ИнфоЛюберцы — 7 мар. Текстильному объединению «Монолит» — лидеру домашнего текстиля России в этом году исполняется 25 лет. В канун юбилея редакция газеты «Люберецкая панорама» встретилась с человеком, который создал свой текстильный бизнес с нуля – даже без швейных машинок! Зато была вера в себя, в своих друзей и большая решимость, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы.
Военный инженер, который помог стартовать «Бурану», бывший политработник и философ. Лучший менеджер России и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Благодаря этому человеку скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» не эмигрировала в Америку, а была отреставрирована и осталась на Родине. «Переодевшись», она стала эмблемой компании «Монолит». С его легкой руки был модернизирован Московский планетарий. Его команда сшила самый большой в мире флаг России.
Итак, дорогие читатели, председатель Совета директоров ТО «Монолит» Сергей ЛУКЬЯНОВ.
— Сергей Николаевич, с чего начинался ваш бизнес?
— Двадцать пять лет назад мы со своими партнерами начинали бизнес во время тотального дефицита. Это был 1992 год, когда всё исчезло в нашей стране, кругом – пустые прилавки, бесконечные очереди. Это были времена, когда говорили, что в каком-то магазине «выбросили» мясо или масло. Я часто вспоминаю, как мы вместе с маленькой дочкой стояли в длиннющей очереди, зажав в руках талоны на манку. Тогда я ей сказал, что есть страны, где нет очередей. И мой ребенок, посмотрев на меня с недоверием, выдал: «А что же, у них вообще ничего не выбрасывают?». И вот в это самое время очередей мы решили с коллегами заняться швейным делом – и сшить для своих маленьких детей куртки. Те куртки, которые продавались в магазинах, были простоватые, без какого-либо дизайна. А мы сшили такие веселые, яркие курточки с аппликациями. Я всем начинающим бизнесменам говорю: «Не бойтесь, начинайте со швейного бизнеса. Он очень простой для старта». У нас не было ни швейных машин, ни швейных цехов. Мы нашли талантливую женщину, которая могла заниматься дизайном и кройкой, и раздавали заказы надомницам. В день таким образом можно было сшить три куртки, нам этого вполне хватало. Постепенно объемы увеличивались, куртки продавались хорошо. Потихоньку мы пошли в гору.
— Нужно быть смелым человеком, чтобы заниматься собственным делом, не бояться рисковать…
— Я думаю, мы совсем отмороженные были. При основании фирмы у нас была тысяча долларов. Мы заложили свои квартиры, все свое имущество в банке. Риска-то мы и не видели, настолько были уверены, что дела у нас пойдут. Окончив Военную академию, я служил на Байконуре, там мы строили старт для «Бурана», я хорошо зарабатывал, что-то удалось накопить.
— Как выглядит сегодня Текстильное объединение «Монолит»?
— Это многопрофильный холдинг, который прежде всего занимается основным бизнесом – текстилем. Это производство постельного белья, подушек, одеял, штор, покрывал, скатертей, полотенец, халатов, одежды, униформы. У нас работают две швейные фабрики – в Курске и в Курской области в городе Льгове. Три швейных цеха трудятся в Октябрьском. На территории «ТекстильПрофи» мы открыли порядка 10 производств. Работают швейные цеха и в других городах. Мы лидеры по производству домашнего текстиля в России.
Из кризиса 2008 года мы хорошо вышли благодаря тому, что много шили текстиля эконом- сегмента. А в этот кризис мы пошли по двум направлениям – усилили премиальный сегмент и максимально удешевили эконом-сегмент. Мы заключили договоры практически со всеми торговыми сетями страны. И уже можем себе позволить выбирать, с какой сетью работать.
До 2013 года мы увеличивали мощности, потом началась стагнация. После кризиса 2014 года рынок сбыта в России резко упал. Нам пришлось менять свою тактику присутствия на рынке. На рынке исчезает средний класс. Если раньше у нас по продажам лидировал средний сегмент, то сейчас заметен рост премиального и эконом-сегментов. Сейчас мы делаем четыре вида продукции, объединенные одной дизайнерской темой. К постельному белью мы предлагаем в комплекте подушки, полотенца, пледы, халаты. Для того чтобы всю комнату можно было оформить в одинаковом дизайне.
