг другу в отеле Radisson Blue. Выбор был богатый. Например, можно было послушать, как «международные сети подрывают значение семьи и веры», посетить обсуждение скорейшего запрета абортов, осудить «гендерную идеологию» или узнать, как бороться с противниками в эпоху социальных сетей.
Корреспондент «Ленты.ру», впрочем, решил сначала узнать, каким образом делегаты конгресса собираются взращивать новое поколение, воспитанное на традиционных ценностях. Многие гости и спикеры были увлечены обедом, предоставленным организаторами, и потому вовремя секция не началась. В полупустой аудитории скучали несколько девушек, а на ряд выше сидел пожилой канадец в помятой серебристой жилетке. Канадцу тоже было скучно.
— О, ты молодая! — обернулся он к одной из девушек. — Знаешь, в 20 лет одна проблема — тебе потом будет 30. Я знаю, я это сам пережил.
— Мне 30, — ответила девушка.
— Тебе 30? А откуда ты?
— Из Молдовы.
— Тебе нравится то, что делает президент Додон? — голос канадца звучал так, будто он пытался говорить с туземцами далекого острова, отрезанного от цивилизации, — он медленно проговаривал слова, стараясь как можно более ясно их артикулировать.
— Да, нравится.
— О, хорошо! Ходишь в церковь?
— Да.
— Знаешь, что это значит? — спросил канадец, сложив руку в кулак и потряся им над головой. — Это значит «вау! Господи, спаси и сохрани!»
Постепенно зал заполнился, и первым к трибуне вышел Алексей Комов, управляющий директор компании Classical Conversation, продвигающий образование детей на дому. Улыбчивый подтянутый и холеный человек средних лет в очках, он выглядел как брат-близнец телеведущего Андрея Малахова. Он осудил американские законы, согласно которым дети-трансгендеры имеют право в школах пользоваться туалетами, соответствующими их половой идентификации, а также заметил, что домашнее образование дает лучшие результаты, чем школьное. Комов также отметил, что закон, согласно которому во многих европейских странах родители обязаны отдавать детей в школы, был придуман в гитлеровской Германии, чтобы «индоктринировать их в национал-социализм». Теперь же с помощью него несчастных ребят «индоктринируют» в толерантность и либеральные ценности. Сказав это, он уступил место протоиерею Дмитрию Смирнову.
Тот сразу же заявил, что хотя люди могут сами осваивать объекты знания, без Христа, о котором «стало говорить неудобно», образование рассыпается, поскольку человек «остается в нравственных качествах существом вредным и даже самоубийственным». Смирнов заклеймил «лицемерие европейской культуры». «Вот, мол, у человека есть какие-то там права. Право на жизнь есть у террористов, садистов, но детей можно убивать сколько угодно, и все молчат. Постхристианский человек считает, что проблемы нет», — сказал он, намекая на то, что аборты неплохо бы было поскорее запретить.
«All you need is love!» — по-английски заявил Смирнов, сказав, что нужно строить «малую церковь», семью. Он посетовал на то, что любви человеку сейчас очень не хватает, и ему «грустно жить среди сволочей».
После этого он перешел к описанию собственного детства. По его словам, советские детский сад и школа были для него «сплошным адом», и он поклялся тогда, что если у него будут дети, он их туда никогда не отдаст. Затем он перешел к положительному примеру — у отца Дмитрия есть друг священник, который обучает детей дома, и у него все хорошо.
Он закончил свою речь на том, что детям надо показывать «красоту жизни, ее настоящесть», и тогда они будут ходить в церковь всегда, а не только пока живут с родителями. «Thank you for your attention», — усмехнувшись, проговорил он на английском. «Ты доволен, Лешенька?» — повернулся Смирнов к Комову. Лешенька был определенно доволен, ведь сразу стало понятно, что интересы у него в этом деле не только духовные, но и вполне меркантильные — развивать собственную компанию, занимающуюся образованием на дому.
