Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
В считаные часы после теракта в Санкт-Петербурге в СМИ распространилась фотография предполагаемого террориста-смертника — грозная, высокая фигура с длинной бородой в черном пальто и тюбетейке. На следующий день Ильяс Никитин, принявший ислам ветеран чеченской кампании из Башкирии, удивившись своей популярности, лично явился в полицию, чтобы прояснить ситуацию. Там во всем быстро разобрались. Но журналисты не спешили расставаться с таким ярким образом. Сотрудники некоторых медиахолдингов, окрестив Никитина «смертником в шапочке», следили за каждым его шагом в режиме реального времени. Взволнованные этими публикациями авиапассажиры, вынудили экипаж снять Никитина с рейса после того как он поднялся на борт самолета. Позже сообщалось, что он лишился работы по инициативе управления Следственного комитета Нижневартовска, его родного города. Сейчас жители Санкт-Петербурга собирают подписи под петицией с требованием вернуть Никитину его доброе имя.
«Лента.ру» отправилась к московским мечетям и поинтересовалась у российских мусульман, как им живется во времена повышенной общественной напряженности, переходящей порой в откровенную исламофобию. Мы специально выбирали людей, чей внешний вид безошибочно говорит об их религиозной принадлежности.
Все мы знаем, что сегодня всех мусульман берут на заметку, как будто угроза только от нас. Если у простого человека видят какие-то признаки того, что он следует религии, бороду оставляет, короткие штаны носит — к нему сразу какое-то особое внимание, проверки. Мы на это нормально смотрим, я к этому привык. Но все равно неприятно. У каждого человека должно быть право следовать своей религии, если никакой вред от него не исходит. А ему начинают устраивать лишние проверки, хотя на самом деле он и повода не давал. Повод для них — если просто в мечеть сходить. Это напрягает.
Я за себя уверен, я ни к чему такому непричастен, таких, как я — тысячи. Когда нам начинают на пятки наступать, это очень неприятно. Как минимум ты время теряешь на всех этих проверках. Даже в Москве тут — отпустил бороду, штаны подвернул, и за тобой сразу стоят, смотрят. К себе я особого внимания не замечал, но знаю многих, у кого с этим проблемы.
Всех мусульман как будто под прицелом держат, во всех объективах сейчас мы. В СМИ показывают только мусульман. Люди разумные, конечно, правильно это все воспринимают. Но в Дагестане (на родине Шамиля — прим. «Ленты.ру») конкретные напряги — закрывают мечети, мусульмане пропадают, им подкидывают всякое, гранаты например. В Москве пока еще такого отношения не встречал, но в последнее время внимания к нам все больше. В самолете, допустим, летишь, и если там кто-то внешне выглядит как мусульманин, то у сотрудников аэропорта глаз всегда будет на нем. Его могут позвать, задать ему вопросы-допросы, проверить его багаж, отделив от всех.
Конечно, хотелось бы, чтобы они [правоохранительные органы] открыли глаза на реальность, смотрели, как все на самом деле есть, а не так — увидел признаки мусульманина, и сразу негатив. На самом деле, как мы знаем, ислам — это мирная религия, в ней нет никакого зла. Там все по справедливости. Надо, чтобы они не переходили границы, — у каждого человека свои права, надо чтобы они знали их.
У самого вопросы в голове крутятся. Что делать, когда к тебе такое отношение? Когда ты реально ни к чему непричастен, как поступать? Мы и так ничего не делаем, осторожно передвигаемся. Я чист, не склонен ни к каким группировкам, стараюсь выполнять обязанности. Как предписал Всевышний, так все и будет. А от подстав, как в Дагестане, никто не застрахован. Взять со стороны могут человека любой веры.
Вкратце скажу, с чем я столкнулся. Брат мой бороду побрил из-за того, что идут проверки. Его не заставили, он сам, из-за того, какая сейчас обстановка, чтобы не хватали. Меня сегодня несколько раз проверяли, хотя я просто шел в метро. Думаю, это из-за взрыва. Но такого, чтобы на работе проблемы или из самолета выставили, как того человека, — такого не было.
Вот у нас в Дагестане с этим тяжелее. Даже когда не было взрывов и ничего такого, все равно нас там стесняли. Бороды заставляли сбривать. Я ходил одно время к ваххабитам в мечеть. Они не террористы, просто направление похожее — салафиты. Они не все говорят, что взрывать надо. Я в целом салафитской идеологии придерживаюсь, но все эти взрывы, нападения на милицию — это я не признаю и не поддерживаю, этого не должно быть.
Защититься от исламофобии можно потихоньку. Какое-то давление должно постоянно идти со стороны властей на прессу. Чтобы она проходила цензуру, чтобы не писали туда всякое против ислама. В 2000-х годах много чего писали, сейчас, думаю, немножко успокоилось это. И сами мусульмане могут влиять на ситуацию своим поведением — меняться сами и потом менять окружающий мир. Менять надо свое поведение. Когда Пророк пришел, он делал сам, то к чему призывал. Нужно самому быть примером. А то посмотрят люди и скажут: сам ничего не делает, а призывает к чему-то. Но если я и буду призывать к чему-то, то не взрывать.
Взрывы все равно будут, и будут их на мусульман валить, хотя, может, они и не имеют к ним никакого отношения. Среди тех, кто здесь в мечети ходит, очень мало таких, кто говорит, что взрывать надо, военный джихад проводить. Когда Сирия началась, они все туда уехали.
Чаще женщины с разными проблемами сталкиваются, я имею в виду мусульманок, которые носят хиджабы. А мужчины не так часто. Мужчин-мусульман, как ни странно, чаще притесняют не в Москве, а на Кавказе. То есть за внешний вид могут придраться, и не исключено, что пострадаешь, как Ильяс Никитин.
Но вы знаете, после теракта в Питере я удивился реакции людей, это реально интеллектуальный скачок, прорыв в сознании общества. В хорошем понимании этого. Нет той истерии антиисламской, которую я привык наблюдать после каждого аналогичного преступления. Даже Никитину с такой искренностью сочувствуют люди в соцсетях. Я, честно говоря, удивлен этому. Это говорит о том, что мусульман в целом перестают рассматривать как угрозу обществу, несмотря на сохранившуюся пропаганду в СМИ и то, что происходит на Ближнем Востоке.
Однако есть предчувствие, что контроль станет еще жестче. Уже сейчас во все мечети внедряют наблюдателей, камер полно. Были случаи, когда по дороге с молитвы вылавливали гражданских проповедников. И естественно, сильно контролируется то, что в своих проповедях говорят прихожанам имамы мечетей. К примеру, Махмуд Велитов (бывший имам московской мечети «Ярдям», обвиняемый в оправдании терроризма). Он отличался лишь тем, что затрагивал [в своих проповедях] и комментировал вопросы политики и событий, касающихся мусульман. Где необходимо было критиковать — критиковал. В итоге против него сфабриковали уголовное дело, не имея хоть каких-то доказательств его вины.
Воевать с режимом я не предлагаю. Самой власти нужно успокоиться и предоставить мусульманам обещанные права. Мусульмане же должны требовать сохранения того, что предоставил нам ислам. Мусульмане в абсолютном большинстве хотят исповедовать свою религию, и если провокации и преследования прекратятся, то всему обществу будет только хорошо от этого.
В обществе замечается развитие, люди все меньше поддаются пропаганде, и это очень хорошо, это положительно влияет на взаимоотношение людей с различными взглядами. Мусульмане в России не претендуют на власть и не ставят перед собой такой цели. Все что мы хотим, это жить согласно требованию ислама, религии, которую мы исповедуем.
В такие ситуации [как Ильяс Никитин] я пока не попадал. Если что-то не то мне говорят, я отвечаю: успокойся. И все. Если ты адекватный и умный человек, все это узнают. Меня в последнее время останавливали только один раз, но на улицах я это постоянно вижу, я много по городу езжу. Омоновцы уже в метро стоят. Думаю, эта ситуация на месяц-два, как обычно. После это забывается. В прошлом году, когда ребенку отрезали голову, три месяца шум был. Помню, тогда работал, садится женщина, клиентка, и начинает: «Все понятно, кто это устроил — вы!». А потом все забылось.
Кто-то обвиняет нас, да, но Бог же видит все. Акбаржон этот [Джалилов, подорвавший себя в петербургском метро] в соседнем городе со мной родился, в Киргизстане. Да, мы, человеки, все не ангелы, все равно, мы ошибаемся. Кто-то осознает это, кто-то не осознает. Кто-то за деньги все делает, кто-то обманывает, кто-то убивает. Ему 22 года всего было. Что его заставило на такое пойти — понятия не имею. Может, он коротко подумал: взорвусь, и сразу в рай попадаю. Не размышлял он достаточно. А человек должен много думать, прежде чем что-то делать. Он не думал.
Все мусульмане должны на себя смотреть. Если кто-то грех делает передо мной, я стараюсь человека остановить. Некрасиво же, когда человек так поступает. Орет, допустим, кричит, матерится, ругается, украл что-то в магазине и убегает, издевается над девушкой, несправедливо относится. Я останавливаю и говорю: ты неправильно поступаешь, сам подумай, что твоя сестра, братишки, родственники скажут. У меня тоже грехи есть, но я осознаю, когда ошибки делаю. Если обижаю кого-то, прощения прошу. Это все из-за злости.
Надо это объяснять молодым, через их родителей, и родителям заново все объяснять. Каждый сам в своей семье должен об этом говорить. Тогда и взрывать не будут. Нужно осознать: Бог видит, что мы думаем, что мы делаем, что мы прячем — все равно он видит и знает. И об этом должен знать каждый человек.
Ученые доказали, что если видеокамеру оставить [показывает на камеру на здании мечети], человек старается всегда все делать ровно, не кричит, не ругается ни с кем. Потому что видит, что камеры стоят, и боится. Так мы должны бояться Бога. У него везде камеры.