— Как получилось, что эмблемой компании «Монолит» стала скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», только в новой спецодежде?
— Скульптура Веры Мухиной, как известно, выполнена из металла, «однотонная». А мы надели на нее новую спецодежду – красный сарафан, белый шарф и синий комбинезон. Был период, когда советские памятники в России сносили. До сих пор где-то валяются несколько «Сталиных», «Лениных», «Горьких», «Дзержинских»… Часто у людей памятники виноваты во всем. Гонение на памятники – вечный процесс. Коммунисты снесли памятники царям, в ельцинский период снесли памятники коммунистам. На мой взгляд, надо оставлять памятники в назидание. Кстати, тут недавно мы одного «Ленина» спасли, привезли его из Украины и поставили на территории парка «Орловский».
Так вот, 1997 год. Скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — 50 лет. По закону памятник, когда ему исполняется 50 лет, должен передаваться в Комитет по охране памятников. До 50 лет за ним ухаживает одна служба, потом — другая. Русские эмигранты пишут письмо в мэрию с просьбой продать «Рабочего и колхозницу», чтобы перевезти ее в Америку. Была идея поставить ее в Голливуде как символ победы в холодной войне, как некий знак победы Голливуда над «Мосфильмом». Чиновник оказался не слишком умным и написал, что, мол, продадим по цене металлолома. Нам стала известна эта история. Мы обратились тогда к еще начинающему адвокату Анатолию Кучерене с просьбой, чтобы он защитил эту скульптуру, и к руководству «Мосфильма». В то время мы начали внедрять на российских предприятиях вместо «арестантской» одежды – черных и синих сатиновых халатов и телогреек современную яркую спецодежду. Она шла со скрипом. Руководители заводов и фабрик закупали «фуфайки образца 1943 года», которые именно так и назывались.
Возникла идея одеть памятник… Сначала идея нам показалась заведомо невыполнимой. Высота скульптуры 45 метров, ни руку ни ногу в одежду не просунешь… Но мы решили рискнуть. Написали письмо Лужкову о том, что в целях защиты памятника и пропаганды современной униформы просим разрешить провести митинг и концерт совместно с «Мосфильмом».
Мы выступили с идеей, что скульптуру надо отреставрировать. «Мосфильм» откликнулся на наше предложение. Мы обратились к промышленным альпинистам. Кстати, оказалось, что внутри полой скульптуры жили бомжи. «Рабочего и колхозницу» мы одевали восемь часов. Придумали одежду на шнуровке и «подгоняли» ее, что называется, сразу же по размеру — красный сарафан, синий комбинезон и белый шарф. На митинг приехал представители 76 средств массовой информации. Нас ограничили в количестве участников и во времени. Разрешили сначала пустить 500 человек, потом — 3 тысячи. Но это были далеко не все желающие попасть на мероприятие. Три дня скульптура стояла одетой. Мне на пейджер пришло сообщение, что правительство Москвы приняло решение отправить скульптуру на реставрацию. Мы немножко этому поспособствовали, дали толчок. Сейчас она стоит уже такая красивая, обновленная на ВВЦ.
— И с тех пор «Рабочий и колхозница» в униформе – эмблема «Монолита». Проблем с авторскими правами не возникло?
— Проблемы были. Наследники пытались предъявить авторские права. Было несколько судебных решений в нашу пользу. Я считаю, что рабочих и колхозников надо одевать…
— Сергей Николаевич, а какая у вас профессия по образованию?
— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что мне много пришлось учиться в этой жизни. Я всегда это любил– в школе часто участвовал в олимпиадах по точным наукам. А поступил в гуманитарный вуз – в Донецкое Военно-политическое училище инженерных войск на факультет связи. Работал замполитом, потом закончил философский факультет в Военной академии. В дипломе так и написано – «философ». Хотел заняться наукой, но началось мутное время – перестройка, перестрелка, перекличка. Началась дискредитация армии, пошли сокращения, перспективы стали туманными. Но открылись новые возможности, которые возникают не так часто. Сказали – умеешь зарабатывать, иди — зарабатывай. Потом я окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, изучал евроменеджмент.
— Однажды актриса Надежда Румянцева сказала мне: «Всё в этой жизни пригождается». Вам пригодились ваши знания по разным профессиям в бизнесе?
