Ремонт стиральных машин на дому. Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.
Ремонт посудомоечных машин Люберцы, Москва, Котельники, Жулебино, Дзержинский, Лыткарино, Реутов, Жуковский, Железнодорожный. Раменское. 8-917-545-14-12. 8-925-233-08-29.

Цифровые технологии московского образования признаны на мировом уровне

Показатели учеников Москвы, принявших участие в Международном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся — PISA, проведенной в 2018 году, в очередной раз подтвердили высокую конкурентоспособность столичной системы образования. Ключевым решением, способствовавшим достижению этих результатов, стал мегапроект, не имеющий аналогов не только в России, но и в мире: Московская электронная школа (МЭШ). О том, как это было, — в материале «Ленты.ру».

PISA — это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, который проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

МЭШ — это современная образовательная среда, в которой ученики и учителя работают с инновационным цифровым контентом. В ней представлены учебники ведущих российских издательств, электронные учебные пособия, созданные учителями, тестовые задания, интерактивные приложения и многое другое.

Но главная особенность Московской электронной школы, отличающая ее от множества других образовательных платформ, — сценарии уроков, разработанные педагогами. Таким образом, учитель не только использует лучшие наработки, но и создает свои. Не исключено, что именно его сценарии будут пользоваться спросом у коллег и войдут в число лучших.

Стоит добавить, что МЭШ невозможно себе представить без высокотехнологичного оборудования, которое сегодня есть в каждой московской школе: ноутбуков, планшетов, интерактивных панелей, высокоскоростного интернета.

Распространено мнение, что к выполнению заданий PISA школьников нужно «натаскивать», специально готовить. Реальность же такова: никого никогда в школах столицы к PISA специально не готовили, а результаты очень высокие. Один из важнейших факторов достижения этих высоких результатов — Московская электронная школа.

В Библиотеке МЭШ в общем доступе размещено более 40 тысяч сценариев уроков, большая часть которых содержит задания, аналогичные тем, что используются в международных сопоставительных исследованиях.

Московская электронная школа была задумана как цифровой помощник учителя, электронный тренажер, работа в котором обеспечивает не только высокий уровень компьютерной и информационной грамотности (о чем говорят результаты ICILS), но и формирование у учащихся функциональной грамотности, проверяемой в рамках исследования PISA, — читательской, математической, естественнонаучной.

Растет число метапредметных сценариев МЭШ, помогающих формировать у ребят конвергентное мышление. Правительство Москвы поддерживает разработку такого содержания уроков, установив за этот контент отдельную категорию грантов.

Некоторые учителя разработали рекомендации для своих коллег по включению в сценарии заданий в формате PISA. Задания в формате международных исследований можно найти в большинстве сценариев Библиотеки МЭШ, так что они хорошо знакомы и понятны московским школьникам — к 2018 году благодаря Московской электронной школе был накоплен существенный опыт их выполнения.

Немалую роль в успехе московских школьников в PISA сыграли интерактивные приложения МЭШ — отличные помощники учителя, обеспечивающие самые разнообразные форматы взаимодействия с учебным контентом. В Библиотеке Московской электронной школы размещено более 90 тысяч приложений, дающих возможность моментально проверить ответ, соревноваться с одноклассниками, выбирать уровни сложности. Эти инструменты влияют на формирование функциональной грамотности.

Отдельно стоит сказать о развитии естественнонаучной грамотности средствами МЭШ. Большую роль здесь сыграли электронные учебные пособия по практическому естествознанию. Каждая глава такого пособия — это рассказ о явлениях окружающего мира с точки зрения различных наук, дополненный практикумами, проектными работами, темами эссе, возможностями самопроверки.

Каждому школьнику, который хотя бы немного интересуется математикой и физикой, известен журнал «Квант», а также «Квантик», созданный при поддержке Московского центра непрерывного математического образования. В МЭШ содержатся 31 выпуск «Кванта» и 41 выпуск «Квантика» с разнообразными задачами, квестами, экспериментами, рассказами об ученых и событиях научной жизни.

Привычным для московских учеников стал компьютерный формат, в котором проводилось последнее исследование PISA. МЭШ предусматривает выполнение интерактивных заданий, в которых необходимо не просто отмечать верные ответы, но и устанавливать связи между объектами.

Особое внимание уделяется работе с текстами. У детей формируют навык прокрутки окна с текстом до конца (известно, что в интернете велик соблазн ограничиться прочтением первых абзацев), учат их соотносить даты публикаций различных текстов, отличать мнения от фактов, оценивать значимость информации для принятия решений.

К выпуску из девятого класса ученики обладают навыками работы с различными интерфейсами (тестирующими системами, гиперссылками, модальными окнами, прокрутками), ориентируются в структуре взаимосвязанных материалов (заданий со ссылками, содержанием различного типа, объединенным общей темой), умеют представлять и считывать информацию в виде графиков, гистограмм, изображений, таблиц.

Конечно, вклад МЭШ в высокие результаты столичных школьников в международных исследованиях не стоит сводить лишь к формированию функциональной грамотности и освоению компьютерного формата заданий. Не менее важно другое.

МЭШ изменила формат учебного процесса, позволив школам самостоятельно определять скорость, порядок, объем и глубину освоения предметного содержания и формирования тех или иных компетенций. Многие школы используют эффективный учебный план, учитывая потребности каждого класса и каждого ребенка. Все это так или иначе повлияло на качество образования.

Куратор международных сравнительных исследований ОЭСР Андреас Шляйхер отметил, что за последние годы «Москва оцифровала практически каждый аспект своей учебной системы», а ученики, учителя и родители стали «дизайнерами и соавторами образовательного контента и методов обучения». По его мнению, «технологии расширяют возможности обучения на основе опыта, способствуют практическим знаниям и обеспечивают формирующие оценки в режиме реального времени».

МЭШ, созданная учителями для себя и своих учеников, стала мотивирующей средой, в немалой степени способствующей достижению выдающихся результатов.

Оставьте комментарий