Зарубежные спикеры примерно повторяли тезисы Комова. Среди них выделялась Мойра Чимомбо из Малави, которая заявила, что, несмотря на слова Терезы Окафор, в Африке не все так хорошо, свирепствует ВИЧ, а родители вступают в отношения инцеста со своими детьми, и не занимаются их воспитанием, потому что не понимают, что в этом плохого. Однако образовательные программы, которые продвигает ее организация SAFE, помогают исправить ситуацию.
Звездой секции стал профессор богословия Алексей Осипов. Он сразу же отверг идею о том, что для повышения рождаемости и качества жизни необходим высокий уровень достатка граждан. Осипов заявил, что человек в наше время «перестал понимать, зачем живет», и в такой ситуации ни о каком образовании идти речь не может.
«О чем говорят? О комфорте жизни, спорте, искусстве, о социальных пособиях, словно человек вечно будет жить на Земле. Этот материализм поражает своей примитивностью. Каждый человек находится под реальностью дамоклова меча!» — возмутился богослов, заявив, что первый вопрос, без которого невозможно говорить об образовании, заключается в том, есть Бог или его нет.
Он заявил, что все обессмысливается без понимания жизни вечной. «Ну знаю я энциклопедию наизусть, и что? Умер, как и те, что ничего не знают», — усмехнулся Осипов. По его словам, жизнь следует рассматривать как «экзамен вечности», и именно это является ее смыслом, а значит и целью образования. «Бердяев был прав, мы перестали понимать, зачем живем, и времени у нас подумать об этом нет. О, бессмертные боги, когда же мы опомнимся!» — патетически произнес профессор богословия, воздев руки к панельному потолку аудитории.
«Сборища педерастов»
Не менее интересная дискуссия развернулась и во время секции, посвященной «гендерной идеологии». В основном, на ней выступали зарубежные спикеры, которые клеймили позором современные западные представления о поле.
Профессор Стивен Баскервиль, автор книги о гендерной идеологии, сразу обозначил, что говоря о гендере, надо сразу говорить об идеологии, потому что гендер — это идеология, и пока сторонники консервативных ценностей не признают это, они всегда будут проигрывать. Он сравнил ее с фашизмом, исламизмом и коммунизмом, поскольку ее пропоненты «подавляют инакомыслие», заставляя общество принимать «извращения», что якобы приводит к понижению рождаемости, популяризации неофициальных союзов и разводам.
Другие спикеры также рекламировали свои книги, говорили, что «уничтожение идентичности мужчины и женщины ведет к искусственному размножению гомосексуалов». Один из них процитировал отрывок из книги Бытия: «И Бог создал человека по образу и подобию своему. Мужчину и женщину, все ясно как день. Мы женщины и мужчины в глазах Господа, и Христос это подтвердил». А значит, ничего другого просто быть не может.
Однако настоящий фурор произвел россиянин Андрей Цыганов, не заявленный в программе, являющийся, помимо прочего, главным редактором ИА «Катюша» и соавтором закона о запрете гомосексуальной пропаганды среди несовершеннолетних, доработанная версия которого была принята Госдумой несколько лет назад.
Взяв с места в карьер, он сразу разложил все по полочкам. Естественное происхождение гомосексуальности — миф. Никто геев к тому же не обижает, а продвигает эти «извращения» в России британское генконсульство, где до недавнего времени все консулы были лицами нетрадиционной ориентации. Виноват во всем режим Ельцина, который «первым делом» в 1993 году отменил уголовное наказание «за педерастию». Теперь же с заразой, ползущей с Запада, позволяет бороться закон об иностранных агентах, который создает трудности для всевозможных прозападных фондов и организаций, которые «продвигают» такие идеи «по продвижению педерастии». «Есть миф, что христиане должны терпеть. У нас есть философ Ильин, который вывел тезис о сопротивлении злу силой, и злу надо сопротивляться!» — завершил свое выступление он, заметив, что его патриотическая организация «успешно срывала сборища педерастов».
Гендер согласно Андрею Цыганову
Корреспондент «Ленты.ру» заинтересовался активистской деятельностью Андрея Цыганова и расспросил его о том, нужно ли, с его точки зрения, принять какие-нибудь еще законодательные меры в отношении «педерастов», или в России уже и так все хорошо. Как и в случае с Леваном Васадзе, беседа получилось объемной, и потому, опять же, «Лента.ру» приводит ее краткий конспект.
