14 апреля в пресс-центре ТАСС были объявлены шорт-лист и состав Малого жюри российской литературной премии «Национальный бестселлер-2017».
В январе 2017 года был сформирован
Книги короткого списка передаются на суд Малому жюри в составе: рэп-музыкант Василий Вакуленко (Баста), актриса Анна Ковальчук, режиссер Борис Хлебников, композитор Настасья Хрущева, архитектор Сергей Чобан, писатель Леонид Юзефович. Почетный председатель жюри – генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. Победитель премии «Национальный бестселлер-2017» будет объявлен 3 июня в Санкт-Петербурге и получит миллион рублей.
Своими мыслями о взаимодействии литературы, кино и телевидения поделился с журналистами председатель жюри премии «Национальный бестселлер» Константин Эрнст:
— Всех книг мы, конечно, не читали, но будем читать шорт-лист. И я, наконец, перестану читать каждый день по триста страниц сценариев. Конечно, номинально люди читать стали гораздо меньше, информационный поток очень изменился, и роль литературы тоже трансформировалась. Но тем не менее литература продолжает быть влиятельным фактором. Хорошие авторы всегда будут цениться. У Стругацких в предсценарии «Сталкера» профессор и писатель, перед тем как пойти в Зону, стоят в пустом кафе, и профессор спрашивает: «А о чем вы пишете, писатель?» — «О читателях», — отвечает писатель. Для кино и телевидения абсолютной основой является литература, но выдающаяся книга никогда не станет выдающейся экранизацией. Из хороших или средних книг могут получиться замечательные фильмы или сериалы, из выдающихся – никогда. Потому что выдающаяся книга энергетически свою функцию уже выполнила в том виде, в котором она первоначально создана. Утверждение мое вкусовое, но мне кажется, что не было эквивалентных экранизаций.
О принципах формирования Большого и Малого жюри рассказал ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер» Вадим Левенталь:
— У нашей премии есть два жюри. Это Большое жюри, которое читает весь лонг-лист, а в этом году это 54 произведения, в него входят писатели, поэты, критики, журналисты и представители других профессий. А вот Малое жюри, которое будет читать шорт-лист, мы собираем по принципиально другой идее. Малое жюри у нас составляется из людей, в основном не имеющих профессионального отношения к литературе, но состоявшихся в других сферах. И мы этим людям доверяем, это люди со вкусом, это люди интересные и знаменитые.
Рэпер Василий Вакуленко признался, что книг читать не любит:
— Когда мне позвонили и предложили принять участие в составе жюри премии «Национальный бестселлер», я распереживался. Это большая честь и очень для меня волнительно – составлять свое критическое мнение о толстых книгах. Скажу честно: я не люблю читать с тех пор, как моя бабуля заставляла меня поглощать килотоннами необходимые – по ее мнению – литературные произведения. И до сих пор мне тяжело читать. Но я читаю – в основном на электронных носителях.
Композитор Настасья Хрущева высоко оценила названия конкурсных произведений:
— Этих книг я пока не читала, но мне нравится, что сами их названия выстраиваются в какой-то сверхтекст: Патриот – Эта страна – Родина – Жития убиенных художников… По-моему, это отличный выбор сам по себе…
А вот многие журналисты произведения из шорт-листа прочитать успели и считают их сочетанием «романов и баек, Гоголя и Шукшина, митьков и передвижников». В «Родине» Елены Долгопят чудаковатые «маленькие люди» живут в обстановке городских легенд и прочих странностей вроде одушевленных автомобилей, «Головастики и святые» Андрея Филимонова, наоборот, укрылись в сибирской глуши, изъясняются матерной вязью и поклоняются лесным божествам. В конце концов и для героини «F20» (название этого романа — медицинский код шизофрении) Анны Козловой каскад собственных личностей дополняется многими чудаковатыми персонажами.
Евгений Евтушенко в романе «Ягодные места» вспоминает одного космонавта, который долго ждал своей очереди на полет в космос. Так вот, пока космонавт ждал, он много читал. И открыл для себя Достоевского, который раньше казался ему запутанным и неприятным. И космонавт задумался: а почему, собственно, литература должна быть приятной? Разве она – развлечение?
Любнарком, 14 апреля