Во мне пять кровей, поэтому никакого предвзятого отношения не ощущаю, понимаешь? Я родился в России, здесь рос и вырос. Здесь у меня ребенок и семья. Конечно, жалко таких людей, как Никитин. Но у меня подобных историй нет, иншалла, все хорошо, спокойно. Знакомые у меня все россияне, все нормально относятся к тому, что я мусульманин. Человек есть человек, я так считаю. Каждый понимает, что в каждой нации есть свой хороший и свой плохой человек. Зачем про проблемы говорить людям? Конечно, понимаю, если я начну про это говорить, сразу можно будет выдумать кучу проблем. А можно спокойно намаз читать и жить.
В России всерьез обсуждают смягчение «эктремистских» статей, в частности — отмену уголовной ответственности за лайки и репосты в соцсетях. Оно и не удивительно, ведь эту тему во время прямой линии президента поднял Владимир Путин. Одно из предложений — заменить уголовную ответственность на административную за первое нарушение закона. Такие изменения уже обсуждают в Госдуме. А глава управления по противодействию экстремизму МВД РоссииВладимир Макаровзаявил, что сажать людей за лайки и репосты нельзя, если в их действиях нет злого умысла. Пока же сетевым экстремистом можно стать без всякого умысла, для этого и лайкать ничего не надо. «Лента.ру» пообщалась с людьми, которых отправили под суд из-за их активности в соцсетях.
«Во мне течет кровь Гитлера»
Евгений Корт, Зеленоград. На момент возбуждения уголовного дела был выпускником колледжа, поступал в Московский лингвистический университет. В 2016 году был приговорен к году колонии-поселения за картинку с Тесаком, которую он сохранил у себя в альбоме «ВКонтакте»; позже приговор был изменен на штраф в размере 200 тысяч рублей:
Если был бы такой рейтинг, то я занял бы одно из первых мест, как крайне законопослушный человек. Бывал и понятым, и вместе с другом спас жизнь человеку, когда он ночью лежал с ножевым ранением, и мы на него натолкнулись. Я ни разу не привлекался, даже административно.
Но случилось так, что в апреле 2016 года, когда я проснулся и готовил себе завтрак, ко мне в дверь постучались полицейские. Я увидел в глазок очень много людей. Я открыл им, сначала не понимал, что происходит, но они сразу сказали, что в отношении меня возбуждено уголовное дело и начали проводить обыск. Я сразу попытался позвонить брату, мне казали — «а ну быстро положь телефон!» и вообще действовали пипец жестко.
Когда пришел мой брат, а меня увезли в следственный отдел, его стали допрашивать. Он был после тяжелой аварии, перенес серьезную черепно-мозговую травму, и вообще во всем, что касается юридических моментов — полный ноль. Он даже не читал документы, которые ему дали, и подписал их. Там такой [******] был написан! Например, что я несколько раз говорил, что во мне течет кровь Гитлера. На суде он, конечно, сказал, что такого не было. Но суд, по-моему, отказался учитывать его слова.
Звучит как бред? А если я вам скажу, что прокурор на суде зачитал даже мой статус во «ВКонтакте» — а-ля «Продам гараж»?
Но до суда еще было далеко. Меня повезли в следственный отдел и даже не говорили, что за дело возбуждено. Потом, мол, узнаешь. Уже в отделе дали несколько распечатанных документов, в которых были мои «сохраненки». Мне объясняют: вот, смотрите. И там картинка, на которой Тесак (националист и лидер запрещенной в России организации «Реструкт» Максим Марцинкевич, — прим. «Лента.ру») держит человека в костюме Пушкина за грудки. «Из-за вот этого вы возбудили уголовное дело?!» — спросил я. Мне на полном серьезе ответили — «да».
Очень важно, что у меня был даже не репост, а сохраненная картинка. Именно после моего дела «ВКонтакте» закрыли альбомы с сохраненными изображениями по умолчанию. Вряд ли это совпадение.
У меня спрашивали — как я отношусь к нацизму, к Тесаку. В СМИ потом писали, что я симпатизирую нацизму и фашизму, что я играю в World of Tanks за Вермахт. Но на самом деле я просто сохранял к себе в альбом картинки. Там были и солдаты Вермахта, и я не вижу в этом ничего плохого. К самому нацизму я отношусь отвратительно — это убийство людей, это война. Если кто-то считает меня фашистом или нацистом из-за того, что я сохранял картинки — пусть думают, что хотят. Я же не постил свастоны, призывы какие-то, не реабилитировал фашизм?
Мне помогли нанять очень хорошего адвоката, который ознакомился с делом и сказал, что никакого приговора, кроме оправдательного, быть не может. Мне стало полегче, и я до последнего не верил, что может быть реальный срок, даже когда обвинитель попросила два года лишения свободы. Почти никакие мои ходатайства не принимались, и адвокат что-то, видимо, понял, и сказал — ко дню приговора привлекать СМИ.
Судья зачитывал приговор очень быстро. Я все еще думал, что максимум будет условный срок, и я это переживу. Услышал «один год». Не услышал «условно». Я переспросил. Этот момент я запомнил на всю жизнь. «Евгений, вам назначен один год заключения с отбыванием в колонии-поселении». За картинку в интернете год колонии? Это была полная жесть. Я понимал, что могу сейчас отправиться на зону, но ведь я ни тогда, ни сейчас не считал себя виновным.
Когда пошли новости о приговоре, мне писали многие друзья — не верили, что такое возможно. Через два месяца после апелляции мне изменили приговор на 200 тысяч штрафа, которые помогли выплатить «Открытая Россия» и неравнодушные люди.
Еще в самом начале, когда меня привезли в прокуратуру Зеленограда, там был прокурор, который мне говорил очень серьезным тоном, «чего ты фигней какой-то занимаешься, офигел что-ли?» А потом, когда я появился на «Первом канале», и там депутат от КПРФСергей Шаргунов обещал сделать запрос, прокуратура Зеленограда выслала апелляционное постановление, в котором говорилось, что они сами выявили какие-то нарушения, и вообще, год колонии — слишком сурово. Вот это все одна и та же прокуратура.
Прошло уже два года, и я до сих пор не понимаю, почему они выбрали меня. Первые день-два после приговора были самыми жесткими. Давление скакало и так далее. Я хотел поступать в очень хороший университет в Москве, сдал туда экзамены, но, видимо, из-за этой ситуации меня не приняли. Вот, что самое обидное. Не считая, что я год жизни потратил на все эти экспертизы, допросы и суды.
«Надо было меня привлечь»
Юрий Иванов, адвокат, Чебоксары. В 2018 году был оштрафован на 1000 рублей за то, что в 2014 году сделал во «ВКонтакте» репост статьи портала «Православие и Мир» — «Вторая мировая. Первые залпы», в иллюстрациях к которой была карикатура на Гитлера со свастикой (сейчас она заретуширована):
В январе 2018 года, а именно тогда на моей стене в ВК был найден репост трехлетней давности, я работал по договору в штабе Навального. Конечно же работа в штабе подразумевала определенный риск, однако именно эту публикацию, которую я репостнул 1 сентября 2014 года, я никак не рассматривал, как возможный повод для привлечения к административной ответственности. Ну, во-первых, я давным-давно забыл про нее, во-вторых, материал был размещен на портале «Православие и мир», который не относится к так называемым оппозиционным СМИ, и никаких дискуссий в инете этот материал не вызывал. Обычный текст к дате.
Кстати, он до сих пор вполне спокойно висит на портале.
Обнаружили репост статьи оперативники ФСБ. Ну тут два варианта: либо они целенаправленно искали что-то подходящее на моей странице в ВК, чтобы привлечь сотрудника штаба Навального, либо постоянно мониторили страницу и отмечали подходящие им материалы, чтобы в нужный момент использовать их. Учитывая, что я довольно активно репостил в ВК, операм пришлось посидеть пару деньков, чтобы что-то накопать на меня.
В общем, где-то 30 января мне позвонил помощник прокурора и сказал, что имеется на меня материал из ФСБ, и мне надо подойти дать объяснения. Я сходил, посмотрел скрин публикации, чтобы хоть понять, о чем вообще речь. Написал пояснения по факту, где указал уже на юридическую несостоятельность претензий. Прокурорский взял паузу на неделю, чтобы посоветоваться со старшими товарищами. Они дополнительно к позиции начальства, учитывали, что я адвокат, думаю, «прощупывали», пройдет ли дело через суд. Разумеется, «простого» гражданина по такому делу отправили бы в суд на следующий день.
Ровно через неделю этот же помощник прокурора позвонил мне и сообщил, что все же решено дело направить в суд, чему я конечно же не удивился.
9 февраля дело рассматривалось в районном суде. На все про все — ушло около получаса, судья спешил и нервничал, когда я заявлял ходатайство. В общем, недолго побыв в совещательной комнате, огласил — штраф 1000 рублей. Постановление я обжаловал, но его, разумеется, оставили в силе, хотя на момент «совершения» действовала более мягкая норма этой статьи, а место «совершения» установлено не было.
По большому счету лично я никаких последствий не ощутил, за исключением того, что один год буду считаться административно привлеченным, но это меня никак не напрягает.
А вот сама тенденция, конечно же, крайне неприятная, и иначе, как попытка власти заставить людей замолчать, рассматриваться не может. Конечно, политических активистов это не остановит, а вот люди из категории «неравнодушных», которые привыкли реагировать на события, высказывать свои мнения, они, конечно же, стали осторожнее. Но большинства населения эти меры не коснулись. Они либо не постят ничего, что могло бы повлечь 20.3 КоАП, либо попросту не знают об ответственности за перепосты.
