Ремонт стиральных машин на дому.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Согласно последним соцопросам, 65 процентов российских мужчин готовы отдать жизнь за свою страну. Социологи задавали этот вопрос в рамках исследования гендерных стереотипов. Выяснилось, что за 20 лет представления россиян о настоящей «мужественности» практически не изменились. Однако эти предубеждения укрепляют установки, которые негативно влияют на жизнь многих мужчин. По просьбе «Ленты.ру» феминистки Дарья Серенко и Софья Сно объясняют, почему весь мир переживает кризис маскулинности, и почему об этом важно говорить.
Примечание:
Этот материал авторки просят считать поздравительной колонкой российским мужчинам
Дорогие мужчины! В День защитника Отечества мы хотим пожелать вам силы, мужества, отваги и богатырского здоровья! Вы наша опора и защита. Пусть женщины чувствуют себя рядом с вами как за каменной стеной. Спасибо, что несете ответственность за нашу страну, что совершаете ради нас подвиги и героические поступки, что один на один готовы противостоять любому врагу… Нет. Стоп.
Мы не хотим желать вам всего этого по инерции — мы действительно хотим в этой статье подумать о вас. Феминисткам часто вменяют, что они не думают о проблемах мужчин, — что ж, в честь Дня защитника Отечества мы добровольно и искренне возьмем на себя инициативу поговорить об этом, ведь нам, во-первых, не все равно, а во-вторых, многие из наших с вами проблем взаимосвязаны.
23 февраля не совсем «мужской день», — исторически нужно поздравлять и мужчин, и женщин, связанных с Вооруженными силами. Но, так как женщин в таких структурах все еще мало, а обязательный призыв в России распространяется только на мужчин, праздник трансформировался в общемужской (многие россияне видят его гендерно-симметричным Международному женскому дню 8 марта).
И хотя жизненные практики многих молодых мужчин говорят о том, что принудительно служить в армии они бы не хотели, традиция поздравления с Днем защитника Отечества даже тех, кто далек от защиты страны, еще больше укрепляет идеологическую связь между мужественностью и милитаризмом. Исследовательница маскулинности Марина Юсуповасвязывает это с нашим прошлым: исторически СССР всегда был милитаристским государством, либо находящимся в состоянии войны, либо готовящимся к войне, — армия была его оплотом, а военная служба — одним из самых общественно одобряемых способов быть мужчиной.
С тех пор армия перестала быть универсальным социальным лифтом для мужчин — она все чаще воспринимается как препятствие к учебе и карьерному росту. Современная экономика устроена так, что рынок интеллектуального труда постоянно растет, а работ, где требуется физическая сила, становится все меньше. Увеличиваются и показатели гендерного равенства: женщины медленно, но верно обретают финансовую независимость (согласно отчету Global Gender Gap Report 2020, до достижения полного равноправия осталось 99,5 года). Но статус мужчины как единственного кормильца семьи уже потерял эксклюзивность: тезис «мужчина — добытчик и должен зарабатывать больше» поддержали многие респонденты Юсуповой, тогда как у половины из них финансовая ситуация в семье на деле оказалась другой.
Таких противоречий много, и все они свидетельствуют о том, что нет никакой универсальной маскулинности — она подвижна и постоянно меняется под влиянием общественных перемен. Например, насилие в любом виде становится все менее социально одобряемым, и воспитание мальчиков в культе силы скорее мешает, а не помогает им во взрослой жизни. Представления о мужественности и женственности социологи называют «социальным конструктом», то есть предметом социального договора, а не качествами, присущими нам «от природы».
Многие гендерные исследователи считают, что весь мир переживает кризис маскулинности.
Важно понимать, что мужчины как группа тоже не однородны: существуют иерархии (например, между богатыми и бедными мужчинами). Тот тип маскулинности, который в обществе признается самым престижным, называется «гегемонной маскулинностью». Какими качествами будет обладать эта маскулинность, определяется мужчинами, наделенными в каждом конкретном обществе наибольшей властью.
Исследовательницы Надежда Радина и Александра Никитина создали опросник, на основании которого поделили типы мужественности на группы. Гегемонную маскулинность они определили как «лидер, физически и сексуально активный, способный доминировать над женщинами и другими мужчинами, эмоционально выдержанный, принимающий решения, рискующий, его классический пример — образ мачо». Ей соответствовали только 10 процентов опрошенных.
При этом мужчины, которые не попали в эту группу, могут чувствовать вину, фрустрацию и неудовлетворенность жизнью, как будто им не нашлось места. Это связано с тем, что в патриархальном обществе мальчиков с детства готовят быть лидерами и к тому, что выживает при этом сильнейший. Когда же жизнь разворачивается по другому сценарию, начинаются трудности. К примеру, те немногие мужчины, которые хотели бы заниматься только хозяйством или взять декретный отпуск, часто становятся предметом насмешек, а мужчины, чья работа не считается «мужской» (танцор балета, бьюти-блогер, няня и т.д.), могут подвергаться осуждению окружающих.
Кроме гегемонной выделяют еще несколько типов маскулинности, самым опасным из которых (и для окружающих, и для самого мужчины) считается компенсаторная маскулинность. Она связана с контролем и попытками доминирования над женщинами и формируется у мужчин, которые не справились с конкуренцией и не вошли в первую группу. Если в гегемонной модели мужчина стремится к власти и над женщинами, и над другими мужчинами, то в компенсаторной он, находясь недостаточно высоко в мужской иерархии, пытается самоутвердиться за счет женщины, помещая ее в своей картине мира на второй план. Мужчины компенсаторной модели имеют наиболее низкие показатели социально-психологической адаптированности: у них возникают проблемы с самоконтролем, самооценкой и принятием других, эмоциональный дискомфорт и желание убежать от проблем. Таким людям сложнее формировать близкие отношения и приспосабливаться к переменам.
Однако важно понимать, что токсичная маскулинность (культ силы и запрет на проявление уязвимости, сексуальное и бытовое насилие мужчин над другими мужчинами) остается незримой и не обсуждается, при этом нанося ущерб всем.
Одним из самых страшных примеров условно легитимного насилия мужчин над мужчинами является дедовщина. Так, например, за десять лет войны в Афганистане в ходе боевых действий погибли 13 тысяч советских военных, при этом дедовщина в советской армии за то же время унесла жизни 38 тысяч человек. Эту проблему поставили женщины — Комитет солдатских матерей.
Любое сравнение с женщиной становится оскорбительным, что в целом связано со статусом всего «женского» как второсортного и неполноценного на протяжении веков.
Одно из крайних проявлений страха перед «женским» — гомофобия. В такой системе координат, где любые отношения с людьми, в том числе и романтические, основаны на иерархиях и установлении доминирования, гомосексуальность воспринимается как угроза мужественности (именно поэтому гомофобы так часто спрашивают у гей-пар, кто из них «баба»). Многие гомосексуалы в России годами живут двойной жизнью, а те, кто говорит о своей сексуальности открыто, ежедневно рискуют быть изувеченными или убитыми другими мужчинами, считающими, что у них есть монополия на «правильную» мужественность.
Еще одна проблема запрета на проявление уязвимости связана с тем, что мужчины реже обращаются к врачам. Мужская смертность, по данным доклада ВОЗ, остается сильно выше женской, поскольку забота о себе считается традиционно феминной чертой. Например, в странах с эпидемиями ВИЧ мужчины с меньшей вероятностью пройдут тест на вирус, чем женщины, с меньшей вероятностью пройдут антиретровирусную терапию и с большей вероятностью умрут от болезней, связанных со СПИДом, говорится в отчете.
99 лет и 6 месяцев
осталось до полного равноправия*
согласно отчету Global Gender Gap Report 2020
Мужчины реже обращаются и за психологической помощью: во всем мире количество мужских самоубийств в 3-4 раза превышает женские, а в России эта разница доходит до 6 раз. Смертность на дорогах у мужчин тоже в два раза выше, чем у женщин, а доля мужчин, погибающих в результате убийства, в четыре раза превышает аналогичный показатель у женщин. Мужчины чаще страдают от алкогольной и наркотической зависимости, что тоже повышает риски для жизни.