— Мне, конечно, очень пригодились следующие вещи – это умение считать. В бизнесе экономика крайне важна. Пригодилось умение политработника – умение общения с людьми, выстраивать отношения, работать бесконфликтно. И достигать цели не криками, а правильной организацией работы. Армия научила меня дисциплине, порядку, стратегии и тактике.
На самом деле, если посмотреть на бизнес и на военное дело, мы найдем столько параллелей, что покажется, это написано по одному учебнику. И там и здесь надо выбрать стратегию и тактику, нужно выбрать направление главного удара. Ты всегда рассматриваешь конкурента как врага, как бы ты к нему ни относился. Какой метод войны ты выберешь – открытого столкновения, партизанской или закулисной войны, используешь разведку и шпионаж, следишь, что у него там нового. Конкуренты заставляют тебя, а ты их, двигаться вперед. Чем сильнее конкуренты, тем интереснее с ними бороться.
— Давайте напомним читателям о других ярких акциях – про флаг размером со стадион, «пасхальное яйцо» размером с крышу планетария…
— Флаг России мы сшили к чемпионату Европы по футболу, где наши заняли 3 место. Мы планировали за 45 минут сшить флаг размером с футбольное поле и две подушки. Сшили за 28 минут, попали в Книгу рекордов Гиннесса.
С «пасхальным яйцом» была такая история. День космонавтики совпал с праздником Пасхи. Мы организовали акцию по поводу модернизации планетария, сшили и надели на его купол красное «пасхальное яйцо». Одним словом, снова вынудили Лужкова на очередную реставрацию. Он сказал нам: «Планетарий восстановим».
Что еще? Мы нашли слона по кличке Чаня, которого Индира Ганди подарила Леониду Ильичу Брежневу. Мы на него сшили смокинг в цвете триколора и водили его по выставке — ВВЦ. Там собралась толпа зевак. Чане привезли таз с фруктами. Было очень забавно смотреть, как он ест – он брал целиком арбуз, отправлял его в рот, и через секунду по сторонам разлетались корки.
— Эмблема «Монолита» при входе в офис состоит из обычных пуговиц. Портрет Высоцкого в вашей галерее «собран» из запчастей старых магнитофонов… У вас много самобытных коллекций – прялки, самовары, утюги, печные задвижки, напёрстки, швейные ножницы… Как у вас на всё это хватает времени?
— Свободного времени у меня много… Мой главный принцип – доверять своим коллегам. Мне нравится собирать то, что близко к текстилю – прялки, утюги. Самоварную коллекцию я начал собирать лет 15 назад, собрал больше 150 экземпляров. Ездил по городам России, несколько самоваров привез из-за границы. Интересный самовар на одну чашку, растапливать который приходится маленькими дровишками или зубочистками. Есть в моей коллекции, как журналисты его назвали, мистический экземпляр – самовар – мой полный тёзка, на котором есть клеймо «Самоварная фабрика Сергея Лукьянова. 1841 год». В коллекции есть самовар, из которого угощали чаем Ленина, когда он приезжал на охоту в Октябрьский. Есть серебряный самовар-паровоз конца XIX века, который, закипая, издает гудок. Кстати, про самовары сняли фильм на Российском канале.
— Когда и где «Монолит» будет отмечать юбилей?
— Юбилей мы будем отмечать в ноябре, в новом корпусе парка-отеля «Орловский». Здание в ретростиле, где много дерева, с четырнадцатью башнями на крыше, с балкончиками, с балясинами. Это наш большой проект.
— У вас много федеральных наград. Напомните, какие из них вам особенно дороги.
— Если говорить про бизнес, то, наверное, что три года подряд я был признан лучшим менеджером России. Еще мне дорого звание — Почетный работник текстильной и легкой промышленности РФ. Приятно, что я отмечен наградами губернатора Московской области. А еще я почетный житель города Щербинки, где начинал свой бизнес.
— Какими ожиданиями вы сейчас живете?
— Меня ждет открытие большого корпуса в парке-отеле «Орловский». Это главная задача на 2017 год. Там есть горки, лыжи, площадки — хоккейные, футбольные, волейбольные и баскетбольные. Там теннисные корты, два шикарных пляжа, чистейшая вода, бьют ключи. Рядом нет промышленных предприятий. Летом – ягоды, грибы, рыба. От МКАД – это всего 13 км. В корпусе – бассейн, спа, караоке. Там работает много наших земляков. Человек 100 мы будем набирать с открытием корпуса.