Сейчас в МВД говорят, что они против ответственности за репосты. Но здесь позиция неоднозначная. Руководству МВД, которое отвечает не только за борьбу с «экстремизмом», наверное, действительно нет резона, чтобы сотрудники «вздували» показатели в отчетности таким путем, требовали расширения штатов, выделения средств и т.д. Ведь МВД надо и остальными преступлениями заниматься. А вот непосредственным исполнителям — «эшным» операм и их непосредственному начальству — эта практика очень выгодна — быстро, без беготни и усилий можно срубить «палки».
Поэтому к заявлению Макарова из ГУ по противодействию экстремизму я отношусь с большой долей скепсиса. Думаю, что ситуация в ближайшем будущем не изменится, потому что позволяет бороться с инакомыслящими, причем делать это избирательно — кого надо привлечем, а если человечек нам неинтересен — то и не будем. Автора упомянутой выше статьи никто же не привлек и статью не потребовали удалить, значит, дело-то не в статье, а в том, что надо было меня привлечь. Поэтому ситуация может измениться только тогда, когда у власти не будет необходимости в репрессиях, а когда это наступит — одному Богу известно.
«Жизнь моя изменилась»
Екатерина Вологженинова, мать-одиночка, Екатеринбург. В 2016 году была приговорена к 320 часам исправительных работ за репосты и лайки проукраинских текстов и картинок:
Я, конечно, сразу поняла, что все серьезно, и очень. Когда еще происходил обыск, и меня отвезли на допрос в следственное управление, я поняла, что жизнь моя изменилась, и прежней уже не будет.
Следователи, которые занимались моим делом, были похожи скорее на исполнителей, понимающих весь абсурд дела, но над ними давлели силы тех, кто спустил это сверху. Скорее всего, ФСБ. Кто-то был косвенно заинтересован в погонах и звездочках, в положительной отчетности по делам об экстремизме.
О каких разговорах с ними может идти речь? Что им сказать? Они ж винтики в системе. А тех, кто выше них стоит, сломанные судьбы не волнуют. У нас в стране миллионы людей сгноили в лагерях. О чем вы?!
Поэтому и о возможности смягчения наказания думаю со скепсисом. Сейчас только все ужесточают.
Жизнь моя входит в прежнее русло, но очень медленно и болезненно. Больше всего эти события повлияли на возможность трудоустройства. Судимость, все же.
Очень помогла поддержка, которая шла отовсюду — незнакомые люди писали, слали подарки. В общем, было такое чувство, что поднялась вся страна, и хороших людей в ней больше, чем плохих. Дело, конечно, повлияло на отношение людей ко мне. Настоящие друзья как были, так и остались рядом. Друзья-однодневки испарились. В принципе я встретила больше сочувствия, чем осуждения и от незнакомых людей.
Все, что произошло со мной, конечно же, меня изменило. Вырастило, закалило и заложило какие-то духовные стержни, что-ли… Наверно, Бог сам выбрал мне такую стезю. О том, что со мной произошло, я собираюсь написать книгу.
За последние шесть лет приговоров за экстремизм в России стало в четыре раза больше. В 2017 году по экстремистским статьям к ответственности привлекли 604 человека. Причем это официальная статистика судебного департамента при Верховном суде. Однако правозащитники уверены, что эта цифра серьезно занижена. Как минимум в нее не вошли люди, получившие судимости за оскорбление чувств верующих, пропаганду терроризма и реабилитацию нацизма.
Более половины осужденных за экстремизм — это молодые люди до 25 лет, среди которых националисты, люди проукраинских взглядов и исламисты.
В МВД не скрывают, что в борьбе оперативников с экстремистами случаются ошибки, однако, как заявлял замначальника профильного управления МВД России Макаров, «эти ошибки — небольшая доля».
В информационно-аналитическом центре «Сова» считают, что в 2017 году 26 приговоров по экстремистским статьям были вынесены неправомерно, от них в общей сложности пострадали 47 человек.
«Опора России», Общероссийский народный фронт, Общественная палата РФ — этапы карьеры Александра Бречалова, более трех месяцев назад ставшего и.о. главы Удмуртии. Работу в этом регионе он считает «вызовом и возможностями» не только для улучшения экономического положения республики, но и для того, чтобы изменить менталитет ее жителей.
«Ни разу, — отвечает Александр Бречалов на вопрос, доводилось ли ему бывать в Удмуртии до апреля нынешнего года, когда был подписан президентский указ о его назначении временно исполняющим обязанности главы республики. — Теперь счастлив, что живу здесь».
«О чернике, о бруснике, ну и о грибах», — поет сводный хор муниципальных служащих села Сюмси, районного центра в Удмуртии. В Сюмсях, славящихся всем перечисленным, принимают республиканские сельские спортивные игры — на только что выстроенном стадионе. «У меня особое волнение по поводу появления полутора тысяч спортсменов Удмуртии», — говорит один из ведущих. «А я волнуюсь за себя, — перехватывает вторая. — Я впервые буду представлять наших высоких гостей. Аж дрожь берет, как я об этом подумаю».
После церемонии открытия — футбольный матч: сборная правительства республики против сборной районных глав. Александр Бречалов выходит, понятно, за первых. На футболке — номер 18: автомобильный код региона. На правой голени — красная татуировка: буква «М» с точкой над ней. Дистанцию триатлона Ironman — почти четыре километра вплавь, 180 километров на велосипеде плюс классический марафон — Бречалов прошел еще в 2013 году.
«Где-нибудь у бровки», — отвечает Александр Бречалов на вопрос о нынешнем игровом амплуа перед началом футбола. Сорокаминутный матч и.о. главы Удмуртии отыграл полностью и весьма активно: сам не забивал, но правительство выиграло 2:0.
В губернаторы — из критиков
«Не смена участи, а вызов и возможности, — подчеркивает Бречалов, когда разговор заходит о том, каково быть главой региона после нескольких лет в сопредседателях Центрального штаба ОНФ: там нынешний и.о. главы Удмуртии был весьма заметен в критике губернаторского корпуса. — Абсолютно никакой трансформации, никаких проблем. Мы как работали совместно с коллегами из Фронта, так и работаем. Весь актив республиканского ОНФ — это наши партнеры, моя опора, объективная альтернативная точка зрения». Бречалов уверяет: если центральный или региональный ОНФ станет его объективно критиковать, вскрывать проблемы, и.о. главы Удмуртии будет только признателен.
Чем уже помог опыт ОНФ за последние три месяца? Александр Бречалов с ходу упоминает проект «За честные закупки». «Я детально, с первых дней погрузился во все нюансы, форматы и каналы, которыми пользуются мои коллеги-чиновники для злоупотреблений», — подбирает слова и.о. главы Удмуртии. Осторожность отнюдь не лишняя: предыдущий руководитель республики Александр Соловьев в апреле был прямо с должности отправлен под стражу по обвинению во взяточничестве. А около месяца назад был задержан Рафис Касимов — и.о. республиканского вице-премьера — по делу о незаконных вырубках в госзаказниках.
По словам Бречалова, оказалось, что еще недавно, к примеру, в дорожном хозяйстве республики все контракты торговались на одной и той же площадке и практически без конкуренции: «Экономия по году — ноль целых две десятых процента, за сколько объявлялись, за столько и расторговывались». Новая администрация расторговала контракт по президентскому проекту «Безопасные и качественные дороги» с экономией 34 процента. «Три закупщика, выиграла компания — слава тебе, господи, никак не аффилированная ни с чьими родственниками и знакомыми», — подводит итог и.о. главы Удмуртии. «Вот вам опыт исследования закупок от ОНФ, и это только начало».
«Общение с НКО, разумеется, — без паузы реагирует Бречалов на вопрос о председательстве в Общественной палате РФ — точнее, о том, что этот опыт дал ему в Удмуртии. — И некоммерческими организациями, и национально-культурными объединениями. Одна из первых моих встреч — все основные НКО республики». Один из главных вопросов — от организации удмуртов Удмуртии. Представители титульной нации долгие годы просили о том, чтобы в Ижевске был центр удмуртской культуры, но так и не допросились, пока не сменилась власть. «Мы друг друга услышали, на 2018-2020 годы будем планировать реконструкцию здания бывшего театра имени Короленко, — обещает Александр Бречалов. — Серьезнейший же вопрос, и решаем оперативно».
Разумеется, бречаловский опыт руководства «Опорой России» — клубом крупнейших промышленников страны — тоже не мог не пригодиться на родине «Калашникова» и прочей оборонки: «Здесь огромное количество нереализованных проектов. К началу августа мы представим карту инвестиционных возможностей — и России, и миру». Чем можно завлечь инвестора? «Порт Камбарка — ранее хороший речной порт, сейчас простаивает, видим перспективу, — перечисляет Александр Бречалов. — Моногорода готовы делать под каждого инвестора индивидуальные пакеты и решения… Да город Ижевск, господи — начиная от набережных, заканчивая производственными мощностями. Тот же “Концерн Калашников” использует кратно меньшие площади, чем раньше, — надо же делать там что-то, правда?»
Здание из красного кирпича на улице Телегина в Ижевске — здесь когда-то располагались заводские помещения нынешнего «Калашникова» — уже освободили под новое дело. Там по соглашению республиканской администрации и «Концерна Калашников», подписанному в присутствии Владимира Путина, расположится технопарк «Кванториум» — федеральный проект, «питомник» юных инженеров. Детским научно-техническим творчеством Александр Бречалов ограничиваться, понятно, не намерен. «Мы готовы приглашать промышленников, производителей под самые разные задачи, — уверяет он. — Будем выстраивать отношения с нашими самостийными айтишниками — очень сильными, кстати. Есть прекрасные предложения и для них — касающиеся в первую очередь инфраструктуры».