Люди, готовые взять на себя освещение мужских проблем, обществу совершенно необходимы — точно так же, как ему необходимы активисты, которые говорят о бедности, расизме, глобальном потеплении и так далее, но, к сожалению, движение маскулистов в том виде, в котором оно существует сейчас, занято не проблемами мужчин, а борьбой с феминизмом и разработкой конспирологических теорий о том, что в нашем обществе царит теневой матриархат (нет, это не так, по поводу существования патриархата как системы, вредящей женщинам и наименее привилегированным мужчинам, есть научный консенсус).
Это приводит к нескольким проблемам. Во-первых, деятельность таких движений малопродуктивна, так как они направляют силы на борьбу не с теми, кто является реальным источником угнетения и власти, а с воображаемым феминистским лобби. Во-вторых, они лишают себя возможности объединяться с другими активистскими и правозащитными движениями в тех вопросах, где продуктивно было бы объединить усилия: например, многие феминистки так же, как и маскулисты, заинтересованы в борьбе с обязательным призывом — как минимум потому, что среди женщин немало матерей. В-третьих, деятельность маскулистов (особенно в интернет-пространстве) в итоге создала движению такую плохую репутацию, что даже тех, кто теоретически согласен с необходимостью как-то решать имеющиеся в обществе проблемы мужчин, любые попытки завести разговор об объединении в мужские сообщества (ярким представителем которых является женонавистническое «Мужское государство», лидер которого получил срок за призывы к экстремизму и бежал в Польшу) отпугивают.
Для мужчин, которые осознают, что текущая гендерная ситуация вредит всем (и женщинам, и мужчинам) есть выход из соревнований «Стань самым мужественным мужчиной и умри от нервного перенапряжения» — стать союзниками феминистского движения, ведь конечная цель феминизма состоит как раз в уничтожении системы вредных гендерных иерархий как таковых (а вовсе не в уничтожении мужчин).
Но чтобы мужские проблемы стали решаться эффективнее в ближайшем будущем, мужчинам недостаточно быть просто профеминистами. Да, феминизм не отрицает того, что мужчины тоже сталкиваются с несправедливыми установками общества, но при этом борьба за права мужчин — это точно не задача феминисток: мы не знаем ваши проблемы изнутри. Поэтому настало время изобрести другие способы быть мужчиной, и сделать это можете только вы сами.
Не бойтесь, что, расставшись с гегемонной маскулинностью, вы потеряете свою сексуальность — возможно, наоборот, вы ее откроете заново.
Мы желаем вам не стыдиться проявлений мягкости и уязвимости — слез во время кинопросмотра, доверительных разговоров и просьб о помощи. Относитесь к женщинам как к равным, завязывайте с насилием, берегите друг друга. А здоровье, если вы прислушаетесь к остальным нашим пожеланиям, у вас и так значительно улучшится.
Если верить социологам, старость вот уже много лет стабильно попадает в число главных страхов россиян — наряду с войной, стихийными бедствиями и бедностью. Ученые из Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) в рамках проекта «Старикам тут место» уже несколько лет изучают, каково это — стареть в России. Есть ли секс после 70 и чем отечественные пенсионеры отличаются от зарубежных, «Ленте.ру» рассказал заведующий лабораторией методологии социальных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин.
«Лента.ру»: Вы постоянно говорите о том, что у общества много стереотипов по отношению к старикам. Каких именно?
Дмитрий Рогозин: Самый главный стереотип — это приравнивание старости к болезни. Он очень укоренился. В газетах и по телевидению часто можно встретить рекламу средств «от старения». В повседневной жизни это также присутствует. Например, когда вы хотите сделать комплимент кому-то, вы говорите: «Ой, как молодо ты выглядишь, больше 18 не дашь!»
Но что тут плохого?
За этими вроде бы безобидными вещами сидит страшнейшая установка, что старость — это прежде всего немощи, тяготы и лишения. Поэтому старость для многих изначально окрашена в негативные тона. Молодость — восход, а старость — закат. Хотя забывают, что закаты бывают не менее красивыми, чем восходы. И мы ими тоже любуемся.
Из этого основного стереотипа старения вытекает все остальное, которое сегодня именуется эйджизмом: старики не способны учиться; пожилые медленно думают и плохо работают; работающие старики во всем уступают молодым.
Эти эйджизмы не на пустом месте возникали. Например, в некоторых исследованиях зафиксировано, что с возрастом скорость освоения нового снижается…
Любой стереотип не лишен оснований, иначе он не был бы стереотипом. С возрастом у людей меняется стиль мышления. Чем мы старше, тем более стратегически мыслим. Прибегает, допустим молодой начальник к 60-летнему подчиненному и требует срочно что-то сделать. Но сотрудник не бросается сломя голову выполнять. Сначала он обдумывает задачу, оценивает ее целесообразность, а только потом действует. Возможно, сомнительную и вредную инициативу он вообще проигнорирует. Естественно, этим навлекает на себя гнев. Сейчас у начинающих менеджеров иные стандарты: сначала делать, а потом думать. Если что не так — как-нибудь потом исправим.
Понятно, что молодежь страшится старости, а пожилые тоже считают, что жизнь кончилась?
Атмосфера ненужности, бессмысленности, ожидание смерти — такие представления довольно часто встречаются. Пожилые редко обновляют гардероб. И тут дело не столько в деньгах, сколько в установках: у них просто нет потребности в этом. Мы разговаривали со стариками из вполне благополучных семей — я имею в виду, что у них есть прилично зарабатывающие дети, хорошие пенсии, квартиры. Но начинаешь их спрашивать, когда вы в последний раз покупали платья, брюки — они говорят, что лет десять назад, может, пятнадцать. Иногда даже вспомнить не могут. «А зачем нам? — отвечают. — Мы уже пожили свое, очередь за молодыми». Такое можно услышать и от 50-летних, хотя в современном понимании это вовсе и не старики.
С какого возраста начинается старость? Как определяют это сами пожилые?
Самоидентификация — довольно забавная вещь, потому что границы постоянно сдвигаются. Мы своим респондентам всегда задаем вопрос о том, когда наступает старость. Люди в зависимости от социального оптимизма или пессимизма примерно лет на десять или занижают, или повышают эту черту. Но сдвиги эти длятся лет до 75. Практически все наши собеседники, перешагнувшие этот рубеж, говорят: все, это уже старость.
Как отмеряют границу?
Это определяется физиологическими изменениями. Болезни диктуют необходимость сокращения личных притязаний. Если человек мог раньше на лыжах пробежать десять километров, то сейчас — не больше километра. Это ощущение, что ты постоянно сдаешь свои позиции, отказываешься от былых привычек, и есть базовый маркер старости. Но, как я уже говорил, физиология подключается после 75 лет. А до этого ощущение старости относится к категории социального оптимизма.
Российские старики чем-то отличаются от «импортных»?
Отличаются не старики, а обстоятельства, в которые они попадают. Социальная среда в России довольно агрессивна к пожилым. И я даже не буду сейчас говорить, что внутри страны есть колоссальные различия. Возьмем даже, казалось бы, благополучную Москву. За последние 10-15 лет она колоссально изменилась, но все эти изменения направлены на молодежь. Уютно ли в Парке Горького старику? Не очень.
Почему?
Там много переходов со ступеньками, довольно большие перепады высот, если есть лифты, то зачастую они не работают, туалеты не везде и т.д. То есть все обновление, ремонт и даже мероприятия, которые там проводятся, больше рассчитаны на студенческую аудиторию. И если мы с этого ракурса посмотрим в целом на Москву, то станет понятно, что столица и сегодня продолжает проектироваться для двадцатилетних.