Гомосексуалисты размножаются с помощью пропаганды. Основной приток гомосексуалистов возникает или за счет совращения, или за счет навязчивой рекламы. Мы настаиваем если не на криминализации, то на возвращении психиатрического диагноза. Потому что эти гендерные теории — просто педерастия, психиатрическое отклонение.
У нас есть предложения для власти, но политической воли у руководства страны пока нет, хотя не удивлюсь, если скоро она появится. В том, что ее нет, виноваты мифы евроцентризма, из-за которых разрушился СССР.
Чтобы искоренить это явление на Западе, им не надо голосовать за политиков, которые употребляют в речи слово «гендер». Сказал «гендер» — все. Гендер — это слово-паразит, семантический террор, оно ничего не значит, но его накачивают политическими смыслами лоббисты. Европа погрязла в этом самом гомосексуализме и катится на дно.
В России своя норма права, она основана не на прецеденте, а на этических, непрописанных нормах. И согласно им — гомосексуализм является из ряда вон выходящим извращением.
То, что гомосексуалистов 3-4 процента от всей человеческой популяции — это миф. Когда мы проводили слушанья по поводу закона о запрете гомосексуальной пропаганды, у нас выступали крупные психиатры, которые говорили, что гомосексуализм — это синдром неодолимых влечений (так это правильно называется), и встречается он лишь у ничтожной доли тех, которые так себя называют. Это психи, это больные люди. А все остальные — жертвы пропаганды.
Вообще, разговоры о статистике — большая ложь. «Закон о шлепках» и попытки криминализации семейно-бытового насилия — это та же самая история. В январе прошлого года был включен в реестр иностранных агентов центр «АННА», который более 10 лет снабжал нашу Государственную Думу, другие органы власти заведомо ложной статистикой о том, что в России ежегодно от рук мужей погибают 14 тысяч женщин. Эта цифра — абсолютная ложь, они ее взяли с потолка. По-настоящему, по данным МВД, в России от всех видов насилия погибает не больше 400 женщин. А фонд «АННА» принадлежит подруге Хиллари Клинтон, и тут уже сразу все понятно.
Но враг не дремлет, поэтому надо держать ухо востро. С детьми нельзя разговаривать на определенные темы, пока они не достигнут соответствующего возраста. Вот в СССР не говорили о наркомании, и наркоманов не было.
Когда у меня родился третий ребенок, мы выбросили телевизор. У нас со старшей дочкой был случай, когда моя жена увидела в учебнике по ОБЖ гинекологические подробности, которые я, женатый мужчина и отец, не знаю и знать не хочу. И это хотели рассказывать мальчикам и девочкам вместе на уроке в школе в шестом классе!
Я жене говорю: дорогая, сейчас прямо ты идешь к классному руководителю, берешь ее за ноздри, вы идете к директору. И там говорите: если ты, дорогая моя, не хочешь завтра сесть в тюрьму, или чтобы с тобой случилось какое-нибудь несчастье, ты берешь и собираешь у всего потока эти учебники — я проверю лично — отдаешь их мне. Я поехал на рынок, купил на весь поток учебники, и мы их раздали. А эти сожгли во дворе школы.
«Смерти пугаться не надо»
Конгресс продолжался два дня. Многое было сказано, многое, определенно, делегатам предстоит сказать на следующем. Во время мероприятия собравшиеся активно рассказывали о силах зла, противостоящих им. Американцы превозносили Дональда Трампа и призывали молиться за него, в частности, и потому, что он «выступает за права нерожденных детей».
Богослов Алексей Осипов был вездесущ. На одной из секций он рассказал, что есть два рая: христианский и «рай аскариды». Он поведал собравшимся об Атлантиде — вот, жили люди, достигли высших стадий прогресса, а результат какой? То-то. А Бог — это первичная красота, и кроме Бога и вечной жизни человеку никаких благ не нужно.