Ударить эффективностью по оптимизации
Слово «эффективность» — одно из любимых в лексиконе Александра Бречалова. И не только по поводу бюджетных расходов, хотя в конце концов в республике, где госдолг почти равен собственным доходам, почти все упирается в них. «Мы в первой тройке по количеству чиновников на 1000 человек в Приволжском федеральном округе — 3.1. Но мы не сокращаем просто для сокращения. У нас точно будет программа для высвобождающихся чиновников — это такие же люди, как и работающие на предприятиях, на селе. Плодить безработицу точно не будем», — обещает и.о. главы Удмуртии. «Единица, использованная неэффективно в госаппарате, тянет за собой неоправданные расходы. Эта же единица в муниципалитетах, задыхающихся от нехватки кадров, создаст новые возможности, которые будут формировать добавленную стоимость».
То есть, господа чиновники, пожалуйте из Ижевска, допустим, в Сарапул — где планируется создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭЗ)? «Возможно, хотя не факт, — отвечает Бречалов. — Ясно лишь одно: кадров республиканских — избыток, кадров в муниципалитетах — недостаток».
Еще один потенциальный источник эффективности Александр Бречалов видит в подведомственных организациях, точнее в их реформе. «Зима в Ижевске была прекрасной по количеству снега, но совершенно безобразной по его уборке. Что вызывает законное недовольство горожан, — объясняет и.о. главы Удмуртии. — Мы стали разбираться. Выяснили, что уборкой управляет МУП. МУП должен закупить технику — разумеется, на бюджетные средства».
Почему бы, задается вопросом Бречалов, не заменить этот МУП коммерческими компаниями, которые сами будут закупать технику, содержать ее и конкурировать на рынке. «Сотни миллионов рублей высвободим, — уверен он. — А вообще, потенциал экономии на этом направлении — 3 миллиарда рублей, и это без сокращения бюджетных расходов как таковых. У нас на республиканском балансе гостиница в центре Ижевска, огорожена шлагбаумом, на прекрасном месте. Прибыли она приносит 16 тысяч рублей в год. Разумеется, надо немедленно отдавать ее в управление, а то и продавать, желающие уже есть».
К слову «оптимизация» Александр Бречалов относится менее тепло, чем к слову «эффективность», не без оснований подозревая, что одно часто становится противоположностью другого. «Поселок Балезино, районный центр, разделен железной дорогой. По одну сторону поликлиника сохранилась. По другую после оптимизации не оказалось даже фельдшерско-акушерского пункта, — показывает Бречалов карту в смартфоне. — Пожилым людям и женщинам с детьми приходится час идти, потому что автобусной остановки тоже нет. Что делаю я? Невзирая на нормативы и прочее, ввожу туда кабинет врача общей практики и ФАП. Могу же сказать: «Граждане, все соответствует квотам и нормам Минздрава. Я все выполнил, я молодец, я отчитался, всего вам доброго»».
Но, полагает Александр Бречалов, «если мне дают показатели, а их недостаточно для жизни людей — я обязан сделать больше. Это функция руководителя — видеть запрос, пересматривать результаты оптимизации, думать, как привести фельдшера, врача обратно в те места, где они нужны. И так не только в медицине, конечно».
Агрессивно-активный
«Напряженность возникает, когда люди не могут получить медицинскую помощь, — формулирует и.о. главы Удмуртии. — Когда люди не могут в половодье выехать из села. Когда крыша течет, а стены трещат. Здесь мы подождать не можем». С чем можно и подождать? «Например, с участием в федеральной программе помощи молодым семьям, — говорит Бречалов. — Есть федеральная программа, есть региональная. Мы подсчитали — оказалось, региональная немного выгоднее. Поэтому от федеральной можно отказаться».
Вопрос о готовности аппарата к новым условиям работы, похоже, пока не имеет однозначного ответа. «У меня вызывает раздражение, когда я не нахожу отклик у коллег из правительства республики, — признается Бречалов. — Это было, сейчас мы это проходим. При Александре Александровиче Волкове, царствие ему небесное (Александр Волков возглавлял Удмуртию около двадцати лет, до апреля 2014 года, скончался 20 мая нынешнего года — прим. «Ленты.ру»), республика развивалась, хоть и было трудно. Те же социальные, спортивные объекты появлялись в каждом районе. В последние три года, видимо, ставились какие-то иные задачи. Ну и, конечно, ситуация, когда чиновники работали в будни до 18:00, а в пятницу до 16:30, отражала настрой, общий рабочий градус».
Свой формат управления Александр Бречалов называет агрессивно-активным: «Я требую быстрого принятия решений, мозгового штурма. Два месяца мы с коллегами воевали по этому поводу, это нормально. Сейчас все больше коллег встраиваются в систему работы, а я все меньше трачу времени на убеждение, что пора просыпаться. И все больше — на развитие».
Три министра — минздрав, минтранс и минпромторг — уже покинули правительство Удмуртии. «У меня есть претензии еще к нескольким коллегам, — указывает Бречалов. — Всем дан шанс исправиться и войти в команду. Воспользуются или нет — их выбор. Время еще есть». В целом же Александр Бречалов хочет ориентироваться на местные кадры: «Убежден, что здесь есть с кем работать — есть талантливые люди, готовые принять вызов».
Хотите как в Европе?
«Не хочу показаться занудой — с бараками разберитесь», — напомнил Владимир Путин Александру Бречалову во время визита в Ижевск. Визиту предшествовала прямая линия главы государства и в прямом смысле квартирный вопрос от семьи Вотинцевых, живущей в доме 33 по улице Чапаева — одной из более семисот аварийных построек Ижевска. Путин распорядился помочь Вотинцевым и ее соседям. Распоряжение президента, разумеется, выполняется. Разговор же о том, что делать с другими бараками — не только в Ижевске, но и в целом по республике — показал, что у Александра Бречалова есть особое мнение на этот счет.
«Расселять — надо», — уверен и.о. главы Удмуртии. «Для тех, кто не может заплатить за новое жилье, расселение должно оставаться бесплатным». Этот тезис Александр Бречалов повторит еще несколько раз — словно для того, чтобы уравновесить сказанное далее. «Моя точка зрения: подход, когда государство безвозмездно покупает жилье для всех, — не вполне верный. Да, есть те, кто не потянет ипотеку ни при каком раскладе. Их государство обязано расселять — и расселит. Но если есть возможность и средства не ждать расселения десятками лет, по той или иной программе надо дать людям такую возможность».
Программу расселения аварийного жилья, которую разрабатывают в Удмуртии, Бречалов определяет как гибкую: «Она предусмотрит разные механизмы для тех, кто хочет побыстрее расселиться. Ипотека, трехсторонние взаимоотношения с работодателями, готовыми субсидировать процентные ставки». Иллюзий по поводу доступности рыночной ипотеки для жителей бараков Александр Владимирович не питает. Однако, уверен он, льготная ипотека — где-то минус пять процентов к рынку — вполне доступна для многих. «Есть хорошие новые квартиры от полутора до двух миллионов рублей. Если распределить платежи на 15-20 лет даже по средним зарплатам по экономике, да с работодателями, которые готовы гасить проценты… Люди получают по факту беспроцентный заем, — рисует перспективу Влександр Бречалов. — Где еще найдешь такое? Замечательная возможность улучшить качество жизни».
Бречалов не боится рассуждений о том, что он собирается менять менталитет советского человека. «Спекулировать этой темой в любых целях не собираюсь, — отвечает он на вопрос о грядущей предвыборной кампании. — Надо быть честным с людьми. Есть ситуации, когда вне зависимости ни от чего государство обязано делать для людей все. И оно будет делать. Но дайте возможность и тем, кто за 10-12 лет скопил на улучшение жилья. Это тоже справедливо, правда?»
Среди других «задач на менталитет» Александр Бречалов приводит пример с благоустройством придомовых территорий: «Какие-то дворы сразу же вошли в программу благоустройства. Какие-то — нет. И оттуда нам кричат: почему к нам не пришли, это обязанность государства? А еще где-то жители собрали не пять, а десять процентов на софинансирование программы. Хотят совместности, участия… И, конечно же, программа придет к ним быстрее. И газ по программе газификации придет быстрее в тот район республики, где и власти, и люди готовы вложиться в коммуникации. И так далее».
«Хотите как в Европе — и не хотите платить налоги, финансировать придомовую территорию за свой счет? — задает не вполне риторический вопрос и.о. главы Удмуртии. — Тогда поймите, что такой уровень жизни там во многом формируется за счет участия граждан, предпринимателей. Сообщество — от слова “сообща”, вместе».
В июне депутат ГосдумыТамара Плетневапредостерегла россиянок от интимных связей с иностранными болельщиками, приехавшими на чемпионат мира по футболу, мотивируя это пожеланием, «чтобы в нашей стране женились по любви и строили хорошую семью». Спустя неделю в сети началась активная кампания за «нравственность» российских женщин, якобы поставивших своим общением с гостями целостность «генофонда» под угрозу. Однако подобные опасения не обоснованы: российскому институту семьи ничего не грозит. Более того, у молодого поколения и вовсе намечается тренд на асексуальность: они гораздо позже начинают половую жизнь и в целом более требовательны в отношениях, чем родители. Об этом, а также о том, почему России все же не грозит вымирание, в рамках научно-популярного лектория о сексе, состоявшегося при поддержке инициативной группы «Думай» в казанском центре современной культуры «Смена», рассказала политолог, специалист по проблемам законотворчества, доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. «Лента.ру» записала ее выступление.
***
Все вы знаете известный феминистический лозунг: «Личное — это политическое». Социальное — это, конечно же, тоже политическое. Мне интересны стадии развития социумов и политических систем, факторы, влияющие на их изменения, поэтому обо всех этих материях я говорю со своей профессиональный колокольни. Я не психолог и не сексолог, не обладаю никакими психологическими познаниями, соответственно, я не могу рассуждать на эти темы так, как о них рассуждают профильные специалисты.