Почему старикам комфортнее в Европе, допустим? Там активно продвигается новый тренд: если город удобен для 80-летних, он удобен для всех возрастов. Потому что нужно ориентироваться на наиболее уязвимые группы. В Германии в маленьких городках часов в семь вечера все уличные кафе заполнены стариками. Очень много пожилых: кто пиво тянет, кто кофе. У нас стариков в кафе встретишь крайне редко.
Может, просто денег нет у людей в кафе чай пить?
Безусловно, финансы тут играют роль. Но все же я считаю, что это не первоочередная причина. Я уже говорил, что у нас есть и обеспеченные старики, которые в принципе могут себе позволить такое «излишество». Но они не считают, что это целесообразно или даже прилично. Говорят: «Да вы что, в моем-то возрасте сидеть в ресторане!»
И вся система построена так, что пожилым действительно неудобно. Никому не хочется напрягаться, просить кого-то помочь добраться в это кафе. Я как-то разговаривал с коллегой. У них в университете нет доступной среды для людей с ограниченными возможностями. И если к ним приходит учиться инвалид, то администрация приглашает волонтеров в помощь: поднять-снять коляску, довезти… На Западе это приравнено к категории пыток, потому что если мы постоянно вынуждаем человека просить об элементарных вещах, то нарушаем его права. Человек не должен быть кому-то обязанным, чтобы выпить чашечку кофе. Кто-то попросит, а другой промолчит.
Вы исследовали тему сексуальности в пожилом возрасте. Как разговаривали с пожилыми об интимном — им было неловко?
Неловко было молодым, которые у них об этом спрашивали. Со стариками в этом плане все нормально. Они могут говорить на эти темы, не стесняясь и не заикаясь. И меня просто завораживают различные истории, которые они рассказывают. Допустим, об изменах, которые в семьях случается. Эти рассказы я не могу себе представить от лица 30-40-летних. В их изложении будут описаны какие-то чудовищные вещи, которые делают бывшие партнеры. А старики о разводах рассказывают со смирением, что ли, с сожалением об утраченной любви. Это все равно речь о потере себя. Это тоже интимность.
Но мы говорим с ними и о сегодняшних интимных практиках. Один из мощнейших стереотипов о старости — это то, что о теле уже можно забыть, пора, мол, позаботиться о душе. Но телесность в старости так же необходима, как в молодости. Меняются привычки, практики, но приходит лучшее понимание своих интимных зон. Для старика чрезвычайно важны эти интимные прикосновения, поглаживания, объятия именно с партнером, а не с дочерью или внуком. Это все составляет жизнь, которая как раз и маркируется как счастливое старение. Именно поэтому в исследованиях мы раз за разом обнаруживаем стабильную тенденцию: счастливы в преклонные годы люди, живущие в паре.
То есть секс после 75 есть?
Он и после 90 есть. И я не шучу. На Западе много книг об этом. Просто это не сводится к представлениям о сексе с проникновением. Сексуальность реализуется разными способами, и вовсе не так страшно то, что происходят необратимые изменения с эрекцией у мужчин и увлажнением у женщин. Это все преодолевается. Это то, что связывает людей интимной близостью, поддерживает их жизнь. В этом нет ничего зазорного или пошловатого.
Чувственность, кстати, подталкивает человека мыться каждый день. Одна из бед старости — отсутствие мотивации для похода в душ. Это для нас принять ванну — удовольствие. Для старика это, между прочим, большая работа. Многим после 80 лет для этого нужна помощь. У нас безумно плохие ванные комнаты, не рассчитанные на стариков. Вот и откладывают гигиену на «другой раз». И это приводит к катастрофическим последствиям, которые мы воспринимаем негативно, — дурной запах. Это вовсе не старость так пахнет, а неухоженное тело. Если у человека есть интимный партнер, то душ уже не откладывается. Если есть интимность — человек живет.
У многих пожилых эта интимность присутствует?
Мы в своих исследованиях задавали провокативный вопрос: в каком возрасте женщины и мужчины в той местности, где вы живете, перестают заниматься сексом? Довольно большая группа — это не большинство, но многие — называют возраст 45-50 лет. Конечно, таких больше в селах и малых городах. И обычно связано это не с тем, что уже никто не может, а с тем, что партнер либо «помер», либо «пьет», либо «наше время вышло». Но вообще-то государству нужно изучать ситуации раннего отказа от интимности, которые наступают задолго до старческого возраста. На научном языке это маркируется как социальная смерть — то есть человек отказывается от базовых для себя вещей.
Сейчас зарождается целая субкультура среди молодежи — добровольный отказ от секса.
Если идет сознательный отказ — это одно. Например, монашеская жизнь — она полноценна. Отказ от секса в этом случае определяется другими осмысленными действиями. А когда это происходит по причине «я уже свое отжил», это приводит к социальной катастрофе. И потом, все взаимосвязано. Когда у человека, допустим, наступает деменция, он перестает себя контролировать и начинает творить несусветности. Физиологически тело требует своего, отсюда и рождаются разговоры о похотливых старичках. Если человек в довольно молодом возрасте сексуально себя зажал, исходя из каких-то неведомых норм, то впоследствии, когда у него уходит осознание, все это прорывается в самых неприятных, пугающих социальных действиях.
По итогам социологического исследования вы делаете вывод, что старость для большинства наступает после 70-75 лет. Очень оптимистичный тезис для чиновников: открываются большие перспективы для дальнейшего повышения возраста выхода на пенсию.
Пенсионный возраст к старости совсем никакого отношения не имеет. К сожалению, у нас разговоры по поводу пенсионной реформы свалили в одну кучу. Настоящая старость ведь связана вовсе не с трудоспособностью, а с уходом за собой: сходить в туалет, принять душ, постирать белье, приготовить пищу. Если у человека здесь начинаются сбои — тогда да, это старение. Ну какое может быть старение в 50-60 лет? В это время реально многие продолжают строить новые планы, учиться, кто-то заводит семью…
А другие действительно ждут: вот выйду на пенсию, у меня появится много времени и буду путешествовать. Но «свободой» пользуются единицы. Приходит усталость, апатия, нежелание вкладываться в себя.
Выход на пенсию отрицательно сказывается на социальном самочувствии человека?
В таких вопросах нельзя быть детерминистом: вышел на пенсию — и жизнь кончилась. Нет черного и белого. Но пенсия — точно так же, как свадьба, рождение детей, юбилей, рождение внуков — является неким знаковым событием жизни, то есть меняющим траекторию жизненного пути.
Это не значит, что выход на пенсию обязательно свидетельствует о том, что человек опустил руки. Но так часто бывает. Мы действительно очень много видим типичных примеров: человек за два-три года до пенсии мечтает, как будет свободен, как реализует свои мечты. Но приходит заветная дата — и… ничего не происходит, кроме одного: не надо больше идти на работу, его никто больше не дергает. Результат — через некоторое время появляется и растет ощущение ненужности, избыточности пребывания в этом мире. Один мужчина очень хорошо резюмировал это: «Пролежал на диване кверху брюхом полгода. Но больше стало невмоготу. И побежал искать работу». Потому что трудно представить себе даже в 60 лет человека, который лежит и заслуженно отдыхает. Этого нет.
Я слышал много рассказов о том, как дети буквально искали работу своим 80-летним родителям, пытаясь вытолкнуть их из ситуации ничегонеделания, пессимизма.
Самые негативные последствия — это развитие иждивенческой позиции, крест на себе, установки: я уже свое отжил. Мы проводили исследование среди балерин — у них на пенсию выходят в 38 лет. Вы можете себе представить старуху в этом возрасте? Там возникают реальные стрессы. В этой профессии большие физические нагрузки, это все равно что спорт высоких достижений. Как только резко прекращаются физические нагрузки — организм дает ответную реакцию. Кто-то начинает болеть, кто-то спивается и быстро деградирует. На плаву остаются те, кто может перепрофилироваться, то есть сменить сферу деятельности, либо перейти в другой статус — стать педагогом. Но таких единицы.