На церемонии закрытия президент Молдовы Игорь Додон еще раз поблагодарил собравшихся и заверил их, что Молдова будет противостоять навязыванию либеральных ценностей извне. «Мы хотим дружить с [Западом], но свою идентичность будем охранять и сохранять. У нас нет сильной армии, газа и нефти, но есть люди, традиции и история. Зачем это разрушать?!» — задал он вопрос в зал. Все были согласны, что разрушать незачем.
Протоиерей Дмитрий Смирнов восхитился «мужеством и твердостью» президента в противостоянии «силам ада, которые, обнаглев, вылезают из преисподней, потому что хотят установить свой сатанинский порядок». Он уверенно заявил, что если страна будет иметь таких руководителей, ей нечего бояться. «А смерти не надо пугаться, она и так будет», — завершил свою речь священник на положительной ноте.
Это обычный семейный портрет и простой рассказ о том, как люди преодолевают самое сложное, что может быть в жизни, — недуг собственных детей. Представляем вам историю из собрания Русфонда, который уже 20 лет помогает тяжелобольным детям. Если вы захотите присоединиться к тем, кто им помогает, сделайте это на сайте Русфонда или воспользуйтесь кнопкой ПОМОЧЬ. Рубрику «Жизнь. Продолжение следует» ведет Сергей Мостовщиков.
Все должно было сломаться в судьбе Вики Тугаревой из Рязани. Но сломались только кости, а жизнь оказалась на удивление крепким и непредсказуемым приключением. Какая-то загадка явно была скрыта между тем, что должно было случиться, и тем, что на самом деле произошло. Говорили, несовершенный остеогенез неизлечим, а нашлись способы укрепить хрупкие Викины кости. Считали, из-за большого количества переломов она не будет даже сидеть, а она ходит — не остановишь, старшая сестра зовет ее «ходячий позитив». Думали, может стать немой, когда сломала височно-теменную кость и потеряла дар речи, а Вика в итоге начала петь и собирается стать звездой сцены. Всякий раз получалось так, что очевидная проблема, ставившая в тупик, на самом деле только открывала новый, совершенно неожиданный путь. Нужно было лишь найти силы пойти по нему. Но как это сделать? Об этом мы разговариваем с Викиной мамой Мариной Тугаревой:
— Я училась в Рязани в сельхозакадемии на зоологическом факультете. Пошла туда потому, что можно было поступить бесплатно и без помощи родителей. Особенно тогда не задумывалась, кем хочу быть. Просто самостоятельным человеком. В академии пошла на спорт, стала заниматься карате. Наверное, потому что за меня некому было заступиться, а времена были — конец девяностых. У меня хорошо получалось, заработала синий пояс. И вот звонят мне однажды и говорят: собираем команду из девочек на соревнования, давай ты тоже будешь участвовать. Я к тому времени уже год как не занималась. Стала думать, кто бы мне помог подготовиться. Все ребята отказывались: «Не-не-не, с тобой связываться — себе дороже». А вот Сережа, староста нашего курса, согласился. Потому что он тоже всех лупил — занимался и карате, и многоборьем. Говорит: «Ну пойдем». Ну и пошли… С тех пор у нас уже трое детей.
Было желание первым родить мальчика. Но получилась девочка Настя. Второй у нас был мальчик, пока я ходила беременная — по комплекции, по всем УЗИ. А когда этот мальчик появился на свет, оказалось, что это девочка Вика. Только с третьей попытки у нас получился Володя.
То, что у Вики будут проблемы, стало понятно сразу. По УЗИ на 35-й неделе беременности врачи ничего толком не поняли, нашли то ли укорочение конечностей, то ли вывих суставов. Только развели руками. А после родов она поломалась сразу при осмотре, как только оказалась на столе у доктора. Оба бедра и оба предплечья.