Я хочу поговорить об изменении социальных норм и об изменении репродуктивного поведения в связи с меняющимися социальными нормами. Мы с вами будем говорить о демографии довольно много. Подобно тому как, согласно Гауссу, математика — царица наук, демография — царица социальных наук. Поэтому будем довольно много говорить о разных демографических показателях и о демографической динамике, об особенностях и изменениях репродуктивного поведения, возможных причинах этих изменеий, немного — о новых поколениях и их ценностях, а также о том, как отличаются их ценности от ценностей предыдущих поколений, с чем это связано и как это в свою очередь влияет и будет влиять на социум.
Когда мы говорим о демографии и об основных демографических процессах — смертности и рождаемости, мы должны держать в голове следующую историческую картину: приблизительно до середины XVIII века даже в тех странах, которые мы привыкли считать развитыми и относительно богатыми (то есть в Северной, Центральной и Южной Европе), динамика населения и его численность регулировалась практически так же, как регулируется численность популяции животных. То есть в соответствии с имеющейся едой. Была высокая рождаемость, высокая детская и младенческая смертность, высокая ранняя смертность в целом, и численность населения оставалась практически стабильной. Если под влиянием какого-то периода благополучия происходил рост рождаемости, то через некоторое время он регулировался массовыми войнами, которые тогда были совершенно повседневным явлением (что мы еще не до конца осознаем), либо эпидемиями или следующей волной неурожаев. То есть население было достаточно стабильно и регулировалось в основном внешними факторами. Чрезвычайно высокая рождаемость была ограниченна не желанием родителей, а просто физическими возможностями матерей и имеющиеся у них ресурсами, прежде всего ресурсами пропитания. О желании родителей иметь или не иметь детей речи не шло.
Это ситуация стала меняться с промышленной революцией и процессом урбанизации, который ей сопутствовал: улучшились техники сельского хозяйства — появилось больше результатов, появилась промышленность, в города стали стекаться люди — началась серьезная, в нашем понимании, урбанизация. Еды и ресурсов стало больше. При этом смертность оставалась достаточно высокой: как от насильственных причин, так и от базовых причин, связанных с повальными болезнями и антисанитарией, но рождаемость стала выше, потому что еды стало больше. Такое положение вещей иногда называют первым демографическим переходом. В зависимости от того, как вы считаете, различают до пяти стадий демографического состояния, но мы с вами будем говорить о двух основных демографических переходах, или транзитах — первом и втором.
Как раз в это время возникают теории перенаселения. Известный британский мыслитель Томас Мальтус стал автором описания так называемой мальтузианской катастрофы. «Мальтузианская катастрофа» — это неконтролируемое увеличение роста населения до предела, когда земля уже не кормит и не может держать такое количество людей. Мальтус, будучи современником действительно взрывного роста рождаемости, связанного с британской индустриализацией, подсчитал, что, если такими темпами пойдет дело и дальше, то население будет увеличиваться, пока не начнет есть друг друга. Ему казалось, что есть некая неизменная константа — территория, на которой люди живут, и она может прокормить только определенное количество человек и не больше. При этом людей становится всё больше и больше. А поскольку он был еще и священник, он в этом видел еще некий моральный аспект: вместо того, чтобы тратить ресурсы на самосовершенствование и добрые дела, люди их проедают. И не просто проедают, а потребляют все больше и больше, еще рожают детей — и за это им будет божья кара, которая и называется «мальтузианской катастрофой».
«Мальтузианской катастрофы», как вы могли заметить, не случилось. Наступил второй демографический переход — то положение вещей, в котором с ростом благосостояния, с прогрессом медицины, сельскохозяйственных технологий, увеличением доступности и знаний о контрацепции, с вовлечением женщин в социальную жизнь, ростом женской грамотности начинается снижение рождаемости. К другим характеристикам этого перехода относятся: повышение возраста вступления в брак, повышение возраста рождения первого ребенка для женщины и общее увеличение продолжительности жизни. Надо помнить, что когда мы говорим о снижении смертности, которое нам принесла цивилизация, то прежде всего речь идет о младенческой и детской смертности. В традиционном обществе, в обществе аграрном и раннеиндустриальном, дети мрут как мухи, и к этому относятся, в общем, терпимо.
С развитием цивилизации к этому перестают относиться терпимо, но еще не очень знают, что с этим делать. Например, есть предположение, что этот специфический сентиментальный культ детства и одновременно навязчивый культ смерти, которые были характерны для викторианской литературы (бесконечные диккенсовские умирающие девочки), — это отражение тогдашнего трагического положения вещей, когда уровень развития цивилизации уже достаточно высок, и города почти как наши города-«миллионники», а при этом еще нет ни водопровода, ни канализации, ни пенициллина, и дети продолжают умирать, но считать это божьей волей, «бог дал — бог взял», как это было в аграрном обществе, уже невозможно.
Если прочитать с этой точки зрения, например, повесть «Крейцерова соната» Льва Толстого, написанную в 1890 году, то можно увидеть, что зерно этой трагедии не в ревности героя, а в том, что его жена начинает сходить с ума от того, что дети болеют и в любой момент могут умереть. Там много говорится о врачах, о том, что лечить было еще нечем и оперировать незачем, потому что прооперированный мог умереть от заражения крови. Пока не было антибиотиков, медицина носила, в общем-то, довольно шарлатанский характер. Толстой ненавидел врачей и писал о том, что медицина плохая, но на самом деле эти несчастные люди, его герои, стояли на пороге тех великих открытий, которые освободят их от глобального страха смерти в будущем, но еще не знают об этом. В результате героиня «Крейцеровой сонаты» радостно пользуется рекомендацией доктора, как больше не рожать (к вопросу о контрацепции), и после этого, как считает ее безумный муж, она начинает обращать внимание на других мужчин. Этот сюжет можно прочитать как историю о том, как плохо быть зажатым в момент исторического перехода от одной системы ценностей к другой.
У второго демографического перехода два свойства. Во-первых, он наступает для всех и не щадит никого. Нет такой цивилизации, религии и национальности, тем более «ментальности» (это вообще ненаучное понятие), которая защитила бы нас от второго демографического перехода, или помогла от него оградиться. Во-вторых, что дальше, тем быстрее происходит этот переход. Например, Великобритания: практически 100 лет понадобилось для того, чтобы число детей на одну женщину снизилась с шести до менее трех. В Иране это произошло за 10 лет, в Китае — за 11.
Россия — хороший пример второго демографического перехода, потому что в случае с Россией динамика искажена всем тем ужасом, который случился с нами в начале XX века, когда мы занимались взаимным самоистреблением, то с привлечением иностранных участников, то своими силами, потом наоборот, и так до бесконечности. Если посмотреть на графическое изображение российской демографической пирамиды, это сплошные слезы — следы первых 50 лет XX века.
Тем не менее в течение XIX века население России выросло с 30 до 130 миллионов. Случился демографический взрыв. Это был первый демографический переход: увлечение ресурсов привело к взрывному росту рождаемости. Как правило, он сопровождается проявлениями внешней и внутренней агрессии. Демографы связывают наличие так называемого демографического навеса (то есть большой страты молодежи среди населения) с высокой вероятностью войн. Хотя с точки зрения уровня насилия опасно не столько большое количество молодежи как таковое, сколько большое количество ничем не занятых молодых мужчин: причем таких, которые образуют разного рода однополые коллективы. Это главная почва для любых форм насилия: от преступности до агрессивных войн. Играет роль и гендерный дисбаланс: если у мальчиков меньше девочек, то больше всякого рода социальных препятствий к заключению браков. Бедность и юношеская безработица способствуют тому, что молодые люди сбиваются в шайки и начинают заниматься свойственными этому полу и возрасту безобразиями.
Итак, демографический взрыв был в России в XIX веке, в первой половине XX веке происходили вышеупомянутые демографические потери, а уже в относительно благополучные 70-е — 80-е годы прошлого века возникает достаточно парадоксальная демографическая ситуация. В течение последних двух десятилетий советской власти возраст вступления в брак и возраст первых родов снижался, то есть молодые женщины рожали раньше, чем рожали их матери. Это в миниатюре первый демографический переход: чем старше были люди в начале XX века, тем хуже им жилось. Поэтому когда люди чуть-чуть начали больше есть в 70-е — 80-е годы, они начали раньше и больше рожать. Таким образом, мы подошли к 1991 году с достаточно архаичным репродуктивным поведением. Но потом второй демографический переход пришел и к нам. Пришел, как многое приходило к России в XX веке, в несколько неприятной форме, а именно — в форме демографической ямы 90-х.
Считается, что это плоды чего-то ужасного, что происходило в 90-х, хотя на самом деле такие впадины повторяются примерно каждые 25 лет. Это следы убыли населения в 40-е годы. Мы так и не преодолели тот убыток, который был нам нанесен, и в обозримом будущем не преодолеем. Сейчас мы находимся еще не в нижней точке демографической ямы 90-х: малочисленное поколение рожденных тогда сейчас является нашей молодежью и входит в свой социально активный и репродуктивный возраст. Дальше их будет еще поменьше, потом их станет побольше, потому что у нас было ровно десять лет относительно высокой рождаемости: с 2004 по 2014 год. Потом опять наступит демографический спад: малочисленные дети малочисленного поколения 90-ых сами станут работниками и родителями. Есть, видимо, раны, которые не заживают.
Итак, наш с вами второй демографический переход случился, и у него много разных интересных и увлекательных последствий: снижение смертности (прежде всего младенческой и детской), повышение ожидаемой продолжительности жизни, повышение возраста вступления в брак мужчин и женщин, первых родов для женщин, снижение числа детей на одну женщину.