Я считаю, что любые трансферты — приходы денег — они не то что развращают, но приучают к тому, что ты от кого-то зависим, что тебе кто-то должен что-то дать. Это серьезный аргумент в пользу того, что пенсионный возраст нужно поднимать. Но в то же время я не согласен с тем, как чудовищно это сделали. Повышать пенсионный возраст надо плановым образом, в долгосрочной перспективе.
Есть теория, что плохие новости лучше сообщать сразу, а не рубить «хвост» по частям.
Я не согласен применительно к этому случаю. Пенсионеры сегодня — стабилизаторы бюджетных дефицитов семей. Зарплаты в России, особенно на периферии, нестабильные и маленькие. В основном работодатели перешли на премиальные оплаты труда. Это значит, что человек в каком-то месяце может вообще получить крохи, особенно если работа сезонная. Именно в такие периоды помогают оставаться на плаву пенсионные пособия.
Я вспоминаю столетнюю бабушку, с которой я беседовал. Спрашиваю у нее, сколько она собирается жить. «Как мне помирать, — говорит. — На мне четыре семьи, включая правнуков». То есть она получает пенсию огромную по нашим меркам — больше 60 тысяч за счет разных надбавок: ветеран войны, долгожитель и т.д. Дочка ее, тоже пенсионерка, получает копейки, внучка уже подходит к пенсии, зарабатывает мало. И там еще кому-то из праправнуков надо учиться. И все родственники на нее молятся, говорят: «Бабуля, ты только живи. Без тебя помрем все».
Пенсия — это некая подушка безопасности, и она составляет долговременную стратегию планирования семейного бюджета. Люди рассчитывают на эту «подушку». Для многих это способ погасить кредитные обязательства. Бывает, что люди изначально берут кредиты, понимая, что часть из них выплатят за счет пенсии. И когда человек достигает ожидаемого возраста, а ему говорят, что он ничего не получит, это бьет по больному, не позволяет планировать свою жизнь. Это бьет по базовой составляющей социального оптимизма.
Обидно просто, что разговоры о поднятии пенсионного возраста специалисты вели уже лет 20, но все эти предложения так и оставались дискуссиями среди экспертов и никуда дальше не уходили. Самое оптимальное было бы, если бы повышение пенсионного возраста коснулось нынешних 20-30-летних. Реформа не может начинаться с действия, вначале всегда идет проект, декларация намерений. А сейчас, с одной стороны, государство говорит о пользе долголетия, а с другой — рассказывает, каким непосильным бременем пенсионеры лежат на государственном бюджете, и пытается снять с себя социальную ответственность в отношении граждан старшего возраста. Недостаточно поднять социальные пособия — эти средства идут все равно в трансферы семьи. Необходимо вкладываться в инфраструктуру, в доброжелательную к старикам среду. Только так можно побороть стереотипы и эйджизмы, а не создать еще одну зону социальной напряженности.
*** Обратная связь с отделом «Общество»: Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: russia@lenta-co.ru
В обывательской среде принято считать, что в России представителей секс-меньшинств не преследуют, просто не дают им устраивать парады и пропагандировать нетрадиционные отношения среди несовершеннолетних. Однако в стране есть люди, которые целенаправленно борются с представителями ЛГБТ-сообщества. Один из наиболее известных — Тимур Булатов, хвастающий тем, что «уволил» уже почти сотню учителей. Чтобы стать объектом охоты для созданного Булатовым проекта «Действие», педагогу не обязательно быть представителем секс-меньшинств — достаточно просто поговорить с детьми о толерантности. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» активист рассказал, зачем и при чьей поддержке выполняет «санитарные функции» в учительской среде, а также о том, что Земля плоская.
«Ленин был педерастом»
«Лента.ру»: Расскажите о проекте «Действие», занимающемся выявлением представителей ЛГБТ-сообщества среди российских учителей.
Булатов: Проект находится под руководством организации «Первый нравственный российский фронт». «Действие» — это прежде всего мусульманское движение. Однако де-факто никому, кроме меня, обозначенная вами работа сегодня не важна.
А когда это стало важным для вас?
В 2008 году моему ребенку было три года. А я тогда купил самый мощный компьютер из тех, что вообще продавались. У меня подход к жизни такой, что я стараюсь максимально глубоко проникать в любой вид деятельности, которым занимаюсь. И я стал изучать принципы систематизации данных, поиска данных, основы программирования, хакинг и так далее. Любимым занятием было выбрать точку на карте — любой город — и выяснить, какие ролики пользуются максимальной популярностью именно в этой точке мира. Систематизировал данные по YouTube.
И вот я нахожу в Канаде видеоролик, пользующийся там наибольшей популярностью, где две девочки 11-13 лет прыгали на кровати и раздевались, а внизу педофилы давали им всякие комментарии, подсказывая, как нужно двигаться и так далее. Судя по обстановке, съемки велись где-то на территории бывшей советской республики. Увидел я этот видеоролик в 23 часа. К четырем часа утра я вскрыл этот аккаунт на YouTube, скачал все видео, уничтожил канал и нашел по IP-адресам, откуда они выходили. Это оказалась Украина, Одесса, еврейская школа.
Стал тут же рассылать письма повсюду. Это была ночь на первое сентября. И уже утром школа была окружена полицейскими машинами. Прокуратура туда приехала. Телефон у меня разрывался.
Тогда я понял, что никому кроме нас — простых людей, воспитывающих своих детей, заниматься выявлением педофилов неинтересно. А мы — родители — заинтересованы именно в превентивной борьбе с этой нечистью, еще когда конкретного преступления в отношении наших детей не совершено, но планы такие есть.
С тех пор только по России мне удалось посадить 12 педофилов. Сотрудничал в деле по выявлению таких уродов с Интерполом, за что мне даже благодарность выписали.
С педофилами все понятно, но причем здесь ЛГБТ?
На определенном этапе произошла корректировка цели. Я, как человек системно мыслящий, принялся искать максимальное сосредоточение вражеского контингента.
Работая координатором движения «Охотники за головами», я занимался связями с общественностью и СМИ. Расстался я с ними из-за того, что у его руководителя тоже выявил проблемы с нравственностью. Ведь я проверяю и друзей. Так вот, я ему говорил, что рассадником педофилии является ЛГБТ-сообщество, а он со мною не соглашался. Говорил, что преследование геев и лесбиянок — это гнилое дело, на нас все СМИ накинутся, и все такое. В итоге он сам оказался «заднеприводным».
Однажды мне пришлось побывать на одном гей-параде, где я, кстати, познакомился и обменялся координатами с Виталием Милоновым, правда, он это знакомство затем отрицал. Он казаков привел, а я от нашего мусульманского движения привел муллу. И мы провели сначала православный, а затем мусульманский молебен. Все были на одной волне. С тех пор я основной упор стал делать на среду ЛГБТ.
А потом я понял, куда они проникли: в высшие учебные заведения, школы, детские сады. И понял, что им там не место.
Так в чем же от этих людей вред?
Тут не нужна статистика. Есть математика. Берем данные об общем количестве населения Земли. Где-то от 5 до 7 процентов людей принадлежат к секс-меньшинствам. Теперь посчитаем концентрацию педофилов в ЛГБТ-среде — и все.
А есть какие-то цифры?
62 процента.
Это в интернете вы нашли?
Да можно просто взять калькулятор и посчитать. Тут не нужны статистические агентства. Калькулятор, здравый смысл и знания за четвертый класс о пропорциях. Потом есть официальные данные МВД о том, что более половины (54-56 процентов) половых преступлений совершаются гомосексуальным методом.
Есть еще психиатр из института Бехтерева. В интернете ее часто можно видеть. Она говорит, что мои выкладки верны, но даже они немного занижены, потому что есть такая штука, как инициация через педофилию к педерастии.
Это как?