Пока я лежала в больнице, я про несовершенный остеогенез перечитала всю Рязанскую научную библиотеку имени Горького. Я заказывала литературу и журналы, мне привозили их прямо в палату, тогда у них была еще услуга по доставке. То есть мы начали решать проблему сразу. Мне было страшно, но я считаю, нас спасло то, что мы спортивная семья. Муж начал заниматься с Викой плаванием — клали ее в воду и делали упражнения. Потом, когда она подросла, начали делать подтягивания, висели на турнике. И искали способы помощи. К девяти месяцам мы уже были в Москве, в клинике «Глобал Медикал Систем». И с тех пор, благодаря Русфонду, прошли там девять курсов лечения препаратом, который укрепляет костную ткань. После первого курса Вика стала активной. После второго — попыталась сесть. После третьего — встать. Ну и так далее. После последнего курса она с другими детьми гуляет по шесть часов на улице.
Конечно, кости укрепляет не только лекарство. Сама по себе Вика — источник стойкости. Некоторые, знаете, сидят и плачут. Я тоже иногда сижу реву, а она улыбается. Помню, однажды ей вправляли ногу, привезли ее в гипсе, после наркоза, тяжело ей, а она улыбается. Ей плохо, а она веселится. Ну как тут рыдать? Это, конечно, очень вдохновляет. И это помогает понять смысл жизни.
Я считаю, каждый человек должен для себя определить, что он вообще хочет. В мире ведь ничего не происходит случайно. Вот если сесть, задуматься, то получится, что любые трудности, с которыми сталкиваешься, нужны для того, чтобы получить какой-то важный опыт, который можно использовать в жизни. Я думаю, в любой семье, даже без детей или со здоровыми детьми, есть свои сложные моменты. И нужно разобраться, как и кто с ними справляется, как это меняет быт, обстановку. И главное, нужно понять, теряете ли вы контроль над ситуацией, над собой и семьей или, наоборот, получаете новые знания. Без новых знаний вы не сможете двигаться вперед, а будете сидеть как у камня на распутье.
Не нужно считать проблемы наказанием. Если они случились, так и должно быть. Это знак того, что у вас открываются новые, абсолютно другие перспективы. Например, Вика после предпоследнего перелома височно-теменной кости не могла говорить, потеряла речь. Как мы ни бились, как ни крутились, как ни развивали мелкую моторику, как ни играли в кубики и как ни складывали пазлы, не было абсолютно никакого результата. И вдруг заметили: когда звучит музыка (не попса, а классическая), она начинает ее повторять. Повторять чисто, здорово. Я взяла и отвела ее в музыкальную школу. Там ее сразу взяли, она запела! Стала повторять мелодии и начала развиваться в совершенно другом направлении.
Понимаете, мне кажется, если в любой плохой ситуации найти что-то хорошее, какой-нибудь положительный момент, начать работать с этим положительным моментом, результаты просто ошеломляют. Вот старшую мою дочь Настю не брали в садик, не удавалось ее пристроить. Так она пошла в итоге в музыкальную школу, чтобы был какой-то коллектив. В результате все проблемы перешли в то, что у нее куча грамот за игру на виолончели, ее даже в Гнесинку берут на бесплатное обучение, просто у нас пока нет средств, чтобы оплатить ей общежитие. Сейчас думаем, ищем.
Поверьте, все плохое может перерасти в хорошее. Главное — найти нужное русло. Или, если хотите, — лазейку. Вы не ошибетесь в ее поиске, потому что почувствуете: все было ужасно. А стало ой как здорово! Этого я желаю любой семье.
Рубрику «Жизнь. Продолжение следует» ведет Сергей Мостовщиков. Сегодня он расскажет о том, как можно взять на себя ответственность за все, остаться один на один с жизнью, справиться с ней и помочь другим.