Данные исследований подтверждают, что второй демографический переход не смотрит на наше историческое наследие и «ценности»: как только люди узнают о том, что можно предохраняться, они начинают это делать. Вот график, показывающий число женщин, состоящих в браке, которые пользуются контрацептивами: динамика с 1970 по 2017 годы. В развитых странах динамика не особенно велика. Если еще в Европе есть повышение, то в США, религиозной и патриархальной стране, особенного повышения по сравнению с 1970 годом нет. Это противоречит нашим стереотипным представлениям о США, однако полезно помнить, что это религиозное и традиционалистское общество с высокой коннективностью (интенсивностью связей), довольно патриархальное (поскольку женщины там относительно недавно стали массово работать, и социум к этому новому, удивительному явлению еще не до конца адаптировался), и что для нас непривычно, — общество, в котором религия и организованные церковные общины играют чрезвычайно важную роль и определяют в значительной степени поведение людей. У нас этого пока не понимают. Мы находимся на другом конце спектра: у нас общество атомизированное, индивидуалистическое, консьюмеристское, секулярное. Тот образ России, увешанной скрепами, который создается в публичном пространстве, вообще не соответствует действительности. И, что самое ужасное, чем дальше — тем меньше он соответствует этой действительности.
Вернемся к нашим счастливо предохраняющимся женщинам. За счет каких стран происходит их рост? Латинская Америка, Африка и Азия — рост практически в три раза. То есть второй демографический переход приходит ко всем, и чем дальше — тем быстрее. Не надо думать, что существуют какие-то специальные социумы, в которых люди любят рожать без перерыва, а потреблять не любят. Не надо воображать себе загадочных экзотических дикарей — пирамида Маслоу работает для всех.
Итак, демографы не поддерживают идею о том, что планете грозит перенаселение — «мальтузианской катастрофы» не случилось и, судя по всему, не случится. Они также не поддерживают идею о том, что люди из южного полушария заселят северное, поскольку по северную сторону экватора падает рождаемость, и скоро там якобы все вымрут. Среди прочего, второй демографический переход не предполагает линейного снижения рождаемости. Когда говоришь людям, что социум развитых странах — это стареющий социум, и процент молодежи там не так велик, они слышат: «Мы все умрем», потому что старики ведь умирают? Вот кода все умрут, никого и не останется. На самом деле старение населения в стране не предполагает, что эта территория опустеет. Оно предполагает увеличивающиеся нагрузку на работающее население, которому необходимо содержать как детей, так и стариков. Это сложно для пенсионных систем, они должны будут меняться, это тема для отдельного разговора. Пока запомним, что все социальные проблемы решаемы, общество может самоорганизоваться как угодно, было бы желание.
В чем грех мальтузианской теории? В линейной логике. Никогда социумы не развиваются линейно, даже если мы говорим о тенденциях, которые хорошо подтверждаются статистикой: например, глобальное снижение насилия — одна из наиболее влиятельных социальных тенденций последних 70 лет. Это снижение насилия во всех областях, повышение стандратов толерантности и гуманности ко всем дескриминируемым группам. Но даже тут мы не должны брать линейку и проводить прямую линию до горизонта: преступность не может быть уничтожена совсем, ее победить невозможно, и желать этого — довольно фашизоидная идея, не надо так. Можно снизить преступность до социально приемлемых уровней и изменить ее баланс в пользу менее насильственных категорий преступлений. Например, киберпреступления растут, а число ограблений квартир и вообще людей на улице снижается. По количеству убийств Россия до сих пор на постыдно высоком уровне среди стран со сравнимым уровнем урбанизации, образования и доходов населения, это наша беда и горе, но уровень насильственных преступлений снижается, как падает и уровень самоубийств.
Смотрите: вот данные по самоубийствам с 1960 по 2016 годы. Яма на графике — влияние недооцененной антиалкогольной кампании. Этот социальный эксперимент, повлиявший на снижение убийств и самоубийств, недооценен. Из этого не следует, что надо объявлять «сухой закон»: кампания проводилась идиотскими методами и спровоцировала рост организованной преступности. Вывод в другом. Сейчас в России идет довольно радикальное снижение алкоголизации, и это лучшее, что происходит в России. Потому что это коррелирует и с насилием против женщин, и с убийствами, и с самоубийствами, и с сексуальным насилием, бытовыми убийствами, когда «трое пили — двух убили», и со смертностью в ДТП — это происходит в основном по пьяни. Около 36 тысяч человек в год гибнет на дорогах — чудовищная цифра, что немало вносит свой вклад в раннюю высокую мужскую смертность.
Вернемся к репродуктивному поведению. На графике видим, после страшных пиков XX века, снижение количества абортов благодаря контрацепции. Это произошло не из-за того, что хорошо пропагандировали традиционные ценности или ограничивали права на аборт, а наоборот — во всем мире законодательство либерализовывалось в этом отношении. Мы видим высокое и достаточно последовательное снижение в 2005 году по сравнению с 2003-м, и в 2008 году по сравнению с 2005-м. Пик советской безнравственности — это 60-е — 70-е годы, причем как по абортам, так и по разводам.
Как в связи с демографическим переходом чувствует себя институт семьи? Есть представление о том, что семья находится в кризисе, что ей угрожают однополые браки и нежелание людей вообще жить нравственной совместной жизнью. Основано это представление примерно ни на чем, а именно на стереотипе, что каждое предыдущее поколение куда более целомудренно, чем последующее. Как мы видим, в нашем случае и в последние десятилетия дело обстоит с точностью до наоборот.
На самом деле Россия по количеству заключенных браков находится на втором месте в мире после Китая, за нами идет Турция, затем Литва и США (к вопросу о традиционализме), далее Мальта и Израиль, тоже религиозные страны. На другом конце спектра мы видим, как ни странно, тоже религиозные католические страны: Португалия, Люксембург, Италия, Словения, Болгария, Испания, Чили, Франция — это страны с относительно низким числом заключаемых браков. Снижение числа браков в России есть, но незначительное. 52 % разводов от числа заключенных браков у нас сохраняются, хотя с конца XX века ситуация несколько улучшилась. Минимальное количество разводов приходится на католические страны, в которых еще недавно развод легально был не разрешен. В Италии развод стал возможен по закону только в 70-е годы, соответственно, разводятся там мало, хотя и женятся нечасто, что и понятно, когда вход — рубль, а выход — три. В общем, по количеству разводов не видно единой динамики: оно где-то растет, где-то падает. В остальном картина более-менее стабильна: люди продолжают хотеть заключать браки, им не расхотелось это делать.
Вызовом институту семьи в его традиционном понимании можно считать то, что семья перестала быть институтом выживания. В традиционном обществе основным целеполаганием при заключении брака является выживание. Это было основным законом как аграрной экономики, так и индустриальной. Даже после того, как непосредственное физическое выживание перестало быть такой проблемой и стало достижимо для одиночки, семья оставалась единственным институтом, который позволял дорастить детей до возраста некой социальной автономии. Эту функцию семья продолжает выполнять, но только пока женщины хотят иметь второго кормильца и помощника для того, чтобы справляться с маленькими детьми. В этом смысле семья еще является для них выгодным учреждением, но тот факт, что в постиндустриальном обществе человек может выжить самостоятельно, и не просто выжить, а оказать себе все необходимые услуги, — вещь совершенно новая. Такого еще не было в истории человечества, и пока мы не знаем, как социум на это отреагирует. Пока не особенно реагирует. Однополые браки, естественно, угрозой институту семьи не являются, потому что это консервативная мера, а не революционная — это поддержка института брака.
Угрозой институту семьи, если вообще можно говорить об угрозах, является культура singles, то есть культура людей, живущих в одиночестве. Это стало возможным благодаря наступлению определенного товарного изобилия, росту уровня жизни, улучшению инфраструктуры, легкости бытовых коммуникаций, развитию рынка труда, а также распространению общественного питания. Эти вещи делают мужчину независимым от бытовых услуг женщины, женщину — независимой от финансовых ресурсов мужчины. Единственный период, когда она зависима, — это очень недолгий период детства ее детей.
Но экономическая основа семьи — не единственное целеполагание для заключения браков, так что браки продолжают заключаться. На графике представлены способы, которыми познакомились люди, образовавшие устойчивую пару. Левый график — гетеросексуальные пары, правый — однополые. На смену традиционному способу знакомства через семью в XX веке приходят два других института — работа и учеба. Начиная с 90-ых, угрожающе быстро растет количество познакомившихся онлайн.
Рост количества познакомившихся онлайн говорит о том, что люди возлагают на себя труд и ответственность найти себе партнера — ни семья, ни рабочий коллектив, ни университетский кампус уже не выполняет для них эту функцию. Это приводит к чрезвычайному расширению круга выбора. Понятно, что если вы пользуетесь традиционными способами знакомства, то ваш выбор будет ограничен. Причем чем выше ваша ступень на социальной лестнице, тем ограниченнее выбор. Это ведет к выбраковке довольно большого количества потенциальных женихов и невест, потому что для этого места и времени они какие-то «не такие». Но Великая Сеть позволяет каждому найти себе товарища по интересам. Любая ваша странность и перверсия будет с благодарностью разделена кем-то в интернете. Это, конечно, увеличивает и разнообразие, и нашу толерантность по отношению к этому разнообразию, потому что, если вы живете в гомогенном социуме и видели только людей своего этнического происхождения, то есть ощущение, что мы-то «нормальные», а «другие» — единичные извращенцы. А о том, что где-то целый континент «не таких», вы и не знаете. Это причина низкой толерантности традиционного общества. И, согласно Стивену Пинкеру, канадско-американскому психологу и антропологу, один из факторов, снижающих уровень насилия, это видимость других людей — другой национальности, другой наружности, другой культуры.