У нас крайне неразвит институт реабилитации жертв педофилов. Эти люди остаются наедине со своим горем. И 92 процента жертв совершат такое же преступление рано или поздно. Это социальный вирус, который передается через насилие, оставляя рану на психике человека.
Это я понял году в 2010-м и стал работать конкретно против всех этих педерастов, лесбиянок, транссексуалов и так далее. Через психиатров и сам я понял, что это самая управляемая часть населения. Их можно очень легко побудить к аморальным действиям.
Мудрые мира сего используют секс-меньшинства для достижения политических целей. Все революции у нас были сделаны кем? Ленин был педерастом. Французская революция — они там все были извращенцами. На той же самой Украине…
Как вы получаете информацию о представителях ЛГБТ и как много их, на ваш взгляд, работает в российских школах?
Не в каждой школе они есть, но есть толерантные к ним люди. Если какой-то учитель заведет разговоры о гендере хотя бы — что якобы это некий социальный конструкт и его можно выбирать, ко мне эта информация рано или поздно придет. От самих школьников.
Меня в основном, кстати, узнают подростки. Они мне рассказали об учительнице, которая была стриптизершей. А еще о ее коллеге, подрабатывавшей моделью на показах нижнего белья.
У меня есть информаторы, в том числе в ЛГБТ-среде, которые сообщают мне о планах активистов. Кто-то бесплатно, кто-то за небольшое вознаграждение. Я с ними общаюсь, у меня есть информаторы из той среды. Они разделяют мои позиции и все почти рассказывают, что не были педерастами с рождения. Их инициация произошла в детском или подростковом возрасте. Этих людей можно и нужно лечить.
Но болезнью официально это ведь уже не является. В психушку их уже не примут.
Мы в России имеем право использовать все версии МКБ, а не только последнюю. Кстати, в следующей, одиннадцатой версии, уже хотят гомофобию сделать психическим заболеванием, а трансгендерность — вариантом нормы.
«Уничтожаю всякую погань»
Как вы добиваетесь увольнения не понравившихся вам педагогов?
Есть статус учителя. Есть ФГОС, где говорится, что морально-нравственные качества учителя в работе и в жизни являются основополагающими для воспитания у подрастающего поколения патриотизма, нравственных ценностей и так далее. Вот это «в жизни» и помогает мне увольнять любого поганца из школы.
И скольких учителей вы так «уволили»?
Примерно 90 человек. Петербургские учителя уже очень хорошо обо мне знают. Вернее, знают, что есть такой чувак в тюбетейке и зовут его Тимур.
Недавно был праздник, День учителя. Я его отмечаю уже как свой. Для учителей я — как волк в лесу: «уничтожаю» (в кавычках, но слово хорошее) всякую погань, которая позорит древнейшую и самую уважаемую на свете профессию.
Есть такое понятие, как исполнение родительских обязанностей. И я чувствую, что игнорирование подобных угроз для своих детей — это правонарушение со стороны его мамы и папы. Все, кто молчат, виновны.
То есть родители должны полностью контролировать личную жизнь учителей?
Да. Кто с кем. Какие у него политические взгляды, ходит ли он в церковь или в мечеть. Я не беру какие-то биологические подробности.
Что вы можете рассказать о себе и своей семье?
Я родился на Урале, в Свердловске-45. Моя мама руками своими изготавливала то, чего до сих пор боятся США. И папа тоже. Мы оттуда уехали, когда я учился в четвертом классе, потому что я сильно болел. В общем, там бывали радиоактивные выбросы, и у меня из-за них развился аналог ревматизма, как у пожилого человека. Болели все суставы.
Уехали мы в Ивангород, в Прибалтику. Родители перешли работать на другое предприятие.
Сверловск-45 был весьма милитаристским городом, там зарождался стрелковый спорт. Шипулин, к примеру, оттуда. Я сам мастер спорта по стрельбе, отец — международник. Он оружейный мастер и ювелир. И я тоже. Он не углублялся в кузнечное дело, но я считаю себя обязанным поднимать фамильное родовое ремесло. Фамилия у меня Булатов, и я кузнец ручной ковки. По образованию я художник по металлу.
«Прокурор был педераст»
Как вы угодили в тюрьму?
Да, меня пытались запереть в Кресты (тюрьма в Санкт-Петербурге). Именно пытались.
Я просто устал пилить золото на верстаке и решил заняться бизнесом. Отучился в одной серьезной школе столичной с иностранными преподавателями от одной фирмы. Занимался на уровне топ-менеджера продажами бронестекла. У меня были заказы от крупнейших банков. ДПС-кабины вокруг КАДа все бронированы нашим стеклом. Были многомиллионные выручки. Я, как человек не очень грамотный финансово, просто потерял небольшую сумму — около 148 тысяч. Часть из них нашли. Я доплатил из своих. Однако завистливый замгендиректора написал на меня заявление в БЭП о растрате. В 2006 году возбудили на меня дело, но я показал справку, что все выплатил.
А в 2008 году, когда я стал активно бороться с педофилами, вдруг выяснилось, что меня заочно осудили на 2,5 года. Без меня и моих адвокатов. И приговор положили под сукно до 2014 года.
Всплыло все только тогда, когда я должен был ехать в Москву на телепередачу, чтобы рассказать о десяти выявленных мною педагогах — педерастах и лесбиянках — в прямом эфире, с фотографиями, досье и претензиями.
За день до выезда меня задержали в районе проспекта Просвещения и повезли в Кресты. Я семь месяцев из-за решетки отменял приговор и добился увольнения судьи. Мне смягчили статью, оштрафовали и не оправдали только лишь потому, что замириться в суде мне было не с кем — фирма прекратила существование в 2009 году.
На суд приходили активисты из ЛГБТ-альянса. Мы их оттуда выгнали.
Как вам жилось за решеткой? И как вы относились к характерным для мест лишения свободы гомосексуальным контактам?
У меня все было в порядке. В моей камере был аэрогриль, стиральная машина, горячая вода, большой телевизор на стене и интернет, но я не мог от себя вести через сеть какую-то деятельность, чтобы не подводить людей, создавших мне такие условия.
Я считаю, что нужно вводить уголовную статью за гомосексуальность и гомосексуальные контакты в тюрьмах. Добавлять срок людям, вступающим в такую связь.
Родители вас воспитывали в строгости?
Родители как родители. Они научили меня работать и вообще все делать на отлично.
В Прибалтике маму поразила местная молодежь — разнузданная, матерящаяся, не уважающая старших. И чтобы у меня не оставалось свободного времени на праздные прогулки, я уходил в 7:30 из дома и возвращался, когда шла вечерняя программа «Время». Домашнее задание делал на переменах — иначе бы просто не успевал.
В армии служили?
О моей службе в армии я рассказывать не могу. Скажу лишь, что была снайперская школа и несколько заданий. Все. Об этой части своей жизни я рассказывать не могу.
Был в Донбассе в течение пяти дней. Пока жена с ребенком были на отдыхе за границей. Поехал, посмотрев видеоролик, на котором в донецкую школу попал снаряд, и оттуда вынесли пятерых мертвых детей. Девять пораженных целей — иностранных военных специалистов, и я уехал. Наводчик при последнем отходе был ранен в ноги, и я его еле дотащил до базы. После чего уехал, восприняв это как сигнал от Всевышнего. Мол, хватит, Булатов.
«Я адепт теории плоской Земли»
Религиозность вам прививали с детства?
Я не помню, чтобы у нас дома был Коран. Он появился потом, когда я вырос. Религиозными были бабушки и дедушки, иногда приезжавшие к нам в гости.
Сам я однажды просто посмотрел на небо и понял: что-то там есть, и не все в нашей жизни зависит от нас. Начал искать, интересоваться. Отец у меня башкир, мама — татарка, поэтому я пошел по пути ислама, но параллельно изучал православие, иудаизм и буддизм.
Но жена у вас пока одна?
