— Нас пока еще не затронула эта реформа местного самоуправления – безумно кощунственная, которая подрывает интересы всех жителей. Нас такая участь ожидает летом этого года. Нас объединят с городом Жуковским. Но где в решениях нашего губернатора об объединении территорий Московской области учитывается мнение граждан? Те социальные конфликты, которые сегодня существуют в Московской области, становятся закономерностью, волны поднимаются практически в каждом муниципальном районе, что может привести к большому конфликту и вызвать народные массы на восстание, сами знаете, какой сейчас год – год столетия революции. Всё это требует обращения к президенту Российской Федерации. Мы должны донести до президента ту идею, которую сейчас обсуждаем.
— Конституционны или неконституционны подобные преобразования? Окончательную оценку этому дает Конституционный суд, а не мы с вами. Но в 2002-03 годах именно государственной властью была инициирована муниципальная реформа, и целью этой реформы назвалось приближение власти к населению, а способом реализации этой цели была выбрана двухуровневое местное самоуправление, где базовым уровнем было определено поселенческое местное самоуправление. Сегодня этот принцип и эта цель не соблюдаются. Если говорить упрощенно, то все эти укрупнения делаются с одной прозаичной целью: упразднить поселенческое местное самоуправление. Один из аргументов авторов укрупнения такой: жителям будет житься лучше и счастливее. Но весь опыт свидетельствует об обратном: уход власти их поселений означает обветшание этих поселений за пределами райцентров. И эта проблема будет только усугубляться.
— Наш гарант Конституции сказал: «Местное самоуправление должно оставаться властью шаговой доступности, муниципалитеты не должны бездумно укрупняться». Практика почему-то идет вразрез с тезисом гаранта Конституции. Я боюсь ошибиться, но не просто так подмосковный губернатор решился на такие преобразования. У меня никак не поворачивается язык говорить своим студентам, что все, что сегодня происходит в Московской области, правильно. Местная власть должна избираться, а жители должны влиять на нее и ее контролировать.
— Самая главная наша сила в том, что мы выражаем волю не свою, а волю наших избирателей. Мы никакая не оппозиция, мы – действующая власть, и нас большинство. А меньшинство – в Красногорске. Мы направили приглашения приехать на наш конгресс Воробьеву Андрею Юрьевичу – губернатору, Кузнецову – зампреду правительства, Брынцалову – председателю Мособлдумы, Наумову – председателю комитета по МСУ, Костомарову – драйверу идеи укрупнения. Никто не приехал. 31 декабря Воробьев, выступая по телевизору, говорил, что эта политика оправдана, что все 29 муниципальных районов станут городскими округами. А уже 13 января он признал, что 11 муниципальных районов будут сохранены. И в этом – заслуга каждого сидящего в этом зале. Сегодня мы подготовили инициативу: при преобразованиях муниципальных образований, сельских и городских поселений учитывать мнение населения одним путем – путем референдума. И с такой законодательной инициативой мы выйдем в Государственную Думу. Мы предложим депутатам разных фракций поддержать нашу инициативу, которая находит понимание всего муниципального сообщества. У нас есть два пути – площадь и поправки в законодательство. Я стою на стороне поправок.
— Нарушен или не нарушен принцип местного самоуправления в Московской области? По-моему, это и обсуждать не стоит. Принцип нарушен, и нарушен категорически. Для меня как жителя Московской области, как жителя поселка Томилино хуже ситуации не было. Я – тот человек, который писал первоначальную редакцию 131-го закона, и я не побоюсь сказать, что и я, и мои коллеги даже в страшном сне не могли представить, что такое прочтение 131-го закона возможно. Мы не знали, что его можно так трактовать. Но я вас уверяю: его и нельзя так трактовать, это не трактовка, это извращение. Что с этим делать? Если закон нарушен, надо обращаться в суды. Я понимаю, что это за история, я понимаю, что такое суды. Но если довести этот процесс до конца, то можно поставить точку в этих территориальных безобразиях, которые происходят не только в Московской области, но и во всей Российской Федерации. И в этом Московская область могла бы быть лидером.
— Когда губернатор что-то делает, он согласовывает свои позиции. Это не значит, что реформа МСУ – инициатива Путина, но вряд ли губернатор без согласия администрации президента мог бы это сделать. Я не верю в самостоятельность избранных губернаторов. А что касается администрации президента, то это не сам президент. И все-таки в администрации президента противников этой реформы, поверьте моему многолетнему опыту, достаточно. И все-таки это было кем-то одобрено. Подавались сигналы от жителей, подавались сигналы, что люди против, но никто не хотел возвращать все на свои места. Это значит, что кто-то это не просто одобрял, а еще и поддерживал.
— Дошла реформа местного самоуправления и до Московской области. Как проходит реформа в Московской области? Как и везде – бестолково и беззаконно. Делают ее руками, которые не оттуда растут. Давайте пожелаем руководству Московской области пить побольше сладкого чая. Может, тогда у них слипнется то место, откуда их руки растут, и больше не будут они расти? В природе бессмысленный рост демонстрируют только раковые клетки. А вот рост бессмысленности наши чиновники демонстрируют постоянно. Конституция Российской Федерации говорит, что единственным источником власти является ее народ. Ну кто же пьет кровь с этого источника? У нас в свердловской области тоже есть городские округа по шесть тысяч квадратных километров – без трамваев, без автобусов, без больниц. Мы уже привыкли. Зато мы горожане. Я скажу так: наша жизнь коротка и печальна. А оттого, что она печальна, то и хорошо, что коротка. Чем мы, простые жители, отличаемся от касты чиновников? Они живут от выборов до выборов, от назначения до назначения. А мы живем поколениями, семьей, годами. Не им, а нам нужна Россия. И мы сохраним себя для России, а Россию сохраним для себя.
Любнарком, 21 февраля