«Темная сторона» таких знакомств в том, что они увеличивают и нашу ответственность, и наши запросы. В традиционном обществе требования к потенциальному партнеру, во-первых, минимальны, во-вторых, хорошо известны заранее и общие для всех. «Общности интересов» и «готовности к совместному духовному росту» никто ни от кого не требовал. Но если я ищу себе пару по всяким сложным параметрам, то я отвечаю за свой выбор, но одновременно не очень понимаю, чего я могу ожидать. Традиционное общество было хорошо тем, что все имели свои роли: понятно, что должна делать жена, что — муж, все знали, к чему готовиться, и в своей социальной страте все разделяли общие ценности. Сейчас мы ожидаем от отношений ужасно многого: и взаимопонимания, и детей, и пламенного секса, и общих тем для разговоров. И это, конечно, очень затруднительно. Но все-таки главное здесь — это тяжкий груз ответственности и выбора.
Несмотря на эти трудности, по данным ВШЭ, общий уровень счастья у нас от поколения к поколению растет. Дело не в том, что каждый раз появляется некое поколение, отличающееся от всех предыдущих, а в том, что ценности меняются. Причем меняются они для всего общества, просто в молодежи это наиболее манифестно проявляется: старшие поколения будут по инерции сохранять те ценности, к которым привыкли в молодости. То же будет и с нынешней молодежью, когда она повзрослеет. Нам же важна общественная трансформация, которая лучше всего прослеживается на примере молодежи.
Миллениалы, родившиеся с 1980 по 2000 годы, чувствуют себя хорошо по сравнению с рожденными в 70 — 80-е годы. Хотя, начиная с 2012 года, их уровень счастья немного упал — много чего произошло. Интересно также то, что они все позже вступают в брак и все позже заводят детей. Это нельзя списать на то, что они молодые. Это вот второй демографический переход во всей его красе: увеличение возраста вступления в брак и увеличение возраста рождения детей. Любовь и дружба ценятся выше, чем работа и заработок — таковы ценности самореализации. Личная свобода, самоуважение, творчество ценятся меньше. Глядя на эти данные, легко сказать, что просто молодые бездельники, никогда не работали, а когда они станут постарше, то будут ценить чрезвычайно высокий заработок. Но есть основание полагать, что чем моложе поколение, тем менее эффективным становится прямой материальный стимул. Это может быть связано с достигнутым уровнем благополучия или с тем, что люди не переживали крайней бедности в детстве или ранней юности. Ранние миллениалы, то есть те, кому сейчас 30-40 лет, могут быть последним поколением, для которого фетишем являются деньги и престижное потребление.
Что касается их ценностей относительно репродуктивного поведения, то тут есть такой сложный момент, который имеет отношение к теме нового викторианства. С одной стороны, довольно часто особенно российские молодые люди декларируют традиционные ценности: мужчина должен зарабатывать, а женщина — заботиться о семье. При этом, когда их спрашиваешь об их ожиданиях от отношений, выясняется, что их поведенческие практики противоречат декларациям, как это обычно и бывает в российских исследованиях. То есть девушки не ожидают, что парень должен их содержать, а молодые люди — что девушка должна из обслуживать. То есть в принципе гендерные роли видятся одними, но к себе лично люди совершенно их не применяют.
Одновременно (и это общая тенденция не только в России) вместе с повышением возраста вступления в брак мы видим повышение возраста традиционных практик взросления. Те вещи, которые считались маркерами «взрослости» (курение, алкоголь, секс) стали происходить все позже и все реже. Все популярнее здоровый образ жизни: как любят говорить американские социологи, food is a new sex («еда — это новый секс»). Возраст начала половой жизни отодвигается. А раннее начало половой жизни — это маркер социального неблагополучия (то есть, половая жизнь остается все больше и больше на долю неблагополучных и малообразованных подростков). Тут важно не услышать в этих данных «молодежь больше сексом не интересуется, мы все вымрем»: речь вообще не идет о том, кто чем занимается и не занимается, речь идет о меняющейся социальной норме.
Чем нам может грозить перспектива такого нового консерватизма? С одной стороны, снижение фетишизации эротического контента: то ли это связано с его доступностью, то ли с общим снижением уровня насилия, то ли с тем, что это больше не обязательная практика взросления. Похоже, что молодые люди больше ценят отношения, чем сексуальные практики как таковые. То, что эротический контент больше не является предметом такого драматического интереса, действительно может быть связано со снижением запретности и его доступностью. Одновременно тенденция феминизации — то есть больший учет интересов женщин и их участия в социальной жизни вообще приводит к тому, что пространство ограничений расширяется. Если женщина получает большую долю политической власти, это за этим следует не то, что она заинтересована в сексуальной свободе, а то, что она заинтересована в снижении уровня насилия и в повышении уровня своего социального благополучия.
Конечно, у нас принято смеяться над политкорректностью, однако мы живем в том мире, который формируется этой политкорректностью. Есть слова и выражения, которых лучше не произносить, потому что они обществом осуждаются, а общественное осуждение может иметь дурные последствия для вас лично. Постепенно начинает осуждаться изображение обнаженного тела, это называют объективизацией и фетишизацией женщины, выставленной как товар, — это как бы нехорошо. В индустрии моды происходят интересные изменения: появляется закрытая одежда, объемные вещи, головные уборы, а откровенная одежда начинает осуждаться как выставляющая женщин на обзор потребительского мужского взгляда. Закрытая же одежда как бы дарит свободу.
В итоге есть две тенденции, противоположные, на первый взгляд, но действующие в одном направлении: феминизация и необходимость со стороны потребительского капитализма принять в свои объятия миллионы клиентов и покупателей из исламского мира. Возможно, нам предстоит жить в мире, где пережита сексуальная революция 1968 года, но специфическим образом меняется публичное пространство: к этому ведут нас и меняющиеся ценности молодежи, и вовлечение женщин в социум, и глобализация, и второй демографический переход, и потребительский капитализм. В финале я хочу еще раз предостеречь от выстраивания линейных последовательностей и от прогнозов на этом основании. Ни один социальный процесс не конечен, потому что у истории нет конца. Исторические, политические и социальные процессы происходят все время — конца света пока не объявляли.
Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайся!
Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
подписаться
15:33, 28 февраля 2020
«Мы не знаем, что будет дальше»
Фото: Kevin Frayer / Getty Images
Эпидемия COVID-2019, начавшаяся в декабре прошлого года в китайском городе Ухань, продолжает распространяться по миру. Всемирная организация здравоохранения объявила в связи с этим чрезвычайную ситуацию международного масштаба. «Лента.ру» поговорила с французским иммунологом и гематологом, профессором Жан-Франсуа Росси из Университета Монпелье и Института рака Св. Екатерины в Авиньоне о том, действительно ли ситуация настолько серьезна и какие меры могут быть эффективны в борьбе с коронавирусом.
«Лента.ру»: Должны ли мы действительно так беспокоиться насчет коронавируса? Эксперты говорят, что каждый год в мире тысячи людей умирают от самого обычного гриппа…
Росси: Да, мы должны беспокоиться относительно таких эпидемий. Анализируя имеющиеся данные, мы можем сказать, что в некоторых случаях COVID-2019 приводит к смертельному исходу. Но если взглянуть на этих пациентов, то мы можем увидеть, что большинство из них либо престарелые, либо уже имели проблемы со здоровьем.
Например, в Южной Корее первой жертвой вируса стал человек в возрасте около 80 лет, а у других были проблемы со здоровьем. Есть, конечно, и молодой китайский доктор, но он, скорее всего, умер не от COVID-2019, а от какого-то дополнительного заболевания или осложнения. Значит, можно предположить, что некоторое количество смертей вызвано бактериальной инфекцией, а также инфекциями, которыми заражаются в больницах. То есть в случае этих пациентов можно говорить об ослабленной иммунной системе как о причине дополнительного заражения и иногда смерти.
Теперь о гриппе. Во Франции он ежегодно становится причиной смерти восьми-десяти тысяч человек, что выше, чем общая смертность от COVID-2019 на данный момент. Большинство умерших — тоже люди преклонного возраста или пациенты с ослабленной иммунной системой. А значит, для ее поддержания можно использовать определенные лекарственные препараты.
Вчера я смотрел заявление президента ВОЗ, который сказал, что с вирусом необходимо бороться и что сейчас еще открыто окно возможностей, в котором мы можем остановить пандемию. Я полностью с ним согласен — посмотрите на эпидемию Эболы в Африке. Считаю, что мы должны принять все меры по ограничению распространения вируса, поскольку эта инфекция может приводить к смертельному исходу.
Но что будет после этой эпидемии? Она может стать ежегодной, как грипп?
Если мы заглянем в историю, то увидим, что эпидемии вирусных инфекций, таких как грипп и ему подобных, человечество переживает по крайней мере со Средних веков. Я читал интересную работу относительно распространения в начале ХХ века испанского гриппа, испанки. И ничего нового тут нет.
Что касается коронавирусов, они тоже известны давно. Существует несколько известных эпизодов, связанных с их распространением: SARS, MERS… Это значит, что мы и в будущем столкнемся с другими эпидемиями коронавирусов — а, возможно, и c новой эпидемией этого вируса, я не могу знать точно.
Известно, что вирус SARS-CoV-2, вызывающий COVID-2019, плохо переживает температуру выше 37 градусов и повышенную влажность, что может привести к спаду эпидемии летом. Но это лишь спекуляции на тему, мы не можем предсказать будущее, и потому не должны терять бдительность. С точки зрения науки следует, во-первых, без промедления начинать исследование нового вируса, как только он появляется, а во-вторых, быстро выяснить, каким образом эпидемия началась.
Чем болезнь, вызванная коронавирусом, отличается от вызванной вирусом гриппа? Ведь симптомы очень схожие: температура, кашель…
Прежде всего отмечу, что у некоторых инфицированных SARS-CoV-2 поначалу нет никаких симптомов, а значит, проверки температуры, которые проводятся в аэропортах, не очень эффективны. Потом температура и кашель появляются у 90 процентов пациентов. Диарея и затруднение дыхания появляются уже на следующей стадии заболевания — примерно через две недели.