Да. Мы не находимся в состоянии войны, чтобы плодить воинов. А для чего несколько жен нужно? Чтобы рожать больше детей. Мы с женой были одноклассниками в школе. У нас один ребенок, и вряд ли появится еще.
Вы часто говорите, что боретесь с либералами как таковыми.
Я пытаюсь сделать эту страну лучше. Каждый день звоню в полицию по несколько раз и сообщаю о замеченных мною правонарушениях.
Либералы говорят о толерантности и уважении, но у меня есть право, закрепленное в Конституции — главном законе страны (к которому у меня тоже есть претензии), на личное мнение, воспитание своего ребенка согласно своим религиозным и морально-этическим взглядам.
Либералы же насильно навязывают свои ценности и говорят, что я плохой, называют гомофобом. Я такой же человек, как они.
Но ведь именно либералы отстаивают права граждан перед лицом государства, в том числе право родителя на контроль за ситуацией в школе, за педагогами. Разве не так?
У них нет прав. У тварей из ЛГБТ-движения нет прав. Это больные животные.
Я написал президенту, сообщил ему, что проблем у меня много, но я решу их сам. В администрации президента собрали обо мне всю информацию, даже карту из Елизаветинской больницы взяли. В итоге половину ипотеки за трехкомнатную квартиру мне оплатило мое любимое государство.
Но кто же вас задерживал и отвозил в Кресты в 2014 году, разве не любимое вами государство?
Государственные органы, которые были в сговоре с ЛГБТ-активистами. Мы это доказали, и именно поэтому судья была уволена. Прокурор был педераст.
А за экстремизм вас не пытались привлекать?
Попытки были, но ничего не получилось. Вызывали в Центр «Э», спрашивали, почему я говорю именно так. Я все объяснял. И, кстати, ЛГБТ — это четыре разные социальные группы.
Вы боретесь с теми, кто говорит о гендере и толерантности к секс-меньшинствам в школе, но ведь такие взгляды являются естественным следствием изучения биологии и вообще естествознания в нынешнем его виде.
Если в школе преподают всякую чушь, то это значит, что там о нравственности нельзя говорить?
Нравственность в религиозном и светском понимании отличаются. Согласно конституции, у нас светское государство, в котором все люди имеют равные права — и представители секс-меньшинств тоже.
У человека есть право на жизнь и так далее, но нет права у него распространять педерастию в детской и подростковой среде, потому что у нас законодательно это запрещено. Хвала Всевышнему.
В Санкт-Петербурге это все началось, и скоро в других странах будут принимать решения о запрете пропаганды ЛГБТ.
Тогда нужно идти дальше: запрещать преподавать в школах теорию эволюции и не божественного происхождения человека. Если человек — животное, хоть и высокоразвитое, как можно предъявлять к нему претензии по поводу его сексуальной ориентации, если подобное есть и в природе его млекопитающих сородичей?
Все говорят, что есть теория Дарвина, а не факт Дарвина или закон. Я не верю в теорию эволюции. Сейчас другие знания распространяются. Я вот поддерживаю мнение о том, что наша Земля вовсе не вращающийся в космосе шар. Как тело вращения она не подчиняется законам физики, и я это доказал учителю физики на уроках в девятом классе. Мой вес в Санкт-Петербурге должен быть на 17,5 процента меньше, чем на экваторе. Сила тяготения тоже не должна быть одинаковой.
А какая наша планета? Плоская?
Я по угловому расстоянию могу посчитать, что Солнце от меня не в миллионах километров находится, а в шести-восьми тысячах. Я адепт теории плоской Земли. Я еще в школе учителю доказал, что вся эта шарообразная теория — ложь полная. У меня физичка убегала в коридор в слезах.
Ясно. Давайте вернемся к теме нашего разговора. Что вы будете делать, если государство перестанет преследовать ЛГБТ?
Если мне государство не будет помогать бороться, я возьму винтовку и просто буду их тупо отстреливать.
В Европу мне уже ход закрыт. К своим родителям, которые живут в Эстонии, я приехать не могу, а если все же решусь — то меня арестуют. Я сделал запрос в наш МИД, и мне ответили, что лучше не экспериментировать.
А все потому, что некоторые ЛГБТ уехали за границу и написали на меня заявление, что я их тут угнетал. Хвала Всевышнему, что меня Россия не выдает этим странам.
Когда жена моя ездила во Францию, педерасты из альянса натравили на нее полицию. Думали, я вместе с ней приехал. Ведь я и правда публиковал фотки оттуда, сопровождая комментариями, что везде там грязь, смрад, бездомные.
Но до откровенного насилия дело не дошло?
Нет. Просто задержали минут на пять, расспросили и отпустили. А я разместил тогда в интернете видеозапись, в которой призвал мигрантов-мусульман, приехавших в Европу, совершать над ЛГБТ шариатские суды. Европа — их новый дом, и они могли бы освобождать ее от этой грязи.
Планами на будущее поделитесь?
Скоро в Москве мы планируем публично изъять водительские права у человека, сменившего пол. Кандидат уже есть. Он был когда-то мужчиной и помощником депутата от КПРФ в Госдуме.
Как к вам относятся представители государственных органов, в которые вы обращаетесь с жалобами на учителей?
Меня в штыки не воспринимают, поэтому у меня что-то получается.
В России тема трансгендерности связана с самыми разными предубеждениями: переодевание в одежду противоположного пола, например, считают если не расстройством психики, то попыткой эпатировать окружающих. Однако современная наука не признает трансгендерность заболеванием или отклонением, а считает врожденным свойством личности, которое формируется под влиянием генетических факторов. «Лента.ру» побеседовала с российскими трансгендерами о том, как они научились принимать себя и как окружающие приняли их выбор.
В отличие от транссексуальности, трансгендерный переход из одного пола в другой, как правило, не предполагает операции, а ограничивается приемом гормонов. Трансгендеров также не стоит путать с трансвеститами, которые перевоплощаются в человека противоположного пола посредством париков, одежды и иной атрибутики, но психологически не относят себя к другому полу. Большинство трансгендеров не торопятся приводить свою анатомию в соответствие с половой самоидентификацией, хоть и признаются, что с детства ощущали дискомфорт от пребывания в собственном теле и понимали, что отличаются от других детей: тайком переодевались в женскую одежду, учились пользоваться косметикой.
Кристина Давыдова, Москва:
Где-то лет с пяти я начала понимать, что отличаюсь от других детей. Я чувствовала волнение, представляя себя кем-то еще, примеряя иную идентичность, какого-то нового человека. Быть «не таким, как все» трудно в любом обществе — не только в плане гендера, а, например, в отношении политических взглядов и даже музыкальных предпочтений, особенно для ребенка. В детстве это смешивалось со стыдом: казалось, что надевать вещи сестры и мамы — что-то запрещенное и плохое. Но в нарушении запретов есть своя прелесть.
Родные скорее приняли, чем нет. Был период, когда я отращивала длинные волосы, делала электроэпиляцию лица, и оно сначала опухало, а потом покрывалось красной коркой. В семье были постоянные скандалы. Родители говорили: «Опять ты себя уродуешь! Мы сына растили! Что скажут наши знакомые? Тебя на улице побьют». В какой-то момент мы договорились, что, приходя к ним, я не надеваю слишком женственную одежду, а они не наезжают на тему моей трансгендерности. Мне трудно поставить себя на их место, тем не менее я могу их понять, все же они были и остаются моими самыми близкими людьми.
Со сверстниками было сложнее: когда твой внешний вид не такой, как у других парней, это наталкивается на неприятие в их среде. Кроме того, женственная внешность при мужской социализации вредит карьере и, хоть и в меньшей степени, учебе.
Друзей у меня мало, больше знакомых и людей из общих тусовок. С 22 лет я практически не сталкивалась с негативным отношением к транссексуалам в своих компаниях — возможно, из-за того, что я выгляжу как девушка, а не как накрашенный парень. Компанию я подбирала из различных неформальных течений. После университета добавились всякие фрик-шоу, тематические мероприятия и выступления. В целом в этой среде гомосексуальность или транссексуальность — явление вполне обыденное, на этом не принято заострять внимание и тем более дискриминировать.