Сережа Иванов родился раньше времени, мать и врачи ничего не смогли с этим поделать. Сережа очень торопился, еле дышал, его приводили в чувство в реанимации. Потом оказалось, что из-за спешки кости Сережиной головы срастаются слишком быстро, и все это опасно для мозга: ему некуда будет расти, чтобы успеть за нетерпеливым Ивановым. Матери пришлось искать врачей и деньги, чтобы оплатить сложную операцию. Голову Сереже раскроили, устроили там искусственные роднички. Остался шрам, как от битвы с препятствиями, встающими на пути слишком нетерпеливого человека. Сейчас ему год с лишним, кругом — Воронеж, есть старший брат Алеша, мать не работает, сидит в декрете, отец иногда появляется, но с ними не живет. К чему так стремился Сережа? Что это? Да обычная человеческая жизнь. О ней мы и разговариваем с Сережиной мамой Ольгой Ивановой:
— Я врач-терапевт. Пошла в медицину потому, что, скажем так, в моем лице моя мама реализовала свою мечту. В свое время она не добрала два балла в медицинский — и не прошла. Поэтому меня всегда целенаправленно готовили к поступлению. Не могу сказать, что жалею. Мне нравится. Все-таки я себя чувствую на своем месте. В декрет уходила с должности заместителя главного врача больницы.
Наверное, я ценю самостоятельность. Замужем не была, но вот родила двоих сыновей. Родила для себя. С отцом ребят у меня замечательные отношения, он нам чем может помогает, старается по крайней мере. Мальчики взяли от него лучшие свои черты: папа у нас рукастый и трудоголик. Но есть такой вот нюанс: человек женат, поэтому я знала, на что иду. Помните, как говорят: сильная я женщина, но немного долбанутая. А жизнь, знаете, она ведь как — если ты себе не придумаешь проблем, она сама найдет, что тебе преподнести и чем озадачить, чтобы держать тебя в тонусе.
Я всегда хотела большую семью. Но не получалось, получалась карьера. Обычно ведь как выходит — либо одно, либо другое. Я с двадцати шести лет вела приемы, с пациентами работала, у меня получалось руководить. К тому же одна из специальностей моего терапевтического профиля — онкология. Так что я в основном занималась людьми, а не собой. Тяжелые случаи, трудные разговоры. Всегда по ту сторону двери есть какой-то человек. И чтобы ему помочь, ты тоже должна почувствовать себя по ту сторону двери, чтобы понять, насколько это хреново. Какая тут семья?
Но вот у меня двое ребят. Подруги говорят: надо набраться смелости и родить еще двойню, вдруг будут девочки. Но я, честно сказать, не знаю, что делать с девочками, когда у тебя два пацана. С ними хорошо — одни сюрпризы. Сережа вот у нас родился раньше срока, на Рождество. Мне бы еще полтора месяца походить в свое удовольствие. Но нет, он решил: хочу сейчас. Хорошо, как скажешь. В принципе, все было в порядке. Ну, он был слабым, какое-то время пришлось набирать вес, но в целом ничего страшного. Правда, еще тогда неонатолог сказала нам, что форма головы у Сережи — ну, скажем так, не шариком. Посоветовала понаблюдаться, мало ли что.
Где-то в шесть месяцев уже стало заметно, что лобные доли у Сережи стали чуть выпирать, появилось подозрение, что с черепом что-то не в порядке. Съездили к нейрохирургам, и нам сказали, что сагиттальный шов, который соединяет правую и левую теменные кости, у нас уже действительно схватился раньше времени. Значит, мозгу будет мало места для роста, он начнет давить изнутри.
Нам предложили операцию: пока кости мягкие, их разрежут и сделают два искусственных родничка. Один из них фиксируется специальными биоразлагающимися пластинами. Год они не дают костям срастись, а потом растворяются. Чтобы приобрести эти пластины для операции, мне пришлось обратиться в Русфонд. Легко сказать — обратиться. Если бы мне надо было чего-нибудь отрезать, разговора бы не было. А тут ребенка собираются перекраивать. У меня от этого у самой полголовы седая, краска не берет.
Мой папа говорит, что Сережа после операции как-то повзрослел. А мне кажется, он вообще оказался человеком вдумчивым. Вот Алеша — он постарше, ему три с лишним года, у него устанавливается характер, он все больше права качает, немного хитрит. А Сережка — он смотрит на него оценивающе, внимательно, как бы со стороны. Но ведь он и на меня так смотрит. Так что я хотя и поседела, мне теперь совершенно ясно, ради чего я живу с этой седой головой.