Но кашель и жар вовсе не означают, что это коронавирус.
Однако если у пациента наблюдается кашель, повышенная температура и, возможно, затрудненное дыхание, мы должны убедиться, что он не инфицирован коронавирусом.
Мне интересно то, каким образом действуют коронавирусы и грипп. Есть какие-то различия?
И грипп, и COVID-2019 — вирусные инфекции. Когда эти вирусы попадают в тело человека, они внедряются в клетки примерно одним и тем же образом. Через несколько часов одна часть иммунной системы дает команду другой ее части начать борьбу с вирусом.
У большей части пациентов иммунная система работает хорошо — у тех, у кого нет проблем с ней, кто не принимает препараты, подавляющие ее, и так далее. У них все будет в порядке. Коронавирус, скорее всего, не вызовет у них тяжелых симптомов и не приведет к смерти. Если же иммунитет ослаблен, то последует продолжительное воспаление, сопровождающееся подавлением иммунной системы.
Все вирусы похожи. Подавление иммунной системы может привести к заражению организма бактериальной инфекцией, грибками и паразитами, что приведет к еще более выраженному воспалению — и, соответственно, отказу органов. Конечно, если мы говорим об ответе иммунной системы на разные вирусы, тот тут речь идет о разных специфических антителах, вырабатываемых ею, но в целом вирусы действуют одинаково.
Если подытожить: мы опасаемся пандемии COVID-2019, потому что просто не знаем, к каким последствиям она может привести, и поэтому ВОЗ объявила международную чрезвычайную ситуацию?
Да. Благодаря современным технологиям мы можем быстро, в течение нескольких недель, распознавать новые вирусы. Но тут из-за промедления, которое допустили в начале эпидемии, ситуация несколько иная, чем, скажем, в случае H1N1, а ведь чем раньше мы идентифицируем вирус, тем быстрее мы можем выявлять его носителей. Сейчас COVID-2019 приобретает масштаб пандемии, ведь он распространился уже по нескольким континентам. Но, как и в случае с ВИЧ, где мы в настоящее время можем проводить иммуномодулирующую терапию, технологический прогресс не стоит на месте, и мы разрабатываем новые способы борьбы с вирусами.
Сейчас, когда мы говорим о лечении COVID-2019, речь идет лишь о подавлении симптомов. В то же время идет разработка вакцины. Обычно этот процесс занимает много времени, и зачастую вакцины от подобных вирусов поступают в медучреждения уже после окончания эпидемии. Зачем тогда вообще их разрабатывать?
Это непрекращающаяся борьба. Люди перемещаются из страны в страну, распределение вируса по миру неравномерно. Важно иметь это в виду, и, возможно, поменять некоторые принципы эпидемиологии.
Тем не менее я соглашусь с тем, что сейчас, если говорить о лечении, мы можем проводить лишь симптоматическую терапию, а антивирусные препараты, имеющиеся сейчас, пока не очень эффективны. Поэтому очень важно разрабатывать вакцину — для будущего. Но если у нас есть один вирус — для него нужна одна вакцина, а для другого — другая. И поэтому мы никогда не должны прекращать борьбу.
И еще. Во время эпидемии H1N1 мы оценивали эффективность вакцины в отношении этого вируса в рамках исследования здесь, во Франции. Согласно его результатам, только 40 процентов пациентов оказались полностью защищены от вируса H1N1— это менее половины. То есть вакцинация не является панацеей для всех групп населения. Нам необходимо разрабатывать улучшенную вакцину, способную защитить большинство пациентов, как минимум 80 процентов. Для этого мы должны изучать действие вакцины у людей в поствакцинальном периоде. И если вакцина против коронавируса будет разработана к следующей пандемии, важно понимать, какой ответ она дает, чтобы модифицировать ее с целью повышения результативности влияния на иммунную систему.
Существуют ли сейчас какие-то методы для того, чтобы укрепить иммунную систему пациентов с COVID-2019?
Не знаю, все это пока только предположения. У меня нет данных конкретно в отношении COVID-2019, однако мы знаем о существовании препаратов, способных поддержать и даже усилить иммунную систему. Вакцинальные программы также направлены на усиление иммунного ответа. Ведь для того, чтобы получить усиленный ответ иммунной системы — как гуморальный (я имею в виду продукцию противовирусных антител), так и клеточный — в отношении вирусной инфекции, необходимо прежде всего обеспечить очень эффективную презентацию антигена вируса клеткам иммунной системы.
Итак, первый шаг — это активная демонстрация вирусного антигена иммунной системе. Второй шаг — у нас должно быть достаточное количество цитотоксических клеток, а также B-лимфоцитов, производящих специфические противовирусные антитела. Эти антитела значительно усилят эффективность натуральных киллеров и других клеток в их противовирусном ответе. Важно, чтобы в ответе иммунной системы были активно задействованы все звенья, а не какое-то одно. Так что если у нас появится препарат, выполняющий эту функцию в отношении коронавируса, — это будет хорошо. Опять же, еще раз говорю, все это пока только предположения, хотя препараты с подобным эффектом есть. И некоторые из них обладают очень хорошим профилем безопасности и не проявляют токсичности в отношении организма.
Можете привести какой-нибудь пример?
Например, в лаборатории INSERM мы проводили исследования Полиоксидония in vitro. Результаты, которые он показал, были достаточно интересными. Во-первых, он активирует презентацию антигена. Что интересно, эта презентация происходит при ускоренном созревании антигенпрезентирующих клеток, что является первым шагом к «информированию» иммунной системы. Это хорошо. Во-вторых, в лабораторных условиях мы выяснили, что он нетоксичен для Т-лимфоцитов — а значит, не оказывает негативного побочного эффекта на другие клетки.
Также мы наблюдали активацию и дегрануляцию NK-клеток — наиболее специализированных среди клеток иммунной системы в противовирусном действии на начальных этапах иммунного ответа. Эти борцы с вирусами благодаря атакующим компонентам гранул эффективны в деле уничтожения инфицированных вирусом клеток. Это тоже хорошо. Мы заметили, что препарат хорошо переносится, что вполне может означать, что препарат может быть использован у пациентов с вирусными инфекциями — а значит, и коронавирусом тоже.
Относительно небольшое количество случаев заражения за пределами Китая — это результат активных мер по предотвращению распространения коронавируса или, возможно, мы просто еще не имеем полной картины эпидемии?
Если посмотреть на Африку, я скажу так: мы не знаем. Мне неизвестно, есть ли у них диагностические системы. Мы знаем о нескольких случаях заражения в Египте, но в целом по континенту информации нет.
Я считаю, что политика Китая по сдерживанию распространения коронавируса вполне эффективна. Этот вирус активно передается — у нас во Франции пока 11 зараженных, но их могло быть намного больше. Думаю, что сейчас, как говорит президент ВОЗ, открыто окно возможностей. В последующие дни и недели мы поймем, что будет дальше: находимся ли мы на пике эпидемии, которая пойдет на спад, или мы только на пороге пандемии. Мы должны быть очень осторожны. Я думаю, что меры, принимаемые сейчас в Китае, России, Корее, Японии, Франции, Италии и так далее, очень важны.
Вопрос к вам не только как к иммунологу, но и как к обычному гражданину. В России, например, закрывают на карантин рынки, где много китайцев, проводят дистанционную проверку температуры у посетителей близлежащих торговых центров… Это адекватные меры или они только провоцируют лишнюю панику среди населения?
Что касается измерения температуры — это важно. Так вполне можно выявить инфицированных в активной стадии заболевания. Но этого недостаточно для защиты от распространения вируса, поскольку существуют пациенты, у которых пока нет симптомов, но они при этом способны распространять заболевание. Это важно знать.
Тут стоит заметить, что все это требует существенных затрат. И здесь мы должны понимать, что прежде всего стоит помочь африканцам, поскольку если эпидемия начнется в странах, где система здравоохранения работает плохо, вирус сможет распространяться быстрее, а значит, и пандемия продлится дольше.
Еще раз: очень важно вовремя идентифицировать пациентов, у которых еще не появились первые симптомы. Не забывайте, что первый пациент в Италии работал в мультинациональной компании Unilever и принимал участие в марафоне. Идентификация этого человека была чрезвычайно важна — сначала он встретился с кем-то, кто приехал из Китая, а потом уже было слишком поздно.
Может ли Китай предотвратить следующую подобную эпидемию? И вообще, почему эпидемии таких заболеваний чаще всего начинаются в Китае? Дело в огромном населении? Может, еще в чем-то?..
На этот вопрос ответить сложно, ведь эпидемии коронавирусов начинались и в арабских странах. Это неспецифично для Китая, он не является «мировым резервуаром вирусов». Мы все живем на одной планете, не стоит забывать об этом.
Но главными уроками для Китая должно стать, во-первых, то, что когда эпидемия начинается, необходимо как можно скорее идентифицировать возбудителя заболевания. Информация должна быстрее распространяться в системе здравоохранения. Во-вторых, на мой взгляд, в Китае не очень эффективная ветеринарная система. Они употребляют в пищу мясо животных, которое практически не проверяется. Ведь все началось с неконтролируемого рынка морепродуктов в Ухане.
Я согласен с вами, в Китае очень высокая плотность населения, поэтому передача заболевания происходит очень быстро. К тому же они активно передвигаются по миру. У нас во Франции, скажем, очень много туристов из Китая. Поэтому необходимо лучше контролировать и передвижение людей по миру. Мой сын был в Китае в декабре, и в это время ежедневно между Францией и Китаем передвигалось большое количество людей — сумасшедшая ситуация! Всему миру необходимо научиться быстро предотвращать такие ситуации, так как они стоят денег и человеческих жизней. Но сейчас, конечно, наша главная задача — сдержать распространение этой инфекции.