Не скажу, что реакция мужчин на меня отличается от реакции женщин. Как правило, мысль о том, что их знакомая, коллега или соседка — трансгендер, занимает людей на пару минут. Потом они вновь переключаются на мысли о том, где бы заработать денег да как выплатить ипотеку.
Лет в 19 я сильно поправилась — до 80 с лишним килограммов. По всему телу было много волос, особенно на лице. Из-за внешнего вида началось отвращение к самой себе, частые депрессии. В определенной степени я зациклена на том, как выгляжу, и в этот период было труднее всего убеждать себя в том, что я девушка.
Александра Михайлова, Самарская область:
Мне трудно понять, какое дело обычным людям до того, как мы живем. А живем мы так же, как все. На других людей не кидаемся, как вампиры какие-то, не наносим обществу никакого вреда. Глупо отрицать тот факт, что люди с нестандартным мышлением создавали непревзойденные шедевры, которые сейчас стоят миллионы долларов.
Разве я могу жить как парень только потому, что от меня того требует общество? В моем случае притворяться невозможно. Озлобленность, которая окружает трансгендеров, мне непонятна: природа создала нас другими. Я уверена, что агрессия к ЛГБТ искусственно раздувается, чтобы отвлечь людей от реальных проблем.
Мама прекрасно понимала, что я такая, какая есть. Подбадривала и говорила, что мне нужно было родиться девочкой. Мне всегда нравилось помогать ей по дому, готовить вместе с ней. Но принять себя в этой оболочке было крайне трудно. Непросто свыкнуться с тем, что это навсегда: внутри тебя одна начинка, а оболочка — совершенно иная. В школьные годы у меня было две неудачные попытки суицида, одна из них — в младших классах. Впервые я узнала о том, что не одна такая, уже по прошествии лет — благодаря интернету. Начала интересоваться причинами своей нетипичности. Еще в советское время мне попался выпуск журнала «Работница», в котором рассказывали историю человека, сделавшего операцию по перемене пола в Израиле. В какой-то момент это дало мне надежду.
После этого я неоднократно думала о такой операции, но пока на это нет средств. И накопить их, наверное, не удастся. Скорее всего, возьму кредит, как моя старая знакомая. Сейчас она живет в Москве жизнью обычной девушки. Но меня и без операции часто на улицах, в магазинах и на работе принимают за девушку. Прохожие, бывает, показывают пальцем. Один раз девочка спросила у мамы: «Это дядя или тетя?», и та ответила, что дядя.
Разумеется, с агрессией окружающих мне пришлось столкнуться на собственном опыте. Мы шли вдвоем с подругой, она тоже трансгендер, обе в женской одежде. Нас окликнули какие-то парни: «А чего у тебя груди торчат? Ты в лифчике?» Я ответила, что у меня своя грудь. После этого они начали кричать, что они нас, педерастов, сейчас к чуркам отвезут, чтоб из нас девочек сделали. Потом начали бить, моей подруге досталось сильнее. Один из парней предлагал нас пристрелить и в воду сбросить или спалить заживо. Мы написали заявление в полицию, затем было опознание, нас долго допрашивали. Сколько били, куда, кто, с какой интенсивностью — как будто я должна была лежать и подсчеты производить. После всего этого их просто отпустили, и мы встретились в коридоре. Тут, в глубинке, нам не до спокойной жизни, чего уж говорить о праве быть собой.
София Панельная, Москва:
Принять себя чертовски сложно, но больше не из-за «девочки внутри», а из-за сопутствующих проблем. Так случилось, во всяком случае, у меня: я не дружила с системой образования, одноклассников избегала, учителя слегка давили, но больше старались не обращать внимания. Возможно, чувствовали мое внутреннее отчуждение. Во многом оно выражалось посредством немотивированной агрессии, переходящей в презрение и страх. Например, могла разодрать кому-нибудь лицо ручкой ради смеха, убежать в туалет, чтобы поплакать, а потом посмеяться.
Осознание себя «девушкой внутри» появилось уже после полового созревания, примерки маминых шмоток и первых отношений с мужчиной. Он был старше на 10 лет. Поначалу я уезжала к нему на выходные и скрывала от мамы смысл моих поездок. Это продлилось недолго — я плохо умею хранить секреты. Впрочем, мама не была против, она вообще никогда не была против. В 10 лет я воровала у нее тушь для ресниц, потом она нашла у меня секс-игрушки — посмеялась и сложила обратно.
Школу я прогуливала класса с шестого, в десятом меня выгнали из гуманитарного лицея. Не знаю, зачем я туда пробивалась и для чего мама за это платила. Моего интереса хватало на лекции в режиме «хочу слушаю — хочу ухожу», но как только начиналась обязаловка, я никогда не приступала к выполнению заданий. Через месяц после позорного ухода из школы мама оплатила учебу в третьесортном колледже. Нагрузка была минимальная: приходи к обеду несколько раз в неделю — но и это меня раздражало, так что вскоре я перестала посещать это место.
Мой парень помог мне быстро и довольно качественно мутировать из агрессивного школьника в довольно симпатичную девушку. Он заботился обо мне: покупал хорошую еду, готовил, помогал с волосами, с кожей. Лишние родинки мы удалили, шмоток накупили, от волос на лице избавились фотоэпиляцией и гормонами, которые я начала принимать с 16 лет — через полгода после нашего знакомства. Грудь выросла, лицо округлилось, появились ляжки и талия. Кадык мне в ноябре за счет родителей удалили. Заодно связали голосовые связки, чтобы голос феминизировать, сделать его выше. Когда собирала справки для операции, участковый врач проявила невероятную участливость, доброту и заботу — помогла все сделать быстрее и проще, да еще и называла меня София, а не по паспорту.
Впрочем, к женственности своего образа я никогда не подходила с фанатичностью. Платья не ношу, одеваюсь в стиле унисекс. За исключением шортиков у меня почти мужской гардероб, но это не играет роли, ведь за парня меня давно не принимают. Я всегда ощущала себя собой, без четкого разграничения по полу, не примеряя на себя мужскую роль, особенно в социальном плане. Общество говорило мне, что я мальчик, а я и не возражала, потому что это меня ни к чему не обязывает. Всегда можно кивнуть головой, а внутри остаться чем-то бесполым и неопределившимся.
Идея отмечать гендерные праздники мне кажется полной бессмыслицей. Пол как биологическое явление — это не чья-то заслуга, чего тут праздновать? Хотя подарки я, конечно, могу получить.
Лада Преображенская:
Нет точки отсчета, с которой можно было бы сказать: именно с этого все началось. Маленьким мальчиком в возрасте четырех лет я играл во дворе не с пацанами, а с девочками. Но разве это можно считать осознанием принадлежности к другому гендеру? И лишь в зрелом возрасте мне стало понятно, что происходящее со мной — не сумасшествие, а пусть и не очень распространенное, но нормальное явление. Было это всего лет пять назад.
Сбросить с себя железную маску, которую носил 40 лет, нелегко. И это не было каким-то решением, которое приходится взвешивать, это был естественный процесс превращения куколки в бабочку. Познав саму себя, вдохнув воздуха, увидев мир, этого джинна уже не загнать обратно в бутылку. Но теперь, когда я вынуждена быть в мужском гендере, приходится скрывать саму себя от представителей государственных органов, от партнеров по бизнесу, от матери, от старых институтских друзей. Они просто не поймут и от чистого сердца посоветуют лечить голову. Думаю, что им и не стоит об этом узнавать, иначе со многими придется расстаться навсегда.
Из близких знает только бывшая жена. Она была моим наставником и лучшей подругой. Учила походке, макияжу, женскому поведению в обществе, хорошим манерам. На сборы перед выходом на улицу иной раз уходит до трех часов — только так получается ненавистное мужское лицо сделать женским.