— Как получается, что все ваши планы воплощаются в жизнь? Как говорят, в чем секрет успеха?
— Секрет очень простой – нужна большая красивая светлая мечта, которая интересовала бы не только тебя. Нужны отчаянные люди, которые готовы с тобой воплотить эту мечту. Дальше пишешь план. Я делал попытки открыть другой бизнес. Не получилось – не отчаялся. Бросил. Забыл. Ни в коем случай нельзя тянуть воз неудачных проблем. У меня был знакомый, у которого было два хороших бизнеса, один плохой. Но так ему этот плохой был дорог, что он из хорошего забирал всю прибыль и вкладывал в плохой. Плохой не становился хорошим. Все закончилось тем, что он полностью обанкротился. Хотя мог бы вовремя включить голову.
— Какой совет вы могли бы дать тем, кто только собирается открыть свой бизнес?
— Надо смотреть, в чем у тебя есть преимущества. Ведь у каждого человека есть свои таланты, навыки, нераскрытый гений. Главное, не перепутать, в чем ты силен, и что тебе нравится. Надо заниматься тем, что у тебя получается. Надо оценить себя. Часто под давлением родителей ребята идут не туда. У Карла Маркса есть статья «Размышление юноши перед выбором профессии». Сложность заключается в том, что надо грамотно взвесить свои возможности, а потом проанализировать, какая профессия будет востребована лет через 10-15. Я думаю, в будущем будет колоссальный спрос на инженеров. Инженер в классическом понимании и инженер как создатель нового продукта. Невозможно все время покупать аналоги за рубежом. Это всегда влечет за собой проигрыш и отставание.
— Не изменился ли график работы приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области?
— График тот же – вторник и четверг. Можно всегда проконсультироваться, посоветоваться. Этой работой занимаюсь не я один. У нас задействованы директора с большим опытом работы, юристы. Это могут быть и финансовые, и экономические вопросы, и любые другие проблемы.
— Вы первым организовали и провели Конкурс красоты в Люберецком районе, потом стали проводить его на областном уровне. Как сейчас обстоит дело?
— Я провел пять конкурсов. Сейчас эстафету подхватил мой друг Юрий Сергеев из Подольска, он проводит «Мисс Московская область».
— У вас есть мечта?
— Если по работе, то запустить парк-отель «Орловский» на полную мощность, чтобы в нем было интересно, комфортно и людям там нравилось.
А если говорить о чем то личном, то я мечтаю увидеть извержение вулкана.
— Вас окружают в основном женщины… Что бы вы им пожелали в канун 8 Марта?
— Да, у нас работает 70 % женщин. В канун первого праздника весны – 8 Марта, когда происходит обновление жизни, природа просыпается, у нас две медведицы недавно в «Орловском» проснулись. В канун 8 Марта я всегда вспоминаю основательниц этого праздника – Клару Цеткин и Розу Люксембург. У нас на фирме существует традиция – мы всем сотрудникам напоминаем, как эти две женщины 7 марта пошли в гаштет (у немцев — пивной ресторан), чтобы обсудить наболевшие вопросы женского движения. Выпили лишнего пива, засиделись до утра и не пошли на работу. И придумали, что 8 Марта надо сделать женским нерабочим днем. Идея очень понравилась и немецким женщинам, и В.И. Ленину, который сделал этот праздник официальным. Его подхватили другие страны соцлагеря. День борьбы за свои права стал светским, немного гламурным.
Я призываю мужчин купить всем своим женщинам, которые есть в семье и коллегам, подарки, цветы, произнести добрые красивые слова в этот день, встать у плиты.
Кстати, можно купить подарки к 8 Марта в «ТекстильПрофи», выбор текстиля огромный. Чек можно поменять на лотерею, чтобы потом поучаствовать в розыгрыше автомобиля.
Хотелось бы пожелать каждой женщине, чтобы у нее был такой мужчина, который бы ее жалел, любил, заботился, был надежным тылом, стеной. Хочется пожелать, чтобы в каждом доме был достаток.