Путь от осознания себя до начала гормональной терапии очень долог. По идее, нужно идти на прием к эндокринологу, а до этого получить заключение психиатрической комиссии. Пройти ее непросто и дорого. Кроме того, нужно иметь хорошее внешнее сходство с желаемым гендером. В моем возрасте, чтобы добиться этого, уже нужно принимать гормоны, так что я сама подобрала препараты. Опознают меня крайне редко. Я замечаю, что мужчины разглядывают меня с интересом, знакомятся в метро и на улицах. Таксисты пристают время от времени. Женщины, если опознают, смотрят с показным осуждением и демонстративной насмешкой, но бывает, я вижу в их глазах нескрываемое любопытство и даже восхищение.
А вот мое отношение к мужчинам и женщинам не то что изменилось — оно прямо перевернулось. Поскольку я была и осталась гетеросексуальной, меня по-прежнему тянет к противоположному гендеру. Только теперь это мужчины. До перемены гендера меня тянуло к женщинам.
Я всячески стараюсь избегать любых конфликтных ситуаций, чтобы не подставлять себя. Крайне редко, при крайней необходимости, с диким дискомфортом я одеваюсь в мужское. Например, для полета в самолете. Я работаю архитектором, в женском обличье пока не хочу ходить на встречи с клиентами — из-за этого просто не общаюсь с ними напрямую. Помимо основной работы, я раскручиваю в соцсетях паблики по трансгендерной тематике. Вместе с подругой открыли фотостудию для трансгендеров, в которой создаем их образы и проводим фотосессии. Пока только так мне удается реализовать себя профессионально в женском гендере.
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов подтвердил, что на разбившемся утром 25 декабря в Черном море Ту-154 находилась известный благотворитель Елизавета Глинка, исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Она летела на авиабазу в Сирию, чтобы отвезти медикаменты в университетский госпиталь в Латакии. Для многих россиян Елизавета Глинка — Доктор Лиза — стала олицетворением добра, сострадания и милосердия.
«Разум отказывается понимать, что ее больше нет с нами. Сердце отказывается в это верить, — написал Федотов на сайте СПЧ. — Мы до последнего надеялись на чудо. А она сама была чудом, небесным посланием о добродетели».
В России Елизавета Петровна Глинка известна как Доктор Лиза. В начале декабря президент Владимир Путин наградил ее Государственной премией за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности.
«Самое главное право — это право на жизнь, — сказала в ответном слове президенту Глинка. — В это непростое время оно безжалостно попирается. Мне очень трудно видеть убитых и раненых детей Донбасса, больных и убитых детей Сирии.
Невозможно осознавать разделение общества, в котором люди перестали слышать друг друга, а нам [правозащитникам] бросают однобокие фразы: «сами виноваты» или «готовьтесь быть убитыми, потому что вы не там, где надо». Мы, правозащитники, вне политики, так же и те люди, кого мы защищаем. Мы на стороне мира, диалога и сотрудничества со всеми людьми».
Но той же церемонии она рассказала, что в ближайшее время намерена отправиться с гуманитарной миссией в Донбасс. А затем — в Сирию.
«Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми, потому что война — это ад на земле, и я знаю, о чем я говорю, — завершила она свое выступление. — Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Елизавета Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве. В 1986 году закончила Второй Медицинский институт имени Пирогова по специальности «реаниматолог-анестезиолог». В том же году она эмигрировала в США вместе с мужем — американским адвокатом с русскими корнями Глебом Глинкой, потомком известного рода, к которому принадлежал композитор Михаил Глинка.
В Америке Елизавета Глинка начала работать в хосписе и, по ее собственным словам, была потрясена человеческим отношением к безнадежным больным в этих учреждениях. В 1991 году Глинка окончила в США Дартмутскую медицинскую школу (Dartmouth Medical School) по специальности «паллиативная медицина». Тогда же она переехала в Киев, где ее муж работал по контракту. В онкологическом центре Киева она организовала патронажную службу паллиативной помощи и первые хосписные палаты. После того как срок контракта у мужа истек, семья вернулась в Америку. Однако Елизавета Глинка продолжала курировать киевский хоспис.
В 2007 году, когда тяжело заболела мать Елизаветы, она перебралась в Москву, где основала благотворительный фонд «Справедливая помощь» и стала его исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фонд будет оказывать паллиативную помощь неонкологическим больным, для которых в России не существовало хосписов. Но круг интересов расширился. В число подопечных фонда вошли малообеспеченные больные, в том числе без определенного места жительства. Волонтеры фонда выезжали на вокзалы и раздавали бездомным еду, одежду и лекарства.
В августе 2010 года фонд «Справедливая помощь» организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших многие регионы России. Как отмечали СМИ, именно эта благотворительная кампания принесла Елизавете Глинке всероссийскую известность. В 2012 году она участвовала в помощи пострадавшим от наводнения в Крымске.
С началом событий на востоке Украины фонд «Справедливая помощь» поддерживает людей, живущих на территориях ДНР и ЛНР. Доктор Лиза организовывала сборы гуманитарной помощи для жителей Донбасса, а также вывозила тяжелобольных детей из охваченного войной региона на лечение в Россию. С 2015 года Елизавета Глинка неоднократно посещала Сирию: доставляла лекарства и организовывала медицинскую помощь гражданскому населению страны.
В социальных сетях, в аккаунтах самой Елизаветы Глинки появляются воспоминания тех, кто знал ее, и соболезнования от самых разных людей.
Ольга Кормухина, певица: «Душа скорбит безмерно… Почти всех знаю лично… А Лиза… Мой дорогой, незабвенный друг! Мой пример, мое солнышко… Такая маленькая и такая Великая женщина!!! Разум отказывается верить… В голове до сих пор наш недавний разговор, планы… И эти глаза! Огромные! Строгие и любящие! Прости! Теперь не только мне… тысячам людей будет очень трудно без тебя…
Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь»: Ужасно и тяжело, что таких энергичных и светлых людей у нас забирают. После этого остается такая большая брешь… И такое количество покинутых, обездоленных, которым она дарила заботу, участие и надежду.
Она умела достучаться даже до людей далеких от благотворительности. Не знаю, кто сможет ее заменить. Это потеря не только для тех, кто нуждается в помощи, но и большая человеческая потеря для всех нас, для общества. Погас маяк, на который многие ориентировались.
Александр Захарченко, глава самопровозглашенной Донецкой народной республики: Народ Донбасса никогда не забудет того, что она сделала для наших детей, а значит — для всей республики.
Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера», дочь Веры Миллионщиковой: Мы с мамой как-то пытались сформулировать, в чем их кровное единство с Лизой, кроме хосписов, но в результате сформулировали, в чем их различие. Мама сказала, что если как-то утром она проснется и выяснит, что от рака больше никто не умирает, то она радостно уйдет на пенсию, а вот если Лиза утром проснется и поймет, что горя в мире больше нет — то она просто не будет знать, как жить дальше…
У мамы в кабинете всегда стояла, стоит, Лизина фотография. Лиза около танка. В Косово. Неукротимая, неумолимая, непреклонная, сложная, бесстрашная, всегда там, где страшнее всего, где больше всего нужна помощь: в бывшей Югославии, в Донецке, в Сирии, с бездомными у вокзала, с умирающими в хосписе…
Пока тело не найдено, нельзя быть уверенными в том, что Лизы нет. Она пропала без вести. Ждем.
Кто-то находит в постах Доктора Лизы трагические «пророчества». Последнее сообщение Елизаветы Глинки было опубликовано в Facebook 21 декабря на шестилетнюю годовщину смерти Веры Миллионщиковой, основателя первого московского хосписа: «Я жду и верю, что война закончится, что все мы перестанем делать и писать друг другу напрасные, злые слова. И что хосписов будет много. И не будет раненых и голодных детей. До встречи